Проблема формирование круга детского чтения существует давно. Умение правильно формировать круг детского чтения - основа профессиональной деятельности учителя. Не обладая этим умением, нельзя вырастить талантливого читателя в ребенке.

Понятие круга чтения школьника как компонента читательской компетентности

Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» .

Проблема формирования младшего школьника как читателя была поставлена в 60-е годы XX века в работах Н.Н. Светловской . В наше время проблемой формирования читательской компетентности младших школьников занимаются Е.Л. Гончарова , Н.Н. Сметанникова и другие.

Наиболее общее определение читательской компетентности дает Н.Н Сметанникова. По ее мнению, «читательская компетентность - это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности» .

Е.Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность как психологическую систему. Она считает, что все компоненты этой системы подчинены ее главной функции: превращению содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя .

Объективными показателями читательской компетентности являются устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя все знания, умения, навыки, которыми читатель располагает к моменту чтения.

Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в содержание понятия «читательская компетентность» включают владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знание книг и умение их самостоятельно выбирать, сформированность потребности в книге и чтении.

На наш взгляд, в данном определении названы не все существенные признаки читательской компетентности. Мы считаем, что помимо названных признаков читательской компетентности не менее важными следует считать эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе и сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведений. Одной из составляющих читательской компетентности является круг чтения.

Круг чтения - это круг тех произведений, которые читают (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Умение правильно формировать круг детского чтения основа профессиональной деятельности учителя. Не обладая этим умением, нельзя вырастить талантливого читателя в ребенке.

Проблема формирование круга детского чтения существует давно. Еще в античную эпоху своего развития человек заботился о том, что могут и что должны читать дети. Предметом внимания взрослых в первую очередь было содержание книг, читаемых младшим поколением. Уже тогда имелось устойчивое представление о том, что у детей и взрослых разный круг чтения.

Во все времена своего существования человечество проявляло внимание к нравственным проблемам произведений для детей, считая их первоосновой формирования человека в ребенке. Особой заботой взрослых было историческое чтение, так как без знания истории страны нельзя стать достойным гражданином. Постоянно шли споры о том, что считать детским произведением, каким критериям оно должно соответствовать.

Вопросы круга детского чтения были подняты в XVIII в. (И. Посошков, Н. Новиков) и подробно разработаны в XIX в. в трудах В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Л. Толстого, К. Ушинского. Но до сих пор эта проблема остается сложной в методике детского чтения ввиду своей многоаспектности: человек, занимающийся вопросами детского чтения, должен обладать одинаково глубокими и разносторонними знаниями в области русского и зарубежного фольклора, русской и зарубежной детской литературы и детского чтения. Ему необходимо иметь хорошую педагогическую и психологическую подготовку, так как круг детского чтения формируется с учетом возрастных особенностей восприятия ребенком художественного произведения. Тот, кто занимается вопросами круга детского чтения, должен постоянно следить за тенденциями развития детской литературы, детского книгоиздательства, уметь дать верную критическую оценку новинкам книжного рынка, знать, где можно получить информацию о том, что публикуется для детей определенного возраста. Ему самому нужно быть компетентным читателем, верить в силу воздействия художественного слова на человека и понимать, что формирование круга детского чтения - процесс, требующий к себе серьезного и кропотливого отношения.

От чего зависит содержание круга детского чтения?

  • 1. От возраста читателя, его пристрастий и предпочтений. Уже в детстве проявляется интерес ребенка к определенному жанру (сказка), определенному виду литературы (поэзия), к определенному автору и книге. Запомнившиеся им произведения дети могут слушать без устали.
  • 2. Особую роль в формировании круга детского чтения играют знания человека в области литературы, его информированность. Поскольку младший школьник ни особо богат знаниями, ни обширной информацией, то здесь следует говорить о знаниях и представлениях взрослого человека о детской литературе. Чем шире и полнее они, тем интереснее детская книга будет преподнесена ребенку.
  • 3. От состояния и уровня развития самой литературы.
  • 4. Однообразие литературы сделало однообразным круг детского чтения. В детском чтении рубежа ХХ-ХХI вв. преобладают сказка и литература нонсенса, что не способствует воспитанию разностороннего читателя.
  • 5. От состояния фондов общественных и семейных библиотек. Чем полнее и разнообразнее они, тем правильнее можно будет сформировать круг детского чтения .

Большое влияние на формирование круга детского чтения оказывает то время, в которое живет читатель: его идеи, идеалы, запросы. Выбирая книгу для чтения, мы обязательно должны думать о формировании позитивных эмоций ребенка, его позитивной деятельности в результате осмысления содержания произведения.

Создание круга детского чтения предполагает руководство детским чтением. По этому поводу существуют полярные мнения. Одни считают, что руководство детским чтением лишает ребенка права свободного выбора книг для собственного чтения. Другие говорят о необходимости квалифицированной помощи ребенку.

Детский круг чтения не может и не должен быть одинаковым. Наряду с чтением, содержание которого зависит от образовательной программы, выполняемой в учреждении, существует домашнее, семейное чтение. Домашнее чтение - это вариативная часть чтения, содержание которой зависит от образования, знания детской литературы, вкуса и возможностей родителей. Вариативность чтения играет положительную роль, так как способствует сохранению уникальности ребенка-читателя.

Формирование детского круга чтения является серьезным теоретическим и практическим вопросом, требующим постоянного обновления. К его решению нельзя подходить только с педагогической точки зрения.

Очень часто на восприятие младшего школьника воздействуют морально - этические установки семьи, среды, времени, в которое он живет, и понимает произведение в зависимости от личного нравственного опыта.

Только тщательный подбор произведений для чтения и наблюдение за процессом восприятия книги со стороны взрослого приведут к достижению цели .

Формируя круг детского чтения, следует обратить внимание также на то, что детской литературе свойственен феномен множества. Проявляется он по-разному. Часто мы сталкиваемся с тем, что писатели создают большое количество произведений на родственные темы, в которых действуют одни и те же герои. Мы отмечаем повторяемость сюжетов, одинаковых художественных приемов, и в какой-то момент читателю начинает казаться, что «писатели принялись отрабатывать количественную "норму"» . У каждого писателя свои причины такого творческого поведения, например: просьбы читателей продолжить цикл у Александра Волкова, узнаваемость и привлекательность героя у Сергея Михалкова. Писатель такого рода может остаться в истории литературы и читательской памяти, ассоциируясь с чем-либо: Александр Волков -- с историей Изумрудного города, Сергей Михалков -- с образом дяди Степы. Но не всегда таким произведениям уготована долгая жизнь.

Таким образом, многоаспектность проблемы формирования круга детского чтения свидетельствует о необходимости самому взрослому человеку быть грамотным читателем, владеть практикой оценки художественных произведений, принципами и критериями их отбора.

При подготовке изданий для детей используется не только детская, но и «взрослая» литература. Поэтому в издательском деле и редактировании употребляется несколько понятий, характеризующих область издания литературы для детей и юношества.

Различают такие понятия, как «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения». Уже из самих названий видно, что они пересекаются друг с другом и в то же время имеют самостоятельное содержание.

Понимание смысла, который вкладывается в каждый из этих терминов, важно прежде всего с точки зрения общего подхода к книгоизданию, поскольку они определяют организацию и методику формирования репертуара изданий, источники отбора произведений, особенности работы редактора с авторами.

Рассмотрим понятие «детская литература»; именно оно является исходным для характеристики всей области издания для детей.

Детская литература создается специально для детской читательской аудитории. Писатель учитывает специфику детского восприятия, стараясь, чтобы его произведение хорошо понимали и усваивали читатели определенного возраста.

Особое значение имеет умение автора распознать детскую психологию, ориентироваться на интересы, пристрастия детей, возможности восприятия ими тех или иных фактов. Говорят, что для создания произведения детской литературы необходимо сохранить «детское видение мира», позволяющее отчетливо представлять себе свойства и качества детского восприятия. Детский писатель должен понимать и знать ребенка и, конечно, обладать особым талантом, который определяет мастерство автора, - талантом создавать живые незабываемые картины окружающего мира, узнаваемого ребенком и поучающего его.

При создании произведения собственно детской литературы учитывается специфика определенного возраста.

Очевидно, писатель, обращающийся к детской литературе, должен отличаться особым отношением к жизни, представлять себе, как окружающая действительность воспринимается ребенком, отмечать необычное, яркое - то, что интересно его будущим читателям.

Разработаны определенные методы написания произведения литературы специально для детей. Вот только один, достаточно распространенный прием, связанный с особой позицией автора произведения, - он смотрит на окружающий мир как бы из детства, которое описывает. Писатель не наблюдает за своими героями со стороны, а рассматривает события их глазами. Именно так развивается повествование в повестях «Детство» Л. Толстого и «Детство» М. Горького, «Голубая чашка» А. Гайдара. Писатель перевоплощается в своих персонажей, не позволяя себе ни на минуту отстраниться и взглянуть на них глазами взрослого. По-видимому, именно взгляд на мир из детства сообщает содержанию этих повестей одно из самых существенных для произведений детской литературы качеств - качество достоверности описанного, понятности для читателя.

Таким образом, детская литература специально создается в расчете на определенную возрастную категорию читателей с учетом специфики детского восприятия.

Одна из важных задач редактора - создание актива детских писателей. А между тем найти этих писателей бывает трудно, поскольку детские писатели - это писатели, обладающие особым даром - помнить и понимать детство. В.Г. Белинский писал: «Должно родиться, а не сделаться детским писателем. Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но своего рода гений… много нужно условий для образования детского писателя… Любовь к детям, глубокое знание потребностей, особенностей и оттенков детского возраста есть одно из важных условий».

Рассмотрим более широкое понятие - «литература для детей». Этим понятием обозначается и детская литература, и взрослая, представляющая интерес для детей и понятная им.

Известно, что многие писатели, произведения которых охотно читают дети, специально для детей не писали. Например, известный русский писатель И.А. Гончаров признавался: «Как скоро садишься писать с мыслию, что это для детей, не пишется да и только. Надо забыть это обстоятельство, а как его забудешь? Можно писать для них не нарочно, не думая о том… Например, Тургенев, не стараясь и не подозревая ничего, написал свой «Бежин Луг» и некоторые другие вещи - для детей. Я тоже нечаянно написал книгу для юношества «Палладу» (имеется в виду «Фрегат «Паллада». - С.А.)… Я полагаю, что писать для детей собственно нельзя, а можно помещать в журнал детский что-нибудь уже готовое, что написано и лежит в портфеле, путешествие, рассказ, история, - все, что годится для взрослых и что не имеет в себе ничего, что бы могло повредить детскому уму и воображению».

Литератор Н. Телешов вспоминал: «Чехов уверял… что никакой «детской» литературы не существует. «Везде только про Шариков да про Барбосов пишут. Какая же это «детская»? Это какая-то «собачья литература».

В письме к Россолимо 21 января 1900 г. А.П. Чехов замечает: «Писать для детей не умею, пишу для них раз в десять лет и так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Андерсен, «Фрегат «Паллада», Гоголь читаются охотно детьми, взрослыми также. Надо не писать для детей, а должно выбирать из того, что написано для взрослых».

И сам А.П. Чехов специально детских произведений не создавал, но его рассказы, такие, например, как «Каштанка», «Мальчики», охотно читают ребята.

Приведем мнение современного писателя. В ответе на вопрос о специфике детской литературы, содержавшийся в специальной анкете Дома детской книги издательства «Детская литература», А. Маркуша написал: «Сейчас много спорят о специфике детской литературы. Не верю ни в какую специфику. Есть литература (и ее мало), а еще имеется «литература» (и ее много). Дети должны читать взрослые книги, написанные настоящими мастерами, пусть поймут и не все, по крайней мере, будут привыкать к настоящему искусству, а не воспитываться на суррогатах… Детям надо больше знать о взрослых!» (из материалов Дома детской книги).

Таким образом, чтение детей охватывает не только специально написанные произведения, но пополняется и за счет взрослой литературы. Именно так формируется репертуар изданий для детей. Его составляют детская литература и произведения, написанные для взрослых, но представляющие интерес для детей

Из детской литературы и литературы для детей составляется так называемый круг детского чтения. Энциклопедический словарь «Книговедение» определяет круг чтения следующим образом: «Совокупность произведений печати, отражающая основные интересы и потребности в чтении определенной читательской группы. Круг чтения социально и исторически обусловлен. Выявление круга чтения - одна из основных задач конкретных социологических исследований в области чтения».

Применительно к детскому чтению круг чтения имеет свои характеристики. Остановимся на них.

«Круг детского чтения» включает книги, которые должны быть прочитаны именно в детстве и которые определяют чтение ребенка конкретного возраста. Это динамическое явление, так как по мере роста ребенка расширяются и границы охвата литературы, которую он читает. Круг чтения показывает интересы и пристрастия человека, отдельные издания «возвращаются», если читатель обращается к ним не однажды. Состав изданий постоянно меняется в зависимости от изменения интересов детей и репертуара выпускаемых изданий, причем чем богаче, разнообразнее репертуар, тем больше возможностей влияния на ребенка, так как круг его чтения будет в той или иной степени отражать это богатство и разнообразие.

Формирование круга детского чтения связано с решением воспитательных задач. Та литература, которая специально написана для детей, определяет во многом облик, характер, поведение детей. Кроме того, она является источником культурных традиций, передает читателям определенный опыт. Не случайно В.Г. Белинский специальное внимание обращал на определение круга детского чтения. Размышляя о его составе, критик прежде всего указывал на связь книги с жизнью, художественность, «глубокость» и гуманность идеи, целомудренность содержания, простоту и народность. Среди произведений, которые должны входить в круг детского чтения, он называл стихотворения и сказки А.С. Пушкина, роман о приключениях Робинзона Крузо Д. Дефо.

Детская литература формирует и определяет круг чтения каждого ребенка, изменяя и структурируя его состав, причем постепенно эта литература вытесняется «взрослой», оставляя за пределами интересов читателя собственно детскую литературу. Учитывая, что определенные книги могут воздействовать наиболее эффективно именно на того читателя, которому предназначены, можно считать, что литература, входящая в круг детского чтения, должна быть прочитана в соответствующем возрасте; книги, которые не «попались» читателю вовремя, не могут оказать на него того влияния, которого добивался автор, и, следовательно, свои социальные функции выполняют не полно. Действительно, воздействие на дошкольника, школьника старшего возраста, взрослого человека сказки, например «Красной шапочки», различно, так как в каждом возрасте интерес представляют «свои» аспекты произведения. Следовательно, круг чтения определяет степень и характер влияния на читателя содержания произведения и связан с особенностями свойств различных категорий читателей.

При организации книгоиздания для детей, особенно в процессе формирования репертуара, редактор ориентируется на круг детского чтения, отбирая произведения для переиздания и включая в систему изданий новую литературу.

Гарева Татьяна Александровна,

Медведева Людмила Николаевна

логопеды ГОУ Детский Сад компенсирующего вида № 471

Детская литература – это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщённых идей в яркой форме – в конкретных образах.

Сказки, рассказы, стихи формируют художественный вкус, повышают культурный уровень ребёнка. К.И. Чуковский отмечал: «Ребёнок понимает по- своему, и даже, если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет необходимости их приземлять».

К.Д. Ушинский подчёркивал, что литература должна ввести ребёнка «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» . Это произведения устного народного творчества: загадки, считалки, пословицы, поговорки. При знакомстве с произведениями устного народного творчества мы совершенствуем высшие психические функции: слухоречевую, зрительную память, произвольное внимание, творческое мышление, обогащаем лексику, развиваем фразеологический словарь, формируем навыки грамматически правильной речи. Ещё до года малыш начинает слушать первые потешки, песенки, рассматривать их в книжных иллюстрациях. В этом возрасте его интересуют ритмы, интонация.

Необходимо отметить и колоссальное влияние произведений устного народного творчества для умственного развития дошкольников.
Главная задача родителей – знать о литературных склонностях своего малыша, чтобы совершенствовать их.
Важно отметить, что совместное чтение способствует становлению тёплых эмоциональных отношений матери и ребёнка.

Во время чтения художественной литературы обратите внимание на следующие рекомендации:

Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа
- Как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка
- Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка. Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке.
- Читайте вслух всю жизнь! Эта потребность формирует у вашего ребёнка интерес к чтению
- Детские книги должны находится в доступном для малыша месте
- Запишитесь в детскую библиотеку, предоставьте ребёнку участвовать в выборе книг

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Помните: ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – БЛАГОПРИЯТНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ!

Учим с детьми потешки, стихи, загадки, переносим их в детское творчество, в технику оригами.
В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам.
Ребёнку нужно открывать богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Родителям необходимо обращать внимание не только на содержание произведения, но и на выразительные средства языка – сказки, рассказа и других произведений художественной литературы.
Дети любят сказки, народные и авторские. Сказка вызывает у дошкольника любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, загадочностью, неограниченными возможностями для фантазирования, игры ума.

Познавательные книги о труде, о технике, о вещах, о природе вошли в детскую литературу. Они позволяют раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, в образной форме показывать сущность явлений, подготавливают научное миропонимание.

Стихи С.Я. Маршака о создании вещей «Откуда стол пришёл», «Книжка про книжку».
К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Энциклопедическая книга Житкова «Что я видел».

Детская книга создала особый тип книги – весёлую книгу для детей.

Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества – умение шутить и смеяться.
Произведения К.И. Чуковского, Н.Н. Носова, В.Г. Сутеева, С.Я. Маршака, Э.Н. Успенского и другие.
Жанровое и тематическое многообразие детской литературы даёт возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности.

Круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышения их начитанности.

Неоднозначные по замыслу, многоплавные и многослойные, проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять и раскрыв которую маленький читатель испытывает удовлетворение.

В центре внимания современных писателей внутренний мир взрослого и ребёнка, мир переживаний, разнообразных отношений и чувств.

Это свойственно книгам Р. Погодина, И. Токмаковой, Э.Успенского и других авторов.

Детские писатели ставят детей перед необходимостью осознавать нравственные истины, выбирать линию поведения, занимать правильную позицию по отношению к другим людям, вещам, природе.

У старших дошкольников проявляется устойчивый интерес к «толстой» книге.

Это хрестоматия, произведения отечественных и зарубежных писателей.

Уважаемые родители!

Помните, что книга – ваш хороший собеседник и лучший друг!

Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.

Вопросы о круге детского чтения поднимались в России в 18-м веке, и в трудах Н.Чернышевского, В.Белинского, Н.Добролюбова, Л.Толстого в 19-м веке.

Но все же острота вопроса остается и в современной России 21-го века.

Человеку, занимающемуся вопросами детского чтения необходимо обладать разносторонними знаниями в области русского фольклора, и зарубежного творчества, писателей русской и иностранной детской литературы. А так же для формирования круга детского чтения, необходимо иметь отличную педагогическую и психологическую подготовку. Ему самому важно отслеживать тенденции развития рынка детской литературы, детского книгоиздательства, самому много читать и верить в то, что художественное слово может воздействовать и влиять на человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круг детского чтения.

Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.

Вопросы о круге детского чтения поднимались в России в 18-м веке, и в трудах Н.Чернышевского, В.Белинского, Н.Добролюбова, Л.Толстого в 19-м веке.

Но все же острота вопроса остается и в современной России 21-го века.

Человеку, занимающемуся вопросами детского чтения необходимо обладать разносторонними знаниями в области русского фольклора, и зарубежного творчества, писателей русской и иностранной детской литературы. А так же для формирования круга детского чтения, необходимо иметь отличную педагогическую и психологическую подготовку. Ему самому важно отслеживать тенденции развития рынка детской литературы, детского книгоиздательства, самому много читать и верить в то, что художественное слово может воздействовать и влиять на человека.

Так что же это-круг детского чтения? Это круг произведений, которые слушают, читают и воспринимают дети. Они писались, переходили от взрослых, были поняты и приняты детьми. В круг детского чтения входят:

Фольклор,

Книги для детей,

Детское творчество,

Детские газеты и журналы,

Как известно, что каждому году жизни ребенка соответствуют определенные произведения: потешки и пестушки четырехстрочные в раннем дошкольном возрасте, до сказок-романов в старшем дошкольном возрасте.

Из этого напрашивается вопрос - от чего зависит круг детского чтения?:

От возраста ребенка, от его предпочтений. Так, в самые юные слушатели предпочитают сказки, потешки, стихи, написанные определенным автором, определенной книге.

От развития самой литературы. Что говорить, состояние уровня развития детской литературы конца 20-го века оставалось на низком уровне, стихи для детей практически не печатались, очень мало исторических и реалистических произведений, что не способствовало воспитанию разностороннего читателя.

От подбора литературы для детского чтения. В фондах городских и сельских библиотек, от книг находящихся в семьях, большое влияние оказывает само время, в котором живет ребенок.

Круг детского чтения не может быть одинаковым для всех, и не должен. Ведь ребенок в состоянии выбрать книгу себе сам, даже самый маленький, по привлекательной обложке, по иллюстрациям.

Образовательная программа, которая выполняется в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям, согласно возрастной категории.

Наряду с этим, существует семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей и она играет положительную роль в сохранении уникальности ребенка-слушателя, ребенка-читателя.

В круге детского чтения существует ряд произведений, обязательных, без которых дошкольное детство не возможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения:

Народные сказки,

Произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, Н.Носова,

Сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгренд.

В. Г. Белинский, утверждал, что детям свойственно особое восприятие услышанного, о важности роли книги в воспитании ребенка. Ведь «неправильная» книга может привести к искажению нравственных представлений, разрушит эстетические чувства, и о своем месте в окружающем мире.

Дошкольники воспринимают искусство внеконтекстно: может одушевить неодушевленные предметы, изменяет произведения на свое усмотрение, делая его героем себя или своих друзей. Понравившаяся книга оказывает на ребенка сильное впечатление, и он использует сюжет в своих играх, живет ими, включает в свою реальную жизнь.

Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги.

У детей должно быть отведено время для чтения, и ни чего не должно мешать или отвлекать. Детям необходимо объяснить, что нельзя читать во время еды, в транспорте, на ходу. Не следует постоянно читать одну и ту же книгу. При чтении следует не торопиться, четко и ясно проговаривать звуки и буквы. Взрослые должны помнить, что недопустимо заставлять ребенка слушать, если он устал, отвлекается, желает сменить вид своей деятельности. Только внимательное заботливое отношение к дошкольникам, тщательный выбор для чтения того или иного произведения приведут к желаемому результату.

В подборе круга детского чтения должно уделяться особое внимание:

Доступности,

Наглядности,

Занимательности,

Динамичности сюжета,

Воспитательной ценности произведения.

Так что же должно входить в круг детского чтения?

Все виды литературы:

Проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература;

Фольклорные жанры- народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки, страшилки;

Научно-популярные жанры (энциклопедии);

Произведения литературы народов мира.

Тематика произведений должна быть настолько разнообразной, насколько требует читатель:

Детство;

Детская игра, игрушки;

Природа, животный мир;

Взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной;

Война и героизм;

Исторические периоды;

Человек и техника.

Важно учитывать и половые различия между детьми. Для девочек нужно читать книги о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам же будет интересна литература о смелости, о мужестве, о героях, о путешествии, изобретениях, о поведении людей в трудных ситуациях.

Детская литература - это самоценный вид словесного художественного творчества, играющий важную роль в развитии и воспитании ребенка. В.Лунин так отмечал: «Должен Вам сознаться, что пишу я не для Вас, а для самого себя!».


Детская литература - это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщённых идей в яркой форме - в конкретных образах.

Сказки, рассказы, стихи формируют художественный вкус, повышают культурный уровень ребёнка. К.И. Чуковский отмечал: «Ребёнок понимает по- своему, и даже, если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет необходимости их приземлять».

К.Д. Ушинский подчёркивал, что литература должна ввести ребёнка «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Это произведения устного народного творчества: загадки, считалки, пословицы, поговорки. При знакомстве с произведениями устного народного творчества мы совершенствуем высшие психические функции: слухоречевую, зрительную память, произвольное внимание, творческое мышление, обогащаем лексику, развиваем фразеологический словарь, формируем навыки грамматически правильной речи. Ещё до года малыш начинает слушать первые потешки, песенки, рассматривать их в книжных иллюстрациях. В этом возрасте его интересуют ритмы, интонация.

Необходимо отметить и колоссальное влияние произведений устного народного творчества для умственного развития дошкольников.

Главная задача родителей - знать о литературных склонностях своего малыша, чтобы совершенствовать их.

Важно отметить, что совместное чтение способствует становлению тёплых эмоциональных отношений матери и ребёнка.

Во время чтения художественной литературы обратите внимание на следующие рекомендации:

  • - Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа.
  • - Как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка.
  • - Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка. Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке.
  • - Читайте вслух всю жизнь! Эта потребность формирует у вашего ребёнка интерес к чтению.
  • - Детские книги должны находиться в доступном для малыша месте.
  • - Запишитесь в детскую библиотеку, предоставьте ребёнку участвовать в выборе книг.

Помните: ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - БЛАГОПРИЯТНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ!

Учим с детьми потешки, стихи, загадки, переносим их в детское творчество, в технику оригами. В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам.

Ребёнку нужно открывать богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой - избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Родителям необходимо обращать внимание не только на содержание произведения, но и на выразительные средства языка - сказки, рассказа и других произведений художественной литературы.

Познавательные книги о труде, о технике, о вещах, о природе вошли в детскую литературу. Они позволяют раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, в образной форме показывать сущность явлений, подготавливают научное миропонимание.

Стихи С.Я. Маршака о создании вещей «Откуда стол пришёл», «Книжка про книжку».

К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Энциклопедическая книга Житкова «Что я видел».

Детская книга создала особый тип книги - весёлую книгу для детей.

Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества - умение шутить и смеяться.

Произведения К.И. Чуковского, Н.Н. Носова, В.Г. Сутеева, С.Я. Маршака, Э.Н. Успенского и другие.

Жанровое и тематическое многообразие детской литературы даёт возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности.

Круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышения их начитанности.

Неоднозначные по замыслу, многоплавные и многослойные, проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять и раскрыв которую маленький читатель испытывает удовлетворение.

В центре внимания современных писателей внутренний мир взрослого и ребёнка, мир переживаний, разнообразных отношений и чувств.

Это свойственно книгам Р. Погодина, И. Токмаковой, Э.Успенского и других авторов.

Детские писатели ставят детей перед необходимостью осознавать нравственные истины, выбирать линию поведения, занимать правильную позицию по отношению к другим людям, вещам, природе.

У старших дошкольников проявляется устойчивый интерес к «толстой» книге.

Это хрестоматия, произведения отечественных и зарубежных писателей.

Помните, что книга - ваш хороший собеседник и лучший друг!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png