Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, - противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий - Софья, Софья - Молчалин, Молчалин - Лиза, Лиза - Петруша), но все они как бы выстраиваются “в одну линию”, не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В “Горе от ума” эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в “слугу” (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов “безродного пригрел и ввел в секретари...” (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.

Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое “фамусовское общество” противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: ок любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

Во-первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное - поди-тка, послужи...

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. (“Не человек - змея” - это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком. В “Горе от ума” количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей - родственника Скалозуба, о котором он говорит: “Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать”; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: “...он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник”). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, “они сломлены силой старой”. Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей - также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень) Платон Го-рич, “муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей”; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), “кривое зеркало” (Чацкий-Репетилов).

Так же, как и все произведение сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов) неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии “Горе от ума” сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам “века минувшего”, проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии

«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Проблемы, поставленные в «Горе от ума», продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы.

В комедии отражена эпоха, наступившая после 1812 г. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни конца 10-х - начала 20-х гг. XIX в.

На первом плане в «Горе от ума» показана барская Москва. Но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и необозримые равнины, «все та же глушь и степь» бескрайних просторов России (ср. лермонтовскую «Родину»), которые представляются воображению Чацкого. В комедии выступают люди самого различного общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой - представителей московской дворянской среды - до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучал голос всей передовой России, возникал образ «умного, бодрого» нашего народа (ср. заметку Грибоедова «Загородная поездка», 1826).

«Горе от ума» - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбах России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой высокой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные, культурные проблемы эпохи: вопрос о крепостном праве, о. борьбе с крепостнической реакцией, о взаимоотношении народа и дворянской интеллигенции, о деятельности тайных политических обществ, о воспитании дворянской молодежи, о просвещении и русской национальной культуре, о роли разума и идей в общественной жизни, проблемы долга, чести и достоинства человека и так далее.

Историческое содержание «Горя от ума» раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего» (в сознании передовых людей того времени историческим рубежом между XVIII и XIX столетиями была Отечественная война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов).

В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух общественных лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны,- лагеря феодальной реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в образе Чацкого.

Столкновение прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией являлось фактом не только русской, но и западноевропейской действительности того времени, отражением социально-политической борьбы в России и в ряде стран Западной Европы. «Общественные лагери, столкнувшиеся в пьесе Грибоедова, были всемирно-историческим явлением,- справедливо замечает М. В. Нечкина.- Они создавались к моменту революционной ситуации и в Италии, и в Испании, и в Португалии, и в Греции, и в Пруссии, и в других европейских странах. Всюду они принимали своеобразные формы… Выражаясь образно, Чацкий в Италии был бы карбонарием, в Испании - «эксальтадо», в Германии - студентом» ‘. Добавим, что самим фамусовским обществом Чацкий воспринимался сквозь призму всего европейского освободительного движения. Для графини-бабушки он «окаянный вольтерьянец», для княгини Тугоуховской - якобинец. Фамусов с ужасом называет его карбонарием. Как видим, основные этапы освободительного движения на Западе - просветительство XVIII в., якобинская диктатура 1792-1794 гг. и революционное движение 20-х гг.- указаны в комедии весьма точно. Как подлинно великий художник, Грибоедов отразил в «Горе от ума» существенные стороны действительности своего времени, целой большой эпохи всемирно-исторического масштаба и значения. Основным и важным в ту пору и было противоречие и столкновение двух указанных общественных лагерей, борьбу которых Грибоедов раскрывает в ее широких исторических связях как современных, так и прошлых.

В обличительных речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусова воссоздан образ восемнадцатого, «минувшего века». Это «век покорности и страха», «век Екатерины» с его «вельможами в случае», с льстецами-придворными, со всей пышностью и развращенными нравами, с безумным мотовством и пирами в «великолепных палатах», с «роскошными забавами» и нищетой крепостных крестьян и с «окаянными вольтерьянцами», о которых со старческим возмущением вспоминает графиня-бабушка.

«Век минувший» и является идеалом барского, фамусовского общества. «И награжденья брать и весело пожить» - в этих словах Молчалина, как и в фамусовском восхищении екатерининским вельможей и богачом Максимом Петровичем, выражен весь идеал фамусовского общества, его грубо эгоистическая философия жизни.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма.

От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована следующим образом: в русском обществе начала XIX века борются две общественные силы - «век нынешний» и «век минувший». «Век минувший» представлен очень разнообразно: это практически все действующие лица, кроме Чацкого. «Век нынешний» - это Чацкий и несколько внесценических героев, о которых известно из разговоров действующих лиц (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, несколько друзей Чацкого, о которых он вскользь упоминает). В пьесе в идеологическом столкновении побеждает на первый взгляд «век минувший»: Чацкий вынужден уехать из Москвы, где его объявили сумасшедшим из-за его смелых речей и поведения. Однако легко заметить, что на все критические замечания Чацкого о современной жизни дворянского общества представители фамусовского лагеря («века минувшего») не могут по существу ничего ответить. Они или ужасаются смелости молодого человека, или, как Фамусов, просто затыкают уши, или делают вид, что вообще ничего не слышат. Поэтому, вслед за И.А.Гончаровым, можно сказать, что Чацкий и его идеи побеждены только подавляющей массой лагеря Фамусова, это временная победа, и оптимизм пьесы, несмотря на её грустный конец, заключается в том, что «век минувший» со своими устаревшими взглядами очень скоро должен будет отступить перед более прогрессивными убеждениями «нынешнего века».

В эстетике классицизма для пьес был разработан рациональный список необходимых действующих лиц, и Грибоедов использует его: герой-влюблённый молодой человек (Чацкий), героиня - влюблённая девушка (Софья), простак - соперник или друг героя (Молчалин), благородные родители героя и героини (Фамусов), резонёр - персонаж, который в своих репликах высказывает отношение автора к изображаемому событию, (Чацкий), наперсница - подруга или служанка, в беседах с которой героиня открывает свои сердечные тайны, (Лиза).

Грибоедов применяет и формальные приёмы классицизма: комедия написана в стихах, персонажи носят «говорящие» фамилии и имена, произносят реплики «в сторону» (условный приём для передачи мыслей героя). Главные герои - особенно Фамусов и Чацкий - произносят длинные монологи. Наконец, в комедии реализуется «правило трёх единств»: действие происходит в один день (единство времени), в разных комнатах дома Фамусова (единство места), Чацкий, без сомнения, является главным героем как в любовной интриге, так и в общественном конфликте (единство действия). Стремясь к единству действия, Грибоедов только намечает, но не развёртывает побочные сюжетные линии, например любовь Лизы, отношения четы Горичей и т.д.



Одновременно в пьесе наблюдается множество нарушений принципов классицизма в пользу реалистического и критического изображения русской действительности первой четверти XIX века.

Во-первых , Грибоедов взял предметом изображения в своей комедии современную ему русскую жизнь, а не античный миф или полулегендарную историю (последнее часто встречается в классицистических пьесах). Автор сделал героями своей комедии дворян среднего достатка, то есть самых обычных людей, а не выдающихся исторических деятелей или царей (последнее типично для классицистической драматургии). Через множество бытовых деталей описывается образ жизни среднего дворянского дома: как хозяева готовятся к балу, как Фамусов ругает прислугу или заигрывает с Лизой, как князь Тугоуховский пытается выдать замуж своих многочисленных дочерей и т.п.

Во-вторых , Грибоедов, сохраняя классицистический набор действующих лиц, наделил своих героев сложными и многогранными характерами. В этом отношении драматург также нарушает эстетическую норму классицизма, где герои изображаются схематично, как воплощение одной главной страсти. Например, в образе Лизы, которая является классической наперсницей, сочетаются живость характера, искренняя привязанность к барышне, способность не только любить буфетчика Петрушу, но и дать отпор ухаживаниям Молчали-на и заигрываниям Фамусова, чтобы сохранить своё человеческое достоинство. Будучи крепостной, она высказывает глубокую мысль о положении слуги и любого зависимого человека: Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (I, 2) В заключительной сцене понятна справедливость этих слов, потому что Фамусов, застав Софью с Чацким в сенях, чрезвычайно рассердился, и гнев его обрушился прежде всего на Лизу.



Вполне реалистическим характером наделён и Фамусов, который представлен в пьесе как любящий и заботливый отец, гостеприимный хозяин, хлебосольный русский барин с замашками крепостника, чиновник средней руки и идеолог «века минувшего».

В-третьих , важной чертой реализма в комедии Грибоедова является речь персонажей. Если классицистические герои - от слуги до короля - говорят похожими торжественными фразами, рифмованным александрийским стихом, то для реалистических героев речь становится одной из важных характеристик. Мастерски написана речь Скалозуба, алогичная и переполненная военными терминами; жеманная речь княжон Тугоуховских, многословная болтовня Репетилова. Особенно выразительна речь Фамусова, который с каждым персонажем говорит по-разному. Со Скалозубом (возможным женихом Софьи) он говорит вежливо, ласково, даже заискивающе; с Софьей (любимой дочерью) - просто, но заметны его любовь и восхищение ею; со своим секретарём Петрушкой - грубовато, ворчливо; на Лизу в конце пьесы он кричит и топает ногами. Речь всех персонажей индивидуализированная, живая, только Чацкий изъясняется в комедии как классицистический герой («Что говорит! И говорит, как пишет» (II, 2), - характеризует его Фамусов). То, что Грибоедов различными способами рифмует разностопные строки, ещё больше создаёт впечатление, будто герои объясняются друг с другом не стихами, а с помощью обычного разговорного языка.

В-четвёртых , развязка «Горя от ума» существенно отличается от традиционной в классицистической пьесе, так как не имеет назидательного характера. В конце грибоедовской пьесы Чацкий, благородный и бескорыстный борец за прогрессивные общественные идеалы, вынужден покинуть Москву. А безупречный герой классицистической пьесы не должен бежать от своих противников - он должен или победить их, или умереть, иначе какой же он герой! Таким образом, в «Горе от ума» страдают не злые клеветники-гости Фамусова, а жертва этой клеветы. Вопреки классицистической традиции развивается и любовная сюжетная линия: избранником героини является не добродетельный возлюбленный, а недостойный лицемер Молчалин.

В-пятых , в классицизме совершенно недопустимо смешение в одном произведении высокого и низкого жанров. В «Горе от ума» соединяется сатирическое изображение фамусовского общества и высокая трагедия - страдание благородного Чацкого от несправедливого гонения.

В существенных признаках Грибоедов принципиально нарушает эстетику классицизма и других предшествующих литературных направлений. Драматург создаёт сложные, разносторонние, социально мотивированные характеры героев, в которых переплетаются положительные и отрицательные черты. Образы Чацкого и Софьи показаны даже в развитии. Предметом изображения Грибоедов выбрал не античные времена, а современную ему русскую действительность с её общественными проблемами и конфликтами. Комедия лишена откровенной поучительности, потому что в финале порок не наказан.

Таким образом, можно доказательно утверждать, что комедия «Горе от ума» действительно написана в рамках критического реализма, но имеет и признаки классицизма.

По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Сочувствие закрепощенным народным массам - основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии. В высказываниях Фамусова, Чацкого, других возникает образ старой Москвы. В образах и картинах комедии с исторической верностью воспроизведена русская жизнь. Грибоедовский герой воспринимается нами как реальная личность в свете его биографии. Известно, каким он был в доме Фамусова в юношеские годы, что произошло с ним в три последующих года. Происходят изменения и в характере Софьи, но менее заметные.
Грибоедов запечатлевает самые существенные стороны изображаемой действительности. Быт и нравы фамусовского общества раскрывается не только в их общей помещичье - крепостнической сущности, но и как быт и нравы всего московского дворянского общества.
Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Реализм находит свое подтверждение в том, что прообразами многих ее героев послужили живые люди.
Персонажи "Горя от ума" раскрываются многосторонне. Фамусов не только ненавистник просвещения, но и любящий отец, и важный барин, покровитель своих родственников. Сентиментально настроенная Софья вместе с тем имеет твердый характер и самостоятельна.
В комедии изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала XIX века. Чацкий явился для последующего поколения символом благородства и свободолюбия.
Реализм комедии проявляется в искусстве речевой индивидуализации персонажей: каждый герой говорит своим языком, обнаруживая тем самым свой неповторимый характер.
Правдивость и яркость изображения комедии московского дворянского быта 20-х годов XIX в., жизненность языка комедии, тонкость и убедительность психологических характеристик - все это говорит о том, что комедия Грибоедова - подлинно реалистическое произведение.

7. Романтическая поэзия А.С.Пушкина периода «южной ссылки». Вся жизнь А. С. Пушкина резко изменилась. Поэт был вырван из привычного круга друзей и знакомых, из столичной обстановки, попал в совершенно иную среду, в новые условия существования. Вместо петербургских улиц перед ним были дикие и суровые горы Кавказа, бесконечный морской простор, залитое ослепительным южным солнцем Крымское побережье. «Искателем новых впечатлений», «бежавшим» от столь прискучившего ему и презираемого им петербургского светского общества, ощущал себя и сам поэт. Жадно, как и все современники, начинает он зачитываться именно в эту пору произведениями Байрона. Все это, естественно, усиливало романтическую настроенность Пушкина. Ярко сказалась она в первом же его лирическом стихотворении периода южной ссылки, которое он начал писать на корабле, по пути из Керчи в Гурзуф,- в элегии «Погасло дневное светило…» (1820). Сам Пушкин придал позднее своей элегии подзаголовок «Подражание Байрону», имея в виду знаменитую прощальную песнь Чайльд Гарольда, эпиграф из которой хотел даже предпослать ей. Однако общим является здесь лишь мотив прощания с родиной. Но разрабатывается этот мотив совсем иначе. Характерно, что уже начало элегии ведет нас не к «Паломничеству Чайльд Гарольда», а к русской народной песне: «На море синее вечерний пал туман…» (ср. «Уж как пал туман на сине море…»). Развивающее традицию лицейской элегической поэзии, стихотворение Пушкина исполнено вместе с тем глубокой искренности и силы переживания. Проникновенно-лирическое, сотканное из «волнений и тоски», горьких воспоминаний о «ранах сердца» и мечтательных порывов к новому, неведомому, оно представляет собой один из замечательнейших образцов русской романтической лирики. Музыкальным рефреном стихотворения является образ волнующегося моря, в котором как бы объективируется мир души поэта-романтика и который будет сопровождать Пушкина в течение всего «южного» периода его творчества. Обращением к морю - «угрюмому океану» - он начинается, прощанием с морской «свободной стихией» заканчивается («К морю», 1824). В том же 1820 г., когда была завершена Пушкиным элегия, принимается он за работу над своей первой «южной» поэмой «Кавказский пленник» (1821). В «Руслане и Людмиле» поэт уносился «на крыльях вымысла» в мир светлой сказки древних лет. Новая поэма обращена к реальной жизни, к современности. Сам Пушкин подчеркивал не только глубоко лирическую, субъективную окрашенность своей поэмы (в ней есть «стихи моего сердца»), но и прямую автобиографичность (в смысле общей «душевной» настроенности) образа ее «главного лица». Неудачу разработки характера героя Пушкин прямо склонен был объяснять тем, что он действовал здесь субъективно-лирическим методом - «списал» его с самого себя: «Характер Пленника неудачен; доказывает это, что я не гожусь в герои романтического стихотворения» (письмо В. П. Горчакову от октября-ноября 1822 г.). Все это не только устанавливает непосредственную преемственную связь между «Кавказским пленником» и элегией «Погасло дневное светило…», но в известной степени делает его своего рода элегией, развернутой в лиро-эпическую поэму-повесть на экзотическом, «восточном» материале. Образцы этого нового жанра, данные Байроном в его «восточных» поэмах и сразу же получившие колоссальную популярность, произвели сильнейшее впечатление на Пушкина. Он даже начал было в эту пору переводить первую из «восточных» поэм - «Гяур». Увлечение поэзией Байрона, основоположника «новейшего романтизма» (термин В. Г. Белинского), романтизма революционного, творческое использование его опыта и достижений имели важное значение для Пушкина в период создания им своих первых «южных» поэм и, естественно, наложили на них заметный отпечаток. «Кавказский пленник», как и вскоре написанный «Бахчисарайский фонтан», по позднейшим словам самого Пушкина, «отзывается чтением Байрона, от которого,- добавляет поэт,- я с ума сходил». Но уже в «Кавказском пленнике» при несомненном сходстве с поэмами Байрона обнаруживаются и существенные от них отличия, которые в дальнейшем будут все углубляться и нарастать и придадут творчеству Пушкина не только совсем иной по отношению к произведениям великого английского поэта, но во многом и прямо противоположный характер. В лиро-эпических поэмах Байрона, как почти и во всем его творчестве, преобладающим являлось глубоко личное, субъективное начало. В «Кавказском пленнике» наряду с лирическим началом - потребность самовыражения - сказывается пристальное внимание поэта к окружающей действительности, зоркое в нее вглядывание, умение верно воспроизвести хотя бы некоторые ее черты. Об образе Пленника Пушкин замечал: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19-го века». Замечание это очень важно. Оно показывает, что, едва окончив свою сказочную поэму, в самом начале «южного», по преимуществу романтического периода своего творчества Пушкин уже ставит перед собой задачу художественного отображения объективной действительности, хочет дать в лице главного героя поэмы образ, типичный для современности, наделенный «отличительными чертами» своей эпохи. К осуществлению этой задачи поэт идет романтическим, субъективным путем. Психологический портрет Пленника он в основном «списывает» с себя. Своего героя ставит в необычайную, экзотическую обстановку. Из всей его жизни берет только один исключительный, также весьма романтический эпизод, окутывая все остальное атмосферой таинственности, сознательной недосказанности и вместе с тем многозначительных намеков, делаемых в весьма патетической форме. Из них мы узнаем лишь, что герой «изведал людей и свет», разочаровался и в том и в другом, что в прошлом он «обнял» некое «грозное страданье», что его сердце «увяло», что, «охладев» ко всему, он ищет в мире лишь одного - свободы. Весьма романтична любовная фабула поэмы, как и в высшей степени поэтический, но явно романтизированный идеальный образ героини - «младой черкешенки». Всему этому соответствует и стиль «Кавказского пленника» - возвышенно-лирический, лишенный и тени той иронии, которая окрашивала собой живой рассказ в «Руслане и Людмиле».

Реализм комедии «Горе от ума»

Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе.

С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Лизе грозит и любовь стареющего барина-волокиты, и барская расправа. «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить», - кричит на нее в конце комедии разъяренный Фамусов.

Сочувствие закрепощенным народным массам - основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии.

В «Горе от ума» жизнь раскрывается не в статических образах классицистической комедии XVIII в., а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. Ясно ощущается смена исторических эпох, которые Грибоедов определяет в своей комедии с хронологической точностью. В высказываниях Фамусова, Чацкого и других возникает образ старой Москвы, уходящей к екатерининским временам, и Москвы после 1812 г., в которой появились люди типа Чацкого. В образах и картинах комедии с исторической верностью воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи.

Утверждая принцип развития, Грибоедов, естественно, должен был показать и те жизненные факторы, которые определяют изменения, происходящие в характере человека, обусловливают процесс формирования его личности. Драматург раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала.

В этом сила его реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит. Особенности воспитания определили характер Софьи. В формировании личности Чацкого подчеркнута роль передовых идей.

Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Писатели XVIII в., также стремились к созданию типов в своих произведениях. Но нередко созданные ими типы представляли собой отвлеченных носителей положительных или отрицательных нравственных качеств.

Художественное новаторство Грибоедова проявилось в «Горе от ума» в том, что он преодолевает единичную линейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII в.

Их односторонней эстетике противопоставлен принцип реалистического изображения характера.

Типизируя образ, Грибоедов вместе с тем каждому персонажу комедии придает индивидуальные свойства. Сам Грибоедов и многие современники отмечали портреты персонажей «Горя от ума». «Портреты и только портреты, - писал драматург, - входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий».

Существенно, что в своей комедии Грибоедов стремится в частном, единичном раскрыть общее, что присуще данной эпохе и данной среде. Принцип обобщения путем изображения единичного последовательно проведен через всю комедию.

В сценах и эпизодах частной жизни одной дворянской семьи раскрываются типические черты: рисуется социальный портрет целого общественного круга в момент обострения борьбы двух политических лагерей в русском обществе эпохи декабристов. В судьбе одного передового мыслящего молодого человека отражается судьба целого поколения свободолюбивой дворянской молодежи.

Грибоедов сумел дать картину огромного обобщающего значения, раскрыть существенные, типические стороны русской действительности того времени, выявить основной конфликт эпохи.

Вместе с тем комедия никогда не приобрела бы той жизненности, которой она поражает до сих пор, если бы конфликт, в ней изображенный, не был бы связан с судьбой конкретных людей, с личными отношениями главных героев.

Именно поэтому конфликт в «Горе от ума», глубоко историчный в своем конкретном содержании, имеет общечеловеческое значение и смысл: идет борьба умного, честного, свободолюбивого человека с общественными пороками. При этом надо отметить, что конфликт, развивающийся в «Горе от ума», проявляется в резких столкновениях, во все усиливающейся борьбе между противоположными сторонами.

Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовано еще В.К. Кюхельбекером.

Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную речь. Важно отметить, что индивидуализации персонажей, их яркой портретности способствовали речевые характеристики. Показательна в этом отношении речь Скалозуба с ее военными терминами, фразами, похожими на военные приказы, грубыми выражениями аракчеевской военщины, вроде «ученостью меня не обморочишь», «учить по-нашему: раз, два». Деликатен, вкрадчив, немногословен Молчалин, любящий почтительные слова. Колоритна и характерна речь Хлестовой, бывалой московской барыни, бесцеремонной и грубоватой.

Вообще речь фамусовского общества чрезвычайно характерна своей типичностью, своим колоритом, смесью «французского с нижегородским». Грибоедов тонко и зло высмеивает в своей комедии тот факт, что в большинстве своем офранцузившиеся представители дворянства не владеют своим родным словом, родной речью.

Очень разнообразна, богата оттенками речь Чацкого. В репликах и монологах Чацкого запечатлены эмоциональные и лексические особенности языка передовой интеллигенции 20-х годов прошлого века. Чацкий действует в век романтизма, и его романтическая чувствительность, пламенная страстность находят свое отражение и в его лирико-романтической фразеологии.

Но Чацкий не только любит, он обличает, и лирическая речь его часто сменяется речью сатирика, бичующего пороки фамусовского общества, двумя-тремя словами точно и выразительно клеймящего его представителей. Чацкий любит афоризмы, в которых находят свое отражение его философский склад ума, его связи с веком Просвещения. Исполненные общественного пафоса речи Чацкого по своему строю, по своему высокому стилю, несомненно, восходят к политической оде Радищева и поэтов-декабристов. Наряду с этим грибоедовский герой хорошо чувствует свой родной язык, его дух, его своеобразие. Об этом свидетельствуют употребляемые им идиомы: «Она не ставит в грош его», «Да полно вздор молоть». Человек высокой культуры, Чацкий редко прибегает к иностранным словам, возводя это в сознательно проводимый принцип для того, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев».

В работе Грибоедова над языком заметны две тенденции. Автор «Горя от ума» стремился, с одной стороны, преодолеть гладкость, обезличенность светского языка, которым писались легкие любовные комедии Хмельницкого и других модных драматургов. С другой - он настойчиво очищал свои произведения от тяжеловесной архаики, восходящей к стилям старинной книжной речи. Лексические и стилистические архаизмы Грибоедов допускает в своей комедии только с художественными целями - передать особенности языка того или иного персонажа, его эмоциональное состояние. Художественной задачей Грибоедова было обогащение литературного языка практикой живой разговорной речи.

В «Горе от ума» Грибоедов добился удивительной легкости стиха, который почти неощутим в диалоге, вместе с тем является необыкновенно чеканным и выразительным, резко отличающимся от тяжелого стиха большинства тогдашних комедий. Для комедии XVIII - начала XIX в., типичен шестистопный ямб. В «Горе от ума» почти половина всех стихов написана также шести стопным ямбом. Но ямбический размер все время варьируется: шестистопный ямб перебивается другими ямбическими стихами - от одностопного до пятистопного - и теряет благодаря этому свою однообразность и тяжеловесность.

Стих комедии, так же как и ее язык, поразил современников своей непринужденностью и естественностью.

Вольный стих грибоедовской комедии подготавливал переход русской драматургии, в частности комедии, к прозаическому языку. Через десять лет после «Горя от ума» появился «Ревизор» Гоголя, и русская прозаическая комедия утвердилась на сцене.

«Горе от ума» разрушало принятое в эстетике классицизма разделение различных драматургических жанров. Резко отличаясь от классицистической комедии, пьеса не была и комедией, основанной на любовной интриге, поскольку в ней на первом плане общественная коллизия. Нельзя отнести ее и к жанру бытовой комедии. «Горе от ума» является, как говорили современники, высокой комедией. В «Горе от ума» сочетались и общественная сатира, и комедия характеров, и психологическая драма: комические сцены сменяются в ней сценами патетическими.

Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма.

От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована следующим образом: в русском обществе начала XIX века борются две общественные силы — «век нынешний» и «век минувший». «Век минувший» представлен очень разнообразно: это практически все действующие лица, кроме Чацкого. «Век нынешний» — это Чацкий и несколько внесценических героев, о которых известно из разговоров действующих лиц (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, несколько друзей Чацкого, о которых он вскользь упоминает). В пьесе в идеологическом столкновении побеждает на первый взгляд «век минувший»: Чацкий вынужден уехать из Москвы, где его объявили сумасшедшим из-за его смелых речей и поведения. Однако легко заметить, что на все критические замечания Чацкого о современной жизни дворянского общества представители фамусовского лагеря («века минувшего») не могут по существу ничего ответить. Они или ужасаются смелости молодого человека, или, как Фамусов, просто затыкают уши, или делают вид, что вообще ничего не слышат (конец третьего действия, когда в ответ на обличительный монолог Чацкого гости Фамусова танцуют). Поэтому, вслед за И.А.Гончаровым, можно сказать, что Чацкий и его идеи побеждены только подавляющей массой лагеря Фамусова, это временная победа, и оптимизм пьесы, несмотря на её грустный конец, заключается в том, что «век минувший» со своими устаревшими взглядами очень скоро должен будет отступить перед более прогрессивными убеждениями «нынешнего века».

В эстетике классицизма для пьес был разработан рациональный список необходимых действующих лиц, и Грибоедов использует его: герой—влюблённый молодой человек (Чацкий), героиня — влюблённая девушка (Софья), простак — соперник или друг героя (Молчалин), благородные родители героя и героини (Фамусов), резонёр — персонаж, который в своих репликах высказывает отношение автора к изображаемому событию, (Чацкий), наперсница — подруга или служанка, в беседах с которой героиня открывает свои сердечные тайны, (Лиза).

Грибоедов применяет и формальные приёмы классицизма: комедия написана в стихах, персонажи носят «говорящие» фамилии и имена, произносят реплики «в сторону» (условный приём для передачи мыслей героя). Главные герои — особенно Фамусов и Чацкий — произносят длинные монологи. Наконец, в комедии реализуется «правило трёх единств»: действие происходит в один день (единство времени), в разных комнатах дома Фамусова (единство места), Чацкий, без сомнения, является главным героем как в любовной интриге, так и в общественном конфликте (единство действия). Стремясь к единству действия, Грибоедов только намечает, но не развёртывает побочные сюжетные линии, например любовь Лизы, отношения четы Горичей и т.д.

Одновременно в пьесе наблюдается множество нарушений принципов классицизма в пользу реалистического и критического изображения русской действительности первой четверти XIX века.

Во-первых, Грибоедов взял предметом изображения в своей комедии современную ему русскую жизнь, а не античный миф или полулегендарную историю (последнее часто встречается в классицистических пьесах). Автор сделал героями своей комедии дворян среднего достатка, то есть самых обычных людей, а не выдающихся исторических деятелей или царей (последнее типично для классицистической драматургии). Через множество бытовых деталей описывается образ жизни среднего дворянского дома: как хозяева готовятся к балу, как Фамусов ругает прислугу или заигрывает с Лизой, как князь Тугоуховский пытается выдать замуж своих многочисленных дочерей и т.п.

Во-вторых, Грибоедов, сохраняя классицистический набор действующих лиц, наделил своих героев сложными и многогранными характерами. В этом отношении драматург также нарушает эстетическую норму классицизма, где герои изображаются схематично, как воплощение одной главной страсти. Например, в образе Лизы, которая является классической наперсницей, сочетаются живость характера, искренняя привязанность к барышне, способность не только любить буфетчика Петрушу, но и дать отпор ухаживаниям Молчали-на и заигрываниям Фамусова, чтобы сохранить своё человеческое достоинство. Будучи крепостной, она высказывает глубокую мысль о положении слуги и любого зависимого человека: Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (I, 2) В заключительной сцене понятна справедливость этих слов, потому что Фамусов, застав Софью с Чацким в сенях, чрезвычайно рассердился, и гнев его обрушился прежде всего на Лизу:

Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;
Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;
Там выучилась ты любовников сводить,
Постой же, я тебя исправлю:
Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить... (IV, 14)

Вполне реалистическим характером наделён и Фамусов, который представлен в пьесе как любящий и заботливый отец, гостеприимный хозяин, хлебосольный русский барин с замашками крепостника, чиновник средней руки и идеолог «века минувшего».

В-третьих, важной чертой реализма в комедии Грибоедова является речь персонажей. Если классицистические герои — от слуги до короля — говорят похожими торжественными фразами, рифмованным александрийским стихом, то для реалистических героев речь становится одной из важных характеристик. Мастерски написана речь Скалозуба, алогичная и переполненная военными терминами; жеманная речь княжон Тугоуховских, многословная болтовня Репетилова. Особенно выразительна речь Фамусова, который с каждым персонажем говорит по-разному. Со Скалозубом (возможным женихом Софьи) он говорит вежливо, ласково, даже заискивающе; с Софьей (любимой дочерью) — просто, но заметны его любовь и восхищение ею; со своим секретарём Петрушкой — грубовато, ворчливо; на Лизу в конце пьесы он кричит и топает ногами. Речь всех персонажей индивидуализированная, живая, только Чацкий изъясняется в комедии как классицистический герой («Что говорит! И говорит, как пишет» (II, 2), — характеризует его Фамусов). То, что Грибоедов различными способами рифмует разностопные строки, ещё больше создаёт впечатление, будто герои объясняются друг с другом не стихами, а с помощью обычного разговорного языка.

В-четвёртых, развязка «Горя от ума» существенно отличается от традиционной в классицистической пьесе, так как не имеет назидательного характера. В конце грибоедовской пьесы Чацкий, благородный и бескорыстный борец за прогрессивные общественные идеалы, вынужден покинуть Москву. А безупречный герой классицистической пьесы не должен бежать от своих противников — он должен или победить их, или умереть, иначе какой же он герой! Таким образом, в «Горе от ума» страдают не злые клеветники-гости Фамусова, а жертва этой клеветы. Вопреки классицистической традиции развивается и любовная сюжетная линия: избранником героини является не добродетельный возлюбленный, а недостойный лицемер Молчалин.

В-пятых, в классицизме совершенно недопустимо смешение в одном произведении высокого и низкого жанров. В «Горе от ума» соединяется сатирическое изображение фамусовского общества и высокая трагедия — страдание благородного Чацкого от несправедливого гонения.

Итак, принято считать, что в истории русской литературы у истоков реализма стоят два произведения — «Горе от ума» и «Евгений Онегин». При этом следует отметить, что в «Горе от ума», наряду с чертами реализма, присутствуют признаки классицизма: серьёзное гражданское содержание, традиционный состав героев, преобладание монологической речи, реплики «в сторону», «говорящие» фамилии, стихотворная форма, «правило трёх единств». Однако все эти классицистические черты касаются главным образом внешней, формальной стороны пьесы. Кроме того, в «Горе от ума» можно отметить признаки романтизма (гордый и одинокий Чацкий противопоставлен всему фа-мусовскому обществу, присутствует мотив изгнания, упоминаются странствия героя) и признаки сентиментализма (Софья искренне любит бедного Молчалина).

В существенных признаках Грибоедов принципиально нарушает эстетику классицизма и других предшествующих литературных направлений. Драматург создаёт сложные, разносторонние, социально мотивированные характеры героев, в которых переплетаются положительные и отрицательные черты. Образы Чацкого и Софьи показаны даже в развитии. Предметом изображения Грибоедов выбрал не античные времена, а современную ему русскую действительность с её общественными проблемами и конфликтами. Комедия лишена откровенной поучительности, потому что в финале порок не наказан.

Таким образом, можно доказательно утверждать, что комедия «Горе от ума» действительно написана в рамках критического реализма, но имеет и признаки классицизма.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png