Исторический период с 1 по 21 век назван научным термином – Наша эра (часто употребляется новая эра). В этот исторический период человечество перешло на новое летоисчисление – от Рождества Христова. Использование Юлианского и Григорианского календарей отошло на второй план. Период новой эры ознаменован переходом от феодальной эпохи к эпохе промышленного капитализма. Всё человечество преобразилось именно в этот исторический период. Все основные научные, культурные открытия и революционные изменения общества приходятся на вторую половину истории новой эры. В конце этого исторического периода цивилизация населения земли достигла высокого уровня.

История 1 века

Первый век нашей эры – это начало нового летоисчисления. Поворотной вехой истории стало Рождество Иисуса Христа, начало нового вероисповедания – Христианство. До этого периода все культурные народы пользовались юлианским календарём. Доминирующим государством этого периода была Римская Империя. Своё господство она установила от Азии и до британских островов. В этот период отмечены два самых знаменитых правителя Рима – императоры Август и Нерон. Господство римлян принесло не только отрицательное влияние, но и положительное. Они построили огромное количество дорог, мощённых камнем и внедрили латинскую письменность. Всё это благотворно повлияло на культуру порабощённых народов. На территории современной Италии произошло извержение вулкана Везувия. Это самая масштабная катастрофа тех времён. В результате извержения погиб целый город — Помпеи. В этот период истории появилось большое количество небольших азиатских государств: Чола, Фунань (современная территория Камбоджи), Тьямпа (современный Вьетнам). В Китае произошло сильное восстание, разделившее территорию на два основных правления – коренных китайцев и Хунну.

История 2 века

Начало века знаменуется расширением территорий и влияния Римской империи. Это произошло при правлении императора Траяна. Принято считать, что в этот период времени греко – римская культура начала внедряться в культуры всех народов Европы. Второй век отмечается в истории началом периода правления пяти благородных римских императоров, при которых Римская империя достигла самого высокого культурного развития. В это время произошло легендарное восстание евреев, под предводительством Бар – Кохбы. Римляне жестоко подавили восстание и изгнали евреев из Иерусалима. В конце второго века на территории современной Европы вспыхнула сильнейшая эпидемия чумы, которая унесла огромное количество человеческих жизней. Город Рим был эпицентром. В результате, погибло третья часть жителей города. В этот период китайская империя распространила своё влияние на всю центральную Азию, укрепляя правление династии Хань.

История 3 века

Начало третьего века знаменуется кризисом и политической дестабилизацией Римской империи. Кризис усугубился из-за одновременного ведения гражданской войны внутри империи и войны с Алланами. На самом краю римской империи (на территории современной Великобритании) развязалась захватническая война ирландских повстанцев, под предводительством легендарного народного героя – Кормака. На этот период истории приходится резкое развитие кузнечного дела по изготовлению орудий труда и военного оружия из железа. История называет этот период – железный век. На территории современного Крыма произошёл упадок царствования, некогда сильных скифских племён – Сарматов. Со временем эти племена полностью исчезли. В третьем веке произошла самая сильная засуха во всех регионах евразийской степи. Это губительно повлияло на все народы, заселяющие эти земли. Китайские династии ведут внутри страны постоянную борьбу за власть. Этот период, для Китая, ознаменовался правлением шести династий.

История 4 века

На евразийском материке установилось правление римского императора – Диоклетиана. Этот период истории развития римской государственности, называется поздней античностью, или доминатом. Это новая форма правления была установлена императором Диоклетианом, как современная альтернатива всем видам государственного правления того времени. В четвёртом веке началась первое, продолжительное и тяжёлое гонение на христиан. Все, кто отказался признать божественность римского императора, подвергались жестоким пыткам и экзекуциям. В середине четвёртого века, император Константин прекратил всякие гонения, запретил казнь и распятие и освободил церковь от всяких налогов. В Китае закончилось противостояние восьми князей, но страна ослабленная войной, подверглась вторжению северных варварских племён. Этот период истории Китая назывался «конгломератом шестнадцати варварских правлений». Северное варварское племя Хунну взяло под контроль все основные административные центры во главе со столицей.

История 5 века

Пятый век стал переломным моментом для народов, населяющих европейскую территорию. Начиная с северных земель череда войн, дошла до самой Азии. На северо-западе готы одержали победу над антами. Ближе к середине века началась массовая оккупация британских островов северными воинственными племенами варваров – англами и саксами. Это самое смутное время для островов современной Англии. Остров Бретань стал колонией северного народа – Кельтов. Территория современной Испании полностью подчинена вандалам. В середине века проходит серия битв Римской империи с вандалами. В это же время собрание всех епископов Европы и Азии проводят четвёртый вселенский собор, принявший основные догматы Церкви, сохранившиеся до сего дня. Во второй половине пятого века вандалы захватили столицу римской империи. Рим был полностью разграблен.

История 6 века

Римский правитель Дионисий принял на государственном уровне летоисчисление от рождества Иисуса Христа. С того времени и до сего дня все государства мира пользуются этим календарём. В начале пятого века произошло самое крупное восстание эпохи Византийской империи. В это же время произошло три крупных извержения вулканов подряд, повлиявших на климат того времени. В середине пятого века была зафиксирована эпидемия чумы мировых масштабов. Это произошло, на территории Византийской империи и распространилась, по всей Европе и Азии. Эпидемия была названа по имени правителя Византии – Юстиниана. Ближе ко второй половине пятого века образовалось два крупнейших объединения государств, которые фактически разделили правление на Европу и Азию. Европейское объединение называлось Тюркский каганат. Управители происходили из тюркских племён. Азиатское объединение называлось Аварский каганат. Во второй половине шестого века образовалось первое католическое аббатство.

История 7 века

В начале шестого века, славянские племена сильно распространились на территориях от Дуная до Балтийского моря. В это время образовалось первое славянское государство – Само. Многие славянские племена того времени объединились в Союз, семи славянских народов. Ближе к середине седьмого века происходит упадок христианизации Европы. Это произошло по причине массовой миграции азиатских и варварских племён на территорию Европы. Эти племена принесли языческое влияние на все сферы жизни и быта, в том числе на вероисповедание. Седьмой век – период зарождения Ислама. Создаётся первый халифат, под названием Праведный. Самое большое развитие в то время получили государства, на островах Новой Зеландии и Таиланда. На севере азиатских территорий постоянно идут войны за независимость, между тюркским каганом и Китайскими императорами. Лишь в конце седьмого века, тюркские племена отвоевали свою независимость от Китая. На Американском материке была зафиксирована высокая цивилизация индейцев, живущих вдоль озера Титикака.

История 8 века

В начальный период восьмого века, сильно активизировались племена средне азиатских арабов. С запада к ним приступили тюркские племена, на юге арабы воевали с Византией. Арабы осуществили два крупных осаждения столицы Византии – Константинополя. Однако ни одно не было успешным. Арабы дошли до территории современной Франции, однако завоевать всю территорию не смогли и отступили. С севера, в районе британских островов, начались сильные нашествия викингов. Этот период истории можно назвать началом эпохи влияния викингов. Для малой Азии, эти времена знаменовались сильным распространением влияния Тибета. Эти горные народы распространились до Каспийского моря и восточного халифата – Туркестана. Восьмой век стал поворотным для развития поэзии Китайских народностей. Своё влияние китайская поэзия распространила на весь мир, с того времени, она стала неотъемлемой частью мировой культуры. В конце восьмого века начала развиваться индийская философия – шиваизм.

История 9 века

Девятый век принято называть эпохой раннего средневековья. Многие историки называют его периодом потепления, так как в начале девятого века произошло много мирных объединений. В западной Европе викинги укрепили своё влияние. По верденскому договору было разделено на части государство Франков. Сильное некогда Албанское государство распадается на мелкие феодальные уделы, а датчане захватили весь северо – восток Британии. Начало правления Анжуйской династии. Славянские племена начали строить большие города, закрепляя позиции своего влияния. Именно в этот период истории построены самые древние города России – Ростов, Муром и Великий Новгород. Славянская культура начала распространятся до территории Европы. Начало правления Династии Рюриковичей. В девятом веке был открыт водный путь от варяжского побережья Балтийского моря, до берегов Константинополя. Этот период времени ознаменован мирной торговлей между севером и югом, между Европой и Азией. В девятом веке появились первые ветряные мельницы.

История 10 века

Десятый век – это переходный период от первого тысячелетия ко второму. На западе Европы скандинавы утвердили своё господство. Они заселили весь север Франции. Король Дании стал полновластным наместником Нормандии. В середине десятого века возрождается священная Римская империя. Своё влияние римский протекторат распространял с помощью католицизма. Десятый век для Киевской Руси стал поворотным. Киевский князь Святослав освободил Русь от хазарского ига. Князь Владимир и княгиня Ольга принимают христианство. С этого времени принято считать Киевскую Русь христианской державой. Именно в десятом веке произошло знаменитое крещение Руси. Государство малой Азии находятся в постоянном противостоянии. В Китае отмечается период правления пяти династий. За период около шестидесяти лет в Китае образовалось около десяти царств. В десятом веке произошла так званая «вековая засуха», по различным историческим данным, её продолжительность была около двухсот пятидесяти дней. Засуха протянулась от Карпат до Тихого океана.

История 11 века

Начало одиннадцатого века ознаменовано первым в истории расколом христианской церкви. Это свидетельствовало о том, что церковь слилась с государством. Католический Рим утверждает совет кардиналов, который является единственным органом избирающим папу – главу римской церкви. В этот период времени христианство заняло доминирующее положение на территории Дании. С этого времени христианство начало влиять на скандинавские народы. В середине одиннадцатого века северные народы – Норманы, завоёвывают большую часть территории Англии, небольшую часть Италии и остров Сицилия. В конце одиннадцатого века произошло историческое сражение между турками и Византийским императором. Эта битва произошла недалеко от города Манцикерт (территория Византийской империи). В этой битве турки одержали абсолютную победу. Император был захвачен в плен, однако откупился половиной земель Византийского государства. После этого величие и мощь государства Византия завершилось.

История 12 века

В начале двенадцатого века идёт постоянная борьба между Римскими папой и императором. Это противостояние названо в истории, как борьба за инвеституру. По своей сути это была борьба за распространение влияния в политической жизни Римской империи. Тогдашний император Генрих пятый подписал Вормсский договор, по которому Папа имел больше полномочий, нежели император. В начальный период двенадцатого века произошла битва между польскими и германскими войсками. В истории эту битву назвали – битва на собачьем поле. Поляки в этом сражении одержали победу. На территории Англии развязалась гражданская война. В истории французского государства происходит ряд значительных событий. Король Людовик женится на герцогине Аквитанской, наследницей юго-западных земель современной Франции. Благодаря этому браку к королевству Франции присоединилось шесть областей. Следующий король Филипп второй в период своего правления провёл ряд прогрессивных реформ: концентрирование королевской власти как доминирующего правления, ограничение полномочий феодальной знати. Он, в буквальном смысле отвоевал земли – Нормандию и другие северные территории Франции у Иоанна Безземельного. Этот период истории отмечается как период лидерства Франции среди всех европейских государств. На Руси был период правления легендарного Владимира Мономаха, который провёл ряд прогрессивных реформ.

История 13 века

В тринадцатом веке сильное развитие получило монголо-татарское объединение. Монголы захватили север Китая, большую часть русских земель, полностью Иран. В самой Монголии идёт длительная гражданская война за власть. В результате образовалось три независимых государства, из которых Золотая орда стала доминирующей. История монголо – татарского ига тесно связана с русичами. В этот период истории произошли основные сражения русских князей за независимость: ледовое побоище, битва при реке Калке, битва на Неве. Этот период приходится на правление хана Батыя, который больше всех опустошал Русь. На тринадцатый век приходятся все знаменательные крестовые походы. Четвёртый крестовый поход закончился полным захватом Константинополя и созданием латинской империи. Из остатков былого великого государства Византии, образовалось три империи, которые просуществовали недолго. При шестом крестовом походе, Иерусалим полностью передан христианским правителям. При седьмом — французский король Людовик святой был разбит и захвачен в плен.В тринадцатом веке произошло кругосветное путешествие Марко Поло.

История 14 века

В начале четырнадцатого века, молодое Московское княжество объединяет северные области под своё влияние. Разбросанные княжества Киевской Руси начали объединяться под правление Великого Новгорода, Московского княжества и стольного Киева. Правление легендарного великого князя Московского – Ивана Калиты. Во Франции происходит знаменитый арест всех рыцарей ордена Тамплиеров. Римский папский совет переносит свою резиденцию из Рима в Авиньон. Постоянная борьба за власть, между римской знатью, не давала возможности нормальному правлению пап. В это время произошёл знаменитый Вселенский собор в Вьенне. В начальный период четырнадцатого века, Шотландия отвоёвывает полную независимость, полностью разбив армию английского короля. В середине века английская армия полностью разгромила шотландские войска, вместе с Ирландским ополчением. Король Шотландии погиб в этом сражении. Последним актом в подписании независимости, было подписание Арбротской декларации. Это знаменитый документ, утверждавший власть всего народа. Такой подход был более чем прогрессивным, поэтому декларация считается уникальным документом того времени. В 14 веке произошёл великий голод, который унёс жизни нескольких миллионов человек. Но самым жестоким событием была эпидемия чумы, приблизительно в середине века. Это самая многочисленная трагедия по человеческим жертвам. Её масштабы поражают воображение, чёрная смерть раскинулись по всей территории Европы, Азии и Африки. По некоторым подсчётам трагедия унесла около 60 млн. человек. В некоторых регионах погибла почти половина населения.

История 15 века

В этот период начинает подниматься знаменитая Османская империя. Однако при столкновении с тюркским предводителем Тимуром (тамерланом) хан Баязид потерпел поражение. Это событие откинуло османскую империю на десяток лет, прежде чем оно стало доминирующим в странах средней Азии. В Европе происходит сильное противостояние между рыцарями тевтонского ордена и Польско – Литовским объединением армий. Битва при Грюнвальде, стала поворотной вехой для рыцарей Тевтона. Большинство были убиты в этом сражении, а остальные пленены и лишены всех почестей. Эта битва стала знаменательной, так как польско – литовское государство приобрело сильное влияние в Европе и стало доминирующим. В пятнадцатом веке своего апогея достигла столетняя война. Это длительное противостояние Английского и Французского королей. Но для французского народа она была освободительной, так как англичане пытались захватить приграничные земли. В этой битве погибла знаменитая Жанна Дарк. Её взяли в плен и сожгли на костре. В середине века произошёл раскол католической церкви. Действующий Папа отрёкся от власти. Другой был низложен и отлучён от церкви. На этом соборе была принята резолюция о том, что высшим органом власти является собор, все, в том числе и Папа, подчиняются собору. Собор, по общему убеждению, подчиняется власти Христа.

История 16 века

16 век – это череда великих географических открытий. Америка завоёвывается Испанией, Англией и Португалией. Испанцы завоевали империи легендарных ацтеков и инков. Индейцы Америки стремительно начали исчезать. Для испанцев это период полного преобладания, среди всех стран мира. Испания построила знаменитый «Серебряный флот». Испания пережила, как пишут историки, золотой век. В этот период происходит череда итальянских войн, в которые были втянуты большинство европейских государств и даже османская империя. Конфликт получил своё развитие из-за притязаний на наследство римской империи. В результате территория Италии отошла к Испании. Между Россией и Литовскими князьями, произошла серия войн (пять войн подряд). Россия присоединила основные земли к своей территории. В середине века произошла знаменитая реформация церкви. Начало этому периоду положил знаменитый Мартин Лютер. С этого времени появился протестантизм – обновлённое христианство. Одновременно считается что именно в этот период началась эпоха революционных открытий в науке. Эти события доли толчок развитию культурного движения, которое названо эпохой возрождения. Во второй половине 16 века правит знаменитый русский царь Иван Грозный. Россия в этот период провела две войны со Шведами. Между Шведским государством и польско – литовскими народами происходила семилетняя война, которая закончилась полным истощением всех армий и подписанием мирного договора. В конце 16 века Англия одержала победу над Испанским флотом.

История 17 века

Начало 17 века стало поворотным для истории Нидерландов. В стране произошла революция, которая помогла обрести свободу всем провинциям нидерландов. Была одержана победа над Испанским флотом. Господство Испании сменилось господством Нидерландов. Для России период 17 века назван смутным временем, из-за череды стихийных бедствий, войн со Швецией и Польшей, голода и болезней. Страна была сильно измотана. Голод при царе Борисе Годунове привёл к бунту и был жестоко подавлен. Эпоха 17 века – это период многочисленных войн и постоянных делений территорий. Весь материк Евразия был втянут в цепочку военных событий. Войны вели Швеция, Речь Посполитая, Россия, Англия, Голландия, Франция, Португалия. Тридцати летняя война за господство в Римской империи и Европе, втянула практически все государства Европы. Одновременно происходит колонизация земель в Америке, там велись войны с индейскими племенами. В Китае свергнуто правление знаменитой династии Мин. Установлено правление нового поколения – Цин. Российская история пестрит серией войн и бунтов. Из-за постоянного голода и изматывающей войны с Польшей, в Москве произошёл медный бунт, восстание жестоко подавлено. Потом соловецкий бунт и восстание Степана Разина. Знаменитые реформы Петра I привели к стрелецкому бунту. На Украине происходит восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. В этот период произошло знаменитое воссоединение.

История 18 века

Начало 18 века ознаменовалось Северной войной. Эту войну развязала Швеция, во главе с королём Карлом двенадцатым. Развязка войны произошла под Полтавой. Это знаменитое сражение полностью выиграл русский царь – Пётр I. Шведы были разбиты. С этого времени закончилось Шведское преобладание в Европе. Пётр сделал столицей Санкт-Петербург. Россия приобретает новый статус – Российская империя. В Европе ведутся войны за испанское наследство. Англия и Франция воюют за господство в Америке. Потом происходит череда войн Османского султана с Российским императором. На дальнем востоке происходит две войны за маньчжурские территории. Следом произошли:Англо – Испанская война, война за Польский престол, война за Австрийский престол и две войны подряд между Швецией и Россией. К культурным и географическим событиям можно отнести: экспедиции к серным территориям России, Северной Америки и Японии. Период 18 века назван эпохой Великого Просвещения. Начато четыре знаменитых направления в архитектуре и строительстве: рококо, барокко, классицизм и академизм. Сильное развитие получила торговля между всеми континентами: Америкой, Африкой и Европой. Впоследствии её назвали – треугольной. В конце 18 века произошла знаменитая буржуазная революция, которая повлияла на дальнейшее развитие промышленных отношений во всем мире.

История 19 века

Великая буржуазная революция подтолкнула к развитию новых отношений международной торговли. Начали сильно развиваться промышленные города, происходит постепенный рост занятости населения. Великобритания признала независимость Ирландии, теперь государство именуется как – Соединённые королевства Великобритании и Ирландии. Своего расцвета достигла австрийская империя. Полностью распалась легендарная Римская империя. Россия переживает несколько войн за торговые морские пути в средиземноморье, войну с Финляндией, внутреннюю Кавказскую войну. В нескольких странах происходят восстания против колониального гнёта: в Африке(территория Либерии), в Америке – индейские восстания и захват Мексиканских земель. В начале 18 века к власти во Франции приходит одиозный император Наполеон. В период его правления ведутся захватнические войны по всей Европе. После захвата Испании, в южной Америке происходит череда освободительных войн за независимость. Франция получила полное господство над Европой. Однако военная компания против России закончилась полным фиаско для императора Наполеона. В первой половине девятнадцатого века произошла русско-турецкая война, под эгидой этой войны в Греции поднимается восстание за независимость. Это длительная война закончилась для греков мирным договором, по которому Греция получила полную независимость. Во второй половине 19 века Россия начала военную кампанию против Великобритании, Франции и Османской империи. Эта война имела название – Крымская, так как военные действия происходили именно там. В Америке происходит гражданская война между севером и югом. В Европе происходит образование Германской империи. Во многих регионах Азии происходят военные конфликты.

История 20 века

Пожалуй, самый насыщенный период истории – это двадцатый век. В начале века происходит массовая индустриализация, дающая новые возможности правления. Так произошла первая мировая война, которая стала заключительным этапом для всех империй. В Европе бушевали сильные эпидемии чёрной оспы, брюшного тифа и испанской лихорадки. В России произошла революция, которая стала ознаменованием эпохи тоталитарного правления советского коммунистического строя. В период советской власти появились такие легендарные личности: Ленин и Сталин. В довоенный период изобретены революционные медикаменты: пенициллин, анальгин и ряд других антибиотиков. Советский союз пережил вторую мировую войну. После победы над фашистской Германией происходит передел границ и территорий Европы. Однако с этого момента мир делится на два противоборствующих лагеря: капиталистический и социалистический. В послевоенный период созданы два военных блока: НАТО и Варшавский договор. Создана организация ООН. Появилась атомная энергия. 20 век ознаменован высоким прогрессом во всех сферах производства. Изобретены: автомобиль, самолёт, электроэнергия, радио. Человек побывал в космосе. Во второй половине двадцатого века, образовался Евросоюз и распался СССР. Сильное развитие компьютерных технологий.

История 21 века

Двадцать первый век – начало третьего тысячелетия. Начало 21 века ознаменовано рядом государственных переворотов в Грузии, Украине, Киргизии, Сирии, Египте, Алжире и Ливане. В США произошёл самый крупный террористический акт – подрыв всемирного Торгового Центра и здания Пентагона. Общее количество жертв трагедии достигло трёх тысяч. В Индийском океане произошло самое крупное цунами – число жертв достигла 400 тыс. человек. Без жилья осталось около 5 млн. человек. Крупное землетрясение в Японии унесло около 16 тыс. жизней. Спровоцировало атомную катастрофу на станции Фукусима. В России закончилась вторая чеченская война. На территории Смоленской области разбился пассажирский самолёт с ведущими членами польского правительства, во главе с президентом. Близ города Ярославля погибла в авиакатастрофе хоккейная команда «Локомотив». На севере Африки развязалась гражданская война. В этот период убит самый знаменитый террорист мира – Усама бен Ладан. В Египте убит президент Муамар Каддафи. На территории Украины произошёл государственный переворот, ставший началом войны на восточной границе с Россией. Полуостров Крым присоединился к Российской Федерации. В Сочи прошли 22 Олимпийские игры. Население земли 7 миллиардов.

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм - в XVIII, Романтизм и Академизм - в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

- художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства - архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.
Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.
(Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
- (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.
- исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.
- художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
- направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
- (от лат. sentiment - чувство) - направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.
- направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.
- направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
- (от фр. impression - впечатление) направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)
- течение в живописи (синоним - дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).
Постимпрессионизм - условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX - 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов - П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.
- cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво - во Франции, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии.
- (от фр. modern - современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.
- название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.
- направление в искусстве к. XIX - н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит - к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.
- (от fauve - дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.
- намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX - нач. XX века. Произведениям этих художников - Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.
- направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни.
- (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года - канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.
- течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения - Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.
- (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ

ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ - единица периодизации исторического процесса, выделяющая качественно период развития человечества. Не существует какой-то однозначной периодизации истории по эпохам. Уже разделение прошлого, настоящего и будущего может с некоторым основанием быть представлено как разделение на исторические эпохи. В эпоху Возрождения в науке были выделены такие периоды истории, как Древность (Античность и Древний Восток) и Средневековье. Позднее появились понятия новой и новейшей истории. Средние века закончились падением Константинополя, с этого момента начинался отсчет новой истории. Просветители называли Средние века временем господства религии и теологии. Для марксистов Средние века - феодализма. В теориях модернизации это характеризуется как эпоха традиционных обществ.

Новое время подразделяется на этапы на основе конкретных событий, напр.: от Английской революции 1640 до Французской революции 1789, от 1789 до разгрома Наполеона в 1815, от Венского конгресса до поражения революции 1848, от 1849 до Парижской коммуны 1871, с 1871 до Октябрьской революции 1917. В теориях модернизации периодизация Нового времени выглядит по-иному: 1) эпоха меркантилизма, захвата торговых путей, мировой торговли, колонизации других народов; 2) эпоха буржуазных революций, становления и расцвета капитализма; 3) эпоха раннего индустриализма (после 1-й промышленной революции); 4) эпоха после 2-й промышленной революции (использование электричества, конвейера в нач. 20 в., открытие радиоактивности и пр.); 5) эпоха научно-технической революции, начавшаяся в середине 50-х гг. 20 в.

Критериями выделения эпох в марксизме были формации (см. Формации общественные) и периоды классовой борьбы. Поэтому внутри формации выделял определенные этапы (эпоха домонополистического капитализма, эпоха империализма).

Лит.: Ленин В. И. Империализм как высшая капитализма.- Полн. собр. соч., т. 27; Маркс К. К. критике политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13; ШпенгдерО. Закат Европы, т. 1, Образ и . Новосибирск, 1993; Савельева И. М; Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997; NeisbittJ. Megatrends. Ten New Direction Transforming Our Lives. N. Y, 1983; Eisenstadt S. N. Introduction: Historical Traditions, Modernization and Developement.- Pattern of Modernity, vol. 1, The West. L., 1988; TofflerA., TofflerH. Greating of New Civilization. The Politic of the Third \\ave. Atlanta, 1995.

В. Г. Федотова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЭПОХА ИСТОРИЧЕСКАЯ" в других словарях:

    ЭПОХА (от греч. epoche, букв. остановка), промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т. д., имеющий какие либо характерные особенности … Энциклопедический словарь

    Брежнев и его эпоха. Историческая справка - Леонид Ильич Брежнев родился по новому стилю 1 января 1907 года, но официально его днем рождения считалось 19 декабря 1906 года (старый стиль), и его юбилеи всегда отмечались 19 декабря, возможно, во избежание совпадения с Новым годом. Родился он … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Историческая наиболее крупная единица исторического времени, обозначающая длительный период человеческой истории, отличающийся определенной внутренней связностью и только ему присущим уровнем развития материальной и духовной культуры. Следующие… … Философская энциклопедия

    - «ЭПОХА НЕВИННОСТИ» (The Age of Innocence) США, 1993, 133 мин. Эстетская историческая мелодрама. Мартин Скорсезе вечный неудачник оскаровских церемоний. На этот раз ни его фильм, ни сам режиссер не были даже номинированы на эту премию: в почетный… … Энциклопедия кино

    эпоха - О периоде общественного и культурного подъема; о счастливом времени. Блаженная (устар.), блестящая, блистательная, бурная, важная, великая, величественная, героическая, грандиозная, громкая, достославная (устар. и ирон.), знаменательная,… … Словарь эпитетов

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? эпохи, чему? эпохе, (вижу) что? эпоху, чем? эпохой, о чём? об эпохе; мн. что? эпохи, (нет) чего? эпох, чему? эпохам, (вижу) что? эпохи, чем? эпохами, о чём? об эпохах 1. Эпоха это продолжительный… … Толковый словарь Дмитриева

    Историческая феминология - (женская история, история женщин) направление исторического знания, сформировавшееся в отдельную самоценную отрасль в середине 70 х гг. XX в. Предмет исторической феминологии это женщины в истории, история изменений их социального статуса и… … Термины гендерных исследований

    Науч. дисциплина, задачей к рой является составление ист. карт и атласов, разработка методики их создания. Использование картографич. метода исследования для целей ист. науки привело к широкому применению ист. карт в ист. и историко географич.… … Советская историческая энциклопедия

    ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА - ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА, сочинения историков, ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение; разновидность научной прозы. В античном мире различали большую форму исторического… … Литературный энциклопедический словарь

    Эпоха Сталина период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этой эпохи обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926 1929); конец приходится на… … Википедия

Книги

  • Эпоха Петра I c головы до ног. Развивающая карточная игра , Степаненко Екатерина. Короли, ученые, государственные мужи и полководцы - 14 важнейших персонажей первой четверти XVIII века в одной колоде! Веселая и увлекательная историческая игра познакомит с героями того…

Понятие культура употребляется для характеристики исторических эпох)Античность, Ренессанс), отдельных стран (культура Др. Египта, Киевской Руси), иногда она обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом в определенные эпохи или в конкретных странах. Искусство не только отражает реальную жизнь, оно служит дополнением, иногда заменой реальной жизни, передавая при этом дух эпохи, ее идеалы. В стиле прописан высший смысл духовной жизни эпохи.

Всю историю МХК можно рассматривать как историю стилей (Вёльфлин). Стиль – это то своеобразие, которое позволяет сразу определить в какую историческ3ую эпоху создано произведение искусства. Великие стили: античность – архаика и классика, средние века – романский стиль, готика. Возрождение – это переходный период от Ср. веков к новому времени. Новое время – барокко и классицизм. На рубеже XIX- XX вв. – модерн 0 попытка возрождения единства архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Романский стиль, Готика, Ренессанс – эти стили проявились во всех видах искусства, оказали влияние на мировоззрение, философию, быт. Все чтили тесно связаны в своем развитии. Сложившись в определенную эпоху, они возрождались на новом этапе. Стиль присутствует во всех видах искусства, но в первую очередь он формируется в архитектуре.

Впервые формирование стиля происходит в Древнем Египте.Египетский стиль (5-4 тыс. до н.э. – первых веков н.н.). Великие достижения связаны с архитектурой и монументальной скульптурой. Оказал глубокое влияние на зодчество и изоб. искусство Др. Греции и др. стран Средиземноморья. Д.Е. искусство главным образом призвано обслуживать потребности религии, в т.ч. заупокойного культа и культа обожествленного фараона. Были выработаны много классич. архит. формы и типы (пирамида, обелиск, колона), виды изоб. иск-ва (круг. скульптура, рельеф, монумент, живопись и др.). сложилась канонизированная форма изображения челов. фигуры на плоскости – одновременно в фас (глаза, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги). Господствуют принципы монументальности и статичности (незыблемость социального строя и сверхчеловеческое величие фараона). Выработан новый арх. тип гробницы – пирамида, предельная простота формы и гигантские размеры. В росписях и рельефах – проявилась острая наблюдательность, чувство ритма, красота контурной линии, силуэта, цветового пятна. Типы в изображении людей (идущий, сидящий), отличаются ясностью и точностью в передаче характерных черт и соц. положения. Скальные гробницы – ср. царство. В изоб. иск-во – тенденция в правдоподобию, изображение бытовых сцен, растений, животных. В скульптуре – раскрывается характер. Символизм Ег. искусства, некоторые его образы и конкретные произведения (Пирамиды, Сфинкс, Фаюмский портрет и др.) имели большое значение для развития Европ. худ-ного мышления последующих тысячелетий.



Стиль азиатских народов. Мало повлияло на будущие исторические стили. Отличит. Черты: монументальность, роскошь, величие. Храмы – зиккураты (ступенчатые пирамиды). Внутрен. отделка – рельефы, плиты и дер. Дощечки с клинописью, колоны с капителями в виде чел. голов, повествовательные рельефы (как егип.), изображение в профиль, орнамент в виде лотоса, цветы. Стиль развивался в Шумере и Аккаде. Все храмовое строительство, скульптура – подчинено богам. Символ – голова быка – символ силы.

Греческий стиль. Рамки:11 -1 вв. до н.э. 3 периода: архаика, классика, эллинизм. Творчество др. греч. мастеров основывалось на мифологических представлениях, однако оно проникнуто пристальным вниманием к реальности, ощущением гармонии и соразмерности мира, красоте естественного бытия, физич. и духовного совершенства человека. Челов. метрическое начало присутствует не только в изоб. ис-ве, но и в зодчестве (пропорции храмов – соразмерны челов. фигуре). Архаика – складывается храм – периптер (в результате эволюции – от др. жилища – мегарона к храму в антах, простилю и амфипростилю). Строились общ. сооружения (театры, стадионы). Складываются разновидности архит. ордера – дорический (Храм Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе), ионический – строгая изысканность, стройность (Храм Артемиды в Эфесе). Скульптура украшает храмы (рельефы фризов, фронтонов). Суровые изваяния богов и миф. героев, борющихся со страшными чудовищами. Статуарная скульптура – атлетический идеал юноши (куроса) и женщины (коры). Крайне ограниченная мимика лица (архаич. улыбка). Развитие основных др. греч. ваз: амфора, кратер, килик, гидрия и др. Чернофигурные и краснофигурные. Искусство глиптики. Классика . (5-4 вв. до н.э.). Достигли расцвета др.-греч. города, сложилась система регул. планировки. Скульпторы, вазописцы и живописцы начинают создавать более близкие к реальности образы, совершеннее изображать челов. фигуру, ее структуру и движение. В творчестве Мирона (Дискобол) и Поликлета складывалось представление об идеальном образе гармонически развитого, совершенного человека. Вершиной ис-ва классики - время правления Перикла, велич. скульптор Фидий, архитекторы Иктин и Калликрат – создатели Афинского Акрополя. Классический период завершается творч. Праксителя, Скопаса, Леохара и Лисиппа, произведения которых отмечены вниманием к миру челов. чувствии и страстей, нарушением внутренней гармонии и согласия с окружающим миром. Эллинизм . Строительство новых городов. особенность – величие. Фаросский маяк. Величественные архит. ансамбли (акрополь в Пергаме). Храм – перистиль (весь обнесен колонами). Скульптура – Венера Мелосская, Ника Самофракийская, борьба гигантов фриза Пергамского алтаря, группа Лаокоон – пронизаны внутренним напряжением, движением и тревогой, окрашены трагизмом мироощущения. На смену гармоничному идеалу человека-гражданина приходит прославление владык, божество (статуя Гелиоса – Колосс Родосский). В живописи, как и в скульптуре развивается более свободная экспрессивная манера изображения.

Римский стиль. Решающее значение в формировании римского стиля имеет этрусское зодчество, достигшее успехов в создании сводчатых сооружений. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, ве­ликолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), базилики, аквидуки, мосты, триумфальные арки, дворцов, термы, вилл и просто хороших домов с доброт­ной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного об­щества.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произ­ведения, не имевшие себе равных в древности.

До наших дней дошло очень мало имён рим. худ-ков. Однако оставленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.

История Рима делится на 2 этапа – эпоха республики и императорский (правление Октавиана августа до 4 в. н.э.)

Архитектура (кон.6-кон.1 в. до н. э.). В республиканский период сло­жились основные типы рим. арх-ры. Суровая простота жизненного уклада - конструктивная логика монументаль­ных инженерных сооружений (оборонительные стены Рима).

Из Греции и эллинистических государств в Рим проникли утонченность и роскошь. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и кар­тины греческих мастеров. Римские храмы, двор­цы превратились в своего рода музеи искусства. Обратились к греческой ордерной системе (в декоративных целях). Опорные функции в римской архитектуре вы­полняла обычно стена. Большое место поэтому принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Применялся пышный коринфский ордер и строгий тоскан­ский, унаследованный от этрусков. Колонна тосканского ордера отличается от дорического на­личием базы, отсутствием фриза и каннелюр. Строились круг­лые (моноптер, окруженной колоннадой) и четырехугольные псевдо-периптеры с вхо­дом лишь с главного фасада. Разрабатывается система высокохудожественных стенных росписей. Использовалась античная фреска (помпейские росписи - 4 группы).

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обо­гатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора. Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет . Новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, рим­. худ-ки пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре самобытный реализм (статуя «Оратор»). Создавали но только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые поясные.

Расцвет культуры Рима приходится на 1-п вв.н.э. - наз. ис-вом империи. Август посвящал богам новые храмы. Придавали значение декоративному эффекту. Новшество - возводили стену из кирпича и бетона, затем навешивали мраморную облицовку и приставляли колонны. При Флавиев характерна помпезность, нач. строить Колизей (амфитеатр) закончили при Тите. Триумфальные арки.

Византийский стиль (с 4 в. до1453 г.). история Византийского искусства – это период становления христианского искусства, его образного строя, тематики, канонов. Высшие достижения связаны с храмовой архитектурой, фреской, мозаикой, иконописью, миниатюрой . Главным храмом Византии была гранд. Церковь Св. Софии в Константинополе (6 в.). мозаики Равенны (5-7 вв.) стали вершиной в истории этого вида изоб. искусства.

В культовой арх-ре уже в 4 в. возникают типы храмов, принципиально отличные от античных – базилики и центрические купольные здания. Простота наружного облика контрастирует с великолепием декоративного убранства интерьеров. Главная роль – стенным росписям, иконописи. Церкви украшались христианскими символами и орнаментом. В зодчестве совершился переход к типу крестово-купольного храма. В 9-10 вв. – росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды – мозаика и фреска. Господствует идеально возвышенный образ людей. Лучшее произведение иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств – «Владимирская богоматерь».

Средние века. Романский стиль. Господствовал в искусстве ср.-век. Европы с 10 по12 вв. термин был введен в науку в 1-ой пол. 19 века. В эпоху Р.с. духовная жизнь, образование и культура были сосредоточены в монастырях, там проходило становление искусства - искусств слова, музыки, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи (фрески, витражи), книжного искусства (шрифта, миниатюры). Стиль проявился особенно ярко в архитектуре, представленной церквами, монастырями, замками. Это массивные каменные сооружения ставились на возвышенных местах, окруженные рвом. Внешний вид – монолитная цельность и торжественность, здание состояло из простых, четко выявленных объемов, впечатление от толщины стен усиливалось узкими проемами окон, углубленными порталами, внушительными башнями. Тип – базилики. Несмотря на общие стилистические черты, Р.с. отличается разнообразием образных решений: во Франции – множество архит. школ – одни предпочитали гладкие каменные поверхности, др. – декоративно оформленные фасады, высокие башни. В Италии – под влиянием античного искусства – памятники в Пизе, во Флоренции трудно назвать суровыми, тяжеловесными; памятники Болоньи – строги, напоминают арх-ру соборов Москов. Кремля.

Если в раннем Р.с. главную роль в декоре играла настенная живопись, то в кон. 11- нач. 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монумен. рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену. В роман. живописям и скульптуре центр. место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе. Доминировала фигура Христа, повествовательные циклы на библейские и евангельские сюжеты принимали более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны монументальная обобщенность форм, отклонение от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем экспрессии. Во всех видах искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (начало «звериному стилю»).

Готический стиль (приблиз. с 12 по 14-15 вв).Термин возник в эпоху Возрождения как отрицательная характеристика искусства всего средневековья, которое представлялось варварским. Для стиля характерно : легкость, ажурность, устремленность к небу, к Богу, стрельчатые арки. Возросла роль монархий, власть перешла в руки королей. Монастыри теряют власть. Города стали независимы. В городах располагались дворцы аристократов, резиденции высшего духовенства, церкви, монастыри, университеты. Центром общественной жизни среднев. города стала ратуша (здание город. самоуправления) исобор (крупный христианский храм). Ратуши 2-х этажные здания с башней – символ свободы города. Соборы должны были вмещать все население города. Строили соборы городские мастера (не монастырские, как прежде).

Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готи­ческий собор лёгок и устремлён ввысь. Это связано с новой конструкцией сводов. Если в роман­ской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь - на столбы. Боковое давление свода передаётся аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфор­сам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). В готическом соборе ис­чезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу. Внутри и снаружи собор ук­рашало множество статуй и рельефов. Пространство собора - создавало образ небесного мира, воплощал мечту о чуде.

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на рели­гиозные и светские сюжеты. В застылость и замкнутость пришла подвижность, фигуры обратились к зрителям. Показывали реального человека, без обобщений. В готический период изменился образ Христа - на первый план выдви­нулась тема мученичества: изображали Бога скорбя­щего и страдающего. Го­тическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери - заступницы и просительницы. Культ Богоматери сло­жился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, харак­терным для Средневековья. В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, ска­зочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве очень часто, как и в романском в виде скульптур химер.

В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Во Франции – на родине готики – произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм (Нотр-Дам де Пари – Собор Парижской Богоматери, Собор в Шартре (XII-XIV вв.)). К выдающимся произведениям зрелой готической архитектуры от­носится соборы и Реймсе и Амьене. В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. (Кентерберийский собор , соборы в Линкольне, Солсбери 13 век). Место коронации англ. королей - гл. собор Вестминстерского аббатства в Лондоне - похож на французский тип. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический, но страстный по выражению характер. Архитекторы резко увеличили высоту сводов, увенчав их башенками со шпилями. Не встречались окна-розы, вместо них использовали стрельча­тые окна. Соборы в Марбурге, Наумбурге, Фрейбурге, Ульме. Выдающееся произведение гер­манской архитектуры - собор в Кёльне (1248 г. - XIXв.), высота - 46 м, укра­шенное множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами. Скульптура Германии, как и в романский период, в основном укра­шала не фасады, а внутренние поме­щения храмов. Исполнена менее изящно. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. Итальянская культура была более светской, чем религиозной. В Италию проникли лишь отдельные, преимущественно декоративные элементы готики: стрельчатые арки, «окна-розы». Соборы Флоренции – Санта Кроче, Санта Мария Новелла, Санта Мария дель Фьоре . Готика представлена в гражданской архитектуре – палаццо, лоджии, фонтаны. В Венеции из мрамора построен Дворец Дожей. Но в 14 в. готика распространилась в Италии повсеместно. Пламенеющая готика (линии самых разных изображений приобрели форму языков пламени, широко использовались криволинейные формы, сложный рисунок, ажурный орнамент) достигла своего высшего завершения в Миланском соборе, Руанский собор, аббатская церковь Мон-Сен-Мишель.

Возрождение (ренессанс). Эпоха, охватывающая в Италии 14-16 вв., в странах к северу от Альп (северное В.) – 15-16 вв.; знаменательна возрождением интереса к античности. Истоки В. – в гуманизме как мировоззрении эпохи. Круп. худ-ки – универсальные личности в науки, разных видах искусства. Гуманизм не противоречил религии: мир сотворен Богом, его всестороннее изучение есть средство познания Бога во всех явлениях природы и прежде всего в человеке. Использовали «прямую перспективу», изучали анатомию человека. Евангельские сцены изображались на фоне гор. архитектуры или природы своей страны. Рядом со святыми – портрет заказчика и исполнителя. Особое место заняла мифологическая тема; изображение обнаженного тела стало предметом изучения и худ-ного воплощения (Донателло, Микеланджело, Тициан, Дюрер). Портрет определился как отдельный жанр и достиг вершин в творчестве скульпторов Донателло, живописцев Рафаэля, Леонардо, Тициана, Ван Эйка, Дюрера.

Ведущее значение приобрел синтез искусств, в котором лидирующее положение занимала архитектура – городской ансамбль, где гл. являлись храм, общественные здания, разнообразные светские постройки (дворцы, лоджии). На протяжении эпохи В. определяется место скульптурного памятника на площади (следование античным традициям). Главенствующее место занимали монументальные виды изобр. искусства (фреска, скульптура), украшавшие дворцы и храмы. Возрождается классический ордер.

Итальянское искусство периода расцвета на рубеже 15-16 вв. – это Высокое В.Художники – Браманте, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело. Позднее – Джорджоне, Тициан, Палладио. Последние две трении 16 в. – позднее В. Художники как правило, прибегали к заимствованию мотивов и приемов (манер) вел. мастеров, что определило название направления – «Маньеризм»: в утонченных, рафинированных формах им удалось выразить сложный мир человека этого периода.

Барокко (вычурный, странный) – стиль, получивший развитие в 17 и 1-ой половине 18 вв. В искусстверяда европейских стран, гл. образом в Италии, а также в Испании, германии, Франции.

Художественные особенности стиля Б. определились новым (в сравнении с эпохой В.) пониманием места человека в мироздании, расцветом религиозного чувства, восстановлением роли церкви в формировании духовного мира человека, что нашло отражение во всех видах искусства, и прежде всего в архитектуре. Как и в средние века, приоритетное место во многих архитектурных комплексах занимает храм, органично связанный с новыми дворцово-парковыми ансамблями; в результате на протяжении 17-18 вв. складывается планировка и облик крупных городов Европы – Рима, Парижа, Мадрида и др. Особенности стиля Б. - ясное выражение в характере архитектурного пространства и масс, «перетекании» одних объемов в другие, в пушном декоре фасадов и интерьеров. Для искусства Б. характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Дворцы и церкви Б. благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность, вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий Б. украшались многоцветной лепкой, резьбой; зеркала и росписи стен и плафонов иллюзорно расширяли пространство. В изоб. иск-ве Б. преобладают декоративные композиции религиозного, мифологического и аллегорического характера. В живописи – эмоции, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости. Знаменитый мастер Б. – архитектор и скульптор Бернини; мастер декорат. живописи – Пьетро да Картона. В живописи черты Б. проявились в творчестве Тьеполо, Рубенса.

Русское Б. развивалось в 1-ой половине 18 в (рус. архитектура кон. 17 в. лишь условно называется «Нарышкинским барокко»), гл. образом в архитектуре Растрелли и близких к нему мастеров. Блистательными примерами Б. являются ансамбли Зимнего дворца в СПб, екатерининского дворца в Царском Селе (г. Пушкин0, скульптурные произведения Растрелли-отца (Памятник Петру 1 в СПб, портрет Меньшикова, «Анна Иоанновна с арапчонком»).

Рококо – худ-ное направление в 18 в. гл. обр. во Франции в период Людовика XV. Название обозначает «узор из камней и раковин». Р. Явилось завершающей стадией барокко. Характеризуется усилением декоративного начала во всех видах искусств, прежде всего в архитектуре. Утрачивает тектоничность. Размеры парадных помещений уменьшаются, стены облицовываются деревянными панно с резьбой в виде завитков: растительных побегов и гирлянд. Десюдепорты, зеркала. Центральным мотивом каждой орнаментальной композиции становится изображение раковины (рокайль). В период Р. Падает значение исторической и мифологической картины. Религиозные сюжеты проникаются светским духом. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество – черты Р. Живопись и графика Р. – характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, ассиметричные композиции. Ватто, Фраганар, Буше. В скульптуре Р. Преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты. Лучшие произведения Р. Были созданы во Франции, но стиль получил распространение и в Германии, и в России (Мраморный дворец Ринальди в СПб).

Классицизм («образцовый») – направление в евр. ис-ве кон. 16 – нач. 19 в. за это длительное время К. вступал в сложные отношения со многими художественными и идеологическими направлениями. Вначале К. был связан с идеей абсолютной монархии; позже, в форме т. наз. революционного К., - с идеями тираноборчества и гражданственности, созвучными Фран. революции; на заключительной стадии своего развития выступил, в форме стиля «ампир» - стиля наполеоновский империи (холодное величие, четкость линий, академизм). В разных странах К. приобретал и некоторые национальные особенности. Но есть и общие черты. Искусству К. свойственна упорядоченность, соразмерность частей, ясность замыслов и построений, тяготение к уравновешенности и симметрии. С этой точки зрения символом К. служит геометрическая планировка королевского парка в Версале. Идеальный герой К. чужд индивидуализма, подчиняет частные интересы общим – национальным, государственным, душевные порывы – голосу разума; его отличает нравственная стойкость, правдивость, мужество, непреклонная верность долгу. Высшим образцом для К. служит античная («классическая»), преимущественно римская культура. Сюжеты и герои заимствуются из античной мифологии и истории.

Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров – от «высоких» (ист., миф., религ.) до «низших», или «малых» (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие границы и четкие формальные признаки.

Достоинством К. является представление о важной общественной миссии искусства. Каноны к. обеспечивали высокий уровень мастерства. С другой стороны – приглушалась индивидуальность художника, уводила от многообразия действительной жизни. Эти негативные стороны К. делались все заметнее в поздний период его существования, который принято называть –академизм . Ограниченность К. начали преодолевать другие худ. направлении: сентиментализм, романтизм, зарождающийся реализм.

К. в изоб. ис-ве в 17 в. представляет живопись Пуссена, Лоррена, а в 18-19 вв. – Давида, Энгра, скульпторы Фальконе, Гудона, итальянца Кановы. Величественными памятниками арх-ры К. стал Версаль, резиденция короля Людовика XIV.

В России К. утвердился лишь в 18 в., после реформ Петра 1. С его распространением связано лит-ное творчество Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, Державина; создание рус. профессионального театра. Живописцы А. Иванов, Лосенко, Угрюмов, следуя законам К., изображали события древней славянской истории. Художники – Никитин, Матвеев, Рокотов, Левицкий. Скульпторы: Мартос, Козловский, Гордеев, Щедрин, Щубин, Пименов. Архитекторы (ясность, величественная простота, человечность): Баженов, Казаков, Воронихин, Стасов, Росси, Захаров, Тома де Томон, Жилярди, Бове, Камерон, Кваренги.

Романтизм (1-ая пол. 19 в). Р. 19 в. во многом противоположен классицизму предыдущей эпохи и нормам академического искусства. Для Р. характерно обостренное внимание к душевному миру человека, но, в отличие от сентиментализма , романтиков интересует не обычный человек, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», стремление к совершенству, мечтает об идеале. Романтик любит и порой идеализирует далекое средневековье, «первозванную» природу, в мощных проявлениях которой он видит отражение обуревавших его сильных и противоречивых чувств. Неприятие повседневной жизни, отсюда и внутренняя раздвоенность. Р. захватил все сферы духовной культуры: лит-ру, музыку, театр, философию, эстетику и др. но он не был тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от класс-ма Р. существенным образом не затронул арх-ру, повлияв в основном на садово-парковую арх-ру, на зодчество малых форм и на направление т.н. псевдоготику. Романтики в изоб. ис-ве – фр. живописцы Делакруа, Жерико, нем. – Фридрих, Рунге, рус. – Кипренский, Блюллов, Айвазовский и др. проявлением Р. в архитектуре была ложная готика – подражание характерным формам ср.-век. Построек. Для Р. выражение внутреннего мира человека важнее, чем изображения внешнего, объективного мира, поэтому «главным» романтическим искусством стала музыка и литература.

Эклектизм (от греч. - выбирать) – соединение разнообразных художественных элементов. В истории искусства наиболее заметное место занимает Э. арт-ры сер. -2-ой пол. 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных ист. стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.). он оказал влияние на становление целостного в своей сущности стиля – «модерн».

Модерн (новейший, современный), стиль в европ. и америк. иск-ве кон.19- нач.20 вв. разные названия:во Франции и Бельгии – «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Австрии – «сецессион», в Италии – «либерти». Наиболее ярко М. выразился в арх-ре частных домов – особняков, в строительстве деловых, пром. и торг. зданий, вокзалов, доходных домов. Новое – отказ от ордерной системы украшения фасада и интерьера. Определяюшее значение в структуре здания – построение внутреннего пространства. Фасады зданий М. обладают динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих орган. природные явления (постройки Гуади, Орта, Шехтеля в России). Некоторые арх-ры М. предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объемов. Одним из основных выразительных средств – орнамент характерных криволинейных очертаний , часто пронизанный экспрессивным ритмом. Орнаментальное начало объединяет все виды иск-ва (в интерьере – стены, пол, потолок). Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельных характер, включаясь в общий ансамбль. Вестибюли украшались витражами , интерьеры – живописными , а фасады майоликовыми или мозаичными панно , рельефами . Цель – создание синтетического, цельного проив. иск-ва. Особенно широкое распространение М. получил в декор.-прикл. иск-ве (керам. и жел. изделия Гауди, ограды метро Гимара). Тяготение к конструктивизму, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Макинтоша. Большое развитие в М. получила графика (ведуший представитель – англ. Бёрдсли, норвеж. Мунк, в России – Бенуа, Сомов, фран. Тулуз-Лотрек). Графика тесно связана с расцветом книжного дела.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png