Каменные узоры барокко церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме (chiesa di Santa Croce in Geusalemme). 17-18 вв. Рим.

Развитие орнамента барокко

Для современного барокко, как и для его прототипа - европейского стиля 17-18 вв., характерны масштабность, резкие сочетания света и тени, фантазийность, витиеватость в декоре зданий и интерьеров. Барочный орнамент покрывал карнизы, колонны, бордюры, портал дверей, оконные проемы, рамы картин, мебель. Орнамент барокко использует элементы позднего Ренессанса - маскароны, раковины, акантовый завиток, картуш. Узоры барокко обогащаются реалистичными рельефными изображениями людей и животных, которые смешиваются с купидонами, мифическими существами, цветами и растительными завитками. Преобразуются мотивы раковины, картуша, медальона: например, раковина в украшениях барокко может приобрести вид гвоздики, веера, солнца, напоминать французскую королевскую лилию. Кроме того, орнамент барокко заимствует рисунок рельефа из греческого и римского искусства: получеловеческие и полузвериные фигуры, цветочные гирлянды, плоды.

Орнамент барокко на фасаде церкви Санта-Сусанна в Риме (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano). Перестроена в 1605 г. архитектором Карло Модерна.

Узоры барокко второй половины 17 в. симметричны, изображения нередко подражают архитектурным элементам: фронтоны, колонны, балюстрады. В орнаменте барокко этого периода трофеи, классические овы, кариатиды, атланты, драконы, вазы с цветами. Плавные линии сочетаются с прямыми, появляются новые мотивы: сетка с розетками, ламбрекен, зубцы, кисти. Остаются популярными тонкие спирали, завитки, соединенными прямыми линиями, ленты, маски, канделябры. Пышные обрамления включают корзины, арабески, рог изобилия, музыкальные инструменты.

Элементы орнамента барокко.

К концу 17 века растительный узор барокко становится более реалистичным, растения похожи на натуральные. В растительный орнамент вплетаются изображения животных, птиц, сказочных существ, русалок, единорогов, сивилл. В середине 17- начале 18 вв. возродился гротеск, и барокко иногда принимал крайние экспрессивные, напряженные формы в рельефных изображениях.

Экспрессивный декор в стиле барокко фонтана Треви. Архитектор Никола Сальви. 1732-62 гг. Рим.

К 18 в. в орнаментальных элементах барокко появляются гирлянды из фруктов и ягод, связки листьев, стеблей, продетых в кольца.

Орнамент барокко.

В последней четверти 18 в. в моде более формальный стиль барокко. Орнаменты распространялись из столицы Франции в выгравированном виде на досках.

Орнамент барокко в странах Европы

Орнамент барокко широко использовался в разных странах Европы, обогатившись национальными традициями каждого народа. Барочный узор в московских церквях конца 18 в. назывался «Флемская резьба», его создавали мастера Оружейной палаты. В этих украшениях барокко сочетались разорванные картуши, плоды, листья, создавая образ райского сада. Декор золотили, при этом основная конструкция оставалась темной. "Флемская резьба" (фламандская, белорусская) отличалась от плоской традиционной русской резьбы своей рельефностью и имитировала лепнину. По технике исполнения резьба соответствовала европейскому исполнению. Искусство флемской резьбы пришло в Россию в середине 17 в., когда белорусские резчики по приглашению патриарха Никона приехали оформлять Воскресенский храм в Новом Иерусалиме. После опалы патриарха они стали работать при царском дворе. Такой вид резьбы стал очень популярным, т.к. можно было создавать роскошные украшения для храмов.

Флемская резьба в церкви Покрова в Филях - образец для храмов рубежа 17-18 вв.

Элементы барокко использовались в оформлении храмов и дворцов Петербурга, Царского Села, Петергофа с изобилием лепнины, витиеватого, сложного рисунка.

Церковь Покрова в Филях (1692-1693 гг.) в его подмосковном имении Нарышкиных декорирована элементами барокко.

В декоре церкви использовались мотивы раковин, картуши, купидоны, завитки - характерные элементы барокко.

Орнамент барокко фламандского направления отличается наличием большого количества плодов, растений, цветов, бытовых сюжетов. Развитие современного тому периоду барокко определялось вкусами общества.

Узоры барокко украшают церковь фламандского барокко - церковь Св. Михаила.

В Голландии сложилось несколько школ, в Гарлеме - Франса Халса, в Амстердаме - Рембрандта, в Делфте - Фабрициуса и Вермера.

Декор барокко на зданиях площади Гран-Пляс (Grand Place) в Брюсселе, 17 в.

Во Франции барокко стал королевским стилем, выражал идеи процветания. Включал в орнамент королевские символы. В королевских дворах Берлина, Вены, Лондона этот стиль считался признаком утонченного вкуса.

Виды и материалы декора современного барокко

Среди орнаментов барокко: ормушль (Ohrmuschel - ушная раковина), сочетающий картуш с ленточным переплетением и гротесками (Изобретен во Фландрии в конце 16 века), кнорпельверк (Knorpel - хрящ и Werk - работа) - узор барокко, в рисунке которого маски, морды чудовища или гребень морской волны, получил особое распространение в работах мастеров Германии 17 в; Страпворк (strapwork), Ролльверк (Rollwerk от Rolle - ролик, катушка, сверток и Werk - работа) - полуразвернутый рулон пергамента с надрезанными краями. Часто обрамляет собой картуш, трельяж (treillage -решетка) - в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками (характерный орнамент стилей Людовика XIV и рококо), ламбрекен, напоминающий одноименную штору.

Страпворк.

Ролльверк.

Для оформления интерьеров и фасадов зданий современного барокко кроме натурального и искусственного камня, гипса, бетона можно использовать легкий, надежный материал - полиуретан.

Барельеф из полиуретана для оформления фасадов и интерьеров в стиле современного барокко.

Снопы, продетые в кольца из полиуретана, для зданий в стиле современного барокко. Филенка - имитатор лепнины для оформления интерьера и фасадов в стиле современного барокко.

Особенности материала позволяют на его основе сделать любое рельефное изображение, которым можно будет украсить любой интерьер или фасад зданий, поскольку полиуретан отливается под давлением и способен передать самую тонкую деталировку формы. Он устойчив к низким температурам, перепадам температур, влажности и механическому воздействию, а также может имитировать натуральные материалы: камень, древесину.

Орнамент - это особый вид художественного творчества, который, как считают

многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он

лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет

собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой

используются различные выразительные средства. Среди них - цвет, фактура и

математические основы орнаментальной композиции - ритм, симметрия;

графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность,

гибкость или угловатость; пластика - в рельефных орнаментах; и, наконец,

выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного

цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...». Термин орнамент связан с термином

декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания

полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит

вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

*****Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью. Он

сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно

использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов

и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; широко

применяется античный мотив акантового листа. В соединении с самыми

прихотливыми и неожиданными

завитками орнамент из аканта

используется почти всеми видами

прикладного искусства.

*****Орнамент второй половины XVII в.

(позднее барокко) строго симметричен,

для него характерно подражание

архитектурным деталям: колонны,

разорванные фронтончики,

баллюстрады, консольки. Декор этого

периода богат, несколько грузен и

величествен. Орнамент изобилует волютами, картушами, раковинами,

жертвенниками, драконами, кариатидами и вазами с цветами.

Орнамент барокко в странах Западной Европы

Родоначальницей исторического стиля в пространственных

искусствах и музыке, получившего название «барокко»,

стала Италия, которая в XVI веке дала жизнь и

предшествующему стилю эпохи Ренессанса

(Возрождения).

С итальянского языка «barocco» переводится как

«странный, причудливый», но есть основания связывать

жемчужину с неправильной поверхностью. Первые опыты в

новом стиле были сделаны в конце XVI века в церковной

скульптуре и архитектуре и довольно долго сохраняли

многие черты ренессанса.

Расцвет барокко как особого стиля мебели пришелся на

Орнамент барокко

середину XVII века. Как все исторические стили, барокко стал к этому времени

господствующим стилем во всех областях художественной деятельности, включая

церковное и гражданское строительство, производство предметов быта и одежды,

ювелирное и оружейное дело, кораблестроение, изготовление приборов (для

навигации, часов, телескопов), инструментов и пр.

Общая направленность барокко в композиции объектов – это отход от ясности,

строгости и статичности построения формы, свойственных эпохе Возрождения. В

вещей. Целью становится создание ощущения силы, живой, действующей

энергии, некоего мистического великолепия. Как нельзя кстати это было удобно

для нужд католической церкви, которая в это время противостояла движению за

реформацию церкви, охватившее Европу. Не случайно барокко называли орудием

контрреформации, по замыслам которой храмы должны были служить всеми

возможными способами возвеличиванию могущества католицизма – своей

архитектурой, скульптурой, живописью, позолотой, светом, музыкой,

риторическим пафосом проповедей. Более полно и широко принципы барокко

проявились в искусстве тех стран, в которых контрреформация оказалась

наиболее успешной – в Италии, Испании и Франции.

Из церковной среды барокко довольно быстро распространилось на архитектуру и

убранство дворцов королей, правящей знати и дворянства. Во всех странах

Западной Европы, как и в России XVII-XVIII веков, новый стиль оказался впору

монархической власти, которая вела борьбу за абсолютизм. В существенно

упрощенном виде барокко отразилось и в среде городского и сельского

простонародья.

Мебель в стиле барокко (основные черты)

В предметах мебели можно отметить следующие

особенности, свойственные барочному стилю:

1.Все фасадные проекции (или, по крайней

мере одна из них) любых видов мебели

лишены замкнутой прямоугольности контура,

свойственной подавляющему большинству

изделий эпохи Ренессанса. Прямоугольность

очертаний нарушается, как минимум,

узорчато-фигурными навершиями шкафов, спинок кресел и стульев, спинок

кроватей в виде криволинейного карниза, фронтона или сандрика с вазами.

Поверхности, тем или иным образом вычлененные внутри общего

фасадного контура (например, поверхности шкафных дверей, выдвижных

ящиков, пилястр), часто имеют также свой собственный фигурный контур.

2.В мебели барочного стиля отсутствуют такие поверхности, единственным

декоративным свойством которых была бы только естественная текстура

древесины, как правило, орех или черного дерева. Если в изделии и есть

какая-либо большая поверхность, например филенки шкафной двери или

столешницы, то она разбивается инкрустацией (интарсия, мозаика), чаще

всего узорочной, или по типу «маркети», то есть набором сопряженных

плашек толщиной 3-4 мм с различно ориентированной текстурой

древесины.

3.Впервые в истории мебели широк применяются изогнутые поверхности,

получаемые столярной обработкой заготовок из массива и гнутья (гнутье

массива древесины – достижение эпохи барокко). Часто, но не всегда, и

только в дорогостоящих изделиях такие поверхности имеют двери шкафов,

передние стенки ящиков, а порой и боковые стенки у комодов, шкафов,

столов, бюро, секретеров. Нередко гнутся также передние и боковые части

царг стульев, кресел, диванов, столов. Встречаются поверхности, изогнутые

как по вертикали, так и по горизонтали, в том числе выпуклые, вогнутые и

вымпелообразные, а также выпукло-вогнутые (весьма редко).

4.Правильный орнамент с бордюрной симметрией, свойственный

Ренессансу, а еще раньше готике, а после барокко – классицизму, уступает

место свободному узору. Узоры делаются трехмерными, резными, или

двухмерными - в технике инкрустации или наложения украшений. Для

инкрустации используются такие материалы как желтая медь, слоновая

кость, черное дерево, черепаха, драгоценные и полудрагоценные

минералы и др. Орнаментальная симметрия на основе ритмического

повторения какой-либо фигуры – чужда барочному стилю.

5.В этом стиле основные мотивы объемных украшений в большинстве своем

асимметричны – щиты сложного ломанного или округлого очертания,

картуши, раковины, так называемые «усики» (сильно вытянутые,

ветвящиеся один из другого листья аканфа), гирлянды, фестоны, голова,

бюст и полная фигура человека. Они либо вырезаны из общего массива той

или иной детали мебели, либо наложены на нее, будучи изготовлены из

древесины, металла, слоновой кости, черепахи и др.

6.Для барокко свойственна сложная фигурность всех опорных элементов

(ножек) шкафов, столов, стульев, кроватей и др., которая получается с

помощью резьбы, гнутья массива и в результате точения. Часто ножки

имеют характерный вид лапы, возможно с птичьими когтями, - так

называемой «кабриоли» (от франц. cabriole – «прыжок»). Значительно реже

применяются опоры точеные и витые, которые изготавливались в основном

в Германии, Голландии и Англии.

Этапы развития барокко

В эпоху барокко во Франции, где стиль получил наиболее яркое и полное

развитие, обозначилась целая плеяда выдающихся мастеров архитектуры и

декористики, работавших в мебельном деле, таких как: Жан Лепотр, Даниэль

Маро, Шарль Лебрен, Жиль Опенордт и, в особенности, архитектор, живописец,

декоратор и столяр-чернодеревец Андре-Шарль Буль с четырьмя его

преемниками-сыновьями.

Эпоху Барокко принято делить на четыре периода, которые хронологически

совмещаются со временем правления французских королей:

стиль Людовика XIII – раннее барокко, переходное от Ренессанса, 1610-

стиль Людовика XIV, 1643-1715 гг.

стиль Регентства («режанс») – переходный к стилю Людовика XV, 1715-

стиль Людовика XV – позднее барокко, получившее название «рококо»,

В мебели современного производства элементы стиля

барокко воспроизводятся крайне редко, большей

частью в предметах мягкой мебели. Весьма

распространенная орнаментация растительного

характера, объемная и плоская, следующая контуру,

например, шкафных дверей и столешниц, является

упрощенной стилизацией орнаментики не барокко, а так

называемого второго рококо, или неорококо второй

половины XIX века.

Орнамент стиля барокко нашел широкое применение в

разных странах Европы, приобрел под влиянием национальных традиций каждой

из них свои особые черты. Прихотливый узор из самых различных плодов и

листьев, переданных с удивительной выразительностью, встречается в

московских церквах конца XVII в. Он покрывает необыкновенной красоты

золоченые иконостасы. Этот сложный резной орнамент носил название

“Флермской резьбы”, выполнялся специальными мастерами Оружейной палаты.

Орнамент барокко в России

Говоря об архитектуре и мебели барокко в западных странах, нельзя не сказать и

о России. Вторая треть XVIII века - время, когда в русской мебели причудливо

сочетаются барокко предшествующих лет с пришедшим из Западной Европы

рококо. В это время Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский и другие известные

архитекторы создают роскошные дома и дворцы с богатыми интерьерами для

царской семьи и знати в Петербурге и его окрестностях. Внутреннее убранство

зданий великолепно: парадные залы, расположенные анфиладой по одной оси и

обильно украшенные позолоченной резьбой, огромные окна и зеркала в

простенках, обрамленные пышным декором и создававшие благодаря

отражениям иллюзию дополнительного пространства, обилие осветительных

приборов, блеск свечей, который дробился и отражался в зеркалах вместе с

обилием позолоченной резьбы. Мебель задумывалась архитекторами как часть

общего декоративного убранства; она состояла в основном из резных консолей и

кресел, которые расставлялась вдоль стен. Парадные залы служили "лицом"

дворца, они обставлялись с особым великолепием; при этом обстановке жилых

комнат уделялось гораздо меньше внимания.

*В середине XVIII века все еще ощущался недостаток мебели для жилых

помещений. В своих «Записках» Екатерина II описывала эти годы: «Двор в то

время был так беден мебелью, что те же самые зеркала, кровати, стулья, столы и

комоды, которые служили нам в Зимнем дворце, перевозились вслед за нами в

Летний дворец, оттуда в Петергоф и даже ездили с нами в Москву. При таких

перевозках многое ломалось и билось, и мы получали все в таком изломанном

виде, что пользоваться этой мебелью было довольно трудно» (эти записи

относятся к 1751 году). Предметов обстановки этого времени сохранилось

Мебель, сделанная для Большого дворца в Петергофе и Екатерининского дворца

в Царском Селе, в основном погибла во времяВторой мировой войны, а мебель

Зимнего дворца - во время пожаров. Основное направление развития

художественных мебельных форм определялось влиянием барочных

архитекторов - Ф. Растрелли и др., которые сами проектировали мебель для

создаваемых ими интерьеров; при этом они привносили новое понимание

пропорций мебели, задач ее декорирования, а также значения обивочных тканей,

которые сочетались с обивкой стен. Новый характер мебели наиболее явно

получает выражение в резьбе: плоской и рельефной, местами прорезной, часто

позолоченной. Широко и свободно используется резьба в виде раковин и

различных завитков довольно высокого рельефа, стилизованные цветы, почти

объемные по своим формам, птицы, фрукты. Резьбой покрывались ножки, царги,

рамы зеркал, спинки кресел диванов и стульев. Часто пропадает граница,

отделяющая орнамент от предмета, весь предмет превращается в совокупность

объемных украшений, опирающихся друг на друга. Помимо барочного орнамента

в резьбе присутствуют элементы рококо - раковины, завитки, мотивы волны.

Декор церкви Санта-Кроче (La Chiesa di Santa Croce 1353-1549 гг.) Лечче - образец стиля барокко.

Архитектурные орнаменты украшали здания с древних времен. Чаще всего в фасадном орнаменте присутствовали формы, имеющие символическое значение. Постепенно декоративными элементами становились и ранее функциональные детали конструкции здания. Например, в барокко , стали декоративными элементами стиля, утратив свою несущую функцию. Архитектурный декор определялся также элементами культовых обрядов и символизмом. Например, греки украшали здания гирляндами из листьев, головами жертвенных животных. Жители Северной Европы оформляли свои дома изображениями зверей, олицетворяющих определенные человеческие качества. Канаты из узлов, сплетенных между собой, в романском культовом искусстве означали изгнание демонов. Военные трофеи включались в декор римской архитектуры как символы побед. Украшения барокко разнообразны и выразительны, они объединяют разные традиции и эпохи, в них присутствуют мотивы греческих и римских декоративных элементов, фантастические фигуры полулюдей-полуживотных, растительные орнаменты. В барокко узоры и декор включает объемные гирлянды цветов, фруктов, раковины; аканты, топоры, стрелы и другую военную атрибутику.

Ворота «Неаполь» (Триумфальная арка. 1548 г.) украшены военной атрибутикой. Лечче. Апулия. Италия.

Трельяж - ромбообразная сетка с мелкими розетками.
Маскароны (mascherone) — каменные изображения в форме головы человека или животного анфас. Маскароны могли иметь комический, драматический или романтический облик. В эпоху барокко маскароны чаще всего носили гротескный характер

Кроме того, в орнаменте барокко присутствуют волюты, картуши, драконы, вазы; трельяжи; маскароны, ленты, изогнутые стебли растений. Узор барокко базируется на объемных формах. Пластичные элементы декора переплетаются друг с другом, создают впечатление нагроможденности, нередко перегружают фасады зданий.

Маскарон - Нептун. Стиль барокко.

В барокко декор отличается парадностью, экзальтированностью, контрастностью и динамичностью. В философии стиля - религиозные догмы о человеческом сознании, способном воспринимать Божественное только через озарения, которое, по мнению архитекторов и скульпторов того времени могло снизойти только в том случае, если человек будет поражен масштабностью и величественностью храмов. Декор барокко составляют сюжеты и композиции религиозного и аллегорического характера. В орнаменте позднего барокко присутствуют архитектурные элементы: колонны, фронтоны, консоли, балюстрады уменьшенного размера. В этот период украшения барокко имели особенно крупные габариты и казались грузными, нависающими над зрителем. В качестве декора в барокко иногда использовались природные материалы, например, церкви могли быть декорированы человеческими костями.

Церковь, декор которой составлен из человеческих костей - Костница (Kostnice v Sedlci), Кладбищенский костёл Всех Святых в предместье города Кутна-Гора в Чехии. Для оформления церкви использовались кости 40 000 человек. Церковь построена рядом с монастырским кладбищем, которое быстро разрасталось, а во время чумы его пришлось освобождать от старых костей, чтобы захоронить умерших. Старые кости хранились в костнице при Седлецком монастыре. В 16 веке один из монахов отбелил кости и сложил их в пирамиды, после его смерти церковь была закрыта в течение 350 лет. Только в 18 веке резчику по дереву Франтишеку Ринту князь Шварценберг - владелец монастырской земли,- поручил создать из человеческих останков оформление церкви. Резчик вымачивал кости в хлорной извести, а затем использовал для создания декора. Из костей сложен и герб князя. Снаружи церковь сохранила готический вид, а внутри ее украшение можно охарактеризовать как барочное.

В 18 веке создан декор из костей в церкви Костница в Чехии. Автор Франтишек Ринт.

В барокко декор присутствует в виде объемных лепных элементом, нередко покрытых краской или позолотой. Орнамент барокко формировался в зависимости от национальных традиций каждой страны, символов, мифологий. Однако, независимо от стилевых направлений, он всегда сохранял свойственные ему масштабность и пластичность.

Исторический обзор

Барокко - художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца XVI до середины XVIII в. Название стиля происходит от португальского - «жемчужина неправильной формы».

Основные черты Барокко - парадность, торжественность, динамичность. Ему также свойственны смелые контрасты масштабов, цвета, света и тени, совмещение реальности и фантазии. Для Барокко характерно слияние различных искусств в едином ансамбле, взаимопроникновение архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. В своих крайних проявлениях Барокко приходит к мистике, драматическому напряжению, экспрессии форм. События возвеличиваются, художники предпочитают прославлять подвиги или изображать сцены мучений.

Характеристика орнамента

Прямые линии в орнаменте постепенно вытесняются изогнутыми. Вместо спокойствия – эмоциональный порыв, вместо ясности и лаконичности – сложность, многообразие и пышная декоративность; при этом все еще сохраняются организующий центр декоративной композиции, симметрия.
Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью. Он сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; широко применяется античный мотив акантового листа.

Орнамент Барокко. Фото: Paul K

Орнамент второй половины XVII в. (позднее барокко) строго симметричен, для него характерно подражание архитектурным деталям: колонны, разорванные фронтончики, баллюстрады, консольки. В этот период еще больше возрастает роль декоратора.

Орнаментальные композиции художника – гравера Жана Берена (1679-1700) находят повсеместное применение во многих видах прикладного искусства. Ж. Берен во могогм опирается на орнаментику Французского Возрождения. Целый ряд мотивов, сложившихся в творчестве Ж. Берена, становятся определяющими в орнаментике последующего периода. К их числу относятся завитки, соединенные короткими прямыми полосами, тонкие спирали, переходящие в акант, плоский ленточный орнамент – все то, что дает возможность отличить французские гротески от итальянских и фламандских.

Орнамент стиля барокко нашел широкое применение в разных странах Европы, приобрел под влиянием национальных традиций каждой из них свои особые черты. Прихотливый узор из самых различных плодов и листьев, переданных с удивительной выразительностью, встречается в московских церквах конца XVII в. Он покрывает необыкновенной красоты золоченные иконостасы.

В прикладном искусстве России начала XVII столетия декор еще сохраняет свою четкость и ясность рисунка. В дальнейшем все больше нарастает стремление к декоративному заполнению пространства, к «узорчатости», не оставляющей ни малейшего места, лишенного узоров. В XVII в. в русском золотом и серебряном деле намечается многое из того, что получило в XVIII столетии широкое развитие – стремление передать пластически объемные формы, наблюдение природы и в связи с этим реалистическое изображение растений, животных и людей, переход от линейных, контурных изображений к передаче светотени и пространства, от религиозной тематики – к светской.

Орнаментальные мотивы

Декор этого периода богат, несколько грузен и величествен.

Кроме классических ов, акантов, трофеев, орнамент изобилует волютами, картушами, раковинами, жертвенниками, торшерами, драконами, кариатидами и вазами с цветами. Многоярусные портики и гирлянды, корзины и арабески, рога изобилия и музыкальные инструменты – все это заключено в пышные обрамления, симметрично.

Используются и орнаменты с львиными лапами, плодами, листьями. На орнаментах текстиля в эпоху барокко можно увидеть и огромные цветы необычной формы, завитки, листья и плоды растений, таких как гранат, виноград и прочих, военные доспехи, снопы с колосьями, трельяжи (ромбовидные сетки с завитками и цветами) - основные рисунки тканей того времени. В рисунках тканей могли быть и короны, вазы, разных форм, корзинки, а также атрибуты парковой архитектуры.



Под орнаментом нужно понимать убранство, которое необходимо для заполнения свободного места на предметах. Выступает он одним из видов творчества, который не обозначается отдельно, но украшает собой изделия. Орнамент представлен в качестве сложной художественной структуры, которая включает в себя: цвет, фактуру, особые линии. Обязательно используются натурные мотивы в виде изгиба стебля, узорчатый листок и др. Понятие "орнамент" взаимосвязано с таким понятием, как декор, которого в отдельном виде не существует. Что представляют собой орнаменты барокко?

Барочный стиль

Как проявляется орнамент - художественный стиль, который возник в Италии и распространился на многие государства Европы с конца XVI до середины XVIII в. Наименование стиля произошло от португальского "жемчужина неправильной формы".

Орнамент характеризуется своей оригинальностью и живописностью. В нем сохранились некоторые мотивы греческого и римского искусства. В орнаментах применяют фигуры полузверей и полулюдей, разнообразные гирлянды цветов, происходит сочетание символического солнца с лилиями и раковинами.

Позднее барокко (второй половины XVII в.) характеризуется симметричностью. Оно подражает архитектуре в виде колон, балюстрад и консолек. В это время декор богат, но грузен и величественен.

Орнаментальные мотивы

Какие у барокко орнаменты и узоры? Кроме классических акантов, орнамент состоит из картушей, раковин, торшеров и цветочных ваз. Есть множество гирлянд, арабесок, и музыкальных инструментов, которые пышно обрамлены и расположены симметрично.

На орнаментах барокко картинки можно увидеть следующие: диковинные цветы необычной формы, веточки и листья растений, снопы с колосьями и множество других рисунков. Их же затем стали располагать на тканях.

Орнамент барокко в государствах Западной Европы

Какие использовались орнаменты барокко в этот период? Первоначально этот стиль был применен в скульптуре и архитектуре церквей и длительно хранил отдельные черты ренессанса.

Наибольший расцвет барокко попадает на середину XVIII в. К этому периоду он охватывает все области художественной деятельности. Стиль вошел в строительство (церковное, гражданское), в изготовление тканей, одежды, оружия и ювелирных украшений.

Общая направленность барокко заключается в декоративном убранстве жилища и украшении вещей. Главная цель заключалась в создании мистического великолепия, создании ощущений живой и действующей силы. Это было необходимо для нужд католической церкви. В этом стиле храмы служили прославлению могущества католицизма с помощью архитектуры, скульптуры, живописи и др. Наиболее широко барокко распространилось в тех странах, где были сильны традиции католиков - в Италии, Франции и Испании.

Постепенно этот стиль охватил дворцы королей и знати. Барокко во многих странах пришлось по вкусу монархам, позволяя им возвеличивать свое превосходство. В более упрощенном распространился на сельских и городских жителей.

Орнамент барочного стиля в России

Какие орнаменты барокко использовались в России? Во второй половине XVIII в. в России, особенно в мебели, сочетается два стиля: барокко и рококо. В этот период известные архитекторы Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский и др. заняты созданием прекрасных дворцов с роскошным убранством для богатых людей Петербурга. Дворцы предстают в величественной красоте: парадные залы, огромные зеркала и окна, обилие осветительных приборов и свечей. Вся мебель замышляется в качестве общего декоративного убранства, которое состоит из резных кресел и консолей. Устанавливается она по бокам помещения. Парадные залы считались центром дворца и обставлялись с особой роскошью, а жилые комнаты были украшены намного скромнее.

В этом периоде во дворцах ощущалась нехватка предметов интерьера и мебели. Их приходилось перемещать из Зимнего дворца в Летний, что приводило мебель в негодность. Об этом вспоминала Екатерина II в своей переписке.

Применение стиля барокко в декорировании помещений

Основным видом декора становится резьба, которая окрашивалась в несколько оттенков или была позолоченной.

Стены обтягивались шелковыми тканями с рисунками в виде цветов. Иногда применялся бархат, который был синего, зеленого или малинового цвета. Такие стены служили прекрасным обрамлением для картин, имеющих позолоченные рамы.

Множество зеркал помогало визуально увеличить помещение. В стенах имелись ниши, в которых располагались мраморные или бронзовые скульптуры.

Цвета были представлены в ярких оттенках. Самые используемые - синий или белый с использованием золотых и зеленых расцветок.

Потолок расписной, с яркой живописью. Были нанесены изображения животных, птиц, фруктов и др.

Мебель в барочном стиле

Какие орнаменты барокко можно было встретить в мебели? В ней присутствовали следующие особенности:

  • Все мебельные фасады лишены прямоугольного контура, что свойственно изделиям стиля ренессанс.
  • В мебели барокко ее поверхности (столешницы) разбиваются узорчатой инкрустацией.
  • Впервые в мебели были применены изогнутые поверхности, которые получились из древесины методом гнутья. В дорогостоящих изделиях такие формы имеют дверцы шкафов, а иногда и боковые стенки комодов.
  • Бордюрная симметрия с правильным орнаментом, которая свойственна готике, заменяется свободным узором. Мебель инкрустируется слоновой костью, медью, черным деревом и др.
  • Для барочного стиля свойственна сложная фигурность таких элементов, как ножки столов, стульев и шкафов.

В современной мебели элементы барокко используются редко. Некоторое распространение получили орнаменты растительного характера, которые в упрощенном виде применяются на дверцах шкафов или на столешницах.

Орнамент рококо

Что общего в орнаментах барокко и рококо? Стиль рококо является поздней стадией развития барокко, который всегда стремился к большей свободе и простоте композиций.

Его название произошло от французского "рокай", что означает скала. В XVII в. фонтаны стали украшать в виде обломков каменных глыб, которые покрывались растениями, переплетенными в хаотичном порядке. Это стало началом развития стиля, у которого главным свойством была асимметричность.

В рококо чувствуется восхищение искусством Китая, Индии и Персии, поэтому среди орнаментов можно заметить пальмы, фигуры обезьян и драконов. Также стилю присуща любовь к природе, но не к ее естественной красоте, а к искусственной.

Как и ранее, источником вдохновения становится античная мифология. Главной фигурой становится Венера и все, кто связан с ней сюжетом. Это нимфы, амуры.

Вот таким образом в переплетении этих элементов родился новый стиль, отличающийся изяществом и грациозностью.

Стиль классицизма

Рассмотрим орнамент барокко и классицизма. В чем различие? С конца XVII в. наступает эпоха классицизма. На появление стиля значительное влияние оказали раскопки Помпеи и Геркуланума. Вновь античное искусство становится источником вдохновения. Однако в классицизм добавляется и новое видение мира.

Орнамент приобретает уравновешенность с ясными и четкими прямыми линиями, квадратами, овалами и прямоугольниками.

Множество элементов, которые характерны барокко и рококо, сохраняются, но происходит избавление от излишеств и перегруженности деталями.

Многие фигурные композиции изысканны и полны гармонии. Среди любимых мотивов: сфинксы, корзины цветов, голова льва, дельфины и др.

Орнамент классицизма привлекает простыми и изящными линиями, что проявляется в сходстве его с греческим искусством.

Орнамент барокко, обладающий торжественностью и динамичностью, наложил отпечаток на возникшие последующие стили своими неповторимыми композициями.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png