Нематериальное культурное наследие – совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности и представлений человеческого сообщества, формирующая у его членов чувство самобытности и преемственности. Стремительное исчезновение объектов нематериального культурного наследия в условиях глобализации и массовой культуры заставило международное сообщество обратиться к проблеме его сохранения. Передача традиционных нематериальных ценностей осуществляется от поколения поколению, от человека человеку, минуя институционально-организованные формы, они должны постоянно воссоздаваться человеческим сообществом; такой способ наследования делает их особенно хрупкими и уязвимыми. Наряду с термином «нематериальное» ("non-material") в зарубежной практике часто употребляется термин «неосязаемое» ("intangible"), подчеркивающий, что речь идет об объектах, не овеществленных в предметной форме.

В последние годы ХХ века судьба объектов нематериального наследия оказалась в центре внимания мировой общественности. Угроза полного исчезновения многих важных для самоидентификации человека форм культуры потребовала обсуждения этой проблемы на крупных международных форумах и выработки ряда международных документов. Концепция нематериального культурного наследия была разработана в 1990-х годах в качестве аналога Списку Всемирного наследия, уделяющему основное внимание материальной культуре. В 2001 году ЮНЕСКО провела опрос среди государств и неправительственных организаций, с целью выработки определения. В 2003 году была принята Конвенция по защите нематериального культурного наследия. Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.) стала первым международным инструментом обеспечения правовой основы для защиты нематериального культурного наследия. До вступления в силу Конвенции действовала Программа провозглашения шедевров устного и нематериального наследия человечества.

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования (ЮНЕСКО) отметила тесную взаимозависимость между нематериальным культурным наследием и материальным культурным и природным наследием. Процессы глобализации и социальных преобразований, создавая условия для возобновления диалога между сообществами, вместе с тем являются, как и явление нетерпимости, источниками серьезной угрозы деградации, исчезновения и разрушения, которая нависла над нематериальным культурным наследием, в частности в результате нехватки средств для охраны такого наследия.

Международное сообщество почти единогласно признало неоценимую роль нематериального культурного наследия в качестве фактора, способствующего сближению, обменам и взаимопониманию между людьми, а также поддержанию культурного разнообразия. Сообщества, в частности коренные сообщества, группы и, в некоторых случаях, отдельные лица играют важную роль в создании, охране, сохранении и воссоздании нематериального культурного наследия, обогащая тем самым культурное разнообразие и способствуя творчеству человека. Высоко оценив значение нематериального культурного наследия как гарантии устойчивого развития, оно было признано горнилом культурного разнообразия.

В своих обсуждениях концепции ЮНЕСКО отметила всеобщее стремление обеспечить охрану нематериального культурного наследия человечества и испытываемую в связи с этим общую озабоченность, но признала, что на данный момент не существует никакого имеющего обязательную силу многостороннего правового акта, касающегося охраны нематериального культурного наследия. Действующие международные соглашения, рекомендации и резолюции о культурном и природном наследии необходимо обогатить и эффективно дополнить новыми положениями, касающимися вопросов сохранения нематериального культурного наследия.

17 октября 2003 года была принята МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 15 , целями которой являются:

    охрана нематериального культурного наследия;

    уважение нематериального культурного наследия соответствующих сообществ, групп и отдельных лиц;

    привлечение внимания на местном, национальном и международном уровнях к важности нематериального культурного наследия и его взаимного признания;

    международное сотрудничество и помощь.

Конвенцией было принято следующее определение нематериального культурного наследия: «Нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, ризнанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Для целей настоящей Конвенции принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также устойчивого развития. 16

Определенное таким образом Нематериальное культурное наследие проявляет себя в следующих областях:

    устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

    исполнительские искусства;

    обычаи, обряды, празднества;

    знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

    знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Одним из главных направлений работы Отдела нематериального наследия ЮНЕСКО явилась программа по исчезающим языкам.

Мы знаем, что язык появился примерно 150 тыс. лет назад в Восточной Африке, а затем распространился по планете. Эксперты полагают, что несколько тысячелетий назад число языков было значительно больше, чем общепринятое сегодня количество, равное 6700. За последние столетия число языков значительно сократилось из-за экономической и культурной экспансии нескольких доминирующих стран, что в результате приводит к главенству их языков и формированию государств одной нации. В последнее время темп сокращения значительно усилился в результате модернизации и безудержной глобализации. Более 50% языков мира, общее число которых составляет 6700, находятся под серьезной угрозой и могут исчезнуть через 1–4 поколения.

«Способность использовать и видоизменять окружающую среду, а также вступать в диалог и общаться полностью зависит от владения языком. Значит, процессы маргинализации и интеграции, отчуждения и наделения полномочиями, нищета и развитие во многом зависят от лингвистического выбора», - сказал Коитиро Мацуура, Генеральный директор ЮНЕСКО.

Почему языки имеют такое значение? Являясь главным средством общения, они не только передают сообщения, но выражают эмоции, намерения и ценности, утверждают социальные отношения и передают культурные и социальные формы выражения и обычаи. В устной или письменной форме, или с помощью жестов передаются воспоминания, традиции, знания и навыки. Следовательно, для отдельных людей и этнических групп язык – это определяющий фактор самобытности. Сохранение лингвистического разнообразия в мировом сообществе способствует культурному разнообразию, которое ЮНЕСКО считает универсальным этическим императивом, жизненно важным для устойчивого развития в нынешнем все более глобализирующемся мире.

Конкретная практика показала, что все перечисленные в Конвенции области проявления нематериального культурного наследия связаны с языком – от представлений о жизни Вселенной до ритуалов и ремесел – в своей ежедневной практике и передаче от поколения к поколению зависят от языка.

По словам выдающегося лингвиста Дэвида Кристала, «Мир – это мозаика мировоззрений, и каждое мировоззрение выражено в языке. Всякий раз, когда исчезает язык, пропадает еще одно мировоззрение».

В условиях всеобщего образования в целом закономерен процесс исчезновения диалектной лексики и замены ее литературным языком. Диалектно окрашенная речь исчезает даже в сельской местности. В городах ее изредка сохраняют некоторые представители старшего поколения.

Устная традиция передачи духовной культуры заменена письменной. Она фактически исчезла даже у такой этноконфессиональной группы русских, как духоборцы, которые признавали только устное слово. В настоящее время даже заговоры передаются преемникам в письменной форме, что вообще не характерно для заговорной традиции.

Хотя основные фольклорные жанры еще сохраняются в памяти отдельных носителей, но фиксация «старших» духовных стихов, а тем более былин и баллад происходит крайне редко. В основном бытуют поздние духовные стихи, связанные с похоронно-поминальной обрядностью, лечебные заговоры, свадебный фольклор.

Городской фольклор значительно «осовременен» и в отличие от сельского, он бытует значительно шире. В городах, в том числе в Москве, продолжает жить общерусская фольклорная православная традиция, продолжающая дореволюционную. По старым моделям создаются новые тексты, часто осваиваются предания, возникшие в других городах и принесенные в Москву.

Сегодня наблюдается стремительное угасание народных промыслов. Выжили те промыслы, которые были взяты под опеку государства и поставлены на промышленную основу. Были созданы государственные мастерские по производству дымковской игрушки, жостовских подносов, городецкой росписи по дереву, лаковых миниатюр Палеха, богородской резной игрушки, хохломской посуды, скопинской керамики. Изделия этих «промыслов» стали своего рода визитной карточкой России, но на самом деле это коммерчески выгодное производство сувенирной продукции, внешне очень красивой, чисто исполненной, что не характерно для народных промыслов.

В настоящее время еще бытует промысел по изготовлению плетеных из лозы и лыка изделий: корзин, коробов, набирок и т.д. Их делают для себя, на заказ или на продажу скупщикам. Лубяные изделия, щепную птицу кое-где делают в Архангельской области, главным образом, в Пинежье. Распространено среди сельского женского населения разных областей узорное вязание из шерсти носков, варежек. Уже два века точат игрушки в Муромском районе Владимирской обл. Больше всего попыток по возрождению было сделано применительно к изготовлению глиняной игрушки. В стране было много центров изготовления глиняной игрушки. В настоящее время подавляющее большинство их не существует.

Хранение собранных фольклорных и этнографических материалов и доступ к ним в настоящее время превращается в большую проблему. Во многих учреждениях и центрах созданы свои архивы. Собственно, записи, сделанные 20–30 лет назад, уже находятся в критическом состоянии, так как часто хранятся без соблюдения режима температуры и влажности из-за плохой технической оснащенности этих архивов.

Серьезную проблему составляет сохранение традиционной обрядности.

Родильная обрядность среди русского населения, особенно горожан, повсеместно утрачена еще в 1950-е гг. в связи с развитием медицинского обслуживания населения и законодательно закрепленной охраной материнства и детства. В начале 1990-х гг. в связи со снятием запретов на отправление религиозных культов, возросшим интересом к православию, крестильная обрядность, продолжавшая в советское время существовать нелегально, перестала быть тайной и получила широкое распространение.

Свадебная обрядность давно утратила многие традиционные элементы и духовное наполнение обрядов. Лучше она продолжает сохраняться в сельской местности, преимущественно те ее элементы, которые интерпретируются как игровые. Вместе с тем продолжается нивелировка сельской и городской свадьбы.

Наиболее устойчивым остается похоронный обряд и поминальная обрядность. Широко практикуется отпевание покойного (очное и заочное). В сельской местности, особенно среди старшего поколения сохраняются неканонические представления о загробном существовании души и связанная с ними обрядность, особенно на 40-й день после смерти.

Поминальная обрядность – это одна из самых сильных сторон духовной культуры. Родительские субботы, особенно Троицкую, массово соблюдают преимущественно в сельской местности и малых городах. В календарные поминальные дни на кладбище собираются не только местные, но и те, кто давно уехал из родного села. Это позволяет не только почувствовать единение со своими предками, вернуться к своим корням, но и на время воссоединиться со своими односельчанами. Эта обрядность способствует поддержанию групповой идентичности.

В соответствие с Конвенцией «Охрана» означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, его передачу, главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение различных аспектов такого наследия.

Каждому государству-участнику, связанному Международной Конвенцией надлежит:

    принимать необходимые меры для обеспечения охраны нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории;

    в рамках мер по охране идентифицировать и определять различные элементы нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории, при участии сообществ, групп и соответствующих неправительственных организаций.

Для обеспечения идентификации с целью охраны каждое государство-участник с учетом сложившейся ситуации составляет один или несколько перечней нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории. Такие перечни подлежат регулярному обновлению. Периодически перечни представляются Межправительственному комитету по охране нематериально наследия. Кроме того для обеспечения охраны, развития и повышения роли нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории, каждое государство-участник прилагает усилия с целью:

    принятия общей политики, направленной на повышение роли нематериального культурного наследия в обществе и включение охраны этого наследия в программы планирования;

    определения или создания одного или нескольких компетентных органов по охране нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории;

    содействия научным, техническим и искусствоведческим исследованиям, а также разработке научно-исследовательских методологий с целью эффективной охраны нематериального культурного наследия, в частности нематериального культурного наследия, находящегося в опасности;

    принятия соответствующих юридических, технических, административных и финансовых мер, направленных на: содействие созданию или укреплению учреждений по подготовке кадров в области управления нематериальным культурным наследием, а также передаче этого наследия через форумы и пространства, предназначенные для его представления и выражения; обеспечение доступа к нематериальному культурному наследию при соблюдении принятой практики, определяющей порядок доступа к тем или иным аспектам такого наследия; создание учреждений, занимающихся документацией по нематериальному культурному наследию, и облегчение доступа к ним.

Каждое государство-участник должно прилагать усилия для:

    обеспечения признания, уважения и повышения роли нематериального культурного наследия в обществе, в частности посредством: программ в области образования, повышения осведомленности и информирования общественности, в частности молодежи; конкретных программ в области образования и подготовки кадров, предназначенных для соответствующих сообществ и групп; мероприятий по укреплению потенциала в области охраны нематериального культурного наследия, связанных, в частности, с вопросами управления и научных исследований; неформальных способов передачи знаний;

    информирования общественности об опасностях, угрожающих такому наследию, а также о мероприятиях, осуществляемых во исполнение настоящей Конвенции;

    содействия образованию по вопросам охраны природных пространств и памятных мест, существование которых необходимо для выражения нематериального культурного наследия.

В рамках своей деятельности по охране нематериального культурного наследия каждое государство-участник стремится обеспечить по возможности самое широкое участие сообществ, групп и, в соответствующих случаях, отдельных лиц, которые занимаются созданием, сохранением и передачей такого наследия, а также активно привлекать их к управлению таким наследием.

Для обеспечения большей наглядности нематериального культурного наследия, содействия углублению осознания его значения и поощрения диалога на основе уважения культурного разнообразия Комитет, по предложению соответствующих государств-участников, составляет, обновляет и публикует Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

В сентябре 2009 г. началось составление Репрезентативного списка нематериального культурного наследия ЮНЕСКО и Списка нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране. 17

Чтобы попасть в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, элементы должны соответствовать ряду критериев: их вклад в лучшее знание о нематериальном культурном наследии и в повышение понимания его важности. Кандидаты на внесение в Список должны также оправдывать защитные меры, принимаемые для обеспечения их жизнеспособности.

Среди объектов культурного наследия особый интерес представляют формы живой традиционной культуры, отражающие культурные навыки и традиции обустройства жизненного пространства конкретных людей, проживающих на определенной территории.

Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (non-material cultural heritage, intangible cultural heritage), исходит из того, что сохранение очень хрупкого, «неосязаемого» нематериального культурного наследия требует создания таких условий для обеспечения его жизнеспособности, при которых «живые культурные проявления» могут обретать материальную форму, например, в виде нот, аудио- и видео- записей, что и позволяет их сохранить как культурное достояние.

В сфере изучения и сохранения нематериального культурного наследия важное значение имеет развитие новых способов обработки и представления информации.

Первые интернет-проекты, посвященные проблемам охранения и изучения российского фольклора появились в конце 90-х годов XX века (компьютерное описание фольклорного архива Нижегородского государственного университета; созданы страховой фонд фонограмм архива Института русской литературы РАН; электронная версия архива фольклорной фонетики Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН; база данных архива филологического факультета СПбГУ в Интернете «Русский фольклор в современных записях»; осуществлен проект «Традиционная культура русского Поозерья: каталогизация и консервация музыкально-этнографических памятников русско-белорусской традиционной культуры» (Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова); сводная электронная опись коллекций авторской песни 1950–1990-х гг. (АНО «Радуга» при Всероссийском музейном обществе)).

Во второй половине 1990-х гг. совместными усилиями Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук и Научно-технического центра «Информрегистр» Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации было положено начало одному из крупнейших и безупречных в научном плане проектов – созданию фундаментальной электронной библиотеки (ФЭБ) «Русская литература и фольклор» (http://feb-web.ru). ФЭБ представляет собой сетевую многофункциональную информационную систему, аккумулирующую информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т.п.) в области русской литературы и русского фольклора XI–XX вв., а также истории русской филологии и фольклористики.

Характерной чертой большей части проектов по использованию современных информационных технологий в интересах изучения, пропаганды и сохранения фольклора является то, что они выполняются в академических институтах и вузах. 18 Значительный массив фольклорного материала содержится на сайтах центральных и региональных учреждений, связанных с изучением, сохранением и пропагандой фольклора 19 .

В Интернете представлена традиционная культура многих малых народов, проживающих на территории России. На сайтах можно познакомиться с фольклором тверских карел, марийцев, алтайцев, горцев Кавказа, саамов, цыган, чукчей и т.д.

Анализ интернет-ресурсов позволяет сделать вывод о том, что в современном Рунете отсутствуют специализированные сайты, посвященные сохранению российского нематериального культурного наследия. Существующие же фольклорные базы данных можно разделить на три типа: 1) ориентированные на фольклорные тексты (как в письменном виде, так и в устном (аудиозапись); 2) ориентированные на музыкальную культуру; 3) ориентированные на традиционную культуру той или иной территории. Хотя и нечасто, в некоторых базах данных можно встретить сочетание этих типов.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. Материальную культуру можно рассматривать как способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Разрушения, причиненные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, мосты и города были быстро восстановлены, т.к. люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.

Социологический подход к изучению культуры

Цель социологического исследования культуры - установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценитъ влияние идей на социальные действия, на формирование или распад групп или движений.

Социологи подходят к феномену культуры с разных точек зрения:

1) предметной, рассматривающей культуру как статичное образование;

2) ценностной, уделяющей большое внимание творческому началу;

3) деятельностной, вводящей в динамику культуры;

4) символической, утверждающей, что культура состоит из символов;

5) игровой - культура - игра, где принято играть по своим правилам;

6) текстовой, где главное внимание уделяется языку как средству передачи культурных символов;

Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов, явлений и понятий, созданных и накопленных предшествующими поколениями. Участвуя в производственной и общественной деятельности, они усваивают богатства этого мира и таким способом развивают в себе те человеческие способности, без которых окружающий мир им чужд и непонятен. Даже членораздельная речь формируется у людей каждого поколения лишь в процессе усвоения ими исторически сложившегося языка, не говоря о развитии мышления. Никакой, даже самый богатый личный опыт человека не может привести к формированию отвлеченного логического, абстрактного мышления, потому что мышление, как и речь у людей каждого последующего поколения, формируется на основе усвоения ими уже достигнутых успехов познавательной деятельности прежних поколений.
Наука располагает многочисленными достоверными фактами, доказывающими, что дети, с самого раннего детства изолированные от общества, остаются на уровне развития животных. У них не только не формируются речь и мышление, но даже их движения ничем не напоминают собой человеческие; они даже не приобретают свойственной людям вертикальной походки. Известны и другие, по существу, обратные примеры, когда дети, принадлежавшие по своему рождению к народностям, пребывающим на первобытном, т.е. дородовом уровне развития, с пеленок попадали в условия высокоразвитого общества, и у них формировались все способности, необходимые для полноценной интеллектуальной жизни в этом обществе.
Все эти научно зарегистрированные факты свидетельствуют о том, что человеческие способности не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно в особой, существующей только в человеческом обществе форме - в форме внешних явлений, в форме явлений материальной и духовной культуры . Каждый человек учится быть человеком. Чтобы жить в обществе, мало иметь то, что дает природа. Нужно овладеть еще и тем, что было достигнуто в процессе исторического развития человеческого общества.
Процесс усвоения человеком культуры, в том числе языка, мышления, трудовых навыков, правил человеческого общежития и многого другого, что входит в культуру, совпадает с процессом формирования психики человека, которая суть явление социальное, а не биологическое. Поэтому здесь было бы точнее вести речь не о культуре, а о психике людей. Однако последнее невозможно. Психика людей эволюционировала во времени, а поэтому она, как и культура, является категорией исторической. Изучать психику ушедших из жизни людей невозможно, хотя современная этнология отчасти восполняет этот пробел, а культура прошлых эпох оставила материальные (книги, строения, орудия производства и т.п.) и духовные (предания, обряды, традиции и т.д.) следы, по которым можно составить научно-обоснованную систему взглядов на развитие человеческого общества. Но все же, ведя речь о культуре, нельзя упускать из виду тот факт, что за ней кроется психика людей - продукт общественного развития и мощнейшее средство воздействия на природу, в том числе и на само человеческое общество.
Главный итог усвоения культуры состоит в том, что у человека формируются новые способности, новые психические функции. В результате обучения у человека развиваются физиологические органы мозга, которые функционируют так же, как и обычные морфологически постоянные органы, но являются новообразованиями, отражающими процесс индивидуального развития. «Они-то представляют собой материальный субстрат тех специфических способностей и функций, которые формируются в ходе овладения человеком миром созданных человечеством предметов и явлений - творениями культуры». Продукты исторического развития человеческих способностей не просто даны человеку в воплощающих их объективных явлениях материальной и духовной культуры в виде, готовом для усвоения, а лишь заданы в них в виде кодов, например, звуками в речи или буквами в письменности. Чтобы овладеть этими достижениями и сделать их своими возможностями, инструментами, ребенку нужен наставник, учитель. В процессе общения с ними ребенок обучается. Таким образом, процессы усвоения культуры и формирования психики - суть воспитания. С прогрессом человечества воспитание усложняется, становится продолжительнее. «Эта связь между общественным прогрессом и прогрессом воспитания людей является до такой степени тесной, что по общему уровню исторического развития общества мы безошибочно можем судить об уровне воспитания и, наоборот, по уровню развития воспитания - об общем уровне экономического и культурного развития общества». Связь между воспитанием, культурой и психикой настолько прочная и важная, что к ней неизбежно придется еще вернуться, сделав здесь самые общие замечания.
Когда в повседневном разговоре заходит речь о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, то есть часто культуру в обыденном сознании отождествляют с образованностью и особым, “культурным” поведением.
Несомненно, всё названное есть важная, но очень большая часть того, что представляет собой многогранное и сложное явление, называемое культурой. Понятие культуры является фундаментальным для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся её носителями и отличает одно общество от другого.
Человек может нормально жить только в окружении себе подобных при соблюдении правил, выработанных в течение многих тысяч лет. Человек выделился из природы, создав искусственную среду, вне которой он не может существовать - культуру. Иногда говорят, что в виде культуры человек создал “вторую природу”. Культура представляет собой совокупный результат деятельности множества людей в течение длительного времени. Можно сказать, что первобытное стадо превратилось в человеческое общество тогда, когда оно создало культуру, и сегодня нет общества, группы или отдельного человека, не имеющих культуры, и неважно, племя это амазонских индейцев, затерявшееся в тропическом лесу или жители европейской страны, внесшей, по нашим понятиям, огромный вклад в культуру. С точки зрения социологии, культуры обоих этих народов одинаково ценны.
В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.
Термин “культура” произошёл от латинского “culture” - “возделывать, облагораживать”. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду те явления, которые качественно отличают человека от природы. В круг этих явлении входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе - изготовление орудий труда, религия, одежда, украшение, шутка и т.д. Круг таких явлений очень широк, он включает в себя и сложные феномены, и простые, но крайне необходимые для человека.
Существует ряд основных признаков культуры.
Во-первых, источником культуры является сознание. Все, что связано с “возделанным” в человеческой жизни, так или иначе связано с сознанием, идёт ли речь о технологиях, политике, нравственных исканиях людей или восприятии художественных ценностей. Следует также иметь в виду, что культура - это своеобразный процесс, деятельность, в основе которой - взаимодействие, взаимопереход и сопряжённость знаний, навыков и убеждений, информационного, чувственного и волевого компонентов. Поэтому культуру часто выделяют в отдельную сферу деятельности, которой занимаются специально подготовленные люди.
Во-вторых, культура представляет собой метод, способ ценностного освоения действительности. В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребностей человек неизбежно становится перед необходимостью оценки явлений, средств их достижения, допустимости или запретности для него действовать теми способами, которые могут способствовать достижению целей. Без этого нет мотива деятельности, осознания социального действия. Культура - это определенный взгляд на мир сквозь призму принятых в этом обществе понятий о том, что есть добро и зло, полезное и вредное, прекрасное и безобразное.
В-третьих, культура становится организующим элементом, определяющим содержание, направленность, технологию практической деятельности людей. То есть сигналы, идущие от внешнего мира, проходят “фильтр” культуры, расшифровываются ею и получают оценку. Отсюда - разные оценки одних и тех же явлений у людей разных культур, разное реагирование на них.
В-четвертых, культура воплощается в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности, которые являются следствием существования устойчивых мотивов, предпочтений, навыков и умений. Случайное, более не повторяющееся, к культуре относить не следует. Если из случайного, нерегулярного то или иное явление превращается в устойчивое, повторяющееся, то можно говорить об определённых изменениях в культуре отдельного человека, группы или общества в целом.
В-пятых, культура объективируется, воплощается в различных продуктах деятельности - вещественно-предметных (все предметы, созданные и используемые человеком) и символически-знаковых (к ним относятся продукты культуры, передающие информацию через слово, символы, знаки, изображения). Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности и вышеназванных формах, происходит фиксация исторического опыта народа, общности, и этот опыт может быть передан другому человеку или поколению. Когда мы называем человека малокультурным, то подчёркиваем недостаточную степень восприятия им культуры, накопленной предыдущими поколениями.
Таким образом, культура формируется как механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в той среде, в которую они попали, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами, выделять своё “Мы” среди прочих.
Все проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные.
Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.
Нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.
Элементы материальной и нематериальной культуры тесно связаны между собой: знания (явления духовной культуры) передаются через книги (явления материальной культуры). Определяющую роль в жизни общества играет нематериальная культура: объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, катастрофы, например), но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериальной культуры невосполнима. Для социологии интересна в первую очередь именно нематериальная, духовная культура.
Каждое человеческое сообщество (от самого мелкого до сверхбольшого, как цивилизация) создаёт на протяжении своего существования собственную культуру. Поскольку человеческая цивилизация знает множество сообществ, то в результате в историческом процессе сложилось множество культур, и перед социологами встала проблема определить - существует ли в человеческой культуре что-то общее, универсальное для культурных сообществ. Оказалось, что можно выделить множество культурных универсалий, свойственных всем обществам, как язык, религия, символы, украшения, сексуальные ограничения, спорт и т.д.
Однако, несмотря на подобные универсалии, культуры разных народов и стран весьма отличаются друг от друга. Социологи выделяют три основных тенденции во взаимоотношениях культур: культурный этноцентризм, культурный релятивизм, культурная интеграция.
Этноцентризм проявляется в том, что его сторонники оценивают культуру других народов по культурным стандартам своей этнической общности. Эталоном культуры является культура данной группы, народа, и как правило, результат сравнения предопределен заранее в пользу своей культуры.
С одной стороны, этноцентризм играет положительную роль: он способствует сплочению группы, усилению её жизнеспособности, сохранению культурного своеобразия, воспитанию положительных качеств (любовь к Родине, национальная гордость).
С другой стороны, этноцентризм может перерасти в национализм и ксенофобию - страх и ненависть к другой расе, народу, культуре. Проявлениями этого являются известные рассуждения об отсталых нациях, примитивности культуры какого-либо народа, о богоизбранности своего народа и т.д. В этом случае этноцентризм закрывает путь к взаимодействию культур и тем самым наносит вред той социальной группе, о благе которой он вроде бы печётся, поскольку замедляется ее культурное развитие.
Сторонники культурного релятивизма полагают, что все в мире условно и относительно, поэтому нельзя подходить к оценке явлений чужой культуры со своими мерками. Основной постулат: ”никто никого не должен учить”. Такой подход обычно характерен для тех этносов, которые делают упор на исключительность своей культуры, придерживаются защитного национализма.
Третья тенденция во взаимодействиях культур - культурная интеграция. Проявляется в том, что при сохранении своей самобытности культуры народов и стран все более и более сближаются. Это обусловлено растущей многонациональностью обществ и тем, что хорошо информированные современные люди хотят заимствовать все хорошее у разных культур.
Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. По носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую); национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную, ибо понятно что культура дворянская весьма отличалась от культуры буржуазной, а культура молодежная - от культуры тех, кому далеко за пятьдесят); территориальную (одно дело - культура городская и иное - сельская); культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.
По источникам формирования следует разделить культуру народную и профессиональную. Народная культура ярче всего представлена фольклором, хотя и далеко не исчерпывается им. Она не имеет явного и определенного автора (потому и говорится о "народной этике", "народных инструментах", "народном спорте", "народной медицине", "народной педагогике" и т.д.) и передается из поколения в поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Следует отметить, что в прошлом народная культура противопоставлялась культуре профессиональной как нечто "второсортное" и недостойное внимания образованного человека. Интерес к ней появляется лишь с эпохи нового времени.
Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми данной сферой деятельности и, как правило, прошедшими специальную подготовку к ней. Принадлежность результатов их деятельности тому или иному автору строго фиксирована и юридически защищена авторским правом от любых позднейших изменений и модификаций кем-либо другим.
Сравнительно недавно в оборот вошло и еще одно значение понятия "профессиональная культура", рассматриваемое в паре с понятием "общая культура личности". Общая культура включает в себя те этические, общеобразовательные, религиозные и прочие знания, которыми должен обладать и руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональную принадлежность. Культуру профессиональную, в таком случае, составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение которым делает специалиста каждого конкретного вида труда мастером своего дела, работающим на уровне мировых стандартов.
Нетрудно заметить, что общая и профессиональная культура конкретного человека могут не совпадать и, скажем, обладающий высокой профессиональной культурой инженер в плане общей культуры может характеризоваться прямо противоположным образом.
Культура народная возникает на заре человечества и значительно старше культуры профессиональной, появившейся лишь с переходом общества к стадии разделения умственного и физического труда. С появлением профессиональной культуры возникают и специфические институты, предназначенные для развития, сохранения и распространения культуры. К ним относятся архивы и музеи, библиотеки и театры, творческие союзы и объединения, издательства и редакции, инженерные и медицинские общества и т.д. Hо особенно в этом плане следует выделить систему образования, которая представляет собой социальную форму существования культурных процессов обучения и воспитания. "Строение системы образования, - подчеркивает В.А. Конев, - и с точки зрения методико-педагогической, и с точки зрения организационно-педагогической зависит от логики строения самой культуры как системы. Структура образования - калька со строения культуры. Так, например, классно-урочная система образования, сложившаяся в новое время и господствующая на всем протяжении культуры буржуазного общества, явилась "калькой" и "отраслевой" системы культуры, сложившейся в ходе буржуазной культурной революции.
Hаконец, культуру можно структурировать по ее видам. Наиболее широко известно деление культуры на материальную и духовную. К первой традиционно относят культуру материального производства; материальную культуру быта, под которой понимается культура среды обитания и культура отношения к вещам; а также культуру отношения человека к собственному телу - культуру физическую. К духовной культуре причисляют культуру интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную и религиозную, Hо противопоставление материальной и духовной культуры весьма условно, ибо, так называемая материальная культура только потому есть культура , что она в то же время духовна.
В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества. Мы уже подчеркивалось, что человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции - передачи социального опыта, регулятивная, ценностная и знаковая .
Связывая старших и младших в единый поток истории, культура выступает действительной связью поколений, передавая от одних другим социальный опыт. Ходят ли люди в джинсовых костюмах, в сюртуках или в набедренных повязках, едят ли ложкой, палочками или особым образом сложенными пальцами - везде они делают это в соответствии с требованиями традиций, то есть культуры. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. Благодаря такому отбору каждое новое поколение получает как бы концентрированный опыт прошлого.
Но культура не только приобщает человека к аккумулированным в опыте достижениям предшествующих поколений. Одновременно она сравнительно жестко ограничивает все виды его общественной и личной деятельности, соответствующим образом регулируя их, в чем проявляется ее регулятивная функция. Культура всегда предполагает определенные границы поведения, тем самым ограничивая свободу человека. З.Фрейд определял ее как "все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений" и утверждал, что все люди ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможностей совместной жизни. C этим вряд ли следует спорить, ибо культура нормативна. В дворянской среде прошлого века было нормой на сообщение знакомого о том, что он женится, реагировать вопросом: "И какое за невестой берете приданое?". Hо тот же вопрос, заданный в сходной ситуации сегодня, может быть расценен как оскорбление. Hормы изменились, и забывать об этом не следует.
Однако культура не только ограничивает свободу человека, но и обеспечивает эту свободу. Отказавшись от анархистского понимания свободы как полной и ничем не ограниченной вседозволенности, марксистская литература долгое время упрощенно толковала ее как "осознанную необходимость". Между тем, достаточно одного риторического вопроса (свободен ли в полете выпавший из окна человек, если он осознает необходимость действия закона тяготения?), дабы показать, что познание необходимости есть лишь условие свободы, но еще не сама свобода. Последняя же появляется там и тогда, где и когда у субъекта появляется возможность выбора между различными вариантами поведения. При этом познанием необходимости определяются те границы, в которых может осуществляться свободный выбор.
Культура способна предоставить человеку поистине безграничные возможности для выбора, т.е. для реализации его свободы. В понятиях отдельного человека практически безгранично количество видов деятельности, которым он может себя посвятить. Hо каждый профессиональный вид деятельности - это отдифференцированный опыт предшествующих поколений, т.е. культура.
Следующая функция культуры - знаковая. Человечество фиксирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики, химии, математики специфическими знаковыми системами выступают формулы, для музыки - ноты, для языка - слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура же, в свою очередь, не может транслировать социальный опыт, не облекая его в специфические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные разговорные языки.
И, наконец, последняя из основных функций культуры - ценностная. Она тесно связана с регулятивной, ибо формирует у человека определенные установки и ценностные ориентации, в соответствии с которыми он либо принимает, либо отвергает вновь познанное, увиденное и услышанное. Именно ценностная функция культуры дает человеку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он сталкивается в жизни, то есть делает его личность неповторимой.
Разумеется, все эти функции культуры не существуют как рядом положенные. Они активно взаимодействуют, и нет более ошибочного представления о культуре, чем представление ее в статичности и неизменности. Культура - всегда процесс. Она находится в вечном изменении, в динамике, в развитии. В этом сложности ее изучения, и в этом ее великая жизненная сила.

2. Происхождение, виды и функции политических элит. Политическая элита современного российского общества

Политическая элита - внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом. Ее характеризует близость установок, стереотипов и норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения). Используемые политической элитой ресурсы как правило многообразны и не обязательно имеют характер политических. Для характеристики ресурсного потенциала политических элит эффективно использование концепции многомерного социального пространства П. Бурдье. Важнейшей характеристикой П.э. является способ легитимации власти, обуславливающий механизмы выработки и принятия политических решений, а также трансляции принятых решений на уровень массового сознания и поведения.

Существует три основных подхода к процедуре выделения политической элиты в общей элитарной структуре общества: позиционный, заключающийся в определении степени политического влияния того или иного лица на основе занимаемой им позиции в системе власти; репутационный, основанный на выявлении рейтинга политика на базе сведений, представляемых о нем другими заведомо властвующими лицами; основанный на участии в принятии стратегически важных политических решений. Отличие последнего, согласно которому политическая элита включает лиц, принимающих стратегически важные решения, в том, что в его основе не изучение ф и т.д.................

Понятие культуры

ЛЕКЦИЯ Культура как объект изучения социологии

Культура – многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности.

Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»: «Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Культуру можно разделить по различным признакам на разные виды:

1) по субъекту (носителю культуры) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

2) по функциональной роли – на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);

3) по генезису – на народную и элитарную;

4) по видам – на материальную и духовную;

5) по характеру – на религиозную и светскую.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и других предметов, которые постоянно изменяются и используются людьми. Нематериальную культуру можно рассматривать как способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры Разрушения, причиненные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки и форма хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальная культура в данном случае включает в себя правила и элементы стратегии игры, мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей и зрителей.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Разрушения, причиненные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Воскресенской Н.О. М. 2008. С.478.

Обычно культуру связывают с определенным обществом, нацией или социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом обществе существует специфическая, отличная от других система взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, которая отличается от других систем подобного рода. Внутренние социальные связи и независимость общества, связывающая входящих в него индивидов, является каркасом культуры ее основой и защитой от внешнего влияния. Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляются единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем. Но границы культуры и общества не идентичны. Например, римское право является основой правовых систем общества (а стало быть, и элементом культуры) как Франции, так и Германии, хотя это и различные социокультурные общности. В то же время каждое единичное общество может включать в себя разные культуры, в значительной степени отличающиеся друг от друга (например, наличие в обществе двух или более языков или нескольких религиозных верований).

Таким образом, следует сделать вывод о том, что, с одной стороны, культура каждого отдельного общества не обязательно должна разделяться всеми его членами, а с другой - некоторые ее культурные образцы простираются за границы общества и могут быть приняты в нескольких обществах. Бухалков М.И. Социология. М.: Инфра-М. 2008. С. 278.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png