Музей Академии художеств - одно из старейших художественных собраний Санкт-Петербурга и первый в России публичный музей. Возникший почти одновременно с самой Академией, основанной графом И.И.Шуваловым в 1757 году в царствование императрицы Елизаветы Петровны, он с самого начала имел целью воспитание будущих художников на совершенных образцах искусства. Основой собрания стала коллекция самого Шувалова, в которую входили около ста картин и рисунков европейских мастеров. Дальнейшая история музея сложилась таким образом, что сейчас от этой коллекции осталось только одно произведение - картина венецианского мастера А.Челести «Избиение младенцев».

Вступившая на престол Екатерина II в 1764 году даровала Императорской Академии художеств штаты, устав и привилегию (при Елизавете Петровне «Трех знатнейших искусств Академия» была отделением Московского университета). Оригинал устава, выполненный на пергаменте и собственноручно подписанный монархиней, в настоящее время хранится в фондах. Он создавался группой художников и мастеров по эскизам и под руководством живописца Г.И.Козлова и является интереснейшим образцом искусства того времени. Текст Привилегии был оглашен на инаугурации Академии 7 июля 1765 года ее конференц-секретарем А.М.Салтыковым. Сама церемония посвящения с закладкой будущего каменного здания и освящение церкви происходили еще в старом деревянном строении, приспособленном под занятия учеников (три дома, располагавшиеся на набережной Невы между 3-й и 4-й линиями Васильевского острова, были объединены общим фасадом). С 1764 по 1788 год на этом участке и велось строительство нынешнего здания Академии, сооруженного по проекту архитектора Ж.Б.Валлен-Деламотта в стиле раннего классицизма. На торжестве присутствовали не только преподаватели и ученики - для которых специально к этому дню были сшиты кафтаны вишневого цвета и форма, - но и известные художники, а также военачальники, вельможи, послы, статс-дамы и фрейлины двора. Академия была украшена снаружи и внутри гирляндами цветов; на Неве стояли две императорские яхты, с которых производилась пальба из пушек. Молодая царица придала всей церемонии характер события государственной важности - первоначально торжество было назначено на 28 июня (день восшествия Екатерины Алексеевны на престол) 1764 года, потом перенесено ровно на год, - но вновь немного отложено по непредвиденным обстоятельствам. Однако происходило это все уже без Шувалова, отправившегося - не по своей воле - на длительный срок за границу. Президентом же Академии был назначен опытный царедворец и поклонник идей французских просветителей И.И.Бецкой, основавший при Академии Воспитательное училище, просуществовавшее до 1797 года. Набираемые из семей ремесленников, мелких служащих и солдат пяти-шестилетние мальчики обучались не только живописи, скульптуре, архитектуре, гравированию, но и медальерному, ювелирному, часовому мастерству, литью, слесарному и столярному делу, пению, музыке и танцам. Полный курс занимал 15 лет, в течение которых воспитанник не мог встречаться с родителями. Жили дети в самой Академии. Основной задачей президент считал необходимость создания «новой породы людей, свободных от недостатков общества», поэтому одним из важнейших предметов было воспитание. Ученики, не проявившие особого таланта к живописи или скульптуре, могли тут же в Академии найти себя в каком-нибудь другом художественном ремесле. При содействии Бецкого был открыт театр, где спектаклями руководил актер Я.Шумский, а играли и делали декорации сами воспитанники.

В 1786 году открылась литейная мастерская, в которой отливали статуи для дворцов и пригородных резиденций. В период с 1770 по 1786 год на средства Бецкого обучались десять воспитанников (тогда прием проходил каждые три года). Продолжала пополняться коллекция Музея - в 1765 году из Царского Села «для пользы учеников» поступило более сорока произведений придворного живописца И.-Ф.Грота, руководившего в Академии классом «зверей и птиц». Сейчас из этого большого количества картин остались лишь два полотна «Черный волк, терзающий дикого гуся» и копия со Ф.Снайдерса «Птичий концерт». Сам Иван Иванович Бецкой завещал Академии «два шкафа, с гравированными антиками, весьма древними, и с редкими слепками изображений различных исторических лиц», сделанных по преимуществу французскими художниками.

Воспитанники находились в окружении произведений искусства, размещавшихся не только в Музее, но и в аудиториях - в соответствии с идеалами эпохи Просвещения считалось, что ученики должны постоянно видеть совершенные образцы. Копирование работ старых мастеров входило в программу, по ним изучали колорит и композицию. Академисты свободно пользовались и богатой библиотекой, где тогда хранились рисунки и гравюры, роскошно иллюстрированные издания по искусству. В числе первых поступлений были картины и рисунки, привезенные в Россию иностранными преподавателями - условия контракта и Регламент, составленный И.И.Шуваловым, предусматривали безвозмездную передачу произведений искусства каждым приехавшим профессором (от Л.-Ж.ЛеЛоррена поступило более 160 рисунков, а от Л.-Ж.Лагрене - 190. Работавший над «Медным всадником» Э.-М.Фальконе подарил две картины - «Пигмалион и Галатея» Ф.Буше и «Вознесение мадонны» К.Ванлоо).

Помимо переданных императрицами Елизаветой Петровной и Екатериной II произведений из Зимнего и ораниенбаумского дворцов, из Петергофа, музейную коллекцию пополнили полотна из частных собраний: так, на протяжении 1830-х годов поступили картины из собрания графа Г.В.Орлова; произведения, секвестированные в имении князя Е.Сапеги, а в 1836 году - более пятидесяти живописных работ из купленной государством картинной галереи графа В.В.Мусина-Пушкина-Брюса.

Значение, которое придавалось развитию Императорской Академии художеств монархами, побуждало богатых вельмож и иностранных художников стремиться быть избранными в число ее почетных членов. После избрания требовалось прислать свой портрет. Таким образом сложилась очень интересная галерея президентов, профессоров и почетных членов, размещавшаяся на стенах Зала Совета, до 1917 года переданная в сам Музей. Часть ее сохранилась до сих пор, но наиболее ценные портреты попали в Эрмитаж и Русский музей. Среди первых почетных любителей и почетных членов были великий князь Павел Петрович, граф А.С.Строганов - президент Академии художеств в 1800–1811 годах; граф Г.Г.Орлов, граф А.П.Шувалов, Н.И.Панин, князь А.М.Голицын.

Все президенты в большей или меньшей степени способствовали развитию Академии. Граф А.И.Мусин-Пушкин, сменивший умершего Бецкого, пожертвовал свои средства на поощрение лучших работ членов Академии, представляемых ко дню ее ежегодного открытия «для всенародного обозрения», происходившего в июле. Французский дипломат, археолог, большой знаток античности и автор научных и литературных исследований по истории Древней Греции граф М.-Г.-Ф.-О.Шуазель-Гуфье, бежавший в Россию от революции, был назначен Павлом I директором Публичной библиотеки и президентом Академии художеств. По его инициативе в 1798 году учрежден класс бесплатного рисования «для вольноприходящих людей всякого звания».

С начала XIX века Академия занималась «проектами украшения столицы и городов» России. На протяжении многих десятилетий «памятники славы отечественной» могли быть воздвигнуты только после ее одобрения. Следующий президент граф А.С.Строганов, меценат и владелец одной из лучших художественных галерей, возглавлял Строительную комиссию по сооружению Казанского собора в Петербурге. Он проявил особую заботу о том, чтобы этот храм, построенный по проекту А.Н.Воронихина, возводился и украшался русскими мастерами. Для учеников архитектурного класса строительство послужило прекрасной школой практических занятий. Скульптурное и живописное оформление также выполнялось художниками академического круга, что для становления еще молодой национальной художественной школы было очень важно. Вклад Строганова в развитие Академии трудно переоценить: при его деятельном участии открыты два новых класса - медальерный и реставрации живописи, расширилось преподавание научных предметов. Граф способствовал значительному обогащению собрания Музея и подарил библиотеке 150 рисунков с плафона Версальской галереи, назначал из собственных средств пособия ученикам. В честь Строганова в 1807 году была выбита медаль, надпись на которой гласила: «В память полученной пользы под его начальством признательная Академия художеств».

Художественные вкусы следующего президента А.Н.Оленина, знатока античности и эпохи Возрождения, сформировались в Германии под влиянием идей Винкельмана и Лессинга. Оленин увлекался археологией, занимался гравированием, изучал основы медальерного дела и собирал памятники древности. Назначенный в 1811 году директором Императорской Публичной библиотеки, он во многом способствовал ее официальному открытию «на общую пользу». У него часто бывали художники В.Л.Боровиковский, представители семьи Брюлловых, А.Г.Венецианов, А.Г.Варнек, С.И.Гальберг, Ф.И.Иордан, О.А.Кипренский, И.И.Теребенев, И.П.Мартос. Оленин был автором ряда трудов, в том числе и «Краткого исторического сведения о состоянии Императорской Академии художеств с 1764 по 1829 год». Рачительный хозяин, он налаживал хозяйственное устройство; строительные работы шли как внутри самой Академии (по проекту А.А.Михайлова на территории Музея возведена Чугунная лестница, оформленная живописными панно и горельефами), так и на прилегающей территории - в академическом саду по проекту того же зодчего началось возведение «Античного портика». С конца 1820-х годов под руководством архитектора К.А.Тона велись работы по окончанию отделки парадных интерьеров Академии, в Античных галереях разместилась коллекция слепков с древнегреческой скульптуры. Перед Академией по проекту К.А.Тона была сооружена гранитная набережная и установлены сфинксы, вывезенные из Египта. Алексей Николаевич возродил музыкально-танцевальные вечера и театральные представления. Президентство его, длившееся около тридцати лет, в основном пришлось на эпоху Николая I, досконально вникавшего во все дела Академии и неоднократно способствовавшего пополнению художественного собрания Музея.

Именно он решил, что президентами Академии отныне должны быть исключительно члены императорской фамилии. Первым стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский, сын вице-короля Италии Евгения Богарне, супруг любимой дочери царя Марии, возглавлявший Академию с 1843 по 1852 год. Герцог обладал обширными познаниями в области естественных наук, развивал идеи о гравировании с гальванопластических досок. При нем было открыто Мозаичное заведение, появились Московская художественная школа, частные рисовальные школы в Саранске, Варшаве, Киеве, которым Академия всячески покровительствовала и помогала учебными пособиями. Герцогу принадлежала идея, осуществленная в академических стенах в 1851 году: организация первой в истории России выставки произведений из частных собраний. Помимо Строгановых, Мусиных-Пушкиных, Шуваловых, Лобановых-Ростовских и Шереметевых, в ней участвовали не только крупные коллекционеры (О.Монферран, Ф.И.Прянишников и другие), но и представители самых разных социальных слоев, приглашенные посредством объявлений в газетах принять участие в «Художественной выставке редких вещей, принадлежащих частным лицам…» Было отобрано более тысячи экспонатов, разместившихся в Первой и Второй Античных галереях (ныне - Тициановский и Рафаэлевский залы Музея), в Большой и Малой библиотеках (позднее перестроены, и функции их изменились - вместо Большой библиотеки сделан Пименовский зал), а также в залах «по циркулю» (анфилада залов вдоль круглого двора), где уже со второй половины XIX века больше не проводятся временные выставки и где посетители знакомились с постоянной экспозицией Музея.

Великая княгиня Мария Николаевна, сменившая умершего супруга на посту президента Академии, в 1861 году устроила выставку редких художественных произведений из императорских дворцов и частных собраний, продолжив этим благородную идею герцога Лейхтенбергского (владельца прекрасной фамильной картинной галереи). Обе выставки носили благотворительный характер - если первая была организована в целях содейстия Обществу посещения бедных, то средства, вырученные от продажи произведений с выставки 1861 года, были направлены на строительство приюта для «недостаточных» учеников Академии.

Ценнейшим пополнением Музея стала коллекция графа Н.А.Кушелева-Безбородко, завещанная им Академии в 1862 году. В ее составе было 466 картин и 29 скульптур (если судить по наиболее полному каталогу, изданному в 1886 году). Выполняя его волю, часть собрания, придав ему статус публичной галереи, экспонировали отдельно, в залах второго этажа по 3-й линии, сообщавшихся с Музеем живописи через Голубой зал. По мнению исследователей, лучшие картины фамильной коллекции достались старшему брату, Г.А.Кушелеву-Безбородко, у Николая Александровича оказались «Поклонение волхвов» П.Брейгеля старшего, «Бобовый король» («Король пьет») Я.Йорданса, «Христос в терновом венце» («Се человек») П.П.Рубенса, другие полотна. Однако наиболее ценной для учеников Академии ее частью оказалась современная живопись французских мастеров: Э.Делакруа, Ж.-Ф.Милле, Г.Курбэ, Ж.-Б.К.Коро, Т.Руссо, К.Тройона. Картины этих художников, внесших большой вклад в развитие пленэрной живописи, купленные уже самим Николаем Александровичем (в основном во время его заграничных путешествий), можно было теперь видеть в Петербурге не только на временных выставках в Академии и в Обществе поощрения художеств, но и постоянно в Кушелевской галерее (в Эрмитаж работы современных европейских живописцев не закупались). Граф Н.А.Кушелев-Безбородко отдал дань и отечественной школе: работы И.К.Айвазовского, А.П.Боголюбова, Ф.А.Бруни, К.П.Брюллова, И.Г.Горавского, А.Иванова (ученика Чернецова), Л.Ф.Лагорио, П.Н.Орлова, М.М.Сажина, Н.Е.Сверчкова, В.Д.Сверчкова, Л.В.Страшинского, П.С.Шильцова также были представлены в коллекции. О значении этой уникальной галереи для будущих художников писали В.Г.Перов, Н.Н.Ге, И.Е.Репин, К.А.Коровин, А.А.Рылов и А.Н.Бенуа. Именно последний, прекрасно понимая всю ее художественную и историческую ценность, будучи заведующим Картинной галереей Эрмитажа в 1918 году, распорядился передать академическую галерею Эрмитажу, нарушив тем самым волю владельца, подарившего свое собрание именно Музею при высшем художественном учебном заведении. Позднее несколько второстепенных работ, ранее находившихся в ее составе, были возвращены Музею.

Пример графа Н.А.Кушелева-Безбородко вдохновил наследников других собраний. Не все произведения из подаренных признавались достойными размещения в самой Академии. Довольно значительное их количество передавалось в провинциальные художественные училища и музеи, которым Академия художеств покровительствовала и количество которых сильно увеличилось во второй половине XIX века. Собрания М.Н.Никонова, директора Канцелярии Министерства иностранных дел, и В.Э.Краузольда, переданные в первые годы XX века, были оставлены в Академии. Однако если картины небольшой коллекции Никонова, подаренной его душеприказчиком П.Л.Вакселем, попали в фонд, то собрание Краузольда из 72 живописных работ Дж.Джиганте, Л.Изабэ, А.Калама, Г.Макса и других известных мастеров русской и различных европейских школ по настоянию наследницы было сразу размещено рядом с Кушелевской галереей, хорошо дополняя ее по составу.

Практически с первых же лет существования Академии художеств одной из самых главных задач стало формирование собрания, позволяющего проследить все этапы развития русской художественной школы. Музей пополнялся лучшими учебными (рисунками, этюдами, эскизами и программами), пансионерскими (копиями с оригиналов европейских школ и собственными картинами, скульпторами, рисунками), а также творческими работами мастеров академического круга: А.П.Лосенко, С.Ф.Щедрина, Г.И.Козлова, Г.И.Угрюмова, Ф.И.Шубина, П.И.Соколова, М.И.Козловского, И.П.Мартоса, И.П.Прокофьева, К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, Г.И.Семирадского. Поступали и произведения иностранных художников - почетных членов и преподавателей Академии (в том числе, и французских живописцев Ле Лоррена, Ж.-Ф.Лагрене, Ж.-Л.Моанье, итальянца С.Торелли). В свое время И.И.Бецкой приобрел в Париже ряд превосходных рисунков, среди них - коллекцию листов Ж.-Б.Греза, купленных им у автора в мастерской. Постепенно и в классах - натурном, этюдном, акварельном, манекенном, классе композиции - сложились целые коллекции лучших учебных работ, отмеченных Советом профессоров высокими оценками, медалями и назначенными «в оригиналы» - как образцы для последующих поколений учеников. Вот как вспоминал о своем недолгом пребывании в классе композиции А.Н.Бенуа: «Задаваемая профессорской коллегией тема (всегда «исторического» характера) выписывалась на листке бумаги, который клался в витрину под ключом, а рядом был раскрыт известный костюмный увраж Готтенрота на той таблице, на которой были изображены типы костюмов соответствовавшей эпохи. Витрина стояла среди довольно большой залы, все стены которой были завешаны рисунками и акварелями, заслужившими в разные времена одобрение академического ареопага. Рядом с эффектными a la Гюстав Доре сепиями Семирадского висела еще совершенно строго классическая акварель Солнцева, изображавшая какой-то эпизод из византийской истории, и т.д. Занятно было разглядывать эту пеструю по духу, краскам и приемам коллекцию, мечтая о том, что авось и моя композиция найдет себе здесь место …среди этих “проб великих предшественников” …».В конце XIX века все учебные коллекции из аудиторий были переданы в Музей.

До 1917 года академическое художественное собрание делилось на несколько музеев - в литературе встречается разделение на Музей живописи, Кушелевскую галерею, Музей скульптуры, состоявший из оригиналов, копий и слепков, расположенных в основном на первом этаже «по циркулю». Основание ему было положено поступлением античных скульптур и слепков, приобретенных И.И.Шуваловым по распоряжению Екатерины II в Греции и Италии специально для Академии. Вместе с произведениями ваятелей Э.-М.Фальконе, А.-М.Колло и даром автора «Медного всадника», включавшего копии с произведений европейской скульптуры XVII–XVIII столетий, они составили ядро коллекции. Вскоре Академия стала обладательницей редкого по качеству собрания форм «антиков», с которых на Литейном дворе отливались в бронзе скульптуры, украшавшие парки и дворцы Санкт-Петербурга и пригородов. В XVIII веке адмирал Г.А.Спиридов подарил вывезенные им во время русско-турецкой войны с греческих островов мраморные статуи, головы и рельефы. В начале XIX века скульптурный отдел расширился за счет произведений Б.-К.Растрелли и коллекции кавалера А.Ф.Фарсетти. Этот венецианский дворянин, командор ордена св. Иоанна Иерусалимского, в 1801 году прислал около 600 скульптурных работ, посвятив свой дар российскому престолу. Его коллекция состояла из гипсовых и мраморных статуй, бюстов, моделей скульптур, терракотовых барельефов и форм выдающихся итальянских ваятелей эпохи барокко и Возрождения - Микеланджело, Дж. Л.Бернини, А.Альгарди, Ф.Модерати. Русская скульптура XVIII–XIX веков была расставлена в вестибюле второго этажа, «по циркулю» и в смежных с ним залах (начиная с работ первого руководителя класса скульптуры Н.-Ф.Жилле и его учеников Ф.И.Шубина, И.П.Прокофьева, М.И.Козловского - до Г.Р.Залемана и В.А.Беклемишева).

Собрание архитектурных чертежей и моделей, и сейчас являющееся одним из лучших в России, начало складываться также в XVIII веке. Основой его послужил альбом французского мастера Ж.-Ф.Блонделя, проектировавшего здание Академии художеств для Москвы. Позднее прибавились лучшие проекты выпускников Академии и ее пансионеров (И.В.Неелова, В.И.Баженова, И.Е.Старова и других), а также чертежи руководителей класса (Ж.-Б.Валлен-Деламотта, А.Ф.Кокоринова, Тома де Томона). Проектная деревянная модель здания Академии художеств, выполненная группой резчиков под наблюдением А.Ф.Кокоринова, поступила в 1766 году, через двадцать лет - модель Смольного монастыря, возведенного по проекту Ф.-Б.Растрелли (с неосуществленной колокольней). В годы президентства А.С.Строганова в 1800 году по высочайшему приказу пожалованы все архитектурные модели из Императорского Эрмитажа.

В 1910 году возникла идея создать «Музей старой Академии художеств», сконцентрировав в нем все произведения, связанные с началом ее существования. К сожалению, музей создан не был, однако помещения, выходящие окнами на набережную Невы и составляющие левую часть фасада от главного входа, были отданы все разраставшемуся Музею. В этих нижних залах развернулась часть экспозиции интереснейшей «Исторической выставки архитектуры и художественной промышленности», устроенной в 1911 году Обществом архитекторов-художников.

При Академии существовал Мюнц-кабинет - собрание медалей и монет. Греческие, римские, византийские, европейские и русские медали и монеты, их факсимильные имитации, гальванопластические снимки с редких медальонов служили хорошим пособием для изучения медальерного искусства.

Практически ничего не сохранилось от «Музея костюмов и предметов для писания “nature morter”», начало которому положил президент А.Н.Оленин. Учредив «Рюст-камеру или костюмную палату», он подарил коллекцию старинного французского, японского и русского оружия, предметы быта народов, населявших острова Тихого океана. Впоследствии с учреждением костюмного класса, возникшего как частная инициатива художников, разрослась и коллекция. Так, вице-президент Академии князь Г.Г.Гагарин передал костюмы восточных народов. Сюда поступили и экспонаты из упраздненного в 1886 году Музея древнерусского искусства (или, как его еще называли, Музея христианских древностей), размещавшегося на первом этаже по 3-й линии - ларцы, шкатулки, кольчуги, старинные костюмы, церковное облачение. Великие князья Владимир и Алексей Александровичи, Николай Николаевич-младший в 1871 году подарили десять костюмов, в которых они участвовали в живых картинах во дворце. В конце XIX века собрание пополнилось приобретенными коллекциями от живописцев П.Н.Грузинского, Н.Д.Дмитриева-Оренбургского, дарами руководителя батального класса Г.П.Виллевальде и профессора В.Е.Маковского. С введением в 1898 году нового Устава, костюмный класс был упразднен, а музей с 1899 года именовался «Собранием костюмов Императорской Академии художеств».

Длительное время музейное собрание и Академия как учебное заведение были единым целым, лишь постепенно была осознана необходимость особого музейного хранения произведений искусства, чему уделялось мало внимания. Рисунки, гравюры, архитектурные чертежи и проекты хранились в библиотеке, какой-то период времени даже выдавались на руки. До 1860-х годов Музей и библиотека имели одного хранителя, что не могло не сказываться пагубно на сохранности произведений. В архивных документах неоднократно встречаются упоминания о списании «пришедших в ветхость картин», о пропаже живописных полотен и рисунков.

После 1917 года начался самый драматичный период в истории Музея. Императорская Академия художеств была полностью упразднена. На следующий год в ее стенах начали работу Высшие художественно-технические мастерские, в которых К.Малевичем, В.Татлиным, П.Филоновым проводился эксперимент по созданию нового искусства. Так как необходимость изучения художественного наследия полностью отвергалась, ценнейшие собрания живописи, рисунка, скульптуры были расформированы. Основная их часть распределилась между Русским музеем и Эрмитажем. В середине 1920-х годов Музей на короткое время был восстановлен - это было связано со сменой руководства в Высшем художественно-техническим институте (так стал именоваться бывший Вхутемас), с общей политической обстановкой в стране. Однако в самом конце 1920-х в институте вновь начались изменения, проводимые новым ректором Ф.А.Масловым, чье имя в истории Академии стало нарицательным. Под его непосредственным руководством проходил разгром всех фондов - костюмерной, анатомического кабинета, мозаичной мастерской и окончательное разорение Музея, многие произведения которого уничтожены или отданы в Русский музей, в провинциальные собрания, а оставшиеся - в Госфонд для продажи. Конец «масловщине» был положен в начале 1930-х годов. В созданной Всероссийской Академии художеств начинается возрождение классической системы подготовки учеников. Но добиться возврата произведений, ранее принадлежавших Музею, практически не удается. В Эрмитаже остаются шедевры старых мастеров, Кушелевская галерея, коллекция В.В.Мусина-Пушкина-Брюса. Даже беглое знакомство с каталогом Музея показывает, что, например, отдел французской живописи XIX века в большой степени базируется на академическом собрании, - до 1917 года в нем не было ни одного произведения Э.Ф.В.Делакруа или мастеров барбизонской школы. Для организуемого Музея мировой архитектуры ГРМ отдал некоторое количество архитектурных чертежей по европейскому зодчеству, отказавшись возвратить материалы по русской архитектуре, мотивируя это желанием организовать собственный отдел. И лишь приказ народного комиссара просвещения РСФСР в 1934 году вынудил Русский музей вернуть хотя бы часть - 25 архитектурных моделей (Смольного, Исаакиевского и Казанского соборов, храмов Александро-Невского монастыря Т.Швертфегера и И.Е.Старова).

Таким образом, в период 1920–1930-х годов академической коллекции нанесен непоправимый урон, от которого отделы рисунка, скульптуры и особенно живописи (некогда самый значительный) так и не смогли оправиться.

В 1947 году Всероссийская Академия художеств преобразована в Академию художеств СССР, руководство которой стало вестись из Москвы. В ее состав на равных вошли художественные институты Ленинграда и Москвы, а также Научно-исследовательский музей, Научная библиотека и Научно-библиографический архив (Ленинград), Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств (Москва). Оставаясь ведомственным учреждением, чья деятельность традиционно ориентирована на работу с учащимися и студентами художественных учебных заведений страны, приезжающих проходить копийную практику и специализацию, Музей получил автономию и смог более профессионально решать задачи, стоящие перед ним.

В настоящее время в Музее Академии художеств имеется небольшая, но хорошая коллекция западноевропейской живописи и рисунка XVI–XIX веков.

Наиболее полно представлены в Музее учебные работы воспитанников живописного, гравировального, скульптурного и архитектурного классов Академии. Однако отсутствие значительных произведений корифеев отечественного искусства не позволяет показать объективную картину развития академической школы XVIII–XX веков, что несомненно несколько обедняет постоянную экспозицию. Тем не менее научная работа и сопутствующие ей атрибуции позволили Музею провести такие выставки, как «Свободным художествам» (к 240-летию Академии художеств), «По странам Европы. Выпускники Императорской Академии художеств второй половины XVIII–XIX века за границей», «Русские художники за границей. ХХ век»; участвовать в интереснейших международных выставках.

Юбилейному году Санкт-Петербурга Музей готовится посвятить большую экспозицию из фондов «Немцы в Академии художеств», на которой будут представлены произведения немецких живописцев, архитекторов, скульпторов, работавших в России в XVIII - начале XX века, преподававших в Академии художеств и участвовавших в формировании облика одного из великих городов мира.


Прошло всего два года после открытия Московского университета, когда в конце 1757 года был издан указ Сената об учреждении Академии живописи, скульптуры и архитектуры. В ней учились – а некоторые потом и преподавали – выдающиеся мастера: В. Баженов, А. Захаров, И. Старов, Ф. Шубин, И. Мартос, М. Козловский, .

За свой долгий путь Российская академия пережила подлинный расцвет и сложное время нескольких реорганизаций. Но она всегда стремилась сохранить свой высокий статус.

По первоначальному замыслу Академия художеств должна была открыться в Москве. Ее созданию способствовали передовые деятели России, выдвигая многочисленные проекты ещё с петровских времен. Немало усилий приложил великий русский учёный М.В.Ломоносов, явившийся подлинным инициатором организации академии. Поскольку подходящего здания в Петербурге не было, первые учащиеся были направлены в Москву, в недавно образованный университет. Однако принятые на службу профессора-иностранцы не пожелали жить вдали от столицы, и вскоре специальное здание для академии стали строить в Петербурге по проекту А.Кокорина и Ж.Валлен Деламота. Строилось оно долго. Основная часть его завершена в 1764 - 1771 годах, а отделка интерьеров заканчивалась уже в первой трети XIX века.

Сначала занятия проходили в доме первого президента Академии художеств Ивана Ивановича Шувалова. О самом раннем периоде её существования сохранились отрывочные сведения. Многие документы погибли, когда академический архив эвакуировали во время войны с Наполеоном в 1812 году. Со смертью архивариуса, досконально знавшего факты, их так и не удалось восстановить, что отмечал в 1829 году президент А.Оленин.

Среди смет на постройку здания академии сохранились интересные наставления строителям конца XVIII века, как должны выглядеть будущие классные комнаты, спальни учащихся и преподавателей. Все следовало строго подчинить особенностям петербургского климата, назначению помещений. Именно этим и определялось их декоративное убранство. Комнаты для занятий предполагалось лишь сделать «приятнее», чем спальни.

До утверждения штата и устава Академии в 1764 году она вошла в историю под названием шуваловской. Возраст учеников колебался от 15 до 27 лет. Преимущественно это были выходцы из Московского университета, стремившихся заниматься искусством, которых направили в Петербург в 1758 году. Поскольку все они получили уже какие-то основы знаний, академия стремилась главное внимание уделять обучению в живописном, скульптурном, архитектурном и гравировальном классах.

Педагогов наряду со специально выписанными художниками из-за границы приглашали сначала из Академии наук, существовавшей с 1724 года. Там также шло обучение различному мастерству – гравировальному, камнерезному, токарному, переплетному. На первых порах своих преподавателей не хватало, и лишь в начале XIX века. русские педагоги почти полностью вытеснили иностранцев.

В числе первых в Россию в феврале 1758 года прибыл француз Н.Жилле, который вместе с Дювелли вел натурный класс, а также скульптурный, в том числе «орнаментной скульптуры». За 20 лет он воспитал блестящую плеяду русских скульпторов: Ф.Шубина, Ф.Гордеева, И.Мартоса, Ф.Щедрина. В 1759 году наряду с ежегодно сменявшимися иностранцами в академии появились в качестве наставников А.Лосенко, К.Головачевский и И.Саблуков – живописцы, прошедшие основательную школу в мастерской И.Аргунова. Вскоре преподавателем был зачислен известный портретист Ф.Рокотов. Во главе архитектурного класса с октября 1758 года стал А.Кокоринов, а через год в академии преподавал уже и профессор архитектуры Валлен Деламот.

В торжественной обстановке в 1764 году были одобрены регламент и устав Академии художеств. Круг специальностей, предусмотренных штатом, свидетельствовал о широте поставленных задач, о стремлении готовить профессионально разносторонних мастеров.

Нововведением стало создание при Академии художеств в 1764 году Воспитательного училища, в которое принимались дети пяти-шести лет, чаще всего придворных служителей – истопников, дворников, певчих и солдат. Изредка попадали сюда и крепостные художники и их дети. В то время профессия живописца считалась недостойной для выходцев из дворян. В Воспитательном училище подростки полностью изолировались от общества, им запрещалось общаться с посторонними, даже с учениками смежных специальностей. Царский двор хотел создать особое сословие, призванное обслуживать его нужды. Дети с малолетства приучались к упорному труду. Они вставали в пять часов утра, и занимались до часу дня специальными предметами. Затем после небольших перерывов на обед и отдых снова начиналась учеба в различных классах, специальных и общеобразовательных. Ученики получали казенное платье – «по сюртуку на год» - и полностью состояли на «казенном коште», то есть на содержании академии. Стремясь готовить широко образованных художников, академия с первых лет существования обучала не только общеобразовательным дисциплинам, различным художествам, но и смежным с их будущей профессией областям – музыке, танцам, пению, театральному искусству.

«Установлением о мастерствах», принятом весной 1764 года, было узаконено обучение и декоративным искусствам – резьбе по дереву и камню, чеканке и литью, мастерству золотых и серебряных дел, работе с эмалями (финифти), миниатюрному письму, мозаике и медальерному делу. Первоначально к изучению прикладных ремесел назначались плохо успевающие ученики на кратковременный срок, в который они по-прежнему могли посещать основные классы живописи, скульптуры и архитектуры. Впоследствии классы «мастерства и ремесел» были узаконены, и они сравнялись в правах с основными «художествами». Академия в XVIII веке стала не только крупнейшим центром подготовки живописцев, скульпторов, архитекторов, граверов, но и художников декоративного профиля. Для их обучения приглашались мастера-иностранцы, а позднее их русские воспитанники, прошедшие академическую школу.

Академический курс обучения был рассчитан на 15 лет. Первые три года занятия шли в Воспитательном училище. Следующие шесть лет ученики разных специальностей занимались по общей для всех программе – так называемый «2-й и «3-й возрасты». Лишь на старших «возрастах», то есть с 15 до 21 года, они получали специализацию. Система обучения в Академии художеств XVIII – первой половине XIX века была прогрессивной для своего времени.

Здание Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное в 1764-1789 годах по проекту А. Ф. Кокоринова, Ж. Б. Валлен-Деламота и Ю. М. Фельтена. Сегодня здесь размещаются Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, музеи Академии художеств и Т. Г. Шевченко.

Первое время Академия художеств, основанная в 1757 году, располагалась в доме ее директора И. И. Шувалова, и только в 1764 году было торжественно заложено специальное здание на Васильевском острове. Первый проект разработал Ж. Б. Валлен-Деламот, а непосредственно строительством, со многими авторскими дополнениями, занимались сначала А. Ф. Кокоринов, а после его кончины — Ю. М. Фельтен. Здание было готово только к 1789 году, но внутренние работы по отделке продолжались вплоть до 1830-х годов.

Здание Академии художеств — яркий пример архитектуры классицизма. Квадратное симметричное строение имеет ровные и строгие очертания, внутри здания расположен один большой круглый двор и четыре небольших квадратных по краям. Парадный вход богато украшен тремя ризалитами, портиком с колоннами тосканского ордера, скульптурами Геркулеса и Флоры, и все здание венчает на крыше купол со статуей Миневры в окружении трех гениев художеств. На первом этаже здания находились квартиры профессоров и чиновников, на втором — конференц-зал, картинная и скульптурные галереи, библиотека и учебные классы, а на третьем — классы, спальни, лазарет и квартиры учителей.

Парадные залы Академии художеств, образующие анфиладу по периметру здания, были отделаны и расписаны лучшими художниками XVIII-XIX веков. Их названия, например, Тициановский и Рафаэлевский, говорят о том, что они были украшены точными копиями полотен этих живописцев. Кроме того, особого внимания заслуживают Екатерининский и Конференц-залы.

По преданию, идея большого 55-метрового круглого двора-корпуса («циркуля») внутри Академии принадлежала Екатерине II, она хотела, чтобы будущие художники каждый день видели перед собой величину купола собора Святого Петра в Риме и воспитывались под воздействием его масштаба.

В 1837 году в северной части здания была освящена домашняя церковь Святой Великомученицы Екатерины.

В 1832-1834 годах гранитная набережная перед академией была оснащена спуском к воде, украшенным фигурами египетских сфинксов на гранитных пьедесталах. Сегодня — это один из символов Санкт-Петербурга.

Здание Императорской Академии художеств включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Академии художеств будет интересно туристам, интересующимся архитектурой второй половины XVIII века, всем желающим увидеть экспозиции музеев Академии художеств и Т. Г. Шевченко, разместившихся в здании, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Академия, рожденная эпохой классицизма, сыграла в развитии русского искусства огромную роль. В числе ее первых выпускников были такие мастера классицистической живописи и скульптуры, как А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, Ф. Г. Гордеев, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин. Начало XIX века в истории Академии художеств связано с именами известнейших русских живописцев О. А. Кипренского, А. А. Иванова, К. П. Брюллова. Под воздействием педагогической системы Брюллова, преподававшего в Академии, формировалось творчество Т. Г. Шевченко и П. А. Федотова, произведениями которых началась эпоха критического реализма в русском искусстве. Высокий профессионализм академической школы второй половины XIX века воплотился в педагогической деятельности П. П. Чистякова. Его благотворное влияние ощутили на себе многие ученики Академии, выросшие со временем в крупных мастеров искусства конца XIX и начала XX века. Среди них - И. Е. Репин и В. И. Суриков, В. Д. Поленов и В. М. Васнецов, В. А. Серов и Б. М. Кустодиев.
Строительство величественного здания Академии художеств связано с именами ряда ее воспитанников и педагогов. Проектировали его А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот, руководившие в первые годы после создания Академии ее архитектурным классом. Зодчие решили план здания Академии в виде каре, которое образуют четыре трехэтажных корпуса. В середине расположен еще один корпус - кольцеобразный в плане, ограничивающий внутренний круглый двор. Главный фасад здания обращен к Неве; строгим и величественным - в полном согласии с важным общественным назначением Академии - делает ее облик дорический ордер, объединяющий два верхних этажа. Первый этаж с большими полуциркульными окнами трактован как массивный цоколь. В центре расположен портик парадного входа, между колоннами которого стоят статуи Геракла и Флоры - копии античных оригиналов. Крылья симметричны относительно центра и тоже заканчиваются портиками. Аналогично построение и противоположного фасада, выходящего в сад. Предельно просто решены фасады вдоль 3-й и 4-й линий.
Академия художеств явилась одним из первых петербургских сооружений, в архитектуре которых были воплощены принципы классицизма. Но в облике здания ощущается и влияние барокко. Оно проявилось, в частности, в использовании криволинейных форм в плане здания. Почти барочной сложностью пластики отличается переход от крыльев к центральному ризалиту главного фасада. Столь же сложна и форма венчающего купола.
И в интерьерах Академии художеств сочетаются архитектурные приемы, различные по своему происхождению. Несомненно влияние барокко в композиции вестибюля первого этажа - круглого в плане и перекрытого зонтичным куполом. По контрасту с этим небольшим интерьером особенно просторным, светлым кажется парадный верхний вестибюль, куда ведут два плавно изгибающихся марша лестницы. Его пространство организовано свободным ритмом широко расставленных ионических колонн, поддерживающих хоры. С ордерными формами хорошо согласуются барельефные панно на стенах, большинство из которых создал И. П. Прокофьев, статуи, установленные в нишах, и гипсовые слепки античных ваз, украшающие балюстраду балкона.
Возведение здания Академии художеств, начавшееся в 1764 году, завершилось лишь спустя двадцать пять лет. А перестройки внутренних помещений продолжались и позже. С вестибюлем второго этажа связан перекрытый куполом круглый конференц-зал Академии, расположенный в центре анфилады парадных залов, протянувшейся вдоль главного фасада. Существующая отделка стен конференц-зала относится к 60-м годам прошлого века, но в ее основе лежит композиционная схема, разработанная Кокориновым и Деламотом. В 30-х годах XIX столетия купол конференц-зала был украшен многофигурной росписью, изображающей «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных художеств в России»; ее исполнил живописец В. К. Шебуев. В те же годы по проекту архитектора К. А. Тона была осуществлена отделка остальных залов парадной анфилады, сохранившаяся до наших дней без серьезных изменений. Двухсветные галереи, симметричные относительно конференц-зала, носят названия Рафаэлевского и Тициановского залов: на их стенах помещены копии знаменитых фресок Рафаэля из Ватиканского дворца, картин Тициана, Гвидо Рени, Гверчино и других выдающихся итальянских мастеров. Создание этих копий относится к первой половине XIX века; среди их исполнителей были воспитанники Академии художеств, ставшие затем ее ведущими педагогами, - К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. Т. Марков, П. В. Басин.
К числу самых значительных интерьеров Академии художеств относится Чугунная лестница, расположенная рядом с парадным вестибюлем. Она была сооружена по проекту архитектора А. А. Михайлова в 1819 году. В композицию лестницы включены большие панно и горельефы, аллегорически раскрывающие назначение здания. Это произведения крупнейших мастеров Академии художеств эпохи классицизма - скульпторов И. П. Прокофьева, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, живописцев В. К. Шебуева, А. И. Иванова, А. Е. Егорова и С. А. Бессонова.
Парадные интерьеры здания представляют собою неотъемлемую часть академического музея, экспонаты которого рассказывают об истории старейшей художественной школы страны.
Музей Академии художеств занимает три этажа «циркуля» - внутреннего круглого корпуса. В первом этаже размещена большая коллекция гипсовых слепков со всемирно известных памятников ваяния древнего Востока и античности, эпохи средних веков и Возрождения. Рисование с гипсов всегда было хорошей школой для начинающих художников, и слепки, собранные в Академии художеств, неизменно выполняли и продолжают выполнять свое важное учебное предназначение. Но кроме того, они представляют собою и великолепные пособия по истории искусства; в залах музея можно увидеть статуи египетских фараонов, рельефы Парфенона, Нику Самофракийскую, «Лаокоона», фриз Пергамского алтаря, «Врата рая» флорентийского Баптистерия.
Экспозиция второго этажа академического «циркуля» составлена из учебных работ воспитанников Академии художеств - от первых рисунков с натуры до дипломных произведений. Исполненные в разные годы живописные полотна, рельефы, статуи, гравюры говорят о верности питомцев академической школы традициям большого искусства и вместе с тем свидетельствуют об их неустанном стремлении к совершенству, к поиску новых форм и сюжетов, которые подсказывала художникам изменявшаяся жизнь.
На третьем этаже «циркуля» расположен архитектурный музей. В его экспозиции представлены обмеры памятников древнерусской архитектуры, проекты крупнейших зодчих нашей страны. Уникальные проектные модели, в том числе модель Смольного монастыря с великолепной многоярусной колокольней и модель здания Академии художеств, делают эту экспозицию особенно интересной.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

6 (17) ноября 1757 г. в Петербурге, указом Сената была основана Академия художеств - высшее учреждение в области пластических искусств.

НЕ ТОКМО ПОЛЬЗОЙ, НО И СЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА

Представление в Сенат И.И. Шувалова Об учреждении Академии художеств от 6 ноября 1757 года

«Науки и художества, без сомнения, почитаются не токмо пользой, но и славой государства. Е. и. в. государь Петр Великий между важнейшими своими предприятиями два дела почитать изволил, чему свидетельствует его собственное к ученым и художникам снисхождение, выписанные великими иждивениями славные сего века люди и многие дорогие инструменты, установление Академии наук и художеств, посланные в чужие ученые места люди. Итак, видно, что сей государь великое желание и старание прилагал к распространению в России наук и художеств, но как предел, предписанный человеческой жизни, не допустил видеть зрелые плоды, им насажденные, то сколь обязаны все споспешествованию исполнению дел великого государя и отца истинного отечества...

Но как науки не могут быть без художества, будучи столь между собой связаны, столь и польза и слава от их быть может. Мы здесь художеств почти не имеем, ибо нет почти ни одного национального искусного художника. Причина та, что молодые обучающиеся люди приступают к сему учению, не имев никакого начала как в иностранных языках, так и в основании некоторых наук, необходимых к художествам, и так, теряя одно время, только одной практикой делают то, что выучат, не могут ничего приобрести сами или совершенным сделать, не имея ничего того, чтобы могло способствовать к их врожденному дарованию.

Многие, на большом иждивении содержащиеся здесь искусные художники, не токмо кого выучили, но ни порядочного начала не дали, извиняясь сами на неспособность учащихся.

Теперь в Московском университете находясь, много молодых людей, иных склонности более к художествам нежели к наукам, может некоторая часть уволена быть для сего учения, уча притом языки и другие нужные к тому знания. Если Правительствующий сенат сие представление заблагорассудит пожаловать на то в год 6 тысяч рублей, то можно здесь, в Петербурге, Академию художеств завести, которая, можно себя льстить, успехи окажет и будет тем ответствовать Правительствующего сената попечению и благоволению».

ЗДАНИЕ АКАДЕМИИ

Екатерина II, придав Академии статус Императорской, посчитала, что учреждению необходимо одно большое новое здание взамен трех старых, не приспособленных для учебных целей. Еще в 1758 году из Парижа архитектором Блонделем был прислан соответствующий проект, но он не учитывал местных условий и был отвергнут.

Проект собственного здания Академии художеств в 1763 году составил профессор архитектуры петербургской Академии Ж.Б. Валлет-Деламот. В начале следующего года Екатериной II проект был утвержден, после чего появилось распоряжение о выделении на строительство 160 000 рублей в течение четырех лет. Говорят, что одно из условий проекта установила сама Екатерина II. Она приказала построить здание так, чтобы внутри был круглый двор «для того, чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились».

18 марта была учреждена «Экспедиция строения академического здания». Ее возглавил директор Академии архитектор А.Ф. Кокоринов. Президент Академии И.И. Бецкой приказал: «для вящего порядку и успеху господам надворному советнику и архитектору Кокоринову и господину профессору и архитектору Деламоту всякую неделю собиратца в экспедицию, ежели когда зачем чаще не можно, то в неделю неотменно по дважды, причем быть господину секунд майору Салтыкову и обще о всем касающемся до произведения сего строения разсуждать и по тому в действие производить; когда же либо в чем несогласны будут, в таком случае требовать резолюцей от меня». Следующим летом несколько сот рабочих принялись закладывать фундамент нового здания.

Торжественная церемония закладки состоялась 7 июля 1765 года в годовщину вступления на престол Екатерины II, о чем напоминает дата на полу вестибюля: «MDCCLXIV». Торжество подробно описал Я. Штелин. Перед фасадом реконструируемых зданий была выстроена лестница, по которой посетители поднимались на великолепно украшенный балкон. Через него можно было пройти в аванзал, а затем в открытую галерею по обеим сторонам здания. Под галереей в нишах располагались аллегорические статуи и вазы с барельефами. Площадь перед Академией вымостили досками, на берегу Невы устроили новую пристань с тремя причалами и лестницей. Эту площадь закрывал от многолюдной толпы забор, убранный зелеными ветками. У проходов дежурил караул.

В первую очередь состоялось освящение церкви при участии императрицы. Она прибыла на праздник около 11 часов на шлюпке, была встречена президентом И.И. Бецким и всеми директорами и членами Академии. Екатерина II положила в основание академического храма закладной порфировый камень. В угловые квадратные камни были вложены серебряные и золотые монеты. После церемонии закладки императрица присутствовала в главном зале при зачитывании Устава Академии и в час пополудни водой отправилась ко Двору. «Но для того чтобы и каждый мог принять участие в этом академическом празднике, Академия в вышеописанном уборе под надзором дежурного директора и члена Академии была полностью открыта целых 8 дней. Наплыв знатных, средних и простых людей, желающих осмотреть Академию, был постоянно столь большим, что ежедневно с утра до наступления ночи комнаты и залы кишели множеством людей».

Сначала приступили к возведению северного корпуса. В 1764-1770 годах были построены корпуса со стороны сада, 3-й и 4-й линий, круглый и дворовый корпус. Последний из них, окружающий круглый двор диаметром 55 метров, назван «циркуль». В феврале 1771 года академический Совет приостановил строительство из-за недостаточного финансирования. В следующем году скончался А.Ф. Кокоринов, которого обвинили в растрате выделенных на строительство средств. До отъезда во Францию в 1775 году работами руководил Валлен-Деламот, которого затем сменил профессор архитектурного класса Ю.М. Фельтен. Строительство здания Академии художеств было окончено в основном к 1784 году, отделку завершили к 1788 году. Кроме Фельтена в работах принимали участие Е.Т. Соколов, Дж. Квадри, Дж. Лукини, Б. Руска, Л. Руска. В оформлении интерьеров участвовали А.А. Михайлов, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, И.П. Мартос, А.И. Иванов, К.А. Тон. Здание Академии художеств является одним из первых петербургских зданий спроектированных по принципам классицизма.

ТЕНЬ АРХИТЕКТОРА

Один из главных архитекторов Академии художеств, А.Ф. Кокоринов стал первым директором Академии. Как явствует из исторических документов, Кокоринов мирно скончался от болезни. Однако в 18 и 19 веках была популярна легенда о том, что талантливый архитектор, измученный и затравленный, повесился на чердаке Академии. Как утверждают сотрудники Академии, и сегодня тень архитектора можно встретить бродящим по сумрачным чердакам и лестничным переходам здания.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png