Константин Юон российский, а позже советский художник, оказавший значительное влияние на русскую живопись во второй половине XX века.

Обладатель множества наград в области искусства, носил почетное звание народного художника СССР.

Краткая биография

Константин Юон родился 24.10(5.11.). 1875 года в обеспеченной семье страхового служащего. Его мать занималась музыкой, поэтому Юон с ранних лет приобщился к искусству.

Благодаря отцу смог окончить престижное Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Еще во время царской России успел проявить свой талант. Так, его картины выставляют в Петербурге и Москве.

Входил в ряд художественных объединений. С 1900 года у него своя студия. Свои способности Юон смог проявлять не только как создатель превосходных картин.

С 1907 он занимается декорированием театров. О его деятельности во время Октябрьской революции и гражданской войны известно немного.

Уже после этих событий становиться ясно, что у художника проявляются симпатии к советской власти. В начале 20-ых годов выходят несколько его картин, посвященных пролетарской революции. С 1925 состоит в Ассоциации художников революционной России.

К.Юон автопортрет фото

До самой своей смерти он продолжает рисовать картины и декорировать театры. В 1943 году за свои заслуги перед советским народом становиться лауреатом премии Сталина. 11 апреля 1958 года выдающий художник Юон Константин Федорович скончался.

Стиль Константина Юона

Константин Юон за свою долгую жизнь (82 года) испробовал много жанров живописи. Наиболее характерными для него являются:

  • Сценография;
  • Графика;
  • Портрет;

Особенно следует выделить пейзаж. Юон справедливо считается мастером этого жанра.


К.Юон. картина Весна в Троицкой лавре фото

При этом в его стиле ясно прослеживается любовь к старине. Это видно в его ранних работах, таких как «Весенний солнечный день» и «Тройка у старого яра». Что касается стиля, то Юона обычно причисляют к представителям стиля модерн. Нет той строгости, присущих старым стилям. Наоборот в его творчество легко проследить природный хаос. Не лишены его картины и присущего модерну символизма.

Великий пейзажист смело экспериментирует с цветами и линиями, что придает его творчеству особый шарм. Переходя к тематике его работ, следует отметить церковную тему. Храмы занимают значимое место в картинах. Юон часто хотел показать то влияние на народ имела православная вера для людей того времени. Также описывается просветительная и культурная роли церкви, не говоря уже об исторический.


К.Юон. картина Купание фото

Символические работы художника подчеркивают и ее историческое значение, ведь именно вера помогала побеждать многочисленных внешних врагов православного российского народа. После революции стиль Юона не терпит существенных изменений, однако тематика пополняется благодаря популярности социалистического реализма.

Наиболее известные картины Константина Юона

Портреты:

  • «Автопортрет» (1912)
  • «Автопортрет» (1953)
  • «Боря Юон»
  • «Комсомолки»
  • «Жена»

Церковная тематика:

  • «День благовещения»
  • «Троица-Сергеева Лавра»
  • «У Новодевичьего монастыря весной»
  • «Шествие на склоне»
  • «Весна в Троицкой лавре»

Природные пейзажи:

  • «Тройка в Угличе»
  • «Березы, Петровское»
  • «Приволжье, водопой»
  • «Купание»

Социалистическая тематика:

  • «Утро индустриальной Москвы»
  • «Парад на Красной площади»
  • «Штурм Кремля в 1917»
  • «Люди»
  • «Новая планета»

Константин Юон отличился не только как художник. Он также проявил себя в кинематографе и театральных постановках.

Русский художник, представитель символизма и модерна, мастер пейзажа. Родился в Москве 12 (24) октября 1875 в семье банковского служащего. В 1892 поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были К.А.Савицкий, А.Е.Архипов и К.А.Коровин. По окончании училища (1898) занимался в мастерской В.А.Серова (до 1900). Был членом «Мира искусства», «Союза русских художников» (один из учредителей последнего) и АХРР. Жил в Москве.

Символистская поэтика Юона острее всего проявилась в цикле рисунков Сотворение мира (1908–1909) – с природой и светилами, нарождающимися из первозданного хаоса. Развивая эту тему, позднее запечатлел революцию в виде грозного космического катаклизма (Новая планета, 1921). Но более характерны для него сельские и архитектурные пейзажи, четкие по композиции и плотные по цвету, дающие не мимолетную импрессию, а устойчивый образ обжитой земли или исторической «почвы», знаменитой либо совсем обыденной (К Троице, 1903; Весенний солнечный день, 1910; Мартовское солнце, 1915; Купола и ласточки, 1921; все работы – в Третьяковской галерее, Москва). Особое место в его живописи и графике заняли мотивы Троице-Сергиевой лавры (в 1922 издал альбом литографий Сергиев посад).

В строгой системе соцреалистических выставок пейзажи Юона, иногда «тематические» (Штурм Кремля в 1917 году, 1947; там же), неизменно привлекали своим прочувствованным историзмом либо просто задушевной лирикой. Плодотворно работал как художник театра (был, в частности, главным художником Малого театра в 1945–1947) и педагог (с 1900 преподавал в собственной студии, а позднее в ленинградской Академии художеств и московском Художественном институте имени В.И.Сурикова). Занимал должности директора Научно-исследовательского института Академии художеств СССР (1948–1950) и первого секретаря правления Союза художников СССР (1956–1958).

Константин Федорович Юон — представитель старшего поколения советских живописцев. Его творческая деятельность началась еще в дореволюционные годы. И тогда уже имя Юона-художника приобрело известность.

Он принадлежит к кругу тех мастеров, деятельность которых явилась связующим звеном между советской художественной культурой и русским передовым дореволюционным искусством. Впитав лучшие традиции полнокровного русского реализма XIX века, Юон вошёл в советское искусство как художник с широким творческим диапазоном, отдающий народу свой талант живописца, театрального декоратора и педагога, неиссякаемую энергию общественного деятеля, свои знания историка и теоретика искусства.

Жизненный и творческий путь Юона тесно связан с Москвой. Здесь он родился 24 октября 1875 года. В большой и дружной семье Юонов увлекались музыкой, братья и сёстры Константина Федоровича учились в Московской консерватории. Музыка сыграла большую роль в воспитании будущего художника, научила его понимать красоту, поэзию, развила чувство ритма. В доме бывало много молодёжи, часто ставились живые картины и устраивались детские спектакли. Мелодии и тексты к ним сочинял старший брат, Юону поручалось писать декорации под руководством друга семьи — художника Малого театра К. В. Кандаурова.

Любовь к театру воспитывала в юноше и его мать — Эмилия Алексеевна, делавшая театральные костюмы для маскарадов в Московском охотничьем клубе, где в те годы собиралась артистическая молодёжь.

Семья Юонов жила в одном из старинных уголков Москвы — Лефортове. Этот район, связанный с эпохой Петра I, не мог не заинтересовать впечатлительного мальчика, зачитывавшегося романами И. И. Лажечникова, М. Н. Загоскина, А. К. Толстого. Юона рано начали увлекать памятники старой русской архитектуры, в первую очередь Москвы и Подмосковья: Кремль и Китай-город, Троице-Сергиева лавра, Коломенское. Со временем его интерес к истории родной страны, к её исконному укладу и быту, традициям народной жизни становился всё серьёзнее и глубже.

После первого посещения в 1880-х годах Третьяковской галереи талантливому юноше открылся новый мир прекрасного в творчестве великих русских художников: И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. М. Васнецова, И. И. Левитана и других.

Особенно большое впечатление произвело на него искусство В. И. Сурикова. Юону были понятны и близки сюжеты суриковских картин, их самобытные могучие герои. Суриков многому научил молодого художника. По этому поводу Юон писал в «Автобиографии»: «Моя собственная любовь к истории и к древностям, к декоративной и красноречивой красочности форм ушедших веков в соединении с живой жизнью и в живом свете — влекли меня к нему (Сурикову.— Ред.). Он больше всех других русских живописцев умел связать историю с современностью, отражать общие мировые идеи в трагедиях и борьбе живого человека, связывать искусство с жизнью».

Ещё будучи учеником реального училища, Юон начал серьёзно изучать русскую архитектуру. Поэтому вполне закономерным было его поступление в 1894 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Вскоре, однако, он понял, что главное призвание его — живопись и перешёл на живописный факультет. Тем не менее занятия древней архитектурой сыграли значительную роль в развитии его художественного вкуса и определили в основном круг тем его живописных произведений.

Время вступления Юона на путь живописца совпало с периодом сложной идейно-художественной борьбы в русском искусстве конца XIX — начала XX века. Эта борьба явилась результатом глубокого кризиса буржуазной культуры, наступившего как на Западе, так и в России. Представители реакционного искусства начали открытый поход против реализма, ратуя за искусство, освобожденное от всякой идейности и тенденций, за искусство, понятное только отдельным «исключительным личностям».

Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился Юон в те годы, было оплотом идейного реализма. В нём преподавали Н. А. Касаткин, К. А. Савицкий, А. Е. Архипов — художники, продолжавшие традиции искусства передвижников. Собственным творчеством они доказывали ученикам, какое огромное значение имеет картина с серьёзным и глубоким социальным содержанием. Учёба у этих мастеров безусловно определила прогрессивность взглядов на искусство будущих художников — воспитанников училища, в частности взглядов Юона.

Ближе всего Юону было яркое, солнечное искусство А. Е. Архипова, красота народных мотивов в его картинах, виртуозное мастерство в передаче световоздушной среды. Но наиболее важное значение для Юона имели занятия в мастерской В. А. Серова, где он завершил своё художественное образование в училище. У Серова молодёжь всегда находила решение любого творческого вопроса. Серов был замечательным художником и чутким педагогом. Он умел раскрыть творческую индивидуальность каждого ученика, направить его по пути внимательного изучения действительности, ценил простоту в выражении художественного образа, верность традициям национальной культуры. Серов учил молодых художников искать три правды: правду человеческую, правду социальную и правду живописную. Юон называл Серова своей художественной совестью, «без которой трудно работать и трудно постигать новое».

«Третьяковская галерея и мой учитель Серов были двумя главными родниками, где я черпал то спасительное начало, которое позволило мне пронести сквозь всю мою жизнь здоровое отношение к искусству и не дало сбиться с пути реалистического, с пути уважения к русской классике».

Начало творческого пути Юона было противоречивым. Впечатлительный и мало искушённый в вопросах искусства, он испытал влияние многих существовавших тогда художественных течений. Сначала его увлекла эстетика «мирискуссников» с их культом утончённого искусства для «избранных личностей», с их поисками нового стиля. Затем Юона захватили живописные принципы импрессионизма, хотя стремление импрессионистов возвести в основной закон творчества понятие мгновенности и мимолётности впечатления, утрата ими композиционной архитектоники и пластики формы всегда его настораживали и останавливали.

Не обретя ещё своего творческого «я», но полный желания найти себя в искусстве, Юон предпринимает заграничное путешествие. Он едет в Италию, Германию, Швейцарию и Францию, знакомится с классическим и современным искусством этих стран. В Париже Юон работает в частных мастерских, увлекается Гогеном. Под впечатлением искусства Гогена он отправляется в длительное путешествие по Южному Кавказу. И здесь наконец-то Юону стало ясно, что своё «художническое счастье» надо искать только у себя на родине. Он понял и осознал свою привязанность к средней и северной России с её просторами и привольем, с белизной её снегов и сиянием утренних и вечерних зорь.

«Меня повлекло назад, как в новую обетованную землю, но уже сознательно и убеждённо. Чуждый юг и чуждое влияние отрицательным путём имели своё отрезвляющее действие, и мне ясно представилось, что круг моих интересов и деятельности решительно найден»,— писал он в автобиографическом очерке.

1900 год был знаменательным в жизни художника. Прежде всего, в этом году он закончил свои занятия в мастерской Серова и вышел на путь самостоятельного творчества. В этом году он женился на К. А. Никитиной, крестьянке села Лигачева Московской губернии. И, наконец, в этом же, 1900 году Юон начал свою педагогическую деятельность, открыв в Москве вместе с художником И. О. Дудиным частную художественную школу, называвшуюся «Студия Юона», которая просуществовала до 1917 года. В ней учились такие крупнейшие мастера советского искусства, как В. И. Мухина, А. В. Куприн, В. А. Ватагин, В. А. Фаворский и другие.

Педагогическая работа ко многому обязывала Юона: он должен был давать точные и чёткие ответы на все вопросы учащихся. Для этого ему самому прежде всего надлежало обрести ясность в художественных взглядах. Юон вспоминал, что педагогическая работа имела для него в те годы «дисциплинирующее значение»: она спасала его от юношеских увлечений модными художественными направлениями, помогала вырабатывать твёрдость убеждений.

Если в годы пребывания в училище Юон писал главным образом лирические пейзажи интимных уголков Подмосковья, то после окончания учёбы его неудержимо потянуло к широким просторам Волги. В начале 1900-х годов он совершил длительную поездку по старинным волжским городам. Углич, Ростов, Кострома, Нижний Новгород покорили молодого художника красочным богатством древней архитектуры, кремлёвских стен, монастырей, церквей, белокаменных аркад торговых площадей и рядов, разноцветным резным узорочьем деревянных домиков, пестротой вывесок и синеющей необъятной далью волжского простора.

Юону открылся новый мир удивительной красоты.

«Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах»…

Яркие впечатления, которые он получал от знакомства с волжскими городами, усиливались ещё влиянием творчества М. Горького. Юон зачитывался горьковскими книгами. Особенно близок ему был роман «Фома Гордеев». Художника привлекали замечательные описания картин волжской природы и то, как глубоко понимал автор духовное богатство народа. Эти качества в творчестве великого писателя были родственны Юону.

Юон, как и Горький, подолгу работал в Нижнем Новгороде; его поражала необычайная живописность и красота исторического города, в котором ключом била современная, проникнутая народным духом жизнь. Здесь Юон написал много этюдов с натуры и создал большую картину «Над Волгой» (1900), где главными действующими лицами стали подобные горьковским героям мещане, ремесленники и босяки.

Интересен пейзаж этюдного характера «Зимой на баржах» (1902), изображающий уголок волжского залива у Нижнего Новгорода в серый зимний день. Вмёрзла в лёд густо запорошенная снегом баржа, будто погрузившись в долгий зимний сон. Безмолвно стоят фигуры сторожей в огромных рыжих тулупах. Белые хлопья снега контрастируют с яркой окраской голубого домика на барже; прихотливо сплетаются на фоне серого зимнего неба тонкая паутина канатов и стройные мачты. Выдержанный в гармоничной серебристой гамме, этюд говорит о зоркой наблюдательности и вкусе художника, о богатстве и изысканности его палитры.

Множество картин, этюдов и рисунков посвятил Юон памятнику древнерусской архитектуры XVII века — Троице-Сергиевой лавре под Москвой. Народной жемчужиной, неисчерпаемой по своим живописным и декоративным богатствам, назвал художник этот замечательный архитектурный ансамбль.

Одним из первых произведений, посвящённых этой теме, была картина «К Троице» (1903). В небольшом по размеру полотне художник воспроизводит яркую и вместе с тем обыденную сцену из жизни Троице-Сергиевой лавры. На фоне розовых, красных, белых башен и зданий лавры и живописно разбросанных у их подножья маленьких домиков и лавок посада едут цугом в санях на «поклон» к Троице именитые москвичи. Мерным, спокойным шагом идут по рыже-коричневой грязной весенней дороге кони. На облучках саней величественно высятся длинные фигуры возниц в чёрных монашеских одеяниях.

Написанная с натуры, картина полна непосредственности. Юон мастерски передаёт воздушную дымку серенького зимнего дня, сквозь которую вырисовываются разноцветные башни с золотыми и синими луковицами куполов. Широкий пастозный мазок, которым написана картина, способствует ощущению движения, усиливает её красочность и декоративность.

О тонкой наблюдательности молодого художника свидетельствовала картина «Красный товар» (1905), изображающая уголок базарной площади в Ростове Великом. Характеристики Юона метки: вот торговка, сосредоточенно считающая деньги; состоятельная мещанка деловито расплачивается за покупку; женщина с девочкой выбирают обновки, роясь в груде пёстрого товара. Юон великолепно почувствовал колорит зимнего русского базара с пёстрыми тканями, развешанными и разложенными на земле, лавками и двухэтажными флигелями, запорошенными сухим снегом. Только художник, влюбленный в Россию, мог увидеть в обыденной сцене столько красоты и поэзии.

В конце 1900-х годов Юон увлечённо работает над серией картин, в которых ставит перед собой задачу передать эффект ночного освещения. Это картины «Ночь. Тверской бульвар» (1909), «Тройка у старого Яра. Зима» (1909) и другие. В первой из них на фоне ярко освещенного ночного кафе вырисовываются причудливые, чуть гротескные силуэты его посетителей — мужчин в высоких цилиндрах и дам в огромных модных шляпах. Эта картина — в какой-то мере дань художника импрессионизму. Однако, в противоположность позднему импрессионизму, узаконившему этюд, Юон продолжает классические традиции русского реализма, всегда считавшего высшим итогом творческой работы законченную картину. Юон принципиально оставался верен реалистическим традициям. Вспоминая о своем увлечении импрессионистами, художник писал: «Я был не в силах даже ослабить в своём сознании величие воспринятого ранее искусства передвижников и шедевров, собранных в Третьяковской галерее... Тяготение к русским национальным формам, к образам родного прошлого и настоящего, к идеям народного искусства... являлось трезвым регулятором в моём сознании. Оно мне диктовало необходимость не превращать систему импрессионизма в самоцель».

В 1908 году Юон поселился в Лигачёве. Здесь он жил подолгу во все времена года. «...Я имел возможность ещё ближе подойти к народу и народной жизни, в частности, к жизни деревни, которая немало питала и питает моё искусство».

В 1910 году Юон написал одну из лучших своих работ, посвященных Троицкой лавре,— картину «Весенний солнечный день». Это очень радостное произведение, рисующее уголок Сергиева посада в солнечный день ранней весны. Очень свободно, естественно и живо разместил художник фигуры людей: стоят, греясь на солнышке две девушки, проходя мимо, залюбовалась на них сгорбленная маленькая старушка, веселятся ребятишки у снежных сугробов. Шумят у своих гнёзд грачи. Для художника всё важно и значительно, он подмечает и большое и малое.

Колорит картины необычайно праздничен. Любовно воспроизвёл Юон синие и зелёные душегреи, белые и красные платки девушек, цветные полушубки ребятишек, жёлтые домики, розово-белые стволы берёз и кружево их ветвей на фоне голубого неба, торжественные белокаменные дома, башни, колокольни Троице-Сергиевой лавры. Это, пожалуй, самое эмоционально насыщенное произведение из всего цикла, посвященного Троицкой лавре. В нём Юон выступил как подлинный поэт, как тонкий мастер реалистической пленерной живописи. В этой работе уже ясно определился и живописный язык художника, характеризующийся декоративностью колорита, яркой звучностью цветовых пятен, построенных на чистых локальных красках. Причём у Юона эта яркая декоративность сочетается со строгой композиционной построенностью, продуманным размещением предметов в пространстве, чёткой графической прорисовкой планов и форм.

Для Юона всегда была характерна любовь к эпическим пейзажам, широким, торжественным, рисующим старую русскую архитектуру и новую, кипящую вокруг неё жизнь. К числу таких пейзажей относится большой холст «Троицкая лавра зимой» (1910).

«Синеющие дали, всепоглощающий простор необъятных пространств, ритмически равномерно трудящийся муравейник снующих однородных людей, однородных лошадок,— стаи однородных птиц, тысячи однородных домиков, труб, дымков,— сливались в воображении в торжественный унисон, в единую стихию»,— так воспринимал зимнюю лавру сам художник.

Всю свою жизнь Юон был патриотом, певцом, бытописателем старой и новой Москвы. Ещё в ученические годы он писал бытовые сценки из жизни московских окраин. В картинах с эффектами ночного освещения действие также происходило в Москве. В зрелые годы площади и улицы старой Москвы, замечательные памятники её архитектуры вдохновили художника на создание прекрасных картин. «Всю жизнь пишу Москву — и всё не насытюсь. Москва сыграла в моей художественной жизни большую роль. В Москве началась моя живопись. Москва вскормила во мне основные интересы и увлечения»,— говорил Юон.

Среди московских произведений дореволюционного периода значительной является большая акварель «Москворецкий мост» (1911). Это типичная юоновская композиция: действие развёртывается на фоне архитектуры Кремля и Китай-города. Широкий Москворецкий мост запрудил поток пешеходов. Как всегда у Юона, в толпе легко различимы отдельные жанровые группы: растерянные от столичной сутолоки мужики с огромными мешками, деловые приказчики, важные купцы, лихие извозчики и медленно плетущиеся ломовики. Всё это изображено очень живо, непосредственно, метко.

Прозрачная ясность и мягкость тонов акварельных красок, лёгкая воздушная дымка смягчают контуры панорамного пейзажа и пестроту колорита. В этой работе, как и в ряде других того времени, Юон проявил себя талантливым мастером-акварелистом.

Во все периоды своей художественной деятельности Юон с увлечением писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Любимой темой художника была ранняя весна. Радостный момент пробуждения природы от зимнего сна, когда очень чист воздух, ярка лазурь неба, когда всё пронизано солнечными лучами, а сине-белый снег по-особенному хрустит под ногами, тот самый момент, который М. М. Пришвин метко назвал «весна света» явился темой его пейзажа «Мартовское солнце. Лигачёво» (1915). Этот пейзаж строг и лиричен одновременно. Строгая архитектоника композиции подчёркнута стройными стволами тополей и нежных, розовеющих на фоне голубого неба весенних берёз. Есть в этой картине какая-то особая свежесть и чистота. Глядя на неё, невольно вспоминается постоянное стремление художника «по-пушкински» воспеть пейзажи Подмосковья и средней полосы России.

Ко времени Великой Октябрьской социалистической революции К. Ф. Юон — уже сложившийся мастер. В первые же годы Советской власти он начал заниматься общественной деятельностью. Он работал в Московском отделе народного образования в качестве инструктора-организатора по изобразительному искусству, шефствовал над художественными школами, студиями, домами народного творчества.

В лице Юона молодые, начинающие художники и талантливые самоучки всегда видели опытного наставника, чуткого, внимательного, душевного человека, готового всегда прийти на помощь и дать правильный, добрый совет.

Круг тем, над которыми работал художник в первое время после 1917 года, был не нов. Он писал зимние и летние пейзажи, создавал карандашные портреты деятелей русской культуры, виды русских городов. Порой он варьировал некоторые из старых тем. В эти же годы Юон начал заниматься автолитографией и сделал два альбома: «Сергиев посад» и «Русская провинция». Отдельные листы альбомов являлись графическими повторениями ранее выполненных картин.

Из произведений первых лет революции наиболее значительна картина «Купола и ласточки» (1921). В ней художник снова обратился к теме Троице-Сергиевой лавры. Писал он её в свежий, солнечный, ветреный майский день. Интересно и ново композиционное решение картины. Успенский собор изображён с высоты куполов, высоко вознёсшихся в голубое небо. Внизу развёртывается широкий, необозримый простор земли. Виден дымок паровоза от мчащегося среди деревьев поезда, как мозаика рассыпаны по земле светлые загорские домики. В голубизне неба парят стаи ласточек, а на горизонте видны уходящие тучи.

В этой работе та же широкая панорамность пейзажа, что была у Юона и ранее. Но в то же время есть в ней и нечто новое. Это новое — своеобразное, более светлое и возвышенное мироощущение художника, более смелый и широкий взгляд на мир. В этом близость юоновского пейзажа замечательному пейзажу Рылова «В голубом просторе».

Первые произведения Юона на революционные темы носили символико-аллегорический характер. «Я писал и жил в то время, как бы в двух эпохах, захватывая прошлое и настоящее,— вспоминал художник...— Под влиянием войны и революции жажда отыскать художественный язык, художественные формулы, способные выражать и выразить всколыхнувшийся поток идей и образов, во мне сильно упрочилась и очень меня занимает,— и здесь без фантазий не обойтись».

В картине «Новая планета» (1921) Юон представил рождение революционной эпохи в отвлеченно-фантастическом образе: над земным шаром в космическое пространство поднимается раскалённая красная планета. Толпы людей — жителей земли устремляются к ней, протягивая руки, будто моля о счастье. Многие, обессилев, падают и погибают. Те, кто выносливее, несут на себе слабых. Их силуэты на фоне феерических лучей драматичны. Художник много и серьёзно думал о революционных событиях, свершившихся на его Родине, стремясь понять суть того прекрасного, что несла народу революция. Это было свойственно многим представителям старой русской художественной интеллигенции той поры — Б. М. Кустодиеву, С. Т. Коненкову, А. А. Блоку, В. Я. Брюсову…

Тесная близость с народом, понимание его интересов и приверженность реалистическим традициям дали возможность Юону верно определить задачи, вставшие перед советскими художниками.

«Размышляя о путях и целях революции,— писал он,— мне нужно следовать за народом, изображать его, как изображал его и раньше, но показывать его деятельность уже освещённой и насыщенной идеями революции. Переход на тематику революции был для меня естественным, органичным; я продолжал жить с народом, как и раньше, стремясь выразить то новое, что внесла в жизнь народная революция, её новую культуру, новые цели и новых людей».

Народ Советской страны и новые события становятся темами картин Юона. Древняя архитектура Москвы сплетается с изображением революционных дел.

В 1923 году на выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) появляется небольшое по размерам произведение «Парад на Красной площади». Автор передал главное — биение новой жизни, облик советского человека, прошедшего годы гражданской войны и празднующего первое пятилетие великой победы. Строгие ряды марширующих солдат, блеск труб оркестра, алый цвет знамён и плакатов, пёстрая праздничная толпа, любующаяся парадом войск, величественная красота архитектуры Кремля и храма Василия Блаженного — всё это придаёт картине праздничный, приподнятый характер.

Темой нескольких юоновских акварелей конца 1920-х годов стали события, происходившие в Москве в ноябре 1917 года, когда рабочие и солдаты штурмом брали Кремль, захваченный юнкерами.

Акварель «Вступление в Кремль через Никольские ворота» (1926) рисует напряжённый момент борьбы за Кремль: революционный народ атакует кремлёвские ворота. И хотя фигуры людей даны почти силуэтно, они очень выразительны. Художнику удалось в этой работе передать революционный, боевой дух времени. В дальнейшем эту же тему Юон повторил в картине «Штурм Кремля в 1917 году» (1947).

В 1925 году Юон стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР) — прогрессивного объединения, боровшегося за возрождение в советском искусстве традиций русской классической живописи. Задачи и требования, ставившиеся художниками АХРРа, сыграли большую роль в формировании новых взглядов художника на искусство и его роль в жизни страны.

Творчество Юона стало более целеустремлённым. В его произведениях появляются характерные, типические образы советских людей. Таковы картины «Молодые. Смех» (1930) и «Подмосковная молодёжь» (1926). Последняя — одна из лучших работ Юона 1920-х годов. Это групповой портрет девушек — жительниц Лигачёва. Они очень разные, и в то же время есть в них и нечто общее. Это общее — их молодость, искренность, жизнерадостность. Оригинальная в своей фрагментарности композиция придаёт портрету особенную жизненность, как бы выхватывая из массы непосредственно окружающих нас людей эту группу молодёжи.

Особое место в советской живописи 1920—1930-х годов занимают бытовые картины Юона. В них снова очень ярко проявились характерные юоновские черты: острый взгляд на жизнь, замечающий и фиксирующий новые формы деревенского и городского быта, декоративность колорита и, конечно, умение органически сочетать архитектуру, пейзаж и жанровые сцены.

Картина «Праздник кооперации» (1928) изображает собрание членов лигачёвского сельскохозяйственного кооператива. Юон обращает внимание зрителя на красные знамёна, блеск медных труб оркестрантов, самодельные плакаты, праздничные белые рубашки, кофты, яркие платки — из этих умело подмеченных деталей и акцентов слагается неповторимый образ современной деревни.

Вспоминая о своём творчестве, Юон говорил о том, что после революции оно развивалось в сторону усложнения содержания. Сознание необходимости нового подхода к решению больших задач современности диктовало желание искать новые формы искусства — искусства большого стиля, способного выразить красоту, значительность и суть новой советской действительности.

В 1940 году Юон обращается к работе над произведениями монументального искусства. Он делает эскизы мозаик для зала Конституции Дворца Советов. Эта работа осуществлена не была, сохранились лишь карандашные эскизы. Они говорят о глубоком и разностороннем охвате художником тем современности. В этом можно убедиться, хотя бы перечислив их названия: «Города и транспорт», «Индустрия», «Авиация», «Недра земли», «Совхозы и колхозы», «На страже морских границ».

В суровые годы Великой Отечественной воины Юон много и упорно работал, живя всё время в Москве.

Любимый город представал перед ним в новом грозном облике. События первых лет войны требовали серьёзного творческого осмысления. Постепенно возник замысел новой картины, посвящённой Москве. Картина «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» стала одной из значительнейших в творчестве художника. Она рисует Красную площадь, Кремль, советский народ в исторический день парада 7 ноября 1941 года, когда война была объявлена «священной, отечественной». В этот серый, сумрачный день выпал первый снег, небо покрылось тяжёлыми, свинцовыми тучами, Кремль, Красная площадь, храм Василия Блаженного выглядели особенно сурово и величественно. Москва как бы замерла, застыла в грозном молчании перед решительным сокрушающим ударом по врагу.

Мерным, чеканным шагом стройными рядами по Красной площади идут войска. В их твёрдой поступи — сила, уверенность в победе над врагом. В этой очень значительной по содержанию и по живописному решению картине отразились глубокие раздумья художника о судьбах Родины в годину тяжёлых испытаний. Небольшая по своему размеру, картина подлинно монументальна и значительна.

Во время войны Юон создаёт ряд работ, посвященных боевым событиям и героям войны: «Сандружинница на фронте» (1942), «После боя под Москвой» (1942) и другие. Для новосибирского и куйбышевского театров оперы и балета Юон в годы войны пишет эскизы декораций к опере М. И. Глинки «Иван Сусанин».

В послевоенные годы картины Юона становятся сложнее по композиции и обобщённее по темам. «В последнее время,— писал художник,— я стал работать не только аналитически, как прежде, а более синтетически». Примером могут служить его пейзажи 1940-х годов. Художник, как и раньше, подолгу живет в Лигачёве и много трудится. В «Русской зиме» (1947) Юон выступает подлинным поэтом русской природы. С замечательным мастерством он создает ясную, завершённую композицию. Смотря на это большое полотно, невольно любуешься мягким, пушистым снегом, густым покровом, одевшим землю, сказочным убором инея, украсившим ветви могучих деревьев, морозной дымкой, окутавшей все предметы. Всё наблюдено в жизни. Это настоящая русская «матушка-зима».

В картине «Утро индустриальной Москвы» (1949) художник даёт образ огромного индустриального города. Город пробуждается к новому трудовому дню. Идут на работу люди, проносится товарный поезд, дымят фабричные и заводские трубы.

Серьёзность темы, большое мастерство в передаче жизни города в утренний час, стремление показать поэзию обыденного и красоту труда — все это делает произведение Юона интересным индустриальным пейзажем-картиной.

Художественная деятельность Юона была тесно связана с творчеством Горького. Об этом уже говорилось в отношении его ранних работ. В зрелые годы Юон увлекается горьковскими пьесами и пишет к ним эскизы декораций.

В 1918 году он создал оформление пьесы «Старик» для Государственного академического Малого театра, в 1933 году в Московском Художественном академическом театре идёт с декорациями по его эскизам «Егор Булычёв и другие», в 1952 году в Театре имени Вл. Маяковского художник оформляет спектакль «Зыковы». Большой успех выпал на долю последней работы Юона — эскизов декораций и костюмов к инсценировке романа Горького «Фома Гордеев» в Театре имени Евг. Вахтангова, над которой он работал вместе с народным артистом СССР Р. Н. Симоновым.

Юон создал немало живописных и графических портретов Горького. Он стремился показать великого писателя в разные периоды его жизни. Кроме портретов им создано несколько картин, посвящённых Горькому. В 1949 году Юон закончил картину, изображающую посещение Горьким в 1929 году совхоза «Гигант». Последней большой картиной художника была «А. М. Горький и Ф. И. Шаляпин в 1901 году в Нижнем Новгороде» (1955).

Работа в театре всегда увлекала Юона. Он оформил около двадцати пяти пьес и опер. Поражает разнообразие репертуара театральных постановок с участием Юона: пьесы В. Шекспира и Лопе де Вега, А. Н.Островского и А. М. Горького, Н. Ф. Погодина, А. Н. Толстого и С. Я. Маршака, оперы М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского.

Самой ранней работой Юона в театре были эскизы декораций к опере Мусоргского «Борис Годунов», поставленной в Париже в 1913 году во время «Русского сезона», организованного С. Я. Дягилевым. Партию Бориса пел Шаляпин. Одновременная работа с Шаляпиным над спектаклем вдохновляла и увлекала молодого художника. В декорациях к опере Юон проявил себя не только глубоко национальным художником, но и серьёзным исследователем истории России, её быта и архитектуры. Свежесть и сочность юоновских эскизов привела в восторг Шаляпина. Он тут же приобрел их у автора.

«Каждый день любуюсь и не налюбуюсь на них — превосходные вещи…— писал Шаляпин Горькому в 1913 году.— Экая прелесть, ей-богу, талантливый парень...»

Особенно много писал Юон для театра после Великой Октябрьской революции. Наряду с работой в Большом, Малом, Художественном театрах Москвы, он создавал декорации и для театров Казани, Новосибирска, Куйбышева.

Работу художника в этой области характеризует глубокое проникновение в сущность драматического или музыкального произведения. Создавая эскизы декораций к тому или иному спектаклю, Юон обычно делал множество предварительных вариантов, добиваясь наиболее выразительного решения. Кропотливо работал он и над эскизом каждого костюма, учитывая при этом индивидуальные особенности актеров-исполнителей.

Удачны были декорации к пьесам Островского «Сердце не камень» (1920—1921), «Бешеные деньги» (1934), «На всякого мудреца довольно простоты» (1940), «Без вины виноватые» (1940), «Бедность не порок» (1945) в постановке Государственного академического Малого театра. Жизнь и типы в пьесах Островского Юону - старому москвичу - были очень хорошо знакомы. Его декорации и эскизы костюмов отличались большой убедительностью.

Крупным достижением Юона как театрального художника были эскизы декораций к опере Мусоргского «Хованщина», поставленной в Государственном академическом Большом театре Союза ССР в 1940 году. В них найдено глубокое внутреннее соответствие изобразительного языка декораций с музыкальной речью оперы.

Характеристика творческой личности Юона будет не полной, если не вспомнить его многочисленных литературных и исследовательских работ по вопросам искусства. Юон-теоретик поднимал в своих статьях и устных выступлениях серьёзные философские вопросы: о синтезе искусств, о понятии художественного, о проблемах новаторства в советском искусстве и т. д.

Волновали его также и вопросы художественной педагогики. В своих статьях Юон ставил перед художниками очень серьёзные и ответственные задачи. Он считал, что советское искусство не должно ограничиваться простым иллюстрированием событий. Оно должно быть искусством большого стиля, утверждающим в совершенных художественных формах высокие идеи морали.

Юон был доктором искусствоведения, действительным членом Академии художеств. В 1956 году он единодушно был избран первым секретарем Союза советских художников СССР.

Юон был удостоен звания народного художника СССР, Государственно премии и награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Константин Федорович Юон умер в апреле 1958 года. Вся жизнь талантливого советского художника — пример самоотверженного служения родному искусству, своей стране, жизнь и природу которой он воспевал.

По книге: И.Т. Ростовцева «Константин Фёдорович Юон»

Юон Константин Федорович — великий русский художник, пейзажист. Кроме живописи занимался оформлением театральных постановок, являлся академиком АХ СССР, народный художник СССР.

Константин Юон родился в Москве в 1875 году. Проходил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были такие прославленные художники, как К. А. Савицкий (жанровый художник, передвижник), А. Е. Архипов (передвижник, основатель Союза русских художников), Н. А. Касаткин (передвижник, один из основателей социалистического реализма). В жизни и творчестве Юон Константин Федорович был счастливым и удачливым человеком. Он стал признанным живописцем в довольно раннем возрасте. На протяжении всей жизни он регулярно получал награды, премии, звания, пользовался различными почестями. Его картины очень быстро раскупались и пользовались большой популярностью. Также его картины участвовали на выставках передвижников, выставках Мира Искусства и других. Такого признания общественности художник добился сам, своим кропотливым трудом и неимоверным талантом, своим поэтическим взглядом на Россию и своей любовью к обычным людским радостям, которые в его картинах представляются необычайно одухотворёнными и чарующими.

Помимо живописи и оформления театральных постановок, основал собственную студию, где преподавал основы и секреты мастерства. Его учениками стали А. В. Куприн, Мухина, братья Веснины, А. В. Грищенко, М. Ройтер и другие. Также известен как один из основателей объединения «Союз русских художников». Входил в число членов-художников известного объединения « «. Преподавал в МГАХИ имени В. И. Сурикова и других художественных заведениях. Умер 11 апреля 1958 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Хотите знать всё об искусстве, великих художниках, шедеврах мировой живописи? В этом вам помогут книги по искусству , которые можно приобрести в интернет-магазине «Мои Покупки». Большой выбор интересующей вас литературы.

К. Ф. Юон картины

Автопортрет

Весенний солнечный день

Волшебница-зима в Лигачево

Голубой куст

Гулянье на Девичьем поле

Деревня Новгородской губернии

Зима. Мостик

Комсомолки

Красный товар. Ростов Великий

Мартовское солнце

Живопись - самое наглядное из всех искусств. Она - это «песнь без слов» и по своей природе, казалось бы, не требует никаких словесных добавлений и пояснений. Искусный художник - автор при посредстве своего искусства может обо всем и все сказать. Константин Федорович Юон умел воспринимать и улавливать живой пульс творческих методов. И этот его дар, который беспредельно развивался и рос, представляет многообразную и глубокую культуру русского искусства.

Русское искусство богато талантами. Каждая эпоха его развития оставила великое множество имен превосходных художников. Но по - особому тепло мы вспоминаем тех мастеров, которые всю свою жизнь посвятили воспеванию красоты родной земли. К числу таких пейзажистов относится и Константин Федорович Юон . На протяжении всей творческой жизни художник искал неповторимый русский народный стиль, типичность красок и форм. Лишь в показе этой характерной неповторимости видел Константин Федорович Юон подлинную художественную правду, которая является в его искусстве самой важной ценностью.

Деятельность такого художника всегда представляет исключительный интерес. Ее значение сравнимо с ролью автопортрета. Художник всегда, бессознательно или нет, строит свой совершенный образ, рисует себя, каким бы ему хотелось быть. Он ловит нити жизни для сплетения из них некой новой пряжи, подчеркивает иные воздействия и влияния, по иному освещает привычное, потому что совсем иначе видит и понимает изнутри собственное свое творчество, чем созерцающий его извне.

Юон как представитель самой исконной московской школы живописи, был сыном выходцев из Швейцарии, ставший русским фактически и принципиально. Давно заслуживший признание и широкую художественно - общественную популярность, принадлежал к числу крупнейших мастеров русского искусства, деятельность которых стала связующим звеном между искусством «Серебряного века» и советской художественной культурой. Широта его таланта и художественных интересов позволяла К.Ф. Юону добиваться поразительных результатов как в станковой живописи, так и в оформлении театральных спектаклей.

К. Ф. Юон, родившийся в 1875 году, выученик Московской школы живописи, ваяния и зодчества, занимавшийся год у Серова , скоро ставший на ноги, член лучших и передовых объединений русского художественного мира, руководитель самой популярной в Москве художественной школы, вместе с тем странно ускользает от возможности дать ему какой - либо прочный историко - художественный ярлык. Время его первого выступления и плодотворной деятельности, первое двадцатипятилетие XX века, необычайно богато событиями влияниями, новинками, революциями, катастрофами, возрождениями русской живописи.

Положение К. Ф. Юона в этом конгломерате течений, столкновений, партийностей и крайностей было всегда особым: лавирующим, центральным, беспартийным и - одиноким. Он был членом «Мира Искусства », но остался в его Московской группе после распада; стал, может быть, наиболее видным членом «Союза Русских Художников», принципиально сочувствуя больше петербуржанам.

Новая эстетика «Мир Искусства» была в то время подлинным откровением и влияла посредством своего журнала даже на художественные круги Западной Европы. Многие из культивировавшихся идей имеют подлинно - постоянное значение, среди которых прежде всего хоть и всегда «относительная», но сама по себе неумирающая идея красоты. Красота, как принцип мировой гармонии, всегда отражаемая искусством, едва - ли когда - нибудь способна была быть изжитой.

Вместе с этим даже самые первые выставки «Мира Искусства», чаровавшие своей специфической остротой, своим утонченным интимным мирком, казались какой - то редкой феноменальной игрушкой, каким - то странным дурманящим цветком по сравнении с тяжеловесным, но трезвым, близким к окружающей, живой прозе жизни, искусством передвижников, - и это впечатление где - то в глубине души оставляло недоуменный и неудовлетворенный осадок. Поддаваясь одной своей стороной зову новооткрытых и манящих красот слишком кабинетного по своему характеру искусства художников «Мира Искусства», - смутно протестовал против его оторванности, в большинстве случаев, от живой русской жизни и от жизни вообще, против примеси к этому искусству какой - то чужестранно - чуждой нотки и сожалел, что искусство словно отошло от большого стиля и от самодовлеющей живописи.

Как представитель «Союза русских художников», Юон внес в искусство того времени новизну и свежесть, выработав особый пластический язык, в котором использовал принцип импрессионистического видения. Это сказалось в обращении к различным импрессионистическим приемам: создание этюда - картины небольшого формата, работа на открытом воздухе, соединял пейзаж с бытовым жанром, интерьером или натюрмортом, что является типичным выражением импрессионистического смешения жанров; использовал асимметричное построение композиции, фрагментарность, выразительность ракурсов – все это рождало ощущение случайности неожиданно увиденной сцены. Главным здесь выразительным средством становился цвет - художник активно работал чистым цветом, не смешивая краску на палитре, использовал контрасты дополнительных тонов, рефлексы, что давало возможность создать реальное впечатление яркого солнечного света, ощущение «дыхания» природы.

На протяжении своего долгого творческого пути К. Ф. Юон обращался к различным видам деятельности в сфере искусства. Кроме своей любимой живописи, он занимался еще и графикой, и оформлением спектаклей, был известен как крупный художественный критик и прекрасный преподаватель.

Он был реалистом, импрессионистом, символистом, декоратором и рисовальщиком до конца, а быть может, не являясь никем из них. Его сближали с Левитаном , и конечно неверно, потому что Юон не лирик, и не имеет в живописи своей никаких надобностей в «настроениях». Левитан давал гораздо больше откликов на основные темы импрессионистических исканий воздуха, света, расплывающихся впечатлений. Формы живописи Юона слишком четки и резки, слишком остро подмечены в их слишком случайном движении.

Ныне более явственна связь Юона с Серовым , но Юон гораздо более пестр, праздничен и в то же время будничен. В нем нет Серовского европеизма, и уже одно то, что живописный портрет, истинное царство Серова, для Юона стоит на заднем плане, решительно не позволяет в нем видеть преемника и продолжателя Серова. Юон был изначала реалистом, сохранив до членства в Ассоциации художников революционной России (АХРР) некую прочную закваску передвижничества .

Весь жизненный путь художника прошел в Москве, причем квартиры он старался выбирать на тихих улицах, чтобы ничто не мешало творчеству. Обстоятельства жизни Юона способствовали формированию и развитию его таланта, ему не пришлось пережить ни мучительных блужданий в поисках своего места в искусстве, ни сильных потрясений. Неиссякаемый оптимизм и светлое видение мира наложили отпечаток на все творчество мастера.

Рисовать Константин начал рано. Будучи по натуре человеком кипучей энергии, целеустремленным и общительным, восьмилетний мальчик не отступал от своего увлечения. В эти годы его яркая харизма проявилась в создании захватывающей «игры в архитектуру», которой он сумел увлечь своих сверстников. Это были сказочные города с невиданной и фантастической архитектурой. Именно страсть к архитектуре привела его в Московское училище живописи, хотя вскоре, как освежается в памяти Юона, «краски перетянули». Да и страсть к архитектуре была окрашена особенным космическим чувством, порывом к утопически необыкновенным мирам.

С поступлением в училище Юон попадает в атмосферу новаторства русского искусства. Его наставниками и любимыми учителями, ставшие образцом вкуса, были К.А. Коровин , К.А. Савицкий и А.Е. Архипов. В 1898, по окончании училища, до 1900 года Юон занимался в мастерской Владимира Серова. «Художественная молодежь, - вспоминал К.Ф. Юон, - ищущая правды и стремившаяся в будущее, видела в Серове ту фигуру, ту «художественную совесть», без которой было трудно работать и тем более учиться. Казалось, у него в руках были ключи к разрешению возникающих конфликтов и возражений, переплетающиеся с традициями передвижничества, о совсем новой эстетике группы художников, сплотившихся вокруг журнала «Мир искусства», о влиянии импрессионистского движения. В.А. Серову я верил больше всех» время обучения Юон , путешествуя по Европе, знакомится с работами западноевропейских мастеров. Несомненно, техника импрессионистов повлияла на молодого художника, хотя не настолько, чтобы приглушить его внутренние устремления и внешний стиль. Все же русский пейзаж, населенный жизнелюбивыми россиянами, - главная тема его холстов.

В поисках национальной, самобытной красоты Юон много путешествовал, останавливаясь в деревнях и в старинных русских городах. В период ученичества им написаны многие виды Тверской губернии: «В парке. Петровское. Тверская губерния » (1897), «Березы. Петровское. Тверская губерния » (1899), «(1890).

В начале 1900 - х годов Константин Федорович совершает длительные поездки по старинным русским городам: Ростов Великий, Нижний Новгород, Углич, Торжок, Псков, Великий Новгород, Кострома.

Изображение базарных дней в русских городах находят особое место в творчестве Константина Федоровича. Они отличаются исключительной праздничностью, весенним гомоном и крикливостью: «Красный товар. Ростов великий » (1905), «» (1906), «» (1916). Некоторая декоративность в картинах лишь слегка подчеркивает неповторимую атмосферу праздника.

Бумага на картоне, акварель, бел. 35 х 48

Бумага, акварель, бел. 49 х 65

Бумага на картоне, акварель, белила, уголь. 68 х 104

Константин Юон не мыслил себе изображение архитектуры без бытовых сценок, развертывавшихся у подножия памятников древней русской архитектуры, например, соборов, крепостных стен Троице-Сергиевой лавры или московского Кремля, о чем свидетельствуют картины «» (1903), «» (1904), «» (1903).

Бумага, акварель, белила. 30.3 x 22


1903. Холст, масло. 53 х 107

Картон, темпера. 95 x 70

Художник не прописывают лиц своих персонажей: ему важнее массовость самого действия, увязающего в общности пестрого цветового пятна.

Юона можно назвать первооткрывателем неповторимого художественного облика древней Руси. В картинах «» (1906), «» (1914), «» (1913) и других он вводит в разработку композиции ландшафта особую точку зрения. В повседневной жизни провинциальных городов и поселков художник увидел подлинно национальную красоту. Весь внутренний мир современной, бьющей ключом жизни среднерусских городов в сочетании со старинной архитектурой и прекрасной природой приобретал в полотнах Юона новый смысл и воплощался любовно, с присущей ему четкостью и артистизмом.

1914. Холст, масло. 75 x 111

Бумага, акварель, белила. 52×69

1906. Холст, масло

В картине «» (1906) сочный корпусный красочный мазок одинаково полно и зримо передает и рыхлость подтаявшего снега, и надежную «плоть» старых стен, и мерцание закатного неба. Все эти контрастные мотивы – звенья единого живописного пространства. Излюбленной темой художника начиная с 1900 - х годов стали виды старинных русских городов.

Торжественные архитектурные образы в его полотнах «оживляются» бодрой активностью стаффажных бытовых сцен.

У каждого города Юон находит и точно воспроизводит свое лицо, свое неповторимое своеобразие. В его произведениях, посвященных русской провинции, главенствуют красота и праздничность мировосприятия, восторг художника перед природой и архитектурой России. Современники нередко называли его работы «карнавальными», так как богатством и разнообразием красок они напоминают народные гулянья с их симфонией цвета. «Высшее счастье живописца - петь красками», - говорил сам художник. Вспомним хотя бы его «Купола и ласточки », «», «Конец зимы. Полдень ».

Холст, масло. 89 x 112

1921. Холст, масло. 71 x 89

Холст, масло. 125 x 198

Большой цикл произведений Юона посвящен Нижнему Новгороду. В этих пейзажах художника влечет бесконечность пространства. По замечанию известного советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, Волга интересовала живописца там, «где менее всего она трогательна и величественна». Он изображал ее «сдавленную утомленными песками, заставленную хаосом пароходов, пристаней и баржей». Как правило, это не очень привлекательные места возле Нижнего Новгорода, где в Волгу впадает Ока.

Ярким примером такого пейзажа является картина «» (1909). Эскиз ее имеется в Государственной Третьяковской галерее . Она относится к излюбленным Юоном зимним пейзажам. Для лучшего зрительного охвата панорамы окских берегов художник выбирает верхнюю точку обзора, и главными героями его произведения становятся серое затянутое облаками небо и ровное снежное пространство с силуэтами зданий города на горизонте.

По берегам реки, по мосту через нее снуют конные повозки и пешеходы. Жизнь здесь бьет ключом. За внешним живописным хаосом движения кроется особый порядок издавна установленной деловой суеты реки - труженицы. Здесь наблюдается очень характерное для творчества Юона соединение на одном полотне жизни природы и жизни людей.

Художник сохранял верность пейзажу до конца своей жизни. Но в советское время он, будучи очень чутким к общественной жизни своей страны, стремится внести в свое творчество черты нового. В эти годы появляются его тематические картины, отражающие праздники и труд советских людей, тяжелые будни войны, радостные дни Победы.

В имении Лигачево Юон приобрел дом. Имение находилось недалеко от дома родителей Клавдии Алексеевны, жены художника, знакомство с которой было главной страницей в жизни художника. Еще в 1900 году, работая на натуре, Юон увидел юную девушку с роскошной длинной косой, которая неспешно поднималась от реки на гору. Скорая женитьба навлекла на художника гнев его отца, выгнав его из дому.

Холст, масло. 50 х 55

Темпера. 92 х 78

Холст, масло.

Но этот гнев длился недолго. Доброта и душевная щедрость крестьянской девушки из подмосковного села Лигачево смягчили все сословные предрассудки, сделав невестку любимой.

Здесь он писал свои лучшие работы. В 1915 году Юон пишет свой самый известный пейзаж «». А значительно позже, в 1947 году, напишет пейзаж «».

Большая по размеру картина «» обладает потрясающим воздействием на зрительскую аудиторию. Стоя перед живописной работой, как бы ощущаешь морозный воздух и голубизну неба и снега. Мартовское солнце заливая все вокруг ярким пламенем прорвалось на закате, зажигая ветви и стволы деревьев.

Изображение зимы занимает особую страницу в творчестве Константина Федоровича. Зима была одной из его любимых тем. Художник признавался: «Белизна снежных покровов родной земли дает мне самые дорогие для меня переживания и краски». В картине «», посвященной зиме, Константин Юон предстает подлинным поэтом русской природы. Здесь им создается ясная и завершенная композиция. Перед зрителями возникает картина русской жизни на фоне зимнего пейзажа.

Зрителем наблюдается мягкий и пушистый снег, густой покров, который одел землю, сказочный убор инея, украсивший ветви могучих деревьев, и укутывание всех предметов морозной дымкой. Все это передано с помощью множества тончайших оттенков холодных цветов, в то время как живопись К.Ф. Юона преимущественно красочна. В итоге создается образ настоящей русской «матушки - зимы».

В 1910 - е годы творчество Юона завоевало прочную популярность у зрителя. Для него наступает период зрелости таланта. Склонный приводить свой художественный мир в стройную систему, Юон выделяет его основные элементы: архитектура, снег, небо, свет, пространство, движение, тело.

У него своя, достаточно своеобразная палитра: он любит яркие краски и яркое солнце, так же как и свежую желтизну древесины или идеальное человеческое тело. Но из всех живописцев юоновского времени его выделяет положительное отношение к белому цвету: будь это снег или стена, небо или лист бумаги.

В своих акварелях и карандашных рисунках Юон вновь опровергает какие угодно схемы. Его портретные рисунки бесконечно интересны. Он идеализирует верхнюю часть лиц своих моделей.

Бумага, акварель. 27 х 20

1912. Холст, масло. 54 х 36

Холст, масло. 87,7 х 69,8

Холст, масло. 100 х 85

1899. Холст, масло.

Холст, масло. 31 х 25

Его линия не четка, его графика не контрастна, и тем не менее вряд ли кто из ему современных так понимал подлинное очарование самодовлеющего карандашного рисунка, прозрачной или очень насыщенной акварели, сочной литографии или просто арабескного кружева черно - белой графики, как Юон.

Символически осмыслил Константин Юон роковую грандиозность революционных перемен в «Симфонии действия » (1920), где представил глобальный космический масштаб событий: на разверзнутой земле гибнут люди и разрушаются города, а на фоне пылающего неба проступают никому не ясные тогда смутные очертания грядущего. А в революционной аллегории «» (1921) революция трактуется событием вселенского масштаба: в результате космических сдвигов и катастроф в мире рождается новая планета, озаряя землю тревожным багрово-красным светом и вызывая огромные душевные потрясения корчащихся в страхе людей.

Это была трагедия народа, принявшего кровавые луны преисподней за восход лучезарного светила. Легко прочитываемый символический сюжет обретает в живописном выполнении значительно более широкий семантический диапазон. Людское множество, условно обрисованное «веером» крошечных силуэтов и олицетворяющее собой человечество, показано перед фактом неизъяснимого «светопреставления» в полном спектре различных реакций: от экзальтированного восторга до смятения и ужаса. Земная твердь, на которой гнездится это множество, мизерна в сравнении с колоссальным масштабом космического мира, переданного через абстрагированный гиперболизм огромных планет и гигантских потоков льющегося с небес света. И нет сомнений в том, что этот пылающий космос способен поглотить бренную тщету земного дома.

К сенсационному «разделу» художественной жизни Юона относят работу в театре. Если в картинах Константина Федоровича все очень устойчиво, очень предметно, то став театральным декоратором, Юон не жертвует ничего из этой предметной устойчивости иллюзорным условностям самого ненастоящего из всех искусств. Недаром на сцене Академического Малого театра художник чувствует себя наиболее в «своей тарелке».

Эскиз к пьесе Островского «Бешеные деньги». 1934.

Бумага, акварель, белила. 30 х 45

Бумага, акварель. 18,9 х 34,4

Эскиз к комедии Гоголя «Ревизор». II действие. 1920.

Бумага, акварель, белила. 24,5 х 43,5

Работа в театре - одна из сверкающих граней творчества художника. Им были сделаны декорации для двадцати пяти пьес и опер. Главное место в творчестве художника принадлежит русской драматургии: произведениям М.П. Мусоргского «Хованщина », А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты », «Без вины виноватые », Н.В. Гоголя «Ревизор », А.М. Горького «Фома Гордеев ». Дебютом художника в театре были эскизы декораций к опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов ». Она была поставлена в Париже, в 1913 году в рамках знаменитых дягилевского «Русских сезонов».

Эскиз декорации к опере М.И. Глинки. Действие четвертое.

1944. Холст, масло. 45 х 75

1920. Холст, масло. 86 х 109

Эскиз к опере Мусоргского «Хованщина». Красная площадь в Москве.

1940. Холст, масло. 46 х 75

Узами особенно глубокой дружбы художник был связан с московским Малым театром. Этот театр нельзя представить без цветистых костюмов, живописных интерьеров и сценических пейзажей Замоскворечья, выполненных Юоном для пьес А.Н. Островского «Сердце не камень », «Бешеные деньги », Бедность не порок ».

Константин Федорович Юон принадлежит к тем счастливым художникам, которые уже при жизни пользовались заслуженной славой и любовью зрителей. Так, в 1958 году, когда, во время представления в театре одной из пьес Эмиля Брагинского, ее героиня, видя на стене квартиры героя репродукцию «» Юона, сказала: «Юон... Люблю Юона...», - зал разразился аплодисментами. Это была дань уважения к художнику, восхищение его талантом.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png