Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Бытовой жанр в искусстве 19 века. Урок ИЗО 7класс. Разработал педагог изобразительного искусства МБОУ «Экономическая гимназия»

2 слайд

Описание слайда:

Бытовой жанр. Бытовой жанр в искусстве-изображение сцен и событий,почерпнутых в повседневности,отражающих этапы жизни человека от рождения до смерти,его труд, отдых,развлечения.Термин происходит от французского слова –род, порода,стиль.

3 слайд

Описание слайда:

О чём рассказывает бытовая картина? О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА? Если исторический жанр обращен к прошлому, то бытовой жанр – к настоящему, к повседневной жизни, современной художнику. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. Казалось бы, что может быть интересного в изображении обычной, ничем не примечательной жизни? Но, во-первых, то, что обычно для художника XVII века, может быть любопытным для зрителя XXI века – мы получаем возможность наблюдать жизнь давно ушедших эпох. А во-вторых, тебе, конечно, уже давно стало ясно, что сюжет и рассказ – не самое главное в картине. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. Бытовой жанр появился в Голландии, где в XVII веке люди вели тихую, размеренную жизнь, и им вовсе не интересно было украшать свои скромные жилища портретами королей или мифологическими картинами. Им приятно было видеть собственную жизнь, свои комнаты, свои занятия и досуг изображенными в картине – так они любовались собой и своим бытом, как мы сегодня любуемся, например, мастерски сделанной фотографией нашей комнаты, или любимого кота в кресле, или приятелей, собравшихся поболтать за чашкой чая.

4 слайд

Описание слайда:

передвижники. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. Идейную поддержку передвижники получали в лице теоретика и критика В.В.Стасова, значительную материальную – в лице П.И.Третьякова. Каждое из этих направлений живописи 19 века имело значительное влияние на культуру Европы в дальнейшем, некоторые имели значение только для развития искусства, иные стали определённым социальным фактором формирования общественного мнения и даже мировоззрения конца 19 – начала 20 века.

5 слайд

Описание слайда:

Алексей Венецианов. В русской живописи первым мастером бытового жанра стал Венецианов. Он изображал хорошо знакомую ему крестьянскую жизнь. Часто в картинах Венецианова человека окружает природа. В картине «На пашне. Весна» женщина ведет под уздцы двух лошадей, запряженных в борону – большущие грабли, разрыхляющие землю. А на краю поля сидит ребенок, занятый игрой. Алексей Венецианов. На пашне. Весна. 1820-е. Холст, масло. 51,2х65,5. Государственная Третьяковская галерея В этой композиции есть одна несоразмерность: крестьянка выше лошадей, а ведь это настоящие, большие рабочие лошади, а вовсе не пони. Что же, получается, художник не умел правдиво изобразить человеческую фигуру или лошадь? Вовсе нет. Посмотри, как ступает наша героиня босыми ногами по вспаханной земле – плавно, легко, словно танцуя. Но разве работающие крестьянки ходят по пашне босиком? И ребенок играет с летними цветами, васильками, которых не бывает весной. Это – поэтический мир, где крестьянка подобна богине, она ступает по земле, как по мягкому облаку. И обычный русский пейзаж с полем и высоким небом словно преображается и приобретает величественные черты.

6 слайд

Описание слайда:

Картина Чаепитие в Мытищах, Краткое описание Картина Чаепитие в Мытищах была написана Перовым в 1862 году, заказанная художнику администрацией города Мытищи. В мае месяце 1775 года царица Екатерина 2 решившая в то время посетить Свято-Сергиеву лавру, по дороге шествия царского эскорта в районе Мытищ, ей предложили утолить жажду в одном из многих родников, Екатерине вода показалась очень вкусной, что побудило императрицу издать указ провести из Мытищинских родников водопровод до Москвы. Пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном из необычайно вкусной воды в источниках на территории Мытищ. Сюжетом Чаепитие в Мытищах послужили реальные события, которые Перов часто наблюдал в разных подмосковных окраинах важных и самодовольных монахов за чаепитием, не раз видел художник оборванных калек попрошайничавших на улицах около усадеб, которых обычно прогоняли служанки. Картина Чаепитие в Мытищах Перова это обличительно жанровая картина, в которой, художник подробно старался описать действительные события того времени, как бы высмеивая сытую и зажравшуюся публику крепостной России. Пытаясь уйти от академической живописи, Перов отразил картину Чаепитие в серо коричневых оттенках, как бы показывая эту серость обыденной жизни своими живописными средствами. Чаепитие в Мытищах произвели огромное впечатление на прогрессивную публику того времени на выставках в Москве и Петербурге, современники называли Перова сатириком-жанристом, глубоко понимающим русскую

7 слайд

Описание слайда:

Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь толкая сзади тяжелую поклажу. Перов написал картину Тройка в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.

8 слайд

Описание слайда:

Бурлаки на Волге.Илья Репин. Бурлаки на Волге описание картины Репина 1870-1873 г Знаменитая картина Илья Ефимович Репин Бурлаки на Волге, художник написал ее в течении 1870-1873 г. К написанию картины Бурлаки на Волге Илью Ефимовича сподвигла его поездка на этюды по Неве, в окрестностях Усть-Ижоры еще в 1869 году. Насладившись красотами природы, художника очень тронула жизнь простых людей, бурлаков тянущих тяжелую барку. Усталые, грязные в оборванных одеждах бурлаки очень контрастировали перед богатой и пышно разодетой публикой стоящей обычно не подалеку на берегу. Вся эта сцена очень поразила живописца, вызывая в душе сочувствие и жалость к этим людям. А почему бы не воплотить этот сюжет на холсте, Бурлаки идущие в брод подумал Илья Ефимович, заранее осознавая, что критиков у этой картины будет множество, тем более, что замысел картины, мог вызвать у зрителя сочувствие и жалость к этим обездоленным

9 слайд

Описание слайда:

Крепостное право уже в прошлом, но для обычного русского человека ничего не меняется. Картина Маковского Свидание - написана в 1883 году, и является ярким примером русской живописи. Как большинство других работ художника, она посвящена нелегкой жизни крестьян времен той эпохи. Крестьянам все так же приходится работать на помещиков за копейки, а своих сыновей они отдают на обучение в городские мастерские. Но, попав в чужую семью, детям живется крайне трудно. Оторванные от семьи, и все так же нищие – они едва перебиваются со дня на день, работают до изнеможения, и постоянно недоедают. Именно эти аспекты жизни и описывает Маковский. На небольшом холсте творец изображает целую эпоху. Мы видим двух безымянных персонажей: ребенка-подростка, и его маму, которая пришла навестить сына. Мы не знаем, кто эти персонажи, но понимаем: в них можно узнать большинство семей того времени. Герои въедаются в память, оставляя след в душе зрителя: мы переживаем за судьбу этих людей, но понимаем, что ничем не можем помочь. И от этого становится так грустно…

10 слайд

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

БЫТОВОЙ ЖАНР

Семья, школа, труд, отдых, вся личная и общественная жизнь человека находят свое отражение в произведениях изобразительного искусства. Наиболее часто эти сцены встречаются на картинах живописцев, но нередко их можно увидеть и на листах станковой графики, и в скульптуре. Очень привлекательны небольшие скульптурные группы, исполненные мастерами народного искусства, например резные деревянные игрушки деревни Богородское близ Загорска в Московской области или глиняные лепные расписанные фигурки бывшей слободы Дымково (г. Киров). Из фигурок составляются композиции на темы басен, сказок, лубочных картин. Как правило, они окрашены мягким, добродушным юмором.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Бытовые сцены, запечатленные художниками разных эпох, позволяют как бы заглянуть в реальную действительную жизнь давно ушедших времен. Ведь художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.

Первый расцвет бытового жанра начался в Голландии в XVII в. Это время формирования буржуазного общества, утверждавшего свое право на личную и общественную жизнь, свое мировоззрение. Именно тогда изображение бытовых сцен выделяется в самостоятельный жанр в искусстве. В античную эпоху и в средние века известны лишь отдельные изображения повседневной жизни, в большинстве случаев служившие назидательным, поучительным целям. Голландские живописцы любовно воссоздают жизнь самых разнообразных слоев общества. На картинах Г. Терборха («Урок музыки», ГМИИ ) мы видим богатые аристократические семейства, дам в пышных атласных платьях, беседующих с галантными кавалерами. В обстановке скромных и уютных бюргерских домов разыгрываются бытовые сценки в картинах Г. Метсю («Больная и врач», ГЭ ). Своеобразная поэзия рядового бюргерского быта уловлена Я. Вермером Делфтским («Кружевница», Лувр, Париж) и П. де Хохом («Хозяйка и служанка», ГЭ). А каким искрящимся буйным народным весельем проникнуты сцены крестьянских празднеств их великого предшественника Питера Брейгеля Старшего или их современника фламандца Я. Я. Рубенса!


П. Брейгель Старший. Крестьянский танец.
Ок. 1568. Дерево, масло.
Музей истории искусства. Вена.

П. Брейгель Старший. Крестьянский танец.
Ок. 1568. Дерево, масло.
Музей истории искусства. Вена.

Все последующие периоды расцвета бытового жанра связаны с ростом демократических и реалистических тенденций в искусстве. От простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию глубокого внутреннего смысла и общественно-исторического содержания повседневной жизни. Уже в XVII в. во Франции братья Ленен смогли увидеть и показать в своих картинах высокие человеческие достоинства простого крестьянина - самого низшего и забитого представителя феодального общества («Семейство молочницы», 1640-е гг., ГЭ). В XVIII в. Ж. Б. С. Шарден под влиянием идей просветителей утверждал в своих произведениях достоинство человека третьего сословия («Прачка», 1737, ГЭ).


Ж. Б. С. Шарден. Прачка.
1737. Холст, масло.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Ж. Б. С. Шарден. Прачка.
1737. Холст, масло.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Новый расцвет бытового жанра наступает в XIX в. Художники стремятся дать ответ на острые социальные вопросы, порожденные современной действительностью. В их произведениях начинает преобладать критическая оценка, разоблачение существующих социальных отношений и сложившихся моральных норм, они отстаивают права угнетенных слоев населения. Важная роль здесь принадлежит социально-критической сатире О. Домье, показавшего подлинную изнанку благоденствия буржуазного общества, с большой теплотой изобразившего представителей трудового народа, с которыми он связывал будущее своей страны. Высокое представление о человеке труда отразилось в творчестве и других французских живописцев, и прежде всего Ф. Милле и Г. Курбе. В бытовой жанр проникают картины из жизни самых различных слоев общества, эпизоды баррикадных боев. Образы простых людей героизируются, приобретают эпический характер. Художники словно убеждают зрителя, что сеять хлеб, строить дороги столь же достойно, сколь и совершать героические подвиги.

Бытовой жанр занял важное место в русском искусстве первой половины XIX в. А. Г. Венецианов и художники его школы воспевают кработу сельского труда и природы, идеализируя образы крестьян, создают поэтические картины крестьянской жизни («На жатве. Лето», 1820-е гг., ГТГ ; и др.). Сатирические картины и рисунки П. А. Федотова подняли целый пласт жизни русского общества николаевской эпохи, способствовали разоблачению крепостнических порядков.


П. А. Федотов. Сватовство майора.
1848. Холст, масло.

П. А. Федотов. Сватовство майора.
1848. Холст, масло.

Решающую роль в развитии русского бытового жанра сыграли живописцы 1860-х гг., показавшие широкую картину жизни пореформенной России (В. Г. Перов и др.). С особой силой эта тенденция предстает в произведениях передвижников. Перед зрителем предстала развернутая типизированная картина жизни всех слоев русского общества. В работах передвижников, и прежде всего И. Е. Репина, широко и многогранно отображена российская действительность 1870-1890 гг. («Бурлаки на Волге», 1870-1873, ГРМ ; «Не ждали», 1884-1888; «Арест пропагандиста», 1880- 1892, обе в ГТГ). Репин сумел показать не только угнетенное состояние простого народа, но и могучие народные жизненные силы, героизм и стойкость борцов за народное освобождение. На рубеже XIX-XX вв. в русском искусстве - в произведениях Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894, ГТГ), С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной («Рабочий», 1909, ГТГ) - появились представители нового класса - пролетариата.


И. Е. Репин. Бурлаки на Волге.
1872-1873. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И. Е. Репин. Бурлаки на Волге.
1872-1873. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Очень сложными путями идет развитие бытового жанра в искусстве XX в. Необычайно обострившиеся противоречия буржуазной действительности сообщили произведениям ведущих мастеров бытового жанра, таким, как Т. Стейнлен во Франции, К. Кольвиц в Германии, Р. Гуттузо в Италии, Ф. Мазерель в Бельгии, боевой характер, во многом обусловленный их связью с революционным движением.

Принципиально новым этапом в развитии бытового жанра стало искусство социалистического реализма. Советские художники утверждали исторический оптимизм строителей коммунистического общества, радость свободного творческого труда и человеческих отношений. Уже в 1920-1930-е гг. в произведениях Б. В. Иогансона («Рабфак идет», 1928, Киевский музей русского искусства), А. А. Дейнеки («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ), Ю. И. Пименова («Новая Москва», 1937, ГТГ), а позднее - А. А. Пластова («Ужин трактористов», 1951, Иркутский областной художественный музей) и многих других мастеров советского искусства широко отражаются черты советского быта, героики созидания.


А. И. Лактионов. Письмо с фронта.
1947. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

А. И. Лактионов. Письмо с фронта.
1947. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

БЫТОВОЙ ЖАНР -

Жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику).

Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в восточных росписях и рельефах (изображения жизни царей, вельмож, земледельцев). Значительное место они занимали в эллинистическом и древнеримском искусстве (в вазописи, рельефах, росписях, мозаиках, скульптуре).

С IV в. развивалась жанровая живопись Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии).

В средневековом искусстве Европы жанровые сцены часто вплетались в религиозные и аллегорические композиции (росписи, рельефы, миниатюры).


БЫТОВОЙ ЖАНР. Возрождение. Нидерланды (Фландрия). Эйк, Ян ван.
Бракосочетание Арнольфини.
Свадебная церемония Джованни Арнольфини и его жены Джованны Генами

В эпоху Возрождения религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс), появились изображения трудовой деятельности человека (Лимбург, Шонгауэр, Косее).

В конце XV - начале XVI в. в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, К. Массейс, Лука Лейденский). В произведениях П. Брейгеля и Ж. Калло изображение картин повседневности стало способом выражения актуальных общественных и философских идей (идей социальной справедливости, ненасилия и пр.).



БЫТОВОЙ ЖАНР. Нидерланды.
Брейгель Младший, Питер. Зимний пейзаж с птичьей западней

В разных национальных школах XVII в. сложились различные виды бытового жанра, нередко утверждавшиеся в борьбе с идеализирующими тенденциями.

Так, в творчестве Караваджо в Италии, оказавшем влияние на развитие реализма в европейском искусстве XVII в. подчёркнуто правдивое, монументальное изображение сцен жизни общественных низов в религиозных композициях противопоставлялось идеализирующим принципам академизма.

Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, включённых в мифологические и аллегорические композиции, утверждение заключённых в народе могучих жизненных сил характерны для произведений П. П. Рубенса и Я. Йорданса во Фландрии, полемизирующих с принципами официального барокко.

Ведущее положение бытовой жанр занял в Голландии, где окончательно сложились его классические формы.

Поэтизация крестьянского и бюргерского быта с присущей ему интимной атмосферой мирного уюта характерна для А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Жоха, Я. Вермера Делфтского, Г. Терборха, Г. Метсю.

Во второй половине XVII - начале XVIII в. наметилось расхождение между демократическим направлением в бытовом жанре (произведения Рембрандта, А. Брауэра, С. Розы и Дж. М. Креспи) и идеализирующим быт искусством (Д. Тенирс, К. Нетсхер в Голландии).


В противовес идиллическим пасторалям и «галантным сценам» искусства рококо (Ф. Буше) возникают семейный жанр и бытовая сатира (У. Хогарт, А. Ватто и Ж. О. Фрагонар, Ж. Б. С. Шарден; Ж. Б. Грёз).


Реалистические тенденции проявляются в бытовых картинах художников Италии (П. Лонги), Германии (Д. Ходовецкий), Швеции (П. Хиллестрём), Польши (Я. П. Норблин).

Жизнерадостным демократизмом, поэтической красочностью восприятия мира проникнуты ранние произведения на бытовые темы испанца Ф. Гойи.

В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. Фирсов, М. Шибанов, И. Ерменёв).

В XVI-XVIII вв. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии - в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая).

В первой половине XIX в. в эстетическом утверждении повседневности важную роль сыграло пленяющее поэтическим простодушием и трогательной искренностью идиллическое изображение быта крестьянства и городских жителей (А. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. К. Бингем и У. Маунт в США, Д. Уилки в Шотландии; представители бидермейера - Г. Ф. Керстинг и К. Шпицвег в Германии, Ф. Вальдмюллер в Австрии, К. Кёбке в Дании).

Французские романтики (Т. Жерико, А. Г. Декан) внесли в бытовой жанр дух протеста, обобщённость и психологическую насыщенность образов простых людей; О. Домье в середине XIX в. развил эти искания, дополнив их высоким мастерством социальной типизации.



БЫТОВОЙ ЖАНР. Франция.
Курбе, Гюстав. Гамак.

В середине и второй половине XIX в. бытовой жанр развивается в работах Г. Курбе и Ж. Ф. Милле во Франции, А. Менцеля и В. Лейбля в Германии, Дж. Фаттори в Италии, И. Исраэлса в Голландии, У. Хомера в США, К. Менье в Бельгии.

Бытовой жанр русского критического реализма характеризовался глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, развёрнутой повествовательностью, подробной драматургической разработкой сюжета.

Эти черты, чётко проявившиеся в середине XIX в. в картинах П. Федотова, были восприняты жанристами-демократами В. Перовым и П. Шмельковым.

На этой основе вырос бытовой жанр передвижников, который сыграл ведущую роль в их искусстве, исключительно полно и точно отразившем народную жизнь второй половины XIX в. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Мясоедов, В. Максимов, К. Савицкий, В. Маковский, и - с особой глубиной и размахом - И. Репин, широта задач жанровых картин которого нередко сближала их с исторической композицией.

Жанрово-бытовые черты проявляются в портрете, пейзаже, исторической и батальной живописи целого ряда художников XIX в., среди которых - Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Ботье в Германии, К. Маковский в России и др. Художники, связанные с импрессионизмом (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг. утверждали новый тип жанровой картины, в которой стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их природной среды.

Эти тенденции дали толчок к более свободному толкованию бытового жанра, непосредственно-живописному восприятию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, Э. Вереншёлль, К. Крог в Норвегии, А. Цорн, 3. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Великобритании, Т. Эйкинс в США, В. Серов, Ф. Малявин, К. Юон в России).

На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля «модерн» намечается разрыв с традицией бытового жанра XIX в.

Бытовые сцены трактуются как вневременные символы; жизненная конкретность изображения уступает место монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген во Франции, В. Борисов-Мусатов в России).

Традиции реалистического бытового жанра XIX в. были подхвачены в XX в. такими художниками, как Т. Стейнлен во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Д. Ривера в Мексике, Дж. Беллоуз в США, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии, Н. Балканский в Болгарии, Ш. Лукьян в Румынии, М. Галанда в Словакии и др.

После Второй мировой войны это направление было продолжено мастерами неореализма - Р. Гуттузо, А. Пиццинато в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Характерной чертой бытового жанра стало сочетание обострённо воспринятых характерных черт будничной жизни с обобщённостью, зачастую символичностью образов и ситуаций.

В странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального бытового жанра, поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщённому отражению жизненного уклада своих народов (А. Шер-Гил, К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в Индонезии, М. Сабри в Ираке, А. Тэкле в Эфиопии, скульпторы К. Антубам в Гане, Ф. Йдубор в Нигерии).

К бытовым сценам обращаются художники модернистских течений - поп-арта и гиперреализма .

Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении отечественного искусства XX в. В 20-е гг. в рамках данного жанра работали П. Кузнецов, М. Сарьян, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, художники объединения ОСТ (А. Дейнека, К. Пименов), в 30-е гг. - С. Герасимов, А. Пластов, Т. Галоненко, В. Одинцов, Ф. Кричевский.

В работах бытового жанра отразились трудная жизнь фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны (Ю. Непринцев, Б. Неменский, А. Лактионов, В. Костецкий, А. Пахомов, Л. Сойфертис), типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (Т. Яблонская, С. Чуйков, Ф. Решетников, С. Григорьев, У. Джапаридзе, Э. Калнынь, Л. Ильина).

Со второй половины 50-х гг. бытовой жанр находит отражение в картинах Г. Коржева, В. Иванова, Е. Моисеенко, В. Попкова, Т. Салахова, Д. Жилинского, Э. Илтнера, И. Зариня, И. Клычева, Н. Андронова, А. и С. Ткачёвых, Т. Мирзашвили, С. Мурадяна, в гравюрах Г. Захарова, В. Толли, В. Юркунаса и др.


К быту всегда было внимание в искусстве.
Каждая эпоха в искусстве представлялась какими-то отдельными, общими образами, волновавшими умы художников, поэтов и музыкантов. А вот бытовой жанр так просто с помощью образов не опишешь, так как для каждого художника быт виделся по-своему.
Интересно, что люди еще со Средневековья интересовались бытовыми мотивами, но тогда она не была такой явной и говорящей, так как гуманизм, процветающий в те времена, задавал новые рамки. По этой причине бытовой жанр в искусстве приобрел гуманистическую окраску. Так когда же зародилось это направление?
Еще в первобытных наскальных рисунках изображались повседневные моменты, например, охота на бизонов, а в древневосточной живописи в рельефах и лепнинах показывались с совершенно обычной человеческой стороны цари, вельможи и другие придворные служащие. Но официально оформились бытовые сцены в период формирования буржуазного общества, то есть опять же сами тенденции того времени задали новый жанр в искусстве. Жанр быта расцветал в связи с потребностью художников в реализме, изображении социальных вопросов, стоявших в то время.
Эти вопросы могли быть как узкими, отражавшими лишь одну сторону жизни, к примеру, дела по хозяйству, деятельность кухарок, беседу, примерку нарядов и т.д. (Веласкес), а могли быть наполнены скрытыми, нарочно заложенным смыслом. Вот, Караваджо, рисовал неприятные фигуры, которых любой из нас обязательно стремится обойти: гадалки, шулеры, обманщики и игроки, но изображал он их, чаще всего, в деталях, донося смысл до зрителя с их помощью. Каждая из них могла трактоваться по-разному, кто-то увидит проблему нищеты, кто-то лжи, а другие, быть может, в нечестных игроках в карты рассмотрят желание хоть как-то заработать на жизнь.
Каждое произведение автора, выполненное в бытовом жанре, отражает его понимание самого слова «быт», вот, для Караваджо (Италия) быт – житье обманом, в Китае – благородство и идея честного мужа, что связано, в основном, с конфуцианством, предполагавшим эти вопросы; в Японии и Корее, обыденность – юмор, с которым люди относятся к жизни. Но это лишь в самом начале развития этого жанра в искусстве.
В расцвет эпохи Возрождения сцены быта начинают действительно походить на быт, даже если художник изображает что-то возвышенное, к примеру, Мадонну, то интерьер и окружающая обстановка насыщается обыденными предметами. На религиозно-бытовую тему писали нидерландские братья Ян и Губерт Ван Эйки, Амброджо Лоренцетти, Гертген тот Синт- Янс, было это между 14 и 15 веками. Эти авторы дали толчок к развитию нового бытового жанра, казавшегося более привычным современному человечеству. Их дело продолжили и во Франции, и в Германии, а главным образом, в Венеции, там из-под кисти Джорджоне и Карпаччо выходили обыкновенные, насыщенные размеренной человеческой жизнью, произведения.
Стоит обратить внимание на неприкрашенные полотна Питера Брейгеля Старшего, среди них и вроде бы мифический, но настолько жизненный сюжет «Падения Икара». Это не обычное изображение перекроенного множество раз мифа об Икаре, это действительно наполненное глубоким смыслом произведение, жизнь идет и никто не замечает каких-то отдельных событий, не касающихся их самих. Именно поэтому сам Икар изображен маленькой, почти незаметной точкой. А что можно сказать о брейгелевых «Фламандских пословицах»? Каждый сантиметр полотна вещает зрителю какую-то отдельную историю: вот, кто-то кидает блины на крышу дома, кто-то бьется головой о стену, другие со всей серьезностью закапывают свинью и что самое интересное – каждый из героев без всякой доли юмора относится к своим бессмысленным, нелепым действиям.
Преодолев множество перемен на пути своего становления бытовой жанр в искусстве наконец-то окончательно сформировался в 17 веке. Авторы специально принижали структуру привычного всем быта и показывали жизнь социальных низов. Потом художники «переболели» этот период и соединяли в своих произведениях реальность и выдумку, конкретику и поэтическое восприятие.
Что касается России, то жанр быта начал зарождаться здесь позднее, его расцвет приходится на 18 век. Художники уделяли особое внимание обычному крестьянину, романтической идиллии зарубежных полотен русские художники противопоставляли страшную реальность крестьянской жизни, здесь и нищета, и правдивость, и серость, и усталость (Еременев и Шибанов).
Вопросы крестьянства не остались в 18 веке, они плавно перетекли в 19, но художники больше не хотели никого обличать, поэтому в первой половине этого века они рисовали приукрашенные юмором картины крестьянской живописи, безоблачные его времена. В Ройссии в то время творил Венцианов, В США Бингем и Маунт, Керстинг и Шпицберг в Германии. Не стали следовать слоившимся канонам лишь французы, они-то и внесли в искусство дух протеста, сохранившийся до 50-60-х годов, когда тема крестьян, уставших от вечного бессмысленного труда стала ключевой.
Двадцатое столетие полностью изменило мировоззрение народа, а, соответственно, и его быт. Развитие новых технологий, война, промышленность – все это нашло отражение и в бытовом жанре. В искусстве стала царить резкость, импульсивность, направленность на исследование всех уголков человеческого «я» (Стейлен, Ривьера, Деркович и Болканский). Авторы стремились выразить через искусство страдания конкретного слоя населения и его стойкость, готовность к борьбе с властью, устоями, новшествами.
Бытовая направленность в искусстве стремилась показать жить народа, как жанр он был создан для фиксации отдельных, не имеющих никакой исторической ценности, событий. Естественно, о какой масштабной ценности может быть речь, если во все времена жизнь обычных людей не имела большого значения. Художники, изображавшие бытовые, обыденные, деревенские моменты как раз-таки и хотели закрепить их в истории.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png