В середине XIV века в Италии зарождает­ся новая культура - культура Возрождения, которая распространится затем по всей Запад­ной Европе. Эпоха Возрождения, когда развива­лась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора ее столетия называют ранним Возрождением.

1. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. В XIV веке в богатых го­родах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости». Они преклоня­лись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда про­цветали науки и искусство, люди были доблест­ными и мудрыми. А потом, думали они, при­шли варвары (готы), и воцарились невежество и жестокость. Варвары забыли прекрасную ла­тынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с хри­стианской верой. Свое время «любители мудро­сти» назвали эпохой Возрождения. Так впервые появилось представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени. «Любители мудрости» изучали латинский и греческий языки, разыскивали антич­ные статуи и рукописи, переписывали и изуча­ли произведения античной литературы. Часто они тратили на это все свободное время и день­ги. В поведении и даже в одежде «любители мудрости» подражали героям и философам Древнего Рима и Греции.

Среди них были люди разных сословий и занятий. Аптекарь и герцог, цеховой мастер и университетский профессор, священник, адво­кат и чиновник, собравшись вместе, увлечен­но обсуждали недавно найденную античную рукопись. Поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, писали друг другу письма, объединялись в кружки.

«Любители мудрости» считали Средние века «темным провалом» в истории. Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, го­тические соборы, философия Фомы Аквинско-го не менее прекрасны, чем книги Гомера, хра­мы Акрополя и философия греков. Они не луч­ше и не хуже, они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести - античность, развивалось и другое направление новой мысли, больше связанное с жизнью и непосредственными задачами своего времени.

2. Новое учение о человеке. Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божест­венном мироздании. Свои занятия они называ­ли - «познание божественного». «Любители мудрости» стали изучать не только Библию, труды отцов церкви и книги античных писате­лей. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа, его нравами и обы­чаями, текущими событиями. Главное в сочине­ниях новых ученых - это интерес к человеку, его земной жизни. Свои занятия они назвали «студиа хуманитатис» - «познание челове­ческого» . Отсюда и второе название «любителей мудрости» - гуманисты. Их воззрения стали называть гуманизмом, эпоха Возрождения - это и эпоха гуманизма.

Гуманисты создали новое учение о человеке. Человек, считали они, - это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога, которого они нередко отождествляли с природой. Они счита­ли, что человек может и должен добиться вели­чия уже в земной жизни. Усилием воли и тру­дом человек может достичь звезд, победить судьбу. Наградой человеку, как учили гумани­сты, было не блаженство на небесах, а слава сре­ди современников и потомков. Господь помога­ет именно таким людям, и их успехи - свиде­тельство милости Бога к тому, кто активно проявляет свои лучшие возможности.

Идеал гуманистов - «уни­версальный человек», то есть че­ловек, который достиг совер­шенства во всем: в физической силе и красоте, в философии и других науках и искусствах, в воинском мастерстве и т. д.

3. Воспитание нового чело­века. Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозя­ином своей судьбы. Господь пре­доставляет людям выбор и по­мощь, и только от человека за­висит, возвысится ли он до су­щества почти божественного или упадет ниже скотов.

Природные способности по­добны зернышку, они заложены в нас при рождении. Величия достигает только тот человек, кто день за днем, год за годом неустанно выращивает это зернышко, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух. По­этому гуманисты (которые обычно были людь­ми деловыми - служили при правителях, тор­говали и т. д.) все свободное время посвящали «студиа хуманитатис» и созданию собственных новых трудов по истории, поэзии, философии, другим наукам.

В феодальном обществе «благородными», то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Не­важно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами. Только такой че­ловек может добиться величия и славы.

4. Первые гуманисты. Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Пет­рарку (1304-1374). Против воли отца Петрар­ка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консерва­тивных и более практичных родителей.

Однажды Петрарка увидел в церкви моло­дую женщину. Он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил еймножество стихов, которые стали одной из вер­шин европейской любовной лирики. Петрарка изобразил трагическую сложность своего чув-, ства и первый предположил, что реальные переживания поэта могут быть интересны другим людям. Петрарка впервые назвал Мадонной земную женщину.

Поэт 16 лет прожил в маленьком местечке Воклюз. Здесь у него было много свободного времени, и он посвящал его «студиа гуманитатис». Для Петрарки мыслители древности не аб­солютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказать­ся от свободы размышлять и от собственного мнения.

В Воклюзе он пишет поэму «Африка» на сюжет из римской истории, книгу «Жизнь знаменитых мужей» (о героях Римской республики); чтобы современные ему итальянцы стали опять Цезарями, Сципионами, надо напомнить им, кем были их предки.

За годы жизни в Воклюзе Петрарка приоб­рел огромную славу, моральный авторитет. Его письма и книги читала вся образованная Евро­па. Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и императоры, и самые могущественные госуда­ри Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упреки. В 1341 году на торже­ственной церемонии в Риме Петрарка был увен­чан лавровым венком и титулом короля поэтов. Учеником и последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313- 1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо - «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьезных, грубоватых и утонченных, ярко и увлекательно изображен мир Италии XTV века.

Благодаря Петрарке, Боккаччо и их после­дователям авторитет гуманистов необыкновен­но возрос. Знатоков античной словесности при­глашали читать лекции в университеты, назна­чали на высокие должности в управлении горо­дов. Гуманиста Томмазо Перетунёлли, сына сапожника, избрали папой римским.

В XV веке центрами культуры раннего Воз­рождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов рас­пространялись в другие страны Европы.

В Средние века каждый человек должен был занимать свое место в зависимости от знатнос­ти, богатства, занятий. Теперь же в центре вни­мания оказалась личность человека, его инди­видуальные, неповторимые свойства.

5. Искусство раннего Возрождения. Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения про­никнуты идеалами гуманизма.

Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распростране­ние получает живописный и скульптурный портрет - ин­дивидуальный или семейный, где изображены не боги, герои и святые, а современники из раз­ных сословий. Благодаря таким портретам мы знаем реальный облик многих известных людей того времени.

Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объе­ма. Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.

Самый замечательный живописец раннего Возрождения - флорентиец Сандро Боттичел­ли (1445-1510). Самые известные картины мастера - «Весна» и «Рождение Венеры», ко­торые исполнены наивной безмятежности, пле­няют нежностью и изяществом.

Менялась архитектура итальянских горо­дов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлен вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы - палаццо, за­городные виллы, купеческие особняки, универ­ситеты, госпитали. Эти строения комфортабель­ны, созданы для удобства человека.

В эпоху Возрождения художники и архитек­торы стали пользоваться огромным уважением.

Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, коро­ли и правители городов Италии.


Похожая информация.


Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".

План изучения темы:

1. Связь Возрождения и Античности.

2.Гуманизм Возрождения.

3 Особенности культуры раннего Возрождения.

4.Искусство раннего Возрождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Культура раннего Возрождения в Италии.

Цели урока :

Образовательная: ученик сможет раскрыть понятие «культура раннего Возрождения», «гуманисты»; назвать страну, где она зародилась и причины зарождения новой культуры, основных культурных деятелей этого периода; определить основные особенности культуры раннего Возрождения.

Развивающая : продолжить развитие у обучающихся аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы

Воспитательная: воздействовать на чувства и эмоции ребят через демонстрацию учащимся прекрасных творений человека, работать в группе.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, тексты для работы, карточки с заданиями.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

План изучения темы:

1. Связь Возрождения и Античности.

2.Гуманизм Возрождения.

3 Особенности культуры раннего Возрождения .

4.Искусство раннего Возрождения.

Ход урока :

  1. Организационный момент
  1. Проверка готовности школьников к учебному занятию.
  2. Организация внимания учащихся.

II Тема и постановка цели урока

Как вы понимаете слово «Возрождение»? В чем разница между рождением и возрождением?

Посмотрите еще раз на тему урока. На какие вопросы по теме вы хотели бы получить ответ.

Демонстрация античных памятников

Что вы можете сказать об эти произведения искусства

(античные, изображен человек, красота, сила, уверенность)

Рассмотрите иллюстрации в учебнике до ….., найдите такие же прекрасные изображения человека? (их нет)

Почему нет? Что происходит? (Римская империя была завоевана варварами и люди забыли античную культуру)

Так о каком Возрождении пойдет речь на уроке? (возрождение античной культуры, когда высоко ценился человек)

Начиная с 14 века, в богатых городах Италии появляются люди, называвшие себя «любителями мудрости», они считали древнегреческую культуру идеалом, когда процветали науки и искусство, а люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары, и воцарилось невежество и жестокость. И вот теперь любители мудрости хотели возродить ее, и поэтому новая эпоха стала называться Возрождением, а период от античности до Возрождения - средними веками. Но интерес к древней культуре не был простым копированием. Создается новая культура!

3. Изучение нового. В чем особенность новой культуры?

1. Поработайте с текстом, сравните представления о мире и человеке в Средние века и в эпоху Возрождения

Текст

Культура раннего Возрождения Италии.

Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божественном мироздании. Свои знания они называли – «познание божественного».

С 14 века новые ученые (они назывались «любители мудрости») стали изучать не только Библию и труды отцов церкви. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа. Главным в сочинениях новых ученых становится интерес к человеку, к земной жизни. Они стали называть себя гуманистами (с лат. humanus – человеческий).

В средние века верующие считали земную жизнь «смрадной», а себя ничтожными и жалкими. Человеческое тело лишь оболочка бессмертной души, его надо стыдиться, прятать от чужих глаз.

Гуманисты же воспевали земное существование, обычную жизнь с ее радостями и тревогами называли прекрасной. Человек- это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога. К чему должен стремиться человек? Гуманисты считали, что человек может и должен добиться величия уже в земной жизни. Как человек может достичь совершенства? Усилием воли и трудом человек может достичь совершенства во всем: в физической силе и красоте, в науках, искусстве, воинском мастерстве и т. д. Господь помогает активным людям. Наградой человеку, как учили гуманисты, было не блаженство на небесах, а слава среди современников и потомков.

В Средние века образцом для подражания являлся святой (бедный, нищий, отказавшийся от имущества и земных соблазнов, заботящего о спасении души). Гуманисты будили интерес современников не к святым, а к реальным людям. Сильными, прекрасными, деятельными, умными людьми восхищаются гуманисты.

В феодальном обществе «благородными », то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Неважно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами и о том, как надо поступать в жизни. Только такой человек может добиться величия и славы.

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность . Росло число грамотных и образованных людей, которые много читали, путешествовали, говорили на нескольких языках, интересовались философией, историей, искусством. Состоятельные люди приглашали ученых, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее образование своим детям.

Беседа по вопросам таблицы

Как стали называть людей, которые считали жизнь и человека прекрасным. (гуманистами).

2.Искусство раннего Возрождения (слово учителя, слайды,задания)

Слайд 1. Основателем гуманизма считается знаменитый поэт Франческо Петрарка, мечтавший о возрождении былой славы Рима. Однажды он увидел в церкви красивую женщину, он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы, так и не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей любимой имя Лау/ра и посвятил ей множество стихов. Он впервые назвал Мадонной земную женщину. Он был увенчан званием лучшего поэта Италии и жил при дворах итальянских правителей.

Работа над отрывком сонета Петрарки (работа в парах)

Тема: любовь. Образ: земная женщина. Основная мысль: любовь - это счастье и страдание.

Слайд 2 . Другим основоположником Возрождения стал ученик Петрарки -Джованни Боккачо. Он написал сборник новел «Декамерон». В «Декамероне» он ярко и увлекательно показал быт и нравы различных слоев итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства.

Слайд 3. В период Возрождения художники были очень знамениты, их приглашали и Папы, и правители. Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет- индивидуальный или семейный, где изображались не боги, герои и святые, а современники из разных сословий.

Одним из самых замечательных живописцев Раннего Возрождения был флорентиец Сандро Боттичелли. Самые известные картины мастера – «Весна» и «Рождение Венеры», …Мадонны

Задание . Посмотрите на произведения Сандро Боттичелли, какие черты Возрождения мы в них наблюдаем ?

(античный сюжет, безмятежность, изящество. У Мадонны - задумчивое выражение лица с тревожным и нервным волнением, как у обычных людей.

IV. Закрепление изученного на уроке .

Работа в группах (главный в группе распределяет задания, чтобы каждый в группе имел возможность принять участие при ответе) .

Задание 1 .

В «Книге о хороших обычаях», написанной жителем Флоренции в 14 в., дается ряд наставлений современникам:

Кто слишком долго спит-теряет время.

Помни, что время упущенное нельзя вернуть.

Будь тщательным и бережливым во всех своих делах.

Остерегайся лени, как самого дьявола или любого другого врага, если желаешь добиться успеха.

Всегда трудись, чтобы получить выгоду.

2. Какими способами он предлагает ее добиться?

Задание2.

Во Флоренции в 14-15 вв. торговлю сукном считали благородным занятием, а богатого купца считали «синьором», т. е. обращались к нему, как к дворянину.

Подумайте, чем отличалось новое понимание благородства от рыцарского?

Задание3.

1. Каковы цель и смысл жизни по мнению гуманиста Альберти?

-«Человек рожден на свет не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь в праздности, а затем, чтобы стремиться к славным и великим делам».

-«Подобно судну, которому следует не гнить в гавани, а бороздить море, - мы стремимся с помощью труда достигнуть похвальной и славной цели».

-«Хотя накопление богатства не столь славно, как другие важные деяния, не следует, однако, осуждать того, кто посвящает себя делу, которое весьма полезно государству и отдельным семьям».

Задание4.

Ответьте только «да» или «нет» на следующие утверждения:

  1. Эпоха Возрождения началась в 15 веке.
  2. Новая культура огромное внимание уделяла человеку, проявляла интерес к жизни и природе.
  3. Целью жизни гуманисты считали не служение богу, а труд на пользу людям.
  4. Франческо Петрарка был знаменитым художником раннего Возрождения.
  5. Донателло был увенчан званием лучшего поэта Италии и лавровым венком.
  6. Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет.

5. Итог

Был ли урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось?

На какие вопросы вы не получили ответы?

Что не получалось у нас на уроке?

Д.З.

1. В. 2-6, письменно любой на выбор


Введение

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от лат. humanus - человеческий).

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.

Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек - созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения.

Культура раннего Возрождения

Возрождению в культурном прогрессе принадлежит особое место. Дело не только в том, что в истории человечества не много найдется эпох, отмеченных столь же кипучей интенсивностью культурного, особенно художественного, творчества, таким обилием блистательных талантов, таким богатством великолепных достижений. Не менее поражает другое: прошло пять столетий, жизнь неузнаваемо изменилась, а творения великих мастеров ренессансного искусства не перестают волновать все новые и новые поколения людей.

В чем же секрет этой поразительной жизненной силы? Как бы ни очаровывало нас совершенство формы, его одного недостаточно для такой активной долговечности. Секрет - в глубочайшей человечности этого искусства, в пронизывающем его гуманизме. После тысячелетия средневековья Возрождение явилось первой могучей попыткой духовного раскрепощения человека, освобождения и всестороннего развития, скрытых в нем колоссальных творческих возможностей. Искусство, рожденное этой эпохой, несет в себе бессмертные этические ценности. Оно воспитывает, развивает гуманные чувства, оно пробуждает в человеке Человека.

Живопись Византии, от влияния которой итальянские художники начали освобождаться только к концу XIII в., создала шедевры, вызывающие наше восхищение, но она не изображала реального мира.

Искусство художников средневековья не рождает у зрителя ощущения объема, глубины, не создает впечатления пространства, да оно к этому и не стремится.

Давая лишь намек на действительность, византийские мастера стремились, прежде всего, передать те идеи, верования и понятия, которые составляли духовное содержание их эпохи. Они создавали образы-символы величественные и предельно одухотворенные, причем в их живописи и мозаике человеческие фигуры оставались как бы бестелесными, условными, равно как и пейзаж и вся композиция.

Для того чтобы и над готикой, и над византийской художественной системой восторжествовало новое, реалистическое искусство, нужен был переворот в мироощущении людей, который можно назвать одним из самых величайших прогрессивных переворотов в истории человечества.

То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Это было концом средневековья и началом новой эры. Проводники новой культуры называли себя гуманистами, производя это слово от латинского humanus - «человечный», «человеческий». Истинный гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо человека основой социального устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми.

Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых хранилищах творения древних авторов и кропотливым трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами. Поиски их были отмечены пламенным энтузиазмом. Другие откапывали обломки колонн, статуи, барельефы, монеты. «Я воскрешаю мертвых» - говорил один из итальянских гуманистов, посвятивший себя археологии. И в самом деле, античный идеал красоты воскресал под тем небом и на той земле, которые были извечно ему родными. И этот идеал, земной, глубоко человечный и осязаемый, рождал в людях великую любовь к красоте мира и упорную волю познать этот мир. Такой грандиозный переворот в мироощущении людей произошел на итальянской земле после того как Италия вступила на новый путь в своем экономическом и социальном развитии. Уже в XI-XII вв. в Италии происходят антифеодальные революции с установлением во многих городах республиканской формы правления.

Исторически в Италии главным руслом бурной творческой активности Ренессанса стала не сама по себе мыслительная деятельность и даже не изящная словесность, а изобразительное искусство. Именно в художественном творчестве новая культура реализовала себя с наибольшей выразительностью, именно в искусстве она воплотилась в сокровища, над которыми не властно время. Пожалуй, никогда ни до (по крайней мере - со времен классической древности), ни после человечество не переживало эпохи, когда изобразительное искусство играло бы в культурной, да и в общественной жизни, такую исключительную роль. Самое понятие «культура Возрождения» пробуждает в сознании, прежде всего неоглядную, чарующую вереницу волнующих душу творений живописи, скульптуры, архитектуры - одно прекраснее другого. Все это в наибольшей степени относится к высшей ступени развития этой культуры, к ее кульминационному периоду, который не без основания называется Высоким Возрождением. То, что ранее было попыткой, только прорывом, здесь является во всей полноте мысли, совершенстве гармонии, в кипучем потоке борьбы титанических сил. Однако к вершине вел долгий и нелегкий путь восхождения. Без него не понять кульминации.

Гармония, красота обретут незыблемую основу в так называемом золотом сечении (этот термин был введен Леонардо да Винчи; впоследствии применялся и другой: «божественная пропорция»), известном еще в древности, но интерес, к которому возник именно в XV в. в связи с его применением, как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре. Это - гармоническое деление отрезка, при котором большая часть является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей его частью, чему примером может служить человеческое тело. Итак, человеческий разум - как движущая сила искусства построения. Таково было уже кредо архитекторов кватроченто, а сто лет спустя Микеланджело скажет еще определеннее:

«Архитектурные члены зависят от человеческого тела, и кто не был или не является хорошим мастером фигуры, а также анатомии, не может этого уразуметь».

В своем структурном и декоративно-изобразительном единстве ренессансная архитектура преобразила облик собора - его центрическое купольное сооружение не придавливает человека, но и не отрывает от земли, а своим величавым подъемом как бы утверждает главенство человека над миром.

С каждым десятилетием XV в. светское строительство принимает в Италии все больший размах. Не храму, даже не дворцу, а зданию общественного назначения выпала высокая честь быть первенцем подлинно ренессансного зодчества. Это флорентийский Воспитательный дом для подкидышей, к постройке которого Брунеллески приступил в 1419 г.

Чисто ренессансные легкость и изящество отличают это создание знаменитого зодчего, вынесшего на фасад широко открытую арочную галерею с тонкими колоннами и этим как бы связавшего здание с площадью, архитектуру - «часть жизни» - с самой частью города. Прелестные медальоны из покрытой глазурью обожженной глины с изображениями спеленатых новорожденных украшают небольшие тимпаны, красочно оживляя всю архитектурную композицию.

Стройно расчленены в своих могучих горизонтальных фасадах, без башен и арочных взлетов, величавы, статны и картинны флорентийские дворцы: палаццо Питти, палаццо Рикарди, палаццо Ручеллаи, палаццо Строцци и чудесный центральнокупольный храм Мадонны делле Карчели в Прато. Все это знаменитые памятники архитектуры Раннего Возрождения.

Добавим два слова еще об одном живописном жанре, процветавшем во Флоренции XV в. Это нарядные сундуки или ларцы (кассоне), в которых хранились излюбленные вещи, платья, в частности приданое девушек. Вместе с резьбой их покрывали живописью, подчас очень изящной, дающей яркое представление о модах той поры, иногда со сценами, заимствованными из классической мифологии.

У истоков Возрождения (Раннего Возрождения) в Италии стоял великий Данте Алигьери (1265-1321), автор «Комедии», которую потомки, выражая свое восхищение, назвали «Божественная комедия». Данте взял привычный для Средневековья сюжет и сумел силой своего воображения провести читателя по всем кругам Ада, Чистилища и Рая; некоторые простодушные его современники полагали, что Данте действительно побывал на том свете.

Данте, Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины «Весна» и «Рождение Венеры», а также Джотто (1266-1337), освободившего итальянскую фресковую живопись от влияния византийской.

Возрождение - величайший но своему значению этап в развитии культуры человечества. Термин "Возрождение" впервые употребил художник и искусствовед Джорджо Вазари, автор "Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1500), где он определил развитие искусства в Италии XV-XVI веков как возрождение после долгих лет упадка в эпоху Средневековья. Впоследствии этот термин стал употребляться в более широком смысле, став обозначением и характеристикой целой эпохи развития культуры Западной Европы.

Культура Возрождения (Ринашименто - по-итальянски, Ренессанс - по-французски) начала формироваться в Италии с середины XIV века. Сущностью этой культуры стала борьба с феодальными канонами и их проявлением в религии, философии, искусстве. Стремясь создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития человека, деятели Возрождения обратились к гуманистическим принципам античной культуры. Произошел грандиозный переворот в мироощущении людей, и прежде всего - ученых, живописцев, архитекторов, поэтов, явившихся проводниками новой культуры, воплотившей идеал человечности, рождавшей в людях великую любовь к красоте мира и упорное стремление познать этот мир.

В отличие от культуры Средневековья гуманистическая жизнеутверждающая культура Возрождения носила светский характер. Страстная жажда познания реального мира и восхищение им привели к подъему науки, к отображению в искусстве самых разных сторон действительности и сообщили величественный пафос и глубокую проникновенность наиболее значительным творениям художников. В искусстве утверждался идеал титанической личности, что нашло воплощение и в литературе, и в скульптуре, и в живописи, которая переживала небывалый до того времени расцвет. Идеалы гуманизма выразились и в архитектуре, в ясном, гармоническом облике сооружений, в их пропорциях и масштабах, соотнесенных с человеком.

Этапы развития искусства Возрождения:

Пред возрождение, или Проторенессанс (XIII-XIV вв.),

Раннее Возрождение (XV в.),

Высокое Возрождение (90-е годы XV - первая треть XVI в.).

Позднее Возрождение (вторая половина XVI в.).

В разных странах процессы Возрождения развивались различно. Например, в Нидерланах не было этапа Высокого Возрождения. В Италии наибольшее развитие получила живопись и скульптура, в Германии и Нидерландах наряду с живописью широкое распространение получила гравюра и т. д.

Родиной и классической страной европейского Возрождения явилась Италия.

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ

Предвозрождение

Явления Проторенессанса и раннего Возрождения наиболее ярко проявились в передовых итальянских республиках, в частности, во Флоренции. Именно на флорентийской почве сформировалось творчество великого поэта Данте, последнего поэта Средневековья и первого поэта нового времени, и зачинателя живописи Возрождения художника Джотто.

Данте Алигьери (1265-1321) родился и вырос во Флоренции, где формировался под влиянием выдающегося политического деятеля и гуманиста Брунетто Латини. Участник политической жизни города, он был изгнан из Флоренции и в период двадцатилетнего изгнания написал свое гениальное творение - "Комедию", которой восхищенные читатели дали определение "божественная".

Джотто ди Бон доне (1266/67 - 1337) отличала разносторонность интересов (архитектор, скульптор, поэт, художник), что было личной особенностью деятелей Возрождения. Самый значительный вклад он внес в развитие живописи.

Искусство Джотто утверждает ценность реального человека и отличается громадной силой эмоционального воздействия, морально-этической глубиной, драматизмом и эпичностью. Наиболее значительное его творение-цикл фресок на тему жизни Марии и Христа в Капелле дель Арена в Падуе.

Религиозную легенду художник трактует как реальное событие. С невиданной ранее силой Джотто передает характеры героев, раскрывающиеся в их поступках, в замедленных движениях, в жестах. Как драматический рассказ о предательстве, как столкновение двух контрастных характеров воспринимается сцена "Поцелуй Иуды", эпическое величие и драматизм отличают фреску "Оплакивание Христа". Отбрасывая второстепенные детали, обобщая, Джотто создает образы большой глубины. Светлые холодные краски - желтые, розовые, голубые, зеленые - составляют звучную, легко воспринимаемую гармонию росписей.

Искусство Джотто с его искренностью и простотой, легкое по мысли, полное веры в человека, положило начало живописи Возрождения.

Раннее возрождение

В конце XIV века власть во Флоренции сосредоточилась в руках банкирского дома Медичи. В 1434 году Козимо Медичи стал негласным правителем Флоренции. Он стремится обрести статус покровителя искусств и наук.

В этот период во Флоренции утверждается Платоновская академия, основывается Лауренцианская библиотека. При дворе Медичи работают ученые, писатели, архитекторы. В городе ведется широкое строительство, развивается архитектура (центрально-купольная храмовая постройка и городской дворец богатеющей буржуазии и аристократии).

Раннее Возрождение было отмечено развитием литературы, связанным с именами Петрарки и Боккаччо

Франческо Петрарка (1304-1374), отец которого был другом Данте и тоже познал горечь изгнания, был обласкан правительством, завоевал славу великого поэта и был увенчан лавровым венком. Петрарка - основатель жанра сонета *226 в европейской лирике. Две книги его сонетов посвящены Лауре, любовь к которой воплощена в поэзии как реальное, земное чувство. Петрарка освободил поэзию от мистики и отвлеченности. Его лирика явилась воплощением гуманистических устремлений автора.

*226: {Сонет (прованс. sonet - песенка) - стихотворная форма, в которой определены объем (14 строк) и строфическое построение.}

Джованни Боккаччо (1313-1375) - писатель, художник и ученый-филолог. Он разрабатывал жанр новеллы *227 , обратившись к народным корням итальянского искусства.

*227: {Новелла (итал. novella - новость) - повествовательный прозаический жанр литературы, представляющий малую форму.}

Великим произведением Боккаччо является "Декамерон" - книга, нанесшая сокрушительный удар по религиозно-аскетическому мировоззрению Средневековья. Новеллы Боккаччо написаны ярким, красочным языком, насыщены народными пословицами, поговорками, каламбурами.

В период Раннего Возрождения обретает свое самостоятельное значение скульптура, находившаяся в подчинении архитектуры в средние века.

Настоящим реформатором итальянской скульптуры стал Донателло (около 1386-1466, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди). Он создает образы святых и пророков (Флорентийский собор и другие), отличающиеся индивидуальными характеристиками. Вершиной его творчества является скульптура "Давид" (1430-1440-е гг.), знаменующая торжество идеалов Ренессанса. Мастерство изображения обнаженного тела опирается на античные традиции. Образ юного пастуха, победителя Голиафа, явился гимном подвигу во имя народа. Первая конная статуя эпохи Возрождения создана также Донателло - изображение кондотьера Гаттамелаты.

В последней трети XV века, в период правления Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным, формируется утонченная культура, отличавшаяся интересом к античной мифологии, рыцарской готике. Высокого уровня достигает живопись.

Черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности нашли воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445-1510). Наиболее зрелые работы художника - это прославленные картины "Весна" (около 1485 г.) и "Рождение Венеры" (около 1484 г.). Их сюжеты навеяны поэзией А. Полициано, обращены к античным мифам, но одухотворены личным поэтическим мироощущением художника. Многие картины Боттичелли посвящены образу Мадонны, им созданы фрески на библейские сюжеты. Его живописные работы отличают сложнейшие линейные ритмы, в гармонии линий слышится гармония музыки.

Боттичелли был первым иллюстратором "Божественной комедии" Данте (1492-1497), его рисунки исполнены глубокого драматизма и тонкого лиризма.

Наряду с Боттичелли выразителем идей Возрождения в флорентийской культуре были скульптор и живописец Верроккьо, в Средней и Северной Италии - Пьеро делла Франческа, Мантенья, в Венеции - Дж. Беллини и другие.

Высокое возрождение

В конце XV - середине XVI века наряду с Флоренцией центрами искусства становятся Рим и Венеция.

В Риме формируется новый архитектурный стиль, выразителем которого становится Донато д"Анджело Браманте (1444-1514), придавший своим сооружениям величаво-монументальный облик. Главное создание Браманте - проект собора св. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центрально-купольного здания с симметричной композицией.

Подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения стал Леонардо да Винчи (1452-1519). Его деятельность была всеобъемлющей; ему принадлежат гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники.

Одно из самых прославленных произведений Леонардо да Винчи - портрет Моны Лизы ("Джоконда", около 1503 г.). Художник явился новатором в развитии портретной живописи Возрождения. Величественная фигура молодой женщины расположена на фоне сложного полуфантастического пейзажа, который тонко гармонирует с характером модели. Поражает живописное мастерство художника. Тончайшая дымка светотени (так называемое сфумато) окутывает фигуру, в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.

Младшим современником Леонардо был Рафаэль Санти (1483-1520), воплотивший в своем облике, характере, в своих произведениях представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения. Он создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека.

В период с 1509 по 1517 год Рафаэль создает росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца

Кульминацией Высокого Возрождения явилось творчество Микеланджело Буонарроти (1475-1564). В каждой из областей художественного творчества он оставил

Вся жизнь Микеланджело - это борьба за утверждение права человека на свободное творчество.

Величайшим созданием мастера явилась статуя Давида (1501- 1504 гг.), установленная в центре Флоренции перед зданием палаццо Веккьо и выражавшая идею гражданского подвига, призыв к защите отечества.

В 1520-1530-е годы в Италии распространяются явления, чуждые ренессансной культуре, получившие впоследствии название "маньеризма". В этом явлении нашли отражение внутренний разлад и чувство бессилия художников перед неразрешимыми противоречиями жизни. Идеалы гармоничной личности сменились пессимизмом, надломленностью, опустошенностью. Деформация, удлиненные пропорции фигур, причудливые линии характеризуют произведения художников Понтормо (1494- 1557), Пармиджанино (1503-1540) и других.

В этот же период на севере Италии, в Венеции, создаются замечательные произведения искусства Высокого Возрождения. Это творческие создания архитектора Якопо Сансовино (Библиотека Сан-Марко и других), это живопись Джорджоне (Джордже Барбарелли да Кастельфранко).

Одной из вершин Высокого Возрождения явилось творчество Тициана (1485/90-1576), в котором нашли отражение гуманистические тенденции, своеобразие реализма венецианской школы.

Позднее возрождение

К концу XVI века происходит разложение ренессансной культуры под натиском феодально-католической реакции, начинающей жестокий террор против гуманистического вольномыслия, пауки и культуры. В 1600 году на костер инквизиции восходит великий гуманист Джордано Бруно, астроном, натурфилософ, писатель, не изменивший своим убеждениям даже перед лицом смерти. Двумя годами ранее иезуиты объявили сумасшедшим и приговорили к пожизненному тюремному заключению великого философа-утописта Томмазо Кампанеллу, создателя романа-сатиры " Город солнца", написанного под влиянием работы Платона "Государство" и перекликающегося с "Утопией" Томаса Мора. Гениальный физик, механик и астроном, выдающийся писатель Галилео Галилей подвергался жестоким преследованиям, инквизиция заставила его отречься от учения Коперника.

В этой обстановке развивается деятельность последнего великого поэта итальянского Возрождения Торквато Тассо (1544- 1595), творчество которого отразило крушение гуманизма в исторических условиях той эпохи. Центральное произведение Тассо - поэма "Освобожденный Иерусалим" (1575), тема которой - осада и взятие Иерусалима крестоносцами. Поэт показывает могущество христианской веры через столкновение двух культур - языческой и христианской.

Идеалы Позднего Возрождения нашли отражение также в искусстве Веронезе (живописец Паоло Кальяри, 1528-1588), Тинторетто (художник Якопо Робусти, 1518-1594) и других.

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура раннего Возрождения в Италии»

Цели: - выяснить причины подъёма культуры в Италии в XIV веке;

Обеспечить усвоение нового понятия « культура Возрождения»

Познакомиться с гуманистами и их взглядами;

Развивать умение работать с учебником и находить нужную информацию;

Развивать умение рассуждать, высказываться, делать умозаключения.

Воспитывать интерес к изучению культуры других народов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения, объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение, проводят оценку исторической личности, высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества; знают, что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения.

Метапредметные:

Познавательные : структурируют и анализируют учебный материал, выделяют в нём существенное и несущественное, используют знаково-символические средства для систематизации материала.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности, осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения, проявляют интерес к шедеврам мировой художественной культуры.

Тип урока: комбинированный

Оборудование : компьютер, презентация, тесты, задания на карточках.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Тестирование по теме: « Средневековая литература и искусство »

1. Как назывались поэты-певцы, которые проявились в Провансе в XI веке?

А) трубадуры

Б) трубачи

В) сочиняльщики

2. Что не воспевали в своих стихах поэты-певцы?

А) справедливую и богатую жизнь

Б) образ идеального рыцаря

В) служение Прекрасной даме, Мадонне

3. Как назывались рыцарские поэты, которые появились в Северной Франции. Италии. Испании, Германии?

А) трубадуры

Б) песняры

В) труверы

4. В средневековых романах отражались:

А) древние легенды и поверья

Б) взгляды древних мыслителей

В) легенды о короле Артуре, беззаветная любовь и судьба Тристана Изольды

5. Любимым жанром городской литературы был

А) поэмы

Б) рассказы в стихах и басни на бытовые темы

В) оды

6. Самым великим поэтом Средневековья был:

А) Франциск Виньонн

Б) Вергилий

В) Данте Алигьери

А) Рим и встречу с папой

Б) загробное царство

В) на небеса и разговор с Богом

8. Романский стиль характеризовался:

А) массивные здания с гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором

Б) низкие здания с большим количеством полукруглых окон

В) лёгкие здания с большим количеством просторных и высоких зданий

9. Художники средневековья стремились:

А) прославить красоту человеческого тела

Б) раскрыть богатый мир человеческой души, мысли, чувств.

В) писать портреты святых

10. Главной фигурой декора в храме, в монастырской келье, в спальне мирян было изображение:

А) Девы Марии

Б) любого святого

В) распятие Иисуса Христа

11. Средневековая живопись была представлена:

А) витражами и книжными миниатюрами

Б) фресками и мозаиками

В) картинами

Критерии оценки :

Менее 5 – «2»

От 5 до 7 – «3»

От 8 до 10 – «4»

11 – «5»

Вот мы проверили с вами, как вы усвоили изученную на прошлом уроке тему

3. Сообщение темы и целей урока .

«Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца».
М. Буанаротти

Начиная с XIV века культура Италии получает новый импульс в своём развитии. Этот период называют культурой Возрождения, как вы думаете, почему?

Чем могло быть вызвано появление новой культуры? Об этом мы и будем с вами говорить сегодня на уроке.

Запишите тему урока в тетрадь.

Какие цели мы для себя поставим сегодня на уроке при изучение данной темы?

(сл. 2) Изучать новый материал мы будем по такому плану:

    « Любители мудрости» и возрождение античного наследия.

    Новое учение о человеке.

    Воспитание нового человека.

    Первые гуманисты.

    Искусство раннего Возрождения.

Задание на урок:

(сл. 3 ) - Мне бы очень хотелось, чтобы на протяжении нашего урока вы подумали вот над каким вопросом: « Почему именно Италия стала родиной появления новой эпохи – эпохи Возрождения»

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

Как уже говорили, в середине XIV века в Италии зарождает­ся новая культура - культура Возрождения, которая распространится затем по всей Запад­ной Европе. Эпоха Возрождения, когда развива­лась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора ее столетия называют ранним Возрождением.

Как вы думаете, почему возникла эта культура? Какие причины способствовали её появлению? (ответы детей) (сл. 4)

Давайте обобщим ваши предположения и запишем в тетради причины появления эпохи Возрождения:

1) Расцвет итальянских городов

2) Развитие торговли и ремесла

3) Развитие в городах образования

4) Стремление горожан узнать больше

1 . «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. (сл. 5)

Переходим к изучению первого вопроса.

Какие цели вы для себя поставите?

В XIV веке в богатых го­родах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости ». Они преклоня­лись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда про­цветали науки и искусство, люди были доблест­ными и муд-рыми. А потом, думали они, при­шли варвары (готы), и воцарились невежество и жесто-кость. Варвары забыли прекрасную ла­тынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с хри­стианской верой.

(сл. 6) Свое время «любители мудро­сти» назвали эпохой Возрождения.

- Запишем определение :

Возрождение или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков.

(сл. 7) Так впервые появилось представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени.

А как вы думаете, почему людей называли « Любителями мудрости»?

Что они должны были изучать, чтобы их так стали называть?

(изучали латинский и греческий языки, разыскивали антич­ные статуи и рукописи, переписывали и изуча­ли произведения античной литературы. Часто они тратили на это все свободное время и день­ги. В поведении и даже в одежде «любители мудрости» подражали героям и философам Древнего Рима и Греции.)

Как вы думаете, люди каких профессий могли попасть в число « любителей мудрости»? (Аптекарь и герцог, цеховой мастер и университетский профессор, священник, адво­кат и чиновник)

Собравшись вместе, они увлечен­но обсуждали недавно найденную античную рукопись. Поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, писали друг другу письма, объединялись в кружки.
- «Любители мудрости» считали Средние века «темным провалом» в истории.

Как вы думаете, они были правы? Почему вы так считаете?

(Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, го­тические соборы, философия Фомы Аквинского не менее прекрасны, чем книги Гомера, хра­мы Акрополя и философия греков) .

Можем ли мы сказать, что античное искусство было хуже, чем новая?

(Они не луч­ше и не хуже, они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести - античность
- Мы с вами выяснили, кто такие « люди мудрости», а теперь познакомимся с новым учением о человеке.

2) самостоятельная работа по учебнику:

Стр. 229-230

Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с новым учение о человеке, а потом я задам вам несколько вопросов, чтобы проверить, как внимательно вы читала этот материал.

Давайте проверим, как вы поняли прочитанный материал.

Каково второе название « любителей мудрости» ? (гуманисты)

(сл. 8) – запишем определение

Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;

Каким было отношение гуманистов к человеку? (они считали, что человек – это лучшее и главное творение Бога).

Каким способом человек может достичь звёзд и победить судьбу? (усилием воли и трудом)

Что послужит человеку наградой за его старание, труды и упорство? (слава современников)

Какой человек был идеалом для гуманистов? (« универсальный человек», который достиг совершенства во всём)
3) рассказ учителя :
3. Воспитание нового чело­века .

Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозя­ином своей судьбы. Господь пре­доставляет людям выбор и по­мощь, и только от человека за­висит, возвысится ли он до су­щества почти божественного или упадет ниже скотов.
- Природные способности по­добны зернышку, они заложены в нас при рождении. Величия достигает только тот человек, кто день за днем, год за годом неустанно выращивает это зернышко, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух.
- Давайте вспомним, кого в феодальном обществе считали « благородным»?
(у кого были знатные предки.)

Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Не­важно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами. Только такой че­ловек может добиться величия и славы.

Если бы вы сейчас оказались в Средних веках, то вас бы можно было назвать гуманными?
4. Первые гуманисты .

(сл. 9) Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Пет­рарку (1304-1374). Против воли отца Петрар­ка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консерва­тивных и более практичных родителей.
-( сл. 10) Однажды Петрарка увидел в церкви моло­дую женщину. Он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил ей множество стихов, которые стали одной из вер­шин европейской любовной лирики. Петрарка изобразил трагическую сложность своего чувства и первый предположил, что реальные переживания поэта могут быть интересны другим людям. Петрарка впервые назвал Мадонной земную женщину.
- Поэт 16 лет прожил в маленьком местечке Воклюз. Здесь у него было много свободного времени, и он посвящал его «студиа гуманитатис». Для Петрарки мыслители древности не аб­солютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказать­ся от свободы размышлять и от собственного мнения.
- За годы жизни в Воклюзе Петрарка приоб­рел огромную славу, моральный авторитет. Его письма и книги читала вся образованная Евро­па.

(сл. 11) Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и императоры, и самые могущественные госуда­ри Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упреки. В 1341 году на торже­ственной церемонии в Риме Петрарка был увен­чан лавровым венком и титулом короля поэтов.

(сл. 12) Учеником и последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313- 1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо - «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьезных, грубоватых и утонченных, ярко и увлекательно изображен мир Италии XTV века.
- Благодаря Петрарке, Боккаччо и их после­дователям авторитет гуманистов необыкновен­но возрос. Знатоков античной словесности при­глашали читать лекции в университеты, назна­чали на высокие должности в управлении горо­дов. Гуманиста Томмазо Перетунёлли, сына сапожника, избрали папой римским.
- В XV веке центрами культуры раннего Воз­рождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов рас­пространялись в другие страны Европы.
5. Искусство раннего Возрождения .

(сл. 13) Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения про­никнуты идеалами гуманизма.
- Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распростране­ние получает живописный и скульптурный портрет - ин­дивидуальный или семейный, где изображены не боги, герои и святые, а современники из раз­ных сословий. Благодаря таким портретам мы знаем реальный облик многих известных людей того времени.
- Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объе­ма . Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.
- (сл. 14) Самый замечательный живописец раннего Возрождения - флорентиец Сандро Боттичел­ли (1445-1510).

(сл. 15-16) Самые известные картины мастера - «Весна» и «Рождение Венеры», ко­торые исполнены наивной безмятежности, пле­няют нежностью и изяществом.
(сл. 17 ) Менялась архитектура итальянских горо­дов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлен вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы - палаццо, за­городные виллы, купеческие особняки, универ­ситеты, госпитали. Эти строения комфортабель­ны, созданы для удобства человека.
В эпоху Возрождения художники и архитек­торы стали пользоваться огромным уважением.
Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, коро­ли и правители городов Италии.

5. Подведём итог урока .

Вспомните, какие цели вы поставили перед собой в начале урока. Вы их достигли?

Давайте проверим, как вы усвоили новый материал.

Игра «Да-нет»

1. В середине XIV века зарождается новая культура – культура Возрождения.

2. Её родиной считается Греция.

3. Появились люди, которые стали называть себя « любители мудрости»

4. «Любители мудрости « считали античность « тёмным провалом», а средневековье – «золотым веком»

5. В период возрождения появляется новое учение о человеке – гуманизм.

6. Гуманисты утверждали, что человек не является хозяином своей судьбы.

7. Первым гуманистом считают итальянского поэта Франчёско Петрарку.

8. Он написал знаменитое произведение « Декамерон»

9. Самым прославленным художником эпохи Возрождения является Сандро Боттиччели.

6. Выставление оценок

(прокомментировать)

    Рефлексия.

Был ли урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось?

На какие вопросы вы не получили ответы?

Что не получалось у нас на уроке?

8. Домашнее задание:

Параграф29, заполнить таблицу «Культура Раннего Возрождения».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png