Начальный этап древнегреческой литературы - устное литературное творчество (религиозные гимны, бытовые и обрядовые песни, мифы и предания, исполнявшиеся профессиональными сказителями - аэдами). Певец не повторял готовой песни, а творил ее. Содержанием песни аэда служили «деяния мужей и богов», то есть мифологические сказания о богах и героях. Дар песнопения понимался как «знание», полученное певцом от Музы, богини поэзии. Поэтому аэд и начинал свою песню обращением - просьбой к Музе вещать его устами.

В VIII в. до н.э. появляются рапсоды (пер. «сшиватель песен») - сказители, которые созданные ранее тексты перерабатывали, составляя эпические поэмы, представляющие собой композиционное и художественное целое. Рапсод декламировал, сопровождая свое чтение оживленной жестикуляцией, исполнение его имело характер напевности. Таким рапсодом был, по-видимому, и Гомер. Письменный период древнегреческой литературы начинается с записи поэм Гомера на ионийском диалекте. Широкое распространение этих поэм привело к тому, что ионийский диалект стал основным литературным языком вплоть до классического периода. Гомер - полулегендарный древнегреческий эпический поэт, живший по преданию в VIII в. до н.э. Он принадлежит к школе рапсодов с острова Хиос и считается автором поэм «Илиада», «Одиссея» и «Батрахомиомахия», а также сборника гимнов и др. сочинений.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» посвящены событиям, связанным с полумифическим походом греков-ахейцев против троян, жителей малоазиатского города Трои, или Илиона, - самое большое вооруженное столкновение той далекой эпохи. В этой войне, продолжавшейся десять лет, проявили себя знаменитые гомеровские герои: Ахилл - главное действующее лицо Илиады, Агамемнон, Одиссей, Гектор, Парис и другие. Археологические раскопки подтвердили многое из того, о чем писал Гомер в Илиаде. Сегодня всем известно, что ахейцы всеми своими силами (армия их насчитывала 100000-135000 воинов, а флот 1186 кораблей) напали на богатую и процветающую Трою. У троянцев же был укрепленный город-крепость и поддержка союзников - соседних народов, в состав которых входили как греческие, так и другие племена: ликии, мизы, киконы, фригийцы, ассирийцы, даже эфиопы и египтяне.

Поэмы Гомера дают нам возможность узнать ряд интереснейших фактов об этой войне. В основе сюжета «Илиады» - гнев самого могучего героя ахейцев Ахилла, обиженного вождем всех ахейцев Агамемноном. Ахилл не принимает долгое время участия в битве, а поэтому ахейцы не могли одолеть троян. Но рассерженный убийством друга Патрокла, он обрушивается на врага и в конце концов убивает их вождя Гектора. В «Илиаде» много песен, которые прославляли подвиги отдельных вождей греческих племен в различные эпизоды троянской войны. Это эпическое произведение - единое художественное целое с единым замыслом. А поэтому возможно предполагать, что песни, составляющие ее материал, соединены не механически, а переработаны в единую поэму одним искусным поэтом. После рассказа о войне в греческой мифологии следует повествование об Одиссее, его приключениях, после отъезда из Трои до возвращения на родную Итаку. Именно это и означает в наши дни слово «Одиссея»: тяжелые переживания, муки человека и опасности во время длительного пути.

Величайшими памятниками древнейшего периода греческой литературы являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэмы относятся к жанру народно-героического эпоса, так как имеют фольклорную, народную основу и созданы на материале устного народного творчества, мифологии. В то же время, в них отражены реальные исторические факты, относящиеся к эпохе освоения греками побережья Малой Азии. Реальные события «обрастали» в поэмах сказочным, легендарно-мифологическим материалом. В основе поэмы «Илиада» поход греков-ахейцев против троянцев, жителей Трои (Иллиона). В поэме говорится о последних пятидесяти днях из десятилетней осады Трои. Тема «Одиссеи» - возвращение на родину одного из главных участников троянского похода – царя Итаки Одиссея.

Общий характер поэм различен. В «Илиаде» преобладают военные, батальные сцены, описания подвигов на поле брани. В «Одиссее» на первом плане – бытовой, сказочно-приключенческий колорит. Обе поэмы отмечены высочайшими художественными достоинствами. Написанные шестистопным гекзаметром, они отличаются неторопливым эпическим стилем, отличительная черта которого – повествование через перечисление. Например, описание щита Ахиллеса занимает 120 строк! Перечисляются предметы, цены, эпизоды, изображенные на щите, выкованном Гефестом. По этим деталям можно судить об особенностях быта, нравов, культуры «гомеровской» Греции. Образы героев поэм – монументальны, статичны, раскрываются через поступки и речь, представляя собой различные типы человеческих характеров. Образы богов, решающих на Олимпе судьбы героев, величественны и ярки.

Замечательные особенности поэм – эпическое раздолье, обилие развернутых сравнений, яркость и многообразие окружающего мира. Широкие картинные сравнения становятся как бы вставными новеллами, полными драматизма и динамики. В поэмах прославляется жизнь, молодость и красота, недаром к этим словам Гомер подбирает самые яркие и нежные эпитеты: прекрасная, беспечная. Близость к фольклору подчеркивается постоянными эпитетами: быстроногий Ахиллес, шлемоблещущий Гектор, хитроумный и многострадальный Одиссей, Зевс-тучегонитель.

Поэмы предельно объективны. Гомер не выражает своего отношения к происходящему. Но присутствие автора в поэмах постоянно ощущается. Мы видим его нравственные, политические, эстетические идеалы, мы смотрим на мир его глазами, и этот мир прекрасен, потому что таким он казался поэту. Гомер не может скрыть своего постоянного любования и миром и человеком. Мир грандиозен, велик и прекрасен, он может быть грозным, может нести гибель человеку, но он не подавляет человека. Человек подчиняется неизбежности, ибо ей подчиняются и боги, но никогда не проявляет рабского уничижения. Он спорит, протестует, иногда даже замахивается на богов. Герои Гомера бушуют, страсти играют их душами, часто толкая их на безумства, но поэт не судит их. Его повествование проникнуто гуманной терпимостью. Его позиция по отношению к происходящим событиям и действующим лицам подобна позиции хора в античном театре: хор радуется или печалится, но никогда не гневается и не вмешивается в происходящее. Кажется, что они не создавались автором, а излились из души эллинского народа. Недаром поэмы являлись любимыми произведениями в Древней Греции, изучавшимися в школах и гимнасиях. Их герои были образцами добродетели, мужества, благородства. Знание поэм, в том числе, наизусть, считалось обязательным. Александр Македонский, например, во время своих походов не расставался с поэмами, носил их в специальном драгоценном ларце.

К изучению поэм обратились еще в античную эпоху. Сегодня о них накоплена целая библиотека ученых трудов на многих языках. Сложилась ветвь филологической науки, посвященная «гомеровскому» вопросу, в котором до сих пор немало загадок.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины

Природу вдохновения творческого мышления мы рассматриваем на примере изучения формирования самосознания индивидуальности художника Сопоставляя.. Соответствующее склонностям и влечениям изначальное восприятие мира определяет.. Вдохновение мы рассматриваем как проявление и реализацию индивидуальности художника синтез психических процессов..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины
Литературоведение– это наука, кот изучает специфику, генезис и развитие словесного иск-ва, исследует идейно-эстетич ценность и структуру лит-ных произведений, изучает соц-историч з

Специфика искусства
Споры о специфике и сути искусства, художественного творчества ведутся еще со времен античности. Сущность художественного творчества Аристотель связывал с врожденной «страстью» человека к подражани

Мир искусств и художественной литературы
Мир искусств и художественной литературы - это культурное и духовное достояние человечества. Каждый народ богат своей культурой, которая в ярких образах отражает его менталитет

Виды художественных образов
Одна из важнейших функций литературного образа - придать словам ту полновесность, цельность и самозначимость, какой обладают вещи. Специфика словесного образа проявляется также во в

Эпилог
Заключительный компонент произведения, финал, отделенный от действия, развернутого в основной части текста. КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Композиция

Субъектная организация текста
В литературном произведении следует различать объект речи и субъект речи. Объект речи – все то, что изображается, и все, о чем рассказывается: люди, предметы, обстоятельства, события и т. д. Субъек

Художественная речь и литературный язык
Литературный образ может существовать не иначе, как в словесной оболочке. Слово является в литературе материальным носителем образности. В связи с этим необходимо различать понятия “художественная

Поэтические приемы
Поэтические приемы (тропы) – преобразования единиц языка, заключающиеся в переносе традиционного наименования в иную предметную область. Эпитет – один из

Лексические ресурсы художественной речи
Художественная литература использует общенациональный язык во всем богатстве его возможностей. Это может быть лексика нейтральная, высокая или сниженная; устаревшие слова и неологизмы; слова иностр

Поэтические фигуры
Синтаксическая выразительность является еще одним важным языковым средством художественной литературы. Здесь важны и длина и мелодический рисунок фраз, и расположение в них слов, и разного рода пов

Ритмическая организация художественной речи

Строфика
Строфа в стихосложении– группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Моностих – стихотворен

Сюжет, фабула, композиция худ произведения
К О М П О З И Ц И О Н Н Ы Е Д Е Т А Л И произведения: 1. СЮЖЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ -сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения гер

Дополнительные
Пролог. Вступительная часть литературного произведения, которая предваряет общий смысл, сюжет или основные мотивы произведения или кратко излагает события, предшествующие основному

Композиция литературного произведения
Композиция литературно - художественного произведения играет большую роль в выражении идейного смысла. Писатель, сосредоточив внимание на тех явлениях жизни, которые его в данный момент привлекают,

Идейно-эмоц направленность лит-ры. Понятие о пафосе и его разновидностях
Идейный мир произведения – третий структурный компонент содержательно-концептуального уровня наряду с тематикой и проблематикой. Идейный мир – это область

Эпические жанры
Эпические литературные жанры восходят к эпическим фольклорным жанрам, ближайшим образом к сказкам. С точки зрения жанровой формы, сказка имеет свою вполне устойчивую структуру: повторяющийся зачин

Эпос как род художественного творчества. Виды эпоса. Характеристика эпических жанров
Наиболее древним из данных родов художественного творчества является эпос. Ранние формы эпоса возникают еще в условиях первобытно–общинного строя и связаны с трудовой деятельностью человека, с поко

Лирика как род художественного творчества. Жанры лирики. Понятие и споры о лирическом герое
Другим родом художественного творчества является лирика. Она отличается от эпоса тем, что в ней на передний план выдвигаются внутренние переживания поэта. В лирике перед нами живая взволнованная че

Драма как род художественного творчества. Характеристика жанров драматургии
Самобытным родом художественного творчества является драма. Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене. В драме ре

Познавательная функция литературы
В прошлом познавательные возможности искусства (и литературы в том числе) нередко недооценивались. Например, Платон считал необходимым изгнать из идеального государства всех истинных худож

Функция предвосхищения («кассандровское начало», искусство как предвосхищение)
Почему «кассандровское начало»? Как известно, Кассандра предсказала гибель Трои в дни расцвета и могущества города. В искусстве и особенно в литературе всегда жило «кассандровское начало»

Воспитательная функция
Литература формирует строй чувств и мыслей людей. Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, литература заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутренний мир. В

Понятие о направлении, течении и стиле в современном литературоведении
Но при всей неповторимости творческих индивидуальностей внутри художественных систем складываются особые разновидности по своим общим признакам. Для исследования этих разновидностей более всего под

Понятие античной литературы
Если Греция - колыбель европейской культуры, то греческая литература - это основание, фундамент литературы европейской. Слово “античный” в переводе с латинского обозначает “древний”. Но не всякую д

Судьба античной литературы
Сюжеты, герои и образы античной литературы отличаются такой законченностью, ясностью и глубиной смысла, что к ним постоянно обращаются писатели последующих эпох. Античные сюжеты находят новое толко

Периодизация и особенности античной литературы
В своем развитии античная литература прошла несколько этапов и представлена классическими образцами во всех литературных видах: это эпос и лирика, сатира, трагедия и комедия, ода и басня, роман и и

Античная мифология
Важнейшим элементом греческой культуры явились мифы, т.е., сказания, предания, легенды, восходящие к глубокой древности. Они составляют богатейшую сокровищницу образов и сюжетов. В мифах отразилась

Расцвет драмы в эпоху Перикла
5-4 вв. до н.э. - славная эпоха в истории Греции, отмеченная необычайным взлетом ее литературы и искусства, науки и культуры, расцветом демократии. Этот период называют аттическим, по имени Аттики

Античный театр
Человечеству свойственно подражать. Ребенок в игре подражает тому, что он видит в жизни, дикарь в пляске изображет сцену охоты. Древнегреческий философ и теоретик искусства Аристотель все искусство

Античная трагедия
Страдания и гибель людей, объективно достойных лучшей участи, способных ко многим славным подвигам на благо человечества, снискавших бессмертную славу у современников и потомков, переживаются нами

Античная комедия
Людям свойственно смеяться. Аристотель эту присущую людям черту возводил даже в достоинство, отличающее человека от животного. Люди смеются над всем, даже над самым дорогим и близким. Но в одном сл

Греческая лирика
В развитии греческой литературы существует закономерность: определённые исторические периоды отмечены господством определённых жанров. Древнейший период, «гомеровская Греция» - время героического э

Греческая проза
Расцвет греческой прозы приходится на эллинский период (III-I вв. до н.э.). Эта эпоха связана с именем Александра Македонского. Его завоевания и походы в восточные страны оказали большое влияние на

Эпоха Средневековья
Римская империя рухнула в V в. н.э. в результате восстания рабов и нашествия варваров. На её обломках возникли недолговечные варварские государства. Начался переход от исторически исчерпавшего себя

Слово о законе и благодати» Иллариона
4. Древнейшие русские жития («Житие Феодосия Печерского», жития Бориса и Глеба). Жития святых. Памятники агиографического жанра - жития святых - также воспитывали

Повесть о разорении Рязани Батыем
6. Жанр ораторской прозы - один из основных в системе жанров древнерусской литературы в XIII в. представлен «словами» Серапиона. До нас дошло пять «слов» Серапиона. Основная тема с

Понятие гуманизма
Понятие «гуманизм» было введено в употребление учеными XIX века. Оно происходит от латинского humanitas (человеческая природа, духовная культура) и humanus (человеческий), и обозначает идеологию, н

Послание архиепископа новгородского Василия ко владыце тферскому Феодору о рае»
Происходившая в рассмотренный период политическая борьба за первенство среди русских княжеств усиливает публицистическую направленность и злободневность создававшихся в это время литературных произ

Повесть о Темир-Аксаке
Основными жанрами литературы, как и в предшествующие периоды, являются летописание и агиография. Возрождается жанр хождений. Широкое распространение получает жанр легендарно-исторических сказаний,

Историческое повествование
В XVI в. общерусское летописание стало централизованным: летописание это велось в Москве (вероятнее всего, совместными силами великокняжеской и митрополичьей канцелярии); летописцы в других городах

Публицистика (И.Пересветов, А.Курбский, Иван Грозный)
В Древней Руси не было специального термина для определения публицистики - как и не было его и для беллетристики; границы публицистического жанра, которые мы можем наметить, конечно, весьма условны

Романтизм как универсальная художественная система
Романтизм– направление в лит-ре нач 19 в. РОМАНТИЗМ.Несколько значений слова “романтизм”: 1. Направление в литературе и искусстве первой четверти

Реализм как универсальная художественная система
Реализм - в литературе и искусстве - направление, стремящееся к изображению действительности. Р. (вещественный, действительный) – худ метод, след

Принципы соцреализма
Народность. Под этим подразумевалась как понятность лит-ры для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц. Идейность. Показ

В литературе
Лит-ра социалистического реализма являлась инструментом партийной идеологии. Писатель, по известному выражению Сталина, является «инженером человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на чит

Модернизм как универсальная художественная система
Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого врем

Постмодернизм: определение и характеристика
Постмодернизм есть лит-ное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в

Стирание границ между массовым и элитарным искусством
Имеется в виду универсальность произведений постмодернистской лит-ры, их направленность как на подготовленного, так и неподготовленного читателя. Во-первых, это способствует единению публики и худо

Особенности русского постмодернизма
В развитии постмодернизма в русской литературе условно можно выделить три периода: Конец 60-х – 70-е гг. – (А.Терц, А.Битов, В.Ерофеев, Вс. Некрасов, Л.Рубинштейн, и др.) 70-е – 8

Символизм и акмеизм
СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символ

Футуризм в России
В России футуризм на первых порах проявился в живописи, а только потом – в литературе. Художественные поиски братьев Давида и Н. Бурлюков, М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина и

Кубофутуризм
Программой российского футуризма, точнее той его группы, которая сначала называла себя «Гилея», а в историю литературы вошла как группа кубофутуристов (почти все поэты-гилейцы – в той или иной степ

Эго-футуризм. Игорь Северянин
Северянин первым в России, в 1911, назвал себя футуристом, прибавив к этому слову другое – «эго». Получилось – эгофутуризм. («Я-будущее» или «я в будущем»). В октябре 1911 в Петербурге был организо

Другие группировки футуристов
После «кубо» и «эго» возникли другие футуристические группировки. Наиболее известные из них – «Мезонин поэзии» (В.Шершеневич, Р.Ивнев, С.Третьяков, Б.Лавренев и др.) и «Цен

Футуристы и русская революция
События 1917 г. поставили футуристов сразу в особое положение. Они приветствовали Октябрьскую революцию как разрушение старого мира и шаг к тому будущему, к которому они стремились. «Приним

Что же являлось общей основой движения?
1. Стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”. 2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества. 3. Творчество - не подражание, а продолжение

Натурализм как литературное направление
Наряду с символизмом, в годы его появления, другим не менее распространенным течением в буржуазной лит-ре был натурализм. Представители: П. Боборы

Экспрессионизм как литературное направление
ЭКСПРЕССИОНИЗМ(франц. expression – выражение) – авангардистское течение в литературе и искусстве начала ХХ в. Основной предмет изображения в экспрессионизме – внутренние переживани

Бедекер по русскому экспрессионизму
Терехина В. 17 октября 1921 года в Политехническом музее под председательством Валерия Брюсова проходил “Смотр всех поэтических школ и групп”. С декларациями и стихами выступали неоклассик

Декларация эмоционализма
1. Сущность искусства - производить единственное, неповторимое эмоциональное действие через передачу в единственно неповторимой форме единственно неповторимого эмоционального восприятия. 2

Сюрреализм как литературное направление
Сюрреализм(фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве 20 века, сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрре

Об объединении обэриу
Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати, директор которого Н. Баскаков довольно доброжелательно относ

Александр Введенский
Гость на коне (отрывок) Конь степной бежит устало, пена капает с конских губ. Гость ночной, тебя не ста

Постоянство веселья и грязи
Вода в реке журчит, прохладна, и тень от гор ложится в поле, и гаснет в небе свет. И птицы уже летают в сновиденьях. И дворник с чёрными усами *

Экзистенциализм как лит направление
Экзистенциализм.В конце 40- начале 50-х гг. фр проза переживает полосу «засилья» лит-ры экзистенциализма, кот оказал на иск-во влияние, сравнимое лишь с влиянием идей Фрейда. Сложи

Экзистенциализм русский
Термин, применяющийся для идентификации совокупности филос. учений, а также (в более широком смысле) духовно-родственных им литературных и иных художественных течений, строй категорий, символов и о

Саморазрушающееся искусство
Саморазрушающееся искусство - один из странных феноменов постмодернизма. Картины, написанные краской, выцветающей на глазах у зрителей... Огромное восемнадцатиколесное сооружение т

Фигуры речи. Тропы
Средства изобразительности речи. Правильность, ясность, точность и чистота – это такие свойства речи, которым должен отличаться слог каждого писателя, независимо от формы ре

Тропы (греч. tropos - оборот)
Весьма многие слова и целые обороты часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т.е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего каку

Художественная речь и её составляющие
Художественная речь (иначе – язык художественной литературы) частично совпадает с понятием «литературный язык». Литературный язык – это язык нормативный, его нормы фиксируются

Системы стихосложения (метрическая, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая)
С интонационно-синтаксическим строем связана и ритмическая организация художественной речи. Наибольшей мерой ритмичности отличается стихотворная речь, где ритмичность достигается за счет равномерно

Дольники. Акцентный стих В. Маяковского
1. ДОЛЬНИК – вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0. Интервал между ударениями н

Г.С.Скрипов Об основных достоинствах стиха Маяковского
Чем для нас примечателен и дорог творческий облик В. В. Маяковского? Его роль в советском искусстве и в жизни советского народа как "агитатора, горлана, главаря" общеизвестна и заслуживае

Метр, ритм и размер. Виды размеров. Ритмические определители стиха
В основе стихотворной речи лежит прежде всего определенный ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит прежде всего в определении принципов его ри

Рифма, способы рифмовки
Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом

Виды строф
Строфа -это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое цело

Сонет бывает итальянский и английский
Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцев

Философская и литературно-критическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме
Литературоведение как особая и развитая наука возникло сравнительно недавно. Первые профессиональные литературоведы и критики появляются в Европе только в начале XIX века (Сент–Бев, В.Белинский). Д

Развитие литературно-критической мысли в Средние века и эпоху Возрождения
В Средние века литературно–критическая мысль полностью заглохла. Разве что какие–то ее отблески можно найти в краткий период так называемого каролингского Возрождения (конец VIII– нач.IX века). В с

Литературно-критическая мысль эпохи Просвещения
Соотечественник Вольтера Дени Дидро (1713–1784), не нападая на последователей Аристотеля и Буало, высказывал уже и нечто новое по сравнению с ними. В статье «Прекрасное» Дидро говорит об относитель

Биографический метод литературоведения

Мифологическая школа, мифологическая и ритуально-мифологическая критика в литературоведении
В девятнадцатом веке литературоведение оформилось в отдельную науку, занимающуюся теорией и историей литературы и включающую в себя ряд вспомогательных дисциплин – текстологию, источниковедение, би

Культурно-историческая школа. Основные идеи А. Веселовского об искусстве слова
Учеником Сент–Бева считал себя другой выдающийся литературовед – Ипполит Тэн (1828–1893), идеи и методология которого были определяющими для европейского литературоведения второй половина XIX века.

Сравнительно-исторический метод литературоведения
Не удивительно, что крупнейший русский литературовед XIX в., А.Веселовский, испытавший в молодости влияние культурно–исторической школы, позже преодолел ее ограниченность и стал основоположником ор

Психоаналитическая критика
Эта влиятельная в литературоведении школа возникла на основе учения австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и его последователей. З.Фрейдом разработаны две важные психологи

Формальные школы в литературоведении. Русская формальная школа
Формальные школы в литературоведении. Для литературоведения второй половины XIX века характерен интерес к содержательной стороне литературы. Крупнейшие исследовательские школы того времени

Структурализм и «новая критика»
Новая критика Наиболее влиятельная школа в англо–американском литературоведении ХХ века, зарождение которой относится к периоду первой мировой войны. Методам литературоведения ХХ

Постструктурализм и деконструктивизм
Постструктурализм Идейное течение западной гуманитарной мысли, оказывавшее в последнюю четверть века сильнейшее влияние на литературоведение Западной Европы и США. Постструктурали

Феноменологическая критика и герменевтика
Феноменологическая критика Феноменология – одно из наиболее влиятельных направлений ХХ столетия. Основатель феноменологии – немецкий философ–идеалист Эдмунд Гуссерль (1859–1938), стремивши

Вклад Ю.М. Лотмана в современное литературоведение
Ю́рий Миха́йлович Ло́тман (28 февраля 1922, Петроград - 28 октября 1993, Тарту) - советский литературовед, культуролог и семиотик. Член ВКП(б

Вклад М.М. Бахтина в современную науку о литературе
Михаи́л Миха́йлович Бахти́н (5 (17) ноября 1895, Орёл - 6 марта 1975, Москва) - русский философ и русский мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства. Иссле

Жанры и внутренняя диалогичность произведения
Бахтин в литературе видел не только ”организованный идеологический материал”, но и форму ”социального общения”. По Бахтину, процесс социального общения запечатлевался в самом тексте произведения. И

Античная литература — это литература Древней Греции и Рима, создававшаяся в период с Х-IХ веков до н.э. по IV-V века н.э.

Античная культура принадлежит к так называемому традиционалистскому типу, то есть она направлена на воспроизведение прошлой традиции, устремлена в прошлое, в котором располагается идеал утраченного золотого века. Античная культура — колыбель европейской философии и искусства, сегодня мы воспринимаем ее как греко-римское единство, хотя стоит чуть углубиться в историю, и станет ясно, что эллинский дух и римский довольно разнонаправленны. Завоевав в 146 году до н.э. Грецию, римляне во многом усвоили культуру более старой и утонченной эллинской цивилизации. Греческие рабы были учителями в домах римской знати, знание греческого языка сделалось обязательным для образованного римлянина, римская литература ориентировалась на греческие образцы. Единство греко-римской культуры определяется лежащим в ее основе противоречием между возвышенным идеалом полиса (от греч. polis — город-государство, возникший как поселение свободных землевладельцев), где на первом месте стояли высокие гражданские и общественные ценности, и реальной практикой полисной жизни. В Афинах точно так же, как в Риме, шла постоянная борьба между разными слоями свободных граждан, между аристократическими и демократическими устремлениями, и вне вечного бурления общественных и индивидуальных интересов полисная жизнь была немыслима. В силу этой постоянной борьбы античная культура носит классический характер в том смысле, который придает термину "классический" Г. Гегель в своей "Эстетике": "Это такое общественное состояние, при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с целями и ценностями личности, т. е. некое гармоническое состояние, при котором обе эти крайности уравновешивают друг друга".

Так как естественнонаучное знание о мире в эпоху античности только зарождалось, греки и римляне воспринимали мир мифологически, а мифология — это высокоразвитая эстетическая система. Космос представлялся им единым гармоническим целым, подчиненным определенному ритму. За внешним многообразием поверхности жизни античное сознание искало некую устойчивую внутреннюю первооснову (Платон — "идею", пифагорейцы — "число", Фалес — "воду", Анаксимен — "воздух", Демокрит — "атом"). Вот этот синкретизм, то есть единство античного мировосприятия, давно утраченный позднейшим европейским сознанием, и проявляется с наибольшей полнотой в древнейшей и "высшей" форме античной литературы — в эпосе.

Эпос (от греч. epos — слово, речь) определяется как рассказ о прошлом; эпический сказитель как бы вспоминает о завершенных событиях с некоей абсолютной временной дистанции. Эпос охватывает жизнь синкретически, во всей ее полноте, свободно использует весь арсенал средств художественной литературы, создает характеры сложные, становящиеся, противоречивые. Как правило, материал эпоса — общественно значимые события, оставившие след в народной памяти, однако, по словам Т. Манна, "это величие, питающее нежность к малому"; "это взгляд с высоты свободы, покоя и объективности, не омраченный никаким морализаторством". Эпическому повествователю свойственна широта взгляда на жизнь, спокойное, радостное приятие всех ее проявлений; он наделен даром "всеведения", и его равно объективное по отношению ко всем и всему неторопливое, обширное повествование оставляет у читателя чувство восхищения перед разнообразием и красотой мира, чувство глубокого морального удовлетворения. Авторская позиция в классическом эпосе характеризуется ощутимой дистанцией по отношению к описываемым событиям, автор как бы поднимается над людскими страстями, вот почему издавна принято было называть Гомера "божественным", сравнивать с олимпийскими богами.

Общепризнанной вершиной античной литературы считаются эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Древние не сомневались, что они были созданы легендарным певцом Гомером в VIII веке до н.э. За два последних столетия вопрос об авторстве, так называемый "гомеровский вопрос", породил огромную критическую литературу, но все так же далек от разрешения. Ни доказать, ни опровергнуть существование Гомера невозможно.

Величайшими памятниками древнейшего периода греческой литературы являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэмы относятся к жанру народно-героического эпоса, так как имеют фольклорную, народную основу и созданы на материале устного народного творчества, мифологии. В то же время, в них отражены реальные исторические факты, относящиеся к эпохе освоения греками побережья Малой Азии. Реальные события «обрастали» в поэмах сказочным, легендарно-мифологическим материалом. В основе поэмы «Илиада» поход греков-ахейцев против троянцев, жителей Трои (Иллиона). В поэме говорится о последних пятидесяти днях из десятилетней осады Трои. Тема «Одиссеи» - возвращение на родину одного из главных участников троянского похода – царя Итаки Одиссея.

Общий характер поэм различен. В «Илиаде» преобладают военные, батальные сцены, описания подвигов на поле брани. В «Одиссее» на первом плане – бытовой, сказочно-приключенческий колорит. Обе поэмы отмечены высочайшими художественными достоинствами. Написанные шестистопным гекзаметром, они отличаются неторопливым эпическим стилем, отличительная черта которого – повествование через перечисление. Например, описание щита Ахиллеса занимает 120 строк! Перечисляются предметы, цены, эпизоды, изображенные на щите, выкованном Гефестом. По этим деталям можно судить об особенностях быта, нравов, культуры «гомеровской» Греции. Образы героев поэм – монументальны, статичны, раскрываются через поступки и речь, представляя собой различные типы человеческих характеров. Образы богов, решающих на Олимпе судьбы героев, величественны и ярки.

Замечательные особенности поэм – эпическое раздолье, обилие развернутых сравнений, яркость и многообразие окружающего мира. Широкие картинные сравнения становятся как бы вставными новеллами, полными драматизма и динамики. В поэмах прославляется жизнь, молодость и красота, недаром к этим словам Гомер подбирает самые яркие и нежные эпитеты: прекрасная, беспечная. Близость к фольклору подчеркивается постоянными эпитетами: быстроногий Ахиллес, шлемоблещущий Гектор, хитроумный и многострадальный Одиссей, Зевс-тучегонитель.

Поэмы предельно объективны. Гомер не выражает своего отношения к происходящему. Но присутствие автора в поэмах постоянно ощущается. Мы видим его нравственные, политические, эстетические идеалы, мы смотрим на мир его глазами, и этот мир прекрасен, потому что таким он казался поэту. Гомер не может скрыть своего постоянного любования и миром и человеком. Мир грандиозен, велик и прекрасен, он может быть грозным, может нести гибель человеку, но он не подавляет человека. Человек подчиняется неизбежности, ибо ей подчиняются и боги, но никогда не проявляет рабского уничижения. Он спорит, протестует, иногда даже замахивается на богов. Герои Гомера бушуют, страсти играют их душами, часто толкая их на безумства, но поэт не судит их. Его повествование проникнуто гуманной терпимостью. Его позиция по отношению к происходящим событиям и действующим лицам подобна позиции хора в античном театре: хор радуется или печалится, но никогда не гневается и не вмешивается в происходящее. Кажется, что они не создавались автором, а излились из души эллинского народа. Недаром поэмы являлись любимыми произведениями в Древней Греции, изучавшимися в школах и гимнасиях. Их герои были образцами добродетели, мужества, благородства. Знание поэм, в том числе, наизусть, считалось обязательным. Александр Македонский, например, во время своих походов не расставался с поэмами, носил их в специальном драгоценном ларце.

К изучению поэм обратились еще в античную эпоху. Сегодня о них накоплена целая библиотека ученых трудов на многих языках. Сложилась ветвь филологической науки, посвященная «гомеровскому» вопросу, в котором до сих пор немало загадок. Во-первых, о личности самого Гомера известно лишь, что «спорили семь городов о рождении мудром Гомера». До нас дошли и другие слова неизвестного греческого поэта:

Ты не пытайся узнать – где родился Гомер и кем был он.

Гордо считают себя его родиной все города;

Важным является дух, а не место. Отчизна поэта –

Блеск «Илиады» самой, сам Одиссея рассказ.

Многие ученые вообще отвергают существование Гомера, считая его собирательным образом.

Во-вторых, неясен вопрос о происхождении поэм, об истории их создания. Безусловно, поэмы создавались в дописьменный период народными певцами-сказителями – аэдами. Долгое время они бытовали в устном виде, пока не были записаны. Но мог ли один человек держать в памяти такие огромные поэтические произведения и передавать их последующим поколениям? В свзи с этим вопросом возникает две теории.

Первая, «теория песен», создана в конце XVIII века немецким ученым Вольфом. Она сводится к тому, что первоначально существовали отдельные песни, малые поэмы, посвященные тем или иным эпизодам. Их могло быть 12 или 18. Затем они были объединены в единое целое и отредактированы.

Вторая теория получила название «теория единого зерна». Ее сторонники исходят из того, что в основе поэм лежит некое художественное и идейное единство, так называемые пра-поэмы. Именно они затем «обрастали» новыми сценами, сюжетными ответвлениями и героями. Сторонниками второй теории являются и русские филологи.

В чем сходятся все ученые, так это в том, что «Одиссея» моложе «Илиады». В ней запечатлен более поздний исторический этап жизни греческого общества. И хотя мы ничего не знаем о Гомере, очевидно, что в поэмах воплотились лучшие художественные традиции древних эллинов. Это подлинно народное творчество.

В Древнем Риме и в средневековой Европе поэмы Гомера воспринимались как образцы классического искусства. Своеобразным соревнование с Гомером стала поэма римского поэта Вергилия «Энеида». На гомеровские традиции опирались писатели и поэты, которые стремились создать крупные эпические поэмы, запечатлев в них важнейшие события национальной истории. Это Торквато Тассо («Освобожденный Иерусалим»), Мильтон («Потерянный рай»), Вольтер («Генриада»), Клопшток («Мессиада») и др. Однако все эти подражания были несколько искусственны. Это связано, прежде всего, с тем, что сама форма, стиль, манера гомеровских поэм соответствовали раннему историческому этапу. Для литературы более позднего времени наиболее органичными стали не обширные поэмы, насыщенные мифологическими образами, а романы-эпопеи, такие, как «Война и мир» Льва Толстого, «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Жан Кристоф» Ромена Роллана, «Иосиф и его братья» Томаса Манна и др. Не случайно «Войну и мир» называют «Илиадой нового времени.»

Эпос как литературный жанр восходит к устной традиции народных певцов. Сказания о Троянской войне, складывались в течение нескольких веков и облекались аэдами в художественную форму. Так сложились две большие эпические поэмы: военно-героическая «Илиада» и сказочно-бытовая «Одиссея». Их создание и окончательную реакцию древние греки приписывали одному из аэдов, которого предание называет Гомером. Достоверных сведений о Гомере нет ещё и в античные времена. По свидетельству древних, семь городов спорили за честь называться родиной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины. Толкование имени Гомера занимало уже древних. Его имя считали нарицательным, означающим «слепец». Но важно одно: это было величайшее имя гениального человека, сумевшего превзойти века и тысячелетия своими произведениями. Афинский тиран Лисистрат создает некую учёную комиссию, работавшую над творчеством Гомера и расположившую и нужном порядке разрозненные части «Илиады» и «Одиссеи». Эта работа означает, что завершение поэм относится к VIII-VII вв. до н.э. Следовательно, создатель поэм - представитель греческого перехода от родоплеменного быта к государственному.

В основу содержания «Илиады», «Одиссеи» легли предания из цикла мифов о Троянской войне. «Илиада», повествует о событиях 10 года войны, и рассказывает о гневе Ахиллеса, царя Фтии. Предводитель ахейского войска Агамемнон, отбирает у него его пленницу Брисеиду; Оскорбленный Ахилл отказывается от участия в сражениях и возращается к войску лишь после гибели его лучшего друга Патрокла. Мстя за смерть друга, он вступил в поединок с предводителем троянского войска Гектором, виновником смерти Патрокла и убил его.

«Одиссея» - сказочная поэма. В ней рассказывается о событиях, произошедших после окончания троянской войны, о возвращении на родину одного из греческих военачальников Одиссея, царя Итаки. В структуре «Одиссея» использует - первый в мировой литературе приём транспозиции (изложение прошлых событий в виде рассказа Одиссея).

Одна из причин бессмертия гомеровского эпоса - его гуманизм. Гомер прославлял прежде всего мужество человека, доблесть, любовь к родине, верность в дружбе, мудрость в советах, уважение к старости. Это оказывается созвучным всем эпохам и всем народам.

Главный герой «Илиады» - Ахилл, самолюбив, страшен в своем гневе, личная обида заставляет его пренебречь долгом, тем не менее, ему присущи нравственные понятия, которые, в конце концов, заставляют его искупить вину перед войском. Любовь к другу оказывается у него сильнее самолюбия. Он бросается в бой с удесятеренной силой и обращает в бегство троянцев, убивает Гектора и оскверняет его тело, мстя за смерть друга, Но когда приходит к нему старик Приам - несчастный отец, потерявший любимого сына, Ахилл смягчается, гнев его стихает и он проявляет великодушие. Это воспевание человечности героя - одно из проявлений гомеровского гуманизма.

Гомер не приветствует войну, и нередко мы наблюдаем элементы неприятия войны и её ужасов в творчестве Гомера:

«О, да пожнет вражда от богов и от смертных, и с нею гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит!».

Гуманизм Гомера, сострадание человеческому горю, восхищение внутренними достоинствами человека, мужеством, верностью долгу достигает ярчайшего выражения в сцене прощания Гектора с Андромахой. Это один из самых ярких эпизодов жертвенной любви в мировой литературе.

Персонажи Гомера статичны, односторонни. Каждый герой имеет своё лицо, отличное от других: Одиссей - хитроумный, Агамемнон - надменный, Парис - изнеженный. Елена - красива, Пенелопа - верная и мудрая жена, Гектор - мужественный. Односторонность в изображении оттого, что они предстают только в одной обстановке, и соответственно не могут проявиться все черты их характеров. Что касается развития характеров, то оно ещё не доступно Гомеру, и такие попытки изображения появятся только в конце V в. до н.э., в творчестве Еврипида. Для того, чтобы изобразить движение души, поэт использует весьма своеобразный приём: вмешательство богов. Это приём характерен для эпической традиции и призван, по-видимому, приподнять дух героев, так как тут руководят только достойными.

Эпос повествует о событиях и делах коллектива, а отдельной личностью интересуется мало. Боги Гомера антропоморфны: они обладают всеми человеческими слабостями, а иной раз даже пороками. От людей они отличаются только бессмертием.

Поэтическая техника гомеровского эпоса обладает:

  • 1) Торжественным гекзаметром.
  • 2) Постоянными эпитетами (только Ахилл в «Илиаде» имеет 46 эпитетов).
  • 3) Развернутые сравнения. Пространные речи персонажей. Повторения, длинные диалоги, гиперболы, словесные формулы (пал, как падает дуб).

Повествование всегда ведётся в эпически бесстрастном тоне: в нём нет признаков личного интереса автора, - благодаря этому создаётся впечатление объективности изложения событий.

В Росси интерес к Гомеру начал понемногу проявляться с усвоением византийской культуры, и особенно возрос в XVIII в., эпоху русского классицизма.

Полный перевод «Илиады» размером подлинника, был сделан Н.И. Гнедичем (1829), «Одиссеи» В.Жуковским (1849). Эти переводы до сих пор считаются лучшими.

Отсутствие каких-либо сведений о личности Гомера, а также наличие в поэмах противоречий, стилистических разнобоев, породили так называемый «гомеровский вопрос», т.е. совокупность проблем, связанных с изучением «Илиады» и «Одиссеи», и, в первую очередь, с авторством этих поэм.

Уже в 1664 году французский аббат д"Обиняк высказал мысль, что «Илиада» составлена из отдельных песен и не является единым произведением одного автора. В конце XVIII века немецкий учёный Вольф считал, что среди поэтов, исполнявших «Илиаду» и «Одиссею» наибольшей известностью обладал Гомер, и отсюда якобы авторство.

В дискуссии, разгоревшейся вокруг этих проблем, выделились две основные гипотезы: аналитическая, т.е. расчленяющая эпос на отдельные самостоятельные произведения, и унитарная, защищающая единство поэм. Кроме аналитической и унитарной существовали и различные компромиссные теории.

Например: сторонники теории основного ядра предполагали, что первоначальный текст постепенно обрастал дополнениями, вставками, вносимый разными поэтами; не один, а три, четыре поэта участвовали в составлении эпоса, отсюда первая, вторая, третья редакции и т.п. Представители другой теории видели в гомеровских поэмах объединение нескольких «малых эпосов».

Например: Адольф Кирхгофф считал, что в «Одессее» четыре самостоятельных повествования: путешествие Одиссея до того, как он попал к Калипсо, путешествие от острова Калипсо до Итаки; путешествие Телемаха; возвращение Одиссея на родину. Бльшинство современных исследователей, в том числе и замечательный учёный И.Тронский, автор солидного университетского пособия по истории античной литературы, придерживается унитарной теории. Тем не менее, конкретная история формирования гомеровского эпоса - вопрос ещё не решеный.

К послегомеровскому эпосу можно отнести творчество Гесиода. Гесиод (VII в. до н.э.) - первое реальное имя в античной литературе. Традиция приписывает ему авторство двух поэм - «Трудов и дней» и «Теогонии».

«Труды и дни» единственный, дошедший до нас образец дидактического эпоса. Поэма лишена сюжета. Гесиод выступает а поэме как моралист и поэт земледельческого труда. Поэма представляет собой набор поучений, практических и земледельческих советов брату Персу.

«Теогония» - это первая попытка греков систематизировать родословную богов и историю происхождения мира.

Ключевые понятия

Эпос, национальный эпос, героический эпос, дидактический эпос, композиция, место и время создания гомеровских поэм. Троянский цикл мифов, миф о Елене, миф о Троянском коне. Содержание «Илиады», содержание «Одиссеи», художественные особенности «Одиссеи», постоянные эпитеты, Гесиод.

  • 1. Обозначить суть «Гомеровского вопроса».
  • 2. Тема войны и её решение Гомером (дать анализ этой проблемы).

Литература

  • 1. Гомер «Илиада» люб. издание.
  • 2. Гомер «Одиссея» люб. издание.
  • 3. Гесиод «Труды и дни», «Теогония» люб. издание.
  • 4. И.М.Тронский «История античной литературы» М. 1988г.
  • 5. А.Ф. Лосев «Гомер» М. 1960.
  • 6. Г. Анпеткова - Шарова, Е. Чекалова. Античная литература. Учебное пособие. Л. 1989г.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png