П ушистые белые хлопья. Уютный скрип под ногами. Искрящийся снег отражает солнечный луч. Идеальная зима - милость природы. А уж коли не расщедрится, так искусство не подведет. Русские художники столетиями рисуют зиму. Сами того не зная - впрок. Рассматриваем зимние пейзажи с Натальей Летниковой .

Настроение зимы немного отдает ребячеством. Будучи в селении Ладейки под Красноярском, Василий Суриков решил передать всю удаль сибирскую, что сквозит даже в зимней забаве. «Я написал то, что сам много раз видел». Образы живописец искал каждый базарный день. Организация натуры - снежный городок и конный казак на «штурме» - заслуга брата художника. Сам Александр Суриков занял место на картине в «зрительном зале» - на санях, накрытых ярким ковром.

Взятие снежного городка. 1891. Государственный Русский музей

Пейзажи художника-мариниста. Настоящая редкость. Айвазовский написал за свою творческую жизнь около шести тысяч картин. И почти на каждой работе - море. Но живописец Главного морского штаба использовал в палитре и серебро, рисуя не гребни волны… а заснеженный лес. Источник вдохновения - не только южная Феодосия, но и северный Санкт-Петербург, где одаренный юноша Ованес Айвазян вырос в художника Ивана Айвазовского.

Зимний пейзаж. 1876. Частная коллекция

«На севере диком…» Поэтические строки Михаила Лермонтова и название картины Ивана Шишкина. Полвека со дня гибели поэта… Русские художники писали картины на его стихи. Шишкин выбрал тему одиночества и увидел свою сосну в местечке Кеми далекой Финляндии, куда перебралась дочь живописца. Ночь, полумрак, тишина, уединение - не приговор, а дивный зимний сон. «…В том крае, где солнца восход, / Одна и грустна на утесе горючем / Прекрасная пальма растет».

«На севере диком…». 1891. Киевский музей русского искусства

Сказка, опера, картина. И это все о ней. Снегурочку придумал драматург Александр Островский , наделил колоратурным сопрано композитор Николай Римский-Корсаков и вывел на опушку леса художник Виктор Васнецов . Трогательная девушка, прообразом которой стала Сашенька - дочь Саввы Мамонтова, делает шаг в большой мир. Белоснежная опушка и серая мгла вдали. Тревога в девичьих глазах и… ощущение сказки, пусть даже с печальным концом.

Дезн заключается в принятии всем существом происходящего вокруг тебя в данный момент. Иррациональный аспект любования природой — без осознания себя в ней — это дзен ребенка. Очень странно видеть, как «Первый снег» Пластова задают детям в школе. Или не странно, а верно?

Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие литературе и, следовательно, просвещению народа.
Алексей Гаврилович Венецианов


Зимняя картина современного мастера на классическую тему про мороз и солнце радует березками и снегом. Николай Анохин изображает русские перелески и стоящий на отшибе деревенский дом. Полотно это займет достойное место в нашем собрании зимних репродукций.


Картина известного художника Константина Юона неотъемлема от ее названия — «Мартовское солце «. В противном случае мы могли бы и не понять, что это именно март, конец зимы. Спасибо, автор разъясняет. Посмотрим же на полотно, яркое и цельное? Не вполне. Композиция «навылет» отражает движение, поворот, к свету и к лету.


Известная картина Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце» изображает не собственно солнце, а эффекты освещения. На картине противопоставлены крепкие дома и сани с лошадьми, двигающиеся по заснеженной дороге к нам — зрителям.


Картина Алексея Саврасова изображет угол заваленного снегом дворика, огороженного крепким забором. Саврасов писал и покосившиеся хаты, и вот такие дворики, и широкие пустынные зимние пейзажи Средней Полосы.


Безыскусная на первый взгляд картина Алексея Саврасова изображает даже и не зиму, а пространство. И не дорогу — даль. Практически сведенный до белого и темного колорит интересен для анализа.


Интересный зимний пейзаж Густава Курбе изображает пустынную окраину деревни в отвратительную, промозглую, холодную и сырую погоду. А где же лошади и люди? В стойлах и в корчмах, пожалуй.

Удивительно современный художник Николай Крымов. Его «Зимний вечер» отлично бы смотрелся в галерее художников на Вернисаже или Крымском валу. Вот только сейчас так пишут все, ну или через одного, а Крымов — первый. И очень разный.

Приветствую вас, мои любимые читатели. На улице зима, потому и тема сегодня зимняя. Предлагаю в очередной раз помочь нашим школьникам в учёбе и подготовить материал для детей про картины русских художников о зиме. Уверена, в самое ближайшее время он может пригодиться на уроках русского языка и литературы.

План урока:

Чем привлекательна для художника зима?

Русская зима – это не только наша визитная карточка для любого иностранца, который передёргивается от холода только при ее упоминании. Это ещё и настоящая находка для пейзажистов. Где ещё, как не на Руси, в таком великолепии можно увидеть пушистые снежные хлопья и искрящийся под лучами зимнего снег?

Как, если не художественной кистью известных авторов, с точностью до малейшего шороха передать тот самый уютный скрип под ногами? Кто, как не русские художники, могут окутать нас со своего художественного полотна безмятежным великолепием спящей зимой природы, укутавшейся белоснежным покрывалом?

Одним словом, «…мороз и солнце, день чудесный….». Вдохновлённые красивым поэтическим словом известных мастеров литературы о русской зиме, мастера живописи творили красоту на полотне, причём красоту чаще радостную, солнечную и полную ярких красок.

Давайте же скорее знакомиться с описанием некоторых картин известных русских авторов и погружаться вместе с их творчеством в завораживающий зимний мир природы.

Задорная зима Василия Сурикова

Начнём, пожалуй, с самых интересных для детей сюжетов – про озорные игры, ведь часто зимнее настроение чем-то напоминает ребячество.

Именно об этом и хочет поведать нам со своего полотна «Взятие снежного городка» Василий Суриков. Его работа считается одной из наиболее оптимистичных живописных картин, а в коллекции работ Сурикова – единственная, где нет ни трагической, ни конфликтной нотки, к чему был склонен автор.

Появилось художественное произведение живописи на свет во время пребывания автора на маленькой сибирской родине в Красноярске. Местные забавы с детства были по душе художнику с казацкими корнями. Такие игры он нередко наблюдал из окошка своего дома, да и сам в них участвовал. Снежные городки всегда появлялись как часть масленичных гуляний, к которым готовились за несколько дней.

Весь молодецкий задор нашёл воплощение на холсте, где главные герои – сибиряки с румяными и радостными лицами. Восхищённые взгляды крестьян в тулупах и полушубках направлены на всадника, взявшего снежную крепость.

Толпа победителей радостно смеётся, улыбаясь нам с полотна. Особенный колорит и праздник на картине создают примененные Суриковым эффекты праздника – расписные упряжки, яркие детали одежды. Наблюдается и привычная для художника техника – всегда много персонажей, каждый со своим выражением лица и в определённой позе, каждый наделён своим характером, словно автор вдохнул в них душу.

Суриковское полотно – это будто ожившая, полная движения морозная свежесть зимнего полудня, полного ярких контрастов.

Лазурная зима Игоря Грабаря

Полюбивший всей душой зимние пейзажи Игорь Грабарь всегда находил в чистых, на первый взгляд белых зимних красках, разные оттенки. Его картины – это далеко не скучное белое покрывало, закрывшее собой всё живое. Автор считал, чтобы написать зиму, нужно огромное количество разных оттенков. Потому-то его зима на полотнах – лазурная, в ярких сине-голубых красках, от безупречности которой порой рябит в глазах.

«Зимнее утро» художника – наглядное тому подтверждение. Хотя если внимательно присмотреться, то в работе можно увидеть и другую палитру красок, не выбивающуюся из общего лазурного тона. Покрытая снегом опушка, окутанные утренним инеем деревья занимают центральное место на холсте.

Особое настроение создают пробивающиеся сквозь ветви солнечные лучи, которые своим мягким жёлтым светом заставляют искриться всё вокруг, создавая ощущение утреннего морозца.

Игорь Грабарь не старался прорисовать каждую деталь. Наоборот, всё на холсте написано маленькими густыми мазками и слегка сливается в единый пейзаж, создавая восторженное настроение подобно сказке.

Загадочная зима Ивана Шишкина

Картина И.Шишкина под названием «Зима» — это настоящая тайна. Здесь только густые деревья и белый снег. На холсте лишь много стволов и огромных веток, покрытых большими белыми сугробами. И ничего более. А больше художнику ничего и не нужно было, чтобы передать нам всю таинственность зимнего дремучего леса.

Ни единого следа, говорящего о присутствии живой души, лишь поваленные стволы и безмолвие, скованное морозом. Всё говорит о том, что природа действительно спит.

Работа автора в некотором роде даже похожа на современную фотографию, настолько естественно близко ему удалось передать пейзаж. Смотришь сквозь могучие деревья и, кажется, что сейчас из-за них выйдет герой из сказок. Может, за деревьями прячется косолапый , а может сквозь ветви пробирается Морозко с волшебным посохом?

Лишь два цвета – белый и чёрный, зато как умело пейзажист Шишкин смог передать нам зимнее спокойствие лесной поляны и уходящее вдаль в светлое «окошко». Но стоит присмотреться повнимательней, и на снегу мы увидим оттенки жёлтого, а деревья далеко не печально чёрные, а написаны в мягких коричневых тонах.

Да и жизнь присутствует на холсте, оказывается! Вглядитесь: на ветке в этом пустынном зимнем сказочном мире сидит птица. И это тоже прибавляет загадочности и мистики работе Шишкина.

Деревенская зима Исаака Левитана

Картину с названием «Деревня. Зима» Левитан написал, когда ему исполнилось всего 18 лет, и это были его первые, но довольно успешные шаги в сфере живописи.

Простота сюжета складывается из нахохлившихся, будто замерших вместе с зимней природой деревенских домиков, разместившихся по бокам заезженной тропинки. Плотные снежные покрывала накрыли их приосанившиеся, выстроившиеся в стройные ряды силуэты.

Кажется, что всё замерло вместе с пришедшей в деревню зимой. О теплящейся в деревеньке жизни говорит разве что фигура человека, которую не так-то просто разглядеть в пейзаже с пустынной улицей и голыми деревьями на заднем плане.

Городская зима Константина Юона

Зима хороша не только в лесу, она красива не только в деревенском пейзаже. Она ещё и необычайно удивительна в городских сюжетах. У известного живописца Юона любимой темой было изображение на холстах Троицкой лавры. Удачней всего ему удавались зимние пейзажи с памятником архитектуры.

Его картина «Троицкая лавра зимой» пропитана любовь автора и несёт в себе надежду и веру. Центральное место на холсте занимает храм, протянувший в небо свои купола. И вся суета замирает в этом месте, словно...

Длинная череда людей направляется бесконечной лентой по торговому тракту мимо храма, а в небе им вереницей вторит стая птиц, будто отражение. Свежесть и умиротворение автор смог передать нам при помощи белоснежного покрывала. Полное зимнее спокойствие.

Вот такая зимняя пятёрка сегодня получилась. И это лишь маленькая толика среди множества картин известных русских художников о зиме. Может, у вас есть свои любимые? Поделитесь своими впечатлениями. Расскажите о них в комментариях)

А про картины на весеннюю тематику мы рассказывали . Мы вообще много про что рассказываем, так что, лучше подпишитесь на новости блога, чтобы быть в курсе школьных событий.

Прекрасной вам зимы!

Многих, а может и всех, выдающихся художников восхищало то время года, когда природа отдыхает, набирается сил под пушистым белым покровом. И они, вдохновленные, создавали удивительные зимние пейзажи, несколькими из которых мы полюбуемся сегодня.

Зимние пейзажи выдающихся художников. Юлий Клевер «Зимний пейзаж с избушкой», 1899

Юлий Клевер - русский художник немецкого происхождения, академик и профессор Императорской Академии Художеств. Родился в 1850-м году в городе Дерпт (ныне Тарту на территории Эстонии). Художник был влюблён в сказки, что вполне угадывается в каждой его работе - даже если на картине отсутствуют сказочные персонажи, то их дух чувствуется в лесных, болотных и речных пейзажах.

Юлий Клевер, картина «Зимний пейзаж с избушкой», 1899 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Игорь Грабарь, «Роскошный иней», 1941

Игорь Грабарь - русский художник, искусствовед, реставратор, педагог. Родился в Будапеште в 1871-м году, много путешествовал. В 1930-х годах «осел» в дачном посёлке художников в Абрамцево. Здешняя природа стала для Грабаря-пейзажиста неиссякаемым источником вдохновения. Главным объектом наблюдения и работы для него стал иней. Пример тому - картина «Роскошный иней».

Игорь Грабарь картина «Роскошный иней», 1941 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Иван Айвазовский, «Ледяные горы в Антарктиде», 1870

Эта работа всемирно известного художника-мариниста И. Айвазовского имеет три сюжетных составляющих: поразительную морскую мощь, потрясающую красоту вечной зимы и отвагу российских мореплавателей Беллинсгаузена и Лазарева, открывших Антарктиду в ходе экспедиции в 1820-м году. Картина «Ледяные горы в Антарктиде» базируется на воспоминаниях адмирала Лазарева.

Иван Айвазовский, картина «Ледяные горы в Антарктиде», 1870 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Архип Куинджи, «Солнечные пятна на инее», 1876-1890

Архип Куинджи - знаменитый русский пейзажист, ученик самого Айвазовского. Родился в 1851-м году. В своих работах с помощью градации полутонами достигал порой полной оптической иллюзии. К сожалению, из-за изменяемости красок со временем картины Куинджи теряют много из былого богатства. Поэтому, спешим любоваться тем, что сохранилось.

Архип Куинджи, картина «Солнечные пятна на инее», 1876-1890 года

Зимние пейзажи выдающихся художников. Исаак Левитан, «Лес зимой», 1885

Левитан - русский художник еврейского происхождения, мастер «пейзажа настроения». Работы Левитана доказывают, что лесная стихия прекрасна в любое время года - будь-то сочная весна, жаркое лето, дождливая осень или волшебная снежная зима. Нам, изнеженным жителям городов, удовольствие видеть красоту зимнего леса выпадает крайне редко. А посмотреть на неё гениальными глазами Левитана можно в любой момент.

Исаак Левитан, картина «Лес зимой», 1885 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Виктор Васнецов «Зимний сон» («Зима»), 1908-1914

Виктор Васнецов - ещё один адепт русского пейзажа, а также мастер исторической и фольклорной живописи. Большую часть его работы «Зимний сон» занимает опушка леса. Снег пушистым покрывалом окутал деревья, всё будто замерло, вокруг царит безмолвие и покой. И лишь лёгкие следы саней, ведущие в чуть видную вдали деревню, видны в левой части картины. Где-то там - тепло очага, а здесь, на переднем плане, господствует лютый мороз.

Виктор Васнецов, картина «Зимний сон», 1908-1914 года

Зимние пейзажи выдающихся художников. Борис Кустодиев, «Лыжники», 1919

Борис Кустодиев - русский и советский живописец, пейзажист, график, иллюстратор и театральный художник. Полотно «Лыжники» - удивительный пример работы белого на белом. Деревья, покрытые инеем, выступают на фоне бесконечной заснеженной равнины. Клубы тускло-белого дыма, выпускаемого паровозом, укрывают от взгляда снежную дорогу. И за всем этим пасторальным великолепием наблюдают двое лыжников - девушка и юноша.

Борис Кустодиев, картина «Лыжники», 1919

Зимние пейзажи выдающихся художников. Питер Брейгель Старший, «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», 1565

Питер Брейгель Старший - нидерландский живописец и график, самый известный из носивших фамилию «Брейлель». На первый взгляд в его «Зимнем пейзаже с конькобежцами и ловушкой для птиц» видно лишь как беззаботно резвятся люди на льду. Ловушка для птиц в тяжёлой двери в правой части картины угадывается едва. И где же вас ловец? Брейгеля старшего не зря считают шутником…

Питер Брейгель Старший, «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», 1565 год

Зимние пейзажи выдающихся художников. Хендрик Аверкамп, «Зимний пейзаж с конькобежцами», 1609

Другой нидерландский живописец Хендрик Аверкамп так же, как и Брейгель, любил писать небольшие реалистичные зимние пейзажи. Одним из них является этот «Зимний пейзаж», также со смещённым вверх горизонтом и дверью-ловушкой (прямое цитирование Брейгеля). Кстати, попробуйте её найти.

В который раз пишу, что Дневник мне дарит виртуальное знакомство со многими интересными, увлеченными живописью людьми, вот и к творчеству латышского акварелиста я обратился благодаря тому, что ко мне "на огонек" заглянула Rona1. Татьяна - бывшая жительница Риги, живущая ныне в Кармиэле, Израиль, рассказала мне, что отец ее свекра был художником, что она много лет увлечена живописью. С подачи Татьяны появились новые посты в рубрике "Фильмы о художниках", она же познакомила меня с именем Бректе и выслала фотографии нескольких имеющихся у нее дома работ художника. За что ей отдельная благодарность. Вот, таким образом, в моей серии ЖЗЛ появилось новое имя.

Янис Бректе

Латышский художник, заслуженный деятель искусств ЛССР (1981), один из популярнейших и плодотворных акварелистов советского времени, широко известен за пределами Латвии.

Янис Бректе родился в Риге в семье садовника. Детство провел в маленьком городке Лизума, с 1934 года и до конца жизни жил в Риге. В 1936 году поступил на курсы рисования художника Карлиса Андреевича Бренценса (Кarlis Brencēns, 1879-1951). Бренценс был мастером витражной живописи, который в своём творчестве пытался отобразить основные идейные веяния национального колорита. В частности, его витражи изобилуют изящно обыгранными этнографическими мотивами. Заслуживают внимания его работы начала 1900-х годов, например, «Петух в снегу» (1903) и портрет Валдемарса Кришьянис а (1912). В студии Бренценса Янис проучился три года.

В 1940 году он поступил в Латвийскую Академию искусств. Среди его педагогов были пейзажисты Лео Симанович Свемпс (Leo Svemps, 1897-1975), народный художник СССР с 1963 года, Карлис Миесниекс (Karlis Miesnieks, 31 января 1887 – 25 октября 1977), окончивший школу Петербургского Общества императорского искусства (1911) и Центральную рисовальную школу Штиглица, работавший в собственной студии живописи, а с 1922 года – в Академии, и Николас Брейкш (Nikolajs Breikshs, 10 января 1911 – 1 августа 1972), выпускник Латышской Академии, после ряда лет работы учителем рисования вернувшийся в 1945 году преподавать в «альма-матер».

Бректе окончил Академию в 1948 году, еще во время учебы, начиная с 1943 года, он стал участвовать в выставках.

Янис Бректе Улица Стрелниеку в зимой 1945 г.

Янис Бректе Первого января 1957 г.

Янис Бректе Морская школа 1960-е гг.

Янис Бректе Из окна мастерской 1968 г.

В 1950 году Янис Бректе становится членом Союза художников, в 1981 году ему присваивается звание Заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР. Большие персональные выставки художника прошли в Риге (1977, 1980) и Елгаве (1981).

Янис Бректе Подсолнечники с арбузом 1973 г.

Янис Бректе Без названия.

Бректе специализировался на пейзажах и натюрмортах. Но если в раннем творчестве художник сосредоточился на индустриальном пейзаже (им написано много видов гавани и порта), то в последующие годы он уделял больше внимания природе.

Янис Бректе Раннее утро. 1967 г.

Янис Бректе Дальний Восток. Владивосток. 1971 г.

Но, прежде всего, имя художника неразрывно связано со Старой Ригой. Бректе написал множество серий акварелей с видами улочек Старого города в разные времена года и с разными настроениями природы. В творческом наследии Яниса Бректе несколько тысяч работ.

Янис Бректе Старая Рига. 1973 г.

Янис Бректе Склады в Старой Риге. 1981 г.

Янис Бректе Серия Старая Рига.

Янис Бректе Серия Старая Рига.

Мемориальные выставки, посвященные его творчеству состоялись в Цесисе (1986) и Риге (1991, 1992). В художественном музее города Лизума находится постоянная экспозиция его работ.

Янис Бректе Улочка Старой Риги. Дом № 13.

Янис Бректе Сентябрь в Старой Риге 1967 г.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png