Строя на берегах Невы европейскую столицу, и желая привить на российской почве многовековой градостроительный европейский опыт, Петр I призывал для ее строительства и украшения мастеров из Италии, Голландии, Франции, Германии. Его большим желанием было воспитать своих отечественных мастеров: художников, архитекторов, скульпторов. С этой целью он отправлял в Европу для получения художественного образования талантливых молодых людей из России. Но желалось ему и в России иметь такое учебное заведение, которое могло бы воспитывать столь необходимых России специалистов. При петербургской типографии им была образована Рисовальная школа, которая готовила художников для иллюстрации книг, но его планы были гораздо шире. Планам Петра суждено было осуществиться позднее, в царствование его дочери императрицы Елизаветы Петровны. По инициативе М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова в 1757 году в Петербурге была основана Академия художеств, которую называли тогда «Академией трех знатнейших художеств» - живописи, ваяния и зодчества. Первые годы занятия Академии проводились во дворце Шувалова на Садовой улице. Переданные Шуваловым Академии библиотека, коллекция картин, слепков с произведений античного и западноевропейского искусства стали фундаментом для будущих библиотеки и музея Академии художеств.
Очень скоро встал вопрос о строительстве специального здания для Академии. В 1759 году распоряжением императрицы Елизаветы Петровны Академии были переданы два дома на углу набережной Невы и 3-ей линии Васильевского острова. Их перестраивали, переделывали, но они не могли удовлетворить нужд столь значимого для Петербурга и России высшего учебного заведения. Пришедшая к власти императрица Екатерина II придала Академии статус Императорской, и в 1764 году началось строительство здания по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота при участии архитектора А. Ф. Кокоринова, ставшего первым директором Академии. Торжественная закладка здания состоялась в присутствии императрицы и наследника 7 июля 1765 года. Первый камень в основание нового здания был положен золотой лопаточкой самой императрицей. Здание построено во входившем тогда в моду стиле классицизма и представляет собой составленный из четырех корпусов прямоугольник со сторонами 140 и 125 метров, внутрь которого вписан кольцеобразный корпус, который академисты называют «циркулем». «Циркулем» образован внутренний круглый двор диаметром 55 метров. Такая необычная конструкция здания была исполнением воли императрицы. На вопрос: для чего же это нужно, она отвечала: «Для того чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились». Кроме главного, круглого двора есть еще четыре маленьких световых двора по внутренним углам здания. Обращенный к Неве главный фасад здания оформлен тремя ризалитами. Центральный ризалит выделен дорическим портиком с треугольным фронтоном над ним. Прямые линии портика центрального ризалита смягчены плавными линиями его боковых частей, карниза и аттика под высокой изогнутой кровлей. Между колоннами портика установлены скульптурные копии с античных

Статуй Геркулеса и Флоры. Центральная часть здания была увенчана статуей Минервы, покровительницы ремесел и искусств, в окружении трех гениев художеств. Статуя была выполнена по проекту архитектора Прокофьева и установлена на куполе главного корпуса в 1786 году. Примерно через сто лет композиция, все более и более разрушавшаяся от времени, была заменена новой из тонкой листовой меди по проекту архитектора фон Бока. В 1910-тых годах в Академии художеств произошел большой пожар, после которого сильно поврежденную статую пришлось демонтировать. По сохранившимся чертежам и моделям скульптуры она была воссоздана скульптором Михаилом Аникушиным и его учениками и установлена на прежнем месте к 300-летию Санкт-Петербурга.
Здание чрезвычайно эффектно смотрится с Английской набережной левого берега Невы. Вместе с Меншиковским дворцом, зданием Академии наук, Кунсткамерой и другими памятниками архитектуры XVIII - XIX веков здание Академии художеств является важным элементом в общей панораме набережных Невы.
Простая, логически ясная композиция здания придает ему особую значительность, наделяет внешний облик первой государственной художественной школы в России величавостью, достойной ее высокого предназначения.
Южный фасад здания, обращенный на академический сад, по композиции схож с северным. Под куполом его центрального павильона разместилась церковь, освященная 24 ноября 1837 года во имя Святой Великомученицы Екатерины. Церковь была спроектирована тогда еще молодым архитектором К. А. Тоном.
Здание Академии художеств строилось довольно долго - с 1764 по 1788 год. Валлен-Деламот уехал из России раньше окончания строительства, а Кокоринов скончался в 1772 году. Оба архитектора были первыми профессорами Академии художеств. Работу по завершению возведения здания продолжали Ю.М. Фельтен и Е.Т. Соколов, старавшиеся по возможности не отступать от замысла авторов проекта. По этому проекту внутрь круглого двора, образованного кольцеобразным корпусом, можно было попасть с набережной через сквозной проезд, на месте которого в 1817 году был построен вестибюль, который сохранил первоначальную отделку. Из нижнего вестибюля две лестницы ведут в парадный верхний вестибюль с хорами и балюстрадой, покоящимися на высоких стройных колоннах. Верхний вестибюль, в отличие от нижнего, сложного по композиции, просторен и полон света. Рядом с вестибюлем в 1817-1820 годах была установлена чугунная лестница по проекту архитектора А. А. Михайлова 2-го.
Оформлением интерьеров Академии занимались ее выученики. Так, например, стены расписывались по эскизам А. И, Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. Лепной декор и барельефы выполнены В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым, И. П. Мартосом, И. П, Прокофьевым. Роскошные Рафаэлевский и Тициановский залы были отделаны в 1830-1834 годах по проекту К. А. Тона. Им же был составлен проект домашней церкви Академии, созданной в 1837 году. В конференц-зале сохранился живописный плафон, над которым работал В. К. Шебуев. Залы библиотеки оформлялись по проектам Д. И. Гримма и В. А. Щуко. Все они и многие другие, ставшие знаменитыми, русские живописцы, скульпторы, архитекторы, граверы прошли академическую школу, задав высокий тон мастерства следующим поколениям художников.
Академия художеств, до начала ХХ века бывшая единственным в России высшим художественным учебным заведением, оказывала большое влияние на культурную жизнь России. Сфера ее деятельности была гораздо шире художественного образования талантливых молодых людей. Она стала центром художественного просвещения, активно влияя на развитие всех видов искусства. Самые важные архитектурные, скульптурные и живописные проекты для Санкт-Петербурга и других городов не обходились без рассмотрения и утверждения Академии. Академией велась большая научно-исследовательская работа, проводились конкурсы и выставки. Из среды педагогов и учеников Академии вышли создатели самых значительных сооружений в Санкт-Петербурге и других городах. Казанский собор, Исаакиевский, храм Спаса-на-Крови и храм Христа Спасителя созданы профессорами и учениками Академии художеств. Для оформления храма Христа Спасителя в Москве при Академии в 1847 году было учреждено Мозаичное отделение. В «Литейном доме», образованном еще при Екатерине II отливались скульптуры из бронзы для украшения Петербурга. Клодтовские кони, статуи святых Князя Владимира, Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного для Казанского собора, памятники М. И. Кутузова и М. Б. Барклаю-де-Толли перед ним отлиты в Литейном доме при Академии художеств. В результате деятельности Императорской Академии художеств в разных городах России были открыты художественные школы, стали появляться общества художников, в программу общего образования вошло преподавание живописи.
А теперь приведем небольшие выдержки из «Краткого исторического сведения о состоянии Императорской Академии художеств», написанного президентом Академии А. Н. Олениным в 1829 году, чтобы попробовать представить те, отнюдь не идеальные условия, в которых велась эта большая работа. Ко времени, когда президентом Академии стал А. Н. Оленин, то есть к началу XIX века, стали сказываться и неудобства, созданные незавершенным строительством, и недостатки от неточно найденных инженерных и планировочных решений. Но обратимся к тексту.
«Главный вход Академии к парадной лестнице оставался всегда настежь открытым с улицы на круглый двор; по сему оный был в зимнее время часто занесенным снегом так, что снегу по нескольку возов вывозили в день, при вьюгах и непогоде; на верху же лестницы колонны, украшающие великолепный сей вход, оставались всегда обледеневшими». Кроме того, «рисовальные классы, особливо натурный, были совершенно похожи на курень», потому что они освещались «посредством смрадных простых лампад», «широкая железная труба, проведенная сквозь крышу здания для уменьшения копоти... в большие морозы служила проводником несносного холода прямо на голую натуру и на учеников». Не говоря уже о том, что по коридорам и залам Академии помимо холода разносился «зловредный и несносный запах» от устроенных прямо в здании «отделений нечистот». А в спальнях воспитанников, находившихся на третьем этаже «циркуля», воздух был «сперт, следственно, и вреден», от того, что эти помещения плохо проветривались.
Чтобы устранить эти явные, бьющие порой в нос, неудобства по распоряжению Оленина в здании Академии были проведены ремонтные работы. Была исправлена кровля, уборные вынесены из здания во дворы, были проведены работы по улучшению планировки жилых и учебных помещений, продумана лучшая система освещения. Был поправлен и внешний облик здания: уличные и дворовые фасады были заново оштукатурены. А в парадных воротах были поставлены «дубовые филенчатые двери с полуциркульными фрамугами и резьбою».
В 1829 году в здании Академии художеств была начата реконструкция залов невской анфилады по «высочайше одобренному» проекту молодого архитектора К. Тона, завершившаяся к 1837 году. Реконструкция касалась западного и восточного павильонов, где на месте небольших помещений появились большие залы с куполами. Новую отделку получили двусветные галереи, получившие название «античных», так как в них сохранялись слепки с «антиков». Кроме того, были достроены и отделаны домовая церковь Академии и центральный зал невской анфилады. 24 ноября 1837 года церковь была освящена во имя Святой Великомученицы Екатерины. Для убранства церкви были выполнены монументальные фигуры четырех евангелистов по моделям В. И. Демут-Малиновского. Иконостас был спроектирован К. А. Тоном. В композицию иконостаса вошли два коленопреклоненных ангела, изображения которых были выполнены С. И. Гольбергом. По стенам церковного зала между пилястрами были размещены 12 рельефных панно на библейские сюжеты. Церковь была также украшена замечательными живописными композициями работы П. В. Басина и В. К. Шебуева. Они не сохранились до наших дней. Но с 1991 года, когда церковь была вновь открыта после долгого перерыва, в церкви постоянно ведутся работы по восстановлению ее былого убранства.
В шестидесятых годах XIX столетия отмечался столетний юбилей со дня официальной «инаугурации» Академии. Это время отмечено целым циклом преобразований ее интерьеров. Был изменен по проекту профессора архитектуры А. И. Резанова и превращен в конференц-зал центральный зал невской анфилады. Архитектором Р. А. Гедике длинные кладовые для скульптурных форм были превращены в залы. В залах были устроены дубовые лестницы, ведущие на третий этаж. Профессором Д. И. Гриммом некоторые аудитории были приспособлены под читальные залы библиотеки. Был отремонтирован и зал в восточном павильоне, над оформлением которого работал когда-то К. А. Тон. Он был превращен в книгохранилище, но «тоновская» отделка была бережно сохранена.
С середины XIX века на стенах двусветных галерей невской анфилады стали размещаться большие живописные полотна - копии, сделанные русскими и иностранными художниками со знаменитых полотен великих мастеров эпохи Возрождения и более позднего времени. В начале двадцатого века полотна вмонтировали в стены. В таком виде они и сохраняются доныне. Восточная галерея называется сейчас Рафаэлевским залом - в ней находятся копии ватиканских фресок Рафаэля. В западной галерее разместились преимущественно копии с картин Тициана, отчего она была названа Тициановским залом.
Здание Академии художеств без сомнения является одним из самых узнаваемых шедевров петербургской архитектуры. Ее монументальный, величественный фасад уже более двух столетий украшает набережную Невы на Васильевском острове.

Еще в годы правления императрицы . Основная заслуга в ее открытии принадлежит .

Графу очень хотелось, чтобы Академия искусств находилась в , при задуманном им университете, но учреждена она была в 1757 году в , однако в течение 6 лет числилась в Москве.

Первый набор состоялся в 1758 году. Занятия проводились в особняке Шувалова. Студенты изучали гравюру, портрет, архитектуру и скульптуру. Самых талантливых, Шувалов отправлял учиться дальше за границу.

Финансировалась дальнейшая стажировка из средств Академии, которых было очень мало. Елизавета Петровна выделила на ее содержание 6 тысяч рублей в год.

Содержалась Академия, в основном, на средства самого Шувалова. К концу XVIII века для Академии на Университетской набережной было построено новое здание, котором она и находилась все время своего существования. В качестве преподавателей были приглашены знаменитые художники из Германии и Франции. Позднее в Академии начал преподавать архитектор Кокоринов А.Ф.

Настоящего расцвета Академия достигла уже при . Императрица выделила на ее содержание уже 60 тысяч рублей, что позволило пригласить новых талантливых преподавателей, посылать за границу большее число студентов. Но Кокорина на посту президента Академии сменил Бецкий. При его системе администрирования деятельность Академии начала приходить в упадок. От последствий развала, происшедшего в эти годы, учебное заведение еще долго не могло оправиться.

В середине XIX века Академия была передана в подчинение Министерства при Императорском Дворе. В связи с этим увеличиваются средства на ее содержание, больше внимание уделяется содержанию пансионеров за границей, классные художники стали получать звания и чины.

Правда, не всем студентам нравились новые порядки. В 1863 году 14 самых талантливых учеников, недовольных запретом Совета Академии на замену конкурсного задания, покинули стены учебного заведения. Позднее они организовали " ".

После , Императорская Академия художеств была закрыта в 1917 году. За годы ее деятельности из стен учебного заведения вышли такие именитые художники, как ., ., Брюлов К.П., Врубель М.А., Кипренский О.А. и многие другие художники, которые оставили свой заметный след в русской культуре.

За годы Советской власти Академия неоднократно изменяла название, но каждый раз оно указывало, что учебное заведение должно проповедовать именно пролетарскую культуру. В 1990 году прошлого столетия данное учебное заведение было преобразовано в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени , каковым и остается до сих пор.

Академия художеств была учреждена в Петербурге решением Сената 17 (6 по старому стилю) ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны по инициативе великого русского ученого Михаила Ломоносова и известного просветителя того времени графа Ивана Шувалова.

Именно Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и в 1758 году подарил академии свою художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею.

В 1764 году Академия художеств получила статус Императорской.

В этом же году при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети пяти-шести лет. После девятилетнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. С 1767 года выпускники академии, награжденные золотой медалью, направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х годов в Императорской академии художеств начали проводиться выставки произведений искусства.

Среди первых выпусков академии — художники-портретисты Антон Лосенко и Федор Рокотов, скульптор Федот Шубин, архитекторы Василий Баженов и Иван Старов.

В 1802 году устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественно-художественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. Академия получила право заниматься проектами городского строительства, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса на Крови в Санкт Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.

В 1840 году Воспитательное училище было закрыто, оставлены лишь учебные классы. С 1843 года президентами академии назначались только лица императорской фамилии. В 1847 году при академии было учреждено Мозаичное заведение в составе художественного и технического отделений. По уставу 1859 года академия утратила самоуправление и была подчинена Министерству императорского дворца.

В 1893 году был утвержден новый устав, который вернул академии самоуправление. Учебные классы были преобразованы в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры, при котором были открыты мастерские во главе с известными художниками Ильей Репиным, Владимиром Маковским, Иваном Шишкиным, Архипом Куинджи. Академии художеств было предоставлено право утверждать проекты монументальных сооружений.

Музей академии, основанный графом Иваном Шуваловым в 1758 году, за время своего существования собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей. На основе этой коллекции в 1895 году был создан Русский музей императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).

Активно работают региональные отделения Российской академии художеств "Урал, Сибирь и Дальний Восток", Поволжское отделение, Южное отделение.

Ученики и члены академии принимали участие в осуществлении художественных проектов - воссоздании храма Христа Спасителя в Москве, сооружении мемориала Победы на Поклонной горе в Москве, архитектурном решении фасадов и интерьеров комплекса зданий филиала Государственного академического Большого театра России и других.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Среди выпускников Академии – известные художники и архитекторы А.П. Лосенко, Ф.И. Шубин, В.И. Баженов, Ф.С. Рокотов, А.А. Иванов, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, И.П. Мартос, М.М. Антокольский, А.Н. Воронихин, Л.Н. Бенуа и многие другие.

История создания

Идея создания «Академии наук и художеств» в России впервые была высказана императором Петром I еще в конце 1690 годов. Но реализована идея была только в 1757 г. в царствование императрицы Елизаветы Петровны по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова. Хотя предыстория создания очень долгая и довольно запутанная: непосредственно Академия художеств формировалась в недре Академии наук и, по мнению Ломоносова, отягощала «ученый корпус». Он планировал организовать вторую Академию художеств при Московском университете.

Ф. Рокотов "Портрет графа И.И. Шувалова"

С первых лет существования «Академии художеств и наук» в нее вошли «мастеровые и ремесленные люди» для иллюстрирования научных изданий, гравирования планов и карт, изготовления точных инструментов, а также для выполнения придворных заказов на проекты иллюминаций, портреты и живописные работы. Ведущее место в штате Академии художеств заняли первоклассные русские и иностранные граверы. Высокий уровень гравировального искусства, ими достигнутый, и сложившаяся к концу 1730-х годов педагогическая система определили превращение Академии художеств при Академии наук по преимуществу в центр гравирования.

Во время царствования Анны Иоанновны вопросом отделения Академии художеств от Академии наук занимался один из самых просвещенных сподвижников Петра I – В.Н. Татищев. Он планировал создать «Академию ремесел», которую и должен был возглавить. Но этот план не воплотился в жизнь, Татищев об этом писал так: «Императрица Анна Иоанновна ко устроению оной соизволение свое объявить и на содержание ее по 12000 рублей в год дать изволила, в которой быть ремеслам. 1. Архитектуре, 2. Живописи, 3. Обрязощества, 4. Механики, и людей: главным Татищева, в архитектуре Еропкина, в живописи Каравакка, в скульптуре Растрелия, в механике из Профессоров искуснейшего, но Остерман, по некоей ненависти удержал и указ, изготовленный к подписке уничтожил, и тако сие весьма государству полезное дело в забвении осталось».

Когда осенью 1733 г. Академия художеств (в составе Академии наук) получила определенную сумму, то это вызвало недовольство ученых и они настойчиво стали требовать отделения ее. Но этот вопрос снова не решился.

В 1741 г. за дело взялся М.В. Ломоносов. Он возглавил борьбу с засильем немцев в Академии, но новая попытка отделить Академию художеств от Академии наук снова оказалась безрезультатной.

В конце 1753 г. Ломоносов обратился к двум самым влиятельным людям при дворе – графу Шувалову и графу Разумовскому с призывом поддержать его, т.к. считал, что излишнее увлечение гравировкой раздуло штат Академии и «препятствует приращению наук». Но сопротивление оппонентов продолжалось. Существовавшие при Академии наук университет и Академия художеств не отвечали своему назначению и тормозили деятельность научно-исследовательского центра. Ломоносов решил основать второй (самостоятельный) университет и вторую (самостоятельную) Академию художеств в Москве.

Здание Императорской Академии художеств

Здание Императорской Академии художеств

Учебные классы открылись в 1758 г., первый выпуск состоялся в 1762. В 1764 императрицей Екатериной II был утвержден устав и штаты академии, которая получила статус Императорской. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания.

В 1888 г. закончилось строительство каменного здания Академии на берегу Невы по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова.

Здание Академии художеств должно было стать символом новой архитектуры, в наибольшей степени свидетельствуя об изменениях в государственной архитектурной политике начала царствования Екатерины Великой. Первоначальный проект Блонделя был переделан со значительным увеличением объёмов архитекторами Валлен-Деламотом и А. Ф. Кокориновым.

В 1764 г. при Академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему - «программу». С 1767 награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства.

В 1802 г. при президенте А. С. Строганове Академия играла главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.

Двенадцать росписей исполнены Федором Антоновичем Бруни и его учениками.

Фёдор Антонович Бруни (1799-1875) - русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля.

Фёдор Бруни (настоящее его имя было Фиделио ) родился 10 июня 1799 года в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; впоследствии он занимался работами в Москве.

Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств.

За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряной медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно отправил сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора.

Роспись потолка Исаакиевского собора. Ф. Бруни "Страшный суд"

Во второй половине XIX в. Академия художеств считалась главной в России школой художественного образования. В ней работали И.Е. Репин, В.Е. Маковский, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи и другие известные художники.

Музей Академии художеств за время своего существования собрал уникальную коллекцию мировой и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей. На основе этой коллекции в 1895 г. был основан Русский музей императора Александра III.

Петербу́ргская акаде́мия худо́жеств - российское высшее учебное художественное учреждение, основана в Петербурге в 1757 году, с 1764 года официально называлась Императорской академией художеств. Идея создания «Академии наук и художеств» в России впервые была высказана Петром I Великим в конце 1690-х годов. «Академия трех знатнейших художеств», закрытое учреждение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры, была учреждена в Петербурге в 1757 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны , по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова . Именно Шувалов стал первым директором академии, пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников, а в 1758 году подарил академии свою художественную коллекцию, которая положила начало библиотеке и музею. Учебные классы открылись в 1758 году, первый выпуск состоялся в 1762 году. В 1764 году Екатериной II Великой был утвержден устав и штаты академии, которая получила статус Императорской академии художеств. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания. Академия получила самоуправление - ее возглавлял Совет профессоров и президент.

В том же 1767 году году по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова началось строительство каменного здания академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788. В 1764 при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему - «программу». С 1767 награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства.
В 1802 при президенте А. С. Строганове устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественно-художественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.
В 1840 было закрыто Воспитательное училище и оставлены лишь учебные классы. С 1843 президентами назначались только лица императорской фамилии. В 1847 при академии было учреждено Мозаичное заведение в составе художественного и технического отделений. По уставу 1859 академия утратила самоуправление и была подчинена Министерству императорского дворца. Во время подъема демократического художественного движения из академии ушли 13 ее выпускников во главе с И. Н. Крамским , которые создали самостоятельное объединение «Артель художников ».
Благодаря деятельности крупных педагогов, в том числе выдающегося преподавателя П. П. Чистякова , академия и во 2-й пол. 19 в. сохраняла свое значение главной в России школы художественного образования. В 1893 был утвержден новый устав, который вернул академии самоуправление. Учебные классы были преобразованы в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры (ВХУ), при котором были открыты мастерские во главе с выдающимися художниками И. Е. Репиным , В. Е. Маковским , И. И. Шишкиным , А. И. Куинджи . ИАХ было предоставлено право утверждать проекты монументальных сооружений. Музей академии, основанный графом И. И. Шуваловым в 1758, за время своего существования собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей, на которых учились все поколения студентов. На основе этой коллекции в 1895 был основан Русский музей императора Александра III .
В 1918 академия была закрыта, часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж . Вместо ВХУ после ряда преобразований в 1932 был создан Институт живописи, скульптуры и архитектуры. В 1933-1947 в бывших зданиях ИАХ располагалась Всероссийская академия художеств, преобразованная затем в Академию художеств СССР. В этих заданиях располагается музей, архив, библиотека Петербургской академии художеств. Среди выпускников Императорской академии художеств: А. П. Лосенко , Ф. И. Шубин , В. И. Баженов , Ф. С. Рокотов , И. Е. Старов , А. А. Иванов ,

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png