План урока № 21
по предмету «Русская литература»
Тема программы: Л.Н.Толстой.
Тема урока: Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
Обучающая: проследить, как формируется характер любимого героя Толстого; выявить авторское отношение к герою и определить свой взгляд на героя и его поступки; заглянуть в сложный мир его душевных переживаний.
Развивающая: обеспечить условия для развития умения анализировать художественные тексты, выделять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, сравнивать, строить аналогии, систематизировать, отбирать материал по теме урока.
Воспитательная: создать условия для воспитания хорошего читателя, который может видеть глубину художественного текста, чтобы восприятие настоящей литературы вызывало эстетическое наслаждение.
помочь учащимся проследить, как формируется характер героя; развивать умение
анализировать художественной текст, выделять главное, сравнивать; воспитывать
нравственные качества.
Материально-техническое оснащение урока: портрет Л.Н.Толстого, текст романа «Война и мир».
Ход урока
Организационная часть:
1.1. доклад дежурного;
1.2. проверка готовности учащихся к уроку.
2. Целевая установка и мотивация, стимулирование деятельности учащихся:
2.1. тема и цели урока;
2.2. преподаватель обращает внимание на актуальность и значимость изучаемого материала.
Формирование теоретических знаний.
3.1. Слово учителя.
Семья Болконских.
Первый раз мы сталкиваемся с семьёй Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых горах ожидают приезда князя Андрея с женою.
Князь Николай Андреевич Болконский привлекает и Толстого и читателя своей незаурядностью. «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Друг Кутузова, он ещё в молодости получил генерал-аншефа. И опальный, он не переставал интересоваться политикой. Его энергичный ум требовал выхода. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то написанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками...». «Он сам занимался воспитанием своей дочери». Недаром у Андрея настоятельная требовательность общаться с отцом, ум которого он ценит, аналитическими способностями которого он не перестаёт удивляться: «Как мог этот старый человек, сидя много лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов.» Гордый и непреклонный, князь просит сына: «записки...государю передать после...моей смерти» А для Академии он подготовил премию тому, кто напишет историю «суворовских войн». Николай Андреевич сердцем видит переживания сына и помогает ему в трудном разговоре об оставляемой жене и будущем ребёнке. И назначенный старым князем год для испытания чувств Андрея и Наташи - это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувства сына: «Был сын, которого жалко было отдавать девчонке».
Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Его можно назвать деспотом, наблюдая, как он обращается с дочерью, но это объясняется его фразой: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». Источником людских пороков он считает праздность и суеверие. А главным условием деятельности - порядок. Отец, гордящийся умом сына, знает, что между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов, мыслей... Он понимает, как богат духовный мир его детей. Во многом Андрей Болконский повторяет жизнь своего отца, заставляя старого князя гордиться своим сыном.
3.2. Беседа
Поиски Андрея Болконского.
Сначала князь Андрей стремиться найти смысл и содержание жизни в военной деятельности, славе и героическом подвиге:
1. служба в армии. Т.1,ч.1,гл.5 Для чего идёт на войну князь Андрей? (Андрей Болконский уходит на войну, чтобы разорвать «заколдованный» круг «гостиных сплетен, балов, тщеславия, ничтожества», чтобы добиться своего Тулона, в котором он видел смысл жизни. Воинский подвиг, который выведет его из ряда неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе - таково было первоначальное представление князя Андрея о природе подвига).
2. Резкий разговор с Жерковым о долге и чести русского офицера. Т 1,ч.2, гл.3 Почему князь Андрей был возмущён поступком Жеркова? («Мы - или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху или печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела»).
3. Мечты князя Андрея о славе и подвиге. Т 1,ч 2. гл 12; Т 1,ч. 3, гл. 12 Какие мечты будоражат князя Андрея? Для чего он хочет совершить подвиг?
Найдя кумира в Наполеоне, князь Андрей обособляет себя от других людей. Его мечта о славе героя соответствует духу русской культуры того времени, когда герой мыслит себя непременно на пьедестале. Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремлённость может заполнить собою всю жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом», то есть каждый должен стремиться достичь в своём деле совершенства. Князь Андрей хочет выдвинуться в жизни, чтобы проявить свои силы, да и о почестях тоже думает. Тщеславие, свойственное светскому обществу, его тоже задевает. Несмотря на то, что князь Андрей думает о славе, он симпатичен читателю, так как он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни.
Он очень молод. Мечтательность свойственна молодым. Когда человек мужает, находит своё призвание, всё суетное отступает. Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте.
Подвиг, совершённый под Аустерлицем князем Андреем - его звёздный час. Сбылась его мечта, как когда-то Наполеон на Тулонском мосту, князь Андрей со знаменем в руках повёл за собой солдат. Это. конечно, славный подвиг, достойный родовой чести Болконских, чести русского офицера. Но для Толстого важна внутренняя сущность, самый тип подвига. Ведь и Наполеон обладает безусловной личной храбростью, и он способен пойти впереди войска. Эта внутренняя сущность подвига Болконского и является причиною того, что этот подвиг не поэтизируется в романе. Это, конечно, никак нельзя понимать как осуждение воинской доблести Андрея Болконского. Нет, его подвиг вносит ещё один штрих в его портрет рыцаря, безупречного солдата, настоящего человека с высокими и строгими категориями жизни, возвышающегося над всей окружающей его оправой высокопоставленных карьеристов.
4. Храбрость и мужество, проявленные князем Андреем в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях. Т 1. ч. 2, гл. 20, 21
Вспомните, к каким мыслям пришёл князь Андрей после Аустерлица? (Разочарование в стремлении к славе, к подвигу, крушение наполеоновского культа – таков итог его поисков в конце тома II).
Почему совершённый подвиг принёс князю Андрею разочарование? Какие выводы о подвиге и о героях он делает?
Участие в Шенграбенском сражении заставляет князя Андрея иначе смотреть на вещи. Со спокойным мужеством находится он на самых опасных участках боя. Но встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя в избе у Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в ином свете. Тушин, которому обязаны успехом дня не только не требовал для себя «славы и любви людской», но даже не умел постоять за себя перед несправедливым обвинением начальства, а подвиг вообще остался невознаграждённым. Он ещё не отказался от своего представления о подвиге, но всё пережитое за день заставило его задуматься.
Исподволь готовит Толстой тот переворот в душе князя Андрея, который произошёл па Аустерлицком поле. Возвышенные мечты столкнулись в ходе военных действий с реальной действительностью и бытом войны.
Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. С ощущением великого разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на поле боя раненый князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком, «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом». Правда, ранение принесло князю Андрею не только разочарование в тщетности и ничтожности подвигов во имя личной славы, но и открытие нового мира, нового смысла жизни. Неизмеримо высокое, вечное небо, синеющая бесконечность открыли в нём новый строй мыслей, и он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».
И в этом образе неба, который сопровождает князя в романе Толстого, являясь как бы его лейтмотивом, есть величие, идеальность, есть бесконечность стремления, и есть отрешённость, холодность. Небо - абсолютное, вечное, справедливое, князь Андрей ищет в жизни справедливость и совершенство. Но они должны быть прямо даны в явлениях жизни, не скрыты за относительным и случайным. Жизнь не должна быть запутана, она должна являть совпадение, торжество, слитность закона и формы, идеала и реальности - таково к ней требование князя Андрея. Навсегда не переходим для него разрыв - совершенство и несовершенство действительного, «небо» и земная реальность отношений людей. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв - трагическая тема образа Андрея Болконского.
Перед нами характерное для Толстого изображение природы: она олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей. Писатель воспроизводит не столько зрительный образ неба, сколько то впечатление, тот строй мыслей, который оно вызывает. Картина природы включается во внутренний монолог князя Андрея: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал...,не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнан его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба.» В этих мыслях князя Андрея отражён общий итог -ощущение разочарования в жизни в результате осознания своих ошибок. Гак по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это нечто - естественная жизнь природы и человека. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом нового, высокого понимания жизни, раскрывшихся перед ним «бесконечных и светлых горизонтов». Этот символ проходит через всю его жизнь.
5. Настроение князя Андрея в период глубокого душевного кризиса.
Вернувшись домой, князь Андрей застаёт свою жену при смерти. В её лице было отражено страдание и немой укор мужу: почему ты покинул меня в тот момент, когда больше всего нужен? Разочарование в службе в армии, смерть жены ввергают князя Андрея в глубокий душевный кризис. Всё своё время он решил посвятить воспитанию сына и усовершенствованию хозяйства.
Т 2.ч.3. гл 1 Чем занимается князь Андрей дома?
Разочарование в стремлении к славе, к подвигу, крушение наполеоновского культа -таков итог служения в армии. Дальнейшие события - появление ребёнка, смерть жены - потрясли князя Андрея. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь для себя и своих близких -то единственное, что ему остаётся.
Когда князь Андрей, странно размягчённый, вернулся домой, с непривычно ласковыми словами, готовый к миру, на него обрушилось горе - смерть жены. И то, что он чувствовал себя виноватым перед ней, усугубило его кризис, заставило замкнуться, уйти в себя. Переживания сделали его скептиком. Пьера, навестившего его к Богучарове, поразил его «потухший мёртвый взгляд». «Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызений совести и болезни). - вот вся моя мудрость теперь». - говорит князь Андрей Пьеру. В споре князя Андрея с Пьером звучит одна важная мысль: нравственное самоусовершенствование в то время - это идеал материально обеспеченных людей, не понимающих, что такое тяжесть труда и тяжесть жизни.
6. Постепенное пробуждение героя от нравственного кризиса. Что помогло князю Андрею справиться с душевным кризисом? Как он решил реализовать свои возможности?
Толстой показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения - встреча с Пьером и разговор с ним на пароме. В пылу спора с другом Болконский говорит несправедливые слова, высказывает крайние суждения. Но для себя он делает правильный вывод. «Надо жить, надо любить, надо верить» - эти слова Пьера глубоко запали в душу князя Андрея. Ожил его потухший взгляд и стал «лучистым, детским, нежным». Именно сейчас «в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо, которое он видел, лёжа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе... Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя по внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Первое, что он сделал для людей, - преобразования в деревне, облегчившие участь его крестьян.
Природа возродила князя Андрея к жизни, заставила его жить, обновила, он понял смысл жизни, её цель. Ход мыслей князя Андрея меняет величие, вечность и бесконечность природы. У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу. Для всех положительных героев романа всегда открывается их «небо», которое открывается им почти всегда в момент кризисов, на переломах в жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Природа помогает человеку найти своё место в жизни, жить общей жизнью. Не случайно Толстой считает: «Самая чистая радость - радость природы». Писатель говорит о природе, одухотворяя её, наделяя человеческими чертами. Глядя на дуб, князь Андрей видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а руки и пальцы, старые болячки. При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым и презрительным уродом», который наделён способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать весёлую семью «улыбающихся берёз». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нём, употребляет местоимения «мы», «наша»... Жизненные силы, которые возродил дуб, проснулись и в душе Болконского. Он остро ощущает радость бытия, видит возможность приносить пользу людям, возможность счастья и любви. И он решает: «.. .надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь...чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе.»
7. Выдающийся ум, широкий кругозор государственного деятеля. Отпечаток трудовоговоспитания, данного отцом. Стремление к полезной общественной деятельности. Участие в законодательной деятельности М.М.Сперанского и разочарование в ней. Т 2,ч.З, гл.18 Почему князь Андрей разочаровался в государственной службе?
Снова возникают честолюбивые мечты. Князь Андрей намерен принять участие в преобразованиях, которые в то время замышлялись в высших сферах. В петербургский период жизни Болконского Толстой рисует реальных исторических деятелей, с которыми князь Андрей сталкивается, - это Аракчеев и Сперанский. Князь Андрей занимался составлением новых военных проектов и был начальником отделения комиссии составления законов, работая над отделом «права лиц», но он вскоре увидел, что эта работа праздная. Начав общественную работу увлечённо, разочаровался в своей общественной деятельности, потому что не видел её глубокого смысла. Разочаровался князь Андрей и в самом Сперанском. Страстное желание «найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился», привлекло его к этому деятелю, но потом он увидел, что тот вовсе не соответствует его идеалу. Только та деятельность удовлетворяет героя, в которой он найдёт совмещение интересов для себя и для других... А пока он ошибается, вечно борется, потому что «спокойствие -душевная подлость». В его поисках, разочарованиях и надеждах отразилась важная грань «настоящей жизни» по Толстому.
8. Взаимоотношения Андрея Болконского и Наташи Ростовой. Т2, ч.З.гл 16, 19, 22 Что привлекло искушённого в общении князя Андрея в Наташе Ростовой?
Обаяние любви создаёт её нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе её поэтичность, её полнота жизни, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Её пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделён для меня на две половины: одна - она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныло и темнота...» и Наташины: «...но такого со мной никогда не бывало» - убеждают в силе и серьёзности их чувств.
Любовь занимает в жизни Андрея Болконского важное место, помогая понять и полюбить жизнь, найти своё место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчётов, глубоко и искренне. Перед князем Андреем открылась «жизнь, вся жизнь со всеми её радостями». Ему кажется, что в любви он нашёл подлинное счастье.
Почему же герой не нашёл своё счастье? Во-первых, мир разрушает война, она не даёт возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героя к внутреннему кризису потому, что у Андрея Болконского нет внутреннего единения с народом, у него свои цели, направленные на себя.
Наташа как бы приближает князя к земной жизни, но Толстой сразу же даёт почувствовать читателю, что они не предназначены друг для друга, что простое счастье не для Болконского. Счастье оказалось кратковременным, и, чем светлее оно было, тем трагичнее ощущает он разрыв с Наташей. Ему кажется теперь, «как будто тот бесконечный, удаляющийся свод неба, стоявший прежде перед ним, вдруг превратился в низкий определенный, давивший его свод, в котором всё было ясно, но ничего не было вечного и таинственного». Жизнь представляется ему жестокой, ненужной, нелепой.
9. Разрыв князя Андрея со светским обществом и сближение с народом в периодОтечественной войны 1812 года. Т 3, ч. 2. гл. 5, 25 За что солдаты любили своего командира? Как меняется отношение к войне князя Андрея?
Поворотным окажется в жизни Андрея Болконского 1812 год. Во время Отечественнойвойны князь почувствует и поймёт законность существования интересов других людей. Это понимание проявится в его видении причин успеха в войне, которые, как он считает, определяют не численность войска и его расположение, не количество пушек, а то чувство, которое будет в каждом солдате. Так изменяется представления Андрея Болконского о движущих силах истории.
События 1812 года явились наиболее знаменательной эпохой в жизни Болконского. Его личное горе отступило на задний план перед всенародными бедствиями. Защита родины от врага становится высочайшей целью его жизни, и князь Андрей возвращается в армию. «Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Он уже не стремится попасть в высшие сферы, где, как он думал раньше, решаются судьбы родины, и остаётся среди простых и самых нужных на войне людей - солдат и офицеров действующей армии. Мечты о личной славе больше не волнуют его.
Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их простой и естественной жизнью - вот тот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. В разговоре его с Пьером накануне Бородинского сражения особенно отчётливо ощущается единство помыслов Болконского и сражающегося народа. Выражая своё отношение к событиям, он говорит: «И так же думает Тимохин и вся Армия». Жизнь князя Андрея завершается его единением с пародом, с теми, кто борется за родную землю.
10. Душевное состояние князя Андрея после ранения под Бородином. Почему князь Андрей не смог избежать ранения? Как близкая смерть изменила героя?
Толстой - художник неизменно следует высокой правде искусства. Смерть князя Андрея -событие само по себе потрясающее - описано просто и безыскусственно. Ни одной фальшивой ноты, пи одного художественно не оправданного слова или жеста, во всём предельный такт и чувство меры. Для князя Андрея смерть - новый, завершающий этап духовного развития. Он принимает её просто и мудро. Его спокойствие передаётся близким людям: «Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо». Смерть - таинство. И писатель надевает покров молчания на это событие.
11. Андрей Болконский - лучший представитель передовой части дворянского общества начала 19 века. В эпилоге романа много места уделено Николеньке Болконскому, в котором продолжает жить жаждущая правды душа его отца. Это обаятельный образ ребёнка, полного светлых мечтаний, страстно стремящегося к правде и добру. Знакомясь с Николенькой, мы словно опять встречаемся с князем Андреем, с тем лучшим, что было в нём и что унаследовано его сыном.
Так, заканчивая «Войну и мир», писатель возвращается к образу Андрея Болконского, как бы приобщая его к той деятельности, которая ждёт его сына. «Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...» - мечтает Николенька.
Анализ работы группы за урок:
4.1.подведение итогов урока
Жизненный путь Андрея Болконского свидетельствует о поисках преодоления личного и общественного разлада, о стремлении к разумной и гармоничной жизни. Любовно рисуя близких ему героев, Толстой обнажает их внутреннюю жизнь, диалектику их души, так как писателя прежде всего интересует путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному идеалу. На страницах романа постоянно звучит внутренний монолог, то есть воспроизводится поток сокровенных мыслей и чувств героя, чаще всего противоречивых и всегда сложных.
Духовная красота любимых героев Толстого проявляется в этом непрерывном внутреннем борении мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Жизненный путь их - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру.
Итак, подводя итоги нашей работы, посмотрим, какой была дорога жизни Андреи Болконского:
Презрение к обществу _ армия _ Шенграбенское сражение _ Аустерлиц, ранение _ Лысые Горы, кризис _ поездка в Отрадное, преодоление _ Петербург, служба у Сперанского _ знакомство с Наташей _ разрыв отношений _ армия _ ранение _ смерть.
4.2. выставление отметок.
Домашнее задание
Образ Пьера Безухова.

Текст сочинения:

Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев романа Л. Н. Толстого Война и мир, то можно с уверенностью сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолюҭное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер. Там все разговоры так или иначе круҭятся вокруг личностр Наполеона Бонапарта. Причем члены кружка говорят о Наполеоне так, будто он является частым посетителем салона Анны Павловны Шерер: рассказываюҭ о нем различные забавные истории и представляюҭ его как хорошо знакомого, даже близкого, человека. У Андрея Болконского совершенно иное восприятие личности Наполеона, лирикому салонные разговоры его безумно раздражаюҭ. Для него Наполеон исключительная личность. Князь Андрей боиҭся его гения, который может оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем страшиҭся позора для своего героя. Всем своим существом Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с победоносной карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находиҭся в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе. Однако судьба распорядилась по-другому. Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говориҭ себе: Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. И когда к нему подходиҭ Наполеон сам Наполеон Бонапарҭ, его недавний кумир, который, приняв его за убитого, произносиҭ напыщенную фразу: Вот прекрасная смерть!, для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эҭи минуҭы. Преодоление наполеоновского идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда человек утрачивает старые идеалы и не обретает "при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни. Он пугает Пьера Безухова своими мрачными мыслями, вызванными именно отсуҭствием этого смысла. Князь Андрей больше не хочет служить в армии: После Аустерлица!.. Нет, покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. Он не одобряет идеи Пьера об освобождении крестьян, считая, что им это не пойдет на пользу. Перестав жить ради славы, князь Андрей пытается жить для себя. Но подобная философия лишь наполняет его душу смятением. Настроение князя Андрея остро ощущается в тот моменҭ, когда по пуҭи в Отрадное он видиҭ огромный старый дуб. Дуб этот не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. Болконский как бы старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман! Этот моменҭ как будто является наивысшей, криҭической точкой душевных терзаний князя Андрея. Но судьба снова преподносиҭ ему сюрприз маленький эпизод, который в корне меняет всю его жизнь. Это первая встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Даже не столько встреча, сколько просто подслушанный разговор ее с подругой, легкое прикосновение к ее внутреннему миру. Это способствовало тому, что в душе его вдруг поднялась... неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни. Возвращаясь на следующий день домой, князь Андрей снова увидел дуб, который накануне произвел на него такое мрачное впечатление. Болконский не сразу узнал его: Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. В тот моменҭ князь Андрей понял, что жизнь не кончена, и нужно сделать так, чтобы она текла не для него одного, а отражалась на всех. У него возникла острая потребность в том, чтобы принять деятельное участие в жизни. Далее последовало увлечение князя Андрея личностью Сперанского. Он познакомился со Сперанским в тот моменҭ, когда слава последнего достигла апогея. Это был своего рода двойник Наполеона не только по силе оказываемого впечатления, но даже по внешности и чертам характера. Однако воспоминание об Аустерлице не позволило князю Андрею сотворить себе еще одного кумира, несмотря на все восхищение, которое вызывал у него Сперанский. Таким образом, князь Андрей окончательно преодолел влияние личности Наполеона. Когда началась война 1812 года, Болконский как будто забыл о том, что не желает больше служить в русской армии. Он отправился на войну на этот раз не в поисках славы, а с единственным желанием разделить судьбу своего народа. В нем не осталось и тени прежнего высокомерия, он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его наш князь. После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном из раненых Анатоля Курагина. В сюжете романа их встреча не менее важна, чем встреча Болконского с Наполеоном на Аустерлицком поле, так как это звенья одной цепи духовного обновления героя, постигающего смысл жизни. В походном госпитале Ана-толю режуҭ раздробленную ногу, а Болконского в это время терзает не столько физическая, сколько духовная рана. Контраст, возникающий из сопоставления телесного и духовного, очень точно характеризует и Анатоля, и князя Андрея. Анатоль, по суҭи дела, уже мерҭв как человек, а Болконский сохранил духовность. Он погрузился в воспоминания из мира детского, чистого и любовного. В этот моменҭ в его сознании соединились переживания ребенка и умирающего человека. И в таком соединении Болконский ощуҭил идеальное состояние души. Это было мгновение. Но в это мгновение напряжением физических и духовных сил герой собрал воедино все лучшие качества своей натуры. Он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он, пожалуй, впервые ощуҭил в себе с необыкновенной ясностью силу естественной жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее эҭим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Умирающий Болконский демонстрирует победу в нем естественного начала. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход ҭуда так же естествен, как приход человека из небыҭия в мир. Следом за сценой в госпитале следует описание итогов Бородинской биҭвы. Торжество духа князя Болконского и торжество духа русского народа перекликаюҭся друг с другом. Мысль народная таким образом органично воплощается и в образе князя Андрея. Пьер не случайно сравнивает Болконского с Платоном Каратаевым. Перед смертью князь Андрей приходиҭ именно к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князюАндрею это понимание жизни и смерҭи не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли. Однако Толстому ближе те герои, для которых эта философия естественна, то есть она живет в них сама по себе и они даже не задумываюҭся об этом. Такова, например, Наташа, живущая по принципу: Живешь и живи. Внутреннее единение Болконского и Каратаева подчеркнуто характерным совпадением отношений окружающих к смерҭи того и другого. Пьер воспринял смерть Каратаева как должное, естественное собыҭие, и точно так же Наташа и княжна Марья отнеслись к смерҭи князя Андрея. Аристократ, дворянин, князь Болконский уходил из жизни точно так же, как мужик Платон Каратаев. Это была огромная нравственная победа князя Андрея, ибо он объективно, по Толстому, приблизился к вере, носителями которой были Платон Каратаев и ҭысячи, миллионы русских людей. Пьер Безухов сравнивает Болконского и Каратаева как двух одинаково любимых им людей, которые оба жили и оба умерли. Это рассуждение для Пьера исполнено глубокого смысла. Болконский и Каратаев дети великой матери-природы. Их жизнь и смерть закономерное звено природы, которая дала им жизнь и в лоно которой они, как и ҭысячи им подобных, должны были вернуться. что совершенно недоступно Николаю, хотя тот старше и опыҭнее: За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безухо-вым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен. Объяснить, логически доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. И сердце всегда ей подсказывает верно. Интересно, что Наташг, в отличие от Сони, вовсе не стремиҭся принести себя ксму-то в жерҭву, она даже не ставиҭ перед собой цели помогать людям, делать их счастливыми. Она просто живет и своей чуҭкостью, пониманием так или иначе помогает всем, кто ее окружает. Наташа дариҭ людям тепло своей души, заражает той неуемной жаждой жизни, которая переполняет ее саму. Примеров тому очень много. Когда Николай вернулся домой после проигрыша в карҭы, Наташа мгновенно заметила состояние своего брата... но ей самой было так весело в ҭу минуҭу... что она... нарочно обманула себя и продолжала петь.
И все-таки, сама того не зная, Наташа пела для брата и эҭим помогала ему. Слушая ее пение, Николай понял: Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь все это вздор... а вот оно настоящее... Князь Андрей ехал к графу Ростову в Отрадное невеселым и озабоченным, думая о том, что любовь и счастье это глупый, бессмысленный обман. Сама мысль о возрождении к новой жизни, любви, деятельности была неприятна ему. Однако когда он увидел странно-тоненькую, черноглазую девушку, с веселым смехом бегущую прочь от его коляски, его задело то, что эта девушка не знала и знать не хотела про его существование. Ночной разговор Наташи с Соней, случайно подслушанный князем Андреем, так подействовал на него, что в душе его вдруг поднялась неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни. Только Наташа могла вызывать у людей такие чувства, только она могла заставить их мечтать улететь в небо, как мечтала она сама. Княжна Марья другая. Выросшая в деревне, воспитанная суровым, а подчас и жестоким отцом, она не знала тех радостей жизни, которыми сполна наслаждалась Наташа. Для старого князя Болконского существовало только две добродетели: деятельность и ум. Главным условием деятельности он считал порядок, и этот порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. У княжны Марьи не было матери, к которой она могла бы прибежать ночью поболтать и поцеловать в душку, как это делала Наташа. Был отец, которого она, конечно, любила, но так боялась, что даже красные пятна переливались по ее лицу. Когда читаешь о том, как она занимается с отцом математикой, сердце наполняется такой жалостью к этой девушке, что так и хочется защиҭить ее от самодура-отца. Становиҭся понятно, почему у княжны муҭилось в глазах, она ничего не видела, не слышала... и только думала о том, как бы ей уйҭи поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу. Она переписывается с Жюли Карагиной, искренне веря в то, что это ее друг. Ничего удивительного нет в том, что умная, тонкая княжна Марья вериҭ в дружбу фальшивой и недалекой Жюли. Ведь у нее больше нет друзей, и отчасти она придумала себе подругу. Их письма похожи только на первый взгляд, но они как день и ночь: искусственные и надуманные страдания Жюли не имеюҭ ничего общего с совершенно искренними, светлыми и чистыми мыслями княжны Марьи. Лишенная всякой радости, одинокая, запертая в деревне с глупой француженкой и деспотичным, хотя и любящим отцом, княжна Марья старается утешить бедную, страдающую Жюли. Сама же она находиҭ утешение только в религии. Вера княжны Марьи вызывает уважение, потому что для нее это прежде всего требовательность к себе. Она готова простить слабости всем, но только не себе. Толстой любиҭ княжну и, видимо, потому беспощаден к ней. Он проводиҭ ее через многие испытания, как будто для того, чтобы проверить, выдержиҭ ли она, не потеряет ли своей искренности и душевной чистоты. Но княжна Марья, которая кажется такой слабой и беззащиҭной, на самом деле настолько сильна духом, что выдерживает все ҭяготы, ниспосланные ей судьбой.

Права на сочинение "Нравственные искания Андрея Болконского (по роману Л. Н. Толстого Война и мир)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества. На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне. О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова. «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Болконский, перед решающим сражением, размышляет о будущем: «Да, очень может быть, завтра убьют», - подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспомнил первые времена своей любви к ней; вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя… «Да, завтра, завтра!

Думал он. - Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, - даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать».

Он стремится к известности, к славе: «… хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

Словно в насмешку, в ответ на возвышенные рассуждения о том, что на данный момент кажется Андрею самым главным в жизни, Толстой тут же вставляет глупую шутку солдат, которых вовсе не интересуют высокие размышления князя:
«Тит, а Тит?»
- Ну, - отвечал старик.
- Тит, ступай молотить, - говорил шутник.
- Тьфу, ну те к черту, - раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни. Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

И когда он вернулся родовое имение, успев застать жену в последние минуты жизни, «… в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». Рождение сына, смерть жены, все события, произошедшие с князем Андреем на войне, перевернули его отношение к жизни. Болконский даже принял решение никогда более не служить в армии, главным для него теперь становится забота о маленьком сыне, который нуждается в нем. «Да, это одно что осталось мне теперь» – думает князь.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Не захотев понять и простить Наташу, князь уедет на войну, и там, попав под обстрел и будучи уже смертельно раненным, Болконский все же придет к пониманию того, что главное в жизни – это любовь и всепрощение.

Заключение

Так что же такое нравственность в понимании князя Болконского в романе «Война и мир»? Это честь и достоинство, это любовь к семье, к женщине, к людям.

Но, зачастую, чтобы осознать и вывести для себя окончательный вердикт, человек проходит через серьезные испытания. Благодаря этим испытаниям мыслящие люди развиваются и растут духовно и нравственно. В сочинении на тему «Нравственные искания Андрея Болконского» мне хотелось показать, что для князя Андрея понятие нравственности – основа жизни, тот самый стержень, на котором держится его внутренний мир.

Тест по произведению

«Война и мир»

Одними из главных героев романа «Война и мир» являются Пьер Безухое и Андрей Болконский. I На первый взгляд они совершенно не похожи друг на друга. Болконский - сын аристократа, воспитанный на высоких идеалах служения Родине, Безухов же, незаконный сын графа, не знал своего отца и получил образование за границей. Болконский смертельно скучает в великосветском обществе, Пьер же, впервые попав в салон Анны Павловны Шерер, ждет от окружающих «чего-нибудь особенно умного». Даже внешне эти герои совершенно противоположны: Пьер - «массивный, толстый молодой человек», отличающийся от гостей Анны Павловны «умным... и естественным взглядом», князь Андрей небольшого роста, «весьма красивый... с определенными и сухими чертами», с «унылым, скучающий взглядом».

Однако еще более важно духовное родство героев. Их стремление и желание найти применение своим силам, способность к нравственным поискам. На протяжении всего романа герои Толстого проходят сложный путь нравственных исканий.

С князем Андреем мы встречаемся в тот момент, когда он принимает решение отправиться на войну, чтобы разорвать «заколдованный круг» светской жизни. Он мечтает о славе, Наполеон для него- кумир. «.. . Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую», - признается он сам себе. И вот эта; минута славы наступила: со знаменем в руках князь Андрей увлекает за собой в атаку батальон. Однако не эта минута принесла ему высшее счастье. Счастливым он ощущает себя, когда лежит раненый на Аустерлицком поле, видит над собой «неизмеримо высокое небо» и понимает, что «... все пустое, все обман...» Он осознает всю мелочность человеческих стремлений к славе, и Наполеон уже кажется ему «маленьким, ничтожным».

Пройдет немного времени, и Болконский скажет Пьеру: «... я жил для других и... погубил свою жизнь». Пьер в тот момент переживает душевный подъем. После получения наследства, женитьбе на Элен, разочарования в любви к ней, дуэли с Долоховым Безухов чувствует, что «в голове его с вер- нулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». Он начинает задумываться над «вечными» вопросами бытия: «Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» После встречи с масоном Баздеевым в Торжке Пьер пытается найти ответы на эти вопросы 3 в учении масонов. Он вступает в масонскую ложу, занимается филантропической деятельностью в своих поместьях.

мыслью к вечному: «На земле... нет правды; но в мире... есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира». Вот как теперь представляет он себе цель жизни:! «Надо жить, надо любить, надо верить...».

«никому не мешая».

Однако эта встреча была чрезвычайно важна для князя, и через некоторое время он решит, что «жизнь не кончена в тридцать один год»: «... надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь,... чтобы на всех она отражалась и чтобы все... жили со мною вместе!» Это произойдет в результате напряженной внутренней работы после встречи с Наташей Ростовой в Отрадном. Так в жизнь князя Андрея! входит любовь. Пьер начинает осознавать, насколько дорога ему Наташа, уже в тот момент, когда Болконский рассказывает ему о своем чувстве к ней. Теперь уже князь Андрей полон надежд, бесконечно счастлив. Пьер же к этому времени разочаровался в масонстве, его одолевают «прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого». Его не устраивает бездействие, положение, он вспоминает о своих неосуществленных юношеских мечтах. И лишь после разрыва Наташи с Болконским, испытывая к ней «чувство жалости, нежности и любви», Пьер вновь обретает смысл жизни. Возвращаясь от Ростовых, он видит «огромное пространство звездного темного неба» и яркую комету, и ему кажется, что «эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной! и ободренной душе».

Он живет одной жизнью с солдатами, защищающими родную землю. Они называют его «наш князь». Интересно, что и Пьера Безухова на батарее Равского называли «наш барин», но «мысленно приняли Пьера в свою семью». И князь Андрей, и Пьер стремятся «солдатом быть, просто солдатом». Оба они понимают, что «война не любезность, а самое гадкое дело в жизни». В то же время им свойственен глубокий, патриотизм... Князь Андрей, показав пример мужества, получает смертель- ное ранение во время Бородинского сражения. Пьер после взятия французами Москвы остается в столице, чтобы убить Наполеона. Конечно, это ему не удается, и все же он совершает мужественные поступки: спасает девочку, заступается за женщину.

После ранения, в преддверии смерти, князю Андрею открываются те истины, к постижению которых он стремился всю жизнь: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим и к ненавидящим нас...» Смерть для него - пробуждение, приобщение к истине, к вечности.

Пьеру же предстоял еще долгий путь нравственных исканий. После расстрела французами «поджигателей» «мир завалился в его глазах». И лишь встреча с Платоном Каратаевым приводит его к мысли о том, что счастье для человека в нем самом, в его праве жить и радоваться жизни. Но все же Пьер не может полностью принять философию Каратаева. Он «всегда был и останется мечтателем». Поэтому в эпилоге он возвращается к самому себе и снова выбирает новый путь, ему кажется, что он призван «дать новое направление всему русскому обществу и всему миру». Единственное, в чем он обретает постоянство и гармонию, - это семейная жизнь.

«жили честно», так как стремились к постижению себя и вечных истин. Именно это более всего ценит Толстой в своих героях.

Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского. Выполнили ученицы 10 «Д» класса МОБУ «СОШ№ 73» г. Оренбурга Мезенцева Наталья, Палатова Ксения, Мамедова Шабнам, Лавренчук Юлия. Учитель: Пухальская Л. В.

Андрей Болконский. В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" - Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. 3

Князь Андрей Сын Н. А. Болконского, брат княжны Марьи. «…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами» . Это умный, гордый, ищущий большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек. Сестра отмечает в нем какую-то «гордость мысли» . Он сдержан, образован, практичен и обладает сильной волей.

I. Первое знакомство Впервые мы знакомимся с князем Андреем в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов. Он чувствует пошлость, призрачность людей своего круга. Это порождает в нем жажду настоящей жизни и больших свершений. Возможность их осуществления он видит в военной службе. Пьеру он объясняет свое решение желанием вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни. Но есть и другие, тайные причины, о которых Андрей не говорит никому: « он мечтает совершить подвиг, мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает о своем Тулоне» . Конечно, эти мечты не имеют ничего общего с карьеристскими планами Берга или Друбецкого. «Ведь что же слава? – говорит князь Андрей. – Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы» .

II. Духовный кризис. Уход на войну Чтобы добиться своего, он появляется в самых опасных местах сражения. Невиданного подвига совершить не удалось. Суровые военные события способствовали тому, что князь Андрей разочаровывается в своих мечтаниях. На поле боя во время Аустерлицкого сражения (1805 г) он увидел ожесточенные схватки озлобленных и испуганных людей, стремящихся уничтожить друга, почувствовал ложный патриотизм штабных офицеров.

II. Духовный кризис. Уход на войну Перед Аустерлицким сражением мечты готовы воплотиться в действительность. Андрей чувствует в приближение своего часа, и этот час наступает. Подняв упавшее знамя, Болконский останавливает русских солдат, обратившихся в бегство, и увлекает их за собой в атаку. Вскоре он падает, раненный в голову. Когда он очнулся, бой уже стих. Лежа на спине, Андрей видит синее небо. Это небо, волнующее, переворачивающее душу, открывает для него путь к новой жизни, становится символом высокого понимания жизни: "Как же я не мог видеть прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба» . В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое высокое, справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир (Наполеон) кажется ему мелким и ничтожным.

1. Стремясь вырваться из заколдованного круга светской жизни, князь Андрей мечтает о личной славе в воинском подвиге. 2- 4. Участие в Шенграбенском сражении (1805), несправедливая оценка подвига батареи капитана Тушина высшим военным начальством, подвиг самого князя Андрея на поле Аустерлица и тяжелое ранение – все это приводит его к разочарованию в своих мечтах о славе.

III. Возвращение после ранения Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но, когда, «воскреснув из мертвых» , он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар - смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. После этого Андрей направляется в Богучарово.

Занятия Андрея Болконского: - строительство; - воспитание сына с отцом и княжной Марьей; - служба по сбору ополчения под началом отца. Открытие богатства мирной жизни – без честолюбивых планов, в семье, доме, среди любимых людей. Приходит счастье (неполное – угрызения совести перед умершей в родах женой). Князь Андрей оказывается внимательным, мягким и трогательным в общении с отцом, сестрой, сыном Николенькой. В душе у него таятся естественные потребности любви и добра. Но активный, деятельный по натуре князь Андрей живёт в замкнутом мире. Поэтому он страдает. «Потухший, мёртвый взгляд» , в улыбке «сосредоточенность и убитость» . 10

IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса Но деятельная натура Андрея, конечно, не могла ограничиться этим, он не может жить в таком узком мирке: вновь начинается поиски смысла жизни героем, поиски нового дела, полезного для других. Судьбоносной оказывается встреча Андрея с Пьером на пароме. Слова Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить» , - указывают Андрею путь к счастью. Он понял, что жизнь далеко не кончена для него. Он вновь видит возможность приносить пользу (на этот раз в государственном управлении), быть счастливым, любить. » Надо жить так, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!»

4- 7. Он пытается обрести смысл жизни – в гражданской деятельности (работа в комиссии Сперанского), однако разговор с Аракчеевым и собственные наблюдения убеждают его, что и на этом поприще нет высокой гражданской цели.

V. Бал «Давно я тебя ждала» , - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка…поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Определенную роль в духовных исканиях сыграла любовь Андрея Болконского к Наташе Ростовой. «Теперь перед ним открылась жизнь, вся жизнь со всеми радостями. Ему кажется, что в любви он нашел подлинное счастье. Жить, помогая и сочувствуя людям, слить свою жизнь с их жизнью – вот тот новый идеал, который пробудился в душе Андрея.

Анатоль Курагин Но и это счастье оказалось кратковременным. Неожиданно на его пути встает Анатоль Курагин. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. Князя Андрея вновь постигает разочарование…

VI. Князь Андрей в период войны 1812 года Наиболее знаменательной вехой в жизни князя Андрея явились события 1812 года, когда высочайшей целью стала защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже не волнуют. Только на Бородинском поле он понимает, что смысл бытия – в единстве с народом, в борьбе за свободу и счастье Родины. Жить, помогая и сочувствуя людям, - вот его новый идеал. Князь Андрей встречает раненого, которому только что отрезали ногу. В нем он узнает Анатоля. Он вспомнил все, что было между ним и Курагиным, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой его учила княжна Марья – теперь были доступны его пониманию.

11- 12. Только на Бородинском поле он, наконец, понимает, что смысл бытия – в единении с народом, в борьбе за свободу и счастье Родины.

VII. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Во время болезни он неотступно думал о жизни и смерти. Его духовный путь продолжался, он искал последнюю истину, которая бы примирила его со смертью. Толстой передал мысли, к которым пришел его герой незадолго до своей кончины. Это мысли о любви, о Боге, о вечности. Они очень важны, они утешительны для князя Андрея. Новое и последнее знание князя Андрея- особое знание и в слове не выражается. Но оно проявляется непосредственной реальностью действиями жизнью героя тем, как он уходит из этого мира. Смерть князя Андрея убеждает присутствующих близких ему людей, что он узнал истину. Но не всех, кто был рядом с ним, а только самых близких, чья любовь к нему позволила им проникнуть в суть происходящего: Наташу и княжну Марью.

12 – 15. Есть основания полагать, что если б автор оставил своего героя живым, то он был бы одним из тех, кто в 1825 году вышел бы на Сенатскую площадь в Петербурге.

Этапы духовных исканий Андрея Болконского а) Ориентация на идеи Наполеона, гениального полководца, сверхличности б) Ранение под Аустерлицем, кризис в сознании. в) Смерть жены и рождение ребенка, решение «жить для себя и своих близких» . г) Встреча с Пьером, беседа на переправе, преобразование в имении. д) Встреча с Наташей в Отрадном. е) Общение со Сперанским, любовь к Наташе, осознание бессмысленности «государственной» деятельности. ж) Разрыв с Наташей, духовный кризис. з) Бородино. Окончательный перелом в сознании, сближение с народом. и) Перед смертью Болконский принимает Бога, ощущение всеобщей любви, гармония с жизнью.

Итоги: Счастье Болконского Андрей всю жизнь искал счастье, но не земное, а «гордое, совершенное» ; И Наташа, и княжна Марья, и Пьер - все помнили его после его смерти, и вспоминали каждый с каким-то своим глубоким философским смыслом, но все по-доброму. И что самое главное, он стал для сына Николеньки кумиром, божеством. Поэтому, что бы ни говорили, князь Андрей умер счастливым. Судьба Андрея Болконского Судьба Андрея Болконского - это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело - умер спокойно и достойно. Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь - это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека. Смерть оборвала его нравственный поиск, но в конце жизни Андрей понял, что смысл бытия - в служении Отчизне и людям.

Итоги: Судьба Андрея Болконского (продолжение) Образ князя Андрея является одним из самых интересных, без него не получилось бы романа. Если бы Болконский не погиб, то "дорога чести" неизбежно привела бы его на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. В стихах поэта А. Городницкого говорится о судьбе декабристов, как о судьбе самого князя Андрея Болконского, если бы он остался жив: Свеча кончается, кончается. Ночные сумерки длинны. Твои друзья в петле качаются У Петропавловской стены. Твои друзья в этапной пыли Бредут, понуро наклонясь. Как вовремя тебя убили, Князь!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png