Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в городе Санкт-Петербург. Рос в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович. Окончил Ленинградское хореографическое училище, занимался у Б. В. Шаврова и А. А. Писарева. Сочинять танцы начал ещё в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого Ленинградского Дома культуры имени А. М. Горького. Ставил спектакли в разных коллективах, танцы в операх, в драмтеатрах. После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова солистом и проработал в театре 18 лет до 1961 года.

В Кировском театре получил первую большую постановку танцев в опере «Садко». В 1961-1964 работал балетмейстером в Театре имени Кирова. Спустя время ленинградцы - Театр имени Кирова - приехали на гастроли в Москву, и зрители увидели его «Легенду о любви». Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича.

Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в «Легенде о любви», нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ. Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами.

В 1964-1995 годах Главный балетмейстер Большого театра - время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1966 - «Щелкунчик» П. И. Чайковский, в 1968 - «Спартак» Арам Хачатурян, 1975 - «Иван Грозный» Сергей Прокофьев, 1976 - «Ангара» Андрей Эшпай, 1979 - «Ромео и Джульетта» Сергей Прокофьев, 1982 - «Золотой век» Дмитрий Шостакович.

Новые хореографические редакции: в 1963 и 1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковский, в 1969 и 2001 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковский, в 1984 и 2003 - «Раймонда» Александр Глазунов, в 1987 - «Жизель» А. Адан, 1991 - «Баядерка» Л. Минкус, 1994 - «Дон Кихот» Л.Минкус, 1994 - «Корсар» А. Адан. Поставлены танцы в операх: «Октябрь» Вано Мурадели и «Руслан и Людмила» М. И. Глинка. Осуществлены постановки в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена,Вены, Милана, Хельсинки, Анкары,Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула.

Григорович - автор принципиальных балетных проектов в римском Колизее, лондонском Royal Albert Hall, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции. Церемония Открытия и Закрытия Олимпийских игр,- режиссёр-постановщик - Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР И. М. Туманов и главный режиссёр спортивной части сценариев -Народный артист РСФСР, Заслуженный тренер РСФСР Б. Н. Петров.

Длительное время возглавляет Жюри международных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине 1975-1989 - президент Комитета танца Международного института театра, в настоящее время его почетный президент.

С 1989 - президент Ассоциации деятелей хореографии. С 1990 - Президент фонда «Русский балет». Является бессменным руководителем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве, Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека». Неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии, Финляндии, США, Швейцарии, Японии.

В 1991-1994 годах руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». C 1992 года - президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО, от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждается приз «Benois de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета. В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покидает Большой театр, становится «свободным художником» и начинает работать с разными российскими и зарубежными компаниями. В 1996 году осуществляет первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом,- ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича.

В Краснодаре состоялись премьеры балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жизель» и «Корсар» А. Адана, «Раймонда», «Баядерка» и «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Спартак» А. Хачатуряна, «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» и «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Золотой век» Д. Шостаковича, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Легенда о любви» А. Меликова.

C 2007 года руководит Краснодарским театром балета. Профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой Почётный член Австрийского музыкального общества. Герой Социалистического Труда, Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства. Орден Ленина, Медаль «Герой труда Кубани», Орден Дружбы, Ленинская премия, Государственная премия СССР, Народный артист СССР.

Был женат на выдающейся русской балерине, солистке ГАБТ - Наталье Бессмертновой, которая скончалась в феврале 2008 года.

Родился 2 января 1927 г. в Ленинграде. В 1946 г. окончил Ленинградское хореографическое училище (сейчас Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я.Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева, и был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М.Кирова (сейчас Мариинский), солистом которой оставался до 1961 г. Сочинять танцы начал еще в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого ленинградского Дворца культуры имени А. М.Горького.

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

Его первые постановки в театре имени Кирова - «Каменный цветок» (1957 г.) и «Легенда о любви» (1961 г.) — имели оглушительный успех. В жизни Юрия Николаевича они сыграли решающую роль: во-первых, он обрел соратника-соавтора в лице выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе, с которым работал вплоть до смерти последнего в 1989 г.; во-вторых, вошел в историю балета; в-третьих, началось его стремительное восхождение по карьерной лестнице. С 1961 г. по 1964г. был балетмейстером в театре имени Кирова. А в 1964г. стал главным балетмейстером Большого театра - и оставил эту должность (в 1988г. «главный балетмейстер» был переименован в художественного руководителя балетной труппы) только в 1995 г.
Все его спектакли отличает содержательность, исходящая непосредственно из танцев. Он ищет индивидуальный танец, соответствующий каждому персонажу и каждой сюжетной ситуации.
На базе классической лексики он соединил различные приемы выразительности. Не отказываясь от структуры классического балета, он насыщает его новым смыслом и новым содержанием. Григорович проникает глубоко в замысел композитора и в структуру музыкального произведения.
По-новому в балетах Григоровича осмысляется сценическое пространство. Он освобождает сцену от бытовых подробностей и приходит к поэтическому обобщению, условному сценографическому решению. Сценическое пространство балетов Григоровича единая площадка происходящих событий, перекресток, где встречаются человеческие судьбы, он использует не иллюстрации, а метафорические обозначения. Все балеты Григоровича оформлял художник Симон Вирсаладзе. Во всех его балетах важна цветовая гамма.

В 1974-1988 гг. был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н. А.Римского-Корсакова. С 1988 г. заведует кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографии.

Является членом Венского музыкального общества и Украинской Академии танца.

В 1975-1985 гг. был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время - почетный президент).

С 1989 г. - президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. В 1990 г. стал президентом фонда «Русский балет».

С 1992 г. - президент программы «Benоis de la danse» (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз «Benоis de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета.

Является бессменным председателем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве и Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека», а также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии.

В 1991-94 гг. руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича».

В 1993-95 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1996 г. стал фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (ныне балетная труппа краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера»). С тех пор постоянно сотрудничает с этой труппой.

Постановки, ученики и партии

Перенес на сцену Большого театра (в новых редакциях) следующие свои балеты:

«Каменный цветок» С. Прокофьева (1959 г.);

«Легенда о любви» А. Меликова (1965 г.);

«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979 г., мировая премьера состоялась в Парижской национальной опере, 1978 г.).

Спектакли, поставленные в Большом театре

Оригинальные:

«Щелкунчик» П. Чайковского (1966 г.);

«Спартак» А. Хачатуряна (1968 г.);

«Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (1975 г.);

«Ангара» А. Эшпая (по пьесе «Иркутская история» А. Арбузова, 1976 г.);

«Золотой век» Д. Шостаковича (1982 г.).

Редакции классических балетов:

«Спящая красавица» П. Чайковского (1963 г., 1973 г.);

«Лебединое озеро» П. Чайковского (1969 г., 2001 г.);

«Раймонда» А. Глазунова (1984 г., 2003 г.);

«Жизель» А. Адана (1987 г.);

«Баядерка» Л. Минкуса (1991 г.);

«Корсар» А. Адана (1994 г.);

«Дон Кихот» Л. Минкуса (1994 г.).

Танцы в операх:

«Октябрь» В. Мурадели (1964 г.);

«Руслан и Людмила» М. Глинки (1972 г.).

Фильмы

В кино экранизированы балеты:

«Спартак» (1976 г.) и «Иван Грозный» (под названием «Грозный век», 1977 г.) .

Творчеству Юрия Григоровича посвящены фильмы :

«Балетмейстер Юрий Григорович» (1970 г.),

«Жизнь в танце» (1978 г.),

«Балет от первого лица» (1986 г.).

Юрий Николаевич Григорович

балетмейстер, хореограф-постановщик Государственного академического
Большого театра России, Народный артист СССР (1973 г.)

Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде.
Отец - Николай Евгеньевич Григорович был служащим.
Мать – Клавдия Альфредовна Григорович (Розай) вела домашнее хозяйство.
Супруга – Бессмертнова Наталья Игоревна (1941-2008), выдающаяся русская балерина, солистка Государственного академического Большого театра, Народная артистка СССР.
Родители Ю.Н.Григоровича с искусством связаны не были, но любили его и относились к нему очень серьезно.
Дядя Юрия Николаевича по матери – Г.А.Розай был видным танцовщиком, выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе С.Дягилева. Это и повлияло на интерес мальчика к балету, и потому его отдали учиться в знаменитое Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я.Вагановой).
После окончания хореографического училища в 1946 году Ю.Н.Григорович был зачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне Мариинский театр), где он проработал солистом до 1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии в классических и современных балетах. Его роли того времени:
- Половчанин в опере «Князь Игорь» А.П.Бородина;
- Нурали в «Бахчисарайском фонтане» Б.В.Асафьева;
- Шурале в «Шурале» Ф.З.Яруллина;
- Северьян в «Каменном цветке» С.С.Прокофьева;
- Ретиарий в «Спартаке» А.И.Хачатуряна и другие.
Несмотря на успехи в танцевальном искусстве, молодого артиста тянуло к самостоятельной балетмейстерской работе, к сочинению танцев и к постановке больших спектаклей.
Совсем юношей, в 1948 году он поставил в Ленинградском Доме культуры имени А.М.Горького балеты «Аистенок» Д.Л.Клебанова и «Семеро братьев» на музыку А.Е.Варламова. Спектакли удались и обратили внимание специалистов на начинающего хореографа.
Однако подлинный успех пришел к Ю.Н.Григоровичу после постановки им на сцене театра им. С.М.Кирова балетов «Каменный цветок» С.С.Прокофьева (по сказу П.Бажова, 1957) и «Легенда о любви» А.Меликова (по пьесе Н.Хикмета, 1961).
Позднее эти спектакли были перенесены на сцену Большого театра (1959, 1965).
Ю.Н.Григорович ставил «Каменный цветок» также в Новосибирске (1959), Талине (1961), Стокгольме (1962), Софии (1965) и других городах. «Легенду о любви» – в Новосибирске (1961), Баку (1962), Праге (1963) и других городах.
Спектакли эти имели оглушительный успех, положили начало дискуссии о путях развития отечественного балета, они ознаменовали начало нового этапа в развитии нашего балетного театра.

Оба эти спектакля оформлены выдающимся театральным художником С.Б.Вирсаладзе, сотрудничающим с Ю.Н.Григоровичем до самой своей кончины в 1989 году. С.Б.Вирсаладзе досконально знал хореографическое искусство и был художником изысканного, тонкого вкуса, создавая декорации и костюмы поразительной красоты. Оформленные им спектакли Ю.Н.Григоровича отличаются цельностью изобразительного решения, волшебством живописного колорита. Про С.Б.Вирсаладзе справедливо говорили, что он одевает не столько персонажей спектакля, сколько сам танец. Успех спектаклей Ю.Н.Григоровича в значительной мере определялся его постоянным содружеством с этим замечательным художником.

И еще одно важное обстоятельство. Вместе со спектаклями Ю.Н.Григоровича вступило в жизнь новое поколение талантливых исполнителей, определивших достижения нашего балета в последующие десятилетия. В Ленинграде это – А.Е.Осипенко, И.А.Колпакова, А.И.Грибов, в Москве – В.В.Васильев и Е.С.Максимова, М.Л.Лавровский и Н.И.Бессмертнова и многие другие. Все они выросли на спектаклях Ю.Н.Григоровича. Исполнение ведущих ролей в его балетах явилось этапом в их творческом пути.

Юрий Григорович и балерина Наталья Бессмертнова во время репетиции


После яркого балетмейстерского дебюта Ю.Н.Григорович был назначен сначала балетмейстером театра им. С.М.Кирова (с 1961 по 1964 год), а затем приглашен в качестве главного балетмейстера в Большой театр (с 1964 по 1995 год), в 1988-1995 годах он назывался художественным руководителем балетной труппы.

В Большом театре Ю.Н.Григорович кроме «Каменного цветка» и «Легенды о любви» поставил еще двенадцать спектаклей.
Первым из них стал «Щелкунчик» П.И.Чайковского (1966). Этот балет претворен им не как детская сказка, а как философско-хореографическая поэма с большим и серьезным содержанием. Весь спектакль в декорациях и костюмах С.Б.Вирсаладзе отличается чарующей волшебной красотой, которая становится символом утверждаемого на сцене добра. Он имел огромный успех и до сих пор идет на сцене театра.

Дальнейшее развитие творчество Ю.Н.Григоровича получило в постановке балета «Спартак» А.И.Хачатуряна (1968). Балетмейстер создал героико-трагедийное произведение о счастье борьбы за свободу.

Успех Ю.Н.Григоровича здесь разделили художник С.Б.Вирсаладзе и замечательный состав исполнителей. Спартака танцевали В.В.Васильев и М.Л.Лавровский, Фригию – Е.С.Максимова и Н.И.Бессмертнова, Эгину – Н.В.Тимофеева и С.Д.Адырхаева. Но подлинным открытием стал М.Э.Лиепа в роли Красса. М.Э.Лиепа, прославившийся до этого как выдающийся классический танцовщик, здесь создал образ, поразивший единством танцевального и актерского мастерства.

«Спартак» Ю.Н.Григоровича в 1970 году был удостоен высшей награды – Ленинской премии. Это пока единственное произведение балетного театра, получившее Ленинскую премию.
Показанный в США и в ряде европейских стран, спектакль всюду имел ошеломляющий успех. Ю.Н.Григорович получил мировое признание. Балетмейстер ставил его потом на многих сценах в нашей стране и за рубежом.
А в Большом театре «Спартак» идёт уже около 40 лет, украшая его репертуар. В нем сменилось несколько поколений артистов, и для каждого из них участие в этом спектакле имело этапное значение в их творческом росте.

Творчество Ю.Н.Григоровича было продолжено в «Иване Грозном» на музыку С.С.Прокофьева, осуществленном в Большом театре в 1975 году. Открытием этого спектакля стал артист Ю.К.Владимиров, для которого хореограф сочинил партию главного героя, которую тот исполнил с поистине трагедийной силой.
В 1976 году Ю.Н.Григорович поставил «Ивана Грозного» в парижской Опере.

Ю.Н.Григорович создал спектакли на современную тему.
В 1976 году он поставил в Большом театре балет «Ангара» А.Я.Эшпая, созданный по пьесе А.Н.Арбузова «Иркутская история», в те годы очень популярной в нашей стране и шедшей на сценах многих театров. Это спектакль о современной молодежи, поднимающий нравственные проблемы, раскрывающий становление личности, отношения индивида и коллектива.
За удачное художественное решение в балете «Ангара» современной темы Ю.Н.Григорович был удостоен в 1977 году Государственной премии СССР.
Вторую Государственную премию он получил в 1985 году за создание ряда праздничных хореографических действий.

Другой спектакль Ю.Н.Григоровича, связанный с современностью, – это «Золотой век» Д.Д.Шостаковича, поставленный в Большом театре в 1982 году. Впервые этот балет Д.Д.Шостаковича был показан в 1930 году в постановке других балетмейстеров, но успеха не имел из-за плохого, наивного сценария. Ю.Н.Григорович создал совершенно новый сценарий. В партитуру были введены эпизоды из других сочинений Д.Д.Шостаковича

Исполнительским открытием этого спектакля стал Гедиминас Таранда в образе двуличного главного героя Яшки, главаря банды, он же – месьё Жак. Новыми гранями заблистало дарование Н.И.Бессмертновой в главной женской роли Риты.

В декорациях и костюмах С.Б.Вирсаладзе удалось сочетать приметы современности с условностью хореографического действия. Костюмы легки, танцевальны, красивы и вместе с тем напоминают одежду современной молодежи.

До сих пор речь шла о новых балетах, впервые созданных Ю.Н.Григоровичем. Но в его творчестве большое место занимают также постановки классики. Он поставил все три балета П.И.Чайковского.
В «Щелкунчике» старая хореография не сохранилась, и потому балетмейстер всю ее сочинил заново.

А в «Лебедином озере» и в «Спящей красавице» ему пришлось столкнуться с проблемой сохранения классической хореографии и вместе с тем развития и дополнения её. Оба эти произведения Ю.Н.Григорович поставил в Большом театре дважды, создавая в каждый раз новую редакцию-версию.

Первая постановка «Лебединого озера» осуществлена Ю.Н.Григоровичем в 1969 году. В балете, созданном П.И.Чайковским, главные герои в конце гибли.

В сценической истории балета этот конец был изменен, и спектакль заканчивался торжеством добра и победой главных героев над злыми силами. Ю.Н.Григорович хотел вернуться к трагическому финалу, удалось осуществить этот замысел лишь в 2001 году в новой постановке «Лебединого озера» в Большом театре.

Из классических балетов Ю.Н.Григорович поставил в Большом театре также:
- «Раймонду» А.К.Глазунова (1984);
- «Баядерку» Л.У.Минкуса (1991);
- «Корсар» А.Адана - Ц.Пуни (1994);
- «Дон Кихот» Л.У.Минкуса (1994), а также осуществил эти балеты, как и «Жизель» А.Адана, в различных городах России и во многих зарубежных странах.

Мая Плисецкая

С Ю.Н.Григоровичем работали все ведущие танцовщики России: его супруга Н.Бессмертнова, а также М.Плисецкая, Е.Максимова, В.Васильев, М.Лиепа и многие другие.

Ю.Н.Григорович трижды ставил балет своего любимого композитора С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», создав три разные версии.
Сначала он осуществил его в парижской Опере (1978), затем создал на сцене Большого театра (1979) и новую редакцию на сцене Кремлевского Дворца съездов (1999). Этот последний спектакль особенно совершенен, отличается отточенностью и выверенностью всех композиций и танцевальных партий. И он особенно глубок и трагичен. Ю.Н.Григорович отошел даже от шекспировского примирения двух враждующих семей. Мрак и безысходность финала заставляют осознавать трагедийность не только исторического, но и современного мира.

Ю.Н.Григорович, в прошлом артист балета, а затем выдающийся балетмейстер, имеющий ныне мировое имя, является также и педагогом, и крупным общественным деятелем.

В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
В 1975-1985 годах Ю.Н.Григорович был президентом Комитета танца Международного института театра.
С 1988 года заведует кафедрой хореографии в Московской государственной Академии хореографического искусства.
Профессор Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой.
С 1989 года – президент Ассоциации деятелей хореографии.
С 1990 года – президент фонда Русский балет.
В 1991-1994 годах Ю.Н.Григорович – художественный руководитель хореографической труппы «Юрий Григорович балет», показывавшей свои спектакли в Москве, в городах России и за рубежом.
Многие годы он был председателем жюри международных конкурсов артистов балета в Москве, Киеве и Варне (Болгария).
C 1992 года – президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО.
Академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства.
В ноябре 2004 года стал почетным членом Российской академии художеств.
Народный артист СССР (1973).
Лауреат Ленинской премии (1970), Государственных премий СССР (1977, 1985).
Герой Социалистического Труда (1986).
Награжден Орденом Ленина (1976), орденом «За заслуги перед Отечеством» III (2002) и II степени (2007), орденом Кирилла и Мефодия (1987, Болгария), Орденом Почета (2009, Армения).
Имеет высшую награду Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства «Янтарный крест».
Награжден правительственной премией имени Федора Волкова (2002).

Уйдя в 1995 году со штатной работы в Большом театре, Ю.Н.Григорович осуществил множество своих балетов и классических спектаклей в городах России и во многих зарубежных странах, причем каждый раз не механически переносил их на другие сцены, а создавал новые редакции и версии, совершенствуя свои постановки. Он явился пропагандистом русского балета на многих сценах мира.

В 1996 году осуществил первую постановку с новым коллективом в Краснодаре (ныне Краснодарский театр балета) – сюиту из балета «Золотой век» Д.Шостаковича.

В кино экранизированы балеты Ю.Н.Григоровича «Спартак» (1976) и «Иван Грозный» (1977).
Юрий Григорович поставил балет «Ромео и Джульетта» с труппой «Кремлевский балет».

В феврале 2001 года Юрий Григорович вернулся в Большой театр, начав репетиции балета «Лебединое озеро», 2 марта 2001 года состоялась премьера спектакля.

31 августа 2002 года состоялась премьера балета «Золотой век», который Ю.Григорович поставил на сцене Театра музыкальной комедии.

C 2007 года Ю.Н.Григорович руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2008 года Юрий Григорович принял предложение руководства Большого театра стать штатным хореографом труппы (балетмейстером, в обязанности которого входит контроль над исполнением своих балетов в текущем репертуаре, вводы новых солистов, корректировки, перенос спектаклей на основную сцену после ее открытия, участие в гастролях – при необходимости адаптации спектаклей к новым площадкам).

«Каменный цветок» С.С.Прокофьева

12 декабря 2008 года Юрий Григорович представил балет «Каменный цветок» на сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
К премьере балета была приурочена презентация проекта «Танцующий Григорович». Эта фотовыставка уникальных работ в прошлом блистательного премьера Большого театра, а ныне педагога Леонида Жданова и документальный фильм Леонида Болотина, открывающий зрителям балетмейстера Григоровича в работе.

24 и 25 октября 2009 года на сцене Краснодарского театра Юрий Григорович впервые представил спектакль «Шедевры русского балета». Новый проект Ю.Н.Григоровича включает четыре одноактных балета:
- «Петрушка» Стравинского;
- «Шопениана» Шопена;
- «Видение розы» Вебера;
- «Половецкие пляски» Бородина.

6 ноября 2009 года на сцене Большого театра Юрий Григорович представил один из старейших балетов в мире – «Тщетная предосторожность» Петера Людвига Гертеля в исполнении танцоров Московской государственной академии хореографии.

Творчеству Ю.Н.Григоровича посвящены фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986), многосерийный телефильм «Юрий Григорович. Роман с Терпсихорой» (1998), книга В.В.Ванслова «Балеты Григоровича и проблемы хореографии» (М. Искусство, 1969, 2-е изд., 1971), альбом А.П.Демидова «Юрий Григорович» (М. Планета, 1987).

Как и всякий выдающийся творец искусства, Ю.Н.Григорович очень требователен в работе, благодаря чему неизменно повышается художественный уровень трупп, с которыми он работает. Вместе с тем он чуткий и отзывчивый человек, заботящийся о своих артистах, добрый товарищ.
В свободные часы он любит читать, посещать музеи, проводить время в кругу друзей.
Из композиторов особенно любит П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева, из писателей – А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.
Любит путешествовать и изучать старину.

Все спектакли, созданные Ю.Н.Григоровичем, и у нас, и за рубежом имели восторженные высказывания и оценки многих выдающихся людей.
Приведем только два суждения о его творчестве легендарных деятелей отечественного искусства.

Гениальная балерина Галина Сергеевна Уланова в одном из своих интервью говорила:

«Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Одержимый фанатик. Человек огромной работоспособности. Когда ставит новый спектакль, всем бывает нелегко – жесткий, требовательный, придирчивый к себе и другим. И закончив постановку, он продолжает над ней думать, умеет взглянуть на нее как бы со стороны.
Проходит время, и видишь: он что-то изменил, дополнил или, может быть, убрал. Это очень ценно. Каждая партия в балетах Юрия Николаевича решена до мельчайших деталей.
Воплотить все задуманное им, в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения, только очень талантливым исполнителям. Не случайно в его постановках многие актеры открылись с новых сторон и тем определили свою судьбу».

Гений отечественной музыки Дмитрий Дмитриевич Шостакович говорил:

«В его хореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из области хореографии – в смысле соотношения классических традиций и современных средств. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком – образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советского театра».

Всё созданное Юрием Николаевичем – это наше национальное достояние. Вместе с тем это этап в развитии не только отечественного, но и мирового балетного театра.

2 января 2012 года у Юрия Николаевича юбилей – ему исполнилось 85 лет. Пожелаем ему крепкого здоровья, творческих успехов и долголетия!


«Балет Большого театра весьма отличается от других. И он отличается по трем особым и связанным друг с другом причинам. Он русский. Он советский. И его художественным руководителем является Юрий Григорович. Однако есть и другие аспекты, которые просматриваются в балете Большого театра нового стиля. Они вызваны и собственным гением Григоровича (потому что он, я думаю, великий хореограф), и его особой исторической миссией сближения ленинградской школы балета и московской.»

Американский балетный критик Клайв Барнс





Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде. В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я. Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева, и был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский), солистом которой оставался до 1961 года Сочинять танцы начал еще в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого ленинградского Дворца культуры имени Горького.





Легенда о любви. 1969 год. Хореография Григоровича. Музыка азербайджанского композитора Арифа Меликова. Дирижер -- Ерболат Ахмедьяров. Исполнители: Инна Зубковская, Марина Кондратьева, Никита Долгушин. По мотивам пьесы Назыма Хикмета.





Первые же его постановки в театре имени Кирова — «Каменный цветок» С. Прокофьева (1957) и «Легенда о любви» . Меликова (1961) - имели оглушительный успех. В жизни Юрия Григоровича они сыграли решающую роль: во-первых, он обрел соратника-соавтора в лице выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе, с которым работал вплоть до смерти последнего, последовавшей в 1989 г.; во-вторых, вошел в историю балета; в-третьих, началось его стремительное восхождение по карьерной лестнице.

С 1961 по 64-й Юрий Григорович — балетмейстер в театре имени Кирова. А в 64-м он становится главным балетмейстером Большого театра .

Юрий Григорович перенес на сцену Большого театра (в новых редакциях): «Каменный цветок» (1959); «Легенда о любви» (1965); «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979, мировая премьера состоялась в Парижской национальной опере, 1978).

Юрий Григорович и его жена, балерина Наталья Бессмертнова во время репетиции.


А потом был знаменитый «Спартак». Премьера состоялась 9 апреля 1968 года. Многие сценические решения этого балета были подготовлены предыдущими постановками Григоровича, использование хореографических монологов, лаконическое решение сценического оформления спектакля, внутреннюю психологическую логику развития сюжета можно было проследить уже в ранних постановках балетмейстера. Однако в «Спартаке», во многом благодаря героической теме, все эти творческие находки смогли проявиться более ярко и полно.

С 1969 по 1975 год Юрий Николаевич Григорович не ставил оригинальных балетов. Это был период раздумья, осмысления накопленного опыта - и творческого, и жизненного. В результате Григорович обратился к истории и поставил балет «Иван Грозный » на музыку С. Прокофьева . В рамках балетного спектакля передать всю сложность исторической эпохи в многообразии ее событий просто невозможно, поэтому Юрий Григорович избрал путь углубленного психологизма своих героев, раскрытия исторического времени через эмоциональный внутренний мир.

Балерина Ольга Лепешинская, Юрий Григорович поздравляют Владимира Васильева и Мариса Лиепу с премьерой балета "Спартак".

Затем он обратился к современности, поставив балет из советской жизни «Ангара» А. Эшпая п о мотивам пьесы Арбузова «Иркутская история» ( 1976) .



В 1982 году Юрий Григорович поставил балет Дмитрия Шостаковича «Золотой век» который имел неудачную судьбу (впервые поставлен в 1939 ), в основном из-за плакатно-схематического содержания по новому сценарию. В новой постановке Григорович соединил на сцене лирику и гротеск, сатиру, раскрыть приключенческий, авантюрный сюжет в сочетании классического танца с акробатическим. Григорович перенес место действия в советскую Россию, и индустриальная немецкая выставка «Золотой век» превратилась в нэпманский ресторан с тем же названием. Соответственно изменились и герои. Такая подача материала была ближе и понятнее и автору, и зрителям, давала богатые возможности для создания разнообразных сценических характеров средствами танца. http://www.belcanto.ru/

Ариф Меликов «Легенда о любви». Ширин - Алина Сомова, Ферхад - Евгений Иванченко. Хореография Юрия Григоровича


Гениальная балерина Галина Сергеевна Уланова в одном из своих интервью: "Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Одержимый фанатик. Человек огромной работоспособности. Когда ставит новый спектакль, всем бывает нелегко — жесткий, требовательный, придирчивый к себе и другим. И закончив постановку, он продолжает над ней думать, умеет взглянуть на нее как бы со стороны. Проходит время, и видишь: он что-то изменил, дополнил или, может быть, убрал. Это очень ценно. Каждая партия в балетах Юрия Николаевича решена до мельчайших деталей. Воплотить все задуманное им в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения, только очень талантливым исполнителям. Не случайно в его постановках многие актеры открылись с новых сторон и тем определили свою судьбу".

Главный балетмейстер Юрий Григорович с артистами балета Борисом Хохловым, Екатериной Максимовой и Галиной Улановой после спектакля "Спящая красавица"

Дмитрий Шостакович о Юрии Николаевиче Григоровиче: "В его хореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из области хореографии — в смысле соотношения классических традиций и современных средств. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком — образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советского театра".



Созданное балетмейстером Григоровичем — это наше национальное достояние. Это этап в развитии отечественного и мирового балетного театра.

    - (р. 1927) российский артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946 64 в Театре оперы и балета им. Кирова (Ленинград), в 1964 95 главный балетмейстер Большого театра.… … Большой Энциклопедический словарь

    Хореограф постановщик Государственного академического Большого театра России (г. Москва); родился 2 января 1927 г. в г. Ленинграде; окончил Ленинградское хореографическое училище в 1946 г.; 1946 1964 солист балета Ленинградского академического… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1.1.1927, Ленинград), советский артист балета и балетмейстер, народный артист РСФСР(1966). В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище по классу Б. В. Шаврова и А. А. Писарева и до 1964 был танцовщиком Ленинградского театра оперы и… … Большая советская энциклопедия

    - (р. 02 января 1927, Ленинград), российский сценарист, режиссер; лауреат Ленинской премии (1970); народный артист СССР (1973); лауреат Гос. премии СССР (1977, за театральную работу). Окончил Ленинградское хореографическое училище (1946),… … Энциклопедия кино

    - (р. 1927), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946 64 в Театре оперы и балета имени Кирова (Ленинград), в 1964 95 главный балетмейстер Большого театра. Поставил:… … Энциклопедический словарь

    Григорович, Юрий Николаевич - Сцена из балета Щелкунчик в постановке Юрия Григоровича. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич (родился в 1927), артист балета, балетмейстер, педагог. В 1946 64 в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова, с 1964 главный балетмейстер Большого театра.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1927), русский хореограф, руководитель балетной труппы, родился в Ленинграде. Поставил в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова балеты Каменный цветок (музыка Прокофьева, 1957) и Легенда о любви (музыка А.Дж.Меликова, 1961), после чего был в… … Энциклопедия Кольера

    Григорович, Юрий Николаевич Григорович, Юрий Николаевич [[Изображение: |200px|Портрет]] Юрий Григорович после награждения орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени в 2007 году. Дата рождения … Википедия

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png