ГОД 2016 - ГОД ПРОКОФЬЕВА!

Как известно, наступающий 2016 -ый год по предложению президента В.В.Путина объявлен Годом Прокофьева. В последний день IV Санкт-Петербургского международного культурного форума, 16 декабря, состоялась презентация проекта «ПРОКОФЬЕВ. 125», в которой представители Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им.М.И.Глинки рассказали о будущих мероприятиях Года Прокофьева.

16 декабря на площадке Главного штаба Государственного Эрмитажа состоялась презентация проекта «ПРОКОФЬЕВ. 125», участниками которой стали: Е.В. Емельянова - начальник отдела музыкального искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ; Л.О. Солоницына - директор Музея кино; В.В. Лисенко - генеральный директор ВМОМК им. М.И. Глинки; М.Б. Миндлин - генеральный директор Государственного центра современного искусства.

Масштабный проект представил собравшимся его руководитель - президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекций (АММиК), заслуженный деятель искусств РФ М.А. Брызгалов.

Говоря о главной идее проекта, Михаил Брызгалов отметил: «Мы хотим открыть современным слушателям красоту и притягательность планеты Сергея Прокофьева. Показать и тем, кто любит его музыку, и тем, кто с ней не знаком, сколь актуально и популярно творчество композитора в наши дни, как легко оно вписывается в самые неожиданные современные контексты и ракурсы. Наш проект адресован широкому кругу зрителей и слушателей, но акцент сделан на молодежную аудиторию».

Жизнь и творчество музыканта-новатора будут представлены нестандартно, ярко, масштабно. В программе мероприятий - выставка на ВДНХ, новая экспозиция в Музее С.С Прокофьева, научно-практический Форум, конкурс композиторов имени Прокофьева, фестиваль студенческих работ от учащихся творческих вузов, а также большой Музыкальный фестиваль. В его рамках состоятся как традиционные академические вечера, так и встречи-дуэли музыкантов, перформансы и даже dj-сеты, один из которых проведет внук композитора - известный в Европе и США продюсер, композитор и диджей, обладатель премии Independent Music Awards Габриэль Прокофьев (1975 г.р.), живущий в Лондоне.

«Пасхальный фестиваль В. Гергиева и Фестиваль на базе Музея имени Глинки станут ключевыми событиями мероприятий Года Прокофьева», - подчеркнула в выступлении на презентации Елена Емельянова. География юбилейных мероприятий не ограничится Москвой и Санкт-Петербургом, она расширяется с каждым днем. «Уже сегодня более 50 регионов подтвердили участие в проекте», - сказала Емельянова.

А в столице партнерами Музейного объединения станут, в частности, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Концертный зал им. П.И. Чайковского, Московский международный Дом музыки, на площадках которых пройдут концертные программы.

Нестандартный подход к празднованию года вызвал отклик культурного сообщества, и у проекта появилось много организаций-партнеров, в том числе и не связанных с музыкой. Так, Михаил Миндлин, руководитель Государственного центра современного искусства, одним из первых предложил использовать свои площадки для проведения концертов фестиваля.

Активное участие в проекте примет и Музей кино. Его директор Лариса Солоницына сообщила, что музей предоставит для выставки на ВДНХ костюмы из кинофильма «Иван Грозный», эскизы и плакаты из других картин, музыку к которым создавал композитор («Петя и волк», «Александр Невский», «Лермонтов», «Котовский» и др). Солоницына особо подчеркнула в своем выступлении: «2016 год в равном смысле может быть и Годом кино, и Годом Прокофьева… по глобальному значению его творчества для кинематографа. Сергей Прокофьев стал первым композитором, определившим роль музыки в кино не как «иллюстративное сопровождение», а как одну из драматургических основ фильма, наравне со сценарием. Ярче всего это проявилось в его совместных работах с С.М. Эйзенштейном («Александр Невский», «Иван Грозный»)».

На презентации также была затронута тема представления Года Прокофьева в СМИ - в частности, профессиональный уровень и компетентность журналистов, которые будут освещать мероприятия проекта. Михаил Брызгалов сообщил, что в случае необходимости для прессы будут проведены отдельные встречи. «Мы сделаем все возможное для того, чтобы Прокофьев стал ближе, понятнее широкой аудитории», - подчеркнул Брызгалов.

Информация предоставлена ВМОМК им. М.И. Глинки


З. Серебрякова. Портрет композитора С. Прокофьева. 1926

«Он написал больше опер, чем кто-либо в ХХ столетии из крупных композиторов, - отмечает Валерий Гергиев. - И эти оперы разные. Он не повторялся. Писал на сюжеты Гоцци и Катаева, Полевого и Брюсова. Есть ещё Достоевский. Он каждый раз находил адекватный, совершенно иной театрально-музыкальный язык!»

Самые известные оперы Прокофьев написал, будучи признанным советским композитором. Но прежде чем им стать, 18 лет прожил на Западе. Он рано понял, что у него дар, миссия, и в годы революции покидал Родину со словами: «Моя музыка выше сиюминутных исторических событий». Виртуозный пианист, он выступал с концертами по всему миру. Написал три балета для Дягилева. Его эпатажную оперу «Любовь к трём апельсинам» американцы назвали «русским джазом с большевистской отделкой». Марш из неё давно стал хитом мировой классики.

Эту оперу сейчас ставит Александр Титель в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Режиссер мечтает поставить все оперы любимого композитора Прокофьева, половину уже осуществил.


«Ему вообще было присуще очень острое ощущение жизни. Это то, что отличает все его сочинения. Ощущение нового, стремительно меняющегося мира, революционно меняющегося. Там столько искренности, свежести, упоения жизнью»

Александр Титель.

Подъём духа и новаторство его музыки пришлись по вкусу Стране Советов. 9 лет он решался на переезд из-за границы. Первым произведением, которое написал, вернувшись в Союз, была симфоническая сказка «Петя и Волк». История смелого пионера сразу покорила весь мир. Уолт Дисней нарисовал по ней один из лучших своих мультфильмов.

«Прокофьевское звучание - это красочность, мощь, дикость»

Валерий Гергиев



Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», оперы «Обручение в монастыре» и «Война и мир», которую Прокофьев пишет в 1943 в эвакуации. Одно нашествие осмысляет через другое. Советский период - самый плодотворный у Прокофьева. Музыка к кинофильмам - ещё одна его ипостась.

«"Мёртвое поле" - эта вещь изумительная! В этой мелодике передается та боль, та печаль по убиенным» - говорит дирижер Владимир Минин.

С партитурами за пазухой, разгуливающий в элегантном пальто среди пешеходов Камергерского - над монументом Прокофьева работает сейчас скульптор Андрей Ковальчук.

«Та его характерная фотография - в пальто и шляпе - настолько острая, характерная для него и характерная для его времени»

скульптор, народный художник России Андрей Ковальчук

Напротив музея-квартиры Прокофьева в Камергерском переулке в Москве планируется поставить памятник композитору работы Ковальчука. Композитор жил там в коммунальной квартире последние несколько лет. Там же он умер 5 марта 1953.

Его похороны прошли почти незамеченными, вместо цветов друзья несли домашние растения. Под конец жизни Прокофьев услышал обвинения в формализме и сумбуре. Сегодня же в его музыке слышится весь ХХ век и вечность.

Новости культуры



Из воспоминаний Святослава Теофиловича Рихтера «О Прокофьеве» (фрагмент):

«Одно из сильнейших впечатлений было от исполнения его Третьей симфонии в 1939 году. Дирижировал автор. Ничего подобного в жизни я при слушании музыки не ощущал. Она подействовала на меня как светопреставление. Прокофьев использует в симфонии сверхинтенсивные средства выражения. В третьей части, скерцо, струнные играют такую отрывистую фигуру, которая как бы летает, точно летают сгустки угара, как если бы что-то горело в самом воздухе. Последняя часть начинается в характере мрачного марша — разверзаются и опрокидываются грандиозные массы — «конец вселенной», потом после некоторого затишья все начинается с удвоенной силой при погребальном звучании колокола. Я сидел и не знал, что со мной будет. Хотелось спрятаться. Посмотрел на соседа, он был мокрый и красный... В антракте меня еще пробирали мурашки…

Когда жив был Сергей Сергеевич, всегда можно было ожидать чуда. Будто находишься во владениях чародея, который в любой момент может одарить вас сказочным богатством. Трахх! и вы вдруг получаете «Каменный цветок» или «Золушку».

Женой Прокофьева была испанка Лина Кодина. Она встретила его в Нью-Йорке, вышла за него замуж, родила двух сыновей, вернулась с ним в Россию и пережила 8 лет лагерей. Но так случилось, что после смерти Сергея Прокофьева скорбели сразу две вдовы композитора.

Не забыть впечатления от одного из самых лучших его сочинений — коротенькой «Здравицы». Это озарение какое-то, а не сочинение...
Вспоминаю, как хороший строгий рисунок, сжатую, но очень яркую и терпкую сюиту «1941 год»...
Никогда не забуду первое исполнение Пятой симфонии в 1945 году, накануне победы... Это было последнее выступление Прокофьева как дирижера. Я сидел близко — в третьем или четвертом ряду. Большой зал был, наверное, освещен, как обычно, но когда Прокофьев встал, казалось, свет лился прямо на не¬го и откуда-то сверху. Он стоял, как монумент на пьедестале.
И вот, когда Прокофьев встал за пульт и воцарилась тишина, вдруг загремели артиллерийские залпы.
Палочка его была уже поднята. Он ждал, и пока пушки не умолкли, он не начинал. Что-то было в этом очень значительное, символическое. Пришел какой-то общий для всех рубеж... и для Прокофьева тоже.
Пятая симфония передает его полную внутреннюю зрелость и его взгляд назад. Он оглядывается с высоты на свою жизнь и на все, что было. В этом есть что-то олимпийское...
В Пятой симфонии он встает во всю величину своего гения. Вместе с тем там время и история, война, патриотизм, победа... Победа вообще и победа Прокофьева. Тут уж он победил окончательно. Он и раньше всегда побеждал, «о тут, как художник, он победил навсегда.
Это свое сочинение Сергей Сергеевич и сам считал лучшим.

После этого Прокофьев становится композитором «в возрасте». Началось последнее действие его жизни. Так чувствовалось в музыке. Очень высокое. Может быть, самое высокое... Но последнее…»



Ещё:

Филармонический оркестр Балтийского моря - яркий пример европейской интеграции в сфере культуры. В нем собраны музыканты ведущих симфонических коллективов из 10 стран Балтийского региона: Германии, Дании, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, России, Финляндии, Швеции и Эстонии. Согласно принципу, провозглашаемому создателями оркестра, музыка может объединять всех людей независимо от принадлежности к той или иной нации и культуре, и изменять общество к лучшему, особенно в регионе, который исторически оказался разделенным на разные государства.

Главный дирижер и музыкальный директор оркестра - эстонский маэстро Кристиан Ярви, представитель знаменитой дирижерской династии. Репертуар коллектива необычайно широк: классические шедевры, музыка ХХ века, сочинения современных композиторов, написанные по заказу оркестра, которые отражают и подчеркивают культурное разнообразие региона.

Филармонический оркестр Балтийского моря был создан в 2016 году на базе Молодежного филармонического оркестра Балтийского моря, основанного в 2008. У истоков молодежного коллектива стоял фестивальный директор Томас Хуммель, которому удалось объединить в качестве партнеров компанию NordStreamAG и музыкальный фестиваль на Узедоме - острове в Балтийском море, разделенном между Германией и Польшей. За восемь лет оркестр приобрел серьезное реноме и с успехом гастролирует в лучших концертных залах Европы и на самых престижных фестивалях: «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, Фестиваль Балтийского моря в Стокгольме, Бетховенский фестиваль в Бонне, фестивали в Рейнгау и Мерано. «Радость открытия Кристиана Ярви и Молодежного филармонического оркестра Балтийского моря не знает границ», - писала после одного из концертов в Германии газета Tagesspiegel.

Значительным событием в истории Молодежного филармонического оркестра Балтийского моря был концерт на Саммите Совета государств Балтийского моря в 2012 году по приглашению канцлера Германии Ангелы Меркель. Канцлер высоко оценила оркестр как «замечательный пример использования музыки как мощного средства интеграции через границы». В 2014 году Молодежный филармонический оркестр дебютировал в Берлинской филармонии, а годом позже - в Театре Елисейских полей в Париже.

В числе солистов, которые играли с Молодежным оркестром Балтийского моря, - Юлия Фишер, Анджела Георгиу, Даниэль Хоуп, Валентина Лисица, Йонас Кауфман.

Записи коллектива звучат на радиостанциях стран Европейского Союза, телеканалах Mezzo и Classica. Эти записи получили широкое признание, как и недавно вышедший на французском лейбле Naïve альбом BalticSeaVoyage, о котором с восторгом отозвался комментатор сайта www.planethugill.com: «Игра оркестра - прекрасное сочетание технического совершенства и эмоциональной глубины».

В 2015 году Молодежный филармонический оркестр Балтийского моря был удостоен «Европейской культурной премии» за вклад в культуру региона.

С созданием Академии Филармонического оркестра Балтийского моря значительно расширилась образовательная деятельность оркестра - работа с молодыми музыкантами в возрасте от 18 до 28 лет. Занятия в Академии включают воркшопы, композиторские программы, мастер-классы, прослушивания.

В 2013 году был создан Музыкально-образовательный фонд Балтийского моря, призванный развивать объединенную систему музыкального образования в регионе. В функции Фонда входит и управление оркестрами. Членами Артистического совета Фонда являются Валерий Гергиев, Марек Яновский, Марис Янсонс, Эса-Пекка Салонен. Ранее в Совет входил Курт Мазур, дважды дирижировавший оркестром.

Новые горизонты и возможности открываются с созданием в 2016 году Филармонического оркестра Балтийского моря, составленного из действующих участников оркестра и молодых музыкантов - выпускников учебных заведений стран Балтийского региона. Это концертный коллектив, деятельность которого будет дополнять образовательную работу Фонда и Академии.

Оба оркестра привержены общим идеям и взглядам на культуру, общество и окружающий мир. Однако их функции и задачи будут различаться. Молодежный оркестр остается коллективом, в котором молодые талантливые музыканты - исполнители и композиторы - оттачивают профессиональное мастерство. Вновь созданный Филармонический оркестр Балтийского моря станет своеобразной визитной карточкой Фонда. Он будет собираться несколько раз в году для гастролей со специальными проектами в Европе, а в перспективе и по всему миру.

В ходе своего инаугурационного турне с проектом «Пейзажи Балтийского моря» в апреле 2016 года оркестр выступает в Литве, Латвии, Эстонии, Финляндии и России. Программа концертов отражает богатый мир и природу Балтики: море, пейзажи, ландшафты. В нее вошли сюита «Карелия» Яна Сибелиуса, «Лебединая песня» Арво Пярта, «Жар-птица» Игоря Стравинского, «Горы. Воды (Свобода)» Гедиминаса Гелготаса, а также произведения Сергея Прокофьева, чье 125-летие оркестр отмечает концертом в Москве 23 апреля, в день рождения композитора.

В сентябре нынешнего года оркестр совершит тур «Открытие Балтийского моря» по странам Центральной Европы. Центральным образом, символом программ избран лебедь: прозвучат «Лебединая песня» Пярта, фрагменты «Лебединого озера» Чайковского. Участниками Филармонического оркестра Балтийского моря на все время тура станут музыканты оркестра «Кремерата Балтика». Руководитель этого коллектива Гидон Кремер будет солировать в Концерте для скрипки с оркестром Вайнберга.

Кристиан Ярви

Кристиан Ярви родился в 1972 году в Эстонии в семье музыкантов (наиболее известны дирижеры – отец Неэме Ярви и брат Пааво Ярви). В 1980 году переехал в США. Окончил Манхэттенскую школу музыки как пианист (класс Нины Светлановой), затем обучался дирижированию в Мичиганском университете у Кеннета Кислера. В 1998–2001 гг. был ассистентом дирижера в Лос-Анджелесском филармоническом оркестре (художественный руководитель – Эса-Пекка Салонен). В 2001–2004 занимал пост главного дирижера Норрландской оперы и Северного симфонического оркестра (Швеция), в 2004–2009 руководил венским Тонкюнстлер-оркестром, в 2012–2018 – Симфоническим оркестром Центрального радио Германии (MDR, Лейпциг), в 2015–2016 – оркестром фестиваля Иегуди Менухина в Гштааде (Швейцария).

В 1993 году совместно с композитором Джином Прицкером основал универсальный Absolute Ensemble, художественным руководителем и главным дирижером которого остается до настоящего времени. В 2002 году записанный Ярви с ансамблем альбом Absolution номинировался на премию Grammy. В 2008 году Кристиан Ярви стал одним из основателей и музыкальным руководителем Балтийского молодежного филармонического оркестра (ныне – Филармонический оркестр Балтийского моря), в составе которого играют молодые музыканты из России и разных стран Европы.

Как приглашенный дирижер выступал с Берлинским филармоническим и Лондонским симфоническим оркестрами, Национальным оркестром Франции, Оркестром де Пари, оркестром Академии Санта-Чечилия в Риме, Дрезденской государственной капеллой, оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Симфоническим оркестром Бирмингема, Национальным симфоническим оркестром США (Вашингтон), Симфоническим оркестром корпорации NHK (Токио), Сиднейским симфоническим оркестром, Камерным оркестром Лозанны и др.

В дискографии дирижера – более 60 альбомов разного содержания: от саундтреков к голливудским фильмам (среди которых «Облачный атлас» и «Голодные игры») до именной серии дисков Kristjan Järvi Sound Project на французском лейбле Naïve Classique. В этом проекте, стартовавшем в 2014 году, представлены все коллективы, возглавляемые дирижером к тому времени. Многие альбомы Ярви удостоены престижных наград, в частности, запись оперы Хильдинга Русенберга «Остров блаженства» в 2004 году получила Премию немецких музыкальных критиков (Preis der deutschen Schallplattenkritik) и шведскую Grammis. Диск Passacaglia (Sony Classical) был подготовлен в сотрудничестве с Арво Пяртом и посвящен 80-летию композитора. В числе последних релизов – «Вагнер. Кольцо» и «Дуэт Стива Райха», выпущенные Sony Classical в 2016 году.

Кристиан Ярви сотрудничает со многими из наиболее креативных художников нашего времени, среди них кинорежиссер Том Тыквер, композиторы и исполнители Арво Пярт, Стив Райх, Тань Дунь, Гия Канчели, Хайнц Карл Грубер, Джон Адамс, Эса-Пекка Салонен, Рене Флеминг, Джо Завинул, Бенни Андерссон, Горан Брегович, Макс Рихтер, Хаушка (Фолькер Бертельман), Тим Гарланд, Даниэль Шнайдер, Джеймс Макмиллан, Дафер Юссеф, Анушка Шанкар, Нитин Сони, Пакито Д"Ривера, Эйтецу Хаяши и Марсель Халиф, Эркки-Свен Тюур, Эсекьель Виньяо, Пеэтер Вяхи, Гедиминас Гельготас и др. В общей сложности Кристиан Ярви стал инициатором создания более сотни новых музыкальных произведений.

В 2015 году музыкант вернулся в Эстонию, где основал благотворительный фонд. Он также управляет собственной продюсерской компанией Sunbeam Productions, которая объединяет все виды его деятельности и в частности занимается производством оригинальных музыкально-театральных постановок и шоу-программ. В 2017–2018 гг. Sunbeam Productions были выпущены шоу-проекты «Водопроводная станция» (Waterworks), «Абсолютный клуб» (Absolute Club) с участием Франческо Тристано и «Скандинавский пульс» (Nordic Pulse). В 2019 году Кристиан Ярви представляет новую программу «Полуночное солнце» (Midnight Sun) в ряде стран, завершая турне в июле в гамбургской Филармонии на Эльбе. Кроме того, в числе ангажементов сезона 2019/20 – выступления дирижера с Лондонским симфоническим оркестром (с программой, включающей его собственную музыку), оркестрами Лиссабона, Тайваня, Болоньи, Чешского радио (на открытии Международного фестиваля Леоша Яначека), гастроли с программами Sunbeam Productions в Японии и Финляндии, а также гастроли с оркестром Лейпцигского радио и Филармоническим оркестром Загреба.

Александр Торадзе

Александр Торадзе по праву считается одним из самых виртуозных исполнителей, приверженных романтической традиции. Он прославился благодаря нестандартным интерпретациям, поэтичности, глубокому лиризму и яркой эмоциональности своего исполнения и значительно обогатил наследие русской фортепианной школы.

В сопровождении Валерия Гергиева и Симфонического оркестра Мариинского театра Александр Торадзе записал все пять фортепианных концертов Прокофьева (Philips), и критики назвали эту запись эталонной. А диск с Третьим концертом Прокофьева в исполнении Торадзе специалисты журнала International Piano Quarterly признали «лучшей в истории записью» (из более семидесяти существующих). Также широкое признание публики и критиков получила сделанная пианистом запись «Прометея» Скрябина с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и его диски с произведениями Мусоргского, Стравинского, Равеля и Прокофьева (Angel/EMI). По оценке газеты Frankfurter Allgemeine, запись обоих фортепианных концертов Шостаковича в сопровождении Симфонического оркестра Франкфуртского радио под управлением Пааво Ярви стала историческим достижением в карьере пианиста.

Александр Торадзе выступал как солист с ведущими оркестрами мира, в числе которых Берлинский филармонический оркестр, Лондонский симфонический оркестр, Лос-Анджелесский филармонический оркестр, Филармонический оркестр Ла Скала, Оркестр Академии Санта-Чечилия, Симфонический оркестр Мариинского театра, Израильский филармонический оркестр и Симфонический оркестр NHK. Он работает с самыми прославленными дирижерами современности, среди которых Валерий Гергиев, Эса-Пекка Салонен, Юкка-Пекка Сарасте, Микко Франк, Неэме, Пааво и Кристиан Ярви, Владимир Юровский и Джанандреа Нозеда, а также с восходящими звездами – Даниэле Рустиони и Дмитрием Слободенюком.

Александр Торадзе регулярно участвует в фестивалях «Звезды белых ночей», «Би-би-си Промс», «Равиния», фестивалях в Зальцбурге, Эдинбурге, Роттердаме, Миккели, Голливуд Боул, Саратоге, Равенне и Стрезе.

Александр Торадзе родился в Тбилиси в семье известного композитора Давида Торадзе и киноактрисы Лианы Асатиани. В 1977 году он окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, где его наставником был Лев Наумов. В том же году он одержал победу на Международном конкурсе Вана Клиберна. Так началась международная карьера пианиста. В 1983 году он переехал в США, а в1991 году стал штатным преподавателем Университета штата Индиана (Саут-Бенд), где ему удалось создать уникальную систему преподавания. Музыканты разных стран из Фортепианной студии Александра Торадзе успешно гастролируют по США и Европе (Австрия, Великобритания, Италия, Германия, Португалия, Франция), исполняя фортепианные и камерные произведения Рахманинова, Прокофьева, Дворжака. Стравинского и Шостаковича.

Телекомпания WNIT посвятила деятельности Торадзе документальный фильм, отмеченный двумя премиями «Эмми», а японский телеканал NHK сделал запись его мастер-классов.

Каждый год приносит нам множество событий в мире музыки. Мы вспоминаем имена прославленных композиторов и исполнителей, громкие премьеры. 2016-й не стал исключением.

Вольфганг Амадей Моцарт – 260 лет!

Так совпало, что в текущем году мы отмечаем 2 памятных даты: 27 января – 260 лет с момента рождения, а 5 декабря – 225 лет со дня смерти неповторимого Вольфганга Амадея Моцарта. Такого сочетания классического совершенства и дерзких экспериментов не найдется, наверное, ни у одного классика. Врожденная гениальность попала на благодатную почву. Неизвестно, как сложилась бы судьба маэстро, если бы он не родился в семье отличного музыканта и чуткого педагога Леопольда Моцарта. Он сделал все, чтобы талантливый малыш стал гениальным композитором и исполнителем-виртуозом.

Интересно, что Моцарт – автор современного национального гимна Австрии. Его музыка взята из произведения, написанного композитором за 19 дней до кончины, «Масонской кантаты». Слова были написаны в XX веке на конкурсной основе поэтессой Паулой фон Прерадович.

Стоит отметить факт, что в 2016-м исполняется 245 лет со дня 1-й постановки оперы «Митридат, царь Понтийский», которая была восторженно принята публикой. А еще через 5 лет, в 1786 году состоялась премьера спектакля «Свадьба Фигаро», мелодии из которого были сразу же растащены на цитаты и исполнялись уличными музыкантами, в трактирах, в домах знатных господ.

Об этом гениальном музыканте ходит много легенд. Некоторые имели место в реальности, другие историки считают вымыслом. Но его имя, как и творчество, вызывает постоянный интерес, равнодушных нет.

Два русских гения – Прокофьев и Шостакович

В 2016 год музыкальная общественность отмечает юбилеи 2-х ключевых фигур отечественной музыки XX века: 125-летие С. Прокофьева и 110-летие Д. Шостаковича. Это два равновеликих, но совершенно непохожих и по характеру, и в творчестве, человека. Их жизнь и наследие изучается многими поколениями искусствоведов и всегда вызывает интерес.

Они являлись антиподами во всем, в том числе и по взглядам на классическое наследие, по отношению к оркестровке. Прохладно они относились и друг к другу. Несмотря на то, что оба композитора получали образование в Петербургской консерватории, влияние школы Римского-Корсакова, которое отчетливо прослеживается в произведениях Прокофьева, почти незаметно у Шостаковича.

Они нещадно критиковали друг друга, упрекая в отсутствии вкуса, заимствовании музыкального материала, превалировании внешних эффектов над глубинным смыслом. И все же они стали в один ряд, возглавив целую эпоху в русской культуре, сумев воплотить ее многообразие и широту.

Пианист Владимир Софроницкий – 115 лет!

В 2016-м мы отмечаем еще один двойной юбилей – 115 лет со дня рождения и 55 лет со дня смерти блестящего пианиста Владимира Софроницкого. Его творческий путь не был таким искрометным, как у других исполнителей, не было в ней крутых поворотов судьбы. Но когда изучаешь его биографию, поражаешься обилию концертов.

Он появился на свет в интеллигентной семье, среди членов которой есть и ученые, и поэты, и музыканты, и художники. Начальное музыкальное образование он получил в Варшаве. После возвращения с семьей в Петербург в 1914 году продолжает обучение в консерватории. После ее окончания имя Софроницкого все чаще мелькает в концертных афишах. Интересно, что пианист никогда не участвовал в конкурсах и сам признавался, что недолюбливал соревнования с другими исполнителями.

Его игра заслужила признание Святослава Рихтера, который при первой встрече после выпитого на брудершафт бокала по традиции «обозвал» Софроницкого Богом. А его гениальные интерпретации произведений Скрябина и Шопена до сих пор вызывают восхищение меломанов.

Галина Вишневская – 90 лет!

25 октября исполнилось бы 90 лет знаменитой оперной певице, обладательнице великолепного сопрано, Галине Вишневской. Жизнь ее не была легкой. Все детство она провела в Кронштадте, пережила блокаду Ленинграда, в 16 лет даже служила в войсках ПВО, одновременно участвуя в концертах для бойцов.

В 1952 году прошла серьезный конкурсный отбор в группу стажеров Большого театра, и вскоре стала одной из его ведущих солисток. В составе театральной труппы и как сольная исполнительница, Вишневская объездила с концертами полмира. Услышав выступление певицы по радио, тяжелобольная Ахматова посвятила ей стих «Слушая пение».

Переломным моментом в жизни Галины Вишневской стало знакомство с будущим мужем Мстиславом Ростроповичем. После того, как супруги предложили приют на своей даче Солженицыну и открыто поддержали его, власти СССР ограничили им творческую деятельность и запретили упоминать имена Вишневской и Ростроповича в прессе. Пара была вынуждена покинуть страну. В 1990 году певице и ее мужу было возвращено гражданство и все регалии.

Почти неизвестный и великий меценат Митрофан Беляев

22 февраля исполнилось 189 лет со дня появления на свет человека, посвятившего жизнь поддержке русских музыкантов, мецената Митрофана Беляева. В то время, как «верхушкой» общества признавалась только европейская музыка, Беляев большую часть средств, получаемых от своего бизнеса, тратил на поддержку молодых, еще почти неизвестных русских композиторов, оплачивал издание их произведений. Промышленник спонсировал, если выразиться современным языком, два концерта русской музыке на Всемирной выставке в Париже в 1880 году, явившихся первым знакомством Европы с русской музыкой.

Благодаря меценату был организован «Беляевский кружок». Композиторы, вошедшие в него, продолжили отчасти традиции «Могучей кучки».

Судьбоносная премьера – опера «Иван Сусанин»

Нельзя обойти вниманием знаменательное событие в русской культуре – премьеру первой русской национальной оперы М.И. Глинки «Жизнь за Царя», коей в 2016 году исполняется 180 лет. За время своего существования спектакль претерпел несколько изменений. Первоначально автор дал своему детищу название «Иван Сусанин». Но перед самой премьерой Глинка по величайшему соизволению самого государя переименовал ее.

Текст оперы был во многом промонархическим, и, чтобы ее разрешили ставить в советских театрах, поэт Сергей Городецкий изменил либретто, сделав его народно-патриотическим. Одно время в финальном хоре «Славься» даже звучали слова «советский строй», впоследствии замененные на «русский народ». Долгое время бессменным исполнителем партии Сусанина был Федор Шаляпин.

Дмитрий Шостакович — Романс из кинофильма «Овод»

23 апреля исполняется 125 лет с дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева. Музыкальный критик Михаил Сегельман предлагает короткие истории о времени жизни и жизни во времени, о личности и творчестве одного из крупнейших композиторов XX века, о людях, его окружавших.

"Я родился…"

"… в 1891 году. Четыре года назад умер Бородин, пять лет назад – Лист, восемь – Вагнер, десять – Мусоргский. Чайковскому осталось два с половиной года жизни, он кончил Пятую симфонию, но не начал Шестой. Римский-Корсаков недавно сочинил "Шехеразаду" и собирался приводить в порядок "Бориса Годунова" (Мусоргского). Дебюсси было двадцать девять лет, Глазунову – двадцать шесть, Скрябину – девятнадцать, Рахманинову – восемнадцать, Равелю – шестнадцать, Мясковскому – десять, Стравинскому – девять, Хиндемит не родился совсем". (Сергей Прокофьев, "Автобиография")

Первый успех

Нет, это не триумф сочинения или удачное выступление. В январе 1902 года юный и невероятно талантливый Сережа Прокофьев оказался в московской квартире великого русского композитора и педагога Сергея Ивановича Танеева. Прослушивание прошло удачно, и вскоре Танеев порекомендовал для мальчика педагога – молодого композитора Рейнгольда Глиэра. В Сонцовке – имении Прокофьевых – Глиэр впервые появился летом того же года. И начались занятия. "Я учился у Глиэра в самом юном возрасте, когда нечего было и думать о сознательном отношении к делу. И тут особенно ярко выступил педагогический талант Рейнгольда Морицевича, который сумел развить меня и по линии гармонии, и по инструментовке, и по форме, все время подогревая желание сочинять и применять новые познания", – писал Прокофьев в статье к 65-летию со дня рождения Глиэра (журнал "Советское искусство", №2, 1940). Учитель был старше ученика на 16 лет (по новому стилю Глиэр родился 11 января 1875) и пережил его на 3 года.

Первый удар по самолюбию

Конечно, он случился в детстве. И, конечно, многие детские удары впоследствии оказываются "ударчиками". Нет, это был удар, – и бил все тот же Танеев. Не зря Прокофьев вспоминал об этом, как минимум, дважды: в "Автобиографии" и в тексте к 25-летию со дня смерти Танеева (1940).

"Когда в возрасте 11 лет я показал ему симфонию, сочиненную под руководством Глиэра, Танеев, в общем, похвалил, но тут же заметил, что больно уж простовата гармония… И тут же засмеялся. Это меня задело. Не то что я разревелся или провел бессонную ночь, но где-то в глубине засела мысль, что гармония простовата. Когда уже лет 18-ти я показал ему мои четыре этюда, С.И. спросил, почему в некоторых местах такое нагромождение гармонических последовательностей. Я напомнил ему о разговоре, бывшем несколько лет назад. С.И. не без юмора схватился за голову и воскликнул: "Неужели это я толкнул вас на такой путь (в "Автобиографии" – …"на такую скользкую дорогу")?"

Еще как толкнул! В определенный период творчества Прокофьева отличал необыкновенный изобретательский азарт, страсть к придумыванию новых созвучий. Впрочем, в некоторых случаях выручала самоирония. 6 июня 1925 года в Париже под управлением Сергея Кусевицкого была впервые исполнена Вторая симфония Прокофьева. И она оказалась не по зубам не только публике, но даже самому автору. О чем он и написал Николаю Мясковскому: "Так намудрил, что и сам, слушая, не всюду до сути добрался, с других же нечего и требовать..." Но сейчас – уже добрались!

Прокофьев: лучшие книги

Их несколько и почти везде – "прямая речь". Литературная одаренность Прокофьева не уступала музыкальной, и лучше всех о себе рассказал он сам. Уже упоминались подлинные шедевры – "Автобиография" (М., 1982), которая, к сожалению, обрывается в середине консерваторского периода (рубеж 1900-х – 1910-х) и Переписка Прокофьева с Мясковским. В 2002 году в Париже изданы трехтомные "Дневники" (с предисловием старшего сына композитора Святослава); они охватывают период с 1907 по 1933 годы. Замечательный сборник "Прокофьев о Прокофьеве" вышел в 1991 году под редакцией Виктора Варунца; в этом издании собраны и превосходно откомментированы печатные выступления С.С. (в отечественной и иностранной прессе). Не забудем также "Рассказы" (М., 2003); их Прокофьев сочинял, в основном, в поездах по дороге на гастроли. Вероятно, лучший – "Блуждающая башня". С некоторым оговорками добавляем в список книгу Валентины Чемберджи "XX век Лины Прокофьевой" (М., 2008) – документированную биографию первой жены композитора.

Казус Прокофьева

Юридический термин; поводом к возникновению послужили перипетии личной жизни. Опускаем подробности (в частности, существовавший одно время в СССР запрет на заключение брака советских граждан с иностранными), – вот как выглядит история в кратком пересказе. С первой женой Линой Кодиной Сергей Сергеевич познакомился в 1918 году, брак был заключен в Германии в 1923 году. В 1938 году на отдыхе в Кисловодске Прокофьев познакомился с Мирой Мендельсон; их брак фактически начался в 1941 году. В 1947 году суд признал брак 1923 года недействительным, так как он не был засвидетельствован Советским консульством. Вскоре Прокофьев официально зарегистрировал брак с Мирой Мендельсон. 20 февраля 1948 года Лина Кодина была арестована и провела в лагерях 8 лет. В 1957 году решение суда 1947 года было отменено; авторские права в равных долях унаследовали обе вдовы. В дальнейшем вторая вдова умерла (в 1968 году), а первая с двумя детьми эмигрировала. Лина Кодина скончалась в 1989 году; ей было 92 года.

Клетка

Ее роль в жизни Прокофьева очень велика. Во-первых, Сергей Сергеевич был сильным шахматистом. Венец его карьеры – ничья в сеансе одновременной игры со вторым официальным чемпионом мира по шахматам Эммануилом Ласкером (тот самый, о котором "великий комбинатор и сын турецкоподданного" говорил: "Ласкер дошел до пошлых вещей, с ним стало невозможно играть. Он обкуривает своих противников сигарами"). Было это в 1909 году в Петербурге. Правда, через 24 года Ласкер все-таки обыграл Прокофьева. Во-вторых, Сергей Сергеевич любил клетчатые пиджаки, пальто, кепи. Говорят, именно он привил в России шотландский стиль в одежде.

Моцарт и Солнце

Два феномена Вселенной, с которыми чаще всего сравнивают нашего героя. Мир Прокофьева, как и мир Моцарта, полон резких контрастов и, в то же время, гармоничен в своей основе. Солнце же Прокофьев носил не только в себе, но и с собой. Речь об альбоме, в котором он предлагал коллегам и друзьям ответить на один вопрос: "Что вы думаете о Солнце?" Так возникло знаменитое собрание автографов "Деревянная книга".

Пркфв

Так он подписывался. Ведь он, как мы помним, не любил лишних слов. И лишних букв тоже.
Так что – лбт Пркфв! В смысле – любите нашего Сергея Сергеевича!

Михаил Сегельман

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png