Настоящее имя Юхан Кристиан Сибелиус, крупнейший финский композитор, родился 8 декабря 1865 в Хяменлинне (шведское название Тавастехус) в Финляндии. Был вторым из троих детей доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Хотя в семье поддерживались шведские культурные традиции, идущие от предков композитора, его отдали в финскую среднюю школу. В 1885 поступил в Императорский университет в Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешел в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником М.Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института. В 1889 Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у А.Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у К.Гольдмарка и Р.Фукса в Вене.

По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма Куллерво (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра – по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъема, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-губернатор, возглавлявший национальное движение.

За Куллерво последовали симфоническая поэма Сказка (En Saga), ор. 9 (1892); сюита Карелия (Karelia), ор. 10 и 11 (1893); Весенняя песня (Varsang), ор. 16 (1894) и сюита Лемминкяйнен (Lemminkissarja), ор. 22 (1895). В 1897 Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.

В 1903 году Сибелиус подписывает договор на покупку участка. И заказывает проект архитектору Ларсу Сонку, который славился своими проектами в стиле «Art Nouveau». Среди таких проектов можно назвать летнюю резиденцию президентов Финляндии и кафедральный собор в городе Тампере. Свой проект по постройке дома для композитора Сонк смог реализовать за год. И семья Сибелиуса уже в 1904 году смогла переехать в новый дом.

Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Р.Каянус, дирижер и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик К.Т.Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал еще 6 сочинений – последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрел именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как Дочь Севера (Pohjolan tytar), Ночная скачка и восход солнца (Nattlig ritt och soluppgang), Туонельский лебедь (Tuonelen joutsen) и Тапиоля (Tapiola).

Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) – свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма Финляндия (Finlandia) (1899) и Грустный вальс (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора А.Ярнефельта Смерть (Kuolema); пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за ее пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько салонных сюит для оркестра еще более уступают лучшим сочинениям композитора, приводя в смущение даже самых преданных поклонников его таланта.

Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой Тапиоля, ор. 112. Более 30 лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений – особенно его Восьмой симфонии, о которой столько говорилось; однако ожидания не сбылись. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе масонскую музыку и песни, ничем не обогатившие его наследие. Его творчество получает признание главным образом в англо-саксонских странах. В 1903–1921 он пять раз приезжал в Англию дирижировать своими произведениями, а в 1914 посетил США, где под его управлением в рамках музыкального фестиваля в Коннектикуте прошла премьера симфонической поэмы Океаниды (Aallottaret). Популярность Сибелиуса в Англии и США достигла своего пика к середине 1930-х годов. Такие крупные английские писатели, как Роза Ньюмарч, Сесил Грей, Эрнест Ньюмен и Констант Ламберт, восхищались им как выдающимся композитором своего времени, достойным преемником Бетховена. Среди наиболее пылких приверженцев Сибелиуса в США были О.Даунс, музыкальный критик «Нью-Йорк Таймс», и С.Кусевицкий, дирижер Бостонского симфонического оркестра; в 1935, когда музыка Сибелиуса прозвучала по радио в исполнении Нью-йоркского филармонического оркестра, слушатели избрали композитора своим «любимым симфонистом».

С 1940 интерес к музыке Сибелиуса заметно падает: раздаются голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. Сибелиус не создал своей школы и не оказал прямого влияния на композиторов следующего поколения. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р.Штраус и Э.Элгар. При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.

Лучшие дня

Ян Сибелиус (финск. Jean Sibelius; 8 декабря 1865, Хямеэнлинна, Финляндия — 20 сентября 1957, Ярвенпяя, Финляндия) — финский композитор.

Биография

Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 в Хямеэнлинне (шведское название Тавастехус) в Финляндии. Был вторым из троих детей доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Хотя в семье поддерживались шведские культурные традиции, идущие от предков композитора, его отдали в финскую среднюю школу. В 1885 поступил в Императорский университет в Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешел в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником М.Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института. В 1889 Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у Карла Гольдмарка и Роберта Фукса в Вене.

По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра — по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъёма, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-губернатор, возглавлявший национальное движение.

За Куллерво последовали симфоническая поэма «Сказка» (En Saga), ор. 9 (1892); сюита «Карелия» (Karelia), ор. 10 и 11 (1893); «Весенняя песня», ор. 16 (1894) и сюита «Лемминкяйнен» (Lemminkissarja), ор. 22 (1895). В 1897 Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.

Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Р.Каянус, дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик Карл Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал ещё 6 сочинений — последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Дочь Севера» (финск. Pohjolan tytär), «Ночная скачка и восход солнца» (швед. Nattlig ritt och soluppgang), «Туонельский лебедь» (Tuonelаn joutsen) и «Тапиола» (Tapiola).

Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) — свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма «Финляндия» (Finlandia) (1899) и «Грустный вальс» (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора Арвида Ярнефельта «Смерть» (Kuolema); пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за её пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько салонных сюит для оркестра ещё более уступают лучшим сочинениям композитора, приводя в смущение даже самых преданных поклонников его таланта.

Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой «Тапиола», ор. 112. Более 30 лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений — особенно его Восьмой симфонии, о которой столько говорилось (в 1933 г. была даже анонсирована её премьера); однако ожидания не сбылись. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе масонскую музыку и песни, ничем не обогатившие его наследие. Впрочем, существуют свидетельства, что в 1945 г. композитор уничтожил большое количество бумаг и рукописей, – возможно, среди них были и не дошедшие до окончательного воплощения поздние сочинения.

Его творчество получает признание главным образом в англо-саксонских странах. В 1903—1921 он пять раз приезжал в Англию дирижировать своими произведениями, а в 1914 посетил США, где под его управлением в рамках музыкального фестиваля в Коннектикуте прошла премьера симфонической поэмы Океаниды (Aallottaret). Популярность Сибелиуса в Англии и США достигла своего пика к середине 1930-х годов. Такие крупные английские писатели, как Роза Ньюмарч, Сесил Грей, Эрнест Ньюмен и Констант Ламберт, восхищались им как выдающимся композитором своего времени, достойным преемником Бетховена. Среди наиболее пылких приверженцев Сибелиуса в США были О.Даунс, музыкальный критик «Нью-Йорк Таймс», и С.Кусевицкий, дирижёр Бостонского симфонического оркестра; в 1935, когда музыка Сибелиуса прозвучала по радио в исполнении Нью-йоркского филармонического оркестра, слушатели избрали композитора своим «любимым симфонистом».

С 1940 интерес к музыке Сибелиуса заметно падает: раздаются голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. Сибелиус не создал своей школы и не оказал прямого влияния на композиторов следующего поколения. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р.Штраус и Э.Элгар. При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.

Ещё при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались лишь немногим художникам. Достаточно упомянуть многочисленные улицы Сибелиуса, парки Сибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса». В 1939 «альма матер» композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса. Умер Сибелиус в Ярвенпяя 20 сентября 1957.

Основные произведения

Симфонии:

  • Симфония № 1 e-moll, op.39 (1899);
  • Симфония № 2 D-dur, op.43 (1902);
  • Симфония № 3 C-dur, op.52 (1907);
  • Симфония № 4 a-moll, op.63 (1911);
  • Симфония № 5 Es-dur, op.82 (1915);
  • Симфония № 6 d-moll, op.104 (1923);
  • Симфония № 7 C-dur, op.105 (1924);

Симфонические поэмы:

  • «Сага», ор.9 (1892, вторая редакция 1901);
  • «Финляндия», ор.26 (1899);
  • «Дочь Похьолы», ор.49 (1906);
  • «Пан и Эхо», (1906);
  • «Ночная скачка и восход солнца», ор.55 (1907);
  • «Дриада», ор.45 (1910);
  • «Бард», ор.64 (1914);
  • «Океаниды», ор.73 (1914);
  • «Тапиола», ор.112 (1926);

Симфонические сюиты:

  • «Лемминкяйнен» (четыре симфонические легенды: «Лемминкяйнен и девушки на острове Саари», «Лемминкяйнен в Туонеле», «Туонельский лебедь», «Возвращение Лемминкяйнена»; 1893—1895);
  • «Карелия» — увертюра и оркестровая сюита, op.10 и 11 (1893);
  • «Пеллеас и Мелизанда» (1905);

Концерты:

  • Концерт для скрипки с оркестром d-moll, op.47 (1903);

Музыка к драматическим спектаклям:

  • «Король Кристиан II» пьеса А. Паула (1898);
  • «Куолема» (драма А. Ярнефельта);
  • «Буря» (трагедия Уильяма Шекспира; 1930);
  • 1891 — Увертюра E-dur;
  • 1891 — Увертюра a-moll;
  • 1892 — «Куллерво», симфон. поэма для оркестра, соло и хора;
  • 1897 — «Песня афинян» для хора мальчиков и оркестра.

1958-2009 Полное имя: Майкл Джозеф Джексон Родился: 29 августа 1958 года в городе Гэри, штат Индиана, США Известен как “король поп-музыки” Хиты: I Want You Back, Don’t Stop Til You Get Enough, Billie Jean, Bad, Black or White, Earth Song 1969 год - контракт со студией звукозаписи. Майкл - седьмой из девяти детей в семье…

Ян Сибе́лиус (швед. Jean Sibelius , швед. Johan Christian Julius Sibelius ; 8 декабря 1865, Хямеэнлинна, Великое княжество Финляндское, Российская Империя - 20 сентября 1957, Ярвенпяя, Финляндия) - финский композитор шведского происхождения.

Биография

Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 года в Тавастгусе в Великом княжестве Финляндском. Был вторым из троих детей доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Он рано потерял отца, провёл детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки в своём родном городе.

В семье говорили на шведском языке и поддерживали шведские культурные традиции. Однако родители отдали Яна в финноязычную среднюю школу. С 1876 года по 1885 он учился в Нормальном лицее Хямеэнлинны.

Следуя семейной традиции, детей обучали игре на музыкальных инструментах. Сестра Линда занималась на рояле, брат Кристиан - на виолончели, Ян - вначале на рояле, но после предпочёл скрипку.

Уже в десять лет Ян сочинил небольшую пьесу.

Впоследствии, его влечение к музыке возрастало и он начал систематические занятия под руководством руководителя местного духового оркестра Густава Левандера.

Полученные практические и теоретические знания позволили написать юноше несколько камерно-инструментальных сочинений.

В 1885 году поступил на юридический факультет Императорского университета в Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешёл в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником Мартина Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института.

В 1889 году Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у Карла Гольдмарка и Роберта Фукса в Вене.

По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра - по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъёма, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-лейтенант и губернатор, принимавший участие в национальном движении - Август Александер Ярнефельт.

За Куллерво последовали симфоническая поэма «Сказка» (En Saga), ор. 9 (1892); сюита «Карелия» (Karelia), ор. 10 и 11 (1893); «Весенняя песня», ор. 16 (1894) и сюита «Лемминкяйнен» (Lemminkissarja), ор. 22 (1895). В 1897 Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.

Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Роберт Каянус, дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик Карл Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал ещё 6 сочинений - последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 году в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Дочь Похьёлы» (фин. Pohjolan tytär), «Ночная скачка и восход солнца» (швед. Nattlig ritt och soluppgang), «Туонельский лебедь» (Tuonelan joutsen) и «Тапиола» (Tapiola).

Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) - свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма «Финляндия» (Finlandia) (1899) и «Грустный вальс» (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора Арвида Ярнефельта «Смерть» (Kuolema); пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903 году. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за её пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько сюит для оркестра также уступают лучшим сочинениям композитора.

Особое положение в финской национальной культуре занимает симфоническая поэма «Финляндия», являющаяся музыкальной иллюстрацией истории народа и имевшая антироссийскую направленность. Мелодия имела успех и стала национальным гимном. Её исполнение, в том числе и насвистывание мелодии в общественных местах, каралось русскими властями заключением.

Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой «Тапиола», ор. 112. Более 30 лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений - особенно его Восьмой симфонии, о которой столько говорилось (в 1933 году была даже анонсирована её премьера); однако ожидания не сбылись. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе масонскую музыку и песни, ничем не обогатившие его наследие. Впрочем, существуют свидетельства, что в 1945 году композитор уничтожил большое количество бумаг и рукописей, - возможно, среди них были и не дошедшие до окончательного воплощения поздние сочинения.

Его творчество получает признание главным образом в англо-саксонских странах. В 1903-1921 он пять раз приезжал в Англию дирижировать своими произведениями, а в 1914 посетил США, где под его управлением в рамках музыкального фестиваля в Коннектикуте прошла премьера симфонической поэмы Океаниды (Aallottaret). Популярность Сибелиуса в Англии и США достигла своего пика к середине 1930-х годов. Такие крупные английские писатели, как Роза Ньюмарч, Сесил Грей, Эрнест Ньюмен и Констант Ламберт, восхищались им как выдающимся композитором своего времени, достойным преемником Бетховена. Среди наиболее пылких приверженцев Сибелиуса в США были О. Даунс, музыкальный критик «Нью-Йорк Таймс», и С. Кусевицкий, дирижёр Бостонского симфонического оркестра; в 1935, когда музыка Сибелиуса прозвучала по радио в исполнении Нью-йоркского филармонического оркестра, слушатели избрали композитора своим «любимым симфонистом».

С 1940-х интерес к музыке Сибелиуса заметно падает: раздаются голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. Сибелиус не создал своей школы и не оказал прямого влияния на композиторов следующего поколения. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р. Штраус и Э. Элгар. При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.

Ещё при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались лишь немногим художникам. Достаточно упомянуть многочисленные улицы Сибелиуса , парки Сибелиуса , ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса ». В 1939 «альма матер» композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса .

Сибелиус в масонстве

Он многие годы был масоном, и по праву являлся одним из выдающихся деятелей финского масонства. Сибелиус был одним из основателей ложи «Суоми» № 1 в Хельсинки. В дальнейшем он был главным органистом Великой ложи Финляндии. В 1927 году Сибелиус написал девять вокальных и инструментальных композиций, собранных им под общим названием «Масонская музыка для обрядов». Первое издание партитуры, предназначавшееся для распространения среди масонов увидело свет в 1936 году. Второе издание вышло в 1950 году, исправленное и дополненное автором за счёт новых композиций, в том числе известной симфонической поэмой «Финляндия», сопровождаемой при масонском исполнении особым текстом.

Основные произведения

Симфонии

  • «Куллерво», симфония для солистов, хора и оркестра, op.7 (1899)
  • Симфония № 1 e-moll, op.39 (1899)
  • Симфония № 2 D-dur, op.43 (1902)
  • Симфония № 3 C-dur, op.52 (1907)
  • Симфония № 4 a-moll, op.63 (1911)
  • Симфония № 5 Es-dur, op.82 (1915)
  • Симфония № 6 d-moll, op.104 (1923)
  • Симфония № 7 C-dur, op.105 (1924)

Симфонические поэмы

  • «Сага», ор.9 (1892, вторая редакция 1901)
  • «Лесная нимфа», Op. 15 (1894)
  • «Весенняя песнь», Op. 16 (1894)
  • «Финляндия», ор.26 (1899)
  • «Дочь Похьёлы», ор.49 (1906)
  • «Ночная скачка и восход солнца», ор.55 (1907)
  • «Дриада», ор.45 (1910)
  • «Луоннотар» для сопрано c оркестром, ор. 70 (1913)
  • «Бард», ор.64 (1914)
  • «Океаниды», ор.73 (1914)
  • «Тапиола», ор.112 (1926)
  • "Туонельский лебедь"

Симфонические сюиты

  • «Лемминкяйнен» (четыре симфонические легенды: «Лемминкяйнен и девушки на острове Саари», «Лемминкяйнен в Туонеле», «Туонельский лебедь», «Возвращение Лемминкяйнена»; 1893-1895)
  • «Карелия», сюита, Op. 11 (1893)
  • «Пеллеас и Мелизанда» (1905, из музыки к пьесе Мориса Метерлинка)
  • «Исторические сцены» I, Op. 25 (1. Увертюра 2. Сцена 3. Празднество) (1899)
  • «Любовная сюита» для струнных, литавр и треугольника (Rakastava), op. 14 (1911)
  • «Исторические сцены» II, Op. 66 (1. Охота 2. Любовная песня 3. У подъемного моста)(1912)
  • "Три пьесы для оркестра, Op. 96. (1. Лирический вальс, 2. Былое (пастораль), 3. Рыцарский вальс) (1920)
  • «Маленькая сюита» для 2-х флейт и струнного оркестра, Op. 98a (1921)
  • «Сельская сюита» для струнного оркестра, Op. 98b (1921)
  • «Жанровая сюита» (Suite caracteristique), Op. 100 (1922)

Концертные произведения

  • Концерт для скрипки с оркестром d-moll, op.47 (1903)
  • Две серенады для скрипки с оркестром, оp. 69 (1912)
  • Две торжественные мелодии для скрипки или виолончели с оркестром, ор. 77 (1914, 1915)
  • Шесть юморесок для скрипки с оркестром, ор. 87 и 89 (1917)
  • Сюита для скрипки и струнного оркестра (1929)

Театральные произведения

  • «Создание лодки», опера (1894, не окончена; на материале увертюры написана пьеса «Туонельский лебедь»)
  • «Дева в башне», опера в одном действии (1896)
  • «Король Кристиан II», музыка к пьесе А. Паула (1898)
  • «Пеллеас и Мелизанда», музыка к пьесе М. Метерлинка (1905)
  • «Смерть», музыка к драме А. Ярнефельта, Op. 44 (в том числе знаменитый «Грустный вальс») (1903)
  • «Скарамуш», балет-пантомима по пьесе П. Кнудсена, ор. 71 (1913)
  • «Пир Валтасара», музыка к драме Яльмара Прокопе (1906) Op. 51.
  • «Белый, как лебедь», музыка к драме Августа Стриндберга (1908) Op. 54.
  • «Ящерица», музыка к пьесе Микаэля Либека (1909) Op. 8
  • «Имярек», музыка к пьесе Гуго фон Гофмансталя (1916) Op. 83.
  • «Буря», музыка к пьесе Уильяма Шекспира, Ор. 109 (1925)

Другие произведения

  • «Карелия» - увертюра, op.10 1893
  • «Пан и Эхо», op.53a 1906

Камерные сочинения

  • Две пьесы (Романс и Эпилог) для скрипки и фортепиано (1888) Op. 2.
  • Струнный квартет B-dur (1889) Op. 4.
  • «Меланхолия» для виолончели и фортепиано (1901) Op. 20.
  • «Voces intimae» («Сокровенные голоса»), струнный квартет d-moll (1909) Op. 56.
  • Четыре пьесы для скрипки (или виолончели) и фортепиано (1915) Op. 78.
  • Шесть пьес для скрипки и фортепиано (1915) Op. 79.
  • Сонатина E-dur для скрипки и фортепиано (1915) Op. 80.
  • Пять пьес для скрипки и фортепиано (1915) Op. 81.
  • Новеллета для скрипки и фортепиано (1923) Op. 102.
  • «Деревенские танцы», пять пьес для скрипки и фортепиано (1925) Op. 106.
  • Четыре пьесы для скрипки и фортепиано (1929) Op. 115.
  • Три пьесы для скрипки и фортепиано (1929) Op. 116.

Для фортепиано

  • Шесть экспромтов Op. 5.
  • Соната F-dur (1893) Op. 12.
  • Десять пьес (1894-1903) Op. 24.
  • Десять багателей (1914-1916) Op. 34.
  • «Pensees lyriques», 10 пьес (1912-1914) Op. 40.
  • «Кюлликки», три лирические пьесы (1904) Op. 41.
  • Десять пьес (1909) Op. 58.
  • Три сонатины (1912) Op. 67.
  • Два маленьких рондо (1912) Op. 68.
  • Четыре лирические пьесы (1914) Op. 74.
  • Пять пьес (1914) Op. 75.
  • Тринадцать пьес (1914) Op. 76.
  • Пять пьес (1916) Op. 85.
  • Шесть пьес (1919) Op. 94.
  • Шесть багателей (1920) Op. 97.
  • Восемь коротких пьес (1922) Op. 99.
  • Пять романтических пьес (1923) Op. 101.
  • Пять характерных впечатлений (1924) Op. 103.
  • Пять эскизов (1929) Op. 114.

Для органа

  • Две пьесы Op. 111.
  • 1. Интрада (1925)
  • 2. Траурная музыка (1931)

Для хора

  • Шесть мужских хоров a cappella на тексты «Калевалы», «Кантелетар» и на слова Киви (1893-1901) Op. 18.
  • Экспромт для женского хора и оркестра на слова Ридберга (1902) Op. 19.
  • «Natus in curas». Гимн для мужского хора a cappella (изд. 1899) Op. 21.
  • «Университетская кантата 1897 года» для смешанного хора a cappella (1897) Op. 23.
  • «Sandels», импровизация для мужского хора и оркестра на слова Рунеберга (1898) Op. 28.
  • «Происхождение огня» для баритона, мужского хора и оркестра (1902) Op. 32.
  • «Пленная королева», баллада для хора и оркестра (1906) Op. 48.
  • Две песни для смешанного хора a cappella (1911-1912) Op. 65.
  • Пять мужских хоров a cappella (1915) Op. 84.
  • «Край родной», кантата для хора и оркестра, слова Каллио (1918) Op. 92.
  • «Песня земли», кантата для хора и оркестра на текст Ярла Геммера - в ознаменование открытия университета в Турку (1919) Op. 93.
  • «Гимн земле», кантата для хора и оркестра на текст Эйно Лейно (1920) Op. 95.
  • «Гимн» для хора и органа (1925) Op.107.
  • Два мужских хора a cappella (1925) Op.108.
  • «Гимн Вяйнё» («Калевала») для хора и оркестра (1926) Op.110.
  • «Масонская церемониальная музыка», цикл пьес для солистов, мужского хора и органа (1926-1948) Op.113.

Для голоса с сопровождением

Пять рождественских песен для голоса и фортепиано (1895-1913) Op.1
Ариозо на слова Рунеберга для голоса и струнного оркестра (1911) Op.3.
Семь песен на слова Рунеберга с сопровождением фортепиано (1891-1892) Op.13.
Семь песен на слова Рунеберга, Тавастьерна и др. для голоса и фортепиано (1894-1899) Op.17.
«Невесты перевозчика» для баритона или меццо-сопрано и оркестра (1897) Op.33.
Две песни для голоса и фортепиано (1907) Op.35.
Шесть песен для голоса и фортепиано (1899), среди них - «Мартовский снег» (№ 5), «Алмазы на снегу» (№ 6) (вторая авторская редакция - для голоса и оркестра) Op.36.
Пять песен для голоса и фортепиано (1898-1902), среди них - «Девушка вернулась со свиданья» (№ 5) на слова Рунеберга Op. 37.
Пять песен для голоса и фортепиано (1904) Op. 38.
Шесть песен для голоса и фортепиано (1906), среди них - «Тихий город» (№ 5) на слова Демеля Op.50.
Восемь песен для голоса и фортепиано на слова Иозефсона (1909) Op.57.
Две песни для голоса и фортепиано (или гитары) на тексты из «Двенадцатой ночи» Шекспира (1909) Op.60.
Восемь песен для голоса и фортепиано на слова Тавастьерна, Рунеберга и др. (1910) Op.61.
«Луоннотар», поэма для сопрано и оркестра (1913) Op.70.

Шесть песен для голоса и фортепиано на слова Топелиуса, Ридберга и др. (1914-1915) Op.72.
Шесть песен для голоса и фортепиано (1916) Op.86.
Шесть песен для голоса и фортепиано на слова Францена и Рунеберга (1917) Op.88.
Шесть песен для голоса и фортепиано на слова Рунеберга (1917) Op.90.

Мелодекламация

  • «Дриада» (слова Ридберга), с сопровождением фортепиано, двух валторн и струнного оркестра (1894) Op.15.
  • «Снежный покой» (слова Ридберга), с сопровождением хора и оркестра (1900) Op.29.
  • «Ледоход на реке Оулу» (слова Топелиуса), с сопровождением мужского хора и оркестра (1899) Op.30.

Сочинения без обозначения опуса

  • Трио a-moll (1881-1882)
  • Фортепианный квартет e-moll (1881-1882)
  • Сюита для скрипки и фортепиано (1883)
  • Андантино для виолончели и фортепиано (1884)
  • Струнный квартет Es-dur (1885)
  • Соната для скрипки и фортепиано F-dur (1886)
  • Фортепианное трио (1887)
  • «Tranaden» («Желающий»), мелодекламация на слова Стагнелиуса, с сопровождением фортепиано (1887)
  • «Ночи ревности», мелодекламация на слова Рунеберга, с сопровождением фортепианного трио (1888)
  • Серенада для голоса и фортепиано на слова Рунеберга (1888)
  • «Водяной дух», две песни с сопровождением фортепианного трио к пьесе Веннерберга (1888)
  • Тема с вариациями для струнного квартета (1888)
  • Сюита для скрипки, альта и виолончели A-dur (1889)
  • Струнный квартет a-moll (1889)
  • Фортепианный квинтет g-moll (1889)
  • Увертюра a-moll (1890-1891)
  • Увертюра E-dur (1890-1891)
  • Фортепианный квартет C-dur (1891)
  • Октет для флейты, кларнета и струнных (1891), позднее использованный в «Саге»
  • Балетная сцена для оркестра (1891)
  • «Tiera», пьеса для духового оркестра (1894)
  • «Дриада», симфоническая поэма (1894)
  • «Университетская кантата 1894 года», для хора и оркестра (1894)
  • «Min rastas», для мужского хора a cappella (1894)
  • Рондо для альта и фортепиано (1895)
  • «Нескончаемый день» (слова Эркко), для детских голосов a cappella (1896)
  • «Единая сила» (слова Каяндера), для мужского хора a cappella (1898)
  • «Плавание», для голоса и фортепиано (1899)
  • «Гимн к Таис», на слова Боргстрема, для голоса и фортепиано (1900)
  • «Кортеж», для оркестра (1901)
  • «Портреты», для струнного оркестра (1901)
  • «Всадник», для фортепиано (1901)
  • Шесть финских народных песен для фортепиано (1903)
  • «Не надо жалоб» (на слова Рунеберга), для смешанного хора a cappella (1905)
  • «Carminalia», для хора мальчиков (1905)
  • «Язык птиц», музыка к пьесе Адольфа Пауля (1911)
  • «Drommarna», для смешанного хора (1912)
  • «Uusimaa», для смешанного хора (1912)
  • «Juhlamarssi», для смешанного хора (1912)
  • «Spagnuolo», пьеса для фортепиано (1913)
  • «Мечта» (на слова Рунеберга), для двух сопрано и фортепиано (1915)
  • «Mandolinata», для фортепиано (1917)
  • «Безрассудство Фридолина» (на слова Карлфельдта), для мужского хора a cappella (1917)
  • «Нарцисс» (на слова Грипенберга), для голоса и фортепиано (1918)
  • «Паруса», для голоса и фортепиано (1918)
  • «Девочки» (на слова Прокопе), для голоса и фортепиано (1918)
  • «Угасший», для голоса и фортепиано (1918)
  • Две песни для мужского хора a cappella (1918)
  • «Братство» (на слова Ахо), для мужского хора a cappella (1920)
  • «Сходство» (на слова Рунеберга), для мужского хора a cappella (1920)
  • «Путешествие Юхана» (на слова Фрёдинга), для мужского хора а cappella (1920)
  • «Романтическая пьеса», для фортепиано (1920)
  • «Страстное желание», для фортепиано (1920)
  • «Торжественный марш певческого братства в Выборге» I, для мужского хора (1920)
  • «Andante festivo», для струнного квартета (1922). Существует авторская обработка для струнного оркестра и литавр ad libitum, сделанная в 1938 году.
  • «Andante lirico», для струнного оркестра (1924)
  • «Синяя утка», для голоса и фортепиано (изд. 1925)
  • «Одинокий лыжный след», мелодекламация (на слова Грипенберга) в сопровождении фортепиано (1925). Существует авторская обработка для чтеца, арфы и смычковых, сделанная в 1948 году.
  • Два псалма для смешанного хора a cappella (1925-1927)
  • «Стража на мосту», для мужского хора a cappella (1929)
  • «Торжественный марш певческого братства в Выборге» II, для мужского хора a cappella (1929)
  • «Судьба Карелии», для мужского хора и фортепиано (1930)

Исполнения музыки Сибелиуса

Среди дирижёров, осуществивших записи всех симфоний Сибелиуса (включая или исключая «Куллерво»), - Владимир Ашкенази (дважды), Джон Барбиролли, Пааво Берглунд (трижды), Леонард Бернстайн (дважды), Осмо Вянскя, Александер Гибсон, сэр Колин Дэвис (трижды), Курт Зандерлинг, Лорин Маазель, Геннадий Рождественский, Саймон Рэттл, Петри Сакари, Юкка-Пекка Сарасте, Лейф Сегерстам (дважды), Неэме Ярви (дважды).

Важные записи некоторых симфоний Сибелиуса осуществили также Карел Анчерл (№ 1), Томас Бичем (№ 4, 7), Герберт фон Караян (№ 1, 2, 4-7), Роберт Каянус (№ 1-3, 5), Кирилл Кондрашин (№ 2, 3, 5), Сергей Кусевицкий (№ 2, 5, 7), Джеймс Левайн, Евгений Мравинский (№ 3, 7), Юджин Орманди (№ 1, 2, 4, 5, 7), Евгений Светланов (№ 1), Георг Тинтнер (№ 7), Серджиу Челибидаке (№ 2, 5), Георг Шнеевойгт (№ 6), Пааво Ярви («Куллерво»). Прочие оркестровые произведения Сибелиуса записывали также дирижёры Ханс Росбауд, Вильгельм Фуртвенглер.

Записи скрипичного концерта осуществили скрипачи Камилла Викс, Ида Гендель, Гидон Кремер, Анна-Софи Муттер, Давид Ойстрах, Ицхак Перлман, Исаак Стерн, Яша Хейфец, Генрик Шеринг.

Финляндия чтит Сибелиуса как национального героя. Еще при жизни он удостоился на родине такого почета, каким, вероятно, не пользовался ни один музыкант в мире. В небольшом городе Хяменлияна на юге центральной части Финляндии, невдалеке от Хельсинки, 8 декабря 1865 в семье военного врача Христиана-Густава Сибелиуса родился сын. Его назвали Йоган-Юлиус-Христиан, впоследствии он стал известен под коротким именем Ян.

Рано потеряв отца, маленький Ян провел детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки в своем родном городе. Он обладал неистощимой фантазией, населявшей непроходимые лесные чащи диковинными существами — нимфами, колдуньями, гномами. Эта черта сохранилась у него и в зрелом возрасте. Недаром учителя называли его мечтателем.



Свое образование Ян начал в шведской школе, но вскоре перешел в финскую. В роду Сибелиусов не было музыкантов, но многие из них очень любили искусство. Следуя упрочившейся семейной традиции, подрастающих детей обучали музыке: сестра Линда выбрала рояль, брат Христи — виолончель, Ян начал заниматься на рояле, но затем предпочел скрипку. В десятилетнем возрасте он сочинил небольшую пьеску.

Лет в 15 его влечение к музыке настолько возросло, что решено было начать более серьезные, систематические занятия. Преподавателем выбрали руководителя местного духового оркестра Густава Левандера, этот музыкант дал своему ученику не только хорошую техническую подготовку, но и некоторые музыкально-теоретические знания. В результате занятий юный музыкант написал несколько камерно-инструментальных сочинений.

Ян Сибелиус в 11-летнем возрасте

Как старший сын, Ян должен был стать опорой семьи. В двадцатилетнем возрасте он поступил на юридический факультет университета в Хельсинки, втайне мечтая о другом — об артистической карьере скрипача-виртуоза.

Параллельно с занятиями в университете юноша посещал Музыкальный институт. Вскоре его успехи окончательно убедили родных в том, что настоящее его призвание — музыка.

С исключительной теплотой отнесся к нему директор института М. Вегелиус, преподававший теоретические дисциплины. Чувствуя большую одаренность начинающего композитора, Вегелиус старался не стеснять его раскрывающийся талант и богато проявляющуюся творческую фантазию строгими рамками традиционных теоретических предписаний.

Исключительно благотворную роль в жизни молодого Сибелиуса сыграл возглавлявший национальное направление в финской музыке Р. Каянус. В своем старшем друге Сибелиус встретил покровителя и советчика, оказавшего на первых порах существенную помощь молодому композитору.

Весной 1889 года Сибелиус закончил Музыкальный институт. Наряду с другими талантливыми представителями финской молодежи Сибелиус получил государственную стипендию для совершенствования за рубежом. Двухгодичное пребывание в Германии и Австрии принесло много интересных впечатлений.

Пребывание Сибелиуса на родине в 1890 ознаменовалось важным событием в его жизни — обручением с Айно Ярисфельт. Вскоре он снова уехал для дальнейшего совершенствования, на этот раз в Вену В Австрии Сибелиус написал два симфонических произведения. Посланные в Хельсинки Каянусу, они были исполнены там, но без особенного успеха.

Заграничная поездка расширила художественный кругозор молодого композитора, не принеся, однако, больших результатов в изучении музыкально-теоретических дисциплин. В этом сказалось его упорное сопротивление окостеневшим традиционным нормам и стремление оставаться самобытным. Невелики были и творческие достижения этого периода.

Тем не менее, когда 26-летний композитор вернулся в 1891 домой, он убедился в том, что некоторые его сочинения охотно исполняются.

Вскоре Ян Сибелиус выступил с большим произведением, в котором впервые широко раскрылось его дарование, — симфонической поэмой «Куллерво» для двух солистов, мужского хора и оркестра Первые наброски ее были сделаны еще в годы пребывания за границей.


Выдвинув Сибелиуса в первые ряды деятелей финской культуры, «Куллерво» сыграло большую роль и в его личной жизни. Если раньше родители его нареченной не решались отдать дочь за музыканта с необеспеченным общественным положением, то теперь их сомнения рассеялись. Летом 1892 года состоялась свадьба.

В юной Айно Сибелиус нашел подругу, поддерживавшую его на жизненном пути. Но семья требовала немалых забот. Надо было думать об устройстве на работу, и выход был найден с помощью друзей. Вегелиус пригласил своего воспитанника преподавать теорию композиции и вести класс скрипки в Музыкальном институте, а Каянус возложил на него такие же обязанности в своей оркестровой школе. Педагогическая деятельность Сибелиуса продолжалась около 8 лет. Впоследствии он возвращался к ней лишь изредка, не чувствуя, видимо, к тому большой склонности.

Супруга композитора Айно

В этот счастливый период своей жизни, в начале 1890-х годов, молодой композитор становится одной из центральных фигур художественной жизни Финляндии. Почти все его произведения этого периода непосредственно связаны с образами родной страны, ее истории, народной поэзии, особенно «Калевалы». На этом этапе творчества Сибелиус остается приверженцем музыки, связанной с поэтическим текстом, — вокальной и программной.

Сочинения начала 1990-х годов подтверждают этот принцип: «Странствие в лодке» для смешанного хора на текст рун «Калевалы», увертюра «Карелия» и сюита под тем же названием, симфонические поэмы «Весенняя песнь» и «Лесная нимфа», в которых возрождаются сказочные образы лесных чудищ, волновавшие воображение маленького Яна в детские годы.

Этот период творческих исканий и опытов завершился произведением, в котором Сибелиус выступил уже как большой, законченный художник и как мастер оркестрового письма. Это была «Сюита о Лемминкяйнене» — четыре легенды для симфонического оркестра, принесшие их автору европейскую, а вскоре и мировую славу.

Ян Сибелиус с дочерьми Хайди и Маргарет

После трагического героя Куллерво композитор обратился к самому веселому, жизнерадостному персонажу «Калевалы», сочетающему в себе качества храброго воина и неотразимого покорителя сердец. Четыре части сюиты посвящены важнейшим эпизодам его бурной жизни.

Сюита поражает своеобразием и непосредственностью мелодического языка, удивительной свежестью гармонических красок. Она казалась свежим дыханием Севера, влившимся в пряную, несколько изысканную атмосферу цивилизации конца XIX века. Облик великого художника северных просторов здесь проявился хотя и не в полную силу, но уже достаточно отчетливо. У замечательной сюиты Сибелиуса странная судьба.

Интерес и сочувствие обычно сопровождали его прежние выступления. Сюита же была встречена недоверчиво, неодобрительно. Началось с резких выступлений артистов оркестра. Слушая на репетициях их пререкания с композитором, молодая жена Сибелиуса тихо плакала, сидя в ложе. Лишь благодаря его настойчивости и возросшему влиянию сюиту удалось отстоять. Критики оценили новое произведение довольно сдержанно, отметив будто бы недостаточно выраженный национальный характер музыки и наличие влияний Вагнера, Листа, Чайковского.

Однако, при несомненных следах влияний, вполне понятных у молодого композитора, сюита покоряет, прежде всего, своей самобытной силой. Но даже две последние легенды, вскоре получившие мировое признание как образцы подлинно финского искусства, не привлекли внимания критиков.


Рояль композитора

Расстроенный Сибелиус вовсе исключил первые две части, которые в дальнейшем в течение 37 лет не исполнялись и не публиковались. В то время как «Туонельский лебедь» и «Возвращение Лемминкяйнена» совершали триумфальное шествие по концертным эстрадам многих стран, первая половина сюиты оставалась забытой. Лишь в 1934 известный финский дирижер Г. Шнеефойхт исполнил все четыре части.

Несмотря на неудачи, жизненные трудности и разочарования, творчество Сибелиуса пробивало себе путь не только на родине, но и за рубежом. Каянус исполнял его музыку в Париже, сочинения его, изданные в Германии, вызвали интерес в странах Европы и США.

В это время пришли признание и помощь оттуда, откуда меньше всего можно было ожидать: сенат назначил Сибелиусу постоянную государственную стипендию, что было беспримерным случаем в истории Финляндии.

Значительных событий в зрелые годы его жизни относительно немного: нечастые выступления в качестве дирижера, поездки в Россию, Западную Европу и Америку, встречи с выдающимися современниками. Заботливая жена охраняет его покой, создавая условия для плодотворного труда. Жизнь композитора проходит главным образом в его рабочем кабинете. Здесь рождаются и произведения, приносящие их автору славу трибуна национально-освободительного движения Финляндии.


Ян Сибелиус на балконе своей усадьбы "Айнола"

В ноябре 1899 в Хельсинки проводились празднества печати в пользу фонда, поддерживавшего своими средствами финскую прессу. Кульминационным моментом вечера явилась заключительная сцена, называвшаяся «Финляндия пробуждается». Широкий отклик встретило вступление к последней картине Сибелиуса, ставшее известным всему миру в виде отдельной симфонической пьесы под названием «Финляндия». Несмотря на свои небольшие размеры, это образец монументального музыкального искусства, подлинный памятник патриотического воодушевления. Современники говорили, что «Финляндия» больше способствовала освободительной борьбе народа, чем тысячи речей и памфлетов. Здесь господствуют яркие краски, широкие мазки кисти.



В этот же период Сибелиус создает Первую симфонию. Она впервые была исполнена под управлением автора 26 апреля 1896. В ней справедливо отмечались явные влияния, в частности Чайковского и Бородина. Вторая симфония Сибелиусом была закончена довольно быстро и 3 марта 1902 года впервые исполнена под управлением автора в Хельсинки.

К тем же годам относится самое популярное, хотя и не вполне характерное для Сибелиуса произведение — «Грустный вальс» из музыки к драме «Смерть» А. Ярнефельта. Такие малые формы, как музыкальные номера, к драматическим спектаклям, занимали видное место на всем протяжении его творческой жизни.

Почти одновременно Сибелиус создал произведение крупного масштаба, Концерт для скрипки с оркестром. В 1903 Сибелиус приступил к работе над своим единственным скрипичным концертом, в который вложил всю свою любовь к инструменту. Концерт знаменит своей сложностью: в нем ярко выражено стремление композитора выявить беспредельные выразительные возможности скрипки - те, что для него самого как исполнителя не были доступны. Первое исполнение Концерта для скрипки с оркестром состоялось 8 февраля 1904 года в Хельсинки под управлением автора



Один из величайших скрипичных концертов в исполнении скрипача №1 в мире с невероятным оркестром под управлением дирижера-звезды, на скрипке, созданной легендой. Музыка - Ян Сибелиус, концерт для скрипки с оркестром d-moll, op.47 (1903 год) Солист - Максим Венгеров Оркестр - Chicago Symphony Orchestra Дирижер - Дэниел Баренбойм Инструмент - конечно, Страдивари!

Весной 1904 в жизни Сибелиуса про изошло событие, оказавшее немаловажное влияние на его дальнейшую творческую работу: вместе с семьей он переселился из Хельсинки в небольшую усадьбу в деревне Ярвенляя, в 30 километрах от столицы, в живописной местности близ озера Туусула. Усадьба получила название «Айнола», что означает по-фински «жилище Айно», в честь жены Сибелиуса.

Здесь композитор прожил более полувека; здесь он создал свои наиболее зрелые произведения, в том числе пять симфоний.

«Мне необходимо было уехать из Хельсинки , — говорил он близким друзьям. — Для моего творчества требовались иные условия. В Хельсинки любая мелодия умирала во мне. К тому же я слишком общителен и не способен отказываться от всевозможных приглашений, мешающих моей работе».


«Айнола» - усадьба-музей Яна Сибелиуса

Подлинным «освящением» нового жилища — Айнолы — явилось выдающееся произведение, начатое композитором вскоре после переселения — Третья симфония. Законченная лишь в 1907, она была воспринята как новое слово в творчестве Сибелиуса. Эпическая грандиозность предшествующих двух симфоний уступает здесь место лирической углубленности.

Четвертая симфония Сибелиуса считается одной из самых своеобразных симфоний начала нашего столетия. Как утверждал композитор, Четвертая была создана «в виде протеста против современных музыкальных произведений». Это — особый мир, где все крайне необычно — и мелодика, сохраняющая, однако, глубокую народную основу, и гармонический язык, и формы, и оркестровые краски.


Ян Сибелиус с женой Айно накануне своего 90-летия

Слава Сибелиуса с каждым годом все шире распространялась по странам мира. Предпринятое им в 1914 году концертное турне в США прошло с триумфом и сопровождалось чествованиями, отразившими популярность его творчества за океаном.

Разразившаяся мировая война нарушила некоторые планы Сибелиуса: пришлось отказаться от второй поездки в США, куда его снова настойчиво приглашали, прервались связи с музыкантами Западной Европы.

Но даже война не помешала торжественно отметить в декабре 1915 года пятидесятилетие великого композитора.

Тогда же Сибелиус впервые познакомил слушателей с новой, Пятой симфонией. Она выделяется монументальностью замысла. Но еще с 1918 в душе композитора зрел новый большой замысел — Шестая симфония. Она была написана лишь через 5 лет — срок необычайно долгий для ее автора, что отчасти можно объяснить сложными обстоятельствами этого периода. 16 февраля 1923 симфония впервые прозвучала под управлением Сибелиуса в Хельсинки.

Приближаясь к шестидесяти годам, Сибелиус проявляет высокую творческую активность. Он пишет Седьмую симфонию и ряд других крупных произведений.

Известный дирижер С. Кусевицкий метко назвал Седьмую «Парсифалем» Сибелиуса. Кажется, что великий художник, пройдя долгий путь, останавливается на вершине, просветленным взглядом охватывая окружающий мир.

Последнее из значительных произведений Сибелиуса — симфоническая поэма «Тапиола» — написано в 1926. С конца 1920-х годов творческая деятельность Сибелиуса прекратилась почти на тридцать лет. Лишь изредка композитор создавал небольшие сочинения или переделывал старые.

Север - это не только волшебство белых ночей полярного сияния, не только красота синеющих вдали горных вершин, но это еще и завораживающая музыка морских волн. Север - это мужество, борьба, это всегда труд, и поэтому традиционная сага Севера не многословна и сурова. Даже если ее повествует звуки музыки. Будем помнить об этом, открывая наш экскурс в музыку Суоми, которую мы привыкли называть Финляндией.

Ян Сибелиус основоположник финской национальной музыкальной школы и ее крупнейший представитель. Искусство Сибелиуса неразрывно связанно с прошлым и настоящим финского народа, с природой Финляндии, с ее песнями и сказаниями. В музыке Сибелиуса мы чувствуем биение пульса его родной страны. В его творчестве нашла свое отражение и суровая природа Финляндии, страны "тысячи озер", гранитных скал и вековых лесов. Чтобы чувствовать себя счастливым, композитору всегда было необходимо солнце, свет, пение птиц; но с юных лет он полюбил и другой облик родного края: матовые, пастельные краски заснеженного северного ландшафта, таинственный полумрак длинных полярных ночей, вихри и завывания снежных бурь.

Ян (Юхан) Юлиус Кристиан Сибелиус родился 8 декабря 1865 года в небольшом финском городке Хемеенлинна в семье полкового врача. В Хемеенлинне существовали любительские хоры и музыкальные кружки, часто приезжали артисты из Росси, Хельсинки и Турку. Понятно, что среди такого окружения интерес Янне к музыке все возрастал .

С пяти лет его начали обучать игре на фортепьяно, но гаммы и упражнения надолго отбили у мальчика охоту к музыкальным занятиям. Однако при всех своих незаурядных музыкальных способностях, маленький Сибелиус совсем не производил впечатления вундеркинда. Это был обыкновенный, жизнерадостный ребенок, любивший порою пошалить и порезвиться со своими товарищами. Единственное, что его отличало, это необыкновенная любовь к природе. По окончании средней школы, уступая настояниям матери и бабушки, которые, хотя и поощряли домашнее занятие Янне музыкой, но слышать не хотели о профессии музыканта, юноша поступил на юридический факультет Хельсинского университета. Одновременно он занимался и в Музыкальном институте по классам скрипки и теории музыки. Вскоре музыкальная жизнь столицы настолько увлекла молодого Сибелиуса, что он забыл о юриспруденции. В музыкальном институте Сибелиус брал уроки игры на скрипке и теории композиции. Сначала Ян больше увлекался скрипкой, но постепенно пересилила композиция. Дипломные сочинения Сибелиуса - струнное трио, струнный квартет - были публично исполнены в 1889 году в Хельсинки и имели большой успех. В институте завязалась дружба Сибелиуса со знаменитым пианистом и композитором Ферруччио Бузони, который в 1888 - 1889 годах был преподавателем фортепьяно. Осенью 1889 года Сибелиус отправился для завершения образования в Берлин. Двухгодичное пребывание в Германии, Австрии принесло много интересных впечатлений. В Берлине он брал уроки у известного теоретика Альбрехта Беккера. Там завязались новые знакомств: с молодыми музыкантами с немецкими и финскими, с их музыкой; он слушал "Дон Жуана" Рихарда Штрауса и симфонию "Айно".

Пребывание Сибелиуса на родине в 1890 году ознаменовалось важным событием в его жизни - он обручился с Айно Ярнефельт. В этот счастливый период своей жизни, молодой композитор становиться одной из центральных фигур художественной жизни Финляндии. Он общается с ее крупнейшими деятелями, знакомится с известным драматургом Минной Кант, продолжает встречаться со своим покровителем и советчиком Р. Каянусом, пианистом - композитором О. Мериканто и др. Близким его другом стал талантливый художник, привлекший своими картинами внимание всей Европы, Аксель Гален - Каллела. Друзья проводили целые часы в оживленных беседах по животрепещущим вопросам искусства где-нибудь в кафе или ресторане Хельсинки. Все они были горячими приверженцами национального направления в искусстве, неиссякающим источником их вдохновения являлись образы "Калевалы".

Много интересных впечатлений вынес Сибелиус из поездки в Италию. Посетив Рим, Венецию и другие города, он был, по собственному признанию, "в высшей степени пленен природой, поразительными историческими достопримечательностями и населением страны". Благодаря дружеской помощи Каянуса, Сибелиус получил возможность путем самообразования совершенствовать свое оркестровое мастерство.

Почти все его произведения этого периода непосредственно связаны с образами родной страны, ее истории, народной поэзией, особенно "Калевалы". Сибелиус остается приверженцем музыки, связанной с поэтическим текстом, вокальной и программной. В письме к поэту Ю. Х Эркко он говорит: "Я считаю, что музыка сама по себе, так сказать - абсолютная музыка, не может удовлетворить. Она вызывает те или иные ощущения, эмоции, но при этом в душе всегда остается какая-то неудовлетворенность…Музыка может полностью проявить свое воздействие только тогда, когда ей дает направление какой - либо поэтический сюжет, другими словами, когда сфера, создания музыкой, проясняется, а слова, как бы прекрасны они ни были сами по себе, приобретают еще большее значение". Вскоре он снова уехал для дальнейшего совершенствования, на этот раз в Вену. Австрийская столица, являвшаяся крупнейшим музыкальным центром, обладала огромной притягательной силой для всех причастных к искусству .

Когда 26 - летний композитор вернулся в 1891 году домой, он убедился в том, что некоторые его сочинения охотно исполняются и пользуются признанием. Вскоре Сибелиус выступил с большим произведением, в котором впервые широко раскрылось его дарование, - симфонической поэмой " Куллерво " для двух солистов, мужского хора и оркестра. Первые наброски ее были сделаны еще в годы пребывания за границей.

К. Флодин писал: "…Он стремился создать музыку финскую от начала до конца. В своеобразном характере напевов рун, в ритмах народных танцев, в мелодиях пастушеских рожков он нашел близкие ему настроения. В применяемых им звукорядах, в использовании пятидольного размера он полностью следовал старинным рунам…." Появление произведения такого размаха и значения после сугубо школьных опытов и немногих изданных или исполненных публично камерных сочинений и оркестровых пьес, после малоплодотворных "годов странствий" за границей, представляет загадку для биографа.

С осени 1892 года Сибелиус начинает преподавать в Музыкальном институте в Хельсинки. Он ведет класс композиции параллельно принимает участие в работе институтского струнного квартета, исполняя партию второй скрипки. В это время в Хельсинки при Филармоническом обществе по инициативе Каянуса открылась Оркестровая школа. Сибелиуса пригласили и туда в качестве преподавателя композиции.

"И это было не единственным доказательством деятельной заинтересованности Каянуса во мне, - рассказывал композитор. - Огромное значение для меня имело то, что он полностью поставил свой оркестр на службу моего искусства, предоставляя его в мое расположение, когда я хотел испробовать эффект некоторых тембровых сочетаний или услышать реальное звучание моей партитуры. Поощрение Каянуса в очень большой степени способствовало моему развитию как оркестрового композитора на протяжении последнего десятилетия девятнадцатого века. Я перед ним в долгу за все то, что он сделал для меня не только в годы моей молодости, но и позднее, ибо искусство, было совсем невелико".

Несмотря на то, что Институт и школа отнимали у Сибелиуса до тридцати часов в неделю, он успевал много сочинять. .

Летние месяцы 1893 года дали жизнь и другим творениям Сибелиуса. По - видимому, еще весной, студенческое общество Выборга обратилось к нему с просьбой написать музыкальное сопровождение к серии "живых картин", повествующих о некоторых моментах исторического прошлого Карелии. Композитор охотно откликнулся на это предложение. Ближайшие годы проходят в неустанных и плодотворных трудах. Сибелиус завершает сюиту "Лемминкяйнен", сочиняет свою единственную одноактную оперу "Девушка в башне".

Последние годы до конца столетия оказалось для Сибелиуса временем большого творческого подъема. По-прежнему композитор работает в разных жанрах.

Зима 1903/04 года оказалась последней, проведенной Сибелиусом в Хельсинки. Жизнь в столице начинала все больше его тяготить. Тут был ряд причин - и личных и общественных. Обостренная политическая обстановка в стране, национальное угнетение, особенно ощущавшиеся в городах, причиняли композитору - патриоту тяжелые моральные страдания. К этому примешивалось и физическое недомогание: начавшаяся еще в 1901 году болезнь ушей усилилась и вызвала серьезную тревогу. Кроме того, жизнь в Хельсинки постоянно мешала сосредоточить все душевные силы на творчестве, в котором Сибелиус видел и свое призвание, и выполнение общественного долга.

Творческая деятельность композитора понемногу приближалась к концу. Его высказывания о музыке, полны глубокого значения. В них виден большой и мудрый художник, широко и смело мысливший, никогда не шедший на поводу у модных течений. "Прожив такую долгую жизнь, как моя, - рассказывал Сибелиус, - и наблюдая за тем, как одно направление рождалось вслед за другим, расцветало и умирало, уже менее решительно занимаешь позицию. Стараешься найти хорошее там, где ищешь. Познаешь часто, что почти каждая музыкальная "школа" в том или ином отношении имеет в себе что-то хорошее. Если бы я вновь стал молодым, но с таким опытом, как сейчас, то я думаю, например, что был бы более терпим к Вагнеру, чем когда-то. Мое отношение к Вагнеру в большой степени, я думаю, зависело от того, что его влиянию поддавались все мои друзья как молодые, так и старые. И все же я и сегодня ставлю Верди выше Вагнера…"

По просьбе Яна Сибелиуса Э. Гилельс сыграл две прелюдии и фуги Шостаковича. "Сибелиус слушал с полузакрытыми, сосредоточенно, в полной неподвижности. Когда замерли звуки рояля, он помолчал некоторое время и затем сказал, сделав широкий жест рукой: " Вот музыка, слушая которую начинаешь ощущать, что стены этой комнаты раздвинулись и потолок стал выше…"

До конца жизни Сибелиус (20 сентября 1957 года, на девяносто втором году жизни) сохранил светлый, проницательный ум, чудесное чувство юмора, физическую крепость и бодрость, необычайную подтянутость.

Финский народ боготворил своего великого песнопевца.

В 1985 году учреждена Международная премия имени Яна Сибелиуса.

Начало композиторской деятельности Сибелиуса совпадало с зарождением а странах Европы национальных музыкальных школ.

Всеобщее признание завоевывает новая русская школа, давшая миру таких гениальных художников - реалистов, как Мусоргский, Бородин, Римский - Корсаков, Чайковский. В Чехии выдвигаются замечательные композиторы Сметана и Дворжак. В Норвегии - Григ.

Искусство Сибелиуса тоже было проникнуто национальным духом, но это выразилось у него иначе, чем у его предшественников в Финляндии.

Своеобразный северный колорит финской народной песни всегда вдохновлял Сибелиуса. Но, как мы уже сказали, в своих произведениях композитор не цитировал народные мелодии, сумев уловить их характер, использовав отдельные мелодические и гармонические интонации, ритмические особенности.

История песен финского народа уходит вглубь веков. В восточной части Финляндии возникли замечательные песни - руны. Руны - строфические песни, с преобладанием хореического размера (чередование одного долгого и одного короткого слога), с богатой, разнообразной мелодикой, с определенным четким ритмом. Чаще всего размеры 5/4 и 7/4. Искусство рун сохранилось. И в наши дни в более отдаленных местностях Финляндии можно встретить певцов-сказателей, которые помнят наизусть множество этих напевов, дополняя их все новыми импровизациями. Руны, вошедшие в сборник "Калевала", являются подлинным народным творчеством.

Целая плеяда талантливых финских композиторов группировались в конце 20 века вокруг Мартина Вегелиуса, директора Хельсинского музыкального института, автора симфонической, фортепьянной и вокальной музыки, составителя ряда теоретических трудов. Это были - Ян Сибелиус, Армас Йернефельт, Эркки Меляртин и другие.

Развитию национального самосознания Сибелиуса способствовала также среда, в которой он вращался в юные годы. Друзья композитора, молодые поэты и писатели побуждали Сибелиуса работать в области вокальной лирики и театральной музыки. Именно к этому периоду относится создание "Кулерво - симфонии" в пяти частях для большого оркестра, хора и солистов; сюжетом для нее послужили некоторые эпизоды "Калевалы".

По совету своего друга Р. Каянуса, Сибелиус пишет в 1892 году " Сагу " симфоническую поэму для большого оркестра.

В 1893 году, в одно из своих летних пребываний в Куопио, на севере Финляндии, Сибелиус, вдохновившись эпизодом из "Калевалы" решил написать оперу. Он с увлечением принялся за работу, создал большую оркестровую сюиту " Лямминкяйнен".

Первая поэма - легенда - "Лямминкяйнен и девушки на острове Саари". Программное содержание второй легенды - "Лямминкянен в Туонеля" посвящено трем подвигам героя, которые он совершает, чтобы добиться руки любимой девушки.

Мы видим, что почти с самого начала творчество Сибелиуса завоевало широкое общественное признание. Это признание заслуг Сибелиуса перед национальной культурой выразилось, между прочим, и в том, что решением финского Сената в 1897 году Сибелиусу была назначена ежегодная стипендия, давшая ему возможность намного сократить свою педагогическую деятельность.

Сибелиус приступил к созданию своей " Первой" симфонии в возрасте 34 лет.

Драматическая музыка всегда привлекала композитора. Но ни одно произведение Сибелиуса не имело такого широкого распространения, как "Грустный вальс" из музыки к драме Арвида Йернефельта "Смерть", написанной в 1903 году.

Многочисленные сольные песни Сибелиуса ценный вклад в романсовую лирику - сочинены в большинстве своем на шведские тексты, так как поэты Финляндии 19 века.

Рунберг, Рюдбег, Топелиус - писали на шведском языке.

Самый близкий Сибелиусу камерный инструмент - скрипка. К крупным скрипичным сочинениям Сибелиуса относятся его концерт для скрипки оркестром.

Российская музыкальная общественность глубоко чтит творчество замечательного финского композитора. Его музыка постоянно звучит в концертных залах городов и по радио. В нашей стране всегда отмечаются знаменательные даты жизни Сибелиуса.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png

Разрешается копирование материалов сайта с обязательной ссылкой на player24.ru 
Роберт Дауни: Превратности судьбы
Посетило:85