Музыкальное занятие в старшей или подготовительной группе детского сада на тему "Музыка и наше здоровье"

Захарова Ирина Александровна, музыкальный руководитель филиала МДОУ ДС №1 ДС №3 г. Белинского, Пензенской обл.
Описание работы. Конспект будет полезен музыкальным руководителям детского сада, воспитателям, учителям музыки в начальной школе. Здесь показан вариант преподнесения детям представления о том как музыка может влиять на здоровье человека (соответственно возрастным особенностям детей). Присутствуют проблемные ситуации, различные формы работы, пример "хорошей" и "плохой" музыки, использованы сказочные персонажи - Кот Базилио и Лиса Алиса. Занятие показывала на конкурсе "Воспитатель года" в 2016 году с детьми разновозрастной группы (старшая, подготовительная). Представлены фотографии и видео (любительские). Фильм для занятия (в конспекте проставлены минуты и секунды), мне показалось его удобнее использовать, чем презентацию. Надеюсь, мой опыт будет полезен.
Цель: формирование музыкального вкуса, представления о том, как музыка влияет на здоровье человека.
Задачи: эмоционально воспринимать музыку разного характера и высказываться о ней;
формировать умение с помощью пластических движений и художественного творчества передавать характер музыки;
развивать творческое мышление и воображение, познавательную активность, вокально - хоровые, коммуникативные навыки.

Ход занятия.

1.Вход. Под музыку дети змейкой вбегают в зал. (песня для входа "Тропинка -торопинка"(00:03)
Музыкальный руководитель: Ребята я очень рада, что веселая тропинка привела вас в музыкальный зал. Садитесь как вам удобно.
(Звучит фрагмент вступления "Вальса цветов" П.И.Чайковского (01:06)
Музыкальный руководитель: Ребята, что вы сейчас слышите? (музыку)
- Как вы считаете, для чего нужна человеку музыка? (ответы)
- Говорить сегодня мы будем не только о музыке. А вот о чём, вы узнаете, отгадав загадку.
Всем известно нам давно
Молоко коровье
Помогает укрепить
Детское …… (здоровье)
- Как вы считаете, может ли музыка как-то влиять на здоровье человека?
- Сегодня мы будем слушать и исполнять разную музыку, и я думаю мы найдём ответ на вопрос влияет ли музыка на наше здоровье, а если да, то как она это делает?
Сейчас давайте полюбуемся пейзажами, послушаем музыку и подумаем, какие чувства она передаёт.
2.Чайковский "Вальс цветов" – слушанье (фрагмент(01:32)
Музыкальный руководитель: Какое настроение передаёт эта музыка?
- Как называется эта музыка, кто из вас узнал?
- Кто написал эту музыку?
- Кто бы мог танцевать под эту музыку?

Музыкальный руководитель: Да. Это произведение написал известный русский композитор П.И.Чайковский и назвал его «Вальс цветов». Под эту музыку в волшебном танце кружатся сказочные герои – принц и принцесса в окружении прекрасных цветов. Давайте представим, что мы оказались в сказке, превратились в прекрасные цветы и танцуем вместе со всеми. Кто хочет, может украсить себя цветами. (дети одевают веночки и галстуки с цветами)
- Постарайтесь сами придумать движения соответствующие музыке. По хлопку меняем движение.
3. Пластическая импровизация под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» (03:11)


Музыкальный руководитель: Молодцы, вы очень красиво танцевали. Как вы думаете, какое действие эта музыка может оказать на здоровье человека? (она может укрепить здоровье)
- Почему вы так думаете? (она несёт добро, радость и счастье, от неё на душе хорошо. ещё танцевали, а танцевать полезно)
- Почему вы думаете, что танцевать полезно? (укрепляет осанку, развивает мышцы)
- Да, эта музыка дарит нам счастье и здоровье, давайте и мы с помощью музыки пожелаем всем здоровья и песней скажем – Добрый день!
4.Логоритмическая (коммуникативная) игра - распевание «Здравствуй!»
Здравствуй, небо голубое! (поднимают руки)
Здравствуй, солнце золотое! (смыкают сверху руки полукругом)
Здравствуй, вольный ветерок! (машут на себя)
Здравствуй, маленький дубок! (машут перед собой)
Мы живём в одном краю.(вытягивают вперёд)
Всех я вас приветствую! (поднимают руки вверх)


5.«Добрый день» сл. В.Суслова, муз. Я.Дубравина - исполнение (04:50)


Музыкальный руководитель: Как вы думаете, может эта песня помочь нам в какой-то ситуации? (если грустно, она может поднять настроение)
- Почему? (потому что характер музыки весёлый и радостный)
- Как эта песня может повлиять на наше здоровье?
- Почему она может укрепить здоровье (она дарит радость, хорошее настроение, пение укрепляет лёгкие, развивает дыхание, улучшает ручь)
- Да, если правильно петь, то это полезно для здоровья. А какие правила правильного пения вы знаете? (не кричать, правильно дышать, чётко проговаривать слова)
- Молодцы, вы всё правильно сказали. А теперь представьте, что вы оказались на лесной поляне, присели отдохнуть, закрыли глаза и услышали музыку.


6.Слушание Mariage d"Amour - Поль де Сенневиль - исп.Ричард Клайдерман. (фрагмент) (06:21)
Музыкальный руководитель: Музыка закончилась и вы открыли глаза.
А теперь подойдите к мольберту и с помощью цветных мелков передайте настроение музыки на бумаге.
Свободная изобразительная деятельность. (под музыку) (07:20)


Музыкальный руководитель: Почему вы выбрали такие краски? (музыка светлая нежная спокойная, поэтому краски светлые, нежные - жёлтый, розовый, голубой)
- Молодцы. Вы всё правильно сделали, и мне хочется сделать вам подарок. Здесь была музыкальная шкатулочка…. Где же она? Вы не видели, ребята?
(Музыка((08:51) Заходят Кот Базилио и Лиса Алиса. Ссорятся и толкаются)


Кот: Отдай, это я первый увидел!
Лиса: Зато я первая взяла!
Кот: Отдай, я ещё раз попробую открыть. Там золото может быть или драгоценности!
Лиса: Не дам, не дам. У тебя всё равно ключа нет.
Кот: а вот и есть, а вот и есть.
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, кажется к нам гости. Здравствуйте, уважаемые, вы попали в детский сад. Так, что не ссорьтесь и не ругайтесь, пожалуйста.
Лиса: Ой, детки!
Кот: А она мне шкатулку не отдаёт. Я её первый увидел!
Лиса: Она мне самой нравится. Правда, ключика к ней нет. Ну, ничего, я своим ключом попробую (ковыряет в замке, звучит громкая, неприятная музыка (09:13) кот и лиса пугаются )


Музыкальный руководитель:(вынимает ключ, музыка перестаёт звучать) Да это же мой сундучок. Я его приготовила, чтобы ребятам сюрприз сделать, а вы его взяли без разрешения и посмотрите что наделали. И совсем не такая музыка должна звучать! Ребята, что вы можете сказать о музыке, которую сейчас услышали? (она грубая, резкая, неприятная, очень громкая)
- Что можно делать под эту музыку? (ссориться, драться, кривляться)
- Давайте с помощью мелков изобразим впечатления от этой музыки.
Свободная изобразительная деятельность
Лиса и Кот крутятся около детей.
Лиса: Желтенький возьмите
Кот: Голубенький лучше
Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите Коту и Лисе почему вы выбрали такие цвета? (она неприятная, страшная, поэтому цвета тёмные)
- Эта шкатулочка - подарок для ребят. И открыть его правильно может только специальный ключик. Ребята какой ключик может открыть музыкальную шкатулочку (показываю три ключа. Дети выбирают скрипичный, открываю шкатулку)
- Посмотрите, ребята, что здесь? (музыкальные инструменты)


Лиса: Вы, ребята нас простите и играть с собой возьмите.
Кот: Без разрешения мы брать ничего не будем.
Вместе: Мы обещаем.
Музыкальный руководитель: Ну, что ж, если вы обещаете, мы с ребятами вас простим. Берите музыкальные инструменты. Посмотрим какую музыку принесёт эта волшебная шкатулочка. Музыка вам расскажет сказку, смотрите на экран и будьте внимательны.


7.Музицирование на детских музыкальных инструментах"Добрый мастер" (10:03)
Музыкальный руководитель: Какое настроение передала музыка? (ответы детей)
- Как она может влиять на наше здоровье? (укреплять, потому что приносит радость и веселье)
Лиса и Кот: Спасибо. Теперь мы поняли какую музыку полезно и нужно слушать. А теперь нам пора. До свиданья, дети. (уходят, музыка (12:44)
Музыкальный руководитель: Мы сегодня слушали разную музыку. Посмотрите на ваши рисунки. Какую музыку вам хочется слушать, ту которую вы изобразили светлыми, яркими красками или ту, которую изобразили тёмными? Почему?
- Какая музыка полезна для здоровья? (та, которую приятно слушать, которая приносит радость, светлую спокойную)
- Молодцы ребята. Мне очень приятно было с вами сегодня общаться. (звучит музыка, потом тише, потом громче)
8.Выход. Музыкальный руководитель: Слышите, ребята, весёлая тропинка вас зовёт в группу, а там ждёт приятный сюрприз (дети змейкой выбегают из зала)


Любительское видео занятия.

Видеопрезентация к занятию. Мне показалось её удобнее использовать, чем просто презентацию.

ирина пачина

XXI век - это век компьютеров. Нет ни одного ребенка, который бы не сталкивался с компьютером, дети очень рано начинают использовать его как источник познания окружающего мира. Современный ребенок требует современного воспитания. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ребенка. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Информационно-коммуникативные технологии - это процесс, подготовки и передачи информации детям, с помощью компьютера.

Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ : дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей. Использование различных аудиовизуальных средств (музыка , анимация, графика) обогащает учебный материал. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (музыка , речь, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как :

Источник обучающей информации;

Наглядное пособие;

Средство обобщения пройденного материала и проверки усвоенного;

Средство подготовки текстов, музыкального материала , их хранение;

Средство подготовки выступлений, развлечений, праздников.

Благодаря использованию ИКТ в ДОУ более эффективно развиваются все виды восприятия у детей : зрительные, слуховые, чувственные. На занятиях задействуются все виды памяти : зрительная, слуховая, образная, ассоциативная и др. Детям проще усвоить полученную информацию, потому что они опираются на конкретные зрительные образы, сравнивают, анализируют, делают определенные логические выводы, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

Использование ИКТ подразумевает под собой : звук, графику, текст, видео, организованные в виде единой информационной среды. Таким образом, организуется единый процесс образного восприятия и активной мыслительной деятельности малышей.

Использование ИКТ способствует развитию у детей дошкольного возраста образного мышления, умению выделять особенности средств выразительности, формировать представления об одном и том же художественном образе в различных видах искусств, привитию эстетического вкуса.

Использование компьютера , экрана и проектора, для занятий с дошкольниками имеет широкий спектр возможностей :

Показ тематических презентаций

Биографии композиторов

Видео – ролики (мультфильмы, для сопровождения музыкальных произведений , при слушании музыки

Тестовые задания

Дидактические игры

Из опыта работы : с помощью ИКТ, старшие дошкольники с огромным удовольствием знакомятся с творчеством П. И. Чайковского, например, знакомимся с музыкальным произведением «Подснежник» , вспоминаем какое время года, беседуем, как и где растет подснежник, какой это цветок? На экране портрет П. И. Чайковского, после непродолжительной беседы переходим к музыкальному произведению , просто слушать – это неинтересно и скучно, включаю, заранее смонтированный фильм при помощи программы, установленной на каждом компьютере «Киностудия» из картинок о весне, картинки абсолютно любые, я выбрала, тает снег, капель, верба, проталины, весенние ручьи, лес, первые подснежники, пробивающиеся из – под снега, кустики подснежников разного цвета и т. д., накладываю поверх изображения мелодию П. И. Чайковского «Подснежник» , немного спецэффектов и дети с огромным удовольствием смотрят фильм и слушают музыкальное произведение . После просмотра, обязательно обсуждаем увиденное и характер услышанного, затем предлагаю двигательную импровизацию «Изобрази подснежник» , дети представляют себя нежным, хрупким цветком, импровизация помогает детям раскрепоститься, без стеснения передавать образы. Благодаря таким занятиям дети перестали отвечать односложно, с удовольствием вступают в дискуссию, используют приемы диалогической речи, гораздо интереснее идет процесс обучения и проверки усвоения знаний у детей дошкольного возраста.

С детьми старшего дошкольного возраста провожу интегрированные занятия , знакомство с творчеством Н. А. Римского – Корсакова, с понятиями «опера» , «композитор» , «симфонический оркестр» , флейта пикколо, ранее в группе дети познакомились со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» , соединила образовательные области, и получилось занятие «Три чуда» .

На занятиях с младшей и средней возрастными группами так же использую ИКТ , детям проще, понятнее и доступнее образы персонажей, средства музыкальной выразительности .

Из опыта работы : знакомство с музыкальными произведениями «Капризуля» и «Резвушка» музыка Волкова , произведения совершенно отличные, друг от друга по характеру, в помощь музыкальному руководителю и на радость детям - ИКТ, выбрала отрывки из мультфильмов про капризную, угрюмую и радостную, веселящуюся девочек, наложила на отрывки музыкальные произведения , дети не только услышали эмоциональное отличие музыкальных произведений , но и увидели разные эмоции и поведение девочек, обсудили, какая из девочек понравилась детям больше, а какая меньше, подвели итог, вспомнив правила поведения и вежливые слова.

Так же на интегрированном занятии использую разные по характеру слайды с музыкой , например : картинку с грустным снеговиком-музыка грустная , дети сразу же анализируют, вспоминают, что пришла весна и снеговик тает, поэтому ему грустно, показать слайд с улыбающимся солнышком – музыка веселая , тем самым мы в будущем свободно переведем детей к музыкальным понятиям «минор» и «мажор»

Таким образом, благодаря использованию современных технологий на музыкальных занятиях дети из пассивных слушателей превращаются в активных участников процесса, занятие становится более насыщенным и интересным.

С помощью ИКТ реализуются следующие задачи :

Развитие музыкальных способностей дошкольников;

Дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

Активизация и развитие эмоционального восприятия музыки ;

Формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности .

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве, познакомиться с миром природы, закрепить представления о себе, семье, обществе, искусстве.

Однако отмечу, что использование компьютерных заданий никогда не заменит привычных методов и технологий работы, а будет являться лишь дополнительным, удобным источником информации, наглядности, благодаря которому будет создан положительный эмоциональный настрой, ребёнка, и педагога; ускорит процесс достижения положительных результатов в работе.

Главная роль в музыкальном воспитании всегда остаётся за живым общением детей с музыкальным руководителем и друг с другом!

В самом начале я озвучила, в каком мире мы живем, в век компьютерных технологий. В большинстве семей, мамы перестали петь детям колыбельные песни перед сном, редко звучат, в родительском исполнении песни про дружбу и т. д. Общаясь с родителями, они пожимают плечами и оправдывают себя тем, что ребенку больше нравится проводить время за компьютером, планшетом, телефоном, нежели играть с братом или сестренкой, котенком или щенком. Заманить родителей на индивидуальные беседы и родительские собрания стало очень сложной задачей, поэтому я стала использовать ИКТ и в работе с родителями. Одной из главных целей которой, явилась яркость родительских собраний. Для каждого конкретного собрания подготавливаю мультимедийные презентации по тематике собрания, а так же видеоролики с творческими успехами и достижениями детей на музыкальных занятиях , презентации о пользе музыки , здоровьесберегающих технологиях, подбираю мультфильмы про музыкальные инструменты , музыкальные сказки о творчестве и жизни композиторов, которых в интернете великое множество. Благодаря совместной работе нас ждут большие результаты!

Примеры :

Презентации и видеоклипы на праздниках (9 мая, День матери, День Защитника Отечества)

Презентации по лексическим темам : «Символы России : флаг, герб, гимн» ,

«Москва – моя Столица!»

Видео-иллюстрации к прослушиваемым произведениям мировых и советских композиторов

- Музыкально - дидактическая игра «Машина» , «Автобус» , «Поезд»

Викторина «Что ты знаешь о музыке , «Кто в нотном домике живет?»

Конспекты интегрированных образовательных областей

«Три чуда» старшая группа,

«Весенний ручеек!» - вторая младшая группа,

«Цветик – семицветик» - средняя группа.

Уважаемые коллеги! Мы живём с вами в 21 веке, веке компьютерных технологий и всё чаще сталкиваемся с необходимостью их использования как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Я являюсь членом инновационной площадки Академии инновационного образования и развития «Формирование безопасной информационной среды, как необходимое условие обеспечения качества образования» .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и применять их в образовательном процессе. Более того, в должностные обязанности музыкального руководителя ДОУ входит знание «основ работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами) » , владение «электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами» .

Музыкальные занятия в детском саду имеют свою специфику. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому занятия должны быть яркими, эмоциональными, проходить с привлечением большого иллюстративного материала, звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Однако существуют некоторые ограничения, о которых надо помнить всем педагогам, работающим в детских садах.

Во-первых, нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, да и от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Во-вторых, общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25-30 минут, а продукты ИКТ (презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) дети могут воспринимать не более 5-7 минут. Поэтому отбор материала, его дозировка должны быть тщательно продуманы педагогом.

В-третьих, есть особенности применения ИКТ на музыкальных занятиях, поэтому мне бы хотелось остановиться на некоторых спорных вопросах применения ИКТ на занятиях музыкой.

Как уже было сказано выше, информационно-коммуникативные технологии помогают решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Музыка - особый вид искусства. Давайте же разберёмся, в каких видах музыкальной деятельности применение ИКТ полезно, необходимо, а в каких - вредно и недопустимо.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Есть ли смысл включать средства новых информационных технологий во все виды музыкальной деятельности?

Слушание музыки.

Компьютерные презентации, позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Они незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, разнообразят их впечатления, развивают познавательную деятельность. Возможны очень короткие фрагменты видео для знакомства с эпохой, страной и так далее.

Есть темы, при подаче которых ИКТ незаменимы. Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов? Как научить различать тембры инструментов? Я думаю, использование видеозаписей концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольного звучания различных инструментов прекрасно могут помочь в работе. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

Но использовать демонстрационный зрительный ряд для выполнения функции эмоционального фона при слушании музыки категорически нельзя! Радость от того, что продукты ИКТ делают материал доступным для восприятия не только через слуховые, но и через зрительные анализаторы, затмевает для педагогов осознание того, что именно на музыкальном занятии, развивая восприятие, ни в коем случае нельзя подключать зрительные анализаторы. Только и только слуховые! В старших группах ДОУ даже литературные произведения читаются детям до показа иллюстрации (чтобы развить творческое воображение, чтобы уйти от шаблона восприятия) . А мы на музыкальном занятии, которое всей своей сущностью должно способствовать развитию слухового восприятия не только не развиваем его, а с помощью мощнейших средств воздействия - ИКТ - подавляем. И когда педагоги радуются: «Дети узнают музыку по картинке!» , им хочется ответить: «Не музыку они узнают по картинке, а узнают картинку и, как следствие, «называют» музыку».

К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогли бы педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать компьютерные технологии. Педагогам приходится самим осваивать этот новый вид деятельности. Поэтому тому, кто «окунётся» в работу с ИКТ, нужно будет руководствоваться изречением древних: «Не навреди» .

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности, из-за перечисленных выше причин, тоже предполагает очень осторожное использование новых информационных технологий. Здесь возможно создание электронных иллюстраций к песням, материалов (видео, фото) , отражающих как содержание песен и попевок, так и объясняющих смысл трудных и непонятных слов.

Музыкально-ритмические движения, танцы.

Больше возможностей для применения ИКТ существует при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев. Обучение движению невозможно без показа, а процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Музыкально-дидактические игры.

Очень широко информационно-коммуникативные технологии можно использовать при организации музыкально-дидактических игр. Вот где «можно разгуляться» ! Музыкально-дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества, различения высоты и длительности звуков. Они объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Применение красочных озвученных презентаций принесут только пользу и радость детям.

Итак, можно сделать вывод:

Педагог-музыкант дошкольного образования, применяющий информационно-коммуникативные технологии в своей работе с детьми, всегда должен помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада.

Давыдова Альбина Викторовна,

музыкальный руководитель

МБДОУ "Детский сад № 16 "Одуванчик"

ст.Александрийской"

Конспект ООД по музыке для старшей группы с применением ИКТ

«Музыкальный теремок»

Цель занятия:

Формировать ритмические способности детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

1. Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой), ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы.

2. Учить детей вступать в музыкальное сопровождение, используя опорный сигнал.

3. Способствовать формированию умения придумывать слова и воспроизводить ритмослоги.

4. Упражнять детей в различении ритмических рисунков, соотносить звуки по высоте.

Развивающие задачи:

1. Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.

2. Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие.

3. Развивать координацию, переключаемость движений.

Воспитательная задача:

1. Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: слайдовые фрагменты.

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

Материалы и технологии:

Слайдшоу;

Видеослайд;

детские музыкальные инструменты (ложки, рубель, дудочка, коробочка, кастаньеты, маракасы, металлофон, треугольник, бубен);

бабочки, цветы бумажные по количеству детей;

ритмический кубик; нотки двух цветов желтые и синие;

Ход занятия

Слайд 1

Дети входят в зал под ритмичную музыку, выполняют движения по словесному объяснению педагога. Встают в круг.

Муз. рук: (поёт) Здравствуйте, ребята!

Дети: (поют) Здравствуйте!

Муз. рук.: Мы с вами находимся в музыкальном зале. А что можно делать в музыкальном зале?

Ответы детей.

Муз. рук.: Я знаю, что вы очень любите петь, все: и дети, и взрослые, и даже звери тоже любят петь, и начинают своё утро веселой песней.

Пальчиковая речевая игра «Утром рано я встаю» (И.Бодраченко)

Утром рано я встаю,

Свою песенку пою,

И со мною дружно в лад

Подпевают…

Дети:

100 ребят! (поднимают руки вверх, расставив пальцы)

Подпевают 100 ежей (складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены – «ёжик»)

Подпевают 100 ужей (соединяют ладони, делают волнообразные движения – «уж ползёт», текст произносят громким шёпотом)

И поют её зайчата (приставляют ладони к голове – «ушки зайчика», текст произносят высоким голосом)

И поют её лисята (сгибают руки в локтях перед собой – «лисьи лапки», текст произносят более низким голосом)

А в берлоге – медвежата (разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом)

А в болоте – лягушата (сгибают руки в локтях, разводят руки в стороны, расставив пальцы – «лягушачьи лапки», текст произносят высоким голосом)

Даже страшный крокодил

Эту песню разучил! (расставив пальцы рук, соединяют ладони, правая рука сверху – «пасть крокодила», произносят текст громким шёпотом)

Промурлыкала нам кошка (сгибают руки в локтях перед собой – «кошачьи лапки», произносят текст высоким голосом)

Песню, сидя на окошке (кладут голову на «лапки»)

Слышишь (поднимают указательный палец вверх)

Как под нашей крышей (поднимают руки над головой, соединив кончики пальцев рук, локти в сторону – «крыша домика»)

Эту песню поют мыши? (сгибают руки в локтях перед собой – «мышиные лапки», произносят текст высоким голосом)

Утром рано мы встаём,

Хором песенку поём.

Муз. рук.: А о чём же в ней поётся?

Дети: Как нам весело живётся! (хлопают в ладоши)

Муз. рук.: Я знаю, что и у вас, ребята, есть любимая песенка. И она спряталась в нашем музыкальном зале. Только вот где? Как вы думаете?

Ответы детей.

Слайд 2

На экране изображен теремок, с закрытыми окошками.

Муз. рук.: А мне кажется, я знаю, где находится песенка…

Посмотрите, на экране изображен теремок, но теремок не простой, а музыкальный. И наша песня прячется в самом последнем окошке. Но чтобы до неё добраться, нужно выполнять задания, которые прячутся в каждом окошке. Если справитесь с ними – найдёте свою песенку.

Дети садятся на стульчики. Педагог берет нотку, на которой написано задание.

1 –е задание:

Песню надо петь со словами,

А какими – подумайте сами.

Муз. рук.: А вы знаете такие слова, которые могут встретиться в нашей веселой, жизнерадостной песенке?

Дети предлагают варианты

Муз. рук.: Молодцы, все ваши слова подойдут для веселой песенки.

А теперь, я предлагаю все ваши замечательные слова пропеть и прохлопать.

Речевая игра «Слово на ладошках»

(слова Н.Никулевой, музыка Е.Попляновой)

Я найду СЛОВА везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в слово,

Не беда, играем в слово!

Дети произносят и прохлопывают ритмослоги из слов, которые есть в песне

Муз. рук.: Как вы думаете, мы справились с заданием? Если нотка зазвучит, значит задание мы выполнили верно.

Слайд 3

В это время, на слайде появляется нотный стан с первой ноткой, звучит фрагмент песни.

Муз. рук.: Справились, молодцы!

Педагог берет другую нотку, читает задание:

Нужен аккомпанемент,

Чтобы песня зазвучала,

Инструменты нужно взять

Сказку ими обыграть.

Муз. рук.: Интересное задание!

Я хочу вам рассказать зимнюю сказку, послушайте её.

Рассказывает сказку, на слайдах появляются изображения инструментов в соответствии с текстом.

Слайд 4

Элементарное музицирование «Зимнее рондо»

(Т.Тютюнникова)

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней гладкой:

Скок, скок, скок.

Скок, скок, скок. (ложки)

Санки скрипят, (рубель)

Бубенчики звенят. (бубен)

Дятел стучит (ложки)

Вьюга свистит (дудочка)

Белка на ёлке орешки всё грызёт: «Цок-цок» (кастаньеты)

Рыжая лисичка зайчика стережёт (маракасы)

Холод, холод, стужа, стужа.

Снег пушистый кружит, кружит…(металлофон)

Ехали мы, ехали, наконец, доехали: (ложки)

С горки «у-ух!». В ямку «бух!» (металлофон)

Приехали!

Муз. рук.: Ребята, а для чего на слайдах появлялись инструменты, когда я рассказывала сказку?

Ответы детей.

Муз. рук.: На столе вы видите инструменты, подойдите к ним и возьмите те инструменты, которые изображены на ваших бейджиках.

Я спою сказку, а вы будете озвучивать её музыкальными инструментами.

Будьте внимательными, нужно начать исполнять свою партию как только на слайде появится ваш инструмент. Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.

Повторно звучит сказка, но в сопровождении музыкального оркестра.

Муз. рук.: Молодцы!

Слайд 5

На слайде появляется нотный стан и вторая нотка, звучит фрагмент песни.

Муз. рук.: А вот и вторая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились.

Берёт 3нотку.

Чтобы узнать следующее задание, сядем с вами в круг.

Долгий звук и звук короткий

Есть у песни непременно.

Их на кубике найдите,

По рисунку спойте верно.

Муз. рук.: Посмотрите, на кубике нарисованы какие-то полоски – длинные и короткие. Как вы думаете, чтобы это значило?

Ответы детей.

Муз. рук.: Длинные полоски обозначают долгий звук, а короткие полоски – короткий звук. Долгий звук обозначаем слогом «ТА», а короткий «ТИ-ТИ»

Музыкально-дидактическая игра «Ритмический кубик»

Ты беги весёлый кубик. Быстро-быстро по рукам.

У кого остался кубик – Тот прохлопает ….

Слайд 6

На слайде появляется нотный стан 3 нотка, звучит фрагмент песни.

Муз. рук.: А вот и третья фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая ступень?

Давайте спокойно пройдём на стульчики и послушаем задание.

Берет 4 нотку, читает задание

Есть слова, есть инструменты,

Ну а где мелодия?

Вы на схемы посмотрите

И мелодию найдите.

Слайд 7, 8, 9

Муз. рук.: Посмотрите, какая интересная схема.

Обратите, внимание, что все звери находятся на разной высоте. Как вы думаете, что бы это могло означать? (Ответы детей)

Есть звуки высокие и низкие. Если кошечки находятся наверху, как бы они пропели эти звуки? (Мяу) А как споёт корова? (Му) А как споют собачки? (Гав, гав). Кто хочет спеть по этой схеме

Музыкально-дидактическая игра «Пропой звуки»

Фигуры котят, собачек и коров расположены в звуковысотном порядке. Дети сначала по одному, затем вместе поют схемы.

Слайд 10

На слайде появляется нотный стан, 4 нотка, звучит фрагмент песни.

Муз. рук.: И эта нотка зазвучала, что это значит? (Ответы детей)

Муз. рук.: Правильно. Значит, мы и с этим заданием справились. Интересно какое задание нам приготовила следующая ступень?

Берет5 нотку, читает задание

Начало есть у песни,

Начало есть у фразы,

Услышать вы сумеете

Начало и конец?

Муз. рук.: В зале расцвели цветы, а на них сидят бабочки. Пройдите к цветам и присядьте возле них, а бабочку наденьте на пальчик.

Дети занимают места.

Муз. рук.: Вы все знаете, что у каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте! (звучит вальс) Очень похоже на полёт бабочки. На начало музыкальной фразы бабочка взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок.

Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать? (Ответы детей)

Муз. рук.: Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.

Игровое упражнение «Музыкальный полёт»

(Т.Рогаткина)

У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре лежат бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы.

Вальс-шутка (музыка Д.Шостаковича) Видеослайдшоу

Слайд 11

В это время, на слайде появляется нотный стан,5 нотка, звучит фрагмент песни.

Муз. рук.: А вот и пятая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Слушаем следующее задание.

Берет 6 нотку, читает задание

Зазвучала песня в ритме,

А теперь – с движением,

Вы на месте не сидите,

В ложки весело стучите!

Ребята, здесь на столах разложены ложки, каждый возьмите по 2 ложки и встаньте рядом со мной в круг. Вы, конечно, знаете, что есть разные способы игры на ложках. Покажите, какие?

Дети показывают приёмы игры на ложках.

Муз. рук.: А теперь исполните под весёлую музыку танец с ложками, используя все те движения, которые вы знаете, но только не забывайте прислушиваться к темпу и ритму музыки. Выполняйте каждый своё движение.

Ритмический танец с ложками «Калинка» (р.н.м.)

Дети исполняют игру на ложках с движениями.

По окончании танца дети кладут ложки на поднос. На слайде появляется нотный стан,6 нотка, звучит фрагмент песни.

Слайд 12

Муз. рук.: А вот и шестая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Мы дошли до 7-го окошка.

Берет 7 нотку читает задание

Вы дошли до вашей песни,

Молодцы, вы справились!

Угадайте, что за песня

На ступени спряталась?

Педагог играет мелодию, дети узнают её, называют.

Слайд 13

Звучит вступление, дети выходят в круг, исполняют знакомую песню

Песня «Антошка»

Муз. рук. подводит итог.

Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песенки. И песенка дарит вам нотки. Но посмотрите нотки разноцветные. Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи - возьмите жёлтую нотку, а если вам было скучно, не интересно, возьмите синюю нотку. (выбирают нотки )

Муз. рук.: Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки, а что самым интересным для тебя показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас? (ответы детей )

Муз. рук.: Вы трудились не напрасно,

Все согласны?

Дети: Да, согласны!

Муз. рук.: И с весёлым настроеньем

Мы выходим все из зала.

До свидания, ребята!

Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.

Сценарий музыкального занятия для детей подготовительной группы «Осенняя пора» с использованием ИКТ

Макарова Светлана Юрьевна, музыкальный руководитель, Тамбовская область, г. Рассказово МБДОУ "Детский сад №4 "Улыбка"

Краткое описание: данное занятие направлено на закрепление цикла осенних занятий по классической музыке с детьми подготовительных групп. В ходе занятия были использованы стихи русских поэтов, музыка разных композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям и ИКТ технологии.

Цели: развивать образное представление; способствовать восприятию красивого в стихах, музыке.

Задачи:
- учить детей искусству «слышать музыку», совершенствовать музыкальную память, узнавать музыкальные произведения по отдельным фрагментам и их авторов;
- учить детей чувствовать характер музыки, воспитывать сопереживание к ней, различая средства музыкальной выразительности;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- прививать детям любовь к классической музыке, желание слушать её.
- выразительно передавать характер музыки в танцевальных композициях.

Атрибуты и оборудование: фортепиано, аудиозаписи музыкальных произведений, презентация, ноутбук, телевизор, иллюстрации, карточки с изображением музыкальных инструментов.

Музыкальный репертуар: «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, «Листопад» музыка Т. Попатенко, сл Е. Авдиенко.

Поэзия: «Осень», К.Д.Бальмонт, «Дары осени» Г.Галиной.
Живопись: «Октябрь» Е.Е.Волков, И.Левитана «Золотая осень».

Ход мероприятия

Дети входят в зал, приветствуют попевкой «Здравствуйте»
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня мы с вами поговорим об осеннем времени года. Послушаем музыку «осени» разных композиторов.
Послушайте стихотворение:

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
О каком времени года эти стихотворение?

Ответ детей: об осени.

Музыкальный руководитель: (Включает презентацию ). Какое настроение чувствуется в этом стихотворении?

Ответ детей: грустное, печальное.

Слайд 1 - И.Левитан «Золотая осень».

Музыкальный руководитель: Посмотрите на картину художника Левитана «Золотая осень». Здесь природа постоянно преображается, всё время меняя свои наряды. Посмотрите на пейзаж, какое настроение у этой картины.

Ответ детей: радостное.

Музыкальный руководитель: Какие цвета использует художник для передачи светлого, радостного настроения?

Ответ детей: оранжевый, красный, жёлтый.

Музыкальный руководитель: Листья окрашены великолепием цветов. Ветер разносит листву, образуя золотой ковер на земле.

Давайте мы с вами споем песню «Листопад», в которой передается осеннее настроение.

Дети исполняют песню.

Какое настроение передает песня, что происходит с листьями и природой вокруг?
Ответ детей: листья кружатся, хмурится небо, погода дождливая.

Музыкальный руководитель: Послушайте, как описывается осень в стихотворении «Дары осени» Г.Галиной:
Золотятся между сосен,
Клены желтые стоят…
Что за чудный им наряд
Подарила осень!

Как украсила рябины,
Бросив щедрою рукой
Меж узорчатой листвой
Яркие рубины!

Слайд 2 – Фото осенней рябины

Если в первом стихотворении слышаться грусть, печаль, то здесь радость, автор восхищается осенью. Плоды рябины сравниваются с яркими рубинами. Осень как добрая волшебница, подарила кленам чудный наряд.

Слайд 3 – портрет А. Вивальди

Музыкальный руководитель: А сейчас послушаем музыку «Осень» из цикла «Времена года» композитора А. Вивальди. Дети слушают музыку.
Поделитесь своими впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении.
Дети делятся впечатлениями.

Музыкальный руководитель: Музыка со взволнованно-приподнятым настроением, в ней слышится радость. У нас есть карточки с изображением музыкальных инструментов. Давайте послушаем небольшой отрывок произведения еще раз и вы попробуете определить, какие в нем музыкальный инструменты играют.
Дети слушают музыку, выбирают карточки с изображением музыкальных инструментов.

Слайд 4 – изображение скрипки, виолончели и др. и их звучание

Музыкальный руководитель: Молодцы, вы верно указали, какие инструменты звучат.

Слайд 5 – портрет П.И.Чайковский

Музыкальный руководитель: Разные композиторы изображают осень в музыке по разному. Давайте с вами послушаем еще одно музыкальное произведение композитора П.И.Чайковского «Октябрь».
Дети слушают музыку.

Определите характер произведения.

Ответ детей: музыка мелодичная, напевная.

Музыкальный руководитель: Посмотрите на еще одну картину художника живописца Ефима Ефимовича Волкова «Октябрь». У каждого композитора, писателя и художника своя осень. Здесь изображен в своей красе октябрь. Что можно сказать об этой картине.

Дети отвечают.

Сейчас мы с вами попробуем превратиться в деревья и листья. Попробуем создать танцевальную композицию под музыку «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Представьте себя в образе танцующих на ветру листочков.

Дети разбирают по желанию разноцветные листья, маски деревьев.
Слайд 7 – видеоролик «Осень» А. Вивальди.
В конце занятия дети вспоминают прослушанные произведения композиторов.
Под музыку придумывают движения, танцуют.

Презентация на тему: Музыкальное занятие «Осенняя пора»

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png