Молодёжь как «будущее нации» во все времена представляла собой особую ценность для общества. Она занимает важное место в социальных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Положение молодёжи в обществе и степень её участия в развитии социальной среды зависит как от государства, так и от собственной активной жизненной позиции. С одной стороны, молодёжь планирует и строит своё будущее, поэтому должна учитывать опыт поколений и не совершать промахи и ошибки. С другой стороны общество и государство должно переосмыслить, как бы заново открыть молодёжь как субъект истории, как главный фактор перемен, как социальную ценность. В современной России выстроена концепция молодёжной политики государства, которая представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодёжи во всех сферах её жизнедеятельности. На сегодняшний день государство предлагает систему мер, программ с целью создания условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. С одной стороны, современная власть заинтересована в развитии «молодёжной сферы», мотивируя молодое поколение на сотрудничество в развитии общества. С другой, молодёжь осуществляет инновационную деятельность и вносит вклад в творческий потенциал развития общества. Используя свои креативные способности, мысли, предложения, молодые люди создают новые организации, объединения и движения. Так, например, в Красноярском крае, при поддержке федеральной и краевой власти, были образованы; красноярские краевые студенческие отряды, Енисейские патриоты, союз профессионалов, Молодая Гвардия, КВН, трудовые отряды старшеклассников, волонтеры, добровольные молодежные дружины, краевые молодёжные съезды, летний молодёжный лагерь «ТИМ Бирюса». Благодаря их созданию, в ряды активной молодёжи, каждый год, вступают сотни молодых жителей нашего края. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодёжь является важным фактором формирования вкусов. Её духовные ценности распространяются по всему миру. Её взгляды оказывают всё большее влияние на власть имущих. Молодёжь питает особый интерес и чувствует свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует энтузиазм и способности в деле укрепления международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты. Говоря о роли молодёжи и государства в развитии социальной среды, нельзя умолчать и о другой стороне данного вопроса. На данный момент, роль молодёжи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть. Кроме того, общество и государство ещё не до конца преодолело потребительское отношение к молодёжи, что в свою очередь негативно сказывается на позиции молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодёжи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодёжной работы. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия самой молодёжи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития человечества. Значительная часть молодёжи отчуждена от процесса участия во всех сферах жизни, что затрудняет её интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодёжи от общества и государства проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Становление молодого человека, как личности, процесс социализации молодёжи происходит в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Современная молодёжь должна приспособиться к новым требованиям, усвоить систему знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности. Роль молодёжи в развитии общества велика. Она умна, инициативна, энергична, и благодаря этому, является движущей силой в укреплении и модернизации общества. Изменилась модель участия молодёжи во всех сферах жизнедеятельности общества. Во многих странах молодёжь поддерживает происходившие перемены, социальные реформы. Российская молодёжь – это важный субъект социальных перемен. Именно с ней реформируемая страна связывает возможные в будущем изменения. В целом у студенчества достаточно сил и знаний, чтобы взять на себя решение многих проблем, но нужно ещё проявить жизненную активную позицию.

Если рассматривать проблемы самореализации молодежи не только со стороны индивидуума как сложности реализации отдельной личности, а взглянуть на них в общем, как на проблемы всего социума, то можно увидеть, что решение этих проблем может усовершенствовать социальную систему, поднять производительность, а также избежать множества социальных конфликтов. Социально-демографическая группа, попадающая под определение «молодежь», обладает более высоким уровнем восприятия и принятия модернизации общества.

Молодежи легче адаптироваться к современным условиям существования, проще осваивать нововведения в различных областях. Культура, политика, общественно-хозяйственная деятельности и многое другое не стоят на месте, руководствуясь лишь культурным наследием и опытом предков. Все социальные отрасли видоизменяются, обретают новые современные очертания. Людям, перешагнувшим рубеж молодости, принять такие изменения бывает крайне сложно из-за плотно укоренившихся консервативных взглядов. Со временем бразды правления социумом передаются в руки юного поколения. Именно поэтому так важно создавать благоприятные условия для самореализации молодежи, помогая молодым людям стать гармоничными всесторонне развитыми личностями.

Путь в будущее

Период молодости – это своеобразная дорога в будущее. Именно на этом тернистом пути человек предопределяет свое дальнейшее существование, делает выбор в сторону той или иной профессии, решает, в какой социальной сфере его потенциал будет всецело раскрыт и более полезен обществу, какое занятие принесет душевный комфорт. Сознание молодых людей, как губка, способно впитывать, фильтровать и перерабатывать большой поток информации. В исследованиях возрастной психологии говорится, что именно в процессе взросления у человека формируется самосознание и устойчивая система ценностей, а также предопределяется социальный статус личности. Для периода молодости характерны проявления критичности мышления, человек учится оценивать и анализировать. Параллельно с этим в сознании молодых людей уже заложен фундамент из стереотипов прошлого времени, задачей молодежи является правильно отфильтровать опыт минувших лет, выделить для себя главную и полезную информацию.

Отцы и дети

Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства. Зигмунд Фрейд

Проблемы самореализации молодежи включают в себя и вечное противоборство старого и юного поколений. В основном, старики всегда недовольны поведением молодежи, стараются дать совет со стороны прожитых лет, а молодые люди со всей своей юношеской амбициозностью не хотят прислушиваться и делать выводы. На самом деле противостоянии этих двух социальных групп может, как и послужить определенную пользу, так и причинить немалый вред в дальнейшей реализации молодежного потенциала. Однозначно, опыт прошлого может быть полезен, чтоб, например, не совершать таких же ошибок или, как говорится, заново не изобретать велосипед. Вот тут-то как раз и молодым людям и пригодиться умение фильтровать информацию и давать собственную оценку тем или иным суждениям.

Что же касается негативных последствий, то слишком настойчивое навязывание консервативных взглядов воспрепятствует желанию молодежи развиваться в современном мире, идти в ногу со временем, адаптироваться к стремительно развивающимся особенностям окружающей среды. Молодые люди, задавленные авторитетностью старшего поколения, теряют интерес к познанию всего нового, развивается пассивность, порой граничащая с инфантилизмом, а эти качества никак не способствуют самореализации и достижению успеха. Поэтому в процессе воспитания крайне важно найти ту самую пресловутую «золотую середину». Как говорил К. С. Станиславский: «Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость».

Проблемы молодежи в современном мире

Современный мир уже не так строго относится к соблюдению правил нравственности, как в давние века, в этом тоже есть немалая составляющая сути проблемы самореализации молодежи. Именно поэтому у большинства современных молодых людей крайне размытые нормы морали. У большинства преобладают гедонистические наклонности, эгоизм, что рано или поздно приводит к саморазрушению личности. Проблемы, с которыми сталкивается современная молодежь, мешают самореализации индивида или же делают ее практически невозможной. Духовное опустошение, бесперспективность дальнейшей жизни, раскол ценностных ориентаций, распространяющийся нигилизм и ломка нравственных идеалов – вот основные причины, которые подводят современных молодых людей к таким социальным проблемам, как:

  • Алкоголизм
  • Наркомания
  • Аморальность
  • Преступность
  • Склонность к суициду
  • Подмена жизненных ценностей

Попадая в одно из вышеперечисленных течений, индивид вступает на путь деградации и саморазрушения. И лишь путем долгой и сложной социальной, физической и психологической реабилитации можно вернуть человека к нормальному существованию, а также мотивировать его личность к дальнейшему саморазвитию.

Что мешает саомреализации молодежи

Вот некоторые самые основные проблемы самореализации молодежи

Несоответствие социальным требования

Вряд ли кто-то в детстве мечтает стать успешным сантехником или грузчиком. Все хотят быть космонавтами и стюардессами, летчиками и балеринами. Но со временем человек осознает, что не всегда мечты возможно осуществить. Социуму не нужны миллионы танцоров и актрис, предпочтение отдается профессиям в сфере науки, физического или инженерного труда. Первой проблемой самореализации личности является несоответствие между желаемым и действительным. Приходится делать выбор между мечтой детства и профессией, которая является более престижной и прибыльной. Но часто молодые люди не понимают, что реализовать себя можно не только в карьере. Самореализация – это совокупность всех сфер жизни, таких, как творчество, хобби, семья, окружение и тому подобное. Получается, что сейчас современная молодежь в большинстве предпочитает выбор профессии более прибыльной, но к которой совершенно не лежит душа. Конечно, поэтому возможность реализоваться на трудовом поприще в таком случае крайне невелика.

Отсутствие социальным требованиям

Молодежь современного мира в подавляющем большинстве нацелена на получение хорошего дохода. Но осваивание профессии и упорный труд не входят в планы молодых людей. Отсутствие трудового стимула прежде всего возникает из-за бесперспективности дальнейшей жизни, индивид не видит смысла прилагать усилия. Начинают преобладать такие качества, как лень, пассивность, безынициативность, возникает чувство безысходности, которое может привести к стрессу и личностным конфликтам индивидуума.

Отсутствие социальных ориентиров

Молодое поколение порой не успевает адаптироваться к столь быстро меняющемуся обществу. Опыт прошлого и модернизация социума порой настолько различны между собой, причем изменения эти происходят за короткий срок, что вносят в неокрепшее сознание молодого поколения определенный диссонанс. У юных людей отсутствуют социальные ориентиры, ведь то, что было важно для предыдущего поколения, стремительно теряет свою ценность в рамках урбанизации и модернизации современного мира. Поэтому дальнейший выбор цели и пути молодежи начинает определяться обстоятельствами и требованиями общества, а не способностями и желаниями самого индивида. Поэтому крайне важно сформировать способность адаптировать свои профессиональные и личностные цели к тенденциям развития современного общества, уметь адаптироваться, не нарушая при этом душевный баланс.

Сокращение социальных программ

Проблемы самореализации молодежинапрямую зависят от общественной деятельности. Чтобы в полной мере проявить свой потенциал, определить склонность к той, или иной отрасли деятельности, молодежи необходимо предоставить фундамент, так сказать арену для реализации. Сокращение различных молодежных программ, невозможность найти условия для активной самодеятельности, сложности в праве на непосредственное участие в образовательной, политической, трудовой деятельности. Молодому поколению абсолютно негде проявлять свой потенциал, так как социум не способен предоставить доступные досуговые площадки для реализации.

Социальная незащищенность

Для успешной самореализации молодое поколение должно чувствовать опору и поддержку со стороны окружающих. Речь идет не только о семье и общеобразовательной системе. Государство в полной мере должно создавать благоприятные условия для жизнеобеспечения юного поколения и формирования гармоничной личности. Если молодежь не чувствует гарантий, определенного залога в успешности своего будущего, то это способствует появлению чувства страха, неуверенности в завтрашнем дне. Что, как всякие негативные мысли и эмоции, создает препятствия для самореализации молодежи.

Нравственно-духовный хаос

Последний период развития современного общества замечает тенденцию к дегуманизации культуры, смысл искусства деморализован, образ человека становится приниженным, духовные и моральные ценности отходят на второй план. Эмпатия и альтруизм уступают место алчности и потребительству. Духовные ценности коллективизма заменены корыстно-индивидуальными целями. Все эти факторы, а также отсутствие у молодежи четкой национальной идеи тоже являются одними составляющими сути проблемы самореализации молодежи. Свое пагубное влияние на неокрепшую юную психику оказывают СМИ и социальные сети. Не стоит преуменьшать ценность интернета и всех его благ (которые в условиях современного мира занимают не последнее место в самореализации личности), но тут опять-таки необходимо развивать у молодых людей способность к правильной фильтрации информации.

Решение проблемы самореализации молодежи

Так какие условия для самореализации молодежи необходимы? Прежде всего не стоит забывать о том, что самореализация личности прежде всего зависит от самого человека, его стремлений и готовности к упорному труду. Задача окружающих – помочь молодежи сформироваться, создав все необходимые благоприятные условия для развития и реализации потенциала.

Со стороны семьи и близкого окружения это может быть передача ценного опыта, формирование нравственных ценностей. Достичь этого можно, например, своим личным примером – ребенок, который растет в гармонии и видит перед собой благоприятную модель семьи, уже на шаг ближе к успешному будущему. Система образования тоже, обычно, вносит немалый вклад в формирование личности. Педагогические тенденции не должны стоять на месте, необходим постоянный рост, развитие, поиск новых продуктивных методик воспитания и образования. Государство также должно внедрять различные социальные программ для развития молодежи, давать возможность реализовать свои творческие и креативные наклонности, создавать так называемые досуговые и культурные площадки для возможности молодых людей выплеснуть свою самодеятельную активность. Так же не стоит забывать про социальные гарантии – молодые люди не должны чувствовать себя незащищенными в рамках социальной политики. Каждый человек должен быть уверен, что настойчивый, честный и упорный труд – это возможность достичь успеха, и государство будет содействовать в этом, так как механизм управления страной должен быть заинтересован в получении достойных кадров и воспитании достойного молодого поколения.

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения. Конфуций

Проблемы самореализации молодежи – это не только индивидуально-личностные сложности молодых людей. Это глобальная проблема всего общества в целом. Вполне возможно, что милый малыш, которого вы видите в песочнице, в дальнейшем станет главой государства и вершителем судьбы всего социума. Поэтому одной из важнейших целей современного мира является решение проблемы самореализации молодежи и создание качественных условий для самореализации молодых людей.

«Роль воспитания молодёжи в современном мире»

«Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать»

Платон

Сегодняшняя молодежь – это будущее страны и воспитание подрастающего поколения – один из важнейших вопросов, который стоит перед государством, и от того, на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, зависит будущее нашей страны. Надо задействовать все имеющиеся ресурсы для того, чтобы в обществе на первом месте стояли истинные ценности. Чтобы молодежь знала и ценила наши многовековые традиции, уважала и любила своих родных и близких.

В течение последних пятнадцати лет мы наблюдаем влияние множества различных факторов, заведомо вредных для душевного и психического здоровья наших сограждан, особенно детей. В настоящее время молодежь другая по сравнению с прошлыми поколениями. У них уже другие ценности, нравы, интересы, увлечения, все другое. Но она не должна забывать никогда о вечных общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, без которых невозможно формирование полноценной личности. Факторов, влияющих на сознание человека, на становление его личности очень много, начиная от того, какие у него родители и в какой среде он живет и развивается.

Молодежная проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества.

Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались.

Отсутствие идеалов и целей в жизни отрицательно сказывается на становлении молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации, а с другой стороны - для нее обязательно должны быть определенные идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессионального становления и гражданственности.

Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и воспроизводства нормативных правил поведения.

Стала предаваться забвению проверенная практикой идея о том, что составляющими гражданского становления человека являются трудовое, патриотическое и нравственное воспитание. Но очень скоро выяснилось, что эти направления в работе с молодежью не могут игнорироваться. Что же происходит с нашей молодежью в начале XXI века? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образцы они ориентируются?

Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера.

Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30-40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости труда.

В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижно. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи, модные журналисты, сексологи и т.п.).

Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена из-за проявления «уравниловки», то ныне она вовсе отсутствует. Ибо одни получают «бешеные» деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

Академик Д.С.Лихачев в интервью, данном им незадолго до смерти говорил об ожесточении людей и падении культуры во всем мире и о том, что выход из положения, в котором оказалась наша страна, он видит «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения». Речь идет о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Понятно, что в подобной деятельности не обойтись без значительного числа специалистов по работе с молодежью.

Из сказанного выше можно заключить, что в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.

Многие ценностные ориентации формируются именно в юношеском возрасте, так как молодежь наиболее восприимчива к социальным и культурным изменениям в обществе. Ценностные ориентации молодежи во многом изменись за последние годы из-за обострения проблемы её социализации.

Молодёжь - так называемая середина между людьми. Молодёжь занимает весьма главную роль в современном мире. Ведь это новое поколение, от которого зависит будущее всего человечества. Молодёжь нужно многому обучить, и если правильно воспитать молодёжь(а это проявляется в патриотическом воспитании, в учёбе и в проведении общественных мероприятий и т.д.)то она станет надёжным будующим. На сегодняшний день во многих странах воспитание молодёжи является основной задачей.

Одно, несомненно, что именно молодежь сегодня занимает передовую позицию среди других групп, так как оно является самым образованным. И именно оно в скором будущем будет составлять интеллектуальный ресурс нашей страны.

Исследования по этой проблематике являются важными для российского общества, так как показывают социальные, культурные изменения, которые происходят среди молодежи, и, следовательно, в стране.

Список используемой литературы:

1.Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России.»- Педагогика.-2008.

4. Введенский, В.Н. Непрерывное профессиональное образование / В.Н.Введенский // Социально-гуманитарные знания.

3. Вильданова, Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студентов / Ф.З.Вильданова // Прикладная психология. – 2002.

4. Семёнов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е.Семёнов // Социологические исследования. – 2007.

5. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов / Н.Д.Сорокина// Социс. – 2003.

6. Тюкульмина, О.И. Проблемы социальной работы с молодежью: Учебное пособие / О.И.Тюкульмина. – Томск: ТПУ, 2006.

7. Щеглова, С.Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностям информатизации / С.Н.Щеглова // Социс. - 2006.

8. Ващилин, Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации / Э.П.Ващилин //Социально-гуманитарные знания. – 2003.

Приложение

Практическое исследование

Мною был проведено анкетирование небольшой группы одноклассников. В анкете было задано 6 вопросов. Содержание вопроса и ответы приведены ниже в виде диаграмм. Цель вопросов – современное отношение молодёжи к вопросам воспитания, а так же выявить их ценностные ориентиры.

1. Кто оказывает большее влияние на воспитание молодёжи: семья, общество, и то и другое?

2. Нуждается ли современное общество в воспитании молодёжи: да, нет?

3. Хорошо ли воспитана современная молодежь: да, нет?

4. Зависит ли успешное будущее нашей страны от воспитания молодёжи: да, нет?

5. С помощью каких методов можно улучшить воспитание молодёжи: создание молодёжных организаций, привлечение государства к воспитанию, привлечение образовательных учреждений?

6. В какой последовательности вы бы расставили следующие жизненные ценности: семья, друзья, здоровье, работа, деньги, справедливость?

Молодёжь и общество

Роль молодёжи в социальной структуре современного человеческого общества увеличивается с каждым годом. Начиная с середины ХХ столетия, на планете быстрыми темпами развивается процесс старения населения, и для старшего поколения всё более важной задачей становится забота о здоровье и правильном воспитании молодых людей.

Немецкий социолог Карл Мангейм (1893-1947) называет молодёжь социальным резервом любого общества, поэтому ясно, что мировоззрение молодых людей и уровень развития их сознания очень важны для государства и общества. По своей природе молодёжь, по мнению Мангейма, ни прогрессивна, ни реакционна, она - потенция, готовая к любому начинанию. В зависимости от того, за каким учителем пойдёт молодой человек, он может стать и героем своей Родины, и предателем собственной семьи (К.Маркс).

Согласно данным ООН, в первом десятилетии ХХ1 века количество юношей и девушек на планете выросло примерно до 1,5 миллиардов человек, что составляет около 20% всего населения земного шара. Причем 85 % этих молодых людей проживает в развивающихся странах. Что касается России, то в нашей стране граждане до 30 лет – это примерно 40 миллионов человек (27-30% населения).

Молодёжь по своей структуре неоднородна. Она чётко делится на несколько слоёв, отличающихся друг от друга своими убеждениями, своей деятельностью и своими интересами. Единой таблицы деления молодёжи на возрастные группы в мире в настоящее время не существует. В зависимости от конкретной страны или региона, демографы относят к молодёжи людей с 13 до 36 лет. В современной России молодыми считаются граждане в возрасте 14 – 30 лет, хотя в отечественной науке уже существует тенденция к увеличению верхней планки этой градации до 35 лет.

Тинейджеры

Значительную группу среди общей массы молодёжи в любом государстве составляют подростки 13 – 19 лет. В европейском сообществе их принято называть тинейджерами (англ. Teenager – «подросток»). В России нет специального термина для обозначения данной группы граждан, хотя в реальности она существует и объединяет, в основном, учащуюся молодёжь.

Тинейджеры, как особая возрастная и социальная группа общества, всегда по-своему воспринимают жизненные и культурные ценности, что порождает возникновение особых форм молодёжной субкультуры.

До середины ХХ века молодёжные сообщества не проявляли себя настолько активно, чтобы вызвать к себе повышенный интерес со стороны журналистов, учёных и политиков, поэтому впервые исследованием этого общественного явления наука занялась только в 1950-е годы. До сих пор мировая культура была относительно единой: независимо от возраста все люди пели одни и те же песни, смотрели одни и те же фильмы, читали одни и те же книги, посещали общие музеи и выставки. С середины ХХ столетия картина меняется. В культурных предпочтениях «отцов» и «детей» начинают формироваться всё более глубокие различия, которые касаются уже не только быта, но и культуры, образования и мировоззрения.

Американский социолог Т.Роззак предложил для обозначения молодёжного движения ХХ века термин – «контркультура». В условиях послевоенного (1945-1950 г.г.) обострения социальных и экономических отношений контркультура представляла собой попытку молодёжи приспособиться к проблемным условиям существования и высказать всему миру своё отношение к деятельности старшего поколения.

Субкультура

Формированию молодёжной контркультуры предшествовало понятие субкультуры, впервые появившееся в середине ХХ века в трудах социологов, антропологов и культурологов. Термином «субкультура» (лат. sub – под+культура) исследователи обозначали обособленную группу людей, отличающихся своим поведением от преобладающего большинства.

Субкультура обычно характеризуется своей собственной системой ценностей, особым сленгом, манерой поведения, одеждой. Примерами субкультур могут служить национальные, географические, профессиональные, диалектные, возрастные объединения людей в каких-либо крупных территориальных регионах страны или мира.

В 1950-х годах американские и британские социологи (Д.Рисмэн, Д.Хэбдидж) в своих исследованиях вывели понятие субкультуры как преднамеренно избираемого объединения со схожими интересами, вкусами и целями. По их мнению, субкультуры формируются людьми, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Тогда же в трудах европейских психологов появился термин «городские племена» для обозначения молодёжных обединений западной цивилизации. В СССР для этой цели использовался термин «неформальные молодёжные объединения» (или просто – «неформалы»). Иногда в советском обществе применялось и другое обозначение молодёжных субкультур – «тусовка».

Субкультуры могли основываться на самых разных интересах – от музыкальных стилей и направлений искусства до политических или сексуальных предпочтений. Такие объединения, как правило, носили замкнутый характер и стремились к полной изоляции от остального общества. На этой почве часть субкультур вступала в конфликт с общегосударственными ценностями и принимала агрессивный и даже экстремистский характер. Но, в основном, для молодёжных субкультур был типичен эскапизм – бегство от реальности и создание своего внутреннего мира, куда взрослые люди не допускались.

Те молодёжные субкультуры, которые проповедовали открытый протест против общепринятых норм морали и права, с лёгкой руки американского социолога Т.Роззака, стали называться контркультурой. Постепенно этот термин начал использоваться для обозначения всех направлений молодёжной субкультуры ХХ столетия.

МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА ХХ ВЕКА

Контркультура («против» + «культура») – международная молодёжная субкультура ХХ – начала ХХ1 века, объединяющая разнородные по идейно-политическим взглядам группировки тинейджеров, стремящихся противостоять культуре старшего поколения, которое, по мнению подростков, не способно организовать на планете справедливое общество и поддерживать мир и социальное процветание. «Антипотребительский» образ жизни последователей контркультуры часто сочетается с культурным нигилизмом, анархизмом, технофобией и религиозными исканиями. Протест против политики старшего поколения может носить как пассивный, так и экстремистский характер.

Очень быстро первоначально единая контркультура, в зависимости от интересов и целей, разделилась на множество самостоятельных направлений. В процессе развития каждое такое направление вырабатывало общее для всех его последователей мировоззрение, единый стиль одежды (имидж), свой особый язык (жаргон, сленг), свою атрибутику (символы, знаки). Всё это становилось неким маркером, отличающим «своих» от остального мира.

Но со временем отдельные элементы какой-то отдельной контркультуры становились настолько популярными, что вливались в общую культуру общества. Например, высокие ботинки «Dr.Martens», характерные для скинхедов, давно уже общеприняты у многих неформалов и даже рядовых членов европейского и российского общества. А стили одежды «Готическая Лолита» и «Готический аристократ» - уже не только элемент имиджа субкультуры готов, но и стиль японской городской моды.

«Классическое» молодёжное контрдвижение Западного мира охватывало период с конца 1940-х по начало 1980-х годов и включало три главных направления:

битники - «разбитое поколение» (1940-е - 1950-е г.г.);

хиппи – «независимое поколение» (1960-е - начало 1970-х г.г.);

новые левые – «бунтующее поколение» (конец 1960-х – 1970-е г.г.).

С конца 1970-х годов молодёжная субкультура вышла за границы англо-американского мира и приобрела всемирный характер. В Советском Союзе она была представлена немногочисленными группами хиппующих подростков и так называемыми стилягами.

Битники

Появлению субкультуры битников предшествовал период существования так называемого «потерянного поколения» - молодых людей, прошедших через окопы первой мировой войны (1914 – 1918). Призванные на фронт в возрасте 18-ти лет, они рано начали убивать, не понимая, ради чего несут смерть другим и умирают сами. После войны эти люди с искалеченной психикой часто не могли адаптироваться к мирной жизни: многие из них спивались, другие сходили с ума, а кто-то заканчивал жизнь самоубийством.

Тема «потерянного поколения» стала лейтмотивом творчества таких писателей, как Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эзра Паунд, Фрэнсис Скотт Фицджеральд. В своих книгах они описывали жизнь бывших солдат, вернувшихся в 1918 году с фронтов первой мировой войны духовно искалеченными, потерявшими веру в справедливость, милосердие и любовь. В романе «Три товарища» Э.М. Ремарк предсказал «потерянному поколению» печальную судьбу.

С середины 1940-х годов на смену «потерянным» приходят довольно близкие им по духу битники (англ. The Beаt Gtntration), название которых переводится как «разбитое поколение». Многие из битников, как и их предшественники, занимались литературным творчеством. Буржуазная государственная машина не трогала их, так как в политику они не лезли, с самого начала провозгласив своим лозунгом «рюкзачную революцию» (в противовес сенатским дебатам и уличным вооружённым конфликтам с полицией битники пропагандировали уход из «взрослого» мира на природу, туда, где их любят и понимают).

Термин «битник» появился в 1948 году в статьях Дж.Керуака, который этим словом пытался охарактеризовать молодёжное движение Нью-Йорка, сформировавшееся в начале 1940-х годов на основе идеалов уходящего «потерянного поколения». Alma mater битников стал Колумбийский университет, где в то время учились многие из них и где сложились первые кружки «разбитых».

Среди главных представителей битничества были писатели Уильям С.Берроуз, Джек Керуак, поэты Аллен Гинзберг, Грегори Корсо и другие. С 1958 года они начали публиковаться в американской печати и на фоне растущей популярности организовали собственный журнал «Btatitudy», где пропагандировали свои идеалы: асоциальный образ жизни, презрение к «американской мечте» - новым домам, машинам, престижной работе. Современные исследователи считают, что битничество стоит у истоков революции, пошатнувшей пуританские нравы Америки. Битники оказали влияние не только на литературное творчество современников, но и на их внешний вид, поведение и нравы.

Представители «разбитого поколения» торговали чёрными свитерами, тёмными очками и беретами, прославляли лёгкий аполитичный образ жизни, и вскоре городская молодёжь начала организовывать вечеринки «в стиле битников». Звукозаписывающие кампании Нью-Йорка быстро подхватили их идеи, чтобы увеличить продажу виниловых пластинок. Популяризации битничества способствовал также фильм режиссёра Стенли Донена «Забавная мордашка».

Одним из атрибутов битника считался чёрный свитер с высоким горлом и берет, а также белые майки без всяких рисунков. Приветствовалось ношение двух барабанов бонго. Каких-то определённых причёсок у битников не было, однако у девушек и юношей преобладали длинные прямые волосы. В одежде господствовал чёрный свет. Обязательными считались чёрные очки. Использовались также наряды в полоску и сутаны с капюшонами. Среди мужчин была в моде «козлиная бородка». Наиболее распространённой обувью считались обычные кожаные сапоги. Девушки носили чёрные колготки и тёмный макияж, длинные чёрные трико или юбки, а также капри. Интересно, что выработанный битниками стиль одежды позже окажет большое влияние на формирование гардероба готов.

Битников характеризовали - индивидуализм, сексуальный либерализм (многие из них были открытыми гомосексуалистами) и пропаганда наркотиков, защита прав негритянской молодёжи, удивительно сочетавшаяся с политическим конформизмом, и анархия в вопросах государства и права. Не удивительно, что в момент возникновения термин «битник» не нёс положительной окраски и считался словом уничижительным: так называли бородатых парней и довольно распущенных девиц, тунеядцев и любителей джаза, которые слонялись по нью-йоркским барам и демонстрировали свой напыщенный бунт против главных ценностей американской нации.

Но спустя годы термин претерпел значительные изменения и к концу 1950-х годов стал обозначать большую группу американской молодёжи, оставившей определённый и не очень чистый след в истории Запада. Либеральный стиль жизни, который пропагандировали своей поэзией и музыкой члены бит-поколения, пришёлся по душе многим молодым американцам, которые стали активно популяризировать его. С ростом общественного авторитета битников и упрочения их позиций в литературной и богемной среде Сан-Франциско к этому процессу подключились кинорежиссёры, звукозаписывающие компании и даже самые обычные люди.

В музыке и поэзии битники активно экспериментировали, примером чему может служить разработанный ими «творческий метод нарезок». Сочиняя тексты песен и стихотворений, они писали их строки на отдельных полосках бумаги, закладывали эти обрывки в шляпу и, доставая их в случайном порядке, компоновали будущее «произведение».

Такая «поэзия» предполагала быстрое и громкое чтение вслух под аккомпанемент джазового оркестра или бонго. Громкая декламация с постоянными повторами отдельных слов, по отзывам современников, оказывала сильное воздействие на молодёжную аудиторию.

Для тематики стихотворений была характерна проповедь добровольной бедности, эротической свободы, бродяжничества и отказа от участия в политических движениях века. Битническую поэзию называли «джазом печатной машинки»: тексты выглядели отрывистыми и неровными, а в середине слов часто опускались целые слоги.

А. Гинзберг. В Дхарма-центре у Скалистых гор.

Хвостом к багровому закату на можжевеловом кусте трещит сорока.

Злился во время ориоки в алтарном зале – Артишок цвёл после полудня.

Надел рубашку и снял её, когда шёл на ланч.

Семечко одуванчика летит над влажной травой вместе с комарами.

В четыре утра двое мужчин средних лет спят вместе, держась за руки.

В полусвете ранней зари стайка птиц щебечет под Плеядами.

Небо рдеет за елями, жаворонки поют, воробьи: чик-чирик, чик-чирик.

Попался на воровстве, выбежал из магазина и проснулся.

В своих стихах и песнях битники искали новые средства выразительности, с помощью которых можно было бы передать настроение отрешённости, неприятия реальной действительности, тоски по ушедшим временам:

Где твои туфли на манной каше,

И куда ты засунул свой двубортный пиджак.

Ты ведь раньше не дал бы за них и пятак.

Когда-то ты был битником,

Ты был когда-то битником..

Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл,

Извлеченный из снимка чужой диафрагмы.

А теперь телевизор, газета, футбол;

И довольна тобой твоя старая мама.

Когда-то ты был битником…

Ты был когда-то битником...

Рок-н-рольное время ушло безвозвратно,

Охладили седины твоей юности пыл.

Но я верю, и верить мне в это приятно,

Что в душе ты остался таким же, как был.

Когда-то ты был битником…

Ты был когда-то битником...

К концу 1960-х годов битничество постепенно исчезает, и на смену ему в западном обществе начинает формироваться новая молодёжная субкультура – движение хиппи.

Хиппи

Впервые термин «хиппи» был зафиксирован в одной из нью-йоркских телепередач 1965-го года, где этим словом были названы группы молодых длинноволосых людей, шумно протестовавших против вьетнамской войны. Происхождение термина обычно связывают с английскими словами hip или hep, имеющими значение «понимающий, знающий».

Субкультура хиппи появилась в США (Сан-Франциско) и была тесно связана с предшествующим ей движением битников. В 1940–1950-е годы среди битников существовали немногочисленные группы хипстеров – джазовых музыкантов и их поклонников. Возможно, здесь и нужно искать истоки хип-движения, которое формировалось параллельно с развитием рок-н-ролла из джаза. Одним из первых и наиболее известных сообществ хиппи в США была группа «Весёлые проказники», в которой сложились основные признаки этой субкультуры.

Главной проповедью хиппи была пропаганда ненасилия (ахимса). Они свято верили в право человека на свободу, которой можно достичь, лишь изменив в лучшую сторону свой внутренний мир. «Духовность – вот чего не хватает человеку», - пели хиппи в своих песнях. Они призывали создавать духовные общины, где можно было бы спрятаться от «чёрной» цивилизации.

В повседневной жизни хиппи носили длинные волосы, увлекались восточными религиями (дзен-буддизм, даосизм, индуизм), слушали рок-н-ролл и путешествовали по всему миру автостопом. Многие из них были вегетарианцами. Наиболее крупные колонии хиппи в Америке находились вблизи Сан-Франциско. Позже хип-движение распространилось по Европе, и здесь крупнейшей колонией хиппи считался Свободный город Христиания в Дании.

Игнорируя законы буржуазного государства, хиппи не посещали учебные заведения и не работали. Средства к существованию они добывали с помощью попрошайничества, которое в английском языке было связано со словом «ask» (просить, спрашивать); отсюда произошёл термин «аскеры»- уличные попрошайки. Название сохранилось до наших дней, правда, смысл его несколько изменился: сейчас аскерами именуют уличных музыкантов, играющих перед прохожими с целью заработка.

Субкультура хиппи создала свою символику, и одним из наиболее популярных символов стал разукрашенный надписями старый микроавтобус «Фольксваген». На таких микроавтобусах «длинноволосые» ездили по Америке, шокируя американских фермеров своими лозунгами: «Занимайся любовью, а не войной!»; «Выключи свинью!» («Свиньёй» хиппи называли американский пулемёт); «Дайте миру шанс!»; «Ни черта мы не уйдём!»; «Всё, что тебе нужно, - это любовь!».

К символике хиппи относились и так называемые «фенечки» - браслеты, дополнявшие одежду тинейджеров, украшенную этническими элементами - бусами, плетениями из бисера и ниток и пр. «Фенечки» имели довольно сложную символику. Так, чёрно-жёлтая полосатая «фенечка» означала пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая – признание в любви.

Известным символом хиппи считался и «хайратник» - однотонная головная или нарукавная повязка, определявшая статус и принадлежность хиппи к тому или иному сообществу. Хайратники использовались тинейджерами в ролевых играх. Белая повязка, например, обозначала «мёртвого» или невидимого персонажа игры.

Фирменной одеждой «длинноволосых» очень быстро стали джинсы, а для более полного самовыражения хиппи использовали татуировку. Наиболее распространены были текстовые тату, содержание которых сводилось к лозунгам: «Нет – войне!», «Миру – мир!» и подобным. Были и рисованные татуировки - с символикой хип-движения. Поскольку «длинноволосые» часто вплетали в волосы цветы, раздавали их прохожим и вставляли полевые ромашки в оружейные дула полицейских и солдат, всех хиппи стали называть «детьми цветов».

Помимо внешней атрибутики, к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги» - забавные истории из жизни хиппи.

Волосатый, грязный небритый пипл сидит у фонтана.

Рядом садится ветеран:

Сынок, ты что ж грязный такой?

Помыться негде.

А что такой рваный?

Так надеть нечего.

А худой почему?

Есть не на что.

А ты работать не пробовал?

Щас! Всё брошу и побегу всякой ерундой заниматься!

Все хиппи были изначально аполитичны. Вслед за битниками они провозглашали уход из общества на природу, где создавали удалённые от цивилизации колонии – так называемые «свободные города». Колонии обычно возникали на окраинах крупных мегаполисов, в заброшенных домах и сараях. Здесь хиппи устраивали красочные фестивали, здесь же заключали между собой «свободные браки» и воспитывали своих детей.

Призывы хиппи к «возвращению на природу» иногда сопровождались маршами обнаженных подростков (с движением хиппи связано распространение культуры нудистов). В связи с этим можно упомянуть «Марш Любви», организованный в эти годы немногочисленными советскими хиппи, подростками-москвичами, которые вышли голыми на московские улицы, были задержаны милицией и доставлены в психиатрическую клинику. Их главным лозунгом был отказ от политики, хотя некоторые из русских хиппи уже тогда требовали отмены «коммунистического режима».

Стремясь полностью отгородиться от идеологии и культуры старшего поколения, хиппи создавали свои музыкальные ансамбли, исполнявшие их собственные песни в стиле рок-н-ролл, которые пресса окрестила «психоделической музыкой». Под «психоделией» тогда понималось «изменение», или «расширение», сознания, что достигалось с помощью холотропного дыхания, специальных медитаций, а также путём приёма наркотиков.

По Америке в это время прокатилась волна увлечения психотропными веществами, и хиппи не прошли мимо этого явления. Они активно использовали психоделик ЛСД, предназначенный для лечения тяжёлых психических болезней, например, шизофрении. Приём ЛСД вызывал ненормальные отклонения в психическом состоянии человека: он переставал отдавать себе отчёт в происходящих событиях, ощущал себя неуязвимым и всемогущим. В таком состоянии подросток мог выйти на скоростную трассу перед движущимся транспортом или выпрыгнуть из окна многоэтажного дома, полагая, что умеет летать. Кроме того, бесконтрольное использование ЛСД часто вызывало активное проявление у человека до этого скрытых психических болезней – эпилепсии, шизофрении др.

Характерным жанром хип-музыки очень быстро стали так называемые «рок-оперы», среди которых наибольшей известностью пользовался мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда» (1970). Это была рок-опера, написанная Эндрю Уэббером и Тимом Райсом и в 1973 году экранизированная американским режиссёром Норманом Джуисоном. Фильм снимался в Израиле, в местах, где когда-то происходили известные исторические события с участием Иисуса Христа, и вызвал неоднозначную критику.

Западноевропейские СМИ приняли картину с восторгом, тогда как церковь предала её анафеме. Осудив авторов оперы, Ватикан заявил: «Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианин должен держаться подальше от этого антихристианского произведения». В Советском Союзе исполнение рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» не приветствовалось.

Сюжет мюзикла основывается на библейском повествовании и описывает заключительный этап ареста и казни Спасителя. Главными действующими персонажами оперы являются Иисус и Иуда, которые ведут спор о необходимости принесения жертвы во имя спасения человечества. Текст оперы пронизан атеистическими идеями и принижает образ Христа, оправдывая при этом предательство Иуды. Уже тогда, в середине ХХ столетия, западная мораль вступила в полосу тяжелого нравственного и духовного кризиса, который в наши дни завершился моральным падением католического духовенства, принятием и оправданием однополых браков и прочими «прелестями» современной европейской культуры.

Вскоре после постановки фильма, он был переведён на разные языки и принят к постановке в оперных театрах. Один из первых русских переводов сделал Александр Бутузов. В России исполнение этой рок-оперы было разрешено с 1990 года и осуществлялось в Санкт-Петербурге, Москве, Ярославле, Иркутске и других городах.

Пик популярности хип-движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены музыкальные диски с неофициальными гимнами «длинноволосых», исполнявшимися певцом Скоттом Маккензи. К этому времени субкультура хиппи получила распространение не только в Америке и Европе, но и в Азии.

Так, в Японии, под влиянием международного хип-движения, стало появляться много молодежных группировок, наиболее популярной среди которых считалось «новое течение – Босозоку». Дословно это название можно перевести как «агрессивная банда, ездящая на мотоциклах». По городским улицам японских мегаполисов носились размалёванные всеми цветами радуги мотоциклы с японской символикой и длинными выхлопными трубами. Их хозяева, японские тинейджеры, терроризировали автомобилистов и пешеходов, нарушали покой спящих граждан. Однако, очень быстро эти неудавшиеся «байкеры» пересели на автомобили, разукрашенные еще более экстравагантно, чем мотоциклы. Капоты машин «Босозоку» выпирали вперёд на 15-20 сантиметров, а на багажниках красовались спойлеры самой необычной формы. Выхлопные трубы автомобилей выводились вверх и часто торчали выше крыши, а сами машины были настолько занижены, что почти касались асфальта.

Что касается России, то первые хиппи появились у нас в дни «Горбачёвской перестройки» (1985-1990) и существуют до сих пор. В Советском Союзе этих «длинноволосых» именовали то «хиппарями», то «хиппанами», а то и «хиппанутыми». Они обитали, как правило, в крупных городах, где создавали свои «тусовки» («Психодром №2» в Москве на Знаменке; «Сайгон» в Ленинграде на Невском проспекте; «Андреевский спуск» в Киеве). Иногородние «пиплы», приезжающие на эти тусовки, всегда получали у местных «хипстеров» помощь и поддержку.

Советские хиппи быстро создали свой сленг, малопонятный постороннему человеку. Некоторые слова из этого сленга пережили время и остаются в употреблении до сих пор: «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил» и др.

В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи: арт-группа московских художников «Фризия; творческая мастерская «Антилир»; ассоциация музыкантов «Время Ч»; московская «Коммуна на Пражской» (она же – fnb-группа «Magik Hat). Существуют также небольшие хип-коммуны в Челябинске, Владивостоке, Санкт-Петербурге. Все они уже давно «разбавлены» членами других молодёжных субкультур – готами, эмо, байкерами и пр. В последние годы всё более популярными становятся Интернет-сообщества хиппи, в связи с чем в Сети появился термин «киберхиппи».

Cимволика и культура хиппи сейчас активно используются представителями многих других отечественных молодёжных субкультур. Так, сленг готов и реперов с некоторыми искажениями заимствован у хиппи. Ролевики носят фенечки и называют себя пиплами и хайрастами. Очевидно, что идеология хиппи не исчезла с завершением их активной деятельности, она продолжает существовать в среде молодёжи, хотя её внешние атрибуты и сленг претерпели заметные изменения.

В память о поколении длинноволосых их почитатели воздвигли в Арколе (штат Иллинойс, США) мемориальный Знак Мира с надписью: «Посвящается хиппи и хиппи в глубине души. Мир и любовь».

Новые левые

В середине ХХ века английские критические марксисты П.Андерсон, С.Холл и Э. Томпсон начали издавать в Лондоне общественно-политический журнал «Новое левое обозрение». Американский социолог Ч.Миллс использовал часть названия журнала в своём «Письме к новым левым», что и способствовало распространению этого словосочетания среди молодёжи.

Движение новых левых развивалось в 1960-е годы параллельно с субкультурой хиппи, и местом его распространения стали Западная Европа, Япония и США. Сильное влияние на новых левых оказали анархисты и неомарксисты, а также американский философ Герберт Маркузе. В своей знаменитой книге «Одномерный человек» Маркузе описал западное общество зомбированных массовой культурой людей, единственным средством протеста которых оказывается тотальное неприятия Системы.

Вслед за Маркузе новые левые выражали протест против «общества потребления», бездуховности буржуазной культуры и унификации человеческой личности. Они выступали за «прямую демократию», при которой государством руководят непосредственно его граждане, а также за свободу самовыражения и нонконформизм – возможность отстаивать свои взгляды независимо от общественного мнения.

В отличие от коммунистов, которые считали своей социальной базой промышленный пролетариат, новые левые искали опору среди работников нового постиндустриального общества. Они участвовали во всех массовых движениях молодёжи за университетские свободы, в демонстрациях за гражданские права черных и других меньшинств Запада. Особенно массовый характер их антимилитаристское движение приняло в годы войны во Вьетнаме.

В 1960-е годы новые левые осуществляли ненасильственные методы борьбы, но к концу десятилетия часть из них перешла к экстремистской деятельности. Только с октября 1968 года по май 1969 студенческие волнения охватили около 200 университетов США. Свыше 750 тысяч человек участвовали тогда в «новом левом» движении, а три миллиона американцев им симпатизировали.

С новыми левыми были тесно связаны субкультуры хиппи, сексуальных меньшинств, феминистов. Их идеологию быстро усваивали маоисты, троцкисты и анархисты, участвовавшие в антивоенном движении. К началу 1970-х годов движение новых левых вступило в полосу идейного кризиса, а с окончанием Вьетнамской войны оно окончательно сошло на нет, успев, однако, оказать сильное влияние на международные леворадикальные группировки – «Фракцию Красной Армии» в ФРГ, «Красные бригады» в Италии, «Симбионтскую Армию Освобождения» и «Уэзерменов» в США, «Красную Армию Японии». Новые левые также оказали заметное влияние на формирование международного движения зелёных.

Под влиянием новых левых в США в 1967 году оформилось движение Йиппи (от англ. аббревиатуры VIP – «Международная Молодёжная Партия»). Йиппи представляли собой гремучую смесь хиппи и новых левых. Они сотрудничали с «Чёрными пантерами», устраивали многотысячные марши и демонстрации. Бурный общественный резонанс вызвало выдвижение Пигасус (Свинтус).

Продолжение следует.

Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее - 2013»

Молодежь в современном мире

Санникова Елизавета Константиновна

МКОУ СОШ с.Корсавово-1

Руководитель:

Агапова Людмила Ивановна

Учитель истории и обществознания

Введение

Данную тему: «Молодежь в современном мире» я выбрала, исходя из потребности углубления своих знаний по данному вопросу, который мы изучали на уроках обществознания в этом учебном году.

Молодое поколение является базовым ядром дальнейшего развития любого общества. Положение молодежи является своеобразным барометром состояния общества в целом, индикатором происходящих в различных сферах общественных отношений процессов. Изучение настроений и взглядов молодежи позволит не только решить текущие задачи по улучшению и оптимизации её жизни, но и предугадать перспективы развития профессиональной, политической и социальной сфер страны.

Наконец, я ведь тоже отношусь к данной социальной группе - молодежь, поэтому мне хотелось подробнее познакомиться с особенностями, проблемами современной молодежи, с ее интересами, устремлениями.

Мне захотелось заглянуть в свое будущее, познакомившись, например, с молодежной политикой государства, с происходящими в обществе социальными изменениями, что поможет мне в будущем в выборе профессии и своего места в жизни. Поэтому данная тема имеет для меня не только теоретическое, но и практическое значение.

. Кого считают молодежью

·Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи - 13-15 лет, средняя - 16-24, высшая - 25-36 лет

·К молодежи многие социологи относят группу населения в возрасте от 14 до 25 лет

·Мосгордума на заседании 30 сентября 2009г приняла законопроект, определяющий в документе, в частности, и возраст людей, относящихся к молодежи - от 14 до 30 лет.

2. Возрастные критерии

Молодежь, являясь неоднородным образованием, делится на следующие возрастные подгруппы:

) подростки. От 13ти до 16-17 лет.

) юношество. От 16-17ти до 20-21 года.

) молодость. От 20-21 до 30 лет

Для определения возрастных границ молодости используются два основных подхода:

Статистический - определяет жесткие возрастные рамки молодости, представляет собой усредненный показатель, который имеет законодательное закрепление. Но он не учитывает индивидуальные особенности развития молодых индивидов, а потому в случае необходимости дополняется социологическим или социальным подходом . Данный подход не дает жестко установленных возрастных границы молодежи, а в качестве критериев определения верхней возрастной границы молодости выделяет:

) наличие собственной семьи;

) наличие профессии;

) экономическую независимость;

) личную независимость, т.е. способность уметь самому принимать решения.

3. Индивидуальные границы молодежи

Есть различные обстоятельства, которые ускоряют или затягивают молодость:

- Нижняя граница - это

РАННЕЕ ВЗРОСЛЕНИЕ

Я выделила некоторые обстоятельства, которые заставляют повзрослеть раньше:

.) Ранние заработки - Еще недавно детский труд считался эксплуатацией. Сегодня моющий машины или стоящий на раздаче в кафе подросток никого не удивляет. Более того, как показало социологическое исследование, 94% взрослых одобряют подобный приработок.

.) Быстрая адаптация - Дети в силу гибкости своего психического аппарата лучше приспосабливаются к изменениям в обществе, чем взрослые. Это они современны и своевременны, потому что самостоятельны, целеустремлены, активны и независимы. Дети обладают теми качествами, которые в них и хотели бы видеть современные родители. В то время как их самих воспитывали совсем в другом ключе - в духе дисциплинированности, послушания, усидчивости. Эти черты сегодня скорее мешают двигаться к успеху.

.) Авторитет для родителей - Яйца курицу не учат, говорили еще несколько десятилетий назад. Учат, еще как учат, - вздыхают современные мамы и папы. Складывается впечатление, что дети уже рождаются со знанием того, что такое bluetooth, и почему виснет модем. Не мудрено, что они ощущают себя экспертами по многим бытовым вопросам. Советуют взрослым, какую технику и где купить, что носить из одежды, как родителям общаться друг с другом, как работать на компьютере.

.) Знание жизни - « Когда я была ребенком, нас во время праздников отсаживали за отдельный стол, отсылали играть в свою комнату, чтобы мы не слышали ненужных разговоров.» - так говорят родители. Сегодня взрослая жизнь почти с пеленок вторгается в детскую через телевидение и Интернет, сходит с глянцевых обложек и просачивается через открытые окна «Дома-2». Родители не стесняются обсуждать свои проблемы в присутствии ребенка. Иногда даже вовлекают его в сам процесс.

.) Новые кумиры - Вся индустрия шоу-бизнеса и кинематографа направлена на создание новых моделей для подражания. Сегодня понятия «настоящий мужчина» и «идеальная женщина» подразумевают «крутость» и «сексуальность». Сексуальная женщина привлекает внимание одеждой и косметикой, а крутой мужчина обладает последней моделью телефона и кругленькой суммой в портмоне. Часто дети перенимают внешние атрибуты взросления, но не готовы к нему психологически.

ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА молодости - это

«Молодые старики» или «вечная» молодость

Вы наверняка встречали пожилых людей, которые молоды в душе! Они продолжают получать от жизни все! Путешествия, прогулки, экстрим. Все это помогает многим жить и чувствовать себя полноценным человеком, несмотря на годы и седину. Психологи говорят, что именно сознание нужности, востребованности продлевает жизнь, наполняет оптимизмом и спасает от депрессий. Тогда и хочется работать. Быть активным. Заниматься спортом. Просто - жить.

ИТАК: Молодость - это ощущение, которое обязательно проявляется как во внешности, так и в поведении.

4. Социальный статус молодежи

Современные молодые люди свое представление о «взрослости» прежде всего, связывают с изменениями своих социальных ролей и особенно с началом трудовой деятельности и обретением самостоятельности.

Вообще, социальный статус молодежи - это позиция молодого поколения в обществе, обусловленная его социальными ролями и выполняемыми функциями.

Изучение молодежи в процессе социальной мобильности позволяет заметить, что молодежь социально расслоена. В современном российском обществе более заметными становятся различия между группами внутри молодёжи. К традиционным социально-дифференцирующим признакам (по формам занятости, по характеру и содержанию труда) добавляются новые, более значимые, например, социальная принадлежность молодого человека, имущественное положение его семьи.

Для молодежи очень характерно частое изменение социального статуса и социальных ролей (ученик-студент-работник).

Статусные позиции молодежи, определяются престижем образования и профессии (как будущей, так и настоящей), стилем жизни, ценностями и нормами поведения, а также имеет место фиксация их связи с рыночными позициями. А стремление к смене статуса является для молодежи одной из наиболее важных потребностей, «отвечающих» за социальную мобильность. Зафиксировано и подтверждено, что образование - это один из ведущих каналов социальной мобильности; кроме него существуют еще такие каналы социальной мобильности, как брак, религия, профессия, политика, армия.

Так как у молодежи нет четких представлений о будущем, то для них характерен активный поиск своего места

5. Особенности молодежи

молодежь субкультура социальный возрастной

Современная молодежь такова, какой ее воспитало общество. На ценности, предпочтения молодежи огромное влияние оказали многие события современности: распад СССР, теракты и военные конфликты, развитие цифровых технологий, СПИД, наркотики, тотальный дефицит, «лихие» 90-е, массовое распространение мобильников и интернетов, эпоха брендов, улучшение экономического состояния, социальные сети, мировой социальный кризис, олимпийские игры в Сочи.

Молодежь обладает здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться за хорошее вознаграждение. В отличие от старших поколений молодые люди не испытывают страха перед рыночными преобразованиями в экономике, демонстрируют приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию.

Так как у молодежи нет четких представлений о будущем, то для них характерен и активный поиск своего места в жизни.

. Психологические особенности молодежи

Среди ведущих психологических качеств молодого поколения - эгоизм (58%), оптимизм (43%), дружелюбие (43%), активность (42%), целеустремленность (42%), свобода (41%). Эти черты были названы самими молодыми людьми - участниками моего собственного опроса. Неустойчивая психика часто становится причинами психических срывов, суицидов, наркотиков.

Несформированное сознание - желание скорее достичь желаемого - к различным формам асоциального поведения. Внутренняя противоречивость - неспособность быть толерантными - к постоянным конфликтам с окружающими.

Очевидна и криминализация части российской молодежи - часть молодого населения пытается найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах.

Кроме того, некоторые молодые люди в поисках смысла жизни или, повинуясь чувству социального протеста, попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации. Многим молодым присущ инфантилизм - стремление к иждивенчеству, требование постоянной заботы о себе, пониженной критичность к себе.

И одновременно, в социально-психологическом плане, молодость - это время:)Физического созревания;)Развития интеллекта и воли;)Открытия собственного «Я» и внутреннего мира человека;)Гражданского совершеннолетия, т.е. возможности использовать свои права в полной мере (с 18 лет))Инфантилизм - стремление к иждивенчеству, требование постоянной заботы о себе, пониженная критичность к себе.

Невольно я вспомнила выражение или, точнее, народную мудрость: «если бы молодость знала, если бы старость могла!» и задалась вопросом: Какие черты зрелого возраста хотелось бы приобрести, а какие черты молодости оставить?

ОСТАВИТЬ:

·Стремление к самореализации.

·Стремление к независимости.

·Формирование планов на будущее

·Стремление не быть как все

ПРИОБРЕСТИ:

·УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

·УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ ДЕЙСТВИЯХ

7. Молодежная политика государства

Молодёжная политика - система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах страны.

Приоритетными направлениями молодежной политики являются:

·вовлечение молодых людей в активную социальную жизнь и постоянное информирование о возможностях в сфере получения образования, карьерного роста, досуга и т.д.;

·развитие творческой деятельности молодежи;

·активная социализация молодежи, оказавшейся в сложной жизненной ситуации.

Большое внимание уделяется решению проблем с трудоустройством, а также вопросам жилищной политики и помощи молодым семьям. Важным направлением молодежной политики является и профилактика сиротства.

Мой законопроект о Молодежи.

В современной России сформировалась широкая правовая база отношений в сфере государственной молодежной политики. Но самый главный элемент этой нормативной базы отсутствует, до сих пор не удалось решить вопрос о принятии базового федерального закона, устанавливающего правовые основы регулирования статуса молодежи, реализации и разработки молодежной политики. И как тогда развиваться молодежи, если их права не разъяснены? Я думаю, что закон, в первую очередь, должен отвечать современным потребностям и законным интересам молодых граждан и объединений. Очевидно, что в центре закона должен находиться сам молодой человек, особенности реализации его конституционных прав и свобод. Это требует того, чтобы в законе просматривалась специфика реализации политических, социально-экономических и культурных прав и свобод молодых граждан, были заложены основы обеспечения их соблюдения и осуществления в РФ.

Когда-то в 80-90-х годах в обществе государств очень активно обсуждался вопрос о необходимости принятия закона молодежи. Но все осталось только на словах. Я бы хотела предложить свой проект закона о молодежи.

В нем, я бы рассмотрела основные проблемы современной молодежи. А это:

Отсутствие защищенности и уверенности в ней со стороны правительства России - нет четкого понимания истории, что хорошо, а что плохо. -разобщенность общества и нации. -отсутствие национальной идеи. -низкий уровень образования. -коррупция. -недоступность, дороговизна спортивных секций и кружков. - отсутствие массового спорта. - развращение ТВ и прессой.

молодёжный алкоголизм, наркомания.

Если данные проблемы не будут решены, то получится - отсутствие перспектив на лучшее + безработица = отсутствие будущего нашей страны…

. Молодежные субкультуры

Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специальной молодежной субкультуры.

Субкультура - культура определенной социальной или демографической группы, которая формируется в рамках традиционной (господствующей) культуры, но отличающаяся от нее спецификой ценностей, образа жизни, стиля поведения.

Субкультура - это определенный стиль, способ жизни и мышления обособляющихся внутри общества отдельных социальных групп. Отчасти это связано с присущей возрасту высокой критичностью, представлением, что история начинается с нас. Сказывается и то, что молодежь по своей природе нацелена на преобразования, создание нового.

Молодежной субкультурой называется культура молодого поколения, выражающая особенности жизнедеятельности молодых людей. Впервые молодежная субкультура, как социальное явление, появилась в 40х-50х годах XX века в США. В дальнейшем в 50х-60х годах молодежная субкультура проявила себя в Европе, а в 70х-80х годах в СССР.

Основные черты молодежной субкультуры:

.Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;

.Включение в различные группы сверстников;

.Своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке;

Виды субкультур.

Байкеры

Байкеры - одни из немногих, для кого слова один за всех, все за одного - не пустой звук, а стиль жизни. Байкер - это водитель мотоцикла. Они прошли эволюцию от диких орд, рассекающих по сельским дорогам бескрайней Америки, до элитной, жесткой, имеющей дело с огромными деньгами организации, сетью окутавшей планету.

Рэперы и хип-хоперы

Человек-рэпер не только занимается спортом (что уже есть плюс), он проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит в росту личности. Это огромный плюс.

Все вроде хорошо, но есть такое подтечение как Ганста. Вот именно здесь в моде агрессивный стиль поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Они считают себя королями и не признают никого и нечего выше себя

Скинхэды

Идея скинхедов - только сильные могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и духом.

Свою идею они принимают слишком буквально. Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы без причинной агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить не своего, и даже в некоторой степени стремятся к этому.

Панки

Главная идея - Лично я как человек со стороны - других не вижу.

Поэтому там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.

Растаманы (растафари)

Довольно спокойная культура и безобидная для общества. Как говориться чем бы дитя не тешилось…

По сути, их занятие это безделье, такой человек вряд ли станет кем-то большим в социальной жизни.

Фрики

Нет никакого негативного отношения к миру и к не своим. Нет ничего такого, против чего они яро выступают.

Именно их свобода есть их главный минус. Она дает им все, в то время как на них самих невозможно повлиять извне, т.е. если пока это безобидно и весело, то кто знает, во что это выльется потом… И никто их не сможет остановить.

Ролевики

Только развитые люди в интеллектуальном плане становятся ролевиками. Они обязательно образованы, начитаны, и весьма интеллигенты и миролюбивы. Есть опасность заиграться по тому или иному сценарию и уже не выйти из роли. При таких ситуациях человек просто выбивается из общества.

Выражение эмоций <#"justify">Готы.

Го́ты - представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене.

Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка. Панковский эпатаж готы направили в русло пристрастия к вампирской эстетике, к тёмному взгляду на мир.

Знакомясь с субкультурами, невольно задаешься вопросом: Молодежная субкультура - движение души, стремление выделиться или социальный протест???

Я считаю, что в первую очередь - это желание выделиться, не быть «серой массой». А в качестве причин ухода в андеграунд молодёжь называет:.Вызов обществу, протест..Вызов семье, непонимание в семье..Нежелание быть как все..Желание утвердится в новой среде..Привлечь к себе внимание..Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране..Копирование западных структур, течений, культуры..Религиозные идейные убеждения..Дань моде..Отсутствие цели в жизни..Влияние криминальных структур, хулиганство..Возрастные увлечения..Влияние СМИ.

Молодежная культура - это больше культура досуга, чем работы. Отсюда и особый молодежный сленг.

Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными, пространственными рамками.

Он бытует в среде городской учащейся молодежи и отдельных более или менее замкнутых группах.

Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.

Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых-языковедов, ведь как показывают примеры других жаргонных систем, специальная лексика иногда проникает в литературный язык и закрепляется там на долгие годы.

Я же считаю, что молодежный сленг - это бескультурье, неуважение к старшим. По мне лучше говорить нашим великим русским языком, нежели его коверкать, ломать и заимствовать слова. Наше поколение равняется на Европу, только я не пойму зачем? С Европы они берут все от стилей в одежде до поведения и манеры речи, заимствуют слова. И во многом в этом виновато наше правительство, так как еще со времен Петра 1 Россия старалась равняться на Европу. Конечно, в этом есть плюсы, но и от минусов никуда. Например, в наше время стало модно говорить не девушка, а «телка или девка», теперь не любимый парень, а «boyfriend»(хотя у слова boyfriend совершенно другое значение, дословно - парень-друг). Ну и где же тут уважение друг к другу? А его теперь нет. И в этом одна из социальных бед нашего современного общества

. Социальный портрет современной российской молодежи

Но недаром молодость - это время формирования собственных взглядов и образцов поведения, умения перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям.

На основе всего вышесказанного я попробовала составить социальный портрет современной российской молодежи. При этом я использовала свежие данные Фонда «Общественное Мнение»

Новое поколение сегодня - это неутомимые оптимисты, довольные жизнью, с надеждой смотрящие вперед, чрезвычайно лояльные власти и не испытывающие выраженных протестных настроений.

В большинстве своем нынешних молодых людей можно смело отнести к «золотому кадровому резерву» благодаря высокой степени лояльности действующей власти : 75% 18-25-летних россиян оценивают работу президента РФ В.В Путина как хорошую (против 68% среди населения старше 25 лет); 82% молодежи указали, что глава правительства Д. Медведев работает на своем посту хорошо (против 75% среди населения старше 25 лет). Несколько прохладнее респонденты 18-25 лет оценивают работу правительства России : 50% положительных ответов (среди населения старше 25 лет - 43%).

Несмотря на молодость, которой, как показывает история человечества, свойственен бунтарский дух, нынешняя российская молодежь не готова к тому, чтобы выйти на улицы и участвовать в акциях протеста . По данному показателю возрастная группа 18-25 лет не имеет качественных отличий от группы старше 25 лет (72% и 71% соответственно), и этот результат логично соотносится с высокой степенью удовлетворенности своей жизнью и лояльности действующей власти.

Около половины молодых людей имеют постоянную работу (в январе 2010 г. - 44 %), 12% получают стипендию, 10% пользуются финансовой поддержкой родственников и друзей.

Сферы жизни, которые вызывают беспокойство при мысли о будущем?

Итак, наиболее «страшными» сферами оказались:

1.Профессия

.Семья и брак

.Учеба

.Место обитания

.Общество, страна

Какие социальные проблемы нашего общества наиболее актуальны для молодежи?

К сожалению, серьезное негативное влияние на социальное здоровье молодых россиян оказывают СМИ. Основным источником информации для молодых людей является, по убывающей - Интернет, телевидение, местные телеканалы.

Поэтому основные проблемы современной молодежи это:

·Бездуховность

·Нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни

·Бездействие, безразличие, индивидуализм

·Сексуальная распущенность

·Крах семьи

·Культ денег

·Социальное иждивенчество

Так же среди проблем молодежи стоит выделить:

ØБезработица

ØКоррупция

ØОтсутствие защищенности и уверенности в ней со стороны правительства России

ØНизкий уровень образования

ØНедоступность и дороговизна спортивных секций

ØОтсутствие массового спорта

ØМолодежный алкоголизм и наркомания

10. Основные жизненные ценности и цели молодежи

Каждый человек стремится к успеху, богатству, счастью. Поэтому современная молодежь старается получить высшее образование и не одно, а несколько. Не все могут себе это позволить. В наше время за получение образования необходимо платить (за исключение бюджетной основы). Да, это финансовая проблема, но молодежь отличается целеустремленностью, и стараются наняться сторожем, продавцом в киоске, уборщицей, на любую оплачиваемую работу, чтобы иметь возможность учиться.

Одной из самых главных ценностей людей является свобода. Свобода слова, действий, выбора необходимы для самоутверждения и самосовершенствования. Тут возникает вопрос: «Не станет ли молодежь обществом потребления?» В. Даль писал: «Свобода - это воля». Хотя эти слова синонимичны, по-моему, их стоит рассматривать немного иначе. У свободы есть определенные границы, которые нарушать нельзя. А у воли нет пределов. Поэтому современная молодежь должна понимать значение слова свобода.

Следующая жизненная ценность - осознание необходимости здоровья. Мы должны стремиться к здоровому образу жизни. Только здоровый человек сможет чувствовать себя полноценной личностью, ощущать всю красоту и прелесть жизни во всех ее проявлениях. Как бы хотелось видеть в таком состоянии современную молодежь. И хорошо, что большая ее часть это осознает.

Духовная культура немало важна в жизни современной молодежи. Духовная культура может дать начало живописи, рождению стихов и т.д. Многие могут стать художниками, писателями. Современная молодежь активно участвует в разных мероприятиях в целях сохранения окружающей среды, охраны природы, заботы об инвалидах, пожилых людей и т.д. Она умеет адоптироваться в самых разных обществах и отстаивать свои мнения.

Молодежь, по сути, народ общительный и дружелюбный. Мировоззрение у нас иное, сильно отличающееся от наших тетей, дядей, мам, пап, дедушек и бабушек. Есть понятия «круто» и «отстой». Мы пытаемся соответствовать внешнему миру и не можем жить без общения - вот еще одна ценность. Если мы проводим некоторое время в общении, то укрепляем узы дружбы с новыми друзьями. С помощью общения мы показываем свои манеры, свою воспитанность и завоевываем уважение к себе как просто к хорошему человеку. В трудную минуту эти люди всегда поддержат и помогут.

Современная молодежь очень коммуникабельная и всесторонне развитая. У молодых людей огромные перспективы. Они смело смотрят в будущее, добиваются своих целей. Наша молодежь - наше будущее.

А существует ли отличие основных жизненных целей и ценностей молодежи в разных странах?

Я попыталась разобраться в этом. Для сравнения взяла данные немецких социологов.

В Германии проживает около 6млн молодых людей в возрасте от 14 до 21 года. Их любимые занятия: спорт, поход в кино, прослушивание музыки, посещение дискотеки, «просто болтаться без дела». Самые большие тревоги они связывают с безработицей, ухудшением окружающей среды, преступностью, правым радикализмом, враждебностью к иностранцам, насилием среди молодежи. Желание связанные с будущим: 75% хотели бы когда-нибудь жениться (выйти замуж), 83% желают иметь детей.

Получается, что мы - русские, и они - немцы - очень похожи. Наверное, это свойство молодости вообще, независимо от национальности. И это здорово! Значит, мы можем легко найти общий язык, можем совместно бороться с общими бедами, проблемами и уверенно смотреть в будущее.

Заключение

Из сказанного следует, что существующий спектр проблем исследований молодежи весьма многообразен. Несмотря на то, что большое внимание уделяется проблеме образования современной молодежи, смежные с ним проблемы также находятся в пристальном фокусе социальных исследователей: это и жилищные проблемы, проблемы с безработицей, проблемы досуга, политической незащищенности и развращения молодежи СМИ, а так же борьба с наркотиками разного характера.

Таким образом, социальным исследователям предстоит еще многое сделать в изучении современной молодежи, их социального окружения и социальных факторов, влияющих на жизненный путь детей, подростков и молодежи.

Список литературы

Ваш ребенок неформал. Родителям о молодежных субкультурах М.: Генезис, 2010

Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи Киев: Наукова думка,

Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи НПО "МОДЭК", МПСИ

Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия»

Кухтерина Е.А. Изменчивость ценностных ориентаций молодежи в зависимости от региона.

Кухтерина Е.А. Социальная мобильность молодежи: Монография. Тюмень: Издательско-полиграфический центр «Экспресс», 2004.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png