Ни одна из существующих теорий мотивации не оказывает такого влияния на мышление руководителей, как теория потребностей, разработанная крупным специалистом по мотивации Абрахамом Маслоу.

Теория Маслоу позволяет управленцам более полно понять стремления и мотивы поведения работника. Маслоу доказал, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Если раньше руководители мотивировали подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось в основном их потребностями низших уровней, то благодаря теории Маслоу стало очевидно, что существуют еще и нематериальные стимулы, заставляющие делать работников то, что нужно организации.

Маслоу выделил пять основных групп потребностей человека, которые находятся в динамической взаимосвязи и образуют иерархию (схема 1). Это можно изобразить в виде восходящих ступеней.

Схема 1. Иерархия потребностей в мотивации человека в порядке их очередности

В основу теории иерархии потребностей человека положена закономерность: при удовлетворении потребности одного уровня возникает потребность следующего, более высокого уровня. Удовлетворенная потребность перестает мотивировать.

Людям необходимо удовлетворять потребности в определенном порядке – когда удовлетворяется одна группа, на первый план поступает другая.

Человек редко достигает состояния полного удовлетворения, на протяжении всей жизни он чего-то желает.

Необходимо более подробно рассмотреть мотивационные группы.

2.1. Физиологические потребности

Потребности этой группы состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда их называют биологическими потребностями. Это потребности человека в пище, воде, тепле, сне, отдыхе, одежде, жилье и тому подобном, необходимые для выживания организма, поддержания и продолжения жизни. Применительно к рабочей среде они проявляются как потребность·в заработной плате, благоприятных условиях труда, отпуске и т. п.

Высокий заработок обеспечивает достойное существование, например возможность жить в комфортабельной квартире, хорошо питаться, носить необходимую, удобную и модную одежду и т. д.

Для оплаты основных жизненных потребностей сотрудников необходимо мотивировать их долговременными выгодами, обеспечив ощутимым высоким доходом и достаточным вознаграждением, предоставлять им перерывы в работе, выходные и праздничные дни для восстановления сил.

Если у человека доминируют только эти потребности, вытеснив все остальное, то он мало интересуется смыслом и содержанием труда, а заботится в основном об увеличении своих доходов и улучшении условий труда.

Если человека лишить всего, то он будет в первую очередь стремиться удовлетворить свои физиологические потребности. В результате этого могут претерпеть изменения его взгляды на будущее.

Неудовлетворение человека может указать и на неудовлетворение потребностей более высокого уровня, чем уровень той потребности, на неудовлетворение которой работник жалуется. К примеру, когда человек думает, что он нуждается в отдыхе, на самом деле он может испытывать потребность в безопасности, а не в выходном или отпуске.

2.2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем

Если человек имеет достаточные физиологические потребности, то у него сразу же появляются другие потребности, имеющие отношение к безопасности организма.

Эта группа? одна из основных жизненных мотиваторов, она включает в себя и физическую (технику безопасности, охрану труда, улучшение условий труда и т. п.), и экономическую (социальная гарантированная занятость, социальное страхование в случае заболевания и по старости) безопасность. Удовлетворение потребностей данной группы обеспечивает человеку уверенность в будущем, отражает желание защитить себя от страданий, опасностей, болезней, травм, потерь или лишений. Уверенность в будущем приобретается за счет гарантийной занятости, приобретения страхового полиса, пенсионного обеспечения, возможности хранения денег в банках, за счет создания страхового потенциала путем получения достойного образования.

Для тех, кто терпел серьезные лишения в какой-то значительный период жизни, эта потребность более насущна, чем для других.

Чтобы решить потребности работников в безопасности, работодателю необходимо:

1) создать работникам безопасные условия труда;

2) снабдить работников защитной одеждой;

3) установить специальное оборудование на рабочих местах;

4) обеспечить работников безопасными инструментами и приборами.

2.3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности)

После того как будут удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности, на передний план выходят социальные потребности.

В этой группе? потребности в дружбе, любви, общении и эмоциональных связях друг с другом:

1) иметь друзей и коллег, общаться с людьми, которые оказывают внимание нам, разделяют наши радости и заботы;

2) быть членом коллектива и ощущать поддержку и сплоченность группы.

Все это выражается в стремлении к теплым отношениям с людьми, участии в совместных мероприятиях, создании формальных и неформальных групп. Если человек удовлетворен социальными потребностями, то он рассматривает свой труд как часть совместной деятельности. Работа является цементирующей средой для дружбы и товарищества.

Сокращение социальных взаимосвязей (рабочих контактов и неформальных дружеских отношений) часто ведет к неприятным эмоциональным переживаниям, возникновению комплекса неполноценности, самоощущению изгоя общества и т. п.

Для решения социальных потребностей работников руководство должно:

1) вдохновлять работников на создание групп и команд;

2) создавать условия и позволять одной и той же группе людей работать и отдыхать вместе, чтобы укрепить и облегчить их взаимоотношения;

3) позволять всем группам отличаться от других групп;

4) проводить встречи, совещания для обмена профессиональными вопросами, обсуждать интересующие всех дела и вносить вклад в решение профессиональных проблем.

2.4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении)

Когда будут удовлетворены потребности трех нижних уровней, человек фокусирует свое внимание на удовлетворении личностных потребностей. Потребности этой группы отражают желания людей быть сильными, компетентными, уверенными в себе и собственном положении, стремящимися к независимости и свободе. Сюда входят также потребности в престиже, репутации, служебно-профессиональном росте, лидерстве в коллективе, признании личных достижений, уважении со стороны окружающих.

Каждому человеку приятно ощущать свою незаменимость. Искусство управлять людьми – это умение дать понять каждому работнику, что его труд очень важен для общего успеха. Хорошая работа без признания приводит работника к разочарованию.

В команде человек испытывает удовольствие от своей собственной роли, чувствует себя комфортно, если ему предоставляются и адресуются заслуженные привилегии, отличающиеся от общей системы поощрений, за его личный вклад и достижения.

Наиболее объективное и стабильное самоуважение основывается на заслуженном уважении других, а не на внешней славе, известности или незаслуженной лести.

2.5. Потребность в самореализации (самовыражении)

Это духовные потребности. Проявление этих потребностей опирается на удовлетворении всех предшествующих потребностей. Появляется новое неудовлетворение и новое беспокойство, пока человек не займется тем, что ему по душе, иначе он не обретет душевного равновесия. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности.

Человек должен стать тем, кем он может быть. Каждый человек удивительно богат идеями, но его нужно в этом убедить.

Стремление человека к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей, достижению всего желаемого, быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением в настоящее время бесспорно и признается всеми. Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

В этой группе проявляются самые лучшие, более индивидуальные, чем другие, стороны и способности людей.

Для эффективного управления людьми необходимо:

1) возложить на них персональную ответственность за выполнение производственных заданий;

2) дать им возможность проявить, реализовать себя, давая им своеобразную, оригинальную работу, требующую изобретательности, и при этом предоставить большую свободу в выборе средств достижения поставленных целей и решения задач.

Люди, которые испытывают потребность во власти и влиянии на других и даже равных по положению, мотивируются возможностью:

1) управлять и контролировать;

2) убеждать и влиять;

3) конкурировать;

4) лидировать;

5) достигать целей и задач.

Все это необходимо поддерживать похвалой за хорошую работу. Людям важно осознавать, что они работают хорошо и по-своему индивидуальны.

Важное значение для руководителей имеет факт, что все человеческие потребности располагаются в иерархическом порядке.

Потребности низшего уровня.

1. Физиологические потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.

3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности).

4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении).

Потребности высшего уровня.

5. Потребность в самореализации (самовыражении).

Во-первых, потребности низших уровней должны быть удовлетворены в первую очередь, и только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней.

Другими словами, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Сытого человека уже не привлечешь хлебом, хлеб интересует только тех, у кого его нет.

Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих.

Только после того как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменится, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Например, в какой то момент работник может пожертвовать физиологической потребностью ради потребности в безопасности.

Когда работник, чьи потребности низшего уровня были удовлетворены, вдруг сталкивается с угрозой потери работы, его внимание немедленно переключается на нижайший уровень потребностей. Если руководитель пытается мотивировать работников, чьи потребности в безопасности (второй уровень) еще не удовлетворены, предлагая социальную награду (третий уровень), он не добьется желаемых целенаправленных результатов.

Если в данный момент сотрудника мотивируют в основном возможностью удовлетворения потребностей в безопасности, руководитель может быть уверен, что как только эти потребности будут удовлетворены, человек будет искать возможность удовлетворения своих социальных потребностей.

Человек никогда не испытывает чувства полного удовлетворения своих потребностей.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там не до тех пор, когда эти потребности будут полностью удовлетворены, а когда эти потребности будут достаточно удовлетворены.

Надо учитывать, что потребности низшего уровня формируют тот фундамент, на котором сроятся потребности высшего уровня. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворенными, у руководителя имеется шанс добиться успеха, мотивируя работников через удовлетворение потребностей высшего уровня. Для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

Ключевым моментом в концепции, иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.

Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

1) физиологические – 85 %;

2) безопасность и защита – 70 %;

3) любовь и принадлежность – 50 %;

4) самоуважение – 40 %;

5) самоактуализация – 10 %.

Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой. Маслоу отмечал, что несмотря на то, что «иерархические уровни потребностей могут иметь фиксированный порядок, на самом деле эта иерархия далеко не такая „жесткая“. Правда, что для большинства людей их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как представлено. Однако есть и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь.

С точки зрения Маслоу мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.

Теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно. Мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы.

К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования.

Ко второй группе относятся те, кто стремится к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Придается особое значение потребности властвования второго типа. Поэтому считается, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой – давать возможность им удовлетворять ее.

Люди, в которых сильно развита потребность достижений, чаще других становятся предпринимателями. Им нравится делать что-то лучше, чем конкуренты, они готовы к принятию на себя ответственности и довольно большого риска.

Развитая потребность во власти часто ассоциируется с достижением высоких уровней в организационной иерархии. Те, кто обладает этой потребностью, имеют больше шансов сделать карьеру, постепенно поднимаясь вверх по должностной лестнице.

2.6. Оценка самоактуализации

Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однако разработка «Опросника личностной ориентации» (POI) дала исследователям возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. Это опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары утверждений респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует.

РОI состоит из двух основных шкал и десяти субшкал.

Первая основная шкала измеряет то, в какой степени человек является направленным на себя, а не направленным на других в поисках ценностей и смысла жизни (характеристика: автономность, самостоятельность, свобода – зависимость, потребность в одобрении и приятии).

Вторая основная шкала называется «компетентность во времени». Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем.

Десять дополнительных субшкал предназначены для измерения важных элементов самоактуализации: ценности самоактуализации, экзистенциальности, эмоциональной реактивности, спонтанности, заботы о своих интересах, самоприятия, приятия агрессии, способности к близким отношениям.

POI также имеет встроенную шкалу определения лжи.

Единственным серьезным ограничением для использования РОI, имеющего 150 пунктов, в исследовательских целях является его длина. Джоунс и Крендалл (Jones, Crandall, 1986) разработали краткий индекс самоактулизации. Шкала состоит из 15 пунктов.

1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций.

2. Я чувствую, что должен делать то, чего ждут от меня другие (N).

3. Я верю, что люди по существу хорошие и им можно доверять.

4. Я могу сердиться на тех, кого люблю.

5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю (N).

6. Я не принимаю свои слабости (N).

7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять.

8. Я боюсь неудач (N).

9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (N).

10. Лучше быть самим собой, чем популярным.

11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N).

12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к нежелательным последствиям.

13. Я не обязан помогать другим (N).

14. Я устал от неадекватности (N).

15. Меня любят, потому что я люблю.

Респонденты отвечают на каждое утверждение, используя 4-х значную шкалу:

1) не согласен;

2) не согласен отчасти;

3) согласен отчасти;

4) согласен.

Значок (N), следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общих значений оценка по этому пункту будет инверсной (1 = 4, 2 = 3, 3 = 2, 4 = 1). Чем выше общее значение, тем более самоактуализированным считается респондент.

Проведя исследования с участием нескольких сотен студентов колледжа, Джоунс и Крендалл обнаружили, что значения индекса самоактулизации положительно коррелируют со всеми значениями гораздо более длинного POI (r = + 0, 67) и с измеренными величинами самоуважения и «рационального поведения и убеждений». Шкала имеет определенную надежность и не восприимчива к выбору ответов «социальной желательности». Также было показано, что студенты колледжа, принимавшие участие в тренировках уверенности в себе, значительно повысили степень самоактуализации, измеряемую по шкале.

Характеристики самоактуализирующихся людей.

1. Более эффективное восприятие реальности.

2. Приятие себя, других и природы (принять себя такими, какими они есть).

3. Непосредственность, простота и естественность.

4. Центрированность на проблеме.

5. Независимость: потребность в уединении.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения.

7. Свежесть восприятия.

8. Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия).

9. Общественный интерес.

10. Глубокие межличностные отношения.

11. Демократичный характер (отсутствие предубеждений).

12. Разграничение средств и целей.

13. Философское чувство юмора (доброжелательный юмор).

14. Креативность (способность к творчеству).

15. Сопротивление окультуриванию (находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее).

С точки зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильности выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.

Что такое самореализация – это выражение задатков человека, его способности и талантов через определенную работу. Данный термин можно рассматривать в двух плоскостях. С одной стороны – действие, а с другой – цель этого самого действия.

Что такое самореализация

Согласно «пирамиде потребностей» популярного американского психолога Абрахама Маслоу, влечение к самореализации находиться на самой вершине человеческих желаний, являясь высшей мерой развития личности.

Пирамида потребностей А. Маслоу

К слову, А. Маслоу, проанализировав нрав людей, которые добились чего-то в жизни, выявил основные признаки самореализовавшихся личностей:

  • Они умеют лучше других определять реальность от фантазий
  • Воспринимают себя такими, какими они есть
  • Любят простоту, естественность, им незачем играть на публику
  • Очень ответственные люди, умеющие принимать необходимые решения
  • Обладают высокой степень самодостаточности
  • Легче других переносят испытания, «удары» судьбы
  • Проводят регулярную переоценку своих жизненных ориентиров
  • Не перестают удивляться окружающему миру
  • Ощущают свою полноценность, внутреннюю гармонию
  • Без проблем учатся
  • Имеют свои взгляды на мир, на понятия добра и зла
  • Они сдержаны, дружелюбны, ценят чувство юмора
  • Регулярно генерируют новые идеи, любят творчество
  • Терпимы к другим, но если необходимо, проявляют мужество и решительность
  • Преданы своей семье, друзьям, идеалам, принципам

Потребность в самореализации

Это духовные потребности. Выражение этих потребностей опирается на удовлетворении всех предшествующих потребностей. Появляется новое неудовлетворение и новое беспокойство, пока человек не займется тем, что ему по душе, иначе он не обретет душевного равновесия.

Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности. Человек должен стать тем, кем он может быть. Каждый человек удивительно богат идеями, но его следует в этом убедить.

Во-первых, потребности низших уровней обязаны быть удовлетворены в первую очередь, и только после этого дозволяется обращаться к потребностям наиболее высоких уровней.

Другими словами, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Сытого человека уже не привлечешь хлебом, хлеб интересует только тех, у кого его нет.

Живя в комфорте и надежности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к признанию со стороны окружающих.

Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями.

Но если ситуация радикально изменится, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Например, в какой то момент работник может пожертвовать физиологической потребностью ради потребности в безопасности.

Когда работник, чьи потребности низшего уровня были удовлетворены, вдруг сталкивается с угрозой потери работы, его внимание немедленно переключается на нижайший уровень потребностей.

Если руководитель пытается мотивировать работников, чьи потребности в безопасности (второй уровень) еще не удовлетворены, предлагая социальную награду (третий уровень), он не добьется желаемых целенаправленных результатов.

Если в данный момент сотрудника мотивируют в основном возможностью удовлетворения потребностей в безопасности, руководитель может быть уверен, что как только эти потребности будут удовлетворены, человек будет искать возможность удовлетворения своих социальных потребностей.

Человек никогда не испытывает чувства полного удовлетворения своих потребностей.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там не до тех пор, когда эти потребности будут полностью удовлетворены, а когда эти потребности будут достаточно удовлетворены.

Надо учитывать, что потребности низшего уровня формируют тот фундамент, на котором сроятся потребности высшего уровня. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворенными, у руководителя имеется шанс добиться успеха, мотивируя работников через удовлетворение потребностей высшего уровня.

Для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью.

Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

Ключевым моментом в концепции, иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.

Условия самореализации

Для того чтобы человек максимально смог применить в жизни свои способности, необходимо соблюдение некоторых важных моментов. Стоит заметить, что все компоненты тесным образом связаны между собой.

Нельзя взрастить что-то одно и при этом полностью проигнорировать другое. Условия для самореализации личности просты и сложны одновременно. Самым важным, пожалуй, является внутренний настрой.

Если цель поставлена достаточно четко, то желаемое придет в вашу жизнь быстрее, чем ожидаете. Это произойдет настолько естественно и спокойно, что не каждый сможет распознать счастье. Создание условий для самореализации личности позволяет с успехом прийти к желаемой деятельности и начать ее развивать.

Возможность самореализации

Также отдельным влиянием на возможность самореализации для индивида, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, стереотипы.

Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.

Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др.

Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.

  • Первый тип - это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.
  • Второй тип - это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.
  • Третий тип - это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.

Процесс самореализации личности

Этот процесс предполагает претворение в жизнь своих внутренних ресурсов и способностей врождённых и/или приобретённых безотносительно к тому, про или антисоциальными являются эти способности.

От личности, в первую очередь требуется, активно прилагать волевые усилия в условиях конкретной деятельности.

Существует ряд факторов, при отсутствии которых процесс самореализации в принципе невозможен. К ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум и каждая отдельная социальная группа, к которым относится и система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности.

Способы самореализации

Чтобы осознать способы самореализации и понять, как именно, в какой области можно себя раскрыть и реализовать, в первую очередь, нужно понять себя. Как понять себя? Только через взаимоотношения с другими людьми, только во взаимодействии с людьми, только в деятельности.

Понимая себя, раскрывая свои таланты, осознавая все свои сильные и слабые стороны, нужно принять и полюбить себя такого, какой вы есть.

Следующим шагом по самореализации является усиленная работа над собой и своими внутренними позитивными качествами, свои таланты, которые необходимо развивать. Определите свои ценности в жизни, что для вас является главным, а что – второстепенным. Ответить на вопросы, кто я и какой я в 30 лет, 40 лет, 50 лет и т.д.

Необходимо определить область деятельности, в которой вы любите заниматься. Постановка своей цели является основополагающим пунктом при реализации своего потенциала. Ответьте себе на вопросы: «Что именно я хочу?», «Когда именно я хочу этого достичь?»

Вера в себя. Если нет, развивать через действия. Как только определена цель, необходимо сразу приступать к действиям по реализации своей цели, не медлить, выполняя свою работу самым лучшим образом, с максимальной отдачей.

Быть преданным своей мечте, не останавливаться на достигнутом, всегда стремиться вперёд. Сильное желание и потребность заниматься своим любимым делом. Когда вы считаете, что будете заниматься своим любимым делом несмотря ни на что, знайте, что вы близки к самореализации.

Делай как можно больше ошибок, только помни одно. Не совершай одну и ту же ошибку дважды. И ты будешь расти. Ошо

Проблема самореализации

Проблема самореализации была аспектом изучений американского психолога А. Маслоу. Ученый полагал, что необходимость человека в самоактуализации, самовыражении, самореализации заложенного потенциала находится на самом верхнем уровне, «украшая» пирамиду потребностей.

Маслоу считал, что удовлетворение этой наивысшей потребности – наиболее сложная задача в сравнении с преодолением начальных уровней: потребностей физиологической природы (необходимость в пище и воде, в отдыхе), в безопасности и социальных аспектах (дружбе, любви, уважении).

По мнению психолога, добраться до такой высокой «планки» пирамиды удается не более 4% человеческой популяции, при этом удовлетворение даже на 40% жажды самореализации, личность ощущает себя счастливой.

На пути становления личности и ее конечной цели – самореализации, часто возникают серьезные психологические проблемы, вызванные явным несоответствием между энергетическим потенциалом, интеллектуальными возможностями, уровнем приобретенных навыков и знаний и степенью актуализации умений в реальности.

В силу различных обстоятельств: труднопреодолимых или неистребимых помех внешней среды (например: проживание в зоне затяжного военного конфликта), мешающих внутренних факторов (например: плохое зрение с природной одаренностью к рисованию) истинные способности человека не совпадают с желаемым конечным результатом деятельности.

Это несовпадение возможностей, стремлений, желаний с фактическим положением в жизни, приводит к возникновению ощущения неудовлетворенности, а у некоторых людей потенцирует патологические отклонения психики.

Творческая самореализация

Почему так важна именно творческая реализация? Дело в том, что творчество любого индивида напрямую сопряжено с его умением реализовать свой потенциал и талант в целом, что отражается на его успешности во всех других жизненных сферах.

Специалисты отмечают, что в наибольшей степени раскрытие возможностей субъекта происходит тогда, когда он совершает социально полезную и нужную деятельность.

Творчество выражается в различных видах деятельности, художественной, научной, технической, производственной и др. При этом А. Маслоу подчеркивает, что подлинное творчество проявляется у человека не только в искусстве или науке, но и в повседневной реальной жизни, в каждодневном выборе жизненных ситуаций, выступает в качестве показателя и способа самовыражения и самореализации.

Креативность дополнительно включает продуктивное поведение в любых жизненных ситуациях, где присутствует новизна, необходимость в разностороннем мышлении и создании необычных идей.

Творческая самореализация человека – это поиск себя. Обобщая все существующие научные определения, ответ будет утвердительным. Идеалом считается разностороннее развитие, которое приводит к гармонии отношений со своим «Я» и с окружающим миром.

Таким образом, творческая самореализация личности – это путь, который приведет к пониманию себя, удовлетворению своих потребностей, необходимых для достижения душевного комфорта. Творчество – это особый подход к решению определенных задач, способ деятельности, а не сама деятельность как таковая.

Профессиональная самореализация

Профессиональная самореализация, как одна из важнейших форм жизненного самоосуществления, которая характеризуется высоким уровнем раскрытия личностного потенциала;

  • Наличие у специалиста выраженной потребности в постоянном профессиональном развитии
  • Высокий уровень раскрытия личностного потенциала и способностей специалиста в определенной профессии
  • Достижение специалистом поставленных профессиональных целей
  • Признание достижений специалиста профессиональным сообществом, широкое использование его профессионального опыта и достижений
  • Непрерывность - постоянная постановка и достижение новых профессиональных целей
  • Высокий уровень творчества при осуществлении профессиональной деятельности
  • Формирование собственного «жизненно профессионального пространства»

Профессиональная самореализации происходит через два взаимосвязанных способа:

  1. Внешне профессиональный — достижение значимых достижений в различных аспектах профессиональной деятельности
  2. Внутренне профессиональный — профессиональное самосовершенствование, направленное на повышение профессиональной компетентности и развитие профессионально важных качеств

Самоопределение и самореализация

Как связаны самоопределение и самореализация личности между собой? До начала любого движения вперед необходимо уметь четко понимать, что вам действительно интересно и в чем заключаются ваши сильные стороны. У всех разная натура, поэтому нет ничего удивительного в том, что и стремления у людей неодинаковые.

Умение правильно ставить цель – величайшее благо!

Самоопределение реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, талантов и наклонностей.

Профессиональное самоопределение очень связано с жизненным самоопределением личности, так как непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости.

Выбор профессии - это критический момент в жизни человека, который разрывает человека между индивидуальными и социальными потребностями, между желаемым и необходимым обществу.

Существуют понятия профориентации и профконсультации, которые помогают человеку в процессе профессионального самоопределения. Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:

  • Помочь проанализировать всю информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;
  • Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.

Главная цель профессионального самоопределения - сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.

Самореализация личности

Сегодня особая актуальность проблемы самореализация личности обусловлена тем, что являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации:

  1. Профессиональную деятельность
  2. И реализацию в семейной жизни

Социальная самореализация личности, заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.

А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.

Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида. Она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы. И, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели.

Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий. Целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей.

Самореализация в обществе

Человек живет в обществе и никогда не может достичь полной свободы от него. Самореализация в обществе заключается в том, чтобы суметь построить крепкие доверительные отношения с окружающими людьми.

Самореализация человека – длительный процесс. На протяжении которого развиваются и применяются в обыденной жизни врожденные таланты и приобретенные навыки. В обществе такие люди воспринимаются, как состоявшиеся, психологически устойчивые личности.

Самореализация в жизни

Что значит самореализация в жизни? Делать то, что хочешь? Заработать много денег? Обрести счастливую семью? Стать знаменитой?

Психологи утверждают, что самореализация – это стремление человека наиболее полно раскрыть свой потенциал и возможности. Как следствие – ощущение счастья от того, что ты делаешь.

Чтобы оценить, насколько вы самореализовались, должен быть критерий оценки!

Допустим, вы хотите самореализоваться, как врач. Тогда критерием оценки может быть количество пациентов, которым вы помогли выздороветь. При этом признание - это признание пациентов (а не коллег), а самоутверждение - это ваш уровень профессионализма.

Еще одна преграда - солипсизм, горделиво заявляющий: «Я сделаю себя сам!». А ведь самореализация, хотим мы этого или нет, совершается в связи с другим человеком. Она нуждается в дружеской поддержке, нежности, любви и доверии к другим.

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

        Физиологические потребности,являющиеся необходимыми для выживания - потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

        Потребности в безопасности и уверенности в будущем - потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

    Социальные потребности , иногда называемые потребностями в причастности - чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

    Потребности в уважении - потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

    Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Система потребностей Маслоу – иерархическая, то есть потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Например, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере той большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя там всегда присутствуют голод и опасности.

Применение теории Маслоу

Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу.

Руководитель должен внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

Руководители должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности.

Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей.

Например, многие люди в современной России были настолько потрясены «дефолтом» 1998 года, что после этого (хотя им и удалось «встать на ноги») доминирующей у них остается потребность в безопасности.

Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Социальные потребности

    Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться

    Создавайте на рабочих местах дух единой команды

    Проводите с подчиненными периодические совещания

    Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба

    Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок

Потребности в уважении

    Предлагайте подчиненным более содержательную работу

    Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами

    Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты

    Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений

    Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия

    Продвигайте подчиненных по служебной лестнице

    Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности

Потребности в самовыражении

    Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал

    Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи

    Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности Двухфакторная теория Герцберга

Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние 2 группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими.

Группа факторов

Влияние на деятельность людей

Гигиенические

(связанные с условиями работы)

заработок,

условия труда,

отношения с другими работниками,

деятельность администрации

Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда

Мотивирующие

(связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководством)

ощущение успеха,

продвижение по службе,

признание со стороны окружающих,

ответственность

Мотивируют к повышению производительности, эффективности, качества труда

Гигиенические факторы не мотивируют работников, а всего лишь не дают развиваться чувству неудовлетворенности работой.

Применение теории Герцберга

Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Многие организации попытались реализовать эти теоретические выводы посредством программ «обогащения» труда.

В ходе выполнения программы «обогащения» труда, работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю. «Обогащение» труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу. Среди нескольких сотен фирм, которые используют программы «обогащения» труда для того, чтобы устранить негативные последствия утомления и связанное с этим падение производительности труда, есть и такие крупные компании, как, «Америкэн Эйрлайнз» и «Тексас Инструменте». Хотя концепция «обогащения» труда весьма успешно используется во многих ситуациях, но она подходит для мотивации не всех людей.

Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

Один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. Таким образом, и гигиенические факторы, и мотивирующие могут являться источником мотивации и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.

Например, человек может любить свою работу потому, что он считает коллег друзьями и, общаясь с ними, он удовлетворяет свои социальные потребности. Вместе с тем, такой человек может считать болтовню с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность может оказаться низкой.

В силу того, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующего воздействия и не привести к росту производительности. Это будет именно так, особенно в том случае, если другие работники воспримут возрастание производительности труда данного работника как нарушение негласно установленных норм выработки.

Зачем мы вообще идем в общество? Что нам от общества нужно? И почему такое интимное проявление собственной личности, как самовыражение возможно только среди общества ?

В предыдущей статье речь шла о страхе одиночества и отвержения. Две составляющие: «одиночество» и «страх отвержения» ведут в одну сторону, но разными путями. Попробуем сначала разобраться со страхом отвержения. А в следующих публикациях к обсуждению будет подключено не умение быть наедине с собой и не понимание отсюда «Кто я?» и «Что я?».

Типичная жизненная ситуация:

К маме подходит девочка пяти лет:

Мама, посмотри на мой рисунок?!

Мама знает, что дочка сделала его быстро, небрежно, следовательно, хвалить не за что.

Доча, ну это некрасивый рисунок. Ты сделала его плохо.

Ну мааааамаааа, - начитает ныть ребенок.

Надо постараться, потратить время, силы, проявить фантазию и тогда у тебя получится стоящая вещь!

У девочки ничего не получается (а она и не сильно старается), появляются переживания, дерганья. Тогда мама подключается и помогает сделать красиво. В итоге ребенок слышит похвалу (за то, что половину сделала мама?) и, наверное, удовлетворенный отправляется заниматься своими делами.

Кажется, что-то здесь не так. Родитель пытается научить ребенка делать хорошо, а не как попало. Но, маленький человечек продолжает «лениться» и просить (одобрения?).

В данном случае поведение старших не самое худшее. В привычном варианте не замечают даже хорошее – что уж говорить про любое!

Ребенок нарисовал небрежно, но быстро рисунок. Потом так же быстро бежит его кому-то дарить. Возникает вопрос: на что ребенок направляет эту последовательность действий?

  1. Определенно можно говорить о потребности в выражении любых чувств посредством действа (процесс рисования). То есть, потребность самовыражения.
  2. Желание выразить искренние чувства по отношению к родителям, а больше всего их даже получить (об этом говорит скорость, с которой подарок отправляется к счастливчику)
  3. Желание получить внимание.
  4. Потребность в положительной оценке своих действий

В данном поведении очень мало времени и сил уделено самому рисунку, процессу его рисования. А ведь именно за этим стоит здоровое чувство самовыражения! – Все остальное нацелено на функцию настраивания коммуникаций с окружающими. Получается, что проявления собственной личности не так важны, как важно проявить себя «на людях», то есть, вовне! Получается, что (для взрослого человека тоже) главное, это «показать себя». А то что «за собой» ничего нет (ты плохо нарисовал рисунок!) – вопрос десятый. – Этот момент, кстати, способен значительно тормозить процесс обучения. Если ученика никто не видит и не хвалит, то обучения может и не состояться. И не дай Бог, если что-то не получается и некому помочь. – Герой, обжегшись о такую собственную неумелость, может от учения отвернуться совсем.

Вернемся к ситуации, с которой началось повествование. Ребенку из вышеописанного случая гораздо важнее получить признание его права проявлять себя так, как хочется ему, а не только когда хорошее исполнение. Это право, кажется что «дают» родители. Однако, оно относится к безусловной данности, такой же, как и само право жить. Прочувствовать это должен человек сам, и в результате наделить себя силой собственного решения всеми правами и обязанностями (это будет его личный выбор). Однако, роль родителей в формировании здоровых навыков у детей не так уж мала! Поэтому мамы и папы могут начать корректировать поведение ребенка.

Допустим, сегодня ребенок хочет выразить свои чувства экспромтом. Это импульсивный порыв, который тоже имеет право «на жизнь». От взрослого ожидается всего лишь обращение внимания на свершившийся факт. Это можно выразить так: «Я вижу, ты нарисовала дом с крышей. Крыша у него голубая».

Не надо никаких оценок: «хорошо», «плохо», «правильно», «неправильно». – Оценки это привилегия учителей, - их задача научить технике. А главная родительская функция – проявить к маленькому человеку те чувства, в которых он нуждается. А ему нужна любовь, принятие, тепло. И тогда есть шанс, что ребенок не попадет в круг заискивания и ожидания положительных подкреплений. А в будущем, когда вырастет, не станет доказывать правоту, давая себе, таким образом, право быть замеченным.

В случае же, когда ребенок хочет выразить личные чувства к родителю, эти чувства достаточно заметить и принять, искренне поблагодарить ребенка, за проявленное внимание и желание сделать приятно.

Является ли чрезмерно сильное желание успеха признаком здоровой потребности в самовыражении? – Нет! Здоровая потребность в самовыражении не нуждается в «зрителях». Главный зритель, приемщик и получатель – ты! А все, что просит внешних атрибутов (потребность признания и успеха среди общества), - нездоровые, ненужные проявления!

Приверженцы традиционной психологии с данным утверждением могут не согласиться. А в трансформационных сказках под названием «Люди из шкафа» один из главных героев стал самодостаточной личностью. Он начинает свой путь с заявленного желания успеха, даже обозначает сумму, за которой «охотится»: «А я хочу заработать миллионы»… В книге проходит путь «становления себя» (а вместе с ним этот путь может пройти каждый) и уверенно ближе к концу заключает: «В зрителях я больше не нуждаюсь!». – Такая трансформация стала возможна благодаря одному очень глубокому, прочувствованному на практике пониманию (автор дает читателю возможность вместе с главным героем пройти через все главные чувства и трансформации, ведущие к излечению). Понимание это простое, но прийти к нему не легко: только сам с собой я могу быть тем, кто я есть. А наивысшее счастье, по мнению героя, это позволить себе быть собой. Ведь именно к себе он свой путь и начал… И это счастье не оценивается миллионами. Счастье быть собой невозможно продать или купить…

Желание успеха как потребность в самовыражении.

5 Rating 5.00 (1 Vote)


1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал

2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи

3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности

К сожалению, систематических исследований мотивации на международном уровне не проводилось. Тем не менее, можно заключить, что руководители, действующие на международном уровне, должны постоянно учитывать, понимать и внимательно относиться к культурным отличиям потребностей людей, с которыми они взаимодействуют. Руководители должны всячески избегать явного предпочтения сотрудников одной национальности другой. Нельзя рассчитывать на то, что люди, которыми вы управляете за рубежом, обладают теми же потребностями, что и у вас в стране. Что же делать? Надо обеспечивать удовлетворение потребностей людей, которыми вы управляете, если они работают эффективно. В примере 13.2. рассмотрены случаи неудовлетворенности работой в международной фирме.

КРИТИКА ТЕОРИИ МАСЛОУ.

Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Конечно, в принципе, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.


ПРИМЕР 13.2.

Неудовлетворенность работой

Если руководство фирмой задумало изменить масштабы своей программы маркетинга на мировых рынках, то тут же следует приступить к специальному переходному этапу. Споры относительно масштабов разрыва между существующим и желаемым положением фирмы, скорости, с которой этот разрыв надо ликвидировать, зачастую приводят к конфликту между штаб-квартирой фирмы и ее региональными зарубежными отделениями. Подобные конфликты наиболее часто возникают в фирмах, в которых причины изменений программы маркетинга не ясны и не очевидны, и там, где управляющие региональных отделений обладают высокой степенью автономии. Неприятные последствия могут возникнуть в обоих случаях. Из-за того, что фирма «Блэк энд Декер» доминировала на европейском, рынке электробытовых инструментов, многие из ее управляющих и представителей, в различных странах не смогли ощутить необходимости в проведении жестко централизованной глобальной программы маркетинга в ответ на конкурентную борьбу со стороны японских производителей. В результате президент фирмы вынужден был сместить некоторых руководителей европейских отделений фирмы достаточно высокого ранга В 1982 г. фирма «Паркер Пен» под влиянием конкуренции и ухудшения финансовых позиций сократила более чем вдвое количество заводов по всему миру и число типов выпускаемой продукции. Это должно было привести к сохранению производственных издержек. Руководители зарубежных отделений «Паркера» восприняли эти изменения, но когда они вынуждены были реализовывать программы стандартизации рекламы и упаковки, то никак не могли раскачаться. В 1985 г. «Паркер» закончил свою широковещательную программу глобального маркетинга. Несколько руководителей фирмы высокого ранга вынуждены были покинуть компанию.

Если руководство фирмы не очень осторожно, и движение к глобальному маркетингу происходит слишком быстро, то это может вызвать негативные последствия. Во-первых, руководители зарубежных филиалов фирмы, которые стали работать в ней из-за ее очевидного желания предоставлять свободу на местах и адаптировать продукцию к местным условиям, могут почувствовать разочарование. Неудачная реализация программы глобального маркетинга может привести к тому, что значимость работы местных руководителей в отдельных странах будет падать. Во-вторых, разочарование может повлечь возрождение старых как мир корыстных взаимоотношений и сговоров между руководителями региональных отделений и представителями штаб-квартиры. Так, например, некоторые руководители региональных отделений могут попробовать поторговаться относительно скорости реализации ими регулярных программ сокращения текущих расходов. Кроме того, конкурируя за ресурсы и степень автономии, руководители местных отделений могут уделять чересчур много внимания второстепенным фигурам (мальчикам на побегушках) из штаб-квартиры. Так или иначе, способные руководители могут уйти, а на их место придут менее компетентные и безынициативные люди.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png