Одной из характерных тенденций в современном дошкольном образовании является создание в дошкольном учреждении
эстетически-развивающеи предметно-пространственной среды. В исследованиях можно встретить различные определения этого понятия. Рассматриваются и предметно-пространственная, и социокультурная, эстетически-развивающая, культурно-образовательная среда и т. п. Но при различии названий речь всегда идет о создании оптимальной среды, обеспечивающей психологический комфорт личности ребенка (схема 32).
Среда дошкольного учреждения рассматривается в настоящее время как условие реализации ребенком своих способностей, средство воспитания личностных качеств, обогащающий фактор развития, который служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.
При этом в дошкольном образовательном учреждении осуществляются различные направления развития и воспитания детей, создание среды для которых будет обладать определенной спецификой. Нас интересует художественно-эстетическое направление, и прежде всего музыкальное воспитание как его неотъемлемая часть, и особенности создания развивающей среды для более эффективного его осуществления.
Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспитания, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о музыкальной предметно-развивающей среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.
Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.
Автор на основе анализа данной проблемы утверждает, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.
Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:
■ блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впервые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;
■ блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:
- совместная с воспитателем музыкальная деятельность - в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схематического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий, возникающая по инициативе детей - песни, музыкальные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.
Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:
■ совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация семейного досуга (Л. Н.
Комисарова, Г. В. Кузнецова):■ проведение семейных праздников;
■ посещение с ребенком музеев, театров (драматического, музыкального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);
■ создание «домашнего музея» (например, музея любимого композитора) ;
■ коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных инструментов, домашнего оркестра, домашнего «театра» (кукольного, драматического);
■ организация в домашней обстановке разнообразной музыкальной деятельности детей, развлечений с использованием музыки;
■ наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;
■ самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.
Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей,
посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, театральные спектакли и т. п.).
В целом музыкально-образовательная среда имеет свою структуру. Она состоит из предметного и музыкального компонентов.
Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т. е. музыкой независимо от ее источника. Все остальное, в том числе музыкальные инструменты, игрушки, пособия и средства извлечения музыки (магнитофон и т.д.), относится к предметному компоненту. Таким образом, предметно-развивающая среда - система материальных объектов деятельности ребенка.
Поскольку ребенок постепенно входит в пространства предметного (рукотворного) мира и социальных отношений, помимо предметной и социальной выделяют развивающую среду, в которой происходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его
Схема 32
развитие.
Окружающие ребенка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организаторами педагогического процесса. В социальной составляющей среды выделяют такой существенный момент, как организация мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание такого фона, создающего комфортные условия для ребенка и культивирующего его музыкальное творчество, - важная задача педагога.Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):
■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности;
■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);
■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;
■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наоборот, - постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.
При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстрирующий детям возможности музыкальной предметной среды, создающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.
При разработке и оценке музыкальной среды рекомендуется опираться (Э.П.Костина и др.) на следующие критерии ее качества.
Качество содержания. В музыкальной среде должен отражаться весь спектр детской музыкальной деятельности.
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:
■ восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения;
■ воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к исполнительской деятельности (пению, игре или танцу, инструментальному музицированию);
■ музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к творческой импровизации в различных видах музыкальной деятельности).
Это обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).
Содержание музыкальной среды должно отражать принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.
Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. К Качество структуры. Музыкальная среда должна быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована так, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.
Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.
Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам
Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):
Куклы-леваляшки;
Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
Игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;
Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
Атрибуты к музыкальным подвижным играм;
Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
Ширма настольная с перчаточными игрушками;
Магнитофон и набор программных аудиозаписей;
Поющие и двигающиеся игрушки;
Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада):
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:
Металлофон;
Шумовые инструменты дтя детского оркестра;
Книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
Фланелеграф или магнитная доска;
Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;
Арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
Ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;
Ширма настольная и набор игрушек;
Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
Музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
Портреты композиторов;
Иллюстрации из «Музыкального букваря»;
Музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;
Атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
Детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
Ширмы: настольная и ширма по росту детей;
Музыкальные лесенки трех-, пяти - и семиступенчатые - озвученные;
Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы и т. д.):
Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):
Музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
Портреты композиторов;
Иллюстрации по теме «Времена года»;
Картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
Графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
Альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;
Музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые - озвученные);
Набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
Музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д.;
атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;
Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ
Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицировани-ем. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специ-альной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия де-тей и их эстетическому развитию. Огромное зна-чение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успеш-но используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-твор-ческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразны-ми музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные осо-бенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и пре-образовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро на-правлял бы активность своих воспитанников.
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекатель-ности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также доста-точное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.
Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут перено-сить для игры в другие места (например, в раз-девалку или спальню). А для самостоятельной музыкальной деятельности на прогулке желательно из-готовить "пирамидки» и «кубы».
Музыкальные пирамиды сделаны из плотного картона и оклеены самоклеющейся цветной бумагой, на одной грани вырезано отверстие, внутри пирамидки находятся шумовые инстру-менты (маракасики, деревянные палочки и т.п.), а на гранях наклеены пластмассовые крючки, на которых держатся: маленький металлофон, колокольчики, бубенцы, бубен и т.п. Музыкаль-ные кубы изготавливаются аналогично.
Для хранения шумового оркестра можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в за-висимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя, летняя или осенняя).
Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в груп-повых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью воз-можно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошколь-ника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидакти-ческих игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музы-кально-дидактические игры должны быть разно-образны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.
Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2раза в месяц) обновлять пособия в музыкаль-ном уголке, вносить новое оборудование.
Созданная «по законам красоты» среда спо-собствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эсте-тического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмо-ционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.
Для развития детского музыкального творчес-тва требуется большое количество наглядных по-собий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогают родители наших воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с ро-дителями творчества, приобретают уверенность в ce б e . Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.
При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2.Разнообразие оборудования.
3.Учет возрастных особенностей детей.
4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5.Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация оборудования для музыкальных зон :
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки, иллюстрации, бутафор-ские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
· с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
· с фиксированной мелодией (шарманки, ор-ганчики);
· с одним фиксированным звуком (дудки ):
· шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3.Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геомет-
рические фигуры для условного обозначе-ния частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музы-кальных способностей, знакомства с элемен-тами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео-кассеты, видеодиски).
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам
Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):
куклы-леваляшки;
образные музыкальные «поющие» или «тан-цующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);
игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;
Игрушки-инструменты со звуком неопреде-ленной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);
атрибуты к музыкальным подвижным играм;
флажки, султанчики, платочки, яркие ленточ-ки с колечками, погремушки, осенние листоч-ки, снежинки и т.п. для детского танцевально-го творчества (по сезонам);
ширма настольная с перчаточными игрушками;
магнитофон и набор программных аудиоза-писей;
поющие и двигающиеся игрушки;
музыкальные картинки к песням, которые мо-гут быть выполнены на кубе и в виде большо-го альбома или отдельные красочные иллюс-трации.
Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада):
В музыкальной зоне для самостоятельной де-ятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:
металлофон;
шумовые инструменты дтя детского оркест-ра;
книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие ил-люстрации к знакомым песенкам);
фланелеграф или магнитная доска;
музыкально-дидактические игры: «Три мед-ведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш ор-кестр», «Цветик-семицветик " , «Угадай коло-кольчик» и др.;
арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
музыкальные лесенки (трехступенчатая и пя-тиступенчатая), на которых находятся ма-ленькая и большая птички или маленькая ибольшая матрешка;
ленточки, цветные платочки, яркие султан-чики и т.п. (атрибуты к танц евальным имп-ровизациям но сезону;
ширма настольная и набор игрушек;
музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:
Магнитофон и набор программных аудиоза-писей.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
музыкальные игрушки-инструменты с диато-ническим и хроматическим звуком (металло-фон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
портреты композиторов;
иллюстрации из «Музыкального букваря»;
музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Сту-пеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный парово-зик», "Угадай, что звучит и др.;
атрибуты к подвижным играм («Хоровод в ле-су», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
Детские рисунки к песенкам и знакомым му-зыкальным произведениям;
ширмы: настольная и ширма по росту детей;
музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные;
Атрибуты для детского танцевального твор-чества: элементы костюмов к знакомым на-родным танцам;
разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
атрибуты к танцевальным импровизаци-ям по сезону - листики, снежинки, цветы и т.д.):
магнитофон и набор программных аудиоза-писей или дисков.
Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):
музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, коло-кольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
портреты композиторов;
иллюстрации по теме «Времена года»;
картинки к пособию «Музыкальный бук-варь»;
альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы ри-суем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о про-слушанных музыкальных произведениях и по-любившихся песнях;
графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмо-циональными настроениями) для определе-ния характера мелодии при слушании про-изведений;
альбомы для рассматривания: «Симфони-ческий оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;
музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные);
набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
музыкально-дидактические игры: «Три поро-сенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композито-ра музыки», «Веселая пластинка», «Музыкаль-ные птенчики» и т.д.;
атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);
атрибуты для детского танцевального твор-чества, элементы костюмов к знакомым на-родным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизаци-ям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;
магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ.
Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
восприятие музыки
воспроизведение музыки
музыкально-творческая деятельность.
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.
Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, муз. инструменты, транспорт)
Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении муз. руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
Магнитофон
Атрибуты к музыкально –дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».
Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики. колокольчики, поющие волчки.
Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)
Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).
Магнитофон
Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки Б и М)
Пять съемных резинок, нотный стан.
Ручные знаки (4 ст.)
Старшая группа.
Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
Альбомы с рисунками к песням («Муз. букварь»)
Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) см.стр.156 «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» стр. 115 «Волшебные картинки»
Игрушечный микрофон.
Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
Магнитофон.
Муз.-дид. игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки» стр.76, на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок» стр.90; на различение жанров муз. произведений: песню, танец, марш «Три кита» стр.93.
Неозвученные инструменты6 балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт.разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке лючи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)
Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
Платочки, маски, ленточки, элементы ряженияю
Нотный стан, ноты.
Ручные знаки (5ст.)
Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)
Фланелегшраф, ноты.
Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
Ребусы с названиями нот в словах
Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
Картинки с муз. жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
Иллюстрации к муз. сказкам
Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования
Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
Магнитофон.
Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми кА в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
Муз.-дид игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.
Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики,колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старш. группе)
Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 мал. и 4 бол.)
Платочки, маски, ленточки, кокошники.
Портреты композиторов.