Ни одно направление не приобрело столь громкой известности вне сферы психологии, как психоанализ. Его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Свое название оно получило по имени основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). На основе выдвинутых им идей, с известной корректировкой и дополнением, постепенно сформировалось целое психологическое направление - «психоанализ». К такого рода теориям относятся концепции Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них был оригинален.

Термин психоанализ имеет три значения:

  • теория личности и психопатологии;
  • метод терапии личностных расстройств;
  • метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

Теория Фрейда о структуре психики

Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня:

  • сознание;
  • предсознание;
  • бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, данных человеку в конкретный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем часть ее осознается лишь в течение короткого периода, а затем быстро погружается в предсознательное или бессознательное по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Область предсознательного, иногда называемая доступной памятью , включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия.

Самый глубокий и значимый пласт человеческой психики - бессознательное. Это хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в данную область, но именно такой неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию людей, но в значительной степени определяют их действия.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика человека состоит из трех уровней: Оно, Я, Сверх-Я. Такова структурная модель психической жизни.

Оно - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологически врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Оно насыщено сексуальной энергией - либидо . Человек есть замкнутая энергетическая система, и количество этой энергии у каждого - величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, Оно подчиняется принципу удовольствия, т. е. последнее, как и счастье, - главная цель в жизни человека.

Второй принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень Я (Эго) - сознания - находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляет сексуальные влечения. Он формируется под влиянием общества. На Я воздействуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Я старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

Сверх-Я служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес Сверх-Я, то тогда испытает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

Соотношение структурной и топографической моделей психической жизни можно изобразить следующим образом: сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях.

Рис. 5.1.

Предложенная Фрейдом концепция может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, Сверх-Я и предсознательного предстает более образно.

Я (Эго) ответственно за принятие решений, стремясь выразить и удовлетворить желания Оно (Ид) в соответствии с ограничениями, которые налагаются правилами общества, внешним миром. Следовательно, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, анализируя, рассуждая, принимая решения.

Становление психики ребенка, особенно Сверх-Я, происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение; мальчик хочет походить на отца, одновременно желая ему смерти, и потому испытывает чувство виновности, страшится своего родителя. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает эдипов комплекс (к 5-6 годам), и у него появляется Сверх-Я, совесть.

Сверх-Я, или Супер-Эго, содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека и позволяют ему отличать, что хорошо и плохо, нравственно и безнравственно. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы - совесть и Эго-идеал. Первая означает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был. Эго-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет личность к установлению для себя высоких стандартов.

Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Но этот принцип не согласован с реальностью. Супер-Эго пытается полностью подавить «неприличные желания», связанные с Оно, и направить человека к совершенству в мыслях, словах и поступках, наказывает и мучает духовно и даже физически, если человек нарушает нормы совести.

Сверх-Я не пускает инстинкты в Я, и тогда их энергия сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная и трудовая активность), в формах поведения (в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Таким образом, сублимация - это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия либидо не находит выхода, то у человека возникают психические заболевания, неврозы, истерические состояния, тоска.

Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые могут дестабилизировать личность, если Я окажется неспособным восстановить равновесие.

Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном Я, которое не только определяет требования Оно, но и преодолевает давление со стороны Сверх-Я. Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрации Оно, т. е. к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями: раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают Я снимать напряжение с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым относятся выявленные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты .

Для спасения от конфликта между Я и Оно применяются разные средства. Защитное поведение позволяет человеку обезопасить себя от тех проблем, которые он пока не способен решить, снять тревогу, связанную с угрожающими событиями (потеря близкого человека, любимой игрушки, утраченная любовь других людей к себе и т. п.), а также помогает «уйти от угрожающей реальности», иногда и преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм просто необходим, потому что человек не может сразу разрешить проблему. Но если время идет, а она так и не решается, то защитный механизм становится препятствием для личностного роста, поведение человека оказывается непредсказуемым, и он может навредить сам себе. Он уходит от реальности и от тех задач, которые ему надо решить. Таким образом, сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую человек прячет, подменяя ее псевдопроблемами.

Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

  1. Вытеснение желаний - непроизвольное удаление неприятных или недозволенных в тех или иных ситуациях желаний, мыслей, чувств, переживаний из сознания в область бессознательного, Оно. Подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная затрата психической энергии, в результате чего ее может не хватать для поддержания деятельности и здоровья человека. В результате вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания и находит свое болезненное выражение. Появляется демонстративное безразличие к реальности. Выделяют полное подавление, когда болезненные переживания настолько заглушены, что человек их забывает и не помнит, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. Также говорят и о вытеснении. Это - частичное подавление, когда человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, хотя полностью забыть их не может и они «прорываются» в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.
  2. Отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды»: «Этого не может быть». Человек совершенно безразличен к логике, не замечает противоречий в своих суждениях.
  3. Рационализация - бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для того, чтобы объяснить и оправдать неприемлемые формы поведения, мыслей, поступков, желаний. Как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, которая может человеком не осознаваться.
  4. Инверсия, или противодействие - подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на противоположные. Например, ребенок первоначально хочет получить материнскую любовь, но, не имея этого, начинает испытывать прямо противоположное желание - досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе.
  5. Проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств - т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимается в себе, но человек не признает такого факта и не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, он утверждает: «Некоторые евреи - обманщики», хотя фактически это означает другое: «Я порой обманываю». Таким образом, проекция позволяет возлагать вину за свои недостатки и промахи на кого-нибудь иного. Ею же объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для того, чтобы приписать другому свои негативные личностные свойства.
  6. Замещение. Проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собаку. Сестра и собака замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или самоосуждение.
  7. Изоляция. Это - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может привести к раздвоению личности, к неполному Я.
  8. Регрессия. Возвращение на более ранний, примитивный, способ реагирования. Устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника. Он не развивается психически, и иногда возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В трудных случаях, когда настоящая ситуация для человека невыносима, психика защищается, «спускаясь» на более ранний и безопасный период - например, в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних жизненных этапах. «Мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство. Они проявляются в том, что человек, надувшись, не разговаривает с другими, противодействует авторитетам, становится по-детски упрямым или ездит на автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Все люди используют защитные механизмы. Однако нежелательно чрезмерно полагаться на них, потому что они искажают картину потребностей, страхов, стремлений личности. Все защитные механизмы обладают общими свойствами:

  • они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  • они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать ситуацию менее угрожающей для человека.

Тревога, или чувство надвигающейся опасности, может быть следующих типов:

  1. Реалистичная: эмоциональный ответ на угрозу реальных опасностей внешнего мира, помогает обеспечить самосохранение.
  2. Невротическая: эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Оно станут осознанными. Боязнь, что Эго окажется неспособным контролировать сексуальные или агрессивные желания и можно сделать что-то ужасное, влекущее за собой тяжкие негативные последствия.
  3. Моральная: Эго испытывает угрозу наказания со стороны Сверх-Я, когда Оно стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий и Сверх-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения.
  4. Социальная. Она возникает в связи с угрозой исключения из группы людей из-за неприемлемых действий. Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из Сверх-Я, перерастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прошлые или настоящие грехи.

Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо, средством предупреждения человека о надвигающейся опасности. Она возникает, когда есть угроза организму. При подлинной опасности тревога исходит от конкретного внешнего источника, при невротической - от неизвестного.

В младенческом и детском возрасте она возникает в результате чрезмерного возбуждения инстинктов, позднее появляется в ожидании опасности, а не как реакция на нее. Тревожный сигнал мобилизует защиту - механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымышленной внешней угрозы, или психологическую защиту, нейтрализующую повышенное возбуждение инстинктов.

Инстинктивные влечения, которые в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому оказались изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство ее механизмов приводит к психиатрическим заболеваниям (например, шизофрении), которым свойственна значительная деформация Эго и восприятия реальности.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОСИИ

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Философия»

Тема: «Фрейдизм и неофрейдизм. Основные идеи и представители»

Работу выполнил:

Работу проверил:

Москва - 2014

Введение

Фрейдизм. Общая характеристика

2.Представители фрейдизма

3.Неофрейдизм. Общая характеристика

4.Представители неофрейдизма

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Глядя не вооруженным глазом на слова «фрейдизм» и «неофрейдизм», мы без труда можем заметить сходство в созвучии звуков этих двух слов. Этот «музыкальный» факт обуславливается тем, что данные термины имеют один общий корень - «фрейд». Что такое фрейд? Или, быть может, кто такой Фрейд? Получить ответ на этот вопрос не составит никакой сложности…

Фрейд Зигмунд - австрийский невропатолог, психиатр и психолог; основоположник психоанализа. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1876-1882 г.г. работал в Венском физиологическом институте у Э. Брюкке, где познакомился со взглядами школы Г. Гельмгольца, идеи которого Фрейд позднее перенёс в психологию; в 1885-1886 г.г. в клинике Сальпетриер (Париж) у Ж. Шарко. Доктор медицины (1881 г.). С 1902 г. профессор Венского университета. В 1908 г. (вместе с Э. Блейлером и К. Г. Юнгом) основал "Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований", в 1910 г. - международную психоаналитическую ассоциацию. Литературная премия им. Гёте (1930 г.). После захвата Австрии фашистской Германией (1938) эмигрировал в Великобританию.

В своей работе я рассмотрю особенности и раскрою суть двух философско-психологических направлений: «фрейдизм» и «неофрейдизм».

ГЛАВА I. ФРЕЙДИЗМ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Фрейдизм - это общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм, как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придаёт универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности.

С самого начала своего существования фрейдизм не представлял собой чего-то единого; двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения. Широкое распространение фрейдизма началось после Первой мировой войны и было связано как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, такие кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом различные направления стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины. Научная теория Фрейда впитала в себя множество различных идей, подчерпнутых отцом-основателем из работ и концепций различных известных учёных. Так, к примеру, фрейдизм позаимствовал достаточно многое из монадологии Готфрида Вильгельма (по Лейбницу, монады есть единичные элементы реальности, отличные от атомов и представляющие собой непротяженную психическую сущность, имеющую психическую основу) и концепции порога сознания Иоганна Фридриха Гербарта, который полагал, что ряд человеческих идей, располагающихся «ниже» порога сознания, бессознательны. Немалое влияние на Фрейда оказали также воззрения Густава Теодора Фахнера, подобно Гербарту разрабатывавшему идею бессознательного и, в частности, предложившего визуализировать понятие психика посредством изображения айсберга. На развитие психоаналитической концепции Фрейда существенное влияние оказали также эволюционная теория Чарльза Дарвина, и теория Жана Шарко о воздействии гипноза для лечения истерии. Множество идей Фрейд почерпнул из Карла Густава Каруса (а именно предположение о том, что бессознательная психическая деятельность проявляется через переживания и сны), Эдуарда Гартмана и его «Философии бессознательного» и Артура Шопенгауэра. (выделявшего «волю к жизни», которую Фрейд обозначил как Эрос). Значительное влияние на формирование взглядов Фрейда оказал немецкий философ и психолог Теодор Липс, посвятивший несколько работ бессознательным психическим процессам.

На современном этапе развития психоаналитической мысли под «фрейдизмом» чаще всего понимают весь комплекс идей и трудов Фрейда - так называемую «фрейдистскую метапсихологию». «Ядром» фрейдизма является мысль о том, что основная движущая сила развития личности представлена инстиктивными влечениями - сексуальным и агрессивным. Поскольку антиподом удовлетворению данных влечений выступают запреты и ограничения, накладываемые окружающим миром, первые претерпевают процесс вытеснения, образуя таким образом бессознательное человека.

2. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФРЕЙДИЗМА

К, пожалуй, самым ярким представителям фрейдизма следует отнести А. Адлера, К.Г. Юнга и О. Ранк, которые являлись ближайшими учениками З. Фрейда. Среди вышеназванных воспитанников Фрейда в 1910-х гг. возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признаётся энергия бессознательных психосексуальных влечений, то у А. Адлера эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к самоутверждению. Эту мысль А. Адлер излагает в созданной им на основе учений Фрейда Индивидуальной пихологии. Он считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка «комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

К. Г. Юнг не всю жизнь разделял взгляды великого учителя. Тем не менее, многое из концепции Фрейда оказало значительное влияние на становление К. Г. Юнга как ученого. Основным трудом З. Фрейда, которым заинтересовался К. Г. Юнг и применил его постулаты в своей практике, было «Толкование сновидений».

Расхождения во взглядах у них начались в 1913 г. Основой этих разногласий стали противоположные подходы к пониманию проблемы «бессознательного». С точки зрения Юнга, бессознательное сродни не только и не столько инстинктам человека, как это понимал Фрейд, но является высоким проявлением человеческой психики. Если у Фрейда бессознательное имеет биологическую природу, то у Юнга оно наделено и социальными элементами.

Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выводу, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное». В школе «аналитической психологии» К. Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы. Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жиненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Отто Ранк полагал, что вся человеческая деятельность оказывалась подчинённой преодолению первичной "травмы рождения". Эта «травма рождения» становится первым источником возникновения страха и тревоги О. Ранк исходил из того, что момент появления на свет ребенка и отделения его от матери является травмирующим событием в жизни человека. Стремление к возвращению в чрево матери, к восстановлению предшествующего положения непосредственно связано с травмой рождения.

НЕОФРЕЙДИЗМ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Неофрейдизм - направление в психологии, развившееся в 20-30-ые годы XX века, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.

Психоанализ Фрейда (фрейдизм) состоял в систематизированном объяснении бессознательных связей через ассоциативный процесс. Фрейд предложил новую структуру личности человека, разделив её на Эго («Я»), Суперэго («СверхЯ») и Ид («Оно») Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события, и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений.

Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, представители неофрейдизма оставили важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду) и перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений.

Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Неофрейдизм не принял на вооружение те концепции, которые, будучи первоначально сформулированными основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер. Более того, многие теоретические положения классического психоанализа были не только взяты под сомнение, но и подверглись принципиальной критике со стороны отдельных представителей неофрейдизма. Однако их критические соображения в адрес психоанализа Фрейда касались лишь частностей, которые относились к процедуре психоаналитического исследования, к ошибочным теоретическим выводам, к толкованию природы различных психических процессов, обусловливающих деятельность индивида. Общие же принципы и установки классического психоанализа («психология бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества) легли в основу учения современных неофрейдистов.

Таким образом, неофрейдисты, как и фрейдисты, объясняют поведение человека деятельностью бессознательного. Кроме того, они также объясняют психические заболевания динамикой бессознательных процессов. Подобно Фрейду, неофрейдисты сохраняют понятия вытеснения и сопротивления и используют те же самые психоаналитические методы, изобретенные Фрейдом: толкование сновидений, свободные ассоциации, трансфер и т.д.

Сходство фрейдизма и неофрейдизма (и новейших психоаналитиков "я") - в их общем пониманий бессознательного как двигателя человеческого поведения, в подчеркивании роли вытеснения и применении психоаналитической техники. Объединяет их также анализ культуры и общества, основанный на бессознательном. Таким образом, мы видим, что буржуазная идеология бесконечно изобретательна, предлагая одну и ту же идеологическую пищу под различными соусами. Неофрейдизм - приправа к главному блюду Фрейда - бессознательному, - учитывающая роль социальных и культурных факторов в детерминации нормальных и патологических явлений человеческой психики.


Основными представителями неофрейдизма Г. Саливан, К. Хорни, Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа.Личность человека, по Салливану, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, то есть «личность - это модель повторяющихся «межличностных отношений». В своем развитии ребенок проходит несколько этапов - от vмладенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве - на основе общения с представителями другого пола и т. д. Хотя ребенок не рождается с определенными социальными чувствами, они формируются у него в первые дни жизни, их развитие связано со стремлением человека к разрядке <#"justify">Психоанализ Фромма носит антропологический и гуманистический характер. Человек - это та отправная точка, от которой начинает все исследования философ. Но человека Фромм, в отличие от Фрейда, рассматривает не односторонне, а в совокупности биологического и социального начал. Все идеи о необходимости преобразования общества начинаются у ученого с идей о необходимости формирования новой личности. В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души.

Эти принципы, с точки зрения Э. Фромма, являются основополагающими в учении так называемого «радикального гуманизма», основателем которого он считал К. Маркса. Именно исследование Фроммом американского индустриального общества помогло ученому сделать вывод о том, что изменения в психике современных людей не определяются только биологическими факторами, они выступают отражением социальных процессов. Но под влиянием учения З. Фрейда Э. Фромм, тем не менее, опирается на установки психоанализа в объяснении становления личности.

Так, Фромм утверждает, что в психике человека есть два начала: любовь к жизни и любовь к смерти (Эрос и Танатос у Фрейда). Одни люди склоняются к первому началу, другие - ко второму. Отсюда возникают два основных психологических типа: биофилы - желающие жить и некрофилы - стремящиеся к смерти. Поведение многих политиков, сыгравших отрицательную роль в обществе, в том числе и Гитлера, Э. Фромм объясняет тем, что они относятся к типу некрофилов, тех, кого привлекает все темное, негативное, злое.

Поскольку вся социально-философская концепция Фромма пронизана любовью к человеку, ученый не оставляет без внимания и саму проблему любви. По Фромму, любовь дана не каждому, это подарок судьбы, который открывает человеку путь к самовыражению и свободе. С понятием любви тесно связано у Фромма понятие ответственности, которое он определяет как готовность человека к Поступкам.

Но идея будущего общества, предлагаемая Э. Фроммом, направлена не на создание нового социального строя, а на образование небольших общин со своей культурой, языком и моралью в рамках прежней формации. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура - страсти человека и тревоги его - продукт культуры».

фрейдизм неофрейдизма психоанализ

Из всех загадок существования ни одна не представляет для современного человека такой важности, как загадка собственного бытия и установления своей особой, личной обусловленности и исключительности.

К этому средоточию внутренней жизни человека Фрейд еще раз приблизил психологию, ставшую к тому времени абстрактною наукою. Он впервые развил с почти художественной мощью заложенные в человека драматические элементы - эту судорожную игру мельканий в сумеречном свете подсознательного, где ничтожный толчок отдается отдаленнейшими последствиями и в самых изумительных сочетаниях сплетаются прошлое с настоящим - поистине целый мир в тесном кругообороте человеческого тела, необозримый в своей цельности и все же обаятельный как зрелище, в непостижимой свое закономерности.

А закономерное в человеке, - в этом решающая переустановка фрейдовского учения, - никоим образом не поддается академической схематизации, но может быть только пережито, изжито совместно с ним и познано в процессе этого изживания, в качестве единственно ему свойственного. Личность человека постигается не с помощью застывших формул, но исключительно по отпечаткам посланных ему судьбой переживаний; поэтому всякое врачевание в тесном смысле этого слова, всякая помощь в смысле моральном предполагают, по Фрейду, познание личности, но познание утверждающее, сочувствующее и в силу этого действительно полное. Поэтому уважение к личности, к этой, в гетевском смысле, "явленной тайне" есть для него непреложное начало всякой психологии и всякого душевного врачевания, и Фрейд, как никто другой, научил нас хранить это уважение как некий моральный закон.

Лишь благодаря ему тысячи и сотни тысяч узнали об уязвимости души, в особенности детской, и перед лицом вскрытых им изъявлений начали понимать, что всякое грубое касание, всякое бесцеремонное залезание (часто при посредстве одного лишь слова!) в эту сверхчувствительную, одаренную роковой силой припоминания материю может разрушить судьбу и что, следовательно, всякие необдуманные запреты, наказания, угрозы и меры принуждения возлагают на наказывающего неведомую до того ответственность. Он неизменно внедрял в сознание современности - школы, церкви, зала суда - уважение к личности, даже на путях ее отклонения от нормы, и этим более глубоким проникновением в душу насадил в мире больше предусмотрительности и снисходительности.

Искусство взаимного понимания, это наиболее важное в человеческих отношениях искусство, которое может способствовать возникновению высшей гуманности, в развитии своем обязано учению Фрейда о личности много больше, чем какому-либо другому методу современности; лишь благодаря ему стали понятными нашей эпохе, в новом и действительном понимании, значение индивидуума, неповторимая ценность всякой человеческой души. Идя своим, сторонним путем, Фрейд неизменно попадал в средоточие жизни - в область человеческого.

И в то время как специалисты все еще не могут помириться с тем, что его творчество не выдержано в строго-академических формах медицины, естествознания или философии, в то время как тайные советники и ученые все еще яростно спорят об отдельных пунктах и о конечной цели его труда, учение Фрейда давно уже выявилось, как непреложно-истинное - истинное в том творческом смысле, который запечатлен в незабываемых словах Гете: "Что плодотворно, то единственно-истинно".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, если мы рассматриваем психоанализ как систему научных знаний о мировоззрении, психологии и философии, то фрейдизм это общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. И А. Адлер, и К. Юнг являются представителями фрейдизма. В конце 30-х годов возник неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Идеи нефрейдизма, несмотря на свои психологические концепции, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру. Воззрения неофрейдистгов получили особенно широкую известность в середине 60-х годов во времена выступлений "новых левых", которые с энтузиазмом восприняли идеи Райха о "сексуальной революции", Маркузе об "одномерном" человеке и необходимости "великого отказа" как от капитализма, так и социализма, искаженного тоталитарной системой власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

.Бруенок А. В., Д. Н. Ляпиков «Советская энциклопедия, 1969-1978. 30 т. - М.

2.Волошинов В. Н., «Фрейдизм» -. М. - Л., 1927 - 164 с.

.Головин С. «Фрейдизм. Cловарь практического психолога» - Харвест, АСТ, 2001. - 512 с

.Лактионов А. И. «Бегство от свободы». (Пер. с англ.) - М.: АСТ; Москва, 2009. - 17 с.

.Лейбин В. М., «Истоки возникновения психоанализа. Психоанализ» (Глава 2) - Санкт_Петербург, 2008. - 592 с.

.Шульц, Д., Шульц, С. «Психоанализ: истоки. История современной психологии». - Евразия, 2002. - 544 с

В течение продолжительного времени философы-психологи из Европы продвигали концепции, основанные на рационалистических представлениях. Человеческое сознание являлось главным объектом философских дискуссий, в которых активно обсуждалось видение и осознание человеком мира вокруг.

Фрейд же открыл новый взгляд на эволюцию личности. Он ввел такое понятие, как , а фрейдизм и неофрейдизм раскрывали основные идеи ученого, в которых он характеризовал субъективную реальность человека.

Таким образом, фрейдизм - психологическое учение З. Фрейда, раскрывающее концептуальные представления о природе человека. Это философское течение базируется на изучении подсознания человека, его бессознательных психических процессов и тайных намерений.

Определение

Фрейдизм — это обобщенное название многочисленных философских школ, представители которых намеревались исследовать теории Фрейда, дабы объяснить природу явлений и раскрыть тайны подсознания.

В психологии фрейдизм как философская доктрина отлична от самого метода — психоанализа, которому Фрейд придавал более универсальное значение. С момента своего возникновения фрейдизм как философия не являлся чем-то цельным; сам Фрейд двояко трактовал идеи о , так как в нём он узрел причину и созидательных, и губительных процессов, что способствовало разной трактовке идей Фрейда.

Фрейдизм начал активно распространяться после Первой мировой войны, вследствие общего кризиса в традиционной психологии буржуазного общества и культуры в целом. Именно в тот период ученый предложил новую теорию о строении психики человека как особой системы, в основание которой заложено противоречие между некоторыми уровнями психики, особенно между сознанием и бессознательным (подсознанием). Фрейдизм гласит о биологических основах сознания человека.

Пытаясь расширить границы использования психоанализа, ученый постарался интегрировать основы доктрины практически во все сферы культуры и общества: мифы, народный фольклор, искусство, религию, астрологию, хотя изначально это течение принадлежало психологии.

Принципы концепции Фрейда

Фрейд внес огромный вклад в исследование психоанализа, заявив, что человеческая психика включает в себя сознательное, подсознательное и бессознательное. Бессознательное, по мнению ученого, состоит из элементов человеческой психики, похожих на инстинкты животных:

  • Страсти.
  • Желания.
  • Ощущения.

Бессознательное контактирует с сознанием людей через:

  • Оговорки.
  • Устные и письменные ошибки.
  • Введение в транс.

Бессознательное (оно) - это основополагающий элемент в психике, работающий на базе имеющихся с рождения, генетических инстинктивных проявлений. Сознание человека, его ум или эго, находится между подсознанием и окружающим миром. Осознание действительности будто помогает подсознанию реализовать истинные мотивы и желания, воплотить их в жизнь.

Сознательное ясно переживается человеком. Осознание исходит снаружи и изнутри и олицетворяет наши эмоции и переживания. Пребывание в осознанном состоянии кратко по времени и предельно.

Подсознательное, гипер-эго — это тайная совесть личности. Она формируется в ходе социализации, во время формирования запретов и возникновения рамок, это плод воздействия окружающих людей. Бессознательное — результат определенной комбинации генов. Сознательное — следствие личного опыта.

Одной из основных идей фрейдизма является теория о наличии в бессознательном вечно присутствующих сексуальных инстинктов, жажды удовольствия. конфликтует с осознанностью индивида, внимание которого сосредоточено на объективной реальности, т.е. на общепринятых в социуме способах получения наслаждения.

Сознательное и подсознательное хотят воздействовать на бессознательное и управлять им, но при этом конфликт не разрешается, а лишь временно уходит на дно, и есть вероятность, что он может всплыть в самый неподходящий момент.

Поэтому человек должен осознанно контролировать свои желания, понимать, что они есть, и при возможности реализовывать или сублимировать их. , по Фрейду, - это особый тип отклонения сексуальных потребностей. Как считал ученый, вследствие сублимации возникли религии, искусство, различные социальные институты.

В 20 веке также возник социальный фрейдизм. Это течение охватывает культуру, социум и политику, соотнося эти сферы с сублимацией энергии либидо, которая выступает как следствие бессознательного, что является основой всего социального и культурного. Доктрины Фрейда об изучении психоанализа сподвигли других ученых сформировать концепцию неофрейдизма, исследовавшую разные формы отношений между людьми, поведение при стрессе и агрессию людей.

В начале 40-х годов неофрейдизм стал набирать популярность, стремясь трансформировать фрейдизм в теорию, сугубо связанную с социумом и культурой, не уделяя внимания концепции о бессознательном. Основоположники неофрейдизма отмечали, что классический фрейдизм не в силах разобраться со связью человека и социума.

Поэтому основной представитель неофрейдизма, не принимал биологизм и социальный пессимизм Фрейда, вследствие чего он намеревался преобразовать психоанализ в философско-социальное течение. Основные представители фрейдизма — это психиатр , который в свое время очень заинтересовался анализом снов в рамках фрейдизма, и Фромм, исследовавший психоанализ с его антропологической и гуманитарной сторон.

Учение фрейдизма сильно повлияло на психологию о социуме, этнографию, литературоведение, художественную критику. Фрейдизм оказал влияние на многие современные художественные направления.

Сегодня в рамках психоаналитической мысли фрейдизм включает полный спектр идей и доктрин Фрейда. В основе этого учения лежит идея о главной движущей энергии эволюции индивида, которая выражена извечно присущим человеку сексуальным и агрессивным влечением.

Так как противоположностью удовлетворения желаний являются запреты и ограничения, придуманные обществом, инстинктивные желания вытесняются или скрываются, формируя при этом подсознание человека, которое пытается контактировать с индивидом через внешние проявления. Автор: Дарья Сергеева

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png