Опубликовано 03.02.2017 15:06

Владимир Петрович родился в селе Новоглебовка Саратовской области. Семья переехала в 1973году в хутор Верхнесоленый Веселовского района, Ростовской области, где он окончил среднюю школу в 1987 г. После окончание школы поступил на водительские курсы. С 1988 г. по 1990 г. служил в рядах Советской армии в танковых войсках. После армии работал водителем в колхозе имени Ленина Веселовского района. Попал в автомобильную катастрофу где получил тяжёлую травму позвоночника. Находясь в инвалидном кресле построил дом, столярный цех, занимался изготовлением окон и дверей, стульев и др.

С 2011 г. стал заниматься резьбой по дереву.Владимир Петрович изготавливает шкатулки, кубки. Для резьбы использует дерево: тополь, липа, орех. Его работы украшают определенные композиции клинообразные выемки, которые различны по размерам, глубине, по геометрии углов. На его изделиях большое количество граней, их исполнение требует большего мастерства. Также он изготавливает рамочки для икон. Иконы вышивает бисером. Для изготовления своих работ, геометрические эскизы придумывает сам, и пользуется видео и фото материалами пользуясь сети Интернет.

Его работы несут огромное влияние в дело преемственности и развитие народных традиций. Деятельность мастера оказывает большую роль в деле возрождения ремесел. Владимир Петрович имеет небольшой период занятия ремеслом, но благодаря его способности к самообразованию трудолюбию, наличие интереса к культурному наследию страны, его работы могут соперничать с именитыми мастера и его работы вызывают огромный интерес не только у жителей Верхнесоленовского сельского поселения, но и жителей Веселовского района.

Директор МБУК ВСП «Верхнесолновский СДК» Л.В. Гречко

font-size:14.0pt; line-height:150%;font-family:" times new roman>, научный сотрудник отдела народного и декоративно-прикладного искусства Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника

Творческое наследие мастера декоративно-прикладного искусства.

В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника собрана замечательная коллекция работ Мамеевой Маргариты Степановны () – талантливого устькаменогорского художника и педагога, мастера декоративно-прикладного искусства. В этом году ей исполнилось бы 80 лет. Свой художественный талант и профессиональные знания она проявила в самых женских видах декоративно-прикладного искусства: вышивке, аппликации , шитье и вязании. была одной из немногих мастериц в Восточном Казахстане, которые в совершенстве владели такой сложной и кропотливой техникой вышивки, как художественная гладь. Высокий профессионализм и художественность ее произведений подняли технику вышивки на новый уровень, выявили ее широкие возможности и вызвали неподдельный интерес у любителей искусства. Своим творчеством мастерица доказала, что такой камерный вид декоративно-прикладного искусства как вышивка может выйти далеко за пределы рамок «домашнего рукоделия » и занять достойное место рядом с настоящими произведениями искусства.

Маргарита Степановна Мамеева родилась в 1933 году в селе Дурницыно Романовского района Саратовской области . После Великой Отечественной войны она переехала с семьей в г. Семипалатинск , там окончила школу. Способности и любовь к изобразительному искусству определили выбор ее будущей профессии, она поступила учиться в Республиканское художественное училище им. в г. Ташкенте, на художественно-театральное отделение. После окончания училища в 1957 году Мамеева некоторое время работала художником в Узбекском музыкально-драмматическом театре им. Ахунбабаева в г. Андижане. Затем в течение нескольких лет преподавала ручной труд и рисование в Андижанском государственном педагогическом институте.

В середине 1960-х Маргарита Степановна приехала в г. Усть-Каменогорск, где прожила до конца своей жизни. В нашем городе она первое время работала художником на предприятиях и в учреждениях, затем полностью посвятила себя преподавательской деятельности , работая в различных средне-специальных учебных заведениях: в педагогическом, музыкальном и культурно-просветительном училищах. Она преподавала такие учебные дисциплины , как трудовое обучение (аппликация, вышивка, вязание и т. п.), изобразительная деятельность, СНАП (средства наглядной агитации и пропаганды). По воспоминаниям ее учеников, Маргарита Степановна была чутким, внимательным и вместе с тем требовательным педагогом, безгранично преданным своей профессии.

Параллельно с педагогической деятельностью Мамеева активно занималась творчеством. Она создала свой авторский стиль в технике вышивки гладью, основанный на реалистичном изображении и передаче тончайших цветовых нюансов. Эти особенности делают ее вышивку сродни живописным произведениям. В специальной литературе техника, которая лежит в основе творчества Маргариты Мамеевой, именуется как «свободная гладь», сама же мастерица называла ее не иначе, как «художественная». Используя традиционную технику вышивки, она модернизировала ее технические и художественные приемы, максимально приблизив вышивку к живописи. В этом виде творчества Мамеева наиболее полно проявила свой природный дар рисовальщика и колориста.

Кроме техники глади, мастерица прекрасно владела и другими различными видами вышивки, а также очень любила работать в технике аппликации. Ее аппликационные работы из ткани зачастую выполнены в сочетании с вышивкой или с использованием разнообразных соединительных, отделочных швов. Это предметы как утилитарного назначения – сумочки, наволочки, декоративные салфетки, так и чисто эстетического характера – декоративные панно, как правило, с сюжетной композицией.

Навыки и любовь к рукоделию были привиты Мамеевой в раннем возрасте. Ее мать Александра Федоровна прекрасно шила и вышивала, вязала крючком великолепные салфетки и скатерти. К тому же детство и юность будущей мастерицы были тесно связаны с модными тенденциями того времени. В середине XX -го века искусство вышивки в нашей стране переживает высокий подъем, оно становится массовым увлечением большинства женщин, рукоделием в равной степени увлекались как маленькие девочки, так и их мамы и бабушки. Одним из лучших подарков считалась вещь, выполненная своими руками – вышитая или украшенная аппликацией скатерть, наволочка или просто салфетка. Этими милыми, очаровательными изделиями украшали интерьер, создавая в доме уют и теплую, радостную атмосферу.

Большинство работ Маргарита Степановна Мамеева выполнила в более поздний период времени – с 1985 по 1995 г., когда массовое увлечение вышивкой и аппликацией не было уже таким популярным, как в 50-60-е годы. С Восточно-Казахстанским областным этнографическим музеем Мамеева начала сотрудничать с 1987 г., принимая активное участие в различных музейных мероприятиях: ежегодных выставках декоративно-прикладного искусства, ярмарках («Город мастеров»). Ее работы экспонировались в разных городах: Алматы, Новосибирске, Ленинграде, Москве. Необходимо отметить, что большую помощь в творчестве Маргарите Степановне оказывал ее муж, который помогал ей в поиске сюжетов, рисунков и выкроек, а также занимался оформлением готовых работ, самостоятельно изготавливая для них рамы.

Приобретение работ мастерицы в фонды музея началось с 1991 года, когда было куплено декоративное панно «Журавли» в технике вышивки гладью. Затем поступление экспонатов осуществлялось небольшими партиями в 1992, 1993, 1999 гг. и последняя коллекция была закуплена у Мамеева Юрия Ивановича в 2007 году, спустя 10 лет после смерти его жены. В итоге сформировалась целостная и завершенная коллекция работ мастерицы, довольно разнообразная по техникам, стилям и жанрам изображения, насчитывающая 29 единиц хранения. По имеющемуся у нас собранию произведений можно дать характеристику ее творчества в целом и каждой работы в отдельности, выявить их художественные и технические особенности, исследовать историю создания той или иной композиции.

Уникальным экспонатом является салфетка в технике вышивки гладью, выполненная Мамеевой в 1942 году, когда ей было всего 9 лет. Изделие выполнено немного робко, но с большой аккуратностью и старанием. Рисунок вышивки – корзина с букетом полевых цветов - довольно сложный, отличается изяществом и разнообразием мелких деталей. Цветовые сочетания ниток подобраны грамотно и со вкусом. Уже в этой ранней работе проявились незаурядные творческие способности будущей мастерицы. Примечательно, что в ее зрелых произведениях сохранится такое же по-детски радостное и восторженное ощущение красоты окружающего мира.

Тема живой природы является излюбленной в творчестве мастерицы, выбравшей для себя приоритетным анималистический жанр. В большинстве вышитых композиций мы встречаем опоэтизированное живописное изображение животных и птиц на фоне природы. К выбору композиций для своих работ Мамеева всегда подходила очень ответственно и серьезно, выбирала произведения лучших художников-анималистов, работавших в реалистическом направлении. Используя репродукции живописных и графических работ, а также фотографии известных мастеров, она создавала их прекрасные копии, которые отличались от оригинала только техникой исполнения и размерами.

Для точного воспроизведения рисунка Маргарита Степановна использовала масштабную сетку, чтобы увеличить маленькую иллюстрацию до необходимого ей размера, после чего рисунок переносился на ткань. Благодаря врожденному чувству цвета, профессиональным знаниям и опыту мастерице удавалось в совершенстве передать цветовую гамму копируемых произведений, используя технику художественной глади и большое разнообразие оттенков ниток.

Композиция «Собаки на стойке» выполнена в 1987 году с репродукции акварельной работы известного советского художника-графика Валентина Ивановича Курдова. Он занимался иллюстрацией детских книг о природе таких писателей как В. Бианки, Р. Киплинг, В. Скотт. «Художник рисует энергично, напряженно. Его звери насторожены, готовы к прыжку, схватке. Идеализации, красивому сочинительству здесь нет места» - отмечено в публикации, посвященной творчеству. Действительно, композиция отличается предельным динамизмом и напряженностью сцены охоты. Эти черты переданы не только в стремительном беге собак, но также в некоторых деталях пейзажа: стелющейся по земле траве под сильным порывом ветра, тревожных всполохах рассвета.

Вышивка композиции «Собаки на стойке» выполнена с артистизмом и легкостью, присущими зрелому мастеру. Свободная гладь покрывает всю плоскость тканевой основы, создавая впечатление живописного лессировочного полотна. Цветовое сочетание нитей прекрасно передает колорит оригинала, построенного на полутонах и нюансах. Использование определенных художественных приемов, таких как широкие, размашистые стежки, наложенные в различных, иногда пересекающихся направлениях, контрасты цветовых пятен усиливают ощущение динамизма и тревоги, создают волнующее, экспрессивное настроение.

Надо отметить, что композиция пользовалась большим спросом у любителей искусства, поэтому Мамеева сделала несколько ее копий, одну из которых в 1993 году приобрел музей-заповедник. Это панно, отличающееся от первого только уменьшенными размерами и оформлением, долгие годы украшало стационарную экспозицию декоративно-прикладного искусства в выставочном зале музея. Спустя 14 лет первоначальная композиция также попала в музейные фонды в составе разнообразной коллекции, купленной у в 2007 году.

Одну из лучших своих работ, сюжетную композицию «Лоси» Мамеева вышивала с репродукции одноименной картины русского художника, опубликованной в журнале «Художник», № 3 за 1977 г.. «Степенные долговязые лоси у лесного стога…, - все они так непосредственно и верно живут на холсте, так опоэтизировано их бытие , пропущенное художником через свое сердце…» . Картина, хранящаяся в государственной Третьяковской галерее, покоряет какой-то особой умиротворенностью, величием и мудростью природы. Животные и окружающий их мир находятся в неразрывном единстве и гармонии.

Пейзажист и анималист Алексей Степанович Степанов, живший во второй половине XIX - первой половине XX вв., был незаурядным живописцем, обладавшим редким режиссерским тактом, с которым волшебным образом использовал как бы случайные всплески тускло-розового, лимонного, глубоко-черного в благороднейшей гамме пепельно-серых тонов . Эту же изысканную цветовую гамму постаралась в точности передать, сумев подобрать необходимые тона и сочетания ниток. Несмотря на богатство цветовых нюансов, ей удалось сохранить колористическое единство и цельность в композиции, отвечающих общему настроению работы.

Целая серия работ в технике вышивки посвящена прекрасному и загадочному миру птиц. Это, как правило, небольшие по размеру, камерные композиции, напоминающие скорее беглые зарисовки, нежели законченные произведения. Легкость исполнения и некоторая недосказанность в них не случайны, эти черты соответствуют непоседливому характеру изображенных персонажей, их неуловимости, быстроте реакции и даже среде обитания. Ощущение воздушного пространства, неба и высоты присутствует практически в каждой работе. Даже форма большинства композиций намеренно или интуитивно выбрана в виде круга или овала. Вместе с тем Мамеева с присущей ей аккуратностью и точностью орнитолога передает мельчайшие подробности внешности и характера того или иного вида птиц: размеры, формы, окраску оперения, движения и повадки. Даже пейзаж или его детали в композициях достоверно соответствуют среде обитания определенных птиц. Следует отметить еще одну характерную особенность этой серии: почти везде мы встречаем изображение пары птиц – самца и самочки, которые сидят рядом на ветке, плавают или стоят в воде. Подтверждением тому служат названия работ: «Снегири», «Иволги», «Щеглы», «Пеликаны», «Журавли».

Особняком в серии «птичьих» работ стоит великолепная композиция «Фламинго». В отличие от всех остальных изображений птиц, эта работа достаточно большого размера и представляет собой законченное «живописное» произведение, наполненное особым лирическим настроением, солнечным светом и множеством цветовых оттенков. Это панно положило начало серии вышивок, посвященных птицам. Оно выполнено раньше других, в 1991 году с фотографии Г. Смирнова, опубликованной в одном из журналов.

К наиболее поздним декоративным панно в технике вышивки относятся пейзаж «На джайляу» и «Портрет Абая», выполненные в 1995 году и приуроченные к юбилею великого казахского поэта и просветителя. Эти работы выставлялись в г. Семипалатинске на передвижных выставках декоративно-прикладного искусства, посвященных празднованию 150-летия Абая Кунанбаева и 100-летия Мухтара Ауэзова. Надо отметить, что эти две работы являются исключением в жанровом ряду вышитых произведений Мамеевой, так как они единственные выполнены в «чистом» жанре: пейзажа и портрета. В большинстве же ее вышивок мы встречаем слияние жанров, как правило, пейзажного с анималистическим.

Декоративных вышивок утилитарного назначения в творчестве немного. Среди них особого внимания заслуживают комплект салфеток «Осенние мотивы» и замечательная декоративная скатерть. Для этих изделий характерен единый стиль исполнения, который проявляется в пластичных формах композиции, изящном рисунке веточек смородины и ярком праздничном колорите, основанном на контрастном сочетании зеленых и красных цветов.

Работы в технике аппликации составляют лишь третью часть от всей фондовой коллекции Мамеевой, среди них – два панно, остальные работы практического назначения - декоративные сумочки и наволочки. Аппликации Маргариты Степановны выполнены со свойственным ей высоким профессионализмом, их объединяет ряд характерных особенностей, которые проявляются как в средствах изобразительного языка, так и в технических приемах. Все работы отличаются лаконичной композицией, стилизованным рисунком и орнаментом, продуманностью в подборе цветовых сочетаний тканей. Тонкий художественный вкус мастерицы проявляется во всем – от общего замысла изделия до изысканности мельчайших деталей и отделки. Для закрепления аппликационных форм к фону или основному материалу Мамеева всегда использовала ручные и машинные швы. Кроме того, многие изделия украшены различными отделочными швами, а в сюжетных композициях аппликация гармонично дополнена вышивкой.

Декоративные панно «Чаепитие» и «Сваха» выполнены примерно в одно и то же время – в 1986 и 1987 гг.. Композиции этих работ также найдены мастерицей в литературе, в одном из самых популярных в то время женских журналов – «Советская женщина». Так, репродукция панно «Сваха» была опубликована на 4-ой странице обложки журнала № 2 за 1986 г. Эти композиции во многом схожи, их объединяет тема крестьянского быта и русского гостеприимства. Сюжеты в них просты и незатейливы, в «Чаепитии» - посиделки у самовара двух бабушек-подружек, в «Свахе» - сцена сватовства с обильным угощением. В использовании средств художественной выразительности прослеживается связь с народным искусством: стиль и формы изображения напоминают лубок, а разноцветные и пестрые кусочки тканей, закрепленные ручными стежками, – лоскутное шитье. В отличие от лиричных композиций в технике вышивки, аппликационные панно наполнены добродушным юмором и озорством, населены яркими колоритными образами.

Большой интерес представляют серии декоративных сумочек и наволочек со стилизованным казахским орнаментом. Благодаря профессиональному, творческому подходу автора эти изделия, сохраняя этнографические черты, приобрели новое звучание. Они выглядят стильно и современно, практичны в быту, прекрасно украсят интерьер дома. Привлекает простота и лаконичность форм, изысканность отделки, сдержанность со вкусом подобранного колорита, состоящего всего из двух-трех цветов ткани, и, конечно же, высочайшее мастерство и качество исполнения. Они изготовлены, в основном, из драпа зеленого и красного цветов, которые наиболее часто встречаются в казахском декоративно-прикладном искусстве, для орнамента и отделки использованы либо саржа, либо хлопчатобумажная ткань. И в сумочках, и в наволочках используется всего два вида орнаментов, но в разных композиционных вариациях .

Творческое наследие Маргариты Степановны Мамеевой богато и разнообразно. Будучи профессиональным художником и в совершенстве владея различными техниками вышивки, аппликации, вязания и шитья, она создавала настоящие произведения искусства от маленькой незатейливой салфетки до сложной сюжетной композиции. Мамеева изменила представление о вышивке как о разновидности только домашнего женского рукоделия, раскрыла ее широкие возможности в своих жанровых работах, которые можно смело поставить в один ряд с лучшими живописными произведениями. Ее работы отличались не только высоким профессионализмом, безупречной техникой исполнения, каждое изделие согрето любовью и добрым отношением автора к окружающему миру: природе, людям, животным и растениям. Обладая такими магнетическими свойствами, произведения мастерицы никого не оставляют равнодушными, приковывают к себе внимание зрителей, вызывая у них неподдельный интерес и восхищение.

Источники и литература

1. Архив ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.

2. Богатеева народных орнаментов в детских аппликациях. М., Просвещение, 19с.

3. Гусакова. М., Просвещение, 19с.

4. Калмыков В., Сарабьянов А. и др. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., Советский художник, 1974. С. 278-280.

5. Пластов Н. Трогательный русский талант. //Художник. – 1977, №3. С. 46-51.

32 народных мастера Белгородской области награждены удостоверением, нагрудным знаком и денежным поощрением

Удостоверение и знак «Народный мастер Белгородской области» вручили 13-и мастерам декоративно-прикладного творчества, впервые получившим почетное звание, и 19-и, подтвердивших это звание в 2012 году. 13 марта в Белгородском государственном центре народного творчества было многолюдно. В выставочном зале, где экспонировались лучшие работы народных мастеров, гости внимательно изучали талантливые работы народных умельцев - лоскутные панно, деревянные изделия, расписные по металлу подносы, изделия из бисера, глиняные и текстильные игрушки, вышитые крестом старинные рушники и т.д. А народные мастера, словно перед вручением международной премии, с волнением ожидали церемонию награждения и давали местной прессе интервью. Через несколько минут на сцене, где скоморохи и ложкари инструментального коллектива «Везелинка» создавали зрителям русское народное настроение, народных мастеров наградил заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики области - начальник управления культуры области Сергей Иванович Курганский, вручил им удостоверения, нагрудные знаки и денежное поощрение.

Лидия Даренская, мастер декоративно-прикладного творчества по вышивке из города Шебекино, 17 лет шла к званию «Народный мастер Белгородской области». «По профессии я музыкант, а рукоделие - это мое хобби», - рассказывает мастерица. Лидия Васильевна вышивает крестом и гладью, делает мягкую игрушку, аппликацию из ткани. На выставку мастерица привезла девять вышитых рушников - почти все полотна над которыми она работала несколько лет: русские, украинские рушники, дежники. «Рушник вышивать очень сложно, - делится рукодельница. - Это ремесло очень редкое и почти забытое для нашего времени. Несколько лет назад в своих краях я встретила собирательницу фольклора Галину Грезневу и обрела в ней свою наставницу в творчестве. Она и научила меня народному искусству - вышивке рушников». Выбор орнамента для изделий ей подсказывала мудрая землячка. «Выбирая орнаменты, узоры, рисунки для рушника, мастер всегда хочет что-то передать, пожелать людям. Вышитые цветы символизируют счастье, венец - солнце, листья дуба - жизнь, величие», - показывает нам свадебный рушник Лидия Васильевна.

Татьяна Фесина из города Грайворона, в прошлом машинист башенного крана, владеет очень редким в нынешнее время ремеслом. Татьяна Николаевна ткет пояса на бердышке, на крючках или дощечках, плетеные на пальцах и игле, «в бутылку», браным способом или на сволочке. Мастерица добивается огромного разнообразия в декорировании поясов, удачно подбирает цвета нитей и узоры к поясам и ткет их для народных коллективов Грайворонского района.

Ткать узор на ткацком стане - очень сложное занятие, требующее, прежде всего, наличия инструмента и места для его размещения. «Чтобы оттянуть нити назад, я использую специальные дощечки - бральницы. Поэтому это ткачество так и называется - «браное», - рассказывает нам об особенностях старинного ремесла Татьяна Николаевна. - Пояса раньше ткали как приданое для невесты. А еще с древнейших времён пояса были обязательным элементом мужского и женского костюма. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить по деревне».

… Сегодня в регионе уже 75 мастеров носят почетное звание. Народные мастера навсегда вписаны в историю Белгородчины, они творят благое дело - возрождают и сохраняют традиционную народную культуру региона.

Напомним, звание «Народный мастер Белгородской области» было учреждено в 2008 году Правительством Белгородской области. Сегодня в области более 2000 мастеров, занимающихся художественными ремеслами, большинство из которых - самодеятельные.

Выставка «Народный мастер Белгородской области» будет экспонироваться в выставочном зале Белгородского государственного центра народного творчества» (ул. Широкая, 1).

Анна Воробьева, редактор БГЦНТ.

Март, 2013 г.

Народный мастер Белгородской области

13 марта в Белгородском государственном центре народного творчества состоялась торжественная церемония вручения удостоверений звания «Народный мастер Белгородской области». В этом году этого почетного звания удостоено 13 мастеров Белгородчины. В числе награжденных - мастер Новооскольского Дома ремёсел Рыбакова Яна Владимировна.

Удостоверения, знаки и денежные призы мастерам декоративно-прикладного творчества вручал заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики - начальник управления культуры Белгородской области Сергей Иванович Курганский.

Церемонию вручения наград предварила выставка работ мастеров-номинантов, развернутая в выставочном зале БГЦНТ. Прекрасные работы, выполненные в различных техниках, вызывали искреннее восхищение посетителей. Роспись и резьба по дереву, разнообразная вышивка, лозоплетение, бисероплетение, коклюшечное плетение, изделия из соломки, бересты, тряпичные куклы, лоскутная техника - каждое изделие - настоящее произведение искусства и действительно, работы настоящих Мастеров.

Яне Владимировне дан большой творческий дар. Она с детства любила рисовать. И постоянно училась, совершенствуя свой профессиональный уровень. С успехом окончила отделение ИЗО Новооскольской ДШИ (класс преподавателя Козьменко Л.Г.), затем Алексеевский педагогический колледж по специальности «Учитель изобразительного искусства и черчения». В 2007 году, уже работая в Доме ремёсел, она поступила на заочное отделение Белгородского государственного университета.

Яна мастерски владеет многими жанрами декоративно-прикладного искусства (бумагопластика, роспись по шелку, вышивка бисером), но любимое дело - роспись по дереву.

Мастерица много работает в традиционной русской росписи, среди которой хохломская, мезенская, северодвинская, но и активно развивает авторскую декоративную роспись. И эти работы столь восхитительны, выполнены с таким художественным вкусом, изяществом и мастерством, что просто покорили профессиональное жюри. Именно как мастер росписи по дереву Яна Рыбакова удостоена звания «Народный мастер Белгородской области».

Мы от всей души поздравляем Яну Владимировну с этим почетным званием и желаем новых творческих успехов, талантливых учеников и вдохновения.

Светлана Никулина, Новооскольский район.

Март, 2013 г.

Мастера Старооскольского Дома ремесел показали высший пилотаж на Липецкой земле

13-14 марта мастер ДПИ Старооскольского Дома ремесел Екатерина Кравченко и ученица детской студии «Живая глина» Карина Никишина приняли участие в Межрегиональной выставке традиционной глиняной игрушки «Древние образы глиняной игрушки в творчестве современных народных мастеров». Эта выставка проводилась в рамках федеральной целевой программы «Культура России» на Липецкой земле в ОБУК «Областной центр романовской игрушки».

Работы Кравченко Е.К. и Никишиной Н.Н. ярко представляли заявленную тему: «Женщина, птицы, кони», так как традиционная Старооскольская глиняная игрушка совмещает в себе женские образы, образы птиц и животных. Отбор представленных игрушек проводил выставочный комитет, состоящий из специалистов по декоративно-прикладному искусству в городе Липецке.

Открытие выставки состоялось в выставочном зале Областного Центра Романовской Игрушки. Тёплый приём оказали хозяева ОЦРИ, местные мастера с удовольствием делились ценной и интересной информацией о приёмах лепки глиняной игрушки и гончарном ремесле.

Особый интерес вызвала у гостей выставки научно-практическая конференция «Проблемы современной традиционной глиняной игрушки», где каждый докладчик рассказал об основных насущных проблемах своего промысла. Участники из Липецка, Пензы, Калуги, Тамбова, Воронежа, Старого Оскола, Белгорода, Курска и Орла озвучили интереснейшие статьи, где выявляли главную проблематику в возрождении, сохранении и развитии традиционной глиняной игрушки.

Наши мастерицы посетили экскурсию по городу Липецку, а также участвовали в мастер-классах по гончарной посуде (Ильина С.В.), текстильной кукле (Гришина С.А.), лепке романовской игрушки (Маркин В.В.).

В завершении основных мероприятий все мастера, участвующие в выставке, открыли ярмарку-продажу глиняных игрушек. Туристическая группа могла приобрести филимоновскую, суджанскую, абашевскую, старооскольскую, романовскую и другие глиняные игрушки. Здесь звучала и соловьиная трель свистульки, и гул больших окарин.

Старооскольский Дом ремёсел выражает благодарность учредителям и организаторам выставки и с удовольствием примет участие в дальнейших межрегиональных мероприятиях, посвящённых традиционной глиняной игрушке.

Старооскольский район.

Март, 2013 г.

Текстильная мозаика Людмилы Подгорной всегда функциональна

В Ракитянском районе давно работает мастерица по лоскутному шитью Подгорная Людмила Николаевна. С детства она соприкасалась с вещами, изготовленными искусными руками народных мастериц. В семье Подгорных много лет бережно хранилось лоскутное одеяло, сшитое прабабушкой. Все это исподволь формировало в мастере чуткое, трепетное отношение к народному искусству, понимание его эстетических канонов. Выучившись на швею, она приобрела необходимые навыки для воплощения своих творческих идей. Работа в Доме ремесел дала ей возможность как создавать авторские работы, так и передавать свои знания ученикам.

С 2000 года Людмила Николаевна активно участвовала в районных и областных выставках и фестивалях с работами, которые всегда демонстрировали ее мастерство в создании композиции, в гармоничном колористическом решении, ее бережное отношение к народным традициям. В своем творчестве мастер использует не только технику традиционного для России лоскутного шитья, но и работает в современном «квилтинге», который соединяет в себе многие изобразительные приемы работы с текстилем. Интересные эффекты создаются мастером при использовании тканей разных фактур, например, атласа и ситца.

Текстильная мозаика Людмилы Подгорной всегда функциональна, ее работы применимы в повседневной жизни. Это одеяла, покрывала, шторы, скатерти, салфетки, способные украсить своим многоцветьем любой интерьер.

В 2012 году Подгорная Людмила Николаевна удостоилась звания «Народный мастер Белгородской области» за талант, мастерство и педагогическую работу. Секреты искусства лоскутной техники у мастера перенимают ее юные ученики в кружках «Чудесные мгновения» и «Рукодельница». По индивидуальной программе Людмила Подгорная обучает детей из коррекционной школы-интерната, а также проводит мастер-классы для широкого круга людей, интересующихся народными ремеслами.

Уроки мастера учат видеть и создавать великолепие предметного мира, понимать взаимосвязь красоты и пользы. Это еще и уроки народной культуры, исподволь воспитывающие патриотизм. Это та духовность, которую рождает декоративно-прикладное творчество.

Зотова И.П., старший научный сотрудник ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества».

Апрель, 2013 г.

Мастера Старооскольского Дома ремесел - в

XIII межрегиональной универсальной оптово-розничной

Курской Коренской ярмарке

С 5 по 7 июля в Курске проходила XIII межрегиональная универсальная оптово-розничная Коренская ярмарка. Она расположилась около Святых ворот мужского монастыря в местечке Свобода. Перед началом официального открытия ярмарки на площади перед монастырем Рождества Пресвятой Богородицы прошёл молебен перед иконой Божией Матери «Знамение».

В настоящее время Коренская ярмарка является главным выставочно-ярмарочным мероприятием Курской области и получила широкую известность далеко за ее пределами. Широкая география участников Курской Коренской ярмарки и федеральный статус мероприятия подчеркивают её уникальность. За 13 лет Курская Коренская ярмарка стала интернациональной: в м. Свобода съезжаются участники из Украины, Белоруссии, Сербии, Польши, Болгарии, Чехии, Вьетнама, Казахстана, Израиля, Молдовы, Ирака, Эстонии, Венгрии, Словакии, Италии, Анголы.

Количество участников ярмарки также постоянно увеличивается, в этом году в Курской области собралось свыше шести тысяч гостей и участников. Свою продукцию, технологии, интеллектуальные, инвестиционные и другие возможности продемонстрировали более 1 500 предприятий и организаций промышленности, агропромышленного комплекса, строительства и стройиндустрии, машиностроения и автомобилестроения, энергетики, пищевой и перерабатывающей отраслей, химической и лёгкой промышленности, малого и среднего бизнеса, науки, культуры.

На ярмарке прошли традиционные выставки подворий области. Город Старый Оскол представляли МБУК «Старооскольский Дом ремесел» и МБУК «Цент декоративно-прикладного творчества».

Дом ремесел представляли мастерицы ДПТ - народный мастер Белгородской области Шаталова Л.Ю. и мастер ДПТ Кравченко Е.К. Яркие, колоритные работы мастериц гармонично вписались в длинные ряды ярмарки народного творчества. Мастерицы представляли работы, выполненные в традиционных техниках, по восьми направлениям:традиционная тряпичная и авторская кукла, войлочные украшения и «жизнерадостные» сувениры, изделия в технике лоскутного шитья - гаманки, сумки и декоративное панно, традиционная старооскольская глиняная игрушка.

Шаталова Е.Ю., методист МБУК «Старооскольский Дом ремесел».

Июль, 2013 г.

Куклы от Майи Сысоевой

18, 19 октября на базе Старооскольского Дома ремесел состоялись мастер-классы Народного мастера России Майи Сысоевой "Экспедиционные куклы Вологодской области».

Майя Сысоева — одна из ведущих кукольниц в традиционной тематике. Она проводит научные этнографические экспедиции по вологодским деревням, разрабатывает авторские куклы на основе традиционных образов. Её куклы хранятся в коллекциях этнографических музеев и православных монастырей.

Мастер-классы собрали маститых и начинающих мастериц из Старого Оскола, Губкина, Белгорода. Темой работы стали традиционные куклы Севера России.

Сысоева познакомила собравшихся с приемами изготовления зольной куклы, куклы пограничья Костромской и Вологодской областей, куклы закрутки, куклы «папа-мама», «семья», череповецкой парочки, куклы скрутка с перегибом.

Майя Анатольевна покорила всех своим непревзойденным мастерством, обаянием и многочисленными рассказами об экспедициях по вологодским деревням.

Творческая встреча удалась на славу, мастерицы смогли почерпнуть много новых приемов и сюжетов, а также окунуться в бескрайний кукольный мир.

Старооскольский Дом ремёсел.

Октябрь, 2013 г.

Мастерица-волшебница

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Народное массовое искусство остается очень важным наполнителем свободного времени современного подростка, ребёнка и средством реализации его творческих амбиций. А рукотворная природа и положительная энергетика, добрый взгляд и талант мастера, несомненно, главная ценность произведений народного искусства. К таким мастерам относится мастер декоративно-прикладного творчества Дома ремёсел МБУК «Волоконовский РДК» Лотохова Елена Ивановна.

Елена Ивановна - мастер, работающий по нескольким жанрам декоративно-прикладного творчества: изонить, вязание спицами и крючком, вышивка атласными лентами, лоскутная техника, мягкая игрушка, кукла-самокрутка, аппликация из ткани. Одним из важных направлений в работе с детьми Елена Ивановна ставит развитие их познавательной сферы, которая открывает ребенку огромное окно в мир знаний, мир удивительных открытий, прививает любовь к художественному творчеству, воспитывает чувство красоты, развивает творческие способности, их воображение, мелкую моторику рук. На занятиях участники кружка делают поделки и дарят родителям, сделанные своими руками. Организовывают выставки детских работ, мастер-классы для учащихся школ посёлка. Множество работ разной направленности украшают комнату Дома ремёсел: это сувенирная продукция, обереги, картины. Разнообразие оберегов: на богатство, на счастье, благополучие, на рождение деток, здоровье.

Елена Ивановна - участница районных, межрайонных и областных выставок (I межрайонный фестиваль-состязание «Я - русский крестьянин!», II межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Казачий круг», фестиваль-ярмарка «Белгородская слобода», фестиваль «Золотая подкова»- презентация туриско-рекреационного потанцевала с элементами событийного туризма Волоконовского района, IX Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень»).

Волоконовский район.

На уроках кубановедения, трудового обучения нам рассказывали много интересного о промыслах и ремёслах, распространённых на территории Краснодарского края. Кубанская земля славилась и славится своими мастерами, одарёнными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о её практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавались настоящие произведения искусства. На территории нашего края распространены такие ремёсла, как: ковроткачество, гончарное, кузнечное дело, обработка кукурузы, лозоплетение, чеканка, резьба по дереву, вышивка, мережка, соломка, обработка кожи, вязание, обработка кости, камня, обработка стекла, цветоделание. Мы рассматривали книги, буклеты, ходили на экскурсии в городской музей, слушали рассказы и рассматривали фотографии с выставок, в которых принимала участие наш классный руководитель и её ученики. Нам очень хотелось тоже делать красивые изделия и участвовать в разных выставках. Мы видели работы многих мастеров декоративно-прикладного творчества, но не знали их лично. Тогда мы решили собрать информацию о мастерах нашего города. Встречи эти, беседы, мастерклассы,оживили картинки”, которые сохранились теперь в нашей памяти надолго, нам захотелось освоить некоторые ремёсла самим. Многие мастера с радостью предложили свою помощь в овладении секретами ремесла.

Эйрих Галина Николаевна с рукоделием знакома с детства: хорошо вязала спицами. В 60 лет она решила научиться вязать крючком, и простор перед нею открылся широчайший. Начала с пинеток, шапочек, вяжет и шали, палантины, салфетки, скатерти. Идею вязать кукол подали внуки. Фантазии нет конца и края. Да и самой ей неинтересно вязать однотипные изделия. Из-под крючка Галины Николаевны выходят то клоун, то негритёнок, то домовёнок, то казак с казачкой. Игрушки этого мастера радуют детей и взрослых не только в нашем городе.

Эйрих Виктор Иванович – замечательный мастер по обработке дерева. Немало кухонных гарнитуров радуют своим теплом, красотой, надёжностью и ещё долгие-долгие годы будут служить людям. Сейчас такие объёмные работы ему сложно выполнять, но сложа руки сидеть не привык: делает изумительные по красоте, изяществу шкатулки и кухонную утварь.

У Эйрих Галины Николаевны и Виктора Ивановича замечательные дети и внуки. Они продолжают семейные увлечения, развивают его, совершенствуют, постигают новые. В 2008 году династия Эйрих стала победителем на краевом фестивале семейного творчества,Любить и Беречь” и получили премию. В 2010 году у Галины Николаевны и Виктора Ивановича – золотая свадьба. Гармония и понимание в семейной жизни придают им силы для развития творчества. Работы этой семьи можно увидеть на выставках, фестивалях, как городских, так и краевых, и даже международных.

Давыденко Марина Владимировна с детства увлекалась рукоделием. Как и все маленькие девочки, она играла с пупсиками (маленькими куколками), придумывала и шила им наряды. Мама показала лицевую и изнаночную петли на спицах лет в 10. Остальное постигала сама. Умеет Марина Владимировна вязать спицами и крючком, выпиливать лобзиком, вышивать лентами, владеет техникой макраме, гильоширования, бисероплетением, кожепластикой, нравится лепить из солёного теста, резать по дереву. Вышивка крестом – нынешнее её увлечение. В ближайших планах – выполнить изделия приёмом,объёмной вышивки”. Принимает участие в выставках, фестивалях различного уровня: от городского до международного.

Ляпунова Ольга Владимировна занимается вышивкой, бисероплетением, плетением из соломы, талаша (кукурузных листьев). Любовь к рукоделию перешла по наследству. За вышивкой помнит себя лет с десяти. Первое образование совершенно не связано с увлечением. Ольга Владимировна в 2001 году круто изменила течение жизни: поступила в университет культуры, закончила успешно. В настоящее время она не только радует своим творчеством, но и учит народным промыслам Кубани ребят различной возрастной категории.

Кожина Вера Васильевна родилась в 1950 году в г. Уфа. Работала на Башкирском комбинате по росписи сувениров, художником-декоратором в г. Тихвин (Ленинградской обл.). В нашем городе живёт с 1985 года. Ей пришёлся по душе маленький провинциальный уютный городок. Именно здесь Вера Васильевна смогла реализовать себя как талантливый педагог и МАСТЕР. Немало талантливых ребят открыла она, помогла им поверить в себя. Сама она делает самобытные работы из природного материала (цветы, солома, семена, шелуха лука и т.п.), рыбной кости, чешуи, солёного теста, кожи, глины. Активное участие принимает в выставках, конкурсах, фестивалях различного уровня: от городского до международного.

Лагутина Людмила Николаевна - женщина с добрыми глазами. Она очень смущается, потому что раньше о ее работах знали только ее родные и знакомые. Эти прекрасные вышивки должны увидеть все жители нашего города. Кроме вышивания Людмила Николаевна занимается вязанием и бисероплетением. Творчеством Людмила Николаевна стала заниматься не очень давно, всего 4 года назад. Но вышивать она умела с детства. Ее научила этому мама, которая тоже была рукодельницей. За 4 года Людмила Николаевна достигла большого мастерства в искусстве вышивки. Ее картины поражают воображение, кажется, что они нарисованы красками, а не вышиты нитями.

Сердюков Михаил Николаевич занимался лозоплетением с семи лет. Научил его отец, которого, в свою очередь, учил его отец. После 5-го класса Миша уже работал в колхозе: плёл корзины за трудодни. Отслужил в рядах Советской Армии, женился (более сорока лет в браке). Лозу он выращивает во дворе. Инструменты для выполнения работ тоже делает сам. Все красители – только натуральные, природные. К Михаилу Николаевичу приезжают за изделиями домашнего обихода не только из близлежащих населённых пунктов, но и других регионов. Он участвует в выставках мастеров. Помимо лозоплетения, Михаил Николаевич ещё и прекрасный столяр, плотник, паркетчик. Мечтает передать своё мастерство молодому поколению.

Попович Валентина Ивановна родилась в 1933 году в г. Кропоткине. Здесь она провела своё детство, юность, училась, работала, вышла на пенсию. На первый взгляд монотонная и скучная жизнь, да не тут то было. Работая, принимала активное участие в жизни предприятия, города. После выхода на пенсию она возглавила городской совет ветеранов, где и сейчас не даёт успокаиваться никому. Вязать крючком научилась, когда не было и 10 лет. Вязала кошелёчки, которые продавала, чтобы купить книги. Это были первые и последние проданные работы. Все последующие работы только бережно хранит или дарит людям на память. Свои работы с удовольствием выставляет на выставках уже более 20 лет.

Заболоцких Ирина Васильевна родилась в 1937 году. Рано пошла работать, т. к. в семье было 9 детей, заочно училась. В наш город переехала в 1962 году. Вязать крючком научилась вязать ещё в 3-ем классе, а вышивать училась в юности самостоятельно. Пока растила детей, времени на увлечения трудно было выкроить. А вот за последние 15 лет вышила более 150 картин. Предпочтений особых нет – лишь бы,душа легла”. Картины Ирина Васильевна демонстрировала и на персональных выставках, и на выставках различного уровня.

Себенкова Нина Тимофеевна родилась в 1953году. С детства ей нравилось шить. Бисероплетением увлеклась сравнительно недавно: чуть более года назад. Началось всё с ёлочки. Первое деревце из бисера она мечтала сделать сама, а не купить. Потом появились новые идеи, выработался свой стиль плетения. Сейчас у Нины Тимофеевны великое множество задумок и идей, которые она с удовольствием воплощает в жизнь.

Бобровой Вере Ивановне 72 года. Она прекрасно вяжет и спицами, и крючком. Первое изделие было связано для четырёхлетней дочери. Бессчётное множество кофт и кофточек, юбок, скатертей, салфеток украшают жизнь знакомых и родных. В 65 лет Вера Ивановна взялась за освоение новой техники – плетения из бисера. Цветы изумительной красоты тончайшей работы, колье, серьги, браслеты – вот неполный перечень её изделий. Изделия Веры Ивановны Бобровой – украшение любой выставки.

Мы рассказали не обо всех мастерах декоративно-прикладного творчества города Кропоткина. В дальнейшем, мы уже планируем знакомиться с другими мастерами: рассказать о них, перенять их опыт. Сами мы тоже стараемся быть достойными МАСТЕРОВ нашего города. Нам удаётся выполнять некоторые достойные работы. Это ведь так прекрасно: украшать жизнь и дарить радость людям!

Детей

Дворец творчества детей и молодежи

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОУ ДОД ДТДиМ

Принято на основании решения

методического совета

Протокол № 2 от 23.11.09 г.

Посвящение в мастера

декоративно-прикладного творчества «Я – хранитель»

(методическая разработка конкурсной программы

в декоративно-прикладном отделе ОУ ДОД ДТДиМ)

Разработала: ,

методист ОУ ДОД ДТДиМ,

г. Сызрань

Пояснительная записка

«Очень важно с юного возраста приобщать ребенка

к истории малой Родины, пробудить вначале

любопытство, потом – любовь, а затем и ответственность

за ее настоящее и будущее»

Не секрет, что в последнее время падает интерес детей к русской национальной культуре, декоративно-прикладному творчеству. И педагоги дополнительного образования видят свою задачу в умножении духовного потенциала подрастающего поколения, формировании его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прошлому своего народа, к национальной, отечественной и мировой культурам.

Наш Дворец творчества – это та ниша в образовании, которая и является хранителем народной, национальной культуры, т. к. здесь изучаются и развиваются фольклор, живопись, декоративное творчество.

Посвящение в мастера декоративно-прикладного творчества – это небольшой опыт работы ОУ ДОД ДТДиМ по изучению, сохранению и развитию народного творчества через возрождение народных традиций, ремесел, гордости и любви к родному краю.

Данная методическая разработка предназначена для методистов, педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности и декоративно-прикладного искусства.

Методическая разработка призвана оказать помощь при проведении посвящения обучающихся первого года обучения в мастера декоративно-прикладного искусства или при проведении любого открытого занятия в объединениях прикладной направленности.

Возраст участников . Сценарий рассчитан на обучающихся 10-14 лет.

Оформление. Зал оформлен поделками и рисунками обучающихся. На сцене стол и скамья с резными узорами, на столе самовар, увешанный сушками. В углу – старинный сундук с русскими национальными костюмами. Рядом расположен манекен в стилизованном русском наряде, девушки-ведущие в русских сарафанах. В центре сцены на стене большими буквами выведено «Я - ………»

Задача будущих мастеров, пройдя определенные испытания, открыть недостающие буквы.

Цель: развитие духовного мира личности ребенка, приобщение к ценностям народной культуры, формирование духовности, патриотизма, заинтересованности видами народного и современного прикладного искусства, представленного в декоративно-прикладном отделе Дворца творчества детей и молодежи.

Задачи:

Обучающая

Познакомить обучающихся с направлениями декоративно-прикладного искусства;

Изучить виды русских народных ремесел через игровую деятельность.

2. Развивающая

Развить творческие способности обучающихся при выполнении игровых творческих

Развивать и сохранять лучшие образцы русской национальной культуры.

3. Воспитывающая

Воспитать уважение к прошлому своего народа, его традициям, обрядам и ремеслам;

Пропаганда творческих объединений декоративно-прикладной направленности.

Форма : игровая познавательная программа.

Сценарий конкурсной программы «Я – хранитель»

Звучит русская народная музыка. На сцену, пританцовывая, выходят две сестрицы, поют частушки.

1. Солнце светит, солнце светит

Утром рано на заре,

Хорошо у нас живется

На родимой стороне.

2. Ох, пляшется нам,

Весело поется.

Почему же нам не петь?

Весело живется.

1. Собрались на посиделки

Мастерицы всех дворов.

И сегодня всем покажем,

Кто как к творчеству готов.

2. Расступись, сестрица,

Вот и наши мастерицы.

(Звучит музыка, выходят мастерицы из объединений «Бисероплетение», «Вышивка», «Вязание», Изостудия, «Тестопластика», «Художественное ремесло», «Цветоделие» и садятся в зал за столики).

1. Проходите, милости просим,

Садитесь за столы.

2. Эх, раз, еще раз,

Конкурс начинаем,

Для хранителей ремесел

Песни запеваем.

(музыкальный номер)

2. Ох, сестрица, и весело мы начали, а ведь дело нам предстоит дюже серьезное.

1. А на Руси издревле повелось, что любое дело с песней, частушками, шутками да

прибаутками спорится.

2. Ведь сегодня всем праздникам праздник. Сегодня мы посвящаем в мастера рукодельниц декоративно-прикладного отдела.

1. Посвящение в хранителей древних традиций, ремесел, народного искусства.

2. Мы сегодня славим дружно

Наше рукоделие,

Отчего не оценить

Народное умение.

Макошь: Коли рукоделие руками золотыми

Да сердцем добрым делалось,

То удачной работы вам в добром деле,

Да счастливой жизни.

А коли в душе обида да зависть,

То гнев мой суров будет. (музыка, гром)

2.Ой, сестрица, кто это?

(музыка)

1. Это богиня Макошь. Ходит она среди людей, невидимая, босая, с распущенными

волосами, в длинной рубашке без пояса. Из кудели она прядет нити и в клубочек

сматывает. Не простые те нити, волшебные. Это нити судьбы человеческой. Ну, что?

Хватит сказки сказывать, пора дело делать да юных мастериц в хранители посвящать.

2. А чтобы посвятить юных мастериц, им нужно пройти испытания и показать свое

мастерство в рукоделии.

1. Итак, первое испытание.

(музыка «Бой часов»)

2. Задание не простое, а с хитринкой, лукавое. Каждой команде дается загадка, которую

она, команда, должна отгадать.

1. А загадки эти о народных промыслах.

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня!

Скачут коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен. Взгляните!

(Вологодское кружево)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А, может, солнцем залитые.

(Хохлома)

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные,

Черные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные!

(Жостовские подносы)

Ростом разные подружки

Все похожи друг на дружку,

Раз, два, три, четыре, пять…

(Матрешки)

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора,

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

(Филимоновские игрушки)

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке горят.

(Городец)

На черном фоне красные розы,

Лилии, маки, ромашки, подснежники…

Ими повязаны девичьи головы,

Глазки лукавые, личики нежные.

(Павлово-посадские платки)

2. Молодцы, с заданием справились, и на сцене появляется буква заветного слова (Х).

1. Следующее испытание: «Русские узоры»

2. Задание не простое, творческое. Каждая команда вырезает из бумаги платье, сарафан, юбку, костюм.

1. Следующий этап: на этом изделии нарисуйте характерные черты узора одного из народных промыслов. Рисует вся команда.

2. Название промысла на карточках. На сцену приглашаем одного участника команды, чтобы выбрать карточку.

(на карточках написаны названия промыслов: гжель, хохлома, городец, филимоновская игрушка, дымковска игрушка, павлово-посадские платки, жостовские подносы, полхов-майдановская роспись, вологодское кружево ).

1. Задание выбрано. Приступайте к росписи.

(музыка «Бой часов». Задание выполнено, открываем букву Р)

2. Как из белых мхов,

Из того ли сруба дубового,

Вытекала речка тихоструйная.

Как из белой-то кудели

Да из долгого льна,

Да с того ли донца расписного

Выпрядала девица тонкую нить,

Нитку тонкую, нитку прочную…

1. По спряденной ниточке и характер определяли. Нитка тонкая, ровная – характер

девушки спокойный, покладистый; нитка в узлах, рвется, - и характер горячий.

И сейчас мы переходим к следующему испытанию, оно называется «Волшебный

клубок». Команда должна связать с помощью крючка цепочку 20 см. Время на конкурс

– 1 минута.

(музыка «Бой часов»)

2. Все, стоп! Испытание пройдено, и на сцене открывается следующая буква (А).

1. Любая мастерица умеет все. Даже изготовить из подручного материала шляпу.

2. Ну, что ж, давайте проверим. Приглашаю на сцену по одному участнику от каждого столика. Итак, у нас получилось две команды. Вот из чего вам предстоит создать головной убор : здесь мужские галстуки, прищепки, ленты, цветы, ремни.

1. Приготовились, начали!

(музыка «Бой часов»)

2. Стоп. Посмотрите, какие неординарные шляпки.

1. Сколько девчата приложили труда, творчества.

2. Главное, они делали все сплоченным коллективом . И это, я считаю, одно из главных качеств будущих хранителей: в искусстве идти рука об руку.

1. А мы открываем следующую букву (Н).

2. Открываем, открываем, открываем аукцион народных ремесел. Если вы их не забыли, побыстрее мне их назовите.

1. Итак, первый столик.

(Аукцион)

2. Хранители знают ремесла на пять

От этого больно хочется плясать.

1. Погоди – напляшешься, испытания еще не все пройдены, и буквы не все открыты.

Открываем букву (И).

2. Эх, раз, еще раз,

И игла пустилась в пляс.

Эх, стежок, еще стежок,

Глянь-ка, вышила мешок.

1. Все шутишь, сестрица. А наши мастерицы сейчас будут вышивать следующую букву

заветного слова.

2. И какую же букву?

1. Букву Т. Начинаем.

(музыка «Бой часов», после выполненного задания открываем букву (Т)

1. Кто не любит в холодную зиму вздремнуть под теплым одеялом.

2. Да (сладко потягиваясь). А вот моя бабушка делала одеяла из лоскутков. И такие они получались красочные, веселые.

1. И сейчас мы попробуем воспроизвести рукоделие наших бабушек. Испытание таково: каждый столик из лоскутков на листе бумаги делает красочную, яркую картину.

2. Итак, начинаем.

(музыка «Бой часов», конкурс «Лоскутки»,

после выполненного задания открываем букву (Е)

1. Издревле повелось, что русский народ всегда песни запевает.

2. Вот и мы, рукодельницы и мастерицы, споем.

1. Петь будем по очереди, заодно и узнаем, какой стол сколько народных песен знает.

онкурс «Поет российская душа», после конкурса открывается - (ЛЬ)

1. Вот и вечер скоротали.

2. И слово заветное узнали «Я - хранитель».

1. Теперь, вы – хранители, теперь вам оберегать, обогащать и передавать своим будущим мастерам искусство Древней Руси.

2. И не забывайте, что народные промыслы, сделанные руками с любовью и добром, несут свет и тепло людям.

(музыка, выносят 9 свечей на подносе)

1. Возьмите этот свет и несите его по жизни, будьте настоящими хранителями красоты,

творчества, искусства, любви, добра.

2. Пусть ваши души всегда несут людям тепло, радость, свет жизни. Берите свечи.

(музыка, свечи разбирают, несут к столикам)

1. А сейчас наши посвященные мастера преподнесут сувениры вам, дорогие зрители.

(музыка, участники программы дарят поделки зрителям)

2. Подошла пора проститься с вами.

1. Только светлей будет в сердце грусть.

1 и 2 вместе: Пусть всегда гордится мастерами

Щедрая, песенная Русь!

(музыкальный номер)

Использованная литература

1. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей, № 3, 2008

2. Журнал «Внешкольник», № 6, 2003

3. Журнал «Народное образование», № 11, 2000.

4. «Забытые ремесла», М. Изд-во «Дрофа», 2004.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png