Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство - это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.

Согласно Конституции

Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики - свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство - это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство - это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

Количество работников

Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство - это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве - не более шестидесяти, в оптовой торговле - пятидесяти, в розничной же - до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства - физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

Налоги

Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.

Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.

Поддержка

Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.

1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.

2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.

3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.

4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.

5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.

6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства - как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.

Из истории

Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.

В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля - пятнадцати человек, непроизводственная сфера - двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера - пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание - ста человек, промышленность - двухсот человек.

Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ "О малом и среднем предпринимательстве").

Закон

В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.

Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.

Другие условия

В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий - от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых - до ста человек, в микропредприятиях - до пятнадцати человек.

По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть - балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства"). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).

Категории

Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.

На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную - основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.

Документы

Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.

1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.

2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.

3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).

4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

Сроки

Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.

Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.

Программы поддержки

Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.

Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.

Участие

В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.

Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.

Малый бизнес представляет собой определенную деятельность физического или юридического лица, направленную на получение прибыли путем предоставления населению услуг или продажи товаров. Например, открытие парикмахерской или торговой палатки, ремонт обуви - все это можно отнести к сфере малого бизнеса.

Основным критерием, по которому малый бизнес отличается от иных видов предпринимательства, является упрощенная схема налогообложения. Оформившись как индивидуальный предприниматель, в казну государства каждый год необходимо будет уплачивать единый налог. Согласно Федеральному закону № 402- ФЗ каждая компания, относящаяся к малому бизнесу, обязана вести бухгалтерский учет с предоставлением соответствующей отчетности в налоговые органы по фактическому месту нахождения организации.

В 2007 годы Государственная Дума утвердила Федеральный закон № 209-ФЗ, регулирующий сектор малого предпринимательства в РФ. Так, в зависимости от численности персонала компанию можно отнести к той или иной категории:

Микропредприятие (до 15 человек, годовой оборот – менее 60 миллионов рублей);

Малое предприятие (16-100 человек, оборот денежных средств – 60-400 миллионов рублей);

Фирмы среднего бизнеса (в подчинении руководства находится более 100 человек, прибыль более 400 миллионов рублей в год).

При этом закон предусматривает пересмотр критериев каждые пять лет.

Как оформить малый бизнес?

Человек, желающий открыть собственное дело, должен зарегистрировать свою фирмы по определенному виду собственности:

Как индивидуальный предприниматель;

ОАО (открытое акционерное общество);

ЗАО (закрытое акционерное общество);

ООО (общество с ограниченной ответственностью).

При любой форме организации деятельности предприниматель освобождается от таких налогов как:

Налог на имущество организации;

Налог на прибыль;

На доходы или имущество физических лиц.

Как малый бизнес влияет на экономику в целом?

Государство с каждым годом стремится все более активно поддерживать сферу малого бизнеса, поскольку развитие малых предприятий способствует решению целого ряда общественных проблем:

Появление дополнительных рабочих мест;

Шаговая доступность большинства учреждений быта и товаров первой необходимости;

Рост благосостояния отдельных категорий населения, задействованных в малом бизнесе;

Пополнение бюджета страны за счет налоговых отчислений.

Такие крупные банки как Сбербанк России, Уралсиб и Россельхозбанк участвуют в государственной программе кредитования малого бизнеса.

Появление предприятий малого бизнеса обеспечивает снижение уровня безработицы среди населения, в результате чего в обществе появляется так называемый «средний» класс.

Малый бизнес — самый распространенный в мире бизнес. Но большинство людей не знают, как отличить малый бизнес, как его позиционировать. Так как сайт посвящен проблемам малого бизнеса, необходимо определить, что же это такое – малый бизнес? Как это ни странно, ни в одном источнике я не нашел конкретного определения — что такое малый бизнес. Есть множество различных критериев разделения бизнеса на малый, средний и крупный бизнес.

Как обычно определяют малый бизнес.

Сегодня определение малого бизнеса очень условно. Его определяют и по объему производства, и по количеству занятых в бизнесе наемных работников, и по выполняемым бизнесом функциям и т.д. Все эти критерии разделения довольно условны. Так, например, бизнес с тридцатью наемными работниками следует отнести куда – к малому или среднему? Я не знаю. А бизнес со 100 наемными работниками?

Также условно и разделение по объему производства. Даже в разных странах эти критерии различны. Так бизнес с совершенно одинаковым объемом производства в одной стране может определяться как малый бизнес, а в другой - как средний. В некоторых странах вводится дополнительная категория бизнеса – мелкий бизнес, который предшествует малому.

Некоторые авторы предлагают разделять бизнес смешанным путем: т. е. в совокупности количества наемных работников и объема производства. Этим методом разделения пользуются налоговые службы многих стран. Но и этот метод весьма условен и не дает четкого разделения на категории.

К примеру, в России, в зависимости от средней численности работников, бизнес делится на: микро предприятия – до 15 работников; малые предприятия – до 100 работников; средние предприятия – до 250 работников. Соответственно по годовому объему производства (выручки от реализации), предприятия делятся на: микро предприятия – до 60 млн. рублей; малые предприятия – до 400 млн. рублей; средние предприятия – до 1 млрд. рублей. В Евросоюзе разделение бизнесов следующее: микро предприятия – до 9 работников и до 2 млн. евро годовой оборот; малое — до 49 работников и до 10 млн. евро годовой оборот; среднее – до 249 работников и до 50 млн. евро годовой оборот.

Ну и для полноты картины приведу критерии разделения бизнесов в США. В США существует стандарт для определения размера малых предприятий. Ключевыми критериями являются число работников и величина годового дохода. В общем случае для малого бизнеса определены критерии: до 500 работников и до 6 млн. долларов годовой доход. Но есть множество поправок в зависимости от рода деятельности бизнеса. Так, например, в оптовой торговле малым будет считаться бизнес с количеством работающих до 100 человек.

Какой подход нужен для позиционирования малого бизнеса.

Всеми вышеперечисленными критериями легко пользоваться налоговым органам, службам поддержки малого бизнеса и при выдаче , а государственным законотворческим органам определять льготы и средства поддержки малого бизнеса. Но для понятия сути «малый бизнес» эти критерии совершенно не верны.

Малый бизнес требует свой, во многом отличный от крупного бизнеса, подход. Свой подход к организации и управлению, к маркетингу и работе с партнерами, к управлению качеством и ценообразованию. Необходимо отметить, что в последнее время появилась неплохая литература по маркетингу для малого бизнеса, но в остальном ее явно недостаточно.

Такое определение малого бизнеса, как принято сейчас, позволяет увидеть, почему авторы огромного количества литературы по экономике, менеджменту, теории и практике бизнеса и пр. не дают конкретных ответов на возникающие в малом бизнесе вопросы, а иногда предлагают абсолютно неправильные пути. Определяя малый бизнес по объему производства или по количеству работников, они рассматривают его как небольшой крупный бизнес, что, я думаю, не всегда оправданно. К требуется свой, возможно более конкретный, подход авторов, необходимо поменьше теории и формул, или откровенной воды, а больше практических советов и деловых рекомендаций.

Как следует определять малый бизнес.

Так как же необходимо отличать малый бизнес (или, если хотите мелкий) от других видов бизнеса. На мой взгляд, разделение бизнеса на категории (опять же условно) можно проводить по количеству функций, выполняемых их хозяевами или руководителями. Ведь в малом бизнесе в большинстве случаев сам предприниматель и выполняет функцию руководителя, особенно на начальном периоде существования бизнеса.

Так вот, если предприниматель в своем бизнесе выполняет все непроизводственные функции сам (например, директора, экономиста, технолога, снабженца, сбытовика) или привлекает для этого не более одного-двух работников — это малый бизнес (или мелкий). При этом количество наемных работников, занятых непосредственно в производстве, а также объем производства не ограничены.

Если каждую из управленческих функций (а сюда, к вышеперечисленным функциям, следует добавить секретаря, курьера и прочих вспомогательных работников) выполняет отдельный работник, но один (т. е. не участвующих в производстве работников будет 3 и более), это бизнес средний.

Если для выполнения каждой из управленческих функций требуется более одного работника (т. е. подразделений), это бизнес крупный. К этому следует добавить, что количество работников, непосредственно не занятых в производстве, предприниматель сделает минимальным, потому что главный критерий работы бизнеса – получение максимальной .

Заключение.

При таком подходе к определению малого бизнеса, как мне кажется, гораздо удобнее оптимизировать его бизнес–процессы, конкретизировать рекомендации, выбрать свой подход к литературе и информации в помощь малому бизнесу. Неудобства такого определение могут быть в вышеперечисленных налоговых и государственных службах. Но я думаю, им вообще не следует делить бизнес на категории. Просто определить, что бизнес с числом работников до «Х» человек и объемом производства до такой-то суммы имеет какие-то льготы в налогах, регистрации, прочие исключения и дополнения. Но чем всяких исключений и дополнений меньше, тем легче работать любому бизнесу, а особенно малому бизнесу. Но это уже совсем другая тема.

Интересно Ваше мнение, уважаемый читатель, по этому, довольно спорному вопросу. Жду ваших комментариев и отзывов на эту статью. Очень интересно получит ваше определение — что такое малый бизнес.

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями.

Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

Численность персонала
- размер уставного капитала
- объем оборота (прибыли, дохода)
- величина активов

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Например,в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

Количество занятых работников до 50 чел.
- годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ
- сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ
К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:

Количество занятых работников от 50 до 250 чел.
- годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ
- сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

Рассмотрим как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса .

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

1. оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ
2. активы не более 1,5 млн. ЭКЮ
3. средняя численность занятых до 50 чел

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве., полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действую еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.

В Соединенных Штатах Америки федеральным установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

Наименьшие – 1 – 24 занятых
- малые – 25 – 99 занятых
- промежуточные – 100 – 499 занятых
- крупные – 500 – 999 занятых
- крупнейшие – 1000 и более занятых

Нужно отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США. В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами,представляющими малый бизнес , не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

В промышленности – 100 человек;
в строительстве – 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в научно технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Когда распался Великий Запрещающий Механизм, утверждающий, что все люди должны иметь одинаковые возможности и перспективы, многие стали понимать, что их благосостояние в их же руках. Именно тогда начался рассвет эры малого предпринимательства, который продолжается и по сей день. Малый бизнес сейчас – это явление, с которым мы сталкиваемся изо дня в день, и каждый уважающий себя человек, если сам не вовлечён в систему предпринимательства, то должен быть осведомлён о ней. Итак, начнём разбираться, что же за зверь такой «малый бизнес» и с чем его едят. Для лучшего восприятия информация в данной статье структурирована в виде ответов на наиболее часто задаваемые вопросы (FAQ ).

Что представляет собой малый бизнес и предпринимательство в целом?

Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.

Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.

По каким критериям предприятие относят к сфере малого бизнеса?

По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности.

Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.

Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ " ". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.

Более того, согласно , данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.

Какие законы регламентируют деятельность малых предпринимателей?

Основным законодательным документом, регулирующим деятельность малых предприятий в России, является уже упомянутый закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» со всеми принятыми к нему изменениями и дополнениями. Данный закон «определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства».

Наиболее «свежим» законодательным документом в области малого предпринимательства является принятое 22 июля 2008 года "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Это постановление призвано способствовать развитию малых предприятий, и устанавливает критерий доходности предприятий малого бизнеса.

Какую роль играет инновационный момент в малом предпринимательстве?

Инновационная составляющая, как и в любом другом бизнесе, является основным фактором успешного функционирования любого предприятия. Этот момент приобретает особую значимость, если речь идёт о малом бизнесе, вынужденном держаться на плаву в условиях жёсткого соревнования. Любое конкурентное преимущество позволяет малому предпринимателю получить прибыль и выбиться из серой массы конкурирующих компаний. Ключевая роль инноваций прослеживается во всех аспектах малого предприятия: от предложения уникального товара или услуги, экономии на издержках за счёт внедрения новейших технологий производства, до современных инжиниринговых методик повышения эффективности работы предприятия и мотивации персонала.

Какую роль играет малый бизнес в рыночной экономике?

Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.

Какие виды деятельности осуществляют малые предприниматели?

Спектр видов деятельности, которыми в праве заниматься малый предприниматель, весьма широк и охватывает многие отраслевые экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые законами Российской Федерации, а также относящиеся к стратегическим отраслям экономики.

В процессе регистрации субъекта малого предпринимательства вид деятельности определяется в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности, насчитывающим 99 наименований от сельского хозяйства и строительства до лизинговых услуг и научно-исследовательской деятельности. Но также следует помнить, что ряд видов деятельности, легализованных на территории РФ, подлежит обязательному лицензированию. В соответствии с федеральным законом № 128-ФЗ « » к ним относятся кредитные, страховые, биржевые, инвестиционные отношения, деятельность, связанная с защитой государственной тайны, производство алкогольной и табачной продукции, услуги нотариусов и адвокатов и ряд других. С полным перечнем таких видов деятельности можно ознакомится, обратившись к указанному закону. Соответственно, за нарушение данных норм законодательством РФ предусмотрены различные формы административного и уголовного наказания.

Каким образом глобальный экономический кризис отразится на развитии малого бизнеса в России?

По прогнозам экспертов и ведущих мировых аналитиков, надвигающийся экономический кризис обещает стать самым глобальным и разрушительным за всю историю человечества, он затронет абсолютно все сферы деятельности и, безусловно, негативно отразится на развитии сферы малого предпринимательства всех без исключения государств мира. Первый удар и риэлтерские компании.

Однако любой кризис рано или поздно преодолевается, а между тем, преимущества малого бизнеса остаются неизменными как в масштабах экономического развития государств, так и касательно каждого отдельного человека. Малый бизнес позволяет обрести долгожданную независимость и финансовую стабильность, в то же время не требует капитальных вложений, человеческий ресурсов и значительных затрат времени.

Даже если судить о финансовом кризисе как о долговременном явлении в мировом хозяйстве, в условиях стагнации и упадка промышленности малый бизнес становится наиболее перспективной сферой развития экономики. Ведь при распаде крупных предприятий-монополистов именно малое предпринимательство является главным рычагом поддержки экономики, резервом создания новых рабочих мест и источником пополнения государственного бюджета. Роль же государства состоит в том, чтобы с помощью различных антикризисных мероприятий и программ поддержки сохранить на плаву столь важный для экономики Ноев ковчег, построенный предприятиями малого бизнеса, который поможет стране справится с кризисом и повысить общее благосостояние нации.

На данный момент в России принято необходимое законодательство по поддержке малого предпринимательства, однако большим рывком для нашей страны стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png