В сегодняшней статье я собираюсь поговорить об одной чрезвычайно тонкой проблеме, о которой, к большому сожалению, задумываются далеко не все начинающие авторы. Речь сегодня пойдет о роли второстепенных персонажей в литературном произведении. Дело в том, что начинающие авторы порой либо вовсе забывают о так называемых ролях второго плана, либо уделяют особенно удачному второстепенному образу слишком много внимания в ущерб общему замыслу истории. Поэтому для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, мы и обсудим место второстепенных персонажей в общей структуре художественного текста.

Для вас, думаю, не секрет, что в рамках блога «Литературная мастерская » я уделяю самое серьезное внимание вопросам работы над персонажами, так как полностью уверен в том, что именно в качественной прорисовке характеров заключается немалая доля успеха всего произведения. Конечно, дело каждого – разделять эти суждения или отказываться от них, но если вас интересуют вопросы грамотной проработки персонажей вашего произведения, данная статья наверняка окажется вам полезной.

Второстепенные персонажи.

Итак, в самом начале с целью лучшего понимания и структурирования материала мне придется озвучить парочку прописных истин. Понятно, что это всем известные аксиомы, но без них просто невозможно последующее разбирательство в вопросе. Первая банальность звучит примерно так: не все персонажи в литературном произведении созданы равнозначными . Действительно, условно их можно разделить на главных и второстепенных. И если главным героям авторы почти всегда уделяют повышенное внимание (пытаются раскрыть характер, показать глубину внутренних переживаний), то на второстепенных его зачастую попросту не хватает. А зря. Иногда роли второго плана оказываются не менее важны, чем главные... Но обо всем по порядку.

В общем-то, главные герои – это те персонажи, о которых и повествует история. Второстепенные – это все остальные.

Вторая банальность на сегодня: сам автор и читатели по ходу произведения должны четко понимать, какие персонажи являются главными, а какие несущественными . Если же у публики возникает путаница или сомнения, вина в этом целиком и полностью ложится на автора. Он должен четко отделить одних от других, а также всецело осознавать, какую роль в его опусе играют главные герои, а для чего он использует второстепенных. И если с первыми все в общем и целом понятно (главные герои являются проводниками основной идеи произведения, объектом зрительского интереса и сопереживания), то вот место и задачи вторых не всегда предельно ясны и прозрачны. Именно об этих сложностях мы и поговорим в дальнейшем.

Живой фон.

Итак, если действие нашей истории не происходит на необитаемом острове, главные герои обычно окружены множеством людей, которые не имеют особенного влияния на ход истории. Фактически они являются лишь частью фона нашего произведения. Они могут выполнять какие-то незначительные функции (сообщить герою новость, подвести его до места действия, наступить на ногу в трамвае, стащить в давке кошелек и т.д.), но после этого неизменно исчезают из поля зрения. Главный герой не может находиться в абсолютном вакууме, вокруг него всегда присутствуют люди, создающие подвижный фон, динамичную обстановку произведения, иначе происходящее просто не будет реалистичным. Очень важно, что эти второстепенные персонажи не привлекают к себе излишнего внимания, не мешают восприятию событий и самого героя.

Однако не всегда удается выдержать правильный баланс между главными и второстепенными персонажами. Иногда образ какого-то незначительного лица получается настолько ярким, что он начинает «стягивать одеяло на себя», отвлекать читателя от основного направления истории. В таком случае писателю следует хорошенько подумать, почему так получается? Быть может, влияние этого персонажа следует сократить, вплоть до того, чтобы вообще исключить его из текста, а может, разумнее было бы несколько изменить сюжет, выделив удачному яркому образу больше свободного пространства, сделать его одним из главных действующих лиц? Этот вопрос автор должен решить самостоятельно, исходя из общего замысла, идеи произведения.

Но в целом, конечно, основная роль второстепенных персонажей – создавать живой фон произведения.

Стереотипность.

Чем, по большому счету, главный герой литературного произведения отличается от обычного человека? В подавляющем большинстве случаев тем, что герой способен на те поступки, на которые никогда не отважился бы обыватель. Именно поэтому он и герой. Но с другой стороны герой может быть героем только на фоне простых людей, только в сравнении с их стереотипностью он может продемонстрировать свой героизм (способность отойти от привычных правил и норм, нарушить запреты, проявить отвагу и т.д.). Соответственно, роль второстепенных персонажей в истории – это еще и демонстрация стереотипов общества . То есть второстепенные персонажи в любом произведении – это типичные представители социума, носители его стереотипов. И как только какой-то из героев нарушает эти самые стереотипы, он невольно привлекает к себе внимание читателя. Этим тонким моментом автор должен пользоваться как при работе над главными действующими лицами.

Однако данные суждения ни в коем случае не означают, что второстепенные персонажи должны быть безликими и похожими друг на друга. Вовсе нет. Им тоже вполне позволительно нарушать стереотипы, только делать это они должны поодиночке, а не все сразу.

Эксцентричность и юмор.

В персонажах, не претендующих на главные роли, тоже должна присутствовать индивидуальность – мелкие, но яркие детали сделают повествование более интересным и полным, зададут настроение, а иногда и добавят юмора. Думаю, не секрет, что зачастую главными приколистами в художественных произведениях выступают не главные герои, а именно второстепенные персонажи. От главных действующих лиц традиционно ожидают серьезных героических поступков, спасения мира и прекрасных дев, а вот от второстепенных ничего особенного не требуется, поэтому и юморить им можно вволю. Поэтому эксцентричное поведение эпизодических ролей – это именно тот ресурс, при помощи которого писатель может сделать собственный текст более ярким и интересным. Об этом не следует забывать.

Здесь же можно упомянуть и об «одержимости» – крайнем варианте эксцентричности, при котором второстепенный персонаж ведет себя слишком навязчиво или слишком эмоционально реагирует на какие-либо события.

Отсюда вытекает и третья функция второстепенных персонажей – это работа по кратковременному развлечению аудитории . Автор имеет возможность сделать второстепенный персонаж сколь угодно эксцентричным, ведь тот, по сути, не влияет на развитие сюжета, но вместе с тем, подобные яркие образы делают текст более интересным и запоминающимся.

Преувеличение.

Момент преувеличения при работе над эпизодическими ролями имеет своей целью все то же развлечение читателя по ходу повествования, создание у него ярких эмоций, не связанных напрямую с основной идеей произведения. В общем, всего того спектра ощущений, что уже обсуждался чуть выше, в предыдущем пункте о юморе и эксцентричности.

Основной метод здесь – это намеренное преувеличение отдельных черт характера второстепенного персонажа: жестокости или доброты, непосредственности или расчетливости.

Но почему, спрашивается, для этих целей используется именно преувеличение? Почему бы просто не нарисовать обычного персонажа, наделенного этой самой расчетливостью? Все дело в том, что гипертрофированность дает возможность заострить внимание именно на нужной черте, легко выделить ее на общем фоне посредственности.

Как это может работать? Например, в виде простого трюка, когда второстепенный персонаж сначала излучает гипертрофированную невинность и мягкость, а затем в нужный для себя момент выделяется уже преувеличенной расчетливостью. Как вы понимаете, игра на контрастах понятна всегда и везде. И чем больше величина контраста, тем обычно сильнее производимый им эффект.

На этом все на сегодня. Мы разобрали три основные функции второстепенных персонажей: создание фона, обрисовка стереотипов, развлечение читателя через эксцентричность и юмор . Надеюсь, это поможет вам более вдумчиво подходить к вопросу прорисовки своих персонажей. Жду ваших комментариев и мнений! До скорой встречи!

Гоголь осуждает в комедии не только чиновничество, но и неслуживое дворянство, представленное городскими сплетниками и бездельниками Бобчинским и Добчинским, купечество, притесняемое городничим, но тоже зараженное нечестностью и корыстолюбием; полицию, которая бесчинствует, обижая и правого и виноватого. Чудовищный произвол государственных служащих направлен против самых бесправных слоев русского населения. В гоголевской комедии это такие эпизодические действующие лица, как слесарша Пошлепкина, мужа которой незаконно отдали в солдаты, больные, которых не лечат, а кормят кислой капустой, чтобы они скорее умирали, унтер-офицерша, которую безвинно высекли, арестанты, не получающие пищи, гарнизонное войско, не имеющее нижнего белья. Эти образы помогают понять размеры беззакония, несправедливости, воровства, халатности, которыми пронизана вся система государственной российской власти.

Тема и идея

Тема, которая будет выражена в названии пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты», характеризует и комедию «Ревизор»; обнаруживается принципиальная неэффективность бюрократических и социальных институтов, их изначальная преступность - громоздкие и внешне незыблемые, они разрушаются изнутри страхом, и достаточно появиться намеку на возможное наказание - тотчас вскрываются спрятанные за парадным фасадом власти обывательская психология и ничтожность нравов. Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Гоголь, недовольный тем, как ставится "Ревизор" на сцене и как воспринимают его зрители, попытался эту идею раскрыть в "Развязке Ревизора". "Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! - говорит Гоголь устами Первого комического актера. - Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России... Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас?.. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее".

Речь здесь идет о Страшном суде. И теперь становится понятной заключительная сцена "Ревизора". Она есть символическая картина именно Страшного суда. Появление жандарма, извещающего о прибытии из Петербурга "по именному повелению" ревизора уже настоящего, производит ошеломляющее действие на героев пьесы. Ремарка Гоголя: "Произнесенные слова поражают как громом всех. Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении". Гоголь придавал исключительное значение этой "немой сцене". Продолжительность ее он определяет в полторы минуты, а в "Отрывке из письма..." говорит даже о двух-трех минутах "окаменения" героев. Каждый из персонажей всей фигурой как бы показывает, что он уже ничего не может изменить в своей судьбе, шевельнуть хотя бы пальцем, - он перед Судией. По замыслу Гоголя, в этот момент в зале должна наступить тишина всеобщего размышления. В "Развязке" Гоголь предложил не новое толкование "Ревизора", как иногда думают, а лишь обнажил его главную мысль. 2 ноября (н. ст.) 1846 года он писал Ивану Сосницкому из Ниццы: "Обратите ваше внимание на последнюю сцену "Ревизора". Обдумайте, обмыслите вновь. Из заключительной пиесы "Развязка Ревизора" вы постигнете, почему я так хлопочу об этой последней сцене и почему мне так важно, чтобы она имела полный эффект. Я уверен, что вы взглянете сами другими глазами на "Ревизора" после этого заключения, которого мне, по многим причинам, нельзя было тогда выдать и только теперь возможно".Из этих слов следует, что "Развязка" не придавала нового значения "немой сцене", но лишь разъясняла ее смысл. Действительно, в пору создания "Ревизора" в "Петербургских записках 1836 года" появляются у Гоголя строки, прямо предваряющие "Развязку": "Спокоен и грозен Великий пост. Кажется, слышен голос: "Стой, христианин; оглянись на жизнь свою". Однако данное Гоголем истолкование уездного города как "душевного города", а его чиновников как воплощения бесчинствующих в нем страстей, сделанное в духе святоотеческой традиции, явилось неожиданностью для современников и вызвало неприятие. Щепкин, которому предназначалась роль Первого комического актера, прочитав новую пьесу, отказался играть в ней. 22 мая 1847 года он писал Гоголю: "...до сих пор я изучал всех героев "Ревизора" как живых людей... Не давайте мне никаких намеков, что это-де не чиновники, а наши страсти; нет, я не хочу такой переделки: это люди, настоящие живые люди, между которыми я взрос и почти состарился... Вы из целого мира собрали несколько лиц в одно сборное место, в одну группу, с этими людьми в десять лет я совершенно сроднился, и вы хотите их отнять у меня".Между тем гоголевское намерение вовсе не предполагало того, чтобы сделать из "живых людей" - полнокровных художественных образов - некую аллегорию. Автор только обнажил главную мысль комедии, без которой она выглядит как простое обличение нравов. "Ревизор" - "Ревизором", - отвечал Гоголь Щепкину около 10 июля (н. ст.) 1847 года, - а примененье к самому себе есть непременная вещь, которую должен сделать всяк зритель изо всего, даже и не "Ревизора", но которое приличней ему сделать по поводу "Ревизора".Во второй редакции окончания "Развязки" Гоголь разъясняет свою мысль. Здесь Первый комический актер (Михал Михалч) на сомнение одного из героев, что предложенная им трактовка пьесы отвечает авторскому замыслу, говорит: "Автор, если бы даже и имел эту мысль, то и в таком случае поступил бы дурно, если бы ее обнаружил ясно. Комедия тогда бы сбилась на аллегорию, могла бы из нее выйти какая-нибудь бледная нравоучительная проповедь. Нет, его дело было изобразить просто ужас от беспорядков вещественных не в идеальном городе, а в том, который на земле... Его дело изобразить это темное так сильно, чтобы почувствовали все, что с ним надобно сражаться, чтобы кинуло в трепет зрителя - и ужас от беспорядков пронял бы его насквозь всего. Вот что он должен был сделать. А это уж наше дело выводить нравоученье. Мы, слава Богу, не дети. Я подумал о том, какое нравоученье могу вывести для самого себя, и напал на то, которое вам теперь рассказал". И далее на вопросы окружающих, почему только он один вывел столь отдаленное по их понятиям нравоучение, Михал Михалч отвечает: "Во-первых, почему вы знаете, что это нравоученье вывел один я? А во-вторых, почему вы считаете его отдаленным? Я думаю, напротив, ближе всего к нам собственная наша душа. Я имел тогда в уме душу свою, думал о себе самом, потому и вывел это нравоученье. Если бы и другие имели в виду прежде себя, вероятно, и они вывели бы то же самое нравоученье, какое вывел и я. Но разве всяк из нас приступает к произведенью писателя, как пчела к цветку, затем, чтоб извлечь из него нужное себе? Нет, мы ищем во всем нравоученья для других, а не для себя. Мы готовы ратовать и защищать все общество, дорожа заботливо нравственностью других и позабывши о своей. Ведь посмеяться мы любим над другими, а не над собой..." Нельзя не заметить, что эти размышления главного действующего лица "Развязки" не только не противоречат содержанию "Ревизора", но в точности соответствуют ему. Более того, высказанные здесь мысли органичны для всего творчества Гоголя.

Класс: 9

Презентация к уроку







































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • обучение детальному и комплексному анализу драматического произведения;
  • формирование эстетического восприятия драматического текста;
  • развитие культуры речи;
  • развитие образного мышления

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Беседа с учащимися (1-2 слайды)

– В комедии А.С.Грибоедова можно отметить как новаторские, так и традиционные элементы. В чем же нашли воплощение традиционные элементы?
– Какова функция «говорящих фамилий и имен»?
– В чем нашли воплощение новаторские элементы?
– В чем особенность единства действия в пьесе?
– Почему в комедии отсутствует 5-е действие?
– В чем своеобразие характеров комедии?
– Что вы можете сказать о роли психологического портрета?
– Какие функции Чацкого в комедии вы можете отметить?
– Каковы приемы комического в пьесе?

3. Роль второстепенных и внесценических персонажей в пьесе

3.1. Беседа с учащимися.

– Какие герои появляются в пьесе, а о каких упоминается лишь в репликах и монологах героев комедии?
– В чем особенность второстепенных героев, какова разработка их образов?
– В чем своеобразие внесценических персонажей? Почему они так называются?

3.2. Запись в тетрадях определений.(3-4 слайды)

Второстепенные герои – герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.
Внесценические персонажи – герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.

3.3. Литературная мозаика. (5-10 слайды)

– Ни в какой другой пьесе – ни до «Горя от ума», ни после ее – нет такого количества второстепенных и внесценических персонажей, представляющих собой определенные явления жизни.
Попробуйте распределить героев пьесы по их репликам или репликам, в которых они упоминаются, исходя из критериев: второстепенный герой – внесценический герой, и определите их имя.

Вот то-то детки:
Им бал, а батюшка таскайся на поклон;
Танцовщики ужасно стали редки!..
Он камер-юнкер? (Княгиня)

От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку –
Вели их накормить ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку. (Хлёстова)

Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы дает нельзя богаче.
От рождества и до поста,
И летом праздники на даче. (Татьяна Юрьевна)

А, знаю, помню, слышал.
Как мне не знать? (Загорецкий)

Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб… (Максим Петрович)

3.4. Работа в группах.

Действие 3. Явление 10

Работа в группах:

  • искусствоведческая группа;
  • литературоведческая группа;
  • театральная группа

Задания для 1 группы : проанализируйте иллюстрации художников, изображающих Хлёстову, фотографии актрис, играющих эту роль. Что можно сказать о данной героине, судя по предложенным иллюстрациям и фотографиям?

Итог : составление описания внешности героини.

Задания для 2 группы : проанализируйте монолог Хлёстовой, строй ее речи.
Что можно сказать о данной героине, судя по манере ее речи, нормам поведения в обществе, взаимоотношению с окружающими?

Итог : составление описания характера героини.

Задания для 3 группы : распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Хлёстовой.

Итог : составление визуального образа героини.

3.5. Беседа с учащимися.

– С какой целью вводит в свою комедию Грибоедов данный персонаж? (11 слайд)
– Как в монологе Хлёстовой раскрываются черты характера героини? С помощью чего? (12 слайд)
– Почему Хлёстова посетила дом Фамусова, хотя сама сетует:

Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?… (13 слайд)

– Почему все стараются услужить Хлёстовой, какой смысл вносит в слово «услужить» А.С.Грибоедов? (14 слайд)

Действие 3. Явление 14

3.6. Распределительная работа

«Старинная пословица не мимо молвится». (15-20 слайды)

– Соберите разрозненные пословицы В.Даля в единое целое:

Ласково слово – половина спасенья.
Сделав худо, да не всяк правду бает.
Стрижи летают, таковы им и пирожки
Всяк правду знает,кто любит кого.
Слушать его можно, не жди добра.
Каковы дружки: людей оплетают.
Простота да чистота – что весенний день.
Милее всего, а верить нельзя.

(Ласково слово – что весенний день.
Сделав худо, не жди добра.
Стрижи летают, людей оплетают.
Всяк правду знает, да не всяк правду бает.
Слушать его можно, а верить нельзя.
Каковы дружки, таковы им и пирожки.
Простота да чистота – половина спасенья.
Милее всего, кто любит кого.)

3.7. Беседа с учащимися.

– Соотнесите пословицы В.Даля с такими персонажами, как Г.N. и Г.D. Какие пословицы точно характеризуют героев и почему?
– Как вы думаете, почему у Г.N. и Г.D. отсутствуют имена? (21 слайд)
– Почему именно данные персонажи распространяют сплетню о Чацком?
– Почему все в доме Фамусова поверили в сказанное? (22 слайд)
– Что можно сказать о человеческих качествах данных господ, судя по их репликам?

Действие 4. Явление 4

3.8. Беседа с учащимися

– Для чего в комедию введен Репетилов? (23 слайд)
– Как он сам себя характеризует?
– Как относятся к нему другие персонажи?
– Из монолога Репетилова мы узнаем о лучших умах московского секретного общества («сок умной молодежи»), знакомимся с многочисленными внесценическими персонажами. Что характерно для «умной молодёжи»: князя Григория, Воркулова Евдокима, Удушьева Ипполита Маркелыча? (24 слайд)
– Себе в заслугу Репетилов ставит то, что мил людям, поскольку имеет «сердце доброе», хотя способностями Бог его не наградил. Почему человек «без способностей» принят в «секретном» обществе? (25 слайд)
– Как Репетилов соотносится с образом Чацкого?

3.9. 3.4. Работа в группах.

Действие 2. Явление 1
Действие 2. Явление 2
Действие 3. Явление 3

Работа в группах:

  • литературоведческая группа;
  • театральная группа

Задания для 1 группы : проанализируйте монологи Фамусова, реплики Молчалина, в которых упоминаются Кузьма Петрович, Максим Петрович и Татьяна Юрьевна. Что можно сказать о данных героях, их характере, привычках, роли в обществе?

Итог : составление описания характера героя.

Задания для 2 группы : распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»

Итог : составление визуального образа внесценического героя посредством того человека, который о нем рассказывает.

3.10. Беседа с учащимися.

Действие 2. Явление 1

– Чем оставил по себе память Кузьма Петрович? (26 слайд)
– Как вы понимаете фразу «с ключом, и сыну ключ умел доставить»?
– Почему жизнь данного героя названа «похвальной»? Так ли это на самом деле? (27 слайд)

Действие 2. Явление 2

– Почему Фамусов называет Чацкого гордецом и чему призывает учиться? (28 слайд)
– В данном монологе Фамусов называет ключевое слово, определяющее нормы поведения общества, – «подслужиться». Какой лексический оттенок в данном монологе несет это слово?
– Благодаря чему Максим Петрович «пред всеми знал почет»? (29 слайд)
– Почему в конце монолога Фамусова почти все предложения восклицательные?

Действие 3. Явление 3

– Почему в фамусовском обществе столь весомо имя Татьяны Юрьевны? (30 слайд)
– Как вы понимаете фразу:

Чиновные и должностные
Все ей друзья и все родные?

– Какова роль знаков препинания в репликах Молчалина, когда он упоминает Татьяну Юрьевну?

3.11. Итоговые вопросы. (31 слайд)

– Итак, какова, по-вашему, роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии?
– Какую функцию они несут?

3.12. Запись в тетрадях функций второстепенных и внесценических персонажей. (32 слайд)

Функции второстепенных и внесценических персонажей:

1) создание определенного эмоционального фона;
2) создание собирательного образа временного контекста;
3) создание символического расширения пространства пьесы;
4) создание дополнительной характеристики героев;
5) создание параллели с теми персонажами, которые действуют в пьесе.

4. Обобщение. Итоги урока

5. Домашнее задание

Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»; анализ статьи; сообщения «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в русской критике».

Список литературы:

1. Грибоедов А.С. Горе от ума. Комедия. – Л.: «Дет.лит.», 1975.
2. Конспекты уроков для учителя литературы: 9-11 кл.: Обзорные уроки для подготовки к экзаменам. Х1Х в./ Сост. Н.Н.Старыгина, И.П.Карпов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
3. Лион П.Э., Лохова Н.М. Литературы: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2002.
4. Большая энциклопедия школьника. Литература /Красовский В.Е. и др. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2006.
5. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3 т.: М.: «4 КРАСКИ», 2006.

«Вишневый сад», как принято считать, является лирической комедией. Название произведение это, непосредственно, подчеркивает. Такая направленность (комическая в сочетании с лирической) связана с самим автором и его образом. Его присутствие мы можем ощущать на протяжении всей пьесы, он угадывается в ремарках, в обстановке. Он печалится и радуется вместе с героями, иногда слишком иронизирует события, но в любом случае, он есть.

Антон Павлович уделяет особое внимание не только главным действующим лицам, но еще и второстепенным персонажам. Разумеется,

Они не влияют на развитие событий, в коре, однако дают возможность воссоздать полноценную картину. Кроме того, наравне с героями, которые появляются на сцене, существует еще ряд героев, что называется, за кадром – это и дочь Пищика, и парижский любовник, и ярославская тетушка. Они введены в произведение неспроста, все герои задают определенный тон.

Главной задачей второстепенных персонажей является обобщение основных мыслей героев, сказать то, что прошло мимо, осталось невысказанным. Через них, порой, проходят ключевые моменты, которые важны для понимания и осознания пьесы.

О второстепенных персонажах сказано мало, или совсем ничего, но их характер прослеживается в репликах, которые автор так кмело вкладывает в их уста.

Вот взять, к примеру, Епиходова. Он считает себя высоко образованным человеком, хотя, в сущности, малоразвит и самолюбив. Он имеет пристрастие к нагромождению фраз, не целесообразных сравнений, использованию иностранных слов к месту и без того. Говорит, вроде бы красиво и хорошо, но совсем, совсем непонятно.

Другой персонаж – Яша. Он испорчен парижской жизнью, это четко прослеживается в его обращении к Дуняше: «Огурчик!» Речь Яши не наполнена каким-то смыслом, что и дает ощущение скудности его внутреннего мира. Кроме того, он самоуверен, жесток и мстителен. Ярким эпизодом в доказательство этих слов, является момент, когда Яшу укусила за палец собака Шарлотты. Дождавшись ночи тот, взял веревку, скрутил петельку и сделал вои паршивые дела не где-нибудь, а прямо перед окнами Шарлотты. Бедная Шарлотта! Яша – человек, который абсолютно не имеет морали. Однако он простой, как пять копеек, и в этом заключается его необходимость, а такие нужны всем.

Есть и еще один персонаж, назвать которого второстепенным фактически нельзя. Он играет, чуть ли не самую главную роль во всей пьесе. Не смотря на то, что появляется он на сцене редко, ему доверен финальный монолог – это Фирс. Он остался «вечным крепостным», в свое время, отказавшись от такой желанной свободы.

Все второстепенные герои вовсе не фон, они, по праву, могут считаться полноценными самостоятельными героями. Герои не в состоянии переспорить сложившуюся закономерность, однако это вовсе не повод для грусти. Их уход со сцены – целое представление, яркое, как карнавал. Суть заключается именно в том, что главные действующие герои не могут перебороть свое горе, а второстепенные, как бы, отпугивают его собственным смехом. Именно эти детали сделали «Вишневый сад» комедией, а местами – фарсом, что, в общем, подчеркивает драматичность пьесы.

Д. И. Фонвизин написанием своей комедии “Недоросль” открыл важную веху в истории развития русской литературы, и в частности классицизма. В пьесе описана жизнь не только главных персонажей. Для развития сюжета в произведении также введены второстепенные персонажи. Они представлены в виде слуг. К таким персонажам можно отнести Тришку и Еремеевну, учителей Цыфиркина, Вральмана и Кутейкина, а также, редко фигурирующих в действии – Скотинина и Простакова.

В первые явления комедии перед зрителем открывается манера, в которой госпожа Простакова обращается с собственными слугами.

С ее стороны в адрес Тришки звучат ругательные слова по причине плохого пошива кафтана и это, несмотря на отсутствие у него образования портного. Госпожа ругает Еремеевну, исправно работающую на благо семьи Простаковых в течение сорока лет, и всячески оберегающую Митрофана. Она занимается выполнением собственных обязанностей с огромным старанием, и особой преданностью. Госпоже Простаковой кажется образование роскошью, поэтому Митрофану героиня нанимает учителей исключительно из-за столичной

моды. Она просто желает не хуже выглядеть, чем остальные помещики. Хорошим человеком является учитель математики Цыфиркин, однако ему не удается научить недоросля ничему, так как молодой человек слишком ленив. Учителя грамматики Кутейкина можно охарактеризовать, как жадного и хитрого. Вральман, обучающий истории и географии, был в прошлом кучером Стародума. Теперь он преподает по причине того, что отыскать более подходящей работы не смог. Господин Простаков беспомощен и жалок, так как в нем отсутствует сила к сопротивлению словам и действиям жены. Она властвует над ним, но это для персонажа является нормальным положением дел. Глупость и невежество характеризует Скотинина, брата госпожи Простаковой, так как в круг его интересов входит только разведение свиней. Он планирует ради денег жениться на Софье, по причине чего возникает у него конфликт с Митрофаном. Скотинину и его сестре было дано скверное воспитание, из-за чего оба персонажа деградировали морально и нравственно.

В “Недоросле” Фонвизиным были обличены представители дворянского сословия, моральные устои которых не соответствуют принципам служения гражданскому обществу.


Другие работы по этой теме:

  1. Тарас Скотинин, брат Простаковой,- типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Выросший в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению, он отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен....
  2. Комедия “Недоросль” - главный труд жизни Дениса Ивановича Фон­визина и первая социально-политическая комедия в русской литературе. Д. И. Фонвизин остро сатирически изображает пороки современного ему...
  3. Русский писатель и драматург Д. И. Фонвизин жил во время царствования Екатерины II. Эпоха ее царствования была довольно мрачной. Это было время, когда эксплуатация крепостных...
  4. Действие комедии “Недоросль” происходит в доме помещиков Простаковых, отличающихся дремучей невежественностью и дикостью нравов. Главенствует в семье госпожа Простакова – женщина властная и своевольная, жестокая...
  5. В комедии Д. Фонвизина “Недоросль” рассказывается о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главными участниками являются Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и...
  6. Комедия “Недоросль” признана лучшим про­изведением выдающегося русского драматурга Д. И. Фонвизина. В ней писатель правдиво изоб­разил русскую крепостническую действитель­ность, выставил ее, по словам В. Г....
  7. Основная задача бессмертной комедии Фонвизина “Недоросль” – сатирическое изображение российской действительности того времени: невежественных, малограмотных чиновников и дворян, тяжелой участи простого народа, произвола властей. Очень...
  8. В комедии Д. И. Фонвизина ” Недоросль” наряду с отрицательными героями есть и положительные. Яркие образы отрицательных персонажей несомненно оказали большое влияние на читателей, но...
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png