1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере;

в) утратил силу, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Примечание . Утратило силу.

Комментарий к Ст. 171 УК РФ

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) лицензирующими органами являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или их территориальные органы и в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование.
———————————
СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 5971; N 48. Ст. 6728; 2012. N 26. Ст. 3446; N 31. Ст. 4322.

Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется другими федеральными законами. Так, лицензирование образовательной деятельности предусмотрено ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор), или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
———————————
РГ. 2012. 30 дек. Вступает в силу 1 сентября 2013 г. До этого времени действует Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 12.11.2012).

Лицензирующими органами могут также выступать органы местного самоуправления, например в случаях выдачи лицензии на право ведения розничной продажи алкогольной продукции. Статья 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (в ред. от 30.12.2012) предусматривает, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами РФ в установленном ими порядке с учетом положений данного Федерального закона только организациям. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом РФ органам местного самоуправления в соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 245; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5022; 2002. N 30. Ст. 3026, 3033; 2003. N 47. Ст. 4586; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3113; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3433; N 43. Ст. 4412; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 11; N 17. Ст. 1931; N 31. Ст. 3994; N 49. Ст. 6063; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 21; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 15. Ст. 1737; 2011. N 1. Ст. 42; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 161; СЗ РФ 2012. N 26. Ст. 3446; 2012. N 31. Ст. 4322; РГ. 2012. N 301.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

4. Если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей.

5. Под доходом в комментируемой статье понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

6. В качестве конститутивного, но и в то же время альтернативного доходу в крупном размере признака объективной стороны рассматриваемого преступления законодатель указал причинение деянием крупного ущерба. Возможны случаи, когда такой ущерб действительно причиняется и вместе с тем не является признаком другого состава преступления. Например, как ущерб можно рассматривать неуплату сборов за регистрацию и получение различных лицензий. Однако для квалификации по обсуждаемой статье необходимо, чтобы такой ущерб мог быть расценен как крупный, т.е. превышать 1 млн. 500 тыс. руб. (см. примеч. к ст. 169 УК). Исходя из п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23 к ущербу могут быть отнесены неуплаченные налоги с доходов, полученных от занятия незаконной предпринимательской деятельностью.

7. Субъективная сторона характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. В тексте комментируемой статьи указания на корыстный мотив нет, однако установление его подразумевается исходя из того, что предпринимательская деятельность, и незаконная в том числе, обязательно направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

8. Субъектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, может быть как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (следовательно, субъект в последнем случае общий).

При осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности по комментируемой статье подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации. В последнем случае субъект является специальным.

9. В тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по комментируемой статье не требует.

10. О совершении преступления организованной группой см. коммент. к ст. 35.

11. Размер особо крупного дохода определен в примеч. к ст. 169 УК, он должен превышать 6 млн. руб.

Навигация по записям

Новая редакция Ст. 171 УК РФ

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере;

в) утратил силу, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Примечание . Утратило силу.

Комментарий к Статье 171 УК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает УО только в том случае, если речь идет о предпринимательской деятельности, которая в принципе может быть зарегистрирована. По разъяснению п. 1 Постановления Пленума ВС РФ N 23, при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 171, судам следует выяснять, соответствуют ли эти действия указанным в п. 1 ст. 2 ГК признакам предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

1.1. В тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет УО за незаконное предпринимательство. Если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, в его действиях при наличии к тому оснований содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ст. 198 (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

Если же лицо занимается запрещенными видами деятельности, УО наступает непосредственно за эти преступные деяния, например за торговлю людьми, незаконное изготовление оружия, незаконное производство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и т.п. При этом в тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК РФ (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по коммент. статье не требует (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

2. Объективная сторона составов преступления заключается в незаконном предпринимательстве, т.е. в занятии инициативной самостоятельной деятельностью, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, самовольно, не на законных основаниях.

3. Незаконное предпринимательство может выражаться в следующих самостоятельных формах: 1) в осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации; 2) в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации; 3) в представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения; 4) в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда оно обязательно; 5) в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.

4. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации имеет место: 1) когда лицо занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или создает коммерческую организацию без обращения за регистрацией в федеральные органы исполнительной власти; 2) когда лицо подало документы на государственную регистрацию предпринимательской деятельности и занимается ею, не дожидаясь принятия решения по его вопросу; 3) когда лицо получило отказ (законный или незаконный) в государственной регистрации, но тем не менее продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность. В любом случае, по разъяснению ВС РФ, для наличия этой формы незаконного предпринимательства необходимо установление факта отсутствия в едином государственном реестре для юридических лиц и едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей записи о создании юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо, наоборот, присутствия записи о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

5. Пленум ВС РФ полагает, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам) (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

6. Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

6.1. В число документов входят, например, протоколы (договоры) о создании юридического лица, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины, решение о реорганизации юридического лица, договор о слиянии или присоединении, передаточный акт или разделительный баланс, основные документы лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, и др.

Сведения, которые содержатся в этих документах, должны быть ложными, т.е. не соответствовать действительности. Виновное лицо обязательно должно осознавать факт ложности сведений.

7. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВС РФ N 23 при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется ФЗ, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (п. 3 ст. 49 ГК).

7.1. Осуществление предпринимательства без лицензии имеет место, когда: 1) лицо занимается деятельностью, требующей лицензирования, не обращаясь в лицензирующие органы за соответствующей лицензией; 2) деятельность осуществляется после подачи заявления о предоставлении лицензии, но до принятия решения о нем, или 3) после получения решения лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии, или 4) после приостановления лицензирующим органом действия лицензии, или 5) после аннулирования лицензии лицензирующим органом или решением суда на основании заявления лицензирующего органа, или 6) по истечении срока действия лицензии; 7) производится сразу несколько видов деятельности, близких по характеру и содержанию, при том, что лицензия имеется только на один из них; 8) деятельность осуществляется по лицензии, принадлежащей другому лицу или организации.

7.2. Пленум ВС РФ разъяснил также, что если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ N 23). Следует заметить, что приведенное решение небесспорно и не безупречно, поскольку, помимо вины лица, безусловно, осуществляющего свою деятельность в нарушение положений закона - без лицензии, имеется и вина федеральных органов - государства, которые были обязаны нормативно регламентировать условия лицензирования и не сделали этого. ВС РФ возлагает всю вину целиком и полностью на лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью.

7.3. В Постановлении Пленума ВС РФ N 23 содержится и еще одно положение, которое имеет отношение к анализируемой форме незаконного предпринимательства: если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный коммент. статьей (п. 17).

8. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий. К лицензионным требованиям и условиям относятся: 1) квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату; 2) требования о соответствии объекта, в котором или с помощью которого осуществляется вид деятельности, специальным условиям его осуществления; 3) иные требования и условия, предусмотренные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Нарушение хотя бы одного из названных лицензионных требований и условий, при наличии других признаков состава преступления, подпадает под коммент. статью.

8.1. На практике возникают ситуации, когда субъект РФ принял нормативный правовой акт по вопросам, вытекающим из отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности, в нарушение своей компетенции либо с нарушением ФЗ или когда такое правовое регулирование относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 76 Конституции РФ). В этом случае лицо, осуществляющее свою деятельность без лицензии, или получившее лицензию в соответствии с указанным нормативным актом, но допускающее отступления от ее условий и (или) требований, не может быть привлечено к ответственности по ст. 171. В соответствии с Конституцией в данной ситуации применяется ФЗ (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

9. Преступление окончено в момент причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству, или с момента извлечения виновным дохода в крупном размере. Понятия крупного ущерба и дохода в крупном размере дано в примеч. к ст. 169; он превышает 250 тыс. руб. В п. 12 Постановления Пленума ВС РФ N 23 говорится: "Под доходом в статье 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности".

10. Субъективная сторона незаконного предпринимательства характеризуется умышленной формой вины.

11. Субъект преступного посягательства - лицо, достигшее 16 лет.

11.1. В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВС РФ N 23 при осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности по ст. 171 подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации.

11.2. Если лицо (за исключением руководителя организации или лица, на которое постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией) находится в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют свою деятельность без регистрации, с нарушением правил регистрации, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением лицензионных требований и условий или с предоставлением заведомо подложных документов, то выполнение этим лицом обязанностей, вытекающих из трудового договора, не содержит состава преступления, предусмотренного коммент. статьей (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ N 23).

12. Квалифицирующими признаками незаконного предпринимательства (ч. 2 коммент. статьи) являются: а) организованная группа; б) извлечение дохода в особо крупном размере.

13. Понятие дохода в особо крупном размере дается в примеч. к ст. 169. Его сумма превышает 1 млн. руб.

14. Пленум ВС РФ в Постановлении N 23 решил несколько проблем по квалификации незаконного предпринимательства по совокупности с некоторыми другими статьями УК РФ.

14.1. Если при занятии незаконной предпринимательской деятельностью лицо незаконно использует чужой товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходные с ними обозначения для однородных товаров и при наличии иных признаков преступления, предусмотренного ст. 180, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 171 и 180 (п. 14).

14.2. Если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляются производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупном размере, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 171 и 171.1.

В тех случаях, когда незаконная предпринимательская деятельность была связана с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающими требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 238.

Если незаконная предпринимательская деятельность сопряжена с несанкционированными изготовлением, сбытом или использованием, а равно подделкой государственного пробирного клейма, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений: по ст. 171, а также по ст. 181 как совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (п. 15).

14.3. Принципиально иначе, нежели раньше, и верно, решил Пленум ВС РФ спорный вопрос о необходимости дополнительной квалификации незаконного предпринимательства по статьям о налоговых преступлениях. В п. 16 Постановления N 23 ныне записано: "Действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ. При этом имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения этого преступления, в соответствии с пунктами 2 и 2.1 части 1 статьи 81 УПК признаются вещественными доказательствами и в силу пункта 4 части 3 статьи 81 УПК подлежат обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения".

15. Деяния, предусмотренные ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 - средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона характеризуется двумя формами преступной деятельности.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, т.е. когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя. Не требует государственной регистрации: а) занятие запрещенной законом экономической деятельностью (например, незаконный оборот наркотических средств); б) заключение разовых сделок гражданско-правового характера (например, производство от случая к случаю мелких работ по договору подряда). Не является предпринимательством выполнение обязанностей по трудовому договору (репетиторы, домашняя прислуга и т.п.), деятельность членов коллегии адвокатов, частнопрактикующих нотариусов.

3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, конкретизирует, какие из них лицензируются на федеральном уровне, какие - органами исполнительной власти субъектов федерации, а также перечисляет виды деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с другими законами и нормативными правовыми актами.

Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Если лицо по истечении срока действия лицензии или ее приостановления продолжает заниматься предпринимательской деятельностью, такую деятельность следует рассматривать как осуществляемую без специального разрешения (лицензии).

4. Необходимым условием привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо совершаемое деяние должно быть сопряжено с извлечением крупного дохода (см. примечание к ст. 169 УК РФ).

Если крупный ущерб от осуществления предпринимательской деятельности без регистрации образуется за счет неуплаты налогов, то ответственность за такую деятельность наступает только по ст. 171 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. ст. 198, 199 УК РФ не требуется.

Причинение вреда здоровью любой тяжести при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности не охватывается ст. 171 УК РФ и требует квалификации по совокупности преступлений.

5. Под доходом понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

  • Вверх

Непосредственным объектом данного преступления является установленный законом порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объективная сторона характеризуется следующими альтернативными деяниями:

1) осуществление предпринимательской деятельности без регистрации.

Осуществление предпринимательской

деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального

предпринимателя;

2) осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (и. 3 ст. 49 ГК РФ).

Если юридическое лицо, имеющее специальную правоспособность для осуществления лишь определенных видов деятельности (например, банковской, страховой, аудиторской), занимается также иными видами деятельности, которыми оно в соответствии с учредительными документами и имеющейся лицензией заниматься не вправе, то такие действия, сопряженные с неправомерным осуществлением иных видов деятельности, должны рассматриваться как
незаконная предпринимательская деятельность без регистрации либо незаконная предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, судам следует выяснять, соответствуют ли эти действия указанным в и. 1 ст. 2 ГК РФ признакам предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства - с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации.

В тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном

размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, в его действиях при наличии к тому оснований содержатся признаки состава преступления,

предусмотренного ст. 198 УК РФ.

По конструкции объективной стороны рассматриваемый состав преступления является формально-материальным. Если преступление характеризуется причинением крупного ущерба, то такой состав следует считать материальным, и он окончен с момента причинения крупного ущерба. В том случае, если преступление характеризуется извлечением дохода в крупном размере, то такой состав следует признать формальным, и он окончен с момента получения такого дохода.

Под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

Однако при квалификации преступлений в виде незаконного предпринимательства определение размера полученного дохода вызывает определенные сложности. Это связано, прежде всего, с тем, что в теории экономики и юриспруденции доход понимается по-разному.

В экономической теории под доходом понимают всю выручку от реализации товаров и услуг без учета затрат. Однако в праве такое понятие дохода сохранялось в отношении подоходного налога. В других же случаях под доходом понимается прибыль, т.е. денежные поступления, получаемые в результате предпринимательской деятельности, в части, превышающей расходы.

В уголовно-правовом смысле понятие «прибыль» и «доход» тождественны, что находит отражение в специальной литературе 1 .

Однако, в 17 декабря 1998 г. по делу Леонова Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в своем определении указала, что доход, предусмотренный ст. 171 УК, следует определять как разницу между полученной от предпринимательской деятельности прибылью и расходами, понесенными в результате этой деятельности .

Такой подход к решению данного вопроса вызвал в теории уголовного права неоднозначное отношение. Многие авторы (А.Э. Жалинский, Н.А. Лопашенко, Т.Д. Устинова и др.) в своей трактовке согласились с понятием дохода от незаконной предпринимательской деятельности, данным Верховным Судом РФ. Другие, например, П.С. Янн, С. Васендин, Б.В. Волженкин, не согласились с такой трактовкой.

П.С. Янн мотивировал свое неприятие такой позиции ссылкой Верховного Суда России на налоговое законодательство, которое, по его мнению, настолько противоречиво, что позволяет, обратившись к нему, аргументировать решение, прямо противоположное .

Б.В. Волженкин с учетом своего понимания опасности незаконной предпринимательской деятельности утверждает: «Всякое предпринимательство контролируется государством путем установления государственной регистрации, лицензирования отдельных видов деятельности, установления в лицензии ряда условий. Опасность представляет не
обогащение предпринимателя, не получение им прибыли, а то, что он уклоняется от установленного контроля» 1 .

С. Васендин считает точку зрения, где под доходом понимается весь совокупный доход, полученный от незаконного предпринимательства, более обоснованной. В противном случае, по его мнению, наступление ответственности может быть поставлено в зависимость от экономической эффективности деятельности того или иного предприятия или предпринимателя .

Несмотря на образовавшуюся в теории уголовного права дискуссию, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении №23 от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» указал, что под доходом в ст. 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности. Верховный Суд принял определение дохода, близкое к используемому для целей налогообложения (Статья 249 НК РФ: «доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав).

При исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками.

Действующее уголовное законодательство не содержит указаний относительно того, в чем может выражаться ущерб
от незаконного предпринимательства. Нет однозначного понимания ущерба при незаконном предпринимательстве и в юридической литературе. При данном составе преступления, наряду с ущербом государству в виде неуплаты пошлин, сборов, налогов, авторами разных публикаций предлагается рассматривать ущерб в виде причинения вреда здоровью граждан, их имуществу, упущенной выгоды другими предпринимателями 1 .

Отдельные авторы предложенное толкование ущерба в незаконном предпринимательстве считают необоснованным, так как оно, по их мнению, носит расширительный характер. С их точки зрения, только непоступление налогов в соответствующий бюджет может включаться в структуру незаконного предпринимательства в качестве одного из последствий указанного преступления .

Комментируя данное мнение, следует отметить, что при незаконном предпринимательстве ущерб выражается, как правило, в виде непоступления налогов в бюджет, но это не исключает его выражение в причинении вреда здоровью граждан или их имуществу. Например, указанный вред может наступить в результате потребления или пользования товарами, которые явились продуктом незаконного предпринимательства и имеют конструктивные, рецептурные или иные недостатки. Органам предварительного следствия в этих случаях необходимо будет установить причинно- следственную связь между перечисленными последствиями и совершенным незаконным предпринимательством.

В зависимости от размера извлеченного дохода при незаконном предпринимательстве осуществляется

отграничение данного преступного деяния от
административного правонарушения, но как квалифицировать деяние, когда незаконная предпринимательская деятельность была пресечена в тот момент, когда ее субъект еще не намеривался прекращать свои действия, но извлеченный им доход составляет менее полутора миллионов рублей?

При установлении признаков объективной стороны рассматриваемого преступления, помимо анализа видов незаконного предпринимательства, указанных в диспозиции ст. 171 УК, следует особо обратить внимание на то обстоятельство, что осуществление незаконной предпринимательской деятельности по своему характеру относится к числу продолжаемых преступлений. Моментом окончания продолжаемых преступлений является прекращение преступной деятельности 1 . Объективная сторона ст. 171 УК РФ сконструирована таким образом, что единичным преступлением является целая система последовательных действий .

Применительно к таким случаям, в теории уголовного права выработан подход, согласно которому квалификация осуществляется в зависимости от цели продолжаемого преступления, конкретизированности или

неконкретизированности умысла виновного .

По мнению некоторых ученых, действия, описанные в приведенном примере, могут быть оценены как покушение на преступление (ч.З ст. 30, ст. 171 УК РФ), но в том случае, если органам предварительного следствия удастся доказать конкретный размер дохода, который намеревался извлечь субъект преступления, или размер дохода, который был бы
извлечен, если бы незаконная предпринимательская деятельность не была пресечена .

Анализ изученных уголовных дел также свидетельствует о том, что пресеченная незаконно осуществляемая предпринимательская деятельность, при которой ее субъект извлек доход в крупном размере, в некоторых случаях квалифицируется как покушение на незаконное предпринимательство, совершенное с извлечением дохода в особо крупном размере.

По мнению Н.Ф. Кузнецовой, при незаконном предпринимательстве до момента извлечения дохода в особо крупном размере предшествующие действия лица могут расцениваться правоприменительными органами либо как оконченное преступление (при наличии крупного размера дохода) либо как покушение на преступление 2 .

С нашей точки зрения, последний вариант квалификации возможен только в том случае, если органами предварительного следствия будет доказано, что виновное лицо намеривалось извлечь доход при незаконном предпринимательстве в особо крупном размере, тогда его действия должны быть квалифицированы как покушение на незаконное предпринимательство с извлечением дохода в особо крупном размере.

Справедливости ради следует отметить, что в юридической литературе бытует мнение о невозможности совершения покушения на незаконное предпринимательство, в связи с тем, что данное преступление является продолжаемым. В одной из ст. Л.С. Аистовой приводится пример из судебной практики, когда, по ее мнению, действия виновного лица неправильно были квалифицированы как покушение на незаконное предпринимательство с извлечением дохода в особо крупном размере.

Б., не являясь частным предпринимателем, в Северной Осетии приобрел у не установленных следствием лиц 8400 литров этилового спирта, с целью его перепродажи в других субъектах РФ. Для перевозки бочек со спиртом и торговли Б. арендовал автомобиль «КамАЗ» и наняі водителя. Деятельность Б. была пресечена, когда он успел реализовать только 1000 л спирта 1 .

Думается, что в приведенном примере правоприменитель правильно оценил действия Б. как покушение на незаконное предпринимательство с извлечением дохода в особо крупном размере. Нельзя забывать, что объективное вменение в отечественном уголовном праве не допустимо. Несмотря на то, что виновный успел реализовать 1000 л спирта, его умысел был направлен на реализацию 8400 л спирта.

Правоприменительная практика о незаконном предпринимательстве характеризуется своей

противоречивостью. Анализ материалов уголовных дел свидетельствует, что в одних случаях совершение одной крупной сделки признается незаконным

предпринимательством, а в других нет. Нет единства по этому вопросу и в теории уголовного права. Одни ученые считают, что совершение единичной сделки с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере образует незаконное предпринимательство , а другие данное мнение подвергают критике.

К сожалению, признак систематичности не получил легальной расшифровки, а практика до сих пор не выработала его твердых критериев, что вызывает немало трудностей при применении норм ст. 171 УК РФ [C] .

Так, в одном из районов Вологодской области был осужден за незаконное предпринимательство К., получивший доход в крупном размере от перепродажи легковой машины. В другом районе той же области, напротив, было прекращено уголовное дело за отсутствием состава преступления в действиях П. и Л., получивших доход в крупном размере от перепродажи большой партии пиломатериалов, поскольку, как подчеркнул следователь, сделка была единичной .

В этой связи возникает вопрос, как квалифицировать действия лиц, совершивших одну или две сделки, принесшие им доход в крупном или особо крупном размере?

Ответ на поставленный вопрос, с нашей точки зрения, содержится в письме Минфина РФ от 14.01.2005 № 03-05-01- 05/3. Из контекста данного письма следует, что закон связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им деятельности особого рода, а не просто с совершением возмездных сделок. Самого по себе факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно, если совершаемые им сделки не образуют деятельности. В качестве критериев ведения предпринимательской деятельности Минфин РФ, в частности, указывает изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации; хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок; взаимосвязанность всех совершенных гражданином в определенный период времени сделок; устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.

В одном из постановлений Верховного Суда, касающегося применения ст. 14.1 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной

регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, разъясняется, что «...отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли» 1 .

В и. 2 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 №23 указано, что в тех случаях, когда

незарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Таким образом, позиция высшей судебной инстанции выражается в том, что не только единичная сделка, но и несколько совершенных одним лицом сделок не создают оснований для квалификации этих действий как незаконное предпринимательство .

Такое понимание незаконного предпринимательства представляется обоснованным, так как ст. 171 УК в существующем виде нацеливает правоохранительные органы на борьбу с более опасными видами предпринимательских действий, которые наносят существенный урон обществу. Незаконное предпринимательство является незаконным не как
предпринимательство само по себе, а в силу того, что лицо уклоняется от исполнения требований о государственной регистрации либо от получения соответствующей лицензии. Если эти требования были исполнены, предпринимательство было бы законно .

Кроме этого некоторые предприниматели сочетают в своей законной деятельности незаконные виды

предпринимательства. Например, в некоторых магазинах, легально торгующих оружием, можно купить его нелегально, произведенное кустарным способом и т.д.

Известны случаи, когда отдельные врачи на базе стационарного или поликлинического отделения разворачивают деятельность по нелегальному оказанию возмездных медицинских услуг.

Мошенники под видом народных целителей систематически собирают огромные аудитории для проведения, например, сеансов массового исцеления.

Перечисленные виды деятельности при систематическом извлечении прибыли по своим содержательным характеристикам вполне будут соответствовать определению предпринимательства. Не будут они лишь отвечать условию законности совершаемых действий 2 .

По нашему мнению, описанные деяния должны получать уголовно-правовую оценку по специальным нормам уголовного законодательства и наряду с этим квалифицироваться по совокупности с нормами ст. 171 УК РФ, если они причинили крупный ущерб или принесли доход в размере не ниже крупного.

Следует также отметить, что нахождение в трудовых отношениях с каким-либо работодателем исключает наличие в
действиях лица состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ.

Одним из районных судов Орловской области вынесен обвинительный приговор по ст. 171 УК РФ в отношении Е., который, не имея лицензии на осуществление перевозок автомобильным транспортом, заключил трудовое соглашение с пищекомбинатом о трудоустройстве в качестве водителя и на принадлежащем ему автомобиле, по указанию руководства названного предприятия, производил перевозки различных грузов.

Данный приговор был отменен. В своем постановлении Президиум Орловского областного суда указал, что деятельность Е. в упомянутом предприятии не являлась самостоятельной, так как он выполнял указания руководства комбината по перевозке грузов. Он не нес ответственности и не рисковал при недостаче или порче товара (который, как это видно из материалов дела, при перевозке находился в подотчете у других лиц), из его заработной платы бухгалтерией производились различные виды удержаний (подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд), велся график учета его рабочего времени. Следовательно, действия Е. признаков предпринимательства не содержат, поэтому специального разрешения (лицензии) на перевозку грузов при таких обстоятельствах не требовалось 1 .

Налоговые и другие контролирующие органы достаточно часто привлекают тех или иных лиц к ответственности за незаконное предпринимательство. Ежего дно выносится множество обвинительных приговоров за это преступление. Однако даже у судов часто возникают вопросы, связанные с его правовой квалификацией. Попробуем разобраться в наиболее важных из них.

Прежде всего обратимся к определению предпринимательской деятельности. По гражданскому законодательству таковой является "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Исходя из общего правила "Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений (в том числе и предпринимательских. - Авт.) являются граждане и юридические лица" (п. 1 ст. 2 ГК РФ), они и являются субъектами состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ. Возможное участие публично-правовых образований (например, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований) в данном материале мы рассматривать не будем.

Граждане и юридические лица. Правоспособность

В отличие от юридических лиц, множество граждан неоднородно. Оно состоит из граждан, обладающих:

  • только общей правосубъектностью;
  • как общей, так и специальной правосубъектностью (то есть предпринимателей).

По Гражданскому кодексу РФ "гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица:" (п. 1 ст. 23 ГК РФ). К ней применяются правила, "которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения" (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Кодекс выделяет несколько категорий таких граждан и на этом основании связывает момент приобретения ими специальной правосубъектности с наступлением разных событий:

  • общая категория (предприниматели без образования юридического лица) - "с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя" (п. 1 ст. 23 ГК РФ);
  • специальная категория "глава крестьянского или фермерского хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица" - "с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства" (п. 2 ст. 23 ГК РФ).

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают и прекращаются одновременно в момент его создания и в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Возникновение у граждан и юридических лиц специальной правосубъектности законодатель связывает с получением специального разрешения (лицензии). По гражданскому законодательству "право: осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами" (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Отметим, что юридические лица также неоднородны, и согласно ст. 50 ГК РФ они делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации. Критерием подобной классификации служит цель деятельности. Коммерческие организации являются субъектами предпринимательской деятельности. Основная цель их работы - получение прибыли. В то же время некоммерческие организации не являются субъектами предпринимательской деятельности, так как получение прибыли не является их основной целью (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Далее мы расскажем о том, как данное обстоятельство проявляет свое позитивное и негативное значение для уголовно-правовой квалификации незаконного предпринимательства.

Объективная и субъективная стороны преступления

Обратимся к определению незаконного предпринимательства, которое дано в ст. 171 УК РФ. Под ним понимается "осуществление предпринимательской деятельности без регистра- ции или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензион- ных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере" (ч. 1 ст. 171 УК РФ).

Начать характеризовать данный состав предпочтительнее с объективной стороны. Прежде всего, незаконное предпринимательство - это всегда действие. Оно может быть двух видов:

  • с пороком в регистрации его субъекта;
  • с пороком в специальной правосубъектности его субъекта.

Таким образом, общественную опасность это преступление обретает не вследствие криминальной природы предмета, то есть самого действия (предпринимательской деятельности). Опасность возникает в результате криминально направленного умысла субъекта на совершение действий внешне абсолютно законных, но влекущих незаконное получение доходов.

Поэтому Пленум ВС РФ указал, что "в тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК РФ (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по статье 171 УК РФ не требует" (п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23, далее - постановление N 23).

С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.

Субъекты преступления

Описав незаконное предпринимательство с объективной и субъективной сторон, вернемся к субъектам данного преступления, а точнее - к проблеме установления их круга. Как отмечалось выше, законодатель для квалификации деяния как незаконного предпринимательства установил два вида порока субъекта:

  • в регистрации, то есть в самом существовании;
  • в возникновении специальной правосубъектности.

Порок в регистрации может выражаться в различных формах. Это может быть как отсутствие регистрации, так и нарушение ее правил.

При этом "осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" (п. 3 постановления N 23). Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать "ведение такой деятельности субъек том предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам" (п. 3 постановления N 23).

Гражданский кодекс РФ дважды допускает возможность легально вести предпринимательскую деятельность без регистрации, как для граждан, так и для юридических лиц. Так, в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 23 Кодекса, "гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований: (о регистрации. - Авт.) не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не являлся предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила: (ГК РФ. - Авт.) об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".

Следует отметить, что норма ст. 198 УК РФ (в ней речь идет об уклонении от уплаты налогов с физлиц) сформулирована исходя из этого же принципа, то есть последующей легитимации неправомерных действий и применения к возникшим правоотношениям специального режима правового регулирования.

Закрепляя в абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ положение об обретении юридическим лицом общей правосубъектности в полном объеме с момента его создания, законодатель допустил возможность существования "люфта". С момента создания компании до момента ее госрегистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ должно пройти минимум пять дней. Таков срок регистрации юрлиц. Указанным исключением нельзя пренебрегать. Незаконное предпринимательство должно быть действительно незаконным. Кроме того, исключения являются специальными нормами - как по отношению к нормам о госрегистрации юридических лиц и ИПБОЮЛ, так и по отношению к нормам уголовного права (например, по отношению к норме, содержащейся в ст. 171 УК РФ).

Есть еще один нюанс: коммерческая деятельность компаний, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также некоммерческих организаций, которые не распределяют прибыль между участниками, но в ходе своей деятельности ее извлекают с завидным постоянством. По данной проблеме молчат как УК РФ, так и Пленум ВС РФ. Акцент со ссылкой на п. 1 ст. 2 ГК РФ на систематическое получение прибыли от деятельности (п. 1 постановления N 23) не решает этой проблемы. Остается невыясненным, с какого момента начинается "систематичность", если учесть, что предпринимательская деятельность носит длящийся характер.

Порок в возникновении специальной правосубъектности не вызывает особых вопросов. Процедура выдачи лицензии достаточно формализованна. Лишь в ситуации, когда срок ее действия истек, а лицо продолжает осуществлять лицензионный вид деятельности и спустя некоторое время получает новую лицензию либо продлевает срок действия предыдущей, может возникнуть необходимость в дополнительной квалификации подобного деяния по ст. 159 УК РФ "Мошенничество".

Весьма оригинально выглядит интерпретация Пленумом ВС РФ юридической квалификации деятельности юридического лица, обладающего специальной правоспособностью и в связи с этим неспособного вести иную деятельность, кроме той, ради которой оно было создано, как деятельности без регистрации либо как деятельности без лицензии (п. 6 постановления N 23). Здесь Пленум противоречит сам себе: п. 6 постановления N 23 противоречит п. 3 этого же постановления, расширяя содержание понятий "деятельность без регистрации" и "деятельность без лицензии". Представляется, что в данном случае Пленум ВС РФ должен был воспользоваться правом толкования норм права и дать расширительное толкование не этим понятиям, а понятию "незаконное предпринимательство". Деятельность уже состоявшегося субъекта права и предпринимательскую деятельность вне пределов исключительной компетенции никак нельзя признать деятельностью без регистрации.

Ответственность: уголовная, налоговая, административная

Если лицо ведет предпринимательскую деятельность без регистрации (ст. 171 УК РФ), государство не имеет возможности доподлинно установить размер его доходов - налогооблагаемой базы и исчислить сумму налогов или сборов. Регистра- цию проводит Федеральная налоговая служба РФ (ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). В Налоговом кодексе РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) и уклонение от такового (ст. 117 НК РФ). Статья 14.1 КоАП РФ, устанавливая административную ответственность за ведение предпринимательской деятельности без госрегистрации или специального разрешения (лицензии), дублирует положения НК РФ (в частности, п. 1 ст. 117 НК РФ).

При этом надо иметь в виду, что в КоАП РФ речь идет об административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации. Налоговый кодекс РФ предусматривает наступление административной ответственности на более поздней стадии, то есть когда лицо зарегистрировано в качестве организации или индивидуального предпринимателя, но при этом уклоняется от постановки на учет в налоговом органе как субъект налогообложения (налогоплательщик). Этим обстоятельством обусловлено применение различных мер административной ответственности в случае совершения лицом того или иного из указанных выше правонарушений.

При ограничении сферы действия норм административного и уголовного права необходимо иметь в виду, что уголовно-правовая норма (ст. 171 УК РФ) носит материальный характер (материальный состав правонарушения - преступления). Необходимым условием для ее применения является причинение ущерба определенного размера или незаконное извлечение дохода в определенной сумме. Административно-правовая норма носит формальный характер (формальный состав правонарушения) и потому не требует установления факта причинения ущерба. Достаточно лишь формального нарушения правового предписания (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18).

К сожалению, Президиум ВС РФ оставляет без внимания очень важную для практической деятельности как правоохранительных, так и судебных органов проблему: отграничение сферы действия норм административного, уголовного и гражданского права при осуществлении смешанного правового регулирования одних и тех же правоотношений. В результате вопрос, норму какой отрасли права применять для разрешения конкретного казуса, всякий раз является актуальным и неразрешимым. Поэтому всякий раз он решается по-разному. А мизерная сумма ущерба, установленная в качестве низшей границы для применения нормы уголовного права, с одной стороны, делает ее номинальной, а с другой - дает широкий простор для злоупотреблений, создавая ситуацию, при которой за одни и те же действия одно лицо привлекают к административной, а другое - к уголовной ответственности. Причем за причиненный ущерб в размере 250 000 рублей и 1 копейки это лицо не всегда получает наказание в виде условной меры. Кстати, третье лицо вообще может отделаться легким испугом, получив на руки судебное решение о взыскании с него какой-то суммы.

В теме "незаконное предпринимательство" остается еще один вопрос, который необходимо раскрыть. А именно - о квалификации по ст. 171 и 199 (198) УК РФ. С одной стороны, незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) является общей нормой по отношению к уклонению от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ) или с физического лица (ст. 198 УК РФ). Поэтому при установлении факта уклонения от уплаты налогов и (или) сборов действия лица должны квалифицироваться по ст. 198 или ст. 199 Кодекса во избежание назначения двойного наказания за одно и то же действие.

С другой стороны, содержание нормы, сформулированной в ст. 171 УК РФ, значительно сужает объем понятия "незаконное предпринимательство". Это не позволяет определять данные составы как общий и специальный по отношению друг к другу, то есть объем одного состава не перекрывается объемом другого. К тому же и субъектный состав правоотношений в этих случаях различается существенно: в случаях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов одной из сторон правоотношений выступают фискальные органы, а в случае незаконного предпринимательства - органы управления специальной компетенции, не относящиеся к фискальным, а также фискальный орган при осуществлении государственной регистрации и ведения единого госреестра. Следовательно, при наличии в действиях лица признаков состава преступлений, предусмотренных ст. 171 и 198 (199) УК РФ, их следует квалифицировать по совокупности. Это подтверждает п. 2 постановления N 23, в котором Пленум ВС РФ указывает, как квалифицировать действия физлица, которое приобрело имущество и сдает его в аренду, не уплачивая при этом налоги.

Е.В. Семьянов,
МГКА, кандидат юрид. наук

  • административной (штрафные санкции здесь составляют от 500 рублей и достигают 2000);
  • уголовной (изоляция от общества на определенный срок, денежные выплаты из дохода виновного, арест, обязательные работы);
  • налоговой (при выявленных нарушениях предусмотрены обязательные выплаты от полученных сумм в размере 10 %, но не больше 20 000 рублей, а также 20 %, если бизнес осуществлялся больше трех месяцев).

Органы правопорядка

Выявлять осуществление незарегистрированного в установленном порядке бизнеса могут следующие уполномоченные на это государственные структуры:

  • полиция;
  • налоговая инспекция;
  • прокуратура;
  • антимонопольная служба;
  • торговая инспекция.

Факт нарушения закона должен быть зафиксирован проверяющими органами в протоколе. Кроме того, должно пройти не больше двух месяцев с момента выявления и пресечения такого правонарушения, как незаконная предпринимательская деятельность. Наказание физическое лицо в данной ситуации может понести только по решению суда.

Незаконный бизнес как преступное деяние

В данном случае лицо может быть по ст. 171 кодекса о злодеяниях. Она наступает только в том случае, если правоохранительными органами будет выявлено получение доходов лицом в крупных размерах, т.е. не меньше 250 000 рублей. При этом полиции достаточно сложно уличить человека в незаконном бизнесе, потому как для этого необходимо проведение контрольной закупки на большие суммы денежных средств, что достаточно проблематично. Именно поэтому, не имея достаточных доказательств для открытия дела, его возбуждать не будут.

Уголовная ответственность наступает за причинение особо в сумме от 250 000 и более, и только после этого коммерция определяется как незаконная предпринимательская деятельность. Наказание физическое лицо (2016 г.) несет следующее:

  • штраф в сумме до 300 000 рублей либо с дохода виновного за период до 2 лет;
  • обязательные работы;
  • арест.

Если коммерческая деятельность, осуществляемая вне закона, повлекла за собой причинение ущерба в очень большом размере, то штрафные санкции здесь составляют от 100 000 рублей и достигают 500 000. Кроме того, виновному лицу может быть назначено наказание в виде изоляции от общества на срок до пяти лет, но с наименьшими денежными выплатами.

Именно такими последствиями заканчивается (РФ). Поэтому гражданам, занимающимся коммерческой деятельностью, которая приносит им постоянный доход, лучше всего зарегистрироваться в налоговой инспекции по месту жительства в качестве ИП и платить взносы с бизнеса в доход государства.

Ответственность по КОАП

Предусматривает штраф от 500 рублей и до 2000 за незаконную предпринимательскую деятельность. Дело о привлечении к административной ответственности рассматривается мировым судьей. Это может происходить по месту совершения правонарушения или на территории участка проживания гражданина, если он сообщит об этом. При наложении штрафа, его размер будет зависеть от того, впервые человек совершил проступок или же уже привлекался за ведение незаконного бизнеса.

В КОАП существует несколько типов правонарушений:

  • работа без лицензии и нарушение правил ее использования;
  • коммерческая деятельность без учета в налоговой.

Конечно, размер штрафа будет зависеть от конкретного случая. Работа без специального разрешения может быть более серьезным нарушением закона, чем деятельность без регистрации. Именно поэтому штрафы всегда назначаются судом при изучении и рассмотрении конкретных обстоятельств дела. Органы правопорядка, торговая инспекция и антимонопольная служба могут только выявить такое правонарушение, как незаконная предпринимательская деятельность. Наказание физическое лицо КОАП предполагает в виде штрафа, который будет уплачен человеком только на основании решения суда.

Санкции

Если человек занимается бизнесом и не зарегистрировался в установленном порядке в качестве ИП, то налоговой это рассматривается как незаконная предпринимательская деятельность. Наказание физическое лицо (2016 г.) понесет в виде уплаты штрафа в сумме от 20 000 рублей до 40 000. Если рассматривать в процентном соотношении, то это от 10 до 20 % всех доходов. В случае несоблюдения сроков постановки на учет в инспекции недобросовестному бизнесмену грозит штраф от 5000 до 10000 рублей.

Защита

Если гражданин получил материальный ущерб от осуществления бизнеса, находящегося вне закона, он может обратиться лично в органы правопорядка для того, чтобы нарушителя привлекли к ответственности. В первую очередь в том, чтобы незаконных коммерсантов стало как можно меньше, заинтересована налоговая инспекция. Как уже известно, НК РФ предусмотрена ответственность в виде уплаты немалых штрафов для нелегальных предпринимателей, которые длительное время осуществляют свой бизнес без определенных документов.

Незаконная предпринимательская деятельность физического лица всегда направлена на получение им постоянной прибыли от оказания услуг или продажи товаров. Такой бизнес не зарегистрирован надлежащим образом в налоговой инспекции. Это влечет за собой наступление неприятных последствий в виде уплаты штрафов, а в особых случаях и тюремного заключения для виновного человека. Поэтому граждане, которые столкнулись с незаконной коммерцией, должны обязательно сообщать об этом в правоохранительные органы, чтобы обезопасить себя и своих близких от покупки некачественных вещей, продуктов и оказания услуг.

Постановка на учет

Для того чтобы деятельность физического лица, направленная на получение постоянной прибыли, была полностью законной, ему нужно зарегистрироваться в налоговой инспекции по месту жительства в качестве ИП. Для этого необходимо предоставить следующие бумаги:

  • письменное заявление;
  • чек об уплате госпошлины;
  • паспорт;
  • ИНН и его ксерокопия.

Также лицу нужно определиться с системой налогообложения. Это необходимо сделать для того, чтобы платить взносы с бизнеса было проще и в меньшем размере. Если все документы будут собраны и поданы в инспекцию, то оформление свидетельства ИП займет всего несколько дней. Совершить данные действия гражданину необходимо для того, чтобы не платить в будущем штраф за незаконную предпринимательскую деятельность, а также сохранить свое время и деньги.

Разновидности

Не каждая деятельность, за которую граждане платят деньги, может считаться предпринимательской. Человек может получить доход от:

  • использования своего имущества (это может быть сдача жилья или транспорта в аренду на сутки);
  • продажи вещей - продуктов, бытовой техники, мебели;
  • оказания услуг - парикмахерских, массажных, косметических.

Даже в том случае, если женщина сделала прическу своей знакомой и получила от нее за это деньги, она не обязана сразу идти в налоговую и регистрироваться в качестве ИП. Вот если это будет ее постоянным занятием, приносящим стабильный доход, то тогда в этой ситуации нужно будет встать на учет. В противном случае такой бизнес - незаконная предпринимательская деятельность, наказание за которую может составить до нескольких тысяч рублей.

Судебная практика

Выявить незарегистрированных коммерсантов органам охраны порядка бывает достаточно сложно и не всегда возможно. Но иногда на практике встречаются такие ситуации, когда покупатели, получившие некачественный товар, сами приходят в полицию или налоговую службу.

Пример из материалов дела:

Гражданка попросила свою знакомую помочь ей сделать на кухне и в ванной комнате красивый и современный ремонт. Последняя согласилась, потому что является профессиональным штукатуром-маляром и получает за такие «шабашки» неплохой доход, хотя официально нигде не работает и не зарегистрирована как ИП.

После того как женщина выполнила свою работу, заказчица попросила ее снова побелить потолок, потому что он был недостаточно белым и чистым. Гражданка не согласилась, взяла деньги и ушла. Заказчица обратилась в налоговую с заявлением о привлечении последней к ответственности за незарегистрированный бизнес и представила доказательства того, что ремонт квартир является основным доходом ее знакомой.

Налоговой инспекцией был составлен протокол, на основании которого суд принял решение о привлечении гражданки к ответственности, которая предполагает в виде наказания штраф физическому лицу за незаконную предпринимательскую деятельность. Кроме того, нарушительница должна была зарегистрироваться в качестве ИП в пятидневный срок.

В данном примере видно, что женщина просто осуществляла незаконную коммерческую деятельность, используя свои собственные навыки работы и умения. Но она не хотела платить налоги государству, поэтому была оштрафована судом за неправомерные действия.

Если бы гражданка постоянно проводила некачественные ремонты в жилых помещениях, а также организациях и предприятиях, где сумма дохода считалась внушительной и достигала, к примеру, 300 тысяч рублей, то виновную можно было бы привлечь к ответственности за такое преступное деяние, как незаконная предпринимательская деятельность ст. 171 УК.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png