К. В. Глюк - великий оперный композитор, осуществивший во второй половине XVIII в. реформу итальянской оперы-seria и французской лирической трагедии. Большая мифологическая опера, переживавшая острейший кризис, обрела в творчестве Глюка качества подлинной музыкальной трагедии, наполненной сильными страстями, возвышающей этические идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию. Появлению первой реформаторской оперы «Орфей» предшествовал долгий путь - борьба за право стать музыкантом, странствия, освоение различных оперных жанров того времени. Глюк прожил удивительную жизнь, целиком посвятив себя музыкальному театру.

Глюк родился в семье лесничего. Отец считал профессию музыканта недостойным занятием и всячески препятствовал музыкальным увлечениям старшего сына. Поэтому еще подростком Глюк уходит из дома, странствует, мечтает получить хорошее образование (к этому времени он окончил иезуитскую коллегию в Коммотау). В 1731 г. Глюк поступил в Пражский университет. Студент философского факультета много времени отдавал музыкальным занятиям - брал уроки у знаменитого чешского композитора Богуслава Черногорского, пел в хоре церкви Св. Якова. Странствия в окрестностях Праги (Глюк охотно играл в бродячих ансамблях на скрипке и особенно любимой виолончели) помогли ближе познакомиться с чешской народной музыкой.

В 1735 г. Глюк, уже сложившийся профессиональный музыкант, едет в Вену и поступает на службу в капеллу графа Лобковица. Вскоре итальянский меценат А. Мельци предложил Глюку место камер-музыканта придворной капеллы в Милане. В Италии начинается путь Глюка как оперного композитора; он знакомится с творчеством крупнейших итальянских мастеров, занимается композицией под руководством Дж. Саммартини. Почти 5 лет продолжался подготовительный этап; лишь в декабре 1741 г. в Милане с успехом была поставлена первая опера Глюка «Артаксеркс» (либр. П. Метастазио). Глюк получает многочисленные заказы из театров Венеции, Турина, Милана и в течение четырех лет создает еще несколько опер-seria («Деметрий», «Поро», «Демофонт», «Гипермнестра» и др.), которые принесли ему известность и признание у достаточно искушенной и требовательной итальянской публики.

В 1745 г. композитор гастролировал в Лондоне. Сильнейшее впечатление произвели на него оратории Г. Ф. Генделя. Это возвышенное, монументальное, героическое искусство стало для Глюка важнейшим творческим ориентиром. Пребывание в Англии, а также выступления с итальянский оперной труппой братьев Минготти в крупнейших европейских столицах (Дрездене, Вене, Праге, Копенгагене) обогатили запас музыкальных впечатлений композитора, помогли завязать интересные творческие контакты, ближе познакомиться с различными оперными школами. Признанием авторитета Глюка в музыкальном мире стало его награждение папским орденом «Золотой шпоры». «Кавалер Глюк» - это звание так и закрепилось за композитором. (Напомним о прекрасной новелле Т. А. Гофмана «Кавалер Глюк».)

Новый этап жизни и творчества композитора начинается с переездом в Вену (1752), где Глюк вскоре занял пост дирижера и композитора придворной оперы, а в 1774 г. получил звание «действительного императорского и королевского придворного композитора». Продолжая сочинять оперы-seria, Глюк обращается и к новым жанрам. Французские комические оперы («Остров Мерлина», «Мнимая рабыня», «Исправленный пьяница», «Одураченный кади» и др.), написанные на тексты известных французских драматургов А. Лесажа, Ш. Фавара и Ж. Седена, обогатили стиль композитора новыми интонациями, композиционными приемами, ответили потребностям слушателей в непосредственно жизненном, демократическом искусстве. Большой интерес представляет работа Глюка в жанре балета. В сотрудничестве с талантливым венским хореографом Г. Анджолини был создан балет-пантомима «Дон-Жуан». Новизна этого спектакля - подлинной хореографической драмы - определяется во многом характером сюжета: не традиционно сказочного, аллегорического, но глубоко трагедийного, остро конфликтного, затрагивающего вечные проблемы человеческого бытия. (Сценарий балета написан по пьесе Ж. Б. Мольера.)

Важнейшим событием в творческой эволюции композитора и в музыкальной жизни Вены явилась премьера первой реформаторской оперы - «Орфей » (1762), Древнегреческий миф о легендарном певце Глюк и Р. Кальцабиджи (автор либр., единомышленник и постоянный сотрудник композитора в Вене) трактовали в духе строгой и возвышенной античной драмы. Красота искусства Орфея и сила его любви способны преодолеть все преграды - эта вечная и всегда волнующая идея лежит в основе оперы, одного из самых совершенных творений композитора. В ариях Орфея, в знаменитом соло флейты, известном также в многочисленных инструментальных вариантах под названием «Мелодия», раскрылся оригинальный мелодический дар композитора; а сцена у врат Аида - драматический поединок Орфея и фурий - осталась замечательным образцом построения крупной оперной формы, в которой достигнуто абсолютное единство музыкального и сценического развития.

За «Орфеем» последовали еще 2 реформаторские оперы - «Альцеста » (1767) и «Парис и Елена» (1770) (обе на либр. Кальцабиджи). В предисловии к «Альцесте», написанном по случаю посвящения оперы герцогу Тосканскому, Глюк сформулировал художественные принципы, которыми руководствовался во всей творческой деятельности. Не найдя должной поддержки у венской и итальянской публики. Глюк отправляется в Париж. Годы, проведенные в столице Франции (1773-79), - время наивысшей творческой активности композитора. Глюк пишет и ставит в Королевской академии музыки новые реформаторские оперы - «Ифигения в Авлиде» (либр. Л. дю Рулле по трагедии Ж. Расина, 1774), «Армида » (либр. Ф. Кино по поэме Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», 1777), «Ифигения в Тавриде» (либр. Н. Гнияра и Л. дю Рулле по драме Г. де ла Туш, 1779), «Эхо и Нарцисс» (либр. Л. Чуди, 1779), перерабатывает «Орфея» и «Альцесту», сообразуясь с традициями французского театра. Деятельность Глюка всколыхнула музыкальную жизнь Парижа, вызвала острейшие эстетические дискуссии. На стороне композитора - французские просветители, энциклопедисты (Д. Дидро, Ж. Руссо, Ж. Д’Аламбер, М. Гримм), приветствовавшие рождение истинно высокого героического стиля в опере; его противники - приверженцы старой французской лирической трагедии и оперы-seria. Стремясь поколебать позиции Глюка, они пригласили в Париж итальянского композитора Н. Пиччинни, пользовавшегося в то время европейским признанием. Полемика между сторонниками Глюка и Пиччинни вошла в историю французской оперы под названием «войны глюкистов и пиччиннистов». Сами же композиторы, относившиеся друг к другу с искренней симпатией, остались вдалеке от этих «эстетических баталий».

В последние годы жизни, прошедшие в Вене, Глюк мечтал о создании немецкой национальной оперы на сюжет Ф. Клопштока «Битва Германа». Однако тяжелая болезнь и возраст препятствовали осуществлению этого плана. Во время похорон Глюкз в Вене исполнялось его последнее произведение «De profundls» («Из бездны взываю...») для хора и оркестра. Этим своеобразным реквиемом дирижировал ученик Глюка - А. Сальери.

«Эсхилом музыки» назвал Глюка страстный поклонник его творчества Г. Берлиоз. Стилистика музыкальных трагедий Глюка - возвышенная красота и благородство образов, безупречность вкуса и единство целого, монументальность композиции, опирающейся на взаимодействие сольных и хоровых форм, - восходит к традициям античной трагедии. Созданные в эпоху расцвета просветительского движения накануне Великой французской революции, они ответили потребностям времени в большом героическом искусстве. Так, Дидро писал незадолго до приезда Глюка в Париж: «Пусть появится гений, который утвердит подлинную трагедию... на лирической сцене». Поставив своей целью «изгнать из оперы все те дурные излишества, против которых уже долгое время тщетно протестовали здравый смысл и хороший вкус», Глюк создает спектакль, в котором все компоненты драматургии логически целесообразны и выполняют определенные, необходимые функции в общей композиции. «...Я избегал демонстрировать нагромождение эффектных трудностей в ущерб ясности», - сказано в посвящении «Альцесты», - «и я не придавал никакой цены открытию нового приема, если таковой не вытекал естественно из ситуации и не был связан с выразительностью». Так, хор и балет становятся полноправными участниками действия; интонационно выразительные речитативы естественно сливаются с ариями, мелодика которых свободна от излишеств виртуозного стиля; увертюра предвосхищает эмоциональный строй будущего действия; относительно законченные музыкальные номера объединяются в большие сцены и т. д. Направленный отбор и концентрация средств музыкально-драматической характеристики, строгое соподчинение всех звеньев большой композиция - вот важнейшие открытия Глюка, имевшие огромное значение как для обновления оперной драматургии, так и для утверждения нового, симфонического мышления. (Расцвет оперного творчества Глюка приходится на время интенсивнейшего развития крупных циклических форм - симфонии, сонаты, концепта.) Старший современник И. Гайдна и В. А. Моцарта, тесно связанный с музыкальной жизнью и художественной атмосферой Вены. Глюк, и по складу творческой индивидуальности, и по общей направленности исканий примыкает именно к венской классической школе. Традиции «высокой трагедии» Глюка, новые принципы его драматургии получили развитие в оперном искусстве XIX в.: в творчестве Л. Керубини, Л. Бетховена, Г. Берлиоза и Р. Вагнера; а в русской музыке - М. Глинки, исключительно высоко ценившего Глюка как первого среди оперных композиторов XVIII в.

И. Охалова

Сын потомственного лесничего, с ранних лет сопровождает отца в его многочисленных переездах. В 1731 году поступает в Пражский университет, где изучает вокальное искусство и игру на различных инструментах. Будучи на службе у князя Мельци, живет в Милане, берет уроки композиции у Саммартини и ставит ряд опер. В 1745 году в Лондоне знакомится с Генделем и Арном и сочиняет для театра. Став капельмейстером итальянской труппы Минготти, посещает Гамбург, Дрезден и другие города. В 1750 году женится на Марианне Пергин, дочери богатого венского банкира; в 1754 году становится капельмейстером Венской придворной оперы и входит в окружение графа Дураццо, управлявшего театром. В 1762 году с успехом ставится опера Глюка «Орфей и Эвридика» на либретто Кальцабиджи. В 1774 году после нескольких финансовых неудач следует за Марией-Антуанеттой (у которой он был учителем музыки), ставшей французской королевой, в Париж и завоевывает благосклонность публики несмотря на сопротивление пиччиннистов. Однако огорченный провалом оперы «Эхо и Нарцисс» (1779), оставляет Францию и уезжает в Вену. В 1781 году композитора разбивает паралич, и он прекращает всякую деятельность.

Имя Глюка отождествляется в истории музыки с так называемой реформой музыкальной драмы итальянского типа, единственной известной и широко распространенной в его время в Европе. Он считается не только великим музыкантом, но прежде всего спасителем жанра, искаженного в первой половине XVIII века виртуозными украшениями певцов и правилами условных, основанных на машинерии, либретто. В наши дни позиция Глюка уже не кажется исключительной, поскольку композитор не был единственным творцом реформы, необходимость которой чувствовали и другие оперные композиторы и либреттисты, в частности итальянские. Кроме того, понятие упадка музыкальной драмы не может относиться к вершинным произведениям жанра, но разве что к низкопробным сочинениям и малоодаренным авторам (трудно обвинить в упадке такого мастера, как Гендель).

Как бы то ни было, побуждаемый либреттистом Кальцабиджи и другими членами окружения графа Джакомо Дураццо, управителя венских императорских театров, Глюк ввел в практику ряд новшеств, которые безусловно привели к крупным результатам в области музыкального театра. Кальцабиджи вспоминал: «Господину Глюку, который плохо говорил на нашем языке [то есть на итальянском], было невозможно декламировать стихи. Я прочел ему „Орфея" и несколько раз продекламировал многие фрагменты, подчеркивая оттенки декламации, остановки, замедление, убыстрение, звуки то тяжелые, то плавные, которые мне хотелось, чтобы он употребил в своей композиции. Одновременно я просил его убрать все фиоритуры, каденции, ритурнели и все то варварское и экстравагантное, что проникло в нашу музыку».

Профессии Жанры Награды

Биография

Кристоф Виллибальд Глюк родился в семье лесничего, был с детства увлечён музыкой, и поскольку его отец не хотел видеть своего старшего сына музыкантом, Глюк, окончив иезуитскую коллегию в Коммотау, ещё подростком ушёл из дома. После долгих странствий он в 1731 году оказался в Праге и поступил на философский факультет Пражского университета; одновременно брал уроки у знаменитого в те годы чешского композитора Богуслава Черногорского , пел в хоре церкви Св. Иакова, играл на скрипке и виолончели в бродячих ансамблях .

Получив образование, Глюк в 1735 году отправился в Вену и был принят в капеллу графа Лобковица, а чуть позже получил приглашение от итальянского мецената А. Мельци стать камер-музыкантом придворной капеллы в Милане . В Италии, на родине оперы, Глюк получил возможность познакомиться с творчеством крупнейших мастеров этого жанра; при этом композицию он изучал под руководством Джованни Саммартини , композитора не столько оперного, сколько симфонического.

В Вене, постепенно разочаровываясь в традиционной итальянской опере-сериа - «опере-арии», в которой красота мелодии и пения приобретали самодовлеющий характер, а композиторы нередко становились заложниками прихотей примадонн, - Глюк обратился к французской комической опере («Остров Мерлина», «Мнимая рабыня», «Исправившийся пьяница», «Одураченный кади» и др.) и даже к балету: созданный в содружестве с хореографом Г. Анджолини балет-пантомима «Дон Жуан» (по пьесе Ж.-Б. Мольера), настоящая хореографическая драма, стал первым воплощением стремления Глюка превратить оперную сцену в драматическую .

В поисках музыкальной драмы

К. В. Глюк. Литография Ф. Э. Феллера

В своих исканиях Глюк находил поддержку у главного интенданта оперы графа Дураццо и его соотечественника поэта и драматурга Раньери де Кальцабиджи, написавшего либретто «Дон Жуана». Следующим шагом в направлении музыкальной драмы стала их новая совместная работа - опера «Орфей и Эвридика », в первой редакции поставленная в Вене 5 октября 1762 года . Под пером Кальцабиджи древнегреческий миф превратился в античную драму, в полном соответствии со вкусами того времени , однако ни в Вене, ни в других городах Европы опера не имела успеха у публики.

По заказу двора Глюк продолжал писать оперы в традиционном стиле, не расставаяь, однако, со своей идеей. Новым и более совершенным воплощением его мечты о музыкальной драме стала созданная в содружестве с Кальцабиджи в 1767 году героическая опера «Альцеста », в первой редакции представленная в Вене 26 декабря того же года. Посвящая оперу великому герцогу Тосканскому, будущему императору Леопольду II , Глюк в предисловии к «Альцесте» писал:

Мне казалось, что музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую играют яркость красок и верно распределенные эффекты светотени, оживляющие фигуры, не изменяя их контуров по отношению к рисунку... Я стремился изгнать из музыки все излишества, против которых тщетно протестуют здравый смысл и справедливость. Я полагал, что увертюра должна осветить зрителям действие и служить как бы вступительным обзором содержания: инструментальная часть должна обусловливаться интересом и напряженностью ситуаций... Вся моя работа должна была свестись к поискам благородной простоты, свободе от показного нагромождения трудностей в ущерб ясности; введение некоторых новых приемов казалось мне ценным постольку, поскольку оно отвечало ситуации. И, наконец, нет такого правила, которое бы я не нарушил ради достижения большей выразительности. Таковы мои принципы» .

Такое принципиальное подчинение музыки поэтическому тексту для того времени было революционным; в стремлении преодолеть номерную структуру, характерную для тогдашней оперы-сериа, Глюк объединял эпизоды оперы в большие сцены, пронизанные единым драматическим развитием, он привязал к действию оперы увертюру, которая в то время обычно представляла собою отдельный концертный номер, повысил роль хора и оркестра… Ни «Альцеста», ни третья реформаторская опера на либретто Кальцабиджи - «Парис и Елена» () не нашли поддержки ни у венской, ни у итальянской публики.

В обязанности Глюка как придворного композитора входило и обучение музыке юной эрцгерцогиги Марии-Антуанетты ; став в апреле 1770 года женой наследника французского престола, Мария-Антуанетта пригласила в Париж и Глюка . Однако на решение композитора перенести свою деятельность в столицу Франции в значительно большей степени повлияли другие обстоятельства.

Глюк в Париже

В Париже тем временем вокруг оперы шла борьба, ставшая вторым актом отшумевшей ещё в 50-х годах борьбы между приверженцами итальянской оперы («буффонистами») и французской («антибуффонистами»). Это противостояние раскололо даже венценосную семью: французский король Людовик XVI предпочитал итальянскую оперу, в то время как его австрийская супруга Мария-Антуанетта поддерживала национальную французскую. Раскол поразил и знаменитую «Энциклопедию»: её редактор Д’Аламбер был одним из лидеров «итальянской партии», а многие её авторы во главе с Вольтером и Руссо активно поддерживали французскую . Чужестранец Глюк очень скоро стал знаменем «французской партии», и поскольку итальянскую труппу в Париже в конце 1776 года возглавил знаменитый и популярный в те годы композитор Никколо Пиччини , третий акт этой музыкально-общественной полемики вошёл в историю как борьба между «глюкистами» и «пиччинистами». Спор шёл не о стилях, но о том, чем должен быть оперный спектакль - всего лишь оперой, роскошным зрелищем с красивой музыкой и красивым вокалом, или чем-то существенно большим.

В начале 70-х годов реформаторские оперы Глюка были неизвестны в Париже; в августе 1772 года атташе французского посольства в Вене Франсуа ле Бланк дю Рулле привлёк к ним внимание публики на страницах парижского журнала «Mercure de France». Пути Глюка и Кальцабиджи разошлись: с переориентацией на Париж главным либреттистом реформатора стал дю Рулле; в содружестве с ним для французской публики была написана опера «Ифигения в Авлиде» (на основе трагедии Ж. Расина), поставленная в Париже 19 апреля 1774 года . Успех закрепила новая, французская редакция «Орфея и Эвридики» .

Признание в Париже не осталось незамеченным в Вене: 18 октября 1774 года Глюку было присвоено звание «действительного императорского и королевского придворного композитора» с ежегодным жалованием в 2000 гульденов. Поблагодарив за оказанную честь, Глюк вернулся во Францию, где в начале 1775 года была поставлена новая редакция его комической оперы «Очарованное дерево, или Обманутый опекун» (написанной ещё в 1759 году), а в апреле, в Гранд-Опера , - новая редакция «Альцесты» .

Парижский период историки музыки считают самым значительным в творчестве Глюка; борьба между «глюкистами» и «пиччинистами», с неизбежностью обернувшаяся личным соперничеством композиторов (что, по свидетельствам современников, не сказывалось на их взаимоотношениях), шла с переменным успехом; к середине 70-х годов и «французская партия» раскололась на приверженцев традиционной французской оперы (Ж. Б. Люлли и Ж. Ф. Рамо), с одной стороны, и новой французской оперы Глюка - с другой. Вольно или невольно Глюк сам бросил вызов традиционалистам, использовав для своей героической оперы «Армида » либретто, написанное Ф. Кино (по поэме Т. Тассо Освобождённый Иерусалим) для одноимённой оперы Люлли. «Армида», премьера которой состоялась в Гранд-Опера 23 сентября 1777 года , была, по-видимому, настолько по-разному воспринята представителями различных «партий», что и 200 лет спустя одни говорили об «огромном успехе» , другие - о «неудаче» .

И тем не менее эта борьба закончилась победой Глюка, когда 18 мая 1779 года в парижской Гранд-Опера была представлена его опера «Ифигения в Тавриде» (на либретто Н. Гнияра и Л. дю Рулле по мотивам трагедии Еврипида), которую и поныне многие считают лучшей оперой композитора. Сам Никколо Пиччинни признал «музыкальную революцию» Глюка . Тогда же Ж. А. Гудон изваял беломраморный бюст Глюка, позже установленный в вестибюле Королевской Академии музыки между бюстами Рамо и Люлли .

Последние годы

24 сентября 1779 года в Париже состоялась премьера последней оперы Глюка - «Эхо и Нарцисс»; однако ещё раньше, в июле, композитора поразила тяжёлая болезнь, обернувшаяся частичным параличом. Осенью того же года Глюк вернулся в Вену, которую больше не покидал (новый приступ болезни случился в июне 1781 года).

Памятник К. В. Глюку в Вене

В этот период композитор продолжил начатую ещё в 1773 году работу над одами и песнями для голоса и фортепиано на стихи Ф. Г. Клопштока (Klopstocks Oden und Lieder beim Clavier zu singen in Musik gesetzt), мечтал о создании немецкой национальной оперы на сюжет Клопштока «Битва Арминия», но этим планам не суждено было осуществиться . Предчувствуя скорый уход, в 1782 году Глюк написал «De profundis » - небольшое сочинение для четырёхголосного хора и оркестра на текст 129-го псалма, которое 17 ноября 1787 года на похоронах композитора было исполнено его учеником и последователем Антонио Сальери .

Творчество

Кристоф Виллибальд Глюк был композитором преимущественно оперным; ему принадлежат 107 опер , из которых и поныне не сходят со сцены «Орфей и Эвридика » (), «Альцеста» (), «Ифигения в Авлиде» (), «Армида» (), «Ифигения в Тавриде» (). Ещё большей популярностью пользуются отдельные фрагменты из его опер, которые давно приобрели самостоятельную жизнь на концертной эстраде: Танец теней (он же «Мелодия») и Танец фурий из «Орфея и Эвридики», увертюры к операм «Альцеста» и «Ифигения в Авлиде» и другие.

Интерес к творчеству композитора возрастает, и за последние десятилетия слушателям были возвращены забытые в своё время «Парис и Елена» ( , Вена, либретто Кальцабиджи), «Аэций», комическая опера «Непредвиденная встреча» ( , Вена, либр. Л. Данкура), балет «Дон Жуан»… Не забыт и его «De profundis».

В конце жизни Глюк говорил, что «только иностранец Сальери» перенял от него его манеры, «ибо ни один немец их изучить не хотел» ; тем не менее реформы Глюка нашли немало последователей в разных странах, из которых каждый по-своему применял его принципы в собственном творчестве, - помимо Антонио Сальери , это прежде всего Луиджи Керубини , Гаспаре Спонтини и Л. ван Бетховен , а позже - Гектор Берлиоз , назвавший Глюка «Эсхилом музыки», и Рихард Вагнер , который полвека спустя столкнулся на оперной сцене всё с тем же «костюмировнным концертом», против которого была направлена реформа Глюка. В России его поклонником и последователем был Михаил Глинка . Влияние Глюка у многих композитоорв заметно и вне оперного творчества; кроме Бетховена и Берлиоза, это относится и к Роберту Шуману .

Глюку принадлежит также ряд сочинений для оркестра - симфоний или увертюр, концерт для флейты с оркестром (G-dur), 6 трио-сонат для 2-х скрипок и генерал-баса, написанных ещё в 40-х годах. В содружестве с Г. Анджолини, кроме «Дон Жуана», Глюк создал ещё три балета: «Александр» (), а также «Семирамида» () и «Китайский сирота» - оба по трагедиям Вольтера.

В астрономии

В честь персонажей оперы Глюка «Армида», названы астероиды (514) Армида , открытый в 1903 году и 579 Sidonia, открытый в 1905 году.

Примечания

Литература

  • Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. - М.: Музыка, 1987.
  • Кириллина Л. Реформаторские оперы Глюка. - М.: Классика-XXI, 2006. 384 с. ISBN 5-89817-152-5

Ссылки

  • Краткое содержание (синопсис) оперы «Орфей» на сайте «100 опер»
  • Глюк: ноты произведений на International Music Score Library Project

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 2 июля
  • Родившиеся в 1714 году
  • Родившиеся в Баварии
  • Умершие 15 ноября
  • Умершие в 1787 году
  • Умершие в Вене
  • Кавалеры ордена Золотой шпоры
  • Венская классическая школа
  • Композиторы Германии
  • Композиторы классической эпохи
  • Композиторы Франции
  • Оперные композиторы
  • Похороненные на Центральном кладбище Вены

Wikimedia Foundation . 2010 .

«Прежде чем приступить к работе, я стараюсь забыть, что я музыкант», - так говорил композитор Кристоф Виллибальд Глюк, и эти слова лучше всего характеризуют его реформаторский подход к сочинению опер. Глюк «вырвал» оперу из-под власти придворной эстетики. Он придал ей величие идей, психологическую правдивость, глубину и силу страстей.

Кристоф Виллибальд Глюк родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе, что в австрийской земле Фальц. В раннем детстве он часто переезжал с одного места на другое в зависимости от того, в каком из дворянских угодий служил его отец-лесничий. С 1717 года он жил в Чехии. Зачатки музыкальных знаний он получил в иезуитской коллегии в Комотау. После её окончания в 1731 году Глюк стал изучать философию в Пражском университете и учиться музыке у Богуслава Матея Черногорского. К сожалению, Глюк, живший в Чехии до двадцати двух лет, не получил у себя на родине такого же крепкого профессионального образования, как его коллеги в странах Центральной Европы.

Недостаточность школьного обучения компенсировалась той силой и свободой мысли, которая позволила Глюку обращаться к новому и актуальному, лежащему за пределами узаконенных норм.

В 1735 году Глюк становится домашним музыкантом во дворце князей Лобковиц в Вене. Первое пребывание Глюка в Вене оказалось непродолжительным: на одном из вечеров в салоне князей Лобковиц с молодым музыкантом познакомился итальянский аристократ и меценат А.М. Мельци. Очарованный искусством Глюка, он пригласил его в свою домашнюю капеллу в Милане.

В 1737 году Глюк вступил в свою новую должность в доме Мельци. За четыре года, прожитые в Италии, он сблизился с крупнейшим миланским композитором и органистом Джованни Баттиста Саммартини, став его учеником, а позднее - близким другом. Руководство итальянского маэстро помогло Глюку завершить своё музыкальное образование. Однако оперным композитором он стал главным образом благодаря своему врожденному инстинкту музыкального драматурга и дару острой наблюдательности. 26 декабря 1741 года придворный театр «Реджио-Дукаль» в Милане открыл новый сезон оперой «Артаксеркс» дотоле никому не известного Кристофа Виллибальда Глюка. Ему шел двадцать восьмой год - возраст, в котором другие композиторы XVIII века успевали достигнуть всеевропейской известности.

Для своей первой оперы Глюк избрал либретто Метастазио, вдохновлявшее многих композиторов XVIII века. Глюк специально дописал арию в традиционной итальянской манере с целью оттенить перед слушателями достоинства своей музыки. Премьера прошла со значительным успехом. Выбор либретто пал на «Деметрия» Метастазио, переименованного по имени главной героини в «Клеониче».

Слава Глюка быстро растет. Миланский театр снова стремится открыть свой зимний сезон его оперой. Глюк сочиняет музыку на либретто Метастазио «Демофонт». Эта опера имела в Милане столь большой успех, что вскоре была поставлена также в Реджио и Болонье. Затем одна за другой в городах северной Италии ставятся новые оперы Глюка: «Тигран» - в Кремоне, «Софонисба» и «Ипполит» - в Милане, «Гипермнестра» - в Венеции, «Пор» - в Турине.

В ноябре 1745 года Глюк появляется в Лондоне, сопровождая своего прежнего патрона князя Ф.Ф. Лобковица. За неимением времени композитор подготовил «пастиччо», то есть скомпоновал оперу из ранее сочиненной музыки. Состоявшаяся в 1746 году премьера двух таких его опер - «Падение гигантов» и «Артамен» - прошла без особого успеха.

В 1748 году Глюк получил заказ на оперу для придворного театра в Вене. Обставленная с пышным великолепием премьера «Узнанной Семирамиды» весной того же года принесла композитору подлинно большой успех, ставший началом его триумфов при венском дворе.

Дальнейшая деятельность композитора связана с труппой Дж. Б. Локателли, заказавшего ему оперу «Аэцио» для исполнения на карнавальных торжествах 1750 года в Праге.

Удача, сопровождавшая пражскую постановку «Аэцио», принесла Глюку новый оперный контракт с труппой Локателли. Казалось, что отныне композитор всё более тесно связывает свою судьбу с Прагой. Однако в это время произошло событие, резко изменившее его прежний образ жизни: 15 сентября 1750 года он вступил в брак с Марианной Пергин - дочерью богатого венского купца. Глюк впервые познакомился со своей будущей спутницей жизни ещё в 1748 году, когда работал в Вене над «Узнанной Семирамидой». Несмотря на значительную разницу в возрасте, между 34-летним Глюком и 16-летней девушкой возникло искреннее глубокое чувство. Унаследованное Марианной от отца солидное состояние сделало Глюка материально независимым и позволило ему в дальнейшем всецело посвятить себя творчеству. Окончательно обосновавшись в Вене, он покидает её лишь для присутствия на многочисленных премьерах своих опер в других Городах Европы. Во всех поездках композитора неизменно сопровождает супруга, окружавшая его вниманием и заботой.

Летом 1752 года Глюк получает новый заказ от директора знаменитого театра «Сан Карло» в Неаполе - одного из лучших в Италии. Он пишет оперу «Титово милосердие», принесшую ему большой успех.

После триумфального исполнения «Тита» в Неаполе Глюк возвращается в Вену общепризнанным мастером итальянской оперы-сериа. Между тем слава популярной арии достигла столицы австрийской империи, вызвав интерес к её творцу со стороны Принца Иозефа фон Хильдбургхаузена - фельдмаршала и музыкального мецената. Он пригласил Глюка возглавить в качестве «концертмейстера» музыкальные «академии», еженедельно проводившиеся в его дворце. Под руководством Глюка эти концерты скоро стали одними из наиболее интересных событий музыкальной жизни Вены; на них выступали выдающиеся вокалисты и инструменталисты.

В 1756 году Глюк отправился в Рим для выполнения заказа знаменитого театра Арджентина; ему предстояло написать музыку к либретто Метастазио «Антигона». В то время выступление перед римской публикой представляло для любого оперного композитора серьёзнейшее испытание.

«Антигона» имела в Риме очень большой успех, и Глюку был пожалован орден «Золотой шпоры». Этим древним по своему происхождению орденом награждались с целью поощрения выдающиеся представители науки и искусства.

В середине XVIII века искусство певцов-виртуозов достигает своей вершины, и опера становится исключительно местом демонстрации певческого искусства. Из-за этого в большой мере утрачивалась связь музыки с самой драмой, что было характерно для античности.

Глюку было уже около пятидесяти лет. Любимец публики, награжденный почетным орденом, автор множества опер, написанных в сугубо традиционном декоративном стиле, он, казалось, не мог открыть в музыке новые горизонты. Интенсивно работавшая мысль долгое время не прорывалась на поверхность, почти не отражалась на характере его изящного, аристократически холодного творчества. И вдруг на рубеже 1760-х годов в его произведениях появились отступления от условного оперного стиля.

Сначала в опере, относящейся к 1755 году - «Оправданная невинность», - намечается отход от принципов, господствовавших в итальянской опере-сериа. За ней следует балет «Дон-Жуан» на сюжет Мольера (1761 год) - ещё один предвестник оперной реформы.

Это не было случайностью. Композитор отличался удивительной восприимчивостью к новейшим веяниям современности, готовностью к творческой переработке самых разнообразных художественных впечатлений.

Стоило ему в молодые годы услышать в Лондоне только что созданные и ещё не известные в континентальной Европе оратории Генделя, как их возвышенный героический пафос и монументальная «фресковая» композиция стали органическим элементом его собственных драматических концепций. Наряду с влияниями пышной «барочной» генделевской музыки Глюк перенял из музыкальной жизни Лондона покоряющую простоту и кажущуюся наивность английских народных баллад.

Достаточно было его либреттисту и соавтору реформы Кальцабиджи обратить внимание Глюка на французскую лирическую трагедию, как он мгновенно заинтересовался её театрально-поэтическими достоинствами. Появление при венском дворе французской комической оперы также отразилось на образах его будущих музыкальных драм: они спустились с ходульной высоты, культивировавшейся в опере-сериа под влиянием «эталонных» либретто Метастазио, и сблизились с реальными персонажами народного театра. Передовая литературная молодежь, задумавшаяся над судьбами современной драмы, без труда вовлекла Глюка в круг своих творческих интересов, заставивших его критически взглянуть на устоявшиеся условности оперного театра. Подобных примеров, говорящих об острой творческой восприимчивости Глюка к новейшим течениям современности, можно было бы привести много. Глюк понял, что основными в опере должны стать музыка, развитие сюжета и театральное действо, а вовсе не артистичное пение с колоратурой и техническими излишествами, подчинённое единому шаблону.

Опера «Орфей и Эвридика» была первым произведением, в котором Глюк осуществил новые идеи. Её премьера в Вене 5 октября 1762 года положила начало оперной реформе. Глюк написал речитатив так, чтобы на первом месте был смысл слов, партия оркестра подчинялась общему настроению сцены, а поющие статичные фигуры начали, наконец, играть, проявили артистические качества, и пение объединилось бы с действием. Техника пения существенно упростилась, но зато стала естественнее и гораздо привлекательнее для слушателей. Увертюра в опере также способствовала введению в атмосферу и настроение последующего действия. К тому же Глюк превратил хор в непосредственную составную часть течения драмы. Чудесная неповторимость «Орфея и Эвридики» в её «итальянской» музыкальности. Драматургическая структура основывается здесь на законченных музыкальных номерах, которые, подобно ариям итальянской школы, пленяют своей мелодической красотой и завершённостью.

Следом за «Орфеем и Эвридикой» Глюк через пять лет завершает «Альцесту» (либретто Р. Кальцабиджи по Еврипиду) - драма величественных и сильных страстей. Гражданская тема здесь проводится последовательно через конфликт между общественной необходимостью и личными страстями. Её драматургия концентрируется вокруг двух эмоциональных состояний - «страха и скорби» (Руссо). В театрально-сюжетной статичности «Альцесты», в известной обобщенности, в суровости её образов есть нечто ораториальное. Но при этом присутствует сознательное стремление освободиться от господства завершённых музыкальных номеров и следовать за поэтическим текстом.

В 1774 году Глюк переезжает в Париж, где в атмосфере предреволюционного подъема получила завершение его оперная реформа и под бесспорным влиянием французской театральной культуры родилась новая опера «Ифигения в Авлиде» (по Расину). Это первая из трёх опер, созданных композитором для Парижа. В отличие от «Альцесты», тема гражданской героики построена здесь с театральной многоплановостью. Главная драматургическая ситуация обогащена лирической линией, жанровыми мотивами, пышными декоративными сценами.

Высокий трагедийный пафос сочетается с бытовыми элементами. В музыкальной структуре примечательны отдельные моменты драматических кульминаций, выделяющиеся на фоне более «обезличенного» материала. «Это „Ифигения“ Расина, переделанная в оперу», - говорили о первой французской опере Глюка сами парижане.

В следующей опере «Армида», написанной в 1779 году (либретто Ф. Кино), Глюк, по его собственному выражению, «старался быть... скорее поэтом, живописцем, чем музыкантом». Обращаясь к либретто прославленной оперы Люлли, он хотел возродить приемы французской придворной оперы на основе новейшего, развитого музыкального языка, новых принципов оркестровой выразительности и достижений его собственной реформаторской драматургии. Героическое начало в «Армиде» переплетается с фантастическими картинами.

«Я с ужасом жду, как бы не вздумали сравнивать „Армиду“ и „Альцесту“, - писал Глюк, - ...одна должна вызывать слезу, а другая давать чувственные переживания».

И, наконец, удивительнейшая «Ифигения в Тавриде», сочиненная в том же 1779 году (по Еврипиду)! Конфликт между чувством и долгом выражен в ней в психологическом плане. Картины душевного смятения, страданий, доведенных до пароксизмов, образуют центральный момент оперы. Картина грозы - характерно французский штрих - воплощена во вступлении симфоническими средствами с небывалой остротой предчувствия трагедии.

Подобно девяти неповторимым симфониям, «складывающимся» в единое понятие бетховенского симфонизма, эти пять оперных шедевров, столь родственных между собой и вместе с тем столь индивидуальных, образуют новый стиль в музыкальной драматургии XVIII века, вошедший в историю под названием оперной реформы Глюка.

В величественных трагедиях Глюка, раскрывающих глубину душевных конфликтов человека, поднимающих гражданственные проблемы, родилось новое представление о музыкально-прекрасном. Если в старой придворной опере Франции «предпочитали... остроумие чувству, галантность страстям, а изящество и колорит стихосложения патетичности, требуемой... ситуацией», то в глюковской драме высокие страсти и острые драматические столкновения разрушили идеальную упорядоченность и утрированное изящество придворного оперного стиля.

Каждое отступление от ожидаемого и привычного, каждое нарушение стандартизированной красоты Глюк аргументировал глубоким анализом движений человеческой души. В подобных эпизодах и рождались те смелые музыкальные приёмы, которые предвосхитили искусство «психологического» XIX века. Не случайно в эпоху, когда оперы в условном стиле отдельными композиторами писались десятками и сотнями, Глюк на протяжении четверти века создал всего пять реформаторских шедевров. Но каждый из них неповторим по своему драматургическому облику, каждый сверкает индивидуальными музыкальными находками.

Прогрессивные усилия Глюка внедрялись в практику не так легко и гладко. В историю оперного искусства даже вошло такое понятие, как война пиччинистов - сторонников старых оперных традиций - и глюкистов, которые в новом оперном стиле, наоборот, видели осуществление своей давнишней мечты о подлинной музыкальной драме, тяготеющей к античности.

Приверженцев старого, «пуристов и эстетов» (как заклеймил их Глюк), отталкивало в его музыке «отсутствие утонченности и благородства». Они упрекали его в «потере вкуса», указывали на «варварский и экстравагантный» характер его искусства, на «крики физической боли», «конвульсивные рыдания», «вопли горести и отчаяния», которые вытеснили прелесть плавной, уравновешенной мелодии.

Сегодня эти упреки представляются смешными и безосновательными. Судя о новаторстве Глюка с исторической отстранённостью, можно убедиться в том, что он удивительно бережно сохранял те художественные приемы, которые вырабатывались в оперном театре на протяжении предшествующего полуторавекового периода и образовали «золотой фонд» его выразительных средств. В музыкальном языке Глюка очевидна преемственная связь с выразительной и ласкающей слух мелодичностью итальянской оперы, с изящным «балетным» инструментальным стилем французской лирической трагедии. Но в его глазах «истинная цель музыки» состояла в том, чтобы «дать поэзии больше новой выразительной силы». Поэтому, стремясь с максимальной полнотой и правдивостью воплотить в музыкальных звуках драматическую идею либретто (а поэтические тексты Кальцабиджи были насыщены подлинным драматизмом), композитор настойчиво отвергал все противоречившие этому декоративные и трафаретные приёмы. «Не на месте примененная красота не только теряет большую часть своего эффекта, но и вредит, сбивая с пути слушателя, который не находится уже в расположении, нужном для того, чтобы с интересом следить за драматическим развитием», - говорил Глюк.

И новые выразительные приёмы композитора действительно разрушали условную типизированную «красивость» старого стиля, но зато максимально расширяли драматические возможности музыки.

Именно у Глюка в вокальных партиях появились речевые, декламационные интонации, противоречившие «сладостной» плавной мелодичности старой оперы, но правдиво отражающие жизнь сценического образа. Навсегда исчезли из его опер замкнутые статичные номера стиля «концерта в костюмах», разделенные сухими речитативами. Их место заняла новая композиция крупного плана, построенная по сценам, способствующая сквозному музыкальному развитию и подчёркивающая музыкально-драматические кульминации. Оркестровая партия, обречённая в итальянской опере на жалкую роль, стала участвовать в развитии образа, и в глюковских оркестровых партитурах раскрылись неведомые дотоле драматические возможности инструментальных звучаний.

«Музыка, сама музыка, перешла в действие...» - писал о глюковской опере Гретри. И в самом деле, впервые на протяжении вековой истории оперного театра идея драмы воплотилась в музыке с такой полнотой и художественным совершенством. Удивительная простота, определившая облик каждой выраженной Глюком мысли, оказалась также несовместимой со старыми эстетическими критериями.

Далеко за пределы этой школы, в оперной и инструментальной музыке разных стран Европы, внедрялись эстетические идеалы, драматургические принципы, формы музыкального выражения, разработанные Глюком. Вне глюковской реформы не созрело бы не только оперное, но и камерно-симфоническое творчество позднего Моцарта, а в известной степени и ораториальное искусство позднего Гайдна. Между Глюком и Бетховеном преемственность так естественна, так очевидна, что кажется, будто музыкант старшего поколения завещал великому симфонисту продолжить начатое им дело.

Последние годы жизни Глюк провёл в Вене, куда возвратился в 1779-м. Композитор скончался 15 ноября 1787 года в Вене. Прах Глюка, вначале погребённый на одном из окрестных кладбищ, был впоследствии перенесён на центральное городское кладбище, где покоятся все выдающиеся представители музыкальной культуры Вены.

1. еще пять штук, пожалуйста...

Глюк мечтал дебютировать со своей оперой в английской Королевской академии музыки, которая ранее называлась Большим оперным театром. Композитор послал в дирекцию театра партитуру оперы "Ифигения в Авлиде". Директор откровенно испугался этого необычного - ни на что не похожего - произведения и решил подстраховаться, написав Глюку следующий ответ: "Если господин Глюк обязуется представить не менее шести столь же великолепных опер, я буду первым способствовать представлению "Ифигении". Без этого - нет, ибо эта опера превосходит и уничтожает все, что существовало ранее".

2. чуть-чуть не то

Некий довольно богатый и знатный дилетант от скуки решил заняться музыкой и для начала сочинил оперу... Глюк, которому он отдал ее на суд, возвращая рукопись, сказал со вздохом:
- Знаете, любезный, ваша опера довольно мила, но...
- Вы полагаете, ей чего-то недостает?
- Пожалуй.
- Чего же?
- Полагаю, бедности.

3. простой выход

Проходя как-то мимо одного магазина, Глюк поскользнулся и разбил стекло витрины. Он спросил хозяина магазина, сколько стоит стекло, и узнав, что полтора франка, дал ему монету в три франка. Но у хозяина не оказалось сдачи, и он уже хотел пойти к соседу, чтобы разменять деньги, но был остановлен Глюком.
- Не тратьте зря времени, - сказал тот. - Сдачи не надо, лучше я как-нибудь еще раз разобью вам стекло...

4. "главное, чтобы костюмчик сидел..."

На репетиции "Ифигении в Авлиде" Глюк обратил внимание на необычайно грузную, как говорят, "несценическую" фигуру певца Ларриве, исполнявшего партию Агамемнона, и не преминул заметить это вслух.
- Терпение, маэстро, - сказал Ларриве, - вы ведь не видели меня в костюме. Готов спорить на что угодно, что в костюме я неузнаваем.
На первой же репетиций в костюмах Глюк крикнул из партера:
- Ларриве! Вы проспорили! К сожалению, я узнал вас без труда!

Кристоф Виллибальд фон Глюк – музыкальный гений, чьё творчество в истории мировой музыкальной культуры трудно переоценить. Его реформаторскую деятельность можно назвать революцией перевернувшей прежние устои, существовавшие в оперном искусстве. Создав новый оперный стиль, он определил дальнейшее развитие европейского оперного искусства и оказал весомое влияние на творчество таких музыкальных гениев как Л. Бетховен , Г. Берлиоз и Р. Вагнер .

Краткую биографию Кристофа Виллибальда Глюка и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Глюка

В 1714 году 2 июля в семье Александра Глюка и его жены Марии, проживающих в местечке Эрасбах, расположенном недалеко от баварского города Берхинг, произошло радостное событие: на свет появился мальчик – первенец, которому счастливые родители дали имя Кристоф Виллибальд. Старшему Глюку, который по молодости служил в армии, а затем выбрал себе в качестве основного занятия работу лесничего, поначалу не везло с трудоустройством, и по этой причине всему семейству приходилось часто переезжать, меняя место жительство, пока в 1717 году не довелось перебраться в чешскую Богемию.


Биография Глюка гласит, что уже с раннего возраста родители стали замечать у своего сына Кристофа особенные музыкальные способности и интерес к освоению различного рода музыкальных инструментов. Александр был категорически против подобного увлечения мальчика, так как в его помыслах первенец должен был продолжать семейное дело. Едва Кристоф подрос, отец стал привлекать его к своей работе, а когда мальчику исполнилось двенадцать лет, родители определили его в иезуитский колледж в чешском городе Хомутов. В учебном заведении Кристоф осваивал латинский и греческий языки, а также изучал античную литературу, историю, математику, естествознание. Помимо основных предметов он с увлечением овладевал музыкальными инструментами: скрипкой , виолончелью , фортепиано, органом и, имея хороший голос, пел в хоре церкви. В колледже Глюк обучался более пяти лет и, несмотря на то, что родители с нетерпением ждали возвращение сына домой, юноша наперекор их воле решил продолжить своё образование.


В 1732 году Кристоф поступил в Пражский университет на факультет философии, и, лишившись из-за своего непослушания материальной поддержки родственников, зарабатывал себе на жизнь музицированием на скрипке и виолончели в составе бродячих ансамблей. Помимо этого Глюк служил певчим в хоре костёла Святого Якуба, где познакомился с композитором Богуславом Черногорским, явившимся для Глюка учителем музыки, который познакомил юношу с основами композиции. В это время Кристоф начинает понемногу сочинять, а затем упорно совершенствовать свои композиторские знания, приобретённые от выдающегося маэстро.

Начало творческой деятельности

В Праге молодой человек прожил всего два года, после примирения с отцом он был представлен князю Филиппу фон Лобковицу (у него Глюк-старший в то время состоял на службе). Знатный вельможа, по достоинству оценив музыкальный профессионализм Кристофа, сделал ему предложение, от которого юноша не мог отказаться. В 1736 году Глюк становится певчим в капелле и камер-музыкантом в венском дворце князя Лобковиц.

В жизни Кристофа начался новый период, который можно обозначить как начало его творческого пути. Несмотря на то, что австрийская столица всегда привлекала молодого человека, так как здесь царила особая музыкальная атмосфера, пребывание его в Вене было не долгим. В один из вечеров во дворец князей Лобковиц был приглашён итальянский магнат и меценат А. Мельци. Восхищённый талантом Глюка, граф предложил юноше поехать в Милан и занять должность камер-музыканта в его домашней капелле. Князь Лобковиц, будучи настоящим ценителем искусства, не только согласился с этим намерением, но и поддержал его. Уже в 1937 году Кристоф в Милане приступил к исполнению обязанностей в своей новой должности. Время, проведённое в Италии было для Глюка весьма плодотворным. Он познакомился, а затем и сдружился с видным итальянским композитором Джованни Саммартини, в течение четырёх лет так результативно преподававшим Кристофу композицию, что к концу 1741 года музыкальное образование молодого человека можно было считать полностью завершённым. Этот год в жизни Глюка стал очень важным ещё и потому, что отмечен началом его композиторской карьеры. Именно тогда Кристоф написал свою первую оперу «Артаксеркс», премьера которой успешно прошла в миланском придворном театре «Реджио-Дукаль» и принесла молодому композитору признание, повлёкшее за собой заказы на музыкальные спектакли от театров разных итальянских городов: Турина, Венеции, Кремоны и Милана.

У Кристофа началась активная композиторская жизнь. За четыре года он написал десять опер, постановки которых имели успех и принесли ему признание искушённой итальянской публики. Известность Глюка росла с каждой новой премьерой и теперь ему начали поступать творческие предложения из других стран. Например, в 1745 году лорд Милдрон – управляющий итальянской оперой знаменитого Королевского театра «Хеймаркет», пригласил композитора посетить английскую столицу, чтобы и лондонская публика смогла познакомиться с произведениями маэстро, который приобрёл в Италии большую популярность. Эта поездка стала очень важной для Глюка, так как оказала значительное влияние на его дальнейшее творчество. Кристоф в Лондоне познакомился с Генделем , в то время являвшимся самым популярным оперным композитором, и впервые послушал его монументальные оратории, которые произвели на Глюка сильное впечатление. Согласно контракту с лондонским Королевским театром Глюк предоставил на суд публики два пастиччо: «Падение гигантов» и «Артамена», однако оба спектакля большого успеха у английских меломанов не имели.

После гастролей в Англии творческое турне Глюка продолжалось ещё шесть лет. Занимая должность капельмейстера оперной труппы итальянцев Минготти, он разъезжал по городам Европы, где не только ставил, но и сочинял новые оперы. Его имя постепенно приобретало всё большую известность в таких городах, как Гамбург, Дрезден, Копенгаген, Неаполь и Прага. Здесь он знакомился с интересными творческими людьми и обогащал свой запас музыкальных впечатлений. В Дрездене в 1749 году Глюк поставил вновь написанный музыкальный спектакль «Свадьба Геракла и Гебы», а в Вене в 1748 году к открытию реконструированного «Бургтеатра» сочинил ещё одну новую оперу под названием «Узнанная Семирамида». Пышное великолепие премьеры, приуроченной ко дню рождению жены императора Марии Терезии и прошедшей с большим успехом, положила начало череде последующих венских триумфов композитора. В этот же период и в личной жизни Кристофа наметились хорошие перемены. Он познакомился с очаровательной девушкой Марией Пергин, с которой через два года вступил в законный брак.

В 1751 году композитор принимает предложение от антрепренёра Джованни Локателли стать капельмейстером его труппы, а, кроме того, получает заказ на создание новой оперы «Эцио». После постановки этого музыкального спектакля в Праге Глюк в 1752 году отправляется в Неаполь, где вскоре в театре «Сан Карло» успешно прошла премьера следующей новой оперы Глюка «Милосердие Тита».

Венский период

Изменившееся семейное положение заставило Кристофа задуматься о постоянном месте жительства и, несомненно, выбор пал на Вену – город, с которым композитора связывало очень многое. В 1752 году австрийская столица приняла Глюка, тогда был уже признанного мастера итальянской оперы – seria, с большим радушием. После того, как принц Йозеф Саксен-Гильдбурггаузенский, большой любитель музыки, предложил маэстро занять должность капельмейстера, имеющегося при его дворце оркестра, Кристоф еженедельно стал устраивать «академии», так назывались концерты, которые вскоре стали настолько популярными, что самые именитые солисты и вокалисты считали для себя почётным получить приглашение выступить на таком мероприятии. В 1754 году композитор занял ещё одну солидную должность: управляющий театрами Вены граф Джакомо Дураццо назначил его капельмейстером оперной труппы в Придворном «Бургтеатре».


Жизнь Глюка в этот период была очень напряжённой: помимо активной концертной деятельности он много времени уделял созданию новых произведений, сочиняя не только оперную, но и театральную и академическую музыку. Однако в этот период, интенсивно работая над операми-seria, композитор начал постепенно разочаровываться в этом жанре. Его не устраивало то, что музыка совсем не подчинялась драматическому действию, а лишь помогала демонстрировать певцам их вокальное искусство. Такая неудовлетворённость вынуждала Глюка обращаться к другим жанрам, например, по совету графа Дураццо, выписавшего из Парижа несколько сценариев, он сочинил ряд французских комических опер, а также несколько балетов, среди которых его знаменитый «Дон Жуан». Этот хореографический спектакль, созданный композитором в 1761 году в творческом содружестве с выдающимися итальянцами - либреттистом Р. Кальцабиджи и балетмейстером Г. Анджолини, стал предвестником последующих преобразований Глюка в оперном искусстве. Уже спустя год в Вене успешно прошла премьера оперы «Орфей и Эвридика» , которая до сих пор считается лучшим реформаторским музыкальным спектаклем композитора. Начало нового периода в развитии музыкального театра Глюк подтвердил ещё двумя операми: «Альцестой», представленной в австрийской столице в 1767 году и «Парисом и Еленой», написанной в 1770 году. К сожалению обе эти оперы должного признания у венской публики не нашли.

Париж и последние годы жизни


В 1773 году Глюк принял приглашение от своей бывшей ученицы, юной эрцгерцогини Марии-Антуанетты, ставшей в 1770 году королевой Франции и с удовольствием переехал в Париж. Он уповал на то, что его преобразования в оперном искусстве в большей степени будут оценены именно во французской столице, являющейся в то время центром передовой культуры. Время, проведённое Глюком в Париже отмечается как период его наибольшей творческой активности. Уже в следующем 1774 году в театре, который сегодня именуется как «Гранд-Опера», с успехом прошла премьера написанной им в Париже оперы «Ифигения в Авлиде». Постановка вызвала бурную полемику в печати между сторонниками и противниками глюковской реформы и недоброжелатели даже вызвали из Италии Н. Пиччинни – талантливого композитора олицетворяющего традиционную оперу. Возникло противостояние, длившееся почти пять лет и закончившееся триумфальной победой Глюка. Премьера его оперы «Ифигения в Тавриде» в 1779 году прошла с ошеломляющим успехом. Однако в том же году состояние здоровья композитора резко ухудшилось, и по этой причине он вновь возвратился в Вену, из которой до конца своих дней больше не выезжал и где скончался в 1787 году 15 ноября.



Интересные факты о Кристофе Виллибальде Глюке

  • Заслуги Глюка в области музыкального искусства всегда достойно оплачивались. Эрцгерцогиня Мария-Антуанетта, ставшая королевой Франции, щедро вознаградила композитора за оперы «Орфей и Эвридика» и «Ифигения в Авлиде»: за каждую он получил в дар по 20 тысяч ливров. А мать Марии-Антуанетты - австрийская эрцгерцогиня Мария Терезия, возвела маэстро в звание «Действительного императорского и королевского композитора» с ежегодным вознаграждением в 2 тысячи гульденов.
  • Особым знаком высокого почитания музыкальных достижений композитора было посвящение его в рыцари и вручение ему Ордена «Золотой шпоры» Римским Папой Бенедиктом XIV. Эта награда далась Глюку очень нелегко и связана она с заказом римского театра «Арджентина». Композитор написал оперу «Антигона», которая к счастью для него очень понравилась искушённой публике итальянской столицы. Результатом такого успеха и стала высокая награда, после обладания которой маэстро стали называть не иначе как «Кавалер Глюк».
  • Своему первому литературному сочинению, посвящённому музыке и музыкантам, замечательный немецкий писатель-романтик и композитор Эрнст Теодор Вильгельм Гофман не случайно дал название «Кавалер Глюк». Этот поэтический рассказ, повествует о неизвестном немецком музыканте, который представляется Глюком и считает себя хранителем бесценного наследия оставленного великим маэстро. В новелле он как бы является живым воплощением Глюка, его гениальности и бессмертия.
  • Кристоф Виллибальд Глюк оставил потомкам богатое творческое наследие. Он писал произведения в различных жанрах, но предпочтение отдавал опере. Искусствоведы до сих пор спорят о том, какое количество опер вышло из-под пера композитора, но некоторые источники указывают, что их было больше сотни.
  • Джованни Баттиста Локателли – антрепренёр, с труппой которого Глюк в 1751 году в Праге работал капельмейстером, внёс весомый вклад и в формирование русской музыкальной культуры. В 1757 году, прибыв в Петербург со своей труппой по приглашению императрицы Елизаветы I, Локателли стал организовывать театрализованные представления для государыни и её приближённых. И в результате такой деятельности его труппа вошла в состав русских театров.
  • Во время своего гастрольного турне в Лондон Глюк познакомился с выдающимся английским композитором Генделем, о творчестве которого высказывался с большим восхищением. Однако сочинения Глюка совершенно не понравились гениальному англичанину, и он с пренебрежением высказал о них своё мнение при всех заявив, что его повар лучше, нежели Глюк разбирается в контрапункте.
  • Глюк был очень одарённым человеком, который не только талантливо сочинял музыку, но также пробовал себя в изобретении музыкальных инструментов.


  • Известен тот факт, что во время гастролей по туманному Альбиону композитор на одном из концертов исполнял музыкальные произведения на стеклянной гармонике своей собственной конструкции. Инструмент был весьма своеобразен, а его оригинальность заключалась в том, что он представлял собой 26 рюмок, каждая из которых при помощи определённого количества воды была настроена на определённый тон.
  • Из биографии Глюка мы узнаём, что Кристоф был весьма везучим человеком и причём не только в творчестве, но и в личной жизни. В 1748 году композитор, которому в то время исполнилось 34 года, работая в Вене над оперой «Узнанная Семирамида» познакомился с дочерью богатого венского коммерсанта, шестнадцатилетней Марианной Пергин. Между композитором и девушкой зародилось искреннее чувство, которое закрепилось венчанием, состоявшимся в сентябре 1750 года. Брак Глюка и Марианны, несмотря на то, что у них не было детей, был очень счастливым. Молодая жена, окружая супруга любовью и заботой, сопровождала его во всех гастрольных поездках, а унаследованное после смерти её отца внушительное состояние позволило Глюку заниматься творчеством не задумываясь о материальном благосостоянии.
  • У маэстро было много учеников, но как считал сам композитор, самым лучшим из них был знаменитый Антонио Сальери.

Творчество Глюка


Всё творчество Глюка сыграло очень важную роль в развитии мирового оперного искусства. В музыкальной драматургии он создал совершенно новый стиль и внедрил в него все свои эстетические идеалы и формы музыкального выражения. Считается, что как композитор Глюк начал свою карьеру довольно поздно: маэстро было двадцать семь лет, когда он написал свою первую оперу «Артаксеркс». В таком возрасте иные музыкальные сочинители (его современники) уже успевали приобрести известность во всех европейских странах, правда затем Глюк так много и усердно сочинял, что оставил потомком весьма богатое творческое наследие. Сколько всего опер написал композитор, сегодня точно никто сказать не может, сведения очень разнятся, но его немецкие биографы предлагают нам список из 50 произведений.

Помимо опер в творческом багаже композитора мы встречаем 9 балетов, а также инструментальные произведения, такие как концерт для флейты, трио-сонаты для дуэта скрипок и баса, несколько небольших симфоний, которые больше похожи на увертюры.

Из вокальных сочинений наиболее популярными являются произведение для хора и оркестра «Dе profundis clamavi», а также оды и песни на слова современника композитора, популярного поэта Ф.Г. Клопштока.

Биографы Глюка весь творческий путь композитора условно делят на три этапа. Первый период , который называют дореформаторским, начался с сочинения в 1741 году оперы «Артаксеркс» и продолжался двадцать лет. Из-под пера Глюка за это время вышли такие произведения, как «Деметрий», «Демофонт», «Тигран», «Добродетель торжествует над любовью и ненавистью», «Софонисба», «Мнимая рабыня», «Гиперместра», «Поро», «Ипполит». Значительная часть первых музыкальных спектаклей композитора были сочинены на тексты прославленного итальянского драматурга Пьетро Метастазио. В этих произведениях в полной мере ещё не было раскрыто всё дарование композитора, хотя они и имели большой успех у зрителей. К большому сожалению, первые оперы Глюка до настоящего времени полностью не сохранились, из них до нас дошли лишь небольшие эпизоды.

Далее композитор создал много разножанровых опер, среди которых произведения в стиле итальянской оперы-seria: «Узнанная Семирамида», «Свадьба Геракла и Эбы», «Эцио», «Распря богов», «Милосердие Тита», «Иссипиле», «Китаянки», «Сельская любовь», «Оправданная невинность», «Король-пастух»,«Антигона» и другие. Помимо этого, он с удовольствием писал музыку в жанре французской музыкальной комедии - это музыкальные спектакли «Остров Мерлина», «Мнимая рабыня», «Дьявольская свадьба», «Осажденная Цитера», « Обманутый опекун», «Исправленный пьяница», «Одураченный Кади».

Согласно биографии Глюка, следующий этап творческого пути композитора, имеющий название «венский реформаторский», продолжался восемь лет: с 1762 до 1770 года. Этот период был очень значимым в жизни Глюка, так как в числе десяти опер, написанных это время, он создал первые реформаторские оперы: «Орфей и Эвридика», «Альцеста» и «Парис и Елена». Свои оперные преобразования композитор продолжил и в дальнейшем, живя и работая в Париже. Там он написал последние свои музыкальные спектакли «Ифигения в Авлиде», «Армида», «Освобожденный Иерусалим», «Ифигения в Тавриде», «Эхо и Нарцисс».

Оперная реформа Глюка

Глюк вошёл во всемирную историю музыки как выдающийся композитор, осуществивший в XVIII веке существенные преобразования в оперном искусстве, которые оказали большое влияние на дальнейшее развитие европейского музыкального театра. Основные положения его реформы сводятся к тому, что все компоненты оперного спектакля: сольное пение, хор, оркестр и балетные номера, должны быть связаны между собой и подчинены единому замыслу, то есть как можно полнее раскрывать драматическое содержание произведения. Суть преобразований заключалась в следующем:

  • Чтобы ярче раскрывать чувства и переживания героев, музыка и поэзия должны быть неразрывно связаны между собой,
  • Ария – это не концертный номер, в котором певец стремился показать свою вокальную технику, а воплощение чувств, высказываемое и выражаемое тем или иным героем драмы. Техника пения естественная, без виртуозных излишеств.
  • Оперные речитативы, чтобы действие не казалось прерванным, не должны быть сухими. Различие между ними и ариями необходимо делать более смягчёнными
  • Увертюра является прологом - предисловием к действию, которое будет разворачиваться на сцене. В ней музыкальным языком следует сделать вступительный обзор содержания произведения.
  • Роль оркестра значительно увеличена. Он активно участвует в характеристике героев, а так же в развитии всего происходящего действия.
  • Активным участником событий, свершающихся на сцене, становится хор. Это как голос народа, который очень чутко реагирует на случившееся.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png