Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке. В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка

искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми

их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со

словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие

представить, что за человек перед нами. Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для

театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться,

национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Урок №8 Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

РЕРИХ. Эскиз декорации оперы «Князь Игорь»

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

ГОЛОВИН. Эскиз декорации оперы «Борис Годунов»

Художественно-творческое задание

Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.

Творческие работы обучающихся:

Воронцова Анастасия

Послушав В.А.Моцарта Симфония №6" , мне представился образ девушки нежной, доброй и ласковой.Но вдруг, она чем-то обеспокоена и переживает, но вот узнаёт что-то печальное и грустное.Она расстроена и безмолвна.

Покой в беспокойстве

Где-нибудь на краю этой жизни

На душе моей будет светлее...

И застонут заснувшие мысли...

Уезжай, уезжай же скорее...

Прорываюсь сквозь сердца оконце,

Где душа моя нынче летает...

Обретаю покой в беспокойстве...

Значит снова душа воскресает...

После каждой написанной строчки

Я тебя одного вспоминаю...

После фразы - три вечные точки...

И как свечка тихонько сгораю...

Еле слышно уж жизни биенье...

Только вот не пойму почему...

И смертельно любое движенье...

Я его без остатка приму...

Лорченко Сергей

Прослушав произведение Прокофьева "Танец рыцарей" мне представилась, сухая поляна в вечернее время, где стоит одинокое старое засохшее дерево, а неподалеку большой камень. И вот на этой поляне встречаются два рыцаря, они испепеляют друг друга злыми взглядами, и вот они достают свои мечи из ножей и начинается долгая и смертельная схватка. И рыцарь ранил своего противника прямо в плечо, он медленно падет на землю, но раненный рыцарь находит силы и отважно став он сделал смертельный удар в сердце. Раненый в плечо рыцарь вернулся домой к своим детям и к жене.

Воронцова Екатерина

Послушав В.А.Моцорта Серенаду №13 , мне представился образ сдержанного и решительного человека, который проявляет какую-то симпатию к другому человеку, но старается этого не показывать. Об этом чувстве написано стихотворение:

Любовь к тебе на дне души скрываю,

Но всё равно её не утаишь,-

Во всём сквозит,

И люди замечают,

И даже спрашивают:"Ты о чём грустишь?"

Канэмори Тайра

Ульяна Ломакина

В Симфонии №40 В.А.Моцарта" Полужирное начертание" я «увидела» портрет ребенка, никогда не сидящего на месте. Он скачет, веселится, прыгает, бегает, резвится. Прослушав произведение С.С. Прокофьева «Вальс», я увидела портрет человека тоже очень задорного человека. Его захватывает эта мелодия, он танцует.

Из всех портретов я бы выбрала портрет ребенка. На этом портрете («Симфония №40 В.А.Моцарт») я вижу маленькую девочку, лет 5-7, которая играет. С ее лица не сходит улыбка, она очень жизнерадостна и искренна. Ее глаза будто наполняют окружающий серый мир весельем, глаза как бы зовут нас поиграть с ней, забыться и вернуться на секунду в детство.

Лена Новоселова

Послушав, произведение Моцарта "Плач по любви" , мне представился образ влюбленной пары, которые в ссоре, но очень любят друг друга. Представляется то, как они ругаются: девушка плачет, парень, чуть сдерживая слезы, пытается объяснить ей всю ситуацию. Но она его как будто не слышит. И вот они решают расстаться. Они тяжело переживают это расставание. Но, когда чувства вроде бы прошли и мысли о нем или о ней перестали постоянно блуждать в голове, они пытаются найти замену, но понимают что такой или такого больше на свете нет. В надежде, что он или она простят друг друга, вновь разговаривают и мирятся! В дальнейшем так и хочется представить их счастливыми и с несколькими детишками!

Расстаться можно и любя,

Боль рассосется понемногу,

Но только, обманув себя,

Мы обмануть не сможем Бога.

Это строчки из песни Талькова "Моя Любовь"....

Даня Вершинина

Прослушав произведение Моцарта "Турецкий марш" , я увидела парад, большую яркую толпу людей, с барабанами, трубками, рожками и другими музыкальными инструментами. Мне представился один молодой солдат, стоящий в конце строя, запинающийся, позитивный до жути, веселый, пытается играть на инструменте. И представился другой, совершено противоположенный человеку, сидящий на трибунах, дедушка, дедушка лет восьмидесяти, сидит и у него текут слезы, он смотрит на молодого солдата и видит себя....видит себя в молодости.... Мне представился обычный парад, обычный парад для нашего времени, для того юноши, но очень горький и трогательный для того больного ветерана, защищавшего нашу Родину.

Аня Ивашина

Прослушав композицию В.А.Моцарта "Allegro" , я представила какой-то веселый придворный бал, там танцуют множество знатных людей, они веселятся, разговаривают и едят. Я "увидела" молодого парня, которому приглянулась девушка. Он не решался подойти. Но, осмелившись и набравшись уверенности, он подошел к ней и просил ее руки. И тут..этот самый момент..она согласна. Все их поздравляют, все рады за них.

Когда я послушала композицию С.Прокофьева "Балет Ромео и Джульетта. Танец рыцарей" мне представилась местность, где происходит тот самый танец в исполнении рыцарей. Сначала было некое напряжение, а потом все "спало". Стало спокойнее.

Из этих двух портретов я бы выбрала про рыцарей. Эта грациозная игра скрипки и восхитительная игра органа. Совместимы здесь удивительно! Как я уже писала, там происходит танец рыцарей. Чистое поле. Два рыцаря, перед боем, пускаются в танец. Начиная грубо и напряженно, но продолжая медленно и спокойно. Их грация, их манера исполнения. Мне очень понравилось!

Данил Калачёв

Я прослушал произведение Прокофьева "Танец рыцарей " мне представилось смутное военное время в средние века, колонны рыцарей в кованных тяжёлых доспехах с мечами и копьями, двигаются в бой с чужеземцами. Кони тянут за собой огромные орудия. Дух военного положения представляется благодаря тяжёлым музыкальным инструментам: барабаны, труба. Напряжённость ситуации позволяет понять тревожная игра скрипки. В середине произведения тяжёлая музыка сменяется спокойной лирической мелодией в этот момент мне представились женщины, старики и дети, которые с тревогой и любовью провожают своих героев на войну.

Алешина Катя

Прослушав музыку В.А. Моцарта "Реквием по мечте" , мне представилась ситуация: когда ты идешь к своей заветной мечте, преодолеваешь все трудности на своем пути, но вдруг… все рушится, твоя мечта так и не осуществилась, кажется это конец, ведь это была твоя цель жизни. Но рано или поздно каждая мечта или осуществляется или не сбывается, но мы не должны расстраиваться, если у тебя что-то не получается. Ведь когда мечта сбылась, ты ищешь новую мечту, и делаешь все для ее исполнения, хотя можно даже ничего не делая, мечта может вдруг осуществиться, ведь у всех мечты разные.

Малков Феликс

Я прослушал музыку Родиона Щедрина к балету «Анна Каренина» (последний акт) . Мне представляется женщина, которая в отчаянии мечется, делая выбор между жизнью и смертью, с которой мгновенно закончатся её душевные страдания, её позор и осуждение в обществе. В Анне Карениной зреет какое-то важное решение, и это подчёркивает оркестр, в котором зреет настоящая катастрофа. Сила музыки нарастает, создавая гнетущее чувство, предвещая что-то ужасное. Я представляю женщину, доведённую до предела и отчаянно идущую навстречу смерти, ещё мгновение, и она сделает этот необратимый шаг. В музыке великолепно передано приближение поезда и соответственно неминуемое приближение трагической развязки. И она происходит: последние звуки (скрежет удаляющегося поезда) дают понять, что жизнь Анны Карениной оборвалась.

Большое впечатление произвела на меня музыка Альфреда Шнитке «Полёт», написанная к фильму «Сказка странствий». Я представил человека, парящего над землёй, свободного, влюблённого, желающего достичь своей светлой и чистой мечты. Он как будто машет нам и приглашает за собой, утверждая своим примером, что каждый человек может полететь, если захочет, каждый, в ком есть доброта, надежда, искренность, человеколюбие и сострадание, одним словом, в ком есть душа! Пронзительная (звучание скрипок) и будоражащая (колокола) музыка А.Шнитке, словно магическая палочка, ведет за собой в мир, где царит добро, и воплощаются наши потаенные желания.

Сафронова Наташа

Слушая ораторию «Нагасаки» А.Г. Шнитке пред моим взором проходят ужасные последствия войны, потери, которые наполняли сердца неописуемой грустью потери близкого и дорогого человека.

Для этой композиции. На мой взгляд, как нельзя лучше подходят стихи В.С.Высоцкого «Братские могилы»:

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

И признаться, я плачу читая эти строки, слушая эту ораторию.

Портрет в литературе и музыке

Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души.

Леонардо да Винчи

Из опыта изобразительных видов искусства мы знаем, насколько важен для портрета внешний облик модели. Разумеется, портретисту последний интересен не сам по себе, не как цель, а как средство - возможность заглянуть в глубины личности. Давно известно, что внешность человека связана с его психикой, его внутренним миром. На основе этих взаимосвязей психологи, врачи, да и просто люди с развитой наблюдательностью и необходимыми познаниями «считывают» информацию о психических свойствах человека по радужной оболочке глаза (глаза - «зеркало души», «окно души», «врата души»), чертам лица, руке, походке, манерам, излюбленной позе и т. д.

Более всего о человеке может рассказать его лицо. не без основания полагал, что лицо - «душа человека»; как говорил русский философ, «это как бы навигаторская карта». Лидо - «сюжет» книги «Личность». Неслучайно изменение лица порой означает превращение в другого человека. Эта взаимозависимость внешнего и внутреннего дала толчок художественной фантазии писателей - В. Гюго в «Человеке, который смеется», М. Фришу в «Назову себя Гантенбайн». Именно уродование лица кажется герою романа Д. Орузлла «1984» окончательным разрушением его личности. Герой романа Кобо Абэ «Чужое лидо», волею обстоятельств вынужденный изготовить себе маску, под ее влиянием начинает жить двойной жизнью. Маска, скрывающая лицо, - право на иной «имидж», иной характер, иную ценностную систему, иное поведение (вспомним Фантомаса П. Сувестра и М. Аллена и киноверсий их книг, фабулу «Летучей мыши» И. Штрауса...).

Учитывая, как много может рассказать описание внешности, писатели часто пользуются им для характеристики персонажа. Мастерски сделанное описание делает облик персонажа едва ли не «живым», зримым. Мы словно видим индивидуально неповторимых провинциалов «Мертвых душ». Рельефны герои Л. Толстого.

Не только то, как выглядит человек, но и окружающая его обстановка, обстоятельства, в которых он существует, также несут информацию о персонаже. Это хорошо понимал, например, Пушкин, представляя читателю Онегина в первой главе своего романа, в стихах. Автору мало выразительных штрихов личностного «я» персонажа («молодой повеса», «как dandy лондонский одет»), и оно дополняется множеством подробностей воспитания Онегина, его светской жизни с балами, театрами, флиртами, модами, салонами, обедами.

Очевидно, способность «обстоятельств действия» свидетельствовать о людях нашла свое крайнее выражение в новелле современного немецкого писателя Германа Гессе «Последнее лето Клингзора». Художник Клингзор, чтобы, написать автопортрет, обращается к фотографиям самого себя, родителей, друзей и возлюбленных, для успешной работы ему необходимы даже камни и мхи, - словом, вся история Земли. Впрочем, искусство опробовало и другую крайность - полное отсечение окружения от человека, что мы видим на полотнах великих живописцев Возрождения: у Леонардо да Винчи, Рафаэля картины природы намеренно отдалены от крупно выписанных, приковывающих к себе внимание зрителя лиц. Или слышим в операх: центральная ария-портрет Онегина «Вы мне писали, не отпирайтесь» никак не связана с окружающими ее бытовыми зарисовками - песней девушек «Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки»; признающийся в своих чувствах Лизе Елецкий в «Пиковой даме» Чайковского, словно не замечает суеты шумного парадного петербургского бала. Контраст организует внимание зрителя или слушателя, направляя его на «крупный план» и расслабляя на «фоне».

Описывая цвет волос и глаз, рост, одежду, походку, привычки, обстоятельства жизни героя, писатель отнюдь не стремится создать «зрительный ряд» художественного произведения. Его истинная цель при этом (и совершенно сознательная) лежит много дальше: рассмотреть во внешних признаках душу человека. Вот как сказал об этом крупный французский портретист XVIII века Кантен де Латур: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома погружаюсь в глубину их души и забираю ее целиком».

А как музыка портретирует человека? Воплощает ли она зримое? Чтобы понять это, сопоставим три портрета одного и того же человека - выдающегося немецкого композитора конца XIX - начала XX веков Рихарда Штрауса.

Вот каким (отнюдь не ангелом, но живым человеком) его увидел Ромен Роллан: «У него по-прежнему вид взрослого рассеянного ребенка с надутыми губами. Высокий, стройный, довольно элегантный, высокомерный, он кажется принадлежащим к более тонкой расе, чем другие немецкие музыканты, среди которых он находится. Презрительный, пресыщенный успехом, весьма требовательный, он далек от того, чтобы быть с остальными музыкантами в миролюбивых скромных отношениях, как Малер. Штраус не менее нервен, чем он... Но у него большое преимущество перед Малером: он умеет отдыхать, Легко возбудимый и сонливый, он спасается от своей нервности благодаря присущей ему силе инерции; в нем есть черты баварской рыхлости. Я уверен, что по истечении тех часов, когда он живет интенсивной жизнью и когда энергия его расходуется чрезвычайно, у него бывают часы как бы небытия. Тогда замечаешь его блуждающие и полусонные глаза».

Два других портрета композитора - звуковых - «нарисованы» им самим в симфонической поэме «Жизнь героя» и в «Домашней симфонии». Музыкальные автопортреты во многом похожи на описание Р. Роллана. Однако, задумаемся, какие именно стороны личности «озвучиваются». Вряд ли, слушая музыку, мы догадались бы о том, что прототип «высокий, стройный, довольно элегантный», что у него «вид взрослого рассудительного ребенка с надутыми губами» и «блуждающие и полусонные глаза». Но вот другие черты Штрауса-человека, раскрывающие его эмоциональный мир (нервность, легкую возбудимость и сонливость) и важные черты характера (высокомерие, самолюбование) переданы музыкой убедительно.

Сравнение портретов Р. Штрауса иллюстрирует более общую закономерность. Язык музыки не особенно располагает к зрительным ассоциациям, но и полностью отбросить такую возможность было бы опрометчиво. Скорее всего, внешние, физические параметры личности лишь отчасти могут найти отражение в портрете, но лишь косвенно, опосредованно, и в той степени, в которой они гармонируют с психическими свойствами личности.

Нетрудно сделать еще одно наблюдение. Живописный портрет через внешний облик стремится уловить глубинные черты личности, в то время как музыкальный располагает обратной возможностью - «схватывая суть» человека (его эмоциональную природу и характер), допускает обогащение зрительными ассоциациями. Литературный портрет, занимая между ними промежуточное место, вмещает в себя информативное описание и внешнего вида, и эмоционально-характерного «ядра» личности.

Итак, эмоцию содержит в себе любой портрет, но она особенно значима в портрете музыкальном. В этом нас убеждает заметное явление в мировой музыкальной культуре - миниатюры французского композитора конца XVII - начала XVIII веков Франсуа Куперена, сочиненные для предшественника современного фортепиано, клавесина. Во многих из них запечатлены хорошо знакомые композитору люди: жена одного из органистов королевской церкви, Габриэля Гарнье («Ла Гарнье»), супруга композитора Антуана Форкре («Великолепная, или Форкре»), невеста Людовика XV Мария Лещинска («Принцесса Мари»), малолетняя дочь принца Монако, Антуана I Гримальди («Принцесса де Шабей, или муза Монако»). Среди «моделей» есть и явно окружавшие композитора люди («Манон», «Анжелика», «Нанет»), и даже родственники, В любом случае метод воссоздания человеческой личности един: через индивидуальную эмоцию. Его Манон весела и беззаботна , торжественно-величавой предстает в парадном портрете Антонина, более лиричными тонами окрашен облик Мими. И все они - словно продолжение портретной галереи, собранной в книге крупного писателя и философа Жака де Лабрюйера «Характеры, или Нравы нынешнего века».

К подробной характеристике эмоционального мира человека расположена и оперная ария. Любопытно, что в итальянской опере XVII - начала XVIII веков сложилась традиция выделять в арии главную эмоцию персонажа, главный аффект . Основные эмоции дали жизнь типам арий: арии скорби, арии гнева, арии ужаса, арии-элегии, бравурной арии и другим. Позже композиторы стараются передать не одно всеохватное состояние человека, а комплекс присущих ему эмоций и тем самым добиваются более индивидуальной и глубокой характеристики. Такой, как в каватине (то есть выходной арии) Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки. Композитор явно вдохновлен пушкинским образом:

Она чувствительна, скромна,

Любви супружеской верна,

Немножко ветрена... так что же?

Еще милее тем она.

Ария Людмилы состоит из двух разделов. Первый, вступительный, - обращение к отцу - проникнут светлой грустью, лиризмом. Широкая распевная мелодия, звучащая в медленном темпе, прерывается, однако, кокетливыми фразами.

Во втором, основном разделе мы узнаем главные черты героини: жизнерадостность, беспечность. Аккомпанируемая «танцующими» польку аккордами, мелодия быстро преодолевает сложные скачки и ритмические «сбивы» (синкопы). Звенит, переливается высокое колоратурное сопрано Людмилы.

Вот еще один музыкальный портрет, «написанный» уже без участия голоса - пьеса «Меркуцио» Сергея Прокофьева из фортепианного цикла «Ромео и Джульетта». Музыка излучает бьющую через край энергию. Быстрый темп, упругие ритмы, свободные перебросы из нижнего регистра в верхний и наоборот, смелые интонационные изломы мелодии «оживляют» образ весельчака, «дерзкого молодчика», который «в одну минуту больше говорит, чем за месяц выслушает», балагура, шутника, не умеющего оставаться в бездействии.

Таким образом, получается, что личность в музыке не просто наделяется какой-то придуманной автором эмоцией, а непременно той, которая особенно показательна для оригинала (литературного прототипа, если таковой, разумеется, существует). И еще один немаловажный вывод: понимая, что «одна, но пламенная страсть» все же схематизирует личность, «загоняет» ее в двухмерное плоскостное пространство, композитор старается прийти к некоему множеству эмоциональных штрихов; многоцветная же «палитра» эмоций позволяет обрисовать не только эмоциональный мир персонажа, но, фактически, нечто значительно большее - характер.

Конспект урока

УчительАрхиповаНС

Предмет Музыка

Класс 5

Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека.

Цели урока: Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; эмоционально откликаться на музыкальные произведение и уметь обращаться к внутреннему миру человека через музыкальные и зрительные образы.

Задачи урока:

Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и изобразительному искусству.

Познакомить с жанром музыкального портрета.

Сопоставить произведения музыки и живописи.

Показать, как разные виды искусства – литература, музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное содержание.

Планируемые результаты(УУД)

    предметные

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения;

Углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведения музыки – « Песня Варлаама» М.Мусоргского и изобразительного искусства – картины Репина « Прототьякон»;

Метапредметные

Регулятивные

. владеть умением целеполагания в постановке учебных задач в процессе восприятия, исполнения и оченки музыкальных сочинений.

.планировать собственные действия в прцессе восприятия, исполнения музыки.

Познавательные

. выявлять выразительные возможности музыки.

. обнаруживать

. усваивать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе музыкальной

деятельности

коммуникативные

передавать собственные впечатления о музыке, других дидов искусства в устной и письменной речи

.исполнять песни с группой одноклассников

Личностные

. выражать свое эмоциональное отношение к музыкаьным образам в пении, при прислушании музыуальных произведений.

. уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное станавление личности;

понимать жизненное содержание музыкального произведения.

Предметные

Выработка умения раскрыть свойства «живописной музыки» благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо- ритмических, ладовых)

Метапредметные

. обнаруживать общность музыки и других видов искусств

Личностные

. уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное станавление личности

Тип урока: комбинированный- изучение новой темы с использованием ИКТ.

Форма урока : диалог.

Музыкальный материал урока:

М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание).

М. Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах (пение).

Дополнительный материал: портреты композиторов, репродукции картин, учебник 5 класс « Искусство.Музыка» Т.И.Науменко, В.В. Алеев

Ход урока:

    Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута уч-ся:

Подготовиться к продукпивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достигнуть учитель:

Способствовать родготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи

Создать положительный эмоциональный настрой;

Помочь принять правильную рабочую позу;

Сядьте правильно. Молодцы! Начинаем урок!

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и размышлять.

Личностный УУД:

Формирование интереса к музыкальным занятиям.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов».

(Н.А. Римский-Корсаков)

Определение темы урока и постановка учебной задачи.

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

Как вы думаете,о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.

Сегодня вы познакомитесь с жанром -жанром музыкального портрета (Слайд).

Этап первичного закрепления

Познавательный УУД:

Знакомство с новым музыкальным произведением:

Регулярные УУД:

Умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;

Умение сравнивать, видеть общее и различие;

Умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД:

Умение выслушивать мнение товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД:

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, в не только видим, что происходит на полотне.

Портрет в литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

В изобразительном искусстве портрет – это жанр, в котором воссоздаётся чей –то облик. Вместе с внешним сходством на портрете запечатляется духовный мир изображаемого человека.

Как вы думаете, может музыка нарисовать портрет и выразить характер человека, его душевный мир, его переживания? (Композиторы создавая музыкальный портрет, передают мысли и чувства своих персонажей с помощью музыкальной интонации, мелодии, характера музыки.).

Музыкальный портрет – Это портрет характера героя. В нём неразрывно слиты выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка. (Слайд).

Произведение Пушкина пришлось по душе и русскому композитору 19 века Модесту Петровичу Мусоргскому

Биография композитора

Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Мама, Юлия Ивановна, стала первой учить его играть на пианино. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург: поступить – в Школу гвардейских подпрапорщиков. По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями, там же познакомился с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок "Могучая кучка". Вскоре период накопления знаний сменился периодом активной творческой деятельности. Композитор задумал написать оперу, в которой нашло бы воплощение его пристрастие к большим народным сценам и к изображению сильной волевой личности.

Посещая Людмилу Ивановну Шестакову – сестру Глинки, Мусоргский познакомился у нее с Владимиром Васильевичем Никольским. Это был филолог, литературовед, специалист по истории русской литературы. Он и обратил внимание Мусоргского на трагедию "Борис Годунов". Никольский высказал мысль, что эта трагедия могла бы стать замечательным материалом для оперного либретто. Эти слова заставили Мусоргского глубоко задуматься. Он погрузился в чтение "Бориса Годунова". Композитор почувствовал: опера, созданная на основе "Бориса Годунова", может стать удивительно многогранным произведением.

К концу 1869 года опера была завершена. Свое детище Мусоргский посвятил товарищам по кружку. В посвящении он необычайно ярко выразил основную мысль оперы: "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере".

Затем было еще много произведений, которые достойны внимания.. 28 марта 1881 года Мусоргского не стало. Ему едва исполнилось 42 года. Мировая слава пришла к нему посмертно.

Опера "Борис Годунов" оказалась первой в истории мировой оперы произведением, в которой с такой глубиной, проницательностью и правдивостью показана судьба народа.

Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова – боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола – маленького царевича Дмитрия.

Наше внимание на сегодняшнем уроке будет приковано к интереснейшему персонажу оперы- Варлааму.

Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.

Теперь посмотрим, как в музыке композитор описал этого человека. Вслушайтесь в музыкальную речь героя так, чтобы представить его внешний вид, и его характер.

- Послушаем, как поёт Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани».

Слушание песни Варлаама из оперы « Борис Годунов» М. П. Мусоргского. (Слайд).

Звучание Песни Варлаама в записи Ф. И.Шаляпина (попутно выполняем задание: вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер, обратить внимание на голос актера).

Каким вы представляете себе Варлаама поющего такую песню?.

Как характер исполнения и характер музыкального языка выдают характер и даже внешний вид этого человека? (буйная, громкая музыка…)

А теперь откройте учебник, параграф 23, стр.133 и посмотрите на картину Ильи Репина « Протодьякон»

Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите. (Перед нами портрет протодьякона - это такой духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица/которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низ кий голос, может, даже бас .)

Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»

Что общего между Варлаамом и Протодьяконом? (Это образы властных, жёстких людей, монахов и попов, типичных для Древней Руси).

Сравнительная таблица выразительных средств.

И.Репин картина « Протодьякон»

М. П. Мусоргский « Песня Варлаама»

Огромная фигура, руку держит на животе, борода седая, брови сдвинуты, красное лицо. Сумрачные краски. Характер надменный и властный.

Динамика: громкая музыка, мелодия – скачки вверх, тембр – медные духовые. Певческий голос – бас. Характер исполнения – выкрики в конце, грубая манера исполнения.

У-Для картины и оперы присуща одна важная особенность: это возможность словом, музыкой, изображением показать характер человека.

Что общего между картиной и песней?

Д - Общее между картиной и песней то, что они показывают необузданность нрава, грубость, склонность к обжорству и разгулу.

Вы правы, ведь это собирательный образ. Встречался такой тип людей на Руси в то время. Общим является не только внешнее сходство, но и определённые черты характера. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры, склонность к обжорству и разгулу.

Что помогло композитору и художнику, независимо друг от друга, создать такие похожие образы? (Такие люди были на Руси.)

В портрете “Протодьякона” И. Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”.

Какими красками художник написал этот портрет? (Художник при помощи насыщенных красок, где преобладают более темные цвета.)

Не смотря на различные средства выразительности, в ИЗО – это краски, в литературе – слово, в музыке – звуки. Все они рассказали, показали об одном человеке. Но все-таки музыки подчеркнула и подсказала, те стороны, на которые сразу бы не обратили внимание.

Вокально хоровая работа

Познавательный УУД

Знакомство с мелодией и словами новой песни

Коммуникативный УУД

Взаимодействие с учителем в процессе музыкально- творческой деятельности;

Участие в хоровом исполнении музыкального произведения.

Личностнай УУД:

Формирование исполнительских навыков;

Воплощение характера песни в своем исполнении через пение, слово, интонацию.

Распевание.

Разучивание по фразам

Пение трудных мелодических оборотов.

Работа над текстом.

Песня, которая нам поможет запомнить названия жанров ИЗО называется «Песня о картинах » композитора Геннадия Гладкова.

Слушание песни.

О каких жанрах живописи поется в песне?

В музыке, какие бывают жанры?

Пение хором.

Подумайте и скажите, каждый из вас мог бы стать героем портрета?

Многие из вас выступили в роле художников и нарисовали портреты своих друзей

В какой форме написана песня?

Какой лад?

Какой темп?

Дайте название этой песни. (ответы детей)

Почему песня носит такое название?

3. Музыкальные образы

- Мы познакомились с двумя совершенно разными вокальными портретами, а следующий музыкальный образ будет звучать без слов. Это произведение «Гном» из фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» - музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с необыкновенной художественной силой. Написан он под впечатлением картины В. Гартмана - близкого друга композитора.

Мусоргскому запомнился набросок ёлочной игрушки - гномика, маленького неуклюжего уродца на кривых ножках. Так художник изобразил щипцы для орехов. ---Послушайте эту пьесу и подумайте, какое у гнома настроение, какой он по характеру, что вы представляете под эту музыку?

Звучит «Гном» М.П.Мусоргского. (Ответы детей)

- Ребята, каким вам представился гном? (В музыке слышны и хромающая походка, и какие-то резкие, угловатые прыжки. Чувствуется, что гном этот одинок, он страдает .)

· Пьеса М.П.Мусоргского очень живописна. Слушая её, мы ясно представляем себе, как маленький человечек переваливаясь, пробежал немножко и остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках. Потом он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится за это на себя. Оборвалась музыка. Упал, наверное.

Ребята, а если бы вы были художниками, то прослушав эту музыку какими бы красками изобразили этого гнома?

Правильно, движется он действительно угловато, скачками. Забавный гномик превращён композитором в глубоко страдающего человека. Слышно было, как он стонет, жалуясь на судьбу. Он вытащен из своей родной сказочной стихии и отдан на забаву людям. Гном пытается протестовать, бороться, но раздаётся отчаянный вопль... Ребята, как заканчивается музыка? (Она не заканчивается как обычно, она как бы обрывается. )

Видите, ребята, «Гном» - это не просто иллюстрация картины, это более глубокий образ, созданный композитором.

Самостоятельная работа

Познавательный УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Регулярный УУД:

Осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению

Оценивание качества усвоения.

Коммуникативные Ууд:

Взаимодействие в процессе проверки результатов работы.

Личностные УУД

Формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности

А теперь вам предстоит выполнить тест, а затем самим оценить свою работу

Кто оценивает свою работу на «5» и «4»?

Домашнее задание

ПознавательныйУУД

Поиск музыкальных произведений

Регулятивний УУД

Целеполагание.

Какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты героя?

Слушают Домашнее задание.

«Дневник музыкальных наблюдений» - стр. 26-27.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абызова Е.Н. «Картинки с выставки». Мусоргского - М.: Музыка, 1987г. 47с. 2. Абызова Е.Н. «Модест Петрович Мусоргский» - 2-ое издание М.: Музыка, 1986г. 157 с. 3. Вершинина Г.Б. «...Вольна о музыке глаголить» - М.:»Новая школа» 1996 г. с.192 4. Фрид Э.Л. «Модест Петрович Мусоргский»: Популярная монография - 4-е изд.-Л.:Музыка, 1987г. с.110 5. Фейнберг С.Е. «Пианизм, как искусство» - М.:Музыка, 1965 г. с.185 6. Шлифштейн С.И. «Мусоргский. Художник. Время. Судьба». М.:Музыка. 1975 г.

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 25

Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?

Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства; различать характерные признаки видов искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: К. Дебюсси. «Паруса».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений,
но они полны также мыслей и образов»
(Н. Римский-Корсаков)

Сообщение темы урока:

Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.

Работа по теме урока:

Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному определению Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим».

Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите. (Перед нами портрет протодьякона - это духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица, которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос, может, даже бас.)

Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»

Как вы думаете, что позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с персонажем оперы «Борис Годунов»?

Наверное то, что каждому из произведений - и пушкинскому «Борису Годунову», и одноименной опере Мусоргского, и «Протодьякону» Репина присуща одна важная особенность - ярко и достоверно - словом, музыкой, изображением показывать характер человека.

Между Варлаамом и Протодьяконом есть, конечно, общее, связанное не только с характером. Протодьякон - духовный чин. Варлаам - монах, бежавший из монастыря и загулявший в корчме на литовской границе. Он подобен персонажу Репина - огромный, пузатый, «лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое». Однако - не это самое главное, что роднит и сближает эти в общем-то самостоятельные образы, возникшие независимо друг от друга. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры, склонной к обжорству и разгулу.

Послушайте, как в опере Мусоргского поёт Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани». Обратите внимание на тембр его голоса, на особенности музыки – буйной, необузданной, нарочито громкой. Отметьте и манеру исполнения: ведь артист всегда старается подчеркнуть самое важное в характере героя.

Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов».

Каким предстал перед вами Варлаам? (Шумным, буйным, с необузданным нравом.)

Вспомните, какую роль играют детали в произведениях изобразительного искусства, как они дополняют облик героя, сливаются с ним, сообщают нечто такое, что невозможно передать иными средствами.

Например, известная картина «Девочка с персиками» - разве это не единый образ? Нежность, юность, ласковое солнце буквально пронизывают картину, где каждая подробность, каждый штрих наполнены обаянием главной героини.

А вот совсем другой музыкальный портрет.

Его «нарисовал» великий мастер вокальной лирики Ф. Шуберт.

В центре изображения - Маргарита, сидящая за прялкой и поющая о своей любви.

Если портретные черты Варлаама передавались через характер музыки и манеру её исполнения, то в песне «Маргарита за прялкой» важно все: и смысл слов, и характер мелодии, и яркая изобразительность музыкального исполнения.

Портрет Маргариты в этой песне рисуется на фоне важной бытовой детали - жужжащего веретена.

Слушание: Ф. Шуберт. «Маргарита за прялкой». Слова И. В. Гёте.

Маргарита тоже находится в ряду обаятельных женских образов. Но ей, уже познавшей любовь и страдание, присуща большая глубина и эмоциональность. Её песня - образ, картина, включающая несколько планов: внешний (изобразительный), лирический, психологический.

Изобразительность, как нередко бывает в вокальной музыке, заключена в музыке аккомпанемента: уже с первых тактов мы как будто видим и слышим прялку с её мерным жужжанием. На этом фоне звучит лирическая исповедь одинокой девушки, тоскующей о своём возлюбленном.

Все богатство её любви, все оттенки настроений от затаённой грусти до могучих взлётов чувства – переданы в вокальной партии. Но при всей динамичности этого лирического высказывания, при всех взлётах и кульминациях мелодической линии мы вновь и вновь возвращаемся к жужжанию прялки – первоначальному мотиву, обрамляющему этот одухотворённый музыкальный портрет.

Если музыкальные изображения Варлаама и Маргариты были опосредованы словесным текстом, то в следующем произведении музыкальный портрет осуществляется без помощи слов.

«Гном» из фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки» - музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с огромной художественной силой. Он написан под впечатлением картины В. Гартмана. Это не только «картинки, написанные музыкантом, но это маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений жизни, - сквозь звуки как бы просвечивает душа событий, душа вещей»,- писал Б. Асафьев.

Мы уже говорили, что не только в музыке, но и в изобразительном искусстве важно не просто изображение, передача внешнего облика, а проникновение в глубинную, душевную сущность персонажа. Пьеса «Гном» - один из примеров такого произведения.

Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».

Сквозь хромающую походку и угловатые прыжки фантастического уродца неожиданно проглядывает глубокое страдание - уже совсем не сказочное, а живое, человеческое. Музыка резко меняет свой характер: изломанные, причудливые ритмы и скачки, имеющие ярко изобразительный характер, уступают место нисходящему движению аккордов, звучание которых проникнуто интонацией щемящей тоски, боли, одиночества.

«Гном» Мусоргского – это уже не простая иллюстрация картины В. Гартмана, это значительное развитие и углубление образа, о котором в своей короткой пьесе композитор успел сказать столь многое.

Вопросы и задания:

  1. Почему некоторые музыкальные произведения обладают яркой портретностью?
  2. Какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты героя?
  3. Что общего между портретами «Протодьякона» И. Репина и Варлаама М. Мусоргского?
  4. Как музыка передаёт портрет Гнома в пьесе М. Мусоргского? О чём, по-вашему, больше говорит музыка – о внешнем облике Гнома или о его внутреннем мире?
  5. Назовите произведения, изученные ранее, в которых средствами музыки воплощаются портреты героев (персонажей).
  6. Выполните задание в «Дневнике музыкальных произведений» - стр. 26-27.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. Прелюдия «Паруса», mp3;
Мусоргский. Картинки с выставки. Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Песня Варлаама «Как во городе было во Казани», mp3;
Шуберт. Маргарита за прялкой, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png