Для меня минимализм - предпочтение качества количеству. Лучше меньше да лучше. Лучше ничего, чем что попало.
Плюсы:
- минималистичный, не перегруженный деталями интерьер идеален для отдыха и релаксации после трудового дня. (пример: лаунж-зоны в клубах)
- каждодневная экономия времени - минималистичный интерьер легко содержать в порядке и чистоте, меньше времени тратиться на поиск вещи, их немного и у каждой свое место (пример: время, которое надо было потратить на вытирание разных штучек и лишней мебели или поиск носков можно применить на более приятные вещи)
- гардероб в минималистичном стиле позволит всегда выглядеть хорошо. Такие вещи легко комбинируются, сочетаются с любыми акссесуарами и обувью. Никогда не будет ситуации «полный шкаф одежды, а одеть нечего» (пример: маленькое черное платье, изобретенное Шанель)
- экономия денег. Это не синоним мелочности и скупердяйства, экономия не всегда очевидна - вместо груды дешевого барахла минималист может купить одну вещь которая стоит в 3 раза дороже чем вся эта куча, зато эта вещь будет служить долго, использоваться регулярно и радовать владельца, в то время как барахло у большинства так и будет припадать пылью по углам и быстро придет в негодность. (антипример - подруге муж выделил деньги на покупку парфюма, а она вместо нормального фирменного аромата купила кучу базарной вонючей дешевки, мол, менять можно часто. А смысл менять разные сорта дерьма? Так эти клопоморы и покрываются плесенью на полке ванной)
- минимализм дает простор для творчества и фантазии. (пример: вместо того, чтобы бегать по лавкам и нахватать кучу сувениров в турпоездке, которые к тому же 95% - китайский ширпотреб, лучше поискать необычные места и сделать красивые фото, а дома составить интересный коллаж из них)
-в жизненном пространстве минималиста нет места чему-то наносному, случайному. Все просто, ясно, продуманно.

Минусы.
- на любую хорошую идею всегда находятся тупые люди, которые понимают своим черно-белым мышлением все чересчур буквально. Из серии «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет». Такие воспринимают минимализм просто как призыв все тупо и без разбору выкидывать из дома, превращая жилище в подобие безликой тюремной камеры. И начинается коверкание и извращение идеи, нездоровый фанатизм. Пример: недавно читала здесь статью о минимализме, в которой в агрессивно-поучающей манере призывали выкидывать книги и качать электронные. Выбрасывание книг - это, не побоюсь этого слова, херня. Простые деревянные полки с книгами (опять же, не случайными, а любовно подобранными, теми, к которым хочется возвращаться, перечитывать, прикасаться, которые хочется передать детям) - лучшее украшение дома минималиста, очень индивидуальное. И, кроме того, есть много редких книг, которых в инете нет и никогда не будет, а по литературной ценности они на голову выше современной попсы. Но ограниченные фанатики не видят разницы между материальными и духовными ценностями, увы. Система «Флайледи» тоже мне во многом не нравится, есть спорные моменты - казалось бы, освобождение, а на самом деле - самопорабощение, такой вот парадокс.

ДОРОГО! почему-то самое минималистичное и простое на вид - самое дорогое! Например, мебель, одежда. У меня была эпопея с поиском дивана - хотела абсолютно простой, без «свистелок и перделок», но такие стоили баснословно дорого, втрое дороже помпезных и вычурных. Года два искала бюджетный и простой вариант.

Пример гуру минимализма для меня - моя… бабушка! Звучит странно, так как обычно пожилые держатся за старье и хлам. Но она всегда без жалости избавлялась от лишнего, дом сиял чистотой и простором, она очень выделялась этим среди соседок. Теперь, когда родители хотят что-то сохранить «на всякий случай», мол, «мы не миллионеры чтобы все выкинуть», я им говорю «а бабушка пережила войну и воспитала 6 детей но не боялась избавится от лишнего».

Многие великие люди были минималистами. Вот отрывок из биографии А. Ахматовой, автор К. Чуковский:

«Из воспоминаний об Анне Ахматовой» Корней Чуковский.
«Она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко. Подобно Гоголю, Аполлону Григорьеву, Кольриджу и другу своему Мандельштаму, она была бездомной кочевницей и до такой степени не ценила имущества, что охотно освобождалась от него, как от тяготы. Близкие друзья ее знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, редкую гравюру или брошь, как через день или два она раздаст эти подарки другим. Даже в юные годы, в годы краткого своего „процветания“, жила без громоздких шкафов и комодов, зачастую даже без письменного стола.
Вокруг нее не было никакого комфорта, и я не помню в ее жизни такого периода, когда окружавшая ее обстановка могла бы назваться уютной.
Самые эти слова „обстановка“, „уют“, „комфорт“ были ей органически чужды – и в жизни, и в созданной ею поэзии. И в жизни и в поэзии Ахматова была чаще всего бесприютна.
Конечно, она очень ценила красивые вещи и понимала в них толк. Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, ларцы, иконы древнего письма и т.д. то и дело появлялись в ее скромном жилье, но через несколько дней исчезали. Не расставалась она только с такими вещами, в которых была запечатлена для нее память сердца. То были ее „вечные спутники“: шаль, подаренная ей Мариной Цветаевой, рисунок ее друга Модильяни, перстень, полученный ею от покойного мужа, – все эти „предметы роскоши“ только сильнее подчеркивали убожество ее повседневного быта, обстановки: ветхое одеяло, дырявый диван, изношенный узорчатый халат, который в течение долгого времени был ее единственной домашней одеждой»

«Уже тогда, в первой юности, Анна догадалась, ни разумом, а мощным, почти звериным инстинктом: чтобы выжить в эпоху войн и революционного террора, как красного, так и белого, надо научиться жить ничего не имея – в благословенной нищете, освободившись от чувства собственности и все свое нося с собой и в себе. Не поэтому ли с такой легкостью раздавала-раздаривала всё: вещи, деньги, книги, рукописи, как если бы это был не только лишний, но и опасный груз? Все ее имущество помещалось в маленьком ящичке-укладке, а было там: новгородская икона, единственный сохранившийся после бездомья подарок Гумилева, легендарные четки, еще несколько маленьких иконок, старая сумочка, знаменитый испанский гребень…» ©

С самого рождения человек постоянно сталкивается с “острыми углами” действительности, познавая на собственном опыте, что жизнь - сложная штука. Многие пытаются преодолеть эту видимую враждебность Мира приобретая собственность, копя деньги, восходя по карьерной лестнице. Вещи, словно наркотики, на время отвлекают человека от неприятного чувства незащищенности. Но, чем больше появляется возможностей, денег, власти, тем, парадоксальным образом, беспокойнее становится существование человека. Большие деньги, как правило, означают большие риски, большая власть - большую ответственность, обилие имущества - постоянный страх его потерять.

Многие талантливые, рассудительные люди попадаются в эту ловушку. Они пытаются достичь свободы, приобретая солидное положение в обществе, сколачивая крупный капитал, создавая максимально комфортные условия существования, а, в результате, оказывались в плену у своих денег, статуса и собственности.

Таким образом, гнетущая тревога существования, живущая в сердце каждого человека с самого его появления на свет, не побеждается вещами, которыми владеет человек, общественным положением, которое он занимает, властью, которой пользуется. В лихорадочной гонке за жизненными благами человек только растрачивает время, которое он мог бы посвятить себе. Не своим амбициям и пристрастиям, а себе самому. Ведь, стоит признать, что себя самих мы совсем не знаем, как не знаем мы и того, что нас окружает.

Часто ли мы остаемся с собой один на один? Часто ли пытаемся разобраться в своих чувствах, в своем отношении к тем или иным вещам, людям? Часто ли интересуемся тем, что волнует наших друзей и родных? Часто ли наблюдаем за мерным течением времени, воплощенном в смене времен года?

Обычно нам некогда. Мы все время куда-то торопимся. Всегда у нас куча планов, сиюминутных желаний, мелких дел. Нас то и дело отвлекают, заставляют вникать в свои проблемы, отвлекая от наших. Мы слепы к тому, что происходит вокруг нас. Мы живем как будто во сне, ведомые чьей-то неведомой волей, живем по-инерции, слепо, бездумно.

А ведь этот бесконечный бег совершенно не нужен человеку, чтобы почувствовать себя счастливым. Вспомните, когда вы чувствовали себя по-настоящему счастливыми? Обычно, в такие моменты Мир вокруг вас как будто застывает. Все вещи, даже самые незначительные, наполняются смыслом, начинают играть новыми красками. Счастье всегда ощущается как беззаботность, безмятежность, ощущение бесконечности момента и величайшей осмысленности происходящего. Можно ли купить эти моменты за деньги? Обеспечить властью? Обрести во владении вещами? Конечно, нет.

Для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно совсем немного. Лишние события, вещи, действия, слова, мысли - только отвлекают человека от счастья. А значит, от них нужно избавляться. Удивительно, но человек, который сознательно отказывается от загромождающих его жизнь вещей, в результате оказывается в большем выигрыше, чем человек, тратящий все свои силы и время на их приобретение.

Минималист - это тот, кто занимается расчисткой своей жизни от ненужного хлама. Этот тот, кто избавляется от всякого балласта, чтобы наполнить свою жизнь смыслом, начать ощущать ее вкус, научиться переживать каждый момент в его искрящейся новизне. Минималист - это человек, желающий изгнать из своей жизни скуку. С этой целью он очищает свое жизненное пространство от бессмысленных нагромождений, и концентрируется на самом главном. Так он обретает неисчерпаемый источник радости, который делает его жизнь по-настоящему ценной.

Минималист - это не религиозный фанатик, не защитник какой-то экзотической доктрины. Это просто человек, решивший упростить свою жизнь и сделать ее по-настоящему удобной. Поэтому все принципы, которыми он руководствуется, исходят из здравого смысла и не играют роль каких-нибудь незыблемых догматов.

Таким образом, минималистом может стать каждый желающий. Для этого не нужно придерживаться какого-то определенного мировоззрения, верить во что-то конкретное и принадлежать какой-то определенной культурной традиции. Для этого нужно только желание избавить свою жизнь от хлама. А что считать хламом - решать вам.

Минимализм как стиль искусства зародился в 60-х годах прошлого века. Родиной его стала Америка. Основные черты минимализма--это простота форм выражения, а также буквальный, объективный подход.

Автором термина «минимализм» стал британский философ и искусствовед Ричард Уолхейм. Он выделил это направление, анализируя творчество художников, идущих в своих работах путем наименьшего вмешательства в окружающий мир.

Истоки минимализма лежат в таких течениях, как поп-арт и супрематизм. Повлияло на развитие направление также творчество К. Малевича и тенденции школы Баухаус.

Основные черты

Постепенно минимализм отдалялся от всех прочих стилей живописи. В результате сформировались его главные черты. Это в первую очередь выразительность цветов, а также гладкость и геометричность.

Русский конструктивизм, на волне возросшего к нему интереса, побуждает художников широко использовать промышленные материалы для выражения своего замысла. Живописным работам часто присущи асимметрия, повторение различных геометрических фигур. Пространство картины , как правило, простое и незагруженное.

Цвет в минимализме выполняет задачу зонирования пространства, а не выражения эмоций или передачи настроения. Для течения также характерно отсутствие субъективности и реалистичности: художник стремится к тому, чтобы зритель самостоятельно воспринимал объект.

Отказ от нужного в пользу самого необходимого

Еще одна черта минимализма-стремление к демистификации искусства, с тем чтобы суметь выявить то, что является его фундаментальной основой.

На первом плане у минималистов оказывается форма, с помощью которой они передают глубину цвета. Сюжеты картин наполнены метафорами, символами. Эмоции живописцы передают нестандартным путем: используют для этого линии и различные геометрические формы. Также работы минималистов несут в себе какой-либо подтекст, часто имеют острое социальное значение.

Художники-минималисты

Американский художник, мастер постживописной абстракции Фрэнк Стелла (г.р. 1936) жил преимущественно в Нью-Йорке, где начинал как чертежник и оформитель.

В 1959-1960 годах вышла серия работ Стелла «Черные картины». Как ясно из названия, доминирование черных линий было отличительной чертой полотен.

Этот творческий подъем художника, был замечен владельцем нью-йоркской галереи Лео Кастелли, который осознал гениальность мастера и выставил его картины у себя.

За «Черными картинами» последовали «Алюминиевые картины», а потом и «Медные картины». В память о страшных исторических событиях создается цикл работ «Польские деревни».

Фрэнк Стелла: «Ты видишь то, что ты видишь»

В своих работах Стелла предпочитал черный цвет как доминирующий, да и вообще тяготел к монохромности, но иногда он отходил от своих традиций и тогда появлялись на свет работы как в цикле «Концентрические квадраты», в которых появлялась полихромия и рельеф.

Фрэнк Стелла был удостоен Национальной медали США в области искусств и премии Международного центра скульптуры за жизненное достижение.

Эльсуорт Келли (1923-2015)- американский художник и скульптор, один из главных представителей минимализма, хард-эдж и живописи цветового поля.

Для творчества Келли характерно исключительная четкость и простота. Четкие абстрактные контуры геометрических поверхностей выполнены интенсивным цветом.

В конце шестидесятых работал как скульптор, позже начал использовать в своих произведениях металл. В творчестве художника есть ряд работ в жанрах поп-арт и сюрреализм.

" Я не хочу рисовать людей. Я хочу рисовать то, что я никогда не видел прежде"

Эльсуорт Келли умер 27 декабря 2015 года в возрасте 92 лет. Был награжден Национальной медалью США в области искусств.

Испанский художник Антон Ламасарес (р.1954) выражал свои мысли в работах в нарочито примитивной форме.

Из-за отсутствия полотенец он использовал дерево, ребристый картон, упаковку и лак. Так выработался его личный художественный стиль привлекший внимание критиков. Первоначально увлекался экспрессионизмом, позже развился до своего рода минимализма.

В 19 лет первый раз участвовал в выставке молодых художников проводимой на площади Праза-да-Принчеса в городе Виго. С тех пор выставки проводились огромное количество раз в разных странах мира.

Работы художника хранятся в многочисленных известных учреждениях культуры, таких как Центр искусств королевы Софии, галисийский Центр Современного искусства, Мадридский Музей Современного искусства и музей Маругами Хираи в Японии, а также во многих частных коллекциях и фондах.

Хосе Эстебан Бассо

Чилийского художника Жозе Бассо можно назвать эталоном минимализма. Сам художник называет свой стиль "ритуальной живописью". Картины его немногословны, сдержанны и лаконичны, позволяют отдохнуть, расслабится, не задумываясь на увиденным. Минимум объектов, чистые цвета, никакой детализации, никакой фактуры, только застывшая бесконечность….

Произведения мастера вызывают только позитивные эмоции, наполняя зрителя светом и теплом и позволяют наслаждаться легкостью и простотой, перед ними можно смело медитировать.

Кроме написания картин, художник также занимается фотографией и компьютерной графикой, и конечно же всем этим работам так же свойственна сдержанность и немногословность.

Эволюция течения

Постепенно развились такие направления минимализма, как нео-минимализм и пост-минимализм. Для первого характерны неточность, расплывчатость, а представители второго отличаются стремлением не столько передать саму идею, сколько сделать акцент на способе такой передачи.

Назначение минимализма

Значение этого направления в искусстве-в борьбе с академизмом и догматизмом, стремлении к простоте, полному отказу от разного рода излишеств в пользу глубины смысла. Для этого художники пересматривают существующие каноны, отказываются от прежних правил в пользу новых идей для передачи цвета, а также используют изображения геометрических форм.

Минимализм сегодня

В наше время идеи минимализма проникли в различные отрасли, например, дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн, дизайн одежды и другое. Так же минимализм не обошел стороной и информационные технологии, например, веб-дизайн и программное обеспечение (разработка интерфейсов ПО). Довольно часто мы можем видеть результаты влияния минимализма и при разработки технических решений, например, в автомобилестроении, в бытовой и инженерной технике.

В своих работах по росписи стен наша студия тоже иногда использует принципы минимализма.

Минимализм в графическом дизайне это упрощение композиции, акцент на важной детали.

Ничего лишнего и много пустого пространства. В основном работы, выполненные в данном стиле, используют 1-2 цвета и несколько оттенков этих цветов. Понятный шрифт не несет визуальную нагрузку и использует не более 2-3 шрифтовых гарнитур.

«Быстрее, чем вы думаете» (It`s faster than you think)

Выбросите прочь все ненужные вещи, и жизнь станет счастливее — так утверждает минимализм, популярное движение нашего времени. Но наша жадность к имуществу на самом деле связана с тем, что мы недостаточно уважительно относимся к материальному.

«Мы забили все комнаты под завязку, но там все равно гуляет ветер», — поет Томас Андерссон Вий (Tomas Andersson Wij) в песне «Блюз из Швеции». Привилегированному представителю западного мира легко здесь, в этом сосущем чувстве пустоты, узнать себя.

Материальный переизбыток, все эти гаджеты и безделушки, которые мы покупаем, не делают нас счастливее ни на грамм.

Конечно, вряд ли то, что счастье не купишь, — это какое-то особо глубокое или интеллектуальное осознание. По большому счету, в этом сходятся все религии и философские учения. Мы скорее достигнем гармонии и длительного удовлетворения, освободившись от потребности в материальных вещах. Желание, как сказал умный Будда, есть источник страдания.

Движение минимализма, которое разрастается в последние годы, можно рассматривать как продолжение этой древней традиции мудрости. Это естественная реакция на порой доходящую до абсурда культуру потребления, которая, как мы все в глубине души знаем, вредна и для наших душ, и для планеты, отданную в наше распоряжение.

Поэтому не слишком удивительно, что становится все больше блогов и книг, посвященных теме минимализма: этой осенью, например, «Вещи: пора сбрасывать» (Prylbanta) Элизабет Бюстрём (Elisabeth Byström) и Юхана Эрнфорса (Johan Ernfors).

Это движение, если вкратце, сводится к тому, чтобы избавиться от всех избыточных вещей, которые у вас есть, осознать и взять под контроль свои шаблоны потребления и таким образом начать жить более простой и, будем надеяться, счастливой жизнью.

Американские минималисты Райан Никодемус (Ryan Nicodemus) и Джошуа Филдс Миллбёрн (Joshua Fields Millburn), чье путешествие можно проследить в документальном фильме «Минимализм», подытоживают это в одном из часто повторяемых ими девизов: «Любите людей, используйте вещи. Наоборот никогда не работает».

Можно также спросить себя, не вещи ли мы как раз любим, и не людей ли используем, когда закрываем глаза на то, что та одежда, которая, возможно, прямо сейчас на нас, была сделаны детскими руками в Бангладеш. На что общество и культура, которые позволяют существовать такому порядку, направляют свою любовь — на вещь или на человека?

Чистый материализм, будь он мотивирован правой или левой идеологией, капитализмом или социализмом, всегда заканчивается овеществлением и использованием человека. В то же время можно задаться вопросом, не является ли этот материализм, эта зацикленная на вещах потребительская культура, от которой нас пытаются вылечить минималисты, как раз результатом не слишком высокой оценки материального, а напротив, его недооценки?

Контекст

Как святой Августин изобрел секс

The New Yorker 16.08.2017

Меланхоличная русская душа

Politiken 27.07.2017

Водка, «Калинка» и русская душа

Gazeta Wyborcza 02.06.2017

Есть ли душа у осьминога?

National Geographic 13.06.2015

Демократия как система и вопрос духовности

Dünya 27.09.2012 Разве не отсутствие уважения к материальному стало причиной появления этого менталитета «износи и выброси», типичного для множества богатых обществ сегодня? Вероятно, наше искаженное отношение к материальным вещам связано с тем, что мы неправильно, недостаточно ценим материальное.

В документальном фильме «Минимализм», который можно посмотреть на канале Netflix, Джошуа Филдс Миллбёрн (Joshua Fields Millburn) говорит, что в своем доме он сохранил только те вещи, у которых есть какая-то функция или которые каким-то образом приносят ему радость.

Или, как это выражает гуру уборки Мари Кондо (Marie Kondo), чьи бестселлеры научили читателей избавляться от всех лишних вещей: «Искрится ли оно радостью?»

Конечно, в таком отношении нет ничего плохого. Действительно, зачем нам больше вещей, чем на самом деле нужно? В то же время высказывание Миллбёрна обнажает ключевую проблему современного отношения к материальному: материальное имеет лишь ту ценность, которую мы ему приписываем, оно не ценно само по себе.

Если у вещи нет функции или если она не обладает для меня эмоциональной ценностью, ее можно выбросить. Именно абстрактные, экономические или эмоциональные ценности, изобретенные человеком, определяют, как мы относимся к вещи.

Но когда дело доходит до реальности, мы не придумываем истинную ценность. Мы ее открываем. Физическое, материальное обладает ценностью и независимо от нас. И ценность заложена не только в абстракциях.

Возьмите, например, человека — в высшей степени материальное существо (если не вещь). Хотя мы часто говорим, что главное — внутри, мы бы никогда, если хорошенько поразмыслить, не осмелились утверждать, что ценность человека абсолютно ничего общего не имеет с его телом, что она заключается только в его душе или в том значении, которое мы приписываем этому человеку.

Уникальный характер человека, а в этом отношении — и всего мира, основан на том, что они — дух и материя в неразрывном сочетании.

Именно здесь, возможно, и заключена самая большая опасность таких движений, как, например, минимализм, которые стремятся провести чистку среди телесных и материальных привязанностей человека: они легко склоняются к дуализму. И пуританству.

Идейная и религиозная история продемонстрировала несколько примеров движений, которые хотели жестко разделить тело и душу, дух и материю. Когда проводится такое разделение, тело и материя становятся чем-то отягчающим, чем-то грязным, чем-то, от чего надо избавиться, чтобы душа могла освободиться.

Свобода, однако, не достигается посредством подобного дуалистичного мышления. Мы абсолютно правы, пытаясь, подобно минималистам, освободиться от чрезмерной привязанности к материальным вещам. Будда сказал, что в желании — корень страдания. Отец церкви Августин сказал бы, что это идолопоклонничество, это наше почитание сотворенной вещи превыше Творца, — источник наших проблем.

Это, однако, не значит, что сотворенная вещь — это зло. Наоборот, материя — это нечто очень хорошее. Мы должны уважать ее, но не поклоняться ей.

Правильного отношения к материи мы достигаем, когда осознаем, что действительность не дуалистична. I am hanging in the balance of the reality of man («Я повис в неопределенности этой человеческой реальности»), поет Боб Дилан в одной из своих самых прекрасных песен (Every grain of sand). Человек живет на разделе между духовным и материальным. Его жизненную задачу можно сформулировать так: держи равновесие. Ключ к гармонии — не отдавать предпочтение одному перед другим. Истина почти всегда включает и то и другое.

Конечно, иногда бывает полезно сбросить лишние вещи, чтобы лучше сохранять равновесие между праздником и постом. Непрерывно постящийся пуританин, однако, рискует впасть в дуализм, превратив хорошее в плохое. Но поститься — это не значит сказать «нет» плохому, это значит научиться не злоупотреблять хорошим.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Последнее обновление: 07.06.2019

«Меньше – больше». На протяжении своей карьеры архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ повторял эту фразу, которая была фактически впервые принята его наставником Петером Берренсом в начале 20-го века. Минимализм – это один из подходов к творческим начинаниям, который уходит своими корнями в архитектуру и искусство 20-го века. Он оказал длительное влияние практически на все художественные дисциплины: от музыки до продуктов, от дизайна к моде. По иронии судьбы, хотя все вещи, которые мы склонны считать минималистическими, легко идентифицируются по их блаженной простоте и ясности цели, само движение минимализма все-таки не поддается категоризации.

Минималистская архитектура – это прямые линии, пространства открытой планировки и бетонные и стеклянные поверхности. Происходит от (и часто взаимозаменяемы с) международного стиля модернизма. Минималистическая музыка, созданная Терри Райли, Стивом Райхом и Филиппом Глассом кажется при первом прослушивании, как это ни странно, имеет много летающих нот. В моде слово «минималистский» можно было легко применить к почти невидимому брендингу и пристрастию Мэйсона Мартина Марджелы.

Кроме того, когда «меньше – больше» становится «насколько этого достаточно?», минималистский подход вызвал оживленные, даже агрессивные ответы. Когда композитор Джон Кейдж показал премьеру своей самой известной композиции, 4’33» (состоящей из четырех минут, 33 секунды молчания) в 1952 году, люди просто ушли. «Они не смеялись, они просто раздражались … и они все еще злились», – размышлял он в интервью 1982 года. Когда в галерее Tate выставлялись работы Карла Андре «Эквивалент VIII» (прямоугольная куча кирпичей) в 1976 году, она была вандализирована синим растительным красителем. Жесткость редукционизма минимализма была пародирована в массовом развлечении.

«Они не смеялись, они просто раздражались … и они все еще злились» – Джон Кейдж

Однако, хотя все это нельзя игнорировать, также верно и то, что минимализм в настоящее время несколько ортодоксальный как в высокой, так и в популярной культуре. Когда-то загадочные тотемические скульптурные стоги покойного художника Дональда Джадда стали священными. Повторяющиеся петли и импульсы, создаваемые такими композиторами, как Кейдж и Райх, нашли свой путь во всем: от окружающей электроники The Orb до народной музыки Суфьяна Стивенса. Архитекторы по требованию, такие как Дэвид Чипперфилд (человек, стоящий за храмовым магазином Valentino в Нью-Йорке) и японский дуэт, который создал SANAA, были описаны как нео-минималисты. Джонатан Ив, руководитель дизайна Apple, явно минималист. Самое популярное изобретение компании, iPhone, является ярким примером менее приемлемого подхода.

Действительно, термин «минимальный» теперь настолько небрежно брошен, что ты должен напомнить себе, что он имел в виду нечто совершенно конкретное в разных средствах массовой информации и в разное время. И отслеживать историю и развитие минимализма непросто, потому что многие из тех, кто был объявлен минималистами, были далеки от самоидентификации себя с этим ярлыком. Сказав это, есть ряд исключительных личностей, которые всегда будут связаны с минимализмом, благодаря исключительной экономике жестов и цели своей работы. Если ты задумываешься об приведении порядка в свою жизнь, то наверняка будешь рад ближе познакомится с минималистами, которые точно подарят массу вдохновения.

Людвиг Мис ван дер Роэ

Мис ван дер Роэ – возвышающаяся фигура архитектуры 20-го века. Он родился в Германии в 1886 году и отправился учиться к немецкому художнику и архитектору Петеру Беренсу, работая вместе с Ле Корбюзье и Вальтером Гропиусом, прежде чем начать свою собственную практику. Он был главой школы Bauhaus между 1930 и 1933 годами, прежде чем покинуть Германию и уехать в Чикаго.

Объединив элементы русского конструктивизма (особенно поставив акцент на промышленные материалы и эффективность дизайна), чистые линии и яркие цвета голландской группы De Stijl и свободно распространяющиеся пространства стиля Prairie Фрэнка Ллойда Райта, он разработал архитектуру, которая была за функциональную честность и избавлена от лишнего украшения. Его работы наполнены светом и легкостью, открытостью и прозрачностью, из стекла и стали. Он разработал серию того, что теперь является культовыми зданиями, уточняя и определяя модернизм. Barcelona Pavilion 1929 года, революционная одноэтажная структура, построенная из тонких материалов, таких как мрамор и оникс, которые размывали идеи внутреннего и внешнего пространства. Farnsworth House, окончательная модернистская стеклянная коробка. Жилые здания Lake Shore Drive в Чикаго, модель для всех небоскребов из стекла и стали, завершенные в 1951 году. Также его работа Seagram Building в Нью-Йорке в 1958 году, шедевр корпоративного модернизма.

Фрэнк Стелла

В искусстве термин «минималистический» обычно применяется к определенному набору художников, в основном работающему в Нью-Йорке, который прибыл после могущественных абстрактных экспрессионистов – Джексона Поллока, Виллема де Кунинга, Марка Ротко и остальных.

Для абстрактных экспрессионистов искусство все еще было предметом всплеска чего-либо от души на холсте или гигантской борьбы за возвышение. Это было героическое и личное. С другой стороны, минимализм возвращался к Малевичу, Мондриану, Баухаузу и «Де Стейл». Он больше касался формы, геометрии и материала – оптика, а не эмоция, метафора или символ.

Стелла окончил Принстон в 1958 году и сразу же переехала в Нью-Йорк. Яростно умный и уже погруженный в художественную сцену города, у него была большая идея на ранней стадии. Он производил картины, которые были о… краске. Его полностью черные полосы конца 1950-х годов считаются стартовой линией минимализма. «Искусство исключает ненужное. Фрэнк Стелла счел нужным рисовать полоски. В его картине нет ничего другого», – прокомментировал Андре. Стелла просто сказал: «То, что ты видишь, это то, что ты видишь».

Дональд Джадд

Хотя художник Стелла был зачинщиком этого, художественный минимализм проявил себя наиболее мощно в трех измерениях. Были тщательно контролируемые композиции Дэна Флавина цветных флуоресцентных ламп. Были гипнозные стеклянные кубики Ларри Белла. Была концептуальная геометрия Сола Левитта. Но наиболее поразительно просто были «конкретные предметы» Дональда Джадда. Особенно его вертикально выровненные, точно спроектированные коробки из нержавеющей стали, анодированного алюминия или плексигласа.

Дональд Джадд, почти на десять лет старше Стеллы, изучал философию и историю искусства. В начале 1960-х годов он работал художественным критиком и теоретиком. Его работы стали чрезвычайно влиятельными, а в качестве художника его работа продвигалась через живопись и гравюры на дереве до его первозданных стогов.

Дональд Джадд был намерен разорвать связи с великой европейской традицией. Его «конкретные объекты» не были скульптурами в традиционном смысле. Его работы не представляли ничего. Они были просто объектами в космосе. И пространство, которое они создали, – отрицательное пространство – было такой же частью образца, как и сам объект. «Фактическое пространство по своей природе является более мощным и специфичным, чем краска на плоской поверхности», – сказал он.

Джадд также настаивал на том, что его искусство может быть изготовлено квалифицированными производителями, которые могли бы сделать это даже лучше. Он позже разработал модель дизайнерской мебели – и его влияние на современный дизайн стало еще глубже, но он всегда старался настаивать на том, чтобы его стол был столом, а не «конкретным объектом».

Джон Поусон

Хотя этот термин был применен к мексиканскому архитектору Луису Баррагану и японскому Тадао Андо, то, что большинство людей теперь считают минималистской архитектурой, иллюстрируется работой Джона Поусона, чья репутация и влияние намного перевешивают его фактический результат.

Когда он появился на архитектурной сцене в начале 1980-х годов, Поусон, казалось, был отправлен в небо, способствуя спокойствию и порядку после беспорядка и диссонанса постмодернизма (архитектурное движение, которое имело определенный смысл на бумаге, но не столько в кирпичах и строительном растворе). Его минимализм заключался в архитектуре, которая вновь открывала свою душу и чувство возвышенности – идею, которая, как ни странно, была в прямом противоречии с миссией минимализма в искусстве.

Джон Поусон не начинал обучение формальной архитектуре, пока ему не исполнилось 30 лет, и он никогда не завершал его (причина остаточной слабости среди некоторых его полностью квалифицированных сверстников). Но к тому времени, как он начал, у него уже было четкое представление о том, что он хотел сделать. Как и для Ллойда Райта еще в 1920-х годах, японская архитектура оказала ключевое влияние на Поусона. Он путешествовал и преподавал в Японии, стремясь стать буддийским монахом, но вместо этого отправился в круг дизайнера и архитектора Широ Курамата.

Когда он, наконец, пришел к созданию пространств, будь то монастырь в Богемии, магазин Calvin Klein на Мэдисон-авеню или дом в Токио, они были храмами идеально выполненной пустоты: элегантный баланс, лучшие материалы, идеальная пропорция, чистые белые или серые проекции и медленное движение света и тени. Это была материальная медитация, но, в четкой связи с работой Джадда, они требовали самых острых углов, самых строгих допустимых отклонений. У Людвига Миса ван дер Роэ был афоризм: «Бог сокрыт в мелких деталях».

Наото Фукасава

Япония оказала большое влияние на минималистический дизайн. Японский дизайнер Наото Фукасава, вместе со своим другом и британцем, Джаспером Моррисоном, который пришел, чтобы определить минималистический дизайн. Фукасава проектировал мебель и электронику, принимая сильный функционализм Дитера Рамса и привнося в него более органичное чувство чистой формы. Он также долгое время работал консультантом и дизайнером MUJI (он разработал знаменитый настенный CD-плеер). Ты можешь оценить сеть японских канцелярских товаров как чемпиона повседневного, доступного минимализма. Его рисовая плита для MUJI и увлажнитель воздуха для собственного ± 0 (плюс минус ноль) бренда – элегантные изгибы и едва ли присутствующие кнопки и дисплеи иллюстрируют то, что Фукасава назвал «супер нормальным» дизайном. Это объекты, которые превращают визуальную и функциональную экономику в, своего рода, искусство.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png