История русского романса

Романс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

В XVIII веке «романсом» называлось вокальное произведение на французском языке (пусть и написанное русским композитором), а произведение с текстом на русском языке — «российской песней». «Романсами» также называли стихи поэтов типа Сумарокова или Тредиаковского, в которых звучали народные напевные мотивы.

Романсы делятся на:
Классический романс — написанный профессиональными композиторами.
Городской романс (бытовой) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона.
Цыганский романс
Жестокий романс
Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. Родоначальником «казачьего романса», считается песня неизвестного автора 19 века «Не для меня придёт весна…».

Истоки романса в России лежат в вокальной камерной музыке ХVШ века. Кант, ария, российская песня и, наконец, романс - в самой терминологии отразилась история лирического произведения для голоса с аккомпанементом.

Канты - это песни самого различного содержания: канты «виваты», канты заздравные, застольные, любовные, пасторальные, шуточные. Среди авторов кантов были Антиох Кантемир, Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Феофан Прокопович. Самой значительной фигурой в этом ряду был Василий Тредиаковский, чьи песни заполонили рукописные сборники 1730-1750 годов.

Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо всё днесь мне её доброты
Мыслить умом есть много охоты.

Россия мати! Свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небу российску ты солнце ясно!

Со второй половины ХVIII века на смену кантам приходит российская песня. В 1759 году вышел в свет первый печатный нотный сборник - «Собрание разных песен» Г.Теплова. Автор этих песен, Григорий Николаевич Теплов (1711-1779), видный сановник, сенатор, член Академии наук, был хорошо известен в Петербурге как композитор-любитель, скрипач, клавесинист и певец. Это был смелый шаг - взять популярные любовные стихи, которыми зачитывались все любители поэзии, и положить их на музыку. Большинство песен написаны на стихи самого яркого поэта того времени - Александра Петровича Сумарокова. Сборник Теплова быстро приобрел популярность, и все музыкально образованные барышни запели скорбно-элегическую «Уж прошел мой век драгой» в духе французского менуэта.Сентиментальная поэзия XVIII в духе модной тогда «чувствительности» стремилась к простоте, искренности, задушевности лирического высказывания. Очень сильное влияние на нее оказали народные песни. Так появились популярные «русские песни» Ивана Дмитриева, Юрия Нелединского-Мелецкого. Песня Ивана Дмитриева «Стонет сизый голубочек» очаровала не только дворянских барышень, но и распространилась в народе.С конца XVIII в русской музыкально-поэтической лирике утвердился термин «романс». В 1796 году впервые его употребили Гавриил Державин и Григорий Хованский. В то время авторами романсов считались поэты, а не композиторы. Их сюжеты, лексику, образный строй подхватит будущее поколение российской поэзии.С в русской литературе романтизма песенное творчество русских поэтов становится весьма разнообразным и по содержанию, и по жанровым признакам. На смену «российской песне» приходит жанр «русской песни» - своеобразный вид песни-романса, ориентирующийся на фольклорную традицию.Основателем этого направления был Алексей Мерзляков, профессор Петербургского университета. Самая знаменитая его песня - «Среди долины ровныя…»

Высшего расцвета жанр русской песни достиг в творчестве А.Кольцова и Н.Цыганова. На стихи А.Кольцова писали музыку многие известные композиторы - М.Глинка, А.Гурилев, М.Балакирев, А.Даргомыжский… Имя Николая Цыганова не столь известно, как имя Кольцова, но его песня-романс «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…» (музыка А.Варламова) приобрела мировую известность.«Русская песня» - своеобразный, но не единственный вид вокальной лирики XIX в. Уже в первой половине десятилетия появляются баллады, элегические романсы, вольнолюбивые песни, гусарские песни. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку оказал Пушкин. Его поэзия дала толчок развитию романсной лирики. В творчестве молодого Глинки поэзия Пушкина впервые получила совершенное выражение. Романс становится по-настоящему крупным художественным явлением. А романс Глинки «Не искушай меня без нужды…» (1825) на слова Е.Боратынского стал первым шедевром жанра романса-элегии, с него началась всероссийская известность композитора. Это был любимый романс Пушкина. Через пятнадцать лет последует еще один гениальный романс - «Сомнение». Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» стало основой романса, соединив поэта, композитора и Анну и Екатерину Керн. Вместе с пушкинской строкой романс обретал глубину, яркость красок, совершенство.Именно в пушкинскую эпоху выдвигается ряд талантливых композиторов-романсистов: А.Алябьев («Соловей», «Ах, когда б я прежде знала..»), А.Варламов («Красный сарафан», «Что отуманилась, зоренька ясная…»), А.Гурилев («Сарафанчик», «Однозвучно гремит колокольчик…»), Верстовский и другие.Фотографии (слева направо): А.С.Пушкин, М.Глинка, Е.Боратынский, А.Варламов, А.Алябьев, Верстовский, А.Гурилев/Наряду с камерно-вокальной классикой в XIX веке возникает и бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей. С середины века разделяются области классического романса и романса бытового. Первый, создаваемый преимущественно композиторами-классиками (П.Чайковский, С.Рахманинов, М.Балакирев, М.Бородин, С.Даргомыжский и др.) на стихи крупных поэтов, исполнялся мастерами вокального искусства, второй, как правило, возникал в сотрудничестве малоизвестных поэтов и музыкантов-любителей и становился достоянием массового музицирования.Огромное влияние имел жанр романса на творчество цыган. Родоначальником профессионального исполнительства цыган в России стал знаменитый хор графа А.Г.Орлова-Чесменского, собранный в 1744 году и руководимый на протяжении многих лет династией Соколовых:

Соколовский хор у «Яра»
Был когда-то знаменит..
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.

Репертуар таких хоров первоначально состоял главным образом из русских народных песен и романсов. Поклонниками цыганского пения были Пушкин и Толстой, Фет и Островский, Лесков и Тургенев, Герцен и Куприн. Самой известной цыганской певицей в конце XIX века была Варвара Панина.В 1895 году композитор Цезарь Кюи написал книгу-исследование «Русский романс», в которой подвел итог романсного творчества русских композиторов от Глинки, Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки» до конца XIX.Начало ХХ века отмечено ростом технических достижений. Популяризации романса способствуют граммофоны и пластинки. Романс становится больше исполнительским, чем композиторским и поэтическим искусством. Благодаря сохранившимся записям мы можем слышать голоса звезд городского романса - Анастасии Вяльцевой, Надежды Плевицкой, Михаила Вавича, Наталии Тамары.Самым блестящим исполнителем русских романсов по праву считался Федор Иванович Шаляпин.Многие бытовые романсы и песни той поры словно разделяются на два эмоциональных потока: с одной стороны - безудержное веселье, ухарство, с другой стороны - разочарование, надлом, душевные страдания. Вспомним романс «Ямщик, не гони лошадей…» (Я.Фельдман - Н.Риттер), написанный в 1915 году. До сих пор эти проникновенные строки, наполненные тоской, отчаянием, горечью. Но сквозь грусть прорываются ноты какого-то упоения страданием, ритм движения захватывает и уносит слушателя в быстрый завораживающий танец.Иногда судьба авторов романсов была сродни стихии их любимого жанра. Все знают романс «Отцвели хризантемы…», но только исполнители и любители русского романса знают имя композитора, создавшего этот шедевр Николая Харито. Его судьба могла стать темой самого жестокого романса.Среди исполнителей русского романса начала XX века выделяется своей особой творческой манерой Александр Вертинский. Романс в его интерпретации - целый спектакль. Он исполнял в основном песни и романсы собственного сочинения в неповторимой авторской манере, но и известные романсы наделял особым грустным лирическим смыслом (маска Пьеро). Через показную ироничность и экзальтированность исполнения передавалась острая тоска по искреннему человеческому общению, бескорыстным отношениям и глубоким чувствам.Самыми популярными романсами в 20-30-е годы ХХ века были романсы Бориса Фомина. Среди них такие шедевры, как «Только раз бывает в жизни встреча», «Эх, друг-гитара», «Твои глаза зеленые» и,конечно, «Дорогой длинною». Среди его романсов практически не было неудачных. Не потому они до сих пор популярны.В 30-е годы романс вступает в ритм танго, что провоцирует еще большую его популярность. С помощью радио и патефона романс входит в каждый дом. Их внутреннее пространство вобрало в себя огромную энергию и мастерство исполнителей, а также дух времени. В каждом доме звучат голоса Ивана Козловского, Сергея Лемешева, Клавдии Шульженко, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина.На рубеже ХХ-Х1Х веков романс словно переживает второе рождение. В кинематографе романс служит элементом стилизации под какую-либо эпоху («Собака на сене», «испанские романсы» Г.Гладкова), обозначением определенного культурного слоя («Дни Турбиных», романс «Белой акации гроздья душистые»), выражает лирическое состояние современных героев («Разные судьбы», романс Рощина, «Ирония судьбы», романсы М.Таривердиева и др. Музыка к театральным постановкам пишется с теми же целями. Наиболее известны театральные романсы: «Ты меня на рассвете разбудишь» и «Белый шиповник» А.Рыбникова из спектакля «Юнона» И «Авось». На протяжении всей второй половины XX века композиторы обращаются к романсовым традициям и интонациям в разных музыкальных направлениях: музыка театра и кино, лирическая эстрадная музыка, авторская песня, рок-музыка.Музыка к театральным постановкам пишется с теми же целями. В кинематографе развивается жанр «кинороманс». Известны кинофильмы: «Жестокий романс», «Тюремный романс», «Городской романс», «Железнодорожный романс», «Новый русский романс».Международный конкурс молодых исполнителей русского романса «Романсиада» впервые был организован и проведен в 1997 году. Идея конкурса - обращение к русскому романсу, как альтернативе агрессивному засилью поп-культуры - родилась в газете "Труд". Конкурс проводится ежегодно с сентября по декабрь, завершаясь финалом и гала-концертом в Колонном Зале Дома Союзов, исторически связанном с процессом развития жанра русского романса. Художественный руководитель "Романсиады" Заслуженный деятель искусств РФ Галина Преображенская.

Из истории самых известных романсов.

«В лунном сиянии» (также называем «Колокольчик» и «Динь-динь-динь») — романс, относящийся к так называемым ямщицким песням, поэта и музыканта Евгения Дмитриевича Юрьева.

Евгений Дмитриевич Юрьев (1882—1911) — русский поэт и композитор, автор нескольких романсов, среди которых: «Колокольчик», «Эй, ямщик гони-ка к „Яру“», «Зачем любить, зачем страдать» и др.Известно более пятнадцати романсов Е. Д. Юрьева, сочиненных им в период 1894—1906 годов на собственные слова и музыку, а также одиннадцать романсов и песен, в том числе «цыганских» (то есть похожих на цыганский романс) на его слова, положенных на музыку другими композиторами, в том числе А. Н. Чернявским.Информация о биографии Е. Д. Юрьева почти не сохранилась.Вскоре после Октябрьской революции новая власть объявила романс «буржуазным пережитком», мешающим строить светлое будущее, где не место всяким любовным переживаниям. И в русской культуре на несколько десятилетий он был забыт.


Лишь со второй половины 1950-х годов романс как жанр был «реабилитирован» и стал постепенно возвращаться к советским слушателям.
Романс «В лунном сиянии» (он же — «Динь-динь-динь» и «Колокольчик») продолжает в русской песенной культуре ямщицкую тематику, начатую романсом «Вот мчится тройка удалая…» в 1828 году, когда Алексей Николаевич Верстовский положил на музыку отрывок про ямщика из стихотворения Фёдора Глинки. Об истории создания романса вообще мало что известно, просто сочинился — всё.

В лунном сиянии снег серебрится,


Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.
В лунном сиянье ранней весною
Помнятся встречи, друг мой, с тобою.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенел,
Этот звон, этот звон
О любви сладко пел.
Помнятся гости шумной толпою,
Личико милой с белой фатою.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Звон бокалов шумит,
С молодою женой
Мой соперник стоит.
В лунном сиянье снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.

http://lilitochka.ru/viewtopic.php?id=2599

Сообщество " НОСТАЛЬГИЯ "
Сообщество " ТВОРИ ДОБРО, ДАРИ ЛЮБОВЬ И НЕЖНОСТЬ"

Романс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») —
вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного;
камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

1- Предлагаем Вам 20 номерков с готовыми ссылками на романсы. Это для тех, кто любит делать работы по заданию.

Пожауйста, выбирайте!

УРА! Номерки закончились! Но романсов еще очень много!

2- Остальные участники могут делать работы с любыми романсами в исполнении любимых исполнителей.

3- В помощь мы предлагаем список русских романсов и известных исполнителей.

4- Ещё в помощь Вам предлагаем 3 ссылки для прослушивания и скачивания большого количества романсов и самых
известных исполнителей. Практически здесь собраны все романсы.

Известные исполнители русских романсов-

Агафонов, Валерий Борисович (1941—1984)
Баянова, Алла Николаевна (1914-2011)
Вертинский, Александр Николаевич (1889—1957)
Лещенко, Пётр Константинович (1898—1954)
Лабинский, Андрей Маркович (1871—1941)
Малинин, Александр Николаевич (р. 1958)
Морфесси, Юрий Спиридонович (1882—1957)
Морозов, Михаил Александрович (р.1972)
Погудин, Олег Евгеньевич (р. 1968)
Пономарёва, Валентина Дмитриевна (р. 1939)
Плевицкая, Надежда Васильевна (1884—1940)
Словцов, Пётр Иванович (1886—1934)
Утёсов, Леонид Осипович (1895—1982)
Фигнер, Николай Николаевич (1857—1918)
Хиль, Эдуард Анатольевич (р. 1934)
Шаляпин, Фёдор Иванович (1873—1938)
Штоколов, Борис Тимофеевич (1930—2005)
Юкавский, Герман Валерьевич (р. 1970)
Юрьева, Изабелла Даниловна (1899—2000)
ДМИТРИЙ РЯХИН
ЛЕОНИД СЕРЕБРЕННИКОВ
ТРИО «РЕЛИКТ»
АНСАМБЛЬ «БАРХАТНЫЙ СЕЗОН»
ЛАРИСА МАКАРСКАЯ
ИВАН ИЛЬИЧЕВ
ВИКТОР СВЕТЛОВ
НАНИ БРЕГВАДЗЕ
ТАТЬЯНА РУЗАВИНА И СЕРГЕЙ ТАЮШЕВ

СПИСОК РУССКИХ РОМАНСОВ

А
А напоследок я скажу… (А. Петров — Б. Ахмадулина)
Ах, зачем эта ночь… (Ник. Бакалейников — Н. Риттер)
Ах, эти черные глаза
Б
Белой акации гроздья душистые — музыка неизвестного автора, слова А. Пугачева (?). Опубликован в 1902.
В
В том саду, где мы с вами встретились
В час роковой (цыганский вальс С. Гердаля)
Вам не понять моей печали
Вернись, я все прощу! (Б. Прозоровский — В. Ленский)
Вечерний звон — стихи Ивана Козлова и музыку Александра Алябьева, 1827-28.
Взгляд твоих черных очей (Н. Зубов — И. Железко)
В лунном сиянье (Динь-динь-динь! Колокольчик звенит, слова и музыка Евгения Юрьева)
Вот мчится тройка почтовая
Всё, что было (Д. Покрасс — П. Герман)
Вы просите песен, их нет у меня (Саша Макаров)
Выхожу один я на дорогу
Г
«Газовая косынка» (Никому про любовь не рассказывай)
Гайда, тройка (М. Штейнберг)
Глаза (А. Виленский — Т. Щепкина-Куперник)
Гори, гори, моя звезда (романс) — музыка П. Булахова на слова В. Чуевского, 1846.
Д
Две гитары — музыка Иван Васильев (на мотив цыганской венгерки), слова Аполлон Григорьев.
День и ночь роняет сердце ласку
Допущена Вами ошибка (неизв. — И. Северянин)
Дорогой длинною — музыка Б. Фомина, слова К. Подревского
Е
Если хочешь любить (музыка: А. Глазунов, стихи: А. Коринфского)
Ж
Жалобно стонет ветер осенний (М.Пугачев — Д. Михайлов)
Живет моя отрада — на основе стихотворения Сергея Федоровича Рыскина (1859—1895) «Удалец» (1882 г.), в обр. М. Шишкина
З
За дружеской беседою (К нам приехал, к нам приехал)
Звезды на небе (В. Борисов — Е. Дитерихс)
Зимняя дорога — стихи Пушкина, музыка Алябьева
К
Калитка (А. Обухов — А. Будищев)


Л
Лебединая песня (музыка и слова Марии Пуаре)
М
Медлительно влекутся дни мои (музыка: Н. Римский-Корсаков, слова А. Пушкина)
Милая, ты услышь меня — музыка Э. Вальдтейфеля, слова С. Герделя
Мой костер в тумане светит (Я. Пригожий и др. — Яков Полонский)
Мохнатый шмель (А. Петров — Р. Киплинг, пер. Г. Кружкова)
Мы только знакомы (Б. Прозоровский — Л. Пеньковский)
Когда предчувствием разлуки… (Д. Ашкенази — Я. Полонский)
Когда простым и нежным взором
Н
На дальний берег… (слова — В.Лебедев, музыка — Г.Богданов)
На заре ты ее не буди (А. Варламов — А. Фет)
Не брани меня, родная. Слова: А. Разорёнов, музыка: А. И. Дюбюк
Не говорите мне о нем (М. Перроте)
Не для меня придет весна — в основе — текст поэта А. Молчанова, созданный в 1838 году на Кавказе, муз. и слова Н. Девитте.
Не пробуждай воспоминаний (П. Булахов — Н. Н.)
Не уезжай ты, мой голубчик (Н. Пашков)
Не уходи, побудь со мною (Н. Зубов — М. Пойгин)
Нет, не любил он! (А. Гуэрчиа — М. Медведев). Перевод итальянского романса, с большим успехом исполнявшийся В. Ф. Комиссаржевской и введенный в спектакль «Бесприданница» А. Н. Островского на сцене Александрийского театра как романс Ларисы (премьера 17 сентября 1896 г.).
Нет, не тебя так пылко я люблю
Но я вас все-таки люблю
Ночи безумные, ночи бессонные (А. Спиро — А. Апухтин)
Ночь светла (М. Шишкин — М. Языков)
Ночь тиха (неизвестного автора)
О
О, говори хоть ты со мной (И. Васильев — А. Григорьев), 1857
Однозвучно гремит колокольчик (К. Сидорович — И. Макаров)
Окрасился месяц багрянцем
Он уехал (С. Донауров — неизв. автор)
Отцвели уж давно хризантемы
Очаровательные глазки (И. Кондратьев)
Очи чёрные — слова Евгения Гребенки (1843), исполняется на музыку вальса Ф. Германа «Hommage» (Valse Hommage) в обработке С. Герделя 1884 года.
П
Пара гнедых (С. Донауров — А. Апухтин)
Под чарующей лаской твоею
Поручик Голицын (песня) — первое датированное исполнение в 1977 году.
Приголубь меня, моя душечка — музыка: А. И. Дюбюк
Прощай, мой табор! (Б. Прозоровский — В. Маковский)
Р
Романс о романсе — музыка Андрея Петрова, слова Бэлы Ахмадулиной, из кинофильма «Жестокий романс», 1984.
C
Скатерть белая (Ф. Герман, обр. С. Гердаля — неизв. автор)
Снился мне сад в подвенечном уборе
Соловей (романс) — композитор А. А. Алябьев на стихи А. А. Дельвига, 1825—1827.
Спокойной ночи, господа — музыка — А.Самойлов, стихи — А.Скворцов.
Стаканчики граненые
Т
Тёмно-вишнёвая шаль (неизвестного автора)
Только раз (слова П. Германа, музыка Б. Фомина)
У
Увы, зачем она блистает — стихи Пушкина, музыка Алябьева
Уйди, совсем уйди (Л. Фризо — В. Верещагин)
Улица, улица, ты, брат, пьяна — стихи: В. И. Сиротин, музыка: А. И. Дюбюк
Утро туманное (Э. Абаз, по др. источникам Ю. Абаза — Иван Тургенев)
Ц
Целую ночь соловей нам насвистывал — музыка Вениамина Баснера, слова Михаила Матусовского. Романс из кинофильма «Дни Турбиных». 1976. Создано под влиянием популярного романса «Белой акации гроздья душистые».
Ч
Чайка — музыка: Е.Жураковский, М.Пуаре, слова: Е.А.Буланина
Черкесская песня — стихи Пушкина, музыка Алябьева
Черные глаза. Слова: А. Кольцов, музыка: А. И. Дюбюк
Э
Эй, ямщик, гони-ка к «Яру» (А. Юрьев — Б. Андржиевский)
Я
Я вас любил — стихи Пушкина, музыка Алябьева
Я встретил Вас (муз. неизв.авт., ред. И. Козловского — Ф.Тютчев)
Я ехала домой (сл. и муз. М. Пуаре), 1901
Я тебе ничего не скажу (Т. Толстая — А. Фет)
Я уеду, уеду, уеду
Ямщик, не гони лошадей — композитор Яков Фельдман, поэт Николай фон Риттер, 1915

1- Старинные романсы исполняет
Анатолий ТИТОВ

2-РОМАНСЫ В ИСПОЛНЕНИИ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ -


Войдя по этой ссылке, и далее нажимая на фамилию любого исполнителя по списку,
Вы сможете послушать, выбрать и скачать для своей работы любой
понравившийся Вам романс.К сожалению, не везде указаны имена авторов
стихов и музыки, это придется восполнить вам самим.

3-Романс уходящего века в исполнении Маргариты Корнеевой

Дорогие друзья!
Вам остается только выбирать романсы и с удовольствием делать касты,

а мы с нетерпением будем ждать ваших работ!

Большая просьба приносить работы в оба сообщества и на Форум сайта!

Сообщество «Твори добро, дари любовь и нежность»

Выбор номерков и статистика будет проводиться в сообществе " Ностальгия"

Романс - термин вполне определенный. В Испании (на родине этого жанра) так назывались особого рода сочинения, предназначенные преимущественно для сольного исполнения под звуковое сопровождение виолы или гитары. В основе романса, как правило, лежит небольшое лирическое стихотворение любовного жанра.

Истоки русского романса

В Россию этот жанр был привезен из Франции аристократами второй половины XVIII века и сразу же был принят плодородной почвой советской поэзии. Однако русские романсы, список которых известен сегодня каждому любителю классической песни, начали зарождаться несколько позже, когда испанская оболочка стала наполняться подлинно российскими чувствами и мелодиями.

В ткань новой песни органично вплетались традиции народного творчества, которое пока еще было представлено исключительно анонимными авторами. Романсы перепевались, переходя из уст в уста, переделывались и «шлифовались» строки. К началу XIX века стали появляться первые собиратели песен, движимые идеей сохранить старинные русские романсы (список их к тому времени уже был достаточно велик).

Нередко эти энтузиасты дополняли собранные тексты, придавая строкам глубину и поэтическую силу. Сами собиратели были людьми академически образованными, а потому, отправляясь в фольклорные экспедиции, преследовали далеко не только эстетические, но и научные цели.

Эволюция жанра

Начиная с рубежа XVIII-XIX веков, художественное содержание романсовой лирики становилось все более наполненным глубокими личными чувствами. Индивидуальный мир героя получил возможность для яркого, искреннего выражения. Сочетание же высокого слога с простой и живой русской лексикой сделало романс поистине народным и доступным как для дворянина, так и для его крестьянина.

Вокальный жанр окончательно переродился и к середине XIX века стал неотъемлемой частью светского вечера в рамках любимого всеми барышнями «томного» домашнего музицирования. Появились и первые романсов. Список, составлявший их песенный репертуар, заключал в себе все больше авторских произведений.

Наиболее известными в первой половине XIX века были такие прославленные композиторы, как А. Алябьев, и А. Гурилёв, сыгравшие неоценимую роль в становлении русского романса и его популяризации.

Городской и цыганский романсы

Городской романс впитал в себя наибольшее количество фольклорных мотивов России XIX-XX веков. Будучи авторской, такая песня по свободе своего бытования напоминала и отличалась характерными для него чертами:

  • магией деталей;
  • четко очерченными образами;
  • ступенчатой композицией;
  • мощной рефлексией главного героя;
  • образом постоянно ускользающей любви.

Характерными чертами городского романса с музыкальной точки зрения являются гармоническое построение композиции с минорными тонами, а также присущая ему секвенция.

Цыганский романс родился как дань русских композиторов и поэтов в любимой многими одноименной манере исполнения. Основой его явилась обыкновенная лирическая песня. Однако в тексты ее и мелодию вписывались характерные художественные обороты и приемы, которые были в ходу у цыган. Узнать такой романс сегодня немудрено. Его основной темой, как правило, является любовное переживание в различных градациях (от нежности до плотской страсти), а наиболее приметная деталь - «зелёные глаза».

Жестокий и казачий романсы

Академического определения этим терминам не существует. Однако же их характерные черты описаны в литературе достаточно полно. Особенностью жестокого романса является весьма органичное сочетание принципов баллады, лирической песни и романса. К индивидуальным чертам его относят обилие основных сюжетов, отличающихся только причинами трагедии. Результатом же всей истории обыкновенно бывает смерть в виде убийства, самоубийства или от душевных терзаний.

Родиной казачьего романса является Дон, подаривший любителям народной поэзии легендарную песню неизвестного автора «Не для меня придет весна…». Истории также неизвестно точное авторство большинства высокохудожественных произведений, которые можно охарактеризовать как «классические русские романсы». Список их включает такие песни, как: «Дорогой длинною», «Только раз», «Эх, друг гитара», «Вернись», «Мы только знакомы» и прочие, написанные в первой трети XX века.

Русские романсы: список и их авторы

По одной из основных версий, русские романсы, список которых был приведен выше, принадлежат перу популярнейших в начале минувшего века авторов-песенников: Бориса Фомина, Самуила Покрасса, Юлия Хайта и других.

Самым преданным ценителем классического романса в XX веке стал Валерий Агафонов, который первым заявил о высокой ценности уходящего от советского слушателя культурного багажа. Русские романсы, список которых составлял Агафонов, своим возрождением на новой почве были обязаны возвращению на Родину их легендарных исполнителей - Александра Вертинского и Аллы Баяновой.

Русский романс

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной.
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое…

(И. Тургенев)

Для русских композиторов романс стал сферой воплощения самых сокровенных переживаний, искренних чувств и потаённых дум.

Жанр романса возник в Испании в виде светской песни на испанском («романском») языке в отличие от церковных песнопений на латыни. Сборники таких песен, часто объединённых общим сюжетом, носили название «романсеро». Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать, с одной стороны, лирическое стихотворение, отличающееся особой напевностью, с другой - жанр вокальной музыки.

В России середины XVIII века словом «романс» называли стихотворение на французском языке, положенное на музыку. Его содержание ограничивалось пасторальными сюжетами. В это время романс как жанр русской вокально-поэтической культуры назывался иначе российской песней. В сущности, он и представлял собой бытовой романс, предназначенный для сольного одноголосного исполнения в сопровождении клавесина, фортепиано, гуслей или гитары.

К рубежу XVIII-XIX веков содержание вокальной лирики всё более индивидуализировалось. Мир личных чувств человека получил яркое и правдивое выражение. В сочетании с естественным, живым литературным слогом это сделало российские песни доступными для всех - от дворянской интеллигенции и городского мещанства до крестьян. Вокальные жанры стали излюбленной формой общения в рамках домашнего музицирования.

В первой половине XIX века в России выдвинулся целый ряд талантливых композиторов, сыгравших важную роль в становлении русского классического романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв). Опираясь на лучшие образцы отечественной поэзии, возникшие к этому времени, они создавали проникновенные, выразительные произведения. Особенно глубокое воздействие на развитие романсовой лирики оказал А. С. Пушкин.

Знакомые звуки, чудесные звуки!
О, сколько вам силы дано!
Прошедшее счастье, прошедшие муки,
И радость свиданья, и слёзы разлуки –
Вам всё воскресить суждено…

С середины XIX века в этой области произошла заметная эволюция: резко разделились области «профессионального» романса и романса бытового. Первый из них, создаваемый преимущественно профессиональными композиторами, исполнялся мастерами вокального искусства; второй обычно возникал при сотрудничестве малоизвестных поэтов и музыкантов-любителей и становился достоянием массового музицирования. Значительная часть романсов, дошедших до наших дней, представляет собой результат слияния этих двух направлений.

На смену «русской песне» пришло песенное творчество поэтов, отказавшихся от внешней, формальной подражательности фольклору и создававших произведения, национальная самобытность и связь с народной поэзией которых приобрела более сложный, реалистический характер (Н. А. Некрасов, И. З. Суриков, И. С. Никитин). К этому времени развился особый вид жанра – городской романс, распространившийся в малообразованной части городского населения. Образный мир произведений этого жанра ограничен городскими и сельскими пейзажами, насыщен местным колоритом.

В конце XIX века классический романс претерпел существенные изменения: усложнились средства выражения, музыкально-поэтические связи. Особенно ярко эти черты проступили в творчестве П. И. Чайковского , писавшего романсы на протяжении всей творческой жизни. В них представлена широкая палитра вокальных жанров - от лирических романсов до колыбельных, серенад, элегий, баллад, мазурок, цыганских романсов и, наконец, детских песен.

А звуков романса безбрежное море,
Маня и лаская, кружит надо мной.
Там шёпот горячий, там звук поцелуя,
И двое в беседке в безмолвном саду,
А сердце с романсом, любя и тоскуя,
Живёт то в раю, то сгорает в аду.
Минувших времён к нам протянуты руки,
В них чувства романса, в них музыка душ.
Возьми в своё сердце, вбери эти звуки,
И таинство это приняв, не нарушь!

(Е. Матвеева)

Высокое мастерство и предельная искренность лирического высказывания сделали романсы Чайковского популярными среди самой широкой аудитории. При выборе текстов у композитора преобладал интерес к поэтам-современникам. Превыше всего он ценил эмоционально-музыкальную сторону поэзии. Поэтому, горячо любя и уважая Пушкина, создав на его сюжеты свои лучшие оперные произведения, Чайковский только дважды обратился к его творчеству в своей вокальной лирике. Ясность и точность пушкинской поэтической речи не допускала той свободы интерпретации, которую давали, например, стихи А. А. Фета и А. К. Толстого - двух поэтов, творчество которых послужило стимулом для создания лучших романсов Чайковского, вышедших за рамки камерного жанра и приблизившихся к вокально-симфоническим произведениям.

Широкая напевность мелодии в романсах Чайковского всегда насыщена интонациями, свойственными живой человеческой речи. Таков один из самых известных романсов – «Средь шумного бала» на слова А. К. Толстого. Он построен на ритме вальса. Его мелодия, тонко передающая нежную лирику настроения, словно вырастает из речевых интонаций и в то же время, благодаря вальсовому аккомпанементу, она обладает ритмической закруглённостью.

Завершают блестящую галерею русских романсов вокальные миниатюры Рахманинова , которые по своей популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Большинство романсов композитора написано на тексты русских поэтов второй половины XIX – начала ХХ веков.

Обращаясь зачастую к стихотворениям невысокого поэтического достоинства, Рахманинов интерпретировал их по-своему, придавая им новый, неизмеримо более глубокий смысл. Он трактовал жанр романса как область выражения лирических чувств и настроений.

Вокальный стиль композитора отличается широтой и свободой мелодического дыхания. При этом исключительно важную роль играет фортепианная партия, которую нельзя назвать просто аккомпанементом.

«Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева - один из самых восторженных романсов Рахманинова. Он звучит как ликующая «песня освободившейся земли». Активность, устремлённость характерна для всех музыкальных компонентов романса. Мелодия, пронизанная звонкими «трубными гласами», соединяется с бурлящими «лавинами» пассажей в фортепианной партии, которые преобразуются затем в колокольно-аккордовые раскачивания.

Романсы Рахманинова стали кульминацией и естественным итогом эволюции жанра романса в русской музыке дореволюционного времени.

Вопросы и задания:

  1. Послушайте старинные русские романсы. Какие из этих романсов вам знакомы? В каких жизненных ситуациях вы впервые их услышали?
  2. Почему мелодии и слова популярных в народе русских романсов оставляют след в нашей памяти?
  3. Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в вашем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов?
  4. Назовите романсы, которые знают или поют ваши родственники.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 22 слайда, ppsx;
2. Звуки музыки:
Алябьев. Соловей (сл. А. Дельвига), в исполнении Е. Мирошниченко, mp3;
Варламов. Красный сарафан (сл. Н. Цыганова), в исполнении Н. Обуховой, mp3;
Варламов. На заре ты её не буди (сл. А. Фета), в исполнении О. Погудина, mp3;
Варламов. Парус (сл. М. Лермонтова), в исполнении О. Погудина, mp3;
Глинка. Жаворонок (сл. Н. Кукольника), в исполнении БДХ, mp3;
Глинка. Попутная песня (сл. Н. Кукольника), в исполнении БДХ, mp3;
Гурилёв. Однозвучно гремит колокольчик (сл. И. Макарова), в исполнении М. Магомаева и Т. Синявской, mp3;
Рахманинов. Весенние воды (сл. Ф. Тютчева), в исполнении Н. Копылова, mp3;
Чайковский. Средь шумного бала (сл. А. Толстого), в исполнении М. Магомаева, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Для дополнительного прослушивания в архив вложены аудиозаписи:
Листов. Я помню вальса звук прелестный (сл. К. Листова), в исполнении Н. Копылова, mp3;
Булахов. Гори, гори, моя звезда (сл. неизвестного автора), в исполнении Н. Копылова, mp3;
Я встретил Вас (муз. неизвестного автора, сл. Тютчева), в исполнении Н. Копылова, mp3;
Варламов. Горные вершины (сл. М. Лермонтова), в исполнении БДХ, mp3.

Под бытовым романсом здесь подразумевается русская вокальная лирика, рассчитанная не только на профессиональное исполнение, но и на певцов-любителей, то есть практически общедоступная . Исполняемая под аккомпанемент фортепиано или гитары, она прочно входила в городской быт, подобно тому как в XVIII веке это происходило с кантами или российскими песнями. О любительской традиции говорит и то, что авторство во многих случаях не было зафиксировано, романсы существовали анонимно, авторство устанавливалось лишь позднее.

Жанровое определение «романс» в России вошло в обиход в начале XIX века, придя на смену «российской песне». Лирические по содержанию, «российские песни» были предшественниками русского романса.

Первыми русскими романсами можно назвать сочинения Ф. Дубянского, О. Козловского, Д. Кашина, А. Жилина, И. Рупина. В них сохранились важнейшие особенности «российских песен»:

    близость к музыке городского быта;

    широкая распевность, гибкость и пластичность мелодической линии;

    чувствительный характер.

Устойчивым остается и сам жанровый вид «русской песни».

Основные стилевые черты русского бытового романса:

    мелодика русского бытового романса специфически вокальна. Ее интонационная мягкость и плавность идут от народно-песенных истоков. Ведущую роль играют секстовые интонации (часто - начало с восходящей сексты с последующим с плавным спуском, или нисходящий секстовый скачок к вводному тону с дальнейшим разрешением в тонику) и секундовые задержания;

    включение декламационных оборотов как средства драматизации;

    преобладание гармонического минора, отклонения в родственные тональности, повышение IV ступени;

    обращение к ритмам распространенных в быту танцев - вальса, мазурки, полонеза, русской пляски. Одним из самых популярных в русской бытовой лирике стал ритм вальса, в который легко укладывались песни, написанные так называемым «кольцовским размером» - пятисложником;

    «гитарная» арпеджированная фактура фортепианного сопровождения (реже аккордовая);

    преобладание куплетной, строфической формы.

Жанр русского романса сформировался в обстановке яркого расцвета любительского музицирования. Русские города, поместья и усадьбы охватывает всеобщая тяга к музыке. Фортепиано, арфа, скрипка или гитара выступают как необходимые предметы домашнего быта, повсеместным явлением в дворянской и разночинной среде становится песенное сочинительство.

Основополагающую роль в развитии русского романса играла русская поэзия, представленная произведениями блистательного поколения российских поэтов: Жуковского, Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова, Пушкина, позднее - Лермонтова, Тютчева.

Под влиянием поэзии сформировалось несколько популярных разновидностей бытовой камерно-вокальной музыки:

    элегия - романс лирико-философского содержания, связанного с темами глубокого раздумья, воспоминаний о прошлом, одиночества, неразделённой любви. Особенностью мелодики является характерное соединение песенно-романсовых и декламационных оборотов;

    баллада - романс в свободной форме монолога-рассказа о драматических, таинственных событиях. Нередко в основе баллады лежит народное предание, включаются фантастические элементы. Музыкальная речь отличается взволнованной патетикой, выразительностью декламации. Важную роль играет фортепианная партия . Создателем русской вокальной баллады считается А.Н. Верстовский («Черная шаль» на слова Пушкина, «Три песни скальда» и «Бедный певец» на слова Жуковского);

    застольные песни. Они были распространены в основном в офицерской среде. В их жизнерадостной музыке нередко слышна четкая маршеобразная поступь, указывающая на связь с походными и боевыми песнями. В эпоху декабристов бытовая тематика застольных песен уступает место гражданским высказываниям, призывам к свободе и «вольности»;

    • «русская песня» - песня-романс, ориентированная на фольклорную традицию. Расцвет этого жанра связан, в первую очередь, с поэзией А. Кольцова («На заре туманной юности…», «Ах ты, степь моя…») и Н. Цыганова («Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…»);

    романсы национально-жанрового плана, часто именуемые «восточными» (испанские серенады, кавказские песни, цыганские романсы, итальянские баркаролы).

Особенно глубокое воздействие на русскую вокальную музыку оказала поэзия А.С. Пушкина. Его стихи возвысили русский романс до уровня подлинно классического искусства. Именно в пушкинскую эпоху выдвигается ряд талантливых мастеров русского романса.

Александр Александрович Алябьев (1787-1851)

Среди старших современников Глинки Алябьев выделялся редкой одаренностью. В своих произведениях он отобразил строй чувств, присущий искусству декабристской эпохи. В формировании его мировоззрения важную роль сыграло общение с А. Грибоедовым, поэтами-декабристами, поэтом-партизаном Денисом Давыдовым.

Алябьев работал в самых разнообразных жанрах: музыка для драматического театра, оперы, симфонические и камерные инструментальные сочинения. И все же в истории отечественной культуры имя Алябьева связано, в первую очередь, с жанром романса. Самая известная его песня - «Соловей» (текст А.А. Дельвига, сочинена ок.1825 года) - из шедевров русской песенной лирики и классический образец жанра «русской песни». В простой лирической мелодии, изливающейся с вершины, привлекают широта, пластичность, близкая русской протяжной песне. Мелодия отличается ладотональной переменностью: d - F и C - a . При этом одни и те же мелодические обороты приобретают различную ладогармоническую окраску.

Вокальное творчество Алябьева существенно изменило весь облик ранней романсовой лирики и внесло в нее новые черты. Опираясь на достижения русской литературы, композитор расширил содержание романса, выйдя за рамки традиционных любовно-лирических тем.

Значительная часть вокальной лирики Алябьева, его «лирический герой» автобиографичны. Обстоятельства личной судьбы композитора сложились таким образом, что романтические темы одиночества, тоски, разлуки, изгнания оказались ему особенно близкими . Сильное впечатление производят песни сумрачного, трагического характера, созданные в годы сибирской ссылки («Иртыш», «Вечерний звон»).

Алябьев был одним из первых интерпретаторов лирики Пушкина (романсы «Если жизнь тебя обманет», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Пробуждение», «Зимняя дорога», «Два ворона»).

С романсами Алябьева в русскую вокальную лирику вошли темы гражданского звучания, идеи патриотизма, свободолюбия. В поздних романсах, созданных на стихи Н. Огарева («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож») и П.Ж. Беранже («Нищая») явственно ощущается влияние литературы гоголевского направления. В них открыто зазвучала тема социального неравенства, предвосхищая искания Даргомыжского и Мусоргского.

Романс «Нищая» относится к вершинным достижениям Алябьева в сфере драматической вокальной музыки. Здесь возникает образ, предвосхищающий героев «нищей Руси» - «маленьких людей», бесправных и задавленных судьбой. Это бедная старая женщина, в прошлом - знаменитая певица, в настоящем - нищенка, просящая милостыню у храма. Повторяющиеся строки «Подайте, Христа ради, ей» призывают к состраданию и любви, придают сочинению глубокий общественный смысл. Куплетная форма романса усложнена двухчастным строением каждой строфы.

В творчестве Алябьева представлены и образы «русского Востока» («Кабардинская песня» на слова А.А. Бестужева-Марлинского, «Грузинская песня» на слова Л.А. Якубовича).

Расширяя тематику русского романса, Алябьев обогащает вокальную музыку и новыми средствами музыкальной выразительности. Мелодия в его романсах, обычно сдержанная и неширокая по диапазону, отличается тонкой декламационной выразительностью («Вечерний звон», «Нищая», «Деревенский сторож»).

Обогащению вокальной лирики композитора во многом способствовало его инструментальное мастерство. В ряде романсов зерно поэтического образа содержится именно в фортепианной партии («Зимняя дорога» ).

Александр Егорович Варламов (1801-1848)

Если Алябьев был близок декабристскому направлению в русском искусстве, то его современник Варламов принадлежал к другому, последекабристскому поколению. Его вокальная лирика искренне и правдиво отразила настроения новой для России разночинной художественной интеллигенции.

Варламов был родом из семьи мелкого чиновника, отсюда его близость городской народной среде, любовь к городским народно-песенным интонациям. Ведущим жанром его вокального творчества стала «русская песня». Приблизив русский романс к народным истокам, композитор отразил характерные особенности русской песни (вариантно-попевочное развитие, обильные внутрислоговые распевы, ладовую переменность, величавую неторопливость движения). Такой непосредственной связи с народным мелосом мы не встретим ни у одного из современников Глинки, не исключая Алябьева и Верстовского. И только трогательная лирика А. Гурилева столь же естественно влилась в этот же поток городской народно-бытовой песенности.

Варламов создал около 200 романсов. Сближая жанр романса с народной песней, он сделал его доступным для самых широких кругов слушателей. В числе его любимых поэтов - М. Лермонтов, А. Фет (который только начинал свою литературную деятельность), А. Плещеев. Но чаще всего он обращался к стихотворениям поэтов-песенников - А.В. Кольцова и ныне забытого Н.Г. Цыганова. Именно на стихи Цыганова написан знаменитый варламовский «Красный сарафан» , который, по словам композитора А. Титова, «был певаем всеми сословиями - и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика».

«Красный сарафан» строится как характерный для старинных свадебных обрядов диалог простой русской девушки с матерью. Композитор нашел простые, но очень точные средства музыкальной выразительности. В куплетах, поющихся от лица дочери, он использует мажорный лад, а в ответах умудренной опытом матери - минорный. В развертывании вокальной мелодии, которая начинается с характерной «романсовой» сексты, Варламов проявляет большую изобретательность.

Среди «русских песен» Варламова преобладают два типа. Это лирическая протяжная («Красный сарафан», «Ах ты время, времячко», «Что ты рано, травушка») и бойкая, энергичная плясовая («Вдоль по улице метелица метёт», «Что это за сердце», «Соловьем залётным»). Особенно ярко талант композитора проявился в лирических песнях, в кантилене широкого дыхания, подсказанной звучанием человеческого голоса. Он прирожденный мелодист, что, бесспорно, связано с многолетней работой в качестве певца-исполнителя и педагога .

Особую группу составляют «вальсовые» песни Варламова, связанные обычно с элегической темой воспоминания, мечтательной грусти («На заре ты её не буди» на стихи А. Фета). Распространенный в городском быту ритм вальса в его музыке естественно переплавляется в привычных интонациях русской народной песни. Танцевальными ритмами пронизаны и многие другие романсы Варламова (таков, например, энергичный ритм болеро в романсе «Парус» на стихи М. Лермонтова).

Варламов оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие русской песенной кантилены, а также на рождение интонаций, правдиво передающих психологическое состояние человека .

Народно-бытовая линия русского романса, ярко представленная в творчестве Варламова, нашла свое самобытное продолжение в вокальной лирике его близкого современника и друга - Александра Гурилёва.

Александр Львович Гурилёв (1803-1858)

По сравнению с динамичным, эмоционально насыщенным стилем музыки Варламова, лирика Гурилева - более камерная, «домашняя», часто окрашенная элегическим настроением. Многое в стилистике его вокальных сочинений напоминает об истоках русского романса - «российской песне»: общий чувствителен тон высказывания, сама лексика стихов («душечка», «девица», «сердце-игрушка», «сердце разбилося»).

«Русская песня» была излюбленным жанром Гурилева, что объясняется уже его происхождением: он родился в семье крепостного музыканта, вольную получил только в 1831 году (в 28 лет). В традиционный жанр «русской песни» композитор часто привносит вальсовый ритм («Колокольчик», «Не шуми ты, рожь, спелым колосом», «Вьется ласточка сизокрылая», «Домик-крошечка»). Многие песни композитора стали народными; их распевали под аккомпанемент гитары или фортепиано в городском быту, они проникали также в крестьянскую среду, в репертуар профессиональных цыганских хоров.

В содержании романсов Гурилева доминируют темы неразделенной любви, сожалений о невозвратимой утрате, загубленной молодости, мечты о счастье («Колокольчик», «Вьётся ласточка», «Не шуми ты, рожь»). Лучше всего композитору удавались песни драматизированного типа, где его склонность к подчеркиванию чувствительных интонаций оправдывается общим характером музыки («Вьется ласточка»). Характерно, что в творчестве своего любимого поэта Кольцова его привлекала, в первую очередь, кольцовская меланхолия, а не «удаль молодецкая».

Одна из лучших песен Гурилева на слова Кольцова - «Разлука» («На заре туманной юности»). В этом сочинении можно найти черты драматизации, которые позднее получили развитие в творчестве Даргомыжского. В момент кульминации мелодия, поначалу певучая, перерастает в драматический речитатив, передающий боль расставания.

Глубоко волновала композитора тема женской доли, родственная живописи Венецианова и Тропинина («Матушка-голубушка», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная», «Сарафанчик»).

Как и Варламов, Гурилев собирал и обрабатывал подлинные народные напевы. Ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику был составленный им сборник «47 русских народных песен».

Отличительный признак романсов и песен Гурилева - мастерская разработка фортепианной партии. При всей своей простоте, она отмечена чистотой голосоведения, детальной и тщательной нюансировкой. Это свидетельствует о высокой профессиональной культуре композитора, прекрасно владевшего выразительными средствами фортепиано. Современникам он был известен не только как композитор, но и как одаренный пианист-виртуоз.

Эпитет «задушевный» (задушевный тон, интонация, мелодия и так далее) явно преобладает в определении особенностей русского бытового романса, поскольку он всегда был обращен к человеческой душе.

Его судьба сложилась драматично. Сын Тобольского губернатора, дворянин, участник Отечественной войны 1812 года, награжденный орденами за боевые заслуги, Алябьев по ложному обвинению в убийстве был сослан в Сибирь. В ссылке ему пришлось испытать все тяготы бесправного существования.

Музыкальное образование он получил в петербургской придворной певческой капелле под руководством Д. Бортнянского. Большой педагогический опыт Варламова обобщен в созданной им «Школе пения» - первом в России крупном труде, посвященном методике преподавания вокального искусства.

В этом отношении особенно интересен романс «На заре ты ее не буди», начальная фраза которого явно родственна первым интонациям романсов Чайковского «Средь шумного бала», «Растворил я окно».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png