Человеческое тело было основным источником вдохновения и объектом исследования для художников эпохи Возрождения, и акцент ставился на сходстве произведений живописи и скульптуры с действительностью.

Искусное владение кистью, сложные композиции, перспектива (трёхмерная живопись), цвет, свет, сияние, игра света и тени, эмоциональность и скрупулезность в работе всё это было основными характеристиками искусства эпохи Возрождения. Мифологические и библейские персонажи были главными для художников того периода.

Скульптура складок одежды. «Упражнение в изображении сидящей фигуры» Леонардо да Винчи. Фото предоставлено Art Renewal Center Человеческое тело было основным источником вдохновения и объектом исследования в искусстве эпохи Возрождения. Сходство с действительностью достигло такой степени, что персонажи, изображенные в произведениях, казались живыми в отличие от искусства ХХ века, где, например, в живописи Жоржа Сера люди больше похожи на окаменелости.

Для художников и учёных человеческое тело является бесконечным источником. Они постоянно улучшают свои знания и навыки, изучая тело человека. Физическое совершенство отражало преобладающее тогда представление, что человек создан по образу и подобию Бога. Боги были действительно персонифицированы и изображены как люди, с особенностями, которые были более присущи человеку, в отличие от произведений искусства Средневековья.

Боги были важными и основными объектами искусства эпохи Возрождения. Что повлияло на художников, изображавших богов? Как это воздействовало на культуру того времени?

Интересно отметить, что эпоха Возрождения («Ренессанс» на французском языке - возрождение), длившаяся с конца 14-го столетия до 17-го столетия, была периодом, когда наблюдался прогресс в разных областях: открытие Америки, научные открытия, исследование новых материалов, полезные ископаемые и продукты (например, чай и какао). В танцах появлялись начальные элементы балета. Религия была центральным звеном в социальном урегулировании и повседневной жизни. Та же самая религия стала позже оправданием для совершения злодеяний и нарушения основных человеческих ценностей.

Распространение белого человека на другие континенты, колонизация и порабощение аборигенов и их природных ресурсов затрагивает моральные вопросы. Можно видеть сильный контраст между порабощением и процветающим искусством, погружённым в духовность и поклонение красоте.

В самом искусстве, технике рисования и в живописи основным требованием к художникам было мастерство высшей степени. Художники и скульптуры постоянно улучшали свои навыки. Искусство было профессией, и художники продолжали улучшать своё мастерство даже после того, как они становились известными.

Совершенствование методов изображения и перспективы привело к постепенному переходу от искусства Средневековья к эпохе Возрождения.

Природе также стало уделяться большое внимание. Пейзажи обычно включают богатую и разнообразную растительность. Сине-голубые небеса, пронизанные лучами солнца, проникающими сквозь белые облака, были великолепным фоном для парящих божественных существ.

Передача света и тени, сияния жемчуга и металла (мечи, украшения и вазы), детальное изображение тканей с изящными складками художниками эпохи Возрождения - настоящий прорыв в живописи.

Художники того времени поклонялись красоте человеческого тела, это проявлялось в изящно точных деталях тела и мускулов и понимании их моторики. Сложные позы, жесты и выражения лиц, гармоничная и выразительная цветовая гамма - все это свойственно творчеству живописцев и ваятелей того периода: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рембрандта, Тициана и др.

Искусство эпохи Возрождения в лице мастеров живописи, ваяния и архитектуры и их бессмертных произведений является для всего человечества образцом бескомпромиссного трудолюбия и высокой духовности, стремления к высшим ценностям человечества.

Ренессанс - это феноменальное явление в истории человечества. Никогда больше не было такой блистательной вспышки в сфере искусства. Скульпторы, архитекторы и художники эпохи Возрождения (список их велик, но мы коснемся самых известных), имена которых известны всем, подарили миру бесценные Уникальные и исключительные люди проявляли себя не на одном поприще, а сразу на нескольких.

Живопись эпохи раннего Возрождения

Эпоха Ренессанса имеет относительные временные рамки. Раньше всего она началась в Италии - 1420-1500 года. В это время живопись и все искусство в целом мало чем отличается от недавнего прошлого. Однако начинают впервые появляться элементы, позаимствованные из классической древности. И только в последующие годы скульпторы, архитекторы и художники эпохи Возрождения (список которых очень велик) под влиянием современных условий жизни и прогрессивных веяний окончательно отказываются от средневековых основ. Они смело берут на вооружение лучшие образцы античного искусства для своих произведений, как в целом, так и в отдельных деталях. Имена их известны многим, остановимся на самых ярких личностях.

Мазаччо - гений европейской живописи

Именно он внес огромный вклад в развитие живописи, став великим реформатором. Флорентийский мастер родился в 1401 году в семье художественных ремесленников, поэтому чувство вкуса и стремление творить было у него в крови. В возрасте 16-17 лет он переехал во Флоренцию, где работал в мастерских. Его учителями по праву считаются Донателло и Брунеллески - великие скульпторы и архитекторы. Общение с ними и перенятые навыки не могли не сказаться на юном живописце. У первого Мазаччо позаимствовал новое понимание человеческой личности, характерное для скульптуры. У второго мастера - основы Первой достоверной работой исследователи считают «Триптих Сан Джовенале» (на первом фото), который был обнаружен в небольшой церкви недалеко от городка, в котором родился Мазаччо. Главным же произведением являются фрески в посвященные истории жизни Св. Петра. Художник участвовал в создании шести из них, а именно: «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», «Крещение неофитов», «Раздача имущества и смерть Анании», «Воскрешение сына Теофила», «Святой Петр исцеляет больного своей тенью» и «Святой Петр на кафедре».

Итальянские художники эпохи Возрождения - это люди целиком и полностью посвятившие себя искусству, не обращавшие внимания на обычные житейские проблемы, что порой приводило их к бедному существованию. Не исключение и Мазаччо: гениальный мастер умер очень рано, в возрасте 27-28 лет, оставив после себя великие произведения и большое количество долгов.

Андреа Мантенья (1431-1506)

Это представитель падуанской школы живописцев. Основы мастерства он получил от своего приемного отца. Стиль же формировался под влиянием работ Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Донателло и венецианской живописи. Это определило несколько жесткую и резкую манеру Андреа Мантенья по сравнению с флорентинцами. Он был собирателем и знатоком произведений культуры античного периода. Благодаря своему стилю, не похожему не на один другой, он прославился как новатор. Его самые известные работы: «Мертвый Христос», «Триумф Цезаря», «Юдифь», «Битва морских божеств», «Парнас» (на фото) и т.д. С 1460 года и до самой смерти он работал придворным художником в семье герцогов Гонзага.

Сандро Боттичелли(1445-1510)

Боттичелли - это псевдоним, настоящая фамилия - Филипепи. Путь художника он выбрал не сразу, а первоначально обучался ювелирному мастерству. В первых самостоятельных работах (несколько «Мадонн») чувствуется влияние Мазаччо и Липпи. В дальнейшем он прославил себя так же в качестве портретиста, основная масса заказов приходила из Флоренции. Изысканный и утонченный характер его работ с элементами стилизации (обобщение изображений при помощи условных приемов - простота формы, цвета, объема) отличают его от остальных мастеров того времени. Современник Леонардо да Винчи и юного Микеланджело оставил яркий след в мировом искусстве («Рождение Венеры» (фото), «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество» и т.д.). Его живопись искренняя и чуткая, а жизненный путь сложный и трагичный. Романтическое восприятие мира в юном возрасте сменилось мистицизмом и религиозной экзальтацией в зрелости. Последние годы жизни Сандро Боттичелли доживал в бедности и забвении.

Пьеро (Пьетро) делла Франческа (1420-1492)

Итальянский живописец и еще один представитель эпохи раннего Возрождения родом из Тосканы. Авторский стиль формировался под воздействием флорентийской школы живописи. Помимо таланта художника Пьеро делла Франческа имел выдающиеся способности в области математики, и последние годы жизни посвятил именно ей, пытаясь связать ее с высоким искусством. Результатом стали два научных трактата: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Его стиль отличает торжественность, гармония и благородство образов, композиционная уравновешенность, точные линии и построение, мягкая гамма красок. Пьеро делла Франческа обладал удивительным для того времени знанием технической стороны живописи и особенностей перспективы, чем заслужил высокий авторитет у современников. Наиболее известные работы: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» (на фото), «Алтарь Монтефельтро» и пр.

Живопись высокого Возрождения

Если Проторенессанс и ранняя эпоха длились почти полтора столетия и век соответственно, то данный период охватывает всего несколько десятилетий (в Италии с 1500 по 1527 год). Это была яркая, ослепительная вспышка, подарившая миру целую плеяду великих, разносторонних и гениальных людей. Все отрасли искусства шли рука об руку, поэтому многие мастера - это еще и ученые, скульпторы, изобретатели, а не только художники эпохи Возрождения. Список велик, но вершину Ренессанса ознаменовало творчество Л. да Винчи, М. Буанаротти и Р. Санти.

Необыкновенный гений да Винчи

Пожалуй, это самая неординарная и выдающаяся личность в истории мировой художественной культуры. Он был человеком универсальным в полном смысле этого слова и обладал самыми разносторонними знаниями и талантами. Художник, скульптор, теоретик в области искусства, математик, архитектор, анатом, астроном, физик и инженер - все это о нем. Причем в каждой из областей Леонардо да Винчи (1452-1519) проявил себя как новатор. До настоящего времени дошло лишь 15 его картин, а также множество эскизов. Обладая потрясающей жизненной энергией и жаждой знаний, он был нетерпелив, его увлекал сам процесс познания. В совсем юном возрасте (20 лет) он получил квалификацию мастера Гильдии Святого Луки. Его самыми важнейшими произведениями стали фреска «Тайная вечеря», картины «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» (на фото выше), «Дама с горностаем» и т.д.

Портреты художников эпохи Возрождения - это редкость. Они предпочитали оставлять свои изображения на картинах с множеством лиц. Так, вокруг автопортрета да Винчи (на фото) по сей день не утихают споры. Выдвигаются версии о том, что он сделал его в возрасте 60 лет. По словам биографа, художника и писателя Вазари, умирал великий мастер на руках у своего близкого друга короля Франциска I в его замке Кло-Люсе.

Рафаэль Санти (1483-1520)

Художник и архитектор родом из Урбино. Его имя в искусстве неизменно связывают с представлением о возвышенной красоте и природной гармонии. За достаточно короткую жизнь (37 лет) он создал много известных на весь мир картин, фресок и портретов. Сюжеты, которые он изображал, очень разнообразны, но его всегда привлекал образ Богоматери. Абсолютно обоснованно Рафаэля называют «мастером Мадонн», особенно знамениты те, что написаны им в Риме. В Ватикане он работал с 1508 года и до конца жизни в должности официального художника при папском дворе.

Всесторонне одаренный, как и многие другие великие художники эпохи Возрождения, Рафаэль был еще и архитектором, а также занимался археологическими раскопками. Согласно одной из версий, последнее увлечение находится в прямой взаимосвязи с преждевременной кончиной. Предположительно, он заразился на раскопках римской лихорадкой. Похоронен великий мастер в Пантеоне. На фото его автопортрет.

Микеланджело Буоанарроти (1475-1564)

Долгий 70-летний этого человека был ярким, он оставил потомкам нетленные творения не только живописи, но и скульптуры. Как и другие великие художники эпохи Возрождения, Микеланджело жил во времена, полные исторических событий и потрясений. Его искусство - это прекрасная завершающая нота всего Ренессанса.

Мастер ставил скульптуру выше всех остальных искусств, но по воле судьбы стал выдающимся живописцем и архитектором. Самой масштабной и необыкновенной его работой является роспись (на фото) во дворце в Ватикане. Площадь фрески превышает 600 квадратных метров и содержит 300 фигур людей. Самая впечатляющая и знакомая - это сцена Страшного Суда.

Итальянские художники эпохи Возрождения обладали многогранными талантами. Так, мало кто знает, что Микеланджело был также прекрасным поэтом. Эта грань его гениальности в полной мере проявилась уже под конец жизни. Около 300 стихотворений сохранились до наших дней.

Живопись эпохи позднего Возрождения

Заключительный период охватывает временной промежуток с 1530 года по 1590-1620 годы. Согласно Британской энциклопедии, Ренессанс как исторический период закончился с падением Рима, произошедшем в 1527 г. Примерно в это же время в Южной Европе одержала победу Контрреформация. Католическое течение смотрело с опаской на всякое свободомыслие, в том числе воспевание красоты человеческого тела и воскрешение искусства античного периода - то есть всего того, что являлось столпами Ренессанса. Это вылилось в особое течение - маньеризм, характеризующееся утратой гармонии духовного и телесного, человека и природы. Но даже в этот сложный период некоторые известные художники эпохи Возрождения создавали свои шедевры. В их числе Антонио да Корреджо, (считается основоположником классицизма и палладианства) и Тициан.

Тициан Вечеллио (1488-1490 - 1676 годы)

Его по праву считают титаном эпохи Возрождения, наряду с Микеланджело, Рафаэлем и да Винчи. Еще до того как ему исполнилось 30 лет, за Тицианом закрепилась слава «короля живописцев и живописца королей». В основном художник писал картины на мифологические и библейские темы, к тому же, прославился как великолепный портретист. Современники считали, что быть запечатленным кистью великого мастера - значит обрести бессмертие. И это действительно так. Заказы к Тициану поступали от самых почитаемых и знатных особ: римские папы, короли, кардиналы и герцоги. Вот лишь немногие, наиболее известные, его работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы» (на фото), «Несение креста», «Коронование терновым венцом», «Мадонна Пезаро», «Женщина с зеркалом» и т.д.

Ничто не повторяется дважды. Эпоха Ренессанса подарила человечеству гениальных, неординарных личностей. Их имена вписаны в мировую историю искусства золотыми буквами. Архитекторы и скульпторы, писатели и художники эпохи Возрождения - список их очень велик. Мы коснулись лишь титанов, которые творили историю, несли миру идеи просвещения и гуманизма.

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Общая характеристика эпохи.

2. Литература.

3. Живопись.

4. Архитектура. Скульптура.

Общая характеристика эпохи

Возрождение (франц. renaissance – «ренесанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. Термин «Возрождение» был впервые введен в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джорджио Вазари. Эпоха Возрождения – это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха гуманизма и просвещения.

В этот исторический период в различных областях жизнедеятельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие географические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Меняются представления о самом человеке. Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения был индивидуализм. Другой характерной чертой нового мировоззрения было пробуждение национального самосознания. У людей возникает чувство патриотизма, формируется понятие отечества.

Периодизация:

1. Предвозрождение (дученто) – XIII в.

2. Проторенесанс (треченто) – XIV в.

3. Высокое Возрождение (кватроченто) – XV в.

4. Позднее Возрождение (чинквеченто) – XVI в.

Литература

Франческо Петрарка был первым поэтом Возрождения. Он автор сборника стихов «Канцоньере» (книга песен), посвященного возлюбленной поэта – Лауре. Вошедшие в сборник стихотворения разнообразны по жанру, но в основном представляют собой сонеты. Любовные переживания не просто описываются поэтом, но и анализируются.

Ярким писателем эпохи Возрождения был Никколо Макиавелли – политический деятель позднего Возрождения, автор трактата «Государь». В литературе возникает новый тип героя – герой-макиавеллист. Появление такого типа героя было первым знаком кризиса гуманистической идеологии.

Крупнейшей фигурой европейского Возрождения был Эразм Роттердамский – писатель, филолог, философ, богослов, автор трудов по педагогике, переводчик с греческого и латыни.

Наиболее ярко передовые идеи французского Возрождения были воплощены в творчестве Ф.Рабле, автора знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Рабле ставил перед собой задачу написать пародию на героический эпос. Основные отличия романа от эпоса сводятся к следующим:

· роман – воплощение не коллективного (безличного) начала, а личного;

· герой романа – индивидуальность, а не обобщенный образ;

· роман всегда ориентирован на современность.

В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой - невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации - непомерное стремление к наживе, претензии пап на политическое господство в Европе, ханжеское благочестие, прикрывающее развращённость служителей церкви. Сильно достаётся средневековой схоластике - оторванным от реальной жизни размышлениям о месте Бога в земном бытии - и известным философам-схоластам в частности. Средневековой косности и бесправию Рабле противопоставляет идеалы свободы и самодостаточности человека. Наиболее полно своё видение этих идей на практике автор изложил в эпизоде с Телемским аббатством, которое брат Жан организует с разрешения Гаргантюа. В аббатстве отсутствуют принуждение и предрассудки и созданы все условия для гармоничного развития человеческой личности. Устав аббатства состоит из одного правила: «Делай что хочешь». Главы о Телемском аббатстве, а также о воспитании Гаргантюа под руководством Понократа, являются законченным воплощенем принципов гуманизма в романе Рабле. В этом отношении «Гаргантюа и Пантагрюэль» - ярчайший литературный памятник эпохи Возрождения, когда происходил слом одной культурной парадигмы - средневековой, и возникновение другой - ренессансной.

Творчеству выдающихся испанских гуманистов эпохи, таких как М. Сервантес, Лопе де Вега и другие были свойственны глубокое национально-историческое содержание, патриотизм, высокая оценка достоинства человека.

В Англии также наблюдался величайший взлет литературного творчества. Достаточно назвать имя гениального драматурга и поэта В. Шекспира. В творчестве Шекспира можно условно выделить четыре основных периода:

1. 1590-1594. Начало драматургической деятельности Шекспира. Первые пьесы ориентированы на античные образцы. Так, в хрониках «Генрих VI», «Ричард III» ощутимо влияние «кровавой трагедии» в духе Сенеки. В этот период Шекспир пишет и комедии «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой».

2. 1595-1600. Комедия «Два веронца» - переходное произведение. Романтический период. Создаются комедии «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь». К этому периоду относится трагедия «Ромео и Джульетта».

3. 1601-1609. Время создания великих трагедий. Пьесы Шекспира «Гамлет», «Макбет», «Отелло», «Король Лир» - отражают кризис гуманистической идеологии. Вера в идею об изначальной доброте человека пошатнулась, стало очевидно, что зло коренится в самой человеческой природе. Герои Шекспира находятся во власти страстей, они способны на преступления. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих. Меняется характер комедий. Они получили название «мрачных комедий» или «проблемных пьес».

4. 1609-1613. Период «романтических драм». Наиболее яркий пример «Зимняя сказка». Это - поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь - от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию - фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.

Живопись

Началом ренессансной живописи считают эпоху Дученто. Проторенессанс еще тесно связан со средневековыми романскими, готическими и византийскими традициями. Художники конца XIII - начала XIV вв. еще далеки от научного изучения окружающей действительности. Они выражают свои представления о ней, еще используя условные образы византийской изобразительной системы. Но иногда облик архитектурных сооружений так точно воспроизведен, что это указывает на существование зарисовок с натуры. Традиционные религиозные персонажи начинают изображаться в мире, наделенном свойствами реальности - объемом, пространственной глубиной, материальной вещественностью. Начинается поиск приемов передачи на плоскости объема и трехмерного пространства. Мастера этого времени возрождают известный античности принцип светотеневой моделировки форм. Благодаря её фигуры и здания приобретают плотность и объем. По-видимому, первым, кто применил античную перспективу, был флорентиец Ченни ди Пепо, прозванный Чимабуэ. К сожалению, самая его значительная работа - серия росписей на темы из Апокалипсиса, жизни Марии и апостола Петра в церкви Сан Франческо в Ассизи дошла до нас почти в разрушенном состоянии. Лучше сохранились его алтарные композиции, которые находятся во Флоренции и в музее Лувра. Они тоже восходят к византийским прототипам, но в них отчетливо проступают черты нового подхода к религиозной живописи. Творчество Чимабуэ было исходным» пунктом тех новых процессов, которые определили дальнейшее развитие живописи.

Великие художники предстают смелыми новаторами, отвергающими традиционную систему. Таким реформатором в итальянской живописи XIV века следует признать Джотто ди Бондоне. Он создатель новой живописной системы, великий преобразователь всей европейской живописи, истинный родоначальник нового искусства. Самая знаменитая из дошедших до нас работ Джотто - цикл росписей в капелле делъ Арена в Падуе, посвященный евангельским сказаниям о жизни Христа. Этот живописный уникальный ансамбль - одно из этапных произведений в истории европейского искусства. Вместо разобщенных отдельных сцен и фигур, свойственных средневековой живописи, Джотто создал единый эпический цикл. Тридцать восемь сцен из жизни Христа и Марии («Встреча Марии и Елизаветы», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание» и др.) языком живописи связаны в единое повествование. Вместо привычного золотого византийского фона Джотто вводит пейзажный фон. Фигуры уже не парят в пространстве, а обретают твердую почву под ногами. И хотя они еще малоподвижны, в них видно стремление передать анатомию человеческого тела и естественность движения. Джотто придает формам почти скульптурную ощутимость, тяжесть, плотность. Он моделирует рельеф, постепенно высветляя основной красочный фон. Этот принцип светотеневой моделировки, позволявший работать чистыми, яркими красками без темных теней, стал господствующим в итальянской живописи вплоть до XVI века. Из многочисленных поздних фресковых циклов Джотто, упоминаемых в источниках, сохранились лишь росписи двух капелл флорентийской церкви Сайта Кроче. Они посвящены святому Франциску Ассизскому, основателю ордена нищенствующих монахов, жившему в конце XII - начале XIII вв. Это живописное прославление учения Св. Франциска не случайно. Св. Франциск положил начало новому мироощущению человека. Человек для него - чудное божественное создание, которому поручено своей любовью оживить мир. Он учил, что во всем существующем разлита божья благодать - в звездах, растениях, животных, которых он называл братьями. Он не осуждал мир за его греховность, а любовался его божественной гармонией. Францисканство было составной частью проторенессансного мироощущения. Не восстановление античности и отрицание христианства, а возрождение и просветление человека действие. Это новое слово в мировом искусстве живописи.

Характерная черта живописи позднего Кватроченто - многообразие школ и направлений. В это время складываются флорентийская, умбрийская (Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, Перуджино), северо-итальянская (Андреа Мантеньи), венецианская (Антонелло да Мессина, Джованни Беллини) школы. Один из самых выдающихся художников Кватроченто - Сандро Боттичели - выразитель эстетических идеалов двора знаменитого тирана, политика, мецената, поэта и философа Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. В искусстве Боттичелли происходит своеобразный синтез средневекового мистицизма с античной традицией, идеалов готики и Возрождения. В его мифологических образах происходит возрождение символизма. Он изображает прекрасных античных богинь не в чувственных обликах земной красоты, а в романтических, одухотворенных, возвышенных образах. Две прославившие его картины - «Рождение Венеры» и «Весна». В них мы видим своеобразный женский образ Боттичелли: удлиненный овал лица, длинный нос с тонкими ноздрями, приподнятые брови, широко открытые, недоуменные, мечтающие и как будто страдающие глаза. Боттичелли удивительно сочетал языческую чувственность и повышенную одухотворенность, скульптурную жесткость и нежную хрупкость, изысканность, линейную точность и эмоциональность, изменчивость. Картины Боттичелли, помимо своей непосредственной выразительности, имеют еще скрытое эмоциональное звучание.

Эпоха Возрождения (Ренессанс). Италия. 15-16 века. Ранний капитализм. Страной правят богатые банкиры. Они интересуются искусством и наукой.

Богатые и влиятельные собирают вокруг себя талантливых и мудрых. Поэты, философы, художники и скульпторы ведут ежедневные беседы со своими покровителями. На мгновение показалось, что людьми правят мудрецы, как того хотел Платон.

Они вспомнили о древних римлянах и греках. Которые тоже строили общество свободных граждан. Где главная ценность – человек (не считая рабов, конечно).

Возрождение – это не просто копирование искусства древних цивилизаций. Это смешение. Мифологии и Христианства. Реалистичности натуры и душевности образов. Красоты физической и красоты духовной.

Это была всего лишь вспышка. Период Высокого Возрождения – это примерно 30 лет! С 1490-х годов до 1527 гг. С начала расцвета творчества Леонардо. До разграбления Рима.

Мираж идеального мира быстро померк. Италия оказалась слишком хрупкой. Она вскоре была порабощена очередным диктатором.

Однако эти 30 лет определили главные черты европейской живописи на 500 лет вперёд! Вплоть до .

Реалистичность изображения. Антропоцентризм (когда человек – главный персонаж и герой). Линейная перспектива. Масляные краски. Портрет. Пейзаж…

Невероятно, но в эти 30 лет творили сразу несколько гениальных мастеров. Которые в другие времена рождаются один на 1000 лет.

Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – титаны эпохи Возрождения. Но нельзя не упомянуть и о двух их предшественниках. Джотто и Мазаччо. Без которых бы никакого Возрождения бы и не было.

1. Джотто (1267-1337 гг.)

Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало 16 века. .

14 век. Проторенессанс. Главный ее герой – Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа – золотой фон. Как, например, на этой иконе.


Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Печальные. Скорбные. Удивленные. Старые и молодые. Разные.

Фрески Джотто в церкви Скровеньи в Падуе (1302-1305 гг.). Слева: Оплакивание Христа. Посередине: Поцелуй Иуды (фрагмент). Справа: Благовещение святой Анны (матери Марии), фрагмент.

Главное творение Джотто – это цикл его фресок в Капелле Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Потому что такого они никогда не видели.

Ведь Джотто сделал небывалое. Он как бы перевёл библейские сюжеты на простой понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.


Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.

О фресках мастера читайте подробнее в статье.

Джотто восхищались. Но его новаторства развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.

Только через 100 лет появится мастер, достойный продолжатель Джотто.

2. Мазаччо (1401-1428 гг.)


Мазаччо. Автопортрет (фрагмент фрески “Святой Петр на кафедре”). 1425-1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Начало 15 века. Так называемое Раннее Возрождение. На сцену выходит ещё один новатор.

Мазаччо был первым художником, который использовал линейную перспективу. Ее разработал его друг, архитектор Брунеллески. Теперь изображенный мир стал похож на реальный. Игрушечная архитектура – в прошлом.

Мазаччо. Святой Петр исцеляет своей тенью. 1425-1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Он перенял реализм Джотто. Однако, в отличие от предшественника, уже хорошо знал анатомию.

Вместо глыбообразных персонажей Джотто – прекрасно сложенные люди. Совсем как у древних греков.


Мазаччо. Крещение неофитов. 1426-1427 гг. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, Италия.
Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426-1427 гг. Фреска в Капелле Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция, Италия.

Мазаччо прожил недолгую жизнь. Он умер, как и его отец, неожиданно. В 27 лет.

Однако последователей у него было много. Мастера следующих поколений ходили в Капеллу Бранкаччи, чтобы учиться по его фрескам.

Так новаторства Мазаччо были подхвачены всеми великими титанами Высокого Возрождения.

3. Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.)


Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г. Королевская библиотека в Турине, Италия.

Леонардо да Винчи – один из титанов Эпохи Возрождения. Который колоссальным образом повлиял на развитие живописи.

Именно он повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.

Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.

Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.


Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг. Музей Черторыйских, Краков.

Главное же новаторство Леонардо – это то, что он нашёл способ, как сделать образы … живыми.

До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.

Но тут Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.

. 1503-1519 гг. Лувр, Париж.

С тех пор сфумато войдёт в активный словарь всех великих художников будущего.

Часто встречается мнение, что Леонардо, конечно, гений. Но не умел ничего довести до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. И даже искусством сервировки одно время увлекался.

Однако, сами подумайте. 19 картин. И он – величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию. При этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.

О самой знаменитой картине мастера читайте в статье .

4. Микеланджело (1475-1564 гг.)

Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Микеланджело считал себя скульптором. Но он был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.

Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Потому что он изображал совершенного человека. В котором физическая красота означает красоту духовную.

Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.

Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.

Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.

Потолок Сикстинской капеллы он расписывал сам. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был одиночкой. Обладая крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.


Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан.

Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережив угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.

Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы – это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях древней Греции. Как его Давид.

В последние годы жизни – это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма 20 века. Посмотрите на его “Пьету”.

Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции. Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г.

Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до 20 века. Что же делать последующим поколениям? Что ж, идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.

5. Рафаэль (1483-1520 гг.)

. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Рафаэль никогда не был в забвении. Его гениальность признавали всегда. И при жизни. И после смерти.

Его герои наделены чувственной, лиричной красотой. Именно его по праву считаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными. Их внешняя красота отражает и душевную красоту героинь. Их кроткость. Их жертвенность.

Рафаэль. . 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.

Знаменитые слова “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о . Это была его самая любимая картина.

Однако чувственные образы – не единственная сильная сторона Рафаэля. Он очень тщательно продумывал композиции своих картин. Он был непревзойдённым архитектором в живописи. Причём он всегда находил самое простое и гармоничное решение в организации пространства. Кажется, что по другому и быть не может.


Рафаэль. Афинская школа. 1509-1511 гг. Фреска в станцах Апостольского дворца, Ватикан.

Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно. От подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить. Многие художники боготворили этого мастера. Множа его чувственные образы в тысячах своих полотен..

Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким и ярким новатором.

За такую яркость таланта его все любили. Называя “Королём живописцев и живописцем королей”.

Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.

Тициан. Вознесение Марии. 1515-1518 гг. Церковь Санта-Мария Глориози деи Фрари, Венеция.

К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые. Густые. Пастозные. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого – образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты – ещё более динамичные и драматичные.


Тициан. Тарквиний и Лукреция. 1571 г. Музей Фицуильяма, Кэмбридж, Англия.

Ничего это вам не напоминает? Конечно, это техника . И техника художников 19 века: барбизонцев и . Тициан, как и Микеланджело, пройдёт 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.

О знаменитом шедевре мастера читайте в статье.

Художники эпохи Возрождения – это художники больших знаний. Чтобы оставить такое наследие, нужно было очень много знать. В области истории, астрологии, физики и так далее.

Поэтому каждый их образ заставляет нас задумываться. Для чего это изображено? Какое здесь зашифровано послание?

Поэтому они почти никогда не ошибались. Потому что досконально продумывали своё будущее произведение. Используя весь багаж своих знаний.

Они были больше, чем художники. Они были философами. Объясняющими нам мир с помощью живописи.

Вот почему они будут нам всегда глубоко интересны.

Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры — философии, науке и искусстве. Одно из них состоит в том. что становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко. Как и в других областях культуры, в философии возрождаются учения античных мыслителей — в первую очередь Платона и Аристотеля. Марсилио Фичино основал Платоновскую академию во Флоренции, перевел труды великого грека на латинский язык. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. Во время Ренессанса, по словам Лютера, именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах».

Вместе с античными учениями широкое распространение получает натурфилософия , или философия природы. Ее проповедуют такие философы, как Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Бруно. В их трудах развиваются мысли о том, что философия должна изучать не сверхприродного Бога, а саму природу, что природа подчиняется своим, внутренним законам, что основу познания составляют опыт и наблюдение, а не божественное откровение, что человек является частью природы.

Распространению натурфилософских взглядов способствовали научные открытия. Главным из них стала гелиоцентрическая теория Н. Коперника, которая произвела настоящий переворот в представлениях о мире.

Следует, однако, заметить, что научно-философские взгляды того времени все еще испытывают заметное влияние со стороны религии и теологии. Такого рода воззрения часто принимают форму пантеизма , в котором существование Бога не отрицается, но Он растворяется в природе, отождествляется с ней. К этому надо добавить также влияние так называемых оккультных наук — астрологии, алхимии, мистики, магии и т.д. Все это имеет место даже у такого философа, как Д. Бруно.

Самые значительные изменения эпоха Возрождения вызвала в художественной культуре, искусстве. Именно в этой области разрыв со Средневековьем оказался наиболее глубоким и радикальным.

В Средние века искусство во многом имело прикладной характер, оно было вплетено в саму жизнь и должно было украшать ее. В эпоху Возрождения искусство впервые приобретает самоценность, оно становится самостоятельной областью прекрасного. Вместе с этим у воспринимающего зрителя впервые формируется чисто художественное, эстетическое чувство, впервые пробуждается любовь к искусству ради него самого, а не ради назначения, которому оно служит.

Никогда еще искусство не пользовалось таким высоким почетом и уважением. Даже в античной Греции труд художника по своей общественной значимости заметно уступал деятельности политика и гражданина. Еще более скромное место занимал художник в Древнем Риме.

Теперь место и роль художника в обществе неизмеримо возрастают. Он впервые рассматривается как самостоятельный и уважаемый профессионал, ученый и мыслитель, неповторимая индивидуальность. В эпоху Возрождения искусство воспринимается как одно из самых мощных средств познания и в этом качестве уравнивается с наукой. Леонардо да Винчи рассматривает науку и искусство как два совершенно равноправных способа изучения природы. Он пишет: «Живопись — наука и законная дочь природы».

Еше более высоко ценится искусство как творчество. По своим творческим возможностям художник Возрождения приравнивается к Богу-творцу. Отсюда понятно, почему Рафаэль получил к своему имени прибавление «Божественный». По тем же мотивам «Комедия» Данте была также названа «Божественной».

В самом искусстве происходят глубокие изменения. Оно совершает решительный поворот от средневекового символа и знака к реалистическому образу и достоверному изображению. Новыми становятся средства художественной выразительности. Их основу теперь составляют линейная и воздушная перспектива, трехмерность объема, учение о пропорциях. Искусство во всем стремится быть верным действительности, добиваться объективности, достоверности и жизненности.

Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Поэтому неудивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и расцвета. Именно здесь насчитываются десятки имен титанов, гениев, великих и просто талантливых художников. В других странах также имеются великие имена, однако Италия вне конкуренции.

В итальянском Возрождении обычно выделяют несколько этапов:

  • Проторенессанс: вторая половина XIII в. — XIV в.
  • Раннее Возрождение: почти весь XV в.
  • Высокое Возрождение: конец XV в. — первая треть XVI в.
  • Позднее Возрождение: последние две трети XVI в.

Главными фигурами Проторенессанса являются поэт Данте Алигьери (1265-1321) и живописец Джотто (1266/67-1337 гг.).

Судьба преподнесла Данте много испытаний. За участие в политической борьбе его преследовали, он скитался, умер на чужбине, в Равенне. Его вклад в культуру выходит за рамки поэзии. Он писал не только любовную лирику, но и философские и политические трактаты. Данте является создателем итальянского литературного языка. Иногда его называют последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени. Эти два начала — старое и новое — действительно тесно переплетаются в его творчестве.

Первые произведения Данте — «Новая жизнь» и «Пир» — представляют собой лирические стихи любовного содержания, посвященные его возлюбленной Беатриче, которую он встретил однажды во Флоренции и которая через семь лет после их встречи умерла. Свою любовь поэт сохранил на всю жизнь. По своему жанру лирика Данте находится в русле средневековой куртуазной поэзии, где объектом воспевания выступает образ «Прекрасной Дамы». Однако выражаемые поэтом чувства уже принадлежат Возрождению. Они вызваны реальными встречами и событиями, наполнены искренней теплотой, отмечены неповторимой индивидуальностью.

Вершиной творчества Данте стала «Божественная комедия », занявшая особое место в истории мировой культуры. По своему построению эта поэма также находится в русле средневековых традиций. В ней рассказывается о приключениях человека, попавшего в загробный мир. Поэма имеет три части — Ад, Чистилище и Рай, каждая из которых насчитывает 33 песни, написанные трехстрочными строфами.

Повторяющаяся цифра «три» прямо перекликается с христианским учением о Троице. В ходе повествования Данте строго следует многим требованиям христианства. В частности, своего сопровождающего по девяти кругам ада и чистилища — римского поэта Вергилия — он не допускает в рай, ибо язычник лишен такого права. Здесь поэта сопровождает его умершая возлюбленная Беатриче.

Однако в своих мыслях и суждениях, в своем отношении к изображаемым персонажам и их грехам. Данте нередко и весьма существенно расходится с христианским учением. Так. вместо христианского порицания чувственной любви как греха он говорит о «законе любви», согласно которому чувственная любовь включается в природу самой жизни. Данте с пониманием и сочувствием относится к любви Франчески и Паоло. хотя их любовь связана с изменой Франчески своему мужу. Дух Возрождения побеждает у Данте и в других случаях.

К числу выдающихся итальянских поэтов относится также Франческо Петрарка. В мировой культуре он известен прежде всего своими сонетами. В то же время он был широкомасштабным мыслителем, философом и историком. Его по праву считают основателем всей ренессансной культуры.

Творчество Петрарки также отчасти находится в рамках средневековой куртуазной лирики. Как и у Данте, у него была возлюбленная по имени Лаура, которой он посвятил свою «Книгу песен». Вместе с тем Петрарка более решительно порывает связи со средневековой культурой. В его произведениях выражаемые чувства — любовь, боль, отчаяние, тоска — предстают гораздо более острыми и обнаженными. В них сильнее звучит личностное начало.

Еще одним ярким представителем литературы стал Джованни Боккаччо (1313-1375). автор всемирно известного «Декамерона». Принцип построения своего сборника новелл и сюжетную канву Боккаччо заимствует из Средневековья. Все же остальное пропитано духом Ренессанса.

Главными персонажами новелл являются обыкновенные и простые люди. Они написаны удивительно ярким, живым, разговорным языком. В них нет скучных нравоучений, напротив, многие новеллы буквально искрятся жизнелюбием и весельем. Сюжеты некоторых из них имеют любовный и эротический характер. Помимо «Декамерона» Боккаччо написал также повесть «Фьяметта», которая считается первым психологическим романом западной литературы.

Джотто ди Бондоне является самым ярким представителем итальянского Проторенессанса в изобразительном искусстве. Основным его жанром были фресковые росписи. Все они написаны на библейские и мифологические сюжеты, изображают сцены из жизни Святого семейства, евангелистов, святых. Однако в трактовке этих сюжетов явно преобладает ренессансное начало. В своем творчестве Джотто отказывается от средневековой условности и обращается к реализму и правдоподобию. Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности.

В его произведениях вполне реалистически изображается природный ландшафт, на котором отчетливо видны деревья, скалы, храмы. Все участвующие персонажи, включая самих святых, предстают как живые люди, наделенные физической плотью, человеческими чувствами и страстями. Их одежды обрисовывают естественные формы их тела. Произведениям Джотто присущи яркий колорит и живописность, тонкая пластичность.

Главным творением Джотто является роспись Капеллы дель Арена в Падуе, повествующей о событиях из жизни Святого семейства. Наиболее сильное впечатление производит стенной цикл, включающий сцены «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа».

Все изображенные в росписях персонажи выглядят естественными и достоверными. Положение их тел, жестикуляция, эмоциональное состояние, взгляды, лица — все это показано с редкой психологической убедительностью. При этом поведение каждого строго соответствует отведенной ему роли. Каждая сцена отличается неповторимой атмосферой.

Так, в сцене «Бегство в Египет» преобладает сдержанный и в целом спокойный эмоциональный тон. «Поцелуй Иуды» наполнен бурным динамизмом, резкими и решительными действиями персонажей, которые буквально сцепились друг с другом. И только два главных участника — Иуда и Христос — застыли без движения и ведут поединок взглядами.

Сцена «Оплакивание Христа» отмечена особым драматизмом. Она переполнена трагическим отчаянием, невыносимой болью и страданием, безутешным горем и скорбью.

Раннее Возрождение окончательно утвердило новые эстетические и художественные принципы искусства. При этом библейские сюжеты по-прежнему остаются весьма популярными. Однако их трактовка становится совершенно иной, в ней уже мало что остается от Средневековья.

Родиной Раннего Возрождения стала Флоренция, а «отцами Возрождения» считаются архитектор Филиппе Брунеллески (1377-1446), скульптор Донателло (1386-1466). живописец Мазаччо (1401 -1428).

Брунеллески внес огромный вклад в развитие архитектуры. Он заложил основы ренессансного зодчества, открыл новые формы, которые просуществовали целые столетия. Многое он сделал для разработки законов перспективы.

Самой значительной работой Брунеллески стало возведение купола над уже готовой конструкцией собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Перед ним стояла исключительно сложная задача, поскольку требуемый купол должен был иметь огромные размеры — около 50 м в диаметре. С помощью оригинальной конструкции он с блеском выходит из сложной ситуации. Благодаря найденному решению не только сам купол оказался удивительно легким и как бы парящим над городом, но и все здание собора приобрело стройность и величественность.

Не менее прекрасным произведением Брунеллески стала знаменитая капелла Пацци, возведенная во дворе церкви Санта-Кроче во Флоренции. Она представляет собой небольшое, прямоугольное в плане здание, перекрытое в центре куполом. Внутри оно облицовано белым мрамором. Как и другие сооружения Брунеллески, капелла отличается простотой и ясностью, изяществом и грациозностью.

Творчество Брунеллески примечательно тем, что он выходит за рамки культовых сооружений и создает великолепные постройки светской архитектуры. Прекрасным образцом такой архитектуры является воспитательный дом-приют, построенный в форме буквы «П», с крытой галереей-лоджией.

Флорентийский скульптор Донателло — один из наиболее ярких творцов Раннего Возрождения. Он работал в самых разных жанрах, везде проявляя подлинное новаторство. В своем творчестве Донателло использует античное наследие, опираясь на глубокое изучение натуры, смело обновляя средства художественной выразительности.

Он участвует в разработке теории линейной перспективы, возрождает скульптурный портрет и изображение обнаженного тела, отливает первый бронзовый памятник. Созданные им образы являются воплощением гуманистического идеала гармонически развитой личности. Своим творчеством Донателло оказал большое влияние на последующее развитие европейской скульптуры.

Стремление Донателло к идеализации изображаемого человека ярко проявилось в статуе юного Давида. В этом произведении Давид предстает молодым, прекрасным, полным душевных и физических сил юношей. Красоту его обнаженного тела подчеркивает изящно изогнутый торс. Молодое лицо выражает задумчивость и грусть. За этой статуей последовал целый ряд обнаженных фигур в скульптуре Ренессанса.

Героическое начало сильно и отчетливо звучит в статуе св. Георгия, ставшей одной из вершин творчества Донателло. Здесь ему в полной мере удалось воплотить идею сильной личности. Перед нами высокий, стройный, мужественный, спокойный и уверенный в своих силах воин. В этом произведении мастер творчески развивает лучшие традиции античной скульптуры.

Классической работой Донателло считается бронзовая статуя полководца Гаттамелатты — первый конный памятник в искусстве Ренессанса. Здесь великий скульптор достигает предельного уровня художественного и философского обобщения, что сближает это произведение с античностью.

В то же время Донателло создал портрет конкретной и неповторимой личности. Полководец предстает как настоящий ренес- сансный герой, мужественный, спокойный, уверенный в себе человек. Статую отличают лаконичность форм, ясная и четкая пластика, естественность позы всадника и коня. Благодаря этому памятник стал настоящим шедевром монументальной скульптуры.

В последний период творчества Донателло создает бронзовую группу «Юдифь и Олоферн». Эта работа наполнена динамикой и драматизмом: Юдифь изображена в тот момент, когда она заносит меч над уже раненым Олоферном. чтобы добить его.

Мазаччо по праву считается одной из главных фигур Раннего Возрождения. Он продолжает и развивает тенденции, идущие от Джотто. Мазаччо прожил всего 27 лет и успел сделать немного. Однако созданные им фрески стали настоящей школой живописи для последующих итальянских художников. По мнению Вазари, современника Высокого Возрождения и авторитетного критика, «ни один мастер так близко не подошел к современным мастерам, как Мазаччо».

Главным творением Мазаччо являются фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, повествующие об эпизодах из легенд о святом Петре, а также изображающие два библейских сюжета — «Грехопадение» и «Изгнание из Рая».

Хотя фрески рассказывают о чудесах, совершенных св. Петром, в них нет ничего сверхъестественного и мистического. Изображенные Христос, Петр, апостолы и другие участники событий предстают вполне земными людьми. Они наделены индивидуальными чертами и ведут себя совершенно естественно и по-человечески. В частности, в сцене «Крещения» удивительно достоверно показан дрожащий от холода нагой юноша. Свою композицию Мазаччо строит с использованием средств не только линейной, но и воздушной перспективы.

Из всего цикла особого выделения заслуживает фреска «Изгнание из Рая». Она является подлинным шедевром живописи. Фреска предельно лаконична, в ней нет ничего лишнего. На фоне смутного пейзажа четко видны фигуры покинувших ворота Рая Адама и Евы, над которыми парит ангел с мечом. Все внимание сосредоточено на Маме и Еве.

Мазаччо первому в истории живописи удалось так убедительно и достоверно написать обнаженное тело, передать его естественные пропорции, придать ему устойчивость и движение. Столь же убедительно и ярко выражено внутреннее состояние героев. Широко шагающий Адам опустил голову от стыда и закрыл лицо руками. Рыдающая Ева в отчаянии запрокинула голову с открытым ртом. Эта фреска открывает новую эпоху в искусстве.

Сделанное Мазаччо было продолжено такими художниками, как Андреа Мантенья (1431 -1506) и Сандро Боттичелли (1455-1510). Первый прославился прежде всего своими росписями, среди которых особое место занимают фрески, рассказывающие о последних эпизодах жизни св. Иакова — шествие на казнь и сама казнь. Боттичелли отдавал предпочтение станковой живописи. Самыми знаменитыми его картинами являются «Весна» и «Рождение Венеры».

С конца XV в., когда итальянское искусство достигает наивысшего подъема, начинается Высокое Возрождение. Для Италии этот период оказался исключительно тяжелым. Раздробленная и потому беззащитная, она была буквально опустошена, разграблена и обескровлена вторжениями со стороны Франции, Испании, Германии и Турции. Однако искусство в этот период, как это ни странно, переживает невиданный расцвет. Именно в это время творят такие титаны, как Леонардо да Винчи. Рафаэль. Микеланджело, Тициан.

В архитектуре начало Высокого Возрождения связано с творчеством Донато Браманте (1444-1514). Именно он создал стиль, определивший развитие зодчества данного периода.

Одной из его ранних работ стала церковь монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане, в трапезной которой Леонардо да Винчи напишет свою знаменитую фреску «Тайная вечеря». Его слава начинается с маленькой часовни, именуемой Темпетто (1502), построенной в Риме и ставшей своеобразным «манифестом» Высокого Возрождения. Часовня имеет форму ротонды, ее отличают простота архитектурных средств, гармония частей и редкая выразительность. Это настоящий маленький шедевр.

Вершиной творчества Браманте является реконструкция Ватикана и преобразование его сооружений в единый ансамбль. Ему также принадлежит разработка проекта собора св. Петра, в который Ми- келанджело внесет изменения и начнет реализовывать.

См.также : ,Микеланджело Буонарроти

В искусстве итальянского Возрождения особое место занимает Венеция. Сложившаяся здесь школа существенно отличалась от школ Флоренции, Рима, Милана или Болоньи. Последние тяготели к устойчивым традициям и преемственности, они не были склонны к радикальному обновлению. Именно на эти школы опирался классицизм XVII в. и неоклассицизм последующих веков.

Венецианская школа выступала их своеобразным противовесом и антиподом. Здесь царил дух новаторства и радикального, революционного обновления. Из представителей других итальянских школ ближе всего к Венеции был Леонардо. Возможно, именно здесь его страсть к поиску и эксперименту могла бы найти должное понимание и признание. В знаменитом споре «старых и новых» художников последние опирались на пример Венеции. Отсюда брали начало тенденции, которые вели к барокко и романтизму. И хотя романтики чтили Рафаэля, их настоящими богами были Тициан и Веронезе. В Венеции получил свой творческий заряд Эль Греко, что позволило ему потрясти испанскую живопись. Через Венецию прошел Велас- кес. То же самое можно сказать о фламандских художниках Рубенсе и Ван Дейке.

Будучи портовым городом, Венеция оказалась на перекрестке экономических и торговых путей. Она испытывала влияние Северной Германии, Византии и Востока. Венеция стала местом паломничества многих художников. Здесь дважды был А. Дюрер — в конце XV в. и начале XVI в. Ее посетил Гёте (1790). Вагнер здесь слушал пение гондольеров (1857), под вдохновением которого он написал второй акт «Тристана и Изольды». Пение гондольеров слушал также Ницше, назвав его пением души.

Близость моря навевала текучие и подвижные формы, а не четкие геометрические структуры. Венеция тяготела не столько к разуму с его строгими правилами, сколько к чувствам, из которых рождалась удивительная поэтичность венецианского искусства. В центре внимания этой поэзии были природа — ее зримая и ощущаемая материальность, женщина — волнующая красота ее плоти, музыка — рождающаяся из игры цветов и света и из чарующих звуков одухотворенной природы.

Художники венецианской школы отдавали предпочтение не форме и рисунку, но цвету, игре света и тени. Изображая природу, они стремились передать ее порывы и движение, изменчивость и текучесть. Красоту женского тела они видели не столько в гармонии форм и пропорций, сколько в самой живой и чувствующей плоти.

Им мало было реалистического правдоподобия и достоверности. Они стремились к раскрытию богатств, присущих самой живописи. Именно Венеции принадлежит заслуга открытия чистого живописного начала, или живописности в ее чистом виде. Венецианские художники первыми показали возможность отделения живописности от предметов и формы, возможность решения проблем живописи с помощью одного цвета, чисто живописными средствами, возможность рассматривать живописное как самоцель. По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности. По мнению некоторых специалистов, от Тициана можно перейти к Рубенсу и Рембрандту, затем к Делакруа, а от него к Гогену, Ван Гогу, Сезанну и т.д.

Родоначальником венецианской школы является Джорджоне (1476-1510). В своем творчестве он выступил как настоящий новатор. У него окончательно побеждает светское начало, и вместо библейских сюжетов он предпочитает писать на мифологические и литературные темы. В его творчестве происходит утверждение станковой картины, которая уже ничем не напоминает икону или алтарный образ.

Джорджоне открывает новую эру в живописи, первым начиная писать с натуры. Изображая природу, он впервые смещает акцент на подвижность, изменчивость и текучесть. Прекрасным примером тому является его картина «Гроза». Именно Джорджоне начинает искать тайну живописи в свете и его переходах, в игре света и тени, выступая предшественником Караваджо и караваджизма.

Джорджоне создал разные по жанру и тематике работы — «Сельский концерт» и «Юдифь». Самым знаменитым его произведением стала «Спящая Венера ». Эта картина лишена какого-либо сюжета. Она воспевает красоту и прелесть обнаженного женского тела, представляя «наготу ради самой наготы».

Главой венецианской школы является Тициан (ок. 1489-1576). Его творчество — наряду с творчеством Леонардо, Рафаэля и Микелан- джело — является вершиной искусства Ренессанса. Большая часть его долгой жизни приходится на Позднее Возрождение.

В творчестве Тициана искусство Возрождения достигает наивысшего подъема и расцвета. Его произведения сочетают в себе творческий поиск и новаторство Леонардо, красоту и совершенство Рафаэля, духовную глубину, драматизм и трагизм Микеланджело. Им присуща необычайная чувственность, благодаря чему они оказывают мощное воздействие на зрителя. Произведения Тициана удивительно музыкальны и мелодичны.

Как отмечает Рубенс, вместе с Тицианом живопись приобрела свой аромат, а по словам Делакруа и Ван Гога — музыку. Его полотна написаны открытым мазком, который является одновременно легким, свободным и прозрачным. Именно в его произведениях цвет как бы растворяет и поглощает форму, и живописное начало впервые приобретает автономность, выступает в чистом виде. Реализм в его творениях переходит в чарующий и тонкий лиризм.

В работах первого периода Тициан прославляет беспечную радость жизни, наслаждение земными благами. Он воспевает чувственное начало, пышущую здоровьем человеческую плоть, вечную красоту тела, физическое совершенство человека. Этому посвящены такие его полотна, как «Любовь земная и небесная», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна», «Даная», «Венера и Адонис».

Чувственное начало преобладает и в картине «Кающаяся Магдалина », хотя она посвящена драматической ситуации. Но и здесь кающаяся грешница имеет чувственную плоть, пленительное, излучающее свет тело, полные и чувственные губы, румяные щеки и золотые волосы. Проникновенным лиризмом наполнено полотно «Мальчик с собаками».

В работах второго периода чувственное начало сохраняется, однако оно дополняется растущим психологизмом и драматизмом. В целом Тициан совершает постепенный переход от физического и чувственного к духовному и драматическому. Происходящие изменения в творчестве Тициана хорошо видны при воплощении тем и сюжетов, к которым великий художник обращался дважды. Характерным примером в этом плане может служить картина «Святой Себастьян». В первом варианте судьба одинокого, брошенного людьми страдальца не кажется слишком печальной. Напротив, изображенный святой наделен жизненными силами и физической красотой. В более позднем варианте картины, находящемся в Эрмитаже, тот же образ приобретает черты трагизма.

Еше более ярким примером могут служить варианты картины «Коронование терновым венцом», посвященной эпизоду из жизни Христа. В первом из них, хранящемся в Лувре. Христос предстает физически красивым и сильным атлетом, способным дать отпор своим насильникам. В Мюнхенском варианте, созданном через двадцать лет, тот же эпизод передан гораздо глубже, сложнее и многозначнее. Христос изображен в белом плаще, у него закрыты глаза, он спокойно переносит избиение и унижение. Теперь главным становится не коронование и избиение, не физическое явление, но психологическое и духовное. Картина наполнена глубоким трагизмом, она выражает торжество духа, духовного благородства над физической силой.

В поздних произведениях Тициана трагическое звучание все более усиливается. Об этом свидетельствует полотно «Оплакивание Христа».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png