Это выражение заключает в себе давний юридический обычай. В старину безграмотные свидетели, подтверждая свои показания, подавали судье правую руку и тем как бы давали собственноручную («заручную») подпись. Часто требовалось наложение самой руки на бумагу (это называлось рукоприкладство или, проще говоря, подпись). Свидетелям обмазывали ладонь черной краской и делали отпечаток. То есть человек ручался, отвечал за данное показание на суде, становился порукою другого человека. «Порукой» назывался тот человек, который брал подсудимого себе на руки, ручался ответом за него. И если «рука согрешит, то голова в ответе».

Продолжить >>

Дорого яичко к Христову дню.

Эта поговорка используется, когда что-то сделано или получено вовремя, в тот момент, когда в этом особенно заинтересованы или нуждаются. Выражение произошло от христианского обычая дарить на Пасху крашеные яйца. Понятно, что яйцо, подаренное не вовремя, после Светлого Воскресения, теряет свою особенную символическую ценность. Близкое по смыслу устойчивое выражение: дорога ложка к обеду.

Продолжить >>

Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.

Так говорят о человеке, который ни в чем не является мастером, никак не проявляет свои способности. Это человек инфантильный, неспособный принимать самостоятельных решений, неприспособленный к жизни. Например, Николай Гоголь в «Мертвых душах» употребляет это выражение применительно к помещику Манилову: «Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Продолжить >>

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

На Руси было время, когда крестьяне имели право сменить хозяина. В конце XV века, в Судебнике Ивана III был установлен единый срок крестьянского выхода - за неделю до дня памяти святого Георгия - 26 ноября (Юрьев день) и неделю после него. Однако в 1649 году царь Алексей Михайлович издал сборник законов, который отменял переход крестьян и в Юрьев день и пожизненно закреплял крестьян за своим помещиком. У крестьян, ожидавших Юрьева дня как единственную возможность улучшить свою жизнь, была отнята последняя надежда на изменение своего положения. Так возникла поговорка, выражающая сожаление о несбывшихся надеждах.

Продолжить >>

На всякого мудреца довольно простоты.

Выражение употребляется, когда умный, опытный человек поступает недальновидно и наивно. Даже самый мудрый может совершить ошибку, и его можно обмануть. Особенно в том случае, когда он уверен в своей правоте и непогрешимости. Довольно (устар.) - достаточно, в достаточном количестве. Простота - здесь: простодушие, наивность. Выражение часто встречается в литературе. Например, пьеса Александра Николаевича Островского носит название «На всякого мудреца довольно простоты».

Продолжить >>

На охоту ехать – собак кормить.

Охотничьих собак готовят к охоте заранее. Собаки не должны быть сытыми во время охоты, поэтому утром их не кормят, иначе они окажутся бесполезными помощниками. Кормить собак нужно заранее, чтобы перед охотой они были слегка голодными и охота прошла успешно. Так можно сказать и о делах, в которых требуется предварительная подготовка. Что-то делать в последний момент уже поздно и бесполезно: несвоевременные действия нужного результата не принесут.

Продолжить >>

Не бей лежачего.

Речь идет о слишком легкой работе, не требующей никаких усилий. Возникновение выражения связано с правилом кулачного боя. В «Указе» 1726 года оно формулируется как конкретное наставление участникам кулачных поединков: «Кто упадёт, лежащих никогда не били бы». Образ восходит к противопоставлению стоячего и лежачего положения, когда позиция лежачего символизирует его беззащитность, слабость. Также в русской культуре образ лежачего отождествляется с бездельником, лежебокой, проводящим время в лежании от нечего делать.

Продолжить >>

Это устойчивое выражение означает: очень быстро сходить, сбегать куда-нибудь, сделать что-либо, имеет в русском языке огромное количество синонимов. Например, во весь дух, во все лопатки, не чуя под собой ног, очертя голову, только пятки засверкали, точно угорелый и многие другие.

Продолжить >>

Потёмкинская деревня.

Выражение восходит к исторической легенде. Екатерина II пожелала посмотреть, как живут ее подданные в недавно отвоеванных у Турции новых южных землях, которыми управлял фаворит императрицы Григорий Потёмкин. Стремясь добиться расположения Екатерины, он строил по пути ее следования бутафорские деревни, в которых богато одетые счастливые крестьяне водили хороводы, пели, прославляя императрицу. Екатерина вернулась в столицу, будучи уверенной в том, что простой народ в ее государстве живет богато и счастливо. Таким образом, деревни, якобы построенные Потёмкиным, стали образцом фальши, обмана, демонстрации несуществующих успехов и ложных достижений.

Продолжить >>

Ни Богу свечка, ни черту кочерга.

Здесь имеется в виду, что человек ничем не выделяется, не имеет ярко выраженных способностей, качеств, свойств. Выражение связано с христианским обычаем зажигать свечи перед иконами и с древнейшим значением слова кочерга - «деревянная обгорелая палка, которую можно было использовать как коптящую лучину для освещения избы», «недогоревший остаток лучины». Также в русском фольклоре кочерга как предмет печной утвари наделяется магическим значением: этот предмет был атрибутом нечистой силы. Поэтому образ основан на противопоставлении свечи и кочерги как «богова» и «чёртова» источников света, а также на метафоре, которая уподобляет ничем не выделяющегося, посредственного человека отсутствию функциональной предназначенности предмета.

Исходный текст

Самый страшный и самый распространенный стереотип в нашей стра-не — это стереотип безответственности. Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Они опускаются от пос-тоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Руки опускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем все «до лампочки». Вот от чего опускаются руки! Стереотип бесхозяйственности на то и стереотип, что за ним всегда — многолетний опыт, привычка. Он, как глубокая колея, накатанная, удобная, проверенная.

С годами он стал у нас чуть ли не составной частью любой профессии. Здесь доходит до абсурда. К примеру, каждый человек в отдельности твердо знает, что зима в этом году будет обязательно. И соответственно к ней готовится: достает тёплое пальто, покупает тёплые ботинки, варежки, бельё... Но как только отдельные, персонально готовые к зиме люди собираются под крышей какого-либо учреждения, которое ведает теплоснабжением в городе, так зима, самая обычная зима, приходит к нам неожиданно. Каждый год они регулярно оправдываются в статьях, что «зима, к сожалению, застала нас врасплох». Читать это, честное слово, смешно! Но дальше смешное кончается. Дальше начинаются аварии.

Лопаются трубы в домах. Мерзнут люди. И новые газетные статьи рассказывают уже о тех «героических усилиях», которые пришлось предпринять, чтобы как-то выправить положение. А ведь порой жёсткие, страшные репортажи о результатах безответственности рвут душу, оглушают, не дают уснуть... И порой от боли заходится сердце...

Но до каких пор будем мы окунаться в ситуации, когда из-за двух или трёх разгильдяев сотни, а то и тысячи людей вынуждены демонстрировать массовый героизм? До каких пор?!

Вопрос этот только кажется риторическим. На него можно и нужно ответить.

Убеждён, что в подобные ситуации мы будем окунаться до тех самых пор, пока не расстанемся с проклятым стереотипом безответственности и наплевательского отношения к труду! Как к собственному, так и к чужому

И каждый раз, откровенно халтуря на работе («сойдёт!...»), что-то слепляя на авось («перемелется!...»), что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя («да ладно, обойдется...»), закрывая глаза на собственную небреж-ность («плевать»...»), мы же сами, своими руками, собственным так назы-ваемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы!

Пишем в газетах: «такой-то освобожден от должности...» Хотя порою хочется прочитать: «должность освобождена от такого-то...»... Освобождена, как земля. И теперь, может быть, вздохнет свободно... Но ведь «освобождён» не всегда означает «наказан». А следова-ло бы...

Людей, конечно, надо жалеть. Но ведь и спрашивать с них надо! И очень серьёзно, а не для вида. Только тогда можно избавиться от стереотипа бесхозяйственности, который гирей висит на наших ногах.

(По Р. Рождественскому)

Сочинение

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора

Бюрократизм, безответственность, бездействие… К сожалению, эти проблемы вечны и, что самое ужасное, наиболее актуальны сейчас. Я думаю, что именно наплевательскому отношению к работе, к людям, к обществу и посвящена статья Р. Рождественского.

Я целиком и полностью разделяю позицию автора: «Самый страшный и самый распространённый стереотип в нашей стране - это стереотип безответственности». Вот именно: стереотип, привычка, ведь всё это уже давно никого не удивляет. Кроме того, Рождественский говорит, что в этой ситуации виноваты все мы, а не только чиновники, которых так любят ругать.

Вспомним классику, хотя бы произведение Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Ведь там дело было даже не во власти, которая недосмотрела, допустила лазейку в законе. По сути дела Главное, что молодой авантюрист готов заплатить, а зачем они ему нужны, да какая разница! Спохватилась только Коробочка, да и то из-за страха продешевить.

Когда это было? Два века назад, а проблема осталась. Прошёл ледяной дождь, и многие люди остались без света на долгое время. Некоторые районы Подмосковья даже встречали Новый год без света! На дворе ХХI век, и зима в России не впервые.

Всё в наших руках. Изменить ситуацию в лучшую сторону получится, только когда каждый из нас что-нибудь для этого сделает. Не подумает, не скажет, не посетует, а именно осознает и сделает!

Оценка работы

Критерий За что начисляются баллы? Максимально В данном
сочинении
Итого
К1 Формулировка проблемы исходного текста 1 есть 1
К2 Комментарий к проблеме 2 нет 0
К3 Отражение позиции автора 1 есть 1
К4 Своё мнение и его аргументация 3 есть 3
К5 Смысловая цельность, связность,
последовательность изложения
2 есть 2
К6 Точность и выразительность речи 2 есть 2
К7 Орфография 3 0 ошибок 3
К8 Пунктуация 3 1 ошибка 3
К9 Соблюдение языковых норм 2 0 ошибок 2
К10 Соблюдение речевых норм 2 0 недочётов 2
К11 Соблюдение этических норм 1 есть 1
К12 Фактологическая точность 1 есть 1
Всего: 23 21

Практикум

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм

Найди в сочинении орфографические ошибки.

Всего: ошибок нет

К8. Соблюдение пунктуационных норм

Найди в сочинении пунктуационные ошибки.

Ошибка: По сути дела никого из помещиков особо не волновало, почему это Чичиков покупает у них вроде бы как уже умерших крестьян.
Правильно: По сути дела, никого из помещиков особо не волновало, почему это Чичиков покупает у них вроде бы как уже умерших крестьян.
По сути дела — вводное сочетание.

Всего: 1 пунктуационная ошибка

К9. Соблюдение языковых норм

Найди в сочинении нарушения языковых норм.

Всего: нарушения языковых норм нет

К10. Соблюдение речевых норм

Найди в сочинении нарушения речевых норм.

Всего: нарушений речевых норм нет

К1. Формулировка проблем исходного текста

Верно ли сформулирована проблема исходного текста?

Проблема исходного текста сформулирована верно.

Русский язык в современном мире и в будущем .

Цель урока - расширение представлений о языке как о лингвистической, духовной, культурной и нравственной ценности русского народа.

Задачи :

Углубление знаний о русском языке

Совершенствование навыков работы с информацией

Воспитание чувства патриотизма и бережного

отношения к своему языку

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Создание проблемной ситуации и выработка программы совместных действий.

3.Выдвижение тезисов языковой картины мира в будущем, основанных на личном интеллектуальном опыте.

4. Представление информации по тезисам.

5. Обсуждение информации. Анализ материала.

6. Презентация отчётов групп.

7. Обобщение и выводы. Итоги урока.

8. Домашнее задание.

На всей земле был один язык и одно наречие.

И сказали люди друг другу: «Построим себе город

И башню высотою до небес». И сказал Господь:

«Вот один народ и один язык у всех, и вот что они

Начали делать, и не отстанут они от того, что

Задумали. Сойдём же и смешаем язык их, так

Чтобы один не понимал речи другого».

И рассеял их Господь оттуда по всей земле…

Книга Бытия

Учитель: Постараемся с вами ответить на вопросы, которые задают многие лингвисты, филологи и простые россияне:

На каком языке будет говорить новый мир в будущем?

Может ли русский язык стать доминирующим мировым языком в XXI веке?

Мир в будущем станет говорить на языке той страны, которая первой опишет новую реальность, уложит её в определённые смыслы и программы действия, на языке той страны, которая будет этой реальностью управлять.

А.Столяров

Учитель: Для этого зададим простой вопрос:

«Хорош ли русский язык?» и это будет тезис для сочинения-рассуждения, которое будет домашним заданием.

Учитель: Напомните алгоритм написания сочинения-рассуждения.

Предлагаю в качестве доказательств тезиса использовать приём антитезы.

Значит, какие стороны русского языка мы будем характеризовать?

Запишите аргумент №1:

Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

Учитель : Девочки подготовили самостоятельно материал, пользуясь Интернет-ресурсами, который поможет вам прокомментировать предложенный тезис. Вы, слушая, запишите в тетрадь не менее 2-ух комментариев.

Комментарий к аргументу №1:

Русским языком владеет около 300 миллионов человек, он занимает в мире огромное пространство – географическое, гуманитарное, культурное, входит в десятку мировых языков, занимает 4 место по числу владеющих им после китайского, английского и испанского.

Русский язык после значительного спада интереса к нему, вызванного развалом СССР, вновь становится востребованным теми, кто принимает участие в развитии связей с Россией и реализации проектов международного сотрудничества.

70% населения в СНГ владеет русским языком.

Русский язык является одним из официальных языков ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ.

На русском языке созданы литературные произведения, которые вошли в мировую классику.

Русский язык изучается более чем в 90 странах мира.

Запишите аргумент №2:

Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

Комментарий к аргументу №2:

Число русскоязычного населения в бывшем СССР, дальнем зарубежьеи мире в целом неуклонно уменьшается и, по прогнозам аналитиков, к 2025 году снизится до 152 миллионов. Вполне вероятно, в скором времени русский язык выйдет из десятка основных языков человечества.

Сократилась база и снизилась культура разговорного русского языка.

Развал СССР вызвал значительное падение популярности русского языка в бывших республиках и странах Восточной Европы.

Нет ни одного русского писателя ХХ века, который был бытак широко известен за рубежом, как его великие предшественники.

Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом нормированного

литературного языка.

Отечественная информатика существенно отстаёт в именовании процессов, явлений

и предметов современного мира.

Иностранное засилье разрушает семантические связи между русскими словами.

Языковую вседозволенность не просто демонстрируют, но и декларируют журналисты, политики, представители искусства в своих печатных работах, публичных выступлениях, в свободном общении.

Крайне мало новых словарей русского языка, включающих, помимо общеобразовательной лексики, современную экономическую, юридическую, политическую терминологию и техническую лексику, необходимую человеку, живущему в мире рыночной экономики и научно-технического прогресса.

Домашние индивидуальные задания : Учитель: Некоторые лингвисты считают, что будущее за синтетическими языками. Используя Интернет, девочки коротко расскажут о языках эсперанто, глобиш, рунглиш, албанском или языке « падонкаф».

Учитель : Чтобы ответить на поставленный в начале урока вопрос, послушаем ещё одну информацию, которая может быть убедит вас в правильном выборе.

Презентация: Достоинства русского языка как потенциально способного стать доминирующим мировым языком:

Огромный лексический запас

Свобода словообразовательных возможностей

Богатство синонимики

Широкое применение оценочной лексики

Стилевое разнообразие

Литературно-художественная разработанность

Гибкость порядка слов

Мелодичность речи

Способность адаптировать заимствования из разных языков

Учитель: Так может ли русский язык занять главенствующее положение в мире, как можно повысить статус его, станет ли мир говорить на русском? Может это риторические вопросы?

Вывод: Русский язык как язык международного общения уступает главенствующее положение в мире другим языкам, в первую очередь - английскому, в силу большего экономического и технического могущества таких высокоразвитых государств, как Великобритания, США, Франция, Германия, а также по причине внутреннего кризиса языка, обусловленного демографическими проблемами в стране и небережным отношением к нему со стороны его носителей.

Статус русского языка в мире может повыситься только при условии преодоления демографического кризиса в России, возрастания её влияния на мировые процессы, экономического и научно-технического прогресса в стране, введения целевых государственных программ по пропаганде и распространению русского языка в мире, а также по возрождению вековой языковой культуры русского народа. Станет ли мир говорить на русском языке в будущем, во многом зависит от политики государства, от отношения его населения к проблеме, от каждого из нас.

Учитель: Я думаю, у вас достаточно материала для того, чтобы написать сочинение-рассуждение на тему: «Хорош ли русский язык?», а прослушанный материал на уроке закрепим небольшим тестом.

Учитель: презентация, представление статьи Ю. Рождественского «Хорош ли русский?»

Как лингвист, отдавший много лет сравнительному языкознанию, ответственно утверждаю: нет ни одного языка на земле, который обладал бы такими широкими возможностями передавать эмоции, образы и понятия, как русский язык. (Юрий Рождественский)

Примите эти советы от Ю.Рождественского и берегите свой язык.

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение « Хорош ли русский язык?».

Приложение.

Юрий Рождественский Хорош ли русский? (фрагмент)

Что же необходимо для того, чтобы русский язык не проиграл английскому, французскому, китайскому и любому другому?

1. Нужно перестроить языковое воспитание так, чтобы человек владел всеми видами словесности достаточно глубоко и умел изобретать мысль и отвечать за смысл своей речи - владеть речевой этикой. Тогда выражение "если ты такой умный, то почему ты бедный?" будет правильно понято: "ты не умный, ты глупый". В центре языкового воспитания должна стать полноценная современная филологическая школа.

2. Необходимо усовершенствовать норму русского языка. Издать новый словарь русского языка для всеобщего употребления, в который должны войти: 1) термины общеобразовательные (чего сейчас нет); 2) достижения новой и новейшей поэтической практики; 3) также общенаучная и общетехническая лексика, чего тоже сейчас нет. Необходимо развить издания учебных словарей всех типов и особенно словарей-тезаурусов.

3. Нужно издать серию полноценных учебных толково-энциклопедических словарей, стилистических словарей, орфографических словарей. Среди этих словарей должен занять видное место словарь-тезаурус терминов общего образования.

4. Необходимо исследовать и разработать русскую литературу ХХ века. Разобраться в истории стилей, определить лучших стилистов, выделить корпус лучших произведений для нужд обоснованной школьной хрестоматии и для обучения новых поэтов.

5. Разработать современную документную систему, отвечающую действительным потребностям рыночной экономики и обеспечивающую связи с общественностью.

6. Нужно создать языковый союз стран СНГ не только в ученом, но и в конкретно юридическом смысле, обеспечив его мерами по активизации переводческого дела, развитию образовательной литературы, созданию общих и дифференцированных образовательных схем.

Кроме этих главных мер, полезно произвести мелкие:

а) Надо, чтобы публичные ораторы, особенно политические, использовали нормальные слова русского языка с надлежащей дикцией, так как с них берут пример.
б) Надо, чтобы пресса не подражала дурным образцам политических речей, распространяя хорошие образцы политической речи. Это предложение особенно касается деятельности телевидения.
в) Надо, чтобы в создании любого публичного текста, имеющего широкое значение, принимал участие стилист-консультант с хорошим литературным вкусом.
г) Надо, чтобы пропагандировались эстетически совершенные литературные произведения, влияющие на язык, а не авторы, влиятельные во властном смысле

Приложение.

1.У ООН есть свои рабочие языки, на которых проводятся конференции, составляются юридические документы. Всего таких языков, особенно значимых в международном общении, шесть. Назовите хотя бы четыре из них.

2.Языками международного общения являются те, которые используются в наибольшем количестве различных сфер жизни, таких как наука, искусство, коммуникация, дипломатия, торговля, транспорт, туризм. Это распространения обусловлено социальными и лингвистическими факторами. Приведите хотя бы по одному примеру каждого из этих факторов.

3.Некоторые русские слова почти без изменений вошли в другие языки. Например, слово спутник. А какие из нижеприведённых слов также вошли в мировой обиход: царь,школа, президент, большевик, водка, самовар, сарафан?

4.Сегодня учёные-лингвисты всё чаще и чаще говорят о заимствовании русским языком английских слов, например: сканер, компьютер, бодибилдинг. Некоторые даже опасаются, как бы русский не был полностью вытеснен своим более удачливым собратом. Как ещё одну возможную перспективу дальнейшей судьбы русского отмечают его превращение в рунглиш, некую гибридную форму. А гибридом чего является рунглиш и в чём его суть?

5.После распада СССР в ставших независимыми государствах начался активный процесс развития национальных языков, а вот русскому стали уделять всё меньше и меньше внимания. И только в трёх странах его положение по-прежнему остаётся надёжным. Во-первых, это Казахстан, где работают люди разных национальностей (немцы, казахи, русские, корейцы), которые используют для общения более распространённый язык. Во-вторых, Киргизия, закрепившая за русским языком статус официального. А вот какая третья страна?

6.Михаил Васильевич Ломоносов (вслед за римским императором Карлом Пятым) однажды сказал, что на испанском языке следует говорить с Богом, на французском – с друзьями, на итальянском – с женщинами. А на каком языке нужно говорить с неприятелем и какой язык, по мнению Ломоносова, пригоден для всех вышеперечисленных целей?

Русский язык в современном мире и в будущем
Урок в 11 классе с применением ИКТ
и коммуникативно-деятельностных форм обучения

Учитель Юрко Татьяна Болеславовна

Цель урока - расширение представлений о языке как о лингвистической, духовной, культурной и нравственной ценности русского народа.

Задачи:

- углубление знаний о русском языке

- совершенствование навыков работы с информацией

- воспитание чувства патриотизма и бережного

отношения к своему языку

Ход урока:

  1. Оргмомент и целеполагание.
  2. Создание проблемной ситуации и выработка программы совместных действий.
  3. Выдвижение гипотез языковой картины мира в будущем, основанных на личном интеллектуальном опыте.

4. Работа в группах по поиску информации в Интернет-ресурсах.

5. Обсуждение итогов поиска. Анализ собранного материала.

6. Презентация отчётов групп.

7. Обобщение и выводы. Итоги урока.

8. Домашнее задание.

На всей земле был один язык и одно наречие.

И сказали люди друг другу: «Построим себе город

и башню высотою до небес». И сказал Господь:

«Вот один народ и один язык у всех, и вот что они

начали делать, и не отстанут они от того, что

задумали. Сойдём же и смешаем язык их, так

чтобы один не понимал речи другого».

И рассеял их Господь оттуда по всей земле…

Книга Бытия

Проблемный вопрос:

На каком языке будет говорить новый мир в будущем?

Может ли русский язык стать доминирующим мировым языком в XXI веке?

Мир в будущем станет говорить на языке той страны, которая первой опишет новую реальность, уложит её в определённые смыслы и программы действия, на языке той страны, которая будет этой реальностью управлять.

А.Столяров

Вопросы учебной темы:

  • Статус русского языка в сопоставлении с другими мировыми языками
  • Потенциал русского языка как возможного средства международных коммуникаций
  • Использование русского языка в именовании процессов, предметов и явлений быстро развивающегося современного мира
  • Рейтинг русского языка в современном мире

Работа в группах №1 и 2

Гипотеза 1:

Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

Гипотеза 2:

Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

Задание для группы №3: изучить статью Ю.Рождественского

«Хорош ли русский?» и представить на уроке её основные тезисы.

Экспертная группа учащихся наблюдает за работой групп №1, 2,3 и резюмирует её.

Основные положения отчёта группы №1:

  • Русским языком владеет около 300 миллионов человек, он занимает в мире огромное пространство - географическое, гуманитарное, культурное, входит в десятку мировых языков, занимает 4 место по числу владеющих им после китайского, английского и испанского.
  • Русский язык после значительного спада интереса к нему, вызванного развалом СССР, вновь становится востребованным теми, кто принимает участие в развитии связей с Россией и реализации проектов международного сотрудничества.
  • 70% населения в СНГ владеет русским языком.
  • На русском языке опубликована 1/3 мировой научной литературы.
  • Русский язык является одним из официальных языков ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ.
  • На русском языке созданы литературные произведения, которые вошли в мировую классику.
  • Русский язык изучается более чем в 90 странах мира.

Достоинства русского языка как потенциально способного стать доминирующим мировым языком:

  • Огромный лексический запас
  • Свобода словообразовательных возможностей
  • Богатство синонимики
  • Широкое применение оценочной лексики
  • Стилевое разнообразие
  • Литературно-художественная разработанность
  • Гибкость порядка слов
  • Мелодичность речи
  • Способность адаптировать заимствования из разных языков

Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно признаётся великим языком великого народа. (Академик В.В.Виноградов)

Основные положения отчёта группы №2:

  • Число русскоязычного населения в бывшем СССР, дальнем зарубежьеи мире в целом неуклонно уменьшается и, по прогнозам аналитиков, к 2025 году снизится до 152 миллионов. Вполне вероятно, в скором времени русский язык выйдет из десятка основных языков человечества.
  • Сократилась база и снизилась культура разговорного русского языка.
  • Развал СССР вызвал значительное падение популярности русского языка в бывших республиках и странах Восточной Европы.
  • Нет ни одного русского писателя ХХ века, который был бытак широко известен за рубежом, как его великие предшественники.
  • Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом нормированного
  • литературного языка.
  • Отечественная информатика существенно отстаёт в именовании процессов, явлений
  • и предметов современного мира.
  • Иностранное засилье разрушает семантические связи между русскими словами.
  • Языковую вседозволенность не просто демонстрируют, но и декларируют журналисты, политики, представители искусства в своих печатных работах, публичных выступлениях, в свободном общении.
  • Крайне мало новых словарей русского языка, включающих, помимо общеобразовательной лексики, современную экономическую, юридическую, политическую терминологию и техническую лексику, необходимую человеку, живущему в мире рыночной экономики и научно-технического прогресса.

Вывод:

Русский язык как язык международного общения уступает главенствующее положение в мире другим языкам, в первую очередь - английскому, в силу большего экономического и технического могущества таких высокоразвитых государств, как Великобритания, США, Франция, Германия, а также по причине внутреннего кризиса языка, обусловленного демографическими проблемами в стране и небережным отношением к нему со стороны его носителей.

Представление статьи Ю. Рождественского «Хорош ли русский?»

Как лингвист, отдавший много лет сравнительному языкознанию, ответственно утверждаю: нет ни одного языка на земле, который обладал бы такими широкими возможностями передавать эмоции, образы и понятия, как русский язык. (Юрий Рождественский)

Резюме экспертной группы:

Статус русского языка в мире может повыситься только при условии преодоления демографического кризиса в России, возрастания её влияния на мировые процессы, экономического и научно-технического прогресса в стране, введения целевых государственных программ по пропаганде и распространению русского языка в мире, а также по возрождению вековой языковой культуры русского народа. Станет ли мир говорить на русском языке в будущем, во многом зависит от политики государства, от отношения его населения к проблеме, от каждого из нас.

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру « Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». (А.А.Ахматова)

Индивидуальные задания: Некоторые лингвисты считают, что будущее за синтетическими языками. Поразмышляем об этом. Используя Интернет, ответить на вопросы:

1. Что случилось с эсперанто ?

2. Что такое глобиш ?

3. Приживётся ли в общении рунглиш ?

Приложения

Юрий Рождественский Хорош ли русский? (фрагмент)

Что же необходимо для того, чтобы русский язык не проиграл английскому, французскому, китайскому и любому другому?

1. Нужно перестроить языковое воспитание так, чтобы человек владел всеми видами словесности достаточно глубоко и умел изобретать мысль и отвечать за смысл своей речи - владеть речевой этикой. Тогда выражение "если ты такой умный, то почему ты бедный?" будет правильно понято: "ты не умный, ты глупый". В центре языкового воспитания должна стать полноценная современная филологическая школа.

2. Необходимо усовершенствовать норму русского языка. Издать новый словарь русского языка для всеобщего употребления, в который должны войти: 1) термины общеобразовательные (чего сейчас нет); 2) достижения новой и новейшей поэтической практики; 3) также общенаучная и общетехническая лексика, чего тоже сейчас нет. Необходимо развить издания учебных словарей всех типов и особенно словарей-тезаурусов.

3. Нужно издать серию полноценных учебных толково-энциклопедических словарей, стилистических словарей, орфографических словарей. Среди этих словарей должен занять видное место словарь-тезаурус терминов общего образования.

4. Необходимо исследовать и разработать русскую литературу ХХ века. Разобраться в истории стилей, определить лучших стилистов, выделить корпус лучших произведений для нужд обоснованной школьной хрестоматии и для обучения новых поэтов.

5. Разработать современную документную систему, отвечающую действительным потребностям рыночной экономики и обеспечивающую связи с общественностью.

6. Нужно создать языковый союз стран СНГ не только в ученом, но и в конкретно юридическом смысле, обеспечив его мерами по активизации переводческого дела, развитию образовательной литературы, созданию общих и дифференцированных образовательных схем.

Кроме этих главных мер, полезно произвести мелкие:

а) Надо, чтобы публичные ораторы, особенно политические, использовали нормальные слова русского языка с надлежащей дикцией, так как с них берут пример.
б) Надо, чтобы пресса не подражала дурным образцам политических речей, распространяя хорошие образцы политической речи. Это предложение особенно касается деятельности телевидения.
в) Надо, чтобы в создании любого публичного текста, имеющего широкое значение, принимал участие стилист-консультант с хорошим литературным вкусом.
г) Надо, чтобы пропагандировались эстетически совершенные литературные произведения, влияющие на язык, а не авторы, влиятельные во властном смысле

Презентация урока представлена на странице РМО учителей словесности Гатчинского муниципального района

«Общение подростков» - Черты характера лидера- подростка. Типы лидера. Гендерный фактор общения подростков. Психологические характеристики лидера. Особенности общения и лидерства младших подростков. Харизматический лидер. Социометрия (март2009). Leader – ведущий) – глава, лицо. Лидер -организатор. Становление личности. Каналы лидерства.

«Психология общения» - Психологический настрой. Социальная психология общения. Формы общения. Качество голоса. Приятные и неприятные запахи. Попытайтесь объяснить чем и какими факторами они взаимосвязаны. Движение рук. Основные правила и механизмы аттракции. Виды общения. Видеосюжет. Игра для зрителей. Черный ящик. Обмен различными знаниями.

«Массовая коммуникация» - Манипуляция. Эффекты воздействия СМИ. Признаки манипуляции. Модель вероятности сознательной обработки информации. Переменные, повышающие вероятность обдумывания. Суггестивные психотехнологии. Определение МК. Нормативность. Особенности массовой коммуникации. Отличия между МК и межличностным общением.

«Внушение народу средствами искусства» - Внушение народу определённых чувств и мыслей средствами искусства. Одним из примеров таких исторических подвигов народных масс, воодушевленных одной общей идеей, может служить взятие Бастилии и отпор на границах Франции европейских войск, окруживших последнюю в период Великой революции. важное значение внушения, как условия, содействующего объединению отдельных лиц в большие общества.

«Общение с людьми» - Деловое (касается только рабочих вопросов) Личное (дружеское общение, о переживаниях, жизни). Посмеяться гораздо важнее, чем поплакать. Способы общения. Коммуникативная (обмен информацией) Интерактивную (взаимодействие) Перцептивную (восприятие и понимание людьми друг друга). Закономерность первого впечатления.

«Виды коммуникации» - Общение и коммуникация. Термины. Социальная зона коммуникации. Стиль общения. Стили коммуникации. Невербальные сообщения. Невербальные формы общения. Вербальная коммуникация. Искусный стиль. Высоконтекстуальные культуры. Личностный стиль. Процессы обмена и передачи информации. Паравербальная коммуникация.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png