Одно из имен Армении - Карастан, страна камней. А есть еще вариант - страна говорящих камней. Тут явно имеются ввиду хачкары. Вертикальные каменные плиты с орнаментами и крестом. Их стали устанавливать на месте будущих церквей еще в IV веке, во время укоренения христианства в этом краю. Хачкары в Армении делают до сих пор. Узнать ближе одно из древнейших христианских государств мира, увидеть уникальные артефакты прошлого позволяет выставка "Армения. Легенда бытия", она открылась в Москве, в Государственном историческом музее. Три ведущих музея Армении предоставили редчайшие свои экспонаты.
Специалисты из Матенадарана, Института древних рукописей, доставили в Москву 25 артефактов. Потемневшие от времени библии, молитвословы. Самый ценный экспонат из Музея истории Армении - серебряный кубок XXII века до нашей эры. Таких в мире единицы. Украшен в несколько ярусов - здесь сцены из жизни безымянного царя: вот он на охоте, воюет, пирует, приносит жертву богам.
"Вещь уникальная и крайне информативная. Даже по тому, сколько оружия здесь изображено, можно составлять типологию, потому что все изображено очень четко и видно, какая рукоятка и какой клинок", - рассказывает заведующий сектором отдела археологических памятников Исторического музея Александр Мошинский.
Из Музея истории Армении прибыли и вот эти миниатюрные идолы, мраморная статуя богини Афродиты конца II века до нашей эры. А эти вещи сделаны шестью веками ранее. Шлем, щит и колчан принадлежали царям государства Урарту. И доминанта выставки - крест с мощами Георгия Победоносца из сокровищницы Эчмиадзина. Реликвия 1746 года.
"Очень много ювелиров и мастеров, которые занимались с металлом. И вот один из экземпляров тех мастеров, которые работали в основном в городе Ван. К сожалению, после геноцида все эти мастерские не существуют. Это школа потеряна", - отмечает директор музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Асогик Карапетян.
О геноциде, самом страшном периоде в истории армянского народа, на выставке рассказывают фотографии и документы тех лет. На них - разрушенные и утерянные навсегда памятники архитектуры и люди, которым повезло выжить. Среди сохранившихся артефактов, которые не встретишь нигде больше - хачкары.
Если переводить с армянского, в слове "хачкар" совмещены понятия креста и камня, такие памятники берут свое начало от монументов, которые в IV веке ставились на месте древних языческих святилищ. Хачкары называют символом национальной культуры Армении.
Это и обереги, и молитва, заключенная в камень. В центре крест, концы которого - обязательно с элементами цветения. По одному из апокрифов, после распятия Христа крест дал побеги и цвел до момента смерти Иисуса. Такой символ грядущего воскресения к жизни вечной называют не иначе как армянским крестом.
Выставка «Армения. Легенда бытия» в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.
Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа - со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции – охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие – складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.
В числе экспонатов выставки – памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.
Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.
Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.
Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.
Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в «Грамматике» армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца – создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.
Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства – ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII – XIX вв. из разных уголков Армении.
Об одном из самых трагичных событий истории XX века – геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.
Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.
10 марта в выставочном зале Государственного исторического музея Москвы открылась выставка «Армения. Легенда бытия», на которой можно в полной мере ознакомиться с культурой Армении всех времен – от древности до конца XIX столетия.
Выставка организована при содействии Министерства культуры Армении и Министерства культуры России. Широкой российской общественности представлена богатейшая коллекция артефактов: в Москву были доставлены более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих хранилищ Армении: музея истории Армении и национальных сокровищниц страны: Института древних рукописей Матенадарана им. Святого Месропа Маштоца и Первопрестольного Святого Эчмиадзина.
Музей истории Армении представил богатейшую коллекцию артефактов, охватывающих всю историю армянского народа. Среди них орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Также в числе экспонатов выставки – памятники древнейшего государства Урарту: клинописные надписи, статуэтки божеств, предметы вооружения урартских царей с различными рельефными изображениями (всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и т.д.).
Особого внимание посетителей достоин серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, который датируется XXII веком до н.э. На нем в несколько ярусов детально изображены отдельные фрагменты из повседневной жизни: охота, война, ритуальные действия и прочее. При внимательном рассмотрении все они складываются в единый сюжет, и, безусловно, имеют мифологическую основу.
То, что Армения – первое государства, официально принявшее христианство в 301 году, общеизвестный факт. И, конечно, выставка «Армения. Легенда бытия» не могла обойти это значимое событие стороной.
Каждый человек, однажды побывавший в Армении или мало-мальски интересующийся ее культурой знаком с таким видом архитектурных памятников, как хачкары. На территории Армении их множество. Стелы с резным изображением крестов повсюду являются лучшим показателем уровня религиозности местного населения. На выставке им уделено отдельное место - экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.
Важную часть экспозиции представляют церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Доминантой выставки по праву считается бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.
Института древних рукописей Матенадарана им. Святого Месропа Маштоца также внес свой большой вклад в расширение коллекции на выставке «Армения. Легенда бытия»: специалисты из Матерадарана доставили в Москву 25 артефактов: древнейшие рукописи, библии и молитвословы, представляющие духовное и культурное наследие Армении.
Выставка «Армения. Легенда бытия» даст возможность не только насладиться культурным наследием древнейшего государства, но и окунуться в мир, полный южного теплого колорита. Известно, что армянское декоративно-прикладное искусство славится специфическим национальным народным промыслом – ковроделием, корни которого уходят в далекое прошлое. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы карпетов и национальных костюмов XVIII – XIX вв. из разных регионов Армении.
Безусловно, организаторы не могли обойти стороной важнейший факт истории армянского народа – трагическое событие начала XX века – геноцид. О нем на выставке рассказывают фотографии тех лет, на которых изображены потерянные навсегда, к сожалению, памятники архитектуры и люди, которым, несмотря на ужасную резню, удалось выжить в этой страшной трагедии.
Экспонаты выставки дают отличную возможность посетителям познакомиться с Арменией глубже, а также оценить по достоинству культурное наследие страны, имеющей столь многовековую историю.
Отметим, что выставку «Армения. Легенда бытия» на днях посетил Президент Армении Серж Саргсян, находящийся в настоящее время с рабочим визитом в России. В завершение своего визита Серж Саргсян сделал запись в книге гостей музея: «Для меня, как президента Армении, большая честь сегодня находиться в одном из древнейших зданий России – в Государственном историческом музее, где проходит выставка под названием «Армения. Легенда бытия», посвященная многотысячелетней истории армянского народа, в которой немало славных страниц о переплетении истории и культуры наших братских народов. Убежден, что ряды хранящихся здесь уникальных документов и экспонатов будут и впредь пополняться новыми ценными доказательствами армяно-российской долговечной дружбы»
.
Открытие выставки. Выступает министр культуры Республики Армения Асмик Погосян. Рядом директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, министр культуры России Владимир Мединский
Для начала (учитывая специфику блога) познакомимся с текстилем и рукописными книгами.
Центральное место в экспозиции, рядом с крестом с мощами Георгия Победоносца, предоставлено большой алтарной завесе. Она состоит из сшитых полотен и прекрасно сохранилась, несмотря на солидный возраст.
Завеса алтаря. Евдокия (Токат). 1689 г. Холст, набойка. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Фрагменты
Традиционные цвета армянской набойки: черный и красный совсем не потускнели за прошедшие века
Завеса. Константинополь. 1761 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Фрагменты.
Тончайшая вышивка на желтом шелке. Мастерицы не пожалели времени, чтобы изобразить каждый кирпичик и складку одежды…
Нарамник. Новая Джульфа. 1688 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг, серебро, эмаль, бирюза. Вышивка. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Слева: Епитрахиль. Смирна. 1732 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити,жемчуг, изумруды (кабошоны).
Справа: Воротник - оплечье стихаря. Смирна. 1734 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити. 68.5х47 см
Воротник - оплечье стихаря. Новая Джульфа. 1736 г.Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити.
Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Фрагменты
Омофор. Слуцк. Конец XVIII в. Золотные, серебряные и шелковые нити, серебро. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Фрагмент
Широкие слуцкие пояса ткали без изнанки, двусторонними. А были и четырехсторонние - двумя полосами разного цвета, на все случаи жизни. Пояс легко датировать благодаря надписи в уголке: «Вь грдъ Слуцкъ» (ять заменяю твердым знаком). Кириллицей стали подписывать пояса после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г., когда белорусские земли вошли в состав Российской империи, как одна из провинций.
Сдержанный цвет, уже не яркий блеск золотных нитей и скромный рисунок не привлекают особого внимания. А между тем - это прославленный слуцкий пояс (в подписи назван омофором). В самой Белоруссии после войны их насчитывают всего 5 экземпляров, но они есть в коллекциях музеев разных стран.
Подробности об их истории, музее слуцких поясов и об их возрождении сегодня см.
В Москву привезли 6 ворсовых ковров XIX века и 4 национальных костюма:
Ковры: Слева ковер с медальонами, тип «Воротан»
[название горной реки]. Сюник, XIX в. Шерсть.
Ковер «Астхаавк»
[Звезды]. Сюник. XIX в. Шерсть.
Справа: Ансамбль женского костюма. Васпуракан. Конец XVIII - начало XIX в. Шерсть, хлопок. Музей Истории Армении
Фрагмент ковра «Древо жизни». Арцах. Конец XIX в. Шерсть. Музей истории Армении
Целая библиотека древних манускриптов представлена на выставке. Кожаные переплеты раскрыты и можно долго рассматривать яркие миниатюры в евангелиях, библии, лекционариях, гимнариях, Синаксарии.
Самый древний среди памятников письменности - этот одинокий обгоревший (?) лист:
Второзаконие. Фрагмент. V в. Пергамент. Образец самой ранней формы армянской письменности, которой писал Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита. Матенадаран
Евангелие. Сандхкаванк, Айрарат. 1053 г. Писец и получатель Ованес, переплетчик иерей Аствацатур. Пергамент. Открыта на миниатюре «Евангелист Марк» и первом листе. ...Известно, что Ованес Сандхкаванеци жил и творил в монастыре Сандхкаванк. Матенадаран
Евангелие. Каффа, 1420 г. Писец, художник и переплетчик Кристосатур, получатели Аствацатур и его супруга Еагут. Пергамент. Открыта на миниатюре «Евангелист» и первом листе. Матенадаран
Кстати, манускрипты - не только памятники письменности и образцы искусства книги. Они интересны и текстильщикам, так как в переплетах сохранились древнейшие ткани-набойки. Они окрашены растительными красителями и прославленным армянским кермесом. Этот уникальный красный цвет получали из насекомого - дубового червеца. Он способствовал и славе армянских ковров.
Выставка "Армения. Легенда бытия" в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.
Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа - со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции - охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие - складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.
В числе экспонатов выставки - памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.
Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. - II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты - высокохудожественное произведение искусства конца II - начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.
Армения - первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви - крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.
Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII-XV веков.
Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры - евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя - первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в "Грамматике" армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца - создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.
Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства - ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII - XIX вв. из разных уголков Армении.
Об одном из самых трагичных событий истории XX века - геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.
Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.