Одно из имен Армении - Карастан, страна камней. А есть еще вариант - страна говорящих камней. Тут явно имеются ввиду хачкары. Вертикальные каменные плиты с орнаментами и крестом. Их стали устанавливать на месте будущих церквей еще в IV веке, во время укоренения христианства в этом краю. Хачкары в Армении делают до сих пор. Узнать ближе одно из древнейших христианских государств мира, увидеть уникальные артефакты прошлого позволяет выставка "Армения. Легенда бытия", она открылась в Москве, в Государственном историческом музее. Три ведущих музея Армении предоставили редчайшие свои экспонаты.

Специалисты из Матенадарана, Института древних рукописей, доставили в Москву 25 артефактов. Потемневшие от времени библии, молитвословы. Самый ценный экспонат из Музея истории Армении - серебряный кубок XXII века до нашей эры. Таких в мире единицы. Украшен в несколько ярусов - здесь сцены из жизни безымянного царя: вот он на охоте, воюет, пирует, приносит жертву богам.

"Вещь уникальная и крайне информативная. Даже по тому, сколько оружия здесь изображено, можно составлять типологию, потому что все изображено очень четко и видно, какая рукоятка и какой клинок", - рассказывает заведующий сектором отдела археологических памятников Исторического музея Александр Мошинский.

Из Музея истории Армении прибыли и вот эти миниатюрные идолы, мраморная статуя богини Афродиты конца II века до нашей эры. А эти вещи сделаны шестью веками ранее. Шлем, щит и колчан принадлежали царям государства Урарту. И доминанта выставки - крест с мощами Георгия Победоносца из сокровищницы Эчмиадзина. Реликвия 1746 года.

"Очень много ювелиров и мастеров, которые занимались с металлом. И вот один из экземпляров тех мастеров, которые работали в основном в городе Ван. К сожалению, после геноцида все эти мастерские не существуют. Это школа потеряна", - отмечает директор музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Асогик Карапетян.

О геноциде, самом страшном периоде в истории армянского народа, на выставке рассказывают фотографии и документы тех лет. На них - разрушенные и утерянные навсегда памятники архитектуры и люди, которым повезло выжить. Среди сохранившихся артефактов, которые не встретишь нигде больше - хачкары.

Если переводить с армянского, в слове "хачкар" совмещены понятия креста и камня, такие памятники берут свое начало от монументов, которые в IV веке ставились на месте древних языческих святилищ. Хачкары называют символом национальной культуры Армении.

Это и обереги, и молитва, заключенная в камень. В центре крест, концы которого - обязательно с элементами цветения. По одному из апокрифов, после распятия Христа крест дал побеги и цвел до момента смерти Иисуса. Такой символ грядущего воскресения к жизни вечной называют не иначе как армянским крестом.

Выставка «Армения. Легенда бытия» в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа - со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции – охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие – складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.
В числе экспонатов выставки – памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.
Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в «Грамматике» армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца – создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.

Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства – ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII – XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагичных событий истории XX века – геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.

10 марта в выставочном зале Государственного исторического музея Москвы открылась выставка «Армения. Легенда бытия», на которой можно в полной мере ознакомиться с культурой Армении всех времен – от древности до конца XIX столетия.

Выставка организована при содействии Министерства культуры Армении и Министерства культуры России. Широкой российской общественности представлена богатейшая коллекция артефактов: в Москву были доставлены более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих хранилищ Армении: музея истории Армении и национальных сокровищниц страны: Института древних рукописей Матенадарана им. Святого Месропа Маштоца и Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

Музей истории Армении представил богатейшую коллекцию артефактов, охватывающих всю историю армянского народа. Среди них орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Также в числе экспонатов выставки – памятники древнейшего государства Урарту: клинописные надписи, статуэтки божеств, предметы вооружения урартских царей с различными рельефными изображениями (всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и т.д.).

Особого внимание посетителей достоин серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, который датируется XXII веком до н.э. На нем в несколько ярусов детально изображены отдельные фрагменты из повседневной жизни: охота, война, ритуальные действия и прочее. При внимательном рассмотрении все они складываются в единый сюжет, и, безусловно, имеют мифологическую основу.

То, что Армения – первое государства, официально принявшее христианство в 301 году, общеизвестный факт. И, конечно, выставка «Армения. Легенда бытия» не могла обойти это значимое событие стороной.

Каждый человек, однажды побывавший в Армении или мало-мальски интересующийся ее культурой знаком с таким видом архитектурных памятников, как хачкары. На территории Армении их множество. Стелы с резным изображением крестов повсюду являются лучшим показателем уровня религиозности местного населения. На выставке им уделено отдельное место - экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.

Важную часть экспозиции представляют церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Доминантой выставки по праву считается бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Института древних рукописей Матенадарана им. Святого Месропа Маштоца также внес свой большой вклад в расширение коллекции на выставке «Армения. Легенда бытия»: специалисты из Матерадарана доставили в Москву 25 артефактов: древнейшие рукописи, библии и молитвословы, представляющие духовное и культурное наследие Армении.

Выставка «Армения. Легенда бытия» даст возможность не только насладиться культурным наследием древнейшего государства, но и окунуться в мир, полный южного теплого колорита. Известно, что армянское декоративно-прикладное искусство славится специфическим национальным народным промыслом – ковроделием, корни которого уходят в далекое прошлое. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы карпетов и национальных костюмов XVIII – XIX вв. из разных регионов Армении.

Безусловно, организаторы не могли обойти стороной важнейший факт истории армянского народа – трагическое событие начала XX века – геноцид. О нем на выставке рассказывают фотографии тех лет, на которых изображены потерянные навсегда, к сожалению, памятники архитектуры и люди, которым, несмотря на ужасную резню, удалось выжить в этой страшной трагедии.

Экспонаты выставки дают отличную возможность посетителям познакомиться с Арменией глубже, а также оценить по достоинству культурное наследие страны, имеющей столь многовековую историю.

Отметим, что выставку «Армения. Легенда бытия» на днях посетил Президент Армении Серж Саргсян, находящийся в настоящее время с рабочим визитом в России. В завершение своего визита Серж Саргсян сделал запись в книге гостей музея: «Для меня, как президента Армении, большая честь сегодня находиться в одном из древнейших зданий России – в Государственном историческом музее, где проходит выставка под названием «Армения. Легенда бытия», посвященная многотысячелетней истории армянского народа, в которой немало славных страниц о переплетении истории и культуры наших братских народов. Убежден, что ряды хранящихся здесь уникальных документов и экспонатов будут и впредь пополняться новыми ценными доказательствами армяно-российской долговечной дружбы» .

. И это не просто уникальные предметы и священные реликвии, представляющие историю страны, начиная с орудий первобытных времен до конца XIX века. Каждый экспонат здесь бесценен и связан с легендами и традициями армянского народа. И находка каждого артефакта представляет собой целую повесть, а расшифровка содержания рисунков на предметах до сих пор порождает массу гипотез и сродни детективным историям. Если будет время, когда-нибудь поговорим о них подробней.

Открытие выставки. Выступает министр культуры Республики Армения Асмик Погосян. Рядом директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, министр культуры России Владимир Мединский


Выступление Владимира Мединского.

Для начала (учитывая специфику блога) познакомимся с текстилем и рукописными книгами.

Центральное место в экспозиции, рядом с крестом с мощами Георгия Победоносца, предоставлено большой алтарной завесе. Она состоит из сшитых полотен и прекрасно сохранилась, несмотря на солидный возраст.

Завеса алтаря. Евдокия (Токат). 1689 г. Холст, набойка. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина

Фрагменты
Традиционные цвета армянской набойки: черный и красный совсем не потускнели за прошедшие века

Завеса. Константинополь. 1761 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина

Фрагменты.
Тончайшая вышивка на желтом шелке. Мастерицы не пожалели времени, чтобы изобразить каждый кирпичик и складку одежды…

Нарамник. Новая Джульфа. 1688 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг, серебро, эмаль, бирюза. Вышивка. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина

Слева: Епитрахиль. Смирна. 1732 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити,жемчуг, изумруды (кабошоны).
Справа: Воротник - оплечье стихаря. Смирна. 1734 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити. 68.5х47 см
Воротник - оплечье стихаря. Новая Джульфа. 1736 г.Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити.
Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина

Фрагменты

Омофор. Слуцк. Конец XVIII в. Золотные, серебряные и шелковые нити, серебро. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина

Фрагмент
Широкие слуцкие пояса ткали без изнанки, двусторонними. А были и четырехсторонние - двумя полосами разного цвета, на все случаи жизни. Пояс легко датировать благодаря надписи в уголке: «Вь грдъ Слуцкъ» (ять заменяю твердым знаком). Кириллицей стали подписывать пояса после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г., когда белорусские земли вошли в состав Российской империи, как одна из провинций.
Сдержанный цвет, уже не яркий блеск золотных нитей и скромный рисунок не привлекают особого внимания. А между тем - это прославленный слуцкий пояс (в подписи назван омофором). В самой Белоруссии после войны их насчитывают всего 5 экземпляров, но они есть в коллекциях музеев разных стран.
Подробности об их истории, музее слуцких поясов и об их возрождении сегодня см.

В Москву привезли 6 ворсовых ковров XIX века и 4 национальных костюма:
Ковры: Слева ковер с медальонами, тип «Воротан» [название горной реки]. Сюник, XIX в. Шерсть.
Ковер «Астхаавк»
[Звезды]. Сюник. XIX в. Шерсть.
Справа: Ансамбль женского костюма. Васпуракан. Конец XVIII - начало XIX в. Шерсть, хлопок. Музей Истории Армении

Фрагмент ковра «Древо жизни». Арцах. Конец XIX в. Шерсть. Музей истории Армении

Целая библиотека древних манускриптов представлена на выставке. Кожаные переплеты раскрыты и можно долго рассматривать яркие миниатюры в евангелиях, библии, лекционариях, гимнариях, Синаксарии.
Самый древний среди памятников письменности - этот одинокий обгоревший (?) лист:
Второзаконие. Фрагмент. V в. Пергамент. Образец самой ранней формы армянской письменности, которой писал Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита. Матенадаран

Евангелие. Сандхкаванк, Айрарат. 1053 г. Писец и получатель Ованес, переплетчик иерей Аствацатур. Пергамент. Открыта на миниатюре «Евангелист Марк» и первом листе. ...Известно, что Ованес Сандхкаванеци жил и творил в монастыре Сандхкаванк. Матенадаран

Евангелие. Каффа, 1420 г. Писец, художник и переплетчик Кристосатур, получатели Аствацатур и его супруга Еагут. Пергамент. Открыта на миниатюре «Евангелист» и первом листе. Матенадаран

Кстати, манускрипты - не только памятники письменности и образцы искусства книги. Они интересны и текстильщикам, так как в переплетах сохранились древнейшие ткани-набойки. Они окрашены растительными красителями и прославленным армянским кермесом. Этот уникальный красный цвет получали из насекомого - дубового червеца. Он способствовал и славе армянских ковров.

Выставка "Армения. Легенда бытия" в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа - со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции - охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие - складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

В числе экспонатов выставки - памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. - II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты - высокохудожественное произведение искусства конца II - начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.

Армения - первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви - крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII-XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры - евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя - первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в "Грамматике" армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца - создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.

Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства - ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII - XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагичных событий истории XX века - геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png