Серебряный век русской культуры считается одной из самых утонченных эпох. По словам Н. Бердяева, после периода упадка это был этап подъема философии и поэзии. Духовная жизнь серебряного века воспринималась как исключительное явление, отражавшее завершение исторического цикла и знаменующее начало абсолютно новой эпохи.

В девяностые годы Х I Х века, после депрессии и безвременья, начался прилив энергии в творчестве. Поэтами-восьмидесятниками была подготовлена почва для декадентов девяностых. В конце Х I Х столетия о себе начали заявлять новые течения, определялись новые механизмы их развития. Одним из новых направлений стал авангард. Авангардистам сопутствовала некая невостребованность, «неосуществленность». Это усиливало их драматизм, исходную дисгармонию с окружающим миром, которую они несли в себе.

Серебряный век русской культуры характеризовался неким синтезом всех искусств. Д. Мережковский называл три основных элемента, характерных для рубежа веков. К ним он относил символы, мистическое содержание и развитие художественной впечатлительности. Серебряный век в литературе выразился в переходе от реализма к символизму.

В первом десятилетии ХХ столетия в стране появилось столько поэтов, что прошедший Х I Х век в сравнении с этим периодом кажется безлюдным. Серебряный век русской культуры считается временем сложным и бурным. характеризовалась сосуществованием различных направлений и течений. Многие из них были преходящими, эфемерными.

Второе десятилетие ХХ века началось с вхождения в литературу крупнейших поэтов и прозаиков: Б. Пастернака, В. Маяковского, А. Ахматовой, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Толстого. Символизм сменяется другими течениями, однако его черты видны в таких направлениях, как акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.

Серебряный век русской культуры отмечается и появлением новых стилей новорусского стиля, модерна. Для зодчих того времени архитектурная идея состояла в органической связи между формой, конструкцией и материалом. Вместе с этим проявляется стремление к Так, в архитектуре заметны компоненты скульптуры, живописи.

Несмотря на то, что авангард в России, как, впрочем, и на Западе, стремился к абсолютизации «я» в творчестве, асоциальности, русская социальная культурная почва оказала существенное воздействие на творчество авангардистов. Перед авангардом стояла задача выразить духовные «абсолюты» в соответствующих глубине психики формах.

История культуры в этот период представляет собой результат достаточно сложного пути. Большая часть сформировавшихся направлений, кружков, течений оказалась нестойкой. Это, по мнению ряда авторов, подтверждало начинавшийся распад культуры, ее конец.

Потребность в принципиально новом художественном и научном истолковании реальности утвердилась в общественном сознании. Свое влияние оказали и религиозные, и философские искания, становление либеральной государственной традиции ориентирования на реформы и развитие, формирование культурной сферы нового типа.

Серебряный век в России стал эпохой выдающихся поэтов, писателей, живописцев, философов, актеров, композиторов. В ни одна национальная культура, кроме русской, не испытала такого стремительного взлета. Начало ХХ столетия характеризуется как сплав полета фантазии и науки, мечтаний и действительности, должного и сущего, настоящего и прошлого. Это своеобразный период. Это время по-разному воспринято различными деятелями культуры. По мнению ряда авторов, именно эта эпоха представляет собой время формирования нового менталитета, рождения религиозного философского Ренессанса, освобождения мышления от социальности и политики.

Символизм

Футуризм

Заключение

Использованная литература

Чем характеризуется серебряный век русской культуры?

В 90-х годах XIX в. русская культура переживает мощный взлёт. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название "серебряный век". За короткий отрезок времени - рубеж XIX- XX вв. - в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей, а также множество художественных объединений.

Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъём, в первую очередь - философии и поэзии, воистину, по мнению Н. Бердяева, "русский культурный ренессанс". Ему принадлежит и другое определение этого периода - "серебряный век".

Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли ни все образы и формы, выработанные человеческой культурой, и вместе с тем множеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на "новизну".

Первые провозвестники "культурного ренессанса" появились ещё в 80-е гг. XIX в. В 1882 г. В работе "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" Д.С. Мережковский блистательно обосновал эстетику новорожденного российского модернизма. Энциклопедически образованный историк, поэт и писатель, Мережковский предсказал радикальное обновление отечественной словесности в русле "мистического содержания", свободного выражения религиозного чувства.

Экстенсивный в своих глобальных исканиях серебряный век был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установившихся классических правил. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т.д. Наряду с реализмом господствующим мировосприятием и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм - новая форма романтизма.

В начале XX в. выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Горький, М.М. Пришвин.

На небосклоне русской поэзии изящно вспыхнули десятки звезд первой величины - от К.Д. Бальмонта и А.А. Блока до Н.С. Гумилева и совсем молодых М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой . Писатели поэты серебряного века, в отличие от своих предшественников, обратили пристальное внимание на литературу Запада. Своим ориентиром они избрали новые литературные направления - эстетизм О. Уайльда, пессимизм А. Шопенгауэра, символизм Ш. Бодлера. Одновременно деятели серебряного века по-новому взглянули и на художественное наследие русской культуры. Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи, и в поэзии, - искренний и глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору. " Второе дыхание" обрел и поэтичнейший русский романтизм, расцветший в лирической поэзии. Изменился "социальный статус" искусства. Серьёзные кружки объединяли многих выдающихся деятелей культуры. Например, в "Религиозно-философском" обществе тон задавали Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Д.В. Философов. Огромную роль в развитии идей культурного ренессанса сыграли журналы "Весы", "Новый путь", "Мир искусства", "Северный вестник", "Золотое руно", "Перевал". Многие издания пестовались лучшими умами России.

Символизм

Рассмотрим последовательно основные художественные течения "серебряного века". Наиболее ярким из них был символизм. Это направление в развитии искусства было общеевропейским, однако именно в России символизм обрёл высокий философский смысл, отражённый в великих творениях литературы, театра, живописи, музыки.

На становление эстетики русского символизма оказали огромное влияние Д.С. Мережковский, В.С. Соловьёв; теоретиком же принято считать, В.Я. Брюсова, который изложил свои взгляды в трёх сборниках "Русские символисты" (1894-1895), а в 1904-1909 гг. редактировал знаменитый символистский журнал "Весы". В русской литературе выделяются "две волны" символизма. Первая связана с именами "старших" символистов - В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус. К "младшим" же приверженцам символизма (иначе, к "младосимволистам") относятся А.А. Блок, А. Белый,Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьев и др.

"Ключевым" словом эстетики символизма было философское понятие "символ", которое трактовалось как "связь между двумя мирами", как "знак иного мира в этом мире". В символе видели реальное воплощение невидимого, потустороннего, трансцендентального.

Образный мир символизма неисчерпаем. Художники стремились приоткрыть вечные тайны мироздания, прикоснуться к Вечности, к "надвременным" проблемам:

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий

Только отклик искажённый

Торжествующих созвучий? -

так удивительно точно обобщил мироощущение символизма В.С. Соловьёв.

У мастеров русского символизма была удивительно развита способность к предвидению, "кассандровское начало". Эсхатологические предсказания "конца культуры", "края истории", "гибели России" звучали как тревожный набат. Поэтам-символистам грезилось, что только искусство способно раскрыть извечную вселенскую тайну - музыкальную сущность мироздания. Удел творца - вслушиваться в звуки "вселенской симфонии", постигать невидимые миры. С культом "музыкальности" наступил новый переломный этап в развитии русской поэтической речи. Фонетика и ритмика, стилистическая окраска слов и ассоциативная образность были переосмыслены символистской поэзией с позиций "скрытой музыки".

Впервые развёрнутое обоснование символистской культуры дал Д.С. Мережковский ( 1866-1941). Он посвятил свою жизнь поискам истины и видел её в признании извечных богоданных антиномий. В поисках религиозного смысла жизни Мережковский создаёт особую область философии - "мистический символизм". Он пришёл к выводу: в жизни человечества борются две правды - небесная и земная, Христос и Антихрист, дух и плоть. Плоть диктует стремление человека к самоутверждению, к индивидуализму, к возвышению своего "Я". Дух же устремлён к самоотречению. Подчиняясь духу, человек приближается к Богу. В слиянии этих двух начал Мережковский видел итог исторического движения человечества. Не случайно значительную часть его творчества занимают исторические романы, получившие мировое признание: "Христос и Антихрист", "Смерть Богов (Юлиан Отступник) ", "Воскресшие Боги (Леонардо да Винчи) ", "Антихрист (Пётр и Алексей) ", трилогия из русской жизни "Павел I", "Александр I", "14 декабря".

Идеалы христианства и ценности гуманизма, понятие Царства Небесного и царства земного были для Мережковского отнюдь не отвлечёнными идеями. Он мучительно переживал революционные взрывы в России, видя в них извечную борьбу Христа и Антихриста. Призывая революцию духа, он не мог признать "революцию крови". В российских социальных катаклизмах Мережковский явственно видел облик "грядущего хама", погрязшего в обывательской пошлости и материалистической серости "земного рая".

Огромную роль в развитии поэзии символизма сыграл К.Д. Бальмонт (11867-1942).

Бальмонт достиг славы в последнее десятилетие XIX в. Один за другим вышли его поэтические сборники: "Под северным небом", "В безбрежности", "Тишина", "Горящие здания", "Будем как солнце", "Только любовь". В эти полные творческого подъёма годы в нём проснулся "композитор". Стихия "музыкальности" буквально захлестнула его творчество. Поэт пленился тончайшей моделировкой быстротечных мгновений. Эстетика мгновения была для поэта дочерью музыки, звуки которой, отзвучав, бесследно истаивали в наступившей тишине.

Бальмонт удивительно легко находил и культивировал приёмы, интонационно родственные музыке - аллитерацию, ассонансы, ритмическую повторность. Постепенно роль ритмики в его стихе становится абсолютной: она подчиняет себе все прочие элементы слов, создаёт множество внутренних рифм, позволяющих сосредоточенно "опевать" один и тот же мотив.

Хрестоматийным в истории символистской поэзии стало стихотворение-гимн "Будем как солнце" (1903). Солнцу - идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Пожалуй, в русской лирике нет мастера, сопоставимого с Бальмонтом по страстности пантеистического мироощущения:

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Певцом иных настроений и состояний был Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников ). "Беру кусок жизни… и творю из него сладостную легенду, ибо я поэт", - эти слова Сологуба могли бы служить эпиграфом к его творчеству. В своих фантазиях он грезил землёй Ойле`, где нет горя и страданий. Но при этом создал один из самых "гоголевских" романов "серебряного века" - "Мелкий бес" (1892-1902), поразивший современников галереей чудовищно тупых и озлобленных персонажей.

Сочинение

ознакомить учащихся с поэзией Серебряного века; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробудить эстетические переживания и эмоции. оборудование: учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов Серебряного века, опорные схемы, фото-презентация, литературоведческий (кроссвордный) диктант (ответы - на доске).

Прогнозируемые

Результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов Серебряного века, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретирует избранные стихотворения. тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Чтение учителем стихотворения Б. а. Слуцкого

ЗАТЕСАВШЕЕСЯ СТОЛЕТЬЕ

Не машинами - моторами звали те автомобили, запросто теперь с которыми - а тогда чудесны были.

Авиатором пилота, самолёт - аэропланом, даже светописью - фото звали в том столетье странном,

Что случайно затесалось

Меж двадцатым с девятнадцатым,

Девятьсотым начиналось

И окончилось семнадцатым.

♦ Какое «столетье» имеет в виду поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха?

♦ Серебряный век… Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? (Серебряный век - блеск, яркость, хрупкость, мгновенность, туман, тайна, волшебство недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка…)

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. литература - это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ в. вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве…

Столетие назад Серебряный век был в самой силе. Его морозная пыль серебрится в нашей поэзии, живописи, театре, музыке и поныне. Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его из своего нынешнего времени как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой, наделили нас художники рубежа веков. О Серебряном веке написано много - и чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца. множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски.

И сегодня на уроке мы узнаем о феномене Серебряного века, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.

IV. Работа над темой урока

1. лекция учителя с подтверждением основных положений фото-презентацией (на доске)

(Учащиеся составляют тезисы.)

Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения К. Бальмонта «»

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья победили,

Но я любим за то.

Кто ровен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь, я буду петь о солнце

В предсмертный час!

Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром - Серебряным веком. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. часто их называют модернистскими или декадентскими.

Слово «модернизм» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX - начала XX вв. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: а. а. ахматова и О. Э. мандельштам, а. а. Блок и В. Я. Брюсов, Д. С. мережковский и м. Горький, В. В. маяковский и В. В. Хлебников. Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (м. а. Врубель, м. В. Нестеров, К. а. Коровин, В. а. Серов, К. а. Сомов и др.), композиторов (а. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, С. В. рахманинов), философов (Н. а. Бердяев, В. В. розанов, Г. П. Федотов, П. а. Флорен ский, л. И. Шестов).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряжённые поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем. О том, как это время воспринимали и оценивали современники, позволяют судить уже названия чрезвычайно популярных тогда книг: О. Шпенглера «Закат Европы» (1918–1922), м. Нордау «Вырождение» (1896), внезапно вспыхнувший интерес к «философии пессимизма», у истоков которой стоит имя а. Шопенгауэра. Но характерно и другое: буквально носившееся в воздухе предчувствие неизбежности перемен, которые в конечном счёте окажутся благотворными для человечества. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных науках, живописи, музыке, театре. Впервые это название было предложено Н. а. Бердяевым. Ещё этот период называют «русским ренессансом». Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён.

Символизм - первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским, по чьему мнению новому писательскому поколению предстояла «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Д. С. Мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу.

В известной мере подобные черты были присущи и произведениям м. Горького - самого популярного в то время писателя-реалиста. Будучи чутким наблюдателем, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках тёмные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «мещане», «На дне»).

Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют «старшими символистами» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (а. а. Блок, андрей Белый, В. И. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В. Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х гг. и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900-е гг. «ивановские среды» - собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название «башня». В недрах кружка в 1906-1907 гг. постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока ещё робкая) символистской поэтической практике. С одной стороны, «молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой - хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий.

Акмеизм, по мнению Н. С. Гумилёва, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «целомудренного» стремления символистов познать непознаваемое.

К акмеистам относились Н. С. Гумилёв, а. а. ахматова, С. м. Городецкий, О. Э. мандельштам.

Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (лат. {иШгитп - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесённое с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение слабых; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, на которых эти манифесты зачитывались со сцены и лишь затем - публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность. Поэты-футуристы (В. В. маяковский, В. В. Хлебников, В. В. Каменский) противопоставляли себя классической поэзии, старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

Поэтические течения Серебряного века

Символизм (француз., от греч. - знак, символ) - европейское литературно-художественное направление в искусстве 1870-1910 гг., универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени.

Акмеизм (греч. акте - высшая степень чего-либо, цветущая сила) - модернистское течение в русской поэзии 1910-х гг.

Футуризм (лат. - будущее) - одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX в.

2. Проверка уровня восприятия услышанного:

Литературоведческий (кроссвордный) диктант

Комментарий. В отличие от работы с настоящим кроссвордом кроссвордный диктант не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершению любой темы. Учитель диктует толкование слова, а учащиеся записывают под порядковым номером только само слово. таким образом проверяется уровень усвоения литературоведческих терминов.

1) Это слово означает «современный», новейший. Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества. (Модернизм)

2) Этим термином называют рубеж XIX–XX вв. в русской литературе. (Серебряный век)

3) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа. (Символизм)

4) Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа. (Акмеизм)

5) Это направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. (Футуризм)

6) Это слово означает «упадок», обречённость. (Декаденство)

Проверка написания слов (сверка с записью на доске)

3. Создание и решение проблемной ситуации (в группах)

Задание для 1-й группы. Вспомните и осмыслите хронику ключевых событий эпохи Серебряного века.

Задание для 2-й группы. Перечислите основные программные работы, литературные манифесты, альманахи русских символистов, акмеистов и футуристов. В чём смысл их полемики с реалистической литературой?

Задание для 3-й группы. «Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта…» (Г. Гейне). Докажите это утвер ждение поэта.

4. чтение учащимися стихотворений поэтов Серебряного века (акмеистов, символистов, футуристов) с краткими комментариями учителя

Цель - составить общее представление о поэзии Серебряного века.

1) Н. С. Гумилёв «Капитаны»

Комментарий. Поэты-модернисты отрицали социальные ценности и старались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека. Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному» и призвали вернуться от многозначности образов к материальному миру, предмету, «естеству». Но даже их поэзии были присущи склонность к эстетизму, к поэтизации чувств. Это хорошо видно на примере творчества видного представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала XX в. Н. С. Гумилёва, чьи стихотворения поражают нас красотой слова, возвышенностью созданных образов.

Сам Н. С. Гумилёв называл свою поэзию «музой дальних странствий», поэт был верен ей до конца своих дней. Знаменитая баллада «Капитаны» из принёсшего Н. С. Гумилёву широкую известность сборника стихов «Жемчуга» - это гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям. Поэт предстаёт перед нами как певец романтики дальних странствий, отваги, риска, смелости:

Быстрокрылых ведут капитаны - Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель. чья не пылью затерянных хартий - Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь.

2) В. Я. Брюсов «Кинжал»

Серебряный век русской культуры продолжается менее четверти века: 1900 - 1922 гг.

Значимость этого периода заключается в том, что русская культура – пусть не вся, а только часть ее – первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность.

К серебряному веку принадлежат такие поэты, как М.И. Цветаева (1892 - 1941), С.А. Есенин (1895 - 1925) и Б.Л. Пастернак (1890 - 1960), композитор А.Н. Скрябин (1871/72 - 1915) и художник М.А. Врубель (1856 - 1910). К серебряному веку следует также отнести художественное объединение «Мир искусства» (1898 - 1924).

Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.

Серебряный век включает два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем «богоискательства» ; русский модернизм, охватывающий символизм и акмеизм.

Русский авангардизм представляет собой отдельное, самостоятельное явление. Включение его в серебряный век, которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.

Русский модернизм составляет часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Модернизм поставил перед собой задачу возродить самоценность и самодостаточность искусства, освободить его от социальной, политической или какой-либо другой служебной роли.

С точки зрения модернизма, искусство должно уходить от двух крайностей: утилитаризма и академизма. Оно должно быть «искусством для искусства», «чистым» искусством. Его назначение заключается в решении своих внутренних проблем, в поиске новых форм, новых приемов и средств выражения. В его компетенцию входит внутренний духовный мир человека, сфера чувств и страстей, интимные переживания и т. д. Русский модернизм охватывал европеизированную часть русской интеллигенции. В особенности это касается русского символизма. Он имел своих отечественных предшественников. Первым и главным среди них является А.С. Пушкин – родоначальник русской классической словесности. Модерн наиболее полно представлен художественным объединением. «Мир искусства», которое было создано в Петербурге А.Н. Бенуа (1870 - 1960) и С.П. Дягеливым (1872 - 1929). В него входили художники Л.С. Бакст (1866 - 1924), М.В. Добужинский (1875 - 1957), Е.Е. Лансере (1875 - 1946), А.П. Остроумова-Лебедева (1871 - 1955), Н.К. Рерих (1874 - 1947), К.А. Сомов (1869 - 1939).


Символизм включал два поколения поэтов: первое Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Они рассматривают искусство как порыв к идеальному смыслу вечных образов. В.Я. Брюсов был убежден, что подлинное искусство не может быть доступным и понятным каждому; второе поколение А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов. В их творчестве символизм престает быть чисто эстетическим явлением, только искусством. Он приобретает религиозно-философское измерение, теснее смыкается с мистикой и оккультизмом. Более сложным и многомерным становится символ. Искусство при этом упрочивает свою связь с реальной жизнью. В равной мере усилено понимание искусства как высшего способа познания. Вместе с тем было ослаблено прежнее противопоставление идеала и действительности, земного и небесного.

Символизм как поэзия и искусство получил наиболее яркое и полное воплощение в творчестве А. Блока. Теме России, любви к ней посвящены лучшие его стихи, в том числе «Русь», «Скифы», «Родина». Значительное место занимает тема революции. Ей он посвятил многие философско-эстетические работы. Сознавая неизбежность революции, и видя ее разрушительный характер, А. Блок выдвигает в поэме «Двенадцать» свое решение проблемы. Он предполагает соединить революцию с христианством, поставить во главе ее Христа. Не «отменять» ее – это невозможно, но соединить с христианским гуманизмом и тем самым «очеловечить» ее.

Акмеизм (от греч. «акмэ» – высшая степень расцвета) представляют прежде всего три имени: Н.С. Гумилев (1886 - 1921), О.Э. Мандельштам (1891 - 1938), А.А. Ахматова (1889 - 1966). Он возник как поэтическое объединение «Цех поэтов» (1911), противопоставив себя символизму, центром которого была «Академия стиха». Сторонники акмеизма отвергли неясность и намеки, многозначность и безмерность, отвлеченность и абстрактность символизма.

Они реабилитировали простое и ясное восприятие жизни, восстановили в поэзии ценность гармонии, формы и композиции. В то же время они сохранили высокую духовность поэзии, стремление к подлинной художественности, глубокому смыслу и эстетическому совершенству.

Крюкова Анжела Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Горловской общеобразовательной школы
I-III ступеней № 41

Донецкая Народная Республика

Русская литература 11 класс

Урок-презентация

Тема урока

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Избранные страницы творческого наследия русских поэтов Серебряного века.

Обучающая цель урока : формировать умение работать с различными источниками информации,помочь постичь характер этой эпохи, эпохи подъема в науке и искусстве; показать глубинное единство всех творцов Серебряного века, несмотря на их внешнюю разобщенность, противоречия в способах восприятия мира.

Развивающая цель: развитие речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, установить связь между духовным миром человека и жизнью страны; развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;

Воспитательная цель: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, воспитание эстетического вкуса. прививать интерес к русской культуре;

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Вид урока: урок-презентация

Форма: исследовательская работа в группах

Дидактический материал: статьи о модернистских течениях

Наглядные пособия: портреты поэтов начала XX века, репродукции картин художников начала XX века, включенные в презентацию урока.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка, история

План урока:

1. Орг. момент

2. Мотивация деятельности

3. Активизация знаний и постановка целей

4. Деятельность учащихся по теме урока

5. Итоги урока

6. Домашнее задание

Методы и формы работы:

Приветствие

Слово учителя

Выступление групп

Декламирование стихотворений

с литературной визиткой

Работа с в группах:

Составление информационных гранулирований: сенканов, репортажей

организация частично-поисковой деятельности;

Рефлексивный анализ

Подготовить проект стенда:

«Серебряный век русской литературы»

Ход урока

Слайд 1 .

На фоне звучания музыки первого слайда звучит вступительное слово учителя, визитная карточка урока и постановка целей урока.

1. Вступительное слово учителя

Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века. Но ничто и никогда не начинается с боя курантов. Сияющий и мятежный XX век был следствием века XIX!

Вообще рубеж XIX-XX веков - эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий, революционных преобразований. “Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?”- этот блоковский вопрос-ответ подталкивает к размышлениям о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса, именно так называют искусство Серебряного века, сравнивая с европейским Возрождением. сегодня мы с вами обратимся к Серебряному веку русской культуры. Познакомимся с этой замечательной и значимой для России эпохой. Обратите внимание на тему урока. В теме урока выделены слова «культура»,

-Что это означает? О чем мы с вами сегодня будем говорить? не только о литературе, но и об искусстве, живописи, музыке, театре, вообще об исторической обстановке того времени

В истории человечества наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью. Первая половина 19 века - это золотой век русской культуры. 2 слайд

-Почему это время так было названо? Чем характеризовалось? Назовите имена.

А.Пушкин и М.Глинка, М.Лермонтов и К. Росси, Н.Гоголь и К. Брюллов – вот только некоторые из имен золотого века. На рубеже 19-20 вв., по словам русского философа Н.Бердяева, наступил Серебряный век русской культуры. Длился он совсем недолго, но оставил яркий след в русской и мировой культуре.

Искусство этого периода стало философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры.. Это грозное катастрофическое время восприняли разные поэты по-своему:

Свои чувства они охарактеризовали так:

Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть

в твои зрачки?

О.Э. Мандельштам

И все, что нас гнетет, сметет и свеет время,

Все чувства давние, всю власть заветных слов,

И по земле взойдет неведомое племя,

И будет снова мир таинственен и нов.

Валерий Брюсов

Подобные настроения были характерны для узкого круга творческой интеллигенции и в искусстве получили название «декадентство». Да это грозное катастрофическое время … но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Н.Оцупа.

2. Мотивация деятельности и постановка целей

Слайд 2

Визитной карточкой сегодняшнего урока станут удивительные, на мой взгляд, слова! 3 слайд

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.

Эти слова, на мой взгляд, могут стать путеводной звездой каждого человека, который может назвать себя Человеком., чтобы,как сказал Горький, это звучало гордо!

Сегодня на уроке будут работать творческие группы: 1– историки, 2 – искусствоведы, 3 – литературоведы, 4 – чтецы, 5 – аналитики. Они получили опережающие задания, и мы посмотрим,как они справились со своим заданием.

Хотелось обратить внимание. Перед каждым из вас лежит лист самооценки, на котором выделены основные параметры, приобретенных сегодня знаний, навыков,умений.Вы должны будете в течение урока оценить уровень знаний каждого этапа и в конце урока поставить себе средний балл.

Слайд 4 – цели урока

Цель нашей встречи:

    показать масштабы и значимость культурного наследия «серебряного века»;

    познакомиться с литературными течениями начала ХХ века;

    дать характеристику поэтики и мировоззрения ярких представителей «серебряного века».

3. Актуализация знаний

Строки, которые так заманчиво прозвучали в качестве визитной карточки урока, принадлежат поэту «серебряного века» М. Волошину. Я произношу «Серебряный век». Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает их звучание? Мы соотносим это слово только с металлом, ну мы также говорим чудесным зимним днем: «Снег серебрится»

Серебряный век – блеск, яркость, звон, хрусталь, бокалы, драгоценности, хрупкость, недолговечность, красота, прозрачность, волшебство, тайна, сияние, голоса…

Звуковой облик слов «серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.

Слайд 4.

-Мы сегодня вспомнили золотой век культуры и начинаем разговор о Серебряном. Все познается в сравнении

Сравним два стихотворения «золотого» и «серебряного» века, ставших любимыми романсами – «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и «Мне нравится...» М.И.Цветаевой 6 слайд

(чтение наизусть стихотворений учащимися). Дружинина Людмила и Хлопов Дима

Какой теме посвящены эти стихотворения?(теме любви)

Одинаковое ли настроение создаётся у нас при их восприятии?

Если поэзия «золотого» века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. «С.в» развивался на тех достижениях, которые были достигнуты поэтами предшествующего периода и вне связи с творчеством поэтов пушкинского времени. «С.в» вообще не может быть осмыслен и понят. «С.в.» - это логическое продолжение Золотого века. Это попытка возрождения в русской литературе тех ценностей, которые были забыты, отброшены во второй половине Х I Х века. Это возвращение в русскую литературу поэтической эпохи.

Учитель: Итак, давайте познакомимся с исканиями, находками и достижениями серебряного века. Слово предоставляется искусствоведу

Слайд 7 - Что же кроется за понятием «серебряный век поэзии»?

4. Деятельность учащихся по теме урока.

Рудова Маша

Искусствовед: В искусствоведении и литературоведении это словосочетание приобрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933),где он“Золотой век” русской поэзии сравнил с солнцем, а Серебряный - с луной., а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе» Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно. Впервые в литературном творчестве выражение "Серебряный век" было употреблено А. Ахматовой в поэме "Без героя". 8 слайд

На Галерной чернела арка

В Летнем только пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

-На слайде неслучайно изображен кто? Это мифологический образ. А что он символизирует? 9 слайд

Учитель: Вы знаете, что литература тесно связана со всеми сферами человеческой жизни, поэтому можно выделить факторы, влияющие на литературный процесс.

Как вы думаете, что может повлиять на литературу?

Ученики:

    Исторические события;

    Экономическая ситуация;

    Концепция личности, представления о человеке, его сущности, его отношениях к окружающему миру, другим людям, ценностям.

Таким образом, о чем писать (темы, проблемы, характер конфликтов), как писать (жанр, средства поэтики) и о ком писать (тип героя) диктует время и общественная обстановка в стране и мире.

Мы с вами живём на рубеже веков, даже тысячелетий. А какие чувства испытываете вы? Что вы можете отметить?В чем сложность сегодняшней жизни, что тревожит наших современников?

Ученики:

    Сложность общественных процессов;

    Перемены и перестройка во всех областях жизни;

    Неоднозначные оценки этих перемен, борьба идей;

    Попытки изменить страну, с одной стороны, путём реформ и, с другой, навязать свою волю насильственным путём (терроризм); Экологические катастрофы

    Значительные научные открытия, особенно быстрое развитие в области информационных технологий, что повлекло за собой кризис классического естествознания.

Если перенестись на сто лет назад и переложить сегодняшние свои ощущения и настроения на те события, то можно понять, как ощущал себя человек рубежа XIX – XX веков.

Давайте вспомним из истории, какова была внешнеполитическая обстановка. Какие важные политические и исторические события происходили в России?Слово предоставляется историкам

Фомин Алексей слайд 10

Историки:

Эпоха конца 19 начала 20 веков стала поворотной в истории русского общества русской культуры и литературы в том числе.В 1894 году на российский престол восходит Николай 2 Романов, последний российский император. В его правление Россия переживает экономический подъем, активно осваивается Сибирь и Дальний Восток поставляют товары на мировой рынок.Но возрастают и внутренние противоречия, связанные с недовольством социально-политическим устройством государства.Получают распространения идеи переустройства общества:марксизм, анархизм и большевизм, отказа от монархического строя. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи.
Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о "земле и воле". Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения - марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс - пролетариат.

На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, способном преобразовать эпоху и изменить ход истории, отражается в философии марксизма. Наиболее ярко это предстает в творчество Максима Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, бесстрашного революционера, бросающего вызов не только общественной несправедливости, но и самому Творцу.

Поражение России в русско-японской войне, русская революция 1905 года,подавленная властями и последовавший за ней упадок общественной жизни- все это наполняет творческих людей предчувствием грядущих перемен., ощущением кризиса, требующего разрешения . Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции. Февраль 1917 года и последовавшее за ним безвластие привело к Октябрьскому перевороту. В результате Россия обрела совсем другое лицо.

Отсутствие стабильности в государстве рождает сомнения в принятой прежде системе нравственных ценностей, подталкивает общество к поиску новых истин, новой концепции человека и искусства

Давайте проанализируем, что же происходит? Слово аналитикам.

Першина Валерия слайд 11

Аналитик

На рубеже 19-20 веков в европейской, а вслед за ней и в русской культуре происходит своего рода культурный переворот, связанный с изменением научных и философских представлений о мироздании и роли человека в нем.Научные достижения в области физики и математики развеивают уверенность в конечной познаваемости мира, в его строгой организованности, (к примеру Мария Кюри- одна из создателей учения о радиоактивности, Циолковский- русский ученый, основоположник космонавтики)

В это время начинает оспариваться идея исторического прогресса: привычные взгляды на закономерность происходящего рушатся, вселяя в человека растерянность, зачастую порождает желание насильственного изменения действительности. Одни философы и писатели склоняются к мысли о революционном пути преобразования общества К примеру: Чернышевский роман «Что делать?», другие же обращаются к религии, пытаясь именно в ней найти поддержку и помощь в деле нравственного перевоспитания человека (Лев Толстой –создатель собственной религиозной идеи).Но трагической особенностью эпохи становятся отсутствие прочного духовного ориентира, значимого для всех. Наоборот культура этого периода поражает многообразием форм, идей, течений, направлений. Технический открытия, словно раздвигают рамки общения, делают искусство более доступным. Появляются и принципиально новые с технической точки зрения виды искусства: возникает кинематограф (Братья Люмьер- родоначальники кино)

-Снова послушаем историков

Лобач Наташа

Историки: Каковы же временные рамки серебряного века?

Большинство исследователей сходятся во мнении, что «серебряным веком» можно назвать русскую литературу 1890-1921 годов.

Почему же были выбраны именно такие временные рамки? Наиболее распространенная версия такова: в 1890 году произошло несколько «знаковых» событий для русской литературы.

1. выход в свет нескольких литературных и философских манифестов* ;

2. начало публикации стихотворного цикла Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме»;

3. окончательное формирование группы «идейных вдохновителей» литературы «серебряного века».

А в 1921 году из жизни уходят два лидера литературы того времени:

2. в том же 1921 году по ложному доносу обвинен и расстрелян Николай Гумилев. Хотя некоторые литературоведы считают,что закончилась эта эпоха в 1917 году с началом Гражданской войны.

-Какие же перемены произошли в искусстве?

Рудова Маша

Искусствовед 1: Серьезные перемены постигли и искусство. Рост городского населения в России, улучшения в области народного просвещения и стремительное обновление технических средств, обслуживавших искусство - все это привело к стремительному росту зрительской и читательской аудитории. В 1885 году в Москве открылся частный оперный театр С. И. Мамонтова; с 1895 года быстро развивался новый вид искусства - кино; в 1890-е годы началась деятельность Третьяковской галереи и Московского Художественного театра. Это свидетельствовало о динамичном разрастании аудитории, приобщенной к искусству, и, как следствие, возросшем резонансе событий культурной жизни. Возможности искусства существенно возрастают, усиливается его влияние на духовную жизнь страны.

Однако у всего вышеперечисленного была и обратная, не самая приглядная, сторона. Параллельно высокому искусству в России развивалась так называемая массовая, "китчевая", культура. В противовес массовой культуре появилось элитарное искусство, изначально ориентированное на чрезвычайно узкие круги ценителей. Искусство и литература разделялись на конфликтующие полюса, раскалывались на разнородные течения и группировки.

Кардинально изменились картины художественных направлений и течений. Прежний плавный переход от одной стадии к другой, когда на определенном этапе литературы господствовало какое-нибудь одно направление, ушел в небытие. Теперь разные эстетические системы существовали одновременно. Слайд 17, 18

- Сравните картины золотого и серебряного века. Обратите внимание на тематику, цветовую гамму, способ отражения действительности., чувства.,которые вызывает у зрителей( отображение реальной действительности,естественные тона красок,чувство сопереживания героям---- действительность далека от реальности, краски и тона яркие, броские,насыщенные,слишком много цветов несочетающихся,вызывает чувство непонимания, удивления,Обратите внимание на название Центральный образ – церковь.Что символизирует- духовность, дух. Душу.

Вывод: Итак мы заметили кардинальные перемены в живописи .

Слово искусствоведу

Худоба Наташа

Искусствовед 2: Литературе рубежа веков как культуре и обществу в целом свойственно многообразие обилие различных художественных методов и направлений. Важно отметить, что реализм господствующий творческий метод в литературе 19 века утрачивает свое главенство. Напомним, что классическое реалистическое искусство исходит из представления познаваемости мира о принципиальной возможности его словесного выражения.(Шишкин «Утро в сосновом лесу»)Художник-реалист стремится воссоздать окружающий мир как некую систему взаимоотношений, подчиняющуюся определенной логике. Для русского классического реализма также очень характерно сознание существования универсального нравственного закона, морального и поведенческого кодекса на основе которого авторами и читателями оцениваются побуждения и поступки героев: духовный рост или напротив деградация .К примеру: Достоевский «Преступление и наказание»)Но в эпоху сомнений в истинности нравственных ценностей, в период пересмотра прежних представлений о мире и роли человека в нем ситуация кризиса мировоззрений классический реализм перестает отвечать запросам писателей и читателей. Это не значит, что меньше ценятся произведения писателей 19 века, хотя порой творцы новой культуры пытаются отказаться от наследия прошлого столетия, н о это влечет за собой перемены в литературном строе, Литераторы не отказываются от реалистического направления, но сам реализм претерпевает изменения,художественную эволюцию, чтобы лучше отражать современные ему проблемы. Наряду с реализмом появляются и иные системы творческого плана: их объединяют общим термином модернизм. Образно говоря: общий сильный поток литературного классического реализма растекся, распался на множество ручейков и самостоятельных речушек слайд 19 Модернизм

- Что означает слово бунтарско-эпатирующим?

Слово аналитику

Гавричкина Ира

Аналитик Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства , осознавая свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.

Декадентство (лат.decadentia – упадок) – явление в культуре конца 19 – начала 20 веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний .

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Моё единое отечество-

Моя пустынная душа.

Так писал Константин Бальмонт. Декадантский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.

Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, Бога не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутренний мир.

-В чем было противоречие между Модернизмом и Декаденством? (развитие, прогресс и упадок, регресс)

Учитель: Эта мысль определила пафос многих произведений философов идеалистического направления, писателей-символистов. На этой почве в литературе и искусстве возникают апокалиптические мотивы завершённости мира. Но в то же время эпоха представляется и временем некоего ренессанса, духовного обновления, культурного подъёма. Важнейшей особенностью времени становится сближение философии и литературы в осмыслении роли духовного начала в жизни общества. Наступление новой эпохи в жизни русского общества признаётся представителями самых различных и идейных и художественных течений.

-А теперь слово аналитику

Чуйкова Лера

Аналитик: Важно уяснить, что речь идёт именно о явлении русской культуры , основанной на глубинном единстве всех её творцов. Серебряный век – не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России, эпоха, отмеченная необычайным творческим подъёмом не только в поэзии, но и в живописи, музыке, театральном искусстве, в гуманитарных и естественных науках. В тот же период бурно развивается русская философская мысль: достаточно назвать В. Соловьева, П. Флоренского, Н Бердяева, братьев.Трубецких. слайд 20

К этому списку можно добавить имена ученых, чьи достижения дали заметный толчок к дальнейшему развитию науки – А. Попов, И. Павлов, С. Вавилов.

Настроение всеобщего культурного подъёма нашло глубокое, проникновенное отражение в творчестве композиторов – С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского.

Принципиально изменились способы воспроизведения художников. М. Врубель, И. Репин, М. Нестеров, В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин создали полотна, говорившие с публикой на новом языке.

На сцене творили В. Комиссаржевская, Вас. Качалов, Ф. Шаляпин, А. Павлова

К. Станиславский создал современный репертуарный театр, позже блистал Вс. Мейерхольд.

-Мы все слышали выражение: «Музыка-душа народа» Давайте послушаем небольшой этюд Александра Николаевича Скрябина этюд

Какие чувства отражены в этой музыке? (напряженность, перепады чувств, надрывность, динамика) Наряду с литературой шло бурное развитие музыкального искусства. Мы сейчас с вами слышим концерт № 2 Александра Николаевича Скрябина. Согласитесь, в этой музыке слышны философские размышления композитора о судьбе русской культуры, о судьбе человека в переломное время на рубеже двух веков, девятнадцатого и двадцатого. Историю иногда сравнивают с «рекой времен». В музыке Скрябина история движется мощным потоком, то замедляя, то убыстряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного торжественного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью.

Музыка отражала динимику, происходившую в обществе. Слово литературоведу.

Кузьминов Дима

Литературовед 1: Это время роста городов, убыстрения процесса жизни. Одни восхищались городом (Брюсов, Северянин, футуристы):

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, -

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

…………………………….

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, -

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия.

Брюсов В.Я

Голубятникова Аня

Литературовед 2: Другие видели в росте городов угрозу национальным традициям, национальной душе (Блок, Белый):

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвёздный

Беспечный брошен человек!

Двадцатый век… Ещё бездомней.

Ещё страшнее жизни мгла…

Блок А.А.

Сквозь пыльные, желтые клубы

Бегу, распустивши свой зонт.

И дымом фабричные трубы

Плюют в огневой горизонт.

Человеку неуютно, тревожно жить в мелькающих обстоятельствах.

В литературе рассказы выходят на первый план: людям «некогда» писать и читать большие по объему произведения.

- Все виды искусства взаимосвязаны идеей, Давайте проследим развитие и тенденции живописи.Слово искусствоведу

Худоба Наташа

Искусствовед 1: Настроение "Серебряного века" русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.

Целью искусства становится не отражение действительности, а отражение внутреннего мира художника.

М. Врубель "Демон поверженный" Слайды 21-24

Всё переплелось у Врубеля в этом фантастическом странном образе - неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое создание его невозможности. Комментарий учителя:

Врубель «Демон поверженный»

Блок: Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название трех преобладающих цветов, которым еще «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля. «Один меж небом и землей сидел он, мрачный и немой…»- картина словно озвучивает эти трагические строки Лермонтова.

Демон олицетворение зла. Одинокий, сидит он в глубоком раздумье на вершине скалы. Руки его бугрятся великолепными мускулами, вылепленными при помощи контрастных, цветовых пятен, мощь и красота в повороте сильной шеи. Лицо Демона, увенчанное непокорной гривой волос, погружено во тьму. Только в огромных глазах тревожным огоньком светиться отблеск заката.

Нет в этом лице ни ненависти, ни злобы – только воплощенная печаль. Художник, разочаровавшийся в возможности воплотить образ Христа в эпоху религиозного глубочайшего кризиса, приходит к образу «светлого» Демона, в котором видит не князя тьмы, а могучий творческий дух. Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Врубель так писал о своей работе: Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый..

Демон - образ силы человеческого духа,

Рудова Маша

Искусствовед:

К. Петров-Водкин "Купание красного коня"

Полотно, оттолкнувшись от реального земного бытия, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нём своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества.... Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса.

В. Борисов - Мусатов "Призраки"

Атмосфера безмолвной грусти царствует в "Призраках". В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбкие, столь бестелесные, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом - полуреальностью, полусном - полуявью не умел, не хотел провести сам поэт - живописец - о магической двойственности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни...

Казимир Малевич. Картина "Черный квадрат" 1913г..

В основе всех форм мира лежат простые формы: прямая, квадрат, треугольник, круг. В этих простых формах и надо выражать реальность. Отсутствует представление о левом и правом, верхе и низе, все направления равноправны. Пространство картины не подвластно земному тяготению. Возникает самостоятельный, замкнутый в себе мир.

"Черный квадрат" Малевича - это дно, финал самопознания. "Черный квадрат" - вообще не цвет, это могила всех цветов и одновременно возможность их возрождения из-под чёрной поверхности, новая культура должна познать мир до конца, разрушить мифы сознания. "Черный квадрат - это эксперимент Малевича, это перекодировка мира. Это была общая тенденция русской культуры накануне грозных событий национального разлома 1917-1920 гг.".

Учитель: Как вы считаете, было ли творчество художников "Серебряного века" понятно людям того времени? (Ответ: Можно сказать да, но, с трудом. Потому, что происходящие изменения в мировоззрении соединялись с творческими поисками. Русская живопись преодолевала национальные рамки и становилась явлением мирового уровня. Художники использовали всё богатство и мировых, и собственных традиций. И поэтому людям это было понятно творческие поиски, изменения).

Учитель: Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началом.

Учитель: Все это не могло не отразиться на литературе. Для эпохи рубежа XIX – XX веков характерны переход от классической художественности к неклассической, взаимодействие реализма и модернизма.

Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать тип новой культуры. Откровенная ставка на предвосхищение грядущего или даже на преображение мира средствами искусства был чужда реалистам. Они, однако, отразили внутреннее человеческое влечение к гармонии, к красоте, к созидательному чувству. Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.

Каковы же отличительные черты «серебряного века»?

(все эти поэты-современники, их объединяет время, сама эпоха, они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;

Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии

Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения.

Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий…

Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему. )

Слайд 26 Литературная жизнь России

Бурная общественная жизнь России рубежа веков повлекла за собой не менее бурную литературную жизнь!

В чём это проявилось? - Началу XX века присуще и огромное количество литературных салонов, литературных кафе.

Слайд 27

Прежде всего, в огромном количестве новых ярких творческих индивидуальностей. Эпитет «серебряный»… (по слайду)

Поисково-исследовательская работа в группах по текстам.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

Пока выступают литературоведы мы заполняем таблицу, сопоставляя разные модернистские течения.

Критерии для сопоставления

Символисты

Акмеисты

Футуристы

1. Цель творчества

Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество

Возвращение поэзии ясности, вещности

Вызов традиции

2. Отношение к миру

Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты

Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков

Одержимость идеей разрушения старого мира

3. Отношение к слову

Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи

Стремление придать слову определенное, точное значение

Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов

4. Особенности формы

Господство намеков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога.

Конкретная образность, «прекрасная ясность»

Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа.

Сравните отношения к предшествующим культурами традициям акмеистов и футуристов и сделайте вывод о принципиальном отличии "высокого модернизма". Почему многие исследователи выводят "футуризм" за рамки серебряного века?

(И символизм и акмеизм сближает общее представления о том, что их творчество является итогом и в некотором смысле "вершиной" единого культурного процесса, имеющего, безусловно, эволюционный характер. И в этом смысле революционное отрицание футуристами предшествующей культуры "с чистого листа", на новом месте вступают в глубокое противоречие с основным принципом серебряного века - преемственностью по отношению к прошлому.)

Выступление групп Символисты, Акмеисты,Футуристы

Сопоставление с таблицей слайд 28

А теперь давайте попробуем познакомиться и попытаться почувствовать и понять поэтов серебряного века

Выступление творческой группы чтецов

Лаврик Алена –об Анне Ахматовой

Комисаров,Золотухин – Дуэль.

- Почему дуэль, а не состязание?

Дружинина Есенин «Письмо матери»

-Как раскрывается внутренний мир поэта в этом стихотворении?

Подведение итогов урока

-Каковы ж заслуги серебряного века? Слайд 38

_А вот посмотрите как сложилась судьба некоторых поэтов Слайд 39

Ну а теперь давайте обобщим все сведения и знания, которые сегодня получили.Я предлагаю разные виды работ. Для творческих учащихся Алены,Маше,Миле написать Репортаж с урока . Слайд 40

Для учащихся

Лобач Н, Першиной Леры, Сороки Альберта, Хакимовой Лизы,Гавричкной И.

составить сенкан к понятию Серебряный век

Остальные делятся на группы и составляют информационное гранулирование на темы:

Черты серебряного века, Деятели культуры, Историческая обстановка эпохи.

Ответы групп

Учитель: Так почему серебряный век- сияющий и мятежный ? Слайд 41

Выставление оценок Лист самооценки.Оценивание учителем

Домашнее задание: подготовить в виде презентации, визитки рассказы о поэтах «серебряного века» Брюсове,Гумилеве,Блоке. и представить получившиеся работы.

Наизусть одно стихотворение на выбор этих поэтов серебряного века

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png