• Горящие туры в Россию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Дворянское гнездышко Веневитиновых с каменным господским домом и красивым ландшафтным парком считается одним из самых старых сохранившихся имений в Воронежской области. Усадьба была основана и формировалась в селе Новоживотинное в течение нескольких десятилетий 18 века и принадлежала представителям дворянского рода Веневитиновых. На воронежской земле он известен с 17 века, когда его родоначальник, «атаман воронежских детей боярских», Терентий Веневитинов получил за хорошую службу несколько сел вблизи недавно основанной крепости Воронеж.

    Усадебная история

    Широкую известность усадьба в Новоживотинном приобрела благодаря одному из ее владельцев, дальнему родственнику Пушкина, поэту и философу Дмитрию Веневитинову, который провел часть своего детства на придонских просторах. Строительство господского дома, по мнению исследователей, приходится на 1760-70 годы, в это время в Новоживотинном жил дед поэта, Петр Веневитинов. Усадьба построена в стиле классицизма и имела два этажа с мезонином, который до наших дней не сохранился.

    С апреля по август 1887 г. функции гувернантки в усадьбе Веневитиновых выполняла Этель Войнич. Писательница, ставшая всемирно известной благодаря своему роману «Овод», обучала детей Веневитиновых музыке и английскому языку.

    Надо отметить, здание усадьбы за 250 лет вообще претерпело немало изменений, связанных и с неоднократным ремонтом - еще при хозяевах, и с перепланировкой в годы советской власти. После революции бывшую усадьбу приспособили сначала под школу, потом под детский дом, в годы войны - под воинскую часть, что, конечно, негативно сказалось на сохранности отдельных частей здания. С 1994 года, после реставрации и благоустройства господского дома, флигеля, ворот и парка усадьба стала филиалом Воронежского областного литературного музея. Кроме того, здание занесено в список объектов исторического и архитектурного наследия федерального значения.

    Экскурсии

    В 2012 году музей-усадьба Веневитинова кардинально преобразился: здесь была проведена масштабная реставрация, которая при сохранении интерьеров 19 века позволила по-новому организовать выставочное пространство. Сейчас в музее проводятся регулярные тематические экскурсии, рассказывающие об усадебной культуре России, жизни и творчестве представителей рода Веневитиновых. В обновленную экспозицию вошли весьма ценные экспонаты, например, 12 указов Петра I и кафтан атамана Терентия Веневитинова.

    Маленькой жемчужиной Подворонежья называют усадьбу Веневитиновых . Она раскинулась на крутом левом берегу Дона и просматривается на многие версты. Здесь провели свою жизнь многие поколения знаменитой дворянской семьи Веневитиновых. В документальной летописи рода отразились многие ключевые события из истории края. Фамилия Веневитиновых была одной из старейших воронежских фамилий . Она восходит к служилым людям (военнослужащим), охранявшим российские рубежи в средневековой крепости Воронеж.

    Антон Лаврентьевич (ок. 1655 – ок. 1715) – знаковая фигура в веневитиновском роду: именно благодаря Антону семья вошла в большое к доверие самому царю Петру I. Антон стал правой рукой царя среди местного дворянства, руководил первыми кораблестроительными кумпанствами, получая личные распоряжения от Петра I (сохранились подлинные указы). Отталкиваясь от отцовского капитала, сын Фаддей Антонович (ок. 1674 – 1747) занимался предпринимательством, стоял у истоков суконного дела в Воронеже.

    Правнук петровского деятеля Петр Анкиндинович (1738 – 1799) был предводителем губернского дворянства, добился в 1780-е годы внесения Веневитиновых в родословную дворянскую книгу Воронежской губернии, для чего собрал необходимые документальные сведения о землевладениях предков. Выйдя в отставку, поселился в имении.

    Есть все основания полагать, что еще в петровское время в Новоживотинном была основана господская усадьба с деревянным домом. Осталось предание, опубликованное в 1869 году историком М.А. Веневитиновым: «На берегу Дона (…) лет 40 тому назад сохранялся еще старый, полуразвалившийся деревянный дом весьма старинной постройки, в котором, по преданию, Петр I был принимаем и угощаем Фаддеем Веневитиновым, новоживотинским помещиком…»

    Сохранившийся доныне каменный двухэтажный особняк – один из старейших, самых удивительных и неповторимых усадебных домов Воронежской области. Его архитектурная неповторимость в причудливом наслоении переделок, внесенных на протяжении нескольких архитектурных эпох. За переделками же стоит лабиринт человеческих судеб .

    Первоначально дом имел вид очень высокой одноэтажной палаты. Во второй половине 18 века Петр Анкиндинович провел существенное расширение дома , изменил уровни этажей. Двухэтажный дом стал отвечать веяниям екатерининской усадебной архитектуры как по внешнему облику, так и по внутренней функциональной организации. Здание стало богаче по меркам конца XVIII столетия. Неизвестный архитектор грамотно и экономично удовлетворил запросы хозяев.

    На рубеже 18 и 19 веков Петр Акиндинович и его сын – отец поэта Владимир Петрович (1777–1814) – начинают перелицовывать всю жилую часть усадьбы в соответствии с веяниями классицизма. При В.П.Веневитинове усадьба приобретает статус загородной , а дом становится летним, так как все семейство зимой проживало в Москве С Новоживотиновской усадьбой Веневитиновых связано детство замечательного русского поэта-романтика и зачинателя российской философской поэзии Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805–1827). Родители привозили его сюда ребенком. Дмитрий очень спешил менял лошадей на станциях Московского тракта, наконец, достиг цели своего путешествия, когда уже смеркалось, и приближалась гроза. Он вместе с грозой и ливнем влетел в Новоживотинное, и пред ним лежало его имение.

    Мысли поэта то и дело спешили к Дону. Он любил гулять вдоль его берегов и утром, и поздно ночью при полной луне любоваться его течением. Дмитрий Веневитинов дает емкое, глубоко философское сравнение: «Дон – как само человеческое счастье». «Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на середине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, также мирно, как само счастье…»

    Новоживотинное стало душевной пристанью и для выдающегося племянника поэта – Михаила Алексеевича Веневитинова (1844–1901) – ученого-историка и мецената, автора известных книг, исследователя воронежской старины и директора Московского Румянцевского музея (послужил основой для создания Библиотеки имени В.И. Ленина). Он и на свет, видимо, появился Новоживотинном, и скончался там. Именно М.А. Веневитинов всю жизнь оставался главным и добрым хранителем родового очага . Его стараниями усадебный дом стал удобным для жилья и внешне импозантным, сочетающим как старые черты барокко и классицизма, так и элементы необарокко и неоклассицизма. М.А. Веневитинова избирали губернским предводителем дворянства, на его средства строились училища и больницы.

    Воспоминания о бытовании усадьбы оставил граф П.C. Шереметьев , владелец подмосковного Остафьева. Он посетил Новоживотинное в 1911г. и оставил подробные заметки: «От реки Воронеж до реки Дон верст 11. Обе реки текут рядом, образуя длинную полосу междуречья, воронежскую Месопотамию. Между обеими реками залегла дорога, старый Московский тракт. Эта самая северная часть Воронежской губернии, ранее других населенная русскими, входившая в состав Рязанского княжества. Говор здесь великорусский.… Через поля виднеется с. Новоживотинное на самом берегу Дона со старинной усадьбой. Церковь села довольно интересна. Это позднее барокко, скорее Елизаветинское. Внутренность явно середины 18 века, с итальянской потемневшей живописью. Усадьба здесь старинная. Белые каменные ворота ведут в широкий двор, обнесенной оградой с зеленым кругом посередине. Дом белый, каменный, двухэтажный…особенно интересен нижний этаж, старинный, по словам третьего владельца, относящийся ко времени царя Михаила Федоровича. Стены весьма толстые и у окон идут наискось. Спереди крытая веранда, уставленная плетеной мебелью. По обе стороны дома тенистый обширный сад, куда проникают через двое ворот с белыми каменными колоннами. Старые клены, дубы, вязы дают много тени. Особенно красива та часть сада, что выходит к реке. По довольно высокому берегу вдоль воды идет каменная низкая стена, по концам которой были две высокие башни, сложенные из плитняка… Длинная дорожка идет вдоль стены. Вид здесь чудесный вниз и вверх по реке. Широкая полоса воды и простор полей».

    В 2005 году, к 200-летию со дня рождения Дмитрия Веневитинова, в партере усадьбы установлен памятник поэту работы скульптора Максима Дикунова.

    Уже появился прекрасный новый объект экскурсионного показа – старинный веневитиновский парк , который, несомненно, принес усадьбе особенное очарование. Парк быстро преображается: он обрел лестничный спуск к Дону, смотровую площадку, аллеи, восстановленный пруд.

    Традиционными стали визиты англичан Веневитиновых-Венвортов на праздничные мероприятия. В 1996 году сын Майкла Джеймс впервые побывал в Новоживотинном, был потрясен тем, что здесь хранят память о всем его роде, обещал привезти своего отца. И два года спустя уже сам 78-летний Майкл Венворт с супругой Бетти и детьми – сыном Джеймсом с женой Кэрол и дочерью Джейн с мужем Николасом – посетили музей-усадьбу. С тех пор потомки , как и их далекие предки, навсегда привязались к донской земле . Когда в 2001 году умер Майкл, ему в могилу положили баночку с грунтом, набранным в Новоживотинном возле старой разрушенной церкви.

    Возрождаются православные традиции , которым всегда неукоснительно следовали Веневитиновы. По инициативе Музея-усадьбы в 2003 году установлен памятный знак на месте разрушенной церкви, а в 2004 году начато строительство нового сельского храма Михаила Архангела . Церковь вырастает при помощи потомков Веневитиновых: Венворты пожертвовали 60 тыс. рублей на кирпич.

    См. также подразделения Литературного музея:

    • Музей-квартира М.Н. Мордасовой

    Оригинал взят у s16_n425 в Горожанка. Усадьба Веневитиновых - Чоколовых. Часть 1

    Горожанка - село на берегу Дона в Рамонском районе (Воронежская область). Здесь сохранилась старая усадьба, от которой остались барский дом с запоминающейся архитектурой, храм, фонтан начала 20 века, амбар, а также остатки сада и парка. Барский дом заброшен и, скорее всего, будет полностью утрачен.

    2. Село названо, как пишут историки, по фамилии первопоселенца Горожанкина. В архивных документах это поселение также именуется как Покровское - по одноименной церкви, построенной здесь еще в 1736 году.
    Веневитиновы приобрели Горожанку в конце 17-начале 18 века - к этому времени этому роду в округе, по берегам рек Воронеж и Дон, принадлежало множество сел; так, веневитиновские усадьбы уже существовали в соседних селах Староживотинном и Новоживотинном .

    Алексей Веневитинов устраивает в Горожанке усадьбу на берегу Дона, где строит кирпичную Покровскую церковь и господский дом. Позже его потомками обширное поместье было раздроблено и в селе образовались уже три усадьбы, в каждой из которых - свой барский дом. Примечательно, что в одной из них, помимо всего, на 1900 год значились 4 верблюда.)
    Самая большая усадьба с кирпичным двухэтажным домом конца 18 века, доныне сохранившимся, со временем переходит к Екатерине Веневитиновой , которая вышла замуж за инженера-путейца Семена Чоколова , жившего в Москве, и это уже конец 19 века.
    Чоколовы реконструируют усадьбу: перед домом устраивают фонтан, строят амбар, службы, расширяют сад; здесь действует конный завод по разведению рысистых пород лошадей и школа-мастерская по изготовлению ковров, кружев, мебели, керамики (о школе - ниже ).

    Современное состояние главного дома (дворовый фасад).

    3. Так этот фасад выглядел до революции. В его центре - полукруглая ротонда с пологим куполом, а края фланкированы ризалитами. Ризалиты, а также центры торцевых фасадов - с треугольными фронтонами. Высказываются предположения, что автором проекта являлся работавший в то время в Воронеже Джакомо Кваренги, однако документального подтверждения сему пока не найдено.
    На второй из трех архивных фотографиях ниже - внутренний интерьер, это, видимо, полукруглый зал ротонды, на третьей - дубовая лестница.

    источники архивных фотографий: 1,2 - www.na-vasilieva.ru "К биографии художника Сергея Чоколова" ; 3 - Попов П. А. Загадка синих павлинов // Русский провинциальный журнал — Воронеж № 4 (7) / Гл. ред. В. А. Демитриенко. — Воронеж, 2001 (скан: Aleksio.Sav).

    4. Еще одна фотография, с подписью "1946 год". В сравнении с предыдущей фотографией видно, что часть элементов уже утрачена, в частности, балкон.

    источник этого фото: Aleksio.Sav

    5. Внешняя стена дворового фасада сейчас разрушена, и от ротонды ничего не осталось.

    7. Про внутреннюю планировку: основой внутреннего плана является анфилада из трех залов: овального, квадратного и полукруглого.

    8. Жилые комнаты в доме были небольшими - помещики не жили здесь постоянно, для них усадьба была вроде дачи. Первый этаж - хозяйственный, а на втором — главный зал. В мезонине располагался зал для бильярдной и карточной игр.

    9. В оформлении ризалитов выделяются строенные окна с полуколоннами, над которыми — полукруглые ниши.
    Левый ризалит; здесь в полукруглой нише - окно:

    10. Интересно, что в симметричной нише правого ризалита было не окно, а майоликовое панно с изображением синих павлинов, сидящих на виноградной лозе, изогнутой в форме причудливых вензелей. Одна из птиц была изображена с запрокинутой головой, а другая ела из кувшина некое кушанье, насыпанное горкой. С обратной стороны стены, над тем же окном - в интерьере одной из комнат - был ещё один рисунок павлинов, выполненный в технике росписи по штукатурке, более простой.
    Вероятно, фреска появилась при Екатерине Чоколовой, автор неизвестен.
    В 1983 году реставраторы увезли плиту с наружной фреской синих павлинов в Воронеж, но реставрацию так и не удалось начать. Известно, что плита пролежала у них в кладовой более 15 лет, часть её была отколота и потеряна, а фреска так и не вернулась на прежнее место. «Внутренние» павлины тоже бесследно исчезли - кто-то тщательно изрешетил место ломом, возможно, искали клад на месте таинственного рисунка… Нишу в которой была фреска, хорошо видно над тройным окном на фото 5.
    Так выглядели павлины снаружи и внутри:

    источник изображений: Попов П. А. Загадка синих павлинов // Русский провинциальный журнал — Воронеж № 4, 2001. Скан: Aleksio.Sav

    11. Торцевое окно.

    12. Во дворе усадьбы сохранился фонтан начала 20 века.

    13. Его архитектура - с чертами модерна: ярусное сооружение из четырехгранников.

    14. Фасад дома со стороны реки пока еще цел; с этой стороны он трехэтажный.

    15. Центр здесь усложнен повышенной частью - "башней", овальной в плане и с плоским ризалитом под треугольным фронтоном. К этому фасаду примыкала лестница.

    16. Лестницы здесь уже давно нет; ее можно увидеть на старой фотографии:

    источник архивного фото: статья П. Попова, Е. Виноградовой в сб. «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века». — 2-е изд., доп. — Воронеж, 2011 (от vik01).

    19. Остатки внутренней отделки.

    20. Владелица усадьбы Екатерина Чоколова в начале 20 века открыла в селе школу-мастерскую для крестьянских девушек, в которой действовали учебные мастерские по изготовлению кружев, ковров, точеной и резной мебели, керамики.
    Горожанские ковры Чоколовы выставляли на московских ярмарках, в Санкт-Петербурге и даже в Париже, Брюсселе и Нью-Йорке, и изделия везде имели громадный успех.

    21. По словам Сергея Чоколова (сына Чоколовых), одной из интересных вещей, созданных в мастерской, был толстый бархатный ковёр размером 5x5 или 6x6 метров - на светлом, желтовато-кремовом фоне был большой двуглавый орёл, украшенный гирями из русских и французских флагов. Это ковёр был подарен Николаю II на нижегородской выставке.
    Сведения об этой мастерской даже попали в солидный справочник "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (т.2, 1902 г).

    22. Здесь тоже были строенные окна с полуколоннами.

    23. Между домом и Доном - нижний парк.

    24. В северной части усадьбы располагались верхний парк и большой сад площадью около 10 га. Усадебный парк является памятником природы, здесь сохранились аллеи с посадками тополя, вяза, березы, сосны веймутова, одичавшие яблоки, груши, а также боярышник, тёрн.... От многочисленных реликтовых сосен, сохранились лишь единицы - по рассказам старожил, большинство из них было вырублено во время войны для строительства переправы через Дон.

    25. Рядом с барским домом - огромный амбар, он выстроен из старинного кирпича, фундамент — из природного камня.

    26. На первом этаже хранили зерно и фураж для скота, а на втором — сахар, муку, мёд, масло и прочий провиант.

    27. После революции на территории усадьбы была организована колония-коммуна для беспризорных детей. В 30-е годы здесь открывают дом отдыха для работников пищевой промышленности имени Микояна, работавший до начала войны.
    В феврале 1943года, после освобождения Воронежа, в Горожанке открылся специальный детский дом для детей командиров РККА, погибших на фронте. Спецдетдом функционировал до 1959 года, когда по инициативе Хрущева почти все детские дома были реорганизованы в школы-интернаты.
    На территории усадьбы построили трехэтажные здания учебного корпуса и общежития, а старый усадебный дом забросили.

    28. Не так давно на базе школы-интерната создан Горожанский казачий кадетский корпус. При фотографировании усадьбы в кадр попали воспитанники, занятые изучением парашюта.

    30. Общий вид на дореволюционную усадьбу, фото с колокольни храма.

    Вместо трехэтажных интернатовских корпусов по обе стороны от дома - флигели, на переднем плане - часть амбара. Большой двор был ограждён каменной оградой с тремя воротами. Через южные шла дорога в село и дальше в город, с этой стороны к усадьбе примыкало кладбище с церковью. Северные ворота вели на скотный двор, где стояли конюшня, коровник, сарай (на заднем плане). А напротив дома стояли третьи ворота, которые вели в липовую аллею и сад.

    31. О Покровском храме - в следущей части.

    Источники исторической информации:
    Попов П. А., Тимофеев А. Тайна синих павлинов // Газета «Воронежский телеграф» (приложение к «Воронежский курьер» № 54). — Воронеж, 02.12.1999
    Кригер Л.В. Усадьбы Воронежской области, 2011
    П. Попов, Е. Виноградова в сб. «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века». — 2-е изд., доп. — Воронеж, 2011
    Википедия

    Очередной расширяющий "географию присутствия" пост, на этот раз, посвященный музею-усадьбе Дмитрия Веневитинова, приходящегося ни много ни мало - четвероюродным братом Александру Сергеевичу Пушкину.



    Село Новоживотинное расположено на левом берегу реки Дона в 25-ти верстах к северу от губернского города Воронежа.


    Выходцы из тульских земель Веневетиновы обосновались в этих краях в первой половине XVII века, когда в 1622 году Венёвскому атаману Терентию были пожалованы земли к северу от Воронежа, в состав которых входило село Животинное.


    Во второй половине ХVІІ века внук атамана Лаврентий Герасимович Веневитинов и его сын Антон приобрели на левом берегу Дона тысячу десятин земли, переселив туда крестьян из села Животинное. Новое поселение, соответственно, стало называться Новоживотинным, а первое упоминание о нем относится к 1678 году.


    В 1703 году из Староживотинного была перенесена и переосвящена деревянная Архангельская церковь - новая вотчина Веневетиновых стала селом.


    Облик усадьбы начал формироваться с середины ХVІІІ века, когда на территории были разбиты парк и пруд. В 1760-1770 годах был выстроен каменный, с мезонином, господский дом, впоследствии неоднократно перестроенный. Первой перестройке дом подвергся в начале XIX века, второй - в 1870-х годах.


    К началу XIX века хозяева имения перебрались в Москву, где в 1805 году и родился будущий поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов. В Новоживотинном Веневетиновы появлялись лишь летом, чтобы отдохнуть на Дону, но детские романтические впечатления от жизни на селе крепко отложились в памяти поэта.


    Возвращение Дмитрия Веневетинова в имение случилось в 1824 году, когда после смерти отца далекая от хозяйственных дел мать поэта - Анна Ивановна послала сына разобраться с жалобами крестьян. Считается, что эта поездка повлияла на мировоззрение девятнадцатилетнего юноши и его отношение к жизни - в 1825 году он пишет философские новеллы о природе.


    Судьба поэта оказалась трагичной - в марте 1827 года не дожив и до 22-х лет он скончался от пневмонии, которую подхватил, перебегая легко одетым с бала в доме Ланских в свой флигель.


    После революции усадьба была национализирована. Перед войной в ней последовательно располагались музыкальная школа и детский дом, а в годы войны - воинская часть. Затем усадьба ветшала и разрушалась, пока в 1988 году не начались работы по ее восстановлению.


    В 1994 году главный дом в качестве филиала Воронежского областного литературного музея им. Никитина распахнул двери перед посетителями. Сравнительно недавно - в 2012 году завершилась начатая двумя годами ранее реконструкция музея, результаты которой мы сейчас и можем наблюдать.


    На "сохранение духа усадьбы начала XIX века" было потрачено без малого 60 миллионов рублей, однако никакой стариной здесь, что называется, и не пахнет.


    В процессе осмотра экспозиции не покидает ощущение, что все эти одинаково невыразительные интерьеры...


    ...многочисленные репродукции на белых стенах и кажущаяся чужой антикварная мебель существуют как бы сами по себе.

    Единственное, что приглянулось - занимающий один из залов первого этажа макет усадьбы.


    Быстренько закончив с интерьерами, направимся обратно на свежий воздух - в парк...


    ...где вымощенные собянинской плиточкой дорожки ведут нас на берег Дона.


    На берегу воссоздана беседка-ротонда, популярная, надо предполагать, у местных молодоженов.

    Усадьба Веневитинова в Воронеже — это комплекс парковых, жилых и хозяйственных построек, большая часть которых возведена в XVIII века. Когда-то вся эта территория принадлежала известному дворянскому роду.

    Усадьба расположена на левом берегу Дона, в 27 километрах от Воронежа. Она входит в состав литературного музея имени Никитина. А этот огромный комплекс, в свою очередь, является одним из важных культурных центров Воронежской области .

    Литературный музей имени Ивана Никитина

    Главная цель комплекса — хранение литературного наследия края. Музей основан в июне 1922 года. Первую выставку разместили в доме поэта Ивана Никитина. Это здание в годы ВОВ серьёзно пострадало. В пятидесятые было восстановлено. Современное название музей получил в середине девяностых годов, тогда же в его состав вошла усадьба.

    Старинный дворянский род

    Родоначальником фамилии, представителям которой когда-то принадлежала усадьба, является человек, носивший имя Терентий. Он родился в конце XVI века. В 1622 году Терентий Веневитинов за свою службу получил земли, а позже построил родовое имение.

    Известно ещё об одной ветви старинного дворянского рода. Она упоминается в исторических документах, имеющих отношения к Новгородской губернии. Родоначальником ее , согласно некоторым данным, является Гордей Веневитинов . Этот человек жил в начале XVIII столетия .

    Большинство же специалистов склоняется к первой версии. После того как Терентию была пожалована земля в " воронежских дачах" , он построил здесь дом. За хозяйством присматривали жена и его сын. Терентий же был военным и службу свою не прекращал. Но село Новоживотинное основал все же вышеупомянутый Лаврентий Герасимович, который приходился основателю дворянского рода внуком.

    Он, как и дед и отец, нёс гарнизонную службу в Воронеже, являлся одним из самых состоятельных горожан. В течение двух лет Лаврентий был воеводой в небольшом городке Орлове.

    В 1685 году его сына - Антона Веневитинова - вызвали в Москву, а оттуда отправили на Дон. Ему было поручено привезти казакам деньги, жалованные государем, кроме того, сукно, вино и прочее. В восьмидесятые годы XVII века Антон Веневитинов женился и отошел от службы. Но ненадолго . Пётр I в скором времени принялся за создание Русского Морского флота. Тогда Антон Лаврентьевич не только продолжил служебную деятельностью, но и взял на себя управление корабельными лесами. В документах, которые рассказывают современникам о временах создания флота, нередко упоминается его фамилия.

    Как и у каждого дворянского рода, у Веневитиновых был свой герб. На изображении, расположенном ниже, можно видеть, как он выглядел.

    Строительство родового имения

    Итак, представители рода Веневитиновых обосновались на землях, которые сегодня входят в состав Воронежской области, в 1622 году. Спустя несколько десятилетий один из них — Лаврентий Герасимович — на левом берегу Дона приобрёл землю, на которую переселил несколько крестьянских семей. Новое село получило название Новоживотинное . В 1703 году здесь появилась первая церковь.

    В XVIII веке усадьбу, которая сегодня является одним из самых посещаемых музеев, еще не построили. Но здесь уже разбит парк, имеется небольшой пруд. Господский дом, согласно мнению большинства краеведов, появился в 60-е годы. Усадьбу построили из камня. Тогда же и возвели церковь, получившую название Архангельская.

    В начале XIX столетия здесь, помимо господского дома, была флигель, и погреб, и конюшня. Кроме того, располагался сарай и изба для крестьян. Усадьбу окружала глухая кирпичная стена. А возле дома построили и отштукатурили кирпичную беседку.

    Первая реставрация

    За свою долгую историю усадьба, конечно, претерпела немало изменений. Впервые она была перестроена владельцами еще в начале XIX столетия. Тогда к господскому дому пристроили второй этаж, а в 70-е годы того же века произвели капитальный ремонт. Поменяли кровлю, полы, отштукатурили стены.

    Облик усадьбы в XIX веке

    Основная информация, которой владеют современники относительно усадьбы Веневитинова в Воронеже, получена благодаря архитектурно-археологическим исследованиям, проведённым в шестидесятые годы XX века. Известно, что в XIX столетии размеры дома были значительно меньше, нежели сегодня. Здесь имелся и третий этаж — антресольный, другими словами, мезонин.

    Первый этаж был довольно низким. Здесь были сводчатые потолки, некоторые из них сохранились и до наших дней. Но большую часть снесли при реконструкции ещё в XIX веке. Потолки второго этажа были значительно выше, а на антресольном имелись маленькие квадратные оконца.

    Усадьба Дмитрия Веневитинова

    Один из представителей старинного дворянского рода — поэт, живший в начале XIX века. Впрочем, родился Дмитрий Веневитинов в Москве, а умер в Санкт-Петербурге. Среди дворян сложно было найти двух людей, которые не имели бы абсолютно никаких родственных связей друг с другом. Так, Дмитрий Веневитинов приходился дальним родственникам Александру Пушкину .

    Вторая реставрация здания

    Отец поэта в начале XIX века проживал в воронежском родовом имении. Существует мнение, что именно этот человек, а звали его Владимиром Петровичем, осуществил значительную перестройку усадьбы. Именно в годы его жизни исчез антресольный этаж, но появились открытые балконы и боковые галереи. Описи имения, к счастью, сохранились до наших дней. Благодаря этим документам, известно, что в 1826 году господский дом имел два этажа. Размеры дома, указанные в офисе, полностью соответствуют современному состоянию Усадьбы Дмитрия Веневитинова .

    После революции в России большая часть усадеб была уничтожена. К счастью , подобную участь избежало родовое имение Веневитиновых . Но усадьба, конечно, была значительно перестроена. В тридцатые годы в помещениях бывшего господского дома открыли школу. Это потребовало проведения внутренней планировки.

    Облик усадьбы не раз изменялся на протяжении XX века . На некоторое время здесь был организован дом для сирот. А в первый период Великой Отечественной войны в усадьбе Веневитинова расположилась воинская часть. С этого момента и до середины восьмидесятых годов в доме не проводились ремонтные работы.

    Усадьба в составе музея

    Очередная реставрация началась после того, как местная власть приняла решение передать бывшее дворянское имение музею имени Никитина. К тому времени была полностью утрачена западной галерея и южный балкон. Реставрационными работами руководил архитектор Т. Синегуб . Концепцию будущего музея-усадьбы Веневитинова разработал один из ведущих сотрудников литературного музея.

    Перед авторами проекта стояли следующие задачи: переоборудовать усадьбу таким образом, чтобы ее содержание стало значительно шире, нежели содержание обычного дворянского имения. Село Новоживотинное , основанное когда-то одним из Веневитиновых , имеет, с туристической точки зрения, довольно удобное расположение. А потому является одним из пунктов многих маршрутов.

    Усадьба Веневитиновых — это не просто памятник русской дворянской культуры. Здесь отражено и творчество поэта, одного из представителей старинного рода, и крестьянская культура края.

    Последняя масштабная реконструкция была проведена в 2010 году. А за пять лет до этого на территории усадьбы открыли памятник поэту Дмитрий Веневитинову . Автор монумента - Максим Дикунов .

    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png