Один из интереснейших архитектурных памятников, украшающих Старую Басманную улицу – особняк под № 23, выкрашенный в жёлтый цвет, с шестиколонным портиком, украшенный угловой полукруглой ротондой, треугольным фронтоном и фризами в античном стиле по обеим сторонам портика.

В XVIII веке это было владение купцов Бабушкиных, имя которых до 1964 года носил соседний переулок Александра Лукьянова.

В 1795 году дочь первогильдейского купца Петра Бабушкина Александра выходит за премьер-майора князя Ю. П. Волконского, к которому вместе с женой переходит и это владение в качестве приданого. Волконский строит здесь деревянный особняк, а через несколько лет усадьба переходит к отставному капитану Павлу Ивановичу Яковлеву, который и перестраивает дом в стиле позднего классицизма. Кто является автором проекта этого деревянного нарядного здания на белокаменном цоколе достоверно не известно. Долгое время его постройку приписывали М. Ф. Казакову, потом архитектору И. Д. Жукову – во всяком случае, на плане яковлевского дома стоит именно его подпись.

Кстати, у особняка есть одна любопытная деталь - потолки в комнатах разной высоты.

На протяжении нескольких лет усадьбой владели графиня Е. А. Салтыкова и граф Р. А. Воронцов. Около 1815 года особняк приобретает Прасковья Васильевна Муравьева-Апостол – жена сенатора, члена Российской академии Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола. В этом-то доме и жили будущие декабристы Ипполит, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы. Связана эта усадьба и с именем поэта Константина Николаевича Батюшкова, который квартировал здесь у Муравьевых в 1816 году. Возможно, бывал в доме и А. С. Пушкин.

В 1822 году Муравьёвы продают усадьбу, меняются владельцы, а в 1840-х годах здесь открывается Александро-Мариинский детский приют, относившийся к ведомству императрицы Марии Фёдоровны. Он находился в старинном особняке до 1917 года.

Вскоре после революции нарком просвещения Луначарский предлагал открыть здесь, к столетию восстания на Сенатской площади, музей декабристов. Но тогда идея так и не была осуществлена. Вместо этого в доме устроили коммунальные квартиры. Старинный особняк ветшал и потихоньку разрушался. Ещё в 1952 году П. В. Сытин писал о том, что "типичный для своего времени и редкий сегодня» дом Муравьева-Апостола на Старой Басманной "доживает последние дни". Однако дом выстоял.

И только в 1986 году в нём наконец-то открылся музей. Но уже в августе 1991 года обрушился потолок на парадной лестнице, и музей был закрыт на реставрацию. Вместо реставрации дом ещё больше разрушили, а государство прекратило финансирование работ. Так и лишилась бы Москва этого интереснейшего памятника, если бы не один из потомков Муравьёвых-Апостолов – гражданин Швейцарии Кристофер Андреевич. Он предложил передать ему дом в долгосрочную аренду с обязательством отреставрировать особняк. 5 декабря 2000 года – в 175-летнюю годовщину восстания декабристов - было подписано соответствующее постановление Правительства Москвы. И буквально через месяц началась масштабная научно-методическая реставрация. В настоящее время дом принимает гостей – здесь проходят выставки, проводятся лекции, презентации книг.

В 2001‑м началась научная реставрация, предусматривавшая восстановление главного дома усадьбы - по состоянию на период первой четверти XIX века. К началу работ дом был разрушен буквально наполовину (белокаменный цоколь фасада - на 50 %, окна, двери, деревянный сруб, потолочные перекрытия - на 40 %); цокольный этаж частично врос в землю. Инженерные коммуникации пришлось полностью переложить. После вычинки стен и сводов цокольного этажа была возведена временная кровля. Затем шаг за шагом демонтировались лепной декор фасадов и интерьера. Общий подход состоял в том, чтобы сохранить подлинные элементы в максимальном объеме, при невозможности - заменять аналогичными, выполненными по старинным технологиям.
В ходе работ были найдены обои конца XVIII и второй половины XIX века. В интерьерах парадных помещений были отреставрированы: венецианская штукатурка, гипсовые рельефы, голландские печи с поливными монохромными и полихромными изразцами, искусственный мрамор фризов под карнизами и стволов пилястр. При реставрации фасадов подход был аналогичным - максимально оставить то, что сохранилось. В результате один горельеф заменен, один - отреставрирован. С некоторыми капителями и колоннами портика поступили также. В старинный интерьер были вписаны современные коммуникации.
Полностью благоустроена прилегающая к зданию территория, а также воссоздана по историческим рисункам утраченная ограда с воротами и калиткой.

Восстановление уникального особняка на Старой Басманной является ярким примером комплексной научной реставрации памятников архитектуры столицы.

В 2013 году усадьба стала лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Недавно нам удалось побывать в удивительной усадьбе, являющейся одним из украшений Старой Басманной улицы, — городской усадьбе Муравьёвых-Апостолов.

На территории Басманного района, то есть бывшей Басманной слободы, ранее находилось большой число полотняных и шелковых фабрик. И первые постройки на месте нынешней усадьбы возникли, предположительно, на территории, выделенной из участка, принадлежавшего фабрике А.И. Бабушкина в середине XVIII века. Участок многократно перепродавался, и в 1803 году был куплен отставным капитаном Павлом Ивановичем Яковлевым. Он выстроил дом на кирпичном подклете XVIII века в стиле московского классицизма.

С 1809 по 1815 гг. усадьбой владели графиня Е.А. Салтыкова и граф Р.А. Воронцов. Дому повезло: он не пострадал от пожара 1812 года. В 1815 году он перешел во владение Прасковьи Васильевны Муравьёвой-Апостол — второй жены Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола. В доме было довольно многолюдно, устраивались приёмы, литературные чтения, музыкальные вечера, навещали отца его сыновья. Старшие сыновья Ивана Матвеевича — Матвей и Сергей — участвовали в кампании 1812 года, дошли с заграничными походами русской армии до Парижа, а позже активно принимали участие в восстании декабристов. В 1822 году семья Муравьёвых-Апостолов продала этот дом.

В конце XIX века усадьбу занимал Александро-Мариинский детский приют. Приют занимал парадный и антресольный этажи, а цокольный этаж и флигель сдавались в наем под квартиры, лавки и мастерские ремесленников. В 1912 году на месте усадьбы собирались построить 6-тиэтажный доходный дом, но проект не был осуществлён.

После революции в доме располагались школа, общежитие, собес, коммунальные квартиры. С 1955 года здание занимал Московский институт аэрофотосъемки и картографии. В 1986 году здесь был открыт филиал Государственного исторического музея — Музей декабристов, — который предполагалось устроить здесь еще в 1925 году по указанию Луначарского. Музей проработал недолго, и в 1991 году был закрыт, поскольку здание находилось в аварийном состоянии.

Но судьба была благосклонна к дому, и в 1991 году по приглашению Советского фонда культуры в Россию приехали потомки владельцев усадьбы: Алексей, Андрей и его сын Кристофер Муравьёвы-Апостолы. Они привезли в дар музею семейные реликвии и, увидев плачевное состояние дома своих предков, решили восстановить его силами семьи. Выполнение этой трудной задачи взял на себя Кристофер. Была создана некоммерческая организация, которая явилась учредителем Дома-музея Матвея Муравьёва-Апостола.

В январе 2001 года началась научно-методическая реставрация, за основу для нее был принят исторический облик усадьбы на начало XIX века. По её окончании в 2013 году мэр С.С. Собянин вручил Кристоферу Муравьёву-Апостолу диплом лауреата конкурса "Московская реставрация 2013". Дом-музей в Москве первым получил право платить льготную арендную плату. Сейчас в нем второй этаж оборудован для проживания семьи Муравьёвых-Апостолов, а на первом этаже проводятся выставки приёмы и другие мероприятия.

Двухэтажный флигель был выстроен в начале XIX века. Возможно, именно в нем жил поэт Константин Николаевич Батюшков, когда останавливался в гостях у Муравьёвых-Апостолов в 1816 году. По этой дороге, ведущей к флигелю, кареты со стороны Басманной улицы въезжали на парадный двор, а затем через арку в середине флигеля проезжали на двор хозяйственный.
В настоящее время флигель находится во владении сторонних организаций.

Ну и конечно же самым интересным было попасть внутрь и посмотреть своими глазами, каким же стал дом после реставрации.

И встречает нас парадная лестница.

А вот это небольшое окошко над дверью выходило к галерее, на которой находился оркестр. Когда гости поднимались по лестнице, их видел дирижер, и давал сигнал оркестру к началу игры.

По парадной лестнице поднимаемся в прихожую.

В проходе справа можно увидеть "анатомию" дома. Здесь показаны деревянные стены дома после реставрации: все здоровые бревна были сохранены, а на место поврежденных положены новые.

Параллельно главной анфиладе идут более скромные задние комнаты. Помещения второго этажа занимает семья Муравьёвых-Апостолов, и прохода туда нет.

В дальнем от входа конце дома устроены низкие антресоли.

Единственное, что нас смутило, - это наклейка на окне, изображающая вид из окна совсем в другую сторону.

А теперь пройдемся по парадной анфиладе и начнем с бального зала.

По стене зала напротив окон устроены хоры для музыкантов, окошко с которых как раз выходит на парадную лестницу.

Зал украшен пилястрами, тонкой лепниной и панно с античными мотивами.

Бальный зал имеет выход в небольшую остекленную полуротонду,

из которой открывается чудесный вид на Старую Басманную и церковь Никиты Великомученика.

За бальным залом следует ряд гостиных.

В них сохранились угловые голландские печи и лепные карнизы.

Кстати, люстры в комнатах старинные, XIX века, и были куплены современным владельцем дома на аукционах.

Анфилада завершается парадной спальней, в отделке которой была использована техника искусственного мрамора.

Вот такой замечательный дом.

Использованная литература:
1. Памятники архитектуры Москвы
2. Презентация об усадьбе Дома-музея Муравьёвых-Апостолов (

Желтовато-белый особняк по улице Старая Басманная, 23/9 поистине украшает этот район Москвы. Свои классические формы - шестиколонный портик, расположенную на углу полукруглую ротонду, устроенные на фасаде «античные» фризы и треугольный высокий фронтон - здание получило на изломе восемнадцатого и девятнадцатого веков.

История этого дома относит нас к XVIII столетию, когда владение принадлежало купеческой семье Бабушкиных (именно по их фамилии называлась до 1964 года нынешняя ).

В 1795 году родная дочь купца I гильдии Петра Бабушкина - Александра Петровна - выходит замуж за князя Ю.П. Волконского, имевшего в то время чин премьер-майора. В приданое невесте была включена и усадьба.

Волконский сразу возводит на этом месте деревянный особняк, который через пару лет выкупил Павел Иванович Яковлев - отставной капитан. Именно при последнем дом перестроили и придали ему сохранившийся до наших дней классический вид.

К сожалению, вопрос архитектурного авторства до сих пор не решен. Одно время это деревянное строение на белокаменном цоколе приписывали Матвею Казакову, а затем, после обнаружения старого плана постройки, зодчему И.Д. Жукову, подпись которого и обнаружили на этом документе.

Предположительно в 1815 году дом на Старой Басманной, 23 выкупает жена сенатора Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола - Прасковья Васильевна. Далее история дома будет связана с декабристским движением в России. Дело в том, что здесь жили будущие декабристы - братья Ипполит, Сергей и Матвей.

В гостях у хозяев бывал Константин Николаевич Батюшков - известный поэт. Предполагают, что навещал их и Александр Сергеевич Пушкин.

В 1822 году семья Муравьевых-Апостолов оставляет усадьбу. Далее здесь были другие хозяева, пока в этих стенах в 40-х годах не открыли Александро-Мариинский приют для подростков и детей, патронировала который сама императрица Мария Федоровна. Это заведение просуществовало в особняке вплоть до революции 1917 года.

В первые годы советской власти нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, по случаю скорого празднования декабрьского восстания 1825 года на Сенатской площади, предложил на этих площадях открыть Музей декабристов. Идею не поддержали, а бывший особняк отдали под коммунальные квартиры.

В 1986 году музей все же открыли, но каких либо мероприятий по его восстановлению не предприняли, что привело в 1991 году к обрушению потолка в месте расположения парадной лестницы. Здание закрыли на реставрацию, но из-за тяжелого финансового положения в стране государственная поддержка не оказывалась. В 1997 году музей и вовсе закрыли.

Возможно, Москва потеряла бы этот исторический памятник, если бы не поддержка подданного Швейцарии Кристофера Андреевича Муравьева-Апостола - одного из потомков этой известной семьи. Он предложил и ему передали здание бывшей усадьбы в долгосрочную аренду. Договор был подписан накануне 175-ой годовщины декабрьского восстания - 5 декабря 2000 года. Сразу после этого здесь начались реставрационные и восстановительные работы.

Дом-музей Муравьевых-Апостолов в Москве: исторические данные, интересные факты об усадьбе. Будет интересно туристам, собирающимся посетить объект.

Если прогуливаться по Старой Басманной улице, вы обязательно наткнетесь на изысканный особняк, оформленный в духе позднего классицизма, которым так увлекалась в 18-19 веках. Из ряда других зданий его выделяет массивный римский портик и полуротонда, довершающая левое крыло. Москвичи и те, кто хорошо знаком со столицей, наверное, уже догадались, что речь об усадьбе Муравьевых-Апостолов. А всех остальных мы приглашает совершить путешествие по этому замечательному местечку.

Строительство и история здания

Итак, старинная столичная усадьба. Первоначальное здание на этом месте появилось в середине 18 столетия, разбавив пейзаж из ткацких фабрик и торговых лавок. Впоследствии дом многократно переходил из рук в руки столичной аристократии. В начале 19 века очередной владелец, повинуясь зову чувства прекрасного, основательно перестроил здание, придав ему черты классицизма.

Трехэтажное сооружение привлекает внимание утонченностью форм и продуманностью композиции. Центральная часть усадьбы обозначена мощным портиком с коринфскими колоннами и треугольным фронтоном наверху. Элементы фасада украшают скульптурные барельефы. Стены испещряют просторные прямоугольные окна, типичные для классики.

Что удивительно: имея деревянный каркас, здание умудрилось сохраниться в первозданном виде, несмотря на многочисленные пожары и разрушения.

К Ивану Муравьеву-Апостолу, от которого усадьба и получила имя, она попала только в 1815 году в качестве приданого супруги. Да, это та самая фамилия, ставшая одним из символов движения декабристов. Правда, судьба семье была уготована более чем трагичная. В освободительное движение были вовлечены все трое сыновей сенатора и все были сурово наказаны. Один из них был повешен, второй застрелился, а третий отравился искупать вину перед государством на изнурительных каторжных работах.

После этого звуки музыки и балов в доме стихли, а саму усадьбу Муравьевых-Апостолов продали. Позже здесь обустроили сиротский приют, а затем всевозможные собесы, коммуналки и прочие богоугодные заведения эпохи советов.

Одно время в здании располагался музей декабристов. Правда, просуществовал всего несколько лет, и экспозиция была по большей части заимствованной у Государственного исторического музея.

Усадьба Муравьевых-Апостолов в наши дни

В прежний вид усадьба пришла всего несколько лет назад силами потомков Муравьевых-Апостолов, вернувшихся из эмиграции. Главная роль принадлежит Кристоферу Муравьеву-Апостолу, который не только сумел досконально отреставрировать дом, но и обосновать здесь музей. Силами потомков в дом вернулись семейные реликвии, предметы обихода. Отдельные предметы Кристофер заботливо собирал по всему миру и покупал на антикварных аукционах.

Сегодня усадьба - не просто дом-музей. Это место проведения культурных событий, включая выставки живописи, искусства, тематические экспозиции и семинары. В музее постоянно экспонируются картины 18-19 столетий.

Улица Старая Басманная, Москва / Фотобанк Лори

Что можно увидеть в музее Муравьевых-Апостолов:

  1. Внутри гостей встречает парадная лестница с замысловатыми перилами. Над ней в стене можно заметить небольшое оконце - когда-то оно оповещало музыкантов о прибытии гостей и тех, по пути наверх, сопровождала музыка;
  2. Цокольный этаж выполнен из белого камня, отведен под подсобные помещения;
  3. Основные покои находятся на верхних этажах. Здесь расположены гостиные, парадная анфилада, бальный зал, кабинет, спальни. Помещения искусно украшены лепниной, пилястрами, лепными карнизами, барельефами на античные темы и искусственным мрамором. Наверху можно увидеть сводчатые потолки и люстры 19 века, дощатые полы наполняют помещения уютом и теплом;
  4. Бросается в глаза почти полное отсутствие мебели - ее владельцы усадьбы явно обделили вниманием. В то же время, такой прием позволяет сосредоточиться на отделке и планировке;
  5. Кое-где можно увидеть и деревянную основу - бревенчатый сруб. Бревна новые хозяева заботливо отреставрировали, заменив отслужившие новыми;
  6. Удивительно видеть в старинных интерьерах современные картины. Но на то воля хозяев, они полностью восстановили помещения, так что имеют право;
  7. Обстановку старины поддерживают голландские печи - непременный атрибут любого дома той эпохи. Конечно, сегодня их функция - сугубо декоративная, поскольку здание буквально напичкано современными коммуникациями. Это не только отопление, но и акустические системы, видеонаблюдение и т. д.

Экскурсии по Москве и окрестностям

Количество прогулок по Москве на Трипстере достигло сотни! Выбор на любой вкус: обзорные, квесты, выездные. Но прежде, чем ехать за город, убедитесь, что вы исследовали все переулки, интересные особняки и усадьбы Москвы.

Где находится и как добраться

Ближайшие станции метро: «Красные ворота» и «Курская», чуть дальше расположена «Бауманская». Но от каждой из них придется немного пройти. Но оно и к лучшему - этот район интересен для прогулок.

Ближайшая автобусная остановка - улица Александра Лукьянова. Можно доехать на маршрутах №№ 40, H3, м3, т25.

В конце XVIII - 1-й четверти XIX века. Открыт для посещения как дом-музей.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Трёхэтажный дом, в основе которого деревянный сруб на кирпичном цоколе, в его втором этаже устроена парадная анфилада комнат, состоящая из кабинета, парадной спальни, двух гостиных, бального зала, и небольшой полуротонды. Уличный фасад декорирован шестиколонным портиком и античными фризами над высокими окнами второго этажа, левая часть здания завершается полуротондой. К Басманной улице выходит бывший Бабушкин переулок (сейчас улица Лукьянова), в котором помещалась фабрика купца Бабушкина; главный вход в дом № 23 также с переулка. Здание выглядит весьма соразмерно, создавая образ простой, но изящной городской усадьбы и давая возможность представить Басманную улицу двухсотлетней давности, когда над округой ещё всецело доминировала церковь Никиты Мученика (Владимирской иконы Божьей Матери), а соседние особняки Куракиных , Демидовых , Разумовских ещё не были перестроены.

    История

    На территории, которая простиралась от Старой Басманной до Новой Басманной улицы, были полотняные и шелковые фабрики. Первые постройки были сделаны в середине XVIII века. Дом многократно перепродавался. В частности им владела наследница дочери фабриканта П. А. Бабушкина - Александра Петровна Волконская, жена премьер-майора князя Ю. П. Волконского, которые продали дом в начале XIX века. В 1803 году усадьбу купил отставной капитан Павел Иванович Яковлев, который перестроил дом в 1803-1806 годах на основе старого дома в стиле позднего классицизма: белокаменный цоколь, шестиколонный портик с коринфскими колоннами и барельефами на античные сюжеты по сторонам портика, треугольный фронтон, полукруглая ротонда на углу улицы и переулка.

    Затем его покупает Прасковья Васильевна Грушецкая. Усадьба не была затронута пожаром 1812 года и в 1815 году, возможно, перешла как приданое Грушецкой во владение её супруга - сенатора Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола (после его второй женитьбы ). В доме было довольно многолюдно, устраивались приёмы, отца навещали его сыновья. В 1816 году здесь жил поэт Батюшков . Это период для семьи был внешне благополучным, но в это время формировалось декабристское движение. Все три сына Ивана Матвеевича вошли в число главных участников восстания , которые боролись за отмену крепостного права в России. Подавление мятежа стало и семейной трагедией: Сергей повешен, Ипполит застрелился, Матвей отправлен на каторгу. Дом был продан.

    В более позднее время, один из его владельцев открыл здесь Александро-Мариинский приют для девочек, который перешел затем во владение ведомства императрицы Марии . Приют занимал парадный и антресольный этажи. Директор приюта В. А. фон Левдик. Цокольный этаж и флигель сдавались внаем под квартиры, лавки и мастерские ремесленников. В 1912 году на месте усадьбы собирались построить 6-этажный доходный дом. Проект не был осуществлён.

    В 1925 году А. Луначарский собирался открыть музей декабристов, что осуществилось лишь в 1986 году, когда в усадьбе открывается филиал Государственного Исторического музея .

    Музей декабристов

    В 1986 на правах филиала Государственного Исторического Музея, в здании был открыт музей декабристов (закрыт в 1992). В 1816-1817 в доме бывали будущие декабристы М. И. , С. И. и И. И. Муравьёвы-Апостолы, поэт К. Н. Батюшков.

    Первая попытка создания выставки по истории декабристов в Москве было открытие в в Румянцевском музее в 1890-х годах «Комнаты людей 40-х годов». Экспозиция была создана по инициативе Е. С. Некрасовой и директора музея М. А. Венивитинова и просуществовала до 1925 года, затем перенесена в фонды ГИМа. Вопрос о создании Музея декабристов обсуждался в 1925 и 1975 годах. В 1976 в ГИМе, где была собрана богатая коллекция материалов по восстанию декабристов, разработали концепцию создания музея. С 1977 созданию Музею декабристов способствовала деятельность Комиссии по истории декабристского движения при Московском городском отделении ВООПИК.

    Музей декабристов не имел собственных фондов, вместо этого он на правах филиала использовал фонды коллекции ГИМа для устройства временных выставок: «Пушкин и декабристы» (1987), «Реликвии Отечественной войны 1812 года» (1987), «Декабристы и их современники в дагерротипе и фотографии» (1988), посвященных М. С. Лунину (1989), Муравьёвым (1990), М. А. Фонвизину (1991) и др. В музее велась работа по созданию постоянной экспозиции по теме «Декабристы в Москве».

    Однако уже в 1991 году музей был закрыт для посещения из-за аварийного состояния здания .

    Возрождение усадьбы

    В том же 1991 году по приглашению Советского фонда культуры Россию посетили Муравьёвы-Апостолы: Алексей, Андрей и его сын Кристофер. Они возвратили некоторые семейные реликвии и решили восстановить фамильный особняк. Была создана некоммерческая организация под руководством Кристофера, которая явилась учредителем Дома-музея Матвея Муравьёва-Апостола.

    После нескольких лет, потраченных на различные формальности, в декабре 2000 года главный дом усадьбы Муравьёвых-Апостолов был передан по постановлению Московского Правительства в аренду музею на 49 лет, началась реставрация. Реставрация проходит по с сохранением старого деревянного каркаса здания, при реставрации в стенах оставлены открытые фрагменты дерева. Во дворе здания был снят культурный слой земли в полтора метра, найденные при раскопках артефакты были переданы в музей, который был открыт для посещений в 2013 году .

    В усадьбе проходят выставки и приёмы. В частности здесь отмечал своё 15-летие в России аукционный дом

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png