Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа №61»

Социальный проект

«Создание школьного музея».

Работу выполнили :

ученики 8 класса Исаев Ринат, Седова Кристина, Токсанбаева Саида

Научный руководитель:

учитель истории и обществознания Высшей квалификационной категории,

Почетный педагог России - Кибкало Н.Г.

МБОУ "СОШ №61", г. Астрахань

г. Астрахань


Введение ……………………………………………………………………...

стр. 3

Глава I. Что такое Музей школы? …………………………………………..

стр. 5

Глава II. Описание проекта …………………………………………………

стр. 8

Глава III. Реализация проекта «Создание школьного музея» …………….

стр. 12

Заключение …………………………………………………………………..

стр. 14

Литература …………………………………………………………………...

стр. 16

Приложение ………………………………………………………………….

стр. 18

ВВЕДЕНИЕ.

Смотрю на музейные стенды…
Как с памятью время играет!
Живут вечно только легенды,
А истины – все умирают.

Акакий Швейк
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. Это история наших дедов и прадедов. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества. Главный инструмент сохранения исторического прошлого является музей. Именно он позволяет собрать, систематизировать и сохранить крупицы, следы прошлых эпох. Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» – «храм».

Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Когда то давно в нашей школе №61 был музей, но затем нужда в нем отпала, экспонаты отправились в подвал, о нем забыли.

В 2010 году при обращении к Федеральному Собранию президент РФ Дмитрий Медведев выступил, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота – носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи – многие школы вновь стали создавать, возрождать свои музеи. Идея возрождения музея в нашей школе жила давно. О необходимости такого «храма» высказывалась и администрация школы, родители и жители поселка, в котором наша школа, главный культурный объект, и сами ученики. Для реализации этой идеи нами был разработан проект возрождения музея нашей школы. Музея, который будет адресован школьникам и интересен для них, в создании которого они примут прямое участие, а впоследствии будут его основными посетителями и участниками всех видов деятельности.

Цель проекта:


  1. Возрождение, создание музея в школе №61;

  2. Возрождение и сохранение истории и духовных ценностей посёлка Свободный и школы №61;

  3. Развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской, поисковой работы.
Задачи проекта:

  1. Разработать программу и план возрождения школьного музея;

  2. Определить этапы и сроки возрождения музея;

  3. Собрать, изучить и систематизировать имеющиеся экспонаты;

  4. Определить направления работы и экспозицию музея;

  5. Определить источники и расходную смету возрождения музея;

  6. Открыть музей в школе № 61;

  7. Продолжить работу по пополнению фонда, экспозиции музея.
Ожидаемый результат :

Создание музея школы, интеграция музейной и учебной деятельности с целью воспитания гражданско-патриотических качеств личности учащихся. Эстетическое оформление школы.

Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло.

Чувство настоящего времени не приходит извне, оно возникает в внутри человека тогда, когда для него важно происходящее вокруг него и когда он сам важен и значим для окружающего мира». В этом смысле музей становится весьма значимым, ведь встреча с прошлым открывает для учащегося его настоящее. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект послужит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

ГЛАВА I . ЧТО ТАКОЕ МУЗЕЙ ШКОЛЫ?
Музеи – это конгломераты памяти.

Георгий Александров
ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «МУЗЕЙ».

Понятие "музей" ввели в культурный обиход человечества древние греки. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных. В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились" .

К концу XVIII века в России создаются общедоступные экспозиции с целью просвещения основной массы посетителей. В конце 19 века в России создаются около 150 музеев с общедоступными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремёсел, приборов).

В начале 20 века в связи с подъёмом краеведческого движения в России большой размах получило открытие общественных музеев, созданных по инициативе общественности, и действующих на общественных началах. Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, на предприятиях. Это музеи Боевой Славы, Трудовой Славы, музеи, посвящённые деятелям коммунистической партии, за которыми закрепляется статус политико-просветительского учреждения.

Правовой основой деятельности школьных музеев являются Письмо Министерства образования и науки РФ № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений", "Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах", Приказ Министерства культуры СССР от 12.03.1988 года.

Музей понимается как учреждение, собирающее, хранящее и демонстрирующее предметы истории, культуры.

Третья статья устава Международного совета музеев гласит: "Музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а так же для удовлетворения духовных потребностей".
ПРОФИЛИ И ЖАНРЫ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ.

Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея. Профиль школьного музея зависит от выбранного направления поисковой исследовательской деятельности. Музееведы выделяют следующие профили:


  1. Исторический;

  2. Естественнонаучный;

  3. Картинная галерея;

  4. Мемориальный музей;

  5. Технологический;

  6. Экологический .
Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра. К жанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, относят следующие:

  1. Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации. В условиях школы такой музей чаще становится фактом престижа, внешкольная, кружковая, досуговая деятельность представлена минимально.

  2. Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нём обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции также могут быть рассредоточены по отдельным кабинетам. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс.

  3. Музей – лаборатория. Этот жанр очень близок музею - мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.

Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся" . Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие.

Задачами школьного музея являются:


  1. Воспитывать чувство патриотизма – такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины";

  2. Сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность;

  3. Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс;

  4. Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох;

  5. Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины;

  6. Способствовать формированию духовных ценностей .
Для создания школьного музея необходим ряд условий:

  1. Собранные и зарегистрированные музейные предметы;

  2. Музейный актив;

  3. Помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

  4. Музейная экспозиция;

  5. Источники финансирования деятельности;
Устав (положение) музея, утверждённое органом самоуправления и руководителем образовательного учреждения .
ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.

В Положении о Музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Сущность документирующей функции заключается в целенаправленном отражении в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем.

Документирующая функция осуществляется в трёх формах:


  1. Комплектование фондов;

  2. Фондовая работа;

  3. Создание экспозиции музея;
Музейный предмет – памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания. Главное для музейного предмета – его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Все музейные предметы обладают рядом свойств. Это информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Все музейные предметы делятся на три группы:


  1. Вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи);

  2. Изобразительные (картины, скульптура, графика);

  3. Письменные (документы на всех носителях).

ГЛАВА II . ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

Музеи – это кладбища искусства.

Альфонс Ламартин
Приступая к реализации проекта вначале мы, вместе с учителями, определи каким будет наш музей, какие направления мы хотели бы осветить, наметили стратегии, сроки.

Основные стратегии школьного музея:

1. Создание инициативной поисковой группы музея.

2. Разработка проекта «Школьный музей».

3. Изучение краеведческой литературы, материалов по краеведению.

4. Продумать необходимое оборудование, составить смету.

5. Сбор материалов и реставрация экспонатов.

6. Создание экспозиций, разделов музея.

7. Оформление интерьера музея.

8. Комплектование музейных фондов, учет и научное описание музейных предметов.

9 . Создание совета и актива музея.

10. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

11. Организация группы экскурсоводов.

12. Организация работы клуба «Истоки».

13. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».

14. Проведение конкурса «Неиссякаемый родник»

15. Оформление документации аттестации и паспортизации музея.

16. Проведение уроков, семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты.

Данный проект мы планируем реализовать в течение двух лет: 2013 – 2015 годы. В результате должен быть открыт музей состоящий из трёх экспозиций: Музей Боевой славы, Музей истории школы, Музей истории культуры и быта поселка, изготовлены и оформлены стенды по истории школы и поселка, проведено комплектование музейных фондов, музейные предметы зарегистрированы в инвентарной книге, разработан устав, паспорт и вся необходимая документация музея.

Материально-техническое обеспечение.

Мы планируем организовать школьную бригаду для выполнения запланированных работ по ремонту помещения и реставрации экспонатов.

Ресурсное обеспечение

1. Бюджет школы;

2. Материально-техническая база школы;

3. Школьные благотворительные акций;

4. Спонсорская родительская помощь;

5. Помощь социальных партнеров;

Руководство и контроль над выполнением данного проекта.

Контроль над выполнением данного проекта осуществляет:


  1. Администрация школы;

  2. Управляющий совет школы;

  3. Совет старшеклассников;

  4. Инициативная группа школьного музея.
Текущую работу музея осуществляет совет музея, руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея.

Ожидаемые трудности.


  1. Низкий уровень финансирования;

  2. Недостаточная материально-техническая база, небольшая площадь помещения;

  3. Загруженность педагогов и учеников.
Ожидаемые результаты.

1.Действующий школьный музей;

2.Сформированный ученический актив школьного музея с навыками социально-значимой деятельности и основами профессионального самоопределения;

3.Созданные тематические экспозиции;

4.Организованный учебно-воспитательный процесс в тесном сотрудничестве с деятельностью школьного музея;

5.Повышение уровня нравственного и военно-патриотического воспитания

Основные этапы работы:

Первый этап - Подготовительный

январь – март 2013 года.

А) Создать творческую группу – актив музея;

Б) Разработать информационные листовки о возрождении музея школы для обучающихся, учителей, родителей, общественности;

В) Информировать педагогический коллектив об идее возрождения музея школы с целью поддержки проекта;

Г) Обратиться к совету ученического коллектива, родительскому комитету с целью привлечения к проекту обучающихся школы и их родителей;

Ж) Подготовить вопросы для социологического опроса и провести социологический опрос обучающихся, педагогов, родителей, общественности с целью определения профиля и жанра будущего музея;

З) Разработать концепцию музея, обосновать идею музея, определить профиль;

К) Определить место в здание школы для размещения музея;

Л) Произвести ревизию имеющихся музейных экспонатов и архивных документов;

М) Составить смету расходов по ремонту помещения, подготовке, оформлению и размещению экспозиций (см. Приложение №1);

Н) Изыскать финансовые возможности для ремонта помещения и оформления музейных экспозиций.

Второй этап – Основной.

Деятельность по возрождению музея.

май - сентябрь 2013 года

А) Привлечение и распределение финансовых средств согласно смете и плана работы;

Б) Реставрация экспонатов музея;

В) Комплектование фондов;

Г) Распределение архивных материалов и музейных экспонатов по выбранным разделам;

Д) Создание картотеки, имеющихся ресурсов;

Е) Описание вещественных и документальных источников оставшихся от бывшего музея, оформление актов приёма предметов и внесение их в инвентарную книгу,

Ж) Поисковая работа инициативной группы музея по сбору экспонатов, документов и соответственное оформление новых материалов при поступлении в музей;

З) Оформление документов: паспорт музея, учётная карточка, этикетки, карточки для картотеки, составление картотеки;

И) Разработка и утверждение нескольких тем экскурсий с указанием цели, категории и возраста экскурсантов;

К) Разработка сценария открытия музея;

М) Информирование школы об открытии музея;

Н) Открытие одной экспозиции музея.

Третий этап – Функционирование музея и реализации проекта «Школьный Музей»

2014 год

А) Открытие остальных экспозиций;

Б) Продолжить работу по пополнению и расширению фонда музея;

В) Дооформление Стендов и экспозиции музея, оснащение школьного музея необходимым оборудованием (витрины, стеллажи, шкафы);

Г) Разработка программ работы музея и популяризация музея;

Д) Вовлечение Музея и его экспозиции в школьную жизнь, школьные мероприятия;

Е) Проведение экскурсий для учащихся, родителей, общественности;

Ж) Проектная деятельность учащихся;

З) Документальное оформление статуса музея. Реализация проекта.

Четвёртый этап – Развитие музея

2015 год

А) Анализ работы за два года;

Б) Выявление проблем, определение путей их решения;

В) Корректирование деятельности по изменению системы работы музея в соответствии с выявленными проблемами;

Г) Совершенствование деятельности музея;

Д) Активизация исследовательской и проектной работы учащихся, с использованием базы, экспозиции музея.

Предполагаемая поисково-исследовательская работа работа:


  • Сбор информации об истории школы и ее традициях, учителях-ветеранах, выпускниках школы, краеведческого материала о истории села Ронги, истории предприятий и учреждений, выдающихся людях и событиях;

  • Изучение местных традиций, народных преданий, праздников, обрядов;

  • Активное участие в собирании материалов по погибшим войнам в годы Великой Отечественной войны, вкладе земляков в победу над врагом;

  • Сбор сведений об исчезнувших и исчезающих деревнях.
Предполагаемые экспозиции музея:

Музей Боевой славы

1. Этапы ВОВ;

2. Медали ветеранов ВОВ;

3. Боевые спутники солдата;

4. Военная амуниция;

5. Опаленные войной;

6. Астраханцы Герои;

7. Дети, пионеры герои.

Музей Истории и Культуры п. Свободный

1. Мир прошлого, комната русской избы;

2. Предметы быта;

3. Плетенная красота;

4. История поселка Свбодный;

5. Фрагмент комнаты начало-середина 20 века.

Музей Истории и Культуры школы №61

1. Советское прошлое;

2. Школьная летопись, как все начиналось;

3. Школа сегодня;

4. Прошлое на старом фото…

И так определив для себя все нюансы предстоящей работы, этапы, механизмы, стратегии, мы приступили к реализации проекта.

Проект для школьников к 70-летию Великой Победы

По тропам войны» (работа по созданию школьного военно-исторического музея)


Автор проекта: Учитель истории и обществознания МБОУ «Новоогаревская средняя школа №19» Киракосян Меланья Андреевна.
Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество? Такой вопрос давно стоял перед учительским коллективом. Задача состояла в том, чтоб раскрыть смысл слов «Родина», «патриот», «патриотизм», «гражданственность». Поэтому в нашей школе патриотическое воспитание учащихся- это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания с помощью различных форм работы с учеником. Но для ребенка нет ничего интереснее, чем самому прикоснуться к истории, стать ее участником.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.
Цели проекта:
воспитание патриота-гражданина России
повышение интереса обучающихся к изучению истории своей малой Родины
развитие творческого и исследовательского потенциала учащихся
Задачи проекта:
Познакомить учащихся с работой поискового отряда «Наследие».
Привлечь учащихся к сбору материала о ВОВ.
Организовать систематическую работу с ветеранами поселка.
Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, как никогда, особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей.
Школьный музей традиционно является одним из средств патриотического воспитания, поскольку он обладает огромным образовательно – воспитательным потенциалом.
Школьный музей обладает специфическими, только ему присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учащихся.Контакты с музеем обогащают учебно-воспитательный процесс, расширяют диапазон средств, используемых школой. Музей необходим для полноценного преподавания таких предметов как культура родного края и история, способствующих воспитанию патриотизма. Именно поэтому в «Новоогаревской школе №19» мы решили открыть военно-исторический музей.
Ребята достаточно активно собирают материалдля нашего будущего музея, они заинтересованы в изучении военной истории поселка и Щекинского района в целом. В школе есть свои традиции. Ежегодно проводятся встречи с ветеранами ВОВ, классные часы, уроки мужества, беседы, на которых ребята узнают о фактах, событиях, датах, связанных с безмерными страданиями огромным мужеством народа во время Великой Отечественной войны.
Также, вместе с нашим учителем, руководителем отряда «Наследие»Марандыкиным Андреем Петровичем, ученики постоянно участвуют в открытии Вахты памяти. Благодаря этому у нас есть много информации о погибших солдатах.
Постоянно поисковики организуют выставки своих находок за прошедший сезон. Наши ребята принимали участие в захоронениях останков воинов в д. Захаровка, д. Крапивна и др. местах Щёкинского района, а также в Белёвском районе, Орловской и Калужской областях.
Результаты этой работы должны стать системообразующими в воспитательной работе, а музейная педагогика- могучим образовательным орудием. Нашей идее создания музея предшествовал кропотливый труд отряда «Наследие».
Для учащихся нашей школы создание музея будет новой возможностью для их творчества, самореализации и социализации.
Создание нашего музея делится на несколько этапов:
1. Сбор информации о работе клуба «Наследие», об исторических фактах ВОВ на территории Щекинского района.
2. Организация встреч с ветеранами – жителями поселка.
3. Формирование основного фонда музея из материалов, предоставленных поисковым отрядом «Наследие»
4. Оформление документации музея.
5. Открытие зала, приуроченное к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
На сегодняшний день первые три пункта уже успешно реализованы.Работа продолжается.

Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся" . Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие т может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.

Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.

Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования. Задачами школьного музея являются:

Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины".

Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс .

Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.

Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.

Способствовать формированию духовных ценностей.

Для создания школьного музея необходим ряд условий:

собранные и зарегистрированные музейные предметы;

музейный актив;

помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

музейная экспозиция;

Устав (положение) музея, утверждённое органом самоуправления и руководителем образовательного учреждения .

Функции школьного музея

В сочетании "школьный музей" является слово музей. Как и любой другой музей, он обладает функциями, присущими этому социальному институту. В Положении о Музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Сущность документирующей функции заключается в целенаправленном отражении в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем.

Документирующая функция осуществляется в трёх формах:

Комплектование фондов;

Фондовая работа;

Создание экспозиции музея;

Музейный предмет - памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания3. Главное для музейного предмета - его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Все музейные предметы обладают рядом свойств. Это информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность музейного предмета - рассмотрение музейного предмета как источника информации.

Аттрактивность - способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями или своей художественной и исторической ценностью.

Экспрессивность - выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие.

Репрезентативность (представительность) - уникальность предмета по отношению к подобным предметам.

Все музейные предметы делятся на три группы:

вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи);

изобразительные (картины, скульптура, графика);

письменные (документы на всех носителях) 5,13.

Совокупность музейных предметов составляют фонды музея. Комплектование фондов - один из главных видов деятельности музея в образовательном учреждении.

Процесс комплектования фондов школьного музея можно условно разделить на 4 основных этапа:

Планирование комплектования.

Поисково-собирательская работа.

Выявление и сбор памятников истории и культуры.

Включение памятников истории и культуры в музейное собрание.

На первом этапе осуществляется выбор темы и объектов комплектования в зависимости от профиля и возможностей музея. Существует несколько способов комплектования:

Тематическое комплектование - метод комплектования, связанный с изучением какого-либо исторического процесса, события, лица, явления природы и сбором источников информации о них;

Систематическое комплектование - метод, используемый для создания и пополнения коллекций однотипных музейных предметов: посуды, мебели, одежды;

Комплектование "по горячим следам событий" - приём собирательской работы на месте в момент какого-либо события или сразу после него;

Текущее комплектование - получение отдельных музейных предметов от дарителя, закупа, случайные находки 4,28.

Второй этап: поисково-собирательская работа. Существуют методы поисково-исследовательской деятельности:

сбор устных свидетельств (опрос населения, анкетирование, интервьюирование);

переписка с людьми;

встречи с интересными людьми;

получение даров из семейных коллекций;

работа в библиотеках, архивах;

экспедиции.

Одним из основных принципов любой поисково-исследовательской работы является принцип комплексности. Следуя этому принципу, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическими процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Каждый краевед должен помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных памятников истории и культуры: важно сохранить не только сам памятник, но и выявленную информацию о нём, о его истории. Также школьники должны соблюдать законодательные требования, связанные со сбором, обеспечением сохранности памятников истории и культуры, т.е., нецелесообразно брать у владельцев те предметы, которые не имеет права хранить музей: драгоценности, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Очень важно уметь собирать и фиксировать необходимую информацию о тех процессах, которые являются темой поисково-собирательской работы.

Комплектование фондов музея является одной из функций музея, назначение которой - накапливать социальную информацию и документально подтверждать развитие какого-либо явления или события.

Для учёта и научного описания собранных памятников истории и культуры, а также разносторонней информации о них, служат полевые документы описания и учёта. К ним относятся: "Акт приёма", "Полевой дневник", "Полевая опись", "Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов", книги учёта музейных предметов ("Инвентарная книга") 3, 12. Инвентарная книга является основным документом учёта, научного описания и охраны памятников истории и культуры школьного музея. Она может быть сделана самими школьниками из большой толстой тетради или книги в прочном переплёте. Книгу графят, прошивают по корешку прочными нитками, листы нумеруют в правом верхнем углу лицевой стороны каждого угла. В конце книги делается заверительная надпись о количестве в ней листов. Запись и прошивка книги скрепляются печатью учреждения образования, при котором работает музей.

В заголовочных данных на лицевой стороне обложки на титульном листе кроме наименования самого документа необходимо отразить название школьного музея, его принадлежность к конкретному учреждения образования, адресные данные, дату начала внесения записей в книгу. После того как книга будет заполнена записями, на обложке или титульном листе указывается номер тома и инвентарные номера музейных предметов, зарегистрированных в ней. Каждый новый том инвентарной книги должен начинаться с очередного номера, следующего за тем, под которым зарегистрирован последний музейный предмет в предыдущем томе.

Все записи в инвентарной книге делаются аккуратно, чёрными или фиолетовыми чернилами, исправления, которые допускаются только в крайнем случае, вносятся красными чернилами и удостоверяются записью "исправленному верить" - и подписью руководителя музея (Приложение 2).

Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и подростков наиболее эффективно появляется в осуществлении направлений музейной деятельности. Участие их в поисково-исследовательской работе, изучение описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству" .

Министерство образования и науки РФ рассматривает музей образовательного учреждения как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи. Воспитательная функция основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в различных формах культурно-образовательной работы музея. Музееведы выделяют следующие музейные формы:

Экскурсия;

Консультация;

Научные чтения;

Исторические и литературные вечера;

Встречи с интересными людьми;

праздники;

Концерты;

Конкурсы, викторины;

Исторические игры и т.д. .

В Положении о музее образовательного учреждения к традиционным функциям относится:

комплектование, изучение, учёт, хранение музейных предметов;

использование музейных предметов, музейных форм коммуникации как средства историко-патриотического, нравственно-эстетического воспитания . Музеи образовательных учреждений, как и государственные музеи РФ, обязаны соблюдать правила и нормы учёта, хранения и научного описания музейных предметов.

Ростовская область Тарасовский район п. Тарасовский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарасовская средняя общеобразовательная школа №2

Проект Школьный музей

Руководитель проекта:

Гончарук Владимир Степанович, учитель технологии, руководитель кружка «Юный краевед».

Участники: учащиеся, учителя МБОУ ТСОШ №2, родители

п. Тарасовский 2018г.

Проект: Школьный музей

«Ты помнишь, как всё начиналось?»

«Нет ничего более человечного в человеке,

чем связывать прошлое и настоящее»

Ф.И. Тютчев

Обоснование необходимости проекта.

Чувство любви к Родине само по себе, стихийно, не приходит. Его нужно серьезно и вдумчиво воспитывать с детских лет. И здесь, на мой взгляд, важную роль играет школьный музей.

Можно бесконечно говорить о духовно - нравственном воспитании, о патриотизме, пробуждая их в душах наших сограждан, но если слова не подкрепляются конкретными делами, то все это будет выглядеть не более, чем сотрясением воздуха.

Для того чтобы сделать жизнь каждого из нас и всей страны лучше,

нужно начать с самого себя: перестать быть равнодушным к тому, что происходит вокруг нас; изменить свое отношение к окружающему миру…

В настоящий момент ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства. На мойвзгляд, это актуальная проблема сегодняшнего общества: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования высоких морально-этических принципов у молодёжи.

Я считаю, что решению этой проблемы может способствовать создание школьного музея. Ведь цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Школьный музей истории школы рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.

Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

Название проекта: «Школьный музей».

Тематика школьного музея: « Ты помнишь, как все начиналось?».Руководитель проекта : Гончарук Владимир Степанович.

Участники проекта: учащиеся МЮОУ ТСОШ №2.

Описание проблемы.

История школы, села, тесно связанная с жизнью страны, богата своими традициями.

К сожалению, в школе нет музея школьной истории. «Память, - как утверждал В.А. Астафьев, - это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим...».

Почему же было обращено на это внимание? В последнее время можно наблюдать, что у детей пропал интерес к малой родине, к своей школе. Чтобы сохранить память, о годах, проведённых в стенах родной школы, было принято решение о создании школьногомузея, «А помнишь, как всё начиналось?».

Решение данного вопроса актуально, потому что в настоящее время очень остро встал вопрос о воспитании чувства патриотизма, что является одной из главнейших задач в воспитании будущих граждан России.

Работа над данным проектом поможет сохранить память о школе, о школьных традициях, о важных вехах в её истории. Работа с архивными данными и музейными экспонатами, способствует развитию творческих способностей, гражданско-патриотических чувств, коммуникативных компетенций, навыков поисковой и исследовательской работы, столь необходимых в современном мире.

Цель проекта:

Создание музея, посвященного истории нашей школы.

Задачи проекта:

В соответствии с данной установленной целью, были сформулированы конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению проблемы:

Сохранение исторической памяти школы.

Организация поисково-исследовательской работы.

Грамотное оформление экспозиции.

Пополнение и обновление экспозиций музея.

Развитие у учащихся интереса к истории школы.

Установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту учеников, родителей учащихся, общественности.

Ожидаемые результаты:

Создание экспонатов и пополнение фонда школьного музея.

Использование материалов музея на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях и родительских собраниях.

Формирование в каждом ребенке творческих способностей.

Воспитание у учащихся чувства гражданственности и патриотизма.

Реализация проекта позволит создать школьный музей, где будут оформлены следующие экспозиции:

1. Летопись школы.

2. Педагоги-ветераны.

3.Воинам-выпускникам горячих точек посвящается….

4. Наши выпускники.

5.Фотогалерея.

В ходе работы над проектом учащиеся овладеют навыками поисковой и исследовательской деятельности, что поможет им быстрее адаптироваться в современной жизни.

Будет создан банк материалов, который можно использовать для проведения различных мероприятий в школе.

Сроки реализации проекта: 2018-2020 г. г.

Реализация проекта:

Для реализации поставленных задач, планируется создание проекта оформления школьного музея, поиск и сбор средств на создание музея, формирование актива для организации постоянной работы школьного музея, развёртывание планомерной работы по обучению и воспитанию обучающихся на основе работы по формированию экспозиций и сбору материалов основного фонда.

Планируется:

Составление предложений по проекту;

Поиск деловых партнеров;

Проведение плановых мероприятий;

Корректировка хода реализации проекта.

На базе кружка «Юный краевед» была создана инициативная группа для реализации проекта.

Изучая общественное мнение, мы разработали анкету и провели анкетирование среди старшеклассников, учителей, родителей

Большинство опрошенных поддержали инициативу создания школьного музея.

Анкета для учащихся 7-11 классов следующего содержания:

Нужен ли школе музей,« История образовательного учреждения»?

Хотел бы ты участвовать в его создании?

Готов ли продолжить работу по пополнению экспозиций музея, после окончания школы?

Анкета для учителей:

Поддерживаете ли вы идею проекта?

Готовы ли оказать помощь в оформлении музейных экспозиций?

Анкета для родителей:

1.Хотели ли бы вы посетить школьный музей?

2.Готовы ли оказать помощь в оформлении музейных экспозиций?

Получив положительный ответ, было принято решение приступить к реализации данного проекта.

Итоги общественного мнения:

Свой проект мы обсудили с директором школы Рубановой Татьяной Юрьевной, которая нас поддержала и пообещала свою помощь в реализации проекта.

Направления деятельности музея

Поисково-исследовательская деятельность.

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся, учителей и родителей, в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родной школы. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора краеведческого материала:

Планомерный систематический сбор документов.

Экспедиционный сбор.

Прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволяет:

Проводить на базе музея совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родной школы.

Обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся.

Участвовать в олимпиадах и конкурсах.

Пополнять фонды музея.

Создать фотогалерею.

Основные формы работы:

Экспедиции.

Связи с общественными организациями.

Встречи с интересными людьми - бывшими учащимися.

Переписка с интересными людьми, встречи с выпускниками школы, представителями общественности.

Сбор статей по истории школы из периодической печати, научной и справочной литературы.

Проведение исследовательских работ по темам «Школа - это тоже Родина моя», «История малой Родины» и т.д.

Проведение акций по темам: «История школы», «Мой отчий край», «Признание в любви к родной школе», «Экспонат для музея».

Экспозиционно-оформительская деятельность

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления - способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

Освоить и практиковать порядок создания музейных экспозиций: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж.

Учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей.

Предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.

Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе.

Просветительская работа

Главная задача данного направления - вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

Продолжить обучение учащихся методам поисково- исследовательской работы.

Проводить совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии (обзорные и тематические), уроки гражданственности и патриотизма.

Использовать материалы на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах.

Рабочий план реализации проекта.

начать сбор информации по темам:

История школы;

Они руководили школой;

Ветераны труда;

Ими гордится школа;

История детских школьных организаций;

Выпускники школы.

В настоящее время, начата работа по сбору информации для музея.

(слайд 15.)

Год 1994. Как молоды мы были…

Год 1996. 11 класс. Первый выпуск школы!

Учителя 1998 г.

Перспективы деятельности музея

Открытие новых экспозиций.

Создание и распространение печатной продукции по материалам музея.

Возможность воспользоваться фондами музея и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях.

Пополнение материалов для музейных экспозиций.

Распространение опыта с целью создания школьных музеев другими образовательными учреждениями.

Результат проекта должен быть положительным для всех.

Школьный музей вносит достойную лепту в духовно-нравственном воспитании. Каждый может стать хранителем культурного наследия.

Ребенок, подросток, который будет знать историю школы, посёлка, быт своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

Таким образом, проект служит объединению, сплочению учащихся вокруг высокой благородной цели - сохранить прошлое и настоящее для потомков.

I. СПЕЦИФИКА ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

1. Цели и задачи школьных музеев

Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством.

Но специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.

Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.

2. Профили школьных музеев

Профиль школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция.

В образовательных учреждениях могут быть организованы музеи следующих профилей:

а) ИСТОРИЧЕСКИЕ - (военно-исторические, истории регионов, населенных пунктов, образовательных учреждений);

б) КРАЕВЕДЧЕСКИЕ - это музеи комплексного профиля, в которых собраны коллекции памятников не только истории, но и природы;

в) ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ - занимаются изучением и сохранением памятников народной культуры;

г) ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ - (литературные, искусствоведческие) основываются на подлинных произведениях живописи, скульптуры, графики и других видов искусства

д) ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ - (геологические, биологические, зоологические, экологические) создаются с целью более углубленного изучения природы своего края.

е) ТЕХНИЧЕСКИЕ - музеи, посвященные истории развития техники, связанные с выдающимися событиями или деятелями в области науки и техники.

II . КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЯХ

Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему могли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы.

Следует выделить три главных направления краеведческой работы школы: семья, школа, родной край.

Семья

Независимо от профиля музея тема семьи должна стать главной в краеведческой работе школы, учитывая, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось если не в полном забвении, то в основательном пренебрежении. В силу разных причин во многих семьях практически не сохранились архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.). Сегодня чрезвычайно важно внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия).

Основными направлениями исследовательской деятельности могут быть:

Родословное древо

Составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа - посильное дело для любого школьника. Простейшие методики позволяют обучить исследовательским приемам с генеалогическими источниками. Совместная деятельность в этой сфере позволит спасти многие ценные реликвии из домашнего архива, объединит людей разных поколений.

Судьба семьи в судьбе страны

Многие школьники не знают, где работают их родители, дедушки, бабушки, они никогда не были в местах их детства, на родовых кладбищах, это ещё один разъединяющий людей фактор. А ведь знакомясь с улицами города, где прошли годы жизни близких, юные жители глубже, душевнее узнают свой родной край, теснее сближаются с родными. Еще более усилят эти добрые чувства совместное фотографирование, зарисовки мест жизни близких.

Семейный архив

Выявляя интересные с точки зрения краеведа предметы, юные исследователи вместе со старшими членами семьи приступают к формированию семейного архива: заводят и подписывают конверты, тематические папки, заполняют вещицами небольшие коробки, составляют «легенды». Постепенно создается основа для небольшого домашнего музея. Хорошо, если первым музеем для каждого человека станет домашний музей.

Школьный музей мог бы отбирать наиболее интересные материалы для выставок (с последующим возвращением в семью). Примерная тематика выставок: «Наши семейные реликвии», «Орден в моем доме», «Старая фотография», «Фотографии рассказывают», «Профессии наших родителей» и др. В результате краеведческая работа будет способствовать повышению престижа семьи, укрепит родственные связи, поможет воспитать чувство гордости за своих предков.

Школа

Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Собранные материалы о школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени школа может выполнять функции архива. Здесь уместно, прежде всего, говорить о создании истории самой школы. И тут никто, кроме учителей и учеников, не составит ее полноценную летопись. В связи с этим рекомендуется собирать следующие материалы:

Изображения школы в разные годы ее существования (рисунки, фотографии, планы, макеты);

Свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования);

Атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, тетради, дневники, ручки и т.п.);

Детские сочинения, творческие работы.

Не утратила актуальности такая форма литературного творчества, как литературный альманах (рукописный или набранный на компьютере). В нем могут быть следующие разделы: «День за днем», «Самое - самое», «Из истории нашей школы», «Вести из классов», «Трибуна учителя», «В моей семье», «Прошу слова!», «Смех из-под парты» и т.п. Редактором подобного альманаха может быть самый активный краевед школы, член музейного актива.

Родной край

Разрабатывая план собирательской деятельности по истории родного края, не следует стремиться к «всеядности». Необходимо разработать реальную концепцию музея на ближайшие несколько лет. Желательно, чтобы музей имел комплексный характер (отражал историю, природу и культуру своего края), мог максимально использоваться учителями в учебном и воспитательном процессе, помогал бы ученикам раскрыть свой творческий потенциал во время музейной деятельности.

На первом этапе необходимо выявить круг возможных информаторов. Это можно сделать через учеников, с помощью ярких листовок-воззваний о помощи музею. Через некоторое время появятся первые находки. При этом бывает сложно определить степень их ценности. В связи с этим большое значение имеет первичная фиксация, правильное описание документа. Не всегда целесообразно вырывать отдельный предмет из чьей-то коллекции, помня о принципе неделимости личных фондов.

При организации краеведческой работы школьного музея следует руководствоваться следующими принципами:

Комплексный характер исследований;

Разнообразие исследовательских методов.

Комплексный характер исследований

Комплексный характер сбора материала (что означает не собирание всего подряд без всякого отбора, а разноплановый характер исследования) и, как следствие, краеведческий профиль музея предполагают его максимально широкое включение в учебный процесс. В этом случае музей не станет инородным телом в организме школы. Это будет залогом его долгого существования. Целесообразно обозначить территориальные границы, в пределах которых музей намерен проводить исследовательскую и собирательскую работу. Чем ближе к школе, тем глубже изучение. При этом не следует замыкаться только на своем, сугубо местном материале, а стараться выходить на более широкий территориальный фон (город область, Россия в целом). Сопоставление частного и общего, подача частного на фоне общего - важный момент музейной деятельности. Посильную помощь в сборе материалов могут оказать учителя-предметники. Географ, например, поможет оформить раздел связанный с природой, экономикой края, подберет необходимый иллюстративный материал, подготовит вместе с детьми схемы и диаграммы.

Хронологические рамки экспозиции могут быть различными.

Разнообразие исследовательских методов

Главные формы и направления исследований:

· Экскурсии и прогулки по родному краю. Они пробуждают у ребят интерес к различным уголкам своего района, помогают определить интересную и перспективную для себя тему исследовательской работы на будущее.

· Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовать краеведческую деятельность.

· Опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если даже они будут противоречить историческим фактам, к ним можно относиться как к «легендам» или свидетельствам того как событие запечатлелось в памяти людей. Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.

· Встречи с интересными людьми. Это поможет расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея.

· Просмотр телепередач, прослушивание радиопередач. Иногда самым неожиданным образом промелькнет интересная информация, рассказанная о вашей местности, например, известным историком. Или молодой поэт прочтет стихи о соседней речке. Так привычные средства массовой информации становятся источниками самых неожиданных сведений.

· Основными методами формирования фонда школьного музея являются экспедиционный сбор материала (экспедиции, походы, экскурсии), а также получение даров.

· Экспедиционный сбор материала. Краеведческие экспедиции проводятся в ходе исследований по конкретной теме. Постановка и очередность тем, выдвигаемых для изучения (в дальнейшем - для комплектования), должна носить плановый характер и диктоваться краеведческими задачами, требованиями экспозиции и необходимостью создания систематических коллекций. Экспедиции целесообразно согласовывать с государственными музеями, профильными научными учреждениями. Возможно проведение совместных экспедиций в соответствии с разработанной музееведческой методи-кой, обеспечивающей необходимую научность поиска, отбор материала, его документирование.

Источники комплектования памятников могут быть самыми разнообразными. Прежде всего это семейные коллекции, о которых говорилось выше. Кроме этого, следует использовать антикварные и букинистические магазины, чердаки, сараи (с разрешения хозяев), пункты вторичного сырья. Поиск может вестись на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, в творческих союзах.

При проведении экспедиции группа готовит следующие полевые документы:

Полевой дневник. В нем фиксируют ход поисковой работы, её основные этапы, анализируют первые результаты и намечают перспективы дальнейших исследова-ний.

Полевая опись. Это первичный документ, в который заносятся основные сведения о находках (позднее они будут перенесены в Книгу учета основного фонда). Записи располагаются горизонтально по развороту тетради. Полевая опись имеет следующие графы:

1. Порядковый номер поступления.

2. Дата и место обнаружения.

3. Наименование памятника истории и культуры.

4. Количество.

5. Материал и способ изготовления.

6. Назначение памятника истории и культуры.

7, Способ использования и сохранность.

8. Краткое описание с указанием особенностей. Размер.

9. Владелец или источник поступления.

10. Легенда предмета.

11. Примечание.

Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов. Здесь фиксируются рассказы очевидцев события, старожилов, краеведов с указанием их анкетных данных, (желательно позднее дать подписать рассказчику отпечатанный или переписанный от руки текст. В этом случае материал обретает форму документального свидетельства.

Тетрадь фотофиксаций. Юные фотографы записывают сведения о каждом сделанном кадре (Дата и место съемки. Содержание кадра. Условия съемки. Автор кадра). Это поможет избежать ошибок в дальнейшем при включении фотографий в фонды или экспозицию.

III . УЧЕТНО-ХРАНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

1. Фонды школьного музея

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея. Фонд школьного музея состоит из основного музейного и научно-вспомогательного фондов.

В состав основного фонда входят все виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения, являющихся первоисточниками для изучения истории, культуры, природы и служащих для создания экспозиции (в соответствии с профилем музея) и использования их в образовательно-воспитательном процессе.

В основной фонд входят:

а) вещественные памятники: орудия труда, предметы быта, сельскохозяйственные орудия, ремесленные изделия, образцы фабрично-заводских изделий, оружие, нумизматические материалы, одежда, образцы горных пород, археологические находки;

б) изобразительные: произведения изобразительного искусства, картографические материалы, карикатуры, плакаты, фотографии;

в) письменные: газеты, книги, журналы, листовки, правительственные документы, официальные документы, воспоминания, письма, дневники, записные книжки.

В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы, диорамы, муляжи, модели, тексты, репродукции с художественных произведений, фотографии массового производства, образцы скоропортящихся сельскохозяйственных культур и другие экспонаты, подверженные порче и требующие быстрой замены.

2. Основные группы учетной музейной документации

Для грамотной организации исследовательской работы краеведы должны использовать три группы документов.

Научно-учетная документация

Сюда входят:

а) акты приема-сдачи документов;

б) книга учета основного фонда;

в) книга учета научно-вспомогательного фонда.
Справочный аппарат состоит из системы карточек (возможно в компьютерном варианте), позволяющих быстро обнаружить существование памятника в фондах, его местонахождение.

Основные виды вспомогательных картотек:

инвентарные (с основными сведениями, соответствующими инвентарной книге, с указанием шифров и места хранения).

тематические (по тематике коллекций).

именные (с характеристиками конкретных лиц).

хронологические (по хронологии событий).

географические (с географическими названиями).

Справочная карточка обычно содержит следующие сведения:

наименование предмета (с кратким описанием), учетный номер, место хранения.

В систему учета музейных предметов включаются полевые документы, акты приема музейных предметов на хранение в музей, дневники экспедиций, доклады по материалам музея, творческие работы.

Учет в школьном музее должен преследовать две цели:

обеспечение сохранности самого предмета;

обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете.

Основным документом учета и охраны музейных предметов является Книга учета основного фонда (инвентарная книга). Заполняется в виде таблицы, в ко-торую вносятся следующие данные:

1. Порядковый инвентарный номер. Одновременно с проставлением порядкового номера в книге ставится тот же номер на регистрируемом предмете;

2.Дата записи, т.е. внесения предмета в Инвентарную книгу. Дата должна быть полной, без сокращений;

З.Время, источник и способ поступления. Указывается полная дата (год, месяц, число), откуда поступил предмет, от кого. Фиксируются полные имена и отчества дарителей, названия учреждений (адрес, номер телефона и пр.), передавших предмет в музей;

4.Наименование и краткое описание предмета. Записывается в общепринятом литературном выражении с указанием вариантов местных диалектных названий. Указывается авторство, место происхождения, материал, из которого он изготовлен. Для фотографии необходимо дать краткое описание сюжета или события. Следует назвать фамилию, имя, отчество изображенных людей, год съемки, автора снимка. В письменных источниках, в том числе в журналах, газетах, дневниках, альбомах и др., указывается количество страниц или листов. В фотоальбомах проставляется количество фотографий. Фиксируются все надписи, штампы, подписи;

5. Количество предметов. Обычно пишется «1 экз.», но если регистрируется два или несколько одинаковых музейных предметов, то ставится соответствующее число;

6. Материал и техника изготовления. Указывается вид материала: камень, металл, дерево, ткань, картон, бумага, вата и пр. Фиксируется способ изготовления: литьё, чеканка, штамповка, гравировка, рукопись, машинопись вязание, плетение, аппликация и пр;.

7. Размер. Указывается только в сантиметрах: высота, ширина (толщина для объемных предметов). Для круглых предметов - диаметр;

8.Сохранность. Фиксируются все повреждения предмета: пятна, загрязнения, ржавчина, проколы, разрывы, потертости, сколы, помятость, сгибы, утраты деталей;

Э.Стоимость. Фиксируется в случае покупки предметов в ценах на момент приобретения в рублях;

10.Примечание. Место нахождения (записывается карандашом). Акты о передаче, изъятии, списании и т.д.;

В Инвентарную книгу заносятся только подлинные предметы или имеющие значение подлинников (копия с автографом автора, авторский макет, редкая фотография и т.д.).

Инвентарная книга нумеруется (в правом верхнем углу каждого листа), прошивается, заверяется подписью и печатью. Когда книга заполняется полностью, в её конце вносится итоговая запись:

«В настоящую инвентарную книгу внесено предметов (цифрами и прописью) с № по № ».

В следующей Инвентарной книге нумерация продолжается, инвентарная книга хранится в школе. Она входит в номенклатуру дел постоянного срока хранения.

З.Шифровка и маркировка музейных предметов

На каждом предмете проставляется его шифр. Шифр состоит из аббревиатуры названия музея и соответствующего номера по инвентарной книге.

На объемных предметах шифр проставляется тушью или масляной краской с невидимой стороны и так, чтобы не повредить предмет.

На рисунках, фотографиях, документах шифры пишутся в левом нижнем углу простым мягким карандашом.

Если шифр на предмете написать невозможно, следует прикрепить с помощью нитки бирку из картона с нанесенным шифром (к медалям, орденам, чучелам).На ткани и одежду пришиваются кусочки материи с шифром.

Хранение музейных предметов осуществляется по виду материалов. Отдельно хранятся предметы из металла, дерева, ткани, бумаги и т.д. Совмещение предметов по виду не допускается. Нельзя хранить вместе в одних и тех же хранилищах (шкафах, папках, коробках, конвертах) бумагу и металл, металл и ткань и т.д., поскольку это приводит к порче музейных предметов (коррозия, ржавчина).

В помещениях школьного музея должны сохранятся стабильные температура и влажность, т.к. колебания температуры, перепад влажности приводят к порче музейных предметов.

Музейные предметы не должны подвергаться прямому световому воздействию. Источники света не должны располагаться вблизи музейных предметов. Наиболее сильно подвергаются световому воздействию бумага, картон, ткань. Поэтому предметы из этих материалов помещают в коробки, папки, конверты, перекладывая каждый экземпляр чистой бумагой.

В музее должен соблюдаться биологический режим: не допускать появления моли, жучков-древоточцев, тараканов, мышей и других вредителей. Для проведения санитарных и дезинфекционных работ следует привлекать специалистов из государственных музеев.

В школьном музее не допускаются никакие виды склеивания музейных предметов. Реставрационные работы могут проводиться только специалистами-реставраторами государственных музеев.

Крепление музейных предметов при монтаже экспозиции осуществляется без каких-либо деформаций и повреждений. Их нельзя склеивать, подрезать, подгибать, прокалывать, ламинировать, закрашивать, подчищать. Все виды консервационных работ проводятся при участии специалистов из государственных музеев.

IV . ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Если рассматривать музей как центр музейно-педагогической работы, который берет на себя задачу «омузеивания» образования, то нужно, во-первых, признать его ответственность за создание в школе эстетически значимой и эстетически воспитывающей среды. Свои выставки школьный музей может разворачивать на любом пространстве, включая школьные коридоры, классы, мастерские.

Во-вторых, задачей школьного музея может стать комплектование и предоставление в распоряжение учителей-предметников или педагогов дополнительного образования фонда наглядных пособий (предметы музейного значения, копии, муляжи, иллюстрированные материалы и пр.), организованного по типу «музей в чемодане».

Можно выделить несколько жанров школьных музейных экспозиций.

· Музей-экспозиция (выставка ) Экспозиция музея представляет собой более или м e нее сложившийся комплекс предметов, малодоступный для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализовано, используется преимущест-венно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе, главным образом, в качестве иллюстрации. Этот жанр школьного музея нуждается в добавлении ряда функций. При инициативе руководителя и школьного актива он, несомненно, обладает большими перспективами.

· Музей-мастерская

· Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся занятия, или в художественных мастерских. Экспозиции могут быть также рассредоточены по отдельным кабинетам. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс, а также в сферу допол-нительного образования.

· Музей-лаборатория

· Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музеи осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественно-научного и технического профиля. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

· Музей-игротека

· Это может быть музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей. Музейный актив и учителя могут проводить на основе этих коллекций театрализованные занятия со школьниками младших классов, группами продленного дня, а также выездные представления в детские сады и близлежащие школы. Необходимой составляющей дея-тельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки. Важная роль отводится также сценарно-постановочному аспекту, т.е. созданию специальных сценариев для проведения тематических занятий.

Текст в экспозиции школьного музея

Необходимой частью подготовки экспозиций и, выставок школьных музеев является подбор и составление текстов. Правильное использование текстов обогащает содержание экспозиции и повышает её воздействие.

Тексты в экспозиции представляют собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, этикеток, указателей.

Система текстов создается в ходе проектирования экспозиции с учетом того, что они должны быть ясными, однозначными и доступными для всех. Текст должен за-ключать в себе всю необходимую информацию, быть понятным, а иногда и эмоционально воздействующим. Одним из важнейших требований, определяющих подход к тексту, является лаконизм. Перегрузка экспозиции текстовым материалом только снижает её познавательное значение.

Тексты в экспозиции принято разделять на следующие виды:

Оглавительные (заглавные);

Ведущие;

Объяснительные;

Этикетаж.

Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться в экспозиции. Их задача - дать «путеводную нить» к осмотру экспозиции, выявить её тематическую структуру. К оглавительным текстам относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделов или комплексов.

Объяснительный текст представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая дополняет и обогащает зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиционного образа.

Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его значение - в яркой, четкой и концентрированной форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то её раздела, темы или комплекса. Широко используются в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанные героями экспозиции, т.е. материалы, имеющие ярко выраженный личностный характер.

Этикетажем в музее называется совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Её содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета.

В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:

Название предмета;

Атрибуционные данные (сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и материальном значении);

Дата.

Примеры этикеток

Плуг

Использовался для пахотных работ в крестьянских хозяйствах Прикамья в конце XIX - начале XX вв.

Завод основан в 1868 году. Оборудован английскими станками. В 1890 году число рабочих превышало 5000 человек.

Ученики 5-го класса п. Зюкайка В последнем ряду (крайний справа) Андрей Мохов. Пермская область, 1934 г.

Герой Советского Союза А.В. Иванов (1907-1943).

Январь 1942 г.

Фотография Б. Петрова.

На обороте надпись: «Дорогой, любимой маме. Гоним врага от Москвы»

Оформление и расположение этикетажа

Шрифт, цвет, размер, расположение аннотаций к экспонатам определяются в процессе работы над экспозицией. Весь текстовый комментарий, включая этикетки, должен стать её органической частью. Поэтому авторы экспозиции, разрабатывая содержание любого текста, одновременно решают художественные задачи.

Тексты должны быть согласованы стилистически, между собой и другими экспозиционными материалами, оформлены и размещены так, чтобы они наилучшим образом выполняли свои функции. Здесь также существуют правила, вытекающие из внешних особенностей экспонатов разного типа и требований этикетки. Не следует, например, класть этикетки на экспонаты. Они помещаются рядом с вещественными экспонатами на подставке, на полке, на стенке витрины. К окантованному материалу - на паспарту под экспонатом, к обрамленному - при-крепляются к раме. Если экспонаты расположены высоко над экспозиционным поясом, то внизу, на уровне глаз можно поместить схему их расположения со всеми необходимыми данными. Мелкие экспонаты, прикрепленные к планшету или расположенные в витрине, нумеруются, и под соответствующими номерами их перечень и описание даются в общей аннотации.

Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток, резко выделять их на общем фоне экспозиции, но также нельзя и нивелировать, делать их совсем незаметными. Нельзя забывать и о фактуре, цвете этикеток. Тонируются они в соответствии с фоном паспарту стенда, витрины. Пишутся или печатаются на хорошей бумаге, а для экспонатов, расположенных на подставках, подиумах, -на плотном материале (картон, плексиглас и др.).

В школьном музее, где приоритетной является идея создания, «делания» музея, где особенно важно активизировать внимание посетителей, уместен так называемый «интригующий» этикетаж, наряду с традиционной информацией он может содержать вопросы или задания типа: «Найди...», «Сравни...», «Выбери...», «Отгадай...», «Подумай, почему...» и пр. Благодаря такому этикетажу осмотр экспозиции превращается в увлекательную и одновременно серьезную игру, которая бу-дет интересна и взрослым, и детям.

V . КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах работы с аудиторией. К основным относятся: уроки в музее, уроки в классе с использованием музейных предметов, тематические лекции, беседы экскурсии (театрализованные), выставки, научные чтения (конференции), консультации, семинары методические объединения, клубы (кружок, студия), тематические вечера, уроки мужества, дни милосердия, профессий, открытых дверей, исторические, Фольклорные праздники, музейные олимпиады, конкурсы, исторические игры.

Все мероприятия, проводимые школьным музеем, следует учитывать в специальной тетради (книга учета массовых мероприятий), которая заполняется по следующей схеме:

Вся переписка музея должна подлежать учету, для чего отводится специальная тетрадь, в которой отмечается дата написания письма, порядковый номер, адрес, куда оно отправляется, и краткое его содержание.

Для писем, принимаемых в музеи, отводится другая тетрадь, которая также делится на графы: дата получения письма, дата отправления, адрес, автор, краткое содержание письма.

VI . ПАСПОРТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Статус «школьный музей» присваивается Министерством образования Российской Федерации.

Требования к экспозиции, претендующей на звание «школьный музей»:

Наличие фонда подлинных материалов, зарегистрированных в книге учета основного фонда (инвентарная книга);

Наличие оформленной экспозиции, с достаточной полнотой и глубиной раскрывающей содержание избранной темы;

Обеспечение условий сохранности собранного материала;

Наличие постоянного актива учащихся, ведущих под руководством педагога систематическую поисково-собирательскую и исследовательскую работу;

Охрана и пропаганда памятников истории и культуры, природы родного края;

Культурно-образовательная деятельность музея.

Музейная документация:

· Приказ директора образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя школьного музея

· Текущий и перспективный планы работы музея

· Книга учета основного фонда (инвентарная книга)

· Книга учета научно-вспомогательного фонда

· Тематико-экспозиционный план

· Картотека

· Книга учета массовых мероприятий

· Книга отзывов

· Тексты экскурсий, лекций, бесед, сценарии массовых мероприятий.

План работы школьного музея состоит из следующих разделов:

1. Общие задачи и направления в предстоящей работе музея в новом учебном воду.

2 Работа со школьным активом музея.

Организация и порядок обучения актива основам музееведения Участие активистов в музейной работе в масштабе района (города), области, России. Плановые задания каждому активисту в рамках порученного участка работы.

3. Научно-исследовательская работа.

Какие темы и кем будут изучены и разработаны в текущем учебном году. Например: по истории учебного заведения, улицы, микрорайона или о конкретном человеке - директоре учебного заведения, учителе, бывшем ученике; о боевых действиях подразделения, части или отдельном герое. Темы могут быть разнообразными в зависимости от профиля музея.

4.Поисково-собирательская работа.

Конкретный план участия школьников и педагогов в туристско-краеведческих экспедициях по поиску и сбору музейных материалов в осенне-зимние и весенне-летние каникулы; какие музейные предметы предполагается разыскать в городе, районе, где или у кого; с кем будет завязана переписка по поиску материалов, работа в архивах или в профильных, музеях и т.д.

5. Научно-экспозиционная работа

Какие экспонаты будут вводиться в экспозицию или заменяться, какие временные или постоянные выставки будут подготовлены и т.д.

6. Работа с фондами

Составление научной документации, заполнение инвентарной книги, правила ведения полевой документации, составление карточек на музейные предметы, изучение, исследование и описание каждого предмета; создание условий для хранения музейных коллекций, порядок обработки поступающих исторических памятников и т.д.

7. Методическая работа

Составление или дополнение обзорных и тематических лекций. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.

8. Издательская деятельность

Составление буклета по школьному музею. Перечень предполагаемой информации для опубликования в периодической печати и других информационных источниках о проводимых в музее мероприятиях и др.

9. Экскурсионно-массовая работа

График посещения учащимися музея. Перечень мероприятий. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация экскурсионных материалов.

В городах, где есть государственные музеи, создаются районные (городские) комиссии по смотру и паспортизации школьных музеев, в состав которых входят представители органов управления образованием, специалисты государственных, музеев, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, объединений краеведов. Районная (городская) комиссия знакомится с деятельностью школьного музея, заполняет соответствующие документы (акт обследования, учетная карточка) и направляет их в областной центр детского и юношеского туризма

Через каждые пять лет музей должен подтверждать звание «школьный музей», о чем комиссия делает соответствующие записи в паспорте и учетной карточке.

"Организация работы школьного музея" //Методические рекомендации. /Составитель О.В.Старкова. /Областной центр детского и юношеского туризма.- Пермь, 2002.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png