Российское законодательство дает возможность открыть ИП для грузоперевозок при соблюдении определенных требований. Начинается все с процедуры регистрации. Если гражданин не имеет официального статуса ИП, то ему необходимо собрать определенный законом перечень документов. В случае отсутствия каких-либо ошибок решение государственный орган принимает в течение 14 рабочих дней. Иным путем необходимо двигаться, если индивидуальный коммерсант имеет юридический статус.

Первоначальное оформление документов

Получить требуемый статус можно несколькими путями. Наиболее распространенным является личный визит к регистрирующему органу. Для не имеющих необходимого опыта людей это будет наиболее рациональным вариантом. В результате прохождения всей процедуры оформления от начала и до конца гражданин получит ценный опыт. Для того, чтобы стать индивидуальным коммерсантом, не нужно открывать расчетный счет в банке и заниматься изготовлением печати.

Российское законодательство не предусматривает для ИП необходимости создания названия. Эта норма закреплена только в отношении ООО. В повседневной деятельности предприниматель именуется как ИП Петров А.А. (ФИО заявителя). При желании ИП имеет возможно создать и зарегистрировать уникальное название. Если таковое не было оформлено на другое лицо, то государственный орган выдает необходимый документ.

Непосредственная регистрация ИП предусматривает обязательное указание кода, который соответствует планируемому виду деятельности.

Таковые прописаны в официально утвержденном документе — ОВКЭД. Он находится в свободном доступе. Если заявителя интересует не только грузовая перевозка, но и ряд иных видов деятельности, то обязательно указывать коды всех планируемых к оказанию услуг.

Заполнить заявление можно традиционным способом, используя ручку и бумагу, или в режиме online. В большинстве случае регистрация ИП при помощи сети Интернет является лучшим вариантом. Если заявитель принял решение заполнить документ на своем компьютере, использовав для этого скачанный бланк, необходимо внимательно следить за размером шрифта — строго 18 пунктов, Courier new.
Оплата государственной пошлины завершает оформление правового статуса ИП. Сделать это можно различными путями:

  • вручную заполнить бланк квитанции;
  • оформить электронный платеж;
  • сформировать квитанцию на сайте ФНС.

Обязательно необходимо проверить правильно заполнения квитанции. Это позволит избежать множества неприятных ситуаций в будущем. Перед визитом в местный распорядительный орган следует сделать копию оплаченной квитанции. На копии должно быть видно кто, где и за какую услугу платил.

Вернуться к оглавлению

Выбор режима налогообложения

Здесь рекомендуется исходить из того, насколько активно заявитель планирует заниматься грузоперевозками. Если совокупный планируемый доход будет до 60 млн рублей, то оптимальной окажется патентная система. В этом случае предпринимателем уплачивается в бюджет фиксированная сумма. Оформить патент можно на срок от 1 до 12 месяцев с правом последующего продления.

Стоимость документа рассчитывается следующим образом. Налоговый инспектор берет максимально возможный уровень доходности выбранного вида деятельности и умножает его на ставку налога. Необходимо помнить, что на региональном уровне ставка может отличаться.

Рассчитаться с бюджетом можно несколькими путями. Самый простой — сразу перечислить всю сумму патента. Второй — разделить сумму платежа на 2 части. Первая часть подлежит уплате не позднее 30 суток с даты, когда была произведена регистрация ИП. Оставшаяся часть вносится в бюджет не позднее 30 дней до времени окончания срока действия патента.

За несоблюдение указанных сроков предусмотрен штраф и пеня. Если заявитель несколько раз в рамках действия одного патента допустил подобное нарушение, то налоговая инспекция имеет право поставить вопрос о прекращении его действия.

Важным аспектом патентной системы налогообложения является ограничение максимального ежегодного дохода и количества работников. Если таковых планируется нанять в количестве более 15, то в этом случае подойдут общая система налогообложения или ЕНВД. При возникновении каких-либо дополнительных вопросов ИП должен проконсультироваться со своим налоговым инспектором.

Вернуться к оглавлению

Неопытным предпринимателям на заметку

Тот, кто в недостаточной мере знает, как открывается ИП по перевозке грузов, должен знать важный налоговый нюанс. Если в момент первоначальной подачи документов заявитель никак не обозначит свой выбор предпочитаемого налогового режима, за него это сделает инспектор. По умолчанию выставляется общая система налогообложения.

Она предусматривает ведение обязательной строгой отчетности, сдачи множества отчетов и посещения государственных структур. В связи с этим не следует упускать это из виду. Изменить ранее выбранный режим уплаты налогов получится только через 6 месяцев со дня первоначальной регистрации. Если речь идет о патентной системе, то в ее рамках придется отработать не менее 1 года. В завершение необходимо посетить Пенсионный фонд (ПФ). Несмотря на то, что представители ФНС уведомят этот орган о получении заявителем юридического статуса, это не снимает обязанности лично побывать в ПФ. Здесь индивидуальный предприниматель может получить исчерпывающую информацию, связанную с правилами и сроками уплаты обязательных отчислений.

Вернуться к оглавлению

Получение транспортного разрешения

После того, как все регистрационные документы были корректно оформлены, необходимо обратиться к транспортным властям. ИП обязан иметь разрешение установленного образца, подтверждающего соответствие его транспортного средства минимальным требованиям в сфере грузоперевозок. Начать необходимо с прав собственности на автомобиль, которым планируется осуществлять коммерческую деятельность:

  • лизинг;
  • аренда;
  • владение на правах собственности.

Главное, чтобы ИП имел необходимые документы, подтверждающие статус транспортного средства. После этого необходимо побывать в ГИБДД для проведения технического осмотра транспортного средства. Если срок ранее полученного допуска к дорожному движению еще не закончился, то данный этап можно пропустить. Имея на руках перечень документов для открытия ИП грузоперевозок, можно в дальнейшем действовать 2 путями:

  1. Работать самостоятельно — дать соответствующее объявление о начала оказании услуг. При этом обязанность по ведению отчетной документации в рамках выбранной системы налогообложения возлагается на ИП.
  2. Работать в качестве намного сотрудника — если при открытии ИП для грузоперевозок гражданин не планировал тратить много времени на различную документацию, то этот вариант поможет снизить объем бумажной работы.

При выборе одной из 2 опций следует руководствоваться здравым смыслом и условиями работы.

Грузоперевозки – это довольно перспективный вид деятельности. Люди, живущие в деревнях, больших и маленьких городах, пользуются услугами транспортных компаний или частных лиц для перевозки вещей и грузов в разные места.

На данный момент грузоперевозки очень востребованы в нашей стране, поэтому число фирм, предлагающих свои услуги в этой сфере, растет с каждым днем. Если вы хотите заняться этим бизнесом, нужно занять свое место и стараться организовывать работу таким образом, чтобы она приносила доход, создать условия, коренным образом отличающиеся от условий конкурирующих фирм.

Грузоперевозки: бизнес с нуля

Это достаточно хлопотное и затратное дело. Для того, чтобы начать работу, придется обзавестись личным автотранспортом. Если вы ограничены в средствах, то автомобиль типа «Газель» или что-то в этом роде вполне подойдет на первый случай.

В чем состоит работа? На первом этапе заключается письменный договор с клиентом. Следующий шаг – упаковка грузов и вещей. Своевременная доставка имеет большую роль в этом деле: если вы хотя бы раз сорвете сроки доставки, пострадает репутация предприятия, и тогда вам придется заново зарабатывать хорошее имя фирмы. Распаковка и установка вещей на места – эта работа выполняется по дополнительному согласованию с заказчиком.

Как открыть фирму по грузоперевозкам, чтобы бизнес приносил реальную выгоду? Перевозками зачастую занимаются все, кто не знает, куда себя девать. Сажают диспетчера на телефон, принимают заказы, а выполнять их не спешат. Стоимость работ очень часто не совпадает с заявленной в соглашении, поэтому люди недовольны работой таких «фирм». Окончательная сумма иногда озвучивается только тогда, когда вещи уже разгружены и клиенту приходится выкладывать озвученные суммы. Чтобы не случалось таких проколов, нужно выстраивать свою работу честно по отношению к заказчику. Только тогда люди будут пользоваться услугами вашей конторы, и она будет приносить неплохой доход.

Актуальность данного вида бизнеса

Актуальность грузоперевозок в современном мире трудно переоценить. Услуги по транспортировке востребованы все больше и больше с каждым годом.

Еще до недавнего времени заказчику приходилось ожидать свой груз несколько недель, а то и месяцев. Теперь ситуация изменилась коренным образом. Люди стали больше ценить свое время. Поэтому багаж стараются доставить в максимально короткие сроки. Вне зависимости от цели доставки актуальность перевозок растет большими темпами.

Сложно даже представить себе, что будет, если рынок грузоперевозок по какой-либо причине перестанет функционировать. Жизнь встанет, особенно в больших городах. Не будут доставляться товары первой необходимости и продукты питания, в аптеках исчезнут медикаменты. Этот список можно продолжать до бесконечности. Поэтому недооценивать значимость грузоперевозок в современном мире нельзя.

Основные цели

  • Грамотная организация перевозок на автомобилях различного вида.
  • Доставка коммерческих грузов.
  • Офисные, квартирные, дачные, производственные переезды.
  • Перевозка крупногабаритных грузов.
  • Предоставление обученного персонала для погрузочно-разгрузочных работ.
  • Предоставление услуг по вынужденному хранению грузов.

Самое важное – иметь упорство и стремиться идти к поставленным целям. Уверенность в себе и своих возможностях так же стоит далеко не на последнем месте.

Регистрация и налоги компании

Для того, чтобы открыть транспортную компанию по грузоперевозкам, необходимо . Если вы планируете иметь дело с малотоннажными перевозками, в вашем автопарке будет работать несколько небольших авто типа «Газель», а в штате — находиться небольшое число сотрудников, то в этом случае можно .

Вам понадобиться заплатить госпошлину и собрать пакет необходимых документов. Их перечень вам дадут в налоговой инспекции. Затем сюда же подается заявление соответствующего формата. В нем должны быть указаны ваши паспортные данные, телефон, по которому с вами при необходимости могут связаться работники налоговой службы, и . Все эти манипуляции могут быть произведены вами лично или через доверенное лицо.

Каждый зарегистрированный перевозчик должен вовремя платить налоги в государственную казну. Для того, чтобы налогообложение было оптимальным, нужно учитывать следующие факторы:

  • масштаб будущей компании;
  • виды перевозок.

На продажу.

Кофейные аппараты как простой способ заработка. об особенностях вендинга.

Виды налогообложения для грузоперевозчиков

  • . Это самый приемлемый вариант. Он подразумевает под собой следующее: вы сможете платить 6% от общего дохода фирмы или 15% от дохода с вычетом расходов.
  • Общая система. Это не лучший вариант для малого бизнеса. В этом случае нужно платить все налоги. В вашем случае это будет прямой дорогой к разорению.
  • . Он может быть применен только в том случае, если в вашем автопарке будет не более 20 машин. Если вы не можете выбрать самостоятельно для себя систему налогообложения, то региональная власть автоматически переведет вашу фирму на единый налог.

Для того, чтобы зарабатывать прилично, приложите все силы для перехода на единый налог. Не забывайте рассчитываться с государством полностью, а главное – вовремя. Существует еще и Пенсионный Фонд, в который тоже придется носить отчисления. Размеры взносов в ПФ часто меняются, поэтому необходимо постоянно уточнять цифры, которые перечисляются со счетов вашего предприятия.

Где и как открыть транспортную компанию?

Выбор помещения

Без офисного помещения, в котором будет размещаться диспетчерская служба, вам не обойтись.

Помещение можно взять в аренду. К выбору его места расположения нужно отнестись очень ответственно. Сэкономив деньги, работая на дому, вы не добьетесь хороших результатов. «Домашний» уровень работы не принесет больших доходов. Если вы не располагаете средствами на аренду собственного помещения, можно снимать офис в колл–центре. Это потребует меньше денежных вложений. Диспетчерская служба может разместиться на 20 кв. метрах.

Офис необходимо обустроить. В распоряжении диспетчеров должны быть компьютеры или ноутбуки. Наличие принтера и сканера – необходимое условие. Без стационарного телефона работа будет вестись не на должном уровне. Наличие двух телефонных линий – огромное преимущество в работе фирмы. Мобильные телефоны сотрудников будут задействованы в не меньшей мере. Желательно приобрести рацию для переговоров водителей с диспетчером — это удобно и недорого.

Подбор персонала

В компании, которая планирует заниматься грузоперевозками, в штате обязательно должны состоять диспетчеры — не менее 2-х человек. Их главным качеством должна быть хорошая дикция, отличная память, коммуникабельность и способность к логическому мышлению.

Хороший управляющий поможет правильно организовать работу предприятия. Грамотный бухгалтер будет вести всю документацию фирмы, а ее там будет немало.

Обязательное условие для успешной работы – действенная реклама. Поэтому менеджер по рекламе тоже будет не лишним.

Покупка машин

Бизнес в этой сфере начинается с покупки автомобиля. При выборе машин необходимо четко уяснить для себя, какие цели вы перед собой ставите и какими средствами располагаете. Подержанные иномарки надежнее отечественных машин и удобнее в эксплуатации. Но российские авто значительно дешевле в ремонте. В то же время импортные авто ломаются реже.

Какую машину покупать – это решать вам. Для грузоперевозок в пределах города часто покупают «Газели». Благодаря своей маневренности они прекрасно справляются с поставленными задачами в городской черте. «Газели» экономично расходуют топливо и недороги в обслуживании.

Если вы планируете заниматься перевозкой продуктов – для этой цели подойдут тентованные автомобили. Для больших объемов грузов подойдут авто с дополнительными прицепами — в этом случае грузоподъемность увеличиться до 24т. Для скоропортящихся продуктов нужно покупать специальные рефрижераторы или изотермические фургоны. Для перевозки мебели или офисных переездов незаменима машина российского производства «Зил — Бычок». Этот автомобиль проедет там, где не сможет передвигаться большой грузовик.

Какую машину купить для развития бизнеса по грузовым перевозкам? Этот вопрос индивидуален. Один момент стоит помнить наверняка – для того, чтобы предоставлять качественные услуги населению, необходимо иметь в наличии соответствующий парк автомобилей.

Автотранспортные услуги по перевозки грузов

Очень важно, если вы сможете организовать работу фирмы, которая будет предоставлять клиентам полный перечень услуг. Будет неплохо, если вы обеспечите заказчика не только подходящим транспортным средством, но и грузчиками.

Компании, которые специализируются в этой области, предоставляют следующие услуги:

  • страхование грузов;
  • услуги по таможенному оформлению документов;
  • офисный, дачный, квартирный переезд;
  • транспортировка негабаритных и тяжелых грузов;
  • перевозка опасных и особо ценных вещей.

Для того, чтобы качество услуг было на высоком уровне, необходимо придерживаться следующих правил :

  • разработать четкий маршрут следования;
  • рассчитать стоимость всей процедуры;
  • подготовить необходимую документацию;
  • осуществлять непрерывный контроль за передвижением груза на всем пути следования.

Маркетинговый план по развитию компании

Прежде чем начать оформление документов по открытию собственного дела, необходимо иметь хорошо разработанный маркетинговый план. Что сюда входит?

  • Проведение активной рекламной кампании, которая в полной мере раскроет предоставляемые вашей фирмой услуги. В данном случае необходимо привлечь местные СМИ, оформить и максимально распространить визитки фирмы.
  • На ближайшее будущее стараться привлечь как можно больше клиентов и заинтересовать постоянных заказчиков выгодными предложениями и бонусными скидками.
  • Четко разработанная стратегия развития предприятия, в которой будут прописаны действенные мероприятия по продвижению и развитию бизнеса.

Хорошо разработанная маркетинговая стратегия и правильные тактические действия выведут вашу компанию на лидирующие позиции среди аналогичных фирм в регионе.

Маркетинговые исследования необходимы прежде, чем составление подробного бизнес-плана перевозки грузов. Эти данные будут являться основой для успешной работы и развития предприятия.

Финансовые вопросы: выгодно ли заниматься грузоперевозками?

Вы должны понимать, что составить подробный финансовый отчет для создания компании грузоперевозчика — это нереально. Для получения конкретных цифр нужны точные данные о состоянии будущего предприятия. Приблизительная картина будет выглядеть следующим образом:

  • «Газель» принесет около 10 тыс. рублей чистой прибыли;
  • «Зил – Бычок» — 20 тыс. рублей;
  • машина грузоподъемностью 5 тонн даст прибыль до 25 тысяч;
  • фура – 100 тыс. рублей.

Эти цифры отображают картину предприятия, которое исправно платит налоги и зарплату сотрудникам.

Если вы планируете начать бизнес с покупки 2-х автомобилей, вам предстоят следующие расходы:

  • затраты на покупку автомобилей — 900 тыс.–1 млн. руб.;
  • ремонт машин и затраты на ГСМ – 40–45 тыс. руб.;
  • аренда помещения – 10 тыс. руб.;
  • боксы – 10 тыс. руб.;
  • заработная плата сотрудникам – 40 тыс. руб.;
  • реклама – 15 тыс. руб.;
  • прочие расходы – 30 тыс. руб.

Таким образом, вам понадобиться около 1 миллиона 200 тыс. руб. Это при условии, что у вас в штате будет 1 диспетчер, 1 водитель и 1 грузчик.

При необходимости привлечения второго автомобиля вам самому придется садиться за руль. Бухгалтерские отчеты будет вести специалист с другой фирмы. Данная схема работы предполагает доход с одного автомобиля 30 тыс. руб. в месяц.

Все ваши затраты окупятся не раньше 1,5–2-х лет. Если пользоваться арендованными машинами, то этот срок можно сократить вдвое.

Более точные расчеты зависят от множества факторов. Так, одной из главных составляющих является месторасположение компании.

Делая вывод, можно сказать, что организация бизнеса по малотоннажной перевозке – это выгодное и перспективное дело, на которое стоит обратить внимание начинающим бизнесменам.

Валерий Молчанов, Сергей Родюшкин эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автотранспортные перевозки, зачастую в собственности находится несколько автомобилей. При этом не всегда есть четкое разделение на те, что используются исключительно для предпринимательской деятельности и те, что используются в личных целях. Поэтому оформление такой деятельности вызывает множество вопросов: нужно ли «переводить» транспортные средства с физического лица на ИП, какие документы нужно оформлять для контрагентов и т.п.

Регистрация транспортных средств

В соответствии со ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели (ИП) - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
На основании ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.

При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 17.12.1996 № 20-П, имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях.
Таким образом, само по себе получение статуса ИП не обособляет часть имущества гражданина, поскольку факт государственной регистрации в качестве ИП не «создает» его как новое отдельное лицо с обособленным имуществом, а предпринимательская деятельность гражданина по-прежнему является деятельностью самого гражданина.

Следовательно, предприниматель может использовать принадлежащее ему имущество как в предпринимательской деятельности, так и в своих личных целях.

Отметим также, что действующее законодательство не содержит определения терминов «собственность индивидуального предпринимателя» или «служебный транспорт».
Кроме того, в силу п. 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», регистрация транспортных средств, принадлежащих ИП, производится в том же порядке, который установлен для регистрации транспортных средств на имя физических лиц (не являющихся ИП).

Вывод: никакой перерегистрации транспортных средств, принадлежащих физическому лицу, которые он собирается использовать в предпринимательской деятельности, не требуется.

ЕНВД
Согласно п. 1, п. 3 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту жительства, и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. К таким «иным основаниям» относится и предусмотренная п. 2 ст. 346.28 НК РФ обязанность плательщиков ЕНВД встать на учет в налоговом органе по месту осуществления ими предпринимательской деятельности.

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, обязаны встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту жительства ИП.
В частности, согласно п. 3 ст. 346.28 НК РФ ИП, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков ЕНВД, в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, подают в налоговые органы заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Форма соответствующего заявления (№ ЕНВД-2) утверждена приказом ФНС России от 12.01.2011 № ММВ-7-6/1@ (см. также письмо ФНС России от 26.04.2011 № АС-4-3/6753).

Лицо, признаваемое плательщиком ЕНВД, подлежит постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным ст. 346.28 НК РФ, независимо от того, что оно уже состоит на учете в соответствующем налоговом органе по иным основаниям. Такого мнения в настоящее время придерживается финансовое ведомство (см. письма Минфина России от 27.09.2010 № 03-02-08/58, от 03.06.2009 № 03-11-06/3/154).

Однако в отношении подачи заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД организацией или ИП в случае начала осуществления ими на территории одной и той же налоговой инспекции другого «вмененного» вида деятельности специалисты финансового органа высказывают более мягкую позицию.
Согласно ей, если ИП состоит на учете в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД по месту осуществления «вмененной» деятельности, повторно обращаться в эту же налоговую инспекцию с заявлением о постановке на учет в отношении нового вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД и осуществляемого на территории действия указанной налоговой инспекции, не требуется.

Вместе с тем законодательство не запрещает ИП уведомить налоговую инспекцию в произвольной форме о начале осуществления (ведения) нового вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД.

Заметим, что форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденная приказом Минфина России от 08.12.2008 № 137н, предусматривает обозначение вида предпринимательской деятельности, по которому уплачивается данный налог.

Поэтому полагаем, что ИП, представляя декларацию с указанием деятельности, которую он начал осуществлять (оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов - код деятельности 05), тем самым уведомляет об этом налоговый орган.
Помимо этого вышеуказанную декларацию можно сопроводить пояснительным письмом в произвольной форме.

Документальное оформление
Прежде всего отметим, что в силу ч. 13 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта1 (далее - Устав) перевозчик - это юридическое лицо или ИП, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
То есть Устав предъявляет одинаковые требования к перевозчикам - юридическим лицам и перевозчикам - ИП.

Договор перевозки и товарно-транспортная накладная
Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.
При этом согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Юридические лица всех форм собственности, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести учет по унифицированным формам первичной учетной документации, перечисленным в п. 1 постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 (далее - Постановление № 78), в том числе с применением формы № 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее - ТТН).
Согласно ч. 1 ст. 8 Устава транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (ч. 4 ст. 2 Устава).
Аналогичное правило прописано и в указаниях по заполнению формы № 1-Т. ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
Особый порядок оформления документов предусмотрен по договору фрахтования (ст. 787 ГК РФ).
Если перевозка груза осуществляется с сопровождением представителя грузовладельца по договору фрахтования, то согласно ч. 4 ст. 18 Устава, если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза.
Обязательные реквизиты заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа установлены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Заказ-наряд заменяет транспортную накладную (ч. 3 ст. 8 Устава) и представляет собой упрощенную форму транспортной накладной, в которой не проставляются отметки о передаче груза.

К сведению
Финансовые и налоговые органы считают, что в случае, когда доставка осуществляется силами сторонних организаций, наличие ТТН является обязательным.
Так, в письме Минфина России от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333 разъяснено, что затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль только при наличии оформленной ТТН по утвержденной форме № 1-Т (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 23.10.2006 № 20-12/92786, от 18.10.2006 № 20-12/92228).

Вывод: организация-грузоотправитель обязана составить ТТН, которая и будет являться первичным документом для учета расходов на услуги перевозчика (письмо УФНС России по г. Москве от 25.07.2008 № 20-12/070321).

Акт приема-передачи результатов оказанных услуг (выполненных работ)
Налоговые органы в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228 указали, что для признания транспортных расходов для целей исчисления налога на прибыль организации, помимо ТТН, необходим также акт приема-передачи оказанных услуг (выполненных работ).
Акт на оказание услуг не является унифицированной формой первичных документов. Однако он может служить первичным учетным документом при наличии всех обязательных реквизитов, предусмотренных п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В письме УФНС России по Хабаровскому краю от 09.06.2008 № 16-15/12712@ также сообщено, что наличие ТТН по форме № 1-Т, подтверждающей факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным как для отправителя груза, так и для его получателя. При этом наличие ТТН по форме № 1-Т не исключает по усмотрению сторон договора оформления акта приемки-передачи услуг грузоперевозок.

Путевые листы
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Устава запрещено осуществление перевозок пассажиров и грузов без оформления путевого листа на транспортное средство. Формы путевых листов грузового автомобиля утверждены Постановлением № 78.
Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией - владельцем автотранспорта счета заказчику (письмо ФНС России от 21.08.2009 № ШС-22-3/660 «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров»).
При этом, как указано в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228, если по условиям заключенного договора перевозки груза оплата услуг автотранспорта осуществляется по повременному тарифу, первичным документом, подтверждающим обоснованность расчетов за перевозки грузов, совместно с ТТН является путевой лист грузового автомобиля.
Если за услуги по перевозке взимается фиксированная плата, наличие отрывных талонов для подтверждения расходов необязательно.
Наряду с Постановлением № 78 в настоящее время действует приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», далее - Приказ № 152.

Согласно п. 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, их применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (раздел II " Обязательные реквизиты путевого листа», письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Таким образом, ИП в своей деятельности могут использовать путевые листы, разработанные самостоятельно. Вместе с тем путевые листы должны содержать основные реквизиты, предусмотренные Приказом № 152 (наименование и номер путевого листа, сведения о сроке его действия, информация о транспортном средстве, его собственнике (владельце) и водителе).
В то же время наличие путевых листов перевозчика не является обязательным условием подтверждения реальности понесенных организацией расходов. Так, в соответствии со ст. 2 Устава под путевым листом понимается документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Путевой лист может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). Иными словами, подтверждает расходы перевозчика.

Для организации же основанием признания расходов на транспортировку грузов будут служить ТТН, заказ-наряды, акты приема-передачи результатов оказанных услуг (выполненных работ). Копии путевого листа ИП, оказывающего услуги, иметь необязательно.

В заключение напоминаем, что организационно-правой статус перевозчика (ИП или юридическое лицо) не влияет на порядок оформления документов при перевозке грузов.

В данной статье мы рассмотрим как индивидуальному предпринимателю заниматься грузовыми перевозками с точки зрения налогообложения. Посчитаем какая система налогообложения является наиболее выгодной, а также расскажем как принимать деньги от клиентов.

Регистрация бизнеса

Чтобы официально зарегистрировать свой бизнес, необходимо подать заявление на регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Для этого необходимо:

  1. Определиться с кодами вида экономической деятельности, которую будет осуществлять ИП. Для грузоперевозок согласно общероссийскому классификатору видов деятельности подходят ОКВЭД, размещенные в разделе Н классификатора. К примеру:
  • код 49.41 - это деятельность автомобильного грузового транспорта;
  • код 50.20 - это деятельность морского грузового транспорта;
  • код 51.22.2 - это перевозка грузов космическим транспортом.

При регистрации предпринимателя важно указать как можно большое кодов, которые могут пригодится в дальнейшем, поэтому не нужно выбирать один, возможно деятельность расширится, а без зарегистрированных кодов ее нельзя будет осуществлять.

Важно! Указывайте несколько кодов видов деятельности, которые могут пригодиться Вам в дальнейшем.

  1. Уплатить государственную пошлину в размере восьми ста рублей. Госпошлину можно уплатить взяв реквизиты в налоговой, которая осуществляет функции регистрации ИП и юридических лиц по Вашему региону. Но проще всего воспользоваться сервисом на сайте налоговой, который так и называется «Уплата госпошлины» . В этом сервисе можно распечатать платежное поручение на уплату пошлины, а затем оплатить ее в любом коммерческом банке, или можно прямо онлайн оплатить пошлину своей картой.
  2. Заполняем форму Р21001. Заполнить форму можно от руки или на компьютере. После того, как форма заполнена ее необходимо подать в регистрирующую налоговую инспекцию вместе с квитанцией об уплате государственной пошлины. На сайте налоговой инспекции есть специальный сервис , благодаря которому можно подать заявление не выходя из дома, используя интернет.

Важно! Регистрация физического лица в качестве ИП происходит в течение трех дней с момента подачи документов на регистрацию.

Лицензия для ИП

Если предприниматель решил осуществлять деятельность по перевозкам грузов (не включенных в список опасных) на территории нашей страны, то лицензия и разрешение ему не понадобятся для перевозок до 3,5 тонн. Регистрируется физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя и может осуществлять деятельность.

Документы на груз

При перевозке груза нужны документы на этот груз, а также документы, подтверждающие право пользования транспортным средством. Список документов включает в себя следующие:

  • Документы на право вождения автомобиля - права с открытой категорией согласно автомобилю. Это права водителя;
  • Документы на право пользования автомобиле - ПТС, свидетельство или доверенность на управление авто от владельца;
  • Документы на груз - товарно-транспортная накладная и доверенность на отгрузку товара;
  • Документы на право перевозки - путевой лист, который должен оформляться уполномоченным лицом ИП или самим предпринимателем.

Система налогообложения - что выгоднее

Есть несколько систем налогообложения, которые могут быть применены для ИП, осуществляющего грузоперевозки:

  1. Общая система - включает в себя уплату налога на доходы физического лица и налога на добавленную стоимость. Эта система одна из самых дорогих с точки зрения налоговой нагрузки. Но иногда выбрать ее целесообразнее – ее выбирают предприниматели, которые работаю преимущественно с другими налогоплательщиками на общей системе. Когда встает вопрос о выборе контрагента для сотрудничества многие компании на ОСНО желают работать только с другими налогоплательщиками на общей системе.
  2. Упрощенная система - освобождает от уплаты НДФЛ и НДС. На данном режиме налогообложения можно выбирать один из двух вариантов объекта налогообложения - либо Доходы (когда налог платится независимо от размера расходов, как правило это 6% от общей суммы поступивших доходов, но регионы могут уменьшить данную ставку), либо Доходы за минусом расходов (налог считается с разницы между доходами, полученными ИП, и понесенными им расходами). Чтобы работать на данном налоговом режиме необходимо подать уведомление в налоговую инспекцию по месту регистрации в течение 30 дней с момента получения статуса индивидуального предпринимателя. Если этого не сделать, то перейти с общего режима на упрощенный можно только с начала нового года, подав уведомление до 31 декабря предыдущего.
  3. Единый налог на вмененный доход - один из наиболее популярных режимов для грузоперевозок. Далее рассмотрим его подробнее.
  4. Патент на деятельность - также очень часто применяется предпринимателем. Далее рассмотрим его подробнее.

ЕНВД для грузоперевозок

Если предприниматель выбирает применение налога на вмененный доход для данного вида деятельности, ему необходимо подать уведомление о начале применения ЕНВД - встать на учет в налоговую инспекцию по месту ведения деятельности. Данный режим налогообложения подразумевают уплату налога, который не зависит от размера фактически полученного дохода. Для грузоперевозок статьей 346.29 установлена базовая доходность в размере 6000 рублей с каждого автомобиля. Количество автомобилей для одного предпринимателя на ЕНВД не может превышать 20. Расчет налога производится следующим образом:

Налог=Налоговая база*15%

Налоговая база=6000*(количество машин за 1 квартал+количество машин за 2 квартал+количество машин за 3 квартал)*К1*К2, коэффициенты К1 устанавливаются правительством. К1 на 2018 год равен 1,868, а К2 устанавливается региональными властями как формула с несколькими переменными.

Пример 1.

ИП Фролов П.В. Имеет в своем автопарке 3 машины. Ему нужно рассчитать ЕНВД за 2 квартал 2018 года. Расчет будет следующим:

(6000*(3+3+3)*1,868*1)*15%=15130 рублей - налог по ЕНВД за 2 квартал 2018 года.

При расчете ЕНВД для налогоплательщиков есть приятный бонус - налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов как за себя индивидуальным предпринимателем, так и за своих работников:

  1. На всю сумму налога, если предприниматель работает без найма сотрудников;
  2. На 50% от суммы налога, если ИП работает с наемными сотрудниками.

Пример 2.

ИП Фролов П.В. Имеет в своем автопарке 3 машины. У него есть 2 сотрудника, с заработанной платы которых Фролов уплатил в бюджет за второй квартал 12000 рублей страховых взносов. Ему нужно рассчитать ЕНВД за 2 квартал 2018 года. Расчет будет следующим:

(6000*(3+3+3)*1,868*1)*15%=15130 рублей - налог по ЕНВД за 2 квартал 2018 года. Данную сумму можно уменьшить, но не более чем на 50% за счет уплаченных во втором квартале страховых взносов. 15130/2=7565 рублей. Таким образом, в бюджет необходимо уплатить не всю сумму, а только 7565 рублей.

Патент для грузоперевозок

Предприниматель может выбрать в качестве системы налогообложения для деятельности по грузоперевозкам уплаты Патента. Этот режим хорош тем, что покупая Патент не нужно беспокоится о налоговой декларации. Размер оплаты Патента зависит от региона и количества автомобилей, занятых предпринимателем в данном виде деятельности. Рассчитать стоимость Патента можно на сайте налоговой в специальном сервисе Расчет Патента. Патент можно приобрести сроком от 1 месяца до 1 года, но тот срок выдается только в пределах одного года, то есть если Вы обратились за Патентом в июне 2018 года, то срок Патента может быть любой до окончания года.

Выводы

Самыми выгодными системами налогообложения для грузоперевозок, как правило являются уплата ЕНВД или Патента. Чтобы определиться с системой налогообложения необходимо знать с кем будет сотрудничать предприниматель, сколько машин будет в его автопарке, нужно ли прибегать к найму сотрудников.

Чтобы заняться грузоперевозками в качестве индивидуального предпринимателя, нет необходимости оформлять какие-то лицензии, разрешения или согласования. Достаточно лишь открыть ИП и начать работу.

Оформление ИП

Итак, чтобы грузоперевозки стали вашим бизнесом, необходимо официально открыть ИП. Помните, что подавать документы можно как лично в налоговую, так и по Интернету на ее официальный сайт. Обратите внимание, что для работы вам в обязательном порядке понадобится ИНН. Если вы еще не регистрировались, то вам его оформит налоговый инспектор при проведении процедуры регистрации. Но учтите, что оформление ИП занимает 5 дней, а для ИНН понадобится как минимум две недели.

При регистрации необходимо указать ОКВЭД под номером 60.24: «Деятельность автомобильного грузового транспорта». Налоги придется платить по ЕНВД – каждый квартал отдавать фиксированную сумму.

Документы для подачи

Регистрация ИП проходит в налоговой инспекции. Чтобы открыть собственное дело, необходимо туда подать такие бумаги:

  • копии всех страниц паспорта;
  • два экземпляра заявления о переходе на ЕНВД;
  • квитанция, свидетельствующая об оплате госпошлины за регистрацию;
  • соответствующее заявление на регистрацию в качестве ИП (форма P21001).

После приема документов налоговый инспектор должен выдать вам расписку о том, что он принял бумаги. Вместе с ней отдается завизированный второй экземпляр заявления на ЕНВД.

Документы к выдаче

В указанный налоговым инспектором день необходимо вновь прийти снова, и инспектор вам обязан выдать такие бумаги:

  • ОГРНИП – свидетельство о регистрации ИП;
  • ЕГРИП – выписка из реестра ИП;
  • уведомление о постановке в налоговой;
  • уведомление о присвоении статистических кодов;
  • уведомление о постановке в Пенсионном фонде (по месту жительства).

Получив указанные документы, вы должны открыть расчетный счет, у любого выбранного вами банка. Для этого шага потребуется приготовить примерно тысячу рублей.

Налогообложение в сфере грузоперевозок

Налоги в сфере грузоперевозок могут выплачиваться по таким основным системам:

  1. Общая, которая требует вести бухгалтерскую документацию полностью, платить по полному объему все налоги. Обратите внимание, что ИП, который работает на этой системе, должен платить не только налоги, предусмотренные для предприятий, но и налоги на добавленную стоимость, на доходы физических лиц.
  1. Также предприниматель может работать на упрощенной системе. Она позволяет выбрать один из двух режимов налогообложения. Первый выставляет размер налоговой ставки составляет в 6%, которая охватывает общий доход предприятия. Второй предполагает ставку в 15% от доходов, из которых вычтены расходы. При этом общая сумма налога не может быть меньше одного процента. Предприниматель сам имеет право выбирать и менять режим. Обратите внимание, что в этом случае он освобождается от выплаты налога на доход физических лиц, единый социальный, с продаж, на имущество, добавленную стоимость.
  1. В области грузоперевозок это самая распространенная система налогообложения. Но чтобы нею пользоваться, предприниматель должен иметь не менее 20 единиц транспорта. Но позволить пользоваться этой системой может только муниципальный орган. Если же по региону не предусмотрено использование этой системой, то перейти на нее не удастся.

Налогообложение ИП

Как правило, выбрать систему налогообложения предприниматель может тогда, когда принимает решение открыть ИП. Но если он этого не сделал, ему автоматически ставят систему ЕНВД, если деятельность включена в перечень его услуг.

Вмененный доход для грузоперевозок рассчитывается на основе установленной ранее законом базовой доходности. Что касается грузоперевозок это 6 тыс. руб. каждый месяц, пассажироперевозок – 1,5 тыс. руб. При этом учитывается налоговая ставка в размере 15%.

Плюсы и минусы

Действующая система налогообложения имеет свои преимущества и недостатки. Так, из преимуществ можно назвать то, что самой выгодной в сфере грузоперевозок является система ЕНВД, которая очень оправдывает себя при высоких доходах. Если есть желание перейти на единый налог, делается это автоматически, когда соответствующее решение принимается муниципальными органами. Если такового решения нет, предприниматель всегда может успешно работать на упрощенной системе.

Решая открыть ИП для ведения грузоперевозок, надо помнить, общая система уплаты налогов считается самой обременительной, поэтому желательно сразу переходить на упрощенную.

Документы для грузоперевозок

Для частных перевозок, особенно для грузов до 3,5 тонн, никаких лицензий и разрешений не требуется. Но если вы решите заняться международными перевозками, водитель должен иметь при себе такие документы таможенные документы и разрешение на перевозку.

Также при нем должны быть:

  • доверенность для получения груза;
  • медицинский страховой полис;
  • паспорт;
  • товарно-транспортная накладная;
  • путевой лист;
  • лицензионная карточка;
  • водительское удостоверение;
  • документы на машину.

Междугородние перевозки

Междугородними признаются те перевозки, которые осуществляются за черту города на расстояние более 50 км. В таком случае перевозимый товар должен быть опломбирован тем, кто груз отправляет.

Если у водителя есть подозрения, что машина имеет неисправности, которые будут мешать ему осуществить рейс, он должен отказаться от предоставления этой услуги. Соответственно владелец груза должен отказаться грузить товар на машину. О чем поставить соответствующую отметку в путевом листе, товарно-транспортной накладной. Эта информация визируется печатью и подписью. Если между водителем и владельцем груза возникают разногласия, они оформляются в виде акта, на котором каждый из них должен расписаться. Аналогично акт составляется при его утере или порче в пути.

Предрейсовый осмотр

Любой водитель, осуществляющий грузоперевозки, междугороднего формата, обязан пройти предрейсовый осмотр. Без него осуществлять грузоперевозки нельзя. Этот шаг позволяет обнаружить различные заболевания у водителя, которые могут привести к несчастным случаям в дороге.

Если водитель планирует осуществить международный рейс, он должен пройти освидетельствование в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. Для этого он должен подать туда такие бумаги:

  • заявление;
  • копию бухгалтерского баланса (на нем должна быть отметка о том, что он был сдан налоговой);
  • справку из налоговой о состоянии долгов по налогам;
  • копию лицензионных карточек;
  • копию лицензии на автомобильные перевозки грузов;
  • копию свидетельства государственной регистрации.

Несколько нюансов

При осуществлении ИП грузоперевозок, следует учитывать такие нюансы:

  • стоит стремиться к исключительно высокому качеству предоставлению услуг;
  • серьезности и весу предпринимателю придаст собственный сайт;
  • всегда берите у довольных клиентов, особенно крупных, рекомендательные письма – они станут вам отличным залогом успешного сотрудничества с другими клиентами;
  • стремитесь устанавливать с клиентами долгосрочные отношения – они позволят сэкономить на рекламе;
  • не имея опыта предоставления подобных услуг, начинайте с перевозок внутри города.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png