Уникальный регион нашей страны. Он расположен на стыке климатических поясов, исторических цивилизаций и национальных культур. Именно о народах и традициях региона пойдет речь далее.

Демографическая справка

В Краснодарском крае проживает около 5 млн 300 тысяч человек. Здесь проживают почти все народы России: татары, чуваши, башкиры и др. Из них гражданами Российской Федерации являются 5 млн 200 тысяч человек. Проживают как иностранцы - 12,6 тысячи. С двойным гражданством - 2,9 тысячи. Лиц, не имеющих никакого гражданства, - 11,5 тысячи человек.

Число жителей постоянно растет. Способствует этому приток мигрантов. Большим спросом пользуется жилье в крае. Люди переезжают сюда для постоянного места жительства. Это связано с мягким климатом региона.

В крае имеется 26 городов, 13 крупных поселков и 1725 других мелких сельских населенных пунктов. Соотношение городских и примерно 52 на 48 процентов. Почти 34% городского населения проживает в четырех крупных городах: Сочи, и Армавире.

Сплав разных народов

Народы, проживающие в Краснодарском крае - это около 150 национальностей. Основные этносы, населяющие Кубань:

  • Русские - 86,5%.
  • Армяне - 5,4%.
  • Украинцы - 1,6%.
  • Татары - 0,5%.
  • Другие - 6%.

Основную часть населения, как видно из списка, составляют русские. Более мелкие этнические группы проживают компактно на небольших территориях. Это, например, греки, татары, армяне. В Краснодарском крае они в основном живут на побережье и прилегающих территориях.

Кубанские казаки

Историческое сословие казаков сегодня занимается подготовкой к армии будущих призывников, военно-патриотическим воспитанием молодежи, охраной важных объектов в регионе, поддержкой общественного порядка. Без них уже не представляют себе жизнь все народы Краснодарского края, т.к. их роль огромна в поддержании порядка в регионе.

Уникальность земли кубанской

Очень своеобразны традиции народов Краснодарского края. Каждый, кто считает себя казаком, обязательно соблюдает многолетние традиции и наставления опытных людей, верных делу своих предков. Конечно, трудно перечислить все культурные особенности Кубани. Традиций и обычаев здесь очень много. И все они отличаются рациональностью и красотой. Но о наиболее интересных постараемся рассказать.

Строительство и благоустройства домов

Для казаков строительство жилища - одно из важнейших событий в жизни. Возводить дом каждой семье помогали практически всем миром.

Это, как считали кубанские казаки, связывает народ в единое целое, а значит, делает его сильнее. По такому принципу строились турлучные дома.

Перед началом строительства по периметру территории будущего жилья бросали клочки шерсти собак, овец, перья кур и т.д. Делалось это того, чтобы водилась живность в доме.

Затем в землю вкапывались столбы, их переплетали лозой между собой. Когда каркас был готов, звали всех друзей и соседей для того, чтобы те первыми сделали «мазанку» дома.

Обмазывали стены глиной, смешанной с соломой. В угол «передней» вбивался крест для благословения дома и его жителей. Мазали жилье в 3 слоя, последний из которых смешивали с навозом.

Такие дома считались самыми теплыми и «добрыми» не только по качеству строения, но и за счет положительной энергии людей, помогавших строить. После завершения стройки хозяева устраивали посиделки с угощениями. Это была своеобразная благодарность за помощь, взамен современной денежной оплаты.

Внутреннее убранство было практически одинаковым у всех жителей Кубани. В доме было две комнаты. В маленькой стояла печь. Деревянные лавки почти во всю длину комнаты и громадный стол. Это говорило о многочисленности семей и гостеприимстве. В большой комнате находились сундуки, комод и прочая мебель. Как правило, ее изготавливали на заказ. Главным местом в доме был красный угол - стол или полка, уставленная иконами и украшенная рушниками и бумажными цветами. Здесь хранили свечи, молитвенники, пасхальные яства, поминальные книги.

Рушники - это традиционное кубанское украшение жилья. Лоскут ткани, обвязанный кружевом, с узором-вышивкой крестиком или гладью.

Традиции народов Краснодарского края уходят глубоко в древность. Они чтят предков и стараются прививать культуру и традиции своим детям. Очень популярная часть кубанского интерьера - фотографии на стенах. Это считалось На фото были изображены важные события из жизни семьи.

Казачья одежда

Мужской гардероб состоял из военного и повседневного костюма. Военный мундир - темная черкеска, такого же сукна шаровары, башлык, бешмет, папаха, зимняя бурка и сапоги.

Женская одежда состояла в основном из ситцевой или шерстяной юбки в сборку у талии для пышности и кофточки с длинным рукавом и пуговицами, отделанной кружевом вручную. Значение одежды в казачестве имело большое значение. Считалось, что чем красивее одежда, тем яснее она указывает на статус в обществе.

Кухня

Народы Краснодарского края - это многонациональное сообщество, поэтому блюда кубанской кухни очень разнообразны. Основной рацион казаков - рыба, фрукты, овощи, и продукты животноводства. Самым популярным блюдом является борщ, в который добавляли фасоль, сало, мясо, кислую капусту. Также любимыми блюдами были галушки, вареники.

Мяса на Кубани едят намного больше, чем в любом другом регионе России. Любят на Кубани также сало, которое едят как в соленом, так и жареном виде. Раньше пищу традиционно готовили в печах в чугунной посуде.

Промыслы кубанцев

Народы Краснодарского края славились своими ремесленниками. Работали с деревом, глиной, камнем и металлом. В каждом крае были свои прославленные гончары, которые обеспечивали посудой весь народ. В кузнице работал каждый седьмой мужчина. Это самое древнее казачье искусство. Кузнецов ценили и восхваляли. Они умели изготавливать холодное оружие, домашнюю утварь, подковывать коней и многое другое.

Женским ремеслом было ткацкое производство. Девочек с детства обучали этому рукоделию.

Ткачество давало народу одежду, украшения для дома.

Выделывали полотна из конопли и овечьей шерсти. Станок, прялки были обязательными предметами в каждом доме. Женщины обязаны были уметь на них работать.

Народы Краснодарского края: быт

Семьи на Кубани были большие. Объяснялось это огромной нехваткой рабочих рук. С 18 до 38 лет каждый мужчина считался военнообязанным. Он проходил срочную 4-летнюю службу и обязан был посещать все сборы, иметь коня и полное обмундирование.

Женщины заботились о детях и стариках, занимались домашними делами. В каждой семье было больше 5 детей. В больших их количество достигало до 15. На каждого рожденного ребенка выдавали землю, что позволяло иметь хорошее хозяйство и кормить всю семью. Детей очень рано приобщали к труду. В 5-7 лет они уже помогали во всех делах, которые были им по силам.

Язык

Разговаривают в основном на смеси русского и украинского. В устной речи много заимствованных от горцев слов. Речь своеобразна и интересна. В общении используется много пословиц и поговорок.

Названия народов Краснодарского края

Эта часть России настолько многонациональна, что ее запросто можно назвать землей объединенных наций. Кого здесь только не встретишь! Благодаря этническому разнообразию культура этого края многогранна и интересна.

В Краснодарском крае живут как традиционные народы России (татары, мордва, марийцы, чуваши, осетины, черкесы, лезгины, кумыки, адыгейцы, аварцы, даргинцы, удмурты), так и представители наций других государств. Это армяне, украинцы, грузины, белорусы, казахи, греки, немцы, поляки, узбеки, молдаване, литовцы, финны, румыны, корейцы, таджики, туркмены, эстонцы.

Народы проживающие на территории Краснодарского края – касаясь расового состава народов проживающих на Кубани, следует отметить, что этносы и этнические группы Кубани (кубанское казачество, греки, адыгейцы, армяне и др.) относятся к большой европеоидной расе. Лишь в конце прошлого века в крае сформировалась корейская диаспора монголоидной принадлежности.

В ходе Всероссийской переписи населения зафиксировано 124 национальности народов проживающие на территории Краснодарского края, в том числе и необычных для Кубани: эскимосы, бенгальцы, японцы, саамы. Однако большинство из них представлены 2-3 индивидами, или несколькими десятками, рассеянными по всей Кубани и не представляющими собой этнические группы (общности).

Дадим характеристику этносам и этническим группам народов проживающих на территории Краснодарского края.

Этнографическая группа русских.

Этнографическая группа русских-это старожильческое население, сформировавшееся на протяжении 18-19 веков, население неказачьих поселений края. Относятся в основном к южной ветви большой европеоидной расы, а язык – к индоевропейской семье, к ее славянской ветви. По конфессиональной принадлежности – православные, но есть и общины старообрядцев, в том числе старообрядцев-липован.

Этнографическая группа украинцев.

Этнографическая группа украинцев. Старожильческое население, сформировавшееся на протяжении 18-19 веков, жители неказачьих украинских поселений на Кубани. Относятся к южной ветви большой европеоидной расы. Язык принадлежит к славянской ветви индоевропейской семьи языков. В религиозном отношении – православные.

Кубанское казачество.

Кубанское казачество, малая этническая группа – субэтнос, обладающий двойным самосознанием (кубанские казаки, русские/украинцы). В настоящее время – внутреннее подразделение русского этноса. В расовом отношении – европеоиды. По языку (кубанские говоры) относятся к славянской ветви индоевропейской семьи языков.

Сформировались на основе разных частей русского и украинского этносов на Кубани в период 18-19 веков.

Армянский этнос.

Армянский этнос представлен двумя субэтническими группами: амшенские армяне, старожильческая группа, переселившиеся из Турции на Кубань в 19 веке. По конфессиональной принадлежности – христиане-григориане.

И армяне-хемшилы – мусульмане-сунниты, общиныы которых появились на Кубани в послевоенные 1960-1970 годы.

Основная масса армян, выходцы из Карабаха, Еревана, других районов Армении, переселившиеся в Краснодарский край в 1980-1990 годы, этнических групп в крае не представляет, но составляет основу армянской диаспоры. В расовом отношении армяне е вропеоиды.

Греческий этнос.

Он представлен двумя субэтническими группами в Краснодарском крае.

Греки-ромеос – субэтническая группа, имеющая компактные поселения с 19 века. Православные. Говорят на одном из диалектов греческого языка, относящегося к греческой ветви индоевропейской семьи языков.

Греки- урумы – субэтническая группа, не имеющая компактных поселений, селящаяся общинами в уже существующих станицах. Выходцы из Турции, осевшие в Грузии, переселяющиеся на Кубань со второй половины 20 века и по настоящее время. Православные. Еще в Турции ради сохранения веры перешли на Турецкий язык, который относится к тюркской ветви алтайской семьи языков. По расовой принадлежности – южные европеоиды.

Курды Кубани.

Курды начавшие настойчиво просачиваться в пределы края с 1980 года, образуют две этнические группы курдского этноса; обе принадлежат к европеоидной расе, говорят на одном и том же языке, относящемся к иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Часть курдов – мусульмане-сунниты, часть – йезиды.

Цыгане Кубани.

С 19 века ведут свою историю и цыгане Кубани. Христиане-православные, но сохранившие значительный фонд своих традиционных верований. Язык относится к индоарийской ветви.

Крымские татары.

Крымские татары появились в конце 20 века. Это этносы, мигрирующие в направлении своих этнических территорий, родины (Крым и Грузия). По религии – мусульмане-сунниты. Языки относятся к тюркской ветви.

Первые айссирийцы появились в пределах Кубани 1920 годы, основав единственное компактное поселение в России (пос. Урмия).

Корейская диаспора сформировалась в Краснодарском крае в 1980-1990 годы. Монголоиды. Их язык пока еще оценивается как изолированный.

Мы в кратко сделали характеристику самых распространенных народов населяющие Кубань, но их намного больше среди них есть немцы, чехи, молдоване, болгары и др.

Ответ оставил Гость

Чехи (1 247 чел.) (5 селений на Черноморском побережье - Анапский и Туапсинский районы)ассирийцы (1 853 чел.) (В селе Урмия Курганинского района)эстонцы (1 678 чел.) (Адлеровский район г. Сочи)грузины (12 748 чел.) Проживают во многих городах краяболгары (3 696 чел.) Компактно в населенных пунктах Крымского и Анапского районовкурды (2 524 чел, сюда же - часть так называемых “азербайджанцев” и “узбеков” по переписи) Большая часть в Закубанье.турки (2 135 чел., сюда же - часть так называемых “азербайджанцев” и “узбеков” по переписи, всего около 6 000 человек)хемшилы (частично как “турки” или “турки-хемшилы” в Закубанье Апшеронский и Белореческий районы)крымские татары (17 217 чел., большинство так называемых по переписи “татар”, которых еще 17 213 человек) В Закубанье (Крымский, Анапский, Абинский районы) Краснодарский край является одним из самых полиэтнических районов России. Здесь проживают представители более 100 национальностей. Однако, этноареальный характер расселения имеют 12 групп: русские, украинцы, армяне, адыге, черкесы (кабардинцы), немцы, греки, молдаване, чехи, ассирийцы, эстонцы, грузины. Еще 5 малых этнических групп (болгары, курды, турки, хемшилы, крымские татары) живут компактно внутри сел с полиэтническим составом.По районам ареалы этих 17 относительно компактных этносов и этнических групп распределяются следующим образом:русские (4 300 451 чел. - все цифровые данные приведены на начало 90-х годов) составляют большинство во всех районах, но особенно в городах и Степном Прикубанье. Выраженную русскую этническую основу имеют только линейные казаки (Выселковский, Тихорецкий, Курганинский, Лабинский и другие районы края)украинцы (195 883 чел.) Перепись относит к ним в основном недавних выходцев из Украины, но украиноязычным является до сих пор черноморское казачество, проживающее в северо-западных и западных районах края (Абинский, Северский, Горячий Ключ, Тимашевский, Павловский и другие районы).адыге (116 234 чел.) живут в Закубанье и на Черноморском побережье (Тахтамукайский, Теучежский, Шовгеновский, Кошехабльский, Туапсинский, Красногвардейский, Лазаревский г. Сочи и другие района)черкесы (3 800 чел.) - адыге, говорящие на кабардино-черкесском языке. Живут в нескольких аулах Закубанье (Успенский район).кабардинцы компактно живут в трех аулах (Ходзь, Кошехабль, Блечепсин - все в Закубанье)армяне (182 217 чел.) Небольшими группами живут во всех районах края, компактные массивы составляют в Закубанье и на Черноморском побережье (Армавир, Новокубанский, Апшеронский, Белореченский, Майкопский, Горячий Ключ, Анапский, г. Большой Сочи)греки (29 898 чел.) Живут в Закубанье и на Черноморском побережье.немцы (31 751 чел.) (Усть-Лабинский, Тбилисский, Новокубанский, Темрюкский, Анапский районы)молдаване (7881 чел.) (2 селения в Закубанье - Крымский и Туапсинский районы)чехи (1 247 чел.) (5 селений на Черноморском побережье - Анапский и Туапсинский районы)ассирийцы (1 853 чел.) (В селе Урмия Курганинского района)эстонцы (1 678 чел.) (Адлеровский район г. Сочи)

Краснодарский край

г. Армавир

Армавирский зооветеринарный техникум

«Диалекты Кубани»

Выполнила:

студентка I курса

группы 1В1

Шилова Е.Ю.

1. Введение. Что такое диалект?

2. История кубанского диалекта.

3. Вариантность кубанского говора.

4. Фольклор Кубани.

5. Историческая родина и говоры.

6. Северо-кавказская семья языков.

7. Диалекты адыго-черкесского

8. Этническая группа черкесогаев.

9. Национальные общины.

10. Литературный язык и диалекты.

11. Заключение.

Ведение. Что такое диалект?

Слово диалект (говор), происходит от греческого языка (dialektos говор, наречие) - разновидность общенародного языка, употребляемая ограниченным числом людей, связанных территориальной (территориальный диалект), социальной (социальный диалект), профессиональной (профессиональный диалект) общностью.

Из всех национальных свойств наиболее неустойчивым следует признать разговорный язык. Стоит только известной группе оторваться от своего ядра и попасть надолго в чужую среду, как тут в ее речь сразу же станут внедряться заимствованные слова. Если в течение двух-трех поколений старый язык и не исчезнет совершенно, то, во всяком случае, он далеко уклонится от своих первоначальных форм и приобретет многие черты нового языкового окружения. В зависимости от прочих условий, сроки таких изменений бывают, различны, но всегда, как закон, большая величина передает свои свойства величине меньшей.

История Кубанского диалекта.

Самобытный кубанский диалект сложился исторически в результате смешения и взаимопроникновения русского и украинского языков, южнорусских и украинских диалектов, а также говоров постоянно прибывающих на Кубань жителей других областей России. Основное население Кубани составляют потомки казаков -переселенцев из бывшей Запорожской Сечи, с Дона, Хопра, из Екатеринослава, Харьковской, Полтавской, Воронежской, Тульской, Курской и других губерний России. На диалекты оказывало влияние городское просторечие. Южнорусский диалект на Кубани сложился в основном на востоке и на юго-востоке края. Говоры с украинской основой сформировались главным образом в черноморских станицах.


Вариантность кубанского говора.

Для кубанских говоров характера вариантность - словообразовательная, грамматическая и акцентологическая. Несмотря на локальные особенности, которые существуют на Кубани, в регионе представлены диалекты южнорусского наречия, обладающего рядом общих фонетических, лексических и прочих особенностей (к примеру, фрикативное “г”), по которым южанин безошибочно опознается в Центральной России.

Фольклор Кубани.

Не только говорят, но и поют жители Кубани по разному. Примером может служить знаменитая „Роспрягайтэ, хлопцы, конэй". В давние времена песня эта была перенесена на Кубань с Украины. Пели ее казачьи полки в русско-турецкую, русско-японскую, в первую мировую войны. Немало было сложено стихов на боевой, задиристый мотив песни и в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) И сегодня порой в одной станице поют ее люди по-разному - меняется текст, характер, мотив. Духовная культура кубанского казачества, золотой нитью в которую вплетена песня, отражала тревожный уклад жизни хранителей южных границ страны. Ежеминутная готовность отдать свою жизнь за Родину - одна из главных тем устного народного творчества кубанцев. Много песен хранит народная память, и каждая из них отражает одну из бесконечных граней мужественной жизни казачества - от морщин под иссохшими от слез глазами матерей до первой борозды на весеннем поле... В каждой станице поют эти песни на своем диалекте. Фольклор южнороссийского казачества хранит народное видение истории. До сих пор в станицах поют песни о грозном царе, жалующем гребенцов “Тереком Грынычем со притоками”, о Мишке Черкашенине – одном из первых известных по имени атаманов XVI в., о походе Ермака, о подвигах Матвея Ивановича Платова. Героем сказок стал Игнат Некрасов, наделенный всевозможными положительными и сверхъестественными качествами. Отсюда следует, что диалекты и акценты могут служить точным показателем предшествовавших влияний, пройденных народом путей, особенностей среды, из которой данная национальная группа вышла в последний раз.

Историческая родина и говоры.

Зная тонкости российских диалектов, можно определить с большой точностью, то место, из которого вышли предки каждой станицы. Казаки пришли на свои места исключительно с южных русских рубежей 16-го века. Это гарантирует уже одна их "акающая", южно-великорусская речь. Но, в частности, подробности акцентов указывают более точно, пришла ли станица из Рязанской, Курской или Черниговской области. Если, например фамилию Губарев произносят с твердым г, с ударением на у, с отчетливым окончанием ев, то я знаю, что деды этих станичников провели годы изгнания с Дона в Рязанском или Курском княжествах.
Если же ударение делается на последнем слоге, а окончание заметно переходит в «ёу» - Губарёу, то этим совершенно ясно проявляется белорусский акцент и, значит, тут выходцы, из Черниговщины, где еще и сейчас можно слышать белорусскую речь. Это потомки казаков путивльских. "По летописям и другим историческим актам встречаются разные казаки, а именно: в Крымской орде с 1474, в Волжской с 1492 и царстве Казанском с 1491, в Аккермане и Белгороде с 1515". "В 1468 г. были казаки и в Москве".
После того, как остатки татар, покинули Поле, известная часть казаков вернулась на Кубань. Переселение вначале, по-видимому, шло организованно, подвижными, полукочевыми стаями - станицами, затем - меньшими группами и. наконец, еще свыше ста лет одиночками. До тех пор, пока не прервались последние родственные связи с "родимцами", обосновавшимися неподвижно в границах Московии. Привязанные к месту служебными, семейными или имущественными обстоятельствами, эти казаки, остались, среди русских и с ними потом смешались.

Северо-кавказская семья языков.

В диалектах Кубани присутствует северо-кавказская семья языков: адыгейцы, черкесы, шапсуги, косовские адыги, черкесогаевы - горские армяне.

Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии - гениохи. По некоторым данным, досемитское население Палестины (т.н. рефаим) было адыго-абхазским. Древнейшее государство Хеттия (II тыс. до н.э.) возникло на этнооснове хаттов, проживавших на востоке Малой Азии, а затем покорённых индоевропейскими народами анатолийской группы - лувийцами, палайцами и неситами. К гениохам относились киммерийцы (меоты, таны, тавры, синды, досхи, дандарии), древнейшее население Крыма и Дона, находившееся на первобытной стадии развития. Адыго-абхазское население Черноморского побережья было оттеснено на Кубань, пришедшими на Кавказ иберийцами. Антропологически адыго-абхазские народы относятся к западнокавказскому подтипу балкано-кавказского типа европеоидной расы. Особенности: высокая переносица, прямые брови, узкое лицо, высокий рост.

Диалекты адыго - черкесского языка.

Черкесы и адыгейцы - очень близкие народы, говорящие на разных диалектах одного языка. Прямые потомки касогов, народа адыго-абхазской группы. Говорят на адыгейском языке, который распадается на несколько диалектов. В результате царских репрессий, связанных не только с обвинениями в дружбе с Турцией (как было указано в статье Георгия Апхазури "К понятию нетрадиционной агрессиии: Абхазская технология"), но и с массовым задействованием кавказцев на сельхозработах (после отмены крепостного права, многие крестьяне Кубани выкупились и уехали на север), 300 тысяч адыгов выехало в Турцию, а оттуда - в Сербию, на Косово поле, где они осели на исконно албанской земле. В настоящее время, численность - ~ 2,2 млн. человек, из них 2 млн. - в Турции и Косово.

Черкесский этнос возник вследствие смешения касогов-бесменеев с родственными им кабардинцами в 18 в. н.э. "Черкес" - это литературное наименование кавказских народов в 18 в. Это слово, по наиболее распространённой версии, происходит от тюркского слова "чер-кесмек" (разбойник). Численность черкесов - 275 тыс. человек.

С Х века н.э. на западном Кавказе господствовало христианство, которое в 18 в. сменилось суннитской ветвью ислама.

Адыго-абхазский этнос, заметно отличающийся от других народов этой же группы, ввиду своего автономного развития. Предки кабардинцев - зихи - до VI в. н.э. жили севернее Кубани, откуда были вытеснены гуннами. Кабардинцы переселились в местность Пятигорье (Беш-Тау), где потеснили потомков скифов - осетин. Сами себя кабардинцы называют также "адыгэ", однако в средние века возвышались над остальными народами, которые платили дань кабардинским князьям. Чиленность - около 1 млн. человек, причём 600 тысяч - за пределами России. В большинстве своём кабардинцы - сунниты, моздокские - православные.

Адыгейцы (самоназвание народа - адыги) - древний автохтонный народ на Северо - Западном Кавказе, больше известный в исторических анналах мира как черкесы. По языку - к северо - западнокавказской (абхазо - адыгской) группе кавказских языков. Формирование адыгского этноса на протяжении тысячелетий проходило в тесном контакте с племенами Передней Азии, греками, киммерийцами, скифами, сарматами. Основными районами расселения адыгов были северо - западные предгорья и равнины нижнего течения Кубани и восточное побережье Черного моря от устья Дона до Абхазии.

Этническая группа черкесогаев.

Черкесогаевы или горские армяне появились на Кубани в период русско-турецкой войны и присоединения Кавказа к России. Тогда граница нашего государства проходила по реке Кубань: вдоль неё строились укрепления, создавались военные поселения. Летом 1778 г. на высоком правом берегу Кубани с ротой мушкетёров Нижегородского пехотного полка и эскадроном драгун остановился фельдмаршал А.В.Суворов. Место, которое господствовало над бродами и переправами, ему понравилось, и он для укрепления новой границы приказал построить боевой редут Всесвятский. Позднее, в 1784 г., командующим Кавказской армией П.С.Потёмкиным здесь была воздвигнута крепость Прочный Окоп, а рядом с ней - солдатский городок Фортштадт. В 1793 г. с Дона в крепость были переселены казаки с семьями. Они основали на месте нынешней Старой Станицы станицу Прочноокопскую, которая впоследствии была перенесена на новое место (в 5 км от Армавира). В 1839 г. на левом берегу Кубани против крепости Прочный Окоп поселились 42 семьи черкесогаев (горских армян).

В конце XIV в. трагические события истории Армении (потеря независимости, геноцид) привели к оттоку населения в более безопасные места. Часть армян нашла убежище в Крыму. Примерно в 1475 г. по причине гонений за веру со стороны мусульман, роста непомерных налогов и смут начался процесс переселения крымских армян, первая волна беженцев была направлена в Черкесию. Горцы Западного Кавказа приняли пришельцев. Армяне-переселенцы, прожив в горах 300 лет, переняли язык, нравы, обычаи, особенности быта, весь уклад жизни адыгов, среди которых они поселились, однако сохранили своё этническое самосознание и христианскую веру - армяно-григорианскую, близкую к русскому православию. В результате взаимопроникновения двух культур сформировалась совершенно новая этническая группа черкесогаев - горских армян.

В результате распространения с конца XVIII в. среди адыгов ислама и политики религиозного насаждения для горских армян возникла угроза потери национальной религии. В конце 1836 г. черкесогаи обратились к начальнику Кубанской линии генерал-майору барону Г.Ф. фон Зассу с просьбой "принять их под покровительство России и дать им средства поселиться вблизи русских". Генерал-майор "исходатайствовал" им разрешение переселиться из горных районов Черкесии в пограничные районы Российской империи под защиту русской армии и возглавил вывод черкесогаев с гор Северного Кавказа. Под руководством российского генерала Г.Ф. фон Засс на левом берегу Кубани, против станицы Прочноокопской, в 1837 г. возникает небольшой аул горских армян. В 1839 г. поселение черкесогаев переместилось ближе к устью р. Уруп под прикрытие пушек крепости Прочный Окоп. Этот год считается официальной датой рождения Армавира, носившего первоначальное название - Армянский аул. Жизнь черкесогаев на новом месте протекала по тем же законам родового быта, которого они придерживались в горах.

Национальные общины.

Хотя большинство жителей Кубани составляли русские, но было много самобытных национальных общин, каждая из которых имела своё лицо и свои диалекты. На Кубани проживали армяне, немцы, поляки, французы, евреи, греки, ассирийцы, персы, австрийцы, грузины, туркмены, татары, итальянцы.


Литературный язык и диалекты.

Литературный язык и диалекты постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. Воздействие литературного языка на говоры, конечно, сильнее, чем говоров на литературный язык. Его влияние распространяется через школьное обучение, телевидение, радио. Постепенно говоры разрушаются, утрачивают свои характерные черты. Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной деревни. Вот почему так важно как можно полнее и подробнее записать живой язык деревни.
В нашей стране долгое время господствовало пренебрежительное отношение к местным говорам как к явлению, с которым необходимо бороться. Но так было не всегда. На середину XIX в. в России приходится пик общественного интереса к народной речи. В это время вышли в свет «Опыт областного великорусского словаря» (1852 г.), где впервые были специально собраны диалектные слова, и «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля в 4 томах (1863–1866 гг.), также включающий большое число диалектных слов. Материалы для этих словарей активно помогали собирать любители российской словесности. Журналы, губернские ведомости того времени из номера в номер публиковали различного рода этнографические зарисовки, диалектные описания, словарики местных речений.
Противоположное отношение к говорам наблюдается в 30-е гг. нашего века. В эпоху ломки деревни – период коллективизации – провозглашалось уничтожение старых способов ведения хозяйства, семейного уклада, культуры крестьянства, т. е. всех проявлений материальной и духовной жизни деревни. В обществе распространилось отрицательное отношение к говорам. Для самих крестьян деревня превратилась в место, откуда надо было бежать, чтобы спастись, забыть все, что с ней связано, в том числе и язык. Целое поколение сельских жителей, сознательно отказавшись от своего языка, в то же время не сумело воспринять новую для них языковую систему – литературный язык – и овладеть ею. Все это привело к падению языковой культуры в обществе.
Уважительное и бережное отношение к диалектам свойственно многим народам. Для нас интересен и поучителен опыт стран Западной Европы: Австрии, Германии, Швейцарии, Франции. Например, в школах ряда французских провинций введен факультатив по родному диалекту, отметка за который ставится в аттестат. В Германии и Швейцарии вообще принято литературно-диалектное двуязычие и постоянное общение на диалекте в семье. В России начала XIX в. образованные люди, приезжая из деревни в столицу, говорили на литературном языке, а дома, в своих поместьях, общаясь с соседями и крестьянами, нередко пользовались местным диалектом.

Заключение.

Диалектология самым тесным образом связана с историей, археологией, этнографией, поскольку она неотторжима от жизни народа.
Человек не должен стыдиться языка своей «малой родины», забывать его, изгонять из своей жизни, потому что диалект с точки зрения истории языка и народа, с точки зрения культуры имеет большое значение для потомков.

Список использованной литературы:

1. Словарь Даля В.И.

2. Атлас «Язык русской деревни»

3. Народ и политика. М.Савва

4. www.RANDEVU.nm.ru

5. www.armavir.info


Краеведческого музея) и изданной в 1917 г. в Армавире книге "Виктор Игнатьевич Лунин. Общественный и политический деятель", В течение трех весенних месяцев 1912 г. жил в Сочи классик эстонской литературы А.Х. Таммсааре (1878-1940 гг.), прибывший в приморский город для лечения. После этого он переехал в село Эстосадок, где поселился в одном доме с известным исполнителем хоровых песен М. Хармой. ...

Их структурных элементов в сравнении с заговорами, записанными на различных территориях России и Украины. 5. Разработать тематическую классификацию кубанских заговоров. 6. Установить особенности структурной организации концептуального пространства кубанских заговоров и реализации в нем языковой личности как центра общей картины мира. Методологической базой исследования стали достижения в области...

Головы и других частей тела. Общение между ними сводилось до минимума. Подобным же образом в отношении зятя вела себя и теща. 5. Застольный этикет и традиционная пища народов Северного Кавказа (ногайцы) Застольного этикета ногайцев. Рассаживание членов семьи во время застолья происходило строго по правилам этикета. Согласно этикетной проксемике во время семейной трапезы почетное место – ...

Банальной лексике при положительной валентности (способности сочетаться/положительно воспринимать) со стороны реципиентов» . Говоря об общих особенностях молодежного сленга (1.2.2), мы упомянули о том влиянии, какое оказывает на современный немецкий язык и особенно на речь молодежи англоязычная ПК продукция и развитие web-коммуникаций. В той же мере на молодежный язык влияет и...

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png