Над написанием романа «Три товарища» Ремарк трудился четыре года и завершил его в 1936 году. Поначалу это было небольшое произведение под названием «Пат», которое спустя время трансформировалось в полноценную книгу о любви, декорацией к которой послужила послевоенная Германия.

Для читательского дневника и для подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Три товарища» по главам, а также пройти тест для проверки полученных знаний.

Главные герои

Роберт Локамп (Робби) – тридцатилетний мужчина, участник Первой мировой войны, лучший друг Отто и Готтфрида, влюбленный в Патрицию.

Отто Кестер – владелец автомастерской, во время войны был летчиком, страстный автогонщик-любитель, боксер.

Готтфрид Ленц – фронтовой товарищ Роберта и Отто, их ровесник, легкий и позитивный, любитель путешествовать.

Патриция Хольман (Пат) – возлюбленная Роберта.

Другие персонажи

Альфонс – владелец пивной, славный малый, добрый друг Ленца.

Профессор Жаффе – лечащий врач Патриции Хольман.

Фрау Залевски – владелица пансиона, в котором снимает жилье Роберт.

Матильда Штосс – уборщица в автомастерской Отто, большая любительница выпить.

Глава I

Утром в автомастерской Роберт Локамп застает пятидесятилетнюю уборщицу Матильду Штосс в пьяном виде. « Водка была для нее что сало для крысы » и она, не раздумывая выпила бутылку дорогого хозяйского коньяка. Однако мужчина не отчитывает ее, а, напротив, предлагает выпить « выдержанный, старый, ямайский » ром в честь своего тридцатого дня рождения.

Перед глазами Роберта проходит вся его жизнь. В 1916 году он становится новобранцем, а год спустя – участником военных сражений и свидетелем гибели приятелей. По возвращении в родную Германию его ждет революция, голод, инфляция. Роберт старается не думать о прошлом, которое неизменно « таращило мертвые глаза ».

Робби молод, силен, и работает в автомастерской со своими товарищами по школе, а затем и по фронту – Готтфридом Ленцом и Отто Кестером. После рабочего дня они садятся в обшарпанную машину по прозвищу «Карл», в которой Отто отреставрировал все «внутренности» и вставил мощный двигатель, и едут ужинать.

По дороге друзья соревнуются в скорости с надменным водителем новенького бьюика и, конечно же, побеждают. В кафе они ближе знакомятся со своим противником и его очаровательной спутницей по имени Патриция Хольман. Компания вместе празднует день рожденье Роберта, и тот напоследок берет номер телефона у Патриции.

Главы II-IV

Уже третий год Роберт Локамп снимает меблированную комнату в пансионате фрау Залевски. Его соседями являются вечно скандалящие друг с другом супруги Хассе, разорившийся русский граф Орлов, секретарша Эрна Бениг, студент второго курса Георг Блок и многие другие, которых безденежье привело в этот Богом забытый пансионат.

Роберт приглашает Патрицию на свидание, но при виде нее понимает, что у них « не может быть ничего общего ». Поначалу молодые люди чувствуют некоторую скованность, но после большого количества выпивки у них завязывается легкий и непринужденный разговор.

На следующий день Роберт, как обычно, заходит в кафе «Интернациональ», где раньше по вечерам подрабатывал тапером. Там он попадает на большое пиршество – проститутка Лилли в окружении своих товарок отмечает предстоящее замужество. Однако Робби никак не может расслабиться – он переживает из-за того, что своим пьянством произвел дурное впечатление на Пат.

Герой отправляет в мастерскую, где застает своих друзей. Они предлагают Робби выпить вместе с ними, но тот отказывается, поскольку « проклятое пьянство » больше не доставляет ему удовольствия.

Он спрашивает совета у Ленца, как у большого знатока в любовных делах – всегда ли влюбленные люди « ведут себя по-дурацки ». На что приятель успокаивает его тем, что « никогда не покажется женщине смешным тот, кто что-нибудь делает ради нее ». На следующее утро Локамп отправляет Патриции букет роз.

Главы V-IX

Друзья реставрируют кадиллак, и пытаются продать его подороже. Вскоре появляется потенциальный покупатель – владелец трикотажной фабрики Блюменталь – « чертовски твердый орешек ». Готтфрид решает помочь Робби продать дорогой автомобиль и, переодевшись франтом, выказывает свою заинтересованность. Однако он явно просчитался, и тем самым « спугнул миллиардера ».

Поскольку на « вечер была назначена встреча у Готтфрида », Робби отправляется к приятелю, где проводит время в компании Тео Браумюллера – старинного приятеля Кестера и такого же любителя автогонок, и Фердинанда Грау – философа и художника, рисующего портреты с фотографий уже умерших людей.

На свидание с Патрицией Роберт берет из автомастерской кадиллак и предлагает провести в самом лучшем ресторане, который он только знал. Однако девушка отказывается, поскольку там « всегда скучная и чопорная публика ». Тогда Робби предлагает отправиться в пивную к Альфонсу – его хорошему приятелю.

Наблюдая за своей спутницей, Роберт отмечает, что ему очень по душе ее « простая и непринужденная манера держаться ». После пивной они медленно еду по вечернему городу, и Роберт предлагает Пат научить ее водить автомобиль. Благодаря урокам вождения вскоре они « чувствовали такую близость, будто рассказали друг другу историю всей своей жизни ».

Неожиданно Пат и Робби встречают Ленца, который предлагает всем вместе отправиться в луна-парк. Друзья разоряют владельца аттракциона по набрасыванию колец, забрав абсолютно все призы.

Спустя два дня господин изъявляет желание совершить пробную поездку на кадиллаке, и Локампу удается такой мертвой хваткой вцепиться в крупного дельца, что тот, в итоге, приобретает роскошный автомобиль.

Патриция болеет целую неделю, и все это время Роберт не видел ее. Как только девушка пошла на поправку, он приглашает ее к себе в гости. Чтобы произвести впечатление, он одалживает у хозяйки и других постояльцев лучшую мебель и предметы декора.

При встрече с Пат Роберт узнает, что на этот вечер у нее запланирован деловой ужин с Биндингом, и их свидание отменяется. Впрочем, они могут немного погулять по городу вместе. У Локампа портится настроение, он чувствует « усталость и пустоту ».

Во время прогулки Роберт, желая досадить Пат, здоровается со всеми знакомыми проститутками. Он уверен, что девушка будет оскорблена, но в ответ она лишь « сердечно и беззаботно » смеется, называет Робби ребенком и целует на прощанье. Домой Локамп возвращается в приподнятом настроении.

Главы IX-XIV

В воскресенье Отто, всю неделю посвятивший тренировкам, выигрывает гонки на своем молниеносном «Карле». Поболеть за него Роберт приходит вместе с Пат, которая знакомится со всеми его друзьями. Веселая компания отправляется в пивную к Альфонсу, чтобы отметить победу. За ужином Патриция пользуется « слишком большим успехом », очаровав друзей Робби.

Пат и Робби гуляют по ночному городу, а ночь проводят вместе.

В мастерской дела идут неважно, и Роберт с Отто отправляются на аукцион, где приобретают подержанное такси. Они планируют таксовать по очереди, чтобы как-то продержаться на плаву.

Роберт отправляется в гости к Пат, поскольку хочет « знать о ней больше, знать, как она живет ». Видя изысканную обстановку жилища Пат, Робби с грустью осознает, что они находятся « на различных общественных ступенях ».

Патриция рассказывает, что после смерти матери она год была прикована к постели из-за болезни, благодаря которой научилась любить жизнь и находить радость в мелочах. После тяжелой утраты и продолжительного недуга ей хочется « жить легко и радостно, ничем не связывать себя » и делать, что душе угодно.

« До получения настоящих заказов » друзья решают по очереди ездить на такси. Жребий выпадает Роберту, и он отправляется на стоянку возле гостиницы. Здесь он вступает в драку с Густавом за право развозить пассажиров. Ему удается одолеть противника, и он завязывает приятельские отношения с другими таксистами.

Вечером друзья встречаются за ужином, и принимаются философствовать о жизни. Робби провожает Пат домой, и девушка с грустью признает, что она «половинка и не целое. Так… фрагмент …», на что Роберт возражает – « Таких женщин любят вечно!».

На рассвете Локамп встречает Лизу – молодую проститутку, к которой раньше испытывал нежные чувства. Пообщавшись с Робертом, она быстро понимает, что он влюблен в другую женщину.

Фрау Залевски признается Локампу, что тот может открыто приводить к себе Пат. Ей понравилась девушка, однако она считает, что « это женщина для человека с хорошим, прочным положением », а не для такого гуляки как Робби.

Вечером Локамп отправляется с Пат в театр, в котором он чувствует себя неловко. Концерты, выставки, театры, книги – он уже « почти утратил вкус ко всем этим буржуазным привычкам ». Неожиданно влюбленные сталкиваются с былыми друзьями Пат, утонченными и богатыми людьми. Один из них, господин Бройер, давно безответно влюблен в Пат. Роберт чувствует себя не в своей тарелке в столь изысканном обществе, и с горя напивается. Ночь напролет он гуляет по трактирам и кабакам, а утром, вернувшись домой, на лестнице застает Патрицию. Они мирятся и договариваются больше не встречаться в копании, поскольку « настоящая любовь не терпит посторонних ».

Друзьям удается провернуть выгодную сделку – выкупить только что проданный кадиллак у Блюменталя и перепродать его булочнику, который после смерти жены связался с наглой меркантильной девицей.

Главы XV-XVIII

Благодаря удачной сделке Роберт получает возможность на две недели отправиться с Пат к морю. Они снимают комнату в маленькой уютной вилле и устремляются к пляжу. Во время отдыха Робби не раз замечал в Пат, « как буйная жизнерадостность мгновенно и резко сменялась в ней глубокой усталостью ». Несмотря на кажущуюся силу и здоровье, у нее « не было никакого запаса сил ».

После продолжительного купания в холодной воде у Патриции открывается кровотечение. Она « дышала часто, в глазах было нечеловеческое страдание, она задыхалась и кашляла, истекая кровью ».

Роберт звонит Кестеру, чтобы тот как можно скорее разыскал лечащего врача Пат, профессора Феликса Жаффе. На своем верном «Карле» Отто удается вовремя привезти медика к больной девушке, и тот оказывает необходимую помощь.

Спустя две недели Пат поправляется настолько, что может выдержать дорогу обратно. В честь возращения домой молодые люди отправляются к Альфонсу, где едят раков.

Узнав, что в пансионате освобождается большая комната с балконом, он предлагает Пат переехать к нему. Девушка не уверена что это хорошая идея – быть все время вместе, но Робби признается « что в последние недели понял, как чудесно быть все время неразлучными » и более не хочет коротких свиданий с ней.

Локамп, к тому времени подружившийся с таксистом Густавом, интересуется, « чем можно занять женщину, когда она подолгу сидит одна ». Мужчина отвечает, что это очень просто – « нужен ребенок или собака ». Густав помогает Роберту выбрать для возлюбленной породистого щенка ирландского терьера.

Вечером того же дня доктор Жаффе рассказывает Локампу, что болезнь Пат чрезвычайно серьезна – у нее поражены оба легких, и она нуждается в санаторном лечении. Доктор успокаивает Роберта тем, что « жизнь - очень странная штука », и « смертельно больной человек может пережить здорового ».

Главы XIX-XXIII

Во время очередного испытания «Карла» друзья становятся свидетелями страшной аварии. Они отвозят в больницу пострадавших, и получают от них заказ на ремонт поврежденного автомобиля. С большим трудом приятелям удается отбить выгодный заказ у братьев Фогт – их главных конкурентов.

В середине октября доктор Жаффе вызывает к себе Локампа и сообщает, что Пат нужно срочно отправить в санаторий, поскольку в холодную сырую погоду « она все время в опасности ». Профессор поясняет, что « что в горах она хорошо перенесет зиму », и весной сможет вернуться домой.

В тот же вечер, после прощального ужина с друзьями, влюбленные покидают город.

Спустя неделю Роберт возвращается домой. В мастерской он узнает, что автомобиль, который они с таким трудом отвоевали на дороге, не застрахован, а его хозяин – банкрот. Дела у друзей идут из рук вон плохо. Чтобы как-то свести концы с концами, Роберт вновь устраивается тапером в «Интернациональ». Рождество он встречает там же, в компании верных друзей, местных проституток и скотопромышленников.

Главы XXIV-XXVIII

Январь нового года город встречает многочисленными митингами. Люди, изможденные безденежьем, несут « транспаранты с требованиями работы и хлеба ». В столкновении между бастующими и полицией оказываются раненые.

Отто и Роберт отправляются на поиски Ленца, который пропадает на политических собраниях. Им удается найти его в пивной и вытащить из самой гущи дерущейся толпы. Неожиданно из подворотни появляются четверо парней и в упор расстреливают Ленца.

Быстро оценив ситуацию, Отто уложил Ленца в свой автомобиль и « пустился во весь опор к ближайшему пункту скорой помощи ». При осмотре доктор находит « маленькое темное отверстие около сердца », и сообщает, что молодой человек умер почти мгновенно. Полиции друзья говорят, что не разглядели лиц преступников – они хотят сами их найти и отомстить за смерть друга.

В феврале Отто продает автомастерскую, а также все оборудование и такси. Он планирует весной устроиться « гонщиком в небольшой автомобильной фирме », а Роберт подрабатывает по вечерам в «Интернациональ», безуспешно пытаясь найти дневную работу.

Случайно зайдя в придорожный трактир, Роберт обнаруживает там убийцу Ленца. Отто порывается сразу же убить его, но Робби отговаривает от поспешных действий. Вечером он отправляется в пивную к Альфонсу и находит его с рваной раной на бедре. Локамп выясняет, что за Ленца уже отомстил Альфонс, который раньше их выследил подонка.

Вечером Роберт получает телеграмму от Пат, в которой « было только три слова: “Робби, приезжай скорее…” ». Чтобы не терять драгоценного времени, Отто предлагает другу добраться до санатория на его автомобиле.

При встрече друзья понимают, что Патриции не стало лучше. Осознает это и сама девушка. Она мечтает только об одном – почувствовать себя немного счастливой в отведенное ей время.

Чтобы у Роберта была возможность жить рядом с Патрицией, Отто продает «« Карла», о котором он говорил, что охотнее потеряет руку, чем эту машину » и присылает другу необходимую сумму.

Пат сожалеет, что у них нет с Робертом не ребенка, чтобы можно было « хоть что-нибудь после себя оставить ». Она признается, что была с ним по-настоящему счастлива, « только недолго, слишком недолго ».

Состояние Патриции резко ухудшается, Робби не отходит от нее ни на шаг. Умирает Пат « в последний час ночи, еще до того, как начался рассвет ».

Заключение

В своем произведении Ремарк высвечивает проблематику «потерянного поколения» – молодых людей, столкнувшихся с ужасами войны в очень юном возрасте. Они совсем по-иному смотрят на жизнь, дружат, любят. Именно такими людьми и представлены главные герои романа.

После ознакомления с кратким пересказом «Трех товарищей» рекомендуем прочесть роман Э. М. Ремарка в полном варианте.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 80.

К работе над романом «Три товарища» Ремарк приступил в 1932-м году. Спустя четыре года произведение увидело свет в датском издательстве Gyldendal. Книга о дружбе трёх фронтовых друзей впервые была переведена на русский язык в 1958 году. В настоящее время роман «Три товарища» считается классикой немецкой и мировой литературы. По нему снимаются фильмы, ставятся спектакли.

Художественная проблематика романа связана с темой «потерянного поколения» - молодых людей, попавших на фронт Первой Мировой войны в очень юном возрасте, от 14 до 18 лет. Время действия «Трёх товарищей» - конец 20-х годов XX века, предположительно 1928-й год. Место действия – послевоенная Германия, предположительно – Берлин. На немецкую столицу указывают упоминания в произведении берлинских зданий и особый столичный диалект, содержащийся в оригинальном, немецкоязычном тексте.

Главные герои романа – Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц – связаны друг с другом тесными узами дружбы. Они вместе воевали в Первую Мировую: теряли боевых товарищей, пытались преодолеть ужасы войны и выжить. «Мирное» (голодное и безработное) время ещё больше сплотило трёх друзей: корпя над ремонтом автомобилей в мастерской днём и выпивая ночью, герои стремятся не столько забыть своё прошлое или устроиться в настоящем, сколько просто жить, поскольку жизнь – единственная ценность, которую имеет смысл сохранять что в военных, что в мирных условиях.

Повествование в «Трёх товарищах» ведётся от лица тридцатилетнего механика и пианиста Роберта Локампа. С ним же связана любовная линия романа. Со своей возлюбленной – девушкой из высшего общества, смертельно больной туберкулёзом Патрицией Хольман – Роберт знакомится в День своего Рождения, на дороге. Время и место встречи героев – глубоко символично: оно предопределяет развитие их взаимоотношений во времени (Роберт и Пат знакомятся до того, как перед автомастерской расцветает старая слива, то есть, где-то в конце зимы – начале весны, проводят вместе год и вынужденно расстаются со смертью Патриции следующей весной) и пространстве (дорога в «Трёх товарищах» - это не только символический образ жизни, на которой возможно всё (новые встречи и знакомства, попытки утвердить своё превосходство, естественные трудности и препятствия, аварии и драки), но и самое обычное асфальтовое полотно, по которому несётся гоночный автомобиль Кестера – «Карл»).

История любви Роберта Локампа и Патриции Хольман начинается так же, как у всех послевоенных пар – с телефонных звонков и нескольких свиданий, развивается – в рамках уличных прогулок и автомобильных поездок, посещений кафе, театров и автогонок, совместных ночей, проведённых в пансионной комнате Роберта, и резко меняется с первого совместного отпуска героев, во время которого у Патриции открывается лёгочное кровотечение.

Первая половина романа для Локампа проходит под знаком лёгкой, счастливой, ни к чему не обязывающей влюблённости; вторая – становится настоящим откровением: герой понимает, что в Патриции сосредоточена вся его жизнь. Если раньше ему всё было безразлично и он жил по принципу «живи, пока жив», то сейчас Роберт хочет жить ради любимой – не ввязываться в драки, чтобы сохранить здоровье, и много работать, чтобы было, чем оплатить санаторное лечение Пат.

Боевые товарищи Роберта не бросают его в трудную минуту. Они готовы помочь ему всем, что у них есть: компанией, чтобы прогнать от влюблённых грустные мысли о смерти; временем - например, по просьбе Роберта Кестер не просто разыскивает лечащего врача Патриции, Феликса Жаффе, но и привозит его на море в рекордно короткие сроки; деньгами – Кестер продаёт своего «Карла» для того, чтобы Роберт и Патриция могли провести последние месяцы жизни девушки вместе.

Патриция Хольман в «Трёх товарищах» становится равноправным другом Локампа, Кестера и Ленца. Роберт не случайно называет девушку «дружище», как только понимает, что любит её: дружба для героя – гораздо более привычная и стабильная субстанция, нежели любовь. Чувственная страсть делает Роберта счастливым, товарищеские узы – наполняют его жизнь смыслом.

Дружба для героев романа – важнее личных устремлений, желаний и жизни. Отто Кестер, не раздумывая врёт полиции о том, что не видел, кто убил его товарища – Готтфрида Ленца, и Роберт с полувзгляда понимает его намёк, и подыгрывает ему в этой версии. Правосудие для прошедших войну героев начинается там, где заканчивается жизнь их друга: предать убийцу в руки полиции – всё равно, что оставить его жить – вещь невозможная. Отто методично, день за днём, выслеживает убийцу на улицах Берлина. Роберта он «бережёт» для Патриции. Отто же от убийства спасает общий друг героев – Альфонс – владелец бара, в котором они часто проводят время. У Роберта есть Пат (он должен жить для неё), у Отто есть Роберт, у Альфонса нет ничего, кроме чувства товарищества и желания восстановить справедливость.

Жизнь в послевоенной Германии можно было бы назвать ещё одной темой «Трёх товарищей» , если бы бытовые трудности, описываемые Ремарком, не заслонялись Жизнью и Смертью, как таковыми. На фоне уходящей в небытие Патриции ни материальные проблемы (отсутствие работы, продажа Кестером автомастерской и т.п.), ни морально-этические недостатки окружающих людей, стремящихся к лёгкой, обеспеченной жизни (новая жена булочника), быстро забывающих умерших (клиенты Фердинанда Грау), продающих своё тело ради грошового заработка (проститутки из «Интернационаля»), не выглядит чем-то ужасным. Всё это существует и будет существовать ещё очень долго после смерти Патриции, у которой не будет больше ничего – ни мыслей о том, на что жить, ни возможности что-то исправить.

Болезнь девушки, вызванная голодным военным временем, - это болезнь всего общества , медленно идущего к духовной смерти. Внешне здоровая и внутренне угасающая Патриция Хольман чем-то похожа на Германию, силы которой были истощены Первой Мировой войной, а будущее стало погружаться в антиправительственные митинги и зарождающиеся на фоне экономического кризиса и безработицы фашистские настроения.

Патриция уходит из земной жизни, наполненная любовью. Она жалеет только о разлуке с Робертом. Всё остальное девушка считает удавшимся: она понимает, что лучше хотеть жить, умирая, нежели стремиться к смерти, ненавидя жизнь. Жизнеутверждающее начало скрашивает последние страницы романа, пронизанные страданием Патриции и горьким одиночеством Роберта.

Это первая книга, где проституток считают за людей, показывают, что у них тоже есть проблемы, заботы.

Они тоже нервничают, боятся, переживают, живут. В чем-то им больше повезло, в чем-то меньше.

Работа не самая приятная и классная.

Она похожа на работу водителя в автобусе, тоже нужно находить компромисс с людьми и обслуживать их, не нахамить, не побить, а культурно и доходчиво объяснить что-то.

Проститутка конечно не водитель, но тоже работает с клиентами, хоть и обслуживает их в другом плане, но работа есть работа.

В книге автор часто описывает природу, но на мой взгляд, уделять ей настолько много времени не стоит.

Лучше рассказать что-то другое, более интересное .

Например, переживания, взаимоотношения, взгляды людей на жизнь того времени.

Очень классно описываются те ожидания прибытия письма к адресату. Сегодня такого нельзя увидеть.

Теперь достал мобильный телефон и доставай другого абонента хоть по каждые 5 мин. названивая.

Что я не единожды замечаю, чуть ли не в каждой книге, фильме, сериале показывается или описывается, как главный герой (герои) бухают разные крепкие напитки по отдельности или смешивая их походу.

Это какой-то бич современности и вообще болезнь человека.

Пить по праздникам это ясно и немного, но просто так бухать, чтобы забыться и забыть проблемы?

Я вас умоляю, это же смешно! Как будто после опьянения все проблемы решатся и все будет ок?

Что носили в карманах в 20 веке:

Монеты, перочинный ножик, ключи, сигареты…

А что в наши дни? Мобильный телефон (вещь первой необходимости), ключи и деньги.

Персонажи книги “Три товарища”

Робби Локамп главный персонаж книги.

Немного неуверенный в себе мужчина, он хочет взять некоторые черты от успешных или влиятельных людей, которых иногда видит.

Встречая фронляйн Хольман он не верит, что удача улыбается ему и судьба благоволит и такая красивая женщина может его любить.

Это показывает низкую самооценку Робби.

Он не знает психологии и не представляет, как видят женщины этот мир.

Как они выбирают себе партнера для проживания и отношений.

В тоже время Робби честный, преданный друг, товарищ для своих друзей и девушки Пат.

Готтфрид Ленц – любимец женщин, отличный психолог и любитель
выпить, как и вся компания друзей.

Он всегда смотрит на Робби, как на ребенка, который не знает, что ему делать и как себя вести в отношениях с женщиной.

Умеет пошутить, подколоть и дать нужный совет в подходящее время.

Патриция Хольман – девушка Роберта Локампа. Она ощущает новизну, ищет стабильности, любви и понимания от своего мужчины.

И Пат находит все это в Робби. Фронляйн Хольман умеет красиво одеваться, у нее есть связи и богатые друзья, но это все ей не интересно, ведь у нее есть Робби.

Пат красива и умна, но узнав её лучше Робби узнает, что она смертельно больна и не сможет поправиться.

Но господин Локамп свято верит в то, что Пат будет здорова, и нарожает ему детей. Ведь все люди хотят верить в хорошее будущее, как без него можно прожить.

Отто Кестер – был военным летчиком, он автогонщик-любитель, многократно выигрывал гонки на своем автомобиле “Карл”. Точнее авто “Карл” общее всех трех товарищей. Также Отто занимался боксом.

Конец книги “Три товарища” какой-то незаконченный, Пат умерла, Робби пока ещё в больнице в горах, а что дальше?

Книга вообщем интересна, особенно история трех товарищах, их дружба, общение, жизнь, отношения, приключения и гонки на любимом авто “Карле”, но слишком уж большой упор сделан на теме сухот, что мне лично не понравилось.

Ремарк... Писатель, которому хочется поклониться в пояс и сказать «Спасибо вам, что вы были».

Написал десять романов и одну пьесу. И ещё два, которые ему приписывают нынче, утверждая, что это ранний Ремарк. И которые, судя по всему, ничего общего с ним не имеют.

«Три товарища», по-видимому, самый известный и самый сильный роман Ремарка. В нём сошлись вместе его любимые темы, которые потом перекочевали и в другие романы. И в нём автор, видимо, достиг вершины мастерства. Ниже он не спускался, но, по моему мнению, и выше подняться не удалось. Возможно, потому, что выше - некуда. Последующие восемь выдержаны на уровне «Трёх товарищей», но ни один не превосходит его.

Мужская дружба

Автогонки

Туберкулёз

Обречённая любовь

Каждая из этих тем потом у Ремарка неоднократно встречалась. Но в «Трёх товарищах» - по сути, квинтэссенция их, каждой из них.

Пронзительный, до нутра достающий роман о потерянном поколении. Герои больше, чем друзья, больше, чем братья, и уж, конечно, больше, чем товарищи, как называет их автор. Они фактически живут ради друг друга, и поддерживают друг друга, и живы лишь благодаря этому.

Железный Отто Кестер, выдумщик и романтик Готтфрид Ленц, и очень стандартный, очень невыдающийся, очень теряющийся в тени своих друзей и во многом поэтому наиболее близкий читателю главгер Роберт Локамп.

«Пока мы живы, мы вытянем. Так было всегда. Пока жив Кестер, я не могу умереть. А пока живы мы оба, не умрет Пат». - так говорит Роберт.

Спойлер (раскрытие сюжета)

Три товарища не выстояли - жизнь расправилась с ними. Отто Кестер не сумел даже отомстить за смерть Готтфрида, а Роберт не сумел

удержать любовь - Пат умерла у него на руках.

Страшный, насквозь простреливающий финал. И, тем не менее, роман остаётся оптимистическим - и одним из лучших романов прошлого века.

С моей точки зрения - самым лучшим.

Оценка: 10

Это единственная книга, в которой, как я считаю, идеально все. Это, наверное, несколько громко сказано, поскольку я не читал оригинала, а довольствовался переводом, но суть не в отдельных словах. Я говорю о каждой написанной детали, о каждой мысли, о каждом действии героев. Настроение того или иного момента передает цвет неба, звук мотора, запах, звук скрипящей половицы... Любое движение, любой порыв главных героев вызывает у меня чувство... абсолютной правильности написанного, что-ли. Бывало у Вас такое, что читаешь произведение, и вроде интересно, но вот что-то не то: здесь слишком долго, здесь бы поподробнее, а здесь бы по-другому написать?.. В «Трех товарищах» напрочь отсутствует это чувство. Каждое событие именно там, где надо. Каждая мысль отражает суть происходящего. Каждая тревога героев абсолютно обоснована.

Это роман о любви, но здесь нет розовых соплей.

Это роман о дружбе, но здесь нет бездумного самопожертвования.

Это роман о многих людях, но здесь нет толпы.

Это единственное произведение, после прочтения которого эмоции снова затрагивают те самые струны моей души даже через несколько лет после того, как я перевернул последнюю страницу.

И сейчас, когда я вспоминаю «Три товарища», я снова вижу небо желтого цвета, слышу звук мотора и чувствую руль у себя в руках; вижу улыбку Готтфрида, чувствую руку Отто, кладущего ее мне на плечо в знак поддержки и слышу стук своего сердца, потому что рядом со мной сидит моя Пат.

Оценка: 10

С этой книги нужно было бы начинать знакомство с автором, настолько она хороша, но я почему-то упорно задвигала ее на потом. С другой стороны..может, и хорошо, что не начала с нее? Я просто не верю, что можно написать что-то лучшее, а потому остальное творчество Ремарка как бы не поблекло бы на фоне..

Поначалу довольно таки приятная история, легко читающаяся. Но чего-то глубокого я не находила и задавалась вопросом, почему же, собственно, так нахваливают эту книгу?

Но подспудно зрело что-то темное, счастье казалось мимолетным – лишь отсрочкой перед бедою. И да, потом беды сыпятся одна за другою.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Сначала смерть Ленца: для меня очень неожиданная в тот конкретный момент повествования. Тем большее спасибо автору, ведь так оно и есть: вот есть человек и вот – миг! – и нет человека.

И понимаешь вроде, и не верится. Последующее повествование уже пронизано горечью; по сюжету книги зима, время летаргических снов и смерти. Уже знаешь, что будет дальше, как знают это Роберт, Отто и Пат, но легче от этого? Ни в коем разе. На последних страницах я плакала: переизбыток чувств.

Хочу отметить, что ТТ – роман удивительно «наполненный». Об эмоциональной окраске я говорила выше. Теперь говорю о наполненности событиями, во-первых, - самыми-самыми разными, но читать совершенно не скучно, всегда интересно. Нет ничего лишнего и едва ли что-то упущено. Во-вторых, сколько людских судеб (и людских трагедий) вмещает эта книга! Семейная пара Хассе – судьба именно пары, но и отдельно судьба герра и фрау. Безработный студентик Георг (и целые толпы безработных по всему городу, да и по всей стране, надо полагать). Вечно пьющий за жизнь Валентин. Быть может, не совсем зачерствевший булочник. Влюбленная проститутка, вяжущая свитерок дочке. Даже упомянутый лишь вскользь священник. Да много еще кто, бессмысленно перечислять здесь всех.

Три товарища – кто они? Мне представляется, не только трое фронтовых друзей Роберт, Отто и Готтфрид.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Но и три потерянных товарища: застреленный Ленц, проданный «Карл» и умершая Пат. Но и оставшиеся Роберт, Отто и пёс Билли.

«Три товарища» - это роман о настоящих чувствах, будь то любовь, дружба или что-то еще – главное, чтобы не наполовину, чтобы по-настоящему! – о том, что ценно для человека в его жизни. И потому, несмотря на всю горечь, для меня это роман жизнеутверждающий, светлый, пусть и сквозь слезы.

Чего греха таить, иной раз читатель закрывает глаза на мелкие недочетики, если книга понравилась. Но здесь.. я правда не могу назвать ни одного минуса. Настолько безупречный роман с точки зрения формы.

Я не знаю, сколько я буду отходить от ТТ. Финал вывернул меня наизнанку. И, следуя за рецензентом MikeGel, я кланяюсь автору и говорю: «Спасибо Вам, что Вы были!»

Оценка: 10

О чем можно написать, прочитав книгу, подобную «Трем товарищам» Ремарка? Не думаю, что можно найти такие слова, которые в полной мере описали бы погружение в мир глубочайшей тоски по будущему, которому не суждено наступить, печали по ушедшему прошлому, которое сложилось именно так, а не иначе, и недоверия к настоящему, которое ничего не обещает, а только отнимает последнее, что есть у человека – дружбу, любовь, веру в справедливость…

В послесловии И.Киреевой к изданию 1990-го года я увидела фразу: «Несмотря на трагический финал, «Три товарища» несут в себе и жизнеутверждающее начало. Роман близок нам своей поэтизацией общечеловеческих ценностей – дружбы, товарищества, любви, радости от общения с природой…» Возможно, сейчас я скачусь в жуткий пессимизм, но вот чего я в романе не увидела, так это жизнеутверждающих начал. Дружба и товарищество здесь действительно великолепны. Лучшие герои – Кестер, Ленц, Робби и все их многочисленные собутыльники друзья-товарищи всегда придут на помощь. И в горе, и в радости, в любое время дня и ночи они готовы примчаться и все устроить. Вот только устроить-то как надо не получается! Ведь вокруг тяжелые 1920-е годы, когда человек, потерявший работу, может смело ставить на себе крест, потому что другой уже не найдет. Когда люди, пережившие войну и кое-как перебивающиеся на жалких подработках, не верят в завтрашний день, боятся привязанностей, постоянства – а какое может быть постоянство, если завтра ты окажешься на улице, без гроша в кармане?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Потому, брат, ты и причастен к одному ордену, - к ордену неудачников и неумельцев, с их бесцельными желаниями, с их тоской, не приводящей ни к чему, с их любовью без будущего, с их бессмысленным отчаянием…»

А любовь? Которая, казалось, должна была стать путеводной звездой? Привести Роберта к счастью, дать ему то, что никто до встречи с Пат не смог ему дать – веру, что можно свою жизнь посвятить другому человеку, радоваться проведенному вместе времени и преодолеть все преграды на пути к будущему? К чему в итоге привела эта любовь?

Вот пишу я эти слова и плачу. А как по-другому? Ведь каждый человек хоть раз в своей жизни хотел бы, чтобы мир был устроен по-другому.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Отдельные детали чудесны, но все в целом – совершенно бессмысленно. Так, будто наш мир создавал сумасшедший, который, глядя на чудесное разнообразие жизни, не придумал ничего лучшего, как уничтожить ее».

Это роман о том, как человеческая глупость и ограниченность может превратить целую страну в место, где невозможно жить и любить, а можно только страдать. О потерях, которые неизбежно следуют за обретением чего-то по-настоящему дорогого и родного. И о счастье, которое настолько мимолетно, что нужно цепляться за него изо всех сил. Держаться за него, даже если ничего другого не остается, ведь оно так ненадежно и мимолетно.

Оценка: 10

Чем больше романов Ремарка я читаю, тем больше убеждаюсь в том что он конечно гений. Он гений в умении обращаться со словом. Никогда я еще не встречал писателя, который бы писал таким простым языком. Но в этом есть и что то страшное. Я бы охарактеризовал книги Ремарка как «отрезвляющий реализм». Он одинаково просто пишет о любви и дружбе и о том что кому то оторвало ноги и он истек кровью до смерти. Вот так просто, прям как бывает в жизни. На страницах многих его книг и этой тоже, вы найдете целую жизнь. Множество жизней. Много судеб. Ремарк любезно развернет их вам лицом, расскажет их истории. Будет всё. Любовь и дружба, товарищество, будет надежда, будет веселье, невероятные удачливые спасения, будет царить жизнь! Во всем её многообразии. Когда то счастливая, когда то грустная и тягостная.

А потом он напишет финал. Он разрушит все ваши замки из облаков, вытащит вас наружу, пустит пулю в сердце, а душу разорвет на куски и втопчет в грязь.

Он не будет с вами нянчиться. Будет груб. Будет жесток. Сделает все, что иногда может сделать с вами жизнь. Он создаст и он же уничтожит. Ремарк так делает часто.

И оставит вас полностью опустошенным. Так умеет только он. Люблю его и ненавижу. Прочту книгу и долго не могу его читать после. Но проходит некоторое время и руки тянутся к его романам. Душа требует надежды. И страданий.

Три товарища потрясающий роман.

Оценка: 10

Аннотация к роману:

Самый красивый в XX столетии роман о любви…

Самый увлекательный в XX столетии роман о дружбе…

Самый трагический и пронзительный роман о человеческих отношениях за всю историю XX столетия.

Вроде высокопарно,но даже эти слова не могут выразить глубину и душу произведения.Человеческие трагедии 20-30-х годов в Германии,безработица и безисходность.И вместе с тем такие чувства.Никакой сентиментальности.Написано так проникновенно,что верится-любовь,дружба,готовность придти на выручку-всё настоящее.Не фантастика.

Оценка: 10

Первые впечатления после прочтения – это словно внутри тебя прошел мощный ураган, перевернул все с ног на голову и умчался дальше, изредка напоминая о себе сердитыми раскатами грома. Казалось бы, что нового можно рассказать о таких изъеденных авторами тем как дружба, любовь, долг…

Главные герои книги – три друга, три товарища. Они прошли войну и пытаются вернуться к обычной жизни, но это не так уж и просто. В каждом из них война оставила свой отпечаток, забрала что-то очень важное. Но, несмотря на это, они находят в себе силы продолжать жизнь, но не ради себя, а ради товарищей, чьи проблемы и переживания дороже своих собственных. Появление Патриции – девушки главного героя Робби – словно глоток свежего воздуха для его друзей и самого Робби. Жизнь снова полна смысла и надежды…

Сюжет разворачивается настолько плавно и гармонично, что ни на секунду не возникает ощущения затянутости повествования. Он захватывает и не отпускает до последней страницы. Роман о Дружбе, роман о Любви с большой буквы. Здесь нет пошлых «любовных» сцен и непобедимых героев, которым море по колено, без чего редко обходятся современные произведения. Здесь есть Жизнь, написанная ярким и живым языком великого классика. Товарищ – это не тот, кто ставит «лайки» и смайлики по поводу и без повода, Товарищ – это тот, кто подставляет плечо, когда другие даже не подозревают, что оно тебе нужно.

Оценка: 9

Роман, который я прочитал в нужный жизненный период. Книга вызвала очень много эмоций. Это действительно классика! Произведение, погружающее читателя с головой в эпоху послевоенной Германии. Я о сюжете буду говорить очень мало, лишь упоминая о каких-то определенных событиях, ибо отзыв будет потоком моих мыслей.

Прежде чем начать разбор, сразу заявлю, что, к огромному сожалению, я знал концовку романа. Неважно, как это вышло, но все же небольшая доля удовольствия улетучилась. Второй крупный спойлер я получил при беглом осмотре статьи «Во имя мира», которая присутствовала в моем советском издании. Честное слово, я не понимаю логику тогдашних издателей. Какой смысл в начальной статье раскрывать все сюжетные перипетии, из-за чего читательский интерес может начисто исчезнуть? Хорошо, что я резко перестал читать её и перешёл к самому знакомству с книгой. К счастью, этот неприятный случай ни в коем случае не повлиял на итоговую оценку «Трех товарищей», ведь все же я не знал, как будет развиваться сама история.

Начну я, пожалуй, со стиля. Вот кто-то из посетителей пишет, что роман нудный. Да и меня предупреждали, что у меня может сложиться такое же впечатление. Не знаю, чем обусловлено такое мнение. Все-таки я склонен думать, что такие произведения нужно читать в подходящем расположении духа. Однако нельзя утверждать это с полной уверенностью, потому что язык, на мой взгляд, действительно прекрасен в художественном плане. Он очень простой, но при этом очень-очень красивый и отлично погружает в сюжет. Главы читались на одном дыхании. Моё настроение и текущие события в жизни тоже сыграли свою роль, как я сказал уже в самом начале. Скажу очень кратко, чтобы было понятно: меланхолия. Думаю, если бы я ознакомился с романом, скажем, года два назад, то моё мнение было бы не таким положительным.

Действия «Трех товарищей» происходит в маленьком городке Германии. Главные герои - три фронтовых товарища: Роберт Локамп, от лица которого ведется повествование, Готтфрид Ленц и Отто Кестер. Они содержат небольшую автомастерскую. Позже Роберт знакомится с Патрицией Хольман, будущей возлюбленной. Развитие их отношений является основой сюжета этой книги. Каждый из основных действующих лиц индивидуален и запоминается читателю. Давайте опишем товарищей.

Роберт Локамп - главный герой, 30 лет, участник Первой мировой войны. Вроде бы и он ничем особо не примечательный герой, несколько теряющийся на фоне своих двух других друзей, но, во-первых, читателю легче понимать такого персонажа, а во-вторых, во время отношений с Пат у Роберта проявляются множество хороших качеств. К тому же крайне интересны его рассуждения о самой жизни, ведь по ходу чтения понимаешь, что это человек с богатым жизненным опытом, повидавший очень многое.

Готтфрид Ленц - второй главный герой. Много путешествовал по миру после фронта. Сам себя именует «последним романтиком». Немного сентиментальный, с отличным чувством юмора, жизнерадостный.

Отто Кестер - третий главный герой. Был летчиком. Ныне работает в автомастерской вместе с Готтфридом и Робертом. Увлекается автогонками. Пожалуй, самый немногословный и хладнокровный среди своих товарищей. Очевидно, это из-за ужасов войны. Однако ради своих товарищей он готов на всё, что особенно проявляется в финале.

Прежде всего я скажу, что мне очень нравятся настроение и атмосфера романа. Несмотря на то, что Ремарк показывает проблемы того времени (безработица, нищета и голод), а роман ближе к концу становится всё грустнее и грустнее, вся книга не столь мрачна. Было ощущение, что через всю историю проходит чувство надежды. Особенно это проявляется в начальных главах, которые являются моими любимыми. В процессе чтения я отчетливо представлял себе кафе «Интернациональ», тот самый бар, людей, которые были там.

В книге очень много второстепенных персонажей, почти каждый из которых запоминается. Во многом благодаря ним передано настроение, о котором я сказал выше. Честно, многие из них не менее интересны, чем основные персонажи. Так, возьмем мрачного художника Фердинанда Грау, умозаключения о жизни которого заставляют задуматься. Вот пример: «Чем меньше знаешь, тем проще жить. Знание делает человека свободным, но несчастным. Выпьем лучше за наивность, за глупость и за все, что с нею связано, - за любовь, за веру в будущее, за мечты о счастье; выпьем за дивную глупость, за утраченный рай!». А ведь многие легкомысленные люди действительно очень счастливые. Или взять, например, Валентина, который тоже служил на фронте и запомнил каждый день и каждый час войны, как говорил Роберт Локамп, а теперь радуется тому факту, что он жив, и «пропивает» свое наследство. Он просто рад, что живет. Черт, а ведь в этом есть смысл! Жизнь настолько коротка, что нужно наслаждаться каждым её мгновением. Вспомним проститутку Розу, которая тоскует по некоему Артуру, который, как видно, совершенно не любил её и ни во что не ставил. Даже после долгой разлуки, вернувшись к ней, он не проявлял эмоций. Здесь, я считаю, Ремарк показал, как безумная любовь, существующая даже несмотря на унижения (или даже предательство) со стороны объекта симпатии, может повлиять на личность, фактически превратив человека в бледное подобие того, кем он некогда был: «Помолодевшая и окрыленная, она вышла, покачивая бедрами. Снова появился кто-то, кому она сможет отдавать свои деньги, чтобы он их пропивал, а потом еще и бил ее в придачу. Роза была счастлива».

Роман очень реалистичный и мрачный, что проявляется не только в финале, а в самой эпохе, в которой происходят действия. Как я сказал, автор показывает проблемы того времени. Давайте возьмем других персонажей: пару по фамилии Хассе, которые живут по соседству с Локампом. Нам показывают, что их жизнь очень тяжелая. Жена часто ссорится с мужем по причине финансового неблагополучия, а муж боится увольнения. Метко характеризует его сам главный герой: «Он был по сути добрый человек, с покатыми плечами и маленькими усиками. Скромный, добросовестный служащий. Но именно таким теперь приходилось особенно трудно. Да, пожалуй, таким всегда приходится труднее всех. Скромность и добросовестность вознаграждаются только в романах. В жизни их используют, а потом отшвыривают в сторону». Эти строки отражают всю проблему. Кульминация самой сюжетной линии Хассе очень плачевная.

Любовная линия превосходна. Она естественная, в ней нет лишней сентиментальности, а любовь Патриции и Роберта проявляется не в словах, а в самих поступках. На данный момент это лучший сюжет о любви, что я видел в литературе. Очень трудно объяснить, почему я так считаю, не раскрывая подробностей. Думаю, вам лучше узнать самим. Мне было очень жаль Роберта. Я верю, что он все-таки нашёл свое счастье и душевное равновесие в будущем.

Итог: история, благодаря которой задумываешься практически обо всех аспектах жизни. Это действительно шедевр, который, как мне кажется, без изъянов. И вправду самая красивая книга о любви и дружбе XX века. Когда-нибудь я обязательно прочитаю этот роман ещё раз, а в ближайшее время, вероятно, продолжу знакомство с Ремарком. Советую всем!

Оценка: 10

Роман о печали, об отчаянии, о страхе - о жизни после войны, о жизни, когда в одно мгновенье можешь лишиться всего. Может сложиться так, что остаются только друзья, но пока есть друзья - жить стоит и не все еще потеряно. Вот если не остается и друзей...

Роман, подающий надежды сперва, но пронзительный и стремительно разрушающийся у финала, настолько стремительно и настолько разрушающийся, что я не понимаю, как Ремарк смог написать такое. Читать-то тяжело, а каково же на душе было у писателя, каков должен был быть его настрой?

Оценка: 8

Даже прочитав роман в юном возрасте, я смог проникнутся им. Роман о дружбе, о настоящей дружбе, пронесенной сквозь горнило войны. О любви, настоящем светлом чувстве в тяжелые времена, когда не на что надеяться. Без прикрас и без ненужной сентиментальности. Пусть у каждого будут такие товарищи.

Оценка: 10

Легко могу согласиться практически со всеми тезисами позитивных отзывов, это действительно достойный, берущий за душу роман. Его читаешь - как смотришь хронику, даже если мне не импонирует образ жизни героев, но я верю каждой картине автора, каждой сказанной фразе, настолько они органичны, жизненны и правдоподобны. Его герои - действительно живые люди послевоенного времени. Редко мне попадал в руки роман, который создает такую степень достоверности (если вообще попадал). Если кто восторгался Уайльдом за цитатник афоризмов, кои мне у Уайльда редко приходились по душе, то тут я не смог удержаться, чтоб не процитировать их у Ремарка (особенно мне импонировали размышления Фердинанда):

Добродетель, доброта, благородство… – Эти качества всегда предпочитают находить у других, чтобы легче их же водить за нос.

Устоями человеческого общества являются корыстолюбие, страх и продажность. – Человек зол, но он любит добро… когда его творят другие.

Только глупец побеждает в жизни, умник видит слишком много препятствий и теряет уверенность, не успев еще ничего начать. В трудные времена наивность – это самое драгоценное сокровище, это волшебный плащ, скрывающий те опасности, на которые умник прямо наскакивает, как загипнотизированный. – Никогда не старайся узнать слишком много, Робби! Чем меньше знаешь, тем проще жить. Знание делает человека свободным, но несчастным. Выпьем лучше за наивность, за глупость и за все, что с нею связано, – за любовь, за веру в будущее, за мечты о счастье; выпьем за дивную глупость, за утраченный рай!

Такт – это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением. То есть жалкий компромисс.

Братья, жизнь – это болезнь, и смерть начинается с самого рождения. В каждом дыхании, в каждом ударе сердца уже заключено немного умирания – все это толчки, приближающие нас к концу.

И что вы все за люди, молодежь! Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведет к хорошему концу... - А что вы, собственно, называете хорошим концом? – спросил я. – Хороший конец бывает только тогда, когда до него все было плохо. Уж куда лучше плохой конец...

Человек всегда велик в намерениях. Но не в их выполнении. В этом и состоит его очарование.

Вы не успели заметить, что мы живем в эпоху полного саморастерзания? Многое, что можно было бы сделать, мы не делаем, сами не зная почему. Работа стала делом чудовищной важности: так много людей в наши дни лишены ее, что мысли о ней заслоняют все остальное.

Как это странно: люди находят подлинно свежие и образные выражения только когда ругаются. Вечными и неизменными остаются слова любви, но как пестра и разнообразна шкала ругательств!

Для оскорбленного чувства правда всегда груба и почти невыносима.

Героизм... нужен для тяжелых времен, – поучительно заметил Ленц. – Но мы живем в эпоху отчаяния. Тут приличествует только чувство юмора.

Лучше умереть, когда еще хочешь жить, чем дожить до того, когда и впрямь хочешь смерти. А по-твоему как?

При этом чтение далеко не маленького романа проходило спокойно и размеренно, не успевал читатель в моем лице пресытиться одной картиной, как ей на смену приходила другая и такой переход совершался всегда вовремя без скуки и без лишнего драматизма. Тем не менее сюжет постепенно накалялся аж до пронзительного финала. Если кратко охарактеризовать произведение, то оно про Дружбу и про Любовь. Именно так - оба слова заслуживают большой буквы! Я не хочу вдаваться в подробности сюжета, но, я думаю, никто не сможет сказать здесь про любовь в контексте розовых соплей, а такую дружбу, к сожалению, редко можно встретить в реальности, но так хочется верить, что она существует. У автора, чтоб она возникла, ей нужно было закалиться в ужасах войны, в крови и смерти.

Но есть и некоторые отрицательные моменты, причем хоть они и есть, но они скорее добавляют реалистичности, чем наоборот - в жизни не бывает все правильным и идеальным, и отвечай автор и этим критериям - определенный читатель смог бы выкрикнуть свое «не верю - все через чур идеально!». Во первых главный герой. Он выглядит самым слабым на фоне остальных своих товарищей, нет он тоже всегда готов подставить плечо и т.д и т.п. Но его товарищи склонны его щадить и беречь, он не лидер и выступает скорее на поводу, плывет по течению. Единственное его сильное самостоятельное решение за весь роман - назначить свидание Пат, рискнуть познакомиться «с такой девушкой», и то тут же на первом свидании он умудрился упиться до беспамятства:).

Во вторых, и это самый существенный нюанс, повлиявший на оценку, - по прочтении данной книги, начинаешь подсознательно сомневаться какая же нация держит первенство по количеству употребляемого алкоголя. Ведь добрая треть книги именно этому и посвящена! Ее герои постоянно пьют и выпивают: дома и на работе, с утра и перед сном, пьют и едут за рулем, потом опять пьют и едут дальше; пьют ром и коньяк, водку, наливки и коктейли, пьют с дамой и без дамы; в баре, ресторане, забегаловке; каждый день и особенно вечер! При этом все плачут как жить стало тяжело и ни на что не хватает денег, но как минимум каждый вечер заканчивается походом в заведение и попойкой. Главный герой особенно упился уже на первом свидании, а героиня имея больные лёгкие продолжает курить и никто ей не посоветовал бросить эту привычку. Наверно так оно и было в реальности у героев избранных автором, я в это верю, но не будь здесь этого пагубного образа жизни, я бы не поставил меньше девяти.

Оценка: 8

«Это классика», говорили мне, настоятельно советуя прочитать. «Там такие герои,« там такой сюжет», « там такая любовь»... Ну купил, прочел и что же? Три великовозрастных раздолбая, занимаются тем что пьют алкоголь как лошади, пьяные катаются на автомобиле с большой скоростью, деруться с себе подобными и втюхивают автохлам богатым лопухам. У них ни хобби, ни интересов. Если появляются какие-то деньги, они тратят их не на то чтобы выбраться из безнадежного состояния, а на пьянки и баб.И если Ленц и Отто хотябы держат автомастерскую открытую на свои деньги, то главный герои Роберт Локамп- работает в этой мастерской, просто потому что он их друг. Патриция Хольман- о-о это вообще песня! Девушка нигде не работает, не чем не занимается, живет мягко говоря как содержанка, (прошу прощения, но на самом деле, он просто проститутка.) раскручивая своих кавалеров на оплату своих хотелок. Можно возразить, мол она больна, да только нам говорится что она и до болезни жила так же.

Но вот решил понять и прочесть, и прочесть именно это произведение. И я ни жалею ни одной потерянной секунды на эту книгу. Вот давно я не ставил 10-ку за произведение. И по началу, начав вчитываться, уже было приятно его читать, вот верьте или нет, но это «сила», это шедевр. К середине книге, не буду лукавить, немного заскучал её читать, было несколько повторяющихся моментов, которые как мне казалось по-началу можно урезать (но я ошибался). И к концу книги, и самый конец...ВАУ!.. просто шик. эмоции переполняли, не начинал читать или смотреть ничего другое, хотелось оставить в памяти подольше это произведение, «посмаковать». Спасибо, автору.

Здесь есть и философия, и повествование, и описание героев, пейзажей, и переживание героев.

Строчку не удержался и процитировал:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

»...Никогда не старайся узнать слишком много. Чем меньше знаешь, тем проще жить. Знание делает человека свободным. но несчастным....»

Оценка: 10

Люди после войны

Послевоенные годы. Германия. Ужасная разруха, безработица, обесценивание человеческой личности, нарастающий культ реваншизма. Просто идеальные условия для написания истории о настоящих людях. Чем и пользуется гениальный писатель - Эрих Ремарк. Он создал произведение о трех боевых товарищах, которые вернулись с войны и пытаются вклиниться в нормальную жизнь, однако, по факту это произведение о целом поколении людей, которые могут существовать в любой стране, в послевоенные годы. Роберт, Готтфрид, Отто - три человека, на которых можно равняться, это для них жизнь товарища стоит выше собственной, это для них счастье товарища важнее каких-то материальных ценностей, это они могут в любое время вскочить с постели и отправится в путь, лишь по зову товарища. Они не понимают смысла назревающей новой войны, для них война - самое ужасное, что может быть, война выбила их из жизни, война лишила их полноты чувств, это она отобрала у них желание жить, лишь одноим дала война и было это - товарищество.

Его они гордо проносят через весь рассказ, через всю жизнь. Писатель в своем произведении, расчетливо подбрасывает им тяжелые жизненные ситуации, «пытаясь» разбить их о действительность. Но они не сдавались до последнего. Они приспособилсь жить ради другого человека и это ключевой момент их выживания. Каждый из них потерял все, чем дорожил, сохранить они смогли лишь чувство братства, эти трое так и остались боевыми товарищами, которые не смогли вписаться в новое время.

На мой взгляд, Это произведение шедевр. То как Ремарк раскрывает личности персонажей, то, как он плавно ведет повествование, нельзя не любить.

Эриха Марии Ремарка , работу над которым он начал в 1932 году . Роман был закончен и опубликован в датском издательстве Gyldendal под названием «Kammerater» в 1936 году . В 1958 году был переведен на русский язык.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Три товарища

Субтитры

Сюжет

Действие происходит в Германии приблизительно в 1928-м году. Три товарища - Роберт Локамп (Робби), Отто Кестер и Готтфрид Ленц содержат небольшую авторемонтную мастерскую. Главный герой, автомеханик Робби, познакомился с очаровательной девушкой Патрицией Хольман (Пат). Робби и Пат - люди разных судеб и из разных слоёв общества - полюбили друг друга. В романе показывается развитие их любви на фоне кризиса тех лет.

Проблематика

Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого. Военные воспоминания постоянно мучают главного героя. Голодное детство стало причиной болезни его любимой. Но именно военное братство сплотило трёх товарищей: Роберта Локампа, Отто Кестера и Готтфрида Ленца. И они готовы на всё ради дружбы. Несмотря на пропитавшую его смерть , роман говорит о жажде жизни.

Герои

Главные герои

  • Роберт Локамп (Робби) - главный герой романа, ему около 30 лет. Возлюбленный Патриции Хольман (Пат). Друг Готтфрида Ленца и Отто Кестера. Участник Первой мировой войны .
  • Отто Кестер - один из главных героев. Также около 30 лет. Во время войны - лётчик, в романе являлся владельцем автомастерской, в которой работали главные герои. Отто - автогонщик-любитель, участвовал в гонках на машине «Карл», на которой несколько раз одерживал победу. Увлекается боксом.
  • Готтфрид Ленц - один из главных героев романа. Ровесник Отто и Роберта. Служил в армии, много путешествовал по миру, свидетельством чему является его квартира с фотографиями различных мест, чемодан, обклеенный всевозможными открытками, марками и прочим. Работал в автомастерской вместе с Кестером и Локампом. Очень легкий, позитивный человек, «душа» компании. Внешне выделялся в толпе соломенной копной волос. Друзья называли его последним, «бумажным» романтиком.
  • Патриция Хольман (Пат) - возлюбленная главного героя. История этой любви и составляет основу сюжета произведения.

Другие герои

  • Альфонс - владелец питейного заведения, хороший друг Ленца. Любит драться и обожает композиции в хоровом исполнении.
  • Валентин Гаузер - боевой товарищ Роберта. Тяжело пережил войну из-за желания выжить на ней. После возвращения с фронта радовался каждой минуте жизни и пропивал своё наследство.
  • Профессор Жаффе - лечащий врач Патриции.
  • Матильда - уборщица автомастерской, любит выпить.
  • Роза - местная проститутка, у которой есть маленькая дочка. Роза была вынуждена отдать её в приют, но продолжала заботиться о ней и вязать ей вещи.
  • супруги Хассе - семейная пара, которая постоянно ссорится из-за безденежья.
  • Фердинанд Грау - художник, хорошо зарабатывает на портретах умерших с фотографий. Любит философствовать.
  • фрау Залевски - владелица пансиона, где жил Роберт Локамп. Считает Роберта «позолоченной водочной бутылкой» из-за его пристрастия к алкоголю.
  • Юпп - мальчик-подмастерье автомастерской. Обладал большими ушами и мечтал стать гонщиком.
  • Эрна Берниг - девушка-секретарша, находящаяся на содержании у своего начальника по работе, его любовница. Живет в пансионате фрау Залевски.
  • Георг Блок - бедный студент.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png