На протяжении тысячелетия между Россией и Кубанью поддерживались экономические, культурные связи разной степени интенсивности. В силу осо­бенностей процесса заселения и хозяйственного освоения Кубань стала уни­кальным регионом; где элементы традиционной восточно-украинской куль­туры взаимодействуют с элементами южнорусской культуры. Северная и се­веро-западная часть края - Черномория, первоначально заселялась в основ­ном украинским населением, а восточные и юго-восточные станицы (так на­зываемые линейные) - русским населением.

В XIX и начале XX в. на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые по­стройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или ка­мышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными кар­низами, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских ста­ницах крышу крыли пучками соломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливали «коньки». В восточных районах края во второй половине XIX-начале XX в, широко распространились и круглые дома. Их строили руб­леными, турлучными, часто с железной или черепичной крышей. Такие дома обычно состояли из нескольких комнат, веранды, парадного крыльца.

91В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круглый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», - дере­вянная кровать. Во второй комнате (великой хате) обычно находилась доб­ротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (горка), комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На сте­нах висели обрамленные вышитыми рушниками семейные фотографии, цвет­ные литографии с изображением казачьих военных действий, в основном относящихся к периоду Первой мировой войны; зеркала в деревянных рез­ных рамках. Центральным, святым местом в кубанском жилище был красный угол, где располагалась «божница», состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола (угольника). Часто иконы, рушники украша­лись и бумажными цветами.

Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего про­живания, однако испытала на себе влияние местных народов. Особенно это касается мужского костюма, казачьей формы. В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зим­нее время прибавляли бурку и башлык. В праздничное время казаки надева­ли атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапо­ги, суконные форменные штаны; перепоясывались ременным поясом с се­ребряным набором и кинжалом. Летом казаки редко надевали черкески, хо­дили в бешметах. Зимней одеждой у казаков служили шубы-кожухи с глубо­ким запахом, с небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин и стеганые на вате бешметы.



Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка). Шился костюм из фабричных тканей - шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты (или «кохточ-ки») были разнообразных фасонов: приталенные по бедрам, с оборкой-ба-сочкой; рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с пухля-ми, на высоких или узких манжетах; воротник-стойка или вырезанный по объе­му шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гару­сом, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех-семи полос, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Обязательной принад­лежностью женского костюма была нижняя юбка - «спидница».

Помимо русского (к русским в дореволюционной России относили ве­лико-, мало- и белорусов) в Кубанской области по переписи 1897 г. про­живали немцы, евреи, ногайцы, азербайджанцы, черкесы, молдаване, гре­ки, грузины, карачаевцы, абхазы, кабардинцы, татары, эстонцы и некото­рые другие. Из 1 918,9 тыс. человек русские составляли 90,4%, более одного процента составляли адыги (4,08%) и немцы (1,08%), остальные -менее 1%. Второй по численности группой коренного населения области были ады­ги - черкесы. По окончании Кавказской войны перед правительством остро стал вопрос об интеграции адыгских народов в государственный организм. С этой целью началось переселение горцев на равнину. Однако процесс этот был сложным и нередко болезненным. Трудно изживались некоторые тради­ции (например, ското- и конокрадство). В ответ на угоны скота накладыва­лись штрафы на то общество, к которому вели следы, что вызывало недо­вольство горского населения. Однако в целом мероприятия правительства по приобщению горцев к общероссийской культуре носили характер скорее поощрительный, нежели запретительный. Особенно это проявилось в разви­тии системы образования в среде горцев.

Горские школы просуществовали с 1859 г. вплоть до начала XX в. Цель их создания была в приобщении горцев к образованию и просвещению, под­готовке управленческих кадров из местной среды. Создавались окружные и начальные школы, причем окружные соответствовали уездным училищам Цен­тральной России, их выпускники могли без экзаменов приниматься в 4-й класс кавказских гимназий. Начальные школы соответствовали российским, за исключением замены православного законоучения мусульманским. Шко­лы открывались в основном по инициативе и на средства горцев, что свиде­тельствует об осознании значимости образования в горской среде. Полити­ка в области развития народного образования в среде горцев была успеш­ной, в результате сформировалась прослойка образованных людей прорус­ской ориентации.

Благотворно сказалось заселение равнинной зоны горцами на развитии бытовой культуры. Планировка домов в адыгских аулах стала более упорядо­ченной, в селениях появились улицы, покрытые гравием. В центре аула ста­ли строить лавки и общественные здания, постепенно исчезали рвы и плет­ни, окружавшие селения горцев в годы войны. В целом российские власти всячески стремились к распространению в среде адыгов новых строитель­ных традиций, что способствовало появлению в адыгских жилищах потолка, застекленных окон, одностворчатых дверей из досок, крепившихся петлями. В обиходе появились русские фабричные изделия; железные кровати, сту­лья, шкафы, посуда (в том числе самовары), керосиновые лампы.

Значительное место в духовной культуре адыгов занимало устное народ­ное творчество. Активную жизнь продолжали нартские сказания. Жизнь глав­ных героев нартских сказаний Сосруко, Сатаней, Адиюх, их изречения и мо­ральные нормы оставались для адыгов второй половины XIX-начала XX в. об­разцом мужества, смелости, любви к Родине, примером честности и благо­родства, верности в дружбе.

Безусловно, развитие грамотности, обогащение традиционной культуры заимствованиями благотворно сказывалось на развитии взаимопонимания горцев и казаков. Русская администрация стремилась поднять завесу, скры­вающую склад прав и обычаев этих народов, заглянуть в их внутреннюю жизнь. Процесс культурного влияния был двусторонним. Казаки перенимали не­которые бытовые традиции у адыгов. Так, в линейных и закубанских станицах хранили в плетеных больших корзинах корма для домашнего скота, ставили плетеные изгороди, использовали обмазанные глиной плетеные ульи для пчел, заимствовали некоторые элементы в формах керамической посуды.

Значительное влияние горской культуры сказалось на вооружении и одеж­де казаков. Первыми одежду черкесского образца стали носить линейные казаки, а в начале 1840-х гг. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для образо­вавшегося в 1860 г. Кубанского казачьего войска, она состояла из черкески черного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Черкеска, бешмет, бурка - прямые заимствова­ния у адыгов.

Значительную роль в культурной жизни региона играли города. Екатери-нодар оставался центром общественно-политической и культурной жизни. Все большую роль начинают играть местные культурные центры Новорос­сийск, Майкоп, Ейск, Армавир. В них появлялись просветительские и обще­ственные учреждения, складывались группы людей, стремящихся к культур­ному общению. Получила развитие музыкальная и театральная жизнь, изда­вались новые газеты и журналы. С 1860-х гг., после окончания Кавказской войны была сформирована сеть учебных заведений, в результате обществен­ной инициативы появились библиотеки, начали выходить местные газеты, свои труды публиковали кубанские историки, экономисты, географы.

Если к началу 1860-х гг. в крае действовали одно среднее учебное заве­дение (войсковая мужская гимназия) и около 30 начальных училищ, то через 50 лет число гимназий выросло до 12, начальных училищ Министерства на­родного просвещения стало 1 033. Кроме них существовали реальные, про­мышленные училища, учительские семинарии и другие типы учебных заве­дений. Получило развитие и женское образование.

Первое женское учебное заведение (Мариинское женское училище) было открыто в 1863 г., в 1902 г. оно было преобразовано в Мариинский женский институт, дававший среднее образование. К 1912 г. только женских гимна­зий в Кубанской области и Черноморской губернии было 8 (что превышало число мужских в 2 раза), так как в семьях купцов, мещан, лавочников счита­лось престижным давать дочерям среднее образование.

Значительное место в культурной жизни Кубани занимали музеи. Пер­вый на Кавказе краеведческий музей был открыт в 1864 г. при штаб-кварти­ре Псекупского полка в станице Ключевой. Он создавался по инициативе известного историка и литератора И.Д. Попко. Создание краеведческого музея в г. Екатеринодаре связано с именем неутомимого энтузиаста Евгения Дмит­риевича Фелицына. Здесь были собраны интересные коллекции по истории казачества, природе Кубани, имелся горский отдел. В основу музея легли личные коллекции Е.Д. Фелицына по археологии и этнографии. В 1907 г. музей стал самостоятельным учреждением, получил и новое название - Эт­нографический и естественноисторический музей Кубанского казачьего вой­ска. Музеи создавались в Ейске, Майкопе, Армавире, Новороссийске.

В заключение следует отметить, что Кубань на протяжении долгих сто­летий была многонациональным регионом, в котором сочетались культур­ные традиции различных народов. Взаимовлияние и культурный обмен при­вели к формированию уникального феномена - поликультурного простран­ства Кубани.

Особое влияние на развитие региона оказала казачья колонизация. С первых лет переселения на Кубань казаков начинали складываться торго­вые связи, происходил культурный обмен с местными народами. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс складывания дружес­ких отношений, единого ментального поля, но не могла его остановить. По окончании военных действий межкультурный диалог развивался более ин­тенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентированной прослойки в среде горцев стала система горских школ, предоставление воз­можности для горцев получить высшее и среднее образование в учебных заведениях России. Несмотря на некоторые негативные факты, связанные с молодеческими традициями горцев, культурное взаимодействие в дорево­люционный период привело к формированию прочных начал духовной общ­ности горских племен и русского народа.

Контрольные вопросы

1. Военно-казачья колонизация Кубани в первой половине XIX в.

2. Социально-экономическое и политическое развитие Кубани в первой по­ловине XIX в.

3. Адыгские племена в конце XVIII - первой половине XIX в.: социально-эко­номическое и политическое развитие.

4. Кавказская война на Северо-Западном Кавказе. Присоединение Закубанья.

5. Кубанская область во второй половине XIX в. Народная колонизация.

6. Развитие аграрного и промышленного капитализма на Кубани.

7. Народы Кубани. Традиционная и инновационная культура конца XVIII-начала XX вв. Общественное движение.

8. Выдающие ученые и общественные деятели Кубани: Ф.А. Щербина, Е.Д. Фелицын, В.В. Латынцев, В.М. Сысоев, Ш. Ногмов.

Исторически Кубань впитала в себя культуру южно-русских и восточно-украинских поселений. Это повлияло на особенности исторического и этнического развития, придало региону яркую самобытность.

Молодежь края бережно хранит память о казачьем прошлом, знает историю. Казачий дух – то важное, чем пропитаны праздники и обряды на Кубани.

Кубань ассоциируется, прежде всего, с казачеством и сельским хозяйством. Северо-западный Кавказ во все времена славился своими плодородными землями, разнообразием видов растительности и представителей животного мира.

Богатство природных ресурсов, красота и многообразие природы нашли отражение в традициях и обрядах жителей края. Обычаи народа Кубани колоритны и разнообразны.


Кубанское казачество привнесло в жизнь и быт войсковые обряды и традиции, которые, так или иначе, перекликались с праздниками православного календаря. Соблюдение религиозных устоев всегда было для казаков важной составляющей жизни. Поэтому обряды стали делить на календарные и бытовые. Все кубанские праздники по смысловому наполнению можно разделить на три части:

1. Православные даты и праздники годового цикла.

2. Праздники и традиции, привязанные к временам года и сельскохозяйственной деятельности (окончание полевых сезонных работ, первый выгон скота со стадом, пахота и т.д.). Свадьбы было принято праздновать осенью и зимой, когда полевые работы окончены. Празднование свадьбы в пост было невозможно. Свадебный обряд проводился строго в соответствии с правилами. Вступали в брак обычно в возрасте с 18 до 20 лет. Решение за молодых принимали родители. Сваты могли прийти в дом к невесте без жениха, только с его шапкой. В этом случае невеста видела жениха впервые в день свадьбы. Основные праздники – Пасха, Рождество, Спас, Троица. Первыми в начале года праздновались Новый год, Рождество, Крещение.

3. Воинские традиции и праздники (появились и чтятся со времен кубанского казачества).



Народные традиции Кубани интересны и самобытны. Все значимые события (крещение ребенка, начало строительства дома, сватанье, свадьба, новоселье) отмечались строго по правилам обряда. Например, при строительстве в стену дома замуровывали деревянный крест для благословения жилища. Часто в праздновании принимало участие практически все население станицы. Вековые обряды сплачивали людей, давали чувство защищенности и нерушимости жизненных укладов.

Многие обычаи не соблюдаются сегодня, но являются частью истории. Например, на свадьбу приглашались только женатые пары, выбирали суженого для детей родители. До нашего времени дошла традиция праздновать Масленицу, готовить обрядовую пищу (блины и вареники).

В новогоднюю ночь гадали, проводили ритуалы, жгли костры, ходили по улицам с колядками. Сегодня, также как и сотню лет назад, в канун Крещения люди идут в церковь на праздничную службу, святят воду.

Раньше было принято после праздничного застолья остатки еды отдавать домашней птице и скотине. Этот обычай был залогом достатка в доме на целый год. Воскресенье перед Великим постом считалось днем «всеобщего примирения». Люди просили друг у друга прощения, ходили в гости. Эта традиция сохранилась и сегодня в кубанских городах и селах.

Праздники и обряды на Кубани передаются из поколения в поколение, становясь частью повседневной жизни. Разные народности, населяющие этот край, привнесли в культуру Кубани свои обычаи и устои. Культура Запада и Востока переплелась и образовала здесь единую уникальную культурную систему. Колорит казацкого быта отражен во многих музейных экспозициях Кубани.


Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУБАНИ

Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремѐсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.

Мы часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, приемникам их традиций.

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице. Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду.

Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков, в детском саду необходимо играть в игры, в которые играли прежние казаки и празднование старых русских праздников в казачьем духе. Так же проводить занятия, призванные воспитывать патриотизм.

На занятиях дети учатся слушать, воспринимать, любить культуру Кубани и казачества, на примере героев Кубани. История Кубани хранит множество случаев беззаветного служения Отечеству. Мы можем гордиться своими предками, их делами и теми нравственными ценностями, которые они оставили нам в наследство. Ребенок в казачьей семье с младенчества и до 7 лет находится с родителями под их опекой. А это важно для ребенка познавать мир с помощью самых близких людей. С 7 лет на детей возлагали посильные работы. Мальчиков приобщали к мужским занятиям: уходу за скотом, заботам о хозяйстве девочек – к работам по дому и огороду. С раннего детства существовала половая дифференциация: мальчик – будущий хозяин дома и защитник, воин, девочка – хозяйка и рукодельница, подчиняющаяся мужчине. Таким образом, с раннего детства детей приобщали к труду, давая этим понять, что труд – это главная обязанность каждого члена семьи. Раньше особое внимание уделялось казаками формированию качеств будущего защитника Отечества. С ранних лет маленьких мальчиков готовили к испытаниям и борьбе с опасностью. Это были скачки на лошадях, военизированные игры, которые велись под руководством взрослых. С 10-11 лет казачата участвовали в скачках-соревнованиях, организуемых местной властью. Программа была не из легких: качки через препятствия со стрельбой, рубкой чучел и прутьев, умение броситься на врага с холодным оружием в руках и поразить его. Подростки упражнялись в джигитовке и ловкости владения оружием также в подготовительных лагерях. Казачьи школы имели специальную программу по военной подготовке и устав, который неукоснительно должен был соблюдать каждый ученик. Вот некоторые положения устава:

Казак верен Отечеству.

Казак вежлив.

Казак бережлив.

Казак никогда не падает духом и старается выйти из трудного положения героем.

Казак обязан в любое время быть готовым спасти жизнь другим людям, помочь обиженным и ежедневно делать добро, не ожидая за это благодарности.

Остается только восхищаться тем, как мудро и умело казаки воспитывали будущего мужчину, в котором культивировали мужественность, отвагу, справедливость и доброту.

В воспитании девочек-казачек тоже сформировались определенные традиции. После замужества семейные обязанности тяжелым бременем ложились на плечи казачки. После ухода мужчины на военную службу женщины трудились вдвойне выполняя и мужскую работу. «Даже дерзкий черкес, пробираясь темной ночью в казачью станицу на грабеж, имел дело с казачкой, и бывали случаи, когда высокая грудь казачки украшалась Георгиевским крестом за военный подвиг», – так писал о казачьих женах историк Ф.А.Щербина в своей книге «История кубанского казачьего войска».

Казачье воспитание формировало способность принимать решения, адекватные любой обстановке. В результате сложился тип личности, сильный духом, с ясным сознанием, стойкими убеждениями.

Для любого ребенка Родина – в первую очередь – это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Именно семья, как первичная ячейка общества, вкладывает в своего ребенка духовно-нравственные ценности, с которыми он впоследствии пойдет по жизни.

Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

Кубань - это «житница России», «Всероссийская здравница», а также один из крупнейших культурных центров России. Еще Кубань называют «жемчужиной России». Я горжусь своим краем и стараюсь привить эту гордость детям, потому что за ними будущее России и им продолжать поддерживать и укреплять славу и красоту Кубани.


Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла?Любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.

Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Мы храним старинные вещи, наблюдаем в витринах современных магазинов старые кубанские крынки, прялки, как элементы высшего эстетства. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести в своей работе. Выбранная мной тема работы подразумевает духовное и нравственное обогащение, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств. Ибо, по моему мнению, патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности человека.

Цель работы – выявить особенности и ценность семейной обрядовой культуры казаков, ее своеобразие; богатство обрядов и традиций казаков.

Задачи:

  • Проследить основные традиции казачьих семей;
  • Рассмотреть особенности соблюдения обычаев казаков, связанных с рождением ребенка, свадьбы, проводов в армию;

Методы исследования: анализ и синтез справочной литературы по быту и традициям казаков.

Помни, брат, что у казаков:

Дружба – обычай;

Товарищество – традиции;

Гостеприимство – закон.

  1. Обычаи и традиции казаков.
Люди, которые переселялись на Кубань, принесли с собой свои обряды, обычаи, говор. Селились здесь и выходцы из Украины и представители других народностей.

Культура и обычаи этих народов переплетались и взаимно дополняли друг друга.

Это были не украинские или русские обряды, обычаи и язык, а образовался совершенно особый кубанский говор и быт, совершенно особые культурные традиции.

На Кубани существуют богатые устные народные традиции. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Чаще всего эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице.

Нетерпимые к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете дней и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы: уважительное отношение к старшим, безмерное почитание гостя, уважение к женщине (матери, сестре, жене). Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

  1. Рождение ребенка

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.

Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев.Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

В поверьях казаков существовали и заговоренные места, которые могли быть реальными и вымышленными. В таких местах можно было вылечиться от телесных и духовных недугов. Такими местами были, например, остров Буян или море-акиян.
В христианской вере у казаков тоже была своя помощница. Главной помощницей казака была Богородица. Ее упоминали в самых различных транскрипциях: Пресвятая Матушка Богородица, мать Божья Пресвятая Богородица, царица Небесная, Пречистая Христова Божья Матерь, Матушка Божья, Матерь Мария, Всепятая мати.

1.2 Свадебные обряды

Свадьба – сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В разное время они у казаков проводились по-разному. В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Три века назад свадьба проходила упрощенным порядком. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: «Ты, Федосья, будь мне жана», «Ты, Иван Семенович, будь мне муж». После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков.

Казачья свадьба в начале ХIХ века состояла из нескольких отдельных частей: сватовство, смотрины, своды, вечеринка, свадьба. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. Свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября или Пасхальных праздников – на Красную Горку). Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересовались, кто его невеста, и если она им люба, начинали приготовления к сватовству. Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами. После этого мать и отец одевались по праздничному, обряжали сына и шли к будущим сватам. В каждом казачьем войске были несколько различные, но в общих чертах схожие обряды сватовства.

Примерно через неделю невестины мать и отец едут к родителям жениха, где осматривают хозяйство, комнаты, знакомятся с семейством будущего зятя. Если гости довольны, им предлагается называться сватами, на что те отвечают, что пока еще раненько. В день бракосочетания невеста рано утром до восхода солнца вставала, обходила весь свой двор, мысленно прощалась со всем, что ей было дорого. Приехавшего жениха сажают за стол рядом с невестой. Родители невесты благословляют и напутствуют молодых. Затем молодые на тройке лошадей отправляются в церковь. После венчания жених и невеста едут в дом родителей невесты, где их поздравляют ее отец и мать, за ними крестные, а затем по степени родства остальные присутствующие.

Участники свадебного шествия нередко переодевались: женщины в мужскую, а мужчины в женскую одежду. Среди них было немало «цыган», которые приставали к прохожим с предложением «погадать», нередко заходили во дворы «воровать» кур. В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-300 рублей (конец ХIХ века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.

1.3 Проводы на службу

У кубанских казаков особое место среди обрядов жизненного цикла занимал ритуал проводов на службу, который включал несколько этапов:

  1. Подготовка к проводам – подготовка снаряжения, согласование регламента со станичной администрацией, материальное обеспечение проводов.
  2. Собственно проводы – вечерняя трапеза, в которой принимали участие родственники – в обязательном порядке крестные родители, иногда молодёжь. «Ужин» мог длиться до утра, сопровождался напутствиями отслуживших свой срок, уважаемых казаков.
  3. За ним следовал завтрак, основные ритуалы которого – родительское благословение иконой и хлебом, перевязывание полотенцем крест-накрест и обряжение казака, как жениха: цветок, платочки, которые прикалывали к его одежде девушки, и в первую очередь – невеста.

Затем следовало прощание и ритуальный уход с родительского двора: через ворота, верхом на коне, которого под уздцы могла выводить мать, невеста, или пешком, в сопровождении родителей и гостей. Это могло дополняться «заворотними» ритуалами: возвращение на непродолжительное время в дом, возвращение и откусывание пирожка, хлеба, остаток которого возвращался в святой угол, отдача за воротами хлеба первому встречному, выбрасывание полотенца или двух полотенец на дорогу и т.п., символизировавших счастливую дорогу и возвращение домой.

После построения на станичной церковной площади, напутственного слова атамана и, как вариант, казаков – Георгиевских кавалеров, молебна, казаки в сопровождении родственников и станичников отправлялись к месту назначения с прощальной остановкой в каком-либо примечательном, знакомом, «пограничном» месте станичного юрта – река, курган, дерево. Здесь, с подношением обязательной чарки, и происходило окончательное прощание.

Проводы, начиная с ужина и заканчивая отъездом казаков, сопровождались исполнением исторических, военно-бытовых, плясовых и специальных «проводных» песен.

Во время благословения, проводов могло происходить вручение дедовского, родительского оружия, использовались охранительные молитвы и обереги, в т.ч. «земля родная» и т.п.

Своими особенностями обладали вторые и последующие проводы, в том числе на войну, которые были неизбежны в связи с продолжительной казачьей службой. Но в любом варианте этого обряда чётко прослеживается идея долга, готовности к смерти и надежда на благополучное возвращение в родительский дом.

Само возвращение также носило ритуализированный характер: встреча станичниками «служивых» у прощального места, благодарственное слово станичного атамана и стариков, продолжительные гостевые визиты родственников, к родственникам и сослуживцам.

Заключение

По мере перехода казаков к оседлому образу жизни и землепашеству, вместе с формированием у них патриархальной семьи и сельской поземельной общины складывался и комплекс традиционной календарной обрядности, дополнивший существовавшие прежде воинские ритуалы.

Рассмотренные обычаи и традиции культуры казаков показывает слияние различных религиозных представлений, но обрядовые формы, в большинстве своем, связаны с христианским мировоззрением. Хотелось бы отметить, что не только обычаи и приметы, но и фольклорные формы, их отражающие, находят аналогии в ритуалах других групп казачества, а также у русских и украинцев.

Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. Россия – многонациональное государство. На знании истоков казачества, его традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов.

Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Оно имеет высокую идею в форме Святая Русь или Мать – Сыра Земля и необходимо сохранить эту константу, трансформировать через века в современность.

Тот, кто не уважает традиции своего народа, не хранит их в своем сердце, тот не уважает не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих предков.

Список используемых источников:

  1. Бондарь Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества (конец XIX – первая половина XX вв.) // Традиционная культура и дети. – Краснодар: Экспериментальный центр развития образования, 1994.
  2. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества в XVIII – начале XX вв. [Электронный ресурс]. URL: gipanis.ru
  3. Конспект открытого занятия: Праздники и обряды казаков. [Электронный ресурс]. URL: сайт
  4. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 2001.
  5. [Электронный ресурс]. URL: http://cossacksculture.mgutm.ru
  6. [Электронный ресурс]. URL:https://www.kanevskadm.ru/

«Культура и быт Краснодарского края»

Работу подготовила:

Сотникова Дарья, 15 лет,

Учащаяся 10 класса МБОУ СОШ № 4

Г. Апшеронск, Апшеронского района

Руководитель:

Пономарева Елена Александровна,

учитель истории

МБОУ СОШ № 4 г. Апшеронска

г. Апшеронск

2017

Введение............................................................................................................................1

1.Обычаи и традиции казаков…………………………………………………………...2

1.1. Рождение ребенка……………………………………………………………………3

1.2.Свадебные обряды……………………………………………………………………4

1.3 Проводы на службу…………………………………………………………………...5

Заключение………………………………………………………………………………...6

Список используемых источников………………………………………………………7

«Кубань - моя малая Родина» Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться.

Помни, брат, что у казаков: Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков

Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа Не убей Не укради Не прелюбодействуй Трудись по совести Не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков Заботься о детях своих и родителях Дорожи девичьим целомудрием и женской честью Помогай бедным, не обижай сирот и вдов Не обижай сирот и вдов Защищай от врагов свое Отечество

Казачьи законы: Уважительное отношение к старшим. Безмерное почитание гостя. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Рождение ребенка Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорождённому все родные и друзья отца приносили в дар ружьё, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней ребенка носили в церковь для «получения молитвы». По возвращению из церкви домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял её с казаком.

Рождение ребенка Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир. Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.

Свадебные обряды На глазах у понравившейся дивчины, казак-хлопец бросал шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом или крёстным свататься.

Свадебные обряды В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-300 рублей (конец ХIХ века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.

Проводы казака на службу У кубанских казаков особое место среди обрядов жизненного цикла занимал ритуал проводов на службу, который включал несколько этапов: Подготовка к проводам – подготовка снаряжения, согласование регламента со станичной администрацией, материальное обеспечение проводов. Собственно проводы – вечерняя трапеза, в которой принимали участие родственники – в обязательном порядке крестные родители, иногда молодёжь. «Ужин» мог длиться до утра, сопровождался напутствиями отслуживших свой срок, уважаемых казаков. За ним следовал завтрак, основные ритуалы которого – родительское благословение иконой и хлебом, перевязывание полотенцем крест-накрест и обряжение казака, как жениха: цветок, платочки, которые прикалывали к его одежде девушки, и в первую очередь – невеста.

Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего, не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

Спасибо за внимание!


При упоминании о Кубани, в голове возникает картина с лихими казаками на конях и девушками в нарядных костюмах. Северо-Запад Кавказа, на большей части которого, в основном, располагается территория современной Кубани, славится разнообразием и обилием растительного и животного мира, привлекает местность и своим территориально-географическим расположением. Северный Кавказ – это кладезь природных ресурсов, многообразие рельефа, необыкновенная красота и прелесть местной природы. Как и любой народ, казачество имеет свои обряды и традиции, которые формировались на протяжении нескольких столетий и складывались, благодаря культурам Запада и Востока, которые перекликались между собой на этой благодатной земле.

Быт кубанской семьи

Так исторически сложилось, что самобытный и своеобразный быт и уклад Кубанской семьи имеет свои особенности, вот некоторые из них:

  1. Казачья семья практически всегда состояла из большого количества людей. В семье рождалось пятеро – семеро детей. Многодетные семьи создавались с учетом того, что сельское хозяйство велось своими силами, а работы всегда было много.
  2. Гостеприимство и щедрость были неотъемлемой частью Кубанского народа. Это связано с приравниванием гостя, особенно незнакомого или чужестранца, к Божьему посланнику.
  3. Воспитание детей начиналось с уважения к старшим. Их учили прислушиваться к советам и не встревать в разговоры взрослых.
  4. К женщине, будь то мать, жена или сестра, мужчины относились с особым уважением. По христианскому писанию, жена не должна вмешиваться в дела мужа и наоборот, муж в дела жены.
  5. Когда кто-либо входил в дом, то обязательно крестились на образа, а мужчины снимали головной убор.

Знаете ли вы, какой из праздничных напитков считался самым любимым и общепринятым у казаков?

Такой напиток назывался «Варена». В нем смешивались мед, водка, различные сушеные фрукты (яблоки, груши, изюм, виноград), которые варились с разного рода пряностями и имбирем.


Народные обычаи Кубани очень разнообразны и интересны. При возведении жилья, на землю бросались кусочки шерсти и перьев, дабы в доме все водилось, при этом в строительстве принимали участие все население станицы. Для того, чтобы сошло благословение на жителей будущего жилища, в стену вмуровывали деревянный крест.


Праздники и торжества

Празднование торжеств разного рода имели свои нюансы и правила: на свадьбе могли присутствовать только женатые и замужние пары, играли свадьбы исключительно осенью или зимой. Выбором суженого для дочери или невесты для сына занимались родители. Интересно проходило празднование Нового Года. В ночь с 31 декабря на 1 января жгли костры, гадали, устраивали различного рода ритуалы, ходили по домам с колядками и щедровками. Накануне Крещения народ посещал церковь, и домой обязательно возвращались со святой водой. Все, что оставалось на столе после празднования, а также солому и сено отдавалось и подкладывалось скотине и птице, чтобы в доме был достаток в новом году. Весной на Кубани праздновали Масленицу, в домах готовилась обрядовая пища, состоявшая из блинов и вареников. Последнее воскресенье перед постом считался днем «всеобщего прощения».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png