Единственный в России архитектурный музей имени Щусева – научный комплекс, изучающий и популяризирующий градостроительное богатство страны. Щусев – талантливый советский архитектор. Свою работу музей архитектуры им. Щусева начал в 1934 году. В экспозицию входит более миллиона экспонатов.
Идея создания подобного музея имеет более чем столетний срок. Материалы длительное время накапливались и хранились в самых разных учреждениях. Архитектурные памятники реставрировались и изучались, материалов накопилось великое множество. Они нуждались в обобщении и систематизации. Потребность в научном исследовательском центре высокого уровня стала насущной необходимостью, и в 1934 году такой центр появился в составе Академии архитектуры СССР. Основную часть коллекции разместили тогда в Большом Соборе, причем это была не только российская архитектура, но и мировая. Главными достопримечательностями, как и сегодня, были сооружения древнего Донского монастыря и некрополь XVIII века. Вплоть до 90-ых годов прошлого столетия вся коллекция была сосредоточена в этом монастыре.
После распада СССР Донской монастырь был возвращен в лоно православной церкви, а экспонаты переместили на Воздвиженку. Само музейное здание входит в архитектурный комплекс знаменитой усадьбы семьи Талызиных – это памятка архитектуры русского классицизма XVIII столетия. Проект особняка принадлежит знаменитому архитектору Казакову М.
Собрание музейного комплекса отслеживает историю архитектуры на территории России за тысячу лет. Самыми драгоценными в коллекции считаются фрески в Калязине (Троице-Макарьевский монастырь) и роскошная мебельная коллекция XIX ст. После реконструкции замечательно выглядит вестибюль, оформленный в стиле Древнего Египта со сфинксами и статуями. Приведен в порядок Аптекарский приказ – это сооружение XVIII века в музейном дворе. Среди экспонатов есть такие раритеты как чертежи и графические работы Баженова В., Казакова М., Бове, Щусева А. и проекты российских авангардистов.
В собрании представлены лучшие в стране коллекции русской видописи и архитектурной фотографии. Сотрудники реставрировали самый грандиозный проект отечественного классицизма – деревянную модель Кремля, высотой в 17 метров (проект Баженова). В фондах музея им. Щусева хранится модель купола работы Константина Тона, фрески из Калягинского монастыря, который был затоплен, и множество фрагментов старинных памятников, уничтоженных в 30-ые годы.
Если в прошлые десятилетия главной целью деятельности музея были научные изыскания, реставрация памяток и коллекционное направление, то сегодня его сотрудники активно организовывает выставки и занимается прочей работой, дающей существенные финансовые доходы. В 1995 году музей архитектуры им. Щусева по указу Президента был признан особо ценным культурным объектом.
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, основанный в 1934 году, расположен в здании бывшей усадьбы семьи Талызиных. Сама усадьба охраняется государством, как памятник эпохи русского классицизма. Музей назван в честь своего основателя — известного советского архитектора Алексея Викторовича Щусева.
Помимо выставочной деятельности, государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева известен своей научной работой и исследованиями в области архитектуры, а также реставрационной деятельностью. Сама здание музея разделено на несколько отделов, выполняющих свои функции. Среди них и реставрационные мастерские и фототека, целая библиотека научной литературы, несколько фондов хранения, архивы и отдел популяризации архитектуры.
Основная экспозиция музея включает в себя более миллиона образцов архитектурного искусства России. С 1995 года президентом РФ музею присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия нашей страны.
Музей постоянно ведет активную выставочную деятельность, принимая на своей территории и организуя выездные выставки. Кроме того, на территории музея действует лекторий, не прекращавший свою деятельность даже в годы Великой Отечественной войны. Современный лекционный зал оборудован передовыми технологиями и открыт для свободного посещения.
Режим работы:
- среда, пятница-воскресенье — с 11:00 до 20:00;
- вторник, четверг — с 13:00 до 21:00;
- понедельник — выходной.
Узнать подробности можно на официальном сайте.
Музей архитектуры имени Щусева (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.
- Туры на Новый год в Россию
- Горящие туры в Россию
Предыдущая фотография Следующая фотография
Тысячелетняя история строительства на Руси, в Российской Империи, СССР и России сквозь череду макетов, архивных фотографий и документов - вот краткое описание экспозиции Музея архитектуры имени Щусева, вот уже более 80 лет просвещающей жителей и гостей города в традициях и современности русского зодчества. Несмотря на то, что в главном здании музея по-прежнему продолжается ремонт, здесь есть на что посмотреть в трёх флигелях: впечатляющие макеты Государственного Кремлёвского дворца и сталинских «высоток», помпезная ваза «Моссовет» в лучших традициях советского гигантизма и кабинет Давида - знаменитого директора музея с массой интереснейших вещиц. А ещё у музея есть легендарный филиал - дом-мастерская архитектора Мельникова .
Немного истории
Музей архитектуры имени Щусева был основан в 1934 году и разместился на территории экспроприированного государством у Церкви Донского монастыря. Позже музей обрёл ещё одну выставочную площадку в перестроенном для этих целей здании усадьбы Талызиных конца 18 века работы Матвея Казакова. Основателем музея и его первым директором стал известный архитектор Алексей Щусев. С первых лет существования научные сотрудники кропотливо собирали информацию не только о русской архитектуре, но и о традициях строительства разных культур - в экспозиции были представлены макеты новозеландских и китайских жилищ. В 1950-е годы музей успешно развивался и обогатился многими ценными экспонатами. Однако в 1990-е почти 9000 кв. метров экспозиционных пространств были возвращены Донскому монастырю, и сегодня музей вынужден ютиться в особняке Талызиных, где продолжается реставрация.
В числе экспонатов музея - макет Большого Кремлёвского дворца, мебель эпохи советского модерна и стиля ар-деко.
Что посмотреть
Экспозиция Музея архитектуры имени Щусева распределена по трём выставочным пространствам: главному дому усадьбы Талызиных, Аптекарскому приказу и флигелю с характерным названием «Руина», где некогда были талызинские конюшни. Все помещения фактически находятся на одной территории.
После завершения реконструкции дом Талызиных станет главным пространством музея. Пока же здесь можно полюбоваться на восстановленные расписные потолки, лепнину и воплощённый гений архитектора Казакова. В числе экспонатов - макет Большого Кремлёвского дворца, мебель эпохи советского модерна и стиля ар-деко. Весьма интересны макеты сталинских высотных зданий, в том числе невоплощённого Дворца советов.
В Аптекарском приказе проходят временные выставки. В «Руине» можно посетить так называемый Кабинет Давида - директора музея с 2000 по 2009 годы. А ещё здесь замечательные сводчатые потолки.
Вы наверняка обратите внимание на шум: фактически под полом флигеля проходит Филёвская ветка метро.
Заметим, что львиную часть экспозиции составляют фотографии, архитектурные планы и чертежи знаковых сооружений разных стран. Так, здесь можно полюбоваться на необычные ракурсы Дворца дожей, Флорентийского Дуомо и прочих знаменитых зданий.
Адрес, часы работы и стоимость посещения
Адрес: ул. Воздвиженка, д. 5/25. Ближайшая станция метро - «Арбатская».
Часы работы: со вторника по воскресенье с 11:00 до 20:00. В четверг музей открыт с 13:00 до 21:00. Кассы закрываются за полчаса до закрытия музея.
Вход - 300 RUB, студентам, пенсионерам и детям до 16 лет - 150 RUB.
Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.
Должна ли архитектура музея быть заметной или она является лишь декорацией для экспонатов? Здания центров современного искусства, построенные в последнее десятилетие, дают очевидный ответ на этот вопрос. Вдохновленная так называемым «эффектом Бильбао» архитектура музеев становится все более притягательной для любителей искусства и для туристов. Таким образом, музей, как культурная институция и как памятник архитектуры, становится ключевым компонентом городских, региональных или даже национальных преобразований и важным фактором экономического развития.
Музеи XXI века максимально соответствуют идее непрерывного развития и роста, включая в себя не только выставочные пространства и административный блок, но и библиотеку, аудитории для проведения лекций и показа фильмов, оснащенные по последнему слову техники хранилища и мастерские, специальные грузовые лифты, не говоря уже о ресторане и сувенирном магазине.
Примером успешной интеграции здания в городское пространство является здание MAXXI - Музея искусств XXI века (Рим, Италия), который стал новым центром квартала Фламиньо. Автор проекта - английский архитектор иранского происхождения Заха Хадид, которая позиционировала «музей не как объект-контейнер, но как городской кампус искусств».
Идея, лежащая в основе архитектуры MAXXI, смелая и оригинальная: галереи рождаются из пересечений потоков линий и узловых точек. Непрерывность пространства, без лишних стен и разделений, делает его подходящим местом для любых выставок. Ключевые элементы здания «читаются» уже в атриуме: бетонные кривые стены, подвесные черные лестницы, прозрачные потолки, через которые проникает естественный свет. По словам Захи Хадид, эти элементы создают «новый вид текучей пространственности, имеющей множество точек обозрения, призванной олицетворять хаотичное течение жизни современного человека».
Архитектура MAXXI бросает вызов нашему представлению о традиционном выставочном пространстве, являясь тем местом, где искусство воспринимается по-новому.
Одним из наиболее значительных решений современной архитектуры является новый «Музей Акрополя», созданный с целью разместить находки из раскопок на холме Акрополя и у его подножия.
Здание, спроектированное архитектором Бернаром Чуми в сотрудничестве с Михалисом Фотиадисом, является памятником современной архитектуры, при этом в нем сохраняются и экспонируются произведения древнегреческого искусства. Современные материалы - стекло и бетон, использованные при строительстве, обеспечивают зрительный контакт с памятниками Акрополя, открывая панорамный вид на исторические холмы и современные Афины. Одним из смысловых центров здания является «Зал Парфенона», своей конструкцией повторяющий целлу Парфенона и вмещающий фриз храма.
Совсем недавно открывшееся новое здание центра современного искусства «Гараж» в Москве - первый пример новой музейной архитектуры в России. Архитектор Рэм Колхас и бюро «ОМА» провели реконструкцию построенного в 1960-е годы ресторана «Времена года», сохранив элементы советского модерна.
При этом здание соответствует всем запросам центра современного искусства: прямоугольные трансформируемые пространства, которые могут быть использованы для разных видов деятельности. По словам Колхаса, «музей входит в пространство парка Горького и является его продолжением: территория парка и пол музея находятся на одном уровне. Нам было интересно работать с парком как с частью Москвы. Он очень популярен, в нем много посетителей, и это хорошо для музея».
Еще один крупный проект, который, несомненно, изменит культурное пространство российской столицы, был анонсирован в октябре 2015 года известным итальянским архитектором Ренцо Пьяно. Его архитектурное бюро работает над созданием выставочного пространства для Фонда V-A-C, которое появится на территории бывшей электростанции ГЭС-2.
Проект находится в стадии согласования, но некоторые цифры уже заявлены: новое пространство должно быть достроено к 2018 году, его общая площадь составит 31 000 кв. м, экспозиционные площади - 9 000 кв. м, а количество посетителей - 750 тысяч человек в год.