КАК ОТКРЫТЬ АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО

В настоящее время в России активно развивается бизнес частных архитектурных бюро. Многие частные инвесторы заинтересованы во вложении свободных средств в перспективную отрасль, профессиональные архитекторы стремятся расширить свою деятельность, строительные компании диверсифицируют спектр оказываемых услуг. При этом подобных бюро в нашей стране значительно меньше, чем, например, в странах Восточной Европы. В ближайшие годы этот бизнес будет активно развиваться, что связано со строительным бумом практически во всех регионах РФ, а также с ростом доходов как населения, так и компаний. Эта тенденция нашла свое отражение и на рынке готового бизнеса: спрос на архитектурные бюро сейчас превосходит предложение в десятки раз.

Как открыть архитектурное бюро: Характеристика рынка

Сегодня рынок услуг дизайнеров-архитекторов развит во всех крупных городах России. Несомненными лидерами по количеству действующих архитектурных бюро, ателье, мастерских и студий являются Москва и Санкт-Петербург. Особенностью данного рынка является быстрый рост числа игроков, в связи с чем здесь присутствует большая конкуренция. Сложно выделить какие-нибудь крупные компании, занимающиеся архитектурной деятельностью. Чаще это некие объединения (постоянные или временные) профильных специалистов, которым подобное сотрудничество позволяет быстро и качественно выполнять крупные заказы, не упуская при этом и мелких клиентов. В этом бизнесе на счету каждый клиент - любая выполненная работа демонстрирует профессионализм и мастерство сотрудников компании: это, по сути, ее долговременная реклама. Помимо демонстрации выполненных проектов, для привлечения новых клиентов служат и публикации в профильных СМИ, и организация собственных интернет-ресурсов, и участие в специальных телепередачах, выставках, семинарах, симпозиумах.

Число работающих на рынке компаний определить практически невозможно - здесь доминирует «серая» экономика, когда многие предприниматели (иногда, полноценные фирмы, в которых работает по 25–30 человек) оказывают услуги в частном порядке, даже не зарегистрировавшись как юридическое лицо.



Можно предположить, что на московском рынке сейчас действует до 250 архитектурно-дизайнерских бюро (АДБ), суммарный оборот которых превышает 250–300 миллионов долларов в год. Ежегодные темпы роста этой отрасли превышают 30 %. Причем речь идет только об услугах дизайнеров и архитекторов. Многие из них также занимаются продажей строительных материалов. С учетом этой статьи доходов емкость рынка АДБ в 2004 году можно оценить в 900–950 миллионов долларов.

Сегодня архитектурные бюро стараются максимально расширить спектр услуг, оказываемых клиентам. Так, во многих компаниях, наряду с уже привычными дизайном интерьера, проектом фасада, перепланировкой квартиры, появились еще и услуги по ландшафтному дизайну, демонтажу ненужных строений, строительству домов и пристроек.

Кроме того, по мере роста конкуренции на рынке АДБ растет и специализация:
сейчас лишь около 30 % компаний заявляют о том, что они могут выполнить любые работы со всеми типами недвижимости;
около 25 % игроков специализируются на работе с жилыми помещениями. В рамках этой сферы также растет сегментация: есть фирмы, занимающиеся только перепланировкой квартир, кто-то работает в основном с коттеджами, кто-то с пентхаусами, некоторые даже с замками (небольшое, но очень прибыльное направление);
20 % фирм отдают предпочтение офисной недвижимости, сотрудничая с девелоперами и компаниями, желающими придать своему рабочему помещению соответствующий облик;
10 % АДБ оказывают услуги владельцам ресторанов: здесь доминируют небольшие структуры (как правило, созданные известными дизайнерами);
5–7 % компаний выбрали специализацию на торговой недвижимости. Этот сегмент растет самыми высокими темпами - более 100 % в год;
2–3 % игроков работают с салонами красоты и другими предприятиями сферы услуг;
2–5 % АДБ относятся к категории «прочие», здесь речь может идти об эргономичных проектах для новых промышленных предприятий, современных автостоянках, храмах (очень закрытый сегмент) и т. д.

Работа архитектурно-дизайнерского бюро, как правило, строится по модели, когда один архитектор (нередко, собственник компании) генерирует идею, а остальные ее прорабатывают. В АДБ невыгодно держать слишком оригинальных творцов, ведь в таких компаниях спрос на обыкновенные уютные интерьеры гораздо выше, чем на оригинальные проекты. Смелые идеи бывают востребованы один-два раза в год, а зарплату сотрудникам нужно платить ежемесячно. Именно поэтому основа архитектурных бюро - архитекторы, качественно выполняющие свою работу. Дизайнеры, генераторы идей, чаще всего вынуждены открывать свои собственные компании. С другой стороны, новые идеи создают бюро репутацию модного и престижного салона, делают его законодателем интерьерной моды.

Как открыть архитектурное бюро: Специфика бизнеса

Архитектурные бюро сегодня предлагают своим клиентам:
разработку дизайн-проектов и сопроводительной документации;
разработку эскизного предложения и стилевой концепции интерьера;
разработку проектной документации и инженерных чертежей;
согласование перепланировки в МВК с последующими изменениями в планах БТИ;
ремонт;
авторский надзор выполнения проекта;
комплектацию объектов мебелью и отделочными материалами.

Как правило, большая часть клиентов приходит в АДБ с просьбой разработать дизайн интерьера, а в дальнейшем выбирает услуги компании по согласованию, строительству и авторскому надзору. Каждый вид работ оплачивается отдельно.

Более или менее стандартные расценки сейчас сформировались только в компаниях, работающих с жилой недвижимостью. Например, разработка интерьера квартиры сейчас стоит примерно - 50 у. е. за квадратный метр, дизайн-проект строительства объекта - около 200 у. е. за квадратный метр, авторский надзор - 1000 у. е. в месяц. Стоимость работ может варьироваться в зависимости от их сложности.

Основная часть клиентов АДБ - собственники квартир размером 200–600 квадратных метров. Однако в последнее время, в связи с активной рекламой этого вида услуг по центральным телевизионным каналам, к услугам дизайнеров чаще обращаются хозяева квартир до 100 квадратных метров. Можно с уверенностью сказать, что сегодня этот вид услуг из разряда элитных переходит в разряд массовых, чему немало способствует и практика сдачи жилых домов без внутренней отделки.

Рентабельность деятельности архитектурного бюро, как правило, превышает 200 % (в отдельных случаях - в несколько раз); правда, речь здесь идет именно о работе дизайнеров и архитекторов. Дополнительный доход многим бюро приносит работа со строительными материалами. Он формируется либо за счет 25–30%-ной торговой наценки на оптовые цены (в случае если компания сама обеспечивает ремонтно-строительные бригады всем необходимым), либо за счет посреднического вознаграждения (получаемого от непосредственных продавцов, список которых бюро рекомендует своему клиенту).

Проведение ремонтных работ также относится к прибыльным направлениям бизнеса. Большинство АДБ имеют несколько партнерских строительных бригад, которые перечисляют определенное вознаграждение за посредничество.

Штатные ремонтные бригады создаются редко.
Одним из наиболее прибыльных направлений бизнеса является обеспечение клиента эксклюзивными предметами интерьера, которые могут покупаться у известных дизайнеров или создаваться силами сотрудников бюро. В первом случае рентабельность будет относительно невелика - 25–40 %, во втором может превысить 1500 %.

Предприниматель и архитектор Анна Жемерева – о том, как важно бизнесмену быть психологом

IT-инструменты, которые использует Анна Жемерева

  • AutoCAD
  • Pinterest
  • Instagram
Московский архитектор Анна Жемерева мечтает когда-нибудь открыть маленькое кафе семейного типа - где владелец в лицо знает своих гостей, их детей и собак. А пока Анна делает бизнес в сфере дизайна интерьеров – по той же «европейской» схеме: семейный врач, семейный юрист… и семейный архитектор. Тот, кому не нужно объяснять, чего ты хочешь. Кому можно позвонить с любым вопросом. Кому доверяешь больше, чем себе. И кто принимает участие в судьбе проекта даже когда он уже закончен и сдан.

Анна Жемерева , 37 лет, владелец и директор архитектурного бюро ORT-interiors . Родилась в Москве, в школе занималась в изостудии. Окончила Государственный университет по землеустройству (факультет архитектуры). До запуска собственного бизнеса трудилась чертежником, архитектором, дизайнером в компаниях DIA, ArhiIdea. С 2003 года работает в собственной компании, занимающейся разработкой архитектурных проектов домов и квартир, интерьерным дизайном жилых и общественных пространств. Замужем.

Анна Жемерева

Начало

Уверенность в том, что пора перестать работать «на дядю» вытекает из нескольких факторов: параллельно с основной работой у тебя появляется много побочных предложений, при этом ты понимаешь, что все тебе по силам.

Я видела в бизнесе два абсолютно равноценных стимула. Первый - возможность проявить себя, а не только воплощать то, что придумали другие. Второй – деньги: заработать самой можно было несравненно больше, чем на зарплате у «дяди».

Однако уходить надо не на конфликте. Я не очень удачно ушла: то есть никакого явного конфликта не было, но мой работодатель оказался совершенно к этому не готов и сильно на меня обиделся. Это неправильно - хорошие отношения надо всегда и до последнего сохранять.

Разницу между архитектурой и дизайном объясняет старая шутка: каждый архитектор - дизайнер, но не каждый дизайнер - архитектор. Это, конечно, не жесткое правило, но суть в нем ухвачена. Архитектор - это и дизайнер, и инженер, и строитель, и художник, и психолог. Дизайнер в интерьерной сфере - это декоратор, оформитель.

Собственно архитектурой мне пришлось заняться не сразу. Сначала случай (студенчество, поиск работы) привел в компанию, занимающуюся дизайном интерьеров. Это была очень свежая и востребованная тема. Застройка Москвы шла стремительно, доходы росли, люди хотели индивидуальности во всем. Возможность сделать квартиру со своей планировкой, выбрать отделочные материалы и мебель, выбрать (о, боже!) стиль интерьера, конечно, многих радовала. И радует до сих пор. И будет радовать дальше.

Это был важный опыт. Работе с интерьерами нас – архитекторов - в институте не учили. Правда, на дипломный проект я уже «выпендрилась» - и на фоне всевозможных гостиничных комплексов в Сочи и тепличных хозяйств в Подмосковье, выступила с проектом: «Интерьер школы». К тому моменту я уже три года проработала в интерьерной сфере и эта тема меня сильно захватила.


Архитектурой пришлось заняться позже. Заказчики сначала делали квартиры, а спустя год-другой приходили делать себе дома. И чем дальше, тем чаще приходилось слышать просьбы спроектировать дом с «нуля». Недавно я посчитала все свои самостоятельные объекты, их количество перевалило за 120.

Наш бизнес не так уж зависит от моды, как это кажется. Я ее не особо чувствую. Сказать, что все сегодня хотят одного и того же – будет неправдой. Бывают какие-то тренды – например, пол венге или широкие белые плинтусы - но я бы не назвала это фактором, влияющим на бизнес.

«Книг по бизнесу я никогда не читала, да и вообще, о том, что мы делаем бизнес, задумалась не так давно - мне всегда казалось, что это просто занятие, которое нравится и которое к тому же кормит»

Деньги

Стоимость наших услуг - 2-4 тысячи рублей за квадратный метр помещения в зависимости от сложности проекта. В среднем, квартира приносит 250 тысяч рублей и делается год. Дом, в среднем, приносит 600 тысяч рублей и делается 2-3 года, а с нуля - до пяти лет. Хорошо иметь в работе и дома, и квартиры, потому что дома стоят дороже, а квартиры обеспечивают «быстрые» деньги. Надзор за проектами приносит около 10-15 тысяч рублей в месяц с объекта.

Загрузка бывает разная. Сейчас по нашим проектам строится два дома «с нуля», в работе несколько интерьеров квартир и домов. Проект включает в себя все работы от замера помещения до расстановки мебели - чертежи, согласования, варианты организации пространства, эскизы интерьеров с расстановкой мебели, подбор и закупка материалов. Отдельная услуга – авторский надзор (выезд на квартиру – в среднем раз в неделю, на дом - раз в 1-2 недели).

Многие вещи нужно сразу закладывать в чертежи – например, учитывать высоту тумбочки, отмеряя высоту розетки, или сечение вентиляции, рисуя потолки. Очень, очень много всего, что заказчику кажется не нужным прямо сейчас: «а, потом решим». Приходится быть локомотивом, планировать не только выбор, но и закупки материалов, потому что практически все - на заказ: плитку ждать 3-8 недель, мебель - 3-4 месяца, индивидуальные вещи вообще не угадаешь.

Команда

В одиночку такой бизнес вести сложно. В 2006 году ко мне присоединились Юлия Щербакова и Оксана Инжуватова, тоже выпускницы ГУЗа. У нас много перекрестных либо совместных функций: мы всегда вместе рисуем начальные перепланировки, согласовываем первичные эскизы, проводим первые встречи - вне зависимости от того, кто будет дальше разрабатывать проект. И вообще каждая в курсе всего. Мы так давно работаем вместе, что и почерк у всех похож, то есть нам несложно доделать работу друг за друга, продолжить проект. Это очень удобно. При этом внутри коллектива существует негласное разделение обязанностей: кому лучше дается рисование - тот больше рисует, кто лучше слушает и говорит - общается с заказчиками и поставщиками.

Работа малой группой – оптимальная в нашем бизнесе, она позволяет всегда иметь «свежий» взгляд, быстро находить решения, когда случаются творческие или технические «ступоры». Вся прибыль, которая остается после обязательных выплат и покупки расходников (суммарно это 10-20% дохода) делится на троих в разных долях, все получают прибыль от всех объектов, даже от тех, в которых не участвуют.

Мы арендуем большую комнату у мебельной компании как субарендаторы. Но, в принципе, можем сидеть где угодно, хоть каждая у себя дома, что часто и происходит.

Я изначально привлекала сторонних сотрудников на разовые заказы – например, чертежников. Трудно поверить, но еще совсем недавно все чертежи делались на кальке тушью. И сегодня есть пара внештатников, которые раскрашивают эскизы (акварель, карандаши), делают трехмерные проекты.

Наблюдения

С первым заказом связана забавная история. Заказчицу я ни разу не видела, она жила в другом городе. Насчет всех согласований мы общались с ее родственниками-москвичами. На сдачу квартиры заказчица приехала сама. Она стояла мрачнее тучи - ей категорически не понравился основной цвет стен общественной зоны квартиры (прихожей, кухни, гостиной, коридоров). Причем всем остальным он нравился: и ее представителям, и мне, и строителям - насыщенный, терракотовый, универсальный. Вдруг выяснилось, что таким цветом выкрашены все стены у нее на работе, а работает она начальником тюрьмы. Эта история не просто про первый проект, это история про то, что наш бизнес очень индивидуален - причем как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика. Нельзя найти универсальную модель, подходящую всем. Это очень «внимательный» бизнес.

Есть и другая показательная история - тоже про заказчиков из другого города. Они были в Москве за все время (проектирование, стройка) три раза. То, что получилось, до мелочей повторяло первоначальную задумку. Фотографии и эскизы вместе смотрятся как детская игра «найди 10 отличий». Благодаря огромному доверию клиента это был один из самых легких (эмоционально) проектов. Доверие в нашем бизнесе приносит удачу. Отсутствие легкости на начальном этапе влечет сложности в дальнейшем.

Ну, и еще одно наблюдение: долго думающий заказчик - сложный заказчик.

Нюансы

За все время работы наша бизнес-модель не менялась. Она, как бы это дежурно ни звучало, держится на индивидуальном подходе к каждому клиенту и максимальном взаимном доверии. Сложно работать с человеком, который тебе не доверяет. Такое бывает редко, поскольку большинство наших клиентов приходят по чьей-то рекомендации, но все же.

От заказчика нужна отдача, особенно это важно на начальном этапе. Нужно, чтобы человек максимально подробно рассказал, что ему нравится. Не то, как он хочет что-то сделать, или как себе представляет результат - а именно что ему вообще нравится, абстрактно, отдельно, в деталях. То, как это воплотить - это уже наша работа.

Я не люблю общаться с заказчиками по электронной почте. В нашем бизнесе, как и во многих других, очень важно уметь «продать» товар - то, что ты придумал. Можно придумать какую-нибудь нереально крутую штуку, но не смочь рассказать о ней, о ее ценности для клиента. Поэтому и важен живой контакт, живая реакция. А что там себе человек увидит в эскизе, сидя дома, и что не увидит – не угадаешь. Практически все, что шлется по почте, проваливается. По этой же причине я стараюсь, чтобы заказчики приходили всегда парой или с детьми (если речь идет про детские). В большинстве случаев они не донесут до дома то, что я им рассказала, не смогут передать своей второй половине информацию так, как это сделаю я.

«Вот эти типовые фразочки вроде «я хочу модерн» или «мне нравится светлый интерьер» - это все условности, причем плохо сформулированные. Я всегда говорю - покажи. И когда человек показывает, выясняется, что он вовсе не то имел в виду. Это просто ярлыки, штампы, за которыми стоят разные образы. Поэтому я всегда за картинки, против слов».

Проблема российского клиента, особенно небедного – в том, что он категорически не способен сказать, сколько денег хочет или может потратить. Меня это каждый раз удивляет, потому что вписаться в бюджет я считаю одной из немаловажных своих задач. Частенько приходится сталкиваться с тем, что сначала бездумно выбираются какие-то вещи, а потом приходит понимание, что это не по карману и надо выбирать что-то другое.

Партнеры

Наших партнеров можно условно поделить на две группы: магазины (каталожные услуги - продажа плитки, паркета, двери, мебели, света и т.д.) и поставщики штучных вещей, изготавливаемых по нашим эскизам для конкретного проекта (ковка, мебель, шторы и т.п.). Мы по многим позициям годами работаем с одними и теми же людьми, даже если речь идет про магазины. Когда какой-то менеджер меняет место работы, мы тоже можем поменять поставщика, потому что человеческий фактор здесь очень важен. Не секрет, что нештатные ситуации легче всего решаются благодаря налаженным связям (замена товара, подвижка сроков, изменение заказа). Но и новым знакомствам я всегда очень рада.

Еще один важный тип партнера в нашем бизнесе - строители, с ними мы так же щепетильны и по той же самой причине: понимание, взаимовыручка и надежность дорогого стоят.

Инженерные проекты (вентиляция, отопление и прочее) всегда делают субподрядчики, чаще всего это и есть поставщики оборудования. Наша задача - собрать в единое целое всю «красоту» и инженерные сети, подружить их между собой, выдать согласованные между собой финальные чертежи. Работа это кропотливая и трудоемкая.

Продвижение

Рекламы как таковой мы никогда не делали, все эти годы работало только «сарафанное радио». Если ты сделал свою работу плохо - об этом узнает 50 человек, а если хорошо - пять. Разница велика, так что мы очень дорожим своей репутацией.

Сейчас есть ощущение, что этого недостаточно. Этот рынок явно перенасыщен услугами разного качества и формата. Мне часто приходится слышать о недобросовестных коллегах, которые, например, проект сделали и умыли руки, то есть оставили проект без надзора - это, по сути, выброшенные деньги заказчика. По ходу стройки возникает очень много нюансов, изменений, корректировок, которые невозможно предусмотреть заранее, даже имея богатый опыт. Надзор за строительным процессом - обязательная часть нашей работы. Раз в неделю надо быть на объекте, чтобы проверить соответствие проекта реальности и скорректировать его на месте.

Два года назад мы сделали сайт, недавно я завела фирменный аккаунт в Instagram - очень удобный инструмент для того, чтобы постоянно рассказывать о себе: грузить фотографии реализованных объектов, показывать проекты в реальном времени, общаться с людьми. Наконец, есть профильные интернет-платформы - как иностранные, так и российские.

Есть еще нюанс в продвижении. Мы очень любим работать руками, если речь идет о подаче материала заказчику - это могут быть быстрые эскизы линерами, или рисунки интерьеров при помощи карандаша и акварели. Результат получается очень живой, красивый. В нем нет такой детальности, как в компьютерном трехмерном проекте, зато многое можно домыслить, его легко дорисовать, перекрасить. У многих это вызывает восхищение: что прямо вот сами нарисовали?

Конечно, мы делаем «трехмеры», но стараемся их избегать. Это очень трудоемко, по срокам ты уже от себя не зависишь (работа отдается привлеченным сотрудникам), да и нет в них особого смысла - идеальной картинка все равно не получится, ткани и отделочные материалы будут другими в процессе выбора, так что зачем гнаться за реалистичностью?

Сказать, что клиент как-то поменялся за эти годы, я не могу. Могу только сказать, что люди возвращаются. У меня есть заказчица, которой я сделала уже четыре объекта, есть заказчик с пятью объектами, многим делаем второй или третий. По сути, продвижение происходит за счет удержания качества, если можно так выразиться.


Инструменты

Офисная часть работы у нас бывает двух типов: придумываем/рисуем и продумываем/чертим. Поэтому для работы архитектору в первую очередь требуется большой стол, на котором поместятся и эскизы, и каталоги, и компьютер. Нам еще нужны книги и журналы для вдохновения, каталоги и образцы материалов (их предоставляют бесплатно поставщики). Хорошо быть на колесах вне офиса - стройки часто бывают за городом, да и багажник мой вечно похож на багажник коммивояжера - куски паркета, образцы плитки, обои - чего там только нет, на общественном транспорте со всем этим особо не поездишь.

Как бизнесмену архитектору надо уметь хорошо говорить и слушать. Но это, наверное, во всех бизнесах важно.

Почти все материалы – отделочные, ткани - мы покупаем в Москве, чаще всего - европейского происхождения (реже – Китай или Америка). Заказы поступают не сразу - столичные склады просто не могут держать все, что представлено в каталогах. Многие вещи делаются в Москве на заказ, так называемая «индивидуалка» – камины, шторы, ковка, деревянные изделия, лепнина.

Планы

Прошло время грандиозных проектов, все больше ставится утилитарных задач. Меньше поступает запросов на что-то ультрамодное, вызывающее. Заказчик стал серьезнее считать свои расходы, вникать в детали. Упор пошел на удобство, практичность. «Понтов» стало меньше.

Одно из самых свежих и перспективных направлений для нас сегодня - проектирование частных малоэтажных (на 2-3 этажа) домов. Нас об этом стали просить старые клиенты. Дело в том, что практически всегда построенная «коробка» требует глобальной реконструкции, так как архитекторы проектировали дом без привязки к конкретному клиенту, конкретной семье. Это незаметно при беглом взгляде на планы, но когда начинаешь расставлять мебель и сантехнику, понимаешь, что ничего не встает, надо переносить проемы, расширять окна, пристраивать объемы. И мы подумали – ну, почему нет, мы же этому учились, мы это умеем – и стали соглашаться.

«Могу ли я сказать заказчику другого архитектора, что проект, который он выбрал – плохой, что в нем ошибки и недочеты? Ну, конечно, да. Но, только имея внятное обоснование, и если меня об этом спросили. Приходится частенько делать так, когда люди покупают готовые дома»

Юля планирует получить дополнительное образование ландшафтного дизайнера, чтобы оказывать весь спектр услуг в нашей сфере. Понимание устройства дренажей, дорожек, освещения и прочего пришло опытном путем, но нам не хватало знаний по ботанике. Думаю, мы легко в это втянемся. Можно это считать одним из наших новых направлений в бизнесе.

Мне интересен экшн. Мы часто стали предлагать (особенно ищущим пока своего архитектора заказчикам) бесплатные начальные эскизы, это для нас своего рода участие в конкурсе, это бодрит. Мы участвуем в бесплатных консультациях, проводимых крупными торговыми площадками - это короткое полезное общение с очень разным клиентом, который про тебя ничего не знает. Мне нравится вести Инстаграм - я уверена, что это будет продуктивно.

Я бы с удовольствием поучаствовала в каком-то ином бизнесе, мне кажется, что из меня получился бы неплохой управленец. Очень влечет цветочный бизнес, как любую девочку. Еще мне бы хотелось иметь свое кафе - местечковое, семейное, с прекрасным кофе, этакая пастичерия.

P.S.

Если бы я начинала бизнес сегодня, я бы больше уделяла внимание клиентам, которым уже закончила интерьер. На самом деле, интуитивно я это понимала сразу - со многими поддерживала и поддерживаю отношения. Это важно не только лично для меня (мне просто приятно узнавать, как у них дела), но и для развития бизнеса. Ты напоминаешь о себе, рассказываешь о своих достижениях, о новых проектах. Внимание к законченным стройкам многое дает – ты узнаешь, как интерьеры живут дальше, что в них заказчики привнесли своего, как хотят их обновить.

И еще начинающим архитекторам и дизайнерам я бы посоветовала держаться за отношения абсолютно с каждым клиентом, всеми силами пытаться понимать его и находить с ним общий язык. Никогда не бросать, не ругаться, не расставаться. Это не только полезная школа жизни, но и наработка своей базы заказчиков на будущее. То же и со строителями - часто заказчик приходит с их стороны.

В настоящее время в России активно развивается рынок частных архитектурных бюро. Многие частные инвесторы заинтересованы во вложении свободных средств в перспективную отрасль, профессиональные архитекторы стремятся расширить свою деятельность, строительные компании диверсифицируют спектр оказываемых услуг. При этом подобных бюро в нашей стране значительно меньше, чем, например, в странах Восточной Европы. В ближайшие годы этот бизнес будет активно развиваться, что связано со строительным бумом практически во всех регионах РФ, а также с ростом доходов как населения, так и компаний. Эта тенденция нашла свое отражение и на рынке готового бизнеса: спрос на архитектурные бюро сейчас превосходит предложение в десятки раз.

Характеристика рынка

Сегодня рынок услуг дизайнеров-архитекторов развит во всех крупных городах России. Несомненными лидерами по количеству действующих архитектурных бюро, ателье, мастерских и студий являются Москва и Санкт-Петербург. Особенностью данного рынка является быстрый рост числа игроков, в связи с чем здесь присутствует большая конкуренция. Сложно выделить какие-нибудь крупные компании, занимающиеся архитектурной деятельностью. Чаще это некие объединения (постоянные или временные) профильных специалистов, которым подобное сотрудничество позволяет быстро и качественно выполнять крупные заказы, не упуская при этом и мелких клиентов. В этом бизнесе на счету каждый клиент - любая выполненная работа демонстрирует профессионализм и мастерство сотрудников компании: это, по сути, ее долговременная реклама. Помимо демонстрации выполненных проектов, для привлечения новых клиентов служат и публикации в профильных СМИ, и организация собственных интернет-ресурсов, и участие в специальных телепередачах, выставках, семинарах, симпозиумах.

Число работающих на рынке компаний определить практически невозможно - здесь доминирует «серая» экономика, когда многие предприниматели (иногда, полноценные фирмы, в которых работает по 25–30 человек) оказывают услуги в частном порядке, даже не зарегистрировавшись как юридическое лицо . Можно предположить, что на московском рынке сейчас действует до 250 архитектурно-дизайнерских бюро (АДБ), суммарный оборот которых превышает 250–300 миллионов долларов в год. Ежегодные темпы роста этой отрасли превышают 30 %. Причем речь идет только об услугах дизайнеров и архитекторов. Многие из них также занимаются продажей строительных материалов. С учетом этой статьи доходов емкость рынка АДБ в прошлом году можно оценить в 900–950 миллионов долларов.

Сегодня архитектурные бюро стараются максимально расширить спектр услуг, оказываемых клиентам. Так, во многих компаниях, наряду с уже привычными дизайном интерьера, проектом фасада, перепланировкой квартиры, появились еще и услуги по ландшафтному дизайну, демонтажу ненужных строений, строительству домов и пристроек.

Кроме того, по мере роста конкуренции на рынке АДБ растет и специализация:

    сейчас лишь около 30 % компаний заявляют о том, что они могут выполнить любые работы со всеми типами недвижимости;

    около 25 % игроков специализируются на работе с жилыми помещениями. В рамках этой сферы также растет сегментация: есть фирмы, занимающиеся только перепланировкой квартир, кто-то работает в основном с коттеджами, кто-то с пентхаусами, некоторые даже с замками (небольшое, но очень прибыльное направление);

    20 % фирм отдают предпочтение офисной недвижимости, сотрудничая с девелоперами и компаниями, желающими придать своему рабочему помещению соответствующий облик;

    5–7 % компаний выбрали специализацию на торговой недвижимости. Этот сегмент растет самыми высокими темпами - более 100 % в год;

    2–3 % игроков работают с салонами красоты и другими предприятиями сферы услуг;

Работа архитектурно-дизайнерского бюро, как правило, строится по модели, когда один архитектор (нередко, собственник компании) генерирует идею, а остальные ее прорабатывают. В АДБ невыгодно держать слишком оригинальных творцов, ведь в таких компаниях спрос на обыкновенные уютные интерьеры гораздо выше, чем на оригинальные проекты. Смелые идеи бывают востребованы один-два раза в год, а зарплату сотрудникам нужно платить ежемесячно. Именно поэтому основа архитектурных бюро - архитекторы, качественно выполняющие свою работу. Дизайнеры, генераторы идей, чаще всего вынуждены открывать свои собственные компании. С другой стороны, новые идеи создают бюро репутацию модного и престижного салона, делают его законодателем интерьерной моды.

Специфика бизнеса

Архитектурные бюро сегодня предлагают своим клиентам:

    разработку дизайн-проектов и сопроводительной документации;

    разработку эскизного предложения и стилевой концепции интерьера;

    разработку проектной документации и инженерных чертежей;

    согласование перепланировки в МВК с последующими изменениями в планах БТИ;

  • комплектацию объектов мебелью и отделочными материалами.

Как правило, большая часть клиентов приходит в АДБ с просьбой разработать дизайн интерьера, а в дальнейшем выбирает услуги компании по согласованию, строительству и авторскому надзору. Каждый вид работ оплачивается отдельно.

Более или менее стандартные расценки сейчас сформировались только в компаниях, работающих с жилой недвижимостью. Например, разработка интерьера квартиры сейчас стоит примерно - 50 у. е. за квадратный метр, дизайн-проект строительства объекта - около 200 у. е. за квадратный метр, авторский надзор - 1000 у. е. в месяц. Стоимость работ может варьироваться в зависимости от их сложности.

Основная часть клиентов АДБ - собственники квартир размером 200–600 квадратных метров. Однако в последнее время, в связи с активной рекламой этого вида услуг по центральным телевизионным каналам, к услугам дизайнеров чаще обращаются хозяева квартир до 100 квадратных метров. Можно с уверенностью сказать, что сегодня этот вид услуг из разряда элитных переходит в разряд массовых, чему немало способствует и практика сдачи жилых домов без внутренней отделки.

Рентабельность деятельности архитектурного бюро, как правило, превышает 200 % (в отдельных случаях - в несколько раз); правда, речь здесь идет именно о работе дизайнеров и архитекторов. Дополнительный доход многим бюро приносит работа со строительными материалами. Он формируется либо за счет 25–30%-ной торговой наценки на оптовые цены (в случае если компания сама обеспечивает ремонтно-строительные бригады всем необходимым), либо за счет посреднического вознаграждения (получаемого от непосредственных продавцов, список которых бюро рекомендует своему клиенту).

Проведение ремонтных работ также относится к прибыльным направлениям бизнеса. Большинство АДБ имеют несколько партнерских строительных бригад, которые перечисляют определенное вознаграждение за посредничество. Штатные ремонтные бригады создаются редко.

Одним из наиболее прибыльных направлений бизнеса является обеспечение клиента эксклюзивными предметами интерьера , которые могут покупаться у известных дизайнеров или создаваться силами сотрудников бюро. В первом случае рентабельность будет относительно невелика - 25–40 %, во втором может превысить 1500 %.

АДБ в законе

Как правило, за создание архитектурного бюро «с нуля» берутся профессионалы, имеющие большой круг постоянных клиентов, и определенную репутацию в этом виде деятельности.

Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» регламентирует вопросы, связанные с разработкой архитектурных проектов (архитектурной части комплексных проектов строительства), правовые аспекты деятельности архитектора; закон не распространяется на общий порядок разработки, согласования и экспертизы проекта.

Юридическое лицо , осуществляющее архитектурную деятельность, должно иметь соответствующую лицензию на выполнение проектных и ремонтно-строительных работ. В том случае, когда руководитель организации - архитектор, имеющий персональную лицензию на архитектурную творческую деятельность, наличие лицензии у юридического лица не обязательно.

Соискатель лицензии должен соответствовать установленным законом критериям. При этом немаловажную роль играют квалификация специалистов и их производственный опыт. В соответствии с положением о текущем надзоре, каждая организация в течение срока действия лицензии должна быть проверена лицензирующим органом. Органами архитектурного надзора являются Государственная вневедомственная экспертиза проектов, Госархстройнадзор и Государственная жилищная инспекция.

Офис

Как правило, АДБ стремятся арендовать небольшой офис с отдельным входом (до 100 кв. м) в престижном районе города. Как известно, спрос на такие помещения есть всегда, и с каждым годом открыть приличный офис в центре становится все сложнее.

Офис оборудуется мебелью и компьютерной техникой, которая должна отвечать потребностям этого бизнеса.

Структура АДБ

Как правило, внутренняя структура архитектурно-дизайнерских бюро следующая:

    архитектурный отдел , отвечающий за общую концепцию, качество и сроки выполнения заказа. Все сотрудники отдела должны иметь высокую квалификацию, высшее архитектурное или художественное образование;

    отдел по работе с клиентами , к сожалению, существует не во всех компаниях, однако он необходим, чтобы ограничить контакт клиентов с дизайнерами. Обычно такой отдел состоит из нескольких менеджеров, которые, во-первых, ведут переговоры о продаже услуг компании, а во-вторых, выступают в роли персональных менеджеров клиентов в ходе выполнения проектов. В этом же отделе работает менеджер, который отвечает за связи с поставщиками отделочных материалов;

    отдел по согласованию занимается получением разрешений и согласований на перепланировку находящихся в работе объектов, координирует работу с субподрядными организациями;

    строительный отдел производит ремонтно-строительные работы на объектах, отвечает за привлечение субподрядных организаций, качество и сроки проведения работ на стройках. Если имеется строительная лицензия, то в этот отдел входят также прораб и бригада строителей;

    бухгалтер, секретарь, программист и т. д.

Обычно отделы компании работают не автономно, а в тесной кооперации.

Продвижение

Архитектурные бюро могут достаточно эффективно рекламировать свою деятельность. Но в данном виде деятельности наружная реклама не приносит больших доходов. Специфика этого бизнеса в том, что услуги АДБ можно продвигать по определенным каналам, так или иначе связанным со строительством и ремонтом помещений.

Все средства эффективного продвижения АДБ можно подразделить на три группы.

    интернет-сайт;

    участие в телепередачах, касающихся темы ремонта, строительства, перепланировки.

Информация (в том числе и посредническая) от строительных, риэлторских и тому подобных компаний. Эта группа средств базируется прежде всего на личных знакомствах руководства и ведущих сотрудников бюро, при этом огромную роль играют посредническое вознаграждение и банальные «откаты».

АДБ трудно создавать «с нуля» по нескольким причинам:

Соискателя ждет волокита с оформлением лицензий и получением сертификатов ;

вхождение на рынок в связи с большой (и постоянно растущей) конкуренцией будет происходить в течение длительного времени и потребует дополнительных затрат ;

В новую компанию сложно будет привлечь «сильных» архитекторов , чье имя уже достаточно известно на рынке. Сейчас эта проблема нередко решается за счет передачи привлекаемому специалисту доли в бизнесе.

Труднее всего будет получить первый заказ . Отсутствие имени, а значит, и клиентов, на начальном этапе крайне затормозит развитие бизнеса;

Тяжело подобрать свободное помещение , соответствующее всем требованиям, предъявляемым к офису АДБ.

Взвесив все «за» и «против», многие частные инвесторы, желающие выйти на рынок АДБ, отдают предпочтение покупке действующей компании.

Если вам нравится заниматься созданием планов домов с последующим воплощением последних в красивое архитектурное строение - бизнес-план архитектурного бюро подойдет как нельзя кстати.

Как открыть архитектурное бюро

Архитектурное бюро представляет собой фирму, где решаются дизайнерские проблемы и их решение в строительстве различного рода сооружений. В нашем мире, где на каждом углу происходит строительство какого-либо объекта, очень важно обратиться к специалистам, способным сделать из вашей задумки что-то особенное. Услуги архитекторского бюро пользуются особым спросом, так как данный бизнес не настолько развит, поэтому спрос на услуги превышает предложение.

Таким образом, идея об открытии собственного бизнеса на архитектурном бюро является перспективным решением, которое принесет свой доход. Открыть архитектурное бюро довольно таки просто, главное составить грамотный бизнес-план архитектурного бюро, чтобы получить заемные средства на развитие бизнеса либо, имея собственные средства вложить их в дело.

Организация архитектурного бюро

Для того чтобы начать свою деятельность нужно зарегистрировать правовую форму организации, где оптимальным вариантом будет создание общества с ограниченной ответственностью. Также следует узнать, попадает ли ваша деятельность под надобность получения лицензии. Но есть исключения, когда руководитель организации является профессиональным архитектором и имеет собственную персональную лицензию архитектора. Тем самым лицензия на организацию в целом не потребуется. Архитектурное бюро может выполнять множество различных услуг, среди которых такие услуги как разработка проектов с последующим документальным сопровождением, разработка эскизов проектов, инженерных чертежей, осуществление перепланировки и ее согласования, ремонтные работы, надзор за исполнением проектов. Очень часто заказчики обращаются в архитектурное бюро с просьбой о создании дизайна интерьера здания. Данная услуга находится в комплексе с другими сопутствующими услугами.

Финансовый план архитектурного бюро

Помещение для организации архитектурного бюро лучше взять в аренду, где ориентировочная стоимостью будет составлять от 50 000 рублей. Офис под архитектурное бюро лучше искать в центре рядом с общественными местами с большой проходимостью. Помещение должно быть выполнено в особом деловом стиле, чтобы клиент смог изначально оценить вашу фирму. Ремонт помещения и закупка основной мебели обойдется бизнесмену еще в 40-150 тысяч рублей.

Заработная плата рабочих архитекторов составляет около 15 000 рублей. Желательно, чтобы специалистов архитекторов было не менее 3, чтобы успевать выполнять заказы. Стоимость работ варьируется от того насколько сложен и трудоемок заказ. В среднем архитектурное бюро получает от 150 000 рублей чистой прибыли. Это связано с тем, что цены на архитекторские услуги имеют высокую оценку.

Окупаемость бизнеса архитектурного бюро происходит в первые полгода, что говорит о высокой рентабельности данного агентства.

Таким образом, рассмотрев бизнес-план архитектурного бюро, можно сделать вывод, что первоначальные затраты требуют не малых капитальных вложений, поэтому использовать данный бизнес как стартап не следует. В архитектурном бизнесе все должно быть организовано и конструктивно спланировано и только тогда можно добиться успеха.

Архитектура становится отраслью, в которую выгодно вкладывать инвестиции. Те предприниматели, которые успели заметить такую тенденцию, не зря задумываются о том, чтобы открыть архитектурное бюро или мастерскую. Это тем более выгодно, поскольку данная ниша освоена пока еще незначительно, что создает весьма заманчивые перспективы для тех, кто планирует построить свой бизнес на разработке дизайна интерьера на заказ. Ситуация на сегодняшний день такова, что спрос превышает предложение практически в десятки раз.

Как показывает анализ рынка архитектурного бизнеса, лучше всего этот сегмент экономики развивается в крупных городах. И именно здесь отмечается самый высокий уровень конкуренции. За своего клиента фирмы борются по-разному: кто-то делает ставку на участие в различных выставках, другие развивают собственные интернет-ресурсы, а кому-то проще тратить деньги на рекламу в СМИ. Причем многие архитектурные и дизайнерские компании максимально расширяют спектр дополнительных услуг, занимаясь, помимо дизайна интерьера, демонтажем строений, ландшафтным дизайном, а также строительством придомовых сооружений.

Бизнесмены, имеющие опыт открытия архитектурных бюро, отмечают, что узкая специализация в этой сфере становится все выгоднее. Если раньше большая часть компаний во всеуслышание заявляла о своей готовности выполнить любые виды работ по дизайну и перепланировке, то сейчас количество таких фирм сократилось в несколько раз. Сегодня предприниматель, планирующий открыть архитектурное бюро или студию, все чаще задумывается о специализации.

Каждая четвертая фирма, действующая в этом сегменте рынка, специализируется на жилых помещениях. Мало того, часть игроков оказывает услуги исключительно по перепланировке квартир, другие компании занимаются только работой с загородными коттеджами, либо пентхаузами. Около 20% архитектурных бюро сотрудничают с владельцами офисов, которые стремятся придать современный внешний вид своим рабочим площадям. Как показывает практика, такой бизнес, как архитектурное бюро, лишь выигрывает от подобной сегментации. Эффективный бизнес-менеджмент в сфере дизайна интерьера имеет решающее значение, и в случае удачного выбора специализации успех вашему бизнесу обеспечен.

Прежде чем открыть свой бизнес, свое дело по дизайну интерьера, необходимо тщательно продумать каждый шаг. Бизнесменам, планирующим открыть фирму по дизайну интерьеров, предстоит пройти процедуру лицензирования, но это далеко не единственная проблема. Успешно их преодолеть вам поможет грамотный пример бизнес-плана открытия студии дизайна интерьера с готовыми расчетами, с помощью которого открытие бизнеса с нуля пройдет без серьезных затруднений. Какой должна быть организационная структура архитектурного бюро, какие особенности этого бизнеса следует учесть при развитии компании – советы опытных профессионалов помогут вам найти ответы на самые важные вопросы.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png