Монументальная живопись - это разновидность монументального искусства. На современном этапе она тесно связана с архитектурой. Это роспись, наносимая непосредственно на стены, своды, полы, потолки, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением.

Вместе с тем это самая древняя разновидность живописи. Она известна еще со времен палеолита. Наскальные рисунки, росписи в пещерах, созданные первобытными людьми, сохранились практически на всех континентах. Эти памятники являются очень ценным, а иногда и единственным источником информации об особенностях культур разных исторических эпох.

В зависимости от способа получения изображения монументальную живопись принято делить на 4 основных вида.

Техники монументальной живописи
Техника Описание Пример
Фреска Изображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке образуется кальциевая пленка, которая защищает рисунок.
Живопись темперой Изображение наносится на сырую штукатурку красками из растительного пигмента, разведенными в яйце или масле. Настенные росписи православных соборов.
Мозаика Изображение выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла) или камня. Большой популярностью пользовалась в советское время: для украшения станций метро, ДК.
Витраж Изображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем. В убранстве средневековых готических соборов.

Памятники монументальной живописи Древнего Египта

Первые памятники монументальной архитектуры были построены в эпоху Древнего Египта. Это пирамиды с заупокойными храмами и гробницами для фараонов. Некоторые из них сохранились до наших дней. Монументальная живопись, украшающая внутренне пространство пирамид, является бесценным источником информации о культуре египетской цивилизации, социальном и государственном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

Важно заметить, что пирамиды возводились с целью увековечить подвиги фараонов, которым предстояло упокоиться в них. Поэтому в настенных росписях важное место отводилось самому усопшему, его заслугам и связям с богами.

Росписи египетских гробниц состоят из сцен, каждая из которых представляет законченный сюжет. Тем не менее все сцены связаны между собой, а их содержание и последовательность подчинены единому замыслу.

Здесь представлены особенности быта разных слоев населения: тяжелый труд рабов, крестьян, ремесленников и роскошь правящей элиты. Там можно найти изображения сельскохозяйственных работ, охоты, рыбалки, а также картины господских праздников с обилием яств и развлечений.

Монументальное искусство в эпоху античности

Со времен ранней античности такая роспись являлась самым распространенным способом украшения каменных построек. К сожалению, древнегреческие образцы практически не сохранились. Но те, что уцелели, - в основном мозаики, позволяют составить общее представление. В них нашла отражение характерная для эллинистической культуры пластичность.

В культуре Древнего Рима монументально-декоративная живопись получила широкое распространение, причем не только при постройке культовых сооружений, но и в оформлении жилых построек. В I веке произошло знаменитое извержение Везувия, стершее с лица земли римский город Помпеи. Вулканический пепел засыпал дома и помог сохранить в целости большое количество уникальных росписей, некоторые из который сейчас выставлены в музее Неаполя.

Фреска и мозаика активно использовались в искусстве Византии. Это, в свою очередь, оказало значительное влияние на становление древнерусского искусства.

Расцвет монументальной живописи в Европе

В период Средневековья в Европе строилось большое количество религиозных сооружений, внутреннее убранство которых до сих пор поражает воображение. Мастера того времени достигли невероятного уровня в искусстве изготовления витражей.

В эпоху Возрождения вновь в центре внимания оказалась монументальная живопись. Фреска стала пользоваться невероятной популярностью. Сохранилось много грандиозных по размеру и технике исполнения образцов.

Монументальное искусство Востока

Больших высот достигла монументальная живопись в азиатских странах, в первую очередь в Китае, Индии, Японии. Отличные от европейских мировоззрение и религии, философское и эмоциональное отношение к природе нашли отражение в этом виде искусства.

Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами. Создание цветных картин сочеталось с искусством художественной резьбы и инкрустации.

На Востоке станковая и монументальная живопись всегда развивались в тесном контакте. В оформлении интерьеров широко применялись расписные ширмы и свитки.

Монументальная живопись в наши дни

В настоящее время монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. С точки зрения сюжетов и техник исполнения, наблюдается активное смешение стилей, возврат к образцам предыдущих эпох и новое их осмысление.

Еще одной тенденцией является освоение новых материалов и техник изготовления мозаик и витражей. Фреска, очень сложная и трудоемка техника, возвращается в несколько измененном варианте - живопись по сухой штукатурке, которая называется «а секко». Эта техника позволяет создать изображения, более стойкие к атмосфере крупных промышленных городов.

Монументальное искусство прошло долгий путь становления, развиваясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. По всей вероятности, оно будет жить и дальше, по крайней мере до тех пор, пока в нас сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, с чем мы взаимодействуем в процессе своей жизнедеятельности.

ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ это не вид искусства, а род, «семейство», включающее архитектурные сооружения, скульптурные монументы, рельеф, стенную роспись, мозаику, витражи и др. Объединяющим началом выступает участие в создании монументального образа , выражающего и пропагандирующего господствующие идеи своего времени, своей эпохи. Архитектурные сооружения монументального искусства – это церковные храмы, дворцы, мемориальные ансамбли (например, на Поклонной горе). Их отличает особый возвышенный характер. Они рассчитаны на важные культовые или светские церемонии и ритуалы, настраивающие людей на единообразные реакции и единодушие. Архитектурные сооружения и ансамбли художественно организуют пространство для человеческой жизнедеятельности.

Архитектурное пространство – подходящая среда для синтеза искусств – главным образом изобразительных – скульптуры, живописи, графики и др. Монументальная скульптура – это монументы, памятники, скульптурные комплексы, которые или дополняют и обогащают архитектуру или самостоятельно выражают и пропагандируют монументальный образ, но не без помощи архитектуры (постамент, организация площадки вокруг памятника). Монументальная живопись – это панно, роспись, мозаика, витражи. Содержание произведений монументальной живописи гармонирует с назначением и монументальным смыслом соответствующего архитектурного комплекса. Необходимая связь с архитектурой определяет своеобразие жанровой классификации монументальной живописи по её месту в архитектуре (экстерьерная или интерьерная, роспись на стене или потолке – плафон и т.п.). Известное значение в классификации имеет также материал и техника, в которых выполнены произведения (фреска , темпера, мозаика, бронза и т.д.). Монументальная графика – настенное графическое изображение, участвующее в создании монументального образа.

Таким образом, кроме монументального образа объединяющим началом для монументальных искусств является связь с архитектурой.

В чем состоит содержательная основа монументального образа? Какова цель его воздействия на зрителя? Во многом ответ содержится в этимологии термина «монументальное»: от латинского «монумент» (памятник) и «монере» (напоминать, внушать, призывать). Монументальное искусство ориентируется на массовое восприятие и стремится воздействовать на эмоции и мысли множества людей, организовать их в определенном направлении. Оно ставит перед собой задачу вывести человека за узкие рамки, границы его частного «я» и приобщить к «большому миру». Этот «большой мир» – человеческий коллектив, человеческий род, строй мироздания, космос. Для «большого мира» характерны масштабы изображаемого пространства и времени . В монументальном искусстве пространство тяготеет к бесконечности (примером могут служить золотые фоны византийских мозаик). Оно избегает исторической и географической определенности пространства, ориентированного на ближайшее окружение, жанрово обжитое. Время здесь стремится к такой длительности, которую трудно измерить частной человеческой жизнью. Нередко оно производит впечатление остановленного времени, вневременности, вечности. Приобщаясь к такому «большому миру», человек чувствует свою значительность, масштабность. Восходя к высшему, всеобщему, человек одновременно растворяет в нем свою индивидуальность.

Для монументального искусства характерна определенная постоянная среда бытования. За редким исключением, произведения монументального искусства находятся не в музеях, а являются частью архитектурного и природного ансамбля, имеющего важное общественное значение. Это искусство улиц и площадей, создающее постоянно существующую архитектурно-пространственную среду и рассчитано на постоянное общение со многими, нередко одними и теми же людьми (жителями одного района, города и т.д.) в различные моменты их жизни. В этом, в частности, состоит отличие монументального искусства от зрелищных искусств , временно оформляющих монументальные празднества и экспозиционные ансамбли выставок, павильонов и т.п.

Отмеченные особенности монументального искусства определяют своеобразие его художественной формы. В первую очередь оно стремится к большому (иногда грандиозному) размеру . Характеризуя меру обобщенности формы монументального искусства, обычно отмечают присущую ему обобщенность силуэта и объема. Это связано, отчасти, с тем, что это искусство функционирует, как правило, на больших расстояниях. Отсюда и такие свойства, как лаконизм художественного языка, отчетливая ритмика , броскость, повышенная «интонация». В то же время в отличие от зрелищных искусств, оно избегает чрезмерной экспрессивности, спокойно, уравновешенно, ясно, просто, цельно и величаво.

Принято проводить различие между искусством монументальным и монументально-декоративным, разновидностями которого являются монументально-декоративная скульптура и монументально-декоративная живопись и монументально-декоративная графика. Все эти виды изобразительного искусства не только участвуют в создании синтетического монументального образа, но обладают самостоятельной эстетической функцией – украшать, декорировать, и собственной эстетической ценностью, отличной от монументальности – красотой, лиризмом и т.д. Например, многие портретные памятники поэтам, художникам, музыкантам, созданные в 19 в. и во второй половине 20 в., можно рассматривать как мост от героико-эпической монументальной пластики к чисто декоративной скульптуре.

«Биография» монументального искусства восходит к человеческим творениям эпохи каменного века. Археологи находят уже в этот период такие виды синкретической деятельности первобытного человека, которые сочетают в себе материальные и духовно-магические аспекты. Продукты этой деятельности можно вполне определенно назвать древнейшими монументами человеческой культуры. Это и наскальные росписи Альтамиры и Ласко, таинственные и до конца не разгаданные камни Стоунхенджа, каменные бабы южно-русских степей и Сибири, вертикально врытые в землю высокие камни (до 20м.), имеющие культовое значение (так называемые «менгиры» в Бретани и других районах) (). Расцветы монументального искусства совпадают, как правило, с эпохами, когда высоко развито коллективное сознание и недостаточно индивидуальное. Не случайно все древние культуры и культура Средневековья тяготели преимущественно к монументальному. Новое время (особенно с 17 в.) развивается главным образом под знаком станкового, камерного искусства. На рубеже 19–20 вв., когда сама архитектура превратилась в оформительскую (например, в стиле «модерн»), и находилась в состоянии упадка, монументальное искусство сошло на нет. Попытки реставрировать монументальное искусство в 20 и 21 вв. в его прежней форме обречены на неудачу. Перспективы, которые здесь открываются, могут быть связаны с новейшими стилями в архитектуре.

Евгений Басин

В современных школах ученикам старших классов преподается очень важный и нужный предмет под названием «Мировая художественная культура». Курс МХК рассказывает школьникам о шедеврах архитектуры и изобразительного искусства от древности до наших дней. В программу входит и такой раздел, как монументальное искусство. С ним мы сейчас познакомимся поближе.

Что такое монументальное искусство?

Это особенный раздел отличающийся пластической или смысловой нагрузкой архитектурного произведения, а также важностью и значительностью идейного содержания. Слово «монументальное» произошло от латинского moneo, что означает «напоминаю». И не мудрено, ведь данный тип искусства - один из самых древних на земле.

История монументального творчества

Корни данного вида зодчества и живописи восходят к первобытному обществу. Древние люди тогда только научились рисовать, неумело держали в пальцах уголек, но их произведения монументальной живописи на пещерных стенах уже поражали воображение. Конечно, они были нарисованы коряво, обилие красок отсутствовало, но зато присутствовал смысл. Он заключался в представлении древних людей о силах природы, собственной жизни, различных умениях. Поэтому стены пещер украшали различные сценки из жизни первобытного человека: добыча мамонта, самая красивая женщина в пещере, ритуальные танцы у костра и многие, многие другие.

Первобытное общество сменилось Древним миром, и там монументальное творчество тоже нашло свое место. В Древнем Египте данное искусство очень уважали и любили. Об этом нам говорят сохранившиеся до наших дней сфинксы и египетские пирамиды. В эпоху Возрождения произошел расцвет монументальной архитектуры. На свет появились такие шедевры, как картина «Сотворение Адама», а также Сикстинской капеллы. Все эти работы выполнены гением своего времени - Микеланджело Буонарроти.

В конце 19-начале 20 века искусство идет по новому пути. Наиболее популярный тогда стиль «модерн» отразился и на данном творчестве, из-за чего большинство монументальных произведений было выполнено в данном направлении. Особенно это коснулось живописи и нашло отражение в работах таких художников, как М. Врубель, М.Дени и другие. Но не было забыто и зодчество, в это время работают такие скульпторы как Э. Бурдель и А. Майоль. Их руками было создано большинство произведений в жанре которыми мы восхищаемся и любуемся по сей день.

Наибольшее развитие и признание данный вид искусства получил в СССР. Страна Советов ставила перед собой и внушительные памятники и постаменты как нельзя лучше отражали ее задумки. Впечатляющие, высокие, стремящиеся ввысь статуи отражают смелость и силу духа рабочих того времени.

Примеры данного вида искусства

Сюда относятся как архитектурные, так и живописные произведения. Монументальное искусство включает в себя мозаики, фрески, памятники и бюсты, различные скульптурные и декоративные композиции, витражи и даже… фонтаны. Теперь можно убедиться, как много сюда входит произведений искусства. Немудрено, что по всему миру созданы тысячи музеев, где на всеобщее восхищение выставлены панно, бюсты и скульптуры самых разных эпох и поколений.

Разнообразие произведений

Сюда входят два вида творчества: скульптура и изобразительное искусство. обычно представляет собой различные панно, росписи на стенах, барельефы и др. Они служат украшением окружающей обстановки и обязательно входят в состав какого-либо ансамбля, являясь его важной частью. В монументальной живописи различают разнообразные техники: это фреска, витраж, мозаика и т.д. Стоит отметить, что монументальная живопись располагается на специально созданной под нее конструкции или на недвижимой архитектурной основе.

Эпоха СССР и данный вид творчества

Монументальное искусство высоко ценилось в СССР. Оно способствует развитию художественного вкуса, воспитанию нравственности и патриотических чувств к своей Родине. Оно эмоционально обогащает, даря при взгляде на него незабываемые воспоминания, которые навсегда остаются в душе и сердцах как детей, так и взрослых. Советскому монументальному искусству присущи гуманизм и художественная организация. Произведения живописи и архитектуры, выполненные в соответствующем стиле, можно было встретить везде: около школ и садиков, заводов и в парках. Умудрялись строить памятники даже в самых необычных местах.

Этот вид творчества получил широкое распространение после Октябрьской революции, когда строилась новая страна с новыми законами, порядками и социализмом. Именно тогда произведения монументального искусства получили особое признание в народе. Все живописцы, скульпторы, архитекторы были охвачены порывом создать шедевр монументального искусства, чтобы показать, что время изменилось, наступила новая жизнь, новый бытовой уклад, новые открытия в науке и новый вид искусства.

Бессмертное произведение

Одним из самых запоминающихся творений тех времен стала великолепная монументальная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», олицетворяющее собой тяжелый труд и подвиг советского народа. История памятника очень интересна и познавательна. В 1936 году заканчивали строительство Дворца Советов, наверху которого должен был стоять памятник «Рабочий и колхозница». Для создания скульптурного сооружения отобрали лучших мастеров, в число которых попала и Вера Мухина. На работу им дали два месяца и сказали, что статуя должна олицетворять собой две фигуры - рабочего и колхозницы. Одну и ту же идею четыре скульптора выполнили совершенно по-разному. У кого-то фигуры спокойно и безмятежно стояли, у кого-то наоборот, яростно рвались вперед, будто стремясь кого-то обогнать. И только Мухина Вера Игнатьевна запечатлела в своей работе прекрасный момент начатого, но не законченного движения. Именно ее работа и была одобрена комиссией. Сейчас памятник «Рабочий и колхозница» находится на реставрации.

Монументальная живопись: примеры

Как уже было сказано выше, изобразительное искусство этого типа уходит корнями в древние времена. Уже тогда создавались великолепные рисунки на стенах пещер, изображающие процесс охоты, древние ритуалы и др.

Монументально-декоративная живопись подразделяется на несколько типов:

  • Фреска . Данное изображение создается на сырой штукатурке несколькими типами красок, которые получились из пигмента в виде порошка. При высыхании такой краски образуется пленка, защищающая работу от внешнего воздействия.
  • Мозаика . Рисунок выкладывается на поверхности маленькими стеклышками или разноцветными камнями.
  • Темпера . Произведения этого типа выполнены красками из пигмента растительного происхождения, разведенного в яйце или масле. Как и фреска, наносится на невысохшую штукатурку.
  • Витраж . Схож с мозаикой, так же выкладывается из кусочков разноцветного стекла. Разница в том, что кусочки соединяются между собой спайками, а готовое произведение помещают в оконный проем.

Наиболее известные произведения монументальной живописи - фрески Феофана Грека, например двусторонняя икона «Богоматерь Донская», на другой стороне которой изображено «Успение Богородицы». Также к произведениям искусства можно отнести «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля Санти, «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и другие картины.

Монументальное зодчество: шедевры мирового искусства

Хорошие скульпторы во все времена ценились на вес золота. Поэтому мир и обогатился такими произведениями, как Триумфальная арка, расположенная в Москве, памятник Петру 1 «Медный всадник», скульптура Давида, выполненная Микеланджело и находящаяся в Лувре, статуя прекрасной Венеры, у которой отсечены руки, и многие другие. Такие виды монументально-декоративного искусства завораживают и притягивают к себе взгляды миллионов, на них хочется любоваться снова и снова.

Существует несколько типов зодчества этого типа:

  • Памятник . Обычно это скульптура одного или нескольких людей, стоящих неподвижно или замерших в какой-либо позе. Производятся из камня, гранита, мрамора.
  • Монумент . Увековечивает в камне какое-либо событие истории, например Отечественную войну, или великую личность.
  • Стела . Данный тип зодчества представляет собой плиту из камня, гранита или мрамора, стоящую вертикально и имеющую какую-либо надпись или рисунок.
  • столб, состоящий из четырех заостряющихся кверху граней.

Заключение

Монументальное искусство - вещь сложная и неоднозначная. У всех людей она вызывает разные чувства, у кого-то - гордость за мастеров, что человеческие руки смогли произвести на свет шедевр. Кто-то чувствует недоумение: как такая работа вообще могла быть выполнена обычным человеком, ведь в ней столько мелких деталей? Иной зритель просто остановится и залюбуется памятниками живописи и архитектуры, как древними, так и современными. Но объекты монументального искусства не оставят равнодушным ни одного человека. Это происходит потому, что у всех мастеров, сделавших что-либо в этом стиле, имеется огромный, недюжинный, самый настоящий талант, терпение и бескрайняя любовь к своему делу.

Хория Матей::: Майя

Цивилизация майя - прошедшая, согласно до­кументальным свидетельствам, два этапа, соответ­ствующие историческим периодам Древнего и Но­вого царства, - нашла самое характерное выра­жение в архитектуре и изобразительном искусстве. Наши представления о классической монументаль­ной архитектуре в значительной мере связаны с образами Акрополя в Афинах и пирамид в Гизе. Храмы майя кое в чем сходны с афинским Акро­полем, а их пирамиды напоминают египетские, но в то же время они построены по совершенно свое­образному плану, они самобытны, не похожи ни на какие другие знаменитые сооружения Старого Света.

Прежде всего здесь следует подчеркнуть, что города майя не были городами в общепринятом значении этого слова. Это были культовые и торговые центры, где люди собирались, чтобы при­нять участие в религиозных обрядах, выполнить свои гражданские функции, обменять продукты своего труда на другие. Каменные здания, иногда очень внушительных размеров, вовсе не были при­способлены для постоянного жилья: в них не было ни очагов, ни окон, а иногда даже и отду­шин для проветривания (знаменательно, что на современном юкатанском языке такие здания, ле­жащие теперь в руинах, называются актун, сло­вом, означающим у юкатанцев пещеру). Во внут­ренних помещениях дворцов и храмов царил полумрак и только в определенный, очень точно рассчитанный час дня, когда солнце проникало че­рез специальные щели, храмы озарял странный свет.

Разумеется, такие здания могли населять толь­ко... боги, которым они и посвящались. Внутри храмов воздвигались алтари, помосты, большие платформы, имевшие при церемониях определен­ное назначение. Жрецы, их помощники и ученики жили в храмах некоторое время лишь накануне празднеств, когда постились и готовились к свер­шению обрядов.

Все эти обстоятельства, а также сравнительно развитые познания в области математических, осо­бенно геометрических расчетов, наличие подходя­щего строительного материала (камня) и само­бытной концепции, выработанной в процессе исто­рического развития народа, позволяло майянским архитекторам воздвигать здания монументальных пропорций, соответственно эстетическим представ­лениям правящей городами жреческой верхушки, отличавшиеся совершенно оригинальной и самобытной архитектурой, поставленной на службу культа - господствующей формы идеологии в древнем обществе майя.

Европейцы, впервые вступившие в контакт с монументальной архитектурой Центральной Аме­рики, были поражены мощностью и смелой кон­струкцией зданий, странным сочетанием в них света и тени, массивностью строительного мате­риала и своеобразием декоративных мотивов.

«Повсюду неистовство света, - пишет Жан Бабелон в книге «Жизнь майя» («La vie des mayas», Париж, изд. Галлимар, 1934), - которым архи­текторы с дерзким и жестоким спокойствием поль­зуются для достижения декоративного эффекта: антаблементы с резкими горизонтальными высту­пами, застывшие в непреклонной суровости, ка­менные шпалеры, нависающие между маленькими колоннами, как решетки или сплетения ивовых ветвей, фризы из связанных между собою тре­угольников в кружевной резьбе, полукруглые сту­пени, зигзагообразные мотивы или узоры из прямых углов, прекрасно упорядоченное сочетание, внушающее трепет, как система господства и угнетения. Ни одна вертикаль не смягчает впечат­ления придавленности, создаваемого этой плоской дремотной архитектурой, воздвигнутой на искус­ственных насыпях не в поддержку возвышенного акта молитвы, а для того, чтобы еще больше уве­личить вещий груз ее силы».

Руины зданий, воздвигнутых некогда архитек­торами майя, являются в наши дни самыми попу­лярными туристическими объектами в Централь­ной Америке, по всей территории между Сальвадором и Мексикой. Из них наиболее интересны следующие:

Копан, где монументальная иероглифическая лестница - названная так потому, что вертикаль­ную грань каждой ступени покрывают глубоко высеченные глифы - величественно возвышает свои 63 ступени на 26 метров над уровнем пло­щади, вызывая странное ощущение грандиозности и головокружения у всех, кто имеет любопытства (и смелость) подняться по ней.

Киригуа, расположенный по линии железной дороги между городами Пуэрто-Барриос и Гвате­мала, стоит на плодородной равнине, на кромке долины Мотагуа, где когда-то были леса, а сейчас расстилаются банановые плантации. Здесь нет высоких пирамид, и каменные здания скромны, но место это самое известное из всех археологических раскопок поселений майя, благодаря стройности и изяществу каменных стел из украшенного резьбою песчаника и причудливых алтарей - громадных каменных блоков в форме населявших мифологию майя фантастических чудовищ неба, в которых вся масса строительного материала гармонично соче­тается с тонкой сложностью деталей.

Лубаантун, в южном Британском Гондурасе, не имеет ни стел, ни зданий, но его самобытность проявляется в производящих грандиозный эффект пирамидах, сложенных из квадратных блоков прозрачного известняка, обладающего некоторыми свойствами мрамора и очень похожего на него.

В Чичен-Ице, кроме зданий, о которых уже го­ворилось выше, очень своеобразна архитектура «Дома монахинь» (Casa de las Monjas), названного так после конкистадорских завоеваний, по-видимому в ошибочном предположении, что здание за­нимали своего рода майянские весталки (бравых солдат скорее привлекала теория целомудрия, чем его практика). Это здание стоит на выложенном из камня мощном фундаменте, над которым воз­вышаются два этажа комнат, украшенных скульп­турными масками; отвратительные оскалы этих масок создают особую атмосферу, господствую­щую над всем этим странным сооружением.

Сан-Хосе, в центральной части Британского Гондураса, был одним из малых культовых цен­тров. Несмотря на свое расположение на окраине «трапеции» майя, он все же был довольно важ­ным торговым городом, о чем свидетельствуют многочисленные находки: расписные керамические сосуды из Юкатана, глиняные фигурки из Веракруса, украшения из раковин, характерные для Тихоокеанского побережья, обсидйайовые предметы, вероятно, из Сакапы, расположенной в северо-восточной части гватемальского горного района, нефритовые статуэтки неизвестного про­исхождения, медные орудия и украшения, по-ви­димому, из Центральной Мексики, коралловые украшения с берегов Караибского моря, мрамор­ные сосуды, типичные для некоторых районов Гондураса, а также большое количество расписной керамики из самых разных мест. Жители Сан-Хосе не высекали скульптур, но украшали свои здания рисунками на штукатурке.

Некоторые незаконченные здания из Тикаля, где работали знаменитые архитекторы, позволяют нам догадываться, как происходила постройка ты­сячу двести лет назад: одни строители подносили камни и землю для центра пирамиды, другие примитивными орудиями распиливали бревна для стройки и готовили дрова для нагрева печей, третьи - обтесывали строительный камень. При торжественном открытии памятников некоторые из рабочих, вероятно, приносились в жертву; в основании стен, под плитами храмов и лестниц лежат в керамических сосудах черепа. На большой церемониальной площади и на платформах перед пирамидами стоят разнообразные стелы из известнякового камня, украшенные скульптурной резьбой и росписями, изображающими богов и ие­роглифические тексты, напоминающие о том, что неумолимое течение времени продолжало быть важной проблемой у древних майя. Через каждые 5-10 или 20 лет воздвигалась новая стела, неся на себе запись о проникновении за эти проме­жутка в тайны времени и движения небесных тел.

При некоторой доле фантазии мы можем пред­ставить себе, как жрецы-астрономы, переходя от одной стелы к другой, проверяют свои теории от­носительно продолжительности солнечного года или года Венеры.

Наконец, назовем Вашактун (в области Петен, в Гватемале). Здесь, в лесу, под слоем земли и буйной тропической растительностью, была обна­ружена самая древняя пирамида майя (328 г. н. э.). Когда она была обнаружена в 1916 году, ее покрывала другая, значительно большая по размерам и высоте пирамида; поскольку верхняя пирамида была очень разрушена, ее разобрали и под ней открылась более древняя, сохранившаяся в своем почти первоначальном состоянии. Это квадратная пирамида, высотою более восьми мет­ров, с четырьмя лестницами, ведущими к двум верхним террасам. Платформы окружены восем­надцатью гротескными масками, высотою 1,8 м. и шириною 2,4 м. Причудливые по замыслу, эти маски внушают однако безмятежный покой, стран­но контрастирующий с нервозностью всей пирами­дальной массы. Изогнутые клыки в углах пасти, косматые брови, приплюснутый нос и язык, напо­ловину высунувшийся над верхней губой, не вы­зывают никакого сомнения в том, что это изобра­жение бога Ягуара. Маски с нижней части пира­миды, еще более стилизованные (один художе­ственный критик нашего времени сказал, что они принадлежат к «палеоимпрессионистскому» тече­нию), создают впечатление, что перед зрителем - морды фантастических животных, объединяющих в себе черты змей и ягуаров. Итак, от фундамента и до верхних платформ пирамида из Вашактуна образует единое целое с украшениями, может быть, необычными и причудливыми, но произво­дящими очень сильное впечатление и передаю­щими мощь всего ансамбля.

Постройки майя, будь то храмы, дворцы или пирамиды, не сравнимы ни с какими известными строениями Старого Света. У майянской и астекской пирамид есть целый ряд общих деталей, но те и другие решительно отличаются от египет­ских, которые являются храмом, святилищем или гробницей. Американская пирамида это просто гигантский постамент - естественный или насып­ной, выполняющий роль платформы для культо­вого здания, возвышая его (в прямом и в пере­носном смысле) в глазах верующих и используя в этих целях крутые, иногда очень смелые, голо­вокружительные лестницы. Итак, эта пирамида не скрывает в своем чреве никаких секретов, доступ­ных лишь жрецам, как египетские пирамиды, а выставляет святилище на яркий свет тропиче­ского солнца, вознося его на платформу, куда могли подниматься только избранные.

Архитекторы майя не знали арки и свода; их заменял так называемый «ложный свод», поэтому их здания были довольно узки и длинны, а при толстых стенах возможны были только очень ма­ленькие окошки. Зато поверхность, подходящая для украшений, была достаточно велика, чем от­части и можно объяснить великое изобилие фре­сок и барельефов в культовых центрах.

Городская архитектура, развитие которой не выдерживает никакого сравнения с архитектурой, поставленной на службу культа, расцвела особен­но в эпоху Нового царства. В некоторых городах, располагавшихся в засушливых районах, были устроены каменные или цементные плоскодонные водоемы. Археологи обнаружили сложную кана­лизационную систему для вывода воды со дворов и из помещений. Речка, протекавшая через город Паленке, была повернута в другом направлении, к подземному акведуку; по тем его местам, где он не обвалился, могут пройти плечом к плечу пять человек. Каналы, идущие от храмов и двор­цов, несли сюда воду, стекавшую с крыш и дво­ров. Ниже по течению, уже за искусственным руслом, через речку был переброшен выгнутый мост, который археологи, любители ассоциаций, сравнили с мостами древней Венеции. До нас не дошло ни одного имени тех художни­ков и скульпторов, которые высекали причудливые и в то же время поразительно мощные фигуры, мы не знаем имен архитекторов, творцов величе­ственных храмов и дворцов древнего Юкатана и создателей пирамид, хотя одна из них - из Чолулы - выше знаменитой пирамиды Хеопса из Гизе (считающейся, между прочим, одним из семи чудес света). Более того, лингвисты наших дней напрасно занимались бы поисками в многочислен­ных америндейских языках слова «искусство». Понятия этого не было в древней Америке. Ба­рельеф просто назывался богом дождя или богом кукурузы, стела была счетом годов, а пирамида - местом жертвоприношений или постройкой в честь солнца.

Историк искусства Фердинанд Антон в своем труде «Древняя Мексика и ее искусство» (Alt Mexico und seine Kunst, Лейпциг, 1965 г.) вполне справедливо отмечает, что «безымянный худож­ник, создававший керамические украшения для поклонения умершим, неизвестный скульптор, вы­тесывавший каменными орудиями каменные изо­бражения божеств, или безымянный архитектор, воздвигавший храмы и культовые дворцы, - все они имелй совершенно иное мировоззрение, чем люди нашего времени, пытающиеся объяснить себе этот умерший мир». По поводу же назначения древнего мексиканского искусства с его столь не­обычайными, самобытными формами он говорит: «Полихромная керамика в погребениях, нефрито­вые украшения на шее жрецов, обсидиановые маски для сановных покойников, каменные скульптуры у основания пирамид, здания, поражающие своими фресками и сердцами принесенных в жертву пленников, все, что составляло искусство, как и культ, предназначалось для одного - для поклонения божествам, для сохранения космиче­ского порядка».

Если архитектура майя умерла одновременно с Новым царством, искусство их живет до наших дней; каменотесы-художники, гончары и ткачи из малых поселений продолжали свой труд и во время фратрийских войн, и в период испанской колонизации, сохраняя тысячелетние традиции своего народа.

История не знает сослагательного наклонения, но, возможно, поступи Адольф Гитлер в Венскую художественную академию, история Европы и мира пошла бы совершенно по другому сценарию. Многие специалисты отмечают, что у него был художественный талант, и он мог стать выдающимся архитектором. За тот непродолжительный период господства национал-социализма, в Германии произошли коренные изменения, в том числе и в строительстве. В нашем обзоре представим самые величественные сооружения Третьего Рейха, те, что удалось реализовать, а также некоторые нереализованные масштабные проекты.

* Данный материал не пропагандирует нацизм и атрибутику третьего рейха.

Фюрербау. Мюнхен

Первые проекты по строительству дома на площади Кёнигсплац появились еще в 1931 г, но с приходом к власти нацистов, в 1933 г утвердили план строительства «Дома фюрера», разработанный приближенным к Гитлеру немецким архитектором Паулем Людвигом Троостом.

Гитлер с особым уважением относился к Мюнхену, потому и архитектура этого города должна была напоминать о величии и власти Третьего Рейха. В 1936 г строительные работы по возведению Фюрербау были завершены, и на 9 лет здание стало резиденцией фюрера.

В 1938 году в его зале было подписано Мюнхенское соглашение, положившее, по сути, начало Второй мировой войне, а сегодня это Городская высшая школа музыки и театра.

На площади Мюнхена Кёнигсплац в 1935 г, создавая особую архитектурную композицию, были возведены Храмы почета. Возведенные в память о погибших во время пивного путча 1923 года одним из любимейших архитекторов Гитлера Паулем Троостом, их еще называли Храмы чести.

В специально выстроенных Храмах почета в ноябре 1935 г перезахоронили прах соратников Гитлера по пивному путчу. Южный и Северный храм стали завершением архитектурной композиции мюнхенской площади, и гармонично вписались в комплекс из Административного здания НСДАП и «Дома фюрера».

Храмы почета были взорваны в 1947 году, и сейчас на их месте остались лишь цокольные основания, которые густо поросли плющом.

Рейхсминистерство авиации. Берлин

В вооруженных силах нацистской Германии военно-воздушным силам отводилась особая роль, поэтому созданной в 1933 г «люфтваффе» уделялось особое внимание.

В самом начале 1935 года немецкий архитектор Эрнст Загибель, бывший у Гитлера на особом счету, представил проект здания Имперского министерства авиации. В этом же году на Вильгельмштрассе началось масштабное строительство, и уже через год в его кабинеты вселись руководители ВВС Германии.

Сейчас в этом здании разместилось Министерство финансов ФРГ, а перед самим зданием возвели мемориал в память о восстании 1953 г.

Здание новой Рейхсканцелярии. Берлин

При разработке проекту и строительстве нового здания Рейхсканцелярии Гитлер предоставил своему любимому архитектору Альберту Шпееру неограниченные возможности и средства.

Проявив талант организатора, Шпеер закончил возведение новой Рейхсканцелярии через год, и в 1939 г Гитлер и его приближенные въехали в просторные кабинеты огромного здания, длина фасада которого равнялась 441 м.

В 1943 г авиация антигитлеровской коалиции все чаще стали бомбить Берлин, и под зданием канцелярии соорудили огромный бункер, вошедший в историю как «Фюрербункер».

Дом немецкого искусства. Мюнхен

В 1937 г по проекту Пауля Людвига Троса выстроили выставочное здание в стиле неоклассицизма с античными колоннами на фасаде. За строительством объекта по Принцрегентенштрассе лично следил Гитлер, ведь и оно, как и другие монументальные сооружения, должно было свидетельствовать о величии немецкой нации.

Ежегодно в Доме проводились выставки немецкой культуры, на которых с пламенными речами перед нацией выступал Адольф Гитлер. По задумке Дом должен был стать храмом немецкой культуры, но не обошлось и без коммерции.

В помещениях были размещены пункты общественного питания, кафе, а после войны американцы использовали его как офицерскую столовую.

Фогельзанг. Шлайден

Естественно, национал-социалисты придавали огромное значение воспитанию и подготовке молодежи, и по всей стороне началось строительство учебных заведений для молодежи.

На окраине Шлайдена в 1938-1939 гг на площади в 50 000 м² был оборудован учебный лагерь, а само здание поражало своими размерами. В 1940 г началось строительство большой библиотеки «Дома знаний», но работы были отложены до окончания боевых действий.

В стенах «Дома знаний» и на его территории учились и тренировались члены гитлерюгенда, а после войны его территория использовалась как полигон бельгийскими и британскими военными.

Трибуна Цеппелина. Нюрнберг

Одно из немногих монументальных сооружений эпохи господства национал-социалистов, которое удалось закончить полностью. Главный архитектор Берлина и лично фюрера возвел огромнейшую трибуну в Нюрнберге.

Уникальная по конструкции и огромная по размерам трибуна, высотой 20 м., а шириной 360 м напоминала своей формой знаменитый Пергамский алтарь античных времен.

Величественное сооружение использовали для проведения парадов и митингов, а в 1938 г, когда выступал Гитлер, на площади перед трибуной собралось 300 тыс. человек, что на тот момент стало абсолютным рекордом в мире.

План реконструкции Берлина. Нереализованные проекты

В завершение представим несколько грандиозных проектов национал-социалистов по перестройке Берлина, так и не воплотившиеся в реальность.

В проекте, созданном Шпеером по личному указанию Адольфа Гитлера, это величественное сооружение также именовалось как Зал славы, или Великим залом.

В 1939 г появился макет Зала народа, который можно видеть на представленном фото. Главный зал должен был вмещать до 150 тыс. человек, и нацисты планировали проводить здесь наиболее значимые мероприятия и праздники.

Монументальное здание высотой 290 м., которое завершалось бы огромным куполом, должно было возвышаться над центральной площадью Берлина, а главное, показать всему миру мощь Третьего Рейха и его величие.

По замыслу Гитлера и его «придворного» архитектора Шпеера именно с Южного железнодорожного вокзала должна была начинаться главная ось Берлина, на которой размещались главные здания и монументы немецкой столицы.

Этот вокзал должен был воплотить давнюю мечту Гитлера в жизнь - трехметровую колею для больших локомотивов. Даже на проекте здание вокзала поражает своими размерами, а интерьер внутренних залов был украшен колоннами и скульптурными композициями.

Перед вокзалом планировалось спроектировать огромную площадь для проведения парадов и торжественных церемоний. Напротив Южного вокзала с другой стороны этой площади планировали возвести Триумфальную арку.

Сегодня этот вокзал является одним из мира..

Основной элемент центральной части Берлина, которая должна была появиться в результате реконструкции немецкой столицы. Естественно, что и арка у нацистов должна была стать самой большой в мире.

По проекту Шпеера ее высота равнялась 120 метрам. Интересно, что первые эскизы подобной арки нарисовал сам Гитлер еще в момент написания «Майн Кампф» в середине 20-х годов.

Почвы в той части Берлина, где ее хотели возвести, была столь непрочна, что нацисты укрепили поверхность сооружением Швербеластунгскёрпера, что буквально с немецкого означает «Объект для создания тяжелой нагрузки». Его и сейчас можно наблюдать в центре Берлина, так как взрывать уникальный объект не решились.

Новая ратуша Берлина

Фюрер мечтал сделать из Берлина новую столицу мира, по примеру Вавилона, Рима, Ниневии. Для этого городу нужны были величественные здания, которых нет в других мировых столицах.

Новая Ратуша должна была разместиться сразу за Триумфальной аркой и стать единым комплексом архитектурной оси центральной части Берлина.

По проекту она была значительно выше Триумфальной арки, но не выше Зала Народа. Хотя по традиции строительства европейских городов, именно ратуша была самым высоким городским зданием.

Подведем итог

Как видим, все эти монументальные сооружения времен господства национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером были культовыми центрами нацистской идеологии.

Архитектура Третьего Рейха стала ярким проявлением архитектуры тоталитарного периода, и оказала влияние на послевоенное строительство уже в демилитаризованной Германии. Многие величественные здания сложной и трагической эпохи национал-социализма и сегодня служат немецкому народу, являясь своеобразными напоминаниями о том периоде германской истории.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png