Сентиментализм — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Сентиментализм как литературный метод сложился в литературах западноевропейских стран в 1760-1770-х гг. На протяжении 15 лет - с 1761 по 1774 г. - во Франции, Англии и Германии вышли в свет три романа, которые создали эстетическую основу метода и определили его поэтику. «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо (1761), «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна (1768), «Страдания молодого Вертера» И.-В. Гете (1774). И сам художественный метод получил свое название от английского слова sentiment (чувство) по аналогии с заглавием романа Л. Стерна.

Сентиментализм как литературное направление

Исторической предпосылкой возникновения сентиментализма, особенно в континентальной Европе, стала возрастающая социальная роль и политическая активность третьего сословия, которое к середине XVIII в. обладало огромным экономическим потенциалом, но было существенно ущемлено в своих социально-политических правах по сравнению с аристократией и духовенством. По своей сути политическая, идеологическая и культурная активность третьего сословия выразила тенденцию к демократизации социальной структуры общества. Не случайно именно в третьесословной среде родился лозунг эпохи - «Свобода, равенство и братство», ставший девизом Великой французской революции. Этот социально-политический дисбаланс явился свидетельством кризиса абсолютной монархии, которая как форма государственного устройства перестала соответствовать реальной структуре общества. И далеко не случайно то, что этот кризис приобрел преимущественно идеологический характер: в основе рационалистического мировосприятия лежит постулат первенства идеи; поэтому понятно, что кризис реальной власти абсолютизма дополнился дискредитацией идеи монархизма вообще и идеи просвещенного монарха в частности.

Однако и сам принцип рационалистического мировосприятия существенно изменил свои параметры к середине XVIII в. Накопление эмпирических естественнонаучных знаний, возрастание суммы отдельных фактов привели к тому, что в области самой методологии познания наметился переворот, предвещающий ревизию рационалистической картины мира. Как мы помним, уже и она включала в себя, наряду с понятием разума как высшей духовной способности человека, понятие страсти, обозначающей эмоциональный уровень духовной деятельности. А поскольку высшее проявление разумной деятельности человечества - абсолютная монархия - все больше и больше демонстрировала и свое практическое несоответствие реальным потребностям социума, и катастрофический разрыв между идеей абсолютизма и практикой самодержавного правления, постольку рационалистический принцип мировосприятия подвергся ревизии в новых философских учениях, обратившихся к категории чувства и ощущения, как альтернативным разуму средствам мировосприятия и миромоделирования.

Философское учение об ощущениях как единственном источнике и основе познания - сенсуализм - возникло еще в пору полной жизнеспособности и даже расцвета рационалистических философских учений. Основоположник сенсуализма - английский философ Джон Локк (1632-1704), современник английской буржуазно-демократической революции. В его основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) предлагается принципиально антирационалистическая модель познания. По Декарту, общие идеи имели врожденный характер. Локк объявил источником общих идей опыт. Внешний мир дан человеку в его физиологических ощущениях - зрении, слухе, вкусе, обонянии, осязании; общие идеи возникают на основе эмоционального переживания этих ощущений и аналитической деятельности разума, который сравнивает, сочетает и абстрагирует свойства вещей, познанных сенситивным путем.

Таким образом, сенсуализм Локка предлагает новую модель процесса познания: ощущение - эмоция - мысль. Продуцируемая подобным образом картина мира тоже существенно отличается от дуальной рационалистической модели мира как хаоса материальных предметов и космоса высших идей. Между материальной реальностью и идеальной реальностью устанавливается прочная причинно-следственная связь, поскольку идеальная реальность, продукт деятельности разума, начинает осознаваться как отражение материальной реальности, познаваемой при помощи чувств. Иными словами, мир идей не может быть гармоничным и закономерным, если в мире вещей царят хаос и случайность, и наоборот.

Из философской картины мира сенсуализма следует ясная и четкая концепция государственности как средства гармонизации естественного хаотического социума при помощи гражданского права, гарантирующего каждому члену общества соблюдение его естественных прав, тогда как в естественном социуме господствует только одно право - право силы. Нетрудно заметить, что подобная концепция явилась прямым идеологическим следствием английской буржуазно-демократической революции. В философии французских последователей Локка - Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и К.-А. Гельвеция эта концепция стала идеологией грядущей Великой французской революции.

Результатом кризиса абсолютистской государственности и видоизменения философской картины мира стал кризис литературного метода классицизма, который был эстетически обусловлен рационалистическим типом мировосприятия, а идеологически связан с доктриной абсолютной монархии. И прежде всего кризисность классицизма выразилась в пересмотре концепции личности - центральном факторе, определяющем эстетические параметры любого художественного метода.

Концепция личности, сложившаяся в литературе сентиментализма, диаметрально противоположна классицистической. Если классицизм исповедовал идеал человека разумного и общественного, то для сентиментализма идея полноты личностного бытия реализовалась в концепции человека чувствительного и частного. Высшей духовной способностью человека, органично включающей его в жизнь природы и определяющей уровень социальных связей, стала осознаваться высокая эмоциональная культура, жизнь сердца. Тонкость и подвижность эмоциональных реакций на окружающую жизнь более всего проявляется в сфере частной жизни человека, наименее подверженной рационалистическому усреднению, господствующему в сфере социальных контактов - и сентиментализм стал ценить индивидуальное выше обобщенного и типического. Сферой, где с особенной наглядностью может раскрыться индивидуальная частная жизнь человека, является интимная жизнь души, любовный и семейный быт. И сдвиг этических критериев достоинства человеческой личности закономерно перевернул шкалу иерархии классицистических ценностей. Страсти перестали дифференцироваться на разумные и неразумные, а способность человека к верной и преданной любви, гуманистическому переживанию и сочувствию из слабости и вины трагического героя классицизма превратилась в высший критерий нравственного достоинства личности.

В качестве эстетического следствия эта переориентация с разума на чувство повлекла за собой усложнение эстетической интерпретации проблемы характера: эпоха однозначных классицистических моральных оценок навсегда ушла в прошлое под воздействием сентименталистских представлений о сложной и неоднозначной природе эмоции, подвижной, текучей и изменчивой, нередко даже капризной и субъективной, сопрягающей в себе разные побудительные мотивы и противоположные эмоциональные аффекты. «Сладкая мука», «светлая печаль», «горестное утешение», «нежная меланхолия» - все эти словесные определения сложных чувств порождены именно сентименталистским культом чувствительности, эстетизацией эмоции и стремлением разобраться в ее сложной природе.

Идеологическим следствием сентименталистского пересмотра шкалы классицистических ценностей стало представление о самостоятельной значимости человеческой личности, критерием которой перестала осознаваться принадлежность к высокому сословию. Точкой отсчета здесь стала индивидуальность, эмоциональная культура, гуманизм - одним словом, нравственные достоинства, а не общественные добродетели. И именно это стремление оценивать человека вне зависимости от его сословной принадлежности породило типологический конфликт сентиментализма, актуальный для всех европейских литератур.

При том. что в сентиментализме, как и в классицизме, сферой наибольшего конфликтного напряжения остались взаимоотношения личности с коллективом, индивидуальности с социумом и государством, очевидно диаметрально противоположная акцентировка сснтименталистского конфликта по отношению к классицистическому. Если в классицистическом конфликте человек общественный торжествовал над человеком естественным, то сентиментализм отдал предпочтение естественному человеку. Конфликт классицизма требовал смирения индивидуальных стремлений во имя блага общества; сентиментализм потребовал от общества уважения к индивидуальности. Классицизм был склонен винить в конфликте эгоистическую личность, сентиментализм адресовал это обвинение бесчеловечному обществу.

В литературе сентиментализма сложились устойчивые очертания типологического конфликта, в котором сталкиваются те же самые сферы личной и общественной жизни, которые определяли структуру классицистического конфликта, по природе своей психологического, но в формах выражения имевшего идеологический характер. Универсальная конфликтная ситуация сентименталистской литературы - взаимная любовь представителей разных сословий, разбивающаяся о социальные предрассудки (разночинец Сен-Пре и аристократка Юлия в «Новой Элоизе» Руссо, буржуа Вертер и дворянка Шарлотта в «Страданиях молодого Вертера» Гете, крестьянка Лиза и дворянин Эраст в «Бедной Лизе» Карамзина), перестроила структуру классицистического конфликта в обратном направлении. Типологический конфликт сентиментализма по внешним формам своего выражения имеет характер психологической и нравственной коллизии; в своей глубинной сущности, однако, он является идеологическим, поскольку непременным условием его возникновения и осуществления является сословное неравенство, закрепленное законодательным порядком в структуре абсолютистской государственности.

И в отношении поэтики словесного творчества сентиментализм тоже является полным антиподом классицизма. Если классицистическую литературу в свое время мы имели случай сравнить с регулярным стилем садово-паркового искусства, то аналогом сентиментализма будет так называемый пейзажный парк, тщательно спланированный, но воспроизводящий в своей композиции естественные природные ландшафты: неправильной формы луга, покрытые живописными группами деревьев, прихотливой формы пруды и озера, усеянные островками, ручейки, журчащие под сводами деревьев.

Стремление к природной естественности чувства диктовало поиск аналогичных литературных форм его выражения. И на смену высокому «языку богов» - поэзии - в сентиментализме приходит проза. Наступление нового метода ознаменовалось бурным расцветом прозаических повествовательных жанров, прежде всего, повести и романа - психологического, семейного, воспитательного. Стремление говорить языком «чувства и сердечного воображения», познать тайны жизни сердца и души заставляло писателей передавать функцию повествования героям, и сентиментализм ознаменовался открытием и эстетической разработкой многочисленных форм повествования от первого лица. Эпистолярий, дневник, исповедь, записки о путешествии - вот типичные жанровые формы сентименталистской прозы.

Но, пожалуй, главное, что принесло с собой искусство сентиментализма, - это новый тип эстетического восприятия. Литература, говорящая с читателем рациональным языком, адресуется к разуму читателя, и его эстетическое наслаждение при этом носит интеллектуальный характер. Литература, говорящая на языке чувств, адресуется к чувству, вызывает эмоциональный резонанс: эстетическое наслаждение приобретает характер эмоции. Этот пересмотр представлений о природе творчества и эстетического наслаждения - одно из самых перспективных достижений эстетики и поэтики сентиментализма. Это - своеобразный акт самосознания искусства как такового, отделяющего себя от всех других видов духовной деятельности человека и определяющего сферу своей компетенции и функциональности в духовной жизни общества.

Своеобразие русского сентиментализма

Хронологические рамки русского сентиментализма, как и всякого другого направления, определяются более или менее приблизительно. Если его расцвет можно с уверенностью отнести к 1790-м гг. (период создания наиболее ярких и характерных произведений русского сентиментализма), то датировка начального и завершающего этапов колеблется от 1760-1770-х до 1810-х гг.

Русский сентиментализм явился частью общеевропейского литературного движения и вместе с тем закономерным продолжением национальных традиций, складывавшихся в эпоху классицизма. Произведения крупнейших европейских писателей, связанные с сентиментальным направлением («Новая Элоиза» Руссо, «Страдания молодого Вертера» Гете, «Сентиментальное путешествие» и «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Стерна, «Ночи» Юнга и т. д.), очень скоро после своего появления на родине становятся хорошо известны в России: их читают, переводят, цитируют; имена главных героев приобретают популярность, становятся своего рода опознавательными знаками: русский интеллигент конца XVIII в. не мог не знать, кто такие Вертер и Шарлотта, Сен-Пре и Юлия, Йорик и Тристрам Шенди. Вместе с тем во второй половине столетия появляются русские переводы многочисленных второстепенных и даже третьестепенных современных европейских авторов. Некоторые сочинения, оставившие не очень заметный след в истории своей отечественной литературы, воспринимались иногда с бо?льшим интересом в России, если в них были затронуты проблемы, актуальные для русского читателя, и переосмысливались в соответствии с представлениями, уже сложившимися на основе национальных традиций. Таким образом, период формирования и расцвета русского сентиментализма отличается чрезвычайной творческой активностью восприятия европейской культуры. При этом русские переводчики преимущественное внимание стали уделять современной литературе, литературе сегодняшнего дня.

Русский сентиментализм возник на национальной почве, но в большом европейском контексте. Традиционно хронологические границы рождения, формирования и развития этого явления в России определяют 1760-1810 гг.

Уже начиная с 1760-х гг. в Россию проникают произведения европейских сентименталистов. Популярность этих книг вызывает множество переводов их на русский язык. По словам Г. А. Гуковского, «уже в 1760-х годах переводится Руссо, с 1770-х годов идут обильные переводы Гесснера, драм Лессинга, Дидро, Мерсье, затем романов Ричардсона, затем „Вертер“ Гете и многое, многое другое переводится, расходится и имеет успех». Уроки европейского сентиментализма, разумеется, не прошли бесследно. Роман Ф. Эмина «Письма Ернеста и Доравры» (1766) - очевидное подражание «Новой Элоизе» Руссо. В пьесах Лукина, в «Бригадире» Фонвизина чувствуется влияние европейской сентиментальной драматургии. Отзвуки стиля «Сентиментального путешествия» Стерна можно обнаружить в творчестве Н. М. Карамзина.

Эпоха русского сентиментализма - «век исключительно усердного чтения». «Книга становится излюбленным спутником в одинокой прогулке», «чтение на лоне природы, в живописном месте приобретает особую прелесть в глазах „чувствительного человека“, «самый процесс чтения на лоне природы доставляет „чувствительному“ человеку эстетическое наслаждение» - за всем этим обозначается новая эстетика восприятия литературы не только и даже не столько разумом, сколько душой и сердцем.

Но, несмотря на генетическую связь русского сентиментализма с европейским, он вырастал и развивался на русской почве, в другой общественно-исторической атмосфере. Крестьянский бунт, переросший в гражданскую войну, внес свои коррективы как в понятие «чувствительности», так и в образ «сочувственника». Они обрели, и не могли не обрести, ярко выраженную социальную окраску. Радищевское: «крестьянин в законе мертв» и карамзинское: «и крестьянки любить умеют» не столь различны меж собой, как это может показаться на первый взгляд. Проблема естественного равенства людей при их общественном неравенстве имеет у обоих писателей «крестьянскую прописку». И это свидетельствовало о том, что идея нравственной свободы личности лежала в основе русского сентиментализма, но этико-философское ее наполнение не противостояло комплексу либеральных социальных понятий.

Разумеется, русский сентиментализм не был однородным. Радищевский политический радикализм и подспудная острота противостояния личности и общества, которая лежит в корне карамзинского психологизма, вносили в него свой оригинальный оттенок. Но, думается, концепция «двух сентиментализмов», сегодня уже вполне исчерпала себя. Открытия Радищева и Карамзина находятся не только и не столько в плоскости их социально-политических взглядов, сколько в области их эстетических завоеваний, просветительской позиции, расширения антропологического поля русской литературы. Именно эта позиция, связанная с новым пониманием человека, его нравственной свободы при социальной несвободе и несправедливости, способствовала созданию нового языка литературы, языка чувства, ставшего объектом писательской рефлексии. Комплекс либерально-просветительских социальных идей перелагался на личностный язык чувства, переходя таким образом из плана общественной гражданской позиции в план индивидуального человеческого самосознания. И в этом направлении усилия и поиски Радищева и Карамзина были одинаково значимы: одновременное появление в начале 1790-х гг. «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Писем русского путешественника» Карамзина лишь документировало эту связь.

Уроки европейского путешествия и опыт Великой французской революции у Карамзина вполне корреспондировали с уроками русского путешествия и осмыслением опыта русского рабства у Радищева. Проблема героя и автора в этих русских «сентиментальных путешествиях» - прежде всего история сотворения новой личности, русского сочувственника. Герой-автор обоих путешествий не столько реальная личность, сколько личностная модель сентиментального миросозерцания. Можно, вероятно, говорить об определенном различии этих моделей, но как о направлениях в пределах одного метода. «Сочувственники» и Карамзина и Радищева - современники бурных исторических событий в Европе и в России, и в центре их рефлексии - отражение этих событий в человеческой душе.

Русский сентиментализм не оставил законченной эстетической теории, что, впрочем, скорее всего и не было возможно. Чувствительный автор оформляет свое мировосприятие уже не в рациональных категориях нормативности и заданности, но подает его через спонтанную эмоциональную реакцию на проявления окружающей действительности. Именно поэтому сентименталистская эстетика не вычленяется из художественного целого искусственно и не складывается в определенную систему: она обнаруживает свои принципы и даже формулирует их непосредственно в тексте произведения. В этом смысле она более органична и жизненна по сравнению с жесткой и догматичной рационализированной системой эстетики классицизма.

В отличие от европейского русский сентиментализм имел прочную просветительскую основу. Кризис просветительства в Европе не затронул в такой степени Россию. Просветительская идеология русского сентиментализма усвоила прежде всего принципы «воспитательного романа» и методологические основы европейской педагогики. Чувствительность и чувствительный герой русского сентиментализма были устремлены не только к раскрытию «внутреннего человека», но и к воспитанию, просвещению общества на новых философских основах, но с учетом реального исторического и социального контекста. Дидактика и учительство в этой связи были неизбежны: «Учительная, воспитательная функция, традиционно присущая русской литературе, осознавалась и сентименталистами как важнейшая».

Показательным представляется и последовательный интерес русского сентиментализма к проблемам историзма: сам факт появления из недр сентиментализма грандиозного здания «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина выявляет результат процесса осмысления категории исторического процесса. В недрах сентиментализма русский историзм обретал новый стиль, связанный с представлениями о чувстве любви к родине и нерасторжимости понятий любви к истории, к Отечеству и человеческой души. В предисловии к «Истории государства Российского» Карамзин сформулирует это так: «Чувство, мы, наше, оживляет повествование, и как грубое пристрастие, следствие ума слабого или души слабой, несносно в историке, так и любовь к отечеству дает его кисти жар, силу, прелесть. Где нет любви, нет и души». Очеловеченность и одушевленность исторического чувства - вот, пожалуй, то, чем сентименталистская эстетика обогатила русскую литературу нового времени, склонную познавать историю через ее личностное воплощение: эпохальный характер.

В процессе своего развития литература, как русская, так и мировая, проходила множество этапов. Особенности литературного творчества, которые повторялись на определенном отрезке времени и были характерными для большого количества произведений, обуславливают так называемый художественный метод или литературное направление. История развития русского литературного творчества напрямую перекликается с западноевропейским искусством. Течения, господствовавшие в мировой классике, рано или поздно находили отражение и в русской. В этой статье будут рассмотрены основные черты и признаки такого периода, как сентиментализм в русской литературе.

Вконтакте

Новое литературное течение

Сентиментализм в литературе принадлежит к наиболее заметным направлениям, он зародился в европейском искусстве в XVIII веке, под влиянием эпохи Просвещения. Страной возникновения сентиментализма считается Англия. Определение этого направления произошло от французского слова santimentas , которое в переводе на русский язык означает « ».

Такое название было избрано из-за того, что основное внимание приверженцы стиля уделяли внутреннему миру человека, его чувствам и эмоциям. Уставшая от героя-гражданина, характерного для классицизма, читающая Европа с восторгом приняла нового ранимого и чувственного человека, изображенного сентименталистами.

В Россию это течение пришло в конце XVIII века посредством художественных переводов западноевропейских писателей, таких как Вертер, Ж.Ж. Руссо, Ричардсон. Это направление возникло в западноевропейском искусстве в XVIII веке. В литературных произведениях это течение проявилось особенно ярко. Распространилось в России благодаря художественным переводам романов европейских писателей.

Основные черты сентиментализма

Зарождение новой школы, проповедовавшей отказ от рассудочного взгляда на мир, стало ответом на гражданственные образцы разума эпохи классицизма . Среди основных признаков можно выделить следующие особенности сентиментализма:

  • Природа используется как фон, оттеняющий и дополняющий внутренние переживания и состояния человека.
  • Закладываются основы психологизма, авторы ставят на первое место внутренние чувства отдельно взятого человека, его размышления и терзания.
  • Одной из ведущих тем сентиментальных произведений становится тема смерти. Часто возникает мотив самоубийства по причине невозможности разрешить внутренний конфликт героя.
  • Среда, которая окружает героя, второстепенна. Она не имеет особого влияния на развитие конфликта.
  • Пропаганда изначальной духовной красоты простого человека , богатства его внутреннего мира.
  • Разумный и практичный подход к жизни уступает место чувственному восприятию.

Важно! Прямолинейный классицизм порождает совершенно противоположное себе по духу течение, в котором на первый план выходят внутренние состояния личности, вне зависимости от низости ее сословного происхождения.

Уникальность русского варианта

В России данный метод сохранил свои основные принципы, но в нем выделилось две группы. Одна представляла собой реакционный взгляд на крепостничество. Повести авторов, входящих в нее, изображали крепостных крестьян очень счастливыми и довольными своей судьбой. Представители этого направления – П.И. Шаликов и Н.И. Ильин.

Вторая группа имела более прогрессивный взгляд на крестьян. Именно она стала основной движущей силой в развитии литературы. Главные представители сентиментализма в России – Н. Карамзин, М. Муравьев и Н. Кутузов.

Сентиментальное направление в русских произведениях прославляло патриархальный уклад жизни, резко критиковал и подчеркивал высокий уровень духовности у представителей низшего класса. Он пытался через воздействие на духовность и внутренние чувства научить читателя чему-то. Русский вариант этого направления выполнял просветительскую функцию.

Представители нового литературного направления

Придя в Россию в конце XVIII века, новое течение нашло много приверженцев. Самым ярким его последователем можно назвать Николая Михайловича Карамзина. Именно его считают открывателем эпохи литературы чувств.

В своем романе «Письма русского путешественника» он использовал излюбленный жанр сентименталистов – путевые записки. Этот жанр позволил показать все, что увидел во время своего путешествия автор, через его собственное восприятие.

Помимо Карамзина довольно яркие представители этого течения в России – Н.И. Дмитриев, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, В.И. Лукин. В свое время к этой группе принадлежал В.А Жуковский с некоторыми своими ранними повестями.

Важно! Н.М. Карамзин считается самым ярким представителем и основателем сентиментальных идей в России. Его творчество вызывало много подражаний («Бедная Маша» А.Е. Измайлова, Г.П. Каменева «Прекрасная Татьяна» и т.п.).

Примеры и тематика произведений

Новое литературное течение предопределило новое отношение к природе: она становится не просто местом действия, на фоне которого развиваются события, а приобретает очень важную функцию – оттенять чувства, эмоции и внутренние переживания персонажей .

Основная тематика произведений заключалась в изображении прекрасного и гармоничного существования личности в мире природы и противоестественности испорченного поведения аристократического слоя.

Примеры произведений сентименталистов в России:

  • «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина;
  • « » Н.М. Карамзина;
  • «Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина;
  • «Марьина роща» В. А. Жуковского;
  • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева;
  • «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова;
  • «Генриетта» И. Свечинского.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

Жанры

Эмоциональное и чувственное восприятие мира вынуждало к использованию новых литературных жанров и возвышенной образной лексики, соответствующей идейной нагрузке. Упор на то, что в человеке должны преобладать естественные начала, и на то, что лучшей средой обитания является естественная, предопределил основные жанры сентиментализма в литературе. Элегия, дневник, психологическая драма, письма, психологическая повесть , путешествие, пастораль, психологический роман, мемуары стали основой произведений «чувственных» авторов.

Важно! Обязательным условием абсолютного счастья сентименталисты считали добродетель и высокую духовность, которые должны естественным образом присутствовать в человеке.

Герои

Если для предшественника данного направления, классицизма, было характерно изображение героя-гражданина, человека, чьи действия подчинены разуму, то новый стиль в этом отношении произвел революцию. На первый план выходит не гражданственность и разум, а внутреннее состояние человека, его психологический фон. Чувства и естественность, возведенные в культ, способствовали абсолютному раскрытию скрытых чувств и мыслей человека . Каждый образ героя становился уникальным и неповторимым. Изображение такого человека становится самой главной целью этого течения.

В любом произведении писателя-сентименталиста можно найти тонкую чувствительную натуру, которая сталкивается с жестокостью окружающего мира.

Выделяются следующие особенности изображения главного героя в сентиментализме:

  • Четкое различение положительных и отрицательных героев. Первая группа демонстрирует непосредственные искренние чувства, а вторая – это эгоистичные лжецы, потерявшие свое естественное начало. Но, несмотря на это, авторы этой школы сохраняют веру в то, что человек способен вернуться к истинной естественности и стать положительным персонажем.
  • Изображение героев-противников (крепостной и помещик), противостояние которых отчетливо демонстрирует превосходство низшего класса.
  • Автор не избегает изображения определенных людей с конкретной судьбой. Часто прототипами героя в книге выступают реальные люди.

Крепостные и помещики

Образ автора

Автор играет большую роль в сентиментальных произведениях. Он открыто демонстрирует свое отношение к героям и их действиям. Основной задачей, стоящей перед писателем, является дать возможность прочувствовать эмоции героев , вызвать у него сочувствие к ним и их поступкам. Реализуется эта задача путем вызова сострадания.

Особенности лексики

Для языка сентиментального направления является характерным наличие распространенных лирических отступлений, в которых автор дает свою оценку описанному на страницах произведения. Риторические вопросы, обращения и восклицания помогают ему расставить правильные акценты и обратить внимание читателя на важные моменты. Чаще всего в таких произведениях преобладает экспрессивная лексика с использованием просторечных выражений . Знакомство с литературой становится возможным для всех слоев . Это выводит ее на новый уровень.

Сентиментализм как литературное направление

Сентиментализм

Вывод

Новое литературное направление полностью изжило себя к концу XIX века. Но, просуществовав относительно недолгое время, сентиментализм стал своеобразным толчком, который помог всему искусству, и литературе в частности, сделать огромный шаг вперед. Классицизм, который сковывал творчество своими законами, остался в прошлом. Новое течение стало своеобразной подготовкой мировой литературы к романтизму, к творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Сентиментализм - это не только направление в культуре и литературе, это в первую очередь умонастроение человеческого общества на определенном этапе развития, который в Европе начался несколько раньше и длился с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России он пришелся на конец XVIII - начало XIX веков. Основные признаки сентиментализма таковы - в человеческой природе признается главенство чувств, а не разума.

От разума к чувствам

Сентиментализм замыкает которая охватила весь XVIII век и породила ряд Это классицизм и рококо, сентиментализм и предромантизм. Некоторые специалисты следующим за описываемым направлением считают романтизм, а сентиментализм отождествляют с предромантизмом. Каждое из этих направлений имеет свои характерные отличительные черты, у каждого своя нормативная личность, та, черты которой лучше других выражают тенденцию, являющуюся оптимальной для данной культуры. Можно назвать некоторые признаки сентиментализма. Это концентрация внимания на личности, на силе и власти чувств, прерогатива природы над цивилизацией.

Навстречу природе

Это направление в литературе от предшествующих и последующих течений отличает в первую очередь культ человеческого сердца. Предпочтение отдается простоте, естественности, героем произведений становится более демократичная личность, часто представитель простого народа. Огромное внимание отдается внутреннему миру человека и природе, частью которой он является. Таковы признаки сентиментализма. Чувства всегда свободней разума, которому поклонялся, или даже обожествлял классицизм. Поэтому литераторы-сентименталисты обладали большей свободой воображения и его отображения в произведении, которое тоже уже не втискивалось в строгие логические рамки классицизма.

Новые литературные формы

Основные - это путешествия и романы, но не просто, а поучительные или в письмах. Письма, дневники, воспоминания - наиболее часто применяемые жанры, так как они дают возможность шире раскрыть внутренний мир человека. В поэзии преимущество отдается элегии и посланию. То есть сами по себе, тоже признаки сентиментализма. Пастораль не может принадлежать ни к какому другому направлению, кроме описываемого.

В России сентиментализм был реакционным и либеральным. Представителем первого являлся Шаликов Петр Иванович (1768-1852). Его произведения представляли собой идиллическую утопию - бесконечно добрые цари, посланные богом на землю исключительно ради крестьянского счастья. Никаких социальных противоречий - прекраснодушие и всеобщая благость. Наверное, благодаря таким кисло-сладким произведениям за этим литературным направлением закрепилась некая слезливость и надуманность, которые иногда воспринимаются как признаки сентиментализма.

Основоположник российского сентиментализма

Яркими представителями либерального направления являются Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) и ранний Жуковский Василий Андреевич (1783-1852), это из известных. Можно еще назвать нескольких прогрессивных либерально-мыслящих писателей - это А. М. Кутузов, которому Радищев посвятил «Путешествие из Петербурга в Москву», М. Н. Муравьев, мудрец и поэт, поэт, баснописец и переводчик, В. В. Капнист и Н. А. Львов. Самым ранним и самым ярким произведением этого направления стала повесть Карамзина «Бедная Лиза». Надо отметить, что признаки России имеют отличительные от Европы черты. Главным является поучительный, нравственный и просветительский характер произведений. Карамзин говорил, что писать надо так, как разговариваешь. Таким образом, еще одной особенностью русского сентиментализма является совершенствование литературного языка произведения. Хочется отметить, что положительным достижением или даже открытием этого литературного направления является то, что оно первым обратилось к духовному миру людей нижних сословий, раскрывая его богатство и щедрость души. До сентименталистов бедный люд, как правило, показывался грубым, черствым, неспособным ни к какой духовности.

«Бедная Лиза» - вершина русского сентиментализма

Каковы же признаки сентиментализма в «Бедной Лизе»? Сюжет повести незамысловат. Прелесть ее не в том. Сама идея произведения доносит до читателя тот факт, что природная естественность и богатый мир Лизы, простой крестьянки, несопоставимо выше мира хорошо образованного, светского, вышколенного Эраста, в общем-то, и неплохого человека, но зажатого рамками условностей, не позволивших ему жениться на любимой девушке. Но он и не думал жениться, потому что, добившись взаимности, Эраст, полный предубеждений, потерял к Лизе интерес, она перестала быть для него олицетворением чистоты и непорочности. Бедная крестьянская девушка, даже преисполненная достоинств, доверившись богатому юноше, снизошедшему к простолюдинке (что должно говорить о широте души и демократичности взглядов), изначально обречена на финальный пробег к пруду. Но достоинство повести в совершенно другом подходе и ракурсе освещаемых довольно банальных событий. Именно признаки сентиментализма в «Бедной Лизе» (красота души простого человека и природы, культ любви) сделали повесть невероятно популярной у современников. И пруд, в котором утопилась Лиза, стал называться ее именем (место в повести указано довольно точно). О том, что повесть стала событием, говорит и тот факт, что и среди нынешних выпускников советских школ почти все знают, что «Бедную Лизу» написал Карамзин, как «Евгения Онегина» Пушкин, а «Мцыри» Лермонтов.

Родом из Франции

Сам сентиментализм - явление в художественной литературе более значительное, чем классицизм с его рационализмом и сухостью, с его героями, которые, как правило, были коронованными особами или полководцами. «Юлия, или Новая Элоиза» Жана-Жака Руссо ворвалась в художественную литературу и заложила основы нового направления. Уже в произведениях основоположника направления появились общие признаки сентиментализма в литературе, формирующие новую художественную систему, которая воспевала простого человека, способного безо всякой корысти сопереживать другим, бесконечно любить близких, искренне радоваться счастью других.

Сходства и различия

И сентиментализма во многом совпадают, потому что оба эти направления относятся к эпохе Просвещения, но есть у них и различия. Классицизм воспевает и обожествляет разум, а сентиментализм - чувство. Главные лозунги этих направлений тоже разнятся: у классицизма это «человек, подчиненный диктату разума» у сентиментализма - «человек чувствующий». Разнятся и формы написания произведений - логика и строгость у классицистов, и богатые отступлениями, описаниями, воспоминаниями и письмами произведения авторов более позднего литературного направления. Исходя из вышесказанного, можно ответить на вопрос о том, каковы основные черты сентиментализма. Основная тематика произведений любовная. Жанры специфические - пастораль (элегия), сентиментальная повесть, письма и путешествия. В произведениях - культ чувств и природы, уход от прямолинейности.

Сентиментализм в русской литературе.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В.Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С.Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виржини" Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились "Бедная Маша" А.Е.Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть "Марьина роща" в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

  • уход от прямолинейности классицизма
  • подчеркнутая субъективность подхода к миру
  • культ чувства
  • культ природы
  • культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности
  • утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий
  • внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи

Сентиментализм (от французского sentiment - чувство) - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Стерна, "Новая Элоиза" Руссо, "Бедная Лиза" Карамзина). Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Карамзину принадлежат примечательные в этом отношении слова: "...И крестьянки любить умеют" ("Бедная Лиза"). Другие утверждали, что простолюдин, близкий к природе, не извращенный аристократическими предрассудками, превосходит в нравственном отношении всякого дворянина.

Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века , в России - с конца XVIII до начала XIX века .

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма . Не порывая с Просвещением , сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма - Джеймс Томсон, Эдуард Юнг , Томас Грей , Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

Сентиментализм в английской литературе

Томас Грей

Родиной сентиментализма была Англия . В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и т. п., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными () под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

В 40-х годах того же столетия Томас Грей , автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона - «Памела» (), «Кларисса Гарло» (), «Сэр Чарльз Грандисон» () - также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, - но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

Лоренс Стерн , автор «Тристрама Шенди» ( -) и «Сентиментального путешествия» ( ; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

Сентиментализм во французской литературе

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер

Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

Под тем же влиянием создалась и "Юлия"или «Новая Элоиза» Руссо (), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара - её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера - Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пьер , в своём знаменитом произведении «Поль и Виргиния» () переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобриана, делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.

Сентиментализм в русской литературе

Николай Михайлович Карамзин

Первые русские переводы произведений западноевропейских сентименталистов появились сравнительно поздно. «Памела» была переведена в , «Кларисса Гарло» в - , «Грандисон» в - ; вслед за тем появилось подражание первому роману - или, точнее, одной из его французских переделок: «Российская Памела» Львова. В г. было переведено «Сентиментальное путешествие» Стерна. «Ночи» Юнга были переведены масоном Кутузовым и изданы в в Москве под заглавием «Плач Юнга, или Нощные размышления о жизни, смерти и бессмертии». «Сельское кладбище» Грея было переведено на русский язык только в Жуковским . Очень рано появился русский перевод «Новой Элоизы» (); в начале 90-х годов этот роман был переведён вторично.

Выдающимся отражением Сентиментализма в русской литературе являются «Письма русского путешественника» Карамзина ( -). Автор «Писем» не скрывает своего восторженного отношения к Стерну, неоднократно упоминает о нём, в одном случае цитирует отрывок из «Тристрама Шэнди». В чувствительных обращениях к читателю, субъективных признаниях, идиллических описаниях природы, восхвалениях простой, непритязательной, нравственной жизни, обильно проливаемых слезах, о которых автор каждый раз сообщает читателю, сказывается одновременно влияние Стерна и Руссо, которым также восторгался Карамзин. Приехав в Швейцарию, путешественник видит в швейцарцах каких-то детей природы, чистых душою пастухов, живущих в стороне от соблазнов суетной городской жизни. «Для чего не родились мы в те времена, когда все люди были пастухами и братьями!» - восклицает он по этому поводу.

«Бедная Лиза » Карамзина - также прямой продукт влияния западноевропейского сентиментализма. Автор подражает Ричардсону, Стерну, Руссо; совершенно в духе гуманного отношения лучших представителей сентиментализма к их несчастным, гонимым или безвременно погибающим героиням Карамзин старается растрогать читателя судьбою скромной, чистой крестьянской девушки, сгубившей свою жизнь из-за любви к человеку, который безжалостно покидает её, нарушив своё слово.

В литературном отношении «Бедная Лиза», как и другие повести Карамзина, - произведение довольно слабое; русская действительность почти не отразилась в ней или изображена неточно, с явною склонностью к идеализации и приукрашению. Тем не менее, благодаря своему гуманному, мягкому колориту эта повесть, заставившая широкий круг читателей проливать слёзы над судьбою совершенно незаметной, скромной героини, составила эпоху в истории русской повествовательной литературы и оказала довольно благотворное, хотя и непродолжительное влияние на читающую публику. Даже в повести «Наталья, боярская дочь» (), сюжет которой взят из старой русской жизни, сентиментальному элементу принадлежит первое место: старина идеализирована, любовь носит томный и чувствительный характер. Сочинения Карамзина вскоре стали предметом подражания.

Окончательный удар сентиментализму в русской литературе нанесло возникновение реального романа, представленного сначала Нарежным , потом Гоголем и наглядно показавшего всю условность прежних сентиментальных повестей. Впрочем, в ранних произведениях самого Гоголя, так в его «Вечерах на хуторе», ещё чувствуются отголоски сентиментального направления - наклонность к идеализации сельской жизни и возделыванию идиллического жанра.

Особенности русского сентиментализма заключаются в сильных дидактических установках,выраженном просветительском характере,совершенствовании русского языка (становится более понятным,уходят архаизмы).

Основная идея:мирная,идиллистическая жизнь на лоне природы.Резко противопоставляется деревня (сосредоточие естесственной жизни,нравственной чистоты) городу (символу зла,неестественности,суеты).

Основная тематика-любовная.

Основные жанры:повесть,путешествие,идиллия.

Идейная основа-протест против испорченного аристократического общества.

В основе эстетики- "подражание природе" (как и в классицизме);элегические и пасторальные настроения;идеализация патриархального быта.

Особое внимание уделяется пейзажам.Пейзаж идиллический,сентиментальный:речка,журчащие ручейки,лужок-созвучен личному переживанию.

Основные черты литературы сентиментализма

Итак,приняв во внимание все вышеперечисленное,можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма:уход от прямолинейности классицизма,подчеркнутая субъективность подхода к миру,культ чувства,культ природы,культ врожденной нравственной чистоты,неиспорченности,утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

В живописи

Литература

  • E. Schmidt, «Richardson, Rousseau und Goethe» (Иена, 1875).
  • Gasmeyer, «Richardson’s Pamela, ihre Quellen und ihr Einfluss auf die englische Litteratur» (Лпц., 1891).
  • P. Stapfer, «Laurence Sterne, sa personne et ses ouvrages» (П., 18 82).
  • Joseph Texte, «Jean-Jacques Rousseau et les origines du cosmopolitisme littéraire» (П., 1895).
  • L. Petit de Juleville, «Histoire de la langue et de la littérature française» (т. VI, вып. 48, 51, 54).
  • H. Котляревский, «Мировая скорбь в конце прошлого и начале нашего века» (СПб., 1898).
  • «История немецкой литературы» В. Шерера (русский перевод под ред. А. Н. Пыпина, т. II).
  • А. Галахов, «История русской словесности, древней и новой» (т. I, отд. II, и т. II, СПб., 1880).
  • M. Сухомлинов, «А. Н. Радищев» (СПб., 1883).
  • В. В. Сиповский, «К литературной истории Писем Русского Путешественника» (СПб., 1897-98).
  • «История русской литературы» А. Н. Пыпина, (т. IV, СПб., 1899).
  • Алексей Веселовский, «Западное влияние в новой русской литературе» (М., 1896).
  • С. Т. Аксаков, «Разные сочинения» (М., 1858; статья о заслугах кн. Шаховского в драматической словесности).

Ссылки

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png