Общественно-политические процессы нашли свое отражение в идеологической борьбе - в оживлении идейной жизни, в появлении целой плеяды мыслителей, ставивших в своем творчестве самые острые проблемы философии, социологии, искусства и тому подобное. Поэтому XVIII век во Франции носит имя века Просвещения , и писатели этой эпохи известны в русской исторической литературе под общим именем просветителей.

Просветители обсуждали и оспаривали проблемы собственности и отношения к народу, их мнения разделялись в вопросе о том, давать ли народу полноту истины или оставить ее привилегией избранных; одни из них делали ставку на просвещенный абсолютизм, надеясь с помощью «философа на троне» устранить наиболее вопиющие язвы режима, другие же готовы были искать выход в народном восстании или даже во всеевропейской революции.

Довольно широкое распространение грамотности во Франции XVIII века (историки считают, что во Франции накануне 1789 года было более 47 % грамотных мужчин, около 27 % грамотных женщин) привело к развитию книгопечатания. Правительство, отправляя писателей в Бастилию и сжигая их книги на костре, тем самым вызвало к ним еще больший интерес. По свидетельству современников, книги просветителей были у всех на руках.

Одним из зачинателей французского Просвещения по праву считается сельский кюре Жан Мелье (1664- 1729), сочинение которого «Завещание» остро критикует не только феодально-абсолютистский строй, но и основы общества, построенного на присвоении одними результатов труда других.

Мелье стремился просветить народ, чтобы побудить его совершить революцию. Он призывал своих современников: «Постарайтесь объединиться, сколько вас есть, вы и вам подобные, чтобы окончательно стряхнуть с себя иготиранического господства… ниспровергните повсюду все эти троны несправедливости и нечестия, разможите все эти коронованные головы, сбейте гордость и спесь со всех наших тиранов».

Шарль Луи Монтескье

Выдающимся представителем просветительского движения во Франции был Шарль Луи Монтескье (1689-1755), занимавший

видный пост в провинциальном управлении Франции (сначала советник, а затем президент бордоского парламента),- писатель, социолог и историк. В анонимном романе «Персидские письма» (1721) он создал острую сатиру на феодально-абсолютистский строй.

Главное в учении Монтескье - различение трех форм государственного управления: деспотии, основой которой является страх, монархии, основанной на «принципе чести», и республики, покоящейся на добродетели. Признавая теоретически преимущество республики, Монтескье объявлял ее осуществимой только в малых странах; деспотия же, по его учению, характерна для огромных государств Востока - Персии, Индии, Китая. Наиболее пригодной для Франции формой правления объявлялась, таким образом, монархия.

Взгляды Монтескье были для своего времени прогрессивными, хотя они и проникнуты духом компромисса. Не признавая революционных методов борьбы, Монтескье пытался поставить преграду законов на пути произвола власти. Поэтому его учение нашло много сторонников среди либеральных верхов. Оно отразилось в американской конституции и в ряде конституционных документов первых этапов Французской революции.

Из всех французских просветителей наибольшее влияние на современников оказал (Франсуа- Мари Аруэ, 1694-1778), чьим именем иногда обозначают всю эпоху Просвещения. Это был писатель, драматург, публицист, историк и философ огромного таланта, оставивший глубокий след в развитии общественной мысли своего времени во Франции и далеко за ее пределами.

Всю свою долгую творческую жизнь, начавшуюся в 1717 году трагедией «Эдип», Вольтер отдал борьбе против религиозного фанатизма, против остатков крепостничества во Франции, против придворной клики. Его «Философские письма» поражали читателя смелостью мыслей. «Не знаю, кто полезней для государства,- отлично напудренный сеньор, точно знающий, в котором часу король встает и в котором ложится, и напускающий на себя важный вид, играя роль раба в прихожей какого-нибудь министра, или негоциант, обогащающий свою страну, рассылающий из своей конторы приказы Сурагу и Каиру и содействующий счастью вселенной».

Вольтер выступал крайне активно во всех жанрах, берясь решать проблемы современных точных наук, поэзии, драматургии. Огромное влияние Вольтера на современников и последующие поколения определялось духом его вольнолюбивого, насмешливого сомнения во всех законах и нормах старого мира, которое рождало блещущее талантом, иронией, умом его яркое творчество.

Громадное значение в развитии просветительской идеологии имел философ-материалист и писатель большого таланта Дени Дидро (1713-1784), создатель и многолетний редактор знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Среди сотрудников «Энциклопедии» были Монтескье, Тюрго, Вольтер, Руссо, Даламбер, все самые крупные мыслители эпохи, ученые, инженеры, врачи.

«Энциклопедия» была одновременно справочным, научным и полемическим изданием. Многое, чего авторы не могли написать из опасения цензурных преследований, было высказано намеком и в таком виде доходило до читателей.

Среди единомышленников Дидро выделялись философы Гольбах (1723-1789) и Гельвеций (1715- 1771), оставившие заметный след в развитии материалистической мысли. Гольбах также известен как один из крупнейших воинствующих атеистов своего века; в отличие от Вольтера, он выступал не только против фанатизма и нетерпимости католической церкви, но и против религии вообще, отрицая существование бога.

Политические взгляды Гольбаха и Гельвеция отличались умеренностью. Гольбах писал, что социальное «неравенство является опорой общества… Благодаря различию людей и их неравенству слабый вынужден прибегать к защите сильного; оно же заставляет последнего прибегать к знаниям, мастерству более слабого, если он их считает полезным для самого себя».

Из среды народа, как и Дидро, вышел и Жан-Жак Руссо (1712-1778), один из зачинателей нового направления общественной мысли - эгалитаризма. Он заявлял: «Труд… есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут». Руссо этимвысказал отношение трудящихся масс Франции к приви¬легированным сословиям.

Руссо объявляет частную собственность виновницей всех социальных зол.

Особое значение имеет трактат Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права», в котором автор выразил в ясной и образной форме смутные чувства и скрытые чаяния народа. Сильнее, чем кто-либо из писателей Просвещения, Жан-Жак Руссо поставил проблему равенства как главное требование века.

Эпоха Просвещения выдвинула также несколько передовых мыслителей, представителей утопического коммунизма. Они идут дальше эгалитаристов, усматривая источник всех зол общества в частной собственности. Взамен нее они выдвигают идеал социального строя, основанного на началах общественной собственности, совместного труда и уравнительного распределения. История сохранила их имена - это Морелли и Габриель Бонно де Мабли.

А Франция шла навстречу надвигавшейся буре. Из уст в уста передавались слова Руссо из ставшего знаменитым его романа «Эмиль»: «Мы приближаемся к состоянию кризиса и к веку революций». Этот «век революций» уже надвигался вплотную. Тысячелетняя французская монархия вступала в полосу решающих испытаний.

Министерство культуры Украины

Харьковская государственная академия культуры

Кафедра культурологии

По курсу « История мировой художественной культуры»

На тему: Эвропейское Просвищение.

Выполнила:

Студентка заочногоотделения

Факультета хореографического искусства

Группа 5С

Василенко Виктория

    Введение

2. Влияние общественной и научной мысли на духовную культуру.

3. Литература эпохи просвещения.

4. Драматургия и театр просвещения.

5. ИскусствоXVIIIвека.

6. Заключение.

7.Список использованной литературы.

Введение

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному значению.

Эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры. Источник света (во французском языке слово «просвещение» звучит как свет - «lumiere»)новая культура видела не в Вере, в Разуме. Знания о мире и человеке призваны были давать науки, опирающиеся на эксперимент, философия и реалистически ориентированное искусство.

Люди XVIII века называли свое время столетием разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике. В XVIII в. стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVIII столетия.

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Название «Просвещение» хорошо характеризует общий дух этого течения в области культурной и духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли - путь культурного и социального прогресса.

Идеи общественного равенства и личной свободы овладели, прежде всего, третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении - антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.

Феодальная культура перестает быть господствующим монолитом. Ее мировоззренческие, ценностные, нравственные основы больше не соответствовали новым условиям жизни, новым идеалам и ценностям людей, живущих в атмосфере кризиса феодально-абсолютистского строя.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века - классицизм и барокко - обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода.

Духовное течение Просвещения раньше всего зародилось в Англии. Благодаря историческим условиям просветительские начала выразились в Англии раньше, чем в других странах. Здесь раньше всех произошла эмансипация интеллигентной буржуазии в культурной и политической жизни, что проявилось в формировании либеральных взглядов в обществе. Именно в Англии рационалистические стремления были сформулированы, приведены в систему, которая выработала определенное самостоятельное отношение к главным вопросам философии, политики и морали. Мыслителей раннего английского Просвещения (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм) стали называть вольнодумцами (англ. -free thinkers).Это название прочно вошло во все европейские языки.

Родоначальником всей просветительской философии был Джон Локк (1632-1704), философ-материалист, создатель доктрины либерализма, психолог и педагог, сам выросший под влиянием религиозного и политического движения своей родины во второй половине XVII в. Джон Локк создал теорию познания на основе учения психологии сознания, положив начало педагогике как науке, изучающей личность. Он первым сформулировал идею безусловной личной свободы на основе естественного права человека.

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ МЫСЛИ НА ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ

Великая идея века овладела всеобщим вниманием, прежде всего через литературу. Просветительская литература вела к появлению нового читателя, она увеличила его стремление к самообразованию. Писатели Просвещения называли себя философами.

Сочинения писателей-философов постоянно перепечатывались в громадном количестве экземпляров.

Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит. Образованное общество с жадностью набрасывалось на вновь изданные тогда просветителей. С 1717 по 1724 г. было напечатано более полутора миллионов томов Вольтера и около миллиона томов Руссо.

Вольтер, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ (1694-1778), был признанным вождем просветителей всей Европы. В его творчестве полнее и ярче, чем в чьем-нибудь другом, выразилась общественная мысль века. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью Вольтера и называют общим именем - вольтерьянство. В знаменитый замок Ферне, где он жил последние 20 лет, стекались, как на богомолье, все образованные люди Европы. Отсюда Вольтер рассылал философские и литературные манифесты, руководил кружками в Париже. Еще при жизни философы и литераторы воздвигли ему памятник.

Вольтер был действительно великим литератором - он умел осмыслить и объяснить просто и общедоступно на прекрасном изящном языке самую серьезную тему, привлекающую внимание современников. Он имел громадное влияние на умы всей просвещенной Европы. Его злого смеха, способного разрушить в прах вековые традиции, страшились более чьих-либо обвинений.

Он всячески подчеркивал ценность культуры. Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека. Эти же идеи Вольтер проповедовал в своих драматических произведениях и философских повестях («Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Брут», «Танкред» и др.).

В низших сословиях общества просветители аристократического направления не видели объекта своего воздействия. По их мнению, просвещение недоступно для людей, обреченных на ручной труд. Народ страшил даже радикально настроенного Вольтера: «Когда чернь принимается рассуждать, все погибло ».

Демократическое направление в Просвещении получило название «руссоизм» по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей - Жан-Жака Руссо (1712-1778). Он был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности («Рассуждение о начале и основаниях неравенства»). Он защищал республиканские демократические порядки, обосновывал право народа на свержение монархии. Его общественно-политические трактаты легли в основу деятельности якобинцев.

В своих литературных произведениях - стихах, поэмах, романах, комедиях - Руссо идеализировал «естественное состояние» человечества, прославлял культ природы. Руссо выступил как провидец издержек зарождавшейся буржуазной культуры. Он первым заговорил о ставшей сейчас реальностью высокой цене прогресса цивилизации. Руссо противопоставлял испорченности и развращенности цивилизованных наций жизнь общества на патриархальной стадии развития, ошибочно предполагая в ней идеальную чистоту нравов естественного человека. Его лозунг «Назад к природе» был использован потом натурализмом, недооценивающим значение социальных связей между людьми. Мечта о естественном существовании естественного человека в естественной среде хорошо выражает общее настроение эпохи Просвещения.

Руссо считал, что все, что тормозит естественное развитие человека, должно устраняться с помощью воспитания. Педагогические взгляды, проникнутые гуманизмом и демократизмом, выражены в его знаменитом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании», Сочинения Руссо способствовали становлению психологизма в европейской литературе. Его роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» и «Исповедь» стали настольными книгами для многих поколений образованных людей по всей Европе.

Крупнейшим событием века стало издание «Великой Энциклопедии». Оно собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. В деле участвовали сотни популяризаторов и пропагандистов идей Просвещения. Энциклопедия сплачивала вокруг себя умнейших людей Франции.

Цель многотомного издания - подвести итоги познания человечества по всем отраслям знания с новой просветительской точки зрения. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Она была не просто сводом научных знаний, но активным общественным предприятием, орудием философской пропаганды. Она вела борьбу с общественными предрассудками и предназначалась не для одних ученых, а для всего общества.

Первый том вышел в 1751 г. под заглавием «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел...» под редакцией д"Аламбера и Дидро. За 20 лет вышло 17 громадных томов текста и 11 томов с пояснительными таблицами, 5 томов приложений и дополнений. Два раза издание приостанавливалось правительством, редакторы постоянно подвергались нападкам властей. Успех у публики был колоссальный, книги быстро разошлись по всей Европе.

Главным редактором и душой предприятия был Дени Дидро (1713-1784) -представитель демократического направления просветителей. Для Толкового словаря он писал статьи самого разнообразного содержания: по философии, политике, грамматике, риторике, морали, эстетике, механике. Более тысячи его статей посвящено вопросам техники и технологии, которые ему приходилось изучать на практике, в мастерских. Дидро первым поставил технологию в зависимость от культурного развития общества. В свои статьи он вносил новый дух - дух уважения к труду.

С 60-х годов XVIII в. начался промышленный переворот (переход мануфактурного производства на машинную стадию, создание материально-технической основы крупного капиталистического производства). Он оказал могущественное воздействие на все стороны общественной жизни: промышленность, политику, идеологию, культуру. В этот период впервые начинается систематическое приложение достижений науки к производству.

В деятельности просветителей было отчетливо видно стремление перестроить общество и производство на основе научных выводов. Общие представления об успехах физики и химии сильно воздействовали на общество. Масса нового материала обогатила естественные науки. Множество новых видов растений и животных, открытых благодаря эпохе путешествий, дали возможность широкого сравнительного изучения.

Развитие экспериментальных исследований, установление количественных соотношений между явлениями природы, их точное математическое выражение, способность человеческого разума понять и использовать законы природы, создание новых техники и технологии приводили к изменениям в мироощущении людей того времени. Люди оказались настолько смелыми, что вторглись даже в сферу религии. Существование различных вероисповеданий они стали рассматривать как факт, противоречащий разуму. Традиционные формулировки лишь относительны, а не абсолютны, следовательно, нужно было создать рационалистическую религию. Стремление доказать существование Бога средствами разума - деизм - стало очень популярным. Отвергая церковно-религиозные догматы, деисты защищали бытие божества. В формировании рационалистической религии участвовала вся Европа: Юм, Бейль, Руссо, Вольтер, Дидро, Лейбниц, Лессинг и многие другие. Признанный враг веротерпимости - орден иезуитов, в руках которого находилось практически все образование,- потерял свои позиции и в 1773 г. был упразднен папой Климентом XIV. «Рационалистическая религия» успешно боролась с суевериями - в середине века суды большинства европейских стран отказывались разбирать дела по обвинению в колдовстве.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Новые идеи, развившиеся в произведениях мыслителей XVIII в. - философов, историков, естествоиспытателей, экономистов, - жадно вбирались эпохой, получали дальнейшую жизнь в литературе.

Новая атмосфера общественного умонастроения приводила к изменению в соотношении видов и жанров художественного творчества. Значение литературы - «орудия просвещения» - по сравнению с другими эпохами необычайно выросло. Просветители в своей публицистической деятельности избрали форму короткой остроумной брошюры, которую можно было быстро и дешево издать для самых широких читательских кругов, - «Философский словарь» Вольтера, «Диалоги» Дидро. Но объяснить массовому читателю философские идеи должны были романы и повести, такие, как «Эмиль» Руссо, «Персидские письма» Монтескье, «Кандид» Вольтера, «Племянник Рамо» Дидро и др.

Главным художественным языком Просвещения был классицизм, унаследованный от XVII века. Этот стиль отвечал рационалистической природе просветительского мышления и его высоким нравственным принципам. Однако интерес к повседневной жизни третьего сословия не укладывался в жесткие рамки стиля.

Направление просветительского реализма получило успешное развитие в «рассудительной» Англии, которую мало привлекали мифологические сюжеты. Сэмюэл Ричардсон (1689-1761), создатель европейского семейно-бытового романа, ввел в литературу нового героя, который до того имел право выступать лишь в комических или второстепенных ролях. Изображая духовный мир служанки Памелы из одноименного романа «Памела», он убеждает читателя в том, что простые люди умеют страдать, чувствовать, мыслить не хуже героев классической трагедии.

Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе Даниеля Дефо (1660-1731) «Робинзон Крузо». Им написано более 200 работ различных жанров: стихов, романов, политических очерков, исторических и этнографических произведений. Книга о Робинзоне это не что иное, как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию. Менее известна вторая часть романа, рассказывающая о духовном перерождении на острове, вдали от цивилизации.

Так же трезво, с материалистических позиций смотрит на мир автор не менее знаменитого произведения «Путешествие Гулливера» Джонатан Сбифт (1667-1745). Вымышленная страна лилипутов дает сатирическое изображение английского общества: интриги двора, подхалимство, шпионаж, бессмысленная борьба парламентских партий. Во второй части, изображающей страну великанов, сказываются мечты о мирной жизни и труде в стране, которой правит добрый и умный монарх, - идеал «просвещенного абсолютизма».

Немецкие литераторы, оставаясь на позициях просветительства, искали нереволюционные методы борьбы со злом. Главной силой прогресса они считали эстетическое воспитание, а главным средством - искусство.

От идеалов общественной свободы немецкие писатели и поэты перешли к идеалам свободы нравственной и эстетической. Такой переход характерен для творчества немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения Фридриха Шиллера (1759-1805). В своих ранних пьесах, имевших громадный успех, автор протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. «Против тиранов» - эпиграф к его знаменитой драме «Разбойники» - прямо говорит о ее социальной направленности. Общественное звучание пьесы было огромным, в эпоху революции она ставилась в театрах Парижа.

Эстетическое направление романтики и идеальные стремления Шиллера разделял великий поэт Германии Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Как истинный представитель эпохи Просвещения, основоположник немецкой литературы Нового времени, он был энциклопедичен в своей деятельности: занимался не только литературой и философией, но и естественными науками. Его взгляды на жизнь и мировоззрение человека ярче всего выражены в поэтических произведениях. Итоговым сочинением Гете стала знаменитая трагедия «Фауст» (1808-1832), воплотившая поиски человеком смысла жизни. «Фауст» - наиболее значительный памятник культуры рубежа веков, в котором возникает новая картина мира. В «Фаусте» дана грандиозная картина Вселенной в ее понимании человеком Нового времени. Перед читателем предстает мир земной и потусторонний, человек, животные, растения, сатанинские и ангельские существа, искусственные организмы, разные страны и эпохи, силы добра и зла. Вечная иерархия рушится, время движется в любом направлении. Фауст, ведомый Мефистофелем, может оказаться в любой точке пространства и времени. Это новая картина мира и новый человек, который стремится к вечному движению, познанию и деятельной жизни, насыщенной чувствами.

ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР ПРОСВЕЩЕНИЯ

Прямую дорогу от реализма просветителей к реализму XIX в. проложили драматурги. Главной задачей искусства деятели Просвещения считали перевоспитание людей; проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой убеждения. Только Вольтером написано 54 драматических произведения. Но каноны классицизма, которых придерживались писатели раннего Просвещения, сковывали развитие драматургии, ограничивали круг тем и героев.

XVIII в. дал мировой культуре таких замечательных художников и теоретиков искусства театра, как Шеридан - в Англии, Волыпер, Дидро, Бомарше - во Франции, Лессинг, Гете, Шиллер - в Германии, Гольдони - в Италии. Господство разума привело к тому, что искусство просветителей страдало рассудочностью, рациональный анализ жизни требовал упорядоченных форм. Однако просветители, видевшие идеал человека в гармоничной личности, не могли пренебречь требованиями чувства, когда речь шла об искусстве. Театр эпохи Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом новый взгляд на мир, который был адекватен эпохе.

В качестве прямого последователя Дидро выступал крупнейший драматург Франции Пьер Огюстен Бомарше (1732-1799). Его необычайно популярные веселые комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Севильский цирюльник» несли заряд сатиры разрушительной силы. Фигаро выступал представителем оппозиции всего третьего сословия. Он сменил столько профессий, что его роль цирюльника была временным обличьем. Неприятие старых порядков основано на богатом, несмотря на молодость, жизненном опыте. Он активнее, энергичнее своего господина, но он - слуга. Фигаро стал символом простолюдина, который не просит, а берет свое в борьбе. Это не отвлеченное понятие буржуазной добродетели, а человек во плоти и крови на сценических подмостках.

В том же направлении, в русле Просвещения, происходит реформа итальянского театра, где до сих пор господствовала старинная комедия масок. Созданный знаменитым Карло Гольдони (1707-1793) тип комедии нравов оказался уникальным и нашел общеевропейское признание. Гольдони перевел комедию с диалекта на литературный язык, его пьесы изменили технику актеров. Гольдони недаром считают создателем национальной итальянской комедии - им создано 267 пьес. В пьесах Гольдони показаны картины городского быта, жизнь различных сословий. В них явно прослеживается пропаганда сословного равенства. Герои пьес «Трактирщица», «Слуга двух господ» и др. социально конкретны, они полны сознанием своих прав и умением отстоять их.

Дворянство, цепляющееся за свои привилегии, оказалось объектом насмешки и у английского драматурга Ричарда Бринсли Шеридана (1751-1816). Его «Школа злословия», «Дуэнья» обличают лицемерие английского общества. В его творчестве завершился переход от комедии положений к комедии характеров.

Лучшие произведения театра XVIII в. - не только достояние прошлого, они принадлежат и нам. Пьесы Шиллера, Шеридана, Бомарше, Гольдони прочно вошли в репертуар мирового театра.

ИСКУССТВО XVIII

Художественное искусство XVIII в. кажется странно не соответствующим идеологии Просвещения. Развитие философских идей шло по пути революционного пересмотра основных ценностей, а искусство XVIII века было мирным, уютным, гедонистическим. Кажется, Просвещение шло своим путем, а искусство - своим. Но искусство нельзя рассматривать как прямую иллюстрацию господствующих в обществе идей. У искусства свои способы взаимодействия с новыми формами мировоззрения.

Тем не менее, искусство тоже включилось в общие мечтания о естественном состоянии человека в естественной среде. В противовес господству застывших классических форм оно искало живые формы. В живописи видно стремление к непринужденности. На смену величественным музыкальным произведениям, рассчитанным на слушание в церкви, пришло камерное музицирование, живые интонации и мелодии. Развивалось садово-парковое искусство естественных английских парков. Архитектура XVIII в. более чем когда-либо сосредоточилась на соединении с природной ландшафтной средой и в загородных дворцовых ансамблях. На сцене произошел постепенный переход от условностей и патетики классицистического театра к естественной игре актеров.

Кроме общепринятых в Европе стилей - барокко и классицизма, - в XVIII веке появились новые: рококо, сентиментализм, предромантизм. В отличие от предыдущих веков нет единого стиля эпохи, единства художественного языка. Искусство XVIII века стало своего рода энциклопедией разнообразных стилевых форм, которыми широко пользовались художники, архитекторы, музыканты этой эпохи.

Во Франции художественная культура была тесно связана с придворной средой. Не случайно стилистические этапы французского искусства связывают с именами королей - стиль регентства, стиль Людовика XIV (1643-1715), стиль «Помпадур». Во Франции ярче и последовательнее, чем где-либо, развился стиль рококо - от французского слова «рокайль» - раковина, прихотливость и причудливость форм которой и дала название стилю. Некоторые искусствоведы считают его разновидностью барокко, отказавшейся от монументальности. Для других рококо - самостоятельный стиль, явившийся порождением барокко, но изменивший унаследованные черты. В любом случае рококо - стилевая система исключительно светской культуры, оставившая свой след в искусстве.

Рококо зародилось в среде французской аристократии. Слова Людовика XV (1715-1754) «После нас - хоть потоп» можно считать характеристикой настроения, царившего в придворных кругах. Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья. Аристократия спешила развлекаться до наступления потопа в атмосфере галантных празднеств, душой которых была мадам Помпадур. Придворная среда отчасти сама формировала стиль рококо с его капризными, прихотливыми формами.

Рокайльная живопись и скульптура сохраняла тесную связь с архитектурным оформлением интерьера и потому имела декоративный характер. Это интимное искусство, рассчитанное на украшение досуга частного человека, избегало обращения к драматическим сюжетам, носило откровенно гедонистический характер. Плоскость стены разбивалась зеркалами и декоративным панно в асимметричном причудливом обрамлении, состоящем из завитков - ни одной прямой линии, ни одного прямого угла. Искусство рококо строилось на асимметрии.

Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами, внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, декоративными тканями, живописью, лепниной. Единство интерьера не нарушала вычурная мебель с инкрустациями. К изящным столикам и пуфикам на тонких гнутых ножках удивительно шли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. В моду вошли фарфор и перламутр. Во Франции возникла Севрская фарфоровая мануфактура, в Германии - не менее знаменитая Мейсенская. Произведения прикладного искусства заняли важное место в культуре рококо.

В эту эпоху одежда, прически, внешность человека стали произведением искусства. Неестественные фигуры дам в кринолине, фижмах, париках приобрели силуэт, не свойственный человеческому телу, и казались драгоценной игрушкой в фантастическом рокайльном интерьере.

Основоположником рококо в живописи можно считать Антуана Ватто (1684-1721) - придворного живописца, любимца короля и маркизы Помпадур. (Одним из самых аристократических художников стал сын кровельщика - и в этом тоже веяние времени.) Ватто наполовину создал, наполовину блестяще истолковал вкусы своей эпохи. Для нас его картины кажутся наивными, но современники были в восторге от той идиллической Аркадии, в которую превратил двор Людовика Ватто. Он изображал искусственный прелестный мир театра и любовных похождений в сказочной обстановке. Герои Ватто - хорошенькие живые актрисы в широких шелковых платьях, франты с томными движениями, амуры, резвящиеся в воздухе. Даже названия его произведений говорят сами за себя: «Капризница», «Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное положение» .

Произведения Ватто - шедевры утонченной живописи неярких нежных оттенков, которым давали названия в духе галантной стилистики: «цвет потерянного времени». Ватто обладал особенными рецептами красок, производящих удачные художественные эффекты. Как живописец Ватто был гораздо глубже и сложнее своих многочисленных последователей. Он усердно изучал природу, много писал с натуры. Искусство Ватто открывало мир человеческих чувств. Оно освободилось от напыщенности барокко и отчасти реабилитировало естественные чувства, что было в духе времени. Отсвет его сильной творческой индивидуальности, его художественных открытий лег на весь XVIII века Сила Ватто в том, что и в царстве мечты он изображал реальные переживания и чувства человека.

Не все художники, называвшие себя его учениками, обладали этой глубиной чувств. После смерти Ватто его место при дворе занял Франсуа Буше (1704-1770). Очень искусный мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы для гобеленов, для росписи по фарфору. Слава его быстро росла, произведения усердно раскупались. Его мифологические и пасторальные сюжеты очень подходили к убранству рокайльных апартаментов. Буше первый ввел в моду небольшие рисунки и эскизы, которые раньше художники хранили только для себя. Эти наброски, изображающие пастушеские идиллии, кокетливые мифологические сцены с нимфами и амурами, разбирались нарасхват. Типичные сюжеты - «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы» . В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой, в чем его постоянно обвиняли просветители-моралисты.

Изучив данную главу, студент будет: знать

  • хронологические границы эпохи;
  • идеологические предпосылки ее возникновения;
  • главных представителей просветительского движения;
  • как отразились новые идеи в различных сферах социальной жизни; уметь
  • характеризовать вклад Томаса Гоббса, Рене Декарта и Бенедикта Спинозы в подготовку Просвещения;
  • определять специфику Просвещения в различных странах;
  • характеризовать генезис и эволюцию просветительского движения; владеть
  • понятиями «естественный человек», «просвещенный абсолютизм», деизм;
  • представлением об основных чертах просветительской литературы.

XVIII век вошел в историю европейской культуры как эпоха Просвещения. Есть у него еще одно название - «век Разума», которое заставляет вспомнить об определении, которое дал Просвещению немецкий мыслитель Иммануил Кант (1724-1804): «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения» .

Кант видит цель Просвещения в интеллектуальной свободе личности, люди должны освободиться от гнета авторитетов и научиться мыслить самостоятельно. Любой род убеждений - религиозных, научных, политических, философских - имеет иод собой основание, причину, но которой в них верят. В эпоху Просвещения это основание начинает зависеть от самой личности, которая должна была теперь нести и большую ответственность за свои убеждения. Старые авторитеты, такие как Бог, король, Библия, традиция постепенно утрачивают свою власть, а их место занимают опыт, анализ, логика, разум. Однако такая смена была длительным и сложным процессом.

Среди историков нет единого мнения, с какой даты следует начинать отсчет эпохи Просвещения. Наиболее популярной является дата из английской истории - 1688 г., когда в стране произошла смена власти, получившая наименование «Славной революции». Конфликт между английским парламентом и королем Яковом II закончился тем, что на престол был приглашен голландец Вильгельм Оранжский, а Яков II вынужден был бежать во Францию. Это событие положило конец спорам о божественном происхождении королевской власти, и показало, что и в политике можно добиться больших успехов, если опираться на разум, а не на традицию и религиозные предрассудки. Финалом же Просвещения стала Французская революция 1789 г., когда была сделана решительная попытка воплотить просветительские идеи в реальную жизнь.

То обстоятельство, что начало Просвещения чаще связывается с датой из английской истории, вполне закономерно, так как именно Англия считается родиной этого идеологического движения. Здесь раньше, чем в других странах, новые идеи стали оказывать влияние на социальную и политическую жизнь, а деятельность английского философа Джона Локка и знаменитого ученого Исаака Ньютона стала серьезным стимулом для формирования просветительской идеологии. В английской философии и политике искали источник вдохновения просветители из других стран. Так, Монтескье и Вольтер изучали английскую конституцию, создавая свои политические теории.

Однако фундамент Просвещения был заложен гораздо раньше, и заметную роль в этом процессе сыграли такие западноевропейские мыслители, как Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс и Бенедикт Спиноза.

Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) разработал экспериментальный метод научного исследования, который нередко называют «методом Бэкона». В своем сочинении «Новый Органон» (1620) он изложил основные принципы нового метода: исследователь должен получать знание из окружающего мира с помощью наблюдения, эксперимента и проверки гипотез. Учение Бэкона стало первым шагом на пути к эпохе Просвещения именно из-за своей эмпирической направленности. Его идеи получат развитие в трудах Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро.

Рене Декарт (1596-1650) также предвосхитил некоторые положения просветительской доктрины. Он был блестящим ученым, совершившим значительные открытия в математике и физике. Его главными философскими работами являются «Рассуждение о методе , чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (1637) и «Размышления о первой философии , в которых доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом» (1641), в которых наблюдается разрыв с традиционной метафизикой, изучавшей природу реальности, и смещение интересов в область эпистемологии, чей интерес был связан с тем, как человек познает мир. Цель его исследования также была далека от метафизики: Декарт хотел, используя разум, доказать существование Бога. Его стратегия заключалась в том, чтобы найти некую точку опоры, в которой мы совершенно уверены, и, отталкиваясь от нее, вывести доказательство наличия Бога во вселенной. В поисках самой общей и логически неопровержимой истины он приходит к следующему заключению: «Итак, отбросив все то, относительно чего мы можем каким-то образом сомневаться, и, более того, воображая все эти вещи ложными, мы с легкостью предполагаем, что никакого Бога нет и нет ни неба, ни каких-либо тел, что сами мы не имеем ни рук, ни ног, ни какого бы то ни было тела; однако не может быть, чтобы в силу всего этого мы, думающие таким образом, были ничем: ведь полагать, что мыслящая вещь в то самое время, как она мыслит, не существует, будет явным противоречием. А посему положение Я мыслю , следовательно , я существую - первичное и достовернейшее из всех, какие могут представиться кому-либо в ходе философствования» .

Именно из этого положения Декарт выводит существование всего мира и Бога, а его логическим следствием становится утверждение, что наш ум и тело являются в некотором смысле разделенными сущностями. Мы можем сомневаться в существовании наших тел, но не мыслительных процессов. Декарт пришел к заключению, что наш разум и физический мир (в том числе и наши тела) состоят из разных субстанций. Уникальность человека как раз и состоит в том, что он совмещает в себе эти две субстанции, а животные, например, состоят только из одной. Существование Бога проявляется и в том, что он наделил наш разум врожденными идеями, которые дают нам возможность правильно понимать мир. Опора Декарта в своей теории на разум, противопоставленный вере, нашла широкий отклик у мыслителей эпохи Просвещения.

Идеи Бенедикта Спинозы (1632-1677) и Томаса Гоббса (1588-1679) были почти не известны их современникам, но оказали значительное воздействие на следующее поколение философов. Спиноза довел до логического финала механистическую философию Декарта. Он не принял предложенное Декартом деление мира на физический и умственный. Вместо этого он постарался доказать, что вселенная должна представлять собой простое единство мысли и материи. Из этого следовало, что существует только одна субстанция, которая является Богом, а мысль, материя - атрибуты Бога, или фундаментальные свойства субстанции. В такой вселенной все должно иметь свое причинное объяснение. Единичные вещи, действуя друг на друга, связаны жесткой цепью взаимной причинной обусловленности, и в этой цепи не может быть никаких разрывов. Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий, которые в своей совокупности составляют однозначную необходимость. Теория Спинозы не оставляет места случайности, свободе воли и чудесам. Добро и зло не существуют здесь как абсолютные понятия. Эти идеи в эпоху Просвещения получили дальнейшее развитие в трудах немецкого философа Лейбница.

Томас Гоббс попытался в своих сочинениях превратить политику в науку с ясными и логичными принципами, похожими на правила геометрии. Своим трезвым взглядом на природу политики он напоминает итальянского мыслителя эпохи Возрождения Николо Макиавелли. Но Гоббс идет дальше своего предшественника. Он не воспринимает власть как некую данность, она должна подтверждаться системой законов и должна находиться в равновесии с естественными правами человека.

В теории Гоббса были определены разумные причины подчинения граждан своим правителям и в то же время указано на то, что правление должно опираться на систему законов, и в первую очередь законов, гарантирующих жизнь подданным. Английский философ дач развернутое описание естественного состояния, т.е. того, во что превращается жизнь человека без порядка и закона, или того, что обычно называют цивилизацией. Следуя главным естественным законам, - стремление к самосохранению и удовлетворение потребностей - человек нередко вступает в конфликт с другими людьми, которые преследуют те же самые цели. Чтобы избежать взаимного уничтожения, люди вынуждены договориться о принципах отношений друг с другом. В результате этого договора и появляется государство. Человек вынужден был уступить часть своих естественных прав и свобод государству, чтобы взамен получить гарантии мира и безопасности. Гоббс не утверждал, что все государства возникли вследствие добровольного договора, были и такие, которые созданы путем насилия и подчинения. У просветителей же популярностью пользовалась именно идея общественного договора. Особенно активную поддержку она нашла у французского философа Жан-Жака Руссо.

Одной из центральных фигур в истории европейского Просвещения является Джон Локк (1632-1704), иногда его даже называют «отцом Просвещения», подчеркивая тем самым значительность его вклада в формирование новой идеологии. Основополагающими для просветительского движения стали сочинения Локка «Опыт о человеческом разумении » (1690) и «Мысли о воспитании» (1693). Принципиальной для Просвещения стала полемика Локка с «теорией врожденных идей», одним из сторонников которой был Декарт. Локк отвергает эту теорию и утверждает, что человек при рождении не имеет никакого знания, его разум подобен чистой доске (tabula rasa), и все свои идеи он получает в процессе жизни. Именно опыт заполняет своими знаками эту чистую доску: «Все идеи приходят от ощущения или рефлексии. Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их? Откуда он приобретает тот [их] обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает он весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта» .

Из этих рассуждений следовал еще один важный вывод: если человек получает знания с помощью чувств из внешнего мира или через размышление, то эти процессы могут быть особым образом организованы и через них можно воздействовать на формирование человека, т.е. человека можно воспитывать. Эта мысль и стала краеугольным камнем в фундаменте Просвещения: через воспитание и образование создать не только более совершенного человека, но и более совершенное общество. Эта идеологическая установка отражена и в названии эпохи - «Просвещение». Вполне закономерно, что Локк одним из первых всерьез обратился в своих работах к проблемам воспитания. В трактате «Мысли о воспитании» он выделяет пять разделов воспитания: физическое, умственное, религиозное, нравственное и трудовое. Все они должны, по мнению Локка, находиться в тесной взаимосвязи. Примечательно, что цель нравственного воспитания он формулирует следующим образом: «если с ранних лет приучать детей подавлять свои желания, эта полезная привычка сделает их дисциплинированными; по мере же того, как они становятся старше и рассудительнее, можно предоставлять им большую свободу в тех случаях, когда в них говорит разум, а не страсть: ибо к голосу разума всегда следует прислушиваться» .

Акцент на главенствующей роли разума в поведении станет определяющим для просветительской концепции человека. Укреплению авторитета разума способствовали и научные открытия Исаака Ньютона (1642-1727). Например, три знаменитых закона механики, изложенных в «Математических началах натуральной философии» (1684-1686) продемонстрировали, что все многообразие движений в физическом мире можно свести к трем разумным законам. Его открытия в оптике показали, что разнообразие красок окружающего мира рождается из простого белого луча. Просветители ценили Ньютона не только за его научную гениальность, но и за то, что открытый им метод исследования может использоваться и в философии. Даламбер в одной из статей «Энциклопедии» с уважением указывал: «Ньютон, путь которому был подготовлен Гюйгенсом, наконец появился и дал философии вид, который она, кажется, должна сохранить. Этот великий гений видел, что наступила пора изгнать из физики смутные догадки и гипотезы или по меньшей мере указать им их настоящее место, и что эта наука должна быть подчинена исключительно опытам и геометрии» .

Просветители не отрицали и важности страстей для человека. Они являются, по их представлению, стимулом к развитию. Если у человека нет никаких желаний, он не будет стремиться к изменению своего положения. Однако важно, чтобы страсти находились под контролем разума, тогда развитие личности будет происходить в соответствии с просветительским идеалом. Нередко для иллюстрации своей концепции человека просветители использовали образ корабля, где паруса и ветер уподоблялись страстям, а руль - разуму. К этому же образу прибегает английский поэт Александр Поуп в «Опыте о человеке»:

Наш кормчий - разум, чья бесспорна власть;

Для парусов, однако, ветер - страсть.

(Пер. А. Л. Субботина)

В эпоху Просвещения вновь пробуждается интерес и к проблеме «естественного человека». Для просветителей «естественным человеком» является такой человек, чья природа развивалась в согласии с естественными законами и потому раскрылась наиболее полно и гармонично. Добиться такого результата гораздо проще, если формирование личности происходит вдали от цивилизации, так как она вносит искажения в изначальную гармонию. Поэтому восстановление естественной гармонии Робинзона Крузо, героя романа Дефо, проходит на необитаемом острове, где влияние цивилизации сведено к минимуму. Воспитание Крузо как естественного человека предполагает и подчинение страстей разуму. В первой части книги герой зависит от своих желаний и фантазии и, по его собственному признанию, «...я слепо повиновался внушениям моей фантазии, а не голосу рассудка». Так как страсти (паруса и ветер) и разум (кормило) находятся в разладе, то вполне закономерно, что Робинзон терпит кораблекрушение, как реальное, так и символическое. Оказавшись на необитаемом острове, Робинзон учится подчинять страсти и быть более разумным в своих поступках и отношении к жизни. Несколько позже к Робинзону присоединяется Пятница, представляющий еще один вариант «естественного человека» - «благородный дикарь».

Дальнейшее развитие теория «естественного человека» получила в сочинениях Жан-Жака Руссо «Рассуждение о науках и искусствах» (1752), «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми» (1755), «Рассуждение об общественном договоре» (1762). Руссо уже более радикально противопоставляет «человека естественного» «человеку общественному», т.е. сформированному цивилизацией. Цивилизация рассматривается французским философом лишь как источник негативного влияния. В его концепции «естественного человека» разум уже не воспринимается как положительный фактор, так как он является порождением цивилизации. «Естественный человек» руководствуется не разумом, а прислушивается к «голосу сердца».

В своей программе воспитания, которую Руссо изложил в романе «Эмиль, или о воспитании», он также стремится ослабить воздействие цивилизации на своего ученика. Книга открывается утверждением: «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека». До 16 лет Эмиль (так зовут воспитанника), чтобы избежать этого дурного влияния, находится в удалении от общества. Много внимания уделяется его физическому воспитанию, воспитание же нравственное предполагает формирование «добрых чувств», «добрых суждений» и «доброй воли». Единственной книгой, доступной Эмилю в этот период, становится все тот же «Робинзон Крузо».

Многие просветители не приняли взглядов Руссо, они ставили своей целью как раз формирование «естественного человека» в условиях цивилизованного общества. Например, Вольтер в философской повести «Простодушный» (1767) доказывал, что само по себе «естественное состояние» лишь грубая основа, облагородить которую можно только влиянием цивилизации, без этого влияния человек так и останется дикарем.

На раннем этапе Просвещения преобладает оптимистическое представление о человеке и о мире. Так называемая «философия оптимизма» впервые была системно и обстоятельно изложена немецким мыслителем Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). Основной тезис его трактата «Опыты теодицеи » («теодицея» буквально означает «богооправдание») сводится к следующему: раз этот мир создан Богом, значит, он не может быть несовершенным. Лейбниц находил оправдание и существованию зла. Он утверждал, что без наличия зла мир был бы менее совершенным. Очень часто благо рождается в результате исправления и преодоления зла. Так, свободная воля человека - благо, но она предполагает возможность греха. Если бы Бог не допустил существование греха, тогда бы не было и свободной воли. Следовательно, делает вывод немецкий философ, наш мир лучший из возможных миров.

Подобные идеи получили распространение среди европейских просветителей. В Англии под их влияние подпали граф Болингброк, граф Шефт- сбери и поэт А. Поуп. Однако в середине столетия «философия оптимизма» переживает серьезный кризис, и многие начинают относиться к ней со скептицизмом. Особенно резкой была критика со стороны Вольтера, который пережил период увлечения учением Лейбница, но затем пришло разочарование и в повести «Кандид, или Оптимизм» он едко высмеял идеи немецкого мыслителя. Вольтер показывает, что «философия оптимизма» изолирована от реальной действительности и провоцирует пассивное отношение к жизни - если мы живем в самом совершенном из миров, то нет необходимости что-то улучшать или исправлять.

В политической сфере в XVIII столетии обретает влияние теория «просвещенного абсолютизма». Достаточно ясные контуры она получила уже в сочинениях Гоббса, считавшего монархию наиболее совершенной формой правления. Просветители полагали, что в условиях сильной централизованной власти провести «разумные» реформы гораздо проще. Важно, чтобы правитель был действительно просвещенной личностью, которая сможет понять, что его интересы в широкой перспективе совпадают с общественным благом. Среди сторонников «просвещенного абсолютизма» были Вольтер и Кант. Хотя Вольтер во время пребывания в Англии (1726-1729) признал достоинства парламентской республики с ограниченной монархией, которая установилась в этой стране, деятельность французского парламента породила в нем стойкую неприязнь к этой форме правления. Французский парламент в основном отражал интересы аристократии и духовенства, и его позиция в отношении политики и социальной жизни нередко была более консервативной и реакционной, чем у французского короля. Например, когда Людовик XV захотел отменить узаконенные пытки, парламент отказался поддержать эту инициативу.

Некоторые из европейских монархов увлеклись идеей «просвещенного абсолютизма», и даже пытались провести некоторые реформы в своих странах, следуя советам просветителей. Но чаще такие реформы носили поверхностный характер и вовсе не предполагали серьезной перестройки общества на более справедливых принципах. Они лишь должны были несколько снизить растущую напряженность в отношениях между классами, чтобы не допустить серьезных социальных катаклизмов. К просвещенным монархам себя относили король Пруссии Фридрих II, король Австрии Иосиф II, российская императрица Екатерина И. Они вели активную переписку с просветителями, приглашали их ко двору, публиковали проекты своих будущих преобразований. Так, Екатерина II была в постоянной переписке с Дидро и Вольтером, оказывала им финансовую поддержку. Она выкупила библиотеку Дидро и назначила его пожизненным смотрителем собственной библиотеки с выплатой содержания для него из русской казны.

Однако у теории «просвещенного абсолютизма» были и противники. Ее не принял Монтескье, который считал, что если судьба реформ зависит от одного лица, то всегда существует угроза, что все повернется вспять с переменой его взглядов или его смертью. Сам Монтескье выдвинул идею разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Позднее это принцип построения власти был использован во многих современных демократических государствах.

Рост авторитета разума, успехи естественных наук не могли не сказаться на отношении просветителей к религии. Новые подходы к религии обнаруживаются уже у И. Ньютона и Дж. Локка. Открытия, совершенные Ньютоном, вовсе не поколебали его веры. Напротив, обнаружив, что все разнообразие движений в физическом мире можно свести к нескольким разумным законам, он усмотрел в этом доказательство наличия божественного плана в основе мироздания. Локк также попытался примирить разум и веру. Отрицая врожденное знание, философ также не принимал и теорию о том, что человек появляется на свет уже с верой в Бога. У веры, полагал Локк, более рациональные основания, без Бога само существование человека и его отношения с миром не имели бы никакого смысла. Разум является самым важным инструментом для человека в познании мира, но это не значит, что божественное откровение невозможно. Оно может быть недоступно для рационального понимания, но оно не должно противоречить разуму - таков вывод Локка.

Последователи Ньютона и Локка позднее пытались доказать разумность христианской доктрины, и это ее качество, считали они, должно быть доступно любому разумному человеку. Просветители стремились утвердить в европейском обществе умеренность и рациональность в отношении к религии. Чрезмерная эмоциональность и мистицизм в вопросах веры, которые определялись как «энтузиазм», вызывали осуждение. Такой подход нашел поддержку у английских буржуа, которые нередко рассматривали отношения с Богом как своеобразную торговую сделку. В католических странах такую позицию сформировать было труднее, так как католическая церковь изначально была ориентирована на более эмоциональные отношения верующего с Богом.

Широкое распространение в XVIII в. получил деизм, одно из религиозно-философских направлений, которое признавало существование Бога и сотворение Им мира, но отрицало большинство мистических и сверхъестественных явлений, а также религиозный догматизм. Очень популярным в деизме стало уподобление Бога архитектору или часовщику, который запустил часовой механизм Вселенной и устранился от всякого вмешательства в ее существование. Деизм давал большую свободу человеку, но и налагал на него большую ответственность за все происходящее в мире.

Просветительское движение не было однородным во всех странах Западной Европы. Уже было отмечено, что Просвещение зарождается в Англии и именно здесь на начальном этапе оно приобретает серьезное влияние. Сочинения английских философов-просветителей становятся источником идей не только для Европы, но и для Америки. Вместе с тем в Англии просветительское движение носило вполне умеренный характер. Оно развивалось после «славной революции», когда буржуазия - главный оплот нового движения - решила свои насущные задачи. Английские просветители испытывали интерес к вопросам нравственного совершенствования, к общим проблемам отношений человека с окружающим миром.

Во Франции же оно формировалось в преддверии революции и потому зачастую носило более радикальный характер. Французские просветители были решительнее в религиозных вопросах, среди них было немало не только сторонников деизма, но и тех, чьи позиции были близки к атеизму. В какой-то мере такая позиция была обусловлена тем обстоятельством, что им приходилось иметь дело с католической церковью, которая была более авторитарной и консервативной. Антирелигиозную направленность имели многие статьи, помещенные в «Энциклопедию». Так, Дидро в своих материалах не только утверждал свободу человека выбирать и исповедовать любую религию, но и оставаться вне веры. Философ был уверен, что атеизм не нанесет никакого ущерба обществу, так как мораль вовсе не зависит от религии.

Чаще французы обращались к социальным и политическим проблемам, интересовались различными типами государственного устройства. Именно во Франции в конце столетия была сделана попытка воплощения просветительских идеалов в реальную жизнь. Во время первого заседания Национальной Ассамблеи, на которой составлялся проект «Декларации прав человека и гражданина», было немало отсылок к теории общественного договора Руссо. На первом этапе революции он стал самым популярным философом. Его бюст был установлен в зале Национальной Ассамблеи, чуть позже останки Руссо были перенесены в Пантеон. Большим почитателем Руссо был Робеспьер. Однако эта первая попытка реализовать некоторые из идей французских просветителей закончилась неудачей.

Более успешной была американская революция. После ее победы в конституции новой нации были учтены многие идеи, которые зародились внутри просветительского движения. Самыми главными из них был принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также принцип веротерпимости. В «Декларации прав человека» было заявлено о неотторжимом праве человека на жизнь, свободу и стремление к счастью. Включение этих позиций в «Декларацию» также было вдохновлено Просвещением.

В Германии из-за ее раздробленности просветительское движение не оказало значительного воздействия на социальную и политическую жизнь, за исключением Австрии и Пруссии, где Иосиф II и Фридрих II пытались играть роль просвещенных монархов. Однако немецкое Просвещение дало весьма обильные всходы в философии и драматургии.

В Италии, которая была такой же раздробленной, как и Германия, подъем просветительского движения начинается лишь с середины XVIII в.

и носит более умеренный характер, чем во Франции. В центре программ итальянских просветителей, как правило, были практические вопросы экономики, сельского хозяйства, реформирования системы налогов, торговли, законодательства, школьного образования. Особенностью культуры Италии XVIII в. стало появление так называемого «католического Просвещения» с центром в Риме. Это движение объединило многих деятелей церкви, умеренно сочувствовавших некоторым реформаторским идеям и старавшихся примирить их с религиозной доктриной. Литература также подключилась к пропаганде новых идеалов. Особенно значительных успехов итальянцы в этот период достигли в театральных жанрах. Несомненно, что XVIII столетие в Италии стало веком театра.

Просветительская идеология наложила отпечаток и на литературу XVIII в. В первую очередь, следует отметить заметное влияние на нее философии. Нередко в этот период литература становилась своеобразным испытательным полигоном для различных философских идей и теорий. Многие просветители использовали художественную форму, чтобы донести свои идеи до современников (Руссо, Вольтер, Свифт). Именно в XVIII в. появился жанр философской повести, в котором философская теория подчиняла себе все остальные элементы жанра.

Кроме того, в литературе XVIII в. усиливается дидактическое начало, она стремится просвещать и воспитывать своего читателя. В связи с этим в литературном процессе возрастает роль публицистических жанров. В американском Просвещении публицистика занимает доминирующие позиции, так как именно здесь литература особенно тесно зависела от политической ситуации.

В начале столетия заметно возрастает популярность документальных жанров. Активно начинают публиковаться мемуары, дневники, переписка. Во многом такой рост интереса был связан с одним из главных положений просветительской идеологии: на формирование человека значительное воздействие оказывает среда. Документальные жанры более объективно представляли отношения человека с окружающим миром. Увлечение документалистикой сказалось и на художественной литературе. Авторы ранних просветительских романов нередко выдавали свои произведения за отчет о реальных событиях и придавали им форму дневников, писем (Дефо, Ричардсон, Монтескье). Эта тенденция привела к усилению реалистических тенденций в литературе первой половины XVIII в. Многие отечественные исследователи в связи с этим выделили просветительский реализм в особое направление в западноевропейской литературе. С ним соотносили творчество Дефо, Ричардсона, Филдинга, Дидро, Лессинга. Западноевропейские историки литературы, давая характеристику литературе XVIII в., этим термином почти не пользуются.

В начале XVIII в. классицизм, тем не менее, не исчезает с литературной сцены. Авторитет разума и стремление усилить воспитательное начало в искусстве оказались близки и просветителям, и классицистам. Однако эстетика классицизма в эпоху Просвещения претерпевает ряд серьезных изменений. Например, меняется отношение между чувством и долгом, конфликт между которыми был главным движителем действия в трагедии классицизма. Но уже в драматургии Вольтера, который, хотя и ориентировался на традиции французского театра XVII столетия, не захотел следовать им безоговорочно, чувство приобретает новое качество. Прежде оно противостояло долгу. Теперь оно само воспринималось как долг человека по отношению к самому себе и собственной природе. Противостояло же оно обманному, «фальшивому долгу» перед неразумным государством или догматической верой. Новые подходы к принципам классицистической эстетики можно обнаружить и в творчестве английского поэта Александра Поупа. Этот обновленный классицизм получил наименование просветительского классицизма.

Подобно тому, как в просветительском движении почти параллельно существовали оптимистическое и скептическое отношение к новым идеалам и возможности их воплощения в реальной жизни, в литературе довольно рано возникает противостоящая рационализму тенденция, которая ориентируется на чувство, на эмоциональную сферу человека и которая ближе к середине столетия даст жизнь сентиментализму. Одной из отличительных черт сентиментализма является герой, наделенный сентиментальной чувствительностью. Сентиментальная чувствительность - понятие очень сложное и емкое. Оно предполагает и необычайную внутреннюю отзывчивость личности, когда достаточно легкого внешнего воздействия, чтобы вызвать у героя причудливую связь чувств и мыслей. Чувствительность опирается и па новую систему этических критериев. Обладание ею придает дополнительную ценность личности. Если просветители верили, что «человек разумный» будет относиться к окружающим так же, как он хотел бы, чтобы они относились к нему, то сентименталисты просто считали, что «человек чувствительный» не способен на дурные поступки. Сентиментальная чувствительность и новый тип восприятия мира и отношений с другими людьми.

Как реакцию на кризис просветительских идеалов можно рассматривать и возникновение во второй половине XVIII в. предромантизма. Предро- мантики стремятся уйти от не оправдавшего их надежд настоящего в прошлое: в мир Средневековья, кельтской мифологии, древнескандинавской поэзии. Рационализму просветителей они противопоставляют интерес к фантастическому, сказочному, мистическому, иррациональному.

В целом можно отметить, что литературный процесс в эпоху Просвещения заметно усложняется по сравнению с предшествующим веком. В XVII столетии развитие литературы в немалой степени определялось противостоянием классицизма и барокко. В XVIII в. таких факторов уже гораздо больше.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. 11очему начало эпохи Просвещения связывают с датой из английской истории?
  • 2. В чем суть научного метода исследования, предложенного Фрэнсисом Бэконом?
  • 3. Почему полемика Джона Локка с «теорией врожденных идей» оказалась столь принципиальной для формирования просветительской идеологии?
  • 4. Какой смысл вкладывали просветители в понятие «естественный человек»?
  • 5. Какиедоводы использовал Готфрид Лейбниц для доказательства совершенства мира, в котором живет человек?
  • 6. Что такое деизм?

Список литературы

Западноевропейская художественная культура XVIII в. - М., 1980.

Мир Просвещения. Исторический словарь. - М., 2003.

Проблемы Просвещения в мировой литературе. - М., 1970.

Тураев, С. В. Введение в западноевропейскую литературу XVIII в. / С. В. Тураев. - М„ 1962.

Черноземова, Е. Н. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Практикум / Е. И. Черноземова, В. Н. Ганин, Вл. А. Луков. - М., 2004.

Эпоха Просвещения: Из истории международных связей русской литературы / отв. редактор А. С. Курилов. - М., 1982.

  • Локк Длс. Сочинения: в 3 т. Т. 1. М., 1985. С. 154.
  • Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 1. С. 503.
  • Предварительное рассуждение издателей // Философия в «Энциклопедии» Дидрои Даламбера. М., 1994. С. 106.
  • В 1688 году в Англии произошла «славная революция». Славная, потому что она миновала кровавую фазу.

    Славная революция – принятое в историографии название государственного переворота 1688 года в Англии. Также встречается под названиями «Революция 1688 года», «бескровная революция».

    Революция связанна не со сменой классов, а с изменением типа человеческой жизни. Был принят «Билль о правах». За каждым человеком было признано присущее от рождения, а не подаренное государством право на жизнь, на свободу мысли и так далее. Возникло новое представление о том, что для человека важно. В классицизме главенствовал разум. Общественное устройство и жизнь отдельного человека подчинены разуму. Чувства противоречат рассудку, их нужно обуздывать и воспитывать. Поэтому значимую роль в эпохе классицизма играют учителя.

    В эпоху зарождающегося просвещения педагогика становится едва ли не центром. Чувства нужно воспитывать, и тогда сердце станет рядом с разумом. Возникает идея естественного человека, который преодолевает оковы рациональной цивилизации на пути к самому себе. Чувства не разрушают мир, потому что они воспитывают.

    Эпоха Просвещения приносит идею прогресса. В современном мире это понятие сопровождает людей повсеместно. Представление о жизни как о динамичном изменении от худшего к лучшему было невероятным открытием эпохи Просвещения.

    Прогресс означает, что человек может управлять окружающим миром и обществом и совершенствовать их.

    История человечества - это не история спасения, как учит религиозная картина мира, а путь от несовершенного к совершенному. Просветители не отрицали роли разума.

    В 1744 году в Англии, а затем и во Франции начала выходить энциклопедия.

    Энциклопедия - приведенная в систему обозрения всех отраслей и человеческих знаний или круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания.

    Энциклопедия состояла из подбора статей о разных отраслях человеческого знания. Но выдавала информацию не справочным образом, а выстраивая философскую систему. Энциклопедии оказались востребованы: вышло более тридцати томов с большим тиражом и переводом на многие языки. В России в XVIII веке выпустили 29 сборников. Энциклопедия меняла картину мира.

    Идеи эпохи Просвещения

    • Естественный человек.
    • Воспитание чувств.
    • Разум не всесилен.
    • Человек имеет право менять мир вокруг себя.
    • История человечества - путь от несовершенного к совершенному.

    Идеи начали разделять не только интеллектуалы, но и правители. Возникло явление, называемое «просвещенный абсолютизм». Государи не отказывались от абсолютной власти, но становились деятелями этой эпохи. Доносили до своих поданных идеи просвещения, иногда и насильственными способами. Это Фридрих Прусский, Мария Терезия в Австрии, Екатерина Великая (см. рис. 1).

    Рис. 1. И. Аргунов «Портрет Екатерины II»

    Российская императрица посвятила жизнь просвещению и утверждению европейской культуры. Она была писательницей и талантливой журналисткой, выпускала свой журнал, писала комедии и поучения, была сатириком. Государыня обличала нравы общества, которым управляла.

    Большую роль в судьбе русской культуры в эпоху Просвещения сыграл Николай Иванович Новиков - русский журналист, сатирик, писатель.

    Рис. 2. Николай Иванович Новиков

    Он издавал журналы, но одним из первых пал в результате государственного гнева Екатерины Великой. Николай Иванович переступил черту и в 1792 году был арестован за литературные дела и за попытку вмешательства в процессы династии, политические игры с Павлом I.

    В 1790 году вышло главное произведение русской эпохи Просвещения «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева (см. рис. 3).

    Рис. 3. Александр Николаевич Радищев

    В 1789 году произошла французская революция, которая привела к перевороту, свержению власти и кровопролитию. Книга Радищева, написанная годом позже, была воспринята как призыв к революции. Путешествуя из Петербурга в Москву и останавливаясь на каждой станции, рассказчик книги горестно и сатирически изображает реальность. Прочитаем начало произведения и поймем, что замысел автора был иным:

    Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой, посвящено да будет. Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно - и ты мой друг . Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия

    человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает

    непрямо на окружающие его предметы.

    Александр Радищев

    Написано не о революции. Многие слова начинаются с «со»: сочувствие, сострадание. Радищев говорит на языке сопереживания, он говорит о человеческих чувствах как о главном двигателе истории. Если сердце искажено, то и история искажена. Об этом его книга, но считана она была как призыв к революции. Автор был арестован и сослан в Илимский острог. Радищев был возвращен Александром I, который привлек писателя к составлению свода российских законов. Внутренне автор был надломлен, жизнь его закончилась трагически.

    Возможно, лучшим произведением эпохи Просвещения с элементами традиции классицизма стала комедия Дениса Фонвизина «Недоросль». Вы самостоятельно ее прочитаете и ответите на вопросы.

    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png