Оригинал взят у s16_n425 в Горожанка. Усадьба Веневитиновых - Чоколовых. Часть 1

Горожанка - село на берегу Дона в Рамонском районе (Воронежская область). Здесь сохранилась старая усадьба, от которой остались барский дом с запоминающейся архитектурой, храм, фонтан начала 20 века, амбар, а также остатки сада и парка. Барский дом заброшен и, скорее всего, будет полностью утрачен.

2. Село названо, как пишут историки, по фамилии первопоселенца Горожанкина. В архивных документах это поселение также именуется как Покровское - по одноименной церкви, построенной здесь еще в 1736 году.
Веневитиновы приобрели Горожанку в конце 17-начале 18 века - к этому времени этому роду в округе, по берегам рек Воронеж и Дон, принадлежало множество сел; так, веневитиновские усадьбы уже существовали в соседних селах Староживотинном и Новоживотинном .

Алексей Веневитинов устраивает в Горожанке усадьбу на берегу Дона, где строит кирпичную Покровскую церковь и господский дом. Позже его потомками обширное поместье было раздроблено и в селе образовались уже три усадьбы, в каждой из которых - свой барский дом. Примечательно, что в одной из них, помимо всего, на 1900 год значились 4 верблюда.)
Самая большая усадьба с кирпичным двухэтажным домом конца 18 века, доныне сохранившимся, со временем переходит к Екатерине Веневитиновой , которая вышла замуж за инженера-путейца Семена Чоколова , жившего в Москве, и это уже конец 19 века.
Чоколовы реконструируют усадьбу: перед домом устраивают фонтан, строят амбар, службы, расширяют сад; здесь действует конный завод по разведению рысистых пород лошадей и школа-мастерская по изготовлению ковров, кружев, мебели, керамики (о школе - ниже ).

Современное состояние главного дома (дворовый фасад).

3. Так этот фасад выглядел до революции. В его центре - полукруглая ротонда с пологим куполом, а края фланкированы ризалитами. Ризалиты, а также центры торцевых фасадов - с треугольными фронтонами. Высказываются предположения, что автором проекта являлся работавший в то время в Воронеже Джакомо Кваренги, однако документального подтверждения сему пока не найдено.
На второй из трех архивных фотографиях ниже - внутренний интерьер, это, видимо, полукруглый зал ротонды, на третьей - дубовая лестница.

источники архивных фотографий: 1,2 - www.na-vasilieva.ru "К биографии художника Сергея Чоколова" ; 3 - Попов П. А. Загадка синих павлинов // Русский провинциальный журнал — Воронеж № 4 (7) / Гл. ред. В. А. Демитриенко. — Воронеж, 2001 (скан: Aleksio.Sav).

4. Еще одна фотография, с подписью "1946 год". В сравнении с предыдущей фотографией видно, что часть элементов уже утрачена, в частности, балкон.

источник этого фото: Aleksio.Sav

5. Внешняя стена дворового фасада сейчас разрушена, и от ротонды ничего не осталось.

7. Про внутреннюю планировку: основой внутреннего плана является анфилада из трех залов: овального, квадратного и полукруглого.

8. Жилые комнаты в доме были небольшими - помещики не жили здесь постоянно, для них усадьба была вроде дачи. Первый этаж - хозяйственный, а на втором — главный зал. В мезонине располагался зал для бильярдной и карточной игр.

9. В оформлении ризалитов выделяются строенные окна с полуколоннами, над которыми — полукруглые ниши.
Левый ризалит; здесь в полукруглой нише - окно:

10. Интересно, что в симметричной нише правого ризалита было не окно, а майоликовое панно с изображением синих павлинов, сидящих на виноградной лозе, изогнутой в форме причудливых вензелей. Одна из птиц была изображена с запрокинутой головой, а другая ела из кувшина некое кушанье, насыпанное горкой. С обратной стороны стены, над тем же окном - в интерьере одной из комнат - был ещё один рисунок павлинов, выполненный в технике росписи по штукатурке, более простой.
Вероятно, фреска появилась при Екатерине Чоколовой, автор неизвестен.
В 1983 году реставраторы увезли плиту с наружной фреской синих павлинов в Воронеж, но реставрацию так и не удалось начать. Известно, что плита пролежала у них в кладовой более 15 лет, часть её была отколота и потеряна, а фреска так и не вернулась на прежнее место. «Внутренние» павлины тоже бесследно исчезли - кто-то тщательно изрешетил место ломом, возможно, искали клад на месте таинственного рисунка… Нишу в которой была фреска, хорошо видно над тройным окном на фото 5.
Так выглядели павлины снаружи и внутри:

источник изображений: Попов П. А. Загадка синих павлинов // Русский провинциальный журнал — Воронеж № 4, 2001. Скан: Aleksio.Sav

11. Торцевое окно.

12. Во дворе усадьбы сохранился фонтан начала 20 века.

13. Его архитектура - с чертами модерна: ярусное сооружение из четырехгранников.

14. Фасад дома со стороны реки пока еще цел; с этой стороны он трехэтажный.

15. Центр здесь усложнен повышенной частью - "башней", овальной в плане и с плоским ризалитом под треугольным фронтоном. К этому фасаду примыкала лестница.

16. Лестницы здесь уже давно нет; ее можно увидеть на старой фотографии:

источник архивного фото: статья П. Попова, Е. Виноградовой в сб. «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века». — 2-е изд., доп. — Воронеж, 2011 (от vik01).

19. Остатки внутренней отделки.

20. Владелица усадьбы Екатерина Чоколова в начале 20 века открыла в селе школу-мастерскую для крестьянских девушек, в которой действовали учебные мастерские по изготовлению кружев, ковров, точеной и резной мебели, керамики.
Горожанские ковры Чоколовы выставляли на московских ярмарках, в Санкт-Петербурге и даже в Париже, Брюсселе и Нью-Йорке, и изделия везде имели громадный успех.

21. По словам Сергея Чоколова (сына Чоколовых), одной из интересных вещей, созданных в мастерской, был толстый бархатный ковёр размером 5x5 или 6x6 метров - на светлом, желтовато-кремовом фоне был большой двуглавый орёл, украшенный гирями из русских и французских флагов. Это ковёр был подарен Николаю II на нижегородской выставке.
Сведения об этой мастерской даже попали в солидный справочник "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (т.2, 1902 г).

22. Здесь тоже были строенные окна с полуколоннами.

23. Между домом и Доном - нижний парк.

24. В северной части усадьбы располагались верхний парк и большой сад площадью около 10 га. Усадебный парк является памятником природы, здесь сохранились аллеи с посадками тополя, вяза, березы, сосны веймутова, одичавшие яблоки, груши, а также боярышник, тёрн.... От многочисленных реликтовых сосен, сохранились лишь единицы - по рассказам старожил, большинство из них было вырублено во время войны для строительства переправы через Дон.

25. Рядом с барским домом - огромный амбар, он выстроен из старинного кирпича, фундамент — из природного камня.

26. На первом этаже хранили зерно и фураж для скота, а на втором — сахар, муку, мёд, масло и прочий провиант.

27. После революции на территории усадьбы была организована колония-коммуна для беспризорных детей. В 30-е годы здесь открывают дом отдыха для работников пищевой промышленности имени Микояна, работавший до начала войны.
В феврале 1943года, после освобождения Воронежа, в Горожанке открылся специальный детский дом для детей командиров РККА, погибших на фронте. Спецдетдом функционировал до 1959 года, когда по инициативе Хрущева почти все детские дома были реорганизованы в школы-интернаты.
На территории усадьбы построили трехэтажные здания учебного корпуса и общежития, а старый усадебный дом забросили.

28. Не так давно на базе школы-интерната создан Горожанский казачий кадетский корпус. При фотографировании усадьбы в кадр попали воспитанники, занятые изучением парашюта.

30. Общий вид на дореволюционную усадьбу, фото с колокольни храма.

Вместо трехэтажных интернатовских корпусов по обе стороны от дома - флигели, на переднем плане - часть амбара. Большой двор был ограждён каменной оградой с тремя воротами. Через южные шла дорога в село и дальше в город, с этой стороны к усадьбе примыкало кладбище с церковью. Северные ворота вели на скотный двор, где стояли конюшня, коровник, сарай (на заднем плане). А напротив дома стояли третьи ворота, которые вели в липовую аллею и сад.

31. О Покровском храме - в следущей части.

Источники исторической информации:
Попов П. А., Тимофеев А. Тайна синих павлинов // Газета «Воронежский телеграф» (приложение к «Воронежский курьер» № 54). — Воронеж, 02.12.1999
Кригер Л.В. Усадьбы Воронежской области, 2011
П. Попов, Е. Виноградова в сб. «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века». — 2-е изд., доп. — Воронеж, 2011
Википедия

Так сложилось, что за один день мы посетили сразу две довольно известные и популярные достопримечательности Воронежской области: замок принцессы Ольденбургской и музей-усадьбу Д.В. Веневитинова . Поэтому каждый раз невольно возникали сравнения одного места с другим. Каждое оказалось по-своему интересным и живописным, но оставило совершенно разные впечатления и эмоции. В одном мы искали следы приведений и былого великолепия, вспоминая множество легенд и загадок, которыми в большом количестве овеян замок принцессы Ольденбургской. О другом совершенно толком ничего не знали, в памяти всплывала только знаменитая английская писательница Этель Войнич, которая какое-то время работала гувернанткой в усадьбе Веневитиновых.
Этот пост будет, конечно, не битвой титанов усадеб, а скорее попыткой понять историческую значимость людей, которые жили в этих местах и оставили о себе громкую и не очень славу. Возможно, мой рассказ о замке принцессы Ольденбургской и музее-усадьбе Д.В. Веневитинова заставит вас немного по-другому взглянуть на эти места.

“Что в имени тебе моем? ”

Что в нем? Забытое давно…
Кстати из всего древнего дворянского рода Веневитиновых выбрали именно Дмитрия Владимировича, чьим именем и назвали усадьбу. Он приходился дальним родственником А.С. Пушкину и сам был поэтом и философом. Хотя здесь всего лишь прошли детские годы чудесные Димы.


Почему именно его? Наверно на фоне остальных родственников его роль в истории оказалась более значительная. И вправду, если почитать историю рода Веневитиновых, очевидным становится одно, что все они умели вести исправную службу перед государем, а некоторые, вовремя «подлизавшись», сделать прекрасную карьеру. И, в общем-то, и всё. Дмитрий Владимирович же считается основателем нового романтического направления в русской поэзии и авторитетным философом своего времени.


Самым «угодливым» из Веневитиновых оказался Антон Лаврентьевич, который довольно остроумным способом сумел угодить самому Петру Первому. Эта история с «бородой» меня особенно позабавила.


Во времена, когда Петр начал внедрять на русской земле всяческие европейские новшества, одним из нововведений было избавление знатных бояр от самого «ценного» – бороды. При этом вельможи ни за что с ней расставаться не хотели, в том числе и воронежские. А вот Антон Веневитинов решил подойти к делу не только с юмором, но и с дальним прицелом.


Сбрив бороду, он не стал ее выбрасывать, а «аля Дед Мороз» привязал ее к подбородку. Во время осмотра бояр Петр Первый ничего не подозревая потянул Антона Лаврентьевича за бороду, но та благополучно отвалившись осталась в его руках. Государь оценил шутку Веневитинова и назначил его на государеву службу с хорошим «окладом». Вот так, благодаря бороде и не сильно большой принципиальности по отношению к древним обычаям, Антон Лаврентьевич сделал весьма хорошую карьеру.

А вот имена Александра Петровича и Евгении Максимилиановны Ольденбургских вряд ли забудутся потомками. Вклад, который они внесли в развитие и процветание Отечества весьма и весьма значителен.


В основном замок Ольденбургских ассоциируется с Евгенией Максимилиановной, т.к. именно она развила в Рамони самую бурную деятельность, которая принесла многочисленные плоды. И собственно построила самую главную достопримечательность – замок.


Получив в подарок от императора имение в поселке Рамонь, Евгения Максимилиановна с присущим ей энтузиазмом взялась за обустройство своих владений. Малопроизводительный сахарный завод оснастила новой техникой, улучшила производство и построила для нужд завода железнодорожную ветку до станции Графская. По ней впоследствии перевозили не только грузы, но и пассажиров.
Чуть позже появилась кондитерская фабрика. Изготавливаемые конфеты были обернуты не в простые фантики, а в красочные обертки, над которыми работали умелые художники. Фабрика принесла Ольденбургским мировую славу, ее продукция снискала признание и большое количество наград на самых престижных европейских конкурсах. В 1911 году воронежские предприниматели выкупили и перевезли фабричное оборудование из Рамони в Воронеж, где оно дало продолжение «сладкому» бизнесу: Воронежская кондитерская фабрика существует по сей день.


Принцесса Евгения построила лечебницу, школу, мастерские, конезавод, бесплатную столовую для рабочих, водонапорную башню. Был проведен водопровод и электричество. «Зверинец» Евгении Максимилиановны стал началом для Воронежского биосферного заповедника, который в наше время с удовольствием посещают гости и местные жители.




Вся жизнь принцессы проходила в трудах и заботах о ближних. Она лично обходила все производства, следила за порядком и сама пробовала еду, приготовленную для рабочих. Они с мужем стали крестными практически каждому родившемуся при них в селе ребенку.
Кстати, у Александра Петровича Ольденбургского заслуг не меньше, чем у его жены. Занимался благотворительностью, санитарной деятельностью в армии, открыл Институт Экспериментальной Медицины в Петербурге, основал первый на Кавказском побережье климатический курорт в Гаграх.
Думаю, что еще даже не все перечислила из того, что сделала и оставила для нас эта супружеская чета. А самое примечательное, что плодами их трудов мы до сих пор пользуемся.

Что притягательнее: парадный блеск или таинственная полуразруха?

Усадьба Веневитиновых – классическая дворянская усадьба. Потеряв немного в территории - в советское время побыла школой, детским домом, а в годы войны использовалась под воинскую часть - все равно сохранила свои исторические черты.




При входе всех встречает Дмитрий Владимирович Веневитинов, увековеченный, уже известным нам по памятнику Высоцкому, местным скульптором Максимом Дикуновым.


Усадьба расположена на живописном левом берегу Дона. Дорога к реке проходит через красивый парк, где приятно прогуляться по тенистым аллеям, понаблюдать за лягушками в пруду и устремиться мыслями вслед за быстрыми водами Дона,


Поудобнее устроившись там, где открываются лучшие виды на реку.


Несомненно, здесь приятно посидеть в тишине, пытаясь представить, как жили тут люди несколько сотен лет назад, но нет во всем этом душевности и желания вернуться. Наверно, лично меня, не сильно тронул род Веневитиновых, чтобы захотеть продолжить углубляться в их историю.



Красивые въездные ворота с башнями, мощные стены замка – все говорит о фундаментальности постройки.


Но внутри, увы и ах…




Вообще со всеми этими реставрациями и восстановлениями здесь происходят постоянно непонятные истории. Вроде и инвесторы находятся, и договора подписываются и даже что-то восстанавливать начали, но каждый раз все стопорится и практически не двигается с мертвой точки.
Длинным шлейфом не перестают тянуться истории о таинственных явлениях, происходящих в замке. Рассказывают, будто рабочим, выполнявшим ремонт, являлись призраки, то кто-то постоянно мешал выполнять работы. Все эти увлекательные байки хорошо играют на врожденном любопытстве туристов.


А чего стоят истории про саму принцессу. И кровь молодых девушек пила, и слуг своих держала в подвале, отдавая на растерзание хищным зверям, и проклял замок обиженный на Евгению Черный лекарь и куча еще всевозможных страшилок.
Честно говоря, спустившись в подвал, невольно и не в такое поверишь. Мрачные, полуразрушенные помещения, от которых так и веет холодом и всевозможными загадками.







Опять же возникает вопрос: если ты не принадлежишь ни к какому сообществу, зачем в своем доме делать такие изображения?
Загадки, тайны и легенды – это все необыкновенно манит и привлекает в замок принцессы Ольденбургской.


Наше природное любопытство нам не давало покоя, и мы разговорились со смотрительницей, пытаясь выяснить, имеют ли место здесь необычные явления. Смотрительница заверила, что никаких приведений, звуков, стонов и шорохов они в замке за время своей работы не наблюдали. А жаль…


И все-таки, ведь дыма без огня не бывает. Единственное, что еще удалось выяснить, что Евгения Максимилиановна была дамой очень жесткой, а возможно и жестокой. Будучи настоящей бизнес-вумен, она была очень требовательна к своим рабочим во всем и за провинности всегда наказывала. Возможно, это качество и породило эти многочисленные зловещие истории.
В общем, гуляя по полуразрушенным покоям замка, довольно увлекательно присматриваться к деталям и строить догадки по поводу необычной истории людей его населявших.


Как будет развиваться судьба замка принцессы Ольденбургской так и не известно. Усадьбе Веневитиновых опять повезло больше: музей относится к объектам культурного наследия федерального значения и спонсируется из того же бюджета. А вот замок под «крылом» у областного бюджета и результат, как видим, на лицо.

Еще мне очень понравилась фраза нашего друга: «Одни построили больницу, школу, фабрику и сделали кучу других добрых дел, а заслуги других, мягко говоря, меркнут на их фоне. А что мы видим?»

Вот такой парадокс…

Замок принцессы Ольденбургской. Как доехать?

Замок находится в поселке Рамонь Воронежской области. Ехать по М4, свернуть по указателю вправо (если ехать из Воронежа) и двигаться еще 7 километров.
Координаты: 51.917805, 39.346161
От Воронежа до замка 47,5 километров, от Москвы - 495.
Адрес: Воронежская область, п. Рамонь, ул. Школьная, 27

Музей-усадьба Д.В. Веневитинова. Как доехать?

Усадьба находится в с. Новоживотинное Воронежской области. Находится с левой стороны от трассы М4 (если ехать из Воронежа).
Координаты: 51.890331, 39.167831
От Воронежа до усадьбы Веневитинова всего 39 километров.

Состояние большинства усадеб Воронежской области можно охарактеризовать так - описания и иногда фотографии сохранились на бумаге, другие пребывают в запустении и постепенно разрушаются и лишь немногие сохранились, либо же были восстановлены. Усадьба имени Д.В. Веневитинова была восстановлена и сегодня ее может посетить любой желающий.

Старинный дворянский род имеет тульские корни. Фамилия Веневитиновых происходит от города Венёв (Тульская область). В 1622 году Терентию Веневитинову были пожалованы земли под Воронежем.

Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи так описывает их герб: "Щит разделён перпендикулярно на две части, из коих правая горизонтально разрезанная надвое чертою, имеет голубое поле, в котором изображены вверху золотая Звезда и золотой полумесяц, а внизу серебряная Стрела летящая диагонально к левому нижнему углу, и под оной на правой стороне положены три пушечных Ядра. В левой части в красном поле виден до половины вылетающий чёрный Орёл с распростёртым Крылом. Щит увенчан дворянскими шлемом и короной. Нашлемник: три страусовых пера. Намёт на щите голубой и красный, подложенный золотом. Щит держат с правой стороны Единорог, а с левой Лев".

Возвратимся в 17 век. Лаврентий Герасимович Веневитинов и его сын Антон приобретают на берегу Дона 1000 десятин земли. Чтобы обрабатывать эти земли, из села Животинное были переселены несколько семей крестьян. Так новое место их пребывания стало именоваться Новоживотинным.

Сейчас усадьба является филиалом Воронежского областного литературного музея им. И. С. Никитина. С радостью принимает всех туристов, в том числе иностранцев.

Композицию музея составляют предметы быта того времени

За таким вот столом интеллигентные дворяне пропускали партейку в карты

Комнаты господского дома выглядят примерно так

Творчество повсюду. Сегодня усадьба носит имя Дмитрия Владимировича Веневитинова, поэта, философа и прозаика

Конечно такая усадьба не появилась сразу. В 1703 году в Новоживотинное была перевезена деревянная церковь (Архангельская). В промежутке между 1760-1770 годом появился господский дом (его строительством занимался Фадей Веневитинов, сын Антона Лаврентьевича), тогда это было каменное одноэтажное здание, рядом с которым разбили новый парк. После завершения строительства центрального дома усадьбы, в камне изготовили Архангельскую церковь. В 1826 году в усадьбе была конюшня, пара флигелей, погреб, ледник и другие хозяйственные постройки. на смотровой площадке к Дону сооружена кирпичная беседка, а сама усадьба обнесена глухим каменным забором. Позже был надстроен второй этаж. Впоследствии внутренняя планировка дома претерпевала значительные изменения и в наше время мы гуляем по уже измененному дому

Типичный кабинет поэта конца 18 начала 19 века

Откуда у Веневитиновых были деньги на строительство и содержание такой милой загородной усадьбы?

Дабы ответить на вышеуказанный вопрос процитирую официальный сайт музея-усадьбы, который дает краткую историческую справку рода Веневитиновых:
"Веневитиновы были атаманами боярских детей и жили в Беломестной (Троицкой) слободе у северной границы частокола крепости Воронеж. Воевода крепости за службу платил им денежное жалование и давал земельные участки вблизи Воронежа, а также разрешал заниматься беспошлинной торговлей.
Потомки одного из атаманов Герасим и Лаврентий (1629-1689) также служили в воронежской крепости. Их деятельность была связана с финансированием воинской службы донских казаков и строительством речных судов. В 1740-е гг. казаки вместе с воронежским войском захватили крепость Азов. В истории это событие получило название «Азовское сидение». Одним из отрядов воронежцев командовал Герасим Веневитинов.
Опыт в судостроении пригодился Веневитиновым. Сын Лаврентия Антон (1655-1717) руководил на воронежских верфях постройкой кораблей первого военного флота России и сохранением лесов. Его сын Фаддей Антонович (ок. 1674 – 1747) создал компанию по строительству речных судов, а также занимался суконным делом. Вместе со своим сыном Анкиндином (1709-1747) в конце 1730-х годов он построил усадебный комплекс в селе Новоживотинное.
Сын Анкиндина Фаддеевича Петр (1738 – 1799) участвовал в Семилетней войне, был предводителем губернского дворянства, добился в 1780-е годы внесения Веневитиновых в шестую часть родословной дворянской книги Воронежской губернии, реконструировал усадьбу в Новоживотинном и построил усадьбу в Русской Гвоздевке.
Его сын, Владимир Петрович Веневитинов (1777–1814), служил в Преображенском полку, принимал участие в Отечественной войне 1812 года. При нем воронежские усадьбы становятся загородными, так как вся семья зимой жила в Москве. Женившись на Анне Оболенской, Владимир Петрович породнил Веневитиновых с Пушкиными.
Старший сын Анны и Владимира Дмитрий (1805-1827) известен как поэт, философ. Он был одним из основателей известного в XIX веке «Общества любомудров». Его именем назван музей – усадьба. Младший сын Алексей (1806-1872) – государственный и общественный деятель России. Алексей Веневитинов принимал участие в разработке крестьянской реформы и в строительстве Храма Христа Спасителя.
Его сын Михаил Веневитинов (1844-1901) – историк, меценат, общественный деятель. Он написал более 100 научных трудов. На посту директора Румянцевского музея и Публичной библиотеки провел их масштабную реконструкцию и значительно пополнил фонды. Михаила Веневитинова дважды избирали губернским предводителем дворянства, на его личные средства строились школы и больницы в Воронежской губернии.
Брат Михаила Владимир (1846-1885) – известный российский дипломат. Старший из его сыновей Алексей (1875-1925) также как и отец стал дипломатом. Алексей Владимирович был последним из Веневитиновых, кто владел воронежскими усадьбами. В 1917 году он с семьей эмигрировал из России. Его потомки сейчас живут в Великобритании".

Кстати, на официальном сайте выложена фотография современных потомков Веневитиновых, если бы мне, просто, показали эту фотографию, я бы подумал, что это семейное фото каких-нибудь английских лордов. А оказывается, так теперь выглядят потомки дворян спасавшихся от рук революционеров. Кому интересно зайдите посмотрите

В залах музея собрано много экспонатов, но прогуляться вокруг особняка тоже весьма интересно

Вид от усадьбы на реку Дон. Беседка новодел, но думаю даже та старая не уцелевшая кирпичная беседка в таком месте смотрелась бы не хуже

Теперь это место стало популярным у молодоженов, которые частенько приезжают сюда для фотосессий

Столетние дубы создают приятную тень в парке

Дорожки в парке вымощены плиткой, центральные проходы весьма широкие, а вот на второстепенных дорожках узковаты, однако газоны везде в великолепном состоянии

Прудик зеленоват

В вечернее время парк подсвечивается фонарями и здесь наверное круто

В целом парк реконструирован очень здорово. Зелень газонов защищается тенью дубов, ну и естественно постоянный обильный полив

Скамейки, урны - все на уровне

Прогуляться по парку могут бесплатно посетители музея, в других случаях придется платить денюжку. Думаю, если открыть его в свободном доступе тут все быстренько загадят

Сохранившийся кухонный флигель

В перспективе, его как часть ансамбля тоже должны реконструировать и восстановить

До наших дней дожили и массивные центральные ворота усадьбы

Памятник Д.В. Веневитинову был открыт в 2005 году (архитектор Максим Дикунов). Сам Дмитрий Владимирович Веневитинов, к сожалению, умер в раннем возрасте, не дожив и до 22 лет. Простудившись, его здоровье сильно ухудшилось и простуда переросла в пневмонию, с которой врачи не смогли справиться

В общем, здорово, что эта усадьба была восстановлена. Рекомендую к посещению

Ну и закончить хотелось бы произведением Дмитрия Владимировича, который как будто предчувствовал свою раннюю гибель

…Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.

Усадьба Веневитинова в Воронеже — это комплекс парковых, жилых и хозяйственных построек, большая часть которых возведена в XVIII века. Когда-то вся эта территория принадлежала известному дворянскому роду.

Усадьба расположена на левом берегу Дона, в 27 километрах от Воронежа. Она входит в состав литературного музея имени Никитина. А этот огромный комплекс, в свою очередь, является одним из важных культурных центров Воронежской области .

Литературный музей имени Ивана Никитина

Главная цель комплекса — хранение литературного наследия края. Музей основан в июне 1922 года. Первую выставку разместили в доме поэта Ивана Никитина. Это здание в годы ВОВ серьёзно пострадало. В пятидесятые было восстановлено. Современное название музей получил в середине девяностых годов, тогда же в его состав вошла усадьба.

Старинный дворянский род

Родоначальником фамилии, представителям которой когда-то принадлежала усадьба, является человек, носивший имя Терентий. Он родился в конце XVI века. В 1622 году Терентий Веневитинов за свою службу получил земли, а позже построил родовое имение.

Известно ещё об одной ветви старинного дворянского рода. Она упоминается в исторических документах, имеющих отношения к Новгородской губернии. Родоначальником ее , согласно некоторым данным, является Гордей Веневитинов . Этот человек жил в начале XVIII столетия .

Большинство же специалистов склоняется к первой версии. После того как Терентию была пожалована земля в " воронежских дачах" , он построил здесь дом. За хозяйством присматривали жена и его сын. Терентий же был военным и службу свою не прекращал. Но село Новоживотинное основал все же вышеупомянутый Лаврентий Герасимович, который приходился основателю дворянского рода внуком.

Он, как и дед и отец, нёс гарнизонную службу в Воронеже, являлся одним из самых состоятельных горожан. В течение двух лет Лаврентий был воеводой в небольшом городке Орлове.

В 1685 году его сына - Антона Веневитинова - вызвали в Москву, а оттуда отправили на Дон. Ему было поручено привезти казакам деньги, жалованные государем, кроме того, сукно, вино и прочее. В восьмидесятые годы XVII века Антон Веневитинов женился и отошел от службы. Но ненадолго . Пётр I в скором времени принялся за создание Русского Морского флота. Тогда Антон Лаврентьевич не только продолжил служебную деятельностью, но и взял на себя управление корабельными лесами. В документах, которые рассказывают современникам о временах создания флота, нередко упоминается его фамилия.

Как и у каждого дворянского рода, у Веневитиновых был свой герб. На изображении, расположенном ниже, можно видеть, как он выглядел.

Строительство родового имения

Итак, представители рода Веневитиновых обосновались на землях, которые сегодня входят в состав Воронежской области, в 1622 году. Спустя несколько десятилетий один из них — Лаврентий Герасимович — на левом берегу Дона приобрёл землю, на которую переселил несколько крестьянских семей. Новое село получило название Новоживотинное . В 1703 году здесь появилась первая церковь.

В XVIII веке усадьбу, которая сегодня является одним из самых посещаемых музеев, еще не построили. Но здесь уже разбит парк, имеется небольшой пруд. Господский дом, согласно мнению большинства краеведов, появился в 60-е годы. Усадьбу построили из камня. Тогда же и возвели церковь, получившую название Архангельская.

В начале XIX столетия здесь, помимо господского дома, была флигель, и погреб, и конюшня. Кроме того, располагался сарай и изба для крестьян. Усадьбу окружала глухая кирпичная стена. А возле дома построили и отштукатурили кирпичную беседку.

Первая реставрация

За свою долгую историю усадьба, конечно, претерпела немало изменений. Впервые она была перестроена владельцами еще в начале XIX столетия. Тогда к господскому дому пристроили второй этаж, а в 70-е годы того же века произвели капитальный ремонт. Поменяли кровлю, полы, отштукатурили стены.

Облик усадьбы в XIX веке

Основная информация, которой владеют современники относительно усадьбы Веневитинова в Воронеже, получена благодаря архитектурно-археологическим исследованиям, проведённым в шестидесятые годы XX века. Известно, что в XIX столетии размеры дома были значительно меньше, нежели сегодня. Здесь имелся и третий этаж — антресольный, другими словами, мезонин.

Первый этаж был довольно низким. Здесь были сводчатые потолки, некоторые из них сохранились и до наших дней. Но большую часть снесли при реконструкции ещё в XIX веке. Потолки второго этажа были значительно выше, а на антресольном имелись маленькие квадратные оконца.

Усадьба Дмитрия Веневитинова

Один из представителей старинного дворянского рода — поэт, живший в начале XIX века. Впрочем, родился Дмитрий Веневитинов в Москве, а умер в Санкт-Петербурге. Среди дворян сложно было найти двух людей, которые не имели бы абсолютно никаких родственных связей друг с другом. Так, Дмитрий Веневитинов приходился дальним родственникам Александру Пушкину .

Вторая реставрация здания

Отец поэта в начале XIX века проживал в воронежском родовом имении. Существует мнение, что именно этот человек, а звали его Владимиром Петровичем, осуществил значительную перестройку усадьбы. Именно в годы его жизни исчез антресольный этаж, но появились открытые балконы и боковые галереи. Описи имения, к счастью, сохранились до наших дней. Благодаря этим документам, известно, что в 1826 году господский дом имел два этажа. Размеры дома, указанные в офисе, полностью соответствуют современному состоянию Усадьбы Дмитрия Веневитинова .

После революции в России большая часть усадеб была уничтожена. К счастью , подобную участь избежало родовое имение Веневитиновых . Но усадьба, конечно, была значительно перестроена. В тридцатые годы в помещениях бывшего господского дома открыли школу. Это потребовало проведения внутренней планировки.

Облик усадьбы не раз изменялся на протяжении XX века . На некоторое время здесь был организован дом для сирот. А в первый период Великой Отечественной войны в усадьбе Веневитинова расположилась воинская часть. С этого момента и до середины восьмидесятых годов в доме не проводились ремонтные работы.

Усадьба в составе музея

Очередная реставрация началась после того, как местная власть приняла решение передать бывшее дворянское имение музею имени Никитина. К тому времени была полностью утрачена западной галерея и южный балкон. Реставрационными работами руководил архитектор Т. Синегуб . Концепцию будущего музея-усадьбы Веневитинова разработал один из ведущих сотрудников литературного музея.

Перед авторами проекта стояли следующие задачи: переоборудовать усадьбу таким образом, чтобы ее содержание стало значительно шире, нежели содержание обычного дворянского имения. Село Новоживотинное , основанное когда-то одним из Веневитиновых , имеет, с туристической точки зрения, довольно удобное расположение. А потому является одним из пунктов многих маршрутов.

Усадьба Веневитиновых — это не просто памятник русской дворянской культуры. Здесь отражено и творчество поэта, одного из представителей старинного рода, и крестьянская культура края.

Последняя масштабная реконструкция была проведена в 2010 году. А за пять лет до этого на территории усадьбы открыли памятник поэту Дмитрий Веневитинову . Автор монумента - Максим Дикунов .

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png