ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Тембр

Искусство сочетания оркестровых
звучностей есть одна из сторон
души самого сочинения.
Н. Римский-Корсаков

Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения искусства и его настроение, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки. Музыка как раз и состоит из разнообразия таких воплощений, и в каждом из них угадывается его собственная душа, неповторимый облик и характер. Поэтому никогда композиторы не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра; каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен ее исполнять.

Например, каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера, обладающие особой закругленностью линий.

Не менее известна и виртуозность скрипки, ее способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной легкостью и блеском. Эта способность позволяет многим композиторам создавать для скрипки не только виртуозные пьесы, но использовать ее (один из самых «музыкальных» инструментов) для передачи звуков отнюдь не музыкальной природы! Среди примеров подобной роли скрипки - «Полет Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полет. Звук этого полета, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создается мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остается впечатление грозного шмелиного жужжания.

Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближает ее интонацию с живым голосом - глубоким, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели, поражая естественностью тембра и дыхания. С. Рахманинов. Вокализ (в переложении для виолончели).

Там, где требуются легкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность (как в «Мелодии» из оперы «Орфей и Эвридика»), и грациозное остроумие. Прелестная «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра - пример такого изящно-юмористического звучания флейты.

Таковы характеристики лишь нескольких инструментов, входящих в обширное семейство разнообразных тембровых звучаний музыки. Разумеется, и эти и другие инструменты могут использоваться в «чистом» виде: практически для каждого из них созданы специальные концерты, сонаты и пьесы. Широко применяются и соло различных инструментов, входящих в многозвучные оркестровые сочинения. В таких фрагментах солирующие инструменты еще ярче обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам, но чаще всего - участвуя в общем потоке музыкального движения, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства. Ведь именно сочетания тембров придают музыке такую выразительность и рельефность, делают доступной передачу практически любого образа, картины или настроения. Это всегда чувствовали большие мастера оркестра, с необыкновенной тщательностью, создававшие свои партитуры, использовавшие все выразительные возможности музыкальных инструментов. Выдающиеся композиторы блестяще владели оркестровкой, справедливо считая ее важнейшей носительницей музыкальной образности.

История симфонического оркестра насчитывает более трех столетий. За это время был постепенно сформирован тот инструментальный состав, которым пользуются и современные композиторы. В нем не только отдельные тембры, но и каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности, так что можно с уверенностью сказать, что оркестр был и остается основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.

Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:
1) струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
2) деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);
3) медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);
4) ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т. д.).

Эти четыре группы при условии их умелого использования, выразительного и красочного сочетания способны создавать подлинные музыкальные чудеса, поражал слушателей то прозрачностью, то плотностью звучания, то необыкновенной силой, то еле уловимым трепетом – всеми тончайшими и разнообразнейшими оттенками, которые делают оркестр одним из замечательных достижений человеческой культуры.

Выразительность музыкальных тембров с особенной очевидностью проявляет себя в произведениях, связанных с их конкретной изобразительностью. Еще раз обратимся к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова – опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.

Вступление к последней картине оперы называется «Три чуда». Эти три чуда мы помним еще по сказке А. Пушкина, где дано описание города Леденца – царства Гвидона.

Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра - чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор -
С ними дядька Черномор...
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Эти строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане» составляют главное содержание музыки Н. Римского-Корсакова, где первое из трех чудес - Белка, грызущая орешки и поющая свою беззаботную песенку, второе – тридцать три богатыря, являющиеся из волн бушующего моря, и третье, самое чудесное из чудес,- прекрасная Царевна Лебедь.

Музыкальная характеристика Белки, включающая два звуковых эпизода, поручена ксилофону и флейте-пикколо. Обратите внимание на щелкающий характер звучания ксилофона, так точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты-пикколо, придающий песенке Белки характер насвистывания. Однако только этими звуковыми штрихами не исчерпывается все богатство представлений о «первом чуде». Второе проведение мелодии обогащается челестой - одним из самых «сказочных» инструментов,- рисующей образ хрустального дома, в котором живет Белка.

Музыка «второго чуда» - богатырей - нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создается различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый.

Богатыри предстают в тембровой характеристике медных духовых - самых мощных инструментов симфонического оркестра.

Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещенного луной. Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою - инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы. Ведь Лебедь еще не воплотилась в Царевну, первое ее появление совершается в облике величественной, царственной птицы. Постепенно мелодия Лебеди преобразуется. При последнем проведении темы Лебедь-птица превращается в Царевну, и это волшебное превращение вызывает у Гвидона такой восторг, такое беспредельное восхищение, что кульминация эпизода становится подлинным торжеством всего мыслимого света и красоты. Оркестр в этот момент достигает высшей полноты и яркости, в общем потоке звучания выделяются тембры медных духовых, ведущих свою торжественную мелодию.

«Три чуда» Н. Римского-Корсакова открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестр в этом произведении достиг такой живописности, такой неслыханной красочности, что становятся попятными безграничные возможности музыки в передаче всего, что в окружающем мире достойно такой передачи.

Однако важно подчеркнуть и то, что музыка творит и свою собственную красоту, как творят ее живопись, архитектура или поэзия. Эта красота, может быть, не выше и не лучше красоты реального мира, но она существует и, воплощенная в чуде симфонического оркестра, обнаруживает перед нами еще одну тайну музыки, разгадку которой следует искать в пленительном разнообразии ее звучаний.

Вопросы и задания:
1. Почему музыкальные тембры сравнивают с красками в живописи?
2. Может ли тембр придать музыкальному звучанию характерность и неповторимость? Назови известные тебе примеры.
3. Можно ли, по-твоему, мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назови варианты возможных замен.
4. В каких музыкальных жанрах непременно используется оркестр?
5. Какой из музыкальных инструментов по своим возможностям ближе всего к оркестру?
6. Назови свои любимые музыкальные инструменты. Объясни, почему ты выбрал именно их тембры.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 19 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Рахманинов. Вокализ. Виолончель, mp3;
Бах. «Скерцо» из Сюиты для флейты и струнного оркестра №2 , mp3;
Римский-Корсаков. Белка, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
Римский-Корсаков. 33 богатыря, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
Римский-Корсаков. Царевна Лебедь, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
Римский-Корсаков. Шахеразада. Фрагмент, mp3;
Римский-Корсаков. Полет шмеля, из оперы «Сказка о царе Салтане», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Тембр того или иного музыкального инструмента определяется материалом, формой, конструкцией и условиями колебания его вибратора, различными свойствами его резонатора , а также акустикой того помещения, в котором данный инструмент звучит. В формировании тембра каждого конкретного звука ключевое значение имеют его обертоны и их соотношение по высоте и громкости, шумовые призвуки, параметры атаки (начального импульса звукоизвлечения), форманты, характеристики вибрато и другие факторы.

При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации: тембральную специфику звука сравнивают с органолептическими ощущениями от тех или иных предметов и явлений, например, звуки называют яркими , блестящими , матовыми , тёплыми , холодными , глубокими , полными , резкими , насыщенными , сочными , металлическими , стеклянными ; применяются и собственно слуховые определения (например, звонкие , глухие , шумные ).

Научно-обоснованная типология тембра ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу.

Тембр используется как важное средство музыкальной выразительности: при помощи тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты; изменение тембров - один из элементов музыкальной драматургии.

Весьма обширные банки новых (в основном - искусственно синтезированных) тембров созданы сегодня в области электронной музыки .

См. также

Литература

  • Hазайкинский Е. , Paгс Ю. , Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука, в кн.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964.
  • Гарбузов Н. , Натуральные призвуки и их гармоническое значение, в кн.: Сборник работ комиссии по музыкальной акустике. Труды ГИМНа, вып. 1, М., 1925.
  • Гарбузов Н. , Зонная природа тембрового слуха, М., 1956.
  • Володин А. , Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып 1, M., 1970.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Тембр" в других словарях:

    Тембр, а [тэ] … Русское словесное ударение

    тембр - тембр, а … Русский орфографический словарь

    тембр - тембр/ … Морфемно-орфографический словарь

    - (фр.). Оттенок звука одного и того же тона на различных голосах или инструментах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕМБР оттенок звука одного и того же тона на различных голосах или инструментах.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [тэ], а; м. [франц. timbre] Характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами, призвуками, по которой различаются друг от друга звучания одной и той же высоты. Приятный, низкий т. Различные тембры. Т. голоса, инструмента. ◁ Тембровый, ая, ое.… … Энциклопедический словарь

    - [тэмбр], тембра, муж. (франц. timbre). Характерная окраска, сообщаемая звуку того или иного инструмента или голоса обертонами, призвуками. Мягкий тембр. Резкий тембр. Виолончельный, скрипичный тембр. Гласные звуки речи отличаются между собой по… … Толковый словарь Ушакова

    тембр - субъективно воспринимаемая особенность звука в виде его окраски, связанная с одновременным воздействием разночастотных звуковых колебаний, входящих в состав сложного звука. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.… … Большая психологическая энциклопедия

    тембр - Определение, обычно используемое в психоакустике. Тембр это атрибут слухового ощущения, в определениях которого слушающий может судить о том, в какой степени различаются два звука, представленные аналогичным образом и имеющие одинаковую громкость … Справочник технического переводчика

    - (франц. timbre) ..1) в фонетике окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука2)] В музыке качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах или различными … Большой Энциклопедический словарь

    ТЕМБР - ТЕМБР. Качественная характеристика или специфическая окраска звука, в физическом смысле представляющая собой определенное сочетание тонов. Т. характерен для музыкальных звуков, для звуков человеческой речи. Существующие языки отличаются по Т. как … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    ТЕМБР - ТЕМБР, качество звука, позволяющее при одной и той же высоте различать звуки отдельных музыкальных инструментов, звуки голоса разных людей и т. д. Тембр обусловлен наличием в составе звука обертонов и определяется относительной интенсивностью… … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Комплект таблиц. Физика. Механические волны. Акустика (8 таблиц) , . Учебный альбом из 8 листов. Артикул - 5-8665-008. Волновой процесс. Продольные волны. Поперечные волны. Периодические волны. Отражение волн. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота звука.…

Часто приходится сталкиваться с тем, что люди, находящиеся в начале своего «вокального» пути и не слишком-то разбирающиеся даже в основных понятиях (не то, что в тонкостях), плохо понимают, что же такое тембр, а что – тип голоса.

С одной стороны, учиться петь можно и не разбираясь в этом досконально. Хотя с другой стороны, любой вокалист, всерьез встающий на свой путь, будет просто смешным в глазах своих коллег, если выяснится, что таких не слишком сложных вещей он не понимает.

Начну с наиболее простого КОЛИЧЕСТВЕННОГО сравнения, чтобы сразу пояснить основную разницу в данных понятиях.

У каждого конкретного человека – только ОДИН тип голоса, а вот ТЕМБРОВ у него же может быть огромное множество.

Она обусловлена, в первую очередь, геометрическими размерами голосовых складок и гортани, особенно той части, которую называют «преддверием».

Тут важно знать, что иные части вокального аппарата, находящиеся выше самой гортани, очень подвижны и управляемы (при условии обученности, конечно). А вот складки и саму гортань человеку дано поменять раз в жизни, да и то неосознанно.

Это происходит в период, называемый «пубертатным», или, по-простому – переходным, мутационным периодом. Хотя слово «мутационный» в современном языке почти ругательное, имеющее оттенок какой-то «монстровости», словом, генетической неполноценности. Поэтому я не буду его употреблять.

*****

Пубертатный период жизни – это переходный возраст, время превращения детского организма во взрослый. А взрослый от детского отличается (помимо размеров, массы, силы), главным образом - способностью к воспроизводству потомства. И переход к нему занимает годы!

Вся перестройка организма происходит под действием увеличивающегося в крови количества особых веществ – гормонов. Это катализаторы сложнейших процессов, в конечном итоге превращающих мальчика в юношу, а девочку – в девушку. Сами процессы перестройки организма могут продолжаться у разных людей разное время. Заранее неизвестно, когда начнется «гормональная перестройка», и когда она закончится.

Поскольку я пишу о вокале, то сразу перейду к делу – в период гормональной перестройки организма существенно растет и видоизменяется гортань, а также все то, что находится ВНУТРИ НЕЁ! В том числе и голосовые складки.

Когда пубертатный период заканчивается (повторяю, заранее невозможно предсказать эту «дату»), гортань и ее внутренние органы приобретают то строение, с которым человеку придется идти по жизни до ее, увы, конца. То есть, в данном «узле» организма изменений уже не будет, если только сам «хозяин» не начнет своим образом жизни вести разрушительную работу.

Вы могли на собственном примере и на примере своих родных/знакомых наблюдать, как детский голос (его называют, как правило, дискантом), постепенно превращается в голос взрослый. И те дети, которые еще пару лет назад говорили «тоненько», вдруг превратились почти в басы, настолько голос стал ниже и «мяснее». Причем кто-то – в басы, а кто-то и недалеко ушел от качеств своего детского голоса, хотя голос все равно понизился.

Относится это к обоим полам, но у мужского заметно лучше.

Привожу в пример исполнение одним и тем же человеком одной и той же песни, но в разное время своей жизни. В свое время в СССР итальянский мальчик, по имени Робертино Лоретти, был очень знаменит...

*****

То есть, именно в пубертатный период человеческий голос получает определенный ТИП . Современный вокал оперирует в этом смысле не классическими понятиями (бас, баритон, тенор или контральто, меццо, сопрано), а более простыми и естественно понятными – низкий, средний и высокий.

Но традиции деления голосов на КЛАССИЧЕСКИЕ типы столь сильны, что еще не скоро те, кто не собираются идти в оперу, научатся выражаться «не по-оперному». Хотя стремиться нужно уже сейчас, поскольку, как расскажу ниже, деление типов голосов «оперным» языком для современных вокалистов – не правильно.

Но, если так (про переходный период и гортань), то как девочки и мальчики, правда, это редкие случаи, ухитряются петь взрослые песни не хуже суперзвезд? Если их гортань и связки еще не выросли, не стали взрослыми? Скоро узнаете…

То, что «строит» человеческий тембр голоса, это сами складки и то, что находится ВЫШЕ голосовых складок – ПОЛОСТИ (пустые, или, скорее, заполненные воздухом) пространства находящиеся по пути течения воздуха от голосовых складок до выхода звука изо рта.

Поменять свои складки после окончания «взросления» мы не можем, но зато запросто можем менять свои полости, хоть каждую секунду…

Такими полостями являются глоточная, ротовая и носовая. И они же в вокале называются резонаторами – соответственно глоточным, ротовым и носовым.

Тут нужно поднапрячься и понять, что голос строят в основном «пустые места» в нашем организме, а не «материальные» органы. Хотя роль «материальных» в этом деле огромна тоже.

*****

Как и было написано несколько выше – эти полости могут принимать разные размеры, сужаться и расширяться, удлиняться и укорачиваться, или совершать сложные «маневры» - расширяться, удлиняясь, например… Носовая полость может «подключаться» к двум другим или «отключаться» от них (на рисунке вы видите, как раз, «отключенную»), а сразу над складками, в преддверии гортани, опытный вокалист может научиться «выращивать» еще одну полость, которой не существует при разговоре, но она очень важна при пении, именно профессиональном пении.

При обычной речи в нашем организме работают, в основном, две главные полости – глотка и рот, потому что носовая полость, это, скажем так, вспомогательная, а маленькую полость, которую нужно уметь создавать, неопытный оратор или вокалист, как правило, «от природы», не имеет.

Теперь сами подумайте, какое количество разнообразных тембров можно издать, имея лишь ДВА рычага, длина и ширина которых (а правильнее будет воспользоваться термином – КОНФИГУРАЦИЯ ) может изменяться в довольно широких пределах? Глотку мы можем менять, опуская или поднимая гортань, расширяя методом анкеровки некоторых больших мышц тела.

Ротовую полость – меняя размеры и форму ротового отверстия, поднимая или опуская челюсть, но, самое главное, размещением в ней тем или иным образом языка… Причем размещение языка одновременно и на глоточную полость повлияет…

А если вокалист профессиональный? И таких «рычагов» у него не два, а четыре?

Количество вариаций тембра ОГРОМНО! И это при одном и том же ТИПЕ голоса!

Но, увы, сам тембр в довольно большой степени зависит от типа голоса. То есть тембр – это не что-то «само по себе», это вариации ГОЛОСА в рамках его собственного типа.

Допустим, вы купили «Жигули»… Что и как вы бы ни делали с машиной, как бы ее ни украшали, какие бы «прибамбасы» ни лепили на кузов или ставили в салон – «Жигули» останутся «жигулями»… А купили «Мерседес»? Дальше продолжать? Думаю, сравнение достаточно понятное…

*****

Кроме того, «типичные» вокальные структуры, в первую очередь сами голосовые складки, могут создавать огромное количество различных вариаций своей вибрации. То есть предлагать вышеописанным «рычагам» совершенно разный «первичный материал»!

Тембр голоса - явление, которое в отличие от его «типа» может изменяться от звука к звуку, в течение, буквально, миллисекунды. То есть того времени, которого ДОСТАТОЧНО для изменения конфигурации полостей-резонаторов и изменения «способа» работы голосовых складок. Вариативность – главное отличие тембра от типа.

В примерах одна и та же фраза, один и тот же мужской и женский голос, а тембры - разные! То есть ТЕМБР - это вовсе не «забетонированная» природой окраска голоса, ее можно изменять, в отличие от ТИПА!

В ЧЕМ ПРИЧИНА ОТЛИЧИЯ ЖЕНСКОГО ГОЛОСА ОТ МУЖСКОГО

Причина этих характЕрностей – в типе голоса, то есть в размерах его основного генератора звука, голосовых складок. И в размерах самой гортани. А в случае половых различий (мужчина-женщина) еще и в размерах полостей-резонаторов.

«А как же контр-тенор?» А я написала - ГОВОРИТ , а не ПОЁТ! Пение - функция более сложная...

ГОВОРИТ ЛИ ТЕМБР О ТИПЕ ГОЛОСА, А ТИП ГОЛОСА О ТЕМБРЕ?

Способен высокий мужской голос создать тембр, аналогичный тембру низкого голоса на какой-либо характЕрной низкой ноте? Увы, нет. А наоборот? Тоже нет. И высокая нота, спетая средним голосом будет отличаться от той же ноты, спетой голосом высоким. Но (это важно!) если И КВАЛИФИКАЦИЯ ВОКАЛИСТОВ БУДЕТ ОДИНАКОВОЙ!

Иначе профессиональный баритон (по типу) запросто «заткнет за пояс» начинающего тенора, у которого хоть и типичный теноровый тембр, но просто еще голос не развит до уровня профессионального! Природа – это одно, а обучение – совсем другое!

Тип голоса важен для академического вокала. И, разумеется, в определенной степени для вокала современного, но только в гораздо меньшей. Классика обязательно потребует точного определения типа голоса, прежде чем вы начнете развивать его в ее, классики, традициях.

Просто потому что оперные партии написаны для того или иного ТИПА голоса. Тенор не споет в опере партию для баса, а сопрано не справится с партией для контральто. И взаимообразно, конечно. Поэтому если вы хотите стать оперным певцом (певицей), то сначала будут стараться определить ваш тип голоса, просто для того, чтобы давать вам для тренировки соответствующие упражнения и соответствующий вашему типу голоса музыкальный материал – арии, ариозо и т.п.

И в деле определения типа очень важен первоначальный тембр. Тот тембр, который у вас «по жизни» существует, поскольку пришедший учиться вокалист еще не умеет им управлять. Вот этот «неуправляемый» (пока, в силу необученности) тембр и будет «маячком» для педагога. Потому что неуправляемый, или по-простому «обычный» тембр голоса чётко покажет сам ТИП ГОЛОСА .

Его так и называют – типичный.

Дальше, в зависимости от определенного педагогами типа голоса, станет строиться и вся учеба. Из низкого голоса выйдет (если выйдет) - бас, из среднего – баритон, а из высокого – тенор. Более тонкие градации, определяемые выражениями «лирический», «драматический» или «лирико-драматический» будут определяться уже по ходу учебы и по мере тренированности. Аналогично и с женщинами.

И вот только тогда, когда «выйдет», вас станут называть басом или сопрано. Пока не «вышло» – вы еще не бас и не сопрано. Вы – низкий тип, или высокий… Чтобы считать себя баритоном, нужно развить голос до возможностей оперного баритона. И тембр баритона здесь будет лишь следствием.

ЗАЧЕМ НУЖНА ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА И КАК ОНА ВЛИЯЕТ НА ГОЛОС

Другой же причиной следствия, то есть изменения тембра является… ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА! Она у классиков и современных вокалистов значительно различается, о чем написано на сайте во многих статьях.

Владеющий вокальной техникой человек может менять свой тембр произвольно (хотя по-прежнему – только в рамках типа своего голоса). И палитра звуков, которая подвластна современному вокалисту, во многом значительно превосходит возможности вокалиста академического. Но есть и черты, в которых выигрывает классика, бесспорно. Просто нужно понимать, что тембры голоса, которых добивается классический вокалист, нужны именно для классики.

А вот для песен иных стилей и тембры нужно уметь создавать другие!

Возможно, вот такая метафора будет достаточно образна и понятна - типичный тембр голоса подобен неодетому человеческому телу. У каждого из нас своя фигура, и далеко не всегда она идеальна и совершенна. Когда же мы начинаем учиться вокальной технике, то, в какой-то степени, начинаем «одеваться». А одеждой можно скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства!

И наши будущие возможности, стиль пения, зависят от того, какой технике нас обучат. Или, метафорически, какую одежду мы наденем на свой голос. Классический фрак или костюм, бальное платье будут прекрасно смотреться в оперном театре, но странно выглядеть на рок-концерте или в шоу поп-звезды. И наоборот, в модных джинсах и блейзере, с какими-нибудь оригинальными аксессуарами или пирсингом можно в серьезный ресторан или клуб не попасть...

То есть всему свое место. Правда, если человек может сколько угодно раз менять свои костюмы, то в случае с голосом этот «трюк» не пройдет. Полученную при обучении вокальную технику почти невозможно поменять, она всегда будет «заметна», как одежда не по размеру.

*****

Вокальная техника не призвана для того, чтобы ИЗМЕНИТЬ тембр голоса, она нужна, чтобы его ОБОГАТИТЬ! Или «облагородить», как часто говорят, имея ввиду классический вокал. Так или иначе, тембр голоса певца - это не просто его (ее) разговорный тембр, он существенно отличается, он значительно богаче. Если, конечно, говорить о квалифицированном певце, а не юноше с гитарой в походе...

Но существует в вокале не только типизация голосов, но и типизация тембров. Имеются ввиду не личные тембры конкретного человеческого голоса (голое тело), а его «одежда», тембры, приобретаемые с обучением, опытом...

В современном вокале выделяют несколько базовых, наиболее часто встречающихся у певцов тембров, которые называют ВОКАЛЬНОСТЯМИ . А в отличие от современного вокала, классический построен только на одном базовом тембре, который так и называется - вокальность opera.

Мы слушаем тенора или баритона, сопрано или контральто, но при всей разнице ТИПОВ их голоса ВОКАЛЬНОСТЬ звучит одна - opera! Фрак или бальное платье!

Тогда как у вокалистов, поющих современный репертуар, во-первых, совсем другой тембр, то есть вокальность opera ими не используется, а, во-вторых, в течение песни вокальности могут много раз поменяться. Да и разных рок или поп, соул или r"n"b вокалистов, имеющих один и тот же тип голоса, мы вполне различаем по их характерной «одёжке», по используемым, как правило, ими вокальностям.

Вот поэтому и неправильно называть тип голоса современных певцов оперными, классическими названиями. Все равно что сказать «джинсовый фрак» или «бальное платье из мешковины»... Это стереотип и рудимент, доставшийся от академического вокала, и пользоваться этими терминами нужно только в рамках классики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ну а как же дети умудряются петь, как взрослые «звезды»? Возвращаюсь к вопросу, который сама себе задала в середине статьи…

Закройте глаза и вслушайтесь в исполнение… Неужели вы решите, что поет взрослый человек? В любом случае тип голоса себя проявит. Да, здорово, да красиво… Но то, что это поют дети – слышно! И причина этого «оттенка» - геометрия вокальных органов, отвечающих за голос В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ!

А почему такой близкий к оригиналу звук, такая динамика и выразительность, такой великолепный тембр? Вот именно – тембр! Потому что так умеют девочки управлять своим тембром! Но, при этом, повторяю, любой услышит, что это – девочки, а не взрослые женщины…

*****

Поэтому самый главный совет, вытекающий из всей статьи – не пытайтесь изменить тип своего голоса, ибо это сделать нельзя. Старайтесь максимально «выжать» из него то, что выжать вообще возможно, то есть научитесь менять по собственному желанию тембр голоса в каждый конкретный момент, достигая нужного звучания, нужной вокальности!

Это не просто, но именно это и есть максимум профессионализма!

*****

А со следующей статьи поговорим о типах голосов поподробнее...

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Тембры - музыкальные краски

  1. Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры.
  2. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и «Полёта шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере «Вокализа» С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).

Музыкальный материал:

  1. Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание);
  2. Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);
  3. С. Рахманинов. «Вокализ» (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание);
  4. И. С. Бах. «Шутка» из сюиты № 2 для оркестра (слушание);
  5. М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Скрипка» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях.
  2. Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  3. Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров.

Искусство сочетания оркестровых звучностей,
есть одна из сторон души самого сочинения…

Н. Римский-Корсаков

Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, и многообразие его настроений, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Композиторы никогда не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять.

Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера.

Вот, например, тема Шехеразады из одноимённой симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова. В ней слышится и прелесть волшебной арабской ночи, и нежный голос Шехеразады.

Не менее известна и виртуозность скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. Среди примеров подобной роли скрипки - «Полёт Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.

Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближает её интонацию с живым человеческим голосом - глубоким, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели, поражая естественностью тембра и дыхания. Яркий пример такого рода – «Вокализ» С. Рахманинова.

Слово «вокализ» означает вокальную пьесу без слов.
Гениальный «Вокализ» занимает особое место в вокальной лирике Рахманинова. Рахманинов написал «Вокализ» в 1912 году и посвятил его знаменитой певице А. В. Неждановой. «Вокализ» примыкает к романсам композитора, в истоках своих связанным с русской песенностью. Элементы народного песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой индивидуальностью.
О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый и, как кажется, «бесконечный» характер её развития. Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счёл возможным отказаться от поэтического текста. «Вокализ» хочется назвать русской «песней без слов».

Там, где требуются лёгкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность.

Прелестное Скерцо («Шутка») И. С. Баха из Сюиты № 2 для оркестра - пример такого изящно-юмористического звучания флейты. Щебетание флейты в виртуозной манере такое грациозное и жизнерадостное, что кажется, будто музыка может продолжаться ещё и ещё…

Скерцо - «Шутка» - так переводится это слово. Но это не всегда «смешная» музыка. Название это закрепилось за инструменталь­ными произведениями острого характера, с живыми интонациями и неожиданными музыкаль­ными оборотами.

Вопросы и задания:

  1. Почему музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи?
  2. Какие особенности отличают звучание скрипки? Расскажите на примере темы «Шехеразады» и «Полёта шмеля» Н. Римского-Корсакова.
  3. С каким тембром можно сравнить звучание виолончели?
  4. Как изменился бы характер звучания в «Шутке» И. С. Баха, если бы вместо флейты солировала виолончель?
  5. Как вы считаете, можно ли мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назовите варианты таких замен.

Презентация:

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Скерцо из Сюиты №2, mp3;
Рахманинов. Вокализ (2 варианта исполнения - скрипка и виолончель в исполнении Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича, соло для голоса, электрогитара в исполнении Виктора Зинчука), mp3;
Римский-Корсаков. Полёт шмеля, mp3;
Римский-Корсаков. Тема Шехеразады (фрагмент), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В презентации дана дополнительно пьеса С. Рахманинова «Вокализ» (электрогитара, в исп. В. Зинчука) – по усмотрению учителя.

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему:

«Тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра»

Семенова Ирина Андреевна - педагог теоретических дисциплин высшей квалификационной категории.

Дата проведения:

Место работы: МБУ ДО «ДШИ №2» г.о. Самара

Данное занятие разработано на основе авторской программы по музыкальной литературе «В мире музыки» Семеновой И.А. Занятие предназначено для учащихся 4 классов (группы 8-10 человек).

Продолжительность: 40 минут

Место проведения: кабинет сольфеджио и музыкальной литературы ДШИ №2.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок с элементами беседы.

Цель: Определить особенности тембров инструментов симфонического оркестра, их роль в раскрытии музыкального образа.

Задачи:

Образовательные:

Углубить знания о строении симфонического оркестра;

Закрепить в слуховом сознании учащихся звуковой тембр инструментов симфонического оркестра;

Познакомить с новыми музыкальными примерами.

Развивающие:

Развивать образно-эмоциональное восприятие музыкальных произведений;

Развивать самостоятельность мышления, умение сравнивать и сопоставлять;

Развивать умения и навыки учащихся логично выстраивать свой ответ, грамотно выражать свои мысли, давать эстетическую оценку прослушанному.

Воспитательные:

Воспитывать музыкально-художественный вкус;

Воспитывать культуру слушания симфонической музыки;

Воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества.

Формы работы:

Слушание музыки (анализ и сопоставление)

Просмотр наглядного материала;

Работа с нотным текстом;

Беседа;

Выполнение практических заданий.

Формы контроля:

Работа в тетради;

Тестирование;

Слуховая викторина.

Методы контроля:

Групповой;

Индивидуальный в чередовании.

Учебно-методическое обеспечение занятия:

З. Осовицкая, А Казаринова Учебное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ «В мире музыки»

Я. Островская, Л. Фролова Учебное пособие для ДМШ «Музыкальная литература» 1-й год обучения

Я. Островская, Л.Фролова «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» 1-й год обучения.

Г.Ф. Калинина тетрадь «Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты» выпуск 1.

Оформление, оборудование, инвентарь:

1. Занятие проводится в оборудованном аудиотехникой кабинете с фортепиано, доской для наглядных пособий, телевизором, ноутбуком.

2. Аудиозаписи:

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева - Концертный вальс М.О. Дюран - Mood Indigo Дюк Эллингтон - «Прощание Славянки» В.Агапкин - «Тоска по родине» (старинный вальс) - эстрадный оркестр п./у Б. Карамышева

3. Нотные фрагменты из симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

4. Презентация.

5. Раздаточные листы с перечнем разных видов оркестров.

6. Карточки с изображением инструментов, оркестров, героев симфонической сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева.

7. Листы с определением основных понятий по теме занятия для размещения на доске.

План урока:

1. Орг.момент 1 2. Разминка 10 3. Объяснение нового материала 15 4. Проверка усвоения нового материала закрепление знаний и умений учащихся 10 5. Домашнее задание 2 6. Подведение итогов 2

Ход урока

1. Орг.момент - приветствие: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы все спокойны, добры, приветливы. Вы готовы к уроку. Все настроены быть сегодня внимательными, активными и доброжелательными друг к другу.

2. Разминка

Ребята давайте вспомним: - Что такое оркестр? (Это коллектив музыкантов, играющих произведения, написанные специально для данного состава инструментов) - Кто руководит оркестром (дирижер) - Как называются ноты, в которые вписаны партии всех инструментов? (партитура) - Переложение партитуры для фортепиано называется…? (клавир) - Как называется совместная игра всех инструментов? (тутти) - Какие виды оркестров вы знаете» (оркестр русских народных инструментов, джазовый, эстрадный, духовой и симфонический)

Слайды 1,2,3

Учащиеся смотрят на экран и по фотографиям определяют виды оркестров. Свои ответы фиксируют на раздаточных листах, проставляя нумерацию.

Ребята давайте посмотрим следующий слайд и проверим свои ответы.

Слайд 4

В завершении разминки, предлагаю вам вспомнить, как звучат перечисленные оркестры. Вашим ответом будет поднятая карточка с названием оркестра.

Звучат музыкальные фрагменты: - Концертный вальс М.О. Дюран (оркестр русских народных инструментов ) - Mood Indigo Дюк Эллингтон ( джазовый оркестр ) - «Прощание Славянки» В.Агапкин (духовой оркестр ) - Симфония «Зимние грезы» I часть П.И. Чайковский (симфонический оркестр) - «Тоска по родине» (старинный вальс) - (эстрадный оркестр )

3. Объяснение нового материала

Педагог: Сегодня на уроке мы познакомимся с инструментами, которые входят в состав симфонического оркестра. Симфонический оркестр состоит из 4-х оркестровых групп: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные.

Слайд 5

Расположение музыкантов в оркестре зависит от различия звука и тембра инструментов, и взмах палочки дирижера должен быть виден каждому музыканту. Поэтому инструменты собраны в группы и расположены веерообразно. К тому же акустика подсказывает, что в глубине эстрады должны находиться инструменты большой, резкой звучности: ударные и медные, а на переднем плане - струнная группа.

Слайд 6

К струнной группе относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Это основная группа оркестра. Несмотря на различия в размерах, диапазоне звучания, инструменты близки по форме, по тембрам. - Как вы думаете, почему инструменты этой группы называются струнно-смычковыми? (все они имеют струны и смычки). Соприкосновение смычка со струной рождает нежный поющий тембр скрипки, несколько приглушенный тембр альта, бархатный, благородный - виолончели и низкий, гудящий - контрабаса.

Слайд 7

Вторая группа - деревянные духовые инструменты. По силе звучания эта группа имеет преимущества перед струнными. Инструменты способны к большому разнообразию и богатству выразительности. В нее входят: флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Каждый из них имеет свой способ звукоизвлечения и звуковедения. Тембры деревянных духовых не похожи между собой, поэтому в оркестровых произведениях они часто используются как солирующие инструменты. Прозрачный, холодноватый тембр флейты, техническая подвижность сделали ее блестящей солисткой оркестра. Тембр гобоя, насыщенный, теплый, мягкий, хотя и немного гнусавый, определил его роль лирического солиста в оркестре. Четкость выполнения технических узоров гобоем вне всякой похвалы. Кларнет, также очень виртуозный инструмент, обладает разными тембровыми красками. Это свойство позволяет ему исполнять и драматические, и лирические, и скерцозные партии. А фагот, самый низкий по звучанию инструмент, «старейшина» группы, отличается красивым, чуть хрипловатым тембром. Он реже других выступает как солист. Ему поручают патетические монологи, лирические и неторопливые темы. В оркестре он используется в основном как аккомпанирующий инструмент. Все инструменты этой группы звучат благодаря воздуху, вдуваемому в них, и клапанам, с помощью которых меняется высота звука.

Слайд 8

3 группа - медные духовые инструменты: валторны, трубы, тромбоны и туба. По гибкости исполнения они уступают деревянным духовым, но сила звучания у них больше. Тембры этой группы яркие, блестящие. Они звучат и в героической, праздничной музыке, и в трагической. Например, валторна может звучать и мягко, певуче. Слово «валторна» означает «лесной рог». Поэтому ее тембр часто звучит в пасторальной музыке.

Слайд 9

Последняя группа - ударная. Эта группа расположена в левом углу эстрады. По форме, величине, материалу, из которого они сделаны, и по звуку они делятся на две большие группы. Первая имеет настройку, т.е. определенную высоту звучания. Это - литавры, колокольчики, ксилофон, колокола.

Слайд 10

Другая группа - не имеет настройки, и издают относительно более высокие или низкие звуки. Это - треугольники, бубен, малый барабан, тарелки, там - тамы, кастаньеты. Рядом с ударными, стоит арфа. Ее «золотой парус» словно плывет над оркестром.

Слайд 11

К изящно изогнутой раме прикреплены десятки струн. Прозрачно-легкий тембр арфы украшает звучание симфонического оркестра.

Слайд 12

Ребята, сейчас мы с вами послушаем фрагмент из музыкальной сказки « Петя и волк» С.С. Прокофьева.

Слайд 13

В 1936 году он создал музыкальную сказку с целью познакомить детей с тембрами инструментов. Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот, Петю - квартет струнных смычковых, птичку - флейта, кошку - кларнет, волка - три валторны, охотников - литавры и большой барабан (выстрелы). «Петя и волк» - одно из лучших произведений С.С. Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

Слайд 14

Звучит аудиозапись. Учащимся раздаются нотные примеры фрагментов произведения. Сочетание слуховой и зрительной наглядности концентрирует внимание учащихся и развивает полезные музыкальные навыки (ноты помогают полнее воспринимать музыку).

4. Проверка усвоения нового материала, закрепление знаний и умений.

А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Задание 1 - подпишите изображенные инструменты. Задание выполняется в рабочей тетради Г.Ф. Калининой. Выпуск 1 № 39

Задание 2 - подчеркни в каждом предложении слова, соответствующие данному определению. Задание выполняется в рабочей тетради Я. Островской, Л.Фроловой 1 год обучения (№35)

Задание 3 - слуховая викторина (фрагмент «Петя и волк» С.С. Прокофьева) Работа с карточками, на которых изображены инструменты симфонического оркестра и герои музыкальной сказки «Петя и волк». Ребята работают в паре. Задача - найти пару, соединив героя и инструмент, который его изображает.

5. Домашнее задание

1.Составьте кроссворд, используя названия различных инструментов. Задание № 56 в рабочей тетради Г.Ф. Калининой.

2. Прослушайте (в интернете) сонату Арпеджионе П.И. Чайковского. Определите музыкальные инструменты и сделайте запись в тетрадь.

6.Подведение итогов

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали, были активны и внимательны. Провожу оценивание, отмечаю личные достижения, завершаю урок пожеланиями.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png