Литературная игра для учащихся 3 класса «Дорогами русских народных сказок»

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Краткое описание: Данная игра предназначена для проведения уроков литературного чтения или внеклассных мероприятий с обучающимися 3 класса.
Цель: закрепление и обобщение знаний по изученным русским народным сказкам.
Задачи:
- закрепить знания детей по прочитанным сказкам;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор, логическое мышление, память;
- прививать интерес к чтению.
Работа с презентацией:
На первом слайде презентации – филворд. Дети находят слово, при нажатии на буквы в слове цвет фигур изменяется. При нажатии на последнюю букву происходит переход на слайд со сказкой. Выполнив все задания по сказке, нужно перейти на слайд с филвордом, нажав на управляющую кнопку «филворд». Переход на следующий слайд с заданием выполняется по управляющей кнопке «следующий слайд».
При работе со слайдами презентации обращайте внимание на Заметки к слайду , в которых записаны подсказки.

Ход игры:

Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну сказок. А в каких сказках вы сегодня побываете, вы узнаете, разгадав филворд. В нем записаны герои сказок. Найдите этих героев и угадайте, из каких они сказок. (ребята находят героев сказок в филворде, угадывают сказку и отправляются в путешествие).

В ходе нашей игры мы выясним, кто из вас является лучшим знатоком изученных нами русских народных сказок.
Филворд.


Слова-отгадки: Радивая, семилетка, лесной дед.


Сказки: «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Самое дорогое».

Русская народная сказка «Самое дорогое»


1. Мини-викторина:

Какую работу выполняли старик со старухой? (Старик плел корзинки из ивовых прутьев, старуха ткала лен.)
- С какой целью старик отправился в лес? (Он отправился в лес, чтобы срубить деревце и сделать новую прялку старухе да ручку к ножу.)
- О чем Лесной Дед попросил старика? (Он попросил старика не рубить деревья, потому что все деревья живые и хотят жить.)
- Почему старик со старухой долго не могли придумать, что у Лесного Деда попросить? (Всё, что нужно, у них было, а чего не было, они своими трудами всегда заработать могли.)
2. Соответствия.
Соедини правильно слова первого и второго столбика и вспомни, каким был Лесной Дед.


Ответ:
Лесной Дед был в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.
3. Найди лишнюю картинку.
Вспомни, что предлагал старик попросить у Лесного Деда и найди лишнюю картинку:


(деньги, стадо коров и овец, курочки, прялка и ножик )

Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»


1. Узнай героя.
- Этот герой жил на дне колодца. Лицо, глаза, борода, да и весь он был одного цвета. (Зеленый старик)
- Как звали героиню сказки, которая без дела не сидела, всегда работала и любое дело выполняла старательно. (Радивая)
- Кто из героев сказки произнес следующие слова: «Век бы с такой хозяйкой жить да радоваться! Заботливая, ласковая!» (козы)
- Кто из героев сказки произнес следующие слова: «Давай скорее подарок! Я домой тороплюсь.» (Ленивая)
2. Подарки из шкатулки.


В данном задании нужно определить, что Зеленый старик подарил старшей сестре, а что младшей и какой предмет лишний.
Подарки: угли; душегрея парчовая, соболями отороченная; кошелёк с золотом; сарафан атласный; сундук с серебром; башмаки с серебряными пряжками; зола; жемчуг.
Старшей: душегрея парчовая, соболями отороченная; сарафан атласный; башмаки с серебряными пряжками; жемчуг; кошелёк с золотом.
Младшей: угли, зола.
Лишний предмет: сундук с серебром.

Русская народная сказка «Дочь-семилетка»


1. Чей ответ?
Какие ответы на загадку дали героини сказки? Соедините правильно.


Ответы:


2. Что потом?
Восстановите последовательность заданий царя, которые выполняла дочь-семилетка.
Явиться к царю ни пешком, ни на лошади, ни голой, ни одетой, ни с гостинцем, ни без подарочка; соткать полотенце из ниточки; вывести цыплят к завтрашнему дню.
Ответ: соткать полотенце из ниточки; вывести цыплят к завтрашнему дню; явиться к царю ни пешком, ни на лошади, ни голой, ни одетой, ни с гостинцем, ни без подарочка.
3. Кто внимательный?
Прочитайте названия животных и определите, о каких животных не говорится в сказке:
Лиса, заяц, кобыла, перепелка, медведь, жеребенок, боров, утята, цыплята.
Ответ: лиса, медведь, утята.
Подведение итогов игры.

Презентация на тему: Литературная игра «Дорогами русских народных сказок»

- Какой раздел мы изучаем?

Далеко за лесами, морями, высокими горами есть удивительная страна сказок. Представьте эту страну.

Какая она?

В страну сказок не приехать на машине, не приплыть на пароходе, не прилететь на самолете.

А как попасть в страну сказок?

Можно лишь перенестись на крыльях фантазии.

Я знаю, что вы умеете фантазировать, поэтому приглашаю вас побывать в этой удивительной стране под названием сказка.

Принимаете мое приглашение?

Вспомним, что вы знаете о сказках.

Возьмите свои таблицы «Знаю, Интересуюсь, Учусь»

Что вы знаете о сказках?

Знаю

«это я знаю»

Интересуюсь

«что я хотел

узнать»

Учусь

«теперь я узнал»

Есть зачин(начало)

Концовка

Троекратный повтор

Волшебные герои

Волшебные события

Добро побеждает зло

Мудрость

Молодцы!

Мы попали с вами в сказку. А в какую сейчас отгадаем.

Игра «Вспомни сказку»

Работаем в парах.

Каждая пара выбирает карточку с отрывком из сказки.

Договоритесь, кто читает, а кто находит карточку с ответом и прикрепляет на доску. Карточка с ответом имеет цифру. Вам надо ее расположить на доске в соответствующее цифре окошко.

  • Посмотрим, что у нас получится.

Карточки с отрывками из сказок.

1На ровном месте, как на бороне, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили-были старик со старухой.

Старик ивовые прутья резал, корзинки плёл. Старуха лён пряла да ткала. Тем и кормились («Самое дорогое» русская народная сказка)

2 Были у старика со старухой две дочери. Старшая и минуты без дела не посидит. И за что не возьмётся, всё у неё выходит, всякое дело спорится.А меньшая дочь была ленивица. Ничего делать не хотела, к тому же спесивая была, неприветливая. Что ни станет делать, всё с неохотой да кое-как. И прозвали в народе старшую Радивая, а меньшую - Ленивой. Так и пошло - Радивая да Ленивая («Про Ленивую и Радивую» Русская народная сказка)

3 Ехали два брата, один бедный, другой богатый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом.У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного.

Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила

(«Дочь семилетка» русская народная сказка)

4 А было это, голубчик, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на Луну;

Тогда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали,

А я за ними на золотом коне скакала

Да в мешок эти сказки собирала.

(«Царевич Нехитер-Немудер» русская народная сказка присказка)

5 Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.(В. Даль «Старик- годовик» (загадка-сказка)

6.В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть (.Л. П. Толстой «Два брата»)

7. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,

Говорит одна девица

То на весь крещёный мир Приготовила б я пир»

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

8. Жил богатый купец, и было у него три дочери.

Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привести. Старшая попросила бусы. Вторая попросила колечко, а меньшая говорит: - Мне ничего не нужно. Если вспомнишь обо мне, то привези ореховую ветку.(Л.Н.Толсто «Ореховая ветка»)

9.В стародревние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату у каменной башни на часах стоять; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело то было ночью.(«Елена Премудрая» русская народная сказка)

  1. Жили-были старик со старухой. Жили они бедно. Скотинки никакой у них не было - только один кот. Жил он у стариков долго, остарел так, что перестал мышей ловить. Старуха стала обижаться на кота, говорит: «Раз не ловит он мышей, так не нужен нам!» И заставила старика положить кота в мешок, унести в лес подальше и там вытряхнуть.(«Лиса и Котофей Иванович» русская народная сказка)

11 Жил- был Дрозд Еремеевич. Он свил на дубу гнездо и вывел трёх детёнышей. Повадилась к нему Лиса Романовна. Придёт и поёт:

Этот бы дубочек ссекти, срубить:

Сохи, бороны чинить да полозья гнуть! («Дрозд Еремеевич» русская народная сказка)

12.Жили старик со старухой, и сними внучка Дуня жила. И не такая уж Дуня была красивая, как в сказке сказывается, только умная она была.(«Умная внучка» русская народная сказка)

Прочитаем, что получилось.

Шарль

Перро

А что такое подарки?

  • Какие бывают подарки?

А как разгадка связана с нашим уроком?

Что бы вы хотели узнать на уроке?

Какие сделать открытия?

Запишите в ваши таблицы

Знаю

«это я знаю»

Интересуюсь

«что я хотел

узнать»

Учусь

«теперь я узнал»

Сказка –один из литературных жанров

Что за подарки подарила фея?

Какие подарки подарили?

Чему учит сказка?

Есть зачин(начало)

Концовка

Троекратный повтор

Волшебные герои

Волшебные события

Добро побеждает зло

Мудрость

2012 год объявлен годом Франции в России.

Знакомство с биографическими данными автора

Давным-давно (381 год назад) в одной стране, она называется Францией, жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг с другом, что даже писали одинаковым почерком.Одного из братьев звали Шарль Перро. Детство его было благополучным. Как и других сыновей его красиво одевали, возили в карете, дарили игрушки. Братья выросли. Каждый занялся своим дело, а Шарль Перро посвятил себя государственным делам. Прошло много лет. Однажды зимним вечером 68летний Ш.П. сидел у камина. Вдруг ему вспомнилась няня и её удивительные сказки. Ему так захотелось записать их, что он тот час же сел стол. Сказки писались так быстро, как будто за спиной стояла фея и нашёптывала слова. Несколько дней Ш.П. не отходил от стола, вспоминая всё новые и новые нянюшкины сказки. Как настоящий сказочник, Ш.П. сделал сказки очень современными: хотите узнать, какая мода была более 300 лет назад? Прочитайте сказку «Золушка»:сёстры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. Так появились на свет сказки, которые вошли в сборник «Сказки матушки Гусыни».

Шарль Перро родился во Франции 1628году.

Какой это век? (17)

Сколько веков прошло с того времени? (4 века)

Сказки Перро читают уже несколько веков, значит это классика, то что не устаревает со временем.

А что вы узнали из разных источников о Шаре Перро?

Какие сказки вы читали?

Знакомство и разбор новой сказки

Познакомимся еще с одной сказкой Шарля Перро «Подарки феи»

подготовка к чтению

1) Задуваем свечку один большой выдох, два маленьких.

2) Сдуваем с ладошки листочек.

3) Повернулись друг к другу и произнесите «сказка»

С удивлением

С грустью

С радостью

Загадочно

Молодцы!

ФИЗМИНУТКА

Чтение и работа над содержанием (23мин)

Откроем учебник с 145 . Читает…

Чтение 1 части.

Возьмите карандаш, следите, подчеркивайте непонятные слова.

Какие слова были непонятны, какие подчеркнули?

Где можем найти толкование слова?

Грубы - недостаточно культурны, неучтивы, неделикатны

Спесивы –надменный, высокомерный, стремится подчеркнуть свою важность и превосходство перед другими.

Заносчивы – высокомерны, самоуверенны.

Кроткая – уступчивая, покорная, смирная.

О ком узнали из прочитанного?

Как начинается сказка?

Как можно озаглавить? (Две дочери)

Кого встретила младшая дочь?

Какой показана младшая дочь? (внимательной, доброй)

Почему вы так решили?

Как озаглавим? (Фея и младшая дочь)

3 часть

Почему фея приняла вид простой, деревенской женщины?

Что подарила фея младшей дочери?

За что она получила подарок?

Какой дадим заголовок? (Подарки феи младшей дочери)

4 часть

Чем вторая встреча отличается от первой?

Почему фея приняла такой облик?

Озаглавим (Фея и старшая дочь)

5 часть

Какой подарок сделала фея старшей дочери?

Почему?

В каком предложении выражена главная мысль всей сказки?

Как можно озаглавить? (Подарок феи старшей дочери)

6 часть

Где встретил младшую дочь принц?

Как он рассудил? Почему?

Озаглавим (Младшая дочь и принц)

7 часть

Что случилось со старшей дочерью?

Почему так случилось?

Как озаглавим? (Судьба старшей дочери)

Сказку мы дочитали.

Какое настроение у вас?

Почему?

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

Какой урок в сказке Шарля Перро «Подарки феи»?

(Какова услуга, такова и награда!)

Как вы понимаете эти слова?

(Будешь делать добро, к тебе оно вернется)

А у вас были случаи, когда добр

С какой сказкой познакомились, кто её автор? Кто её главные герои?

1) Пересказ сказки по плану.

2)Упр.1,2 стр.108.Р.Т.

Урок: Литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка «Дочь – семилетка».

Цель: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Дочь-семилетка».

Задачи урока:

Образовательные: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Дочь-семилетка»; продолжать формировать у обучающихся беглое, сознательное, правильное и выразительное чтение; выработать активное отношение к обсуждаемой проблеме, отраженной в названии раздела «Мудрец отличен о глупца тем, что он мыслит до конца», присутствующей в литературном произведении; научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость;

2. Развивающие:

Совершенствовать навык чтения; развивать грамотную, связную речь обучающихся; активизировать «вдумчивое чтение»; принимать и выполнять воспитательную задачу; развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление;

3. Воспитывающие:

Содействовать воспитанию трудолюбия; воспитывать уважению к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

1.Словесный (беседа, объяснение, работа с книгой, описание);

2.Наглядный (иллюстрации, наблюдение, метод демонстрации);

3.Практический (упражнения).

Формы обучения:

Фронтальная работа;

Индивидуальная работа;

Работа в паре.

Оборудование:

У учителя: учебник, презентация, карточки.

У ученика: учебник, сигнальные карточки

1. Мотивирование к учебной деятельности

Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

3 мин.

Слушать учителя и рифмованно отвечать ему.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

У вас на столах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, своё настроение.

Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)

Пусть этот урок принесёт нам радость общения.

Цель: (Научиться беседовать с книгой;

-Улучшать технику чтения;

-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному;

-Описывать героев произведений и давать им характеристику;

-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно;

-Учиться работать с учебником и словарями.)

Личностные: нравственные установки обучающихся.

Личностные: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Артикуляционная гимнастика.

Цель: подготовка артикуляционного аппарата перед чтением.

3 мин.

3. Формулирование темы учащимися.

Цель: дети самостоятельно выдвигают цель и формулируют тему урока.

4.Открытие нового знания.

Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на открытие нового знания.

20 мин.

А) Словарная работа

Дети выполняют упражнения.

Дети у доски из букв собирают слово: «Сказка».

Отвечают на вопросы

В начале урока литературного чтения мы с вами делаем артикуляционную гимнастику. Как вы думаете, для чего она нужна?

Я предлагаю вам сделать несколько упражнений.

1. Лягушка-слон.

(Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт).

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

2. Чистим зубки.

Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.

Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Прочитайте, пожалуйста, название на слайде. –

Определите, о чём будут произведения этого раздела в книге.

Какие жанры произведений вы знаете?

Чтобы узнать с каким из жанров мы сегодня познакомимся, нужно из букв собрать слово.

Что значит сказка?

Какие сказки бывают?

Какие виды сказок вы знаете?

Чему учит нас сказка?

Откройте учебник на с.50

Давайте с вами выполним задания. Первое задание прочитает…

Прочитай слитно:

ПОДУМАЛ - ПОДУМАЛ

Читай правильно:

МЯГЧЕ

Читай внимательно:

ПОКАТИЛСЯ – ПОДКАТИЛСЯ

В какой части слов есть изменение (в приставке по, под)

Прочитайте название сказки.

Какая это сказка?

Определите по названию сказки, о ком пойдёт речь?

В тексте вам встретятся незнакомые слова, давайте познакомимся с их значением:

Мерин – это жеребец;

Каурая - светло-каштановой, рыжеватой масти.

Рябой боров – самец свиньи, покрытый пёстрыми пятнами;

Кросна – старинный ткацкий станок.

Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Дети выполняют упражнения.

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца.

О мудрости и глупости.

Сказка, рассказ, басни, стихотворения.

Сказка

Вымысел, фантазия.

Волшебная, бытовая, про животных, богатырские

Доброте, смелости, щедрости, уму и т.д.

В приставке по, под.

Дочь-семилетка

Русская народная

О девочки.

Регулятивные УУД: - сформулировать тему урока;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, делать выводы;

Проводить сравнение, обобщать.

Выбирать наиболее эффективный способ решения задания;

Коммуникативные УУД:

строить монологическое высказывание; работать в паре.

Регулятивные УУД:

сохранять учебную задачу и осуществлять контроль.

Б)Первичное чтение.

5.Физкульт.минутка

6. Закрепление изученного.

Цель: закрепить усвоенные новые знания.

9.Подведение итога урока.

10.Рефлексия

11.Д.З.

Дети работают в парах, характеризуя героев сказки.

Сегодня на уроке нас посетили четыре мудрых вопроса. Послушайте, какие: Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что на свете мягче? Что всего милее?

Какую мы поставим цель, исходя из этих вопросов?

Ответы на эти вопросы вы сможете найти в сказке, которую сегодня прочитаем.

Мы походим на носках, А потом на пятках. Вот проверили осанку. И свели лопатки.

К какому жанру мы отнесем данную сказку и почему?

Кто герои сказки?

Почему сказка названа: Дочь – семилетка.

Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой

Почему начался спор?

Для чего братья обратились к начальнику?

Скажите, какую роль в сказке играет царь?

Сколько загадок загадал царь бедному мужику? (4)

Какое количество заданий для девочки придумано было царём?(3)

Для чего царь загадывал загадки?

Как побеждает бедный брат своих противников? (Помогла дочь)

Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки

Для чего? в сказке нужны загадки?

Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»

Какие ещё пословицы на эту тему вы знаете?

Какова главная мысль этой сказки?

Перед вами на столах лежат карточки.

Ваша задача: дать характеристику героям.

В начале урока я вам задала вопросы, ответьте, пожалуйста, на них.

Что всего на свете сильнее и быстрее?

Что всего на свете жирнее?

Что всего на свете мягче?

Что всего милее?

Какой вывод вы сделаете для себя?

Узнать ответы на эти вопросы.

Чтение сказки целиком.

(В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)

Бедный, богатый, кума, дочь, царь.

7 лет, она была главной героиней.

Жеребёнок оказался под телегой

Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Богатый хотел, заплатив выиграть спор

Решающую. Он глава страны.

Три

Проверить насколько они умны.

Помогла дочь

В сказке есть загадки.

Отгадывание загадки помогает понять героев.

Деньги не всегда смогут помочь. Главная сила – это свой ум. Надо стоять за правду до конца.

Девочка – умная, добрая, честная, мудрая.

Кума: глупая, злая, хитрая.

Богатый- хитрый, жадный

Ветер

Земля

Руки

Сон

Нельзя быть жадным. Свой ум всегда поможет.

Познавательные:

уметь формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

вести диалог, высказывать свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога.

Личностные: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Познавательные УУД:

Систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

строить монологическое высказывание

Регулятивные УУД:

Адекватно воспринимать оценку;

Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

Соотносить цели и результаты собственной деятельности;

осуществлять самоконтроль;

Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; оценивать результаты своей деятельности и всего класса;

План конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Составление простого - страница №1/1

Учитель начальных классов Луценко Жанна Александровна


План – конспект

урока литературного чтения в 3 классе.

Тема : Составление простого плана к русской народной сказке «Дочь –семилетка»

Цели:


  • Обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

  • Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию.

  • Содействовать развитию у детей умения ориентироваться и занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности.
Оборудование: схема «Животные – герои сказок», маркер и листы с заданием для самостоятельной работы, книги братьев Гримм «Умная дочь крестьянина» и А. Платонова «Умная внучка»

Ход


  1. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

- Упражнение «Цветок» (1мин)

А теперь представьте себе какой-нибудь цветок, кусты или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся. Внимательно рассмотри его, листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны.

Представь теперь, что ты - один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась, и ты бы вытянулся навстречу теплому солнечному свету. Постарайся почувствовать аромат этого цветка. Рассмотри цвет его листьев. Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство к нам на урок и открой глаза.


  1. Этап проверки выполнения домашнего задания.

  • Разминка речевого аппарата и дыхания:
Разминка дыхания : упражнение «Свеча» (делаем глубокий вдох, задерживаем, резкий выдох. Представить, что горит 2 или 3 свечи)

  • Речевая разминка и работа над выразительностью :

ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ (с логическим ударением)


Произнеси весело, с угрозой, с вопросом, с удивлением.

Скороговорка Трое трубачей трубили в трубы.

К акой звук повторяется. Его характеристика.

Медленно и шепотом;

Быстро и громче;

Быстро и громко.


  • Представление детьми «своих» книг по плану (название книги, количество произведений в книге, художник – оформитель, о ком или о чем прочитанное произведение или книга, главные герои, главная мысль, свое отношение к произведению или книге)

  • Конкурс книгочеев- знатоков сказок о животных «Животные – герои сказок». (Заполнение схемы: указать название животного и его главный признак, - каким животное изображено в сказке?)


(трусость)


  1. Этап стимулирования субъектного опыта учащихся.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказками. А что вы знаете о сказках (выслушивание ответов детей). Заполните схему, приведите примеры.

Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:

Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске)

А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка»


  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

    • Слушание русской народной сказки «Дочь – семилетка» (читает учитель, 2-3 учащихся)

    • Беседа: выявление первичного восприятия.
- Назовите жанр и тему произведения?

Как можно еще было озаглавить сказку?

Когда происходят события, описанные в сказке?

С чего все началось?

Какие неизвестные слова вам встретились?

Оздоровительная пауза №1 (выполнить с физоргом класса)


  • Работа с текстом сказки
- Чтение сказки и установление, что правдиво, а что вымышлено в ней.

Вопросы по содержанию:

Какой спор произошел между братьями? Серьезным ли он был?

Кто главный герой сказки?

Какой была девочка? Какие загадки есть в сказке? Какие отгадки предложила дочь- семилетка? Зачем в сказке нужны загадки?


  1. Этап первичного понимания изученного.
Подготовка к пересказу. Составление плана (блок – схемы) на листочках.

Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?

Повторно перечитайте сказку.

Запишем сказку при помощи «заместителей», которые помогут нам составить план к тексту:

О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть? (выслушивание ответов детей). Что произошло дальше? Какие загадки предложил царь братьям? Как озаглавить 2часть?

Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?

Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.

Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части? Какая главная мысль этой сказки?


Оздоровительная пауза №2 (работа с таблицей для глаз)


  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

  • Работа в тетради (с 17)
- В паре с соседом выполните задания в тетради. (По окончании работы взаимопроверка в группе)

  • Беседа об образе героев.
- Опишите главных героев сказки.

Докажите, что это положительные герои.


  • Чтение понравившегося отрывка сказки.

    1. Этап подведения итогов занятия.
- С каким произведением работали на уроке?

Кто из героев сказки вам понравился и почему?

Какую пословицу к этой сказке вы выберите? Объясните свой выбор.


  • Далеко не заглядывай, поближе поглядывай.

  • Доброе дело без награды не остается.

  • Правду как не прячь - наружу выйдет.

  1. Этап информации о домашнем задании.

    • Пересказ сказки по плану.

    • Дополнительное чтение сказок с загадками. (Познакомить с книгами из школьной библиотеки Братьев Гримм и А. Платонова)

    • Выразительное чтение сказки «Дочь-семилетка»

  2. Этап рефлексии.
(на каждом этапе урока и в конце занятия)

    • - отлично работал и хорошо усвоил материал

      • - хорошо работал, но еще есть небольшие проблемы

        • - плохо, результата пока не достиг

«Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка» Цель урока: вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл.

Задачи урока:

Образовательные: Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.

Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

Развивающие: Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.

Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

Включать творческое воображение у учащихся.

Учить детей вести диалог с автором

Воспитывающие: Чувствовать гордость за свою народную культуру, бережно относиться к живому родному языку.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

( Научиться беседовать с книгой

-Улучшать технику чтения

-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.

-Описывать героев произведений и давать им характеристику

-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно

- Учиться работать с учебником и словарями.)

Каким вы хотите видеть наш урок ? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и

наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Актуализация знаний.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на веки

Побеждает зло

Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( - О сказке)

Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

    Работа со справочной литературой.

    Проверка выполнения домашнего задания.

    Работа с текстом до чтения.

    Работа с иллюстрацией.

    Работа с текстом сказки во время чтения.

    Выявление особенностей сказки в форме беседы по вопросам:

    Составление плана (блок – схемы) на листочках.

    Работа в тетради (с 17) В паре с соседом выполните задания в тетради. (По окончании работы взаимопроверка в группе)

    Групповая творческая исследовательская работа в малых группах. Цель: составление книжки-малышки

Воспользуйтесь Словарём-справочником. Зачитайте, какое произведение называется сказкой.

С чего начнём при работе со словарём? (С алфавитного указателя слов с. 139.

- Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает.)

Какова главная тема сказок? (- Борьба добра со злом)

Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)

Что вы знаете о волшебных сказках?

сказках о животных?

бытовых сказках?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Правильно, тема урока – «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»

Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

Какую сказку вы читали дома? Сказка «Про Ленивую и Радивую»

Кто герои этой сказки? Старик, старуха, две дочери Ленивая и Радивая, Зелёный старик

Сейчас мы проверим домашнее задание. Для этого разделимся на 2 группы. 1 группа работает за компьютером выполняет тест по прочитанным ранее сказкам, а 2 группа читает сказку по ролям. Затем мы меняемся.

3. Подведение итогов проверки домашней работы.

С тестом справились ….

Какой из вопросов вызвал у вас затруднение?

Можно отметить эмоциональное чтение у….

3. Совместное открытие знаний.

Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:

Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске) Цель урока

Для этого надо вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл - это и будет цель нашего урока.

А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка».

2. Работа с текстом до чтения.

Откройте учебник на стр. 38

Что изображено на картинке?

Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

Что делает герой?

Какое у него выражение лица?

Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

· Работа с заголовком.

Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?

Обратите внимание на опорные (ключевые) слова на доске:

Два брата: бедный и богатый

Телега

Жеребёнок

Спор

Царь

Кума

Мудрая дочь-семилетка

О чем вам говорят эти опорные слова?

Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра. Проверим наши предположения. Обратите внимание, как актёр своим голосом создаёт образы главных героев сказки, передать характер персонажа .

Понравилась ли вам сказка?

1) Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

2) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)

3) Кто герои сказки?

4) Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала

5) На чем же основан вымысел в данной сказке? Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются

5. Применение знаний.

Медленное «вдумчивое» повторное самостоятельное чтение

Постарайтесь увидеть в тексте авторские вопросы

Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой

Догадались почему?

Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор

Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный,

Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны

Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет

Почему? Она была глупой, злой, хитрой

Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь

Есть ли у него волшебные помощники? Нет

Какой была девочка? Умной, доброй, честной

Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки

Зачитайте загадки…

Для чего? в сказке нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев. Учебник стр.35)

Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум.

Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? Жадность , глупость

Наблюдения над языком сказки.

Какие особенности сказочной речи вы увидели?

1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.

2) Найдите простор е чные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.

3) Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»

6.Физкультминутка - Перед вами выставка книг – сказок. Некоторые вы читали, а другие можно прочесть. Пусть каждый подойдет и выберет себе понравившуюся сказку, позднее можете обменяться книгами с товарищами.

Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?

Повторно перечитайте сказку.

Запишем сказку при помощи «заместителей», которые помогут нам составить план к тексту:

Б – брат

Ц – царь

К – кума

Д - дочь

О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть?

Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?

Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.

Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части?

Задачи для исследования

1. группа – определить жанр произведения тему и название (Обложка название сказки, русская народная сказка)

2. группа – составить и записать план сказки (План сказки)

3. группа - Иллюстрации к сказке (творческая работа детей)

4. группа - Найдите в тексте слова, характерные для простонародного языка записать и объяснить их (Трудные слова)

5. группа – найти и записать загадки в сказке (Загадки в сказке)

6. рефлексия: яблочки разного цвета с именами детей

7.Этап рефлексии.

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (страничка книги)

Но она какая-то грустная, нет на ней яблок. Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое)

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.

Если не все пока удалось. Есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

Если вам было сложно, есть трудности – зеленое, надо немного созреть. Напишите свое имя, наклейте в книгу.

8.Подведение итогов урока.

С какой сказкой познакомились? Мы познакомились с бытовой русской народной сказкой «Дочь-семилетка»

Чем необычна эта сказка? В этой сказке есть загадки

Зачем в сказках нужны загадки? Отгадывание загадки помогает понять героев.

Чему учились на уроке? - Узнали новые слова, учились составлять план,

-Учились общаться друг с другом

Какая задача стояла на нашем уроке? Вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл.

Какова особенность бытовой сказки? В бытовых сказках герои настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.

Какова главная мысль этой сказки? Эта сказка поучительная Правду как не прячь - наружу выйдет. Начало сказки соответствует несправедливому положению дел, а конец разрушает эту несправедливость. Так выражается твердая уверенность народа в торжестве правды.

9.Этап информации о домашнем задании.

Выберите и запишите то задание, которое вы можете выбрать:

1. Вариант Пересказ сказки по плану.

2. Вариант Дополнительное чтение сказок с загадками. (Познакомить с книгами из школьной библиотеки)

3. Вариант Выразительное чтение сказки «Дочь-семилетка»

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы учителя.

ΙΙ. Совместное открытие знаний

Работа в учебнике

* Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в тетради

* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.

* Отметить учеников, которые правильно нарисовали план рассказа.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png