Текущая страница: 1 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Владимир Зоберн
Православная мама. Пособие по воспитанию и уходу за ребенком

© ООО «Издательство «Эксмо», 2015

* * *

Предисловие

Более 1000 лет православная вера определяла сознание русского народа. Совершив ломку народной души, годы атеизма не смогли перечеркнуть эти столетия. Православие, являясь главнейшей частью русского самосознания, сохранилось в исторической памяти, в генофонде русского народа. Поэтому, несмотря на то что книга в первую очередь ориентирована на воспитание детей в традициях православия, в ней смогут найти советы, как сохранить духовное и физическое здоровье ребенка, мамы и папы, не считающие себя верующими. На Западе подобная литература предназначена для людей с иным мироощущением, с другой историей, с другой религией.

Традиционная русская медицина никогда не шла вразрез с учением Православной Церкви. Единство священника и врача в исцелении больного всегда подчеркивалось как в Церкви, так и в дореволюционной медицине. И прежде всего это единство заключается в любви к больным, в непременном следовании правилу «Не навреди».

В Евангелии тело названо храмом души (см.: 1-е послание к Коринфянам, глава 3, стих 16; глава 6, стих 19). Но душа не просто облекается телом, она находит в нем выражение для земной жизни.

Дух – это та часть души, которой она сообщается с Богом. «Дух, – говорит святитель Феофан Затворник, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем Одном находит покой».

Болезни также подразделяются на телесные, душевные и духовные.

Телесные болезни возникают, когда поврежден физический «состав» человека.

Душевные – когда происходит нарушение его психической деятельности («психо» от греч. – душа); изучением этих болезней занимается такая область медицины, как психиатрия.

Духовная болезнь – это в первую очередь грех, ее крайняя форма – одержимость нечистыми духами. Практически всегда человек заболевает духовно, когда прибегает к помощи экстрасенсов, оккультистов. Человеку, заболевшему духовно, помочь может только священник.

В первой части книги рассказано о духовном развитии ребенка на основе святоотеческой литературы. Большое внимание уделено воспитанию ребенка в духе Православия через Крещение, Причащение Святых Христовых Тайн, исповедь, молитву, пост.

Во второй части книги показан период физического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, рассказано об основных болезнях роста, их симптомах и доврачебной помощи.

Надеемся, что книга будет полезна живущим в тех местах России, где по разным причинам не представляется возможным быстро вызвать врача, – в сельской местности, труднодоступных районах.

В третьей части дан молитвослов в помощь болящим, а в части четвертой – наставления о посте для детей и родителей.

Часть первая
Духовное развитие ребенка

Глава 1
Таинство брака (венчания)

Брак между мужчиной и женщиной установлен Самим Господом, создавшим их: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему <…> Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Книга Бытия, глава 2, стихи 18, 24).

«Брак – это Божественное Таинство. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека, – писала святая царица-мученица Александра Феодоровна, подавшая всем женщинам образец христианского исполнения подвига супружества и материнства. – Это самая тесная и самая святая связь на земле… Без благословения Бога, без освящения Им брака все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни в любой момент может быть разрушена».

В Христианской Церкви Божие благословение вступающих в брак ниспосылается Господом в Таинстве Венчания. Гражданский брак определяется Церковью блудным сожительством, кроме тех случаев, когда один из супругов сознательно приходит к вере, уже состоя в браке, а второй не желает венчаться. В этом случае Церковь основывается на словах святого апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1-е послание к Коринфянам, глава 7, стихи 12–14). Но тут же апостол прибавляет: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1-е послание к Коринфянам, глава 7, стих 15).

Следовательно, если невенчанный брак заключен до воцерковления супругов, то инициатива развода не должна принадлежать верующему супругу. Если же к вере приходят и муж, и жена, конечно, им необходимо освятить свой союз благодатным церковным Таинством Брака (Венчания). (Название «Венчание» происходит от возложения венцов на брачующихся.)

Бывает, что молодые люди венчаются в Церкви не по убеждению, а только потому, что «это красиво», не понимая, что церковный брак – нерасторжимый союз.

«К сожалению, не всегда понимают важность этого священнодействия те, над которыми оно совершается , – наставлял женихов и невест епископ Дмитровский Виссарион (Нечаев). – Оттого-то они и во время совершения его ведут себя без надлежащего благоговения и не приготовляются к нему предварительными молитвами о ниспослании благословения Божия. Но если священнодействие Брака есть Таинство, то, как и всякое другое Таинство, оно требует от приступающих к нему молитвенного настроения духа.

Как приступающие к Таинству Исповеди должны предрасположить себя к нему предварительным продолжительным подвигом молитвы, иначе не получат ожидаемой от него пользы для душ, так и вступающие в брак обязаны быть в молитвенном настроении духа не только во время совершения над ними сего Таинства, но и до совершения его. В ком нет такого настроения до Венчания, то благодать Божия, даруемая в Таинстве Брака, падает на почву совершенно бесплодную» .

Советуя вступающим в брак воздерживаться перед венчанием от забав и суетных попечений, епископ далее говорит о том, как хороша и благодатна совместная молитва жениха и невесты о благословении на предстоящую жизнь в супружестве.

Перед Таинством Венчания Православная Церковь предписывает жениху и невесте исповедаться и причаститься.

Церковный брак нерасторжим, что явствует из слов Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 6). Исключения делаются в особых случаях, как мы видим из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Архиерейском соборе 2000 года: «В 1918 году Поместный собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак также отпадение одной из сторон от православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» .

Причины наподобие «не сошлись характерами» не могут являться основанием для расторжения христианского брака. Но как же поступать в таких случаях? Вновь обратимся к дневниковым записям святой царицы-мученицы Александры Феодоровны: «По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливым очень велика, но нельзя забывать и возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, – это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое…

Еще один секрет счастья в семейной жизни – это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий; от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.

Еще один важный элемент в семейной жизни – это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затруднении, сомнении. Она захочет узнать, какое из его начинаний преуспело, а какое нет, и быть в курсе всех его ежедневных дел. Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не говорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения? Так они и будут жить одной жизнью, а не двумя.

Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вместо того чтобы сдержаться, произносится неумное, неосторожное слово – и вот между двумя сердцами, которые до этого были одним целым, появилась маленькая трещинка, она ширится и ширится до тех пор, пока они не оказываются навеки оторванными друг от друга. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.

Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. В семейной жизни не должно быть места гордости. Никогда не нужно тешить свое чувство оскорбленной гордости и скрупулезно высчитывать, кто именно должен просить прощения. Истинно любящие такой казуистикой не занимаются. Они всегда готовы и уступить, и извиниться».

Мы не зря так много внимания уделили «рецептам семейного счастья» от святой государыни-мученицы Александры Феодоровны. Множество современников святого государя-мученика Николая Второго, даже из числа его явных недоброжелателей, вспоминали, что никогда не встречали столь дружной и счастливой семьи, которая могла бы служить образцом подражания для всех. Естественно, что при таком отношении царственных супругов друг к другу духовное и душевное здоровье их детей было вне опасности.

Но как часто, особенно в современных семьях, причинами болезней детей, не только духовных, но и физических, являются настроения в семье, атмосфера нелюбви, неуважения родителей друг к другу.

Неверность одного из супругов становится катастрофой для всей семьи.

«Многие думают, что Церковь запрещает блуд просто из принципов христианской морали, – пишет протоиерей Борис Нечипоров. – Но не в этом дело. В браке муж и жена образуют особое единство, а блуд создает трещину, раскол, черную дыру. А это, в свою очередь, тяжелейшим гнетом ложится на детей».

Врачи доказали, что для женщины первый сексуальный контакт не только является сильным психологическим потрясением, но и влияет на ее наследственность, так как мужское семя, попав в женский организм, неизбежно вызывает в нем изменения, что впоследствии сказывается на потомстве. Именно поэтому для девушки необходимо соблюдение целомудрия, хранение себя для брака. Не менее важно сохранение чистоты до брака и для мужчины.

Но более тяжкий грех, чем блуд, – супружеская измена. «Самый большой грех и самое большое преступление в семье – это измена, нарушение супружеской верности. Измена в семье – иудин грех – ведет к смерти брака и к распаду семьи. В семье, где есть дети, это величайшая и религиозная, и моральная, и социальная, и биологическая трагедия. Если такое несчастье случится в христианском браке – верная половина (муж и жена) должна остаться верной. Данте утверждал, что «истинная любовь не может не быть взаимной. И верность в ответ на измену иногда творит чудеса и возвращает через некоторое время заблудшего…» (И. М. Андреев).

Протоиерей Борис Ничипоров:

Блудник или прелюбодей говорит сам себе, что никто не узнает его похождений. Но ведь сердце чувствует, что мистически это не только не сокрыто ни от кого, но об этом знают вообще все: и небо, и земля, и дети, и жена или муж… Вторая иллюзия состоит в том, что в блуде якобы есть только телесное сочетание и нет духовной порочности. На это отвечает апостол Павел, который говорит: «Ничто не должно обладать мною. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть… <…> всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1-е послание к Коринфянам, глава 6, стихи 12–13, 16, 18, 19).

Следствием невероятной духовной и профессиональной деградации выглядят советы многих горе-психотерапевтов: «Если у вас половая несовместимость с мужем (женой) – найдите себе партнершу (или партнера)». Партнера! Эти «специалисты» ничего не смыслят в науке о человеке и вполне соответствуют евангельскому образу: «Они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Евангелие от Матфея, глава 15, стих 14).

Меня могут спросить, а что все же делать, если действительно несовместимость? И я отвечу. Надо разбираться в каждом конкретном случае, но твердо знать, что нравственное падение не рождает ни душевного, ни физического комфорта. Напротив, такие советы порождают еще целый ряд проблем и переживаний.

Христианство несет в основе своей жертву. Господь ради спасения рода человеческого принес Себя в жертву за грехи людей и следующих за Ним учеников призывал к самопожертвованию – к несению своего креста. Устроение христианского брака как дела богоугодного также никогда не обходится без самопожертвования.

Сколько раз приходилось слышать, что человек оставил семью ради карьеры, работы, из-за невозможности примириться с какими-то качествами супруги (супруга), из-за того, что «вторая половинка» почему-то стала уже неинтересна, и т. д. Но люди, вступающие в брак с намерением провести всю жизнь без остатка с одним-единственным человеком, не оставляют для себя такой лазейки, как возможность развода. Будучи готовыми к самопожертвованию во имя семьи, они преодолевают множество испытаний, открывая друг в друге всё новые прекрасные качества и возрастая из любви в любовь.

Глава 2
Зачатие ребенка

В хорошей, дружной семье рождение детей – всегда радость. И радость эта не омрачается, как во многих современных безбожных семьях, мыслями о предстоящих трудностях с появлением нового человека. Памятуя о том, что подвиг супружества – подвиг мученический, муж и жена заранее готовы к неизбежным для брака жертвам. В данном случае – во имя ребенка, которого дарует им Господь. Мать должна примириться с тем, что с рождением ребенка ей нужно будет посвятить ему себя, забыв на какое-то время (лучше всего – на возможно более длительное) о работе, пусть даже любимой. Матери неизменно предстоит и волноваться, и недосыпать, и уставать, при этом отказавшись от многого привычного и приятного. Муж также должен это понимать и стать реальной опорой для жены и для детей, и не только содержать семью, но и принимать полноценное участие в воспитании своих сыновей и дочерей, а первое время и в уходе за ними. Если супруги подходят к зачатию ребенка с такой готовностью к самопожертвованию, сознавая, какая это великая Божественная тайна, какое великое событие – рождение человека, то им и в голову не придет, что ребенок может быть нежеланным или незапланированным. «Планирование семьи» (какое распространенное ныне, привычное словосочетание!) верующие супруги предоставляют исключительно Богу. Сколько бы детей ни родилось в семье, как бы трудно ни было, мать и отец не воспримут рождение еще одного малыша как испытание, но только – как благословение.

Говоря о зачатии ребенка, подчеркнем: Церковь не благословляет использовать противозачаточные средства. Почему?

Протоиерей Димитрий Смирнов так отвечает на этот вопрос:

…Применение противозачаточного средства есть то же самое, что механическое освобождение желудка для принятия еще раз ненужной пищи. Это некий самообман, превращение родовой жизни в бессмысленную физиологическую эксплуатацию организма человека без реализации родовой деятельности… Если Бог благословляет детей, значит, надо их рожать. Применение противозачаточных средств стимулирует безответственность к великому Таинству Брака – этому Божественному, таинственному установлению, потрясающему по своему значению. В браке два человека соединяются в любви – и из двух клеток, объединяющихся в одну, появляется новый человек, которого никогда на земле не было, со своими способностями, особенностями, несущий в себе весь генетический ряд своих предков…

Противозачаточные средства – это средства противоестественные… Поэтому с точки зрения нравственности такие средства применять нельзя. Церковь не может это благословить как извращение человеческой природы, созданной Богом… Причем ведь известно, насколько вредны все до одного противозачаточные средства.

То есть когда речь идет о том, убить ребенка или нет, люди думают о своем здоровье – им вредно рожать.

А когда речь идет о противозачаточных средствах, они сознательно ему вредят. Значит, дело не в здоровье, а в страсти.

Если супруга не желает быть матерью или муж, именуя ее своею женою, не хочет иметь от нее детей, то совесть властно запрещает даже приступать к супружескому ложу.

Действительно, как печально, что многие родители воспринимают «незапланированное» зачатие малыша как досадную случайность! А ведь, по утверждению врачей, действие всех противозачаточных средств – абортивное. Зачатие все-таки происходит, но оплодотворенная яйцеклетка убивается в первые дни после зачатия ребенка. Умирает человеческая душа, вложенная Богом в эту клеточку, – уже настоящий ребенок! Можно ли будет надеяться, что рожденные впоследствии дети будут здоровы и счастливы, когда множество их братьев и сестер было убито таким прикрытым способом?

То, что грехи родителей отражаются на детях, не «плод фантазии церковников». Это подтверждается самой жизнью.

Протоиерей Артемий Владимиров:

Наши дети страдают еще до своего зачатия, а точнее сказать, те страдания, которые причиняют друг другу сладострастные родители, ругаясь над собственным естеством, отражаются на телесном и душевном состоянии их будущих детей.

Церковь предписывает верующим родителям воздерживаться от супружеских отношений в среду, пятницу, воскресенье (начиная с вечера предыдущего дня до вечера текущего). Три выделенных дня – особые: в среду Господь наш Иисус Христос был предан Иудой, в пятницу – претерпел крестные муки и смерть, а в воскресенье – воскрес из мертвых. Точно так же великие и особо чтимые христианские праздники и, конечно, время четырех постов – Рождественского, Великого, Петрова, Успенского – и первую Пасхальную неделю – Светлую седмицу – человеку надлежит проводить в воздержании, в молитве, обращать особое внимание на духовную жизнь. Запрещение супружеской жизни в это время носит не искусственный характер: многолетние наблюдения показывают, что дети, зачатые в такие дни, довольно часто рождаются больными.

Протоиерей Артемий Владимиров:

По свидетельству некоторых церковных писателей, состояние души ребенка во многом предопределяется состоянием сердец в священный час зачатия… Если люди по своему духовному невежеству отдаются сладострастным помыслам, мечтаниям, воображениям, если растлевают себя неестественным блудом, то они тем самым уже подтачивают творческие силы своего ребенка.

И конечно же, не может быть речи о зачатии малыша «под винными парами», когда ребенок не только физически, но и духовно может стать жертвой родительской страсти к алкоголю.

Городской семье с несколькими детьми невозможно обойтись без помощников. Даже если мама не работает и готова пожертвовать ради семьи всем.

"Хорошей няне может быть и 70 лет, и 15. Главное, чтобы она, как и мы, считала: чем больше детей, тем лучше" - Константин, отец пятерых детей

Зачем помогать маме?

Почему-то укоренилось такое отношение к православной маме: сама нарожала, сама и воспитывай. Удивительно, но часто и сами мамы придерживаются тех же позиций. Православная мама, бесконечно смиряясь, всю себя отдает детям. И не ждет помощи со стороны. Но такая помощь ей не только не помешала бы -- она просто необходима. Нет ничего зазорного в том, что многодетная или работающая мама привлекает подмогу по хозяйству. Или рассчитывает на православную няню.

Но какой должна быть хорошая няня? Молодой и веселой или пожилой, с жизненным опытом? И чего ждут от няни родители -- простого присмотра, работы по хозяйству, усердия в воспитании, обучения хорошим манерам, практикума в английском?

Мария, мать семерых детей (после рождения пятого ребенка оставила работу): «Раньше мы пользовались услугами нянь, но быстро пришли к выводу, что качество предоставляемых услуг не соответствует деньгам, которые запрашивают няни. Летом на дачу мы приглашаем православную няню. Мы можем уехать в город и оставить на нее всех детей. По возвращении и дети, и все домашнее хозяйство в норме. Она и с детьми помогает, и с делами. Жаль, что к ее помощи можно прибегать только летом. Зимой она преподает в православной гимназии. А нехватка человека, который каждый день или хотя бы раз в неделю помогал бы с детьми, чувствуется».

Валентина, мать шестерых сыновей: «Иногда просто руки опускаются. Мои непоседы требуют внимания. А я разрываюсь на части между желанием навести порядок в комнате и уделить им часок. Мне нужна няня, которая бы пару раз в неделю выводила детей на прогулку. Получается часа четыре в неделю. Такого человека сложно найти, ведь за эти четыре часа и платим мы немного. В итоге у нас есть женщина, которую мы привлекаем раза два в неделю, когда мне нужно отлучиться по делам».

Константин, отец пятерых детей: «Когда мы с женой еще учились в институте, нам была необходима няня. Финансовая часть вопроса решалась так: няни жили у нас. Одна из них была из Украины (одесситка). Они приглядывали за детьми с утра, пока мы были на занятиях. Потом, когда мы с женой начали работать, няня приглашалась на полный рабочий день. Она читала им книжки, учила рукоделию, забирала из садика. Сейчас моя супруга не работает, няня нам нужна, только когда отлучаемся по делам. В таких случаях мы просим нашу прежнюю няню посидеть. Обычно это бывает два-три раза в месяц».

Екатерина, работающая мама двоих детей: «Мне нужна няня два раза в неделю на десять часов в день. Мне не нужна ни няня-педагог, ни няня-врач. Требуется только присмотреть за детьми, чтобы они не обварились, не выпрыгнули из окна, да мало ли что еще. Просто чтобы не оставлять их одних. Идеальная няня мне представляется так: бодрая, молодая, не навязчивая, исполнительная, православная».

Анастасия, работающая мама троих детей: «Старшие дети не могут присматривать за младшими в нужной мере: у них, помимо общих предметов, еще и хореография, флора, лепка. Плюс музыкальная школа, бассейн. Няня в нашем доме появилась через год после того, как я родила первенца. Бабушки помогают с детьми, но няня все равно нужна. Отвести старших в школу, забрать их после школы. А пока старшие в школе, нужно посидеть дома с малышом: погулять, почитать книжку, накормить. Няню я привлекаю три дня в неделю на пять-шесть часов. Раньше я думала, что няня должна быть молодой. Но для молодых дети даже не на втором плане: голова забита или семейными проблемами, или созданием семьи. Моей теперешней няне семьдесят лет, и менять я ее не собираюсь».

Интересно, но никто из опрашиваемых мам не высказал пожелания, чтобы няня занималась воспитанием ребенка. Эту ответственную роль православные родители оставляют себе, рассматривая няню именно как помощницу, исполнительницу тех правил, которыми живет семья, а не как «внедрительницу» новых педагогических методик.

Мы поинтересовались у ответственного за помощь многодетным семьям в Комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете Москвы иерея Игоря Фомина , обращаются ли в комиссию православные мамы с просьбой найти им няню. Как выяснилось, чаще всего няня нужна в семьях, где не больше трех детей. И только на утро или вечер. По словам о. Игоря, в Москве 80 семей, в которых десять и более детей, и ни одна из них к нему не обращалась: в таких семьях старшие дети ухаживают за младшими.

Позиция «сама нарожала» - исключительно современное явление. Мы уже отвыкли от многодетных семей, а до революции пятью детьми никого нельзя было удивить. По словам Татьяны Листовой, старшего научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН, специалиста по дореволюционной культуре материнства, помощь по хозяйству многодетным семьям во все времена была нормой. На селе в качестве нянек брали девочек восьми-десяти лет даже очень небогатые люди. Девочки работали за «прокорм или обновку». С детьми могли оставаться и бабушки, старшие присматривали за младшими. В городе няньки стоили денег. Бедные брали в дом подростков, которые ради обучения какому-нибудь ремеслу присматривали за детьми.

Интересно, что сегодня идея привлечения для помощи многодетным семьям молодых людей, студентов опять стала актуальной. Как сообщает о. Игорь Фомин, «в подкомиссии по работе с многодетными семьями ведутся переговоры с руководством одного из педагогических вузов о прохождении студентами официальной практики в многодетных семьях. Это приравнивалось бы к практике в школе. Студенты будут помогать детям готовить уроки, играть с малышами. В это время мама сможет отлучиться по домашним делам (если не помогает бабушка, многодетная мама часто не имеет возможности даже сходить оформить необходимые документы, оплатить квартиру и т.д.). Сейчас идет работа над проектом “альтернативной” студенческой практики».


"В некоторых семьях, богатых и успешных, к няне относятся как к вещи. Необходимость работать в такой семье - мой кошмар", - Татьяна, православная няня

Где найти няню?

К сожалению, православная служба, которая помогала бы многодетным семьям по хозяйству или подбирала бы нянь, пока только в проекте. Каждая мама выкручивается как может, обычно ищет няню через знакомых. Самым популярным способом поиска нянь пока остаются приходы: можно повесить объявление, а можно оставить информацию за свечным ящиком. В одном из московских храмов обнаружилось своеобразное агентство по подбору персонала. Вначале свечница нам выдала координаты некоей «женщины, которая всем этим занимается». Та, в свою очередь, дала телефон Любы, которая как раз помогает на приходе мамам, нуждающимся в нянях, и няням, ищущим работу. И уже Люба познакомила нас с няней Мариной.

Поиски православных нянь на приходах оказываются вполне эффективными. В отличие от поисков через агентства, специализирующиеся на подборе бэбиситеров, где к тому же и цены гораздо выше. В первом же агентстве найти православную няню пообещали с настораживающей легкостью: «Они все православные». А после уточнения: «это должен быть человек, регулярно посещающий церковь» -- смутились. От родителей, которые прибегали к услугам той или иной фирмы, часто слышишь нарекания. Например, агентства могут скрыть важную информацию, касающуюся психической адекватности, характерных особенностей или просто педагогической некомпетентности потенциальной няни.

Многие мамы рекомендуют искать нянь через Интернет. Это дешевый, быстрый и эффективный способ. Анна, мать троих детей: «Я всегда ищу нянь в Сети и очень довольна результатом. Это очень удобно для занятых людей. Назначаешь няне собеседование и при этом продолжаешь работать, кому-то звонить, решать свои проблемы».

Экзамен для няни

В разговорах с мамами обнаружилось, что для православных семей желательно, но вовсе не обязательно, чтобы няня была православной. Гораздо важнее, чтобы она любила детей и легко находила с ними общий язык. Среди негативных качеств кандидаток в няни часто называют необязательность, несговорчивость, самочиние. Одна вполне православная няня на вопрос мамы, сможет ли она прийти к такому-то времени, отвечала: «На все воля Божия». Другая, не спросившись и даже не предупредив родителей, ушла с детьми в многочасовое паломничество вместо прогулки. Так что, если перед вами скромная женщина в платочке и юбке до полу, не спешите радоваться.

Екатерина: «У нас все няни были православные, но это не было для меня основным критерием выбора. Просто они оказались людьми, подходящими нам по складу». Максим, отец пятерых детей: «Я считаю, что даже удобнее, если няня неправославная. Ведь она может работать по церковным праздникам. На Пасху, например». Константин: «Бывает, приходит няня, и видно, что она осуждает нас за то, что у нас так много детей. Поэтому важно, чтобы у нас с няней был одинаковый подход к воспитанию. Хорошо, конечно, если при этом она еще и православная».

Впрочем, некоторые няни в своих объявлениях о найме на работу делают упор именно на то, что они православные. И вовсе не обязательно они так стараются завлечь верующих работодателей. Няня Татьяна: «Мне так спокойнее - я знаю, что все предупреждены. Могу отпрашиваться на двунадесятые праздники с работы. Нецерковным родителям даже лучше, если во время государственных праздников я работаю, а они могут куда-нибудь съездить отдохнуть. И потом, многих раздражает, когда няня крестится перед едой. А уж если расскажешь малышу о Христе, так и вовсе ярятся. Зачем зря человека в искус вводить?»

К сожалению, ни один из способов поиска (ни через знакомых, ни в Сети, ни даже через приходы) не гарантирует, что вы найдете честную няню, которая будет хорошо обращаться с ребенком. Людей явно «странненьких» можно определить с первого же разговора. А вот другие недостатки няни выявить гораздо сложнее. По опыту наших собеседников можно посоветовать взять у кандидатки в няни ксерокопию паспорта, адрес, телефон (домашний и мобильный), e-mail. Поинтересуйтесь состоянием здоровья и семейным благополучием, позвоните тем, кто давал рекомендательные письма. Можно попросить письмо от духовника. Большое внимание стоит уделить тому, вовремя ли пришла няня на собеседование. Насторожитесь, если няня с порога начнет ругать своих прежних работодателей. Скорее всего вы тоже окажетесь на месте этих бедняг.

Максим советует первую встречу назначить у няни дома. Причем подгадать так, чтобы она не успела специально подготовиться к вашему визиту: вы сразу заметите неустроенность в семье. Нина, пострадавшая от няни-клептоманки, которая уносила из дома украшения и мелкие монетки, предлагает перед приходом няни на собеседование положить на видное место денежные купюры.

Катя Соловьева , заподозрив неладное в поведении няни, замаскировала видеокамеру среди игрушек на шкафу малыша. Камера записала, как няня била по лицу Катиного пятилетнего сына. Теперь, назначая недельный испытательный срок очередной няне, Катя не только маскирует камеру, но и ставит магнитофон на запись: «Кому-то это может показаться перестраховкой. До того, как я увидела, что бьют моего сына, я думала, что православные должны верить друг другу. Не бойтесь проверять свою няню. Нормальный человек отнесется к любым проверкам с пониманием: ему ведь доверяют самое ценное».

По мнению многих родителей, хорошая няня -- настоящий Божий дар, о котором можно молиться и который нужно беречь. Потому что в работе няни самое главное - любовь - к детям, семье, людям. Любовь тихая и скромная, «не ищущая своего».

Анастасия, мама троих детей: «Когда заболели двое из моих детей, а вместе с ними и я сама, наша няня взяла к себе здорового ребенка, чтобы он не заразился. Пятеро суток она кормила его, читала книжки, водила в музей. А в конце месяца, получая зарплату (два доллара в час), отказалась брать деньги за эти пять дней - ее поступок был продиктован любовью к малышам и в деньгах не исчислялся».

Так было и у меня. Став мамой, я все еще пыталась все успеть и жить в том же ритме, что и до рождения дочки. Я хотела быть и идеальной женой, и заботливой мамой, и отличной хозяйкой – настоящей хранительницей домашнего очага, к тому же еще и ответственным сотрудником. А самое главное, как православная супруга, я старалась быть примером для своей семьи, ведь глядя на родителей, на их отношения и семейный уклад, у детей формируется отношение к браку и материнству.

К сожалению, как и многие женщины, я не умела распределять свое время и ресурсы, правильно расставлять приоритеты. В итоге я сама загнала себя в угол и поняла, что пора что-то менять. «Если не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней».

Я верила, что каждая женщина, будучи женой и мамой, занимаясь домом и даже работая, может оставаться жизнерадостной и полной сил, находить время для духовного роста и развития, обучения и радостного общения со своими близкими. Женщина – душа и сердце семьи, и если сердце не в порядке, то страдает весь «организм»: портятся отношения с супругом, дети чувствуют недовольство мамы, дом становится местом «каторги». В итоге женщина стремится поскорее передать ребенка в сад, бабушкам, няням и быстрее выйти на работу, чтобы «расти и развиваться».

Сейчас все больше становится популярным понятие «тайм-менеджмента» или, другими словами, умения правильно организовывать свое время. Если раньше это понятие чаще использовалось в отношении сотрудников различных организаций, то сейчас оно все больше набирает популярность среди женщин и, в частности, мам. Естественно, даже имея общую основу, тайм-менеджмент для мам значительно отличается от личного и рабочего тайм-менеджмента. Можно сказать, что тайм-менеджмент для женщин с детьми – это «расширенная» версия, то есть не просто планирование и организация своего дня, а выстраивание отношений с близкими людьми, правильная расстановка приоритетов, грамотное распределение домашних дел, умение «переплетать» свою жизнь, жизнь своей семьи и ежедневные заботы.

Естественно, один Бог знает, что нас ждет, и мы не можем контролировать или планировать свою жизнь, но мы можем научиться ценить и использовать во благо то время, которое у нас есть.

Азы тайм-менеджмента

Очень важно осознать, в каком порядке в вашей жизни расположены такие приоритеты, как Бог (вера), семья, дом (хозяйство), работа, хобби и т.д. Затем стоит задать себе такой вопрос: уделяете ли Вы свое время этим приоритетам именно в таком порядке? Для наглядности можно составить два таких списка: первый с перечислением Ваших «истинных» ценностей, а второй с теми, по которым Вы фактически живете, и сравнить их. А затем начать жить по Вашим истинным приоритетам, а не по навязанным Вам обществом.

Естественно, мы не можем забывать и о делах насущных. Дел много, но правильный подход к ним может значительно облегчить Вашу жизнь и помочь выкроить дополнительное время.

Давайте честно себе признаемся: мама с малышом на руках, а тем более не одним, не может все всегда помнить. Даже такие элементарные вещи, как необходимость расчесаться и почистить зубы, могут вылететь из головы, не то что не забыть поздравить подругу с днем Ангела.

Учитесь планировать: в конце или самом начале месяца запишите все важные даты, праздники, события, привязанные к конкретным числам месяца (мероприятия или даже даты оплаты счетов). В начале недели – основные дела на неделю (основываясь на плане на месяц). И самое главное – учитесь с вечера записывать дела на день грядущий. Вы не должны, да и не сможете слепо и точно следовать Вашему плану. Но если имеется конкретный список дел, то какой бы трудной ни была ночь с ребенком и каким бы сложным ни был день, вам стоит всего лишь взглянуть на этот список и двигаться вперед, а не тратить бесценное время на обдумывание, что сделать в первую очередь.

Старайтесь делать главные дела – приготовление пищи (или «заготовки» на ужин), уборку, стирку – с утра. Во-первых, утром у вас больше сил и вы все сделаете быстрее, чем вечером. Во-вторых, ребенок, как правило, в утренние часы спокойнее и вам проще будет сделать все дела даже с неспящим малышом на руках. Не растягивайте дела на весь день – старайтесь выполнять их сразу.

Составьте список «рутин», то есть тех дел, которые повторяются у вас каждый день, и распределите их на три блока: утро, день и вечер. Список поможет вам правильно распределить эти дела на протяжении дня, вы будете быстрее с ними справляться, они не будут постоянно «крутиться» у вас в голове, и постепенно вы начнете выполнять их автоматически, экономя время и силы.

Старайтесь выполнять все «рутины» и домашние дела вместе с ребенком – да, это намного труднее и ваши дела будут двигаться гораздо медленнее, но такой подход имеет ряд плюсов:

1. Медленно, но верно вы выполните дела по дому, а время дневного сна ребенка оставите для других дел – об этом мы поговорим далее.

2. Вы подадите ребенку хороший пример и воспитаете помощника, а не приучите его к тому, что дома всегда волшебным образом все делается, пока он спит. Если ребенок совсем маленький – поможет слинг или коврик с игрушками рядом с вами.

Не переживайте, если у вас не получится все с первого раза – со временем вы научитесь легче и быстрее справляться с бытовыми вопросами, экономя свои время и силы.

Мама – душа и сердце семьи

Если мама будет лишь говорить детям о вере, о доброте и смирении, но при этом будет раздраженной, крикливой и не будет сама расти духовно, они переймут ее образ жизни. Мы должны сами расти и развиваться, «наполнять» себя, чтобы делиться потом этим с нашими близкими и вести их за собой. Например, во время дневного сна ребенка не бегите на кухню готовить и убирать! Уделите время духовному чтению, сну, обучению. Еще блаженный Августин писал: «Сначала наполни себя, тогда ты сможешь дать другим».

Так вы наберетесь сил для продолжения вашего полного забот дня, и, когда ребенок проснется, встретите его с улыбкой на лице, а не уставшей и измученной. Не стоит пренебрегать зарядкой, движением, уходом за собой. Здоровая мама в хорошем настроении – гордость семьи.

Где еще можно найти время:

1. Научитесь раньше ложиться и вставать раньше ребенка – потратьте это время для «подготовки» себя к трудному, но счастливому дню с малышом! Прочтите утренние молитвы, сделайте зарядку, приведите себя в порядок, почитайте книгу. Правда, если у Вас грудной ребенок и вы встаете к нему несколько раз за ночь, то такой вариант вам вряд ли подойдет. Придется немного подождать!

2. Боритесь с «пожирателями» времени. Телевизор, даже если он работает лишь для «фона», пока вы занимаетесь другими делами, пользы приносит мало. Замените его на записи аудиобесед, лекций духовного или обучающего содержания, аудиокниги (художественные, по воспитанию и другие) или, например, церковные песнопения. Чтение ночью (на протяжении нескольких часов) вместо сна, блуждание и «зависание» в социальных сетях, лишние телефонные разговоры, размышление над делами, а не их выполнение по списку, неправильно организованные домашние дела (опять же планирование поможет вам этого избежать) – вы не поверите, но эти дела съедают не минуты, а часы каждый день!

Живите не проблемами, а возможностями – не позволяйте себе падать духом и впадать в уныние! В трудную минуту вспомните о том, за что вы благодарны Богу. У вас есть ребенок? Слава Богу, ведь у многих детей быть не может. Есть крыша над головой и что поесть? Многие лишены и этого. Многое зависит от нашего отношения к ситуации.

И еще, обязательно находите время для общения с близкими. Организовав и выполнив большую часть дел с утра, вечером вы сможете уделить качественное время семье: пообщаться, погулять, почитать духовную литературу вместе. Мы часто бросаем все силы на уборку, готовку, «пожирателей» времени, забывая вечером даже просто улыбнуться мужу и спросить, как прошел его день. Учитесь жить по своим приоритетам.

Если каждая женщина научится жить сегодня и сейчас, быть счастливой дома в роли жены и мамы, она уже не будет стремиться «убежать» на работу, ведь она сможет полностью самореализоваться дома, в противовес существующим на сегодняшний день стереотипам, но согласно христианским представлениям о семье и своей роли в ней. С Божьей помощью у вас все получится!

Оксана РОМАНОВА

Проблема отцов и детей сегодня звучит иначе, чем раньше?

– Думаю, что это проблемы, естественные для всех людей. Острота, контекст могут меняться в зависимости от времени, конкретной семьи, а суть все равно остается прежней.

Разделение, непонимание между людьми началось давным-давно, со времен грехопадения. Люди стали терять связь между собой. Рассказ о Вавилонском столпотворении – яркий пример этому. Они вдруг начинают говорить на разных языках, и это очень характерное выражение, которое с тех пор, наверное, сохранилось и в переносном значении. Мы, носители одного языка, можем говорить на «разных языках» даже внутри семьи.

Разобщенность и непонимание, к сожалению, является характерным признаком повреждения человеческой природы, что тут сделаешь? Церковь противопоставляет этому иное единство – во Христе и сам праздник святой Пятидесятницы, который показывает обратную перспективу: вдруг люди, которые говорят на разных языках, начинают прекрасно друг друга понимать. Потому что Дух Святой собирает всех воедино. И у нас нет иного пути к единству, как только во Христе, только через Христа, через Евангелие, через собственное развитие слышания, через развитие своего сердца, болезненное и неприятное, потому что как только человек начинает в нашем мире открываться, он тут же получает под дых.

– Вы не раз говорили, что люди заменяют жизнь ее имитацией, в том числе в семье. Как понять, где – настоящее, а где – подделка.

– Обычно это понимается, когда все начинает рушиться. Когда люди, которые склонны к тому, чтобы жить представлениями о чем-то и о ком-то, создавать себе представления, этих представлений лишаются. Вот тогда падение дома бывает великое, и с этого момента кто-то становится способен прозреть.

Мы сталкиваемся с ситуациями, когда живет семья, а вместо любви – представления о любви. Когда люди воспринимают для себя жизнь по неким заранее сформированным схемам. Эти схемы могут быть сформированы в прошлой семье, в которой они выросли и они повторяют образ родительской семьи уже по отношению к собственной.

Бывает, что это – благочестивое желание жить по правилам. Например, образ «православной семьи», который вычитывается из очень благочестивой литературы.

Но самая благочестивая литература и самые хорошие примеры могут оказаться здесь ложными помощниками. Скажем, книги Николая Евграфовича Пестова. Он сам – замечательный педагог, создал прекрасную семью, вырастил детей. Но его советы, его опыт и переживания могут быть кем-то восприняты как общая схема, нужная для всех и переложенная на свою собственную семью бездумно, как трафарет. Или прочитали, например, люди, как воспитывали преподобного Сергия Радонежского его благочестивые родители и вновь – прилагают трафарет. Начинается некое искусственное представление о том, какой должна быть настоящая христианская семья. При этом самих детей, собственных, с их особенностями, родители могут не увидеть. Кто они, их дети? В каких условиях они живут? Сколько им лет? Какие у них интересы?

Детей начинают дрессировать по заданной схеме. При этом у родителей благочестивые и очень правильные желания сделать своих детей настоящими христианами. Хотя подспудно, скорей всего, там есть и стремление показать другим, какова наша замечательная православная семья и каким образом надо соответствовать этому образу православной семьи. Потому что сами-то родители этому никогда не соответствовали, и вот эти представления пытаются создать искусственным образом.

Дети остаются без настоящего внимания, без настоящей любви, без понимания, без слышания, без видения своими родителями, и все время начинают стараться – соответствовать, соответствовать, соответствовать. Потому что дети хотят нравиться своим родителям, хотят получать от них похвалу, хотят, чтобы родители их замечали, любили, гладили по голове, хвалили, дарили им подарки. Но оказывается, в этой ситуации все надо зарабатывать и средства заработка – благочестие. До какого-то периода это срабатывает, а потом обязательно идет на слом, к конфликту, к страшному непониманию.

Часто возникает отчуждение родителей по отношению к своим детям, родительская нелюбовь, потому что вдруг дети перестали соответствовать, разрушили родительскую мечту, разрушили этот идеальный придуманный мир, который, по мнению родителей, должен был довести детей уровня святости, а, в конце концов, чуть ли не до канонизации. Но дети еще в подростковом возрасте разрушили все эти мечты.

И тогда очень часто бывает тяжело, даже невозможно это появившееся отчуждение сломить.

Дети вдруг начинают вести себя крайне неблагочестиво, более того – отходят от Церкви, начинают впадать в грехи, жить совершенно неправильно, некрасиво: пружина разжимается в другую сторону, а родители их за это ненавидят. Отчуждаются, закрываются, считают, что дети для них потеряны. Они могут сказать себе внутренне: «Мне такой ребенок не нужен». И в этот момент они перестают быть родителями, в этот момент ребенок остается совершенно один. Он должен справляться с тем нападением искушения, к которому он совершенно не готов, самостоятельно, без родительской помощи. И он падает под этим нападением, не справляется, становится игрушкой в стихии этого мира и ему некому помочь…

– Даже если потом повзрослевший ребенок вернется в Церковь, он все равно внутренне будет отрезан от родителей?

– Часто бывает, что никакого понимания, связи между детьми и родителями потом уже не возникает.

Я уже не говорю о тех случаях, когда родители вообще никогда родителями своему ребенку не станут, когда они своего ребенка как ребенка не воспринимают. «У меня проблема с дочерью», «У меня проблема с сыном» – ведь что это за выражения! Это не у моего ребенка проблемы, а у меня с ним, «я» здесь на первом месте.

Отношения складываются так, что ребенок воспринимается проблемой для родителей, которую надо каким-то образом нивелировать. Сделать присутствие ребенка в жизни родителей удобным, комфортным. Часто эти дети отделяются от родителей очень далеко и надолго. Причем они, если позволяют средства, могут для своих детей все сделать в материальном плане – нанять няньку, устроить в хорошую школу и так далее. Но у родителей будет своя жизнь, у детей – своя. Какие это родители? Почему их надо любить? Почитать – нужно, а любить – невозможно. Потому что там, где не было любви, ее и не будет.

Нам дана заповедь «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Но о любви там не говорится. Потому что не всякого родителя, к величайшему сожалению, дети могут любить. И не всякий родитель сам любит по-настоящему. Если родитель не готов отдать жизнь за своего ребенка, то в этой семье что-то не так.

– Нередко выросшие дети как раз мучаются противоречием, что не могут по-настоящему любить своих родителей.

– Потому что человеку, с одной стороны, изначально так естественно любить своих родителей. Но когда родители недодают любви, не связывают настоящей любовью себя с ребенком, жажда любви у него все равно остается. Потенциал любви не исчерпан и поэтому человек попадает в странное состояние, когда он не может связать свою собственную жизнь с жизнью того, кого он хочет любить и обязан любить. А встречи нет, некого любить, нет родителя. Хотя физически он, вроде, как и рядом…

– Но нам же надо врагов любить, а люди даже собственных родителей не могут полюбить.

– У нас нет приказа любить врагов. У нас есть заповедь. Заповедь – это очень высокое состояние, к которому человек должен уметь подойти, и научится любить врагов. Не каждому христианину удается. Из чего не следует, что раз не удается, то не любить будет хорошо и правильно. Просто мы должны понять, что заповедь о любви к врагам – заповедь сверхчеловеческая. Она ставит человека в один ряд с Богом. Это очень высокое призвание, к этому можно стремиться, об этом надо знать, к этому надо идти.

Никто из детей не может сказать: «Я не обязан любить своих родителей». Обязан. Но если нет их, родителей, то кого любить? Да, есть какие-то люди, которые называются родителями (слава Богу, не у всех такая ситуация), но как их любить? Как родителей? Или как врагов? Или как вообще как какого-то постороннего человека?

Мне недавно случилось причащать девочку-подростка, которая через день умерла от рака. Девочка – из детского дома, от нее отказались кровные родители, и потом ее взяла приемная мама. По воспоминаниям девочки, отец ее умер, хотя потом оказалось, что умер не отец, а какой-то человек, с которым жила ее мать в то время.

Через какое-то время после того, как девочка попала к своей приемной маме, оказалось, что у нее – быстроразвивающийся рак.

Маме удалось узнать, что нашелся кровный отец ее приемной дочери, он жив, просто сидел в тюрьме. И тогда эта женщина пришла к нему, думая, что девочке будет важно узнать: ее кровный отец жив.

А он подумал, что сейчас с него будут требовать алименты и сказал: «Докажите, что она моя дочь». Также нашлись ее кровные братья и сестры, которые тоже не захотели встретиться с этой девочкой.

После того, как я причастил Полю, долго беседовал с ее мамой, она мне все это рассказывала и очень переживала, что ничего не сказала приемной дочке о существовании родственников, все-таки «родная кровь». Я сказал, что она сделала правильно, не надо было девочке ничего говорить, потому что эти люди – не отец, не брат и не сестра. В этой ситуации придумывать отношения – значит, еще раз ударить по несчастному ребенку. Отношения между родителями и детьми не придумаешь, они либо есть, либо их нет.

Да, эта ситуация, может быть, особенная, хотя она, к сожалению, не редкость. И тут вопрос о почитании родителей может стоять, но только как сильный-сильный подвиг для человека, который, понимая, что есть какие-то дядя или тетя, которые когда-то выбросили его на помойку, сможет молиться о них как о родителях.

Ко мне обратилась одна из моих прихожанок – молодая женщина, у которой дети – школьники. Она росла без отца: мать говорила, что он был летчик и погиб. Вдруг оказалось, что он совсем не погиб, просто почти сорок лет ничего не хотел знать о своей дочери, а тут вдруг объявился, (причем у него есть другая семья, другие дети) хочет общаться. «А я не хочу! Как быть, как к нему относиться?», – говорила она. Я ответил: «Если этот человек будет в беде, в нужде, в каких-то тяжелых обстоятельствах, то вы должны будете ему помочь. Но если у него все хорошо, он живет окруженный внуками, какими-то другими своими детьми, не вижу смысла для какого-либо общения. Со стороны этого человека ни нотки покаяния. А просто такое: «Привет, детка. Я твой папа. Не хочешь подружиться со мной? У тебя есть братья и сестры. Давайте сыграем историю, что мы все – друзья, семья. Придумаем себе такой благополучный безоблачный мир». Нет, нельзя, это ложь».

– Но если родители, без внутренней близости, все-таки вырастили ребенка, что-то вкладывали в него, когда болел – лечили, одевали и так далее, он же должен быть обязанным за это?

– Да, в чем-то обязан. Почитать обязан. Это дико, когда человек не помогает своим родителям, которые его вырастили. Но любить-то невозможно, если тебя не любили. Если тебя вырастили, но не любили. Если тебя одевали, но не любили. Если тебя лечили лекарствами, но не любили в этот момент.

Представляете, вот вы больной ребенок, у вас есть мама, вы болеете, и она дает лекарства, а вам надо от мамы в этот момент не лекарства, а чтобы она с вами посидела, погладила по головке. В итоге самого главного лекарства она и не давала.

Да, конечно, родители могут рассчитывать на детей, которых так воспитали, что те ответят им лекарствами, едой или какими-нибудь финансовыми средствами. А вот на любовь, которой им сейчас так не хватает, взять неоткуда, если ее не было раньше. Любовь между родителями и детьми – особенная. Ее не получишь «потом».

Можно воспитывать в себе любовь к людям, которых встречаешь на улице, тем самым борясь со своими недостатками. Понуждать себя на новые подвиги, прощая обиды и так далее. Любить людей не близких или совсем чужих.

А любовь между детьми и родителями слишком издалека идет, с утробы матери, с раннего детства. Последствия ранней детской депривации, дефицита любви – источники всех-всех дальнейших жизненных конфликтов, крушения судеб, непонимания себя, психических заболеваний…

Допустим, оставила мать ребенка в трехлетнем возрасте на какое-то время, на полгода с бабушками или няней, занялась собой, – все, это травма для ребенка, и, может, он от нее никогда не оправится.

Или состоялась страшная ситуация, когда на глазах маленького ребенка распалась семья, развелись родители. Не может потом эта травма не проявиться в судьбе этого человека. Многие вещи, упущенные родителями, убивают детскую душу, оставляют незаживающий след на всю жизнь…. Об этом надо говорить, понимать, что дефицит любви – самая главная, ужасающая проблема человечества. После нее все летит в тартарары.

– Все-таки как преодолевать эти детские раны?

– Надо уметь взрослому человеку понимать, что с ним происходит, куда и откуда идут его проблемы и как с этим справляться. Дело непростое. Для этого существует наука психология, и, думаю, что здесь во многих случаях нужна помощь хорошего специалиста. Я не говорю про Церковь: участие в церковной жизни – это само собой разумеющееся…

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Самое первое счастье ребенка - это умная мать. Каждый из нас, дорогие братья и сестры, на своем личном неповторимом опыте убеждался и убеждается в этом. Сегодня же слышали мы евангельское чтение об очень умной матери, мудростью и самоотверженностью которой никогда не перестанем восхищаться, - Евангелие об исцелении бесноватой дочери жены хананейской (жительницы Ханаана), или, как называет ее евангелист Марк, сирофиникиссы.

«Дети - якоря, которые удерживают мать в жизни», - сказал еще античный трагик Софокл. Но как скорбно, когда эта удерживающая связь безрадостна, мучительна и тяжела в своей безысходности, как больно даже со стороны видеть родителей, у которых проблемы с детьми или проблемные дети. Сейчас не редкость увидеть ребенка, оставленного родителями на общественное попечение, а по сути ребенка брошенного. Такое случается по разным, но не по оправданным причинам, чаще всего - если несчастное дитя обладает серьезным физическим или душевным недугом и малодушные родители боятся подвига ухода за ним. Во времена же земной жизни Господа Иисуса Христа не существовало ни детских домов, ни домов инвалидов, медицина была весьма примитивна, а молва толпы чаще всего в физическом или душевном нездоровье детей винила неправедных, грешных родителей.

У некоторых народов были более приближенные современному нашему обществу взгляды относительно будущего нездоровых детей, но вместо домов инвалидов этих детей чаще всего ждала быстрая смерть или через сбрасывание со скалы, как это делалось в Спарте, или через утопление в реке, как это было в Риме, или же их могли просто оставить на улице. Даже мудрый философ Платон и то говорил, что «потомство худших и потомство лучших, если оно родится с отклонениями от нормы, должно быть спрятано в таинственном, никому не известном месте», то есть ребенок оставлялся наедине с природой.

Немногие из выживших инвалидов или ими ставшие подвергались жестоким насмешкам и издевательствам и чаще всего продавались в рабство. В Деяниях апостолов мы находим подобный пример, когда апостол Павел в македонском городе Филиппы встретил служанку, «одержимую духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим» (Деян. 16: 16). Бесноватых, одержимых злыми духами детей также ждали всеобщее посмеяние, издевательства и реальная возможность стать рабами, после того как они лишались должного ухода и заботы от своих родителей и близких. По этой причине чаще всего безродные бесноватые убегали из городов и скитались в безлюдных местах.

Господь наш Иисус Христос во время своей земной жизни иногда выходил за границу тех земель, на которых проживали иудеи; так, Он входил и в пределы двух городов - Тира и Сидона, находящихся на расстоянии 80-100 км от Галилеи. Это древние города на побережье Средиземного моря, основанные еще финикийцами - народом хананейским, народом отважных мореплавателей и предприимчивых купцов, которые еще в X веке до Рождества Христова плавали по дальним морям, основывали процветающие торговые колонии, в том числе и Фарсис, город на юге Пиренейского полуострова, куда хотел убежать от Бога пророк Иона. Но этот народ был народом языческим, поклоняющимся идолам Ваала, Молоха, Астарты, служение которым сопровождалось ритуальным развратом и частыми человеческими жертвоприношениями. О данном народе Господь заповедал Моисею при входе в Землю Обетованную следующее: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор. 20: 16-18).

Хотя во времена земной жизни Христа финикийцами уже не совершались человеческие жертвоприношения, отношение иудеев к жителям пределов Тира и Сидона было сходным с отношением к самарянам. Но благовестие Христово коснулось сердец и умов и потомков древних жестоких хананеев. Так, мы читаем в 3-й главе Евангелия от Марка, что за Господом помимо жителей Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана в великом множестве шли и «живущие в окрестностях Тира и Сидона» (Мк. 3: 8). В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, что Господь Сам удалился из Галилеи, где порицали Его фарисеи и книжники, в область, где проживали хананеи. Евфимий Зигабен, толкователь Священного Писания, говорит, что Господь пришел в пределы Тира и Сидона «не с тем, чтобы проповедовать, а чтобы немного отдохнуть». Но и тут одна из жительниц, «выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15: 22).

«Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами» (Мф. 15: 23). Апостолы также устали от недоброжелательства и коварных вопросов фарисеев, от постоянных просьб и вникания в чужие проблемы, им хотелось провести немного времени наедине со своим учителем. Господь Иисус Христос - совершенный Бог и совершенный Человек, - во время земной жизни устававший от пути и зноя (см.: Ин. 4: 6), нуждавшийся во сне, пище и питии (см.: Мф. 21: 18; Мк. 4: 38; Ин. 4: 7), испытывавший свойственные нам эмоции, например радость и любовь (см.: Мк. 10: 21; Ин. 11: 15), гнев и скорбь (см.: Мк. 3: 5; 14: 34), никогда не грешил и поэтому не мог «отмахнуться» от вопля этой хананеянки или сделать вид, что ее не слышит. Но не дал сразу ответа. «Не было ей ответа, и не потому, что прекратилось милосердие, но чтобы стремление ее возрастало; и не чтобы только росло стремление, но чтобы и смирение ее удостоилось похвалы», - говорит блаженный Августин.

Женщина-хананеянка кричала, а мы знаем, что чаще всего кричат те, кого не слушают и не слышат. Она была уже доведена до отчаяния тяжким состоянием своего ребенка, не держала себя в руках, и не было у нее той скромности и той стеснительности, которые присущи всем порядочным просителям и очень нравятся тщеславным благодетелям и покровителям. В ответ на крики о помощи: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» - она слышит слова, которые могут быть расценены как явное оскорбление: этот иудейский проповедник любви к Богу и ближним, чудотворец и бессребреник называет ее собакой. Господь говорит ей: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Многие соплеменники этой хананеянки ходили слушать Христа, но никогда никого из кающихся и просящих помощи грешников Он не оскорбил и не унизил. Он мог поставить на место Своим словом завравшихся и уже обезумевших иудеев, мог грозно обличить, но к таким простецам, как она, простая неученая женщина, Христос еще с таким словом не обращался.

Хананеянка знала, что такое добродетель смирения

Когда мать, доведенная до отчаянного крика состоянием своего любимого ребенка, вместо ожидаемой помощи получает оскорбление, то какой будет ее ответная реакция? Или она заплачет и уйдет прочь полностью раздавленная и униженная, лишенная последней надежды, или же соберет последние силы на ответное более страшное оскорбление, скверную брань, а может, и начнет драку. Но хананеянка эта была не только умной матерью, той, чья любовь - «это черная дыра, которая вбирает в себя любую критику, любое обвинение о своем ребенке», но она знала, что такое добродетель смирения и когда ее надо применять. Да, она согласна без лукавства и лицемерия, что подобна псу. Смиренна ее душа, несмотря на то, что она язычница и живет среди людей с дурными нравами. И отвечает она: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15: 27). Смирение ее видим и в том, что «она не осмелилась привести беснующуюся дочь к Учителю, но, оставив ее дома на одре, сама умоляет Его и объявляет только болезнь, ничего более не прибавляя. И не зовет Врача в дом свой… но, поведав о своем горе и тяжкой болезни дочери, обращается к милосердию Владыки и громким голосом вопиет, прося помилования не дочери своей, но себе самой: помилуй мя! Как бы так говорила она: дочь моя не чувствует болезни своей, а я терплю тысячи различных мучений; я больна, я чувствую болезнь, я беснуюсь и сознаю это» (святитель Иоанн Златоуст).

Господь наш - «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10: 34-35), и Он отвечает на вопль этой любящей матери Своим кротким голосом: «“О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему”. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15: 28).

Будем помнить, что не только стремление и желание наше нужно для исцеления от страстей, но и смирение перед Богом

Пример жены-хананеянки - это пример не только родителям, как мудро заботиться о своих детях и подходить с просьбами о них и к Богу, и к ближнему, но пример каждому из нас, кто осознает, что «не дщерь, но плоть имам со страстьми и похотьми зле зело», и ищет уврачевания для нее. Будем помнить, что не только стремление и желание наше нужно для данного исцеления, но и смирение перед Богом. Как жена хананейская ждала от Господа ответ на свою просьбу и, не получив его сразу, смирилась в ожидании, так и нам в своей жизни, принося молитвенные просьбы, иногда надо просто смиренно подождать часа воли Божией. Помним, что «духовная жизнь - это не просто благочестие, не просто молитва, не просто даже подвиг или отреченность от мира. Она есть в первую очередь строгая упорядоченность в развитии, особая последовательность в приобретении добродетелей, закономерность в достижениях и созерцаниях».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «О, кто бы нам послал такую мать, как хананеянка, которая бы помолилась о нас ко Господу с такою же верою, надеждою и любовию, как та о своей дочери, чтобы ради ее молитвы Господь помиловал нас и изгнал из нас страсти наши, исцелив нас от бешенств наших! Ибо плоть наша зле беснуется. Но, братия, не хананеянке чета, есть у нас Молитвенница и Ходатаица непостыдная и премилосердая, Сама всеблагая и Пречистая Матерь Бога нашего, готовая всегда ходатайствовать пред Сыном Своим и Богом о избавлении нас от бешенства и неистовства страстей, только бы мы к Ней всегда с верою и упованием, в покаянии, от искреннего сердца прибегали с молитвою о помощи. Но и сами будем изощрять и умножать свою веру в Господа, свое упование и свою любовь к Богу и ближним и непрестанно прибегать в покаянии к Самому Господу, как та хананеянка; ибо Господь всем нам дал право обращаться смело и к Нему Самому: просите, и дастся вам (Мф. 7: 7); и еще: все, о чем попросите в молитве с верою, получите (ср.: Мф. 21: 22)».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png