БАЛЕТ ПРОКОФЬЕВА «ЗОЛУШКА»

Интерактивное пособие для изучения темы «Музыкальные жанры: балет»

в рамках урока музыкальной литературы из серии «За страницами учебника»

преподаватель МБУ ДО ДМШ

г. Павлово Нижегородской области

Пояснительная записка

Лапина Светлана Александровна, преподаватель фортепиано, МБУ ДО «Детская музыкальная школа г. Павлово».

Учебный предмет : музыкальная литература.

Тема урока : «Музыкальные жанры: балет».

Целевая аудитория : учащиеся фортепианного отделения первого года обучения.

Цель: формирование представления о балете как жанре музыки на примере балета С. С. Прокофьева «Золушка».

Задачи интерактивного ресурса:

способствовать формированию интереса к классической музыке через воздействие визуального материала на эмоциональное восприятие учащихся;

развивать навык сознательного и эмоционального слушания музыки.

Актуальность и ожидаемые результаты

Важность ресурса заключается в том, что юные музыканты знакомятся с особенностями музыки С. С. Прокофьева (балет «Золушка»), которая отсутствует в существующих учебных программах по музыкальной литературе для учащихся первого года обучения.

Значимость ресурса в представлении учебного материала в интересной, структурированной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для учащихся форме.

Ресурс современен, так как одной из составляющих частей современного урока является использование мультимедийных средств.

Ожидаемые результаты. Предполагается , что в результате использования данного ресурса, учащиеся познакомятся с балетом «Золушка» как жанром музыки, получат возможность научиться внимательно слушать и анализировать музыку, рассуждать о ней.

Содержание ресурса

Ресурс «Балет С. С. Прокофьева «Золушка» содержит шесть блоков.

1 блок - «Информационный»: название ресурса «Балет С. С. Прокофьева «Золушка» (слайд 1), «Содержание» (слайд 2), визитную карточку автора ресурса (слайд 27), используемые информационные источники (слайды 28-29).

2 блок - «С. С. Прокофьев»: слайд 3, знакомит учащихся с биографией композитора.

3 блок - «Словарь»: слайды 4-9, знакомят с музыкальными терминами и понятиями, содержат тестовые задания.

4 блок - «Персонажи и либретто»: слайды 10-11, знакомят учащихся с персонажами балета «Золушка», с содержанием (либретто) балета.

5 блок - «Это интересно»: слайды 12-15, знакомят с интересными фактами и событиями, связанными с балетом «Золушка» и главной героиней балета.

6 блок - «Музыкальный звездопад»: слайды 16-26, содержат занимательный интерактивный материал (кроссворд и игру).

Техническое и программное обеспечение ресурса

Ресурс выполнен в программе PowerPoint 2013. Для работы с ресурсом необходимы звуковые колонки, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), проигрыватель Windows Player , установленный по умолчанию операционной системой и видео кодеки K - Lite Codec Pack 9.9.0 для воспроизведения медиа ресурсов.

План работы с ресурсом, рекомендации по его использованию

Этап мероприятия

Слайды

Приветствие участников, обсуждение темы урока.

Знакомство с содержанием (этапами) урока.

Знакомство с биографией С. С. Прокофьева.

Уточнение знаний о музыкальных терминах и понятиях, связанных с балетом как жанром музыки. Слушание и анализ фрагментов балета С. С. Прокофьева «Золушка».

4-9

Уточнение и расширение знаний учащихся о персонажах балета. Знакомство с содержанием (либретто) балета.

10-11

Что мы знаем о балете «Золушка» и его главной героине? Интересные факты и события.

12-15

Закрепление полученных знаний с помощью кроссворда и дидактической игры.

16-28

Ресурс представляет собой интерактивное пособие для изучения темы «Музыкальные жанры: балет» в рамках урока музыкальной литературы из серии «За страницами учебника». В ходе предварительной подготовки к уроку нотные фрагменты (приложение) нужно распечатать по количеству детей в классе и перед уроком разложить в конверты.

Правильные ответы на задания кроссворда:

Задание 1 - «Оркестр».

Задание 2 - «Вариация».

Задание 3 - «Увертюра».

Задание 4 - «Занавес».

Задание 5 - «Премьера».

Задание 6 - «Кордебалет».

Правильные ответы на задания игры:

Задание 1 - «Ме ч ты Золушки о бале».

Задание 2 - «Сцена с ч асами».

Задание 3 - «Дуэт сестёр с апельсинами».

Задание 4 - «Вариации Феи Зимы».

Задание 5 - «Отъезд Золушки на бал».

Задание 6 - «Кузнечики и стрекозы».

Задание 7 - «Большой вальс».

Информационные источники

Левая Т. Скрябин и художественные искания ХХ века. СПб.: Композитор, 2007, с. 59-60

Подробное послайдовое описание ресурса и способов показа презентации

Блок (раздел)

Действия учителя

и учащихся

Описание слайда

Номер слайда

Информационный блок

Учитель: « Старая сказка о любви, о несчастной сироте и великолепном принце. Книги, кино и мультфильмы, спектакли о Золушке любят и взрослые, и дети. Однако именно балет своим неповторимым союзом движения и музыки дал сказке новое рождение. Итак, балет «Золушка», о нём пойдёт речь».

Титульный слайд : название работы, баннер портала «Сеть творческих учителей», фамилия, имя, отчество автора.

Переход на слайд 2 настроен по щелчку.

1

Визитная карточка: фамилия, имя, отчество, данные автора, фотография автора, адрес электронной почты, ссылка на профиль в «Сети творческих учителей».

- кнопка для перехода со слайда 27 на слайд 1.

27

Информационные источники: ссылки на Интернет-ресурсы, использованные для создания презентации.

Переход со слайда 28 на слайд 29 по щелчку. На слайде 29 установлены управляющие кнопки:

- возврат на слайд 2;

-

28-29

Учитель: «Ребята, предлагаю познакомиться с содержанием урока. Прочитайте про себя название этапов занятия и скажите, музыка какого композитора будет звучать на сегодняшнем уроке?»

Ученики: «На уроке будет звучать музыка Прокофьева».

Содержание (распределительный слайд):

«С. С. Прокофьев»

«Словарь»

«Персонажи и либретто»

«Это интересно»

«Музыкальный звездопад»

На каждый раздел установлена гиперссылка, ведущая на первый слайд соответствующего раздела презентации.

Для перехода следует нажать на нужный прямоугольник.

- завершение просмотра презентации.

2

С. С. Прокофьев

Учитель: «Сергей Прокофьев родился 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Донецкой области. Отец композитора был высокообразованным человеком, мать, Мария Григорьевна, была пианисткой, именно она привила маленькому Серёже интерес к занятиям музыкой. Уже в 5 лет мальчик начал учиться играть на фортепиано, а в 9 лет сочинил свою первую оперу «Великан». В юном возрасте Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию, которую успешно заканчивает и становится дипломированным композитором, пианистом и дирижёром. Скажите, какая музыка композитора Прокофьева вам знакома?»

Ученики: «Симфоническая сказка «Петя и волк».

Учитель: «Верно, сказка написана специально для детей в 1935 году. Сергей Сергеевич - автор опер, балетов, симфоний, фортепианной музыки, вокальных сочинений, музыки к фильмам. В годы Великой Отечественной войны написал балет «Золушка».

С. С. Прокофьев: на слайде страницы альбома с краткой биографией композитора. На слайде применён приём «Листание», листание страниц в альбоме происходит по щелчку на каждую страницу.

Возврат на слайд 2 (содержание) осуществляется по щелчку на управляющую кнопку.

3

Словарь

Учитель: «Что же такое балет?»

Ученики: «Танец, движения под музыку».

Учитель: «Действительно, основа балета - танец. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». Назовите слова-ассоциации со словом «бал».

Ученики: «Сказка, дворец, красивые платья, волшебство».

Учитель: «Вы правы, бал - время волшебства. На придворные балы приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, как на праздник.

Особенной пышностью отличались балы в Италии, именно в этой далёкой стране более 400 лет назад родилось искусство балета. Союз музыки и танца. Предлагаю заглянуть в музыкальный словарь и выяснить значение некоторых балетных понятий и терминов.

Найдите среди слов, так или иначе связанных с балетом, слово, значение которого вам известно». Ученики выбирают из списка знакомые слова: солист, оркестр, костюмы, декорации. Учитель проверяет правильность ответов учащихся (значений выбранных слов) и объясняет значение слов, не знакомых детям: кордебалет и пантомима.

Словарь: на слайде термины и понятия по теме «Балет».

На каждую плашку со словом установлен триггер, нажав на то или иное слово, появляется прямоугольник с фотографией и поясняющим текстом (значением слова).

4

Учитель: «Одним из самых известных сочинений Прокофьева является балет «Золушка». Вам знакома сказка про Золушку? Знаете ли вы писателя, который написал эту сказку?»

Ученики: «Шарль Перро».

Учитель: «Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» он сочинил балет.

Премьера балета «Золушка» состоялась в 1945 году. Какое важное событие произошло в это время?»

Ученики: «Наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне». Учитель: «Как вы думаете, в каком городе впервые был показан балет?»

Ученики выбирают ответ из предложенных, обосновывают свой выбор.

Правильный ответ - «В Москве, в Большом театре».

Премьера: на слайде фотографии трёх театров оперы и балета в разных городах.

На фотографии настроены триггеры, по щелчку на каждую фотография меняет цвет: в случае неверного выбора становится светлее, в случае правильного ответа становится цветной.

.

5

Словарь

Учитель: « В каждом художественном произведении, в том числе и в балете, обязательно есть главные герои. В литературе описание внешнего вида, настроения героев происходит с помощью слов, текста. В балете же для создания образа персонажа композитор использует особый язык, язык музыки, средства музыкальной выразительности. Прочитайте задание на слайде, подумайте и ответьте, как в музыке называют портрет того или иного персонажа?»

Правильный ответ - «Лейтмотив».

Музыкальный портрет: Правильный ответ появляется по щелчку.

Переход к следующему слайду по щелчку.

6

Учитель: « В музыкальном портрете Золушки ясно различимы три темы, рассмотрите силуэты Золушки и предположите: какое настроение будет у каждой из этих тем? Послушаем музыку и убедимся в правильности или неверности наших суждений. Из конвертов на ваших столах достаньте ноты (см. приложение), послушав фрагмент балета, подберите к нему соответствующий нотный пример».

Ученики слушают три темы Золушки и раскладывают нотные фрагменты (листочки) в соответствии с порядком прозвучавшей музыки. После прослушивания каждого фрагмента предлагается обсудить особенности звучания той или иной темы с помощью подсказок в третьем столбике таблицы.

В качестве проверки учитель исполняет несколько тактов каждой темы на пианино, после исполнения очередного лейтмотива произносит слова «Эту тему сам Прокофьев называл «Золушка обиженная», эту тему композитор называл «Золушка мечтательная…», третью тему «Золушка влюблённая».

Музыкальный портрет Золушки: на слайде в таблице силуэтные изображения Золушки. Слайд озвучен, на значок «Нота» настроены триггеры, для того, чтобы послушать музыку (темы Золушки из балета С. С. Прокофьева) нужно нажать на ноту.

По щелчку на силуэтное изображение Золушки появляется текст в третьем столбике таблицы (характеристика звучания).

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

7

Словарь

Учитель: «В одной из музыкальных тем Золушки звучала виолончель. Назовите группу музыкальных инструментов симфонического оркестра, к которой принадлежит виолончель».

В случае, если учащиеся затрудняются с ответом, учитель предлагает воспользоваться подсказкой.

Правильный ответ - «Струнная группа».

Виолончель: тестовое задание с подсказкой. Н а слайде список с названиями групп музыкальных инструментов симфонического оркестра.

На прямоугольники с названиями групп установлены триггеры. В случае верного ответа, по щелчку на выбранное название группы, появляется картинка-подтверждение, остальные прямоугольники, на которые настроены триггеры исчезают.

В случае неправильного ответа, по щелчку на выбранное название группы, прямоугольник исчезает.

По щелчку на кнопку в левом нижнем углу слайда появляется картинка-подсказка,

по второму щелчку на кнопку подсказка исчезает.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

8

Словарь

Учитель: « Из букв на слайде составьте слово, которое в переводе с итальянского языка означает «книжечка» или литературная основа (сценарий) балета».

Ученики: «Либретто».

Книжечка: на слайде использована анимация «Мозаика». Правильный ответ появляется по щелчку на кнопку-триггер «Проверка».

Вид слайда до начала работы.

Переход к слайду 2 (содержанию) осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

9

Персонажи и либретто

Учитель: « Следующий этап нашего урока «Персонажи и либретто». Рассмотрите фотографии из балета и перечислите знакомых вам персонажей».

Дети перечисляют всех, кроме фей (называют только одну фею), кузнечиков и стрекоз.

Учитель: «Прокофьев ввёл в балет и других персонажей, например, кузнечиков и стрекоз, фей времён года, которые по замыслу композитора помогают Золушке подготовиться к балу и добраться во дворец».

Персонажи: на слайде фотографии персонажей балета «Золушка», применён приём «Сорбонка». По щелчку на плашку со знаком вопроса появляется имя персонажа (персонажей).

Вид слайда до начала работы.

Вид слайда по окончании работы.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку.

10

Учитель: «Познакомимся с либретто балета «Золушка».

Учитель комментирует ход событий, читает пояснительный текст к изображениям. Возможно привлечение к знакомству с либретто заранее подготовленных учащихся.

Либретто: на слайде используется интерактивный приём «Лента».

Смена изображений и пояснительного текста к ним происходит по щелчку на кнопку-триггер.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

11

Это интересно

Учитель: «Балет «Золушка» один из самых популярных балетов в мире, посмотрим видео фрагмент из балета, обратите внимание на то, что некоторые женские роли в балете исполняют мужчины».

После просмотра видео учитель обращается к детям с вопросами.

Учитель: «Как бы вы назвали этот фрагмент? Почему? Какие средства музыкальной выразительности композитор использовал для изображения характера сестёр в музыке?».

Ученики: «Этот танец можно назвать «Трое и платок», «Сёстры и мачеха», «Ссора», потому, что танцуют мачеха и сёстры, они ссорятся, а Золушка старается быть незаметной. Музыка звучала, изображая характер злых и вредных героев сказки, острые, колючие, резкие, отрывистые интонации, как будто сёстры кричат друг на друга, ругаются.

Учитель (дополняет): «Недаром композитор назвал сводных сестёр Золушки Злюка и Кривляка. Музыка звучит в быстром темпе, громко, короткими длительностями, с неожиданными акцентами. Сергей Сергеевич Прокофьев назвал эту сцену «Па-де-шаль», что означает «Танец с шалью». Начало танца звучит изящно, но чем больше сёстры ссорятся, тем насмешливее, карикатурнее («карикатура» - изображение персонажа, содержащее насмешку, преувеличение) становится музыка.

Как писал сам Прокофьев, для него было важным, чтобы «… балет «Золушка» получился наиболее танцевальным». И мастеру это действительно удалось. Движение слышится в каждом музыкальном предложении, в некоторые моменты кажется, что музыка сливается с движением, диктуя направление малейшего взмаха руки. Неудивительно, что «Золушка» стала настоящей классикой балета в первый же день своего появления на свет.

Это интересно: на слайде видео фрагмент балета «Золушка». Видео воспроизводится по щелчку.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

12

Это интересно

Учитель : «В балете всё особенное: декорации, музыка, костюмы. Дайте определения некоторых фрагментов балетного костюма».

Правильные ответы - «Колет - мужская короткая приталенная куртка без рукавов, пачка - пышная многослойная балетная юбка, пуанты - женские балетные туфли, трико - облегающая часть балетного костюма».

Костюмы: на слайде задание на соответствие. Проверить правильность ответов можно по щелчку на кнопку-триггер.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

13

Учитель: «Уверена, что со следующим заданием вы тоже справитесь. В разных странах и на разных языках Золушку называют по-разному. Догадайтесь, как звучит имя героини на разных языках, вставьте в текст пропущенные слова».

Правильные ответы - «На английском языке - Синдерелла, на французском - Ченеретнола, на немецком языке - Ашепуттель, на итальянском - Сандрильон, на польском - Копчушек, на украинском - Попелюшка».

Имя героини: на слайде использован приём «Задание на подстановку». По щелчку слова занимают нужное (правильное) место в строке.

14

Это интересно

Учитель: «В Бельгии есть памятник, установленный в честь нашей сказочной героини, назовите столицу Бельгии, и вы увидите, как выглядит памятник Золушке в одном из городских парков».

Правильный ответ - «Брюссель».

Памятник Золушке: на слайде использован приём «Работа с картой». По щелчку на карту стрелка показывает границы Бельгии.

По второму щелчку на карту появляется фотография и поясняющий текст.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

15

Музыкальный звездопад

Учитель предлагает разгадать кроссворд или сыграть в игру, в зависимости от оставшегося на уроке времени и учитывая выбор детей.

Музыкальный звездопад: распределительный слайд одноимённого раздела. На фигуры с текстом установлены гиперссылки, ведущие на соответствующи й слайд.

Возврат на слайд 2 осуществляется по щелчку на управляющую кнопку .

16

Учитель знакомит учащихся с правилами разгадывания кроссворда:

прочитайте задание;

нажав на звёздочку, откройте картинку, которая поможет отгадать слово;

щелчком мыши закройте картинку;

назовите слово;

проверьте правильность ответа, нажав повторно на звёздочку;

получив ответ, перейдите к следующей цифре.

Кроссворд: на слайде правила разгадывания кроссв орда.

Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку.

17

Музыкальный звездопад

Учитель читает задания кроссворда, дети называют ответы на задания кроссворда.

Кроссворд: на слайде ячейки кроссворда и звёздочка с цифрой, по щелчку на звёздочку появляется картинка, которая поможет педагогу составить беседу о том или ином понятии (термине), а детям отгадать слово.

Вид слайда с картинкой (после того, как нажали на звёздочку).

Вид слайда с отгаданным словом (после повторного нажатия на звёздочку).

После того, как все клеточки кроссворда будут заполнены, появляется управляющая кнопка для возврата на распределяющий слайд раздела.

18

Учитель: « Впереди нас ждёт увлекательная игра «Музыкальный звездопад».

Один из детей по выбору учителя читает правила игры:

на игровом поле кликните по одной из падающих звёзд;

перейдите на слайд с заданием;

Выполните задание: нажмите на музыкальные ч асы, послушайте музыку и выберите наиболее подходящее к ней название; вернитесь по стрелке на игровое поле

и кликните по другой падающей звезде;

по окончании игры - сюрприз - (нажмите на туфельку в левом нижнем углу игрового поля).

Музыкальный звездопад (игра): титульный слайд игры. В нижней части слайда триггер «Правила игры», при нажатии на который появляются подробные правила игры. Вид слайда до начала работы.

Вид слайда с правилами игры.

Переход с титульного слайда на игровое поле по стрелке.

Возврат на распределительный слайд раздела по окончании игры по стрелке.

19

Музыкальный звездопад

Учитель предлагает начать выполнение заданий (поймать звёздочку).

Игровое поле: на слайде нотный стан и звёздочки, к которым применён эффект анимации (звёзды движутся вниз, «падают»). Каждая звезда - триггер с настроенной ссылкой-переходом к слайду с заданием.

В левом нижнем углу слайда туфелька, на неё настроена ссылка-переход к слайду 28, который демонстрируется участникам в качестве сюрприза после окончания игры.

20

Игра проводится фронтально, кто из детей быстрее поднимет руку, тот и произносит вслух правильный ответ.

Слайды-задания: тестовое задание. Н а слайде список с названиями музыкальных фрагментов из балета «Золушка» с установленными на них триггерами.

В случае верного ответа, по щелчку на выбранное название, появляется картинка-подтверждение, остальные триггеры исчезают.

В случае неправильного ответа, по щелчку на выбранное название, триггер исчезает.

Переход к следующему слайду с заданием по стрелке.

21-27

Музыкальный звездопад

Учитель: « 2016 год в России объявлен годом кино, какие фильмы, мультфильмы про Золушку вам знакомы? А сейчас сюрприз - весёлая знакомая песня в исполнении нашей сказочной героини. Слова Евгения Шварца, музыка Антонио Спадавеккиа, «Добрый жук ».

После просмотра видео учитель задаёт домашнее задание, прощается с детьми до новых встреч.

Слайд с видеофрагментом : видео воспроизводится по щелчку. Возврат на распределяющий слайд раздела по стрелке , с него возврат на 2 слайд.

28

Киль Анна

Реферативная работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Выполнила: Киль Анна

Введение………………

1. Творческая биография С.Прокофьева………………

2. История создания балета "Золушка"……………….

2.1. Краткое содержание балета…………….

3. Заключение…………………..

Список литературы…………………………………

Введение

Золушка — балет Сергея Прокофьева (опус 87). Либретто Николая Волкова по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Хореография балета имела множество редакций.

Известны и другие балеты на тот же сюжет: «Золушка» — Cinderella композитора Ф.Сора (постановки: 1822 — Лондон, 1823 — Париж, балетмейстер обеих постановок Альбер, 1824 — Москва, балетмейстер Ф.Гюллень-Сор, перенос постановки Альбера) и «Золушка» композитора Б.А.Фитингоф-Шеля (премьера 17 декабря 1893 г. в Мариинском театре, Санкт-Петербург, балетмейстеры: М.Петипа, Э.Чеккетти и Л.Иванов).

Впервые «Золушка» Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова.

Знаменитая история Шарля Перро о несчастной сироте, которую тиранят мачеха и две дочери, а потом она едет на бал, теряет туфельку и находит свою любовь. Эта история признана самой любимой сказкой всех времен. Ведь классические сказки не стареют, поскольку они перекликаются с нашей жизнью и сейчас.

1. Творческая биография С.Прокофьева

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953) - советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). С 1902 занимался композицией у Р. М. Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (музыкально-теоретические дисциплины), А. Н. Есиповой (фортепьяно), Н. Н. Черепнина (дирижирование); окончил её как композитор (1909) и пианист (1914). В годы учёбы в консерватории начал концертную деятельность. В 1918—33 жил за рубежом; с успехом гастролировал в Европе и Америке. В 1927, 1929 и 1932 предпринял концертные поездки в СССР.

Музыка Прокофьева — крупнейшего композитора 20 в. — воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление современной эпохи.

Оперное и балетное творчество Прокофьева, охватывающее широкий круг нетрадиционных сюжетов, новые принципы и приёмы музыкальной драматургии, принадлежит к числу реформаторских завоеваний музыкального теара (сотрудничал с С. П. Дягилевым, В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым). Уже в операх 1910—1920-х гг. («Игрок», «Любовь к трём апельсинам», «Огненный ангел») проявились особенности творческого метода Прокофьева — напряжённость и непрерывность музыкально-драматургического развития, лиризм в сочетании с острой характерностью, гибкость и точность вокальной декламации. От «Игрока» и «Огненного ангела», развивавших традиции русской речитативной оперы (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский), тянутся нити к опере «Семен Котко» — народно-бытовой драме о событиях Гражданской войны и военной интервенции 1918—20 на Украине, в которой декламационность обогащается национальной народной песенностью.

Опыт работы над национальной историко-героической тематикой в жанре киномузыки (кинофильм «Александр Невский», «Иван Грозный», в содружестве с режиссером С. М. Эйзенштейном) оказал большое влияние на стиль композитора (проникновение в музыку приёмов кинодраматургии) и подготовил патриотическую оперу-эпопею «Война и мир». Характерные черты народной музыкальной драмы, включающей развёрнутые народные и батальные сцены с большой ролью хора, слиты в ней с традициями лирической оперы — психологизмом речитативных сцен, развитых арий и ансамблей. В ней, а также в последней опере — «Повесть о настоящем человеке» (где использованы подлинные народные мелодии) наиболее ярко воплотилась связь стиля Прокофьева с русским музыкальным фольклором, свойственная большинству его сочинений. Опера «Обручение в монастыре» завершила поиски Прокофьева в области современной комической оперы.

Сюжетное и жанровое многообразие отличает балеты Прокофьева 20-х — начала 30-х гг. («Сказка про шута...», «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре»). Балеты Прокофьева 2-й половины 30-х — начала 50-х гг. («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке») принесли советскому балетному театру мировую славу. Богатство шекспировских образов «Ромео и Джульетты», глубина трагического конфликта обусловили широту симфонического развития в балете, новаторскую трактовку хореографии и музыки, выпуклость музыкальных характеристик. Продолжая традиций балетов П. И. Чайковского, Прокофьев создал современные классические образцы жанра.

Не менее значительны достижения Прокофьева в других жанровых сферах. Таковы, прежде всего, его 7 симфоний, своеобразно синтезирующие и развивающие традиции эпического и лирико-жанрового симфонизма. 1-я симфония оригинально претворяет черты гайдновского симфонизма, 2-я симфония (2-частная) сочетает в себе драматическую напряжённость и жёсткость с красотой русского распева, подвергнутого изобретательному вариационному развитию. Тесно связаны с театральным творчеством лирико-драматическая 3-я (тематизм «Огненного ангела») и лирико-жанровая 4-я («Блудного сына») симфонии. Эпическая, насыщенная современным содержанием 5-я (по словам Прокофьева, «симфония величия человеческого духа») и лирико-драматическая 6-я симфонии навеяны событиями Великой Отечественной войны 1941—45. Ясностью и гармоничностью отличается музыкально-образный строй лирико-созерцательной, просветлённой 7-й симфонии.

Самобытный стиль фортепьянных сочинений Прокофьева (9 сонат и 5 концертов, циклы) с его ударной трактовкой инструмента и преломлением раннеклассицистских фактурных приёмов сыграл значительную роль в формировании нового пианизма в музыке 20 века. Музыка Прокофьева, завоевав огромную популярность во всём мире, оказала значительное влияние на творчество многих советских и зарубежных композиторов.

"Золушка" принадлежит к крупнейшим творческим удачам композитора. И в то же время занимает среди них особое место.

Балет был написан рукой С. Прокофьева - уже зрелого мастера. Сам композитор о своем новом балете писал: «Для меня очень важно было, чтобы балет "Золушка" получился наиболее танцевальным, чтобы танцы вытекали из сюжетной канвы, были разнообразными и чтобы артисты балета имели в достаточной мере возможность потанцевать и показать свое искусство».

2. История создания балета "Золушка"

Замысел балета родился у Прокофьева зимой 1940 года. Летом 1943 года в Перми, где работал тогда Кировский театр, в тесном содружестве с либреттистом Н. Волковым и балетмейстером К. Сергеевым «Золушка» была завершена.

Прокофьев в этом произведении следует лучшим традициям русской балетной музыки, партитура «Золушки» отличается подлинной танцевальностью, мелодичностью, классические балетные формы сочетаются с «вальсовой стихией», столь характерной для русских балетов. Но самое главное заключается в том, что Прокофьев стремился как можно человечнее раскрыть темы старой сказки. «Самую Золушку я вижу не только как сказочный персонаж, но и как живого человека, чувствующего, переживающего и волнующего нас»,— писал композитор.

Случилось так, что она увидела свет рампы в Москве на сцене Большого театра в памятный 1945 год. Как праздничный салют Победе воспринимался этот спектакль, воспевавший торжество справедливости и гуманизма над злом и ненавистью. И поставлен он был с большим размахом, небывалой щедростью… Постановку осуществил Р. Захаров.

Через пять месяцев после московской премьеры в апреле 1946 года «Золушка» была показана в Ленинграде, в Театре им. С. М. Кирова (балетмейстер К. Сергеев).

«Золушка» отличается камерностью, прозрачностью, удивительной нежностью и мягкостью красок. Балет привлекает тонким, проникновенным лиризмом, подкупающей искренностью музыкального языка, филигранной отделкой деталей.

Музыка «Золушки» пленяет красотой мелодий, она человечна и возвышенна.

На обсуждении премьеры балета в 1945 году знаменитый режиссер А. Таиров сказал: «Золушка» принадлежит к числу произведений, которые, едва родившись, сразу становятся классическими».

У Прокофьева богатство внутреннего мира Золушки неисчерпаемо. Заглянув в ее сердце, композитор восхитился всегда загадочным и всегда естественным, вечным, но каждый раз неповторимым рождением любви.

Балет может рассказать не только о бедной и доброй замарашке, ставшей принцессой. Содержание музыки Прокофьева шире простодушной притчи. Это подтвердила новая интерпретация прокофьевской «Золушки» в 1964 году в Новосибирске, предложенная начинающим тогда балетмейстером Олегом Виноградовым. Дебютант не пошел по пути иллюстративно-назидательного хореографического пересказа, и, опираясь на опыт драматургии Е. Шварца, создал современную и поэтическую версию сказки. Притча о вознагражденной добродетели и наказанных пороках превратилась в размышление о красоте и уродстве, о таланте и бездарности, о духовности и внутренней пустоте.

2.1. Краткое содержание балета

Акт первый

В доме злой мачехи она сама и две ее дочери Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сестры гонят ее, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит ее. Мачеха и сестры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев дает неуклюжим сестрам последний перед балом урок. Наконец мачеха и сестры уезжают. Золушка остается одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается - это фея, которая наградит Золушку за ее доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие - в полночь она должна оттуда уйти.

Акт второй

Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры. Приезжает мачеха с сестрами. Сестры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищен ею и приглашает на танец (большой вальс). Сестры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.

Акт третий

Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка все также занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сестры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку - она им безнадежно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у нее из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке - это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.

3. Заключение

Сказка Ш. Перро стала одной из самых любимых тем хореографического искусства. На протяжении многих лет в различных театрах мира выдающиеся хореографы обращались к музыке С. Прокофьева и сказке Ш. Перро, находя все новые хореографические решения.

Главная тема сказки Ш.Перро - тема справедливости и любви нашла отклик в сердцах многих поколений художников и хореографов и стала любимой зрителями и слушателями.

За основу спектакля взят эпиграф С. Прокофьева: "Башмачки только тогда имеют смысл, когда они - пара". Так и люди. У каждого человека свое представление о счастье, но если эти представления совпадают, то мы говорим: "Два сапога - пара". Надо только не бояться и пуститься в сказочное путешествие по волшебной стране своей мечты - и твоя половина, твоя пара, обязательно отыщется.

Не узнать друг друга невозможно, потому что в руках у твоей половины наверняка будет хрустальный башмачок мечты, близнец твоего хрустального башмачка. А если соединятся туфельки, то соединятся и сердца. И неважно, кто хозяин башмачка - бедная девушка или знатный вельможа. Если у двух людей одинаковые представления о счастье, то они обязательно полюбят друг друга. А любовь, как известно, не знает преград.

Список литературы

1. http://ru.wikipedia.org

2. http://www.classicalballet.ru/ballets/cinderel/libretto/

3. Н. Боярчиков, М. Большакова «Несколько слов о балете С. Прокофьева "Золушка"

В трех актах, шести картинах. Либретто H. Волкова (по сказке Ш. Перро). Балетмейстер Р. Захаров, художник П. Вильямс, дирижер Ю. Файер.

Действующие лица:

  • Золушка
  • Отец Золушки
  • Мачеха Золушки
  • Кривляка и Злюка (в другом варианте - Худышка и Кубышка), дочери мачехи
  • Принц
  • Фея-бабушка
  • Феи времен года (Весны, Лета, Осени, Зимы)
  • Танцмейстер
  • Кавалеры, иноземные принцессы, церемониймейстеры, портнихи, парикмахеры, гномы, птички, кузнечики, снежинки, арапчата, эфиопы, музыканты

Действие происходит в сказочном королевстве в сказочные времена.

История создания

После того как балет «Ромео и Джульетта » был наконец поставлен в Ленинградском Кировском (Мариинском) театре, Прокофьев, на которого исполнительница роли Джульетты Галина Уланова произвела огромное впечатление, решил написать балет специально для нее. Сюжетом послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. «Золушка», волшебная сказка Ш. Перро (1628-1703) из его сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697), много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер, из которых самая известная - опера Россини; неоднократно ставились и балеты. В частности, именно «Золушкой» - «Сандрильоной» композитора Ф. Сора открылся московский Большой театр 6 июня 1825 года.

Либретто для Прокофьева написал театральный критик, искусствовед и драматург, юрист по образованию Н. Д. Волков (1894- 1965). Постановщиком спектакля должен был стать талантливый артист балета и хореограф В. Чабукиани, работавший тогда в Ленинграде. Сочинение шло успешно: до лета 1941 года были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Прокофьев скитался по стране; отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической оперы «Война и мир», сочинял инструментальные произведения. Лишь в 1943 году, приехав в Пермь, где находился эвакуированный Театр имени Кирова, он обсудил все детали балета с либреттистом и, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, - сообщал композитор, - в ней есть pas de deux, adagio, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию». Ленинградский театр его больше не привлекал: Чабукиани еще в 1941 году переехал в Тбилиси, Уланова танцевала на сцене Большого театра. Именно там балетмейстером Р. Захаровым (1907-1984) и была осуществлена постановка балета. На премьере, состоявшейся в Москве 21 ноября 1945 года, партию Золушки танцевала О. Лепешинская. Лишь на следующих спектаклях Уланова вошла в роль. Менее чем через пять месяцев в Ленинграде, в Кировском театре К. Сергеев (1910-1992) также поставил «Золушку». В дальнейшем балет шел на многих сценах мира в различных постановках.

Сюжет

В доме отца Золушки Злюка и Кривляка вышивают шарф, Золушка тихо сидит у очага. Сестры ссорятся из-за шарфа, и Мачеха разрезает его пополам. Помирившись, Злюка и Кривляка начинают дразнить Золушку, но она не отвечает обидчицам. Все расходятся, оставляя Золушку за домашней работой. Обратившись мыслями к умершей матери, Золушка отодвигает занавеску, закрывающую ее портрет, и заслоняет ею портрет Мачехи. Возвращается отец, он хочет приласкать дочь, но врываются жена и ее дочери. Увидев, что ее портрет задернут, Мачеха в ярости бросается на Золушку. В комнате тихо появляется старушка-нищенка, просящая подаяние. Мачеха и сестры презрительно отворачиваются, а Золушка робко протягивает ей кусок хлеба. Незаметно старушка исчезает. Комнату заполняют портнихи, парикмахеры, танцмейстер с музыкантами. После суматохи, вызванной сборами, все, кроме Золушки, уезжают на бал в королевский дворец. Девушка грустит. Появляется та же старушка. Это Фея-бабушка. Она дарит Золушке хрустальные башмачки и вызывает фей времен года, которые собирают Золушку на бал. Фея предупреждает девушку: ровно в полночь исчезнет прекрасный наряд, она снова превратится в замарашку. О наступлении полночи ей напомнят двенадцать гномов, которые появятся из старинных часов. Фея-бабушка уходит. Перед Золушкой появляется роскошная карета, запряженная кузнечиками. Золушка уезжает во дворец.

Бал во дворце, танцы, веселье. Приезжает Золушка в роскошном платье, ее принимают за принцессу. Принц влюбляется в прекрасную незнакомку. Арапчата подносят Золушке три апельсина, которыми она угощает не узнавших ее сестер. Счастливая Золушка забывает о времени, но появляются гномы, и Золушка убегает. Бьет полночь, Золушка в спешке теряет туфельку. За ней мчится Принц, но видит лишь туфельку на ступенях дворца.

Принц призывает сапожников, чтобы они сказали ему, кто и кому сделал найденную туфельку, но у тех нет ответа, и Принц решает отправиться на поиски девушки.

Принц странствует по свету, встречает разных красавиц, но ни одна не похожа на ту, что пленила его сердце, ни одной туфелька не приходится впору.

Дома в уголке спит Золушка, прижимая к груди хрустальную туфельку. Лучи солнца будят ее, она вспоминает бал, который кажется ей прекрасным сном. Но туфелька убеждает ее, что то была явь. Появляются сестры с подаренными апельсинами и снова начинают ссориться. Поспешно вбегают Отец и Мачеха, извещая о прибытии Принца. Он дает примерить туфельку Кривляке и Злюке, потом ее примеряет и Мачеха, но туфелька всем мала. Неожиданно Принц видит, как наклонившаяся Золушка случайно роняет вторую такую же туфельку. За окном медленно проходит Фея-бабушка, словно благословляя Золушку и Принца.

Принц и Золушка в чудесном саду. Они нашли свое счастье.

Музыка

«Золушка» - типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля, с обилием вариаций, дивертисментом и апофеозами, построенными на вальсах, с колоритными изобразительными моментами. Один из них - «Сцена с часами», где равномерное движение и повторяющиеся краткие поддевки рисуют неумолимый бег времени. «Отъезд Золушки на бал» - поэтичный, полный очарования вальс. «Большой вальс» - один из самых ярких прокофьевских вальсов, пышный, радостный, с мелодией огромного диапазона. В «Угощении гостей» использован марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» . Финал акта - «Полночь» - врывается, словно пробуждая от прекрасного сна. Завершает балет еще один прекрасный вальс с тихим, но торжествующим звучанием тем Золушки, ее мечты и любви.

Л. Михеева

Издавна считалось, что лучшие сюжеты для балетов - сказки. А такая, как «Золушка», рассказанная Шарлем Перро, - сущий клад. Волшебные превращения, придворный бал, замарашка, которая подобно гадкому утенку превращается в «прекрасного лебедя», а затем и в настоящую принцессу. Хореографический театр откликнулся разнообразным и «Ченерентолами» (Италия, 1810) и «Сандрильонами» (Петербург, 1815; Лондон, 1822; Москва, 1824). Известно, что и Мариус Петипа в 1893 году показал свою версию «Золушки» (музыка Бориса Фитингоф-Шеля), где знаменитая Пьерина Леньяни впервые продемонстрировала 32 фуэте подряд. Эта постановка указала на первую опасность - превратить нежную сказку в феерию.

Не об этом думал известный драматург балета Николай Волков: «Я испытывал чувство внутренней необходимости вернуть Золушку в наш балетный театр, как обаятельную „сказку для балета". Мне казалось также, что русскому балету стоит вспомнить о „Золушке" еще и потому, что в работе над этим сюжетом он сумеет продолжить лучшие традиции русской классической хореографии». В союзники сценаристу удалось привлечь самого Сергея Прокофьева. После успеха «Ромео и Джульетты» Кировский театр постарался закрепить сотрудничество с композитором, а Прокофьев, покоренный уникальным талантом Галины Улановой, мечтал создать для нее новый балет.

Композитор уже в начале работы, как всегда четко, сформулировал свой замысел: «Балет „Золушка" я вижу как современный классический балет с его характерными особенностями формы: как па д"аксьон, гран па и т. д. Одновременно с тем мне хочется видеть в героине не сказочный, полуреальный персонаж, а живое лицо с человеческими переживаниями, то есть по возможности расширить ее роль».

Работа над новым балетом началась интенсивно. Балетмейстером был утвержден Вахтанг Чабукиани, художником - Симон Вирсаладзе. Композитор увлеченно писал музыку. Война застает Прокофьева за этой работой и заставляет отложить ее. К счастью, ленинградский театр был настойчив, несмотря на эвакуацию в город Молотов и на отъезд обоих намечавшихся постановщиков. Уже летом Волков и Прокофьев встречаются в Молотове, а к осени, в целом закончив сочинение музыки, композитор пишет: «Основное, что мне хотелось передать в музыке „Золушки" - поэтическая любовь Золушки и Принца: зарождение и расцвет чувства, препятствия на его пути, осуществление мечты». В хореографической эпопее Сергея Прокофьева музыка «Золушки» - пленительное интермеццо между трагедийной мощью «Ромео и Джульетты» и философской драмой «Каменного цветка». Образ героини непривычно скромен, неуловимо привлекателен и явно подсказан уникальным дарованием Улановой. Композитор подчеркивал: «Я писал „Золушку" в традициях старинного классического балета, в ней есть па-де-де, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, буре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».

Может быть, такое изобилие танцев смущает балетмейстеров, а для создания полноценной драматургии им недостаточно лишь насмешливой иронии в обрисовке отрицательных образов? Чем иначе объяснить, почему при достаточно большом числе весьма разных постановок «Золушки» так мало удачных, достойных прокофьевской музыки.

Мировая премьера состоялась в Большом театре, где с 1944 года работала Галина Уланова. Правда, по разным причинам первой Золушкой стала Ольга Лепешинская, вылепившая свою героиню «лихо и дерзко». Да и весь спектакль вышел пышным, праздничным и помпезным. Героем феерии был художник Петр Вильямс. Ослепительный блеск театрального зрелища явно вторил недавним салютам победы. Герои терялись в этом «великолепии». Найдя Золушку, Принц оказывался окруженным бьющими фонтанами и, вместо того, чтобы обняться с любимой в прокофьевском «аморозо», почему-то доверял ее четырем мальчикам-кузнечикам. К тому же Большой театр позволил себе отказаться от прозрачной и намеренно неброской оркестровки Прокофьева, усилив и отяжелив музыкальную ткань спектакля. Композитор «ответил» по-прокофьевски: сославшись на болезнь, он смотрел «свою» «Золушку» в три приема - каждый раз по одному акту. Уланова танцевала в очередь с Лепешинской и Мариной Семеновой и, как и позже в «Сказе о каменном цветке», не смогла преодолеть недостатки спектакля. Впрочем, официально первая «Золушка» считалась едва ли не триумфом. Газета «Правда» оценила балет как выдающееся произведение, которое «достойно продолжает и развивает...». Сталинская премия первой степени стала наградой всем авторам спектакля, для Прокофьева она была четвертой. Захаровская «Золушка» находилась в репертуаре до 1951 года, была возобновлена через два года, но вскоре уступила сцену новым спектаклям. В период переоценки ценностей ее справедливо относили к образцам упадка эры «драмбалета», но в начале нынешнего века общая ностальгия по «славному» прошлому снова предлагает с теплотой вспоминать ее бесхитростно праздничный характер. Впрочем, для особо любознательных сохранился кинофильм-балет «Хрустальный башмачок», снятый в 1961 году режиссерами Александром Роу и Ростиславом Захаровым.

Для Константина Сергеева постановка «Золушки» 8 апреля 1946 года в Кировском театре была балетмейстерским дебютом. В Ленинграде в отличие от Москвы партитура композитора была сыграна полностью, причем в авторской инструментовке. Балетмейстер декларировал: «Музыка Прокофьева обязывала к очень четкому и лаконичному мышлению, она давала превосходный материал для создания рельефных хореографических образов и яркой драматургии балетного спектакля».

Чуть позже Вера Красовская так оценивала результат: «В противоположность Захарову, чья „Золушка" была решена как обстановочная феерия с минимальным количеством танцев, Сергеев отдал танцу ведущую роль в спектакле. Задача была трудна, так как музыка Прокофьева предъявляла особые требования к академическим формам танца. И Сергееву удалось многое. В сочетании намеренно угловатых, резких партерных движений, акцентированных прыжков и заостренной, „колючей" пальцевой техники он сочинил партии недобрых сестер Золушки: гневной и властной Злюки в исполнении Аллы Шелест и смешной капризницы Кривляки, как ее показывала Татьяна Вечеслова. С их танцем контрастировал прозрачно-хрустальный танец самой Золушки - Натальи Дудинской. Особенно интересной получилась партия Принца у Сергеева. Ирония окрашивала этот образ в музыке, ирония выглядывала и во внешнем облике рыжекудрого принца, в неожиданной стремительности его повадок».

В ленинградской «Золушке» танцевали все: портнихи, парикмахеры, танцмейстер, сапожники. Особый успех у зрителя имели дети - гномики, в танце изображающие ход часов. Спектакль Сергеева с успехом возобновлялся в 1956 и 1964 годах, фрагменты из него до сих пор входят в учебный репертуар Академии Русского балета. В 1985 году по спектаклю был создан телефильм.

После Москвы и Ленинграда «Золушку» ставили в Киеве и Риге, Ереване и Горьком. Ею восхищались любители балета Японии и Югославии, Италии и Польши, Франции и Англии. Из первых постановок наиболее известен спектакль Фредерика Эштона (1946, Лондон). Любопытно, что именно «Золушка» стала первым многоактным балетом театра Сэдлерс Уэллс (ныне прославленный Королевский балет). Гротесковые роли уродливых сестер и их матери исполняли мужчины. Введенная в спектакль роль Шута дополняла мир фарса и эксцентрики, оттенявший лирическую линию героев.

В 1964 году в Новосибирске состоялся дебют молодого хореографа Олега Виноградова. Сочиненная им «Золушка» поразила не только зрителей Сибири, но и специально приехавших столичных критиков. Опираясь на прекрасную музыку Прокофьева, балетмейстер увидел в старой сказке мысль о двух взглядах на жизнь. Миру потребителей жизни, обуреваемых суетностью и тщеславием, противостоит отношение к жизни людей одаренных и незаурядных. Для хореографа Золушка - прежде всего талантливый человек. Добрая Фея помогает девушке не по обязанности крестной матери, а потому что видит в ней еще не раскрывшуюся, но родственную душу. Подарив ей мир классического танца, Фея открывает перед Золушкой неведомые горизонты, доступные лишь творческой личности. В свою очередь, Золушка, обретя Принца, уводит его за собой в волшебный мир. Впоследствии хореограф перенес свой спектакль в различные города и страны, в том числе в ленинградский Малый театр оперы и балета (1977) и московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (2006).

В двадцать первом веке балетмейстеры по-прежнему не оставляют скромную Золушку в покое. Они пытаются усовершенствовать сценарий, «обогатив» его своими нестандартными находками. Так в спектакле Марии Большаковой (2001, Ленинградский театр оперы и балета имени М. Мусоргского) Золушка вообще не попадает на бал, а видит его лишь во сне. В небезынтересной в целом «Золушке» Алексея Ратманского (2002, Мариинский театр) вместо фей времен года героине являются панки, а в последнем акте Принц ищет владелицу волшебной туфельки в гей-клубе. В спектакле Юрия Посохова (2006, Большой театр) вместо феи выступает Автор спектакля, живущий на Луне со «свитой» из ворон. Видимо, нежная прокофьевская балетная сказка заколдована, и разгадать ее может человек особого дарования, который способен сочетать поиски нового с уважением к авторам балета.

А. Деген, И. Ступников

В центре внимания композитора - Золушка, которой посвящены лучшие страницы балета. Чистотой и поэзией веет уже от краткого оркестрового вступления, где звучит несколько наивная тема героини и пленительно расцветает ее мечта о счастье (тема заключительного апофеоза). Музыка вступления проста по гармонизации и оркестровке, вполне соответствующим характеру мелодии. Это царство ясной романтической лирики, определяющей основной характер балета. Так же романтично, с неизменным изяществом и грацией, обрисована Золушка и в других эпизодах балета. Кульминация ее партии - дуэт с Принцем (второе действие), пленяющий разливом лирической мелодии, которая приобретает здесь черты светлой восторженности. Красивый, спокойно льющийся напев поддержан полнозвучной гармонией. Прокофьеву достаточно двух-трех поворотов мелодии, неожиданных сопоставлений регистров - и обычные аккорды до мажора приобретают особую глубину звучания, какую-то светоносность, прекрасно сочетающуюся с обликом героев - Золушки и Принца, - носителей чистой и возвышенной мечты.

Мечта, ставшая реальностью, расцветает и в музыке заключительного Amoroso, построенного на второй теме вступления. Она разрастается в дифирамб чувству любви, плавная мелодия звучит на фоне мягких аккордовых фигураций, все дано в сказочно-романтическом преломлении. Сила поэтического вдохновения, которая есть и в сказке Перро, вновь оживает в музыке; она воспевает красоту большого человеческого чувства.

Музыкальный портрет Золушки включает также и чисто танцевальные элементы. Так, в первом действии Золушка танцует гавот, обрывки которого впервые появились в сцене урока танцев. Ее злые сестры оказались способными лишь на неуклюжее воспроизведение отдельных па. И лишь для Золушки полностью звучит музыка гавота, сопровождающая ее танец. Золушка танцует и вальс в сцене отъезда на бал, завершающей первое действие, на балу и в финальном апофеозе. Первый вальс Золушки полон непередаваемого словами поэтического очарования.

Прокофьев следует русской традиции, так отчетливо выраженной в любимом им «Вальсе-фантазии» Глинки. Родство ощущается не только в элегичности мелодии, но и в выразительности подголоска, сливающегося с мелодией вальса в певучем дуэте. Можно найти здесь и некоторую общность с первым вальсом из «Войны и мира», также овеянном дымкой романтических мечтаний. Этот же вальс, в несколько вариированном виде появляется и в коде второго, действия, предшествуя фантастической по колориту музыке боя часов.

В балете есть и другие вальсы. В сцене придворного бала звучит, на который обычно ставится дивертисментный «парад участников». Однако в отличие от многих аналогичных вальсов-дивертнсментов, в музыке Прокофьева сильна лирическая нота, связанная с темой балета и обликом его героини. Еще отчетливее слышится она в «Медленном вальсе» (Принц и Золушка в чудесном саду). Мягкий колорит ре-бемоль мажора, плавные ходы мелодии, прозрачность оркестровки - все использовано для того, чтобы нарисовать картину безоблачного счастья.

Широкое развитие ритмов вальса роднит «Золушку» с наследием русской хореографической классики, прежде всего - балетами Чайковского и Глазунова. В последние годы жизни у Прокофьева появился живой интерес к вальсу, звучащему во многих его произведениях. Он создал даже концертную сюиту, в которой объединены вальсы из различных произведений.

В балете ясно различимы три плана: сестры и мачеха, с их эгоизмом и душевной пустотой; Золушка, в которой воплощена идеальная мечта о счастье; фея и другие сказочные персонажи, переносящие действие в сферу фантастики. Каждый из этих планов воплощен композитором ярко и оригинально.

Своеобразен например лейтмотив покровительницы Золушки, Феи-нищенки, главной движущей силы чудесных событий: всего лишь цепочка трелей сначала медленных, чуть раскачивающихся, затем - быстрых. К числу лучших страниц балета принадлежит и музыка, рисующая появление фей Весны, Лета, Осени и Зимы. Подчеркнутость ритма, столь важная для хореографа, сочетается здесь с тонкостью рисунка, привлекательной для музыканта. Прокофьев находит точную меру соотношения двух элементов.

Фея Весны предстает в стремительной тарантелле, а затем в еще более оживленном двухдольном эпизоде, который напоминает характеристику Джульетты-девочки. Фея Лета охарактеризована спокойной мелодией в размере 12/в, приобретающей в среднем эпизоде широту дыхания; это - картина знойного дня, голубого неба и сочной зелени леса. Фея Осени несколько неожиданно воплотилась в капризных очертаниях Allegro moderato. И наконец, фея Зимы предстает в сумрачном, несколько меланхолическом облике.

Композитор пользуется простыми средствами: хроматические ходы в пределах малой терции, ниспадающие гаммы, привычная модуляционная последовательность - As - С - As. Но, как и в других аналогичных случаях, свежести звучания он достигает благодаря остроумным сопоставлениям и интонационным изгибам, которые придают такое изящество мелодическому рисунку.

Добрая и увлекательная сказка французского сказочника Шарля Перро хорошо знакома не только каждому взрослому, но и каждому ребенку. По ее сюжету сняты фильмы, поставлены спектакли, созданы мультфильмы, ну и, конечно, поставлен балет. Ведь танцевальная феерия сама по себе - удивительная сказка. Так кто же был автором балета "Золушка"?

Вспоминая сюжет

Литературной основой любого танцевального спектакля является специально написанное либретто. Для сказки "Золушка" оно было выполнено Николаем Волковым.

Если вспомнить историю Золушки в авторстве Перро, то отец девушки был вдовцом и женился вторично. Мачеха невзлюбила свою падчерицу, всячески унижала и обижала ее, держала в "черном теле", морила голодом, заставляла выполнять непосильную для обычного человека работу, даже била. Но чаще всего манипулировала чувством любви Золушки к отцу: оскорбляла его, грозила выгнать из дома. Золушке было очень жаль отца, и потому она старалась всячески услужить мачехе и двум ее родным, очень своенравным, злым и эгоистичным дочерям. Однако в сказке нет описания той сцены, с которой начинается балет. В ней Золушка выполняет домашнюю работу.

Тоскуя по матушке, она достает ее портрет. Портрет же мачехи прикрывает тканью. Разозленная женщина срывает свой гнев на девушке. В момент ссоры на сцене появляется нищая и просит подаяния. Все отворачиваются от нее, кроме Золушки. Позже мы увидим, что нищая и есть крестная Золушки - добрая волшебница, способная к перевоплощениям. В сказке Перро она не появляется в виде нищенки. Впервые мы сталкиваемся с ней непосредственно после того, как мачеха с дочерями отбывают во дворец.

В сцене сбора на бал мы тоже найдем отличия. По сюжету сказки Золушка должна за короткое время сшить три шикарных платья для мачехи и сестер. А затем помочь им непосредственно в сборах на бал. При этом, кроме мачехи, ее дочерей и Золушки, не присутствовал больше никто. В балете же при сборах на бал присутствовали и портные, и парикмахеры, и музыканты, и танцмейстеры. И когда крестная собирает на бал Золушку, в сказке ей помогает только ее ученик, а в балете - много помощниц.

Так кто же автор балета "Золушка"?

Чтобы разобраться, давайте обратимся к лексическому значению слова "автор". Словари предлагают нам несколько значений. Во-первых, это любой человек, творческим трудом которого создано произведение. Во-вторых, это создатель творения в любом виде искусства. Таким образом, автором балета может быть либретист, режиссер-постановщик, композитор. Разумеется, большая роль отводится последнему.

Если отталкиваться от вышеизложенного, то создателя либретто мы уже называли. Автором-композитором балета "Золушка" является Сергей Сергеевич Прокофьев.

А вот балетмейстеров-постановщиков можно назвать несколько, так как вариантов сценических воплощений спектакля много. В классическом варианте первоначальную постановку балета совершил на первом, довоенном этапе Вахтанг Чабукиани, а на втором, послевоенном - Константин Сергеев. Но представлен был спектакль публике впервые в постановке Ростислава Владимировича Захарова. Это случилось в Москве, в Большом театре.

Через пять месяцев первоначальный вариант был продемонстрирован в Мариинском театре оперы и балета им. Кирова, но классической версией в истории балета все равно остаётся постановка Ростислава Захарова.

Автор - композитор

Как обычно отвечают на вопрос о том, кто написал балет "Золушка"? "Автор - это Прокофьев", - отвечают знатоки балета. И действительно. Композитор - самый главный, пожалуй, человек в создании танцевального произведения.

Автор музыки балета "Золушка" С. С. Прокофьев создал его в традиции классического сказочного спектакля, очень романтического и лиричного. По ходу развития сюжета он использовал большой набор классических бальных танцев: гавот, вальс, галоп, мазурка. Причем вальсов на протяжении спектакля представлено несколько. Самым знаменитым из них является "Большой". В практике симфонической музыки он используется как самостоятельное инструментальное произведение.

Музыка балета - "говорящая" и "иллюстративная". Например, в сцене с часами, с помощью равномерного темпоритма и повторяющихся аккордов создается образ уходящего времени. Прокофьев в "Золушке" стал продолжателем творчества "балетного сказочника", патриарха русского балета Петра Ильича Чайковского.

Такая разная и такая традиционная "Золушка"

В постановках многих музыкальных театров в разное время осуществлялись свои варианты знаменитой постановки. Традиционно музыкально-сценарная основа спектакля не менялась. Менялись лишь авторы балета "Золушка".

С 1964 года в Санкт-Петербурга идет балет "Золушка" в постановке знаменитого Олега Виноградова, начинающего в то время балетмейстера. Премьера спектакля состоялась на сцене и балета. Эта версия знаменитого балета - размышление о таланте и бездарности, о красоте и уродстве, о духовности и внутренней пустоте.

В 2016 году в Перми был представлен новый вариант "Золушки" в постановке Алексея Мирошниченко. Он перенес все действие в 1950-е годы, где рассказал о первой версии балета в Большом театре Москвы.

А вот в современной постановке Кирилла Симонова Музыкальный театр Карелии представил своему зрителю весьма трагическое прочтение сюжета, погружающего в атмосферу 1930-40-х годов, когда Сергей Прокофьев писал музыку для бессмертного спектакля. Симонов уверен, что в ней отразились тяжелые переживания автора, основанные на личной трагедии, а также ожидание войны, незримо витавшее вокруг.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png